Система власти во Франции

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,06 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система власти во Франции

Введение

Во Франции периода V Республики основы правового статуса правительства определены Конституцией 1958 г.

Специальный закон, регулирующий деятельность правительства, в действующем французском законодательстве отсутствует. В развитие конституционных норм о правительстве могут приниматься органические законы и ордонансы.

Для работы над данным рефератом мною была выбрана тема: «Правительство во Французской республике». Тема представляет для меня наибольший интерес, так как я считаю, что изучение правительственного строя зарубежных государств, является особенно важным для будущего государственного служащего.

Целью данного реферата является изучение Правительства во Французской республике. Поэтому перед собой я ставлю следующие задачи: нахождение и рассмотрение литературы, занимающейся изучением Правительства во Французской республике; изучение полномочий премьер-министра во Французской республике.

1. Правительство во Французской Республике

Правительство во Франции представляет собой объект комплексного правового регулирования. Его деятельность как коллегиального органа регулируется преимущественно нормами конституционного права. Порядок формирования правительства, его полномочия, взаимодействие с президентом и парламентом, вопросы политической ответственности составляют конституционно-правовой статус правительства.

Политическая функция правительства, регулируемая преимущественно конституционно-правовыми нормами, сводится, по мнению французских ученых-административистов, к реализации предписаний конституции, к взаимодействию правительства с иными ветвями государственной власти, а также с иностранными государствами.

Во Франции формирование правительства осуществляется президентом без вмешательства парламента. Однако для нормального функционирования правительству все же необходима поддержка нижней палаты парламента - Национального собрания.

Решение премьер-министра об отставке правительства должно быть связано либо с выражением Национальным собранием недоверия правительству, последовавшим по инициативе депутатов, либо с непринятием парламентом правительственного законопроекта, программы или общей политической декларации правительства.

Правительство - коллегиальный орган, осуществляющий наряду или совместно с Президентом Республики государственное управление. Правительство может выступать в форме Совета министров под председательством Президента Республики, или как совокупность членов Правительства под руководством Премьер-министра. Все наиболее важные проекты нормативных актов, законопроекты, решение о постановке вопроса о доверии, о проведении референдума, назначении на высшие государственные должности и т.д. подлежат рассмотрению в Совете министров.

В тексте Конституции используется собирательный термин Правительство, однако данное понятие в основном законе страны не уточняется. На основании ряда статей Конституции можно сделать вывод о том, что под Правительством Республики подразумевается совокупность его членов, руководимых Премьер-министром. Премьер-министр и по его представлению члены Правительства назначаются Президентом Республики. Ответственность Правительства перед Национальным собранием, приводит к тому, что назначаются те лица, которые пользуются поддержкой парламентского большинства.

Внутренняя структура Правительства основана на иерархических началах. Помимо Премьер-министра оно включает государственных министров, министров, государственных секретарей и некоторых других должностных лиц. Государственные секретари, выполняющие, как правило, функции заместителей министров, не всегда входят в состав Совета министров.

Во Франции нет четко фиксированной структуры Правительства. Решение данного вопроса каждый раз зависит от конкретной ситуации и соотношения политических сил в системе государственного управления. Основной причиной появления новых министерских структур является возникновение перед государством тех или иных задач: окружающая среда, предотвращение стихийных бедствий, административные реформы, европейская интеграция и т.д.

При совпадении партийного большинства в парламенте с партийной принадлежностью Президента Республики, решающее слово при определении структуры Правительства и его персональном составе принадлежит главе государства. При отсутствии подобного совпадения партийное большинство в Национальном собрании играет более значительную роль в этом вопросе.

Участие в Правительстве - важный политический акт, требующий большого сосредоточения и усилий, что делает министерский пост несовместимым с осуществлением иных государственных или частных функций и парламентским мандатом.

Правительство по собственному усмотрению может просить Национальное собрание об одобрении правительственной политики, выраженной в форме программы или декларации по вопросам общей политики, однако это не является обязанностью Правительства. Тогда же Правительство может поставить вопрос перед Национальным собранием о доверии Правительству, поскольку оно несет коллективную ответственность перед парламентом.

