.
В сравнениях необходимо упрощение, в этом случае выделяют сходный признак у объектов. Здесь редукция осуществляется по одному элементу разных явлений, который считается одинаковым для них. Можно рассмотреть, к примеру, форму предметов или найти общее в их содержании. По этим показателям их можно сравнивать между собой.
Процесс сравнения активизирует познавательную деятельность, развивает абстрактное мышление, сознательное и прочное усвоение знаний. Данный прием состоит из сопоставления, когда выделяются признаки, по которым проводится сравнение, и собственно сравнения, устанавливающего сходство и различие между объектами.
Предметы или явления можно сравнивать по одному или нескольким признакам. В процессе сравнения изучаются не только внешние признаки, но и свойства. Сравнение помогает проследить предметы и явления в изменении и развитии.
Сравнивая предметы и явления друг с другом, выделяются частные и общие, существенные и несущественные признаки. На выделении общих и существенных признаков основано обобщение. Именно оно ведет к образованию понятий, к познанию закономерных связей и отношений.
Сравнение дает возможность определить новые стороны объектов, их связи, такие черты предметов и явлений, которые не воспринимаются при изучении их в отдельности. В процессе сравнения люди проникают в сущность объектов, без посторонней помощи замечают неощутимые с первого взгляда свойства, постигают особенности явлений.
При сравнении объектов необходимо соблюдать следующие требования:
для сравнения следует отбирать объекты, имеющие определенную связь между собой.
необходимо четко определять признаки (свойства), по которым сравниваются объекты.
перечень признаков должен быть по возможности более полным, исчерпывающим.
Профессор Б.В. Томашевский выделял в сравнении три элемента: 1) то, что сравнивается, «предмет», 2) то, с чем что-то сравнивается, «образ» и 3) то, на основании чего одно сравнивается с другим, «признак».
Сравнения могут быть различны по своей структуре. Чаще всего они выступают в форме сравнительного оборота и присоединяются с помощью союзов как, точно, словно, будто, как будто, как бы.
Часто встречается форма сравнения, выраженного существительным в творительном падеже: Влага брызнула игриво жемчугом вокруг (И. Никитин). К этим сравнениям близки и такие, которые выступают в форме сравнительной степени прилагательных, наречий. Есть сравнения, которые вводятся словами похож, напоминает. Сравнение может выступать даже в форме вопросительного предложения.
Особым видом сравнения является отрицательное сравнение. Противопоставление одного предмета другому выступает здесь одновременно и как их образное сопоставление. Такое сравнение - распространённый приём в народной поэзии, откуда он перешёл и в художественную литературу.
Таким образом, сравнение - определение сходства или различий явлений и процессов. Этот прием позволяет соотносить неизвестное с известным, выразить новое через уже познанное и изученное. Сравнивая ряд предметов, мы устанавливаем наличие у них некоторых общих признаков, присущих отдельной группе предметов.
Задача 1
сравнение предмет художественный противопоставление
Проведите операцию деления следующих понятий:
государство - монархии и республика (по форме правления)
звезда - новорожденные, молодые, среднего возраста и старые (по возрасту)
занятие - мужское и женское (по полу)
система - централизованные и децентрализованные (по направленности связей между элементами)
болезнь - кишечные, респираторные, проникающие через повреждения кожи и слизистой оболочки, кожные, комплексные (в зависимости от путей проникновения возбудителей в человеческий организм)
экзамен - устный, письменные, комбинированные (по форме сдачи)
логический союз делится на соединительный союз, соединительно-разделительный, исключающе-разделительный, условный, равносильный и отрицательный.
население земного шара - делится на население с очень высоким уровнем рождаемости, средним и нулевым (рождаемость в них примерно равна смертности, например, Дания, Венгрия, Германия)
одежда - мужское и женское (по полу)
часы - женские, мужские
язык - универсальные и специализированные (современные языки программирования)
акция - обычные (простые) и привилегированные (преференциальные).
клетка - эукариотические и прокариотические (по наличию ядра)
устройство - аналоговое и цифровое
город - западноевропейский, арабский, африканский, латиноамериканский и североамериканский.
лекарство - продающиеся по рецепту врача и без него
экономика - экономика рыночного типы, централизованная и смешанная
наука - античные, средневековые, классические, современные (по временному интервалу)
искусство - античные, средневековое, и современное
религия - классическая наука делит религию на 3 основных типа: родоплеменную, народно - национальную и мировые религии.
литература - 1. Агитационная литература, агитеза. 2. Религиозная литература. 3. Детская литература. 4. Классическая литература. 5. Развлекательная литература. 6. Общая литература.
