Типология и качество управленческих решений

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    224,18 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Типология и качество управленческих решений














Типология и качество управленческих решений

Содержание

Введение

Глава 1 Управленческие решения и их качество

1.1 Понятие "управленческое решение"

1.2 Качество управленческих решений и его свойства

Глава 2 Типы и виды управленческих решений

2.1 Типология управленческих решений

2.2 Основные характеристики типов управленческих решений

2.3 Классификация управленческих решений

Заключение

Список использованных источников

Введение


Актуальность темы заключается в том, что разработка управленческих решений является одним из наиболее важных управленческих процессов. От эффективности управленческих решений во многом зависит успех дела, а подчас и само существование фирмы. Поэтому очень важно - принимать грамотные, экономически обоснованные управленческие решения.

Успешное функционирование предприятий может обеспечить только тот руководитель, который оперативно следит за переменами, используя актуальную и полную информацию, владеет методологией выработки оптимальных управленческих решений и умеет доводить их до реализации.

Кроме того, эффективность деятельности предприятий зависит от качества управленческих решений, которое зависит от правильного определения типа и вида решения. Все вышесказанное определяет важность овладения руководителями теоретическими знаниями об управленческих решениях.

Цель данной работы показать связь типологии управленческих решений и качества решений.

Объектом данной работы являются управленческие решения.

Предметом - типология и качество управленческих решений.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

дать определение понятию "управленческое решение";

раскрыть сущность качества управленческих решений;

показать, как можно классифицировать управленческие решения по типам и по видам.

В работе использован такой метод исследования, как анализ литература по проблеме.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1 Управленческие решения и их качество


1.1 Понятие "управленческое решение"


Принятие управленческих решений - это составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности и является ее квинтэссенцией. Поэтому так важно понять природу и сущность решений.

Дадим сначала общую характеристику понятию "решение". Обычно в процессе какой-либо деятельности возникают ситуации, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого выбора и будет являться решением. Таким образом, решение - это выбор альтернативы.

Каждому из нас ежедневно приходится десятки раз что-то выбирать (не всегда, правда, задумываясь об этом), на собственном опыте развивая способности и приобретая навыки принятия решений. Примеров можно привести множество: выбор одежды из имеющегося гардероба, выбор блюд из предложенного меню, выбор наиболее удобного транспортного маршрута, выбор места проведения отдыха, выбор специальности при получении профессионального образования, выбор вида банковского вклада и т.д. Этот перечень легко продолжить.

Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения, как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.

Управленческие (организационные) решения имеет следующие

Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений - гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определенными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определенные решения.

Рассмотрев эти отличительные особенности принятия решений в организациях, можно дать следующее определение управленческого решения.

Управленческое решение - это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

Управленческое решение представляется как социальный акт, направленный на разрешение проблемной ситуации. Принятие решений - один из основных и наиболее ответственных видов деятельности менеджера, поскольку от правильности и своевременности управленческих решений зависит эффективность управления, а, следовательно, и эффективность работы предприятия.

Одним из показателей успешной деятельности менеджера является его способность принимать правильные решения. Так как менеджеры выполняют четыре функции управления, они реально имеют дело с постоянным потоком решений по каждой из них, то есть планированию, организации, мотивации и контролю. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей. Он включает в себя стадии:

выработку и постановку цели;

изучение проблемы;

выбор и обоснование критериев эффективности и возможных последствий принимаемых решений;

рассмотрение вариантов решений;

выбор и окончательное формулирование решения;

принятие решения;

доведение решений до исполнителей;

контроль за выполнением решений.

В итоге управленческое решение представляется как результат управленческой деятельности. Управленческое решение рассматривают как основной вид управленческого труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

1.2 Качество управленческих решений и его свойства


Качество управленческого решения - это совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы. Например, своевременность, адресность, конкретность и, в целом, - эффективность.

Под качеством управленческих решений следует понимать степень его соответствия характеру разрешаемых задач функционирования и развития производственных систем, совокупность параметров решения, удовлетворяющих конкретных потребителей и обеспечивающих реальность его реализации. Иначе говоря, в какой степени управленческое решение обеспечивает дальнейшие пути развития производственной системы в условиях рыночных отношений.

В составе свойств управленческих решений выделяются обоснованность, своевременность, эффективность, непротиворечивость, конкретность, простота, полномочность и др.

Обоснованность управленческого решения проявляется в необходимости его предварительного согласования с ранее принятыми в данной фирме решениями, а также проверки соответствия нормативно-правовым документам органов управления и контроля (федеральным, региональным, ведомственным).

Чтобы решение было правомочным, оно должно приниматься органом (лицом), имеющим на это соответствующие полномочия, законное основание, право.

