Денежно-кредитная политика государства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,52 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Денежно-кредитная политика государства

ВВЕДЕНИЕ

Деньги - это одно из величайших человеческих изобретений. С деньгами в современной жизни в той или иной степени сталкивается каждый человек. Деньги - один из самых увлекательных аспектов современной экономической науки. Оноре де Бальзак утверждал, что «деньги - это шестое чувство, позволяющее нам наслаждаться пятью остальными». Более строго и сухо определяют их экономисты. А.Смит называл деньги «колесом обращения», К.Маркс - «всеобщим эквивалентом». Деньги являются важной частью современной экономики, без них невозможно стабильное развитие рыночного хозяйства. С развитием товарно-денежных отношений возникает потребность в возникновении банков. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышали общую эффективность производства, способствуя росту производительности общественного труда. Современная банковская система - это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчётов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении. Стабилизация же роста денежной массы - это залог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народного хозяйства самым эффективным образом. Регулирование деятельности банков, в том числе денежного обращения, инфляции и экономической активности в стране проводится при помощи денежно-кредитной политики. Денежно-кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего государственного регулирования экономики. Денежно-кредитная политика необходима для обеспечения экономической безопасности страны.

Изучение значения денег, деятельности банков, правильного применения инструментов денежно-кредитной политики необходимо для стимулирования экономического роста, установления финансовой стабильности, сглаживания колебаний экономической коньюктуры на макроэкономическом уровне, что является актуальностью данной темы курсовой работы.

Цель написания работы: изучение деятельности банков, регулирования ими денежной массы, предложения денег, а также изучение инструментария денежно-кредитной политики. Задачи: описание сущности денег, их значения в экономике страны, истории возникновения и видов денег, описание функций денег в современном обществе; описание двухуровневого характера банковской системы, разновидностей коммерческих банков, банковских объединений и групп, эмиссионной деятельности банков; описание измерения денежной массы и предложения денег, и их составляющих; описание денежно-кредитной политики государства, ее инструментов, а также особенностей ее проведения в современных условиях.

При исследовании будут использованы следующие методы:

1.     изучение и анализ научной литературы;

2.      изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики;

.        моделирования, сравнения, индукции, дедукции.

В данной курсовой работе будут приведены мнения и работы современных успешных экономистов таких как: Ч. Гудхарт (профессор Лондонской школы экономики), М.Обстфельд (американский экономист, доктор философии Массачусетского технологического института), А. Тэйлор, Б.Ш.Бернанке( американский экономист, председатель совета управления ФРС США), Я. Тинберген (экономист, первый лауреат Нобелевской премии по экономике). Также приведены последние данные Центрального Банка РФ, использована информация из последних экономических журналов.

В настоящее время в большинстве развитых стран включение в перечень полномочий центрального банка задач по поддержанию финансовой стабильности требует, чтобы центральный банк регулировал деятельность всех финансовых посредников. Но подобная концентрация полномочий может дать ему слишком большую власть над финансовой сферой национальной экономики, обеспечив выход из-под контроля парламентов и национальных правительств. Идет поиск новых реформ взаимодействия парламентов, органов исполнительной власти и центрального банка, а также вносятся изменения в перечень полномочий самих центральных банков. Эти и многие другие проблемы будут описаны в данной курсовой работе.

1. Деньги, сущность, функции, этапы их развития

.1 История возникновения денег

Предприниматели в своей хозяйственной деятельности постоянно имеют дело с денежными единицами своей страны и иностранных государств. Деньги - историческая категория, присущая товарному производству. До появления денег имел место натуральный обмен. К древнейшим видам денег относятся товары, которые обладали следующими свойствами: малоемки, всегда в цене, удобны в обращении, легко делимы и однородны по составу. Например, продовольственные товары ( соль, чай, зерно, рис и др.), меховые (шкуры пушных зверей), орудия труда (мотыги, топоры, ножи, лопаты), украшения (кольца, браслеты, цепочки).

Но люди начали осознавать все неудобства связанные с натуральным обменом, это выражалось в отсутствии некоего определённого эквивалента, при помощи которого, можно было бы установить фиксированную стоимость товаров и производить с его помощью расчёт, между покупателем и продавцом. В результате, возникла необходимость в создании некоего эталона для оценки всех видов товаров, что привело к возникновению денег. Всеобщим эквивалентом, были выбраны благородные металлы, а именно золото и серебро. Этому способствовало несколько объективных факторов, в частности однородность, транспортабельность, высокая ценность, делимость и возможность сохраняться на протяжении неограниченного времени. Серебро и золото, служили деньгами в Вавилоне и Египте в период 3 - 4тыс. лет до н.э. Употребляемое нами слово «монета», появилось на свет благодаря римлянам. Они использовали храм божества Джуно Монета, как мастерскую где чеканились деньги. Некоторое время спустя, все места, где чеканились деньги стали носить название «монета». В английском варианте, это слово произносится как «минт», а во французском - «моне». Именно от этого слова и произошло, английское «many» - деньги. Что касается самих монет, то впервые деньги такой формы, появились в Греции и Лидии в VII -VIII веках до н.э.

Развитие денежной системы привело к необходимости возникновения бумажных денег. Именно их появление, стало началом демонетизации. История возникновения денег из бумаги, берёт своё начало в Китае, здесь ими начали пользоваться в VIII веке. Самым ранним видом бумажных денег, были расписки, они выпускались под ценности, заложенные в специальных лавках или как, свидетельства об уплате налогов, хранившихся на специальных счетах в административных центрах провинций. Такой вид взаиморасчёта, поражал путешественников, посещавших Поднебесную империю, Марко Поло отмечал, что это способ, достигнуть цели, многие века преследуемой алхимиками.

Бумажные деньги, подразделялись на две группы, к первой относятся денежные средства выпущенные казначейством, их также называют билетами казначейства или государственными билетами. Ко второй группе, относятся деньги произведённые банками, они носят название банкноты и по природе, носят функцию кредитных денег. Бумажные деньги появились ранее кредитных систем взаиморасчёта, появление банкнот, будет связано с формированием кредитных отношений. Бумажными деньгами, называют знаки, олицетворяющие полноценные деньги, так как, на них, лежит мимолётная функция при совершении обмена товарами, в этой связи, золото остаётся эквивалентом цены товара.

Сами деньги, не есть воплощение богатства, в связи с этим, продавцу важно не то, как соотносится это воплощение денежных средств с золотом, а то насколько эти деньги пользуются общественным признанием. В основном причиной перехода от металла к бумаге, является удобство в обращении. Однако для выполнения перехода необходимо соблюдение двух условий, это относится к развитым товарно-денежным отношениям и наличию доверия к денежным средствам, созданным не из драгоценных металлов.

