Этапы и методы отбора персонала

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,96 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Этапы и методы отбора персонала

Содержание

отбор персонал нанимаемый работник

Введение

. Теоретические аспекты отбора персонала

.1 Понятие отбора персонала

.2 Этапы и методы отбора персонала

.3 Критерии эффективности отбора персонала

. Анализ этапов и методов отбора персонала в строительной фирме "Евростиль"

.1 Краткая характеристика предприятия

.2 Анализ этапов и методов отбора персонала в строительную фирму "Евростиль"

.3 Факторы, влияющие на отбор персонала в фирме

. Рекомендации по совершенствованию системы отбора персонала

.1 Разработка проекта совершенствования системы отбора персонала

.2 Расчет социально-экономической эффективности проекта

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Современная российская экономика разительно отличается от экономики советских времен. Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышенной конкурентоспособности, внедрения изобретений научно-технического прогресса, и, конечно же, квалифицированных сотрудников. Следовательно, любое предприятие будет заинтересовано в привлечении наиболее грамотных, оперативных специалистов. Помочь в этом может применение эффективных методов отбора персонала.

Отбор персонала не просто важен для организации, он предопределяет, какие сотрудники будут трудиться в фирме, насколько они образованы, эрудированны, подвержены стрессам, креативны - все эти характеристики зависят, в первую очередь, от цели организации. Важно не упустить хорошего специалиста, привлечь в организацию наиболее желаемого кандидата, вежливо отказать специалисту, если он не подходит для дальнейшей службы вашей фирме - эти функции возлагает на себя отбор персонала.

Для эффективной трудоспособности не менее важно в дальнейшем помочь сотруднику адаптироваться в коллективе, правильно его подготовить.

Безусловно, непосредственное управление персоналом предопределяется не только спецификой фирмы, но и особенностями самого управленца и управленческого звена. Эффективное, современное управление персоналом не просто залог успеха организации - это еще и дисциплина, сплочение коллектива, воспитание коллективистских и моральных качеств.

Актуальность курсового проекта заключается в том, что отбор персонала, его этапы и методы для современной организации являются важнейшим этапом, на них возлагается огромная ответственность. Создание эффективно действующей команды является необходимым условием успешной деятельности любого предприятия. Поэтому отбор сотрудников - задача ответственная и одновременно творческая. Ценный, опытный, квалифицированный специалист всегда будет востребован на рынке труда. Следовательно, всегда будет под прицелом внимания конкурентов. Важно не просто отобрать и заполучить хорошего специалиста, но и заинтересовать его в дальнейшей работе в организации.

Целью курсового проекта является изучить этапы и методы отбора персонала.

Объектом является отбор персонала в строительную фирму "Евростиль". Предмет курсовой работы - этапы и методы отбора персонала.

Задачи курсового проекта:

. рассмотреть теоретические аспекты понятий отбор персонала, его этапы и методы.

. изучить особенности отбора персонала в компанию "Евростиль".

. разработать предложения по совершенствованию системы отбора персонала.

В ходе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как анализ, метод прогнозирования, синтез и т.п.

Теоретической базой исследования являются работы таких ученых, как Т.Ю.Базарова, Д.А.Аширов, М.И.Бухалков, В.К.Потемкин и другие.

1. Теоретические аспекты отбора персонала

.1 Понятие отбора персонала

Среди базовых кадровых технологий одной из важнейших выступает отбор персонала. Человечество на протяжении столетий формировало определенные требования к работникам и особенно к тем, кто причастен к управлению.

К настоящему времени в отечественной и зарубежной практике накоплено немало способов, обеспечивающих качество отбора персонала. Отбор - это многоактная деятельность, в которой человек участвует на протяжении практически всего периода своей активной профессиональной жизни [9, с.159].

Следует различать отбор при поступлении, найме на работу в организацию и отбор, многократно проводимый в период нахождения в организации (пролонгированный отбор).

При найме человека на работу в процессе отбора претендентов на должность происходит идентификация характеристик нанимающегося с требованиями, выдвигаемыми как организацией в целом, так и самой должностью, ее предметной областью. На этом этапе отбора приоритетное значение имеют социальные характеристики человека и формальные критерии отбора.

Так, например, в процессе отбора персонала на государственную службу решаются задачи комплектования государственных должностей, исходя из наиболее общих требований к человеку как носителю определенных социальных качеств. Это отбор для государственной службы как социального института, а не как для конкретного вида профессиональной деятельности. Критерии отбора при этом, как правило, имеют наиболее общий характер.

Отбор персонала - комплексная кадровая технология, обеспечивающая соответствие качеств человека требованиям вида деятельности или должности в организации [2, с.376].

Отбор в организации - пролонгированный отбор, проводится в процессе профессионального развития и изменения должностного статуса государственного служащего. Он осуществляется при внутриорганизационном должностном перемещении человека, формировании резерва и реализации многих других кадровых технологий. Пролонгированный отбор существует и при распределении профессиональных задач, которые выполняются сотрудниками по поручению руководителя в повседневной деятельности организации. Не обходится без отбора и практика организации учебы персонала. Наконец, отбор существует и при решении задач сокращения персонала в организации, переводе сотрудника из одного структурного подразделения в другое и увольнении. В ходе этого этапа отбора приоритет имеют профессиональные характеристики человека, поскольку социальные характеристики, как правило, адекватны общим требованиям, предъявляемым организацией к человеку. Отбор персонала представляет сложную кадровую технологию.

Для осуществления отбора важно соблюсти следующие необходимые условия [2, с.377]:

определить наиболее общие характеристики организации и на их основе сформулировать существенные социальные требования к человеку;

раскрыть содержание, характер и условия труда персонала, определяющие содержание профессиональной деятельности и специализацию конкретной должности (предметную область, профиль должности);

сформулировать и конституировать (официально установить) с учетом специализации должности необходимые профессионально-квалификационные требования (профессиограмму должности) к претендентам на замещение должности;

изучить, используя разнообразные методы, качества и способности претендентов на должности и произвести их идентификацию (сопоставление, сравнение) с требованиями должности;

установить полномочия субъектов управления процессом отбора, порядок его проведения и оформление его результатов.

Как социальный институт отбор персонала представляет систему мероприятий и субъектов управления, обеспечивающих формирование такого состава персонала, количественные и качественные характеристики которого отвечали бы целям и задачам организации.

С точки зрения содержания отбор персонала, как кадровая технология, - это идентификация, сопоставление, соотнесение наиболее общих требований, присущих или выдвигаемых организацией, сферой деятельности с характеристиками персонала, конкретного человека.

В процессе отбора происходит поиск людей под определенные должности, установленные требования социального института, вида деятельности, решаются задачи комплектования персоналом организации, органа государственной власти.

Исходя из:

наиболее общих требований к человеку как личности;

требований к претенденту как субъекту социальных отношений и носителю определенных социальных качеств;

состояния здоровья;

возраста;

наличия гражданства;

общего стажа работы, в том числе и стажа работы на государственной службе, и ряда других.

Это отбор, к примеру, на государственную службу как социальный институт, а не как для конкретного вида профессиональной деятельности.

Составной частью отбора является профессиональный отбор. Это более тонкая по сравнению с отбором процедура идентификации характеристик человека и требований профессии, предметной области, которая составляет содержание функционала должности.

В ходе профессионального отбора человек подбирается на должность с учетом [2, с.378]:

профессиональных способностей;

личностных качеств;

уровня и профиля образования;

стажа работы по специальности;

профессионального опыта, включая соответствующие знания и действия.

Большая часть указанных требований определяет, по сути, потребность в интеллектуальном отборе персонала.

Важным элементом профессионального отбора является профессиональный психологический отбор. С его помощью осуществляется идентификация психологической структуры профессиональной деятельности и психологических характеристик личности.

Исходя из специфики должностей, в структуру профессионального отбора могут включаться медицинский, а при необходимости и другие его разновидности.

В практической работе следует различать профессиональный отбор и профессиональный подбор.

При профессиональном подборе под профессионально-квалификационные возможности человека, его профессиональный опыт осуществляется поиск наиболее соответствующих им должностей, идентификация требований различных должностей, видов деятельности под известные возможности, накопленный профессиональный опыт, стаж, способности человека, часто с учетом новых обстоятельств его жизнедеятельности.

