Концепция избранничества, уверенность в собственном уникальном предназначении, типичная для психологии членов декабристских тайных организаций.
Б.Т. Удодов предполагает, что именно «синтетический реализм» Лермонтова и был тем новым и самобытным методом, который привнес писатель в русскую литературу.
Наконец, следует упомянуть романтическое эпигонство. Эпигонство - это нетворческое следование литературным образцам, упрощение, вульгаризация, выхолащивание художественных стилей и индивидуальных манер, механическое заимствование утративших былую оригинальность и содержательность приемов. Как негативное понятие эпигонство стало восприниматься в ходе утверждения эстетики романтизма, когда творческая оригинальность и обладание индивидуальным видением мира становятся одним из главных критериев художественности. Эпигонство - неотъемлемое свойство литературы любого периода, поскольку «участь всех сильных и энергичных талантов - вести за собой длинный ряд подражателей» (М.Е. Салтыков-Щедрин). Эстетическая вторичность, качественное отличие от существующих литературных образцов, эксплуатация некогда новаторских приемов - эти характеристики позволяют сблизить эпигонство с массовой литературой.
Выводы по 2 главе. В заключение главы необходимо еще раз указать все отмеченные нами разновидности романтизма. В истории зарубежной и отечественной литературы мы обнаружили следующие разновидности романтического искусства: романтическая ирония Ф. Шлегеля, ироническо-трагический романтизм - Э.Т.А. Гофмана, бунтарский романтизм Дж. Байрона, гедонический романтизм К.Н. Батюшкова, созерцательно-психологический романтизм В.А. Жуковского, истинный романтизм А.С. Пушкина, синтетический романтизм М.Ю. Лермонтова, эпигонский романтизм Н.В. Кукольника, М.Н. Загоскина и др.
ГЛАВА III. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНТИЗМА
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РОМАНТИЗМА
Романтизму свойственно обостренное внимание к душевной организации человека. Писатели, относящие себя к романтикам, интересуются особенными личностями в особенных обстоятельствах. Для романтического героя свойственны бури чувств, «мировая скорбь», стремление к идеалу, мечта о совершенстве. Герой противопоставляет себя окружающей его среде, он конфликтует не с отдельными людьми, не с социально-историческими обстоятельствами, а с миром в целом, со всей вселенной. Если отдельно взятая личность соответствует целому миру, то она должна быть столь же масштабной и сложной, как целый мир. Романтическое сознание в бунте против ежедневной одинаковости устремляется к крайностям: одни герои романтических произведений - к духовным высям, уподобляются в своем поиске идеала самому творцу, другие - в отчаянии предаются злу, не зная меры в глубине морального падения. Одни романтики ищут идеал в прошлом, особенно в средневековье, когда еще было живо непосредственное религиозное чувство, другие - в утопиях будущего.
Сформированный в романтической литературе тип героя оказался жизнеспособным. Романтический герой, «чужой среди своих», с его внутренней раздвоенностью, с несоизмеримым уровнем его притязаний и самоиронией, оказался первым, кто соединил в себе подлинно современное мировосприятие. Создание такого героя потребовало новых приемов литературного изображения, углубления психологизма.
Первая треть XIX века ознаменовалась развитием романтического сознания, заключающимся в постепенном переходе от утопических надежд на немедленное воплощение высших идеалов в действительность к постепенному отрезвлению, пониманию непреодолимости давления исторических и социальных обстоятельств. Воплощенный дух действия и борьбы, дерзость и презрение ко всякой вялости, отсутствию действия, потребность в пробуждающей людей от малодушия битве, жажда действий, зажигающих сердца и мотивирующих их на совершение подвига, - самые примечательные особенности романтических произведений.
Произведение считается романтическим, если: в нем нет четкой дистанции между автором и героем; автор не критикует героя <#"justify">Выводы по § 1. Итак, для эстетики романтизма свойственны возведение в культ художественного гения в качестве духовного пророка, устремленность к бесконечному, сокровенному; чувственный лиризм, стремление к смешению фольклора с реальностью; ироническое дистанцирование. Из всех искусств в эстетике романтизма музыка и музыкальность - это основная парадигма. К ней восходит и популярная в среде романтиков идея синтеза искусств на основе музыки - Gesamtkunstwerk.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЕМЫ РОМАНТИЗМА
Творчество романтиков пронизано восторгом и разочарованием, воодушевлением и отчаянием. Эти душевные колебания формировали чувство непостижимости действительности, вечной загадки мира, невозможности его полного духовного познания. Гетерогенность романтического направления породила неустойчивость всей художественной системы в целом, включая стиль. Основной стилистический прием романтиков - контраст (восприятие действительности в ее резких диссонансах).
