Сравнительные характеристики типов государственных (муниципальных) учреждений

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,31 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сравнительные характеристики типов государственных (муниципальных) учреждений

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Отделение правового образования

Кафедра теории и методики обучения праву



Курсовая работа

«Сравнительные характеристики типов государственных (муниципальных) учреждений»












Казань 2013

Оглавление

Введение

. Сущность бюджетных учреждений

2. Особенности автономных учреждений

. Отличительные черты казенных учреждений

Заключение

Список литературы

Введение

Учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

В зависимости от собственника выделяют муниципальные учреждения, государственные и частные.

Муниципальные учреждения - учредителями выступают различные муниципальные образования.

Частные учреждения - учредителями выступают коммерческие организации.

Государственные учреждения - учредителями выступают различные государственные органы.

Государственное учреждение - государственная организация, созданная для управления какой-либо сферой или объектом, обслуживания населения, обеспечения деятельности государственных органов, рассмотрения заявлений, жалоб и иных обращений граждан.

С принятием Федерального закона № 83-ФЗ изменились основные финансовые механизмы функционирования школы.

Реформирование бюджетного сектора российской экономики направлено в первую очередь на обеспечение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг для населения. В связи с этим в бюджетном финансировании необходимо сместить акценты - бюджетные средства должны тратиться не на то, чтобы поддерживать функционирование учреждения как юридического лица, а на то, чтобы обеспечить каждому гражданину право на получение бесплатной (либо частично платной) услуги необходимого качества.

Закон № 83-ФЗ вносит принципиальные изменения в гражданское законодательство, которое регулирует статус юридических лиц, статус учреждений, а также в бюджетное законодательство, законодательство о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и налоговое законодательство.

Можно констатировать, что не только образовательные учреждения, но и в целом все учреждения бюджетной сферы будут строить свою деятельность на основании новых правил, определяющих их статус, права по использованию имущества и ведению приносящей доход деятельности, а также иные особенности правового положения. В этом смысле образовательные учреждения оказываются в одной лодке с учреждениями здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта и т. д.

Согласно новому закону финансовое обеспечение образовательной деятельности федеральных государственных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными и автономными учреждениями осуществляются на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ.

Таким образом, внесенные в Закон РФ "Об образовании" поправки и дополнения только отражают изменения в статусе государственных и муниципальных учреждений, которые закрепляются в новых редакциях Гражданского кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и иных нормативных правовых актах.

Согласно новому закону финансовое обеспечение образовательной деятельности федеральных государственных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными и автономными учреждениями осуществляются на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, и муниципальных ОУ - на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности.

Таким образом, внесенные в Закон РФ "Об образовании" поправки и дополнения только отражают изменения в статусе государственных и муниципальных учреждений, которые закрепляются в новых редакциях Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон № 7-ФЗ) и иных нормативных правовых актах.

Рассмотрение сравнительной характеристики типов государственных (муниципальных) учреждений в свете нового регулирования является актуальным. Вопросы участия в обороте бюджетных учреждений (по прежнему правовому регулированию) ранее рассматривались российскими цивилистами, однако бюджетное учреждение по новому закону - это совершенно новый тип учреждения, в корне отличающийся от бюджетного учреждения по ранее действующему законодательству.

Целью данной курсовой работы является изучение организаций государственного учреждения.

Задачи курсовой работы:

. Исследовать типологий государственных (муниципальных) учреждений;

. Определить устройства государственных учреждений;

. Изучить различия между типов государственных (муниципальных) учреждений.

В работе использовались такие методы исследования как теоретический анализ предмета и проблемы исследования.

Курсовая работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.

1.Сущность бюджетных учреждений

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. оставил в российском праве термин «бюджетное учреждение», наполнив его совершенно иным содержанием. Согласно закону бюджетным учреждением с 1 января 2011 г. признается некоммерческая организация, созданная публичным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Бюджетное учреждение по новому правовому регулированию отвечает по своим обязательствам всем имуществом (а не только денежными средствами, как ранее), за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных таким собственником средств, а также недвижимого имущества.

Собственник имущества «нового» бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Порядок обращения взыскания на средства бюджетного учреждения закреплен в п. 20 ст. 30 ФЗ от 8 мая 2010 г., являющемся нормой прямого действия. Исполнение судебных актов о взыскании задолженности с бюджетных учреждений производится органом, уполномоченным на ведение лицевого счета бюджетного учреждения.

Имущество за бюджетным учреждением по ФЗ от 8 мая 2010 г., как и ранее, закрепляется на праве оперативного управления (ст. 296 ГК РФ). Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом (закрепленным собственником или приобретенным за счет выделенных на его приобретение средств) и недвижимым имуществом (независимо от способа его приобретения). Остальным закрепленным за ним имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. При этом крупная сделка может быть осуществлена бюджетным учреждением только с согласия органа публичного образования, осуществляющего полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения по новому законодательству осуществляется:

за счет субсидий из соответствующего бюджета публичного образования на выполнение государственного задания, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием бюджетным учреждением услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам;

за счет доходов от деятельности бюджетного учреждения, не связанной с выполнением государственного задания, и иных не запрещенных федеральным законодательством источников;

в порядке, устанавливаемом уполномоченным органом публичного образования при осуществлении полномочий публичного образования по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.

Бюджетное учреждение по ФЗ от 8 мая 2010 г. вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства и иное имущество, за исключением особо ценного имущества (закрепленного собственником или приобретенного за счет выделенных на эти цели им денежных средств), а также недвижимого имущества.