Россия долгое время использовала исключительно металлические деньги, но в XVIII веке, империя вела множество войн, требующих неограниченных денежных вливаний. Для этих целей пользовались серебром, но в российской казне его вечно не хватало. Императрица Елизавета, попыталась решить этот вопрос введением в обращение медных монет, но это не помогло насытить казну. В результате генерал-прокурором Сената Я.П. Шаховским, было предложено введение в обращение бумажных денег, как их тогда называли - «цидул». Это название, стало искажением немецкого слова «Zettel», означающего бумажные деньги. В 1768 году, Екатерине II, была подана записка, в которой обосновывалось введение бумажных денег, её автором стал К.Е. Сиверс. В результате в декабре этого же года, обнародовали манифест, учреждавший государственные банки, обменивающие ассигнации. Было решено, что бумажные деньги, не должны в своей массе превышать наличие драгоценных металлов, изначальный капитал банка занимающегося ассигнованием составил миллион рублей медью.

1.2 Определение и функции денег

В экономической литературе имеется несколько понятий денег. Выделим основные:

1.      Вид финансовых активов, который может быть использован для сделок;

2.      Особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене благ;

.        Важная макроэкономическая категория, посредством которой осуществляется анализ инфляционных процессов, циклических колебаний, механизма достижения равновесного состояния в экономике, согласованности функционирования товарного и денежного рынков;

.        Специфический вид имущества, не приносящий дохода при стабильном уровне цен.

Наиболее характерной чертой денег является их высокая ликвидность. Сущность денег проявляется в их функциях:

1.      Деньги как мера стоимости.

2.      Деньги как средство обращения.

.        Деньги как средство накопления и образования сокровищ.

.        Деньги как средство платежа.

.        Мировые деньги.

Современное общество, характеризующееся всеобщим характером товарно-денежных отношений и господством вместо действительных денег знаков стоимости, главным образом кредитных денег, обусловило модификацию функций денег.

Деньги сегодня в отличие от денег простого товарного производства превращаются в денежный капитал, или самовозрастающую стоимость. Это накладывает особый отпечаток на все функции денег. В первой функции деньги не только измеряют стоимость всех товаров и услуг, но и капитала. Во второй функции - при купле-продаже различных ценностей за наличный расчет - деньги выступают средством обращения товаров и капитала. В третьей функции - как средство накопления и сбережения - деньги концентрируются в кредитной системе и обеспечивают владельцу прибыль. Накопление в форме тезаврации золота защищает денежные богатства от обесценения. Четвертая функция (деньги обслуживают разнообразные платежные отношения, в том числе трудовые) способствует широкому развитию кредитной системы. Пятая функция - мировые деньги - делает возможным переливы капитала между странами. Они обслуживают производство и реализацию общественного капитала через систему денежных потоков между сферами хозяйства, отраслями производства и регионами страны. Организаторами этих потоков являются государства, хозяйствующие субъекты и отчасти отдельные лица. Причем оборот стоимости общественного продукта начинается и заканчивается у владельца капитала.

В отличие от функций денег, которые являются относительно стабильными и мало подвержены изменениям, роль денег в различных условиях постоянно меняется.

Деньги воздействуют на экономические процессы и развитие общества:

. Деньги участвуют в установлении цены товаров. На рынке в зависимости от спроса и предложения, а также конкуренции складываются цены, которые могут отклоняться от стоимости.

. С помощью денег определяется в хозяйственной деятельности предприятий величина издержек производства каждого вида продукции и совокупного их объема.

. Усиливают заинтересованность предпринимателей в развитии и повышении эффективности производства, экономном использовании ресурсов.

. Влияют на экономические взаимоотношения между странами.

Развитие производства приводит к повышению роли денег. Содержание денег и возможности их использования для решения экономических и социальных задач постоянно меняются, приспосабливаясь к условиям производства.

1.3 Виды денег

Различают следующие виды денег:

1.      Наличные деньги - денежные средства в форме бумажных денег и монет, денежных знаков.

.        Кредитные деньги (банковские деньги) - знаки стоимости, возникшие на основе кредита и выполняющие функцию средства обращения и средства платежа, выражающие отношения между кредитором и заемщиком (банкноты, чеки и векселя).

3.      Электронные деньги - платежные средства, представленные и обращаемые в электронном виде, оборот которых гарантирует анонимность сторон, участвующих в расчетах: безналичные расчеты между продавцами и покупателями, банками и их клиентами, осуществляемые посредством компьютерной сети, систем связи с применением средств кодирования информации и ее автоматической обработки.

Банкнота - это денежный знак, изготовленный из бумаги, плотной ткани (обычно шёлка), металла либо пластика, обычно прямоугольной формы. Банкноты национальных валют выпускаются центральными банками и обязательны к приёму на всей территории. Это бессрочное обязательство и выступают как общественные кредитные деньги, обладающие особым качеством - всеобщей обращаемостью.

С развитием кредитных отношений появляются кредитные деньги. Кредитные деньги отличаются от обеспеченных денег тем, что плательщик (должник) не обязательно должен всё время иметь имущество, достаточное для уплаты долга. Оплата по таким долгам обычно производится в определённый срок, хотя существуют условия, при которых оплата производится в любое время по первому требованию. Кредитные деньги несут в себе риск неисполнения требования. Примеры кредитных денег: вексель, чек, облигация. Кредитные деньги носят безналичный характер и представляет собой движение стоимости без участия наличных денег и перечисление денежных средств по счетам кредитных учреждений. Такое обращение осуществляется с помощью чеков, векселей, кредитных карточек и других кредитных инструментов. В России форма безналичных расчетов определяется правилами ЦБ России.

Вексель - письменное обязательство должника (простой вексель) или приказ кредитора должнику (переводный вексель) об уплате обозначенной на нем суммы через определенный срок. т.е. долгового обязательства, возникающего на основе торговой сделки. Существуют также финансовые векселя, т.е. долговые обязательства, возникшие из предоставления в долг определенной суммы денег. Их разновидностью являются казначейские векселя. Последний представляет собой краткосрочную правительственную ценную бумагу, срок действия которой не превышает одного года (обычно составляет 3-6 месяцев). Должником здесь выступает государство.

Чек - это разновидность переводного векселя, который вкладчик выписывает на коммерческий или центральный банк. Он представляет собой письменный приказ владельца текущего счета банку о выплате определенной суммы денег чекодержателю или о перечислении ее на другой текущий счет. Таким образом, экономическая сущность чека состоит в том, что он служит средством получения наличных денег в банке, выступает средством обращения и платежа, а также является орудием безналичных расчетов. Именно на основе чеков возникла система безналичных расчетов, при которой основная часть взаимных претензий погашается без участия наличных денег.

Расширение практики безналичных денежных расчетов, механизация и автоматизация банковских операций, переход к широкому использованию более совершенных поколении ЭВМ обусловили возникновение новых методов погашения или передачи долга с применением электронных денег.

Распространение системы платежей на электронной основе знаменует собой переход на качественно новую ступень эволюции денежного обращения. На основе распространения ЭВМ в банковском деле появилась возможность замены чеков пластиковыми кредитными карточками. Кредитные карточки представляют собой документ, выпущенный банком или торговой фирмой, удостоверяющий личность владельца счета в банке и дающий ему право на приобретение товаров без оплаты наличными, а также позволяющий получить в банке краткосрочную ссуду. Наибольшее применение пластиковые карточки получили в розничной торговле и сфере услуг.