С помощью контраста глубже раскрываются характеры романтических героев. Так, например, в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон» контраст позволяет полнее показать холодность, бесчувственность и одиночество демона:
И перед ним иной картины
Красы живые расцвели:
Роскошной Грузии долины
Ковром раскинулись вдали;
Счастливый, пышный край земли!..
…Но, кроме зависти холодной,
Природы блеск не возбудил
В груди изгнанника бесплодно
Ни новых чувств, ни новых сил;
И все, что пред собой он видел,
Он презирал иль ненавидел.
Кроме того, благодаря резкому противопоставлению в той же поэме автор одновременно показывает и опасения, и свое сочувствие к грядущей судьбе героини:
В последний раз она плясала.
Увы! Заутра ожидала
Ее, наследницу Гудала.
Свободы резвую дитя,
Судьба печальная рабыни,
Отчизна, чуждая поныне,
И незнакомая семья.
В поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» полны контрастами судьбы героинь:
Недавно юная Мария
Узрела небеса чужие;
Недавно милою красой
Она цвела в стране родной…
…Одну заботу ведал он [отец]:
Чтоб дочери любимой доля
Была, как вешний день, ясна,
Чтоб и минутные печали
Ее души не помрачали…
…Тьмы татар
На Польшу хлынули рекою…
…Дворец Бахчисарая
Скрывает юную княжну.
В неволе тихой увядая,
Мария плачет и грустит.
***
Я [Зарема] долго счастьем наслаждалась,
Была беспечней день от дня…
И тень блаженства миновалась;
Я гибну…
Таким образом, используя контраст, романтики показывают и «исключительную личность», и (в особенности) «исключительные обстоятельства».
В стилистике романтизма большое значение имеет возвышенное и прекрасное. Правда жизни создавалась романтиками с использованием поэтической фантазии. Считалось, что поэзия обладает мощным воздействием на индивида и на все общество. Стихия эмоций и фантазия стали главными в создании поэтического творчества. Полет фантазии требовал особых художественных средств. Следствием этого факта стало обращение к условным приемам: аллегории, символу, гротеску, гиперболизации, антитетичности, иронии.
Аллегории (изображения отвлеченных идей посредством конкретного образа) часто встречают в именах героев, даже в названиях произведений. Так, Мцыри в переводе с грузинского означает «неслужащий монах». Именно так Лермонтов называет юношу с мятежной душой, которого так и не смогли удержать стены монастыря. Однозначны образы и Демона как искусителя и олицетворения людских страстей, и посланника рая, херувима, как защитника смирения и покоя; Минвана и Альпин как воплощения двух влюбленных и т.д. Примером аллегории служат ночные птицы («…И над телами христиан/ Чертит круги ночная птица…») и черный ворон («…Черный вран, свистя крылом,/ Вьется над санями;/ Ворон каркает: печаль!»), олицетворяющие смерть; белый голубь как символ жизни («…Белоснежный голубок/ с светлыми глазами,/ Тихо вея, прилетел,/ К ней на персти тихо сел,/ Обнял их крылами...»); терновый венец, ассоциирующийся с мученичеством («…Иссохший лист ее венцом/ Терновым над мои челом/ Свивался…»).
К аллегории очень близок символ, но последний гораздо обширнее по своему значению. С помощью символов романтики отображали целые пласты душевных переживаний своих героев, давали намеки для понимания своих философских идей. Широко известен образ одинокого паруса из одноименного стихотворения М.Ю. Лермонтова. Так автор раскрывает свои душевные поиски, свою неудовлетворенность однообразием и рутиной повседневности:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Образ ищущего паруса или челнока, одинокого в бушующих водах, достаточно излюблен у романтиков:
Ах! в безвестном океане
Очутился мой челнок;
Даль по-прежнему в тумане;
Брег невидим и далек.
