Виды бухгалтерских балансов: их функциональное различие, порядок составления, оценка статей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,23 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Виды бухгалтерских балансов: их функциональное различие, порядок составления, оценка статей

Содержание

Введение

. Сущность и значение бухгалтерского баланса организации

. Виды и формы бухгалтерских балансов, их классификация

. Особенности составления различных видов бухгалтерских балансов и их различия

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Приложение1

Приложение2

Приложение3

Приложение4

Приложение5

Приложение6

Введение

Бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составленных на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам за определенный отчетный период. Бухгалтерская отчетность является неотъемлемым элементом всей системы бухгалтерского учета и выступает завершающим этапом деятельности за определенный период. Бухгалтерская отчетность является наилучшим источником информации для принятия управленческих решений в области планирования, контроля, анализа и оценки деятельности организации. По данным отчетности руководитель отчитывается перед трудовым коллективом, финансовыми органами, учредителями, банками, инвесторами, кредиторами и др.

В соответствии с Федеральным законом от 6.12.2011г №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) годовая бухгалтерская отчетность организаций (кроме исключений) состоит из бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными правовыми актами; пояснительной записки. Но баланс - это больше, чем просто отчетный бланк. Это также методологический прием, позволяющий отражать финансовое состояние предприятия. С одной стороны бухгалтерский баланс является венцом учетных работ, а, с другой стороны, одним из фундаментальных приемов учета. Именно поэтому я выбрала данную тему курсовой.

Актуальность же темы состоит в том, что бухгалтеру очень важно хорошо знать правила ведения бухгалтерского учета, права и льготы налогообложения, формирование различных фондов и капиталов и т.д. И в первую очередь нужно знать бухгалтерский баланс, он является основой учета, на нем строятся все понятия бухгалтерской отчетности, также важно знать виды и формы бухгалтерского баланса, это одно из центральных понятий, без которых не может обойтись не один бухгалтер.

Целями данной работы состоит в том, чтобы определить значение, изучить принципы подготовки, нормативные требования к представлению информации в основной форме бухгалтерской (финансовой) отчетности - бухгалтерском балансе организации, познакомиться с видами и формами баланса в зависимости от целей представления информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Для достижения данных целей нужно изучить:

сущность и значение бухгалтерского баланса организации

виды и формы бухгалтерских балансов, их классификацию

особенности составления различных видов бухгалтерских балансов и их различия.

1. Сущность и значение бухгалтерского баланса организации

Бухгалтерский баланс (от французского balance - весы, а от латинского bilanx - имеющий две весовые чаши) - одна из четырех основных составляющих бухгалтерской отчетности.[1] В соответствии с международными правилами финансовой отчетности, баланс содержит данные об активах, обязательствах и собственном капитале.[2] Бухгалтерский баланс характеризует имущественное и финансовое состояния организации в денежной оценке на отчётную дату[3].

Бухгалтерский баланс <#"justify">Активпассивимущество предприятия с указаниемисточники образования имущества с указанием1. состава1.целевого назначения.2. размещения2. сроков погашения

Внутри актива и пассива однородные объекты учета группируются по разным признакам (например, по принципу оборачиваемости - внеоборотные и оборотные). Суть баланса сводится к равновесию (количественному равенству) его противоположных частей - актива и пассива.

В активе баланса отражается основной и оборотный капитал.

Основной капитал - вся совокупность средств и орудий производства. Эта часть капитала характеризуется тем, что принимает участие в ряде производственных процессов, постепенно перенося свою стоимость на готовый продукт.

Под оборотным капиталом понимается совокупность всех тех частей, которые принимают участие в одном производственном цикле, отдавая свою стоимость полностью продуктам производства.

Для определения основного и оборотного капитала организации рассматривают актив его баланса. К основному капиталу относят такую часть актива, как здания, сооружения, транспорт; остальную часть - к оборотному капиталу.

Юридическое же положение предприятия характеризуется его пассивом, в котором показываются все его обязательства, определяется зависимость от тех, кто предоставил в его распоряжение свои средства. Таким образом, пассивом баланса определяется юридическая зависимость предприятия от других организаций и лиц.

В пассиве баланса помещается также и весь капитал этой организации (уставный, добавочный, резервный). Наличие капитала в балансе организации показывает степень зависимости от тех, кто наделил ее капиталом.

Баланс представляет собой единство количества и качества, т. е. документ, характеризующий определенную организацию как с экономической, так и с юридической стороны.

В статическом положении организации может быть такое состояние, когда сумма актива его баланса равна арифметической сумме пассива того же баланса (табл. 1). Такое положение предприятия показывает, что в данной организации имеется разного рода имущества (актив) столько, сколько необходимо для того, чтобы погасить все лежащие на организации обязательства (пассив), после чего ничего не останется.

Таблица 1.Актив равен пассиву (нейтральное положение)

Активсумма рубпассивСумма рубОсновные средства Материалы Товары Кассы Расчетный счет200 300 600 40 800Уставный капитал Резервный капитал Фонд социальной сферы500 640 800Баланс1940Баланс1940

Если пассив баланса меньше его актива, допустим, на 100 руб., то это значит, что при ликвидации организации остались бы свободными100 руб. Эта сумма рассматривается как результат накопления внутри организации. Условимся называть этот результат прибылью. Организация принимает на себя обязательство передать ее владельцу. Вот почему она показывается в пассиве (таблица 2).

Таблица 2.Актив превышает пассив.

Активсумма рубПассивСуммаОсновные средства Материалы Расчеты с дебиторами Товары Кассы Расчетный счет200 300 100 600 40 800Уставный капитал Резервный капитал Фонд социальной сферы Прибыль500 640 800 100Баланс2040Баланс2040

Итог актива меньше итога пассива означает, что у организации не хватает средств для погашения всех лежащих на нем обязательств. Эта нехватка выражается в сумме разности между активом и пассивом - у нас это 100 руб. (табл. 3). Этот убыток должен возместить владелец организации, так как организация приобретает право требовать с него получения суммы убытка. Вот почему убыток относят в пассив, где записываются все права организации к отдельным лицам и другим организациям.

Арифметическая сумма пассива баланса превышает арифметическую сумму актива баланса. Таб. 3

Активсумма рубПассивСуммаОсновные средства Материалы Касса Товары Расчетный счет200 300 40 600 800Уставный капитал Резервный капитал Фонд социальной сферы Убыток500 640 800 (-100)Баланс1940Баланс1940

Значит существуют три состояния организации:

нейтральное (когда у нее нет ни прибыли, ни убытка);

есть прибыль - результат накопления внутри организации;

есть убыток как отсутствие средств погашения, лежащих на организации обязательств.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 48) самостоятельный бухгалтерский баланс является одним из признаков юридического лица, следовательно, он выполняет экономико-правовую функцию.

Бухгалтерский баланс имеет заголовочную часть, где указываются: наименование отчета, отчетная дата, наименование организации и ее организационно-правовая форма, ИНН, вид деятельности, единица измерения, полный почтовый адрес, дата утверждения, дата отправки/принятия. Все реквизиты сопровождаются соответствующими кодами из утвержденных классификаторов.

Бухгалтерский баланс должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером организации. Реквизит «подпись» должен включать: наименование должности лица, подписавшего отчет (генеральный директор, главный бухгалтер акционерного общества); собственную подпись лица; расшифровку подписи (фамилия и инициалы).

Представление текущей информации об имуществе хозяйствующего субъекта в виде бухгалтерского баланса является одним из основополагающих методов бухгалтерского учёта. Бухгалтерский баланс не отражает движения средств и фактов осуществления конкретных хозяйственных операций, но показывает финансовое состояние хозяйствующего субъекта в определённый момент времени. Сущность баланса (как метода) состоит в том, что данные о стоимости имущества хозяйствующего субъекта на интересующую дату группируются определённым образом, позволяющим провести финансовый анализ и получить прогнозы на будущее[5].

В современных экономических условиях рыночной экономики значение баланса настолько велико, что его часто выделяют в самостоятельную отчетную единицу, дополнением к которой является совокупность всех других форм бухгалтерской отчетности. Роль прочих форм бухгалтерской отчетности состоит в расшифровке данных, которые содержатся в балансе. В основу построения современных балансов положена классификация хозяйственных средств и источников их формирования. Вместе с тем возможен и функциональный подход к созданию формата баланса.

В экономике любого государства бухгалтерский баланс выполняет важные функции, в том числе:

баланс организации знакомит собственников, менеджеров и других лиц, связанных с управлением, имущественным состоянием организации;

по балансу определяют ликвидность и показатели платежеспособности организации;

по балансу определяют конечный финансовый результат деятельности организации в виде прироста собственного капитала за отчетный период;

на показателях баланса строится оперативное финансовое планирование любой организации, осуществляется контроль за движением денежных средств;

данные баланса широко используются налоговыми органами, кредитными учреждениями и органами государственного управления для анализа деятельности организации и контроля за ней.

Многие организации имеют сложную структуру, а их подразделения ведут самостоятельный бухгалтерский учет и составляют самостоятельные балансы. Располагая балансами и отчетностью дочерних и зависимых организаций, руководители акционерного общества могут координировать деятельность всей группы взаимосвязанных организаций.