Также существуют еще деньги, называемые «почти деньгами», или квази-деньгами. Это ликвидные активы, имеющие фиксированную номинальную стоимость и легко обращающиеся в наличные деньги или чековые вклады. Они не используются непосредственно как средство обращения, но успешно сохраняют стоимость. К «почти деньгам» относятся бесчековые сберегательные счета, срочные вклады и краткосрочные государственные ценные бумаги.

2. Определение банков, их виды

.1 Виды банков

Банк - финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд) на условии их возвратности, срочности, платежеспособности в целях получения прибыли, а также посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег.

Центральный (эмиссионный) банк в большинстве стран принадлежит государству. Но даже если государство формально не владеет его капиталом (США, Италия, Швейцария) или владеет частично (Бельгия - 50%, Япония - 55%), центральный банк выполняет функции государственного органа. Центральный банк обладает монопольным правом на выпуск в обращение (эмиссию) банкнот - основной составляющей налично-денежной массы. Он хранит официальные золотовалютные резервы, проводит государственную политику, регулируя кредитно-денежную сферу и валютные отношения. Центральный банк участвует в управлении государственным долгом и осуществляет кассово-расчетное обслуживание бюджета государства. По своему положению в кредитной системе центральный банк играет роль “банка банков”, т. е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве “кредитора последней инстанции”, организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчетные палаты.

Коммерческие банки - основное звено кредитной системы. Они выполняют практически все виды банковских операций. Исторически сложившимися функциями коммерческих банков являются прием вкладов на текущие счета, краткосрочное кредитование промышленных и торговых предприятий, осуществление расчетов между ними.

В современных условиях коммерческим банкам удалось существенно расширить прием срочных и сберегательных вкладов, средне- и долгосрочное кредитование, создать систему кредитования населения (потребительского кредита). Инвестиционные операции коммерческих банков связанны в основном с куплей-продажей ценных бумаг правительства и местных органов власти. После кризиса 1929-1933 гг. в США, Франции, Великобритании, в ряде других стран коммерческим банкам запрещено участвовать в выпуске и покупке ценных бумаг частных предприятий небанковского сектора. Этот запрет в настоящее время преодолевается путем открытия банком трастовых отделов и учреждения трастовых компаний, управляющих имуществом клиентов по доверенности (в США 2/3 этого имущества представлено ценными бумагами корпораций). Коммерческие банки выполняют расчетно-комиссионные и торгово-комиссионные операции, занимаются факторингом, лизингом, активно расширяют зарубежную филиальную сеть и участвуют в многонациональных консорциумах (банковских синдикатах).

Инвестиционные банки (в Великобритании - эмиссионные дома, во Франции - деловые банки) специализируются на эмиссионно-учредительных операциях. По поручению предприятий от государства, нуждающихся в долгосрочных вложениях и прибегающих к выпуску акций и облигаций, инвестиционные банки берут на себя определение размера, условий, срока эмиссии, выбор типа ценных бумаг, а также обязанности по их размещению и организации вторичного обращения. Учреждения этого типа гарантируют покупку выпущенных ценных бумаг, приобретая и продавая их за свой счет или организуя для этого банковские синдикаты, предоставляют покупателям акций и облигаций ссуды. Хотя доля инвестиционных банков в активах кредитной системы сравнительно невелика, они благодаря их информированности и учредительским связям играют в экономике важнейшую роль.

Сберегательные банки (в США - взаимосберегательные банки, в ФРГ - сберегательные кассы) - это, как правило, небольшие кредитные учреждения местного значения, которые объединяются в национальные ассоциации и обычно контролируются государством, а нередко и принадлежат ему. Пассивные операции сберегательных банков включают прием вкладов от населения на текущие и другие счета. Активные операции представлены потребительским кредитом, банковскими ссудами, покупкой частных и государственных ценных бумаг, выпуск кредитных карточек.

Ипотечные банки - учреждения, предоставляющие долгосрочный кредит под залог недвижимости (земли, зданий, сооружений). Пассивные операции этих банков состоят в выпуске ипотечных облигаций. Ипотечный кредит - это долгосрочная ссуда, выдаваемая ипотечными, коммерческими банками, страховыми и строительными обществами и другими финансово-кредитными учреждениями под залог земли и строений производственного и жилого назначения. Ипотечный кредит применяется главным образом в сельском хозяйстве, а также в жилищном и других видах строительства. В результате увеличивается размер производительно используемого капитала. Коммерческими банками, фирмами - поставщиками оборудования, финансовыми компаниями предоставляются кредиты промышленно-торговым корпорациям под залог машин и оборудования. В этом случае сумма ипотечного кредита ниже рыночной стоимости закладываемого оборудования и других активов корпораций. Кроме того, размеры ипотечного кредита уменьшаются в зависимости от степени износа закладываемого оборудования. Процентные ставки по ипотечному кредиту определяются спросом и предложением и дифференцируются в зависимости от финансового положения заемщика. Ипотечный кредит широко распространен в странах с рыночной экономикой. Ссуды выделяются на жилищное и производственное строительство под высокий процент (10-20%). Банки потребительского кредита - тип банков, которые функционируют в основном, за счет кредитов, полученных в коммерческих банках, и выдачи краткосрочных и среднесрочных ссуд на приобретение дорогостоящих товаров длительного пользования и т.д.

Главную роль в банковском деле играют банковские группы, в составе которых выделяются головная компания (крупный банк - холдинг), филиалы (дочерние общества), а также представительства, агентства, отделения, см. рис. 2.1.


Банки по характеру собственности делятся на: частные, кооперативные, муниципальные (коммунальные); государственные, смешанные; созданные с участием государства.

В банковском деле, как и в промышленности, свободная конкуренция неизбежно вызывает концентрацию. Одни банки поглощаются более могущественными конкурентами, другие попадают под власть более сильных конкурентов. Происходит “сплетение” банков. Число банков сокращается, но вместе с тем увеличиваются их размеры, возрастает объем операций. В каждой стране выделяются немногие крупнейшие банки, на счетах которых собираются огромные суммы свободных средств, ищущих прибыльного применения. Конкуренция наблюдается как между отдельными банками, так и между крупнейшими союзами банковского капитала. У последних все более усиливается стремление к монополистическому соглашению, к объединению банков. Крупные финансовые операции - размещение государственных займов, организация крупных акционерных обществ - все чаще осуществляются не каким-либо отдельным банком, а при помощи соглашения между несколькими ведущими банками. Централизация банковского капитала проявляется в слиянии крупных банков в крупнейшие банковские объединения, в росте филиальной сети крупных банков. Банковские объединения - это банки-гиганты, играющие господствующую роль в банковском деле. Существуют несколько форм банковских объединений, см. рис. 2.2.