Конкретность управленческого решения проявляется в четком указании: кто, что и когда должен выполнить.

Решение должно быть простым по форме и ясным по содержанию, чтобы быть понятным не только лицу, его принимающему, но и адресату исполнения.

С точки зрения делопроизводства, управленческое решение (приказ, распоряжение, постановление и др.) должно включать констатирующую и постановляющую части. Первая отражает суть проблемы, ее характеристики и особенности; вторая - цели решения, средства их достижения. Здесь же называются лица, ответственные за своевременное выполнение решения, определяются также формы и сроки контроля, поощрения и санкции за возможные нарушения.

Важной предпосылкой качественных управленческих решений является их профессиональная разработка с учетом экономической и социальной целесообразности. Грамотный анализ проблемной ситуации, правильная постановка цели и задач, подготовка альтернатив и выбор оптимального варианта согласно установленным критериям - необходимые составляющие качества и эффективности управленческих решений.

К перечисленным свойствам управленческого решения можно также добавить требования, которые предъявляются к управленческому решению.

Среди этих требований можно выделить:

·              гибкость - существование алгоритма достижения цели при изменении внешних или внутренних условий, описания состояний объекта управления, внешней среды, при которых выполнение решения должно быть приостановлено и начата разработка нового решения;

·              объективность - менеджеры не должны игнорировать фактические условия или фактическое положение дел при разработке вариантов решений. Для этого необходимо:

получить качественную информацию, характеризующую систему разработки решения;

обеспечить сопоставимость (сравнимость) вариантов решений;

обеспечить многовариантность решений;

достичь правовой обоснованности принимаемого решения;

·              возможность верификации и контроля, отсутствие реальных мероприятий по контролю, особенно когда это известно еще на стадии разработки решений, могут делать всю остальную работу по подготовке и принятию решений бессмысленной;

·              автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений - использование средств вычислительной техники, что значительно сокращает время разработки решения и повышает его обоснованность.

типология качество управленческое решение

Кроме того, чтобы быть качественным, управленческое решение должно быть устойчивым в эффективности к возможным ошибкам в определении исходных данных (робастным) и гибким - предусматривать изменение целей и алгоритмов достижения целей. В противном случае незначительные по величине отклонения исходных данных, которые могут возникнуть в любой момент и по различным причинам, сделают эффективное управленческое решение неэффективным.

Для повышения качества управленческих решений необходимо четко представлять, какой тип и вид решения предстоит принять. Это поможет выбрать правильные инструменты, подобрать нужные аргументы, провести необходимую оценку.

Глава 2 Типы и виды управленческих решений

2.1 Типология управленческих решений


Типология (греч. от тип - отпечаток, форма, …логия - слово, изречение, научение, знание) - научный метод, основой которого является расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа; используется в целях сравнительного изучения существенных признаков" (рис.1) .

Рис.1. Типология управленческих решений.

К объектным решениям относятся все виды решений, которые в принципе могут приниматься предпринимателем, например решения об объемах производства, ценах, объеме запасов на складах, последовательности изготовления, использовании машин и информации о свойствах продуктов, предоставляемой потребителям.

Организационные решения - это выбор мероприятий по управлению реализацией объектных решений. В иерархической системе присутствует как минимум один уровень управления организацией, задача которого состоит в том, чтобы управлять решениями, принимаемыми подчиненными.

Каждая организация может интерпретироваться и анализироваться как система объектных, организационных и коммуникационных решений. Однако при принятии организационных решений речь в конечном счете идет об обеспечении "хороших" объектных решений. Воздействие на объектные

2.2 Основные характеристики типов управленческих решений


Объектные решения могут носить характер предварительных решений: в этом случае первоначально из выбора исключаются одна или несколько возможных объектных альтернатив, в то время как окончательное решение остается открытым. Предварительное решение об объектных альтернативах характеризуется тем, что не фиксирует точно величины всех объектных переменных; для некоторых или всех переменных принимается хотя бы решение, что они должны находиться в определенном интервале. Предварительные решения принимаются, прежде всего, при составлении глобальных планов на будущие периоды. Подобные планы устанавливают примерные рамки будущих действий, хотя не оговаривают, как будут приниматься детальные решения (детали устанавливаются, самое позднее, в ходе последующих объектных решений при реализации планов).

Объектному решению (как и всем другим видам решений) всегда предшествует деятельность ЛПР, формирующая возможные альтернативы решения и в то же время необходимость его принятия. Например, необходимо установить, насколько детально должна быть составлена модель принятия решения, какие виды деятельности должны оцениваться, необходимо ли для оценки последствий альтернатив действий предварительно собрать какую-либо дополнительную информацию. Короче говоря: должны быть определены значения детерминант (факторов) объектного решения.

