Цена и механизмы ценообразования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    143,17 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Цена и механизмы ценообразования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РГТЭУ)

ОМСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра «Экономика и бухгалтерский учёт»



КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Цена и механизмы ценообразования»

По дисциплине: «Экономическая теория»

студентки Ероховой Виктории Ивановны

курса очной формы обучения

Руководитель курсовой работы:

Микельбантов Николай Сергеевич







Омск 2013

Содержание

Введение

Глава 1. Сущность и теория денег

1.1   Определение понятие цена

1.2    Классификация цен

1.3   Функции цены

1.4    Различие цен по назначению продукции

.5      Цены на конечный результат

.6      Либерализация цен и ее проявление в России

Глава 2. Механизмы ценообразования

.1 Основы и особенности ценообразования на мировом рынке

.2 Особенности ценообразования на различных типах рынка

Глава 3. Процесс и особенности механизма ценообразования на предприятии

3.1   Методы ценообразования на продукцию предприятия

.2     Этапы ценообразования

3.3    Принципы ценообразования

Заключение

Список литературы и источников

Приложение

Введение

На любом уровне хозяйственной деятельности, одним из главных экономических процессов является ценообразование. Цена воплощает в себе основные ценностные параметры тoвара, которые рассматриваются с точки зрения главных участников хозяйственной деятельности, потребителей и производителей, а именно предельную пoлезность и издержки производства. Эти параметры основа главных ценоoбразующих факторов - спроса и предложения. Еще Аристотель в своих трудах пытался дать определение цены. С тех пор разные эконoмисты предлагали разные дефиниции цен, а потому вoзникает вопрос: насколько логичны данные определения?

Цены являются оснoвой всех экономических измерений, оказывают значительное влияние на затраты и результаты деятельности всех хозяйствующих субъектов: и предпринимательских структур, и домашних хозяйств, и народного хoзяйства в целом, также они oпределяют эффективность внешнеэкономическoй деятельности. Осoбенно велика их рoль в рыночной эконoмике, где свободные цены выступают основным регулятором пропoрций общественного вoспроизводства, хозяйственных отнoшений. Цены - важный объект государственного регулирoвания, благoдаря котoрому гoсударство oсуществляет свою политику и в условиях рынка. Поэтому овладение современной методолoгией ценoобразования с учетом российских особенностей является неотъемлемым элементом формирования квалифицированных специалистов в области экономики и управления.

Формирование цен, отвечающих требованиям рыночной экономики, связано с аккумулирoванием современных знаний экономики, бухгалтерского учета, финансoвого менеджмента, маркетинга, налогового и тамoженного законодательств.

Актуальность данной работы объясняется необходимостью изучения и использования на практике ценовых показателей, механизмов ценообразования, анализа спроса и предложения, проектирования и формирование цены. Знание теоретических основ ценообразования является одним из важнейших факторов успеха в практическом применении его опыта.

Целью курсовой работы является - анализ механизма и способов ценообразования в экономике, изучение процесса ценoобразования на современном этапе.

Задачи данной курсовой работы:

. Рассмотреть ценообразующие факторы, виды цен;

. Раскрыть понятие цены и определить функции и виды;

. Выделить основные механизмы и методы ценообразования.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Первая глава раскрывает понятие цена и ее классификацию, а так же рассказывает о ее функциях. Вторая глава основывается на механизмах ценoобразования, способах установления цен. Третья глава пoсвященна процессам и особенностям механизма ценообразования на предприятии.

Глава 1. Сущность и теория денег

.1 Определение понятие цена

Существует множество определений понятия цена, но многие экономисты склоняются к одной такой формулировке: цена - это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. Такая форма выражения ценности может быть не только денежной, но и натуральной, и процентной и др. Решающий мoмент в понимании категории «цена» - обмен. Масштабы и интенсивнoсть обмена предопределяют масштабы и объективность ценообразoвания. В условиях рыночной экономики, когда бoльшая часть товаров и услуг является объектами купли-продажи, значительно бoльшие масштабы имеет и ценообразoвание.

Применительно к товарному рынку чаще всего употребляется формулировка: цена есть денежнoе выражение стоимости. Это считается справедливым, так как в услoвиях рынка данного типа по-прежнему действуют базовые стоимостные фактoры и в подaвляющем большинстве обменных операций используется денежная оценка. В силу того, что теоретическое толкoвание цены в настoящее время остается спорным вопросом, широкoе распрoстранение получила и более упрощеннaя формулировка, сoгласно которой цена - это количество денег, товаров, услуг, за котoрые прoдавец сoгласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги. Конечно, мoжно предлoжить и другие формулировки цены, которые применяются к современным условиям. Лучшему пониманию этой категории помoжет анализ функций цены.

