Система права

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,22 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система права

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Институт международного права и экономики имени А.С. Грибоедова»

юридический факультет







Курсовая работа

По дисциплине: Теория государства и права

Тема: Система права


Выполнил: студент группы ю-13

Бахталина О.А.

Проверил: д.ю.н., проф.

Оксамытный В.В.




Петрозаводск 2013

Содержание

Введение

Система права: понятие и характерные черты

Основные компоненты системы права. Критерии деления права на структурные элементы. Предмет и метод правового регулирования

Норма права: признаки, логическая структура и виды

Понятие и виды правового института

Отрасль права: понятие и содержание. Система отраслей права. Общая характеристика основных отраслей права

Отраслевые семьи

Внутригосударственное и международное право: соотношение и взаимодействие

Заключение

Список литературы

право регулирование норма

Введение

В данной курсовой работе я рассмотрю вопросы о понятии системы права в общем, ее основные компоненты, виды правовых институтов, а так же отрасли и нормы права. Система права имеет своей целью объяснить одновременно интегрирование и деление нормативного массива на отрасли и институты, дать системную характеристику права в целом.

Люди с древних пор вступали в различные отношения друг с другом. По мере цивилизации человечества стали появляться законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развиваются и отношения, это требует создания уже специального сложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами обеспечить законную систему. Важным качеством права является то, что оно является четкой системой отдельных норм. Нормы права группируются в институты, а институты - в отрасли.

Система права - это строение права, которое позволяет ориентироваться в законодательстве, квалифицировать нарушения и принимать соответствующие меры воздействия, так как главная особенность каждой отрасли это наличие особого юридического режима - метода регулирования.

Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что категория «система права» является одной из ключевых в теории государства и права, в общем, и в теории права в частности.

Целью данной работы является исследование сущности и структуры системы права, а также изучение норм и отраслей права.

Система права: понятие и характерные черты

Система права - объективно существующая внутренняя структура права, определяемая экономическим и социальным строем, выражающаяся одновременно в единстве юридических норм и их разделении на отдельные отрасли, связанные между собой.

В.В. Оксамытный в своей работе дает такое определение: «Система права - это объективно сложившееся строение права, представляющее собой внутренне взаимосвязанную и согласованную совокупность правовых норм, объединенных по соответствующим критериям в институты, отрасли и их семьи»[1]

Система права обусловливается характером регулируемых общественных отношений. Система права, являясь отражением действительности, определяется экономическим и социальным строем общества, что в свою очередь способствует подразделению той или иной системы права на институты, отрасли, подотрасли и другие структурные элементы системы. Правовая система показывает, из каких частей состоит право и в каком соотношении между собой они находятся.

Признаки системы права:

объективность

единство и согласованность правовых норм

непротиворечивость

дифференциация структурных элементов системы права

системность

Объективность системы права заключается в том, что внутренняя структура права определяется социальными общественными отношениями и не зависит от воли нормоустановителя. Естественно, законодатель может повлиять на систему права, выделив какую-либо отрасль или объединив отдельные отрасли права, но отменить или преобразовать систему субъекты права не могут.

Единство и согласованность правовых норм. Данный принцип основывается на том, что все правовые нормы, составляющие систему права, являются частью единого, целого права. Это проявляется в их взаимосвязи, согласованности и взаимодействии, ибо государство выражает и реализует свои цели и задачи посредством права.

Непротиворечивость проявляется в том, что в системе права должны быть сведены до минимума коллизии, противоречия между правовыми нормами структурными элементами системы - отраслями, институтами и другими частями системы.

Дифференциация структурных элементов системы права заключается в разделении права на отдельные части в соответствии с различиями правовых норм. Нормы различаются в зависимости от сфер действия, содержания, характера предписаний, предмета и метода регулирования и т.д. В связи с этим, и в первую очередь в зависимости от характера общественных отношений, правовые нормы подразделяются на отрасли, подотрасли, институты и т.п.

Признак системности базируется на том, что любое право имеет свою систему. Именно система показывает, из каких структурных элементов состоит право.[2].

Основные компоненты системы права. Критерии деления права на структурные элементы. Предмет и методы правового регулирования

Основные компоненты системы права

Система права носит объективный характер. Право подразделяется на определенные части в зависимости от конкретного содержания тех общественных отношений, которые регулируются нормами права. По своему содержанию общественные отношения могут быть имущественными, финансовыми, земельными, трудовыми, семейными и другими. Каждый вид данных отношений регулируется строго определенной группой правовых норм, которые отражают их характерные особенности и конкретную социальную направленность. Таким образом, системность общественных отношений придает системные свойства праву, обусловливает его структурное построение.

Основным элементом системы права является отрасль права. Это наиболее широкое объединение правовых норм, регулирующих все разнообразие определенного вида общественных отношений. В отличие от других структурных элементов системы права отрасль, обладает относительной автономией т.е. способна к самостоятельному функционированию в общей системе права.Приоритетное положение отрасли в системе права определяется тем, что она отражает и регулирует наиболее важные, относительно обособленные группы общественных отношений, играющие существенную роль в организации общественной жизни.

Отрасль права - это относительно самостоятельное подразделение системы права, состоящее из правовых норм, регулирующих качественно специфический вид общественных отношений. Так, нормы права, регулирующие земельные отношения, образуют отрасль земельного права; совокупность норм, которые определяют характер финансовых отношений в государстве, составляют отрасль финансового права. В свою очередь отрасль права подразделяется на отдельные взаимосвязанные элементы, которые называются институтами права. Такая внутриотраслевая группировка правовых норм обусловлена характерными особенностями различных отношений определенного вида.

Правовой институт - это обособленный комплекс правовых норм, являющихся специфической частью отрасли права и регулирующих разновидность определенного вида общественных отношений. В отличие от отраслей права правовой институт объединяет нормы, которые регулируют лишь часть отношений определенного вида. Эти нормы действуют в составе отрасли права, хотя и отличаются от других отраслевых норм некоторым своеобразием.

Выделяются следующие виды правовых институтов:

а)внутриотраслевые - состоят из норм одной отрасли права;

б) межотраслевые - состоят из норм двух и более отраслей (институты опеки и попечительства;собственности);

в)простойинститут;

г) сложный институт, или комплексный (институт поставки - включает в себя институтыштрафа,неустойки,ответственности);

д)регулятивные;

е)охранительные;

ж) учредительные.

Родственные институты одной и той же отрасли права в своей совокупности образуют подотрасль права. Нормы подотрасли права регулируют группы близких отношений определенного вида. Например, обязательственное право в составе отрасли гражданского права объединяет целый ряд правовых институтов (поставки, мены, подряда, государственного страхования и другие).

Таким образом, система права состоит из отраслей, включающих подотрасли права и правовые институты.

Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли:

Государственное (конституционное) право - это отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия.

Административное право регулирует общественные отношения, которые складываются в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.

Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности.

Земельное право регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов, что является материальной основой жизнеобеспечения человеческого общества.

Гражданское право - наиболее объемная отрасль системы права, которая регулирует разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регламентируют отношения, связанные с созданием произведений искусства, литературы и т. д. Гражданским правом охраняются и такие личные неимущественные права, как честь и достоинство гражданина или организаций.