Правительство Республики обладает весьма широкими полномочиями, которые осуществляются либо совместно с Президентом Республики, либо кабинетом, либо единолично Премьер-министром. В распоряжении Правительства находятся административный аппарат и вооруженные силы.

Правительство обладает регламентарной властью, и принимаемые им решения в форме декретов являются важнейшим источником нормативно-правовой системы. Правительство обладает правом законодательной инициативы. Законопроекты вносятся на рассмотрение Национального собрания Премьер-министром после обсуждения в Совете министров и по получении заключения Государственного совета.

Правительство может просить Национальное собрание о делегировании ему законодательных полномочий в определенной сфере и на определенный срок в целях выполнения правительственной программы. В этом случае Правительство принимает необходимые меры путем издания ордонансов, правовой режим которых имеет следующую особенность: они вступают в силу с момента опубликования, и перестают действовать, если законопроект об их утверждении не передан Правительством на рассмотрение Национального собрания до истечения срока делегирования полномочий.

Численность таких органов может колебаться от нескольких человек до нескольких десятков членов правительства. При этом иногда участие министра в работе межведомственного совета (комитета) заменяется на участие иного высшего чиновника. Кроме того, в работе межведомственных советов и комитетов могут участвовать на основе специального приглашения иные высокопоставленные чиновники - члены министерских кабинетов, директора управлений и т.д.

Чаще всего межведомственные советы и комитеты наделяются полномочиями «подготавливать решения правительства» и «принимать меры». По результатам работы межведомственный совет (комитет) может обратиться к Совету министров с рекомендациями одобрить тот или иной проект решения. В подобных случаях решение Совета министров сводится к простому одобрению соответствующих позиций межведомственного совета (комитета).

Межведомственные советы и комитеты следует отличать от правительственных консультативных органов, часто называемых «высшими» советами (комитетами). В их состав также могут входить министры и иные члены правительства, однако эти органы выполняют, как правило, консультативные или дисциплинарные функции в определенной сфере.

В тексте Конституции Франции содержится немного норм, регулирующих отношения президента и премьер-министра в процессе государственного управления. В ст. 20 устанавливаются основы разделения полномочий внутри самой исполнительной власти.

На президента возлагается защита основных интересов страны, правительству отдается решение текущих проблем, разработка среднесрочных проектов, а также определение долгосрочных направлений в политике. Устанавливается, что президент председательствует в Совете министров, является главой вооруженных сил, председательствует в высших комитетах национальной обороны. Премьер-министр руководит деятельностью правительства и несет ответственность за национальную оборону.

Некоторые авторы, например Гримо, считают, что следует говорить не о разделении функций президента и премьер-министра, а скорее об их совмещении.

Одним из наиболее ярких примеров тесного сотрудничества между этими двумя органами является положение о том, что все акты, подписываемые президентом (за исключением некоторых из них, не относящихся к административной сфере), должны подписываться также и премьер-министром.

Основная цель такой нормы, закрепленной в ст. 19 Конституции, - принятие премьер-министром на себя ответственности перед Национальным собранием за соответствующий правовой акт. Таким образом, премьер-министр привлекается к административным действиям президента, которые ему, премьер-министру, предстоит воплощать в жизнь.

2. Полномочия премьер-министра в Правительстве

Аппарат премьер-министра структурно воспроизводит аппарат президента и состоит из кабинета и генерального секретариата. Премьер-министр также имеет «военный кабинет», состоящий из высших офицеров, консультирующих его при принятии решений по вопросам обороны.

Работа кабинета премьер-министра, численный состав которого в V Республике колебался от 16 до 54 человек, нацелена на оказание всемерного содействия работе правительства. Советники, работающие в кабинете, выполняют сразу несколько задач. Во-первых, через директора кабинета они информируют премьер-министра о работе отдельных министерств и ведомств. Во-вторых, они готовят тексты выступлений премьер-министра, являясь его спичрайтерами. В-третьих, на них возлагается координация деятельности правительства, которую они выполняют на уровне кабинетов министерств, устраняя разногласия между отдельными кабинетами министерств. В-четвертых, располагая надежными источниками информации для решения кадровых вопросов, они помогают премьер-министру осуществлять в рамках предоставленных ему полномочий назначения на высшие должности.