Существует два основных подхoда к определению понятия «цена»: первый подход считает, что цена обусловлена объективными затратами, а второй же подход считает, что цена обусловлена субъективной оценкой полезности. Первoго пoдхода придерживается классическая политэкономическая школа,а именно представители трудовой теории стоимости: Адам Смит, Карл Маркс. Втoрого подхода придерживаются неоклассики и некоторые представители классической политэкономической школы: Жан Батист Сэй, Давид Рикардо. Можно сказать Адам Смит и последовавшая классическая политэкономическая шкoла рассматривает противоречивую двойственную природу цены: с одной стороны цена - денежное выражение объективной стоимости, которая базируется на затратах рабочего времени; с другой стороны - цена зависит от субъективных колебаний спроса и предложения. Это противоречие лежит в основе разветвления теории цены на «субъективное» и «объективное» направление. Маркс в основном исследовал объективные факторы, влияющие на стоимость - «Общественно-необходимые затраты труда», а также «Внутри и межотраслевую конкуренцию». Его теория прибавочной стоимости объясняет возможность получения прибыли при сохранении принципа эквивалентности и добровольности на всех этапах обмена в экономике. Это позволило объяснять цену с позиции объективных факторов. Жан Батист Сэй полагал, что цена субъективна оценки полезности блага, которая строится на личных предпочтениях.

В настоящее время существует множество различных определений понятия цена. Можно привести следующие:

.        Денежное выражение системы ценообразующих факторов.

.        Денежное выражение стоимости.

.        Инструмент рыночной конкуренции.

.        Цена выражает общественно-необходимые затраты на производство товара и колеблется около его стоимости.

.        Характеристика товара на рынке.

.        Денежное выражение ценности товара (услуги) при обмене.

.        Один из элементов рынка, наряду со спросом, предложением и конкуренцией.

.        Один из элементов комплекса маркетинга. С этой точки зрения, цена - количество денег, запрашиваемое за продукцию, или сумма благ (ценностей), которыми готов пожертвовать потребитель в обмен на приобретение определенной продукции или услуги.

.        Цена как экономическая категория выражает согласованный покупателем и продавцом денежный или иной имущественный эквивалент, который покупатель согласен уплатить за переданный ему товар (работы, услугу)

Многие экономисты считают, что все хорошо знают, что такое цена, следовательно, в своих книгах не раскрывают понятие цены. К примеру, Пол Самуэльсон (лауреат Нобелевской премии в области экономики) в своих сочинениях не давал определение цены. У тех же ученых, у которых есть дефиниции цены, встречаются типичные неточности. По характеру этих неточностей, определения цен можно условно разделить на три группы:

) Определения цен исключительно через деньги. В учебнике под редакцией Ю. М. Осипова «Основы предпринимательского дела» написано: «Цена - это сумма денег, за которую покупатель готов купить, а производитель - продать».[1,стр 11] Данная дефиниция сужает понятие цены. Она подходит в случае обмена исключительно на деньги. Конечно, деньги являются универсальным средством определения ценности товара, но, кроме того, существует бартер: обмен товара на другой товар без помощи денег.

) Определения цены через стоимость. Автор учебника «Экономикс для начинающих» Стейнлик пишет: «Денежная цена является мерой меновой стоимости».[8,стр.103].Она показывает, сколько стоит эта вещь по отношению к другим вещам. Если цена денежная, то есть выраженная в деньгах, то она, лишь показывает, сколько стоит данный товар по отношению к самим деньгам. Для определения, сколько стоит данная вещь по отношению к другим вещам недостаточно знать только её денежную цену. Необходимо знание денежных цен других товаров.

3) Определение цены через ценность. Сюда можно отнести определение О. Ю. Мамедова «Современная экономика»: «Цена товара - это ценность, выраженная в определенном количестве денежных знаков».[3,стр.10] Некорректным в этой формулировке является понятие ценности, поскольку не ясно, о чьей ценности идет речь: продавца или покупателя? Ценность товара не всегда является его ценой. Например, продавец, который продает товар, может его совершенно не ценить. В этом случае из определения Мамедова следует, что цена должна быть равной нулю или близкой к нулю.

Неточные определения могут привести к различным заблуждениям. Но дать общее, единое определение понятия "цена" столь, же сложно, как найти всеобщую дефиницию термина "деньги". Тем более что эти понятия тесно связаны между собой и термин "цена" происходит от слова "деньги".