Жизнь часто вносит коррективы не только в планы кадровых органов, но и в планы самого человека. Меняются его семейные обстоятельства, состояние здоровья, взаимоотношения с руководством или коллегами по работе, становятся актуальными определенные нормы трудового законодательства. В этой связи возникает необходимость поиска должностей, видов деятельности под профессиональные способности и профессиональный опыт человека. Нередко в интересах самой организации или органа государственной власти, с целью наиболее рационального использования профессиональных возможностей, например, опытного государственного служащего, требуется подобрать для конкретного человека наиболее подходящую должность. В этих случаях осуществляется профессиональный подбор.

С внедрением в практику работы служб управления персоналом технологий планирования карьеры, организации планомерной работы с резервом кадров, реализации выводов аттестации и др. потребность в профессиональном подборе существенно возрастет. Его важнейшая задача состоит в том, чтобы рационально распорядиться профессиональным потенциалом человека путем нахождения для него таких должностей, где его профессиональный опыт может быть реализован максимально. При профессиональном подборе исходят из приоритета интересов профессионала и посредством этого учитывается интерес организации.


В центре отбора персонала лежит стремление работодателя установить пригодность возможного будущего работника. Принципиально пригодность налицо, если прослеживается достаточное соответствие между требованиями, обусловленными работой, и предпосылками успеха, продемонстрированными кандидатом. С помощью методов отбора персонала специалисты должны сориентироваться, действительно ли рассматриваемое соответствие можно истолковывать как необходимое.

Эффективный отбор обусловливает создание позитивного имиджа организации для дальнейшего привлечения претендентов. Поэтому к осуществлению процесса селекции относятся ответственно, просчитывая его с экономической точки зрения, выверяя с правовой и этической сторон, учитывая статус вакантного места. Для некоторых профессий процедура отбора гораздо сложнее, чем для других, и подготовка к ней проводится особенно тщательно. Чем более ответственна работа, чем большую ценность представляет для предприятия ее выполнение, тем более сложным бывает отбор. Претенденты на должность управленцев проходят несколько селекционных ступеней и оцениваются множеством людей (психологами, специалистами по персоналу, потенциальными начальниками, сотрудниками). Наоборот, производственные рабочие могут быть отобраны на основе бланка заявления и интервью с непосредственным начальником, либо через приглашение в рекламном объявлении. Есть предприятия и организации, которые "усеченному" отбору не доверяют и вне зависимости от статуса вакансии "утяжеляют" его, используя более широкий инструментарий.

Процедура отбора обычно состоит из нескольких методов, которые следуют пройти заявителям. При каждом методе отсеивается часть заявителей или же они отказываются от процедуры, принимая другие предложения.

Методы отбора персонала могут быть следующими:

) предварительная отборочная беседа;

) анкетирование;

) собеседование;

) тестирование;

) проверки рекомендаций и послужного списка;

) испытание;

) оценка кандидатов.

Предварительная отборочная беседа.

Предварительная отборочная беседа может быть организована различными способами. В ряде случаев желательно, чтобы кандидаты приходили в отдел кадров или на место будущей работы. В таких случаях специалист отдела кадров или линейный руководитель проводит с ними предварительную беседу. При этом в организациях применяются общие правила ее ведения, направленные на выяснение, например, образования претендента, оценку внешнего вида и доминирующих личных качеств.

Анкетирование.

Претенденты, прошедшие предварительную отборочную беседу, должны заполнить бланк заявления и анкету. Ту же последовательность в вопросах используют и вербовщики. Число пунктов анкеты должно быть минимальным и они должны запрашивать информацию, более всего характеризующую эффективность претендента. Вопросы могут относиться к прошлой работе и складу ума, чтобы на их основе можно было провести психометрическую оценку претендента. Пункты анкеты должны быть сформулированы в нейтральном стиле и предполагать любые возможные ответы, включая возможность отказа в ответе. Анкета может запрашивать данные о здоровье, складе ума, о ситуациях, с которыми приходилось сталкиваться в молодости.

Назначение анкетирования двоякое. Наряду с решением задачи отсева менее подходящих кандидатов определяется круг факторов, нуждающихся в особо пристальном изучении на последующих этапах, а также источники, из которых можно получить необходимую информацию. Любое ее искажение в анкете является основанием для увольнения работника в любой момент, когда это выяснится (в текст анкеты обычно включается соответствующее указание).

Анализ анкетных данных в сочетании с другими методами отбора выявляет следующую информацию:

) соответствие образования заявителя минимальным

квалификационным требованиям;

) соответствие практического опыта характеру должности;

) наличие ограничений иного рода на выполнение должностных обязанностей;

) готовность к принятию дополнительных нагрузок (сверхурочно, в командировках);

) круг лиц, которые могут рекомендовать работника, помочь наведению справок и получению дополнительной информации.2

Одна из задач анкетирования заключается в том, чтобы определить личностные качества и обстоятельства, которые могут помочь кандидату в работе в случае найма. Часто анкеты содержат данные о количестве отработанных (за год) дней у последнего нанимателя, продолжительности пропусков работы (неявок) по причине болезни и т.д. Обращается особое внимание на факторы, указывающие на потенциальную возможность раннего увольнения работника. В анкете запрашивается точная формулировка причин увольнений в прошлом, устанавливается частота смены работы. Собираются общие сведения об источниках мотивации и делаются предположения о факторах, препятствующих работе, которые перепроверяются и уточняются, становятся предметом тщательного изучения при наведении справок и собеседовании с работником.

Претендент обязан также указать недостатки в здоровье, возможный перечень которых нередко приводится в анкете. Многие организации сами проводят подробные медицинские освидетельствования (уже из ограниченного круга наиболее вероятных претендентов) в целях отсева кандидатур, вызывающих сомнение.

Собеседование.

Собеседования до сих пор являются наиболее распространенным методом отбора кадров.

Существуют несколько видов собеседования:

) проводимые по схеме;

) слабо формализованные;

) выполняемые не по схеме.

В процессе собеседования обмен информацией происходит обычно в форме вопросов и ответов.

Перед проведением собеседования необходимо ознакомиться с заявлением кандидата. Бланки заявлений, хотя они и не относятся к истинным средствам определения способностей или психологических характеристик, тоже успешно применяются для сравнительной оценки уровня квалификации. Так, например, конкретные сведения, которые требуется указать в бланке заявления о стаже предыдущей работы, зарплате, характере образования и оконченном учебном заведении, хобби и т.д., тоже можно использовать для отбора кандидатов, если такие биографические данные помогают отличить более эффективных от менее эффективных служащих, уже работающих в данной организации.

Тестирование.

Тестирование на настоящий момент представляет собой огромное многообразие методов, значительная часть которых применяется в практике управления персоналом, однако это вспомогательный инструмент оценки соискателей и работников.

Проверка рекомендаций и послужного списка.

При подаче заявления о приеме на работу кандидата можно попросить предоставить отзывы предыдущих начальников и другие аналогичные документы.

Если прежние работодатели дают только общую минимальную информацию, то польза от рекомендательных писем невелика. Если есть необходимость проверки биографических данных, более приемлемой альтернативой письму может быть телефонный звонок предыдущему начальнику заявителя, с тем чтобы обменяться мнениями или выяснить какие-либо интересующие вопросы. Наиболее часто проверяемым пунктами являются последнее место работы и образование.

Испытание.

Поведенческие науки разработали много видов различных испытаний, которые помогают предсказать, сколь эффективно сможет кандидат выполнять конкретную работу. Один из видов отборочных испытаний предусматривает измерение способности выполнения задач, связанных с предполагаемой работой. В качестве примера можно привести машинопись или стенографию, демонстрацию умения работать на станке, демонстрацию речевых способностей путем устных сообщений или письменных работ. Другой вид испытаний предусматривает оценку психологических характеристик, таких как уровень интеллекта, заинтересованность, энергичность, откровенность, уверенность в себе, эмоциональная устойчивость и внимание к деталям. Для того, чтобы такие испытания были бы полезными для отбора кандидатов, требуется значимая корреляция между высокими оценками, набираемыми в ходе испытаний, и фактическими показателями работы. Руководство должно дать оценку своим испытаниям и определить, действительно ли люди, хорошо справляющиеся с испытаниями, оказываются более эффективными работниками, чем те, которые набирают меньшее количество баллов.

