Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,66 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Институт русского языка имени А.С. Пушкина












Музейная практика

по курсу «История русской литературы первой половины XIX в.»

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина


Тислер Маргарита







Москва 2012

Вступление

В 2009 году Отделу личных коллекций исполнилось пятнадцать лет. Это один из самых молодых и необычных музеев страны. Решение о его создании как Отдела личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина было принято в июле 1985 года. 24 января 1994 года Музей (ОЛК) распахнул двери для посетителей в доме № 14 по улице Волхонке, в бывшем московском особняке князей Голицыных, а в 2005 году переехал в специально отреставрированное здание, расположенное по адресу ул. Вохонка, 10.

Собрания, переданные в дар ГМИИ частными коллекционерами и самими художниками или их близкими, расположились на двух этажах. Экспозиция художественных коллекций представлена таким образом, чтобы не нарушилась целостность отдельных собраний и ясность первоначального замысла тех, кто создавал их на протяжении долгих лет

Еще не так давно частное коллекционирование рассматривалось у нас в стране как занятие весьма сомнительное, поскольку личная коллекция расценивалась как «богатство», противоречащее советскому образу жизни. В наши дни отношение к собирательской деятельности изменилось - ей отводится важная роль в деле сохранения культурного наследия страны. Собрания многих ведущих музеев мира создавались на основе личных (в том числе и собрания императоров) коллекций: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Национальная галерея в Лондоне, музей-дворец Лувр в Париже, музей Прадо в Мадриде и многие другие

Возникшая в 1972 году мысль об основании Отдела личных коллекций при ГМИИ принадлежала известному московскому собирателю, искусствоведу, литературоведу и общественному деятелю Илье Самойловичу Зильберштейну, который подал личный пример, подарив собственную коллекцию Музею. За этой новаторской по тем временам идеей стояла почти шестидесятилетняя коллекционерская деятельность Ильи Самойловича и долгие годы его сотрудничества со многими музеями страны. Замысел был поддержан директором ГМИИ И.А. Антоновой. Потребовалось несколько лет, чтобы убежденность и энтузиазм И.С. Зильберштейна и смелость по отношению к новым начинаниям И.А. Антоновой позволили преодолеть консервативное отношение к этой идее. В 1987 году началась работа по архитектурной реставрации здания для будущего Музея. Параллельно с этим шло формирование фондов МЛК, поиск и сбор коллекций, реставрация произведений, их подготовка к будущей экспозиции.

Несмотря на то, что после событий 1917 года большинство частных коллекций были национализированы и расформированы, а имена многих коллекционеров вычеркнуты из памяти людей, традиции собирательства за советский период жизни страны все-таки не утратили своей силы.

С момента основания Музея в его фонды от дарителей поступило около тридцати коллекций. В настоящее время музейное собрание насчитывает свыше семи тысяч произведений русского и западноевропейского искусства XV-XX веков. Это - живопись, графика, скульптура, прикладное искусство и художественная фотография. Коллекции отличаются друг от друга по своей направленности и структуре. Они делятся по видам искусства, среди них присутствуют монографические и тематические. Особое место в собрании отведено уникальной коллекции основателя музея - И.С. Зильберштейна. Она насчитывает свыше двух тысяч произведений живописи и графики, занимая в экспозиции четыре зала. Это работы высочайшего уровня, исполненные в различных техниках и жанрах, представляющие творчество как отдельных мастеров, так и некоторых художественных объединений. Подобные коллекции уже сами по себе могут превратиться в самостоятельные музеи.

Многие коллекции обладают ценностью благодаря сохраненному первоначальному замыслу собирателя и высокому художественному качеству. К их числу относятся собрание русской реалистической живописи второй половины ХIХ - начала XX века - С.В. Соловьева, резчика по металлу, примером для которого послужила деятельность П.М. Третьякова; коллекция русской живописи рубежа ХIХ - ХХ веков и современного периода ленинградского профессора А.Н. Рамма; собрание бронзовой анималистической скульптуры иностранных и русских мастеров ХIХ века, полковника ветеринарной службы Е.Я. Степанова.