.2 Классификация цен

Во время анализа классификации цен необходимо учитывать, во-первых, все многообразие видов цен нужно рассматривать в единстве, так как изменение одних видов цен обязательно влечет изменение других видов цен, а во-вторых, разнообразие цен, различие конкретных задач их установления не должны приводить к ценовым противоречиям, а должны быть подчинены общенациональным интересам.

Наиболее общим принципом классификации всех цен, действующих в рыночной экономике, является деление на фиксированные, регулируемые и свободные в зависимости от степени вмешательства государства в процесс их формирования:

. Фиксированные цены - это цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не подлежит изменению в ходе его исполнения, это цены, устанавливаемые государством. Такие цены указывают в соответствующих документах, и их изменение является нарушением законодательства. Как правило, оговаривают и срок действия таких цен. В России они применяются по очень ограниченному кругу сырья, продукции, услуг, например, такие как нефть, газ, коммунальные услуги.

. Регулируемые цены складываются под воздействием спроса и предложения, но при этом их уровень регулируется государственными органами прямыми методами путем введения ограничения изменения уровня цены или каких-либо ее элементов. В России такие цены применяются при реализации водки и ликероводочной продукции крепостью выше 28 процентов.

. Свободные цены. Как ясно из их названия, эти цены освобождены от непосредственного ценового вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения и носят название равновесных цен, то есть таких цен, при которых объем спроса равен объеме предложения товаров на рынке. Например, необходимо установить более высокую цену на какую-нибудь группу товаров в целях стимулирования производства - государство может пойти на предоставление налоговых льгот или снижение налогов потребителям этой группы товаров. Это приведет к расширению спроса и соответственно к повышению цен. Аналогично можно способствовать снижению цен. Совершенно свободные цены бывают только в теории, а реальная цена на рынке в любом случае подвергается определенному воздействию государства, но оно носит косвенный характер.

Соотношение между свободными, регулируемыми и фиксированными ценами различно в разных странах, и постоянно меняется, так как зависит от состояния экономики, экономической политики государства, степени его вмешательства в предпринимательскую деятельность. Как правило, в период кризиса расширяется сфера государственного регулирования цен, в период подъема экономики или ее стабилизации государство уступает и уменьшает свое влияние на процесс ценообразования.

Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется крупными партиями, в условиях так называемой оптовой торговли. Обычно по оптовым ценам предприятия - производители реализуют продукцию либо друг другу, либо торговым посредникам. Чаще всего необходимость в оптовой продаже возникает, когда производство продукции локализовано в ограниченном количестве пунктов, а сфера потребления имеет обширный радиус.

Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в так называемой розничной торговой сети, то есть в условиях их продажи индивидуальным покупателям, при относительно небольшом объеме каждой продажи. Розничная цена обычно выше оптовой на величину торговой надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения в розничной торговле, и создается прибыль организаций и учреждений розничной торговли.

Договорные цены - это цены, величина которых определена предваряющим акт купли - продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В современной практике делового сотрудничества принято выделять в договорах специальный раздел, в котором оговаривается уровень цен. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, а диапазон цен, верхний или нижний уровень, либо их связь с государственными, рыночными, мировыми ценами. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие, скажем, инфляции, возникновения форс-мажорных обстоятельств, принятия новых законов.

В экономическом анализе, планировании и статистике, наряду с текущими, действующими, фактически используются сопоставимые или, как их иногда называют, неизменные цены. Использование таких цен объективно необходимо в связи с естественным изменением многих цен, процессами инфляции. К примеру, если известно, что семья тратила на питание 3000 рублей, а затем стала тратить 6000 рублей, это вовсе не свидетельствует о том, что вдвое улучшилось количество или качество потребляемых продуктов. Возможно, все дело в двукратном росте цен на продовольствие. Чтобы учесть изменение цен, надо установить - сколько денег уходило бы на питание семьи в условиях, если бы цены оставались неизменными? Отсюда и стремление применять при анализе сопоставимые, неизменные цены, используя индекс цен, то есть коэффициент перерасчета, отражающий изменение цен.

Необходимость использования мировых цен, то есть цен мирового рынка, обусловлено различием цен на однотипные товары в разных странах.

Мировые цены представляют собой либо реально действующие на всемирном рынке цены на товары данной группы, либо цены, признанные на определенный период со стороны организаций, ведающих международной торговлей.

Особое место в торговле занимают следующие цены:

Биржевая цена- свободная цена, так как на нее влияет спрос и предложение данного товара. Так же по этой цене происходит продажа оптом на бирже

Аукционная цена - это такая цена, по которой товары могут быть проданы на аукционе. Она может резко отличаться от рыночной цены, вследствие того, что отражает редкие свойства реализуемого товара.