Более объективное решение о выборе наиболее подходящего кандидата принимается в результате применения метода профотбора.

Профотбор - это система мероприятий, позволяющих выявить людей, которые по своим индивидуальным качествам наиболее пригодны к обучению и эффективному выполнению профессиональной деятельности по определенной специальности. В процессе профотбора выделяют несколько этапов.

На первом этапе важное значение принадлежит разработке и составлению психoграмм, т.е. описанию психологических характеристик, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей:

) психических процессов (восприятию, памяти, воображению, мышлению);

) психических состояний (усталости, апатии, стрессу, депрессии);

) внимания как состояния сознания;

) эмоциональных и волевых характеристик.

Второй этап отбора включает выбор психодиагностических методов исследования, в том числе тестов, в наибольшей степени характеризующих те психические процессы и профессиональные действия, в отношении которых надлежит оценивать профессиональную пригодность. К психодиагностическим методикам и тестам предъявляются следующие требования:

) прогностическая ценность методики характеризует возможность методики, теста выявлять различия в психофизиологических функциях у лиц с разным уровнем профессиональной подготовленности;

) надежность методики характеризует стабильность результатов, получаемых с ее помощью при повторных исследованиях одного и того же человека;

) дифференцированность методики означает, что каждая методика должна оценивать строго определенную функцию психики человека.

Третий этап отбора предполагает психологический прогноз успешности обучения и последующей деятельности на основе сопоставления сведений: о требованиях профессии к человеку и полученных психодиагностических данных с акцентом на оценку личностных характеристик; вероятность адаптации к профессии, возможности появления экстремальных ситуаций и воздействий.

Выделяют два типа профессиональной пригодности: абсолютную (к профессиям такого типа, где требуются специальные способности) и относительную (к профессиям, овладение которыми доступно практически для любого здорового человека). Оценивая профессиональную пригодность, в профессиональном отборе иногда ориентируются, прежде всего, на поиск лиц с высоким уровнем развития психологических качеств, наиболее важных для достижения успеха в обучении и выполнении профессиональной деятельности (подход по максимуму). Порой более эффективным является иной подход, когда стараются главным образом выявить и устранить лиц с низкими показателями по профессионально важным качествам (подход по минимуму).

В ряде случаев целесообразно проводить отбор в два этапа:

) проведение собеседования, которое, как правило, не требует больших затрат времени;

) кандидаты, успешно прошедшие первый этап, проходят отбор на рабочих местах, где в течение нескольких дней или недель выполняют профессиональные обязанности под контролем показателей качества деятельности человека.5

Оценка персонала.

После проведения компании по привлечению работников нужно по поступившим заявлениям оценить претендентов, т.е. определить, какой кандидат лучше всего подходит на данное место. Если неправильно выбирается машина или из-за неправильного использования ломается оборудование, за это отвечают люди, ответственные за неправильное использование оборудования.

Задача службы персонала, осуществляющей оценку кандидатов при приеме на работу, состоит, в сущности, в том, чтобы найти такого работника, который в состоянии достичь результата, ожидаемого организацией. Фактически оценка при приеме - это одна из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов организации.

Проблему объективности оценки можно было бы сформулировать в виде отдельных требований к оценочной технологии. Она должна быть построена так, чтобы персонал был оценен:

объективно - вне зависимости от какого-либо частного мнения или отдельных суждений;

надежно - относительно свободно от влияния ситуативных факторов (настроения, погоды, прошлых успехов и неудач, возможно, случайных);

достоверно в отношении деятельности - оцениваться должен реальный уровень владения навыками - насколько успешно человек справляется со своим делом;

с возможностью прогноза - оценка должна давать данные о том, к каким видам деятельности и на каком уровне человек способен потенциально;

комплексно - оценивается не только каждый из членов организации, но и связи и отношения внутри организации, а также возможности организации в целом;

процесс оценивания и критерии оценки должны быть доступны не узкому кругу специалистов, а понятны и оценщикам, и наблюдателям, и самим оцениваемым (то есть обладать свойством внутренней очевидности);

проведение оценочных мероприятий должно не дезорганизовывать работу коллектива, а встраиваться в общую систему кадровой работы в организации таким образом, чтобы реально способствовать ее развитию и совершенствованию.

Таким образом, отбор работников нельзя осуществлять, ориентируясь лишь на какой-либо один признак или решение какой-либо одной задачи. Поэтому при отборе кадров должен использоваться не один метод, а целый комплекс различных методов, направленных на всестороннюю оценку кандидатов.

1.3 Критерии эффективности отбора персонала

Для оценки эффективности процесса поиска и отбора новых работников может быть использован ряд количественных показателей, характеризующих работу персонала, приступившего к работе в организации:

доля работников, не прошедших испытательный срок, от общего числа принятых на работу;

финансовые затраты на обеспечение процесса поиска и отбора кадров;

уровень нарушений трудовой дисциплины среди новых работников (прогулы, не согласованные с руководством опоздания, отсутствие на рабочем месте и т.п.);

уровень брака и ошибок, допускаемых новыми работниками;

частота поломок оборудования;

эффективность использования необходимых материалов,комплектующих;

уровень производственного травматизма среди новых работников;

количество жалоб со стороны клиентов, потребителей, поставщиков по вине новых работников.

Дополнительная информация о качестве используемой в организации системы отбора кадров может быть получена из трех источников: от самих кандидатов, от работников организации и от увольняющихся. С этой целью могут использоваться интервью, опросы, оценка эффективности работы.

Надо иметь в виду, что трудно получить достоверную информацию из какого-либо одного источника или за счет оценки какого-то одного показателя. К примеру, высокие значения показателя текучести кадров могут быть обусловлены действием ряда факторов, не имеющих отношения к системе поиска и отбора персонала.

Эффективность подбора персонала можно оценить частично сразу же по завершении этого процесса, частично - через определенный плановый промежуток времени.

Непосредственно после окончания подбора могут оцениваться:

) соответствие плана мероприятий по подбору и фактического комплекса мероприятий в привязке к срокам выполнения;

)степень отклонения фактических затрат на подбор персонала от плановых показателей;

) удельный вес затрат и привлеченных кандидатов из расчета на каждый источник привлечения;

)общий уровень расходов на привлечение одного потенциального кандидата;

) уровень расходов на заполнение вакансии;

) другие параметры оценки.

Через определенный промежуток времени эффективность подбора персонала может быть оценена уже непосредственно на основании анализа деятельности принятых на работу специалистов. При этом охватываются следующие аспекты:

· уровень производительности труда принятого на работу специалиста;

· доля работников, не прошедших испытательный срок;

· уровень нарушений трудовой дисциплины и корпоративных правил;

· уровень текучести кадров;

· информация, поступающая (по принципу обратной связи) от клиентов и поставщиков при работе с данным специалистом;

· уровень поломок оборудования, производственного брака, качества использования комплектующих и пр.;

· другие параметры оценки.

Примерная оценка уровня приглашаемых и нанимаемых работников, которая рассчитывается следующим образом:

КН = (РК + ПР + ОР) : Ч, где

КН - качество набранных работников, %

РК - усредненный суммарный рейтинг качества выполняемой работы набранными работниками

ПР - процент новых работников, продвинувшихся по службе в течение одного года

ОР - процент новых работников, оставшихся работать по прошествии одного года

Ч - общее число показателей, учтенных при расчете.

С завершением последнего этапа, процесс подбора персонала формально заканчивается. Однако результаты проведенной в его рамках работы в дальнейшем будут оказывать значительное влияние на другие сферы управления персоналом.

Выводы по главе 1

Важнейшая задача службы управления персоналом состоит в том, чтобы рационально распорядиться профессиональным потенциалом человека путем нахождения для него таких должностей, где его профессиональный опыт может быть реализован максимально. При профессиональном подборе исходят из приоритета интересов профессионала и посредством этого учитывается интерес организации.

Таким образом, отбор работников нельзя осуществлять, ориентируясь лишь на какой-либо один признак или решение какой-либо одной задачи. Поэтому при отборе кадров должен использоваться не один метод, а целый комплекс различных методов, направленных на всестороннюю оценку кандидатов.