За годы существования в ГМИИ Отдела личных коллекций Музей не только приобрел большое число новых экспонатов, но и связал себя крепкими узами дружбы и единомыслия с удивительными людьми, посвятившими себя благородному делу поиска и сохранения произведений искусства. Так в 1996 году Федор Викторович и Екатерина Петровна Лемкуль решили подарить Музею свою великолепную коллекцию стекла от античных времен до 30-х годов ХIХ века. В витринах зала № 208 можно увидеть результат их 30-летнего вдохновенного труда и увлечения. Здесь же висят фотографии интерьера двухкомнатной квартиры собирателей, где ранее хранились в шкафах эти замечательные образцы.

Музей знакомит посетителей и с такими коллекциями, которые собирались в течение всей жизни представителями российской художественной и научной интеллигенции. В них входят не только произведения искусств, но и мемориальные предметы, знакомящие нас с личностью собирателя.

За первые пять лет существования МЛК, начиная с 1985 года, в его фонды поступили коллекции дарителей из-за рубежа. Собрание театрально-декорационной графики начала XX века было подарено русскими коллекционерами, живущими за границей, Никитой и Ниной Лобановыми-Ростовскими; пейзажная графика Александра Бенуа - собирателем из Сан-Франциско Семеном Васильевичем Папковым. Работы своих родителей - Якова Шапшала и Марии Беренгоф-Шапшал передал их сын Георгий Яковлевич, живущий в Швейцарии. Внесли свою лепту в собрание Музея и дарители отдельных произведений - Вера Исаева и Ксения Муратова.

Сейчас все коллекции МЛК размещены на двух этажах. Анфиладное расположение залов связывает все собрания, подчиняя их строгой экспозиционной последовательности. Переходя из зала в зал, зритель знакомится с различными индивидуальными мирами собирателей и получает возможность сопоставить специфику каждой коллекции. Знакомство с личностями собирателей дополняется фотографиями и документами. В отдельных случаях воспроизводятся фрагменты экспозиции владельца. Графические разделы, по правилам музейного экспонирования, сменяются три-четыре раза в год.

Вскоре после открытия МЛК было создано Общество друзей-коллекционеров. Его членами стали известные московские собиратели. Им предоставлено право бесплатного посещения выставок и постоянной экспозиции, для них проводятся встречи со специалистами-искусствоведами и консультации экспертов, организуются вечера памяти коллекционеров.

Роль МЛК многофункциональна. Его можно рассматривать в равной степени и как художественный музей и как музей истории отечественного коллекционирования. Благодаря разнообразным коллекциям и неповторимым личностям, собравшим их, Музей демонстрирует в своих залах широкую панораму русского и западноевропейского искусства. Тем самым осуществляется связь между коллекционерами прошлого и нынешнего времени. Хочется надеяться, что и в будущем эта преемственность не нарушится.


Экскурсия

(Ученики старших классов 10-11 тема: экспозиция начала девятнадцатого века.)

Добро пожаловать в музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Моё имя Маргарита Тислер Андресовна и сегодня я буду вашим экскурсоводом.

Здравствуйте!

Моей задачей является познакомить вас с экспозицией начала девятнадцатого века. Как вам известно, мы находимся в музее частных коллекций, и поэтому хочу вас обрадовать, большинство увиденных вами картин, являются подлинниками, которые собирались веками, и сегодня представлены в этом замечательном музее.

Первым экспонатом, на который я бы хотела обратить ваше внимание, будет картина, Н.К. Батюшкова «Птицы», вы знаете кто это такой?

По-моему, это поэт!