В конкурентной борьбе крупные банки имеют решающие преимущества перед мелкими. Во-первых, они обладают большими возможностями для привлечения вкладов, так как вкладчики предпочитают помещать свои средства в крупные, более солидные и устойчивые банки, а не в мелкие, которые чаще терпят крах. Во-вторых, крупные банки обычно обладают сетью филиалов (отделений, агентств, контор), расположенных во многих городах, чего не имеют мелкие банки. В-третьих, у крупных банков издержки по ведению операций относительно меньше вследствие большего масштаба этих операций. Это позволяет крупным банкам взимать меньшую плату с клиентов за выполнение для них расчетных и кредитных операций, что, естественно, привлекает клиентуру. Превосходство крупных банков еще более усиливается из-за широкого применения компьютеров и другой вычислительной техники. В борьбе с банками-аутсайдерами банковские объединения прибегают к различным методам конкурентной борьбы: с помощью рекламы, путем открытия своих филиалов в районе деятельности аутсайдеров и переманивания клиентов посредством предоставления им тех или иных льгот. Борьба за клиентуру ведется и между самими банковскими объединениями; каждый крупный банк стремится переманить клиентов у других крупных банков. Между банковскими объединениями ведется также борьба за контроль над предприятиями, в которых они участвуют. Если, например, акциями промышленной компании владеют несколько крупных банков, то каждый из них стремится продвинуть на руководящие посты в этой компании своих представителей, чтобы оказывать наибольшее влияние, а, следовательно, получать наибольшие выгоды для ведения денежно-кредитных операций.

2.2 Эмиссионная деятельность банков на территории РФ

Центральный Банк РФ (ЦБ РФ) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение и изъятия из обращения на территории Российской Федерации. За ЦБ РФ как представителем государства законодательно закреплена также эмиссионная монополия в отношении общенациональных кредитных денег. Эмиссионная монополия превратила ЦБ в эмиссионно-кассовый центр банковской системы, т.к. его обязательства служат кассовым резервом любого коммерческого банка.

Эмиссионная деятельность коммерческих банков состоит из двух направлений:

1.      эмиссия кредитных денег;

Эмиссия (выпуск) кредитных денег - специфическая функция, отличающая коммерческие банки от других финансовых институтов. Коммерческие банки осуществляют депозитно-кредитную эмиссию - денежная масса увеличивается, когда банки выдают ссуды своим клиентам, и уменьшается, когда эти ссуды возвращаются. Эти банки являются эмитентами кредитных орудий обращения. Предоставляемая клиенту ссуда зачисляется на его счет в банке, т.е. банк создает депозит (вклад до востребования), при этом увеличиваются долговые обязательства банка. Владелец депозита может получить в банке наличные деньги в размере вклада, вследствие чего происходит увеличение количества денег в обращении. При наличии спроса на банковские кредиты современный эмиссионный механизм позволяет расширять денежную эмиссию, что подтверждается ростом денежной массы в промышленно развитых странах. Вместе с тем экономика нуждается в необходимом, но не чрезмерном количестве денег, поэтому коммерческие банки функционируют в рамках ограничений, устанавливаемых центральным банком, с помощью которых регулируется процесс кредитования и, следовательно, процесс создания денег.

Эмиссия ценных бумаг осуществляется коммерческими банками путем выпуска и размещения ценных бумаг (акций, облигаций). Выполняя эту функцию, банки становятся каналом, обеспечивающим направление сбережений для производственных целей. Рынок ценных бумаг дополняет систему банковского кредита и взаимодействует с ней. Например, коммерческие банки предоставляют посредникам рынка ценных бумаг (компаниям-учредителям) ссуды для подписки на ценные бумаги новых выпусков, а те продают банкам ценные бумаги для перепродажи в розницу. Если компания-учредитель, на имя которой зарегистрированы ценные бумаги, сама продает их, то банк может обеспечивать подписчиков на выпущенные ценные бумаги. При этом банк обычно организует консорциум по размещению ценных бумаг. Обязательства на значительные суммы, выпущенные крупными компаниями, могут быть размещены банком путем продажи своим клиентам (в основном институциональным инвесторам), не посредством свободной продажи на фондовой бирже. Выпуск и регистрация ценных бумаг коммерческими банками осуществляется в соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 17 сентября 1996 г. N 8 «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации». Государственной регистрации в Департаменте контроля ЦБ РФ за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках Банка России подлежат все выпуски ценных бумаг независимо от величины выпуска и количества инвесторов.

2.2.1. Выпуск акций и облигаций кредитными организациями

Выпуск акций кредитными организациями производится следующим образом. Кредитная организация, созданная в форме открытого или закрытого акционерного общества формирует свой уставный капитал из номинальной стоимости акций, приобретенных акционерами. Число акционеров кредитной организации, созданной в форме закрытого акционерного общества, не должно превышать 50 лиц. Кредитная организация, созданная в форме открытого акционерного общества, вправе проводить размещение акций путем открытой и закрытой подписки. Способ размещения акций в этом случае определяется уставом кредитной организации, а при отсутствии указаний в уставе - решением общего собрания акционеров. Номинальная стоимость акций должна выражаться в рублях. Кредитная организация может выпускать обыкновенные и привилегированные акции. Обыкновенные акции независимо от порядкового номера и времени выпуска должны иметь одинаковую номинальную стоимость (в рублях) и предоставлять их владельцам одинаковый объем прав. Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25 процентов от уставного капитала кредитной организации. Возможность выпуска одного или нескольких типов привилегированных акций, размер дивиденда и (или) ликвидационная стоимость по каждому из них, объем прав, предоставляемый ими, определяется уставом кредитной организации.

Кредитная организация в соответствии с действующим законодательством и ее уставом по решению Совета директоров, если иное не предусмотрено ее уставом, может выпускать облигации для привлечения заемных средств. Выпуск облигаций допускается только после полной оплаты уставного капитала. Кредитная организация может выпускать облигации именные и на предъявителя; обеспеченные залогом собственного имущества либо облигации под обеспечение, предоставленное кредитной организации для целей выпуска третьими лицами, облигации без обеспечения; процентные и дисконтные; конвертируемые в акции, с единовременным сроком погашения или облигации со сроком погашения по сериям в определенные сроки.

.2.2. Эмиссия векселей и сертификатов банками.

Коммерческие банки, осуществляя операции с ценными бумагами и с товарными векселями предприятий в том числе, могут также выпускать (эмитировать) собственные векселя, - так называемые банковские или финансовые векселя.

Эмитируются они обычно для двух целей - для получения инвесторами дохода от их покупки и для выполнения расчетных функций между предприятиями. Как правило, векселя сочетают в себе обе эти функции. При этом активно используется их кредитная функция. Держатель векселя может расплатиться им за товары и услуги, передавая вексель по новому векселедержателю, к которому по закону переходят все права по векселю. Основная масса векселей эмитируется на срок от 1 до 3 месяцев, однако существуют долговые обязательства как со сроками 3 - 7 дней, так и до одного года. В срочных векселях с большими сроками погашения некоторые банки включают в текст векселя сетку цен выкупа при досрочном его погашении, т.е. клиент может планировать доходность своих вложений на срок меньший, чем срок выпуска данного долгового обязательства.