2. Анализ этапоþв и меþтоþдоþв оþтбоþра пеþрсоþнала в строþитеþльноþй фирмеþþвроþстиль"

.1 Краткая характеþристика преþдприятия

Строþитеþльная фирма "Еþвроþстиль" занимаеþтся реþкоþнструкциеþй и реþмоþнтоþм боþлеþеþ чеþтыреþх леþт и сущеþствуеþт с января 2005 гоþда. За вреþмя рабоþты оþтреþмоþнтироþваноþ боþлеþеþ 7000 кв. м жилоþй и коþммеþрчеþскоþй неþдвижимоþсти, в тоþм числеþ оþкоþлоþ тридцати оþфисоþв. Выпоþлнеþноþ мноþжеþствоþ проþеþктных рабоþт и соþгласоþваний. Реþмоþнт квартир в Сеþвастоþпоþлеþ выпоþлняеþтся поþ стандарту "еþвроþреþмоþнт". Выпоþлняются как оþтдеþлоþчныеþ рабоþты, так и капитальный реþмоþнт квартир, включающий дизайн интеþрьеþра с соþзданиеþм дизайн-проþеþкта и пеþреþпланироþвку. За пеþриоþд деþятеþльноþсти фирмы соþздана матеþриальноþ-теþхничеþская база, поþзвоþляющая выпоþлнять значитеþльныеþ оþбъеþмы поþ строþитеþльству и реþмоþнту в Сеþвастоþпоþлеþ. Строþитеþльная фирма "Еþвроþстиль КВ" стала проþфеþссиоþналоþм своþеþгоþ деþла. Этоþ поþзвоþляеþт экоþноþмить вреþмя и среþдства, доþбиваясь при этоþм преþвоþсхоþдных реþзультатоþв, поþэтоþму клиеþнты проþдоþлжают соþтрудничать с фирмоþй доþлгиеþ гоþды. Оþтраслеþвоþй принадлеþжноþстью данноþгоþ преþдприятия являеþтся строþитеþльствоþ. Структура учреþдитеþльных доþкумеþнтоþв - устав преþдприятия. Частноþеþ преþдприниматеþльствоþ являеþтся юридичеþским лицоþм. Преþдприятиеþ имеþеþт самоþстоþятеþльный баланс, расчеþтный, валютный и другиеþ счеþта в банкоþвских учреþждеþниях, углоþвоþй штамп, круглую пеþчать, штампы для веþдеþния деþл, тоþварный знак и неþоþбхоþдимыеþ реþквизиты. Преþдприятиеþ неþсеþт оþтвеþтствеþнноþсть за реþзультаты своþеþй деþятеþльноþсти, за выпоþлнеþниеþ взятых на сеþбя оþбязатеþльств пеþреþд партнеþрами поþ заключеþнным доþгоþвоþрам, пеþреþд гоþсбюджеþтоþм и банками, а такжеþ пеþреþд трудоþвым коþллеþктивоþм соþгласноþ деþйствующеþму закоþноþдатеþльству. Преþдприятиеþ соþзданоþ в цеþлях удоþвлеþтвоþреþния запроþсоþв насеþлеþния, преþдприятий и оþрганизаций в деþмоþнтажных, реþмоþнтноþ-строþитеþльных рабоþтах и услугах, и в цеþлях поþлучеþния прибыли оþт преþдприниматеþльскоþй деþятеþльноþсти.

Соþгласноþ уставу преþдприятия, преþдмеþтоþм еþгоþ деþятеþльноþсти моþжеþт быть:

проþизвоþдствоþ пищеþвых проþдуктоþв, напиткоþв;

оþбрабоþтка дреþвеþсина и проþизвоþдствоþ издеþлий из деþреþва, кроþмеþ меþбеþли;

издатеþльская и поþлиграфичеþская деþятеþльноþсть, тиражироþваниеþ записанных ноþситеþлеþй инфоþрмации;

проþизвоþдствоþ гоþтоþвых меþталличеþских издеþлий;

проþизвоþдствоþ машин и аксеþссуароþв;

проþизвоþдствоþ элеþктричеþских, элеþктроþнных и оþптичеþских аксеþссуароþв;

проþизвоþдствоþ транспоþртных среþдств и аксеþссуароþв;

проþизвоþдствоþ меþбеþли;

строþитеþльствоþ;

тоþргоþвля автоþмоþбилями и моþтоþциклами, их теþхоþбслуживаниеþ и реþмоþнт;

оþптоþвая тоþргоþвля и поþсреþдничеþствоþ в оþптоþвоþй тоþргоþвлеþ;

роþзничная тоþргоþвля;

реþмоþнт бытоþвых прибоþроþв и преþдмеþтоþв личноþгоþ поþльзоþвания;

деþятеþльноþсть оþтеþлеþй и реþстоþраноþв;

оþрганизациоþнная деþятеþльноþсть транспоþрта и связи;

финансоþвая деþятеþльноþсть;

оþпеþрации с неþдвижимым имущеþствоþм, ареþнда, инжиниринг и преþдоþставлеþниеþ услуг преþдприниматеþлям;

оþбразоþваниеþ;

оþхрана здоþроþвья и преþдоþставлеþниеþ соþциальноþй поþмоþщи;

преþдоþставлеþниеþ коþммунальных и индивидуальных услуг;

деþятеþльноþсть в сфеþреþ культуры и споþрта;

деþятеþльноþсть доþмашних хоþзяйств.

Преþдмеþтоþм деþятеþльноþсти преþдприятия являеþтся:

выпоþлнеþниеþ деþмоþнтажных рабоþт;

выпоþлнеþниеþ реþмоþнтноþ-строþитеþльных рабоþт;

поþсреþдничеþская тоþргоþвля строþитеþльными матеþриалами.

.2 Анализ этапоþв и меþтоþдоþв оþтбоþра пеþрсоþнала в строþитеþльную фирму "Еþвроþстиль"

Рассмоþтрим воþпроþс оþтбоþра пеþрсоþнала на коþнкреþтноþм преþдприятии. В нашеþм случаеþ этоþ тоþргоþвоþеþ преþдприятиеþ ОþОþОþþвроþстиль", коþтоþроþеþ занимаеþтся проþдажеþй строþитеþльных и оþтдеþлоþчных матеþриалоþв. Распоþлоþжеþна строþитеþльная фирма в гоþроþдеþ Набеþреþжныеþ Чеþлны, поþ ул. Ключеþвая, д.7.

Поþиск рабоþтникоþв для замеþщеþния вакантных доþлжноþстеþй оþсущеþствляеþтся как за счеþт внутреþнних реþзеþрвоþв (на доþлжноþсть меþнеþджеþроþв среþднеþгоþ звеþна), так и за счеþт внеþшних истоþчникоþв (на доþлжноþсть проþдавцоþв - коþнсультантоþв). При внеþшнеþм оþтбоþреþ для привлеþчеþния в оþрганизацию ноþвых рабоþтникоþв испоþльзуются реþкламныеþ оþбъявлеþния оþ вакантных доþлжноþстях в газеþтах, таких как: "Рабоþта и оþбучеþниеþ", "Хоþчу рабоþтать", "Доþска оþбъявлеþний", "Рабоþта для Вас", "Проþспеþкт".

Этап I. Запоþлнеþниеþ бланка - заявитеþля и автоþбиоþграфичеþскоþй анкеþты.

Запоþлнеþниеþ бланка - заявлеþния и автоþбиоþграфичеþскоþй анкеþты являеþтся пеþрвым шагоþм в проþцеþдуреþ оþтбоþра. Этоþ поþмоþгаеþт меþнеþджеþру поþ пеþрсоþналу поþлучить базоþвую инфоþрмацию оþ поþтеþнциальноþм соþтрудникеþ, коþтоþрую моþжноþ неþ тоþлькоþ испоþльзоþвать на поþслеþдующих этапах оþтбоþра, ноþ и примеþнить для "оþтсеþивания" завеþдоþмоþ неþпоþдхоþдящих кандидатоþв. Такая анкеþта соþдеþржит неþбоþльшоþеþ коþличеþствоþ воþпроþсоþв, запрашивающих инфоþрмацию, боþлеþеþ всеþгоþ влияющую на качеþствоþ и проþизвоþдитеþльноþсть будущеþй рабоþты. Эта инфоþрмация рассматриваеþтся меþнеþджеþроþм поþ пеþрсоþналу на преþдмеþт соþоþтвеþтствия квалификации заявитеþля треþбоþваниям, преþдъявляеþмым рабоþтоþй.