Перекликается с этим и символ листа, оторванного от родной ветви («Угрюм и одинок,/ Грозой оторванный листок…»).
Символом непреодолимых препятствий, враждебных герою, представляются заросли терновника и темный лес на пути Мцыри («Напрасно в бешенстве порой/ Я рвал отчаянной рукой/ Терновник, спутанный плющом:/ Все лес был, вечный лес кругом…»); символично и олицетворение юношей самого себя с темничным цветком.
Наиболее удаленные от настоящей реальности, фантастические художественные образы именуются гротеском. Примерами этого приема могут служить ожившая деревянная кукла Олимпия из новеллы Ф. Гофмана «Песочный человек» или мертвые женихи из поэм В.А. Жуковского «Людмила» и «Светлана».
Для подчеркивания образов, важных для раскрытия характера или для более полной передачи впечатления от картин природы, романтики используют гиперболу - нарочитое преувеличение. У Дж. Байрона можно найти описание телосложения Конрада «No giant frame sets forth his common height» в поэме «Корсар» или, например, в поэме «Лара» - «sigh their hours away». У М.Ю. Лермонтова в поэме «Мцыри» гипербола присутствует в описаниях природы:
В то утро был небесный свод
Так чист, что ангела полет
Прилежный взор следить бы мог;
Так полон ровной синевой!
***
И миллионом черных глаз
Смотрела ночи темнота
Сквозь ветви каждого куста.
Или, например, так в поэме «Демон» поэт описывает улыбку умершей Тамары:
…Она была еще мертвей,
Еще для сердца безнадежней
Навек угаснувших очей.
Излюбленным приемом романтиков, позволяющих противопоставлять себя скучной обыденности, является антитеза. Причем это может быть противопоставление и как конкретных слов («Они сошлись. Волна и камень,/ Стихи и проза, лед и пламень…»; «Печальный Демон, дух изгнанья,/ Летал над грешною землей…/ Тex дней, когда в жилище света/ Блистал он, чистый херувим…»), так и целых образов:
…Она [страсть] мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
***
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать».
Конечно, ты хотел, старик,
Чтоб я в обители отвык
От этих сладостных имен…
***
…Рай - смиренным воздаянье,
Ад - бунтующим сердцам;
Будь послушна небесам».
«Что, родная, муки ада?
Что небесная награда?
С милым вместе - всюду рай;
С милым розно - райский край
Безотрадная обитель.
Итог скитаний романтических героев чаще всего трагический, что выражает разочарованность романтиков в окружающей действительности. Поэтому практически любое романтическое произведение пронизано иронией. Ее можно увидеть в высказываниях персонажей:
Знал ли ты
Разгульной юности мечты?
Или не знал, или забыл,
Как ненавидел и любил…
***
Но что ж? Едва взошла заря,
Палящий луч ее обжег
В тюрьме воспитанный цветок…
***
Иль ты не знаешь, что такое
Людей минутная любовь?
Волненье крови молодое, -
Но дни бегут и стынет кровь!
Кто устоит против разлуки,
Соблазна новой красоты,
Против усталости и скуки
И своенравия мечты?
Кроме того, и авторский текст может служить примером иронии:
Смертных ропот безрассуден;
Царь всевышний правосуден;
Твой услышал стон творец;
Час твой бил, настал конец.
***
Недолго жениха младого,
Невеста, взор твой ожидал:
Сдержал он княжеское слово,
На брачный пир он прискакал…
По мнению приверженцев романтизма, высшей формой познания является воображение. Поскольку поэзия называлась важнейшей формой человеческой активности, то и поэтическое воображение ставилось выше разума. Искусство было сокровенным, поэтическое воображение с помощью интуиции проникало в таинственный мир красоты. В связи с этим практически все романтики обращались к заострению образа, той или иной черты в характере персонажа (чело, волосы, глаза, взгляд, улыбка, смех). Так, в поэме «Корсар» Байрон акцентирует внимание на «дьявольской» улыбке («There was a laughing Devil in his sneer»), «обожженном» загаре («Sunburnt his cheek») и волосах, спадающих на плечи «дикой буйно вуалью» («in wild profusion veil»). Или примерами могут служить и указанное выше описание улыбки мертвой Тамары, и подчеркивание бледности мертвого жениха Светланы.