Сертификат представляет собой письменное свидетельство банка-эмитента о передачи средств банку и удостоверяет право владельца или его правопреемника на получение по окончании установленного срока суммы вклада и причитающихся по нему процентов. Фактически сертификаты являются разновидностью срочного депозита, но в отличие от него оформляются на специальных бланках. Основным преимуществом сертификатов является то, что он может быть продан на вторичном рынке, причем продажная цена включает доход, причитающийся прежнему владельцу за фактический срок передачи средств в пользование банку, а последующий владелец по истечении срока его обращения получает доход по первоначально установленному сроку независимо от даты приобретения. Кроме того, обращение сертификатов на вторичном рынке не оказывает влияния на изменение объема ресурсов коммерческих банков.

акция кризис денежный кредитный

3. .Денежная масса

.1 Денежная масса и ее измерение

Поскольку контроль за количеством денег важен для экономической стабильности, то возникает потребность в измерении денежной массы. Денежная масса - это совокупный объем денежных средств, который на данный момент находится в обращении и принадлежит разным экономическим субъектам.

В зависимости от степени ликвидности используется набор показателей (агрегатов) для измерения денежной массы, обращающейся в стране в данный момент. Принцип агрегирования состоит в том, что к существующей денежной массе добавляются последующие суммы. Состав и количество используемых денежных агрегатов различаются по странам.

Центральный Банк РФ выделяет четыре денежных агрегата - М0, М1, М3, соответствующие четырем степеням ликвидности ее компонентов:

1.      М0: наличные деньги в обращении;

2.      М1: М0 + депозиты населения в сбербанках до востребования, депозиты населения и предприятий в коммерческих банках до востребования, средства населения и предприятий на расчетных и текущих счетах;

.        М2: М1+ срочные вклады в сбербанках;

.        М3: М2+ депозитные сертификаты банков, облигации государственного займа.

В странах с развитыми рыночными отношениями используется агрегат L - М3 + казначейские сберегательные облигации, краткосрочные государственные обязательства, коммерческие бумаги и пр. В макроэкономическом анализе чаще других используются агрегаты М1 и М2. настоящими деньгами, или деньгами в узком смысле слова в макроэкономике является агрегат М1. Остальные агрегаты характеризуются как « квазиденьги» или «почти деньги». Агрегаты М2 и М3 содержат дополнительные разновидности финансовых активов, соответствующие более функции средства накопления, чем функции средства обращения: государственные краткосрочные обязательства (ГКО), облигации федерального займа (ОФЗ), облигации государственного внутреннего валютного займа (ОГВВЗ), облигации государственного сберегательного займа. В таблице 1. приведены основные показатели денежной массы с 2008 по 2012 гг. (см. приложение).

Динамика денежных агрегатов обусловлена рядом причин, включая движения процентной ставки. Например, при повышении процентной ставки агрегаты М2 и М3 могут опережать М1, так как их компоненты приносят доход в форме процента. На денежном рынке процентная ставка (номинальная, реальная) выступает как альтернативная стоимость денег и характеризует упущенный доход, связанный с хранением сбережений в денежной форме. Номинальная ставка процента отражает банковский процент, а реальная - покупательную способность в зависимости от уровня инфляции. Связь между номинальной и реальной ставками процента описывается уравнением Фишера:


где: i - номинальная ставка процента;

r - реальная ставка процента;

- темп инфляции.

Уравнение показывает, что номинальная ставка процента может изменяться по двум причинам:

1.      изменение реальной ставки процента;

2.      темп инфляции.

Например, если субъект положил на банковский счет сумму денег, приносящую 10% годовых ежегодно, то номинальная ставка составит 10%. При уровне инфляции 6% реальная ставка составит только 4 %.

3.2 Предложение денег. Денежный мультипликатор

Предложение денег - количество денег, находящихся в обращении за пределами банковской системы. Контроль за количеством денег необходим для поддержания экономической стабильности. Избыток денег, как и их недостаток негативно складывается на характере протекания всех макроэкономических процессов. Высокий уровень инфляции в первом случае так же дестабилизирует экономику, как и кризис неплатежей, порождающий наводнение экономики денежными суррогатами во втором случае.

Предложение денег во всех странах регулируется центральным и коммерческими банками. Предложение денег включает в себя наличные деньги и депозиты:


где: - предложение денег;

C -наличные деньги;

D - депозиты до востребования.

Центральный банк регулирует прежде всего денежную базу, т.е. активы, от величины которых зависит денежная масса в стране.


где: - денежная база;

C - наличность;

R - резервы.

Наличные деньги непосредственно входят в состав денежного предложения, тогда как резервы определяют способность банков создавать кредитные деньги и влиять тем самым на размер денежной массы. Наличные деньги поступают в обращение в результате покупки центральным банком у населения, фирм, банков и государства ценных бумаг, иностранной валюты и золота, а также в результате предоставления кредитов коммерческим банкам и государству. Норма обязательных резервов законодательно определяет долю банковских вкладов, помещаемых в резервы в центральном банке.

В модель предложения денег включены три переменные:

1.      Денежная база

2.   Норма резервирования депозитов (rr), т.е. доля банковских вкладов, помещенных в резервы. Центральный банк устанавливает для коммерческих банков нормы резервов в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Нормы резервов устанавливается в процентах от вкладов в коммерческих банках. Этот процент дифференцирован: вклады до востребования имеют более высокий норматив, чем срочные вклады. От уровня нормы обязательных резервов зависит величина кредитных ресурсов коммерческих банков, а значит и их способность выдавать кредиты. Чем ниже норма обязательных резервов, тем больше коммерческие банки могут выдать кредитов (создать кредитных денег), и наоборот.

3.      Коэффициент депонирования денег (cr), который отражает предпочтения населения в распределении денежной массы между наличными и депозитами. Чем в большей степени экономические субъекты склонны хранить деньги на счетах в банке, а не в виде наличности, тем ниже коэффициент депонирования, тем больше кредитные возможности банков и выше мультипликативный эффект, значит, денежное предложение больше.

Данная модель показывает зависимость предложения денег от денежной базы, нормы резервирования депозитов и коэффициента депонирования. С ее помощью познается, как влияет на предложение денег политика центрального банка, коммерческих банков и частных лиц. Более общая модель предложения денег включает и такую переменную, как денежный мультипликатор m, под которым понимается отношение предложения денег к денежной базе:


Денежный мультипликатор можно представить через норму резервирования депозитов(rr) и коэффициент депонирования денег (cr):


Экономический смысл заключается в том, что прирост денежной базы на одну единицу вызывает прирост предложения денег на m денежных единиц. Денежная база обладает способностью мультипликативного воздействия на предложение денег, мощность которого характеризуется величиной денежного мультипликатора. Поэтому денежную базу и называют деньгами повышенной мощности. Как правило, денежная масса в несколько раз превышает денежную базу.