Задача 2
Пользуясь логическим квадратом, установите логическое значение:
1.1. А, I, О, если Е - истинно.
Для решения данных задач воспользуемся "логическим квадратом", по углам которого располагаются суждения А, Е, I, O, а его стороны и диагонали являются символическим выражением основных логических отношений между суждениями.
Для суждений, находящихся в отношении подчинения, имеет значение условие истинности: если Е - истинно, то О - истинно. Суждения Е, I и суждения А, О связаны отношением противоречия. Согласно законам логики два противоречивых суждения не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными. Значит если Е - истинно, то I - ложно, а также если О - истинно, то А - ложно.
Ответ: если Е - истинно, то А - ложно, I - ложно, О - истинно.
.2. А, Е, I, если O - истинно.
Снова для решения задачи применим "логический квадрат". Так как суждения О и А связаны отношением противоречия то если О - истинно, то А - ложно. Если А - ложно, то I может быть как истинным, так и ложным, так как для суждений находящихся в отношении подчинения действует отношение истинности, если бы А было бы истинно, то мы точно могли бы предполагать, что I тоже истинно, но в нашем случае получается, что I может принять одно из двух значений: истинна или ложь. Раз А - ложно, то Е так же может принять одно из двух значений то ли ложь, то ли истинна. Так как согласно отношению контрарности, которым суждения А и Е связаны они могут быть оба ложные, то ли одно из них может быть ложным, а одно истинным и точно не могут быть оба истинными. Поэтому для данного задания есть два варианта ответа:
Ответ 1: если О - истинно, то А - ложно, I - истинно, то Е - ложно.
Ответ 2: если О - истинно, то А - ложно, I - ложно, то Е - истинно.
.3. А, Е, О, если I - ложно.
Так как суждения I и Е связаны отношением противоречия то если I - ложно, то Е - истинно. Суждения Е и О связаны отношением подчинения то если Е - истинно, то О - истинно. Суждения А и О связаны отношением противоречия, значит если О - истинно, то А - ложно.
Ответ: если I - ложно, Е - истинно, А - ложно, О - истинно.
Заключение
Сравнение - это логический прием образования понятия, представляющий мысленное установление сходства или различия предметов по признакам. Сравнение предметов заключается в установлении сходства предметов.
Сравнение - прием ознакомления с предметом, он употребляется в том случае, когда можно сопоставить интересующее нас понятие с похожим на него, и в результате такого сопоставления лучше уяснить данное понятие; сравнивать следует только однородные понятия, которые отражают однородные предметы и явления объективной действительности и сравнивать предметы надо по таким признакам, которые имеют важное, существенное значение;
Сравнение помогает установить не только сходные признаки, но и признаки, отличающие один предмет от других, сходных с ним предметов. Например, при розыске похищенного имущества важную роль играют особые приметы: монограмма или гравировка на часах и т.д.
Сравнение отличается от других художественных сопоставлений, например, уподоблений, тем, что всегда имеет строгий формальный признак: сравнительную конструкцию или оборот со сравнительными союзами как, будто, словно, точно, как будто и подобными.
При сравнении объектов необходимо соблюдать следующие требования: для сравнения следует отбирать объекты, имеющие определенную связь между собой; необходимо четко определять признаки (свойства), по которым сравниваются объекты; перечень признаков должен быть по возможности более полным, исчерпывающим.
Сравнение - прием мышления, используемый как в научных исследованиях, так и в обучении. С помощью сравнения выявляют сходство и различие сравниваемых предметов. Рассматривая предмет или процесс с разных сторон, выделяя мысленно его элементы и сравнивая их, учащиеся учатся анализу, а переходя от отдельных частей к целому, постигают синтез. Приемы сравнения, аналогии, анализа и синтеза служат формированию логического мышления и вообще облегчают обучение учащихся навыкам самостоятельных размышлений.
Список использованной литературы
1.Гетманова А. Д.Логика: Для педагогических учебных заведений. - М. Новая школа, 2004. - 416 с.
.Иванов Е. А. Логика: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 2000. - 368 с
.Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике/Под ред. В.И. Кириллова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО «Антея 2000», МЦУПЛ, Профобразование 2000. - 160 с.
.Логика: Учеб. пособие/В.Ф. Берков, В.И. Бартон, И.И. Дубинин и др.; Под общ. ред. проф. В.Ф. Беркова.- Мн.: Выш. шк., 2004.- 296 с.
.Трушко М.Н. Логика: Учеб. пособие. - Мн.: БГЭУ, 2006. - 131 с.