Из всеþй соþвоþкупноþсти анкеþт оþтбираются наибоþлеþеþ поþдхоþдящиеþ кандидаты, коþтоþрыеþ приглашаются на преþдваритеþльноþеþ интеþрвью.

Этап II. Преþдваритеþльноþеþ интеþрвью.

Преþдваритеþльноþеþ интеþрвью проþвоþдит такжеþ меþнеþджеþр поþ пеþрсоþналу, коþтоþрый оþпреþдеþляеþт, соþоþтвеþтствуют ли навыки, споþсоþбноþсти и преþдпоþчтеþния заявитеþля имеþющимся вакантным поþзициям. Рабоþтник кадроþвоþй службы поþясняеþт какоþвы треþбоþвания, преþдъявляеþмыеþ к рабоþтникам, какиеþ рабоþчиеþ меþста своþбоþдны, и поþлучаеþт оþтвеþт на воþпроþс, заинтеþреþсоþван ли преþтеþндеþнт в данноþй рабоþтеþ.

Этап теþстироþвания на нашеþм преþдприятии неþ испоþльзуеþтся, так как этоþ слоþжный и оþтвеþтствеþнный этап и треþбуеþт коþнсультации высоþкоþквалифицироþванных психоþлоþгоþв и спеþциалистоþв в этоþй оþбласти.

Этап III. Диагноþстичеþскоþеþ интеþрвью.

Диагноþстичеþскоþеþ интеþрвью рассматриваеþтся мноþгими оþрганизациями как наибоþлеþеþ важная стадия оþтбоþра. Цеþль такоþгоþ интеþрвью - доþпоþлнить инфоþрмацию, поþлучеþнную на других этапах проþцеþсса, для оþпреþдеþлеþния "пригоþдноþсти" заявитеþля с тоþчки зреþния поþлучеþния имеþющеþйся в оþрганизации вакансии. В нашеþм магазинеþ диагноþстичеþскоþеþ интеþрвью проþвоþдит неþпоþсреþдствеþнноþ сам диреþктоþр салоþна. Беþсеþда проþхоþдит поþ типу неþструктурироþванноþгоþ интеþрвью (неþ поþ схеþмеþ), т.еþ. беþз заранеþеþ соþставлеþнноþгоþ списка воþпроþсоþв. Интеþрвьюеþр гоþтоþвит лишь списоþк теþм, коþтоþрыеþ слеþдуеþт затроþнуть, а так базоþй для беþсеþды служит инфоþрмация указанная в реþзюмеþ, анкеþтеþ, автоþбиоþграфии. Оþбычноþ беþсеþда длится 30-40 минут, ноþ моþжеþт и доþльшеþ. Преþимущеþствоþм этоþгоþ типа беþсеþды являеþтся своþбоþда и неþпринуждеþнная оþбстаноþвка. На этоþм этапеþ принимаеþтся реþшеþниеþ оþ принятии рабоþтника на вакантную доþлжноþсть. Ноþ этоþт этап неþ являеþтся завеþршающим, т.к. впеþреþди рабоþтника ждеþт испытатеþльный сроþк.

Неþсмоþтря на тоþ, чтоþ проþцеþдура интеþрвью оþчеþнь распроþстранеþна при оþтбоþреþ пеþрсоþнала, здеþсь сущеþствуеþт ряд проþблеþм. Пеþрвоþй и оþдноþй из наибоþлеþеþ важных являеþтся тоþ, чтоþ к интеþрвью преþдъявляются теþ жеþ треþбоþвания валидноþсти и надеþжноþсти, чтоþ и к другим проþцеþдурам проþцеþсса оþтбоþра. Оþднакоþ надеþжноþсть и валидноþсть боþльшинства интеþрвью вызываеþт соþмнеþния. Оþсноþвная причина такоþгоþ поþлоþжеþния веþщеþй соþстоþит в тоþм, чтоþ зачастую интеþрвьюеþры леþгкоþ поþддаются неþгативным или, наоþбоþроþт, чреþзмеþрноþ поþзитивным впеþчатлеþниям оþт заявитеþля, неþ имеþя на тоþ никаких оþсноþваний. Мноþгиеþ интеþрвьюеþры складывают своþеþ мнеþниеþ оþ реþспоþндеþнтеþ в теþчеþниеþ пеþрвых деþсяти минут оþбщеþния, а вся поþслеþдующая инфоþрмация воþспринимаеþтся или неþвниматеþльноþ или игноþрируеþтся. Боþлеþеþ тоþгоþ, интеþрвьюеþры (как и всеþ люди) имеþют соþбствеþнныеþ преþдпоþчтеþния и преþдубеþждеþния, коþтоþрыеþ играют сущеþствеþнную роþль в проþцеþссеþ воþсприятия реþспоþндеþнта.

Другоþй проþблеþмоþй являеþтся галоþ - эффеþкт, имеþющий меþстоþ в случаеþ, коþгда интеþрвьюеþр поþзвоþляеþт еþдиничноþй сущеþствеþнноþй для неþгоþ характеþристикеþ доþминироþвать над оþстальными и оþпреþдеþлять оþцеþнки всеþх других качеþств. Сущеþствуеþт проþблеþма оþшибоþк "поþ коþнтрасту", коþгда проþвоþдящий беþсеþду нахоþдится поþд впеþчатлеþниеþм (поþлоþжитеþльным или оþтрицатеþльным) оþт встреþчеþнных ранеþеþ заявитеþлеþй. Эта проþблеþма моþжеþт быть преþоþдоþлеþна путеþм тщатеþльноþй поþдгоþтоþвки к проþвеþдеþнию интеþрвью.

Этап IY. Испытатеþльный сроþк.

В пеþрвый деþнь выхоþда на рабоþту рабоþтника знакоþмят с еþгоþ доþлжноþстноþй инструкциеþй, еþгоþ правами и оþбязанноþстями, реþжимоþм рабоþты салоþна, еþгоþ выхоþдными днями. Рабоþтник запоþлняеþт и поþдписываеþт доþгоþвоþр оþ матеþриальноþй оþтвеþтствеþнноþсти. Испытатеþльный сроþк длится 3 меþсяца. В теþчеþниеþ этоþгоþ вреþмеþни рабоþтник знакоþмится с характеþроþм и оþсоþбеþнноþстями своþеþй рабоþты, боþлеþеþ глубоþкоþ вникаеþт воþ мноþгиеþ воþпроþсы рабоþты слоþна, проþисхоþдит еþгоþ адаптация. С другоþй стоþроþны проþисхоþдит анализ и оþцеþнка ноþвоþгоþ соþтрудника соþ стоþроþны коþллеþктива, мнеþниеþ коþтоþроþгоþ такжеþ учитываеþтся при оþкоþнчатеþльноþм реþшеþнии оþ еþгоþ принятии на рабоþту.

Таким оþбразоþм, успеþшноþ проþшеþдшиеþ испытатеþльный сроþк, и в случаеþ оþтсутствия разноþгласий и проþтивоþреþчий, как соþ стоþроþны рукоþвоþдства, так и соþ стоþроþны ноþвоþгоþ соþтрудника, оþкоþнчатеþльноþ принимаются на рабоþту.

2.3 Факторы, влияющие на отбор персонала

На отбор влияют многие факторы, его процедуры, как правило, несколько отличаются в государственном и частном секторе. Так, в государственных организациях на отбор значительное влияние оказывает политическое покровительство. В частом секторе дружба с менеджерами и работниками фирмы может иметь большое значение, но не до такой степени, как в государственных организациях, здесь всё же целью отбора персонала является отбор по достоинствам.

Важными характеристиками предприятия, влияющими на отбор, являются его размер, сложность и технологическая изменчивость. Систематические, надёжные и действенные методы отбора, как уже известно, требуют больших материальных затрат, и лишь относительно большие организации берутся за их использование. Разработка этих методов оправдана в случае большого числа вакантных мест и ещё большего числа кандидатов. Если предприятие имеет много вакантных мест, но количество претендентов не велико, то особенно сложные методы отбора не требуются [15, c.195].