Организационные решения. Как правило, высший уровень управления в иерархии организации принимает объектные решения лишь частично (в незначительной части) и более или менее приблизительно. Остающиеся объектные решения и их реализация делегируются подчиненным членам организации. Таким образом, возникает система взаимопроникающих совместных решений и совместной их реализации. На уровне управления при этом возложена (также) задача управлять решениями подчиненных членов организации.

Высший уровень управления организацией влияет на поведение ЛПР следующим образом:

. Предоставляется или устраняется возможность ЛПР распоряжаться факторами (ресурсами) производства.

. ЛПР предписываются нормы поведения, которые более или менее точно регламентируют права (например, права распоряжения факторами производства) и обязанности.

. Используются "дополнительные" мероприятия с целью обеспечения выполнения (возможности выполнения) норм поведения.

Организационное решение инстанции служит, прежде всего, делегированию подчиненным той части объектных решений, которые не полностью устанавливаются инстанцией и/или не реализуются ею самой, и управлению и контролю за дальнейшей работой или исполнением работ. Подчиненный сам решает организационную проблему. В рамках предоставленной ему компетенции этот сотрудник также может передать часть своих объектных решений и/или их реализации подчиненным членам организации; он принимает организационное решение и за счет этого превращается в инстанцию.

Компетенция в сфере принятия объектных решений, с одной стороны, и служат управлению объектными решениями; при принятии решений об организационных мероприятиях (например, выделении отделов и подразделений и составлении штата) следует делать прогнозы, в какой мере при этом будет возможным принятие качественных объектных решений. С другой стороны, организационные решения служат реализации принятых вышестоящей инстанцией объектных решений; при принятии объектного решения поэтому следует учитывать и возможности организации, и проблемы реализации.

Особенно тесной является взаимосвязь между объектными и организационными решениями при организации процесса. Предметом организации процесса могут быть как чисто исполнительская деятельность (работы), так и ППР (процесс производственных работ). Теория организации процесса и созданные для этого модели принятия решений ограничиваются, однако, в основном анализом и структурированием чисто исполнительской деятельности. Вследствие этого процесс работы рассматривается как система взаимопроникающих видов операционной деятельности. При организации процесса речь идет об определении содержания работ (так называемой операционной деятельности, которая должна быть осуществлена) и пространственной и временной организации работ (объектные решения). Параллельно принимаются решения о том, какие лица и с помощью каких средств должны осуществлять работы (организационные решения) .

Коммуникационными решениями именуются решения сотрудника, следует ли передавать информацию тем членам организации, которые иерархически не подчинены ему (информирующему лицу); если следует, то какую именно.

Партнеры по коммуникации при этом могут относиться к одному или к различным уровням иерархии.

Точно характеризуют, в каком случае какая информация должна быть передана другим членам организации.

2.3 Классификация управленческих решений


Классификация УР необходима для определения общих и конкретно-специфических подходов к их разработке, реализации и оценке, что позволяет повысить их качество, эффективность и преемственность. Решения можно классифицировать, руководствуясь различными классификационными признаками. Основные вопросы, возникающие в процессе принятия решения (источник возникновения проблемы, кто, как, какое, в каких условиях, для кого принимает решение, форма представления и передачи решения, его последствия) предопределяют основные классификационные признаки управленческих решений.

Классификаций управленческих решений много и необходимо выбирать ту, которая подходит к данной конкретной управленческой проблеме.

. По продолжительности действия:

оперативные;

тактические;

стратегические.

. По числу альтернатив:

бинарное решение (имеются две альтернативы действия - "да" или "нет");

малоальтернативное (рассматривается малочисленный набор альтернатив);

многоальтернативное (имеется очень большое, но конечное число альтернатив);

непрерывное (выбор делается из бесконечного числа состояний непрерывно изменяющихся управляемых величин).

. По субъекту, принимающему решения:

индивидуальные;

групповые.

. По сфере действия (технические, экономические, социальные, политические и др.).

. По степени неопределенности (полноты информации):

решения в условиях определенности;

решения в условиях риска (вероятностной определенности);

решения в условиях неопределенности.

. По степени сложности подготовки управленческого решения:

стандартные или программируемые;

нестандартные или непрограммируемые.

. По степени уникальности:

новаторские (инновационные, творческие, оригинальные) - это когда требуется предпринять действие, но нет приемлемых альтернатив, и их приходится впервые разрабатывать;

рутинные.

. По подходу к принятию решения:

интуитивные;

основанные на суждении;

основанные на рациональности.

. По форме отражения (план, программа, приказ, указание) .