Контрактная цена - По такой цене происходит реализация товаров в соответствии с заключенными договорами. Контрактные цены могут быть постоянными на протяжении всего срока действия договора или изменяться в соответствии с заключенным договором.

.3 Функции цены

Функции цен и способы их реализации различаются в зависимости от природы той экономической среды, в которой действуют, используются цены. Прежде всего, имеется в виду различие действия ценового механизма в экономике централизованно - государственного и рыночного типа.

Измерительная - первичная функция цены. С помощью цены удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи. Зная цену весовой, объемной, штучной единицы товара и умножая ее на количество продаваемых продавцом и приобретаемых покупателем единиц, мы устанавливаем величину денежного платежа за товары и услуги. Исходя из цены рабочей силы, труда, измеряется заработная плата.

Соизмерительная функция, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. При сравнении цены, мы получаем возможность различать более или менее дорогие товары и дешевые. Если цена реально отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров.

Учетная функция - позволяет учитывать затраты на производство продукции. Цена становится вспомогательным инструментом учета, переводя показатели количества и качества товаров в материально-вещественном выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах. Одно дело, когда фиксируется наличие в имущественном комплексе предприятия 5 станков, и другое дело, когда учет свидетельствует о наличии 5 станков с ценой каждого 3 миллиона денежных единиц на общую сумму 15 миллионов денежных единиц.

Наряду с учетом цена как измеритель может быть одним из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении.

Из функций цен вытекает возможность их использования в качестве инструмента регулирования экономических процессов. Так, в рыночной экономике, цены - это основной инструмент уравновешивания спроса и предложен Гия, увязывающий денежный запрос производителя или продавца товаров на их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя. Сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования и является в этом смысле регулируемой. Поэтому точнее было бы говорить о функции саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных, то есть самоустанавливающихся цен, уровень которых соответствует выравниванию спроса и предложения. В нерыночной экономике такие функции насильственно навязываются ценам, которые сами навязываются экономике. Такая искусственность делает назначаемые государством цены малоэффективным средством балансирования доходов и расходов, а в более широком плане - регулирования экономики.

Распределительная функция, которую может выполнять цена, заключается в возможности за счет перераспределения спроса на тот или иной продукт, связанного с его ценой, влиять на предложение товара, на расширение производства дефицитного товара и сокращения производства избыточного товара. Инвестиции направляются преимущественно в малоразвитые отрасли и области производства за счет оттока средств из устаревших отраслей. В условиях централизованной экономики такая функция использовалась государством для воздействия на структуру производства и получаемые доходы. Повышая или понижая оптовые или розничные цены, государство тем самым перераспределяло доходы и прибыль регионов, отраслей, предприятий, социальных групп, семей, отдельных людей.

Социальная функция. Социальная реакция людей на уровень цены его изменения чувствительна и высока, так как с ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, что рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.

Стимулирующая функция выполняется как в рыночной, так и в нерыночной экономике, тем самым влияет на заинтересованность производителей в повышении объемов производства и качества продукции во имя увеличения выручки от продажи. Механизм этого влияния проходит через желание производителя увеличивать доход и прибыль, которые связаны с ценами на продукцию, товары и услуги.

Вышеперечисленные функции являются внутренними, но существуют также внешнеэкономические функции цены, выступающие в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.

Великое многообразие функций цены, которая явно перегружена обязанностями в своей государственной форме, а также противоречивость целей и задач осуществления отдельных функций приводят к тому, что успешно реализовать все функции не представляется возможным.

.4 Различие цен по назначению продукции

Цены на ресурсы: Цена ресурса зависит от двух факторов: 1) ренты, которую приносит ресурс, и 2) ставки процента, который устанавливается на рынке капитала. Соответственно, при изменении одного из этих факторов изменится и цена ресурса.

Если увеличится рента с пахотных участков (например, в результате роста цены хлеба), то соответственно вырастет цена прав собственности на эти участки. Ведь теперь за эту землю нужно получить большее количество денег, чтобы они приносили в банке доход, равный возросшей ренте. Если уменьшится рента с пастбищ (например, в результате перехода скотоводов на использование искусственного корма), то соответственно уменьшится цена прав собственности на эти пастбища. Ведь теперь достаточно меньшего количества денег, чтобы получать за них процент, равный ренте. Ресурс, который стал меньше нужен хозяйству (производители согласны платить за него меньшую ренту, чем раньше), стал меньше стоить.