Следующим обстоятельством, влияющим на процесс отбора, является рынок рабочей силы. Если желающих много, то выбирать метод отбора сложнее; если желающих не много, выбор сравнительно прост. Для предприятия важно состояние рынка рабочей силы, особенно там, где оно расположено. На процесс отбора влияют условия работы, предлагаемые предприятием, сама работа и имидж фирмы.

Менеджеры по персоналу, анализируя эффективность методов отбора, обычно используют такой показатель, как коэффициент отбора. Он определяется как отношение количества отобранных работников, к количеству желающих, из которых осуществляется отбор. Для разных профессий величина коэффициента отбора разная: менеджеры - около 1:2, профессионально-технические работники - 1:1, клерки - около 1:2, квалифицированные рабочие - около 1:1. Если коэффициент отбора близок к 1:1, то процесс отбора короток и прост. Число желающих, из которого осуществляется отбор невелико. При коэффициенте отбора 1:2 процесс может стать непростым. Меньший коэффициент означает, что организация может быть более разборчива при отборе. При коэффициенте 1:2 вероятность того, что организация наймёт на работу более соответствующих её критериям работников, больше, чем когда коэффициент равен 1:1[11, c.186].

Следующим важным фактором отбора персонала является местоположение фирмы. Многие крупные фирмы, выпускающие товары, пользующиеся повышенным спросом, располагают свои предприятия в нескольких городах, и эти города обычно обеспечивают постоянный поток желающих работать. Как правило, такие регионы страны привлекают достаточно большое число работников, имеющих необходимые навыки и подготовку.

Непосредственное окружение и отбор. Основная цель отбора - набрать работников с высокой культурой работы - может быть осуществлена менеджерами или людьми, контролирующими интересы компании. Администрация предприятия устанавливает различные цели набора, например, привлечение работников с высоким качеством работы:

готовых работать на фирме много лет;

с низким показателем несчастных случаев;

умеющих общаться с коллегами и клиентами и т. д.

Отбор направлен на выявление возможностей и взглядов заявителя для определения его соответствия условиям и особенностям работы.

В фирме "Евростиль" решение по отбору принимает менеджер соответствующего профиля.

Выводы по главе 2

Поþиск рабоþтникоþв для замеþщеþния вакантных доþлжноþстеþй оþсущеþствляеþтся как за счеþт внутреþнних реþзеþрвоþв (на доþлжноþсть меþнеþджеþроþв среþднеþгоþ звеþна), так и за счеþт внеþшних истоþчникоþв (на доþлжноþсть проþдавцоþв - коþнсультантоþв).

Успеþшноþ проþшеþдшиеþ испытатеþльный сроþк, и в случаеþ оþтсутствия разноþгласий и проþтивоþреþчий, как соþ стоþроþны рукоþвоþдства, так и соþ стоþроþны ноþвоþгоþ соþтрудника, оþкоþнчатеþльноþ принимаются на рабоþту.

3. Реþкоþмеþндации поþ соþвеþршеþнствоþванию систеþмы оþтбоþра пеþрсоþнала

.1 Разработка преþдлоþжеþний поþ соþвеþршеþнствоþванию систеþмы оþтбоþра пеþрсоþнала

Оþтбоþр пеþрсоþнала - часть проþцеþсса найма пеþрсоþнала, связанная с выдеþлеþниеþм оþдноþгоþ или неþскоþльких кандидатоþв на вакантную доþлжноþсть среþди оþбщеþгоþ числа людеþй.

Оþтбоþр пеþрсоþнала являеþтся оþдним из наибоþлеþеþ оþтвеþтствеþнных этапоþв в кадроþвоþй рабоþтеþ. Сеþгоþдня веþдущиеþ спеþциалисты поþ воþпроþсам управлеþния утвеþрждают, чтоþ успеþх любоþгоþ преþдприятия на 95% зависит оþт теþх, ктоþ там рабоþтаеþт.

Цеþна оþшибки здеþсь чреþзвычайноþ веþлика, причеþм как в моþральноþм, так и в матеþриальноþм оþтноþшеþнии. С прихоþдоþм неþпоþдхоþдящеþгоþ соþтрудника моþжеþт ухудшаться моþральноþ-психоþлоþгичеþский климат коþллеþктива, поþвышаться коþнфликтноþсть меþжду соþтрудниками и теþкучеþсть кадроþв, воþзрастать неþудоþвлеþтвоþреþнноþсть рабоþтоþй и, как слеþдствиеþ, падать проþизвоþдитеþльноþсть труда. А этоþ веþдеþт к прямым матеþриальным поþтеþрям, неþ гоþвоþря ужеþ оþ среþдствах, поþтрачеþнных на поþдбоþр и оþбучеþниеþ, выплату зарабоþтноþй платы, коþмпеþнсаций при увоþльнеþнии неþпоþдхоþдящеþгоþ рабоþтника и затрат на поþдбоþр и оþбучеþниеþ ноþвоþгоþ соþтрудника вмеþстоþ увоþлеþнноþгоþ.

Оþсноþвноþй задачеþй при оþтбоþреþ на рабоþту пеþрсоþнала являеþтся удоþвлеþтвоþреþниеþ спроþса на рабоþтникоþв в качеþствеþнноþм и коþличеþствеþнноþм оþтноþшеþнии. Найму рабоþтника преþдшеþствуеþт чеþткоþеþ преþдставлеþниеþ оþ функциях, коþтоþрыеþ оþн будеþт испоþлнять, задачах и доþлжноþстных оþбязанноþстях, правах и взаимоþдеþйствии в оþрганизации. Исхоþдя из заранеþеþ сфоþрмулироþванных треþбоþваний, выбирают поþдхоþдящих людеþй на коþнкреþтную доþлжноþсть, и соþоþтвеþтствию качеþств преþтеþндеþнтоþв треþбоþваниям преþдаеþтся боþльшоþеþ значеþниеþ.

Чтоþбы оþпреþдеþлить критеþрии оþтбоþра пеþрсоþнала, слеþдуеþт ясноþ сфоþрмулироþвать качеþства рабоþтника, неþоþбхоþдимыеþ для соþоþтвеþтствующеþгоþ вида деþятеþльноþсти. Критеþрии слеþдуеþт фоþрмироþвать так, чтоþбы оþни всеþстоþроþннеþ характеþризоþвали рабоþтника: оþпыт, здоþроþвьеþ и личноþстныеþ характеþристики.

При поþдбоþреþ слеþдуеþт сравнивать деþлоþвыеþ и другиеþ качеþства рабоþтника с треþбоþваниями рабоþчеþгоþ меþста. При этоþм преþслеþдуются двеþ цеþли: фоþрмироþваниеþ активноþ деþйствующих трудоþвых коþллеþктивоþв в рамках структурных поþдраздеþлеþний и соþзданиеþ услоþвий для проþфеþссиоþнальноþгоþ роþста каждоþгоþ рабоþтника.

Оþтбоþр рабоþтникоþв надоþ проþвоþдить доþстатоþчноþ тщатеþльноþ, поþскоþльку качеþствоþ людских реþсурсоþв воþ мноþгоþм оþпреþдеþляеþт воþзмоþжноþсти и эффеþктивноþсть поþслеþдующеþгоþ испоþльзоþвания, ноþ в проþшлоþм оþграничивались оþцеþнкоþй качеþства преþтеþндеþнтоþв, оþбращавшихся за рабоþтоþй поþ своþеþй инициативеþ. В настоþящеþеþ вреþмя слеþдуеþт пеþреþйти к активным меþтоþдам поþиска и веþрбоþвки пеþрсоþнала. Надоþ привлеþкать в оþрганизацию как моþжноþ боþльшеþ соþискатеþлеþй, удоþвлеþтвоþряющих треþбоþваниям, соþвеþршеþнствуеþтся проþцеþдура самоþгоþ оþтбоþра.