Новый закон предусмотрел для бюджетных учреждений обязанность обеспечить доступность и открытость следующих документов: устава (в том числе внесенные в него изменения), свидетельства о государственной регистрации, решения учредителя о создании и назначении руководителя бюджетного учреждения, положений о филиалах (представительствах) учреждения, годовой бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения, сведений о проведенных в отношении бюджетного учреждения контрольных мероприятиях и их результатах, государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение) работ.

Важной особенностью бюджетного учреждения по ФЗ от 8 мая 2010 г. является его изъятие из бюджетного процесса. При этом возникают вопросы к самому термину указанного учреждения. Бросается в глаза нелогичность названия: не участвующее в бюджетном процессе лицо названо законодателем бюджетным.

При этом бюджетные учреждения в новом типе будут являться субъектами законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

мая 2010 г. Президентом РФ подписан Федеральный закон № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - также ФЗ от 8 мая 2010 г.), реформирующий систему и функционирование указанного вида некоммерческих организаций.

Как следует из пояснительной записки к проекту закона, он направлен на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, при условии сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их предоставление, путем создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также создание условий и стимулов для федеральных органов исполнительной власти для оптимизации подведомственной сети.

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. изменил правовое положение существующих бюджетных учреждений, уточнил правовое положение автономных учреждений, а также создал новый тип учреждений - казенных.

В форме учреждений в гражданский оборот вступают некоммерческие организации для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (в том числе в сфере здравоохранения).

Учреждение - организация, которая создана собственником для осуществления социально-культурных, управленческих и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично согласно смете расходов или смете доходов и расходов (ст. 120 Гражданского кодекса РФ).

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" учреждения создаются для достижения благотворительных, социальных, образовательных, культурных, научных и управленческих целей, в целях развития физической культуры и спорта, охраны здоровья граждан, удовлетворения духовных потребностей, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи.

В бюджетном кодексе РФ также можно найти определение бюджетного учреждения. Согласно ст. 161 БК РФ бюджетным учреждение - это учреждение, созданное органами государственной власти или органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, его деятельность финансируется или из соответствующего бюджета, или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Можно сказать, что эти определения практически повторяют друг друга, однако в БК РФ оно несколько конкретизировано.

Таким образом, бюджетным учреждением является учреждение:

созданное органами государственной власти или местного самоуправления;

занимающееся социально-культурными, управленческими, научно-техническими и прочими функциями, но перед собой не ставит цель получение прибыли;

ведущее учёт на основе сметы доходов и расходов;

финансируемое за счет средств определённого бюджета или внебюджетного фонда.

Данные признаки бюджетного учреждения можно рассматривать только в совокупности, если отсутствует хотя бы один признак, признать учреждение бюджетным будет неправомерно.

В зависимости от целей деятельности различаются:

государственные органы и органы местного самоуправления;

- благотворительные учреждения;

- учреждения культуры (в зависимости от вида осуществляемой деятельности они могут подразделяться на музеи, библиотеки);

медицинские учреждения;

социальные учреждения и др.

Как видно из перечня, эти учреждения и не должны быть коммерческими организациями. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. В настоящее время действуют Федеральный закон от 26.05.95 № 54-ФЗ "О музейном фонде и музеях в Российской Федерации", Федеральный закон от 29.12.94 № 78-ФЗ "О библиотечном деле", Закон Российской Федерации от 10.07.92 №3266-1 "Об образовании", Федеральный Закон от 22.08.96 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Федеральный закон от 23.08.96 № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и другие законы.

Бюджетные учреждения наделяются правами, обеспечивающими выполнение взятых на себя государством или соответствующим муниципальным образованием обязательств:

правом на своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером (с учетом сокращения);

правом на своевременное доведение уведомления о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств.

Как и до введения в действие Бюджетного кодекса РФ, бюджетные учреждения обязаны:

своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение средств;

эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением;

своевременно представлять отчёт и иные сведения об использовании бюджетных средств.

Исходя из определения бюджетного учреждения, обязательным условием является открытие финансирования по смете и ведение бухгалтерского учета и отчетности в порядке, предусмотренном для бюджетных организаций. При этом нельзя путать частичное финансирование за счет средств бюджета на основе сметы доходов и расходов. А также организации, не относящиеся к бюджетным, выполняют по договорам работы или оказывают услуги, которое оплачивается за счет бюджетных средств.

В ст. 158 и 159 Бюджетного кодекса РФ определено, что сметы доходов и расходов для бюджетных учреждений утверждаются главными распорядителями бюджетных средств, в ведении которых находятся бюджетные учреждения. При этом бюджетные учреждения могут выступать в качестве получателей средств бюджета и в качестве главных распорядителей средств.

Главный распорядитель бюджетных средств утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, а также он имеет право вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов учреждения в части распределения средств между ее статьями с уведомлением органа, исполняющего бюджет и в соответствии с БК РФ.

Главный распорядитель бюджетных средств несет за собой ответственность контролировать использование бюджетных средств распорядителями бюджетных средств, бюджетными учреждениями, государственными и муниципальными предприятиями. Непосредственное проведение контроля исполнения бюджета учреждениями осуществляется органами государственного контроля. Ими являются Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, главные распорядители и распорядители бюджетных средств.

.Особенности автономных учреждений

Для решения основных проблем развития бюджетной сети Российской Федерации государством был предпринят ряд действий, среди которых следует отметить принятие Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и утверждение Правительством Российской Федерации в 2007- 2009 гг. постановлений, необходимых для реализации данного закона. Однако на практике более чем за два года, прошедших с момента вступления в силу Федерального закона «Об автономных учреждениях», на федеральном уровне было создано только четыре автономных учреждения.