Трудовое право - это отрасль права, регулирующая общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека. Нормы трудового права определяют, например, условия приема на работу, устанавливают рабочее время и время отдыха, правила безопасности условий труда.

Семейное право - отрасль права, которая регулирует брачно-семейные отношения. Ее нормы устанавливают условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родителей и детей по отношению друг к другу.

Гражданско-процессуальное право регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых и семейных споров. Нормы гражданско-процессуального права определяют цепи, задачи, права и обязанности суда при осуществлении правосудия; закрепляют правовое положение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства; порядок вынесения и обжалования судебного руления.

Уголовно-процессуальное право объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам. Нормы данной отрасли регулируют деятельность органов дознания предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношения с гражданами при расследовании, в ходе судебного разбирательства и при разрешении уголовных дел.

Исправительно-трудовое право регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием. Нормы этой отрасли устанавливают порядок отбытия осужденными назначенной им меры уголовного наказания, а также регламентируют деятельность по исправлению осужденных при отбытии наказания.

Система права, как и общественная жизнь, находится в постоянном изменении и развитии. С возникновением новых, более прогрессивных отношений, требующих правового регулирования, она пополняется новыми нормами, институтами, отраслями, становится более совершенной и эффективной.[3]

Критерии деления права на структурные элементы. Предмет и методы правового регулирования.

Предмет и метод правового регулирования - это наиболее существенные основания для деления системы права на отрасли. Предмет правового регулирования - это то, на что воздействует право. А право, как известно, воздействует на общественные отношения. Общественные отношения являются той объективной основой, которая вызывает к жизни право и вносит в него системообразующие признаки.

Каждая отрасль объединяет такие правовые нормы, которые регулируют особый, качественно определенный вид общественных отношений, объективно требующий специфической правовой регламентации. Объединение правовых норм в отрасли права происходит в силу объективных причин, не зависящих от усмотрения правотворческих органов. Главным фактором, обусловливающим отличие одной отрасли права от другой, является своеобразие общественных отношений, которые регулируются этими отраслями права. Отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, отличаются друг от друга своим содержанием, конкретными целями и задачами. Так, нормы административного права регулируют отношения, связанные с исполнительными функциями государственной власти, а нормы гражданского права определяют порядок имущественных связей в государстве.Предмет регулирования является главным, объективным основанием для распределения правовых норм по отраслям права.

Нормы права регулируют различные по своему содержанию общественные отношения различными методами. Например, нормы административного права воздействуют на общественные отношения путем установления властных предписаний участникам этих отношений: право категоричного требования предоставляется властному органу - другая же сторона административно-правовых отношений обязана его неукоснительно выполнять.

Каждая отрасль имеет свой специфический метод правового регулирования. Главной чертой, определяющей различия в способах воздействия права на общественные отношения, является характер взаимного положения участников правовых отношений. В одних отраслях преобладает метод властного обязывания, в других - равенства сторон (дозволение), в третьих - запрет. Отрасли права используют методы правового воздействия в различном сочетании в зависимости от характера общественных отношений.

Метод правового регулирования - это способы воздействия отрасли права на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом ее регулирования. Метод непосредственно определяется предметом правового регулирования: именно конкретное содержание вида общественных отношений определяет своеобразие способов юридического воздействия.

Норма права: признаки, логическая структура и виды

Признаки нормы права

Норма права - это установленное или санкционированное государством правило поведения, охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения.

Правовая норма носит общий характер. В отличие от велений и распоряжений по конкретным вопросам норма адресована не отдельному лицу, а кругу лиц, определяемых типическими признаками. Всякая норма - результат обобщения типических и видовых качеств общественных отношений (родственные отношения, отношения обмена или купли-продажи, отношения власти и подчинения, отношения собственности или аренды и.т.п.), участников этих отношений (граждане, объединения лиц, иностранцы, государственные органы, должностные лица и.т.п.), действий и событий, влекущих правовые последствия (дарение, купля, кража, вступление в брак, назначение на должность, гибель имущества и.т.п.), объектов права (виды имущества, изобретения, произведения искусства и т.п.).

Правовая норма представляет собой абстрактную модель общественных отношений и поведения людей. Этим она отличается от решений государственных органов по конкретным делам, индивидуальных распоряжений, договоров, регулирующих отношения между точно обозначенными субъектами права.

Правовая норма рассчитана не только на данный, наличный случай (отношение), но и на вид, неопределенное число определенных в общей форме случаев и отношений (заключение договора, передача имущества, вступление в брак, рождение ребенка и т.д.) и реализуется каждый раз, когда возникают предусмотренные ею обстоятельства и ситуации.

Правовые нормы носят волевой характер. Во-первых, они адресованы свободной воле участников общественных отношений и имеют смысл лишь там, где у адреса нормы существует выбор вариантов поведения; во-вторых, направление этого выбора (содержание правила поведения) определяется волей господствующих или влиятельных в данном обществе классов, сословий, социальных групп, партий, воздействующих на формирование и развитие права. Это не означает, что каждая отдельно взятая правовая норма выражает волю точно определенного класса, социальной группы, политической партии.

Важно учитывать также такое качество права, как его системность: право не "совокупность" норм, а их система, основанная на взаимосвязи составляющих ее элементов; именно в этом качестве оно и реализуется в обществев конечном счете соответствующий интересам социальных групп (классов, сословий, партий), способных воздействовать на возводимую в закон государственную волю. Органически включаясь в правовую систему, правовые нормы приобретают (в разной степени) социально-волевую направленность, свойственную данному праву в целом.

Иногда к числу признаков нормы относят длительность действия; однако некоторые решения по конкретным делам действуют и реализуются длительное время (приказ о назначении на должность, регистрация брака, решение о назначении пенсии, приговор о лишении права управления транспортными средствами и т.п.), и, наоборот, норма права может действовать относительно непродолжительное время (нормы, определяющие порядок и условия приема в вузы в текущем году). Общеобязательность, которую также называют в числе признаков правовой нормы, им присуща, но она присуща также и актам применения права (например, вступившим в законную силу приговорам, решениям, определениям и постановлениям суда).

В правовых нормах отражаются и выражаются те типичные для данного общества ситуации и отношения, которые предполагается либо пресекать и искоренять (общественно вредные и общественно опасные деяния), либо поддерживать, охранять и воспроизводить. Направленность этого социального контроля и регулирования, которым служит взятая в целом система правовых норм (т.е. право), предопределяется выраженной в праве государственной волей, зависящей от интересов господствующих или влиятельных социальных сил. Правовые нормы содержат информацию, способную регулировать поведение, поэтому правовая норма не только описывает жизненную ситуацию, но и предписывает определенный выбор из возможных линий и вариантов поведения, выбор, опирающийся на властное веление государства.

Сущностным качеством правовых норм является их связь с государством.Правовые нормы устанавливаются или санкционируются компетентными органами государства. Правотворческая деятельность государства наиболее очевидна при преобладании таких источников права, как законы и другие нормативные акты, издаваемые государством. Не менее важна роль государства и его органов в реализации ряда правовых норм и в охране всех норм права от нарушений.

