Теория организации фирмы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,97 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Теория организации фирмы

Содержание

Введение

Глава 1. Основные концепции фирмы

.1 Технологическая концепция фирмы

.2 Контрактная концепция фирмы

Глава 2. Альтернативные цели фирм

.1 Цели индивидуального собственника

.2 Цели управляющих

.3 Цели работников фирмы, модель самоуправляющегося предприятия

Глава 3. Максимизация прибыли в условиях неопределенности

.1 Динамическая модель максимизации выручки

.2 Конкуренция фирмы

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Изучение вопросов теории организации фирмы является важной составляющей современной экономической теории, на которое базируются исследования во многих прикладных науках. Кроме того, эти вопросы помогают понять причины и механизмы складывающихся на рынке отношений в рамках микроэкономического анализа. Поэтому тема изучения теории и практики организации фирмы является очень важной и актуальной. Теория фирмы разрабатывается различными науками: экономической теорией (преимущественно в разделе микроэкономической теории), теорией менеджмента (анализ последствий для деятельности фирмы, вытекающие из принятия целей, отличных от максимизации прибыли), поведенческими науками (которые предположение о максимизации чего бы то ни было заменили предположением о поведении на основе принципа достаточности или достижения удовлетворительного уровня). Источники современной теории организации фирмы мы можем найти в работах классиков: в политэкономии А. Смита, в теории капитала К. Маркса, в теории рациональной бюрократии М. Вебера.

Отправной точкой любого рассказа об изменениях взглядов экономистов о природе фирмы является неоклассическая теория фирмы. Среди отечественных авторов можно назвать В.Б. Акулова, Р.И. Капелюшникова, М.Н. Рудакова, А.Е. Шастико, М.М. Юдкевича и других.

Целью данной работы является изучение вопросов концепции фирмы в теории организации. Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи: изучить существующие концепции организации фирмы, рассмотреть альтернативные цели фирм. Для решения этих задач основная часть курсовой работы была разбита на две главы: «Теория организации фирмы» и «Практика организации фирмы». Структура работы целиком включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Глава 1. Основные концепции фирмы

.1 Технологическая концепция фирмы

Теория рыночных структур имеет дело с функционированием рынков. Анализ структуры рынка начинается с изучения фирмы как экономического агента особого рода, специфические черты которого определяют особенности и последствия деятельности отрасли. Рассмотрим, что же такое фирма, чем является и чем не является данный субъект экономики. Фирма как один из основных институтов современной экономической системы представляет собой, прежде всего, обособленный субъект экономической деятельности, осуществляющий свои функции во внешней экономической среде, к которой относятся потребители, поставщики, государство, конкуренты, природные условия и общество в целом.

Отличие фирмы от других хозяйствующих субъектов состоит в том, что она: - представляет собой достаточно крупную и организационно оформленную единицу; - является самостоятельным юридически независимым экономическим агентом; - выполняет особую функцию в экономике: покупает ресурсы с целью производства товаров и услуг. Фирма служит инструментом распределения ресурсов в экономике между альтернативными возможностями их использования; - существование и рост фирмы обеспечивается за счет разницы между совокупной выручкой и совокупными издержками - прибыли. Прибыль всегда присутствует в деятельности фирмы - либо как главная цель, либо как один из значимых критериев ее поведения.

Существуют три основных подхода к определению фирмы, каждый из которых ставит во главу угла разные стороны деятельности фирмы. Так как роль фирм в экономике состоит в производстве товаров и услуг, технологический подход к фирме является одним из центральных в теории рынков. Согласно этому подходу, фирма рассматривается как структура, оптимизирующая издержки при данном выпуске, что обусловлено технологическими особенностями производства. Минимальные издержки на единицу продукции обеспечиваются при выпуске, называемом минимально эффективным выпуском (МЭВ) для данной отрасли. Зависимость издержек от выпуска определяет технологическую границу фирмы, горизонтальную и вертикальную границы роста фирмы.