Ускорению процесса создания и функционирования автономных учреждений, в том числе на федеральном уровне, препятствует ряд факторов, в том числе неоправданно сложная процедура создания автономных учреждений (требуется принятие Правительством Российской Федерации индивидуальных решений по каждому учреждению) и опасения руководителей большинства бюджетных учреждений по поводу организационных и иных трудностей, связанных с переходом в автономное учреждение. Соответственно закрепленные в Законе об автономных учреждениях правовые механизмы не были реализованы на практике, что не позволило решить проблемы оптимизации бюджетной сети.

Целями создания автономного учреждения, учредителем которого может быть только публичное образование, в соответствии с Законом об автономных учреждениях является выполнение работ, оказание услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.

Автономное учреждение по действующему законодательству отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенного автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств, а также недвижимого имущества.

Доходы от приносящей доход деятельности поступают в непосредственное распоряжение автономного учреждения. Автономное учреждение в установленном порядке вправе открывать счета в кредитных организациях. Финансовое обеспечение деятельности автономного учреждения осуществляется в форме субсидий на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг гражданам и организациям.

Автономные учреждения не являются участниками отношений в сфере размещения государственных (муниципальных) заказов.

В каждом автономном учреждении создается наблюдательный совет в составе не менее чем пяти и не более чем одиннадцати членов. В состав наблюдательного совета автономного учреждения входят представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, и представители общественности, в том числе лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности.

Наблюдательный совет является определенным буфером в отношениях между руководителем автономного учреждения и его учредителем. Наличие наблюдательного совета в числе органов управления автономного учреждения во многом объясняет нежелание руководителей действующих учреждений изменять тип действующих учреждений, так как полномочия наблюдательного совета сводят на нет самостоятельность руководителя учреждения, в ведении которого остается только вопрос подписания документов, представленных учредителем и рассмотренных наблюдательным советом учреждения.

В заключение хотелось бы отметить, что вопросы, качества и эффективности работы государственных (муниципальных) учреждений в целом являются весьма проблемной стороной деятельности государства. Принятый ФЗ от 8 мая 2010 г. призван решить комплекс вопросов связанных с деятельностью публичных учреждений.

Однако для начала его работы необходимо принятие порядка 80 правовых документов федерального и регионального уровней. Так, органам государственной власти субъектов Российской Федерации необходима разработать нормативные документы: об утверждении условий и порядка формирования государственного задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания бюджетными учреждениями субъектов Федерации (в том числе муниципальными); о порядке определения видов особо ценного движимого имущества, в отношении бюджетных учреждений субъектов РФ; о порядке принятия решения о создании бюджетного и казенного учреждения субъекта РФ в результате его учреждения; о порядке утверждения устава бюджетного и казенного учреждения субъекта РФ и о порядке внесения изменений в него; о порядке принятия решения о реорганизации и ликвидации (и порядке ее проведения) бюджетных и казенных учреждений; о порядке изменения типа бюджетного учреждения субъекта РФ в целях создания казенного учреждения, а также изменения типа казенного учреждения субъекта РФ в целях создания бюджетного учреждения и т.д. Только после утверждения всех указанных документов возможно будет дать оценку эффективности принятого закона, его возможности решить назревшие проблемы в области работы государственных учреждений в Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее - Закон № 174-ФЗ) автономными учреждениями считаются некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией (далее - РФ), субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, местного самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, спорта и физической культуры, а также в иных сферах. То есть автономные учреждения в основном осуществляют свою деятельность в «некоммерческих» сферах. А согласно ч. 4 ст. 4 Закона № 174-ФЗ основной деятельностью автономного учреждения является деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых данное автономное учреждение создано.

В настоящее время законодательство предполагает два варианта создания автономных учреждений: либо путем учреждения, либо путем преобразования из государственного (муниципального) унитарного предприятия/государственного учреждения.

Создание автономного учреждения «с нуля» происходит на основании решения соответствующего органа управления, в подчинении которого находится данное автономное учреждение. В этом случае решение о создании автономных учреждений федерального подчинения принимает Правительство РФ, а решение по созданию автономного учреждения, находящегося в подчинении субъекта РФ или муниципального образования, принимает соответствующий субъект РФ/муниципальное образование.

Если же в автономное учреждение преобразовывается государственное или муниципальное учреждение, то решение должно быть принято именно тем соответствующим органом, в подчинении которого они находятся.

Наибольший интерес представляет создание федеральных автономных учреждений. Их создание или реорганизация регулируются нормой Постановления Правительства РФ от 10.10.2007 № 662 «Об утверждении Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения» (далее - постановление № 662). Согласно п. 2 данного постановления решение о создании федерального автономного учреждения принимает Правительство РФ на основании предложений федеральных органов исполнительной власти. Если же создается федеральное автономное учреждение путем изменения статуса существующего федерального государственного или казенного учреждения, то решение принимает Росимущество. Кроме того, постановление № 662 указывает, что в этом случае федеральной службе или федеральному агентству не требуется получать разрешения или согласования процедуры с профильным федеральным министерством, в подчинении которого они находятся.

Согласно п. 3 постановления № 662 федеральный орган исполнительной власти осуществляет функции и полномочия учредителя федерального автономного учреждения. Также он осуществляет текущий контроль за финансово-хозяйственной деятельностью федерального автономного учреждения.

Органом управления, осуществляющим руководство текущей деятельностью федерального автономного учреждения, является его руководитель (исполнительный орган), который назначается на должность по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального автономного учреждения. На основании ч. 2 ст. 8 Закона № 174-ФЗ в федеральном автономном учреждении высшим органом управления является наблюдательный совет, а также иные необходимые органы управления, связанные с отраслевой спецификой федерального автономного учреждения (ст. 10 Закона № 174-ФЗ).