Каждый пользователь бухгалтерской (финансовой) отчетности с помощью модели баланса стремится решать свои задачи.

Кредиторов волнует платежеспособность организации, поэтому они склонны рассматривать баланс как категорию бухгалтерского учета, позволяющую на определенный момент времени представить в денежном измерении имущественное положение организации.

Покупателей и продавцов волнует вопрос, что выгоднее: продать предприятие в целом или же, ликвидировав его, распродать его имущество.

В этом случае составляется актуарный баланс, в котором имущество оценивается по цене возможной реализации и который представляет собой одну из разновидностей статического баланса.

Администрацию и собственников волнует движение капитала, который должен приносить прибыль, поэтому они рассматривают баланс как категорию бухгалтерского учета, позволяющую представить финансовый результат хозяйственной организации за отчетный период.

Для налоговых органов составляются налоговые декларации, которые могут быть увязаны с балансом, например по налогу на имущество организации.

2. Виды и формы бухгалтерских балансов, их классификация

Существует множество различных видов бухгалтерских балансов, которые классифицируются по различным признакам, в зависимости от назначения, содержания и порядка составления[6].

В зависимости от цели составления бухгалтерские балансы классифицируются по различным признакам (таблица 4).

.По времени составления бухгалтерские балансы могут быть:

вступительные - первый баланс, составляемый в начале деятельности компании. В активе отражается состав имущества компании (обычно представленный в виде взносов участников), а в пассиве - источники его возникновения.

санируемые (составляют в тех случаях, когда организация приближается к банкротству, с тем чтобы определить реальное состояние дел в организации);

ликвидационные (составляют при ликвидации организации);

разделительные (составляют в момент разделения крупной организации на несколько более мелких структурных единиц);

объединительные (составляют при объединении/слиянии нескольких организаций в одну).

.По форме отображаемой информации балансы классифицируются как:

статические (составляют на основе моментальных показателей, рассчитанных на определенную дату);

динамические (составляют как на определенную дату, так и в движении - в виде интервальных показателей (оборотов за отчетный период), например, оборотно-сальдовый баланс, шахматный оборотный баланс).

.По источникам составления балансы подразделяются на:

инвентарные (составляются только на основе инвентаря/ описи средств);

книжные (составляется на основе данных текущего бухгалтерского учета/книжных записей, без предварительной проверки их путем инвентаризации):

генеральные (составляют на основе данных бухгалтерского учета, которые подтверждены данными инвентаризации).

.По объему информации балансы подразделяются на:

единичные (отражают деятельность только одной организации);

сводные (составляют путем механического сложения сумм по статьям нескольких единичных балансов и подсчета общих итогов актива и пассива);

консолидированный баланс - объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но связанных экономическими отношениями. Он объединяет бухгалтерские балансы головной организации, ее зависимых и дочерних обществ.

.По способу «очистки» могут быть:

балансы-брутто (включающие в себя регулирующие статьи - амортизация основных средств, амортизация нематериальных активов, резервы под обесценение вложений в ценные бумаги, торговая наценка);

Балансы-нетто, из которых исключены регулирующие статьи, т.е. проведена «очистка».

.По характеру деятельности балансы могут быть:

основной деятельности (соответствующей уставу);

неосновной деятельности (ЖКХ. транспортное хозяйство и др.). По целям составления различают балансы:

пробные (составляют для проверки тождества баланса);

окончательные (являются официальными документами);

отчетные (составляют за отчетный период на основании данных бухгалтерского учета);

прогнозные (составляются учетом прогнозирования и планирования деятельности организации на перспективу).

.По форме собственности различают балансы государственных и муниципальных, кооперативных, общественных, частных и совместных организаций.

В п. 10 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» установлено. что по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности (кроме отчета, составленного за первый отчетный период) должны быть приведены данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному. В форме бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 2 июля 2010 г.(редактированно04.12.2012), это требование реализовано. Сведения приводятся на отчетную дату текущего периода: 31 декабря предыдущего года и 31 декабря года, который ему предшествует. Такие данные более информативны, сравнимы, сопоставимы и позволят пользователю правильно делать выводы о динамике того или иного показателя.

Организация сама должна принимать решение о степени детализации информации но группам статей отчетности с учетом требований п. 11 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

С учетом данных требований можно сказать следующее. Если у организации, например, незначительны собственные основные средства, достаточно привести их остаточную стоимость одной строкой в балансе. А детализировать состав и движение основных средств, их первоначальную стоимость, амортизацию и их изменение за период, можно в пояснениях. При этом у группы статей «Основные средства» в графе «Пояснения» следует поставить ссылку на номер соответствующего пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, в котором информация раскрывается детально.

Если же организация владеет значительным объемом основных средств и желает подчеркнуть их состав на первой странице бухгалтерского баланса, она может группу «Основные средства» детализировать по статьям. Можно указать общую сумму остаточной стоимости основных средств, а затем указать «в том числе» и привести существенные составляющие, которые дают представление пользователям о деятельности организации.

Помимо классического бухгалтерского баланса различают следующие:

Баланс доходов и расходов предприятия - финансово-экономический документ, самостоятельно разрабатываемый предприятием на год или квартал с целью обеспечить сбалансированность и согласованность движения материальных и финансовых ресурсов, производственное и социальное развитие предприятия, наиболее полно удовлетворить интересы коллектива. Баланс доходов и расходов характеризует финансовые взаимоотношения предприятия с кредиторами; содержит расчет доходов, расходов, платежей в бюджет, распределения чистой прибыли, формирования фондов и резервов предприятия.

Баланс брутто - бухгалтерский баланс, который включает в себя регулирующие статьи. Баланс-брутто используется для научных исследований и совершенствования информационных функций баланса.

Баланс нетто - бухгалтерский баланс без регулирующих статей. Баланс-нетто позволяет определить реальную стоимость имущества предприятия.

Вступительный баланс - первый баланс, который составляется в начале деятельности предприятия. В активе такого баланса отражается состав имущества предприятия, полученного при его организации, а в пассиве - источники его возникновения. Обычно перед составлением вступительного баланса проводится инвентаризация и оценка имеющегося имущества.

Заключительный баланс - отчетный документ о производственно-финансовой деятельности предприятия за определенный период времени. Заключительный баланс составляется на основе проверенных бухгалтерских записей.

Консолидированный баланс - сводная бухгалтерская отчетность о деятельности и финансовых результатах материнского и дочерних обществ в целом. Из консолидированного баланса исключается взаимный оборот дочерних компаний.

Ликвидационный баланс - бухгалтерский отчетный баланс, характеризующий имущественное состояние предприятия на дату прекращения его существования как юридического лица. Ликвидационный баланс показывает величину и источники средств, а также состояние расчетов предприятия после окончания ликвидационного периода.

Оборотный баланс - бухгалтерский баланс, который содержит данные о движении имущества (дебетовые и кредитовые обороты) за отчетный период, а также остатки средств и источников образования имущества на начало и конец периода. Оборотный баланс используется в качестве промежуточного рабочего документа при составлении вступительного, заключительного и ликвидационного балансов.

Предварительный баланс - бухгалтерский баланс, составляемый заранее на конец отчетного периода с учетом ожидаемых изменений в составе имущества предприятия. При этом используются фактические и ожидаемые данные о хозяйственных операциях.

Промежуточный ликвидационный баланс (в Российской Федерации) - баланс, содержащий состав имущества ликвидируемого юридического лица; перечень предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс составляется ликвидационной комиссией.

Разделительный баланс - документ, по которому при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам. Разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Сальдовый баланс - бухгалтерский баланс, который характеризует имущество хозяйствующего субъекта и источники образования имущества по состоянию на определенную дату в денежной оценке. Сальдовый баланс составляется путем подсчета остатков по счетам.

Сводно-консолидированный баланс - бухгалтерский баланс, который составляется путем объединения балансов юридически самостоятельных предприятий, взаимосвязанных между собой экономически. Такие балансы используются холдинговыми компаниями;

Сводный баланс - бухгалтерский баланс, который составляется путем объединения отдельных заключительных балансов. Сводные балансы используются министерствами, ведомствами и концернами

Таблица 4. Классификация балансов

По времени составления: вступительные, текущие,сканируемые, объединительные, разделительные, ликвидационныеПо способу очистки: балансы - брутто, балансы- неттоПо характеристике отображаемой информации: средние, свернутые (уплотненные)По переодичности составления: месячные, квартальные, полугодовые, балансы за 9 месяцев, годовыеПо источникам информации: инвентарные, книжные, генеральные КлассификацияБалансовПо объему информации : единичные, сводные, консолидированныеПо форме отображаемой информации: статические, динамическиеПо форме собственности: государственных организаций, кооперативных организаций, частных, смешанных, совместных, общественных организаций По целям составления: пробные, окончательные, прогнозные, отчетныеПо характеру деятельности: основной деятельности, неосновной деятельности

3. Особенности составления бухгалтерских балансов и их различия

.Учредительный (вступительный) баланс составляет основу информационной бухгалтерской системы любой организации. Последующие факты хозяйственной жизни меняют показатели бухгалтерского баланса. Бухгалтерия идентифицирует, оценивает, классифицирует и регистрирует эти хозяйственные операции согласно общепринятым принципам, отражает и накапливает их в учетных системах, сводит воедино для составления промежуточных и годовых бухгалтерских балансов.