Для романтиков было важно нравственное воздействие искусства на души людей. Одни в искусстве видели источник нравственного усовершенствования себя, другие - силу, побуждающую к революционным действиям.
Выводы по § 2. Делая вывод, стоит еще раз перечислить основные художественные приемы, использованные писателями-романтиками: контраст (восприятие действительности в ее резких диссонансах); аллегория, символ, гротеск, гиперболизация, антитетичность, ирония; заострение образа, той или иной черты в характере персонажа (чело, волосы, глаза, взгляд, улыбка, смех).
ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА РОМАНТИЗМА
С наступлением XIX века романтизм становится новым направлением, отличным от классицизма.
В эпоху классицизма формируется довольно строгая теория канонических жанров поэзии, основанная на античных традициях, идее единого представления о прекрасном. Поэтому для творчества классицистов характерно наличие иерархии и в системе жанров. А именно строго выделялись жанры высокие (трагедия, эпопея) и низкие (комедия, басня).
Переход к новому XIX веку, сопутствующие ему бурные исторические события, техническая революция вносят существенные изменения в литературу. Начинает динамично развиваться, в том числе и жанровая система. Самые важные изменения в это время произошли в лирических жанрах. Изменения эти были заметны прежде всего в Англии.
Развитие романтизма в Англии связано с историческими условиями развития Европы в первой половине XIX века. Большое влияние на литературу оказала Великая французская революция и война Англии против Наполеона, а также внутренние общественно-политические отношения. На фоне крайне неспокойной обстановки в стране (падение жизненного уровня, сменяющие друг друга экономические кризисы в первые послевоенные годы, политическая борьба между демократическими движениями и капиталистическим политическим строем, возникновение крупных профсоюзных организаций) формируется новое мировоззрение писателей. Поэтому для освещения проблем развития общества и человечества, ощущения противоречивости времени уже не подходят строгие жанровые рамки классицизма.
Война с Наполеоном отразилась и на немецкой литературе. Оккупация, присутствие наполеоновских войск создали противоречивое положение в стране: передовые революционные идеи с одной стороны и сопротивление оккупантам с другой. В этот же период формируется немецкая классическая философия. Однако, в отличие от Англии, немецкая литератору направлена на эстетическое, философское изображение мира. Естественно мир во всем его противоречии не укладывался в каноны классицизма.
Поэтому развитие романтизма в литературах Англии и Германии конца XVIII - начала XIX века наиболее показательно. Возникает бурный расцвет лирической поэзии и жанра баллады, а также разных видов жанра поэмы. Прозаические жанры отмечены печатью сильного воздействия лирического начала.
Во Франции, а также в Польше, где долгое время сохранялся авторитет эстетической системы классицизма, романтикам было нелегко отстаивать свои принципы. Поэтому во Франции начало романтической поэзии (как и драматургии) датируется на четверть века позднее, чем формирование романтической прозы. Расцветом романтизма во Франции считаются 20-30-е годы XIX века. Примечательно, что именно Французская революция дала жизнь новому жанру, но первым он появился в совсем других странах. Причинами этому могут быть и слишком бурная политическая жизнь Франции рубежа веков, и неприятие Наполеном романтиков, и эгоцентризм французов в плане литературы и культуры в целом. Однако в начале века во Франции все же возникает такой жанр как эссе (один из самых свободных и неоднозначных) благодаря мадам де Сталь и Шатобриану.
Русская романтическая поэзия определяется идеями времени и хронологически обозначена 1800-1830 гг. И опять-таки главное влияние оказала война с Наполеоном. Однако особенностями русского романтизма являлось то, что писатели-романтики не отвергали идей Просвещения, наоборот, часто романтизм переплетался с классицизмом и по большому счету проявился лишь в литературе.
Главенствующее место в системе поэтических жанров классицизма было отдано идиллии (эклоге), элегии, торжественной оде, героической эпопее, классицистической трагедии, дидактическому посланию, сонету, эпиграмме. Но в направлении романтизма упомянутые жанры полностью утрачивают свое былое значение. Н. Буало лишь бегло перечислил такие жанры, как баллада, рондо, мадригал. Много внимания теоретик уделил сатире как жанру, роль которого в эпоху романизма снижается, вместе с комедией и стихотворной басней.