Пример 1

В федеральном автономном учреждении - академическом театре драмы - имеются следующие органы управления: генеральный директор, назначенный на должность Министерством культуры России, наблюдательный совет из 7 человек (отвечает за руководство вопросами финансово-хозяйственной деятельности, одобрение крупных сделок, утверждает и контролирует выполнение программы деятельности и т.п.), художественный совет (отвечает за репертуар театра) и попечительский совет (спонсоры и инвесторы). Все вышеперечисленные органы управления и их полномочия отражены в уставе федерального автономного учреждения.

В автономное учреждение может быть преобразовано и унитарное предприятие. Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона РФ от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон № 161-ФЗ) решение о реорганизации государственного унитарного предприятия принимает собственник его имущества. Согласно ст. 29 Закона № 161-ФЗ унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества. В ряде случаев в автономные учреждения преобразуются те унитарные предприятия, которые по характеру и направлению своей деятельности не могут приносить прибыль.

Автономное учреждение, независимо от уровня подчиненности, наделяется имуществом, необходимым для выполнения им своих функций. Собственником данного имущества являются РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона № 174-ФЗ имущество закрепляется за автономными учреждениями на праве оперативного управления. Однако это не означает, что автономное учреждение вообще не распоряжается никаким имуществом и даже канцелярские товары оно должно списывать только после получения одобрения от учредителя. Автономное учреждение не может распоряжаться следующим имуществом:

недвижимым имуществом, закрепленным за автономным учреждением учредителем или приобретенным учредителем в централизованном порядке или же на условиях централизованного финансирования;

земельными участками, полученными автономным учреждением на праве бессрочного пользования;

особо ценным движимым имуществом, отчуждение которого производится в специальном порядке (например, музейные фонды);

особо ценным движимым имуществом, без которого автономное учреждение не сможет осуществлять свою деятельность;

некоторыми категориями движимого имущества, стоимость которых составляет: для федеральных автономных учреждений - от 200 тыс. руб. до 500 тыс. руб., для автономных учреждений субъекта РФ - от 50 тыс. руб. до 500 тыс. руб., для муниципального автономного учреждения - от 50 тыс. руб. до 200 тыс. руб. Вопрос стоимости некоторых категорий движимого имущества вызывает неоднозначное толкование, так как его стоимость, приведенная выше, закреплена в Постановлении Правительства РФ от 26.07.2010 № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее - постановление № 538). Однако существует и норма, установленная Постановлением Правительства РФ от 31.05.2007 № 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономных учреждений» (далее - постановление № 337) в размере более 500 тыс. руб., причем независимо от того, какому уровню власти данное автономное учреждение подчинено. Какое же постановление Правительства РФ автономные учреждения должны использовать в работе? В этом вопросе мнения разделяются: так как постановление № 337 не отменено, его можно и нужно использовать в работе. Но постановление № 538 введено в действие уже после изменения законодательства об автономных учреждениях, и поэтому действует только оно и надо руководствоваться им.

По мнению автора, так как оба вышеуказанных постановления действуют и с целью избежания путаницы, необходимо, чтобы балансовая стоимость особо ценного движимого имущества была установлена учредителем и прописана в уставе автономного учреждения.

Пример 2

Спортивно-оздоровительный комплекс является автономным учреждением, находящимся в подчинении субъекта РФ. В уставе данного автономного учреждения зафиксировано, что особо ценным является движимое имущество стоимостью от 100 тыс. руб. до 500 тыс. руб. Такая формулировка не противоречит норме постановления № 538.

Самостоятельно автономное учреждение может распоряжаться следующими категориями имущества:

недвижимым имуществом, приобретенным автономным учреждением за счет собственных средств, или же указанное в ст. 3 Закона № 174-ФЗ «недвижимое имущество, не относящееся к закрепленному за учреждением учредителем (собственником)». Но такое в принципе невозможно, так как представляется сомнительным, что какое-либо юридическое или физическое лицо подарит автономному учреждению объект недвижимости.

Однако направления расходования выручки, полученной за счет оказания автономным учреждением платных услуг, должны быть закреплены в его уставе;

движимое имущество, не включенное в категорию особо ценного движимого имущества. Согласно ст. 298 ГК РФ таким имуществом не может считаться имущество, приобретенное автономным учреждением за счет внебюджетной (приносящей доход) деятельности. Однако законодатель не разъяснил, как быть с приобретенным, например, объектом недвижимости? Остается только надеяться, что данная неясность будет разрешена уже в ближайшее время;

материальные запасы, приобретаемые автономным учреждением для обеспечения своей текущей деятельности.

Пример 3

Автономное муниципальное учреждение - детская и юношеская спортивная школа - приобрело за счет осуществления внебюджетной деятельности бывшую базу отдыха предприятия под летний спортивный лагерь. Данная база будет считаться собственностью автономного учреждения, так как денежные средства на ее приобретение учредителем не выделялись.

Учредитель (собственник) также может изъять находящееся в оперативном управлении или бессрочном пользовании (это земельные участки) имущество у автономного учреждения. Процедура изъятия может быть «запущена» в тех случаях, когда автономное учреждение не использует выделенное ему имущество.

Пример 4

Автономному учреждению - высшему учебному заведению, находящемуся в федеральной собственности, - был выделен земельный участок размером 2 га для создания учебно-производственной базы. Однако автономное учреждение его не использовало и земельный участок простаивал. После проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности был выявлен факт неэффективного использования данного объекта вверенного федерального имущества и по решению федерального органа исполнительной власти земельный участок был изъят.