Учредительный (вступительный) баланс составляется на дату начала деятельности организации. Обычно она совпадает с днем регистрации в едином государственном реестре юридических лиц, либо составление учредительного баланса приурочивается к ближайшему первому числу месяца. Учредительный (вступительный) баланс характеризует в денежном выражении начальную стадию формирования и кругооборота средств. В активе баланса отражаются состав и размещение имущества (активный капитал) организации, в пассиве сумма источников имущества организации (пассивный капитал), который формируется за счет взносов собственников (акционеров, членов товарищества и т. п.). Они формируют учредительный капитал, который в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица может быть:

уставный (акционерный, долевой) капитал;

складочный долевой капитал;

паевой капитал.[9,с75]

Учет уставного капитала ведется на пассивном счете 80 «Уставный капитал». Создание и увеличение уставного капитала отражается на кредите этого счета, а уменьшение капитала - на дебете счета 80.

Расчеты с учредителями отражаются на активно-пассивном счете 75 «Расчеты с учредителями». По кредиту счета 75 ведется учет взносов учредителей в уставный капитал, а на дебете отражается выплата доходов учредителям.

Рассмотрим на примере, как формируется уставный капитал и составляется вступительный баланс.

Пример 1. Составление вступительного баланса:

Тремя учредителями создано малое предприятие, образован уставный капитал. В качестве паевых взносов в уставный капитал учредителями внесены:

БогачовымВ.В-10000 у.е. (по курсу 30 р.) и набор инструментов на сумму 10000 р.;

Ибрагимовым А.А.- вычислительная техника на сумму 27000 р., патент на сумму - 16000 р.;

Чистовым А.С.-средства мобильной связи на сумму 25000 р., материалы - 12000 р.

Задание.1. Составить журнал хозяйственных операций, в котором следует отразить формирование уставного капитала (таблица 5 журнал хозяйственных операций).2.Оформить вступительный баланс малого предприятия(таблица 6 Вступительный баланс)

Таблица5 Журнал хозяйственных операций

Содержание операциисумма руб.дебеткредит1.приняты в уставной капитал:Денежные средства в валюте (в рублях)300005275вычислительная техника270000175Патент160000475набор инструментов100001075средства мобильной связи250000175Материалы1200010752.Объявлен уставный капитал1200007580

Таблица6 Вступительный баланс

АктивПассивсодержание статьисумма,рубсодержание статьисумма,рубосновные средства-0152 000уставный капитал-80120 000р.нематериальные активы-0416 000материалы-1022 000валютные счета-5230 000Баланс120000Баланс120 000р.

Можно отметить следующие признаки, определяющие особенности учредительного баланса вновь созданной организации:

учредительный баланс составляется на дату государственной регистрации вновь созданной компании и поэтому его составление не может быть приурочено к срокам составления периодических балансов;

для учредительного баланса характерна слабая дифференциация статей;

в активе учредительного баланса наряду с денежными средствами и стоимостью имущества, внесенного в качестве вклада в уставный капитал, отражаются организационные расходы, а в акционерных обществах может отражаться задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал;

. Составление периодического и ликвидационного балансов.

Периодические балансы в отличие от вступительных балансов, которые составляются только один раз (в момент организации предприятия), разрабатываются в соответствии с принципом непрерывности деятельности периодически в течение всего времени функционирования предприятия и подразделяются на начальные (входящие), промежуточные и заключительные (исходящие).

Начальные и заключительные бухгалтерские балансы разрабатываются в начале и конце финансового года. При составлении бухгалтерской отчетности отчетным годом является календарный год (с 1 января по 31 декабря включительно). При этом следует помнить, что исходящие данные на конец отчетного периода (года) служат начальными (входными) данными на начало следующего финансового года. При этом отдельные показатели заключительных и начальных балансов могут не совпадать, если предприятие изменило учетную политику либо произвело переоценку основных средств. Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в Пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с, указанием причин, вызвавших эту корректировку.

Промежуточные бухгалтерские балансы составляются за периоды, находящиеся между началом и концом отчетного года. В России промежуточные балансы заполняются нарастающим итогом за I квартал (три месяца), полугодие (шесть месяцев) и девять месяцев. Формирование показателей данной отчетности в настоящее время должно производиться в соответствии с требованиями следующих нормативных актов:

Федерального закона от 06.12.2011. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»,редакт. 28.12.13, с изменениями и дополнениями вступ. в силу 01.01.2014;

Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности;

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организаций» и др. ПБУ;

Приказ Министерства финансов РФ от 02.07.2010 №66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (ред. 04.04.2012)

Согласно п. 49 Положения по ведению бухгалтерского учета ПБУ 4/99 промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредителями (участниками) организации. При разработке форм отчетности самостоятельно, в них должны содержаться дополнительные строки, необходимые для отражения показателей согласно требованиям ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (в ред. Приказа Минфина РФ от 11.02.2008 N 23н,25.10.2010 132н,от 24.10.2012.186н). Следует отметить основные отличия промежуточных балансов от вступительных и заключительных:

к ним прилагается, как правило, меньшее количество отчетных форм, раскрывающих отдельные балансовые статьи;

источниками составления таких балансов являются данные текущего (книжного) учета, а результатами инвентаризации подтверждаются только отдельные статьи промежуточных балансов;

допускается меньшая надежность представленной в промежуточном балансе информации.

Пример:

ООО «Забава» 15 января 2013г. заплатило поставщикам за технологическое оборудование для производства полиграфической продукции 50 000 руб. и ввело это оборудование в эксплуатацию, а также заплатило поставщикам за бумагу для производства продукции.

бухгалтерский баланс ликвидационный периодический

Таблица 7 Промежуточный бухгалтерский баланс для ООО «Забава»

Активсумма рубПассивСумма руб1.Внеоборотные активы Нематериальные активы(расходы предприятия) Основные средства 2.Оборотные активы Запасы Денежные средства20000 210000 105000 300000 Уставный капитал 635000Баланс635000Баланс635000

.Составление ликвидационного баланса.

Любое предприятие может прекратить существование на любом из этапов своего жизненного цикла. Процесс ликвидации связан с конечным перераспределением собственности и досрочным взысканием дебиторской задолженности и погашением кредиторской задолженности. При составлении ликвидационного баланса принцип непрерывности деятельности организации не применяется.

Одной из главных задач окончательного ликвидационного баланса является определение ликвидационного сальдо после продажи активов и погашения кредиторской задолженности. При этом ставится задача как можно более точно установить реальную стоимость имущества, принадлежащего ликвидируемой организации, с целью формирования информации о возможности погашения обязательств перед кредиторами и собственниками организации. Ликвидационный баланс составляется в экономической ситуации, когда предприятие прекращает деятельность без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

При ликвидации предприятия ликвидационный баланс разрабатывают неоднократно:

на начало периода ликвидации (вступительный ликвидационный баланс);

в ходе периода ликвидации предприятия (промежуточные ликвидационные балансы), их количество зависит от длительности ликвидационного процесса, информационных потребностей владельцев и кредиторов);

на конец периода ликвидации (заключительный ликвидационный баланс).

В соответствии с принципом действующего предприятия при его ликвидации вступают в силу особые правила оценки имущества хозяйствующего субъекта - в ликвидационном балансе они отражаются не по учетной (исторической или восстановительной) стоимости, а по цене возможной реализации каждого актива в отдельности на момент составления ликвидационного баланса.

В настоящее время вопросы банкротства предприятий регулируются Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (измен. 12.03.2014 №30-фз). В отношении предприятия, признанного банкротом, открывается конкурсное производство -- процедура банкротства, призванная обеспечить соразмерное удовлетворение требований кредиторов за счет имущества должника. При ликвидации предприятия-банкрота создается ликвидационная комиссия и назначается конкурсный управляющий. Цель их работы - обеспечение имущественных интересов кредиторов должника путем определения активов и последующего их распределения между кредиторами в соответствии с положениями закона.

Ключевым бухгалтерским документом предприятия-банкрота является промежуточный ликвидационный баланс, поскольку в нем отражены все активы предприятия, составляющие его конкурсную массу, а также результаты рассмотрения требований кредиторов. При этом конкурсная масса - это не только имущество, имеющееся на момент открытия конкурсного производства, но и выявленное в процессе его проведения.

Ликвидационный баланс составляется по окончании конкурсного производства. Входящие остатки ликвидационного баланса должны соответствовать данным промежуточного баланса, чтобы обеспечить наглядную картину результативного конкурсного производства. Актив ликвидационного баланса не содержит каких-либо показателей, поскольку все имущество должно бы реализовано либо списано и утилизировано, а дебиторская задолженность взыскана. По статьям пассива баланса отражаются непогашенные требования кредиторов и понесенные собственником предприятия убытки. Неотъемлемым этапом процедуры банкротства является проведение инвентаризации имущества.

Промежуточный ликвидационный баланс предприятия представляет собой систему показателей, характеризующих имущественное и финансовое положение предприятия. Он отражает величину реальной конкурсной массы предприятия (актив), суммы предъявленных и не предъявленных требований кредиторов, собственный капитал предприятия (пассив).

