.
Словообразование как самостоятельный раздел науки о языке выделилось недавно, в последней трети ХХ века, но интерес к изучению способов и особенностей образования слов в русском языке проявляли ученые XVIII-XIX веков. Субстантивация отмечена еще в «Российской грамматике» М.В. Ломоносова 1755 года. Исследователь приметил, что некоторые местоимения принимают на себя «имен силу», это примечание относилось к главе «О знаменательных частях слова».
В 1863 году А.Х.Востоков, анализируя родственный русскому языку церковнославянский в работе «Грамматика церковно-славянского языка», говорит о возможности употребления как полного, так и усеченного прилагательного без определяемого слова. Автор не упоминает о словообразовании, но подмечает факты употребления прилагательных в различных грамматических формах в роли существительного при отсутствии определяемого слова.
Большое значение для исследования субстантивации имеет «Историческая грамматика русского языка» Ф.И.Буслаева. В данной работе ученый уделяет внимание анализу форм словообразования и словоизменения всех частей речи. Весьма интересны его замечания о происхождении существительных и прилагательных от глагола. Кроме того, автор утверждает, что употребление прилагательного вместо существительного в родительном падеже «составляет исконное свойство славянского языка».
Подход к грамматическому учению с точки зрения синтаксиса намечен в трудах А.А.Потебни. В его исследованиях указано, что полное выражение грамматической формы слова возможно лишь в предложении, так как каждое явление может быть осмыслено только в контексте всего языка. Также исследователь освещает и причины появления субстантивированных слов. Субстантивы возникают при опущении существительных у определяемых прилагательных. В результате функция обозначения предмета переходит на обозначавшее его признак прилагательное, которое со временем становится постоянным наименованием предмета. Таким образом, Потебня уже более основательно исследовал вопрос появления субстантивации и ее сути.
О типичности субстантивации для ряда родственных и неродственных языков говорит и Д.Н.Кудрявский в статье «Субстантивирование» «Энциклопедического словаря» Ф.А. Брокгауза и И.А.Ефрона (1901 год). Учный рассуждает о механизме субстантивации, при этом отмечает, что «субстантивация совершается тем легче, чем более обще понятие подразумевается прилагательным». Важно то, что Д.Н.Кудрявский указывает на продуктивность данного типа словообразования, так как подобные явления «обычны во всех индоевропейских языках».
Рассмотрев вопросы словообразования в трудах лингвистов XVIII-XIX веков, можно отметить, что ученых весьма интересовал данный аспект лингвистики, однако на данном этапе этот раздел не представляется самостоятельным и рассматривается через призму морфологии, синтаксиса и смежных наук. Однако видны первые опыты разработки проблемы перехода прилагательных в класс существительных.
В первой половине ХХ века интерес к словообразованию усиливается. Языковеды того времени развивают основные теоретические положения своих предшественников, но при этом боле обособляют проблему словообразования от смежных разделов лингвистики.
Одним из первых эту проблему в ХХ веке стал освещать академик А.А.Шахматов. Различение частей речи лингвист видит на синтаксическом уровне. Кладя в основу синтаксический принцип, ученый считает что между словом и принадлежностью к определенной части речи нет необходимости в типичной форме слова. Примером тому являются факты перехода одних частей речи в другие при неизменности исходной формы: портной, городовой, ура, и т.д.
А.М. Пешковский в работе «Русский синтаксис в научном освещении» подает анализ морфологической системы языка, обращая при этом внимание на «цлый ряд существительных с окончаниями прилагательных». Важно то, что ученый не рассматривает субстантивацию как способ словообразования, а указывает на это явление как на факт «замены частей речи» - «употребление прилагательных в смысле существительных».
В.А.Богородицкий также затрагивает вопросы словообразования; при этом он четко определяет понятия «производное» и «производящее», замечает, что при определении той или иной части речи нельзя ограничиваться только семантической стороной слова, а нужно обращать внимание на формальную сторону. И недостаточно обращать внимание лишь на формальную сторону. В подтверждение лингвист приводит такие слова, как мастеровой, полицейский, столовая. По форме эти слова являются прилагательными, но по значению - существительными.
Наиболее широко вопросы словообразования представлены в трудах В.В.Виноградова. Ученый считает, что деление лексического состава языка на части реи обуславливают различия в образовании, употреблении и значении слов и их форм. В книге «Русский язык. Грамматическое учение о слове» Виноградов говорит о тесной связи имен существительных и прилагательных, в частности, о том, что существительные непрестанно вовлекают в свою систему бывшие формы имен прилагательных. Лингвист указывает, что тем самым распространяется синтаксическое употребление имени прилагательного в роли «заместителя» существительного.
Кроме того, В.В.Виноградов определяет сферу употебления субстантивов, говоря о том, что замещение одним словом целого термина характерно для публицистического и официально-делового стилей книжной речи.
Вторая половина ХХ века знаменуется выделением словообразования в самостоятельную область лингвистики. В это время лингвисты продолжают изучать субстантивацию на основе трудов предшественников.
И.Г.Голанов утверждает, что морфолого-синтаксическое словообразование «выходит за пределы чистой морфологии,…,затрагивает и то, что зависит от соединения слов друг с другом, т.е. от синтаксических причин». Подобный подход прослеживается в работах Шахматова и Виноградова. Процесс субстантивации И.Г.Голованов связывает с утратой прилагательными способности выражать признак. Также автор разработал положение об употреблении субстантивированных слов в заголовках художественной литературы и публицистике: «Первые ударные» и т.п.