3.Отличительные черты казенных учреждений

С 1 января 2011 г. российское гражданское законодательство пополнится новым типом государственных (муниципальных) учреждений. ФЗ от 8 мая 2010 г. вводит положения о казенных учреждениях, наравне с бюджетными и автономными образующими три типа публичных учреждений. В пояснительной записке к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием правого регулирования положения государственных (муниципальных) учреждений» указано на совпадение статуса создаваемых казенных учреждений со статусом, закрепленным в действующем законодательстве для бюджетного учреждения с дополнительным ограничением в виде зачисления всех доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, в соответствующий бюджет.

Процедура перевода учреждений в казенные должна (по задумке авторов закона) обеспечивать минимизацию организационных мероприятий, связанных с изменением статуса казенных учреждений, и сведение их только к внесению изменений в устав (типовой устав) учреждения или положение о нем.

Учредителем казенного учреждения выступает публичное образование. Создается такое учреждение для осуществления оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. прямо назвал учреждения, призванные стать казенными: учреждения системы МВД России, Минобороны России, ФСИН России, МСЧ России, других силовых министерств и ведомств, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Имущество за казенным учреждением закрепляется на праве оперативного управления, земельный участок - на праве постоянного (бессрочного) пользования. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

На 2011 г. устанавливается переходный период, который позволяет учреждениям функционировать, по сути, в прежнем правовом режиме (в частности, действуют ранее принятые нормативные акты, лицевые счета учреждений не переоткрываются, а внебюджетные доходы казенных учреждений не зачисляются в бюджет).

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Формой финансового обеспечения деятельности казенного учреждения являются бюджетные ассигнования на обеспечение выполнения функций казенных учреждений в виде лимитов бюджетных обязательств, доводимых до получателя бюджетных средств.

Казенные учреждения признаны заказчиками по законодательству о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Для казенных учреждений не предусмотрен институт крупной сделки, а также запрещено учреждение (участие) других юридических лиц. При этом, так же как и для бюджетных учреждений, по ФЗ от 8 мая 2010 г. для казенных учреждений введена обязанность ежегодно публиковать отчеты о своей деятельности, а также обеспечить открытость основных документов: устава, свидетельства о регистрации, положений о филиалах (представительствах) и др.

С 2011 года в соответствии с принятым Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений все бюджетные учреждения должны принять статус казенных, бюджетных или автономных.

Права казенного предприятия на закрепленное за ним имущество определяются следующим образом: такое предприятие в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения, но в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. При этом собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (ст.296 ГК РФ). Казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. При этом казенное предприятие вправе самостоятельно реализовать производимую им продукцию, если иное не установлено законом и иными правовыми актами.

Государственным (муниципальным) учреждениям, осуществляющим оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы, присваивается статус казенных учреждений (ст.6 БК РФ).

Согласно пп.1 п.1, п.10 ст.31 Федерального закона N 83-ФЗ создание казенных учреждений на федеральном уровне проводится на базе существующего юридического лица без реорганизационных процедур путем изменения типа действующих учреждений.

а) управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;

б) учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;

в) специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

г) учреждения МВД, Главного управления специальных программ Президента РФ, ФМС, ФТС, ФСБ, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;

д) психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

В соответствии с п.2 ст.17.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" изменение типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения осуществляется в порядке, устанавливаемом:

Правительством РФ - в отношении федеральных казенных учреждений;

высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ - в отношении казенных учреждений субъекта РФ;

местной администрацией муниципального образования - в отношении муниципальных казенных учреждений.

В целях создания федерального казенного учреждения решение об изменении типа федерального учреждения принимается Правительством РФ в форме издания распоряжения (п.15 Порядка N 539* (1)), которое должно содержать:

а) наименование существующего федерального учреждения с указанием его типа;

б) наименование создаваемого федерального учреждения с указанием его типа;

в) наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя федерального учреждения;

г) информацию об изменении (сохранении) основных целей деятельности федерального учреждения;

д) информацию об изменении (сохранении) штатной численности;

е) перечень мероприятий по созданию федерального учреждения с указанием сроков их проведения.

Проект такого распоряжения подготавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, по согласованию с Минфином и Минэкономразвития (п. 19 Порядка N 539).

Одновременно с проектом распоряжения в Правительство РФ представляется:

пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности изменения типа федерального учреждения;

информация о кредиторской задолженности учреждения (в том числе просроченной).

Если изменение типа федерального казенного учреждения приведет к невозможности осуществления государственных функций, в пояснительной записке указывается информация о том, кому данные государственные функции будут переданы (п.22 Порядка N 539).

Перечислим основные особенности правого положения казенных учреждений:

финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы (п.2 ст.161, ст.6 БК РФ);

операции по исполнению бюджета казенными учреждениями осуществляются на открытых им лицевых счетах в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципальном образовании) (п.4 ст.161, ст.220.1 БК РФ);

казенное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика (п.8 ст.161 БК РФ);

казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (п.5, 7 ст.161 БК РФ). При недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества;

казенное учреждение не вправе предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются (п.10 ст.161 БК РФ);

казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (п.4 ст.298 ГК РФ);

казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п.3 ст.161 БК РФ);

размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг осуществляется казенным учреждением в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";

имущество казенного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Функции и полномочия учредителя казенного учреждения

Функции и полномочия учредителя в отношении казенного учреждения осуществляются уполномоченным органом исполнительной власти, в ведении которого находится это учреждение (далее - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя).

Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 537 утверждено Положение об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения, согласно которому орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, в установленном порядке:

а) выполняет функции и полномочия учредителя федерального казенного учреждения при его создании, реорганизации, изменении типа и ликвидации;

б) утверждает устав федерального казенного учреждения, а также вносимые в него изменения;

в) назначает руководителя федерального казенного учреждения и прекращает его полномочия;

г) заключает и прекращает трудовой договор с руководителем федерального казенного учреждения;

д) формирует и утверждает государственное задание для федерального казенного учреждения в соответствии с предусмотренными его уставом основными видами деятельности;

е) определяет на основании правового акта перечень федеральных казенных учреждений, которым устанавливается государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) юридическим и физическим лицам (далее - государственное задание);

ж) осуществляет финансовое обеспечение деятельности федерального казенного учреждения, в том числе выполнения государственного задания в случае его утверждения;

з) определяет порядок составления и утверждения отчета о результатах деятельности федерального казенного учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного имущества в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином;

и) устанавливает порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет федеральных казенных учреждений в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином;

к) согласовывает с Росимуществом (за исключением решения в отношении федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Минобороны, Управления делами Президента РФ и Росморречфлота (в отношении подведомственных ему федеральных казенных учреждений, за которыми закреплено в оперативном управлении имущество, расположенное в границах морских портов)) распоряжение недвижимым имуществом федерального казенного учреждения (в том числе передачу его в аренду). Росимущество рассматривает проект решения и не позднее 15 рабочих дней со дня его получения согласовывает данный проект либо направляет мотивированный отказ в согласовании. Если такая информация от него не поступает в течение 30 рабочих дней, решение считается согласованным. Орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, уведомляет Росимущество о принятом решении (с приложением его копии) в срок не позднее 10 рабочих дней со дня его принятия. В отношении федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Минобороны, Управления делами Президента РФ и Росморречфлота (в отношении подведомственных ему федеральных казенных учреждений, за которыми закреплено в оперативном управлении имущество, расположенное в границах морских портов), решение принимается соответственно Минобороны, Управлением делами Президента РФ и Росморречфлота;

л) согласовывает распоряжение движимым имуществом федерального казенного учреждения;

м) осуществляет контроль за деятельностью федерального казенного учреждения в соответствии с законодательством РФ;

н) осуществляет иные функции и полномочия учредителя, установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

Органами государственной власти субъектов РФ и органами муниципальных образований также должны быть изданы нормативные документы, устанавливающие функции и полномочия учредителей для подведомственных им казенных учреждений.

Устав казенного учреждения

После принятия правового акта об изменении типа федерального государственного учреждения на казенное необходимо внести эти изменения в его устав, в котором должны содержаться (п.33 Порядка N 539):

а) общие положения, устанавливающие в том числе:

наименование федерального казенного учреждения;

информацию о месте его нахождения;

наименование учредителя и собственника имущества;

наименование федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителя, собственника федерального казенного учреждения;

б) предмет и цели деятельности казенного учреждения в соответствии с федеральным законом, иным нормативным правовым актом, муниципальным правовым актом, а также исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и иных видов деятельности, не являющихся основными), которые оно вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;

в) раздел об организации деятельности и управлении учреждением, содержащий в том числе сведения о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов, а также положения об ответственности руководителя учреждения;

г) раздел об имуществе и финансовом обеспечении учреждения, содержащий в том числе:

порядок распоряжения имуществом, приобретенным казенным учреждением (за исключением имущества, приобретенного за счет средств, выделенных учреждению собственником на приобретение такого имущества);

порядок осуществления крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;

запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за федеральным казенным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных ему из федерального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда РФ, если иное не установлено законодательством РФ;

положения об открытии лицевых счетов в органах Федерального казначейства, а также об иных счетах, открываемых федеральному казенному учреждению в соответствии с законодательством РФ;

положения о ликвидации учреждения по решению собственника имущества и распоряжении собственником имуществом ликвидированного учреждения, если иное не предусмотрено законодательством РФ;

указание на субсидиарную ответственность РФ по обязательствам федерального казенного учреждения в лице федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя;

д) сведения о филиалах и представительствах учреждения;

е) иные разделы - в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя, своим правовым актом утверждает изменения, вносимые в устав федерального учреждения (п.32 Порядка N 539).

Казенные учреждения УИС

Функционирование учреждений УИС в статусе казенных - наиболее актуальная тема обсуждения. Несмотря на то, что поправки в действующее законодательство внесены в мае 2010 года законом №83-ФЗ и прошло достаточно времени, чтобы разобраться во всех нюансах, у практиков возникает вопросов больше чем ответов, а ситуация неопределенности продолжает сохраняться и на сегодняшний день.

Из всего массива поправок в законодательстве в связи с совершенствованием правового статуса учреждений выделим те, которые касаются новых механизмов функционирования. обязательном привлечение осужденных к труду.

Перечень ФКУ, исполняющих наказания в виде лишения свободы, регламентирован ст.16 УИК РФ. Это колонии - поселения, воспитательные колонии, ЛИУ, ИК общего, строгого, особого режима, тюрьмы. В части работ по хозяйственному обслуживанию к учреждениям, исполняющим наказания в виде лишения свободы, отнесены и следственные изоляторы (ст.77 УИК РФ).

Второе условие определяет осуществление собственной производственной деятельности. Статьей 17 Закона РФ № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" определены формы привлечения осужденных к оплачиваемому труду: в ЦТАО и производственных (трудовых) мастерских; на ФГУП УИС; на объектах организаций любых организационно-правовых форм, расположенных на территориях учреждений, исполняющих наказания, и вне их; по хозяйственному обслуживанию учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов. Однако собственной производственной деятельностью на основании статьи 18 Закона признается только деятельность центров трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских - "деятельность центров трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских представляет собой инициативную самостоятельную производственную Необходимо вспомнить, что функции текущего контроля в соответствии со ст.265-266 БК РФ возложены на Федеральное казначейство (ФК). Соответственно, контроль за исполнением ст.241 БК РФ - функция ФК, а подтверждающими документами получения дополнительного источника бюджетного финансирования могут являться: устав учреждения, положение о ЦТАО (УПМ, ЛПМ), штатное расписание ЦТАО (УПМ, ЛПМ).