Горизонтальная граница понимается в двояком смысле: как объем выпуска одного продукта (пределы роста однопродуктовой фирмы) и как товарное многообразие в рамках одной фирмы (пределы диверсификации производства).Все фирмы можно подразделить на одно- и многопродуктовые (по количеству товаров, выпускаемых в рамках одной фирмы), с одной стороны, и на одно- и многозаводские (по количеству учреждений с относительно замкнутым циклом производства - заводов), с другой.

Горизонтальный размер фирмы определяется положительным эффектом масштаба, то есть субаддитивностью издержек: издержки являются субаддитивными, если они меньше при совместном выпуске нескольких товаров, чем при их отдельном производстве в рамках различных фирм. Если рассматривается производство одного товара, то имеют в виду простой положительный эффект масштаба - сокращение средних издержек выпуска товара при увеличении его количества; если же рассматривается производство нескольких товаров, то речь идет о положительном эффекте разнообразия - сокращении средних издержек производства одного товарного вида при увеличении количества товарных марок, выпускаемых в рамках одной фирмы.

Понятие субаддитивности издержек в рамках технологического подхода к фирме позволяет ответить на вопрос, почему экономика в целом и даже зачастую одна отрасль не может представлять собой одну-единственную фирму. Рост издержек на единицу выпуска при увеличении масштабов производства формирует технологическую границу фирмы. Преодоление тенденции роста средних издержек в рамках одной и то же фирмы возможно с помощью выделения внутри фирмы нескольких относительно независимых подразделений, которые действовали бы как квазифирмы, то есть путем изменения внутренней организации фирмы.

Субаддитивность издержек определяет также и вертикальные размеры фирмы: выбор фирмы между покупкой на рынке или производством внутри фирмы продуктов последовательных стадий переработки. Товары будут производиться внутри фирмы (фирма станет вертикально интегрированной), если издержки их совокупного производства меньше, чем при их покупке:

(q1,O) + TC(0,q2) >TC(q1q2),

где q1и q2 - продукты последовательных стадий переработки.Соответственно, уменьшение субаддитивности издержек способствует приостановлению вертикальной экспансии фирмы, ограничивает ее вертикальный рост.

Таким образом, технологический подход к анализу фирмы позволяет выявить производственные ограничения распространения фирмы вширь и вглубь, установить естественные границы ее размеров, определить технические условия эффективности ее функционирования.

.2 Контрактная концепция фирмы

Фирма представляет собой совокупность отношений между работниками, управляющими и собственниками. Эти отношения часто выражаются формальными договорами - контрактами. Но даже если отношения не регулируются формальным договором, существуют свои правила поведения между работниками фирмы, работниками и управляющими, между поставщиками и потребителями продукции. Эти правила поведения могут рассматриваться в качестве неформальных контрактов, так как они достаточно стабильны на протяжении длительных периодов времени, а их нарушение вызывает формальные или неформальные санкции прочих участников.

Фирма, представляя собой совокупность внутренних и внешних, контрактов, сталкивается с двумя типами затрат на обеспечение их выполнения. Это трансакционные издержки (от слова «трансакция» - сделка, операция, контракт) и издержки контроля. Трансакционные издержки - это затраты (явные и неявные) на обеспечение выполнения внешних контрактов, в противоположность затратам, связанным с внутренними контрактами - издержками контроля.

Трансакционными издержками служат затраты на совершение деловых операций, включая в себя денежную оценку времени на поиск делового партнера, на ведение переговоров, заключение контракта, обеспечение соответствующего выполнения контракта. Издержки контроля включают расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также потери в результате недолжного выполнения контрактов. Контрактный подход к фирме позволяет выделить две принципиальные организационные формы фирмы: U-форму и М-форму. U-форма (от английского unitary) отличается небольшими издержками контроля и большими трансакционными издержками. Это простая линейная фирма, для которой характерно последовательное подчинение стадий выпуска одному регулирующему центру.