Совершенно верно! Константи́н Никола́евич Ба́тюшков (18 (29) мая 1787, Вологда - 7 (19) июня 1855, Вологда) - русский поэт, предшественник Пушкина. Батюшкова считают непосредственным предшественником Пушкина, и не случайно - соединяя литературные открытия классицизма и сентиментализма, он явился одним из родоначальников новой, «современной» русской поэзии. Стихотворения первого периода литературной деятельности поэта проникнуты эпикуреизмом: человек в его лирике страстно любит земную жизнь; главные темы в поэзии Батюшкова - дружба и любовь. В ответ на события отечественной войны 1812, Батюшков создал образцы гражданской поэзии, патриотический настрой которых соединяется с описанием глубоко индивидуальных переживаний автора. В послевоенный период поэзия Батюшкова тяготеет к романтизму. Темой одного из самых его известных стихотворений, «Умирающий Тасс» (1817), является трагическая судьба итальянского поэта Торквато Тассо. Рассказывать про такие картины очень сложно, так как слишком мало информации, я могу сказать лишь то, что эта картина была нарисована в последний период его творчества.

Следующая картина была нарисована Боровиковским Владимиром Лукичом это - Портрет генерал-адъютанта графа Петра Лександровича Толстого (1761-1844), он был создан в 1799 году. Граф Петр Александрович Толсто́й (1761-1844) - генерал от инфантерии, представитель орловской ветви графов Толстых; правнук сподвижника Петра I графа П.А. Толстого; младший брат обер-гофмаршала графа Н.А. Толстого.

- Извините, пожалуйста, а разве Лермонтов был художником?

Как видите, немного был, каждый из нас когда-либо брался за карандаш и пытался нарисовать шедевр, Лермонтову это удалось. Эта картина называется «Ночной пейзаж» и была написана автором в 1830 году. Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 [15] октября 1814, Москва - 15 [27] июля 1841, Пятигорск) - русский поэт, прозаик, драматург, художник и офицер. Он был великим человеком, и как вы видите, оставил не только огромное литературное достояние нашей страны. В истории культуры известно немало поэтов и писателей, которые одновременно ярко проявили себя в сфере изобразительного искусства. Лермонтов начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. Рисовал всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. Конечно, изобразительное творчество Лермонтова уступает литературному. Тем не менее одаренность писателя сказалась и здесь. В ранних опытах Лермонтова привлекают внимание работы, образующие "испанский цикл".

Условно-романтическое видение природы, истории и людей приобретает в ранних работах Лермонтова, будь то пейзажные акварели "Белая береза" и "Парус" (последняя предваряет знаменитое стихотворение) или "Древняя рать", где войско русское, а горы кавказские. Более живыми и непосредственными являются рисунки из так называемой "юнкерской тетради", созданные во время пребывания поэта в юнкерской школе (1832-1834). Большинство портретных зарисовок и жанровых сценок сделано с натуры; романтическая интонация не подавляет, но, напротив, усиливает остроиндивидуальную выразительность рисунка.

Поворотным пунктом биографии Лермонтова стал 1837 год - гибель Пушкина, ссылка на Кавказ. На Кавказе наиболее полно раскрылся талант Лермонтова - как поэта, так и художника. Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом, - "Вид Пятигорска", "Кавказский вид с саклей" ("Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты"), "Вид горы Крестовой", "Вид Тифлиса", "Окрестности селения Карагач" ("Кавказский вид с верблюдами") и другие (все 1837- 1838). Пейзажи эти панорамны: горизонт занижен, пространство строится ритмично развертывающимися в глубину перспективными планами; все они конструктивно упорядочены, причем в качестве созидающего и организующего начала выступает свет. Воздушной среде, нематериальной и переменчивой, свет сообщает богатство тонов, оттенков и цветовых нюансов. Следующий портрет, «Якубович, Александр Иванович (1792-1845). Петровская тюрьма», был нарисован Н.А. Бестужевым в 1831 году.

- Ой, Бестужев, это очень знакомая фамилия, расскажите, пожалуйста, поподробнее о художнике.