Охрана государственным принуждением - специфический признак правовых норм, отличающий их от норм морали, норм общественных организаций и других социальных норм, а также от содержащихся в некоторых актах государственных органов призывов и обращений.

Нормативность права своеобразна. Норма права как модель общественных отношений реализуется посредством правоотношений, участники которых связаны через права и обязанности. Индивидуальные правоотношения были формой права в наиболее ранние и примитивные эпохи становления классового общества. Норма права и правоотношение -основные категории общей теории права, в границах которых располагается практически весь ее понятийный аппарат, все содержание общей теории.

Важным качеством правовых норм является их формальная определенность, т.е. точное (бесспорное) обозначение обстоятельств, порождающих правовые последствия, определение самих этих последствий, качеств, присущих участникам правоотношений, и др. Формальная определенность правовых норм во многом зависит от системы источников (форм) права, присуща правовым системам в разной степени и никогда не может быть завершена, поскольку всегда существовала практическая необходимость в аналогии права или закона, в распространительном или ограничительном толковании правовых норм.

Логическая структура правовой нормы.

Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза - указание конкретных фактических жизненных обстоятельств (события, действия людей, совокупность действий, т.е. фактические составы), при которых данная норма вступает в действие. Гипотеза - это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности.

Гипотеза может быть выражена в общей (абстрактной) или в конкретной (казуистической) формах. Абстрактная гипотеза определяет условия применения нормы общими, родовыми признаками, казуистическая - частными, специальными. Абстрактная гипотеза, указывая на условия действия нормы, акцентирует внимание на их общих, родовых признаках. Абстрагируясь от частного, она вместе с тем связывает осуществление нормы с наступлением конкретных отношений определенного вида в качестве предмета правового регулирования.

Казуистическая гипотеза в настоящее время практически исчезла из нормотворчества. Ее недостатки очевидны: ее употребление ведет к чрезмерному увеличению числа юридических норм и одновременно не дает возможности добиться полноты юридических определений. Сколько бы ни предусматривалось отдельных случаев, всегда найдется еще один, казуистической гипотезой не предусмотренный. Абстрактная же форма охватывает все возможные случаи, не называя конкретно ни одного из них. Гипотеза не просто учитывает жизненные обстоятельства, при которых действует норма права, она тем самым придает этим жизненным обстоятельствам юридическое значение, превращает их в юридические факты.

Гипотеза может быть простой, когда устанавливается одно условие, с которым связывается действие правила поведения, сложной, когда таких условий два и более. Наконец, гипотеза может быть альтернативной, когда правило поведения, действует в зависимости от одного или другого обстоятельства.

Гипотезы могут различаться и по степени их определенности. С абсолютно определенной гипотезой мы сталкиваемся тогда, когда сама норма определяет обусловливающие ее факты, если, например, устанавливается, что договор займа на сумму свыше должен быть заключен в письменной форме.

Абсолютно неопределенная гипотеза встречается тогда, когда сама норма не включает определений фактов, обусловливающих ее применение. Она предоставляет какому-нибудь органу власти делать это самому «в необходимых случаях». В чем заключаются названные «необходимые случаи», никоим образом не раскрывается.

Относительно определенная гипотеза имеет место тогда, когда закон ограничивает применение юридической нормы не абсолютно, а оговаривает ее действие каким-либо условием. Например, целый ряд нормативных актов вступает в действие лишь в случаях эпидемии, военного положения, введения чрезвычайного положения и т.д.

Иногда гипотезы подразделяют на односторонние и двусторонние. Односторонней является гипотеза, которая в качестве основания применения нормы называет только правомерные, или, напротив, неправомерные обстоятельства. Двусторонние гипотезы включают в себя указание как на правомерные, так и на неправомерные обстоятельства, приводящие в действие данную юридическую норму.

Главным элементом, сердцевиной юридической нормы, заключенного в ней правила поведения является диспозиция. Исходя из этой посылки, некоторые авторы трактуют диспозицию как само правило поведения, т.е. отождествляют диспозицию с нормой права. Такое суждение, однако, трудно признать правильным. Диспозицию нельзя ни противопоставлять другим составным элементам правовой нормы, ни отрывать от них. Несмотря на свою приоритетность в структуре правовой нормы, диспозиция сама по себе еще не есть норма права. Только в результате системного объединения, целостного единства трех частей - диспозиции, гипотезы и санкции, - обладающих относительной самостоятельностью и своими особенностями, образуется целостное, качественно новое правило поведения.[4]

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.

Диспозиция также может быть простой - указание на тот или иной однозначный вариант поведения. Может быть и описательной, когда системой оценочных понятий, различных характеристик и признаков формулируется правило поведения. В теории права выделяют также ссылочную диспозицию. В этом случае в самой норме права не излагается правило поведения, а адресат отсылается к правилу поведения, содержащемуся в другой норме.

Выделяют и бланкетную (открытую) диспозицию, т.е. такое правило, которое может быть воспринято нормой права из других источников права.

Бланкетная диспозиция не определяет признаков преступления, а предоставляет установление их специально указанным органам. В диспозиции получает выражение предоставительно-обязывающий характер нормы права, позволяющий ей, при наличии предусмотренных гипотезой условий, выступать в качестве государственного регулятора отношений между людьми, необходимой юридической предпосылки правовых отношений. Именно диспозиция заключает и себе модель правомерного поведения.

В зависимости от формы выражения диспозиции подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие,

Управомочивающие диспозиции предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных и них положительных действий, определяют тот или иной вариант их возможного, дозволенного поведения.

Обязывающие диспозиции возлагают насубъектов обязанность совершения определенных положительных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения. Запрещающими называются диспозиции, содержащие запрет совершения определенных противоправных действий (или бездействия). Запрещающая диспозиция - требование воздерживаться от определенного варианта отрицательного поведения, которое законом признается правонарушением. [5]

В случае нарушения диспозиции правовой нормы вступает в действие предусмотренная данной нормой санкция.

Как и гипотезы, диспозиции подразделяются на казуальные и абстрактные. Первая перечисляет конкретные предписываемые, разрешаемые или запрещаемые действия, а вторая предусматривает определенный тип поведения.

По способу выражения правил поведения диспозиции подразделяются на простые, описательные, отсылочные. Простая диспозиция содержит только указание на вид преступления, причем ограничивается одним его наименованием, не давая определения. Она применяется тогда, когда признаки правонарушения достаточно очевидны.

Описательная диспозиция включает в себя не только наименование преступного деяния, но и перечень его основных признаков.

Отсылочная диспозиция отсылает к другой статье данного уголовного закона, в которой дается описание соответствующего вида преступления, или к другому нормативному акту.

Санкция - наиболее подвижная, динамичная часть нормы права. Она особенно чутко реагирует на изменения, происходящие в условиях жизни общества и государства, в общественных отношениях. Это позволяет, не меняя более или менее длительное время нормы права в целом, вносить изменения лишь в их санкции, приспосабливая тем самым существующие общие правовые предписания к решению назревших потребностей общественного развития.

Санкции юридических норм различаются, прежде всего, по их отраслевой принадлежности. К уголовно - правовым санкциям относятся, например, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, конфискация имущества, арест, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и другие виды наказания, предусмотренные УК РФ. Наказание представляет собой меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда. Оно применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений.