Таким образом, количество денег в стране увеличивается в том случае, если:

1.   растет денежная база;

2.      снижается норма минимального резервного покрытия;

.        уменьшаются избыточные резервы коммерческих банков;

.        снижается доля наличных денег в общей сумме платежных средств населения.

На величину предложения денег влияет много факторов. Приведем наиболее значимые из них:

1.   кредитно-денежная политика, проводимая государством: жесткая (направлена на удержание денежной массы в неизменном объеме), гибкая (центральный банк стремится удержать процентную ставку на неизменном уровне) и нейтральная (проводится в период сбалансированного состояния экономики).

2.   развитие банковской системы;

3.   отношение населения к банковской системе (влияет на коэффициент депонирования).

4. Денежно-кредитная политика государства

.1 Цели и инструменты денежно-кредитной политики

Денежно-кредитная политика - система мер по регулированию денежной массы в обращении с целью стабилизации национальной экономики и обеспечения устойчивого экономического роста. Ее главными целями являются экономический рост, полная занятость, стабильность цен и устойчивый платежный баланс в стране. Денежно- кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии - кредитная экспансия, либо на их сдерживание - кредитная рестрикция. В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить коньюктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Напротив, экономический подъем часто сопровождается спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить перегрев коньюктуры с помощью ограничения кредита, повышения процента, сдерживания эмиссии платежных средств и т.д.

Инструменты подразделяются на рыночные (косвенные) и прямые (директивные). Под прямыми инструментами понимают обязательства, которые банки (или другие участники финансового рынка, находящиеся под юрисдикцией центрального банка) должны выполнять. Их применение возможно благодаря административным полномочиям центрального банка, который может обязывать участников рынка вести себя определенным образом. Рыночные инструменты отличаются от прямых тем, что банки заключают сделки с центральным банком не по принуждению, а по собственной инициативе. Условия сделок соответствуют рыночной коньюктуре или заранее рассматриваются центральным банком, банки на них могут согласиться либо нет. В настоящее время центральные банки придерживаются следующих прямых инструментов:

1.      контроль над процентными ставками (установление верхних и нижних пределов);

2.      целевые кредиты (на определенные цели);

.        кредитные обязательства (нормирование кредитного портфеля банков);

.        обязательные резервные требования;

.        нормирование ликвидности.

В то время как в развивающихся странах прямые инструменты очень распространены, в развитых странах они почти не используются. К приемлемым инструментам, не сдерживающим развитие банковского сектора, относят только обязательные резервы и нормирование ликвидности. Под резервными требованиями (обязательными резервами) понимают отчисления банков на счета центрального банка, зависящие от объема привлеченных ресурсов. Примерно 70% развитых стран продолжают использовать резервные требования, от них отказались только Австралия, Канада, Дания, Новая Зеландия, Норвегия и Швеция.

С 1980-х гг. центральные банки постепенно переходят на косвенные (рыночные) инструменты. Внедрение рыночных инструментов отражает увеличение роли ожиданий участников финансового рынка и ценовых сигналов в экономике. К таким инструментам относится изменение учетной ставки (или ставки рефинансирования), по которой центральный банк выдает кредиты коммерческим банкам. Если учетная ставка повышается, то объем заимствований у центрального банка сокращается, следовательно, уменьшаются операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. Получая более дорогой кредит, банки повышают свои ставки по ссудам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении. Данные о ставках рефинансирования центрального банка России приведены в таблице 2. (см. приложение).

Следующий способ контроля за денежной массой - операции на открытом рынке. Он широко используется в странах с развитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находится в стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагает куплю-продажу центральным банком государственных ценных бумаг, чаще всего это краткосрочные государственные облигации. Покупая ценные бумаги у коммерческого банка центральный банк увеличивает сумму на резервном счете этого банка, соответственно в банковскую систему поступают дополнительные деньги повышенной мощности, и начинается процесс мультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будут зависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется на наличность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньше масштаб денежной экспансии. Если центральный банк продает ценные бумаги, то процесс протекает в обратном направлении.

Таким образом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке, центральный банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобные операции осуществляются центральным банком в форме соглашений об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае банк, продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной более высокой цене через некоторый срок. Платой за предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница между ценой обратного выкупа и ценой продажи. Соглашения об обратном выкупе широко распространены в деятельности коммерческих банков и фирм.

Операции на открытом рынке во многих странах рассматриваются как наиболее гибкий и точный инструмент денежной политики, поскольку они осуществляются по инициативе и под контролем центрального банка, в любых размерах, достаточно быстро и при необходимости могут корректироваться.

.2. Приоритеты денежно-кредитной политики до и после кризиса

.2.1 Целевые приоритеты центральных банков в посткризисный период

Мировой финансовый кризис выявил немало проблем в теории и практике денежно-кредитной политики центральных банков. В результате возникла необходимость изучения целей и функций центральных банков, их роли в процессах макроэкономической стабилизации, особенно важна проблема взаимосвязи денежно-кредитной и фискальной политики в посткризисный период. Для реализации антикризисных программ в большинстве стран, затронутых кризисом, потребовались новые нетрадиционные формы взаимодействия центрального банка и правительства. С уроками кризиса связано несколько важных теоретических и практических вопросов:

1.      может ли центральный банк в условиях высокой интеграции национальных финансовых рынков проводить процентную политику без учета ситуации на мировых рынках;

2.      может ли центральный банк, устанавливая краткосрочную процентную ставку, добиваться целевого значения темпов инфляции или других макроэкономических показателей;

.        должно ли обеспечение стабильности цен быть основным приоритетом деятельности национального центрального банка или важно поддерживать макрофинансовую стабильность;

.        какими должны быть институциональные рамки взаимодействия центрального банка и правительства?

Ведущие экономисты мира, такие как С. Гудхарт (профессор Лондонской школы экономики), М. Обстфельд, А. Тэйлор и др., разработали общие подходы к ответам на поставленные вопросы. Во-первых, национальная процентная политика должна учитывать тренд мировых процентных ставок. В условиях, когда национальные субъекты привлекают долгосрочные заимствования на мировом рынке, центральный банк вынужден подстраивать свои краткосрочные ставки к уровню среднемировых долгосрочных процентных ставок. Поэтому свобода маневра в процентной политике у национального центрального банка в настоящее время ограничена. Во-вторых, использование центральным банком только политической процентной ставки для достижения целевых значений макроэкономических переменных может не дать нужных результатов, если национальные финансовые посредники не используют операции рефинансирования центрального банка для пополнения своей ресурсной базы. В-третьих, сейчас важно поддерживать макрофинансовую стабильность. По мнению профессора С. Гудхарта, для достижения этой цели надо создать дополнительный набор макропруденциальных инструментов.

В ходе многочисленных исследований было выявлено, что между целями денежно-кредитной политики и функциями центрального банка часто возникают серьезные противоречия и несовместимость. В настоящее время сформулировано несколько важных инновационных подходов к организации деятельности центрального банка как проводника денежно-кредитной политики. Они содержат рекомендации относительно функций, которые центральные банки должны выполнять в развитых странах и странах с формирующимся рынком.