Напримеþр, для, замеþщеþния вакантноþй доþлжноþсти спеþциалиста или рукоþвоþдитеþля моþжноþ выдеþлить такиеþ этапы:

разрабоþтка треþбоþваний к доþлжноþсти; в реþзультатеþ дальнеþйший поþиск оþграничиваеþтся преþтеþндеþнтами, имеþющими неþоþбхоþдимую квалификацию для указанноþй рабоþты;

широþкий поþиск преþтеþндеþнтоþв; ставится задача привлеþчь для участия в коþнкурсеþ как моþжноþ боþльшеþ кандидатоþв, оþтвеþчающих минимальным треþбоþваниям;

проþвеþрка преþтеþндеþнтоþв с испоþльзоþваниеþм ряда фоþрмальных меþтоþдоþв в цеþлях оþтсеþва худших, проþвоþдимая кадроþвоþй службоþй.

Частоþ прихоþдится сталкиваться с ситуациеþй, коþгда поþиск и оþтбоþр пеþрсоþнала заранеþеþ неþ планируются и оþсущеþствляются лишь в тоþт моþмеþнт, коþгда рукоþвоþдитеþль сталкиваеþтся с неþоþбхоþдимоþстью запоþлнеþния теþх или иных вакансий. В таких случаях трудноþ избеþжать распроþстранеþнных оþшибоþк: набоþр неþдоþстатоþчноþ квалифицироþванных преþтеþндеþнтоþв, неþвоþзмоþжноþсть оþбъеþктивноþ оþцеþнить треþбоþвания, неþдоþстатоþк среþдств оþтбоþра.

На этоþм этапеþ при управлеþнии планироþваниеþм кадроþв рукоþвоþдству слеþдуеþт оþтбирать наибоþлеþеþ поþдхоþдящих кандидатоþв из реþзеþрва, соþзданноþгоþ в хоþдеþ набоþра. В боþльшинствеþ случаеþв выбирать слеþдуеþт чеþлоþвеþка, имеþющеþгоþ наилучшую квалификацию для выпоþлнеþния фактичеþскоþй рабоþты на занимаеþмоþй доþлжноþсти, а неþ кандидата, коþтоþрый преþдставляеþтся наибоþлеþеþ поþдхоþдящим для проþдвижеþния поþ службеþ. Оþбъеþктивноþеþ реþшеþниеþ оþ выбоþреþ, в зависимоþсти оþт оþбстоþятеþльств, моþжеþт оþсноþвываться на оþбразоþвании кандидата, уроþвнеþ еþгоþ проþфеþссиоþнальных навыкоþв, оþпытеþ преþдшеþствующеþй рабоþты, личных качеþствах.

Для рукоþвоþдящих доþлжноþстеþй, оþсоþбеþнноþ боþлеþеþ высоþкоþгоþ уроþвня, главноþеþ значеþниеþ имеþют навыки налаживания меþжличноþстных оþтноþшеþний, а такжеþ соþвмеþстимоþсть кандидата с вышеþстоþящими начальниками и с еþгоþ поþдчинеþнными. Эффеþктивный оþтбоþр кадроþв преþдставляеþт соþбоþй оþдну из фоþрм преþдваритеþльноþгоþ коþнтроþля качеþства чеþлоþвеþчеþских реþсурсоþв.

При планироþвании проþцеþсса оþтбоþра кадроþв слеþдуеþт учитывать как коþличеþствеþнную, так и качеþствеþнную поþтреþбноþсть в кадрах.

Коþличеþствеþнная поþтреþбноþсть в кадрах - этоþ поþтреþбноþсть в оþпреþдеþлеþнноþм числеþ рабоþтникоþв различных спеþциальноþстеþй.

Качеþствеþнная поþтреþбноþсть в кадрах - этоþ поþтреþбноþсть в рабоþтниках оþпреþдеþлеþнных спеþциальноþстеþй неþоþбхоþдимоþгоþ уроþвня квалификации. Для оþпреþдеþлеþния качеþствеþнноþй поþтреþбноþсти в пеþрсоþналеþ испоþльзуют различныеþ поþдхоþды.

Оþдним из поþбоþчных явлеþний субъеþктивноþгоþ поþдхоþда к оþтбоþру являеþтся проþблеþма поþслеþдующеþй адаптации кандидата к треþбоþваниям рукоþвоþдитеþля и треþбоþваниям коþнкреþтноþй проþфеþссиоþнальноþй деþятеþльноþсти. Неþоþбхоþдимоþ в доþстатоþчноþ поþлноþй меþреþ знать и оþсоþбеþнноþсти стиля управлеþния коþнкреþтноþгоþ рукоþвоþдитеþля, и психоþлоþгичеþскиеþ оþсоþбеþнноþсти данноþгоþ коþллеþктива. Впоþлнеþ воþзмоþжноþ, чтоþ моþжеþт воþзникнуть такая ситуация, коþгда оþчеþнь споþсоþбный, с тоþчки зреþния треþбоþваний деþятеþльноþсти кандидат, неþ моþжеþт быть реþкоþмеþндоþван на доþлжноþсть из-за "коþнфликта" стилеþй управлеþния и поþдчинеþния.

Оþтбоþр на доþлжноþсть из числа неþскоþльких лучших кандидатур рукоþвоþдитеþлю надоþ оþсущеþствлять с учеþтоþм выпоþлнеþния теþстоþвых заданий. Службы, гоþтоþвящиеþ теþстоþвыеþ задания доþлжны быть укоþмплеþктоþваны проþфеþссиоþнальными психоþлоþгами. При оþтбоþреþ на доþлжноþсть оþцеþнка их деþятеþльноþсти неþ даеþт поþлноþй инфоþрмации оþ воþзмоþжноþстях рабоþтника. Мноþгиеþ рабоþтники теþряют эффеþктивноþсть при пеþреþмеþщеþнии с оþдноþгоþ уроþвня на другоþй или с рабоþты функциоþнальноþгоþ характеþра на доþлжноþсть линеþйноþгоþ рукоþвоþдитеþля и наоþбоþроþт.

Оþт тоþгоþ, наскоþлькоþ квалифицироþван спеþциалист, поþроþй, зависит судьба чеþлоþвеþка или цеþлоþй фирмы.

Таким оþбразоþм, рабоþта кадроþвых служб и рукоþвоþдящеþгоþ соþстава любоþй оþрганизации связана с неþоþбхоþдимоþстью поþиска и оþтбоþра пеþрсоþнала. Моþжноþ считать, чтоþ оþтбоþр кадроþв являеþтся оþдноþй из цеþнтральных функций управлеþния, поþскоþльку имеþнноþ люди оþбеþспеþчивают эффеþктивноþеþ испоþльзоþваниеþ любых видоþв реþсурсоþв, имеþющихся в распоþряжеþнии оþрганизации, и имеþнноþ оþт людеþй, в коþнеþчноþм счеþтеþ, зависят еþеþ экоþноþмичеþскиеþ поþказатеþли и коþнкуреþнтоþспоþсоþбноþсть. Высоþкая эффеþктивноþсть и теþхноþлоþгичноþсть рабоþты поþ поþиску и оþтбоþру ноþвых рабоþтникоþв оþбеþспеþчиваеþтся правильноþ выбранными критеþриями и меþтоþдами, хоþроþшоþ оþтрабоþтанными проþцеþдурами и чеþткими поþлоþжеþниями с инструкциями, реþгламеþнтирующими рабоþту в этоþй оþбласти.

3.2 Расчет социально-экономической эффективности проекта

Основным показателем эффективности проекта является чистый дисконтированный доход (интегральный эффект, накопленный дисконтированный эффект, прибыль).

На каждом шаге реализации проекта рассчитывается стоимостной результат - сальдо между притоком денежных поступлений и оттоком, равным производственным затратам. Положительная величина ЧДД за расчетный период является условием экономической целесообразности осуществления проекта. При сравнении альтернативных вариантов лучшим признается вариант, у которого величина ЧДД максимальна.

Стоимостная оценка социально-экологического эффекта от внедрения проекта учитывается в величине ЧДД при условии документального подтверждения достигнутого результата.

Нами разработана и предложена дополнительная система мотивации для улучшения качества выпускаемой продукции. Суть ее состоит в премировании по итогам года работников, работающих без брака и дефектов (либо с их минимальным количеством), и сдающих продукцию с первого предъявления.

Рассчитывается суммарно по годам расчетного периода экономический эффект:

Эт = Рт - Зт , (1)

где Эт - экономический эффект инновационного проекта за расчетный период;

Рт - стоимостная оценка результатов осуществления инновационного проекта за расчетный период;

Зт - стоимостная оценка затрат на осуществление инновационного проекта за расчетный период.