Основой для составления промежуточного ликвидационного баланса предприятия должен послужить бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату, предшествующую открытию конкурсного производства.

Промежуточный баланс составляется на дату открытия конкурсного производства в целях отражения имущественного положения предприятия до начала реализации его активов и производства каких-либо расходов ликвидационной комиссией. При этом промежуточный баланс должен отражать результаты рассмотрения требовании кредиторов, следовательно, составление его возможно не ранее закрытия реестра требований кредиторов, т.е. не ранее истечения срока, установленного, конкурсным управляющим для предъявления претензии. В течение этого периода проводятся инвентаризация и оценка имущества должника, имевшегося на момент банкротства.

В промежуточном ликвидационном балансе не должно быть деления дебиторской задолженности и обязательств на краткосрочные и долгосрочные, поскольку с момента открытия конкурсного производства срок исполнения всех обязательств считается наступившим, и период их обращения всегда будет менее 12 месяцев (срок конкурсного производства в общем случае не может превышать одного года).

При составлении промежуточного ликвидационного баланса должны быть закрыты счета по учету добавочного капитала, резервного капитала, нераспределенной прибыли, использования прибыли, доходов и расходов будущих периодов, причину появления которых не удалось установить, а также счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Списываются неликвидные и обесценившиеся ценные бумаги, просроченная дебиторская задолженность с учетом ранее созданных резервов. Суммы этих списаний, просто не окажут существенного влияния на дебетовое сальдо счета 99 «Прибыли и убытки». НДС, учтенный на счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям», по оприходованным, но неоплаченным ценностям не предъявляется к возмещению из бюджета в связи с тем, что оплата поступивших ценностей не может быть произведена, так как это будет внеочередным удовлетворением требований кредиторов.

В соответствии с ФЗ от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Приложение 10) жизненно важные для региона объекты коммунальной и социальной инфраструктуры не включаются в конкурсную массу, и на них не может быть обращено взыскание в погашение кредиторской задолженности. Следовательно, данные объекты не должны включаться в промежуточный баланс независимо от момента передачи их местным органам власти.

Целесообразно также к пояснительной записке приложить документы, позволяющие кредиторам более полно понять процедуру составления баланса и имущественное положение должника: реестр требований кредиторов; сведения о составе активов предприятия.

По каждому показателю промежуточного ликвидационного баланса должны быть приведены данные за два отчетных периода, причем они будут в некоторой степени несопоставимы, так как обязательства сгруппированы не по срочности погашения, а в зависимости от установленной законом очередности их погашения. Следовательно, данные за период, предшествующий отчетному, подлежат корректировке.

Приложение 3. Примерная форма промежуточного ликвидационного баланса

Активы отражают по стоимости, реальной к взысканию или реализации, что должно быть подтверждено актом оценки или отчетом, независимого оценщика. Особенно это важно, если проведенная инвентаризация и оценка активов свидетельствуют о существенном снижении их стоимости по сравнению с балансовой величиной.

Дебиторская задолженность, нереальная к взысканию, не учитывается в промежуточном ликвидационном балансе. Однако впоследствии ликвидационная комиссия должна принять все возможные меры для ее взыскания (судебный и досудебный порядок) до получения акта судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания или появления обстоятельств, делающих предъявление иска невозможным.

В соответствии со ст. 131 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.

Процесс формирования актива (конкурсной массы) промежуточного ликвидационного баланса и последующий ее анализ, направленный на выявление имущества, способного дать реальные денежные средства для покрытия долгов предприятия-должника, проходят в несколько этапов.

На втором этапе анализируется дебиторская задолженность предприятия-должника. Необходимо выявить в ее составе безнадежную дебиторскую задолженность, которая в дальнейшем должна быть исключена из состава актива промежуточного ликвидационного баланса.

Третьим этапом формирования актива промежуточного ликвидационного баланса является проведение инвентаризации имущества, предусмотренное п. 1 ст. 130 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Четвертый этап формирования актива промежуточного ликвидационного баланса - переоценка выявленного в ходе инвентаризации имущественного комплекса, т.е. определение их рыночной стоимости. Реальную цену необоротных средств имущественного комплекса следует определять экспертным способом, с помощью специалистов-оценщиков, работающих на конкретном рынке.

Особенностью оценки оборотных средств предприятия-банкрота по сравнению с внеоборотными активами выступает оценка дебиторской задолженности. Основной целью оценки дебиторской задолженности в период формирования промежуточного ликвидационного баланса являются выявление ее рыночной стоимости, определение возможности ее реализации и получение реальных денежных средств.

Бухгалтерские документы не всегда отражают всю сумму обязательств ликвидируемого предприятия, поэтому бухгалтер обязан провести инвентаризацию обязательств предприятия.

Первым шагом на пути выявления всей совокупности обязательств предприятия-должника становится опубликование в печати сообщения о его ликвидации, в котором оговаривается срок (не менее двух месяцев со дня опубликования), в течение которого кредитор может предъявить претензии предприятию-должнику. Одновременно с этим конкурсный управляющий на основе имеющейся информации об обязательствах предприятия-должника обязан разослать уведомления каждому кредитору с указанием суммы обязательств предприятия-должника перед ним с просьбой предоставить заверенные копии документов, подтверждающие задолженность предприятия-должника перед кредитором. Выявленные инвентаризацией неучтенные обязательства должны быть восстановлены на счетах бухгалтерского учета.

После того как определена вся совокупность предъявляемых претензий к предприятию-должнику, необходимо провести анализ кредиторской задолженности по срокам ее возникновения. Неистребованная кредиторская задолженность со сроком возникновения более трех лет (в соответствии со ст. 191 ГК РФ) должна быть списана на прибыль предприятия-должника, она войдет в состав его внереализационного дохода.

Следующий шаг - проведение группировки обязательств предприятия-должника для целей конкурсного производства. Предъявленные претензии кредиторов к должнику группируются по степени очередности, и составляется реестр требований кредиторов.

Вне очереди покрываются обязательства, связанные с рассмотрением дела о несостоятельности, включая расходы по экспертизе, выплате вознаграждения конкурсному управляющему и другие. Данные расходы относят к нулевой очереди.

Первая очередь представляет собой требования граждан, перед которыми должник несет ответственность по причине вреда их жизни и здоровью, и удовлетворяется путем капитализации соответствующих повременных платежей, установленных на дату признания должника банкротом.

Вторая очередь представляет собой обязательства по оплате труда, выплате пособий и вознаграждений, причитающихся по авторским и лицензионным договорам в размере непогашенной задолженности, образовавшейся на дату принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.

Третья очередь - обязательства кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества ликвидируемого предприятия.

Четвертая очередь - обязательства по платежам в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды (погашение задолженности по платежам, возникшей в течение одного года до дня открытия конкурсного производства).

Пятая очередь - требования остальных кредиторов. Удовлетворяются требования конкурсных кредиторов (физических и юридических лиц, имеющих к должнику имущественные требования, не обеспеченные залогом).

При составлении промежуточного ликвидационного баланса предприятия-должника не стоит ограничиваться рассмотрением лишь предъявленных претензий кредиторов, которые были сгруппированы в соответствии с очередностью их удовлетворения. Отдельной строкой промежуточного ликвидационного баланса предприятия, характеризующей обязательства предприятия-должника, представляется целесообразным выделить обязательства, по которым не были предъявлены претензии кредиторов.

Раздел «Капитал и резервы» промежуточного ликвидационного баланса предприятия-должника не претерпит значительных изменений по сравнению с периодическим бухгалтерским балансом. В разделе «Капитал и резервы» будет представлен уставный, добавочный и резервный капитал, а также нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) и финансовые результаты, возникшие за период конкурсного производства.

После проведенной корректировки актива и пассива бухгалтерского баланса, позволяющей представить в балансе информацию о требованиях кредиторов и объеме, и структуре конкурсной массы предприятия-должника, за счет которой будут покрываться предъявленные претензии кредиторов, происходит составление промежуточного ликвидационного баланса.

Пример

Приложение 1. Бухгалтерский баланс предприятия ЗАО «Энтиком-инвест»

После открытия конкурсного производства ликвидационной комиссией был произведены инвентаризация и переоценка имущества, сформирован реестр требований кредиторов. При этом были совершены следующие хозяйственные операции.

. Списаны на убытки за период ликвидации нематериальные активы (товарный знак) на сумму 46 000 руб. Данная операция отражена следующими проводками.

Табл.8. Отражение в бухгалтерском учете операций по списанию на убытки за период ликвидации нематериальных активов предприятия

ПроводкаСумма, руб.Наименование хозяйственной операцииД 05 «Амортизация НМА» - К 04 «НМА»14000Списана амортизация, начисленная по нематериальным активам (товарному знаку)Д 91/2 «Прочие доходы и расходы» - К 04 «НМА»46000Списана остаточная стоимость нематериальных активов (товарного знака)Д 91 /9«Прочие доходы и расходы - К 91/2 «Прочие доходы и расходы»46000Выявлено сальдо от выбытия нематериальных активов (товарного знака)Д 99 «Прибыль и убытки» - К 91/9 «Прочие доходы и расходы»46000Отражен финансовый результат от списания нематериальных активов

.Следующим мероприятием явилось списание стоимости собственных акций, выкупленных ранее у акционеров, в размере 1000 руб., что отражено в бухгалтерском учете следующим образом.