Романтики же на первый план ставят балладу, романтическую поэму, сказку, разнообразные формы политической и медитативной лирики (различные модификации переосмысленных жанров элегии, станса, послания, даже народной песни). Другой стала ода: она теперь больше не создается в честь какого-нибудь лица или значительного события («Ода молодости» у А. Мицкевича). Изменилась элегия - теперь это не просто лирическое повествование, а раскрытие конкретного конфликта между личностью и окружающей действительностью (например, излюбленным жанром элегия была у Жуковского).
Эпоха романтизма сделала возможным деканонизацию жанровых структур и послужила формированию новой системы жанров.
Границы между жанрами становятся все менее четкими. На определенном этапе уже невозможно однозначно определить, к какому жанру относится то или иное романтическое произведение.
Исследователь В.М. Жирмунский отмечает появление так называемых промежуточных и смешанных жанров именно в эпоху романтизма. Так, промежуточный жанр стал результатом сближения трагедии и комедии, получивший в XIX веке название драмы. Например, драмы А.П. Чехова, Г. Ибсена нельзя назвать ни трагедиями, ни комедиями, хотя в них есть и печальные, и смешные моменты, а действие обычно происходит в среде людей средних классов.
В один ряд с промежуточными жанрами в эпоху романтизма становятся и смешанные жанры, явившиеся, по мнению В.М. Жирмунского, результатом характерного для романтической литературы вхождения «элемента субъективного в литературное творчество, взгляда на литературу как на выражение чувств, выражение личности поэта».
Ученые по-разному называют этот процесс: «смешение жанров» (С.Н. Бройтман), «жанровая чересполосица», или «диффузия родов и жанров» (Ю.В. Стенник), «жанровый синтез» (Б.П. Иванюк).
Романтики не только разрушали жанровые границы и каноны, но также пытались обращаться к сугубо индивидуальным жанровым формам.
Кроме того, романтики щедро использовали жанровое многообразие поэзии других народов. Так, у немецких поэтов появляются итальянские терцины и канцоны, персидские газели.
Однако в отличие от классицизма, ориентировавшегося на жанровые формы литературы античности, в романтическом искусстве жанровые источники, питающие его эстетическую систему далеко не однородны. Ю.В. Стенник выделяет три источника.
Во-первых, это фольклорные жанры. Одни из них в стилизованном виде переносятся в литературу из фольклора (баллада, лирическая песня), другие - служат источниками сюжетов романтических повестей и романов (та же баллада, историческая песня, а также сказка). Романтики черпали вдохновение в народных легендах, преданиях, балладах и сказках. Интерес к прошлому органически связан в их творчестве с процессом формирования в литературе принципов историзма.
Во-вторых, романтизм воспринимает в переосмысленном виде отдельные лирические жанры эпохи классицизма. Эти жанры получают новый расцвет (элегия, дружеское послание, медитация, облеченная в форму станса). От классицизма романтическая поэзия наследует жанры стихотворной сатиры и эпиграммы.
В-третьих, романтизм не чуждается использования жанров средневековой литературы - исторических хроник, летописей, рыцарских баллад.
Таким образом, пытаясь определить основу жанровой системности в эстетике романтизма, Ю.В. Стенник сталкивается с невозможностью выстроить таковую в системе отношений. В одном случае, критерии такой системности относят к фольклору, в другом - к литературным течениям эпохи классицизма, в третьем - к средневековью. Объединяющим началом является личность самого автора.
В эпоху романтизма принцип выдержанности чистоты жанра как основной критерий оценки произведения не имеет определяющей роли. С этой точки зрения о системе жанров можно говорить как о понятии, носящем скорее терминологический характер, нежели как о сущностной категории самого историко-литературного процесса.
Важнейшим художественным открытием в системе жанров была романтическая поэма, едва ли не ведущий жанр романтизма. И когда говорят о романтическом герое, то чаще всего имеют в виду героя такой поэмы, так как особенностью этого лиро-эпического жанра и является наличие развернутого сюжета, а вместе с ним и формирование нового типа героя.