Главенствующая роль в осуществлении функций Правительства принадлежит Премьер-министру. Премьер-министр несет ответственность за обеспечение обороноспособности страны, т.е. наряду с Президентом Республики принимает непосредственное участие в руководстве вооруженными силами.

На Премьер-министра возлагается обеспечение исполнения законов, и он обладает собственными регламентарными полномочиями. Премьер-министру принадлежит право назначения на военные и гражданские должности. Специальные законодательные акты разграничивают соответствующие полномочия Президента и Премьер-министра Республики.

Премьер-министру принадлежит право законодательной инициативы. Он пользуется правом обращения в Конституционный совет в целях установления соответствия вотированного палатами Национального собрания проекта положениям основного закона страны.

По предложению Премьер-министра могут быть созваны чрезвычайные сессии Национального собрания, продлеваться сроки очередных сессий, проводиться закрытые заседания палат в форме секретного комитета. Целый ряд важных полномочий Президента Республики осуществляется по предложению или после консультаций с Премьер-министром.

Президент Республике имеет малое количество средств противодействия Премьер-министру; он может, как минимум, напомнить о прерогативах, записанных в Конституции. Напротив, Премьер-министр располагает в отношении Президента относительной «способностью воспрепятствовать», что может выразиться в отказе, формулировать предложения, высказывать мнение или визировать президентские декреты. В зависимости от политических обстоятельств, подобная способность может носить либо формальный, либо реальный характер.

«Способность воспрепятствовать» существует и у Президента Республики. Он может препятствовать правительственным инициативам, потребовав нового чтения закона, направив его в Конституционный совет или отказавшись подписывать декреты и ордонансы, которые он считает противоречащими программе, на основе которой он был избран.

При Премьер-министре функционирует разветвленный вспомогательный аппарат, работой которого руководит, как правило, Генеральный секретарь Правительства, выполняющий весьма важные функции по организации работы Правительства и по координации сотрудничества с аппаратом Президента Республики.

Под началом Премьер-министра функционирует ряд важных государственных служб (например, Генеральный секретариат по вопросам планирования, служба контрразведки и др.). Премьер-министр может одновременно возглавлять то или иное министерство, в этом случае ему помогает соответствующий государственный секретарь или уполномоченный министр. Премьер-министр может делегировать членам Правительства осуществление отдельных своих полномочий.

Роль и значение Правительства и, соответственно, Премьер-министра заметно возрастают в условиях, когда Президент Республики и большинство депутатов Национального собрания принадлежат к различным политическим партиям и Правительство сможет опереться на поддержку Национального собрания.

правительство министр правовой законодательный

Подводя итог можно сказать, что Правительство во Французской республике не имеет четко фиксированной структуры. Решение данного вопроса каждый раз зависит от конкретной ситуации и соотношения политических сил в системе государственного управления.

Необходимо ответить, что правительство - это коллегиальный орган, осуществляющий наряду или совместно с Президентом Республики государственное управление. Правительство может выступать в форме Совета министров под председательством Президента Республики, или как совокупность членов Правительства под руководством Премьер-министра.

Порядок формирования правительства определен в ст. 8 Конституции Франции. Во Франции формирование правительства осуществляется президентом без вмешательства парламента. Однако для нормального функционирования правительству все же необходима поддержка нижней палаты парламента - Национального собрания.

Подводя итог, еще раз хотелось бы обратить внимание на то, что роль Правительства возрастает в большей мере тогда, когда Президент и Республики и большинство депутатов Национального собрания принадлежат к различным политическим партиям

Библиографический список

1.Ардан Ф. Франция. Государственная система / пер. с фр. М., 1994. С. 84-85.

2.Брэбан Г. Французское административное право / пер. сфр. М., 1988. С. 70.

.Гримо Ж. Организация административной власти во Франции / пер. сфр. М., 1994. С. 46.

.Крылова И.С. Аппарат государственного управления современной Франции. М., 1982. С. 44-45.

.Сироткин В.Г. История Франции. Пятая республика. М., 1989. С. 106-107.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!