Конечно, Н.А. Бестужев (13 (24) апреля 1791 года, Санкт-Петербург - 15 (27) мая 1855 года, Селенгинск) - капитан-лейтенант 8 флотского экипажа, декабрист, историограф флота, писатель, критик, изобретатель, художник. С 1818 года член Вольного общества учреждения училищ по методике взаимного обучения. Член-сотрудник Вольного общества любителей российской словесности с 28 марта 1821 года, а с 31 мая действительный член. С 1822 года член Цензурного комитета. Редактор. С 1818 года сотрудничал с альманахом «Полярная звезда», журналами «Сын отечества», «Благонамеренный», «Соревнователь просвещения и благотворения» и другими.

С 1825 года член Общества поощрения художников. Вольнослушателем посещал классы академии художеств. Учился у А.Н. Воронихина и Н.Н. Фонлева. С 12 сентября 1825 года член Вольного экономического общества. С 1818 года член масонской ложи «Избранного Михаила».

А что за человек изображен на портрете?

Это, Александр Иванович Якубович (1792 - 3 (15) сентября 1845) - декабрист, капитан Нижегородского драгунского полка, литератор. В конце 1824 года Якубович был уволен в отпуск для операции в клинике Санкт-Петербургской медико-хирургической академии. В 1825 году он приехал в Петербург, где вскоре сблизился с членами Северного общества декабристов. Якубович вызывался убить императора Александра I и участвовал в восстании на Сенатской площади. Признанный по суду виновным в умысле на цареубийство и в активном участии в мятеже, он был причислен к преступникам первого разряда и приговорен к смертной казни, а после помилования и смягчения участи сослан на вечную каторгу (позднее срок был сокращён до 20 лет, а затем и до 15 лет). Отбывал в Петровском заводе и на Нерчинских рудниках. С 1839 на поселении в дер. Малая Разводная близ Иркутска. Ин напоследок, хотелось бы сказать, ещё об одной работе Бестужева, «Волконский, Сергей Григорьевич (1788-1865). Петровская тюрьма», портрет нарисованный в 1831 году. Расскажу немного о нарисованном, Князь Серге́й Григо́рьевич Волко́нский (8 (19) декабря 1788 года - 28 ноября (10 декабря) 1865 года) - генерал-майор, бригадный командир 19 пехотной дивизии (1825); герой Отечественной войны 1812 года, декабрист. В 1812 году находился в Свите Императора, а затем состоял в отряде Ф.Ф. Винцингероде. Храбро сражался с французами и за отличие в защите переправ через р. Москву у с. Орехово 20 октября получил чин полковника, а за бои на Березине награждён орденом Св. Владимира 3-й ст.

В 1813 году за храбрость под Калишем удостоен ордена Св. Георгия 4-го кл., а за отличия в сражениях при Гросс-Беерене и Денневице пожалован 15 сентября в генерал-майоры. Отличился под Лейпцигом и был награждён орденом Св. Анны 1-й ст. Сражался во Франции в 1814 году и за отличие при Лаоне удостоен ордена Красного орла 2-й ст. В 1816 году назначен командиром бригады 2-й уланской дивизии, в 1821 году переведён бригадным командиром 19-й пехотной дивизии. Единственный генерал действительной службы, принявший непосредственное участие в движении декабристов. В 1819 году вступил в «Союз Благоденствия», в 1821 году - в Южное общество. С 1823 года возглавил Каменскую управу этого общества и был активным участником движения декабристов. 5 января 1826 года арестован по делу о восстании Черниговского пехотного полка, привезён в Санкт-Петербург и заключён в Петропавловскую крепость.

Осуждён по 1-му разряду, лишён чинов и дворянства. 10 июня 1826 года приговорён был к «отсечению головы», но по Высочайшей конфирмации от 10 июля 1826 года смертный приговор был заменён на 20 лет каторжных работ в Сибири (22 августа 1826 года срок сокращён до 15 лет, в 1832 году - до 10).

Огромное спасибо, мы к вам ещё вернёмся!

Похожие работы на - Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!