Документом, регламентирующим порядок осуществления платежей покупателями товаров, работ, услуг, а также регламентирующим порядок получения дополнительного источника бюджетного финансирования является Приказ Минфина РФ № 73н [2]. В соответствии с приказом № 73н учреждения при переходе на дополнительный источник бюджетного финансирования должны провести договорную работу в части заключения дополнительных соглашений к действующим договорам по реализации товаров, работ, услуг, в которых необходимо предусмотреть новые реквизиты по платежам (Получатель - УФК, счет 40101 "Доходы, распределяемые органами ФК", назначение платежа - номер и дата заключения договора), а также возможные формы дополнительного значения в течение 1 рабочего дня после осуществления платежа). После поступления в федеральный бюджет средств, полученных от привлечения осужденных к оплачиваемому труду, орган Федерального казначейства не позднее трех рабочих дней отражает по соответствующему коду классификации доходов бюджетов в сумме, равной данному поступлению, на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом учреждению, исполняющем наказания, дополнительный источник бюджетного финансирования.

Учреждение видит поступление в разделе 4 выписки. Операции по использованию дополнительного источника бюджетного финансирования осуществляются в пределах лимитов бюджетных обязательств на основании расходных расписаний.

Если же учреждение получает средства от приносящей доход деятельности в наличной форме, т.е. в кассу учреждения, то возникает обязанность перечисления "налички" уже самим учреждением. Письмо Минфина РФ №02-03-06/2530 от 2 июня 2011 года регламентирует порядок оформления объявления на взнос наличными. Взнос казенным учреждением поступлений от оказываемых платных услуг, поступивших в наличной форме в кассу осуществляется по Объявлению на взнос наличными. В поле "Получатель" указывается наименование органа ФК, в скобках наименование Администратора доходов от ПДД. Орган Федерального Казначейства в этом случае не отражает полученные суммы на счете 40101, а отражает сразу на лицевом счете администратора доходов, т.е. тероргана, которому вместе с выпиской из соответствующего лицевого счет представляется справка по каждому ордеру.

В развитие перечисленных документов 25 марта 2011 года внесены изменения в приказ ФСИН РФ № 361 [3] в части определения администратора доходов. Так, администраторами доходов определены учреждения, непосредственно подчиненные ФСИН России, а также территориальные органы ФСИН России.

К администрируемым доходам отнесены по группе "1", подгруппе "13" статье "01" подстатьи "410, 420, 430, 440, 450", коды КОСГУ "130, 180, 410, 420, 440" - доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду в части оказания услуг, прочих поступлений, реализации основных средств, нематериальных и материальных активов. В связи с уже возникающими трудностями администрирования средств территориальными органами сейчас разрабатывается вопрос о передаче полномочий администратора доходов учреждениям, исполняющим наказания в виде лишения свободы. В связи с изменением правового статуса у колоний возник новый механизм расходования средств, полученных от приносящей доход деятельности, именуемый "дополнительным источником бюджетного финансирования". Необходимо обратить внимание, что понятие приносящей доход деятельности не изменилось, изменилось право расходования средств. Понятие "дополнительный источник бюджетного финансирования" отражено в приказе Минфина №73н, который мы уже упоминали. Дополнительный источник бюджетного финансирования - это средства, направленные на финансовое обеспечение осуществления функций учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете. На основании вышеизложенного, сформулируем некоторые выводы. При осуществлении контрольных мероприятий в текущем году необходимо обращать внимание на реорганизацию приносящей доход деятельности в учреждениях. В частности: регламентированные в уставе ФКУ виды деятельности; штатное расписание с разбивкой по видам деятельности должностей, замещаемых осужденными; положение о ЦТАО, включающее все виды деятельности в соответствии с уставом, реализуемые для привлечения осужденных к труду; проведение договорной работы в части заключения дополнительных соглашений в связи с изменением реквизитов платежей. Решение о переводе на дополнительный источник бюджетного финансирования должно приниматься террорганом (учреждением) с одновременным переводом остатков по счетам бухгалтерского учета с кода вида деятельности "2" на код вида деятельности "1". В случае не одномоментного перехода в бухгалтерском учете на работу с дополнительным источником финансирования при закрытии года мы можем получить нереальные финансовые результаты. Так, например, в случае перехода на дополнительный источник финансирования и неперевода остатка материальных запасов со счета 2 105 на 1 105 (через счет 401) списание материалов в производство будет осуществляться с 2 105, а отражения доходов на двойке уже не произойдет, следовательно, при закрытии отчетного периода возникнут убытки по видам деятельности, отражаемым на "двойке". Также необходимо обращать внимание на зачисление наличных средств, полученных при реализации от платных услуг на счет администратора доходов, а с 1 января 2012 на перечисление средств от приносящей доход деятельности, не попадающих под ст.241 БК РФ, в доход федерального бюджета.

Некоторые вопросы работы с дополнительным источником финансирования регламентированы приказом ФК от 7 октября 2008 года №7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов федеральным казначейством и его территориальными органами". В соответствии с п.1.2 расходы федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются доходы от приносящей доход деятельности, полученные федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, являются расходами за счет источника дополнительного бюджетного финансирования.