О жанре поэмы как ведущем в эпоху романтизма говорит И.Г. Неупокоева в книге «Революционно-романтическая поэма 1 пол. XIX века». Она отмечает, что каждая литературная эпоха имеет свои господствующие жанры и определенную их систему. Одним из первых признаков смены литературных эпох являются существенные изменения в художественной структуре ее основных жанров и их системе. Трансформация жанра поэмы на рубеже XVIII - XIX веков, постепенное преодоление свойственных ему в предшествующую эпоху классицистических черт обусловили этому жанру огромные возможности в условиях художественного развития XIX в.
Разрыв с классицистическими нормами позволил «свободной поэме» вобрать в себя важнейшие социально-философские, нравственные и исторические проблемы своей эпохи. Выход к свободной структуре позволил поэме широко вбирать в себя открытия других поэтических жанров (прежде всего малых лирических форм и стихотворной драмы).
И.Г. Неупокоева выделяет два главенствующих типа поэмы: лиро-эпическую и философско-символическую. Каждый из этих типов имеет свою историю, свои национальные и европейские вершины. Они «не замкнуты в себе, не отгорожены одна от другой непроходимой чертой» [3, с. 25].
Появление лиро-эпической поэмы было подлинным началом новой эпохи в истории европейской литературы. Развитие этого жанра можно отнести к 10-м - 20-м годам XIX столетия. Таковы «Паломничество Чайльд Гарольда» Байрона, «Эллада» Шелли, «Войнаровский» Рылеева, «Гражина» Мицкевича, «Последний сын вольности» Лермонтова.
Можно говорить о наличии внутри лиро-эпической поэмы романтиков нескольких жанровых форм, отмеченных устойчивой художественной структурой. Сравнительный анализ лиро-эпической поэмы позволяет отчетливо увидеть такие ее жанровые формы (каждая из которых имеет свою отчетливо выраженную художественную структуру), как: так называемая «восточная поэма», поэма-монодия, гимновая и национально-героическая поэмы.
Философско-символическая поэма являет собой сложный «сплав» заимствований из исторических преданий и легенд, из мифологии и ее поэтических переработок. Примером могут служить «Королева Маб» Шелли, «Каин» Байрона. В ней сливаются разные струи романтической поэзии - гимновая и сатирическая, высокопатетическая и проникновенно личная. Как отмечает Неупокоева, создается новая система «универсальной» поэтической образности.
В каждой из национальных литератур предпочтение отдается тому материалу, который был наиболее привычен для ее поэтической традиции. В Англии - это традиция жанра видения и социальной утопии, восходящая к Уильяму Ленгленду и Томасу Мору, обращение к библейским образам, ставшим здесь после «Потерянного рая» уже национальной художественной традицией, а также свободная интерпретация античных мифов.
Есть все основания говорить о философско-символической поэме романтиков как об определенном художественном целом. В то же время здесь, как и в поэме лиро-эпической, можно видеть как внутреннюю дифференциацию жанра, так и этапы его развития. Сравнительное рассмотрение позволяет различать такие жанровые формы философско-символической поэмы, как космологическая, трагедийная и лирико-симфоническая. К примеру, космологическая поэма наиболее ярко представлена в английской литературе. В частности у Блейка «Брак Неба и Ада», «Пророческие книги», а трагедийные поэмы - у Байрона, Мицкевича, Лермонтова. Основные жанры английской романтической литературы - лирическое стихотворение, лиро-эпическая и философско-символическая поэма, а также исторический роман.
Таким образом, романтическая поэзия необычайно богата в жанровом отношении, впервые в истории литературы на таком коротком отрезке времени - всего несколько десятилетий - мы видим такое интенсивное развитие самых различных жанров. «Все эти поэтические жанры и жанровые формы сосуществуют во времени, взаимодействуя между собой, нередко сближаясь, но в то же время соперничая друг с другом в новизне и силе выражения самых современных мыслей и чувств» [3, с. 29].
Огромным было влияние романтической поэзии на другие, современные ей искусства. Эта поэзия стала источником вдохновения для живописцев и композиторов.