А вот Е.А.Земская утверждает, что необходимо отличать субстантивацию от употребления различных частей речи в функции существительных (Ваше ох меня напугало).
Свой вклад в развитие субстантивации внес В.В.Лопатин, который подметил, что границы между частями речи подвижны, и результатом такой подвижности является переход слов из одной части речи в другую. Также ученый обращает внимание на омонимичность субстантивированных прилагательных и причастий мотивирующим их единицам. В словообразовательном аспекте субстантивация впервые глубоко и всесторонне исследована В.В.Лопатиным. Им был введен термин субстантиват, дана классификация словообразовательных типов субстантиватов.
В работах современных ученых наблюдается стремление осветить общие вопросы о переходе слова из одной части речи в другую, изучить субстантивацию подробнее и показать особенности ее употребления. Однако множество вопросов остается нерешенными, так как существуют разные взгляды на субстантивацию как способ словообразования, нет единого взгляда на природу субстантивов, нет общей точки зрения на их классификацию в зависимости от степени «субстантивированности».
1.2 Типологическая характеристика субстантивов
1.2.1 Субстантивация имен прилагательных
Субстантивация - процесс, который русский язык знает издавна. Вряд ли неспециалист сможет сейчас догадаться, что такие существительные, как войско, вдова, молебен, рукав, ножны, по происхождению являются прилагательными. В тексте романа Б.Пастернака «Доктор Живаго» субстантивированные прилагательные составляют значительную долю от всех субстантивированных единиц.
При субстантивации меняются семантические, морфологические и синтаксические свойства бывших прилагательных. Теперь они обозначают предмет, а не признак, приобретают самостоятельный род, изменяются по падежам и числам; причем, как и некоторые существительные, субстантивированные прилагательные употребляются в форме только одного числа: жаркое, горячее, сладкое, заливное (только единственное); родные, близкие (только множественное). Субстантивированные прилагательные могут, в свою очередь, иметь при себе определения: "светлая гостиная", "теплая мастерская", "тесная паровозоремонтная". В предложении субстантивированные прилагательные являются преимущественно подлежащим или дополнением.
Все субстантивированные прилагательные, которые мы выявили путем картографирования материала, можно разделить на несколько подгрупп.
К первой, весьма значительной по своим объемам группе относятся прилагательные, которые служат названиями помещений в квартире или жилом доме: передняя, гостиная, прихожая, ванная, ожидальная, гардеробная, приемная, или названиями должностей: поверенный, постовой, номерной.
Ко второй группе можно отнести субстантивы, обозначающие людей по их действию: проезжие видели, ездовые стояли.
К третьей, последней, группе можно отнести все остальные субстантивы; в эту группу войдут и наименования выплат (государственные ждать надо), и вещи, обозначаемые по назначению (стоять на наблюдательном (пост для наблюдения), делегатский подошел (вагон для делегатов)).
1.2.2 Субстантивация причастий
Причастие - это часть речи, которая обозначает действие как признак предмета и обладает общими с глаголами и прилагательным свойствами. Часто причастие используют в качестве прилагательного (сочувствующий взгляд, цветущий вид). Признаки прилагательного («признаковость», полная и краткая формы, изменение по падежам, числам и родам, согласование с существительным, функция определения), имеющиеся у причастий русского языка, сближают их, создают точку соприкосновения и диффузную зону, где при наличии необходимых условий происходит адъективация причастий, то есть переход причастия в разряд имен прилагательных. Переходу причастий в прилагательные способствует употреблению их в переносном значении или в составе терминологических сочетаний: «рассеянный человек», «потерянный взгляд». Только после этого причастия могут подвергаться субстантивации, т.е. могут употребляться в значении существительных: обвиняемый, окружающее. При субстантивации причастия получают предметное значение, оказываются отнесенными к одному из трех грамматических родов, но сохраняют систему склонения прилагательных.
В романе Б.Пастернака «Доктор Живаго» большая часть субстантивированных причастий обозначает людей по их действию (закусывающие, пьющие, молящиеся, оглашенные), и лишь малый процент обозначал какой-либо предмет (просмотренные книги, забытые вещи).
1.2.3 Случаи номинализации
В психологии (или, точнее - НЛП <#"justify">Буслаев Ф.И. Историческая грамматика русского языка. - М.,1959;
Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. - М.,2001;
Виноградова В.Н. Стилистические средства образования// Стилистические исследования. - М.: Наука, 1972. -319 с.;
Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. - М., 1973. - С 171-172;
Кузнецов В. Я. Переход к кругу частей речи в рус. языке. Калинин, 1983;
Лопатин В. В. Субстантивация как способ словообразования в современном русском языке // Русский язык: Грамматические исследования. - М., 1967;
Фысина У.Н. Субстантиваты в русском языке (стилистичский и семантический аспекты). - М.,2007;
Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. - М.,1975;
Шапорева О.А. Субстантиваты со значением лица в церковнославянских акафистах. -М.: Вестник ПСТГУ III: Филология, 2010. Вып. 2 (20). С. 42-59;
Яцкевич Л. Г. О субстантивной транспозиции рус. прилагательных в речи // Филол. науки. 1977. № 4