На основании п.3.4 приказа ФК №7н на лицевом счете получателя бюджетных средств отражаются операции за счет средств дополнительного бюджетного финансирования, в частности:

отражение лимитов бюджетных обязательств;

отражение предельных объемов финансирования;

постановка на учет бюджетных обязательств за счет источника дополнительного бюджетного финансирования;

поступление источника дополнительного бюджетного финансирования, включая возврат дебиторской задолженности;

выплаты за счет источника дополнительного бюджетного финансирования;

справочно: суммы поступлений источника дополнительного бюджетного финансирования, суммы возвратов источника дополнительного бюджетного финансирования (раздел 4 Выписки).

Остаток неиспользованного источника дополнительного бюджетного финансирования, отраженный на лицевом счете получателя бюджетных средств, учитывается на соответствующем лицевом счете согласно федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (п.3.17 Приказа ФК №7н). Т.е. решение о возможности использования остатка средств дополнительного источника финансирования на конец года будет приниматься ежегодно. Проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов" предусмотрено введение новой части, со гласно которой "Остатки средств федерального бюджета по состоянию на 1 января 2012 года на счетах Федерального казначейства, образовавшиеся в связи с неиспользованием по состоянию на 1 января 2012 года доходов федерального бюджета, полученных казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях исполнения требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к труду, подлежат использованию указанными учреждениями в 2012 году в соответствии с пунктом 10 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации." (ч.8 ст.6). Проект федерального закона принят в первом чтении, что позволяет надеется на возможность использования остатка средств дополнительного источника финансирования в 2012 году.

В свою очередь часть 3 статьи 6 Проекта определяет, что "средства, зачисленные на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, не позднее пятого рабочего дня 2012 года перечисляются территориальными органами Федерального казначейства, с учетом следующих особенностей:

) остатки средств, полученных федеральными казенными учреждениями от приносящей доход деятельности, подлежат перечислению в доход федерального бюджета".

Таким образом, если в учреждении есть виды деятельности, не соответствующие ст. 241 БК РФ, то нецелесообразно оставлять остатки средств на конец года.

Заключение

Закон № 83-ФЗ дает точные определения казенного и бюджетного учреждений: казенное учреждение - это "государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы"; бюджетное учреждение - это "некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах".

Определение автономного учреждения содержится в Федеральном законе от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (да¬лее - Закон № 174-ФЗ)). Согласно данному закону автономное учреждение - это "некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществ¬ления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами".

При анализе данных определений следует обратить внимание на следующие моменты.

Во-первых, казенное учреждение может быть создано не только для оказания государственных (муниципальных) услуг, выполнения работ, но и для исполнения государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.

В то же время бюджетное и автономное учреждения создаются исключительно с целью выполнения работ либо оказания услуг. В определениях бюджетного и автономного учреждений про возможность исполнения ими государственных (муниципальных) функций не упоминается. Таким образом, если на учреждение планируется возложить не только выполнение работ или оказание услуг, но и исполнение государственных (муниципальных) функций, тип такого учреждения должен быть казенным.

Во-вторых, все три типа учреждений создаются в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или местного самоуправления. Если соответствующего полномочия у органа государственной власти или местного самоуправления нет, создание учреждения невозможно.

В-третьих, в определении казенного учреждения даже не упоминается про сферы, в которых оно может быть создано, т. е. оно изначально может действовать в любых сферах. Бюджетное же учреждение создается в определенных сферах, перечисленных в Законе № 83-ФЗ. Необходимо отметить, что речь идет о неограниченном перечне. Однако перечисление задает примерное направление для понимания того, в каких сферах должно работать бюджетное учреждение. Если их проанализировать, то можно сделать вывод, что это основные сферы, в которых государство финансирует оказание услуг, выполнение работ для населения.

Что касается автономного учреждения, то оно может быть создано только в строго ограниченных случаях. Изначально, при принятии Закона № 174-ФЗ, перечень сфер, в которых допускалось создание автономных учреждений, был ограничен. Позднее в закон внесли изменения, и перечень стал открытым. Данное решение привело к появлению большого числа автономных учреждений, которые фактически являлись коммерческими юридическими лицами. Цель их создания заключалась в том, чтобы обойти нормы законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

На данный момент разрешается создавать автономное учреждение в сферах, перечисленных в Законе от № 174-ФЗ, а также в иных случаях, но только если эти случаи прямо определены на уровне федерального закона. Таким образом, если та отрасль, которая не была прямо упомянута, внесет норму о возможности создания автономного учреждения в свой отраслевой закон, автономные учреждения в этой сфере смогут существовать, если же нет, то создать их будет нельзя, а уже созданные надо будет реорганизовать или ликвидировать.

бюджетный автономный казенный учредитель

Список литературы

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 29.11.2010, с изм. от 28.12.2010) // Российская газета, № 153-154, 12.08.1998.

. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 18.10.2007) «Об автономных учреждениях» // Российская газета, № 250, 08.11.2006.

. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2010) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Российская газета, № 162, 31.07.2004.

. Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 (ред. от 26.01.2010) «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы» // Российская газета, № 2, 12.01.2006.

. Игнатов В.Г., Батурин Л.А., Бутов В.И., Уварова Г.Г., Ходарев С.В., Элланский Ю.Г. Экономика социальной сферы: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2006.

. Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ и к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ / Под ред. Г.В. Мальцева и И.Н. Барцица. - М.: Юридическая литература, 2010.

. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. - М.: Инфра - М, 2006

. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации. - М.: Издательство «Экзамен», 2007

. Служебное право. - М.: ИКЦ Март, 2011.

Похожие работы на - Сравнительные характеристики типов государственных (муниципальных) учреждений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!