Можно сделать вывод, что эволюция жанров в эпоху романтизма прошла три этапа. На первом этапе происходило разрушение классической иерархии жанров. Канонические жанры становятся неканоническими, то есть гибкими, открытыми всяческим трансформациям. Это этап можно назвать деканонизацией жанровых структур. На втором этапе стираются границы между жанрами, возникают промежуточные и смешанные жанры - внежанровое лирическое стихотворение, лирическая проза. Этот этап - смешение жанров. И, наконец, третий этап - это появление индивидуальных жанровых форм.
Главнейшим результатом в системе жанров стало выделение романтической поэмы в ведущий жанр романтического направления. И когда идет речь о романтике, то чаще всего имеют в виду героя такой поэмы, так как особенностью этого лиро-эпического жанра и является наличие развернутого сюжета, а вместе с ним и формирование нового типа героя.
Выводы по § 3. Процессу формирования жанров в эпоху романтизма присущи типологически-сходные тенденции в разных литературах. Самое главное заключалось в разрушении уже устоявшейся классицистической иерархии жанров, сформулированной в «Поэтическом искусстве» Н. Буало.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Задачи, которые мы ставили пред собой в начале работы, в ходе проведенного исследования были решены. Мы рассмотрели теорию романтизма с точки зрения философии, эстетики, собственно литературного компонента, дали определение и характеристику понятиям «романтический герой», «истинный романтизм», «романтическая ирония» и целому ряду других понятий.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
·Романтизм получил развитие во всех европейских странах, отразив общие социальные процессы и сохранив при этом собственное национальное своеобразие. Иными словами, вопрос народности и историзма играет особую роль в направлении романтизма. Особой заслугой романтиков является обращение к фольклору, в их произведениях нашли отражение сказки, легенды, сказания, поверья. Причем романтизм никогда не терял связи с исторической действительностью, по-своему, в специфических для данного литературного направления формах отражая ее.
·Романтизм - первое художественное направление с четко проявившимся осознанием творческой личности в качестве субъекта художественной деятельности. Приверженцы этого направления открыто объявили торжество индивидуального вкуса, полную свободу творчества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Берковский Н.: Лекции по зарубежной литературе. Лекция 20. Французский романтизм. - Мадам де Сталь. ― Шатобриан
.Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. - М., 2007.
.Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе. - М., 1980.
.Гуревич А.М. Романтизм Пушкина. - М., 1993.
.Достоевский Ф.М.: Эстетика и поэтика. Словарь-справочник. - Челябинск: Металл, 1997. Под ред. Г.К. Щенникова.
. Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона. - М., 1975.
.Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. - М., 1996.
.Жуковский В.А. Собрание сочинений в четырех томах. Т. I. - М., 1959.
.Жуковский В.А. Собрание сочинений в четырех томах. Т. II. - М., 1959.
.Золотой горшок: Сказка из новых времен / Соч. Гофмана; (Перевод <и предисл.> Вл. Соловьева) // Огонек. - 1880. - № 24.
.Иезуитова Р.В. Русский романтизм. - Л., 1978.
. Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 10 томах. Т 2. Литературно-художественное издание. - М.: Воскресенье, 2000.
. Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений в 10 томах. Т 4. Литературно-художественное издание. - М.: Воскресенье, 2000.
.Литературные манифесты западноевропейских романтиков. - М., 1980.
.Маймин Е.А. О русском романтизме. - М., 1975.
. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 10-ти тт. - М., Л.: АН СССР, 1949. Т. 4.
.Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 10-ти тт. - М., Л.: АН СССР, 1949. Т. 5.
.Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 10-ти тт. - М., Л.: АН СССР, 1949. Т. 7.
.Пушкин А.С. Золотой том. Собрание сочинений. Ред., библиогр. очерк и прим. Б. Томашевского. - М., 1993.
.Удодов Б.Т. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Книга для учителя. - М., 1989.
21. Фридман Н.В. Поэзия Батюшкова. - М., 1989.
. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В двух томах, Том 2. - М., 1983.
. Яковкина Н.И. История русской культуры XIX век. -СПб.: Изд. «Лань», 2002.
24. Baron George Gordon Byron Byron. The Select Poetical Works of Lord Byron: Containing The Corsair, Lara, The Giaour, The Siege of ., 1999