Табл.9. Отражение в бухгалтерском учете операций по списанию на убытки за период ликвидации НМА предприятия

ПроводкаСумма, руб.Наименование хозяйственной операцииД 91/2 «Прочие доходы и расходы» - К 81 «Собственные акции»1000Списана стоимость собственных акций, выкупленных ранее у акционеровД 91/9 «Прочие доходы и расходы» - К 91/2 «Прочие доходы и расходы»1000Выявлено сальдо от списания собственных акций, выкупленных ранее у акционеровД 99 «Прибыль и убытки - К 91/9 «Прочие доходы и расходы»1000Отражен финансовый результат от списания собственных акций, выкупленных ранее у акционеров

. Далее списана неистребованная дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности, на сумму 513 000 руб., что было отражено следующей проводкой:

Д 99 «Прибыль и убытки» - К62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» -- списана неистребованная дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности

. В размере 138 000 руб. была списана нереальная для взыскания дебиторская задолженность.

ПроводкаСумма, руб.Наименование хозяйственной операцииД 99 «Прибыль и убытки» - К62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»138000Списана на убыток дебиторская задолженность, нереальная для взысканияД 007 «Списание в убыток задолженности»138000Отражена на забалансовом счете списанная в убыток дебиторская задолженность, нереальная для взыскания

. Также была списана кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности на сумму 107 000 руб. При этом бухгалтерская проводка составлена следующим образом:

Д 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»- К 99 «Прибыли и убытки» -- 107 000 руб. -- списана кредиторе задолженность с истекшим сроком исковой давности. Непосредственно перед составлением промежуточного ликвидационное баланса предприятия была проведена инвентаризация. По ее результатам был осуществлены следующие хозяйственные операции

. Списаны материалы вследствие негодности на сумму 32 000 руб. Данные, отраженные в бухгалтерском учете, представлены ниже.

Табл. 11. Отражение в бухгалтерском учете списания материалов по данным инвентаризации

ПроводкаСумма, руб.Наименование хозяйственной операцииД 91/2 «Прочие доходы и расходы» - К10 «Материалы»32000Списаны материалыД 91/2 «Прочие доходы и расходы»- К 91/2 «Прочие доходы и расходы»32000Выявлено сальдо от списания материаловД 99/9 «Прибыли и убытки» - К 91/2 «Прочие доходы и расходы»32000Отражен финансовый результат от списания материалов

. Восстановлены объекты основных средств на счетах бухгалтерского учета на основе данных инвентаризационных актов на сумму 11 000 руб

Табл. 12. Отражение в бухгалтерском учете восстановления объектов основных средств

ПроводкаСумма, руб.Наименование хозяйственной операцииД 01 «Основные средства» - К99 «Прибыли и убытки»13000Отражена первоначальная стоимость восстанавливаемых объектовД 20 «Основное производство» К 02 «Амортизация основных средств»2000Начислен износ восстановленных объектов основных средств

Следующей операцией является списание части краткосрочных финансовых вложений по результатам инвентаризации на сумму 600 000 руб. Соответствующие данной хозяйственной операции бухгалтерские проводки представлены ниже:

Табл. 13. Отражение в бухгалтерском учете списания части краткосрочных финансовых вложений

ПроводкаСумма, руб.Наименование хозяйственной операцииД 91/2 «Прочие доходы и расходы» - К58 «Финансовые вложения»600 000Списана стоимость краткосрочных финансовых вложений Выявлено сальдо от списания краткосрочных финансовыхД 91/9 «Прочие доходы и расходы» - К 91/2 «Прочие доходы и расходы»600 000Выявлено сальдо от списания краткосрочных финансовых вложенииД99 «Прибыли и убытки» - К91/«Сальдо прочих доходов и расходов» «Прочие доходы и расходы»600 000Отражен финансовый результат от списания краткосрочных финансовых вложений

. В процессе инвентаризации была произведена переоценка основных средств. Их стоимость снижена на сумму 113 000 руб. В бухгалтерском учете данная операция представлена следующим образом.

Табл. 14. Отражение в бухгалтерском учете снижения стоимости основных средств

ПроводкаСумма, руб.Наименование хозяйственной операцииД 83 «Добавочный капитал» К 01 «Основные средства»155 000Снижена первоначальная стоимость объектов основных средствД 02 «Амортизация основных средств» - К 83 «Добавочный капитал»42 000Снижена сумма износа по оцениваемым объектам основных средств

.Завершающей хозяйственной операцией является восстановление на счетах бухгалтерского учета выявленных в ходе инвентаризации неучтённых обязательств в размере 798 000 руб. Соответствующая данной операции проводка выглядит следующим образом:

Д 99 - К 60, 76 - 798 000 руб. В соответствии с указанными операциями промежуточный ликвидационный баланс ЗАО «Энтиком-инвест» выглядит следующим образом.

Приложение 2. Промежуточный ликвидационный баланс ЗАО «Энтиком-инвест»

После того как ликвидационная комиссия предприятия закончит процесс расчетов с кредиторами за счет средств, полученных от реализации конкурсной массы или передачи собственности предприятия-банкрота кредитору, происходит формирование окончательного ликвидационного баланса предприятия-банкрота.

Пример. Приложение 3. Окончательный ликвидационный баланс предприятия ЗАО «Энтиком-инвест»

Таким образом, итоговая сумма активов и пассивов ликвидационного баланса равна нулю.

. Особенности составления сводного баланса

Сводный бухгалтерский баланс составляются в рамках одного собственника, объединяя данные подразделений предприятия или для статистического обобщения показателей по отрасли. Сводный баланс получается путем механического сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов, и подсчета общих итогов актива и пассива. В таком балансе отдельные графы характеризуют состояние средств тех или иных организаций, а графа «Всего» отражает общее состояние средств всех организаций в целом.

Перейдем непосредственно к составлению сводного баланса. В раздел I по строке 110 указывается сумма остатков НМА на начало и конец отчетного периода соответственно. Чтобы определить эту величину, нужно просуммировать остатки нематериальных активов по всем организациям, используя данные бухгалтерских балансов.

В сводном бухгалтерском балансе появится дополнительный нематериальный актив. Это «деловая репутация организаций», которую организации рассчитывают на этапе подготовки к формированию отчетности. Сумма «деловой репутации» также войдет в сумму, отражаемую по строке 110. Следует заметить, что «деловая репутация» возникает, если акции или доли в уставном капитале организаций покупаются у третьих лиц. Если же они приобретаются непосредственно у дочерней или зависимой организации, то при превышении цены над номиналом возникает эмиссионный доход. Он исключается из сводного баланса как взаимная прибыль.

Расчет остатков по основным средствам, незавершенному строительству и доходным вложениям в материальные ценности производится суммированием по всем организациям. Если одна из организаций строительная, а ее инвестор -- другая организация из рассматриваемой группы, в строку 130 «Незавершенное строительство» сводного баланса включается сумма незавершенного производства строительной организации, касающаяся строительства у «родственного» инвестора. В дальнейшем по строке 210 «Затраты в незавершенном производстве» сводного баланса эта сумма показываться не будет.

В строке 140 отражаются долгосрочные финансовые вложения, просуммированные по всем организациям за вычетом вложений в организации из рассматриваемой группы. Отложенные налоговые и прочие внеоборотные активы по строкам 145 и 150 соответственно рассчитываются путем сложения показателей по всем организациям. Итог по разделу I характеризует величину внеоборотных активов по всем взаимосвязанным организациям.

В разделе II отражаются оборотные активы. В строке 210 «Запасы» суммируются остатки по ТМЦ по всем организациям. Если какие-либо из оставшихся товаров или материалов приобретены у «родственных» организаций, из стоимости остатков исключается сумма прибыли по взаимным продажам, приходящаяся на остаток товаров и материалов. Их стоимость можно определить точно. Стоимость материалов, купленных у «родственных» организаций и переданных в производство, но не вошедших в готовую продукцию или не реализованных, определяется только расчетным путем. Для этого используются самостоятельно разработанные организациями формулы, основанные на нормах расхода сырья и материалов для производимой продукции.

Особого внимания заслуживает расчет суммы «взаимной» прибыли, приходящейся на ТМЦ, готовую продукцию и НЗП. Нам известна общая сумма взаимной реализации, а также сумма прибыли от этой сделки (по данным организации-продавца). «Взаимную» прибыль в остатках нужно вычесть из суммы запасов. Сумму «взаимной» прибыли в остатках запасов можно рассчитать по формуле:

НДС по приобретенным ценностям, числящийся на счете 19, складывается по всем организациям. Дебиторскую задолженность со сроками больше и менее года по строкам 230 и 240 суммируется по всем организациям и вычитаются из нее взаимозадолженности, то есть долги организаций из группы. В строке 250 указываются краткосрочные финансовые вложения. Эти показатели по всем организациям складываются, а займы, предоставленные «родственным» организациям, исключаются. Денежные средства и прочие оборотные активы суммируются. В строках 290 и 300 подводим итоги по разделу II и по всем активам соответственно.