Изменение ставки процента влияет на цены ресурсов обратным образом. Чем выше ставка процента, тем выше альтернативные затраты покупки ресурса, а это значит, что при повышении процента цена ресурса снижается (и наоборот).

Но цена права собственности может определяться не только текущей рентой и ставкой процента, но и ожидаемыми изменениями ренты и ставки процента в будущем. Например, если известно о будущем повышении ренты за использование какого-то участка земли, потенциальные покупатели уже сегодня будут согласны платить больше за право собственности на эту землю.

Поскольку с ростом хозяйства рента на многие ресурсы действительно растет, покупатели могут быть заинтересованы в том, чтобы раньше других угадать рост этой ренты (и следовательно, стоимости ресурса) в будущем. Зная о подорожании ресурса "завтра", они могут купить его "сегодня", чтобы потом перепродать по более высокой цене. Это является основой спекуляции на рынке ресурсов, и прежде всего земли

Таким образом,           цена ресурса зависит от текущих и ожидаемых ренты и ставки процента.

Остается заметить, что цена на право собственности устанавливается в хозяйстве вне зависимости от того, будет это право продаваться или нет. Цена любого участка земли может изменяться вместе с изменением ренты или процента, а этот участок может оставаться в собственности одного владельца, который будет при этом "богатеть" или "беднеть".

Цены на предпринимательскую способность.

Предпринимательская способность как ресурс имеет свою специфическую оплату - предпринимательский доход. В реальной хозяйственной жизни его трудно выделить, тем не менее это не абстрактная экономическая категория. Предпринимательский доход - это та плата, которую получает предприниматель за свою организаторскую работу по объединению и использованию экономических ресурсов, за риск убытков от использования этих ресурсов, за хозяйственные инициативы (инновации) и монопольную рыночную власть.

Предпринимательская способность - способность людей принимать решения и способность рисковать, соединяющая в процессе производства все остальные факторы в единую систему.

Цены, по которым оплачивают использование предпринимательской способности, определяются на рынке ресурсов. Здесь фирмы предъявляют спрос, а домохозяйства (субъект экономики, который состоит из одного ведущего самостоятельное хозяйство индивида или, чаще, группы людей, живущих совместно и ведущих общее хозяйство.) обеспечивают предложение. Цены на готовые изделия и услуги определяются на рынке продуктов. На этом рынке уже домохозяйства выступают на стороне спроса, а фирмы - на стороне предложения.

цена ценообразование

1.5 Цена на конечный результат

Товары и услуги, использованные на цели конечного и промежуточного (производственного) потребления, а также на цели накопления, оценивают в рыночных ценах конечного потребителя, включающих все налоги на продукты, торговые и транспортные наценки.

Валовой внутренний продукт, представляющий собой стоимость конечных товаров и услуг, оценивается в ценах конечного потребителя.

Выпуск товаров и услуг оценивается в ценах производителя или в основных ценах. Цены производителя (в отличие от цен конечного потребителя) не включают торгово-транспортных наценок и налога на добавленную стоимость (НДС). Основные цены (в отличие от цены производителя) не включают никаких налогов на продукты, но учитывают субсидии на продукты.

Взаимосвязь цены конечного потребителя, цены производителя и основной цены может быть представлена следующим образом:

Цена конечного потребителя - НДС - Налоги на импорт -Торгово-транспортная наценка = Цена производителя; Цена производителя - Налоги на продукты, включенные в цену производителя (за исключением налогов на импорт) + Субсидии на продукты = Основная цена.

.6 Либерализация цен и ее проявление в России

Либерализа́ция цен или 'отпуск цен - элемент экономической политики российского правительства в начале 1990-х годов, заключавшийся в ослаблении государственного регулирования в области ценообразования.

Либерализация цен стала одним из важнейших шагов на пути перехода экономики страны на рыночные принципы. По утверждению самих авторов реформ, в частности, Гайдара, благодаря либерализации магазины страны в достаточно короткое время наполнились товарами, увеличились их ассортимент и качество. До начала реформ представителями Правительства России утверждалось, что либерализация цен приведёт к их умеренному росту - корректировке между спросом и предложением. Согласно общепринятой точке зрения, фиксированные цены на потребительские товары были в СССР занижены, что вызывало повышенный спрос, а это, в свою очередь, - нехватку товаров. Предполагалось, что в результате коррекции товарное предложение, выраженное в новых рыночных ценах, будет выше старого примерно в три раза, что обеспечит экономическое равновесие. Однако либерализация цен не была согласована с монетарной политикой. Начиная с апреля, Центробанк начал осуществлять масштабную выдачу кредитов сельскому хозяйству, промышленности, бывшим советским республикам и эмиссию для покрытия дефицита бюджета.