Функции контроля расположены «по линейке», что дает экономию издержек контроля: в каждый момент одно подразделение контролирует и контролируется только одним же другим подразделением. Однако поскольку с потребителем имеет дело только последнее подразделение (как правило, отдел сбыта), а остальные отделы непосредственно не касаются рынка, такая форма может существовать только для однородного небольшого производства; при росте числа товарных наименований или объема выпуска отсутствие связи с рынком затрудняет реакцию производства на изменение потребностей, что делает данную форму менее гибкой и, следовательно, менее конкурентоспособной в долгосрочной перспективе. Поэтому такая форма характерна только для малых и средних фирм. Небольшие размеры фирм, в свою очередь, приводят к высоким издержкам на выполнение внешних контрактов.

Таким образом, U-форма порождает сравнительно небольшие издержки контроля за счет высоких трансакционных издержек. М-форма (от английского multiproduct) представляет собой параллельное подчинение всех стадий выпуска каждого продукта одному продуктовому центру. Здесь с потреблением и рынком для всех продуктов имеет дело центральное руководство, а не отдельные продуктовые или производственные подразделения, что дает возможность оперативно реагировать на изменение рыночных параметров спроса для любого выпускаемого продукта. Это способствует гибкости производства, что ведет к организации многопродуктового процесса в крупных масштабах. Трансакционные издержки понижаются, поскольку многие промежуточные продукты производятся внутри фирмы. Однако усложнение системы управления продуктовыми подразделениями ведет к увеличению издержек контроля.

Глава 2. Альтернативные цели фирм

В рамках классической микроэкономической теории целью фирмы считается максимизация экономической прибыли - разницы между совокупной выручкой и совокупными издержками, включая альтернативную ценность собственных ресурсов фирмы (так называемую нормальную прибыль). Однако в действительности фирмы могут ставить перед собой разные цели, в зависимости от интересов экономических агентов, контролирующих функционирование фирмы. Объектом нашего анализа будет служить именно зависимость цели фирмы от влияния на принятие решений собственников, менеджеров, держателей облигаций и т. д.

Если фирма в явном виде преследует цель максимизации прибыли, то параметры ее поведения обозначим Р1 и q1, где Pi-цена, назначаемая фирмой; q1- количество выпускаемого товара. Соответственно, если доминирующей целью является какая-либо другая цель, параметры поведения фирмы будут Р2 и q2.

Общая цель каждого экономического агента заключается вмаксимизация полезности. Полезность может зависеть от разных факторов. Каждый экономический субъект стремится подчинить деятельность фирмы своей специфической цели. В результате фирма начинает проводить иную политику на рынке (в отношении цены и объема сбыта), чем если бы для нее была характерна единственная цель - максимизация прибыли.

.1 Цели индивидуального собственника

Для индивидуального собственника - то есть экономического агента, обладающего правом собственности на фирму и при этом, как правило, в силу незначительности величины самой фирмы, работающего на ней, - целью является максимизация полезности при выборе между прибылью (денежным доходом) и временем досуга. Прибыль и время досуга являются нормальными благами для индивида (в отличие от работы, которая представляет собой антиблаго, так что увеличение тягости труда должно компенсироваться увеличением денежного дохода, получаемого за это). Кривые безразличия для этих двух видов благ имеют отрицательный наклон (что соответствует убывающей предельной полезности благ) и вогнуты к началу координат (что соответствует убывающей предельной норме замены одного блага другим). Простая функция полезности имеет вид:

= f(р, Ls),

где р - прибыль (денежный доход) собственника фирмы, - время досуга.

Условиями первого и второго порядков при максимизации полезности будут: (ОdLs')/dLs2.Ограничение в данном случае представляет собой зависимость прибыли от времени работы (времени отдыха, поскольку работа и отдых взаимно исключают друг друга). При увеличении времени работы (и соответственно сокращении времени отдыха) прибыль первоначально растет. Однако начиная с определенного момента, снижение предельной производительности ресурса - трудовых и предпринимательских усилий собственника - ведет к снижению