В разделе III сводного баланса заполняются показатели пассива. По строке 410 отражаются общие уставные капиталы, из которых исключаются доли, принадлежащие организациям из рассматриваемой группы. Добавочный и резервный капитал по строкам 420 и 430 суммируются. Затем рассчитывается показатель строки 470. Прибыли или убытки (с минусом) суммируются и вычитаются прибыли или прибавляются убытки от операций между «родственными» организациями. В строке 490 рассчитываем итог по разделу.

Интересен показатель «доли меньшинства» сводной отчетности. Этот показатель рассчитывается, если одна из рассматриваемых организаций головная. Долей меньшинства будет сумма долей в уставных капиталах прочих организаций, не принадлежащих головной. Кроме того, можно рассчитать долю меньшинства в прибыли по формуле:

Разделы IV и V посвящены долгосрочным и краткосрочным обязательствам. Величины долгосрочных и краткосрочных займов и кредитов складываются в строках 510 и 610 соответственно. Займы, выданные организациями из рассматриваемой группы вычитаются. То же происходит с кредиторскими задолженностями из строки 620, то есть они вычитаются из общей суммы взаимозадолженности. Аналогично рассчитывается задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов в строке 630, уменьшая эту величину на задолженность перед «родственными» учредителями и участниками.

Прочие показатели по строкам 515, 520, 640, 650 и 660 суммируются по всем организациям. В строках 590, 690 и 700 подводятся итоги. Сверяются величины по строкам 300 и 700 (актив и пассив). Если они равны, значит, все заполнено верно. Сводный баланс сошелся.

Рассмотри пример составления сводного баланса.

Пример ООО «Квартал» владеет 60% акций ЗАО «Квинт». Составим сводный баланс по этим организациям за 2009 год. Исходные данные для сводной отчетности приведены в Приложениях 7 и 8.

Вначале сверим данные о хозяйственных операциях между ООО «Квартал» и ЗАО «Квинт». Все сходится, кроме финансовых вложений у ООО «Квартал» и данных о доле в УК ЗАО «Квинт». Финансовые вложения ООО «Квартал» превышают долю в уставном капитале. Значит, акции приобретены по цене выше номинала. Рассчитаем показатель деловой репутации ЗАО «Квинт». Он составит 100 000 руб. (280 000 руб. - 180 000 руб.). Добавим эту сумму в сводном балансе к нематериальным активам (строка 110). На 280 000 руб. уменьшим показатель строки 140 и на 180 000 руб. -- показатель строки 410.

Приложение 4. Данные бухгалтерской отчетности

Приложение 5. Данные о хозяйственных операциях между ООО «Квартал» и ЗАО «Квинт» за 2013 год

Далее вычтем долю «взаимной» прибыли из показателей остатков ТМЦ. На балансе ООО «Квартал» числится остаток товаров, приобретенных у ЗАО «Квинт», на сумму 3 644 720 руб. (22 345 200 руб. - 18 700 480 руб.). Известны прибыль от реализации, полученная ЗАО «Квинтал», -- 3 686 958 руб. и сумма реализации -- 24 579 720 руб. Рассчитаем долю прибыли, умножим ее на остаток товаров и получим сумму прибыли в остатках -- 546 708 руб. (3 644 720 руб. х 3 686 958 руб. : 24 579 720 руб.). Вычтем полученный результат из показателя остатка товаров (строка 213).

Аналогичная ситуация с материалами, приобретенными ЗАО «Квинт» у ООО «Квартал». Исключим из стоимости остатков материалов, числящихся на балансе ООО «Квинтал», сумму «взаимной» прибыли, полученную ООО «Квартал» при их реализации, -- 223 502 руб. [(14 279 915 руб. - 12 378 100 руб.) х (1 980 250 руб. : 16 850 300 руб.)]. Вычтем эту сумму из остатка по строке 211.

На те же показатели (546 708 руб. и 223 502 руб.) уменьшим нераспределенную прибыль по строке 470 сводного баланса.

Взаимные краткосрочные дебиторские и кредиторские задолженности вычтем из строк 240 и 620 соответственно. Краткосрочные финансовые вложения (строка 250) и краткосрочные займы и кредиты (строка 610) уменьшим на сумму остатка по займу, выданному ООО «Квартал» для ЗАО «Квинт».

Приложение 6. Сводный баланс по организациям ООО «Кварта» и ЗАО «Квинта» за 2013

Остальные показатели по организациям просуммируем. Подсчитаем баланс. Все сходится. Следовательно, сводный баланс составлен верно. Порядок расчета данных о взаимозависимых операциях следует описать в пояснительной записке.

Дополнительно рассчитаем долю меньшинства в уставном капитале и в прибыли. Доля меньшинства -- это доля в уставном капитале ЗАО «Квинт», не принадлежащая ООО «Квартал». Она равна 120 000 руб. (300 000 руб. - 180 000 руб.). Доля меньшинства в прибыли составляет 22 000 000 руб. (120 000 руб. : : 300 000 руб. х 55 000 000 руб.). Принципы расчета доли меньшинства также изложим в пояснительной записке.

.Особенности составления консолидированного баланса

Разновидностью сводных балансов являются консолидированные балансы. Основой для консолидации является наличие контроля материнской компании над дочерними. Такой контроль - это возможность головной компании определять финансовую и хозяйственную политику дочернего предприятия с целью получения прибыли. По РСБУ контроль одной компании над другой признается только в том случае, если он имеет соответствующее юридическое оформление (отражение в учредительных документах).

Консолидированный баланс группы компаний - это самостоятельный баланс, который составляется отдельно от баланса материнской компании. Последний дополнительно включает инвестиции в дочерние общества и остатки по операциям между материнской и дочерними компаниями. При подготовке консолидированного баланса к показателям баланса материнской компании добавляются активы и пассивы дочерних компаний, то есть активы и пассивы группы отображаются полностью. Результаты операций, имевших место внутри группы, отражаются в балансе одной компании группы в качестве актива, а в балансе другой компании той же группы - в качестве пассива.

Подготовка консолидированного баланса заключается в построчном объединении данных баланса материнской и дочерних компаний путем сложения аналогичных статей активов, обязательств, капитала, нераспределенной прибыли. В консолидированном балансе собственный капитал двух компаний представлен капиталом инвестора, который включает его акционерный капитал и нераспределенную прибыль. Процедура консолидации после приобретения дочерней компании заключается в следующем:

исключение счета материнской компании «Инвестиции в дочернюю компанию» и счетов капитала дочерней компании;

исключение межфирменных счетов дебиторской и кредиторской задолженностей;

определение неконтрольных пакетов акций и отражение их в балансе отдельно как часть консолидации.

К началу консолидации у специалиста, который будет этим заниматься, должны быть собраны все формы финансовой отчетности материнской и дочерних компаний, подготовленные на основе единой учетной политики и на одну и ту же отчетную дату. Когда финансовая отчетность дочерней компании составлена на другую отчетную дату, необходимо произвести корректировки для учета возникших в этой связи существенных расхождений. Периодичность финансовых отчетов и разрыв между датами их составления должны оставаться неизменными от периода к периоду.

Из отчетности группы надо исключить информацию о результатах деятельности дочерних компаний, приобретенных только в целях последующей перепродажи в ближайшем будущем, а также действующих в условиях строгих долгосрочных ограничений, которые существенно сокращают возможности контроля их со стороны материнской компании (когда дочернее общество становится объектом контроля со стороны государства, судебного, административного или регулирующего органа, либо вследствие договорного соглашения).

По всем остальным компаниям, которые контролируются материнской компанией, независимо от существующих различий в видах их деятельности должна представляться консолидированная финансовая отчетность.

Операции внутри группы (сделки, доходы и расходы) должны быть полностью исключены, а остатки по расчетам внутри группы - выверены и исключены, кроме тех операций, которые свидетельствуют об обесценении активов.

При составлении консолидированного баланса в первую очередь составляется предварительный консолидированный баланс.

На первой стадии суммируются балансовые данные материнской и дочерних компаний, причем активы дочерних обществ учитываются по результатам проведенной оценки стоимости бизнеса.

На второй стадии устраняются элементы «двойного счета» активов и обязательств. В консолидированном балансе финансовые вложения - это оценочный показатель инвестиций в дочерние компании.

Подготовка предварительного консолидированного баланса также требует дополнительных процедур:

балансовая стоимость инвестиций материнской компании в каждом дочернем обществе и доля капитала каждой дочерней компании, принадлежащая материнской компании, исключаются;

доля меньшинства в чистых активах сведенных дочерних компаний за отчетный период рассчитывается и указывается в бухгалтерском балансе отдельно;

исключаются внутригрупповые сделки, доходы и расходы;

консолидированная прибыль корректируется с учетом дивидендов по кумулятивным привилегированным акциям дочерней компании независимо от того, были ли объявлены дивиденды или нет;

инвестиции в дочерние компании проверяются на соответствие определению по МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка». Надо определить, когда компания вышла из категории дочерней и стала классифицироваться как ассоциированная или просто как инвестиция.