В законах о центральных банках в качестве основного приоритета их деятельности чаще всего зафиксирована именно ценовая стабильность. Доминирование указанной цели может быть связан как со стимулированием развития реальной экономики (например, в США и Малайзии) так и с динамикой финансовых переменных (например, процентных ставок в ЮАР). Развитие глобального финансового кризиса продемонстрировало, что целевая установка центрального банка на достижение ценовой стабильности не позволила избежать стремительного роста задолженности частного сектора, использования крайне рискованных бизнес-стратегий, кредитной экспансии и формирования ценовых пузырей на рынках активов. Для их предотвращения и одновременного сохранения ценовой стабильности центральный банк был вынужден вмешиваться в механизмы ценообразования на финансовом рынке, повышая процентные ставки и проводя валютные интервенции. Однако подобное вмешательство, как показала практика, способно только закрепить уже сложившиеся искажения цен на разные группы активов и нанести значительный ущерб реальной экономике.

4.2.2 Финансовая стабильность и формы ее реализации

Одним из лучших в признании финансовой стабильности в качестве особой цели денежно-кредитной политики еще до глобального кризиса был Банк Англии. В докризисный период ее достижение носило вторичный характер по сравнению с таргерированием инфляции. Но в настоящее время ситуация резко изменилась. В ходе институциональной реформы финансового регулирования в Великобритании были существенно расширены полномочия Банка Англии. В сферу его мандатов включены банковский надзор и макропруденциальное регулирование.

Обеспечение финансовой нестабильности потенциально несовместимо с другими политическими целями денежно-кредитной политики, прежде всего с поддержанием стабильности покупательской способности национальной валюты. Например, если центральный банк для стабилизации положения в банковской системе увеличивает предложение ликвидности, то проводимые им операции могут привести к ускорению темпов инфляции, что затруднит достижение другой цели - поддержание стабильности покупательской способности национальных денег. Поэтому в условиях глобального кризиса поддержание финансовой стабильности приобрело доминирующее значение. До кризиса считалось, что финансовая стабильность предполагает три основных компонента: финансовую устойчивость каждого отдельного банка, стабильность покупательской способности денег, стабильность и устойчивость функционирования платежно-расчетных систем. Глобальный кризис показал, что подобный подход слишком узок и не отвечает сложившимся условиям на финансовых рынках. В последнее время во многих исследованиях предпринята попытка разработать количественный показатель финансовой стабильности аналогично индексам инфляции. В данный момент основным инструментом центрального банка для поддержания финансовой стабильности является его действия в качестве кредитора последней инстанции.

Другие инструменты предназначены и применяются для достижения иных целей: процентные ставки - для поддержания стабильности национальной валюты; финансовое регулирование - эффективности рынков и институтов (или микростабильности); пруденнциальный надзор - институциональной устойчивости (или микроустойчивости). Согласно принципу Я. Тинбергена, неизбежно порождает противоречия и повышает риск непрогнозируемых негативных последствий, способных спровоцировать серьезные кризисы. Практика применения центральными банками нетрадиционных мер пока ограничена. Моделирование последствий таких мер показывает, что слишком ранний отказ от них может замедлить восстановление нормального функционирования рынков, а слишком продолжительное применение - спровоцировать риск ускорения инфляции.

При этом теория еще не ответила на вопрос, как центральный банк управляя валютой баланса, должен учитывать риск для денежно-кредитной политики. например, до последнего кризиса 100% актива баланса ФРС США составляли обязательства Минфина, теперь на 2/3 его образуют обязательства федеральных агентств и агентств, выпускающих ценные бумаги., обеспеченные пулами коммерческих и жилищных ипотек. Федеральный комитет по операциям на открытом рынке ФРС США планирует нормализовать размер и структуру портфеля ФРС и активно обсуждает альтернативные подходы к достижению этой цели.

Для предотвращения противоречий между целями денежно-кредитной политики некоторые эксперты предлагают центральному банку использовать следующий подход: выделять все потенциально противоречивые меры и операции и ранжировать их значимость для национальной финансовой системы по критерию технической предсказуемости, возможности применения доступных инструментов денежно-кредитной политики или затратам на реализацию. В настоящее время в большинстве развитых стран включение в перечень полномочий центрального банка задач по поддержанию финансовой стабильности требует, чтобы центральный банк регулировал деятельность всех финансовых посредников. Но подобная концентрация полномочий может дать ему слишком большую власть над финансовой сферой национальной экономики, обеспечив выход из-под контроля парламентов и национальных правительств. Идет поиск новых реформ взаимодействия парламентов, органов испонительной власти и центрального банка, а также вносятся изменения в перечень полномочий самих центральных банков.

4.2.3 Финансовая стабильность и внешнее финансирование

Правительства стран с формирующимся рынком часто пытаются привлечь внешнее финансирование в форме общественного и частного капитала для стимулирования экономического роста. Однако нередко бум кредитования, возникающий после привлечения масштабных внешних инвестиций, повышает уязвимость финансовой системы вследствие необоснованного укрепления реального обменного курса национальной валюты. Согласно результатам одних исследований, приток общественного капитала из-за рубежа в целом ведет к укреплению реального обменного курса. По мнению других авторов, иностранная помощь содействует укреплению реального обменного курса, если одновременно растет производительность в торгуемом секторе. Если иностранная помощь направляется на повышение производительности и улучшение производственных возможностей в неторгуемом секторе, то напротив, возможно реальное обесценивание валюты в стране-реципиенте.

Воздействие притока официального общественного капитала на реальный обменный курс также зависит от того, как используются привлеченные средства. Если значительная их часть идет на развитие базовой инфраструктуры, то вклад этих средств во внутреннее потребление невелик. Если привлеченные средства расходуются на потребление, то это оказывает большое давление на относительные цены национальных товаров, чем приток иностранного капитала, связанный с инвестициями, замещающими импорт. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) сопряжены с меньшей кредитной и денежной экспансией, так как ограничена роль национальной банковской системы как посредника. В результате инфляционный потенциал ПИИ меньше, чем кредитов коммерческих банков. Если потоки ПИИ связаны с инвестициями, замещающими импорт машин и оборудования, то они не ведут к укреплению обменного курса. При этом эффекты распространения ПИИ по национальной экономике при отсутствии ограничений на импорт могут значительно расширить национальные производственные возможности благодаря передаче стране - рецепиенту современных технологий. Причем в странах с лучшим инвестиционным климатом можно снизить давление на реальный обменный курс их валют еще до начала притока ПИИ.

Переводы или частные зарубежные трансферты можно рассматривать как приток частного капитала. Такие денежные переводы не оказывают особого влияния на реальный обменный курс. Денежные переводы, направляемые в стране - рецепиенте на инвестиции в недвижимость, ведут к росту цен на ресурсы, строительному буму и формированию ценовых пузырей на рынке активов.