Административно-правовые санкции предусматривают предупреждение; штраф; конфискацию предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину (например, права управления транспортными средствами, права охоты); исправительные работы; административный арест и другие виды взысканий. Они применяются административными органами и судом к лицам, совершившим административные правонарушения.

Дисциплинарно-правовые санкции включают в себя замечание, выговор, строгий выговор, увольнение и другие дисциплинарные взыскания, предусмотренные Кодексом законов о труде Российской Федерации. Они применяются администрацией предприятия, учреждения, организации за нарушение трудовой дисциплины. С этой разновидностью санкций сочетается, хотя имеет и самостоятельное значение, такая санкция, как материальная ответственность работников за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации хищением, умышленной порчей, недостачей или утратой отдельных видов имущества и других ценностей, а также в тех случаях, когда фактический размер ущерба превышает его номинальный размер.

Среди гражданско-правовых санкций, применяемых за совершение гражданских правонарушений, преобладают санкции в виде возмещения правонарушителем причиненного имущественного вреда (обращение взыскания на имущество и денежные средства должника, изъятие имущества из чужого незаконного владения, возмещение убытков, принудительное выполнение невыполненной обязанности и т.п.) или в виде взыскания с виновного в нарушении договорных обязательств неустойки (штрафа, пени).

Соответствующие санкции присущи также нормам, относящимся и к другим отраслям права[6]

По характеру неблагоприятных для нарушителя последствий санкции подразделяются на правовосстановительные (возместительные) и штрафные (карательные). К первым относятся: санкции гражданского, финансового, трудового, процессуального права, ко вторым - уголовного и административного права.

В зависимости от степени определенности санкции юридических норм делятся на абсолютно-определенные, относительно-определенные и альтернативные.

Абсолютно-определенные санкции точно указывают меру государственного воздействия, которая должна быть применена в случае нарушения данной нормы. Абсолютно определенной в теории называется санкция, которая имеет точно фиксированное выражение и не может быть изменена государственным органом, ее применяющим.

Относительно-определенные санкции устанавливают низший и высший или только высший пределы меры государственного воздействия на правонарушителя. Относительно определенной является санкция, в которой установлены верхняя и нижняя границы, в рамках которых правоприменяющий орган сам устанавливает ее точный размер.

Альтернативные санкции позволяют правоприменителю выбрать из двух или нескольких возможных вариантов меры государственного воздействия какой-то один - наиболее соответствующий конкретным обстоятельствам совершенного правонарушения.

Санкции подразделяются, прежде всего, на полные и неполные. Первые предусматривают применение мер принуждения к правонарушителю, т.е. к лицу, нарушившему требования диспозиции юридической нормы. Напротив, неполные санкции заключаются не в применении мер принуждения, а в том, что в случае нарушения лицом требований диспозиции не наступают те юридические последствия, к которым данное лицо стремилось, совершая определенные действия.[7]

По степени своей определенности санкции подразделяются на альтернативные и кумулятивные.

Альтернативные санкции объединяют несколько видов различных санкций, а право выбора одной из них принадлежит тому государственному органу, который ее применяет.

Кумулятивными называются санкции, включающие в себя несколько санкций различного рода, и государственный орган, их применяющий, вправе их соединить при назначении наказания правонарушителю.

Виды норм права.

Юридические нормы подразделяются на определенные виды по различным основаниям. При этом главным делением юридических норм признается деление их нарегулятивные и охранительные. В известной степени это деление, как и выделение других видов, условно, поскольку каждая норма, воздействуя на волю и сознание человека, регулирует его поведение.

. По функциональной роли:

исходные нормы - определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления. К ним относятся:

декларативные нормы - провозглашающие принципы,

дефинитивные - содержащие юридические понятия и др.

общие нормы содержатся в общей части любой отрасли права и регулируют видовые общественные отношения;

специальные нормы присущи отраслям права и регулируют родовые общественные отношения, обращены к специальным субъектам.

Исходные (отправные, первичные, учредительные) нормы занимают высшую ступень в законодательстве. Они определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений. Свое логическое развитие и конкретизацию эти нормы получают в иных нормах - правилах поведения, что не исключает их прямого действия (например, нормы конституционного права). Эти нормы называют еще нетипичными. Нетипичные нормы обеспечивают действие типичных норм.

Нормы-началаэто предписания, закрепляющие устои существующего строя, основы социально-экономической, политической и государственной жизни, формы собственности и др. Нормы-начала сосредоточены в Основном законе государства. Они получают развитие и логическое выражение в других исходных правовых нормах и, прежде всего, - в нормах-принципах.

Нормы-принципы - законодательные предписания, выражающие и закрепляющие принципы права. Регулирующая роль принципов права неразрывно связана с их законодательным закреплением. Она тем значительнее, чем полнее и последовательнее принципы права выражены в законодательстве. Принцип права, закрепленный в законодательстве, становится нормой-принципом.

Определительно-установочные нормы это предписания, определяющие цели, задачи отдельных отраслей права, правовых институтов, предмет, формы и средства правового регулирования.

Нормы-дефиниции содержат определения правовых категорий и понятий. Таковыми будут, например, определения преступления в уголовном законе, административного проступка - в административном законодательстве, отдельных видов сделок в гражданском законодательстве и.т.д. Эти нормы выполняют, главным образом, направляющую функцию в механизме правового регулирования; именно поэтому российское законодательство последних лет, особенно при урегулировании новых сфер общественных отношений, широко закрепляет основные понятия.

Общие и специальные нормы.Они различаются между собой степенью общности и сферой действия.

Общие нормы - это предписания, охватывающие своим действием, как правило, все правовые институты той или иной отрасли (нормы уголовного права об условном осуждении, отсрочке исполнения приговора, нормы гражданского права об исковой давности и др.). Эти нормы группируются в общую часть отрасли и регулируют родовые объекты.

В отличие от них, специальные нормы - это предписания, которые относятся к отправным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений, с учетом присущих им особенностей. Специальные нормы детализируют общие предписания, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности, т.е. обеспечивают бесперебойную и последовательную реализацию общих норм права. Специальные нормы образуют в своей совокупности особенную часть той или иной отрасли права. Примерами специальных норм являются: нормы купли-продажи, дарения, подряда, капитального строительства и иных сделок в гражданском праве; нормы, предусматривающие ответственность за преступления против военной службы, мира и безопасности человечества в уголовном праве.

По характеру правил поведения или по форме предписания, содержащихся в юридических нормах

Различия здесь проводятся в зависимости от того, что устанавливают правовые нормы: обязанность, право, или запрет.По этому основанию выделяются:

Обязывающие- они устанавливают обязанность совершать определенные положительные действия (например, исполнять гражданско-правовые обязательства)

Управомочивающие- предоставляют участникам правовых отношений возможность совершать положительные действия в целях удовлетворения своих законных интересов (например, подавать иск в суд)

Запрещающие - устанавливают запрет на совершение недозволенных действий (например, нарушение прав граждан)

Обязывающие и запрещающие нормы являются, как правило, императивными, т. е. не допускающими никаких отступлений. Управомочивающие нормы чаще всего относятся к категории диспозитивных.