Предварительный консолидированный баланс нуждается в корректировках, которые подразделяются на два вида: основные и косметические. К основным относятся корректировки, которые требуют дополнительных специализированных расчетов: гудвил, доля меньшинства, нераспределенная прибыль группы. А косметические корректировки приводят предварительный баланс в соответствие с конечной формой консолидированного баланса: внутригрупповые остатки, нереализованная прибыль, запасы, передача внеоборотных активов.

Заключительные этапы процесса консолидации баланса включают следующие шаги:

в баланс переносится строка нераспределенной прибыли из отчета о прибылях и убытках;

в отчете о прибылях и убытках определяется итог по «интересам меньшинства» и переносится в соответствующую колонку консолидированного баланса;

проверяется равенство сумм активов и пассивов консолидированного баланса.

Пример составления консолидированного баланса:

В табл. 16 перечислены наиболее распространенные операции в учете материнской и дочерней компаний. Рассмотрим, как эти операции будут отражены до консолидации в отчетах каждой из компаний. Операции, которые осуществляются внутри группы и не оказывают влияния на сторонние по отношению к группе организации, надо исключить. В консолидированном балансе группы компаний будет несколько операций.

Табл.19. Примеры распространенных операций

ОперацияМатеринская компания «М»Дочерняя компания «Д»«М» покупает 100% «Д» за 10 млн руб.«М» раскрывает актив стоимостью 10 млн рубБухгалтерский баланс «Д» остается неизменным«М» продает 50 млн руб.(49 + 1) «Д» и получает прибыль 1 млн руб.«М» раскрывает продажи в размере 50 млн руб., затраты 49 млн руб. и прибыль в размере 1 млн руб.«Д» раскрывает актив стоимостью 50 млн руб. (49 + 1)«Д» выплачивает «М» дивиденды в сумме 1 млн руб.«М» раскрывает прибыль в размере 1 млн руб.«Д» раскрывает выплату дивидендов на сумму 1 млн руб.«М» кредитует «Д» на сумму 5 млн руб.«М» раскрывает актив на сумму 5 млн руб.«Д» раскрывает обязательство в размере 5 млн руб.

Операция 1. Поскольку «М» покупает «Д», соответственно «М» отразит затраты на приобретение «Д» в качестве актива на сумму 10 млн. руб.. Баланс «Д» останется неизменным. При консолидации актив стоимостью 10 млн. руб. из баланса «М» будет исключен. Активы и обязательства «М» и «Д» будут построчно сложены (кроме акционерного капитала «Д»).

Операция 2. Прибыль от операции внутри группы составила 1 млн.руб. (прибыль «М», затраты «Д» - 1 млн.руб. из 50 млн.руб.) должна быть исключена. Прибыль «М» будет уменьшена на 1 млн.руб., как и затраты и активы «Д». Получение прибыли возможно от операций только со сторонними организациями, а не внутри группы.

Операция 3. При консолидации прибыль от дивидендов «М» и расходы на выплату дивидендов «Д» взаимно исключаются.

Операция 4. При консолидации активы «М» и обязательства «Д» равны и противоположны по значению. В консолидированной отчетности они взаимно исключаются, поскольку относятся только к операциям внутри группы.

Полученные данные следует скорректировать на долю меньшинства и внутригрупповые операции.

Формирование доли меньшинства: Доля меньшинства = Капитал дочерней компании - Инвестиции в дочернюю компанию (822 500 = 3 150 000 - 2 327 500).

Исключение инвестиций в дочернюю компанию и признание доли меньшинства: Доля меньшинства = Дивиденды по привилегированным акциям + Чистая прибыль отчетного периода - Обесценение гудвила дочерней компании - Чистая прибыль (545 000 =40 000+590 000-55 000-30 000).

Информация об исключении внутригрупповых продаж формируется путем следующих корректировок: Чистая прибыль = Выручка от продаж- Себестоимость продаж (120 000 = 500 000 - 380 000 )

В результате исключения внутригрупповых продаж доля меньшинства подлежит уменьшению на 30 000 руб. (120 000 руб. Ч 25%).

В актив консолидированного баланса войдут:

капитал дочерней компании - 3 150 000 руб.

резерв под обесценение гудвила - 55 000 руб.

В пассив консолидированного баланса будут включены:

инвестиции в дочернюю компанию - 2 327 500 руб.;

прибыль - 2 240 000 руб.;

доля меньшинства - 1 422 500 руб.

Заключение

В курсовой работе мы изучали следующее:

сущность и значение бухгалтерского баланса организации

виды и формы бухгалтерских балансов, их классификацию

особенности составления различных видов бухгалтерских балансов и их различия.

Из изученного можно сказать, что баланс как элемент метода бухгалтерского учета венчает процедуру обработки бухгалтерских данных, обобщая их в информационную модель финансового состояния экономического субъекта. Информация этой модели, представленная в виде отчетных показателей балансовых строк основной формы финансовой отчетности, выступает несравнимым источником при оценке (анализе) функционирования хозяйственной единицы, ее производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, направленной на совершенствование или развитие всей системы управления предприятием. На основе данных, представленных в балансе, заинтересованные пользователи имеют возможность изучать наличие, размещение и использование ресурсов, платежеспособность и финансовую устойчивость организаций и удовлетворять, таким образом, свои информационные потребности.

Таким образом, в бухгалтерском учете существует множество видов бухгалтерских балансов, которые отличаются в зависимости от цели их составления. Балансы могут классифицироваться по следующим признакам: по времени составления, по источникам составления, по объему информации, по характеру деятельности предприятия, по объекту отражения и по способу очистки. На практике самым распространенным является составление заключительного (исходящего, годового) баланса, так как он составляется на 31 декабря, то есть за год. Именно год чаще всего является анализируемым и показательным период.

Изучая баланс организации, можно определить, чем владеет ее собственник, сумеет ли организация ответить перед взятыми на себя или ей угрожают финансовые затруднения.

По бухгалтерскому балансу определяется конечный финансовый результат работы организации за отчетный период. В зависимости от того, увеличился он или уменьшился в отчетном году по сравнению с предыдущим, можно судить о способности руководителей организации сохранить или приумножить имеющиеся материальные и денежные ресурсы

Классификация балансов по видам и формам в бухгалтерском учете направлена, прежде всего, на разделение балансов с точки зрения счетоводства (то есть практики учета) по определенным характеристикам. К таким характеристикам, как выяснено, относятся: источники, сроки составления, объем включаемой информации, методы оценки статей баланса, характер деятельности организации, порядок реформирования и способ очистки балансов.

Также в работе изучены порядки составления основных видов бухгалтерских балансов, вступительного, разделительного, ликвидационного, сводного, консолидируемого. Каждый из них имеет свои особенности, отличительные признаки. Например, вступительные составляются в момент организации предприятия, заключительные - на дату завершения деятельности хозяйствующего субъекта при осуществлении реорганизации его формы (слияние нескольких организаций, присоединении одной организации к другой, ранее действовавшей, разделение организаций, изменение организационно-правовой формы). Ликвидационные балансы составляются при ликвидации предприятия и представляют информацию об имуществе организации, подлежащем распределению между его кредиторами и собственниками с применением методов оценки статей по цене возможной реализации каждого актива. Разделительные формируются в момент разделения крупного предприятия на несколько более мелких. Сводные составляются в рамках одного собственника, объединяя данные подразделений предприятия или для статистического обобщения показателей по отрасли. Консолидированные отражают положение группы юридически самостоятельных организаций, связанных совместным контролем имущества.

Список использованной литературы

1. Бакаев А. С. Бухгалтерские термины и определения. - М.: Бухгалтерский учёт, 2002. - P. 160. - ISBN 5-85428-107-4

. Аверчев И. В. МСФО. 1000 примеров применения.. - М.: Рид Групп, 2011. - С. 53. - P. 992.. - ISBN 978-5-4252-0230-7

3.Williams Jan R. Financial & Managerial Accounting. - McGraw-Hill Irwin, 2008. - P. 40. - ISBN 9780072996500

4. biZataka.ru. Активы и пассивы предприятия (рус.). Проверено 30 ноября 2011. Архивировано из первоисточника 24 января 2012.

.Алла Петровна Виткалова, Дина Петровна Миллер. Как составить бухгалтерский баланс (рус.). Проверено 7 июня 2011. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.( #"justify">. Виды бухгалтерских балансов (рус.). www.glossary.ru

.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Начальный бухгалтерский баланс//Баланс сальдовый.- 5-е издание - М.:, 2006. - 495 с.

. ЗАО «BKR-Интерком-Аудит». Ликвидационный баланс (рус.) (13 ноября 2004 года). Проверено 15 мая 2013. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.

.Заббарова О.А. Балансоведение: учебное пособие/О.А. Заббарова.- М.:Кронус 207-256с

. Федеральный закон от 06.12.2011. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»,редакт. 28.12.13, с изменениями и дополнениями вступ. в силу 01.01.2014.