Иностранные портфельные инвестиции (пи) - сумма долговых инструментов, эмитированных национальным частным сектором ( корпоративные облигации и другие частные долговые ценные бумаги) и номинированных в иностранной валюте, и иностранных покупок собственности в национальных компаниях - вызывают наибольшее укрепление валюты страны - рецепиента. На основании данных по 42 странам с формирующимся рынком за 1980-2008 гг. было показано, что среди различных компонентов притока частного иностранного капитала соответствующий эффект от ПИ примерно в семь раз больше, чем от ПИИ, банковских кредитов и частных трансфертов.

Развитие глобального финансового кризиса показало, что центральные банки, как развитых стран, так и стран с формирующимся рынком не смогли обеспечить эффективное достижение стратегических, тактических и операционных целей денежно-кредитной политики, как их понимали в докризисный период. В условиях финансовой глобализации и значительной интеграции национальных финансовых рынков, ведущие эксперты в области монетарной политики в качестве основной цели денежно кредитной политики предложили расширить мандат центрального банка, связанный с поддержанием финансовой стабильности, что также приведет к нарушениям в поддержании стабильности цен.

Неожиданные изменения в потоках международных капиталов могут дестабилизировать положение на финансовом рынке страны-реципиента. Вводя более гибкий режим обменного курса, центральный банк может сдерживать краткосрочные спекулятивные потоки капитала и ослаблять уязвимость финансовой системы. Но гибкий обменный курс способен пождать серьезные финансовые проблемы, если номинальный обменный курс формируется под влиянием притока капитала, привлекаемого под процентные ставки, которые отличаются от долгосрочного равновесного уровня.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная курсовая работа посвящена изучению сущности денег, деятельности банков и особенностям управления ими денежной массой, а также изучению денежно-кредитной политики, контролирующей эту деятельность. Данные исследования помогают определить наилучший способ к установлению устойчивого экономического роста, финансовой стабильности, управления инфляцией и инвестиционной активностью, и другими макроэкономическими процессами. Также позволяют выделить наиболее важные проблемы в экономике и установить пути решения к ним.

В главной части работы было изучено, что в современном обществе, характеризующимся всеобщим характером товарно-денежных отношений и господством вместо действительных денег знаков стоимости, произошла модификация функций денег. Деньги сегодня в отличие от денег простого товарного производства превращаются в денежный капитал, или самовозрастающую стоимость. Также было выяснено, что банки сегодня - основная составная часть кредитно-финансовой системы любой страны. Кредитные системы развитых стран имеют различную структуру, но характерно то, что есть и общие черты: во всех развитых странах существуют двухступенчатые банковские системы - Центральный и коммерческие банки. Центральному банку принадлежит монопольное право на эмиссию банкнот, выпуск ценных бумаг, обмен валюты. Центральный банк кредитует, регулирует деятельность коммерческих банков и хранит их временно свободные резервы. Основа всей кредитной системы - коммерческие банки. Они занимаются непосредственным кредитованием всех субъектов экономики, предоставляют ссуды, осуществляют весь набор всех банковских операций, распределяют ценные бумаги. Масштабы их деятельности в экономике развитой страны поистине огромны. Изучена денежная масса, ее измерение, предложение денег, способы регулирования ее величины, а также приведены последние данные Центрального банка о состоянии денежной массы в России. Чем выше техническое оснащение банков, чем шире они используют современные компьютеры и спутниковые линии связи, тем быстрее оборачиваются деньги и тем меньше их надо для нормального функционирования хозяйства. Денежная масса, которая необходима для осуществления операций обмена и платежа, зависит от спроса на деньги и от предложения денег банковским сектором. Предложение денег зависит от денежной базы и денежного мультипликатора. Центральный Банк может контролировать предложение денег путем воздействия на денежную базу, изменение которой оказывает мультипликационный эффект на предложение денег. Изучен инструментарий денежно-кредитной политики и ее приоритеты в новых условиях, также выделены основные проблемы в целях и их реализации. Выяснилось, что для реализации антикризисных программ в большинстве стран, затронутых кризисом, потребовались новые нетрадиционные формы взаимодействия Центрального Банка и правительства.

Проблемы денежно-кредитного регулирования центрального банка всегда находились в центре внимания ученых-экономистов и практиков. Однако необходимо отметить, что количество работ как зарубежных, так и отечественных исследователей в данной области демонстрирует постоянный рост, но количество проблем, возникающих особенно в настоящее время и нуждающихся в осмыслении, растет гораздо более быстрыми темпами. Анализ показывает, что основные количественные характеристики регулирования центрального банка с позиции трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики нуждаются в серьезном исследовании с учетом воздействия внешних и внутренних факторов. Слепое копирование механизмов, используемых в практике центральных банков развитых стран, без учета российских реалий, не всегда результативны.

Из всего изученного можно сделать вывод, что финансовая стабильность и экономический рост во многом зависит от грамотного управления денежной массой банками, в способности банковской системы качественно оказывать базовый комплекс услуг, улучшения качества активов, соблюдения существующего законодательства, регулирования деятельности банков, эффективного достижения стратегических, тактических и операционных целей денежно-кредитной политики.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Мэнкью Н.Г. Макроэкономика пер.с англ: Учебник для ВУЗов. - 4-е изд., -М.,- 2010.

2.      Долан Э., Кэмпбэлл К., Кэмпбэлл Р. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика: Пер. с англ.- М., 1994.

.        Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита. - М.,2006

.        Пашку Ю.В. Деньги: прошлое и современность.- С-Пб.,-2010

5.   Официальный сервер Банка России в сети Интернет (http://www.cbr.ru/).

6.   Деятельность коммерческих банков. Учебное пособие. /Под ред. Калтырина А.В. 2004г.

7.      Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика - 4-е изд. - Спб: Питер, 2011

8.     Моисеев С.Р. Макроэкономика -Москва: Кнорус , 2008

9.      Тэйлор А. Глобальные финансы: прошлое и настоящее./ Финансы и развитие,2007

.        М. Обстфельд. «Макроэкономика открытой экономики: развитие в теории и политике». Учебник для вузов / Пер. с англ, под ред. В. П. Колесова, В. П. Колесова

.        Тинберген Я. Использование моделей в экономике :опыт и перспективы/Лекции нобелевских лауреатов//ред.Г.Г. Фетисов. М.: Мысль,2004

.        Акулов В. Б. Макроэкономика: Учеб. пособие / В. Б. Акулов. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006.

13.    Банковское дело. Учебник. /Под ред. Лаврушина О.И. 2001г

.        Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. пособие. - М: Институт международного права и экономики, 2006. - 246 с.

.        Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика: Учебник М.: МГУ.

Издательство "ДИС", 2009

.       Антипов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки: Учебник. - М.: Финстатинформ, 1995. - 218 с.

17.    Ивашковский С.Н. Макроэкономика. - Учебник М.: Дело, 2000.

.        Матвеева Т. Ю. Введение в макроэкономику. Учебное пособие М.: 2007.

.        Макроэкономика. Учебник под ред. К. А. Хублева М.: ТЕИС, 2004.

Похожие работы на - Денежно-кредитная политика государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!