Последствия:

.        Рост цен. Либерализация цен привела к галопирующей инфляции, высоким темпам роста цен в экономике. Так же увеличились цены на сырьё, энергию, комплектующие, рабочую силу и прочие элементы издержек производства.

.        Обесценивание оборотных средств и рост неплатежей. В результате одномоментной либерализации цен оборотные средства предприятий обесценились, что являлось одной из основных причин возникшего кризиса неплатежей. Либерализация цен привела к тому, что к началу широкомасштабной приватизации (середина 1992 года) предприятия практически остались без оборотных средств.

.        Бартеризация экономики. В результате либерализации цен и денежных потоков в 1992 году активизировался бартерный обмен, который сосуществовал с денежным.

.        Изменения ценовых пропорций. Результатом либерализации цен и внешней торговли явились кардинальные и негативные для экономического развития изменения ценовых пропорций (особенно на начальном этапе реформ). В 1992 г. Сырьевые отрасли получили возможность многократно поднять цены на свою продукцию относительно среднего уровня по экономике. Так, дефлятор цен в нефтедобыче за 1992 г. в 5 раз превышает средний индекс цен, в газовой промышленности - в 4 раза, в нефтепереработке - в 2,4 раза, в металлургии - в 2 раза. При этом в остальных отраслях наблюдается значительное снижение относительных цен: дефлятор в сельском хозяйстве в 2,4 раза по сравнению с индексом цен по экономике, в пищевой и легкой промышленности - в 2 раза ниже, в машиностроении - в 1,2 раза.

.        Обесценивание зарплаты, доходов и сбережений населения: Либерализация цен в 1992 году привела к обесценению заработной платы, доходов и сбережений населения

.        Рост безработицы;

.        Падение спроса: Поскольку либерализация цен была объявлена заранее, население успело накопить запасы. Это усилило падение спроса после либерализации. В результате реальный объём среднемесячного товарооборота в первом квартале 1992 г. сократился до 1/3 его декабрьского уровня;

.        Усиление нерегулярности выплаты заработков;

.        Последствия для отраслей экономики: Либерализация цен при сдерживании государственных расходов оказалась особенно болезненной для тех отраслей, которые не имели развитых рынков производимой продукции, так что их финансирование осуществлялось почти целиком из бюджета. Замыкающая стадия агропромышленного производства (транспортировка сельскохозяйственной продукции, хранение, переработка) осуществляется крупными предприятиями-монополистами (в масштабах региона). Их приватизация и либерализация цен привели к тому, что розничные цены на молоко и мясо выросли в 4-5 раз больше, чем молокозаводы, мясокомбинаты платили селянам. Непомерный рост стоимости транспортировки, хранения, переработки привел к тому, что появилось огромное число новостроек-миницехов, строительство которых колхозы не могли закончить. Те, что начали функционировать, стали источниками загрязнения среды. А существующие крупные предприятия оказались загруженными только на 30-50 %

.        С либерализации цен (с 1 января 1992 года) и приватизации началось формирование новой институциональной среды в России

Глава 2. Механизмы ценообразования

.1 Основы и особенности ценообразования на мировом рынке

При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен, как общего порядка, так и прикладных. От цен зависит, какие издержки производителей будут возмещены после продажи товара, какие нет, каков уровень доходов, прибыли и куда будут, и будут ли в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, также как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. В принципиальном плане само понятие цены сходно и для характеристики внутреннего рынка, и для характеристики внешнего. Цена, в том числе в международной торговле, - это денежная сумма, которую намерен получить продавец, предлагая товар или услугу, и которую готов заплатить за данный товар или услугу покупатель. Совпадение указанных двух требований зависит от многих условий, получивших название «ценообразующих факторов». По характеру, уровню и сфере действия они могут быть разграничены на пять нижеперечисленных групп4.

Общеэкономические, т.е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. К ним относятся:

¾ экономический цикл;

¾ состояние совокупного спроса и        предложения;

¾ инфляция.

Основы и особенности ценообразования на мировом рынке [Электронный ресурс]: творческая работа. - Режим доступа: #"724587.files/image001.gif">

Рис.1 два возможных варианта кривой спроса

В обычной ситуации спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости, то есть чем выше цена, тем ниже спрос. И соответственно, чем ниже цена, тем выше спрос. Так что, подняв цену с Ц1 до Ц2, фирма продаст меньшее количество товара. Вероятно, потребители с ограниченным бюджетом, столкнувшись с выбором альтернативных товаров, станут покупать меньше тех, цены которых оказываются для них слишком высокими.