. Федеральный закон от 27.07.2010г. от № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»

12. <#"justify">Приложения

Приложение 1.Примерная форма промежуточного ликвидационного баланса

АктивНа последнюю отчетную датуНа дату составления промежуточ-ного ликвидационного балансаI. Конкурсная массаВнеоборотные активыНематериальные активыОсновные средстваФинансовые вложенияИмущество по оспариваемым сделкамОборотные активыЗапасыДебиторская задолженностьФинансовые вложенияДенежные средстваII. Расходы на конкурсное производство и имущество, исключаемое из конкурсной массыСудебные и прочие расходыИмущество, исключаемое из конкурсной массыБАЛАНС

ПАССИВНа последнюю отчетную датуНа дату составле-ния промежуточного ликвидационного балансаIII Капитал и резервыУставный капиталНераспределенная прибыль (убыток)IV. Требования кредиторов и прочие обязательстваЗадолженность по ведению конкурсного производства начисленная, но неоплаченная: 1 очередь (возмещение вреда здоровью); 2 очередь (задолженность по оплате труда); 3 очередь (обязательства, обеспечен-ные залогом); 4 очередь (требования по обязатель-ным платежам); 5 очередь в том числе: -кредиторы по гражданско-правовым обязатель-ствам -штрафы, пени, неустойки, требования, заявленные после срока -незаявленные требованияБаланс

Приложение 2

Промежуточный ликвидационный баланс ЗАО «Энтиком-инвест»

АктивПассивНаименование статьиСумма, руб.Наименование статьиСумма, руб.Внеоборотные активыКапитал и резервыОсновные средства203 000Уставный капитал20 000Добавочный капитал1 667 000Незавершенное строительство35 000Резервный капитал5 000Долгосрочные финансовые вложения-Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)(83 886 000)Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) за период ликвидации(2 008 000)Оборотные активыИТОГО по разделу III(84 202 000)Запасы, в том числе: - сырье и материалы1 000Обязательства1 515 000 -готовая продукция1 512 000Первой очереди-Затраты2 000Второй очереди-НДС-Дебиторская задолженность11 260 000Третьей очереди14 431 000В том числе дебиторская задолженность предприятия с неустойчивым финансовым положением7 958 000Четвертой очереди40 567 000Краткосрочные финансовые вложения6 955 000Пятой очереди11 117 000Прочие кредиторы38 438 000Денежные средства383 000ИТОГО по разделу II20113 000ИТОГО по разделу IV104 553 000ИТОГО20 351 000ИТОГО20 351 000

Приложение 3

Окончательный ликвидационный баланс предприятия ЗАО «Энтиком инвест»

АктивПассивНаименование статьиСумма, руб.Наименование статьиСумма, руб.Внеоборотные активыКапитал и резервыНематериальные активы-Уставный капитал-Основные средства-Добавочный капитал-Незавершенное строительство-Резервный капитал-Долгосрочные финансовые вложения-Непокрытый убыток до момента открытия конкурсного производства(82 194 000)Итого по разделу 1-Непокрытый убыток на момент составления промежуточного ликвидационного баланса(2 008 000)Оборотные активыИТОГО по разделу III(84 202 000)Запасы, в том числе: - сырье и материалы- -Обязательства- готовая продукция-Первой очереди--затраты-НДС-Второй очереди-Дебиторская задолженность-Третьей очереди-В том числе дебиторская задолжн. предприятия с неуст. Финанс. положением-Краткосрочные финансовые вложения-Четвертой очереди34 647 000Денежные средства-Пятой очереди11 117 000Прочие кредиторы38 438 000ИТОГО по разделу II-ИТОГО по разделу IV84202 000ИТОГО0ИТОГО0

Приложение 4

Данные бухгалтерской отчетности

ПоказателиСтрока балансаНа начало отчетного периода (из сводного баланса за 2008 год)На конец отчетного периодаООО «Кварта»ЗАО «Квинта»12345I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫНематериальные активы11035,85,231,3Основные средства120246,7189,6174,5Незавершенное строительство1302,--4,8Доходные вложения в материальные ценности13515,27,510,1Долгосрочные финансовые вложения1405,64,72,5Отложенные налоговые активы1450,1----Прочие внеоборотные активы150------ИТОГО по разделу I190305,5207,0223,2II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫЗапасы, в том числе2105,56,71,7сырье и материалы2111,81,30,5затраты в незавершенном производстве2120,1----готовая продукция и товары для перепродажи2133,65,41,2Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям2205,83,24,1Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)2308,55,72,8Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)2406,21,34,2Краткосрочные финансовые вложения2501,15,3--Денежные средства26012,25,41,3Прочие оборотные активы270------ИТОГО по разделу II29039,327,614,1БАЛАНС300344,8234,6237,3III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫУставный капитал4100,80,50,3Добавочный капитал4201,20,70,7Резервный капитал4301,61,40,8Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)470165,116,155,0ИТОГО по разделу III490168,718,756,8IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАЗаймы и кредиты5101,11,6--Отложенные налоговые обязательства5150,30,40,1Прочие долгосрочные обязательства520------ИТОГО по разделу IV5901,42,00,1V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАЗаймы и кредиты61021,510,315,1Кредиторская задолженность620125,8184,3154,9Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов630------Доходы будущих периодов64012,317,88,6Резервы предстоящих расходов65015,11,51,8Прочие краткосрочные обязательства660------ИТОГО по разделу V690174,7213,9180,4БАЛАНС700344,8234,6237,3Приложение 5

Данные о хозяйственных операциях между ООО «Квартал» и ЗАО «Квинт»

ПоказателиСуммаООО «Кварта»Выручка от реализации продукции для ЗАО «Квинт»16 850 300Оприходовано товаров, полученных от ЗАО «Квинт»22 345 200НДС по товарам, полученным от ЗАО «Квинт»2 234 520Финансовые вложения в акции ЗАО «Квинт»280 000Краткосрочный заем, выданный ЗАО «Квинт»385 700Дебиторская задолженность ЗАО «Квинт» (срок 3 месяца)465 400Кредиторская задолженность перед ЗАО «Квинт» (срок 6 месяцев)836 500Прибыль от реализации продукции ЗАО «Квинт»1 980 250Списана себестоимость товаров, приобретенных у ЗАО «Квинт»18 700 480ЗАО «Квинт»Выручка от реализации товаров для ООО «Квартал»24 579 720Оприходовано материалов, полученных от ООО «Квартал»14 279 915НДС по материалам, полученным от ООО «Квартал»2 570 385Доля ООО «Квартал» в уставном капитале180 000Краткосрочный заем, полученный ООО «Квартал»385 700Дебиторская задолженность ООО «Квартал» (срок 6 месяцев)836 500Кредиторская задолженность перед ООО «Квартал» (срок 3 месяца)465 400Прибыль от реализации товаров ООО «Квартал»3 686 958Списано в производство материалов, приобретенных у ООО «Квартал»12 378 100

Приложение6

Сводный баланс по организациям ООО «Квартал» и ЗАО «Квинт»

Строка балансаНа начало отчетного периодаНа конец отчетного периода1234Нематериальные активы11035,836,6(5,2 + 31,3 + 0,1)Основные средства120246,7364,1(189,6 + 174,5)Незавершенное строительство1302,14,8Доходные вложения в материальные ценности13515,217,6(7,5 + 10,1)Долгосрочные финансовые вложения1405,66,9(4,7 + 2,5 - 0,3)Отложенные налоговые активы1450,1--Прочие внеоборотные активы150----ИТОГО по разделу I190305,5430,0Запасы, в том числе2105,57,7сырье и материалы2111,81,6(1,3 + 0,5 - 0,2)затраты в незавершенном производстве2120,1--готовая продукция и товары для перепродажи2133,66,1(5,4 + 1,2 - 0,5)Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям2205,87,3(3,2 + 4,1)Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)2308,58,5(5,7 + 2,8)Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)2406,24,2(1,3 + 4,2 - 0,5 - 0,8)Краткосрочные финансовые вложения2501,14,9(5,3 - 0,4)Денежные средства26012,26,7(5,4 + 1,3)Прочие оборотные активы270----ИТОГО по разделу II29039,339,3БАЛАНС300344,8469,3Уставный капитал4100,80,6(0,5 + 0,3 - 0,2)Добавочный капитал4201,21,4(0,7 + 0,7)Резервный капитал4301,62,2(1,4 + 0,8)Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)470165,170,4(16,1 + 55,0 - 0,2 - 0,5)ИТОГО по разделу III490168,774,6Доля меньшинства в уставном капитале Доля меньшинства в прибыли0,122,0Займы и кредиты5101,11,6Отложенные налоговые обязательства5150,30,5(0,4 + 0,1)Прочие долгосрочные обязательства520----ИТОГО по разделу IV5901,42,1Займы и кредиты61021,525,0(10,3 + 15,1 - 0,4)Кредиторская задолженность620125,8337,9(184,3 + 154,9 - 0,5 - 0,8)Задолженность перед участниками (учредителями) по выплате доходов630----Доходы будущих периодов64012,326,4(17,8 + 8,6)Резервы предстоящих расходов65015,13,3(1,5 + 1,8)Прочие краткосрочные обязательства660----ИТОГО по разделу V690174,7392,6БАЛАНС700344,8469,3

Похожие работы на - Виды бухгалтерских балансов: их функциональное различие, порядок составления, оценка статей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!