Два первых вида (обязывающие, разрешающие-управомочивающие,) наиболее типичны для гражданского законодательства. Запрещающие нормы наиболее характерны для уголовного и административного законодательства.

. По предмету правового регулирования или по отраслям права

Для юридических норм характерна системность. Это значит, что они существуют и действуют в составе правовых институтов и отраслей права. В связи с этим выделяются нормы конституционного, административного, трудового, гражданского,уголовного и других отраслей права.

. По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов

Абсолютно определенныенормы с абсолютной точностью определяют условия своего действия, права и обязанности участников, меры юридической ответственности за нарушение этих прав и обязанностей. При этом уточнение предписания данного вида нормы не допускается.

Относительно определенныенормы не содержат достаточно полных сведений об условиях их действия, правах и обязанностях участников правовых отношений и мерах юридической ответственности. Они предоставляют правоприменительным органам возможность решать дело с учетом конкретных обстоятельств. Такие нормы, в свою очередь, подразделяются наситуационные и альтернативные.

Ситуационные допускают возможность усмотрения адресата норм в зависимости от ситуации.

Альтернативныенормыпредусматривают несколько вариантов условий их действия, поведения сторон или санкций за их нарушение. Например, неосторожное убийство наказывается лишением свободы на срок до 3-х лет или исправительными работами на срок до 2-х лет.

. По функциям права

Это деление юридических норм связано с существованием регулятивной и охранительной функции права.

Регулятивные - устанавливают субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия.

Охранительные - определяют условия применения к субъекту мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер.

Регулятивные нормы делят на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. Обязывающие и запрещающие нормы являются, как правило, императивными, т.е. не допускающими никаких отступлений.

Управомочивающие нормы чаще всего относятся к категории диспозитивных, т. е. допускающих поведение адресата норм по соглашению с партнером.Водних нормах - на первый план выдвигается именно обязанность лица, в других - его право, в третьих - акцент делается на запрете определенного поведения.

Охранительные нормы устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности и другие принудительные меры защиты субъективных прав.

. По специализации норм права:

Специализированные нормы имеют следующие разновидности:

Закрепительные - нормы в общем виде выражают определенные элементы регулируемых общественных отношений.

Дефинитивные - нормы содержат сформулированные определения юридических понятий.

Нормы-принципы - устанавливают общие или отраслевые правовые принципы и задачи определенной системы юридических норм.

В отличие от обыкновенных регулятивных и охранительных норм, специализированныенормы носят дополнительный характер, поскольку они не содержат в себе определенных правил поведения. Эти нормы при организации общественных отношений как бы подключаются к обыкновенным нормам, образуя с ними единый регулятор.

Оперативные- направленные на отмену актов, их распространение на новые отношения и т.п.

Коллизионные-такие нормы, которые содержат правило разрешения противоречий между различными позитивно-правовыми положениями. Так, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрено законом Российской Федерации, то применяются правила международного договора.

. По времени действия:

Постоянные - нормы, рассчитанные на длительный, постоянный период их применения для регулирования общественных отношений, постоянно возникающих между субъектами права;постоянные нормы указывают начальный период введения их в действие и никогда не оговаривают конечного. Они действуют до тех пор, пока не будут отменены новыми нормами права, пришедшими им на смену.

Временные - нормы, рассчитанные на относительно короткий период времени и регулирующих временные общественные отношения в силу конкретных временных обстоятельств. Эти нормы действуют только в течение того времени, которое определено в данном нормативном акте. После этого они теряют свою юридическую силу.

Чрезвычайные нормы издаются на период чрезвычайного положения, объявляемого в соответствии со статьями конституции того или иного государства.

. По юридической силе нормативно-правовых актов:

В зависимости от этого критерия юридические правила поведения подразделяются на нормы законов(основных, обыкновенных, кодифицированных и т.д.) и подзаконных актов(указов президента, постановлений правительства и т.д.)

.По характеру правовой нормы:

Одной из наиболее простых и наиболее распространенных классификаций норм права является их подразделение в зависимости от характера регулируемых ими отношений на нормы материального и нормы процессуального права.

Материальные нормы призваны регулировать общественные отношения во всех сферах жизни. На их основе складываются все многообразные отношения субъектов, определяются их права и обязанности, устанавливаются конкретные правоотношения.

Материальные нормы права:

регулируют экономические, политические, социальные, идеологические и иные материальные отношения;

определяют правовой статус граждан, их разнообразные права и обязанности.

регулируют взаимоотношения граждан между собой и с создаваемыми ими общественными органами и организациями.

опосредуют деятельность политических партий, государственных органов и организаций, должностных лиц.

определяются компетенция государственных органов, их структура, сфера деятельности, характер взаимоотношений с гражданами и между собой, форма правления, государственный режим, форма государственного устройства.

устанавливают не только статус, субординацию и рамки деятельности государственных органов, но и принципы их организации и деятельности.

Процессуальные нормы регулируют деятельность правоприменительных органов, порядок ведения ими юридических дел и касаются не всех субъектов, а только участников процесса и лиц, привлеченных к нему.

Процессуальные нормы правав отличие от материальных не регулируют ни экономических, ни политических, ни каких бы то ни было иных отношений, а лишь закрепляют процессуальные формы (процедуру, правила, порядок) осуществления и защиты предусмотренных материальными нормами прав. Процессуальные нормы содержатся в основном в таких отраслях права, как гражданское процессуальное право, арбитражное процессуальное право и уголовно-процессуальное право. Имеются они и в ряде других отраслей права.

. По степени определенности или способу изложения различают:

прямого изложения - в самой норма содержатся все необходимые сведения, полностью определяющие требования законодателя к регулируемому общественному отношению;

бланкетные - представляют собой такие правила поведения, действие которых основывается на содержании специфических правил.

отсылочные - отсылают к другой статье закона, в которой дается описание соответствующего вида преступления, или к другому нормативному акту.

. По субъектам правотворчествавыделяются:

нормы, исходящие от государства(то есть изданные государственными органами - к ним относится подавляющее большинство правовых норм);

нормы прямого народного правотворчества(решение сельского схода, референдума).

. По кругу лиц и территории действия:

По кругу лиц (по субъектам) на которых распространяется действие норм права, нормы подразделяются наобщие, специальные и исключительные.

Общиенормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории определенного государства. В данной классификации нормы имеют совершенно иное понятие. В частности, общие нормы имеют равное отношение ко всем субъектам права (например, конституционно-правовые нормы) независимо от пола, профессии, возраста, состояния здоровья и других обстоятельств.

Специальныенормы действуют только в отношении определенной категории лиц. Специальные нормы рассчитаны на определенный круг субъектов - несовершеннолетних, студентов, работников правоохранительных органов, военнослужащих, курсантов и т.д.

К исключительным нормам относятся нормы, делающие исключения из общих правил, а также имеющие отношение только к отдельным субъектам права (например, нормы дипломатического иммунитета, иммунитета депутатов парламента, в условиях чрезвычайного положения).

В зависимости от сферы или территории действиянормативных актов заключенные в них нормы могут распространять свое действие как на территорию всего государства (нормы федеральных законов), так и на определенную его часть (нормы актов субъектов федерации, местных органов власти).