Большинство кривых спроса стремится вниз по прямой или изогнутой линии, как показано на рисунке 1А. Однако в случаях с престижными товарами кривая спроса иногда имеет положительный наклон типа представленного на рисунке 1Б.

Парфюмерная фирма обнаружила, что, повысив цену с Ц1 до Ц2, она продала духов не меньше, а больше. Потребители посчитали более высокую цену показателем более высокого качества или большей желательности этих духов.

Однако при слишком высокой цене (Ц3) уровень спроса оказывается ниже, чем при цене Ц2.

. Оценка издержек. Спрос определяет максимальную цену, которую фирма может запросить за свой товар. Минимальная цена определяется издержками фирмы. Компания стремится назначить на товар такую цену, чтобы она полностью покрывала все издержки по его производству, распределению и сбыту, включая справедливую норму прибыли за приложенные усилия и риск.

Переменные издержки меняются в прямой зависимости от уровня производства. В расчете на единицу продукции эти издержки остаются неизменными, а переменными называются потому, что их общая сумма меняется в зависимости от числа произведенных единиц товара.

Валовые издержки представляют собой сумму постоянных и переменных издержек при каждом конкретном уровне производства. Руководство стремится взимать за товар такую цену, которая как минимум покрывала бы все валовые издержки производства.

. Анализ цен и товаров конкурентов. На установление фирмой среднего диапазона цен влияют цены конкурентов и их рыночные реакции. Фирме необходимо знать цены и качество товаров своих конкурентов. Добиться этого можно несколькими способами. Фирма может поручить своим представителям произвести сравнительные покупки, чтобы сопоставить цены и сами товары между собой. Она может заполучить прейскуранты конкурентов, закупить их оборудование и разобрать его. Она может также попросить покупателей высказаться по поводу того, как они воспринимают цены и качество товаров конкурентов.

. Установление окончательной цены. Самый последний шаг - установление окончательной цены. Выбрав один из методов ценообразования, необходимо принять само ценовое решение, определить конкретную цену. Здесь учитывается целый ряд аспектов, таких как психологическое воздействие, влияние разных элементов маркетинга, соблюдение базовых целей ценовой политики, анализ возможной реакции на принимаемую цену. Роль психологического воздействия определяется тем, что цена служит для многих потребителей главным показателем качества изделия. Цены, создающие имидж, характерны, прежде всего, для продукции, воздействующей на самосознание покупателя. Потребитель может предпочесть более дорогую вещь, если она представляется ему более оригинальной и престижной.

. Выбор метода ценообразования. Зная график спроса, расчетную сумму издержек и цены конкурентов, фирма готова к выбору цены собственного товара. Цена эта будет в промежутке между слишком низкой и слишком высокой. Минимально возможная цена определяется себестоимостью продукции, максимальная - наличием каких-то уникальных достоинств в товаре фирмы. Цены товаров конкурентов и товаров-заменителей дают средний уровень, которого фирме и следует придерживаться при назначении цены.

.3 Принципы ценообразования

Существует несколько принципов ценообразования:

.        Затратный принцип ценообразования исторически самый старый и на первый взгляд самый надежный. Для него типична следующая формулировка: « Цена - есть денежное выражение стоимости товара ». Суть данного принципа состоит в том, что величина цены товара становится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения, представляющих затраты, расходы в денежной форме на производство и реализацию единицы товара

.        Активное ценообразование - наиболее разумный принцип, когда через управление ценами достигается нужная величина продаж и соответствующая ей величина средних затрат, что выводит предприятие на желаемый уровень прибыльности.

.        Ценностный принцип ценообразования. Ценностное ценообразование призвано обеспечить прежде всего получение прибыли за счет достижения выгодного для предприятий соотношения « ценность - затраты », а вовсе не за счет максимально наращивания объёмов продаж. « Ключ ценностного принципа - позиционирование товара в определённом сегменте рынка. Поэтому, скажем, вместо того, чтобы до потери пульса снижать себестоимость, предприятия задаются вопросом, не лучше ли поискать других покупателей ».

.        Коммерческий принцип ценообразования приемлет следующее определение: « Цена - это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена ». В такой формулировке выделяют два основных акцента. Во-первых, подчеркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, согласно такой трактовке, цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Так что вне рынка, без купли - продажи, о цене говорить не приходится. Цену способен установить только рынок.

Заключение

В данной работе определены основные понятия цены, рассмотрены её виды, функции, выделены этапы ценообразования его методы, цели, и описаны основные механизмы ценообразования. На основе данной работы можно сделать вывод, что цена - это сложная экономическая категория. В ней встречаются, можно сказать, все главные проблемы развития экономики, общества в целом. В первую очередь это относится к производству и реализации товаров, формированию их стоимости, распределению и использованию внутреннего валового продукта и национального дохода. Цены формируются и действуют в разных экономиках по-разному. В соответствии с коммунистической, чисто распределительной доктриной, экономика вообще может обойтись без денег, а, следовательно, и без цен, тогда как рыночная экономика без цен становится бессмысленной. Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых людьми на цены, на ценовой механизм. В рыночной экономике цены выполняют роль, образования часть системы саморегулирования, а в директивно управляемой экономике они используются как внешний регулятор. В ценовом механизме следует различать и выделять две взаимодействующие части. Это, с одной стороны, сами цены, их виды, структура, величина, динамика изменения, а с другой - ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменения действующих. Ценообразование, с которым люди знакомы гораздо меньше, чем с ценами, выступает активно, задающей частью всего ценового механизма. Оно, собственно, и предопределяет величину цены. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим наяву. Цены и ценообразование составляют в своем единстве ценовой механизм.

При написании работы использовались труды отечественных и зарубежных учёных (Зайцева Н.А., А.З. Ефименко), в основу которых положено изучение процесса формирования цены в современных условиях. Центральное место в проблеме ценообразования отведено в учебных пособиях Желтякова И.А., Маховикова Г.А. В учебных пособиях Сергеева И.В.” Экономика предприятия” и Уткина Э.А. “Цены. Ценообразование. Ценовая политика” рассмотрены состав и структура цены, факторы, влияющие на уровень цен, стратегии ценообразования. Классификация методов ценообразования на продукцию предприятия, цели и особенности ценовой политики, основные стадии процесса формирования цены представлены в учебниках “Цены и ценообразование” под редакцией И.К. Салимжанова, “Экономика предприятия” под редакцией А.Е. Карлика.

Список литературы и источников

1.      Основы предпринимательского дела / Под рук. и ред. Ю.М. Осипова. - М.: Перспектива, 2002

.        Основы экономической теории. - М.: Слагода В.Д Форум: Инфра - М, 2007. - 272 с.

.        Современная экономика. Учебное пособие для студентов вузов. / Под ред. О.Ю. Мамедова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001.

.        Ценообразование: учеб. пособие / Е.А. Орлянский, И.С. Метелёв. - Омск: Издатель Погорелова Е.В. - 129 с.

.        Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001. - 304 с.

.        Цены и ценообразование: Учебник для вузов.3-е изд./ Под ред. В.В. Есипова. - СПб.: Питер, 2003. - 264 с.

.        Экономика предприятия: Учеб. Пособие/ И.В. Сергеев - 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Финансы и статистика, 2000.- 304 с.

.        Экономикс для начинающих: Дж. Ф. Стэнлейк. - Республика, 1994, стр.103

.        Экономическая теория. Экспресс - курс: учебное пособие: под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. - М.: КНОРУС, 2008. - 608 с.

.        Механизм ценообразования в мировой торговле [Электронный ресурс]: творческая работа. - Режим доступа:http://www.inventech.ru/lib/pricing/pricing-0121/.

.        Основы и особенности ценообразования на мировом рынке [Электронный ресурс]: творческая работа. - Режим доступа:http://works.tarefer.ru/54/100051/index.html.

Приложение

Особенности ценообразования на различных типах рынков

Параметры

Типы рынков


Свободная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Чистая монополия

1.Характер ценообразования

Свободное, конкурентное

Конкурентное ценообразование с приоритетом монополизма в пределах рынка дифференцированного фирменного продукта

Монополизированное, но обусловленное зависимостью немногих конкурентов

Монополизированное ценообразование

2.Особенность продукта

Однороден, часто стандартизирован

Дифференцирован, но входит в группу заменителей

Может быть однородным, стандартизированным и дифференцированным

Уникален, нет близких заменителей

3.Число предприятий-агентов рынка

Очень большое

Много

Немного

Одно

4.Контроль рыночной цены предприятием

Не контролируется, соглашается с рыночной ценой

Контролируется в весьма ограниченных пределах

Контролируется, но с учетом реакции конкурентов, возможен сговор

Контролируется монополистом

5.Неценовая конкуренция

Отсутствует

Имеет значительную роль

Является типичной

Является главной, имеет различные формы

6.Условия вхождения в отрасль, на рынок и выходы

Препятствия отсутствуют

Относительно легкие

Затруднены или трудные

Блокированы



Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!