. По типу личности менеджера, принимающего решения:

импульсивные - авторы этих решений легко генерируют самые разнообразные идеи в неограниченном количестве, но не в состоянии их как следует проверить, уточнить, оценить. Решения принимаются "с наскока", "рывками";

рискованные - отличаются от импульсивных тем, что их авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез и, если уверены в себе, могут не испугаться любых опасностей;

инертные - становятся результатом осторожного поиска. В них, в отличие от импульсивных, контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях трудно обнаружить оригинальность, блеск, новаторство;

осторожные - характеризуются тщательностью оценки менеджером всех вариантов, сверхкритичным подходом к делу. Они в еще меньшей степени, чем инертные, отличаются новизной и оригинальностью;

уравновешенные - принимают менеджеры, внимательно и критически относящиеся к своим действиям, выдвигаемым гипотезам и их проверке.

. По степени достижения целей:

допустимое (приемлемое) - решение, удовлетворяющее ограничениям: ресурсным, правовым, морально-этическим;

оптимальное (наилучшее) - если решение обеспечивает экстремум (максимум или минимум) выбранного критерия для данной ситуации;

эффективное - характеризуется степенью достижения целей к затратам на их достижение. Решение тем эффективнее, чем больше степень достижения целей и меньше затраты на их реализацию.

Фатхутдинов Р.А. предлагает классифицировать управленческие решения по следующим признакам:

стадия жизненного цикла товара (маркетинг, НИОКР);

подсистема системы менеджмента (целевая, функциональная);

сфера действия (технические, экономические, политические);

цель (коммерческие, некоммерческие);

ранг управления (верхний, средний, нижний);

масштабность (комплексные, частные);

организация выработки (личные и коллективные, индивидуальное и групповое);

продолжительность действия (стратегические, тактические, оперативные);

объект воздействия (внешние и внутренние);

методы формализации (текстовые, графические, математические);

повторяемость (разовые и повторяющиеся);

формы отражения (план, программа, приказ, указание);

сложность (стандартные и нестандартные);

способ передачи (вербальные, письменные, электронные) .

Заключение


Таким образом, управленческое решение - это выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

Одним из важных показателей эффективности управленческого решения является его качество.

Качество управленческого решения - это совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы.

В составе свойств управленческих решений выделяются обоснованность, своевременность, эффективность, непротиворечивость, конкретность, простота, полномочность и др. В настоящее время разработана типология управленческих решений, включающая: "объектное решение", "организационное решение" и "коммуникационное решение". Объектные решения могут носить характер предварительных решений. Организационное решение инстанции служит делегированию подчиненным той части объектных решений, которые не полностью устанавливаются инстанцией и/или не реализуются ею самой, и управлению и контролю за дальнейшей работой или исполнением работ.

Коммуникационными решениями именуются решения сотрудника, следует ли передавать информацию тем членам организации, которые иерархически не подчинены ему (информирующему лицу); если следует, то какую именно.

На качество управленческих решений влияет их классификация, которая необходима для определения общих и конкретно-специфических подходов к их разработке, реализации и оценке.

Список использованных источников


1.       Богомазов С.В. Проблемы принятия управленческих решений в предпринимательских структурах России [Текст] / С.В. Богомазов. - 2009. - №8. - С.92-96.

2.      Васильков Ю.В. Особенности формирования управленческих решений [Текст] / Ю.В. Васильков, А.Б. Филиппова // Российское предпринимательство. - 2011. - №7 - С.34-39.

.        Вертакова Ю.В. Управленческие решения: разработка и выбор [Текст] / Ю.В. Вертакова, И.А. Козьева, Э.Н. Кузьбожев. - М.: КНОРУС, 2009. - 425 с.

.        Голубков Е.П. Технология принятия управленческих решений [Текст] / Е.П. Голубков. - М.: Дело и сервис, 2011. - 334 с.

5.      Клестова Л.В. Управленческие решения: сущность понятия, классификация [Электронный ресурс] URL: http://chemistry. cpsh-kedusite.ru <http://chemistry.cpsh-kedusite.ru/> (дата обращения 20.04.2014)

.        Литвак Б.Г. Разработка управленческих решений: Учебник [Текст] / Б.Г. Литвак - М.: Дело, 2010 - 447 с.

.        Пирогова Е.В. Управленческие решения: учебное пособие [Текст] / Е.В. Пирогова. - Ульяновск: УлГТУ, 2010. - 176 с.

.        Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческих решений [Текст] / Р.А. Фатхутдинов - М.: ИНФРА-М, 2007. - 465 с.

.        Юкаева В.С. Управленческие решения: Учебное пособие [Текст] / В.С. Юкаева. - М.: Дашков и К., 2012. - 366 с.

Похожие работы на - Типология и качество управленческих решений

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!