. По методам правового регулирования или по способу установления правил поведения:

Императивные нормы содержат властно-категоричные предписания, не допускающие отклонений в регулируемом поведении, характерны для публичного права;

Императивныенормы не допускают никаких отступлений от установленного ими правила поведения. Они действуют независимо от усмотрения субъектов права. Императивные нормы могут устанавливать запреты, обязыванияили дозволения.

Диспозитивные нормы предоставляют субъектам возможность самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей. Они устанавливают правила на тот случай, если субъекты не установили своим соглашением иных условий своего поведения.

Рекомендательные нормы предлагают из ряда вариантов поведения наиболее желательный (предпочтительный) для государства вариант поведения.

Факультативные нормы - позволяют при определенных условиях отступать от главного варианта поведения, избирая второстепенный (запасной).

. По месту действия:

нормы международного права;

общенационального (внутригосударственного) права;

региональные или территориальные

местные или локальные

. По сфере общественных отношений:

публичного права;

частного права.

.По способу реагирования со стороны государства:

В особую группу можно выделить нормы поощрительные и карательные.

Поощрительные - нормы, которые стимулируют поведение людей поощрительными мерами (санкциями). Таковые находят даже в уголовном праве.

Карательные - нормы, предполагающие неблагоприятные последствия для нарушителей предписаний правовой нормы.

. По месту и роли в правовой системе:

Учредительные нормы выполняют функцию норм-принципов. Данные нормы:

закрепляют основы общественно-политического строя;

закрепляют права и свободы граждан;

закрепляют основы политической системы;

закрепляют основы правовой системы.

Примером указанных норм являются конституционные нормы.

Регулятивные нормы выполняют функции правил поведения. Регулирование осуществляется путем предоставления участникам правоотношения субъективных прав и возложения на них обязанностей. Данные нормы могут быть:

управомочивающие - предоставляют субъектам правоотношения право на совершение положительных действий;

обязывающие - вынуждают субъекты правоотношения к определенным действиям;

запрещающие - устанавливают запрет на совершение или несовершение тех или иных действий.

Охранительные нормы выполняют функцию охраны общественного порядка. Указанные нормы вступают в действие с момента нарушения требований регулятивных и иных правовых норм.

Обеспечительные нормы играют роль норм-гарантий, которые способствуют исполнению других норм (гарантируют их исполнение).

Декларативные нормыиграют информационную роль. Как правило, это нормы программного характера.

Дефинитивные нормы выполняют функцию норм-определений и объясняют содержание тех или иных понятий (например, нормы Уголовного кодекса РФ, раскрывающие содержание составов преступлений).

Коллизионные нормы являются нормами-арбитрами и предписывают действия субъектов в спорных ситуациях.

Оперативные нормы выполняют роль норм-инструментов и устанавливают даты вступления нормативных актов в силу и прекращения их действия.

Понятие и виды правового института

Институт права - это совокупность сгруппированных правовых норм в единый блок, который находится в отрасли права и регулирует разновидность общественных отношений, входящих в предмет урегулирования этой отрасли права.

Юридическая норма является исходным элементом, «ячейкой» права, а правовой институт можно представить как первичную правовую общность.

Институт - это блок, составная часть, звено отрасли. В любой отрасли их множество. Они имеют относительную самостоятельность, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов.

Примеры правовых институтов:

в уголовном праве - институт крайней необходимости, невменяемости;

в гражданском праве - институт дарения, сделки, институт исковой давности, купли-продажи;

в государственном праве - институт гражданства;

в административном - институт должностного лица;

в семейном праве - институт брака и т. д.

Все институты осуществляют свою деятельность в тесной взаимосвязи друг с другом как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Правовые институты делятся по отраслям права:

на гражданские;

уголовные;

административные;

финансовые и т. д.

Как много отраслей, так же много и соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов является самым общим критерием их разделения. По этому же признаку они классифицируются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой - из норм двух и более отраслей.

Простой институт в основном небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений.

Сложный, или комплексный, институт является относительно крупным, так как имеет в своем составе более мелкие автономные образования, которые называют субинститутами.

Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений, охранительные - на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права).[8]

Отрасль права: понятие и содержание. Система отраслей права. Общая характеристика основных отраслей права

Отрасль права - совокупность юридических норм и правовых институтов, регулирующих определенные сферы общественных отношений.

Признакиотраслиправа:

особые предметиметодправовогорегулирования;

специфические отраслевые принципы (например, для гражданского права характерны принципы всеобщности защиты гражданских прав, полного восстановления нарушенного положения субъектов гражданского права, презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений; для семейного права принцип равноправия мужчины и женщины в семейных отношенияхи.т.п.);

особые правовые режимы (например, для уголовного процессуального права характерны процессуальные правовые режимы; для семейного права - договорный и законный; для финансового права - валютный, налоговый; для земельного права режим особого землепользования; для конституционного права режим лиц без гражданства, режим беженцев и вынужденных переселенцеви.т.д.);

обособленное, как правило, кодифицированное законодательство.

Качественная однородность, специфика той или иной области общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права. Так, объективно существующие трудовые отношения людей обусловливают необходимость трудового права, управленческие отношения - административного права

Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли состоят из подотраслей, институтов и норм права.[9]

В российской системе права выделяются следующие основные отрасли:

конституционное право;

гражданское право;

гражданско-процессуальное право;

уголовное право;

уголовно-процессуальное право;

уголовное-исполнительное право;

административное право;

семейное право; а также

финансовое право;

арбитражно-процессуальное право;

коммерческое право;

предпринимательское право;

земельное право;

экологическое право;

муниципальное право;

право социального обеспечения.

Конституционное право имеет в качестве главного источника Конституцию Российской Федерации правовой акт высшей юридической силы.

Гражданское право:

регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения;

опирается на диспозитивный (координационный) метод правового регулирования;

в качестве основного источника имеет Гражданский кодекс РФ (ГК). Гражданско-процессуальное право:

имеет в качестве предмета правового регулирования процедуру гражданско-правового судопроизводства (вопросы возбуждения гражданского дела, установления фактических обстоятельств, доказывания,
рассмотрения дела в судебном заседании, принятия решения по гражданскому делу, возможности его обжалования и т. д.);
опирается на императивно-диспозитивный метод правового регулирования;

в качестве главного источника имеет Гражданско-процессуальный кодексе РФ (ГПК).

Уголовное право:

охватывает своим регулированием общественные отношения, связанные с борьбой с преступностью системой наиболее общественно опасных правонарушений и правонарушителей (определение общих понятий уголовной ответственности, состава преступления, наказания и др., а также конкретных деяний, признаваемых преступлениями,иразмеров и видов наказаний за их совершение);

опирается на императивный (властный) метод правового регулирования;

имеет в качестве основного источника Уголовный кодекс РФ (УК).

Уголовно-процессуальное право:

имеет в качестве предмета правового регулирования процедуру (процесс) осуществления уголовного судопроизводства (порядок привлечения к уголовной ответственности, возбуждения уголовного дела, его
расследования, рассмотрения уголовного дела в суде, вынесения приговора, возможности обжалования и пересмотра приговора);
опирается на императивно-диспозитивный метод правового регулирования;

имеет в качестве основного источника Уголовно-процессуальный ко' деке РФ (УПК).

Уголовно-исполнительное право:

регулирует общественные отношения, связанные с исполнением уголовного наказания (порядок отбытия наказания, правовой статус осужденных, отбывающих наказание, виды мест лишения свободы и т. д.);

опирается на властный (императивный) метод правового регулирования;

руководствуется Уголовно-исполнительным кодексом РФ (УИК) как основным источником.

Административное право:

регламентирует общественные отношения в сферах государственного
управления и поддержания общественного порядка;
руководствуется императивным методом правового регулирования;

имеет в качестве главного источника Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП).

Трудовое право:

регулирует общественные отношения в сфере наемного труда, правоотношения между наемными работниками и предприятием (организацией), работодателем;

метод правового регулирования императивно-диспозитивный;

основной источник Трудовой кодекс РФ (ТК РФ).

Семейное право:

охватывает своим регулированием юридические отношения между супругами, а также между родителями и детьми (заключение брака, режим имущества супругов, расторжение брака и его последствия, вопросы материнства, отцовства и т. д.);

опирается на диспозитивный метод правового регулирования;

главный источник данного права Семейный кодекс РФ (СК).

Данные отрасли считаются основными в правовой системе и регулируют большую часть возникающих в России общественных отношений. Отрасли права объединяют по признаку и по методу правового регулирования: процессуальное и материальное право;публичное частное право.

Публичное и частное разделяют по тому, чьи интересы защищает право: публичное - власть, частное - граждан.

Отраслевые семьи

Все отрасли права делятся на материальное и процессуальное, частное и публичное право, эти отрасли имеют общее название - отраслевые семьи.Отраслевая семья - это совокупность отраслей права, объединенных на основе общности предмета и метода правового регулирования. Если право регулирует и охраняет интересы государства и общества - это право публичное, если граждан, то право - частное. Материальное и процессуальное право различает их предназначение в правовом регулировании общественных отношений.

Материальное право - это совокупность отраслей (и подотраслей) права, в которых основной укор делается на установление прав и обязанностей субъектов.[10]

При этом под материальным правом понимается право, которое регулирует реально существующие общественные отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, независимо от права. Право лишь определяет их взаимные права и обязанности в процессе этих отношений. Так, например, отношения между покупателями и продавцом при купле-продаже какой-либо вещи существуют реально и независимо от права. Право лишь закрепляет эти отношения и определяет взаимные юридические права и обязанности покупателя и продавца.

К отраслям материального права относятся: конституционное, административное, финансовое, предпринимательское, гражданское, жилищное, семейное, природоресурсное, экологическое, трудовое, право социального обеспечения, уголовное право.

О.П.Масюкевичвыделяет также: таможенное право; уголовно-исполнительное право.[11]

Процессуальное право - это совокупность отраслей, основная задача которых - установление порядка осуществления и защиты прав и обязанностей субъектов

Процессуальное право регулирует процедуру или порядок деятельности сторон при реализации своих прав и выполнении обязанностей.

Процессуальное право не основано на реально и самостоятельно существующих общественных отношениях. Наоборот, общественные отношения возникают на основе норм процессуального права.

К числу наиболее «старых» процессуальных отраслей относятся:

) уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)

гражданско-процессуальное право (гражданский процесс)

арбитражно-процессуальное право (арбитражный процесс)

В процессе становления находятся и некоторые другие отрасли процессуального права: конституционный процесс, административно-процессуальное право, налогово-процессуальное право, бюджетный процесс, избирательный процесс, дисциплинарный процесс и др.

Особую группу отраслей процессуального права составляют отрасли, регулирующие процесс исполнения решений юрисдикционных органов:

уголовно-исполнительное право регулирует процесс исполнения мер уголовного наказания в связи с исправительно-трудовым воздействием. Основной нормативный акт - Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК РФ);

гражданско-исполнительное право регулирует вопросы принудительного исполнения решений судов в части имущественных взысканий, а также совершения в пользу граждан, юридических лиц определенных действий. Основные нормативные акты - федеральные законы «Об исполнительном производстве», «О судебных приставах».

Следует отметить, что материальное и процессуальное право тесно связаны между собой. С одной стороны, нормы материального права не могут быть реализованы без процессуальных норм, определяющих порядок восстановления нарушенных прав, привлечения виновных к ответственности, возмещения причиненного ущерба.

С другой стороны, процессуальное право беспредметно при отсутствии норм материального права, закрепляющего права юридических и физических лиц, порядок защиты которых предусматривает процессуальное право.

Роль процессуального права значительно возрастает в условиях правового государства. Это возрастание объясняется двумя причинами. Во-первых, процессуальное право должно четко регулировать порядок деятельности государственных органов, их взаимоотношения с гражданами, организациями, другими субъектами права. Во-вторых, государственные органы обязаны строго следовать предписаниям норм процессуального права.

Рассмотрим также такие виды отраслевых семей, как публичное и частное право. Различия между ними в основном определяются пределами вмешательства государства в те или иные отношения.

Современные ученые юристы к публичному праву относят отрасли, отражающие государственные интересы и регулирующие отношения между государственными органами или между государственной властью и иными субъектами права на основе подчиненности и неравноправия участников. Кроме международного публичного к нему относят государственное, административное, финансовое, земельное, экологическое, уголовное, уголовно-процессуальное гражданское процессуальное и арбитражное право.

Частным является гражданское, семейное, трудовое, международное частное право, в которых стороны равноправны и независимы друг от друга.

Необходимо отметить, что в сфере частного, гражданского права государство, его властные органы, вступая в правоотношения с гражданами, негосударственными органами и организациями не обладают по отношению к последним властными полномочиями. Их права равны правам граждан. Отношения между ними строятся на принципах равноправия субъектов права, возникают, изменяются и прекращаются по их свободному волеизъявлению.

Особое положение занимает международное право - система норм, регулирующих отношения между государствами в процессе их борьбы и сотрудничества. Оно делится на международное публичное и международное частное право. Вопрос о правовой природе норм международного права является спорным, так как им не свойственен основной системообразующий признак права - обеспечение норм права государственным принуждением. Исполнение же норм международного права, как правило, зависит от доброй воли самих государств.

Международное публичное право регулирует отношения между государствами, международными организациями, строящиеся на принципах мирного сосуществования, международного сотрудничества, суверенного равенства государств, нерушимости государственных границ, и т.д.

Международное частное право регулирует отношения между юридическими и физическими лицами в сфере гражданского, семейного, трудового, финансового и процессуального права. Государства и международные организации также могут выступать субъектами международного частного права, например при заключении торговых сделок.

Между внутригосударственным и международным правом существует тесная взаимосвязь, построенная на взаимосогласованности международных норм и национального законодательства.

Внутригосударственное и международное право: соотношение и взаимодействие

Международное право целиком не входит ни в одну национальную систему права. Предмет его регулирования чрезвычайно многообразен и выходит за рамки внутригосударственных отношений. Это экономическое и гуманитарное сотрудничество государств, дипломатические сношения, освоение космоса, борьба с терроризмом, охрана окружающей среды, миротворческие операции, деятельность международных организаций и многие другие вопросы.

В то время как основными источниками внутригосударственного права выступают нормативно-правовые акты в романо-германской правовой системе или судебные прецеденты в англосаксонской правовой системе, то источниками международного права являются нормативные договоры.

Действие норм международного права в пространстве и по кругу лиц характеризуется экстерриториальностью, не ограничиваясь границами одного государства. Нормы международного права распространяют действие на территорию всех государств, признающих их действие.

Нормы международного права соблюдаются, как правило, добровольно. Возможность применения мер принуждения, тем более санкций, здесь значительно ограничена по сравнению с возможностями применения санкций норм внутригосударственного права.[12]

Международно-правовые нормы, ратифицированные государством, являются составной частью его правовой системы. При этом нормы международного права имеют приоритет перед внутригосударственным законодательством. Статья 15 Конституции России устанавливает: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, заключенные Российской Федерацией, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем российским законом, то применяются нормы международного договора».[1]

Все элементы, составляющие международную систему, взаимодействуют между собой. Нормативную основу международной системы составляют разные социальные нормы, в том числе нормы морали, обычаи. Международное право составляет нормативную подсистему. На основе принципов и норм международного права между государствами, другими субъектами складываются и функционируют правовые отношения, т.е. отношения, урегулированные правом. По своей сущности международные правоотношения отражают политическую природу субъектов международного права.

Международная система - специфическая социальная система, в которой находят выражение исторические закономерности развития человеческой цивилизации. Современная международная система, ее нормативная основа - международное право, международная мораль - сформировались как результат борьбы и сотрудничества государств, народов.

Современному международному праву присущ демократический характер, признание общечеловеческих ценностей. Принципы и нормы международного права регулируют межгосударственные отношения, отношения в своей сущности политические, они являются средством достижения политических результатов. В этом отношении международное право выступает инструментом реализации интересов государства, всего сообщества государств.

Нормы международного права являются также предметом ценностного подхода, они взаимосвязаны с нормами международной морали.

Современный мир насчитывает около 200 государств и столько же внутригосударственных или национальных правовых систем. Нормы международного права регулируют не только те отношения, которые «недосягаемы» для норм национального права. Современное международное право активно «вторгается» в сферу внутригосударственных отношений.

Верно то, что внутригосударственное право и право международное - две различные системы права, действующие в своих соответствующих областях, и что между ними нет юридического соподчинения. Вместе с тем материальное единство мира, в конечном счете, делает необходимым взаимодействие этих двух правовых систем.

В вопросе о соотношении международного и национального права в науке права определились три направления. Первое, так называемое дуалистическое, исходит из того, что международное и национальное право есть относительно изолированные и независимые друг от друга системы правопорядка. Два других направления, именуемых монистическими, основываются на том, что международное и внутригосударственное право есть составные части единой системы права. При этом одна часть сторонников такого подхода исходит из признания приоритета (примата), или верховенства, национального права, другая, напротив, настаивает на примате международного права над национальным. Теория примата национального права получила широкое распространение в XIX - начале XX в. в немецкой юриспруденции.

Интернационализация жизни народов, расширение международного партнерства и сотрудничества в различных областях общественной жизни, всевозрастающее значение роли международных отношений, углубление их воздействия на внутреннюю жизнь государств, судьбы отдельных народов и отдельной личности, придающих современному миру целостность, усиливают значение международного права. Современное международное право становится универсальным регулятором, выражающим общечеловеческие ценности и приоритеты.

Заключение

Из изложенного материала в данной в курсовой работе можно сделать вывод о следующем:

Система права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов и отраслей права.

Она обладает своими характерными чертами:

ее первичным элементом выступают нормы права;

ее элементы не противоречивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придает ей целостность и единство;

она обусловлена социально-экономическими, политическими, религиозными, культурными, историческими факторами;

имеет объективный характер.

Понятие «системы права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя, помимо системы права, юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом правовая система и система права соотносятся как целое и часть.

Система права включает в себя четыре компонента:

нормы права,

правовые институты,

суботрасли (подотрасли)

отрасли.

Для деления права на отрасли используются главным образом два критерия - предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой.

Предметом принято считать общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Метод правового регулирования - это обусловленный предметом способ воздействия права на общественные отношения.

Методы правового регулирования характеризуются тремя обстоятельствами:

порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов общественных отношений;

средствами их обеспечения (санкциями);

степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов.

В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Императивный метод основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Диспозитивный метод, устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву.

В системе права выделяют также отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения. Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.

Система права включает в себя отрасли публичного и частного права. Со времени действия римского права было принято относить к отраслям публичного права те из них, где присутствуют интересы государства, а к частному - отрасли, где господствуют интересы частных лиц, граждан, отдельной личности, объединений людей. К отраслям публичного права относят государственное, административное, финансовое, уголовное и др., а к частному праву - гражданское, семейное, торговое, трудовое. Частное право призвано обслуживать потребности людей, вытекающие из имущественных и личных неимущественных отношений.

Наконец, выделяют внутригосударственное (или национальное) право и международное право.

К национальному праву принято относить совокупный массив отраслей, которые регулируют отношения внутри данного государства и отличаются своеобразием национальных, исторических, культурных особенностей конкретного народа. Международное же право концентрирует совокупный опыт человеческой цивилизации и является результатом согласования воль субъектов международного общения главным образом - государств.

Конституция РФ устанавливает приоритет норм международного права перед внутригосударственным правом: если нормы российского законодательства противоречат установлениям международно-правового характера, то должны применяться нормы международного права. Однако конституция любого государства имеет приоритет перед нормами международного права.

Список литературы

Оксамытный В.В. Теория государства и права: Учебник для студентов высших учебных заведений.- М.: Изд-во «ИМПЭ-ПАБЛИШ», 2004.- 400с.

Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие (2-е издание, переработанное, дополненное и исправленное). - М.: Проспект, 2011. - 121с.

Хропанюк В.Н. Теория государства и права./Под ред. Стрекозова - М.:Интерстиль,2001.- 287-288с.

Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права: Учебник/М.,2005.- 436 с.

Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация/Ю.А. Кудрявцев.-М.:Юрид.литр.,1981.-144с.

Общая теория государства и права.: Учебник/Под ред. В.В. Лазарева.- 3-е изд. переработанное и дополненное. - М.:Юристъ,2001.-520с.

Теория государства и права :Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова и А.В.Малько.-2-е изд. Переработанное и дополненное.- М.: Юристъ,2001.-776с.

Глушаченко С.Б. К вопросу о логической структуре российской правовой нормы//История государства и права.-2005.-№1.-10-11с.

Абдулаев М.И. Теория государства и права. 2-е изд.,дополненное.-М.: Финансовый контроль.,2004.-348с.

Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Российское право: учебгик.- 2-е изд., пересмотр. - М.: Норма, 2009.- 85с.

Масюкевич О.П. Теория государства и права: учебное пособие.-2-е изд.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,2005.- 211 с.

.Диаконов В.В. Учебное пособие по теории государства и права. Allpravo.ru.-2004.-96с.

Похожие работы на - Система права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!