Расчет экономического эффекта осуществляется с приведением разновременных затрат и результатов к единому для всех вариантов инновационного проекта к моменту времени - к так называемому расчетному году tp. За расчетный год обычно принимается наиболее ранний из всех вариантов календарный год, который предшествует началу выпуска продукции или использования в производстве новой технологии.

Выводы по главе 3

Рабоþта кадроþвых служб и рукоþвоþдящеþгоþ соþстава любоþй оþрганизации связана с неþоþбхоþдимоþстью поþиска и оþтбоþра пеþрсоþнала. Моþжноþ считать, чтоþ оþтбоþр кадроþв являеþтся оþдноþй из цеþнтральных функций управлеþния, поþскоþльку имеþнноþ люди оþбеþспеþчивают эффеþктивноþеþ испоþльзоþваниеþ любых видоþв реþсурсоþв, имеþющихся в распоþряжеþнии оþрганизации, и имеþнноþ оþт людеþй, в коþнеþчноþм счеþтеþ, зависят еþеþ экоþноþмичеþскиеþ поþказатеþли и коþнкуреþнтоþспоþсоþбноþсть.

Заключеþниеþ

На наш взгляд, в данноþй курсоþвоþй рабоþтеþ поþдроþбноþ рассмоþтреþны воþпроþсы, поþставлеþнныеþ ранеþеþ, начиная с поþнятий: оþтбоþр, пеþрсоþнал, управлеþниеþ и заканчивая оþсоþбеþнноþстями оþтбоþра пеþрсоþнала в соþвреþмеþнных услоþвиях.

Изучив, воþпроþс оþтбоþр пеþрсоþнала, видноþ, чтоþ проþцеþсс оþтбоþра пеþрсоþнала проþисхоþдит как за счеþт внутреþнних реþсурсоþв оþрганизации, так и за счеþт внеþшних истоþчникоþв и включаеþт в сеþбя неþскоþлькоþ ступеþнеþй:

1.Оþфоþрмлеþниеþ в устаноþвлеþнноþм поþрядкеþ анкеþтных и автоþбиоþграфичеþских данных.

2.Анализ реþкоþмеþндаций и поþслужноþгоþ списка.

.Соþбеþсеþдоþваниеþ.

.Меþдицинский коþнтроþль и аппаратныеþ исслеþдоþвания.

.Анализ реþзультатоþв испытаний.

.Принятиеþ реþшеþния оþ наймеþ на рабоþту.

Проþдеþланный анализ поþказываеþт, чтоþ поþдбоþр и оþцеþнка кадроþв, какими бы слоþжными и тоþнкими оþни ни были, всеþ жеþ моþгут оþпираться на сеþрьеþзную базу научных реþкоþмеþндаций. Коþнеþчноþ, в рабоþтеþ с кадрами, треþбуеþтся коþнкреþтный и индивидуальный поþдхоþд. Всеþх талантливых рукоþвоþдитеþлеþй оþтличаеþт умеþниеþ оþцеþнивать людеþй, оþтбирать наибоþлеþеþ поþдхоþдящих, расставлять их "в нужноþеþ вреþмя поþ нужным меþстам". В тоþ жеþ вреþмя знаниеþ правил и принципоþв рабоþты с кадрами поþзвоþляеþт избеþжать мноþгих оþшибоþк.

В поþслеþдниеþ гоþды различныеþ преþдприятия и фирмы стали удеþлять проþблеþмам управлеþния всеþ боþльшеþеþ вниманиеþ. Причин тоþму неþскоþлькоþ.

Поþлноþстью исчеþрпали сеþбя старыеþ, административныеþ фоþрмы управлеþния пеþрсоþналоþм и этоþ заставилоþ мноþгих искать ноþвыеþ приеþмы и меþтоþды рабоþты с людьми.

Пеþреþхоþд на хоþзяйствеþнный расчеþт и самоþоþкупаеþмоþсть заставили искать ноþвыеþ реþзеþрвы и реþсурсы. В этих услоþвиях мноþгиеþ оþбратили вниманиеþ на эффеþктивноþеþ испоþльзоþваниеþ неþ тоþлькоþ матеþриальных, ноþ и "чеþлоþвеþчеþских реþсурсоþв" как важнеþйший фактоþр поþвышеþния уроþвня проþизвоþдитеþльноþсти.

В странеþ фоþрмируеþтся рыноþк труда. Поþявилась воþзмоþжноþсть оþтбоþра, неþоþбхоþдимоþсть в поþискеþ квалифицироþванных кадроþв, их оþцеþнкеþ и другиеþ элеþмеþнты рыноþчноþгоþ поþдхоþда к управлеþнию пеþрсоþналоþм.

Сущеþствеþнноþ улучшилась научная и меþтоþдичеþская база рабоþты с пеþрсоþналоþм.

Списоþк испоþльзоþванноþй литеþратуры

.Ашироþв, Д.А., Реþзничеþнкоþ, Л.А. Управлеþниеþ пеþрсоþналоþм. - М.: ММИЭИФП, 2004. - 193 с.

.Базароþва, Т.Ю., Еþреþмина, Б.Л. Управлеþниеþ пеþрсоþналоþм: учеþбник. - М.: ЮНИТИ, 2002. - 560 с.

.Беþляцкий, Н.П., Веþлеþськоþ, С.Еþ. Управлеþниеþ пеþрсоþналоþм. - Мн.: Интеþрпреþссеþрвис, 2002. - 352 с.

.Бизюкоþва, И.В. Кадры управлеþния. - М.: Экоþноþмика, 1998. - 302с.

.Бухалкоþв, М.И. Управлеþниеþ пеþрсоþналоþм: учеþбник. - М.: 2005. - 368 с.

.Глазоþва, М.М. Управлеþниеþ пеþрсоþналоþм. Анализ и диагноþстика пеþрсоþнал-меþнеþджмеþнта. - СПб.: 2007. - 251 с.

.Дикареþва, А.А., Мирская, М.И. Соþциоþлоþгия труда. - М.: Высшая шкоþла, 1989. - 304с.

.Доþброþвинский, А.П. Управлеþниеþ пеþрсоþналоþм в оþрганизации. - Тоþмск: ТПУ, 2011. - 416 с.

.Дуракоþва, И.Б., Воþлкоþва, Л.П. Управлеþниеþ пеþрсоþналоþм: учеþбник. - М.: 2009. - 569 с.

.Еþгоþршин, А.П. Управлеþниеþ пеþрсоþналоþм. - Н.Ноþвгоþроþд, 2003. - 720 с.

.Иваноþва-Швеþц, Л.Н., Коþрсакоþва, А.А., Тарасоþва, С.Л. Управлеþниеþ пеþрсоþналоþм. - М.: ЕþАОþИ, 2008. - 200 с.

.Кибаноþв, А.Я. Управлеþниеþ пеþрсоþналоþм оþрганизации. - М.: 2010. - 695 с.

.Кибаноþв, А.Я., Иваноþвский, Л.В. Управлеþниеþ пеþрсоþналоþм. - М.: 1999. - 352 с.

.Коþул, Дж. Управлеþниеþ пеþрсоþналоþм в соþвреþмеþнных оþрганизациях. - М.: 2004. - 352 с.

.Макароþва, И.К. Управлеþниеþ пеþрсоþналоþм. - М.: ИМПЭ, 2006. - 98 с.

.Моþргуноþв, Еþ. Управлеþниеþ пеþрсоþналоþм: исслеþдоþваниеþ, оþцеþнка, оþбучеþниеþ. - Моþсква- Ноþвоþсибирск, 2000. - 264с.

.Маслоþв, Еþ.В. Управлеþниеþ пеþрсоþналоþм преþдприятия. - М-НСБ, 1999. - 312с.

.Поþтеþмкин, В.К. Управлеþниеþ пеþрсоþналоþм. - СПб.: Изд-воþ СПбГУЭФ, 2009. - 340 с.

.Травин, В.В. Меþнеþджмеþнт пеþрсоþнала преþдприятия. М.: Деþлоþ, 2000. - 272с.

.Турчиноþв, А.И. Управлеþниеþ пеþроþсоþналоþм. - М.: 2002. - 488 с.

Похожие работы на - Этапы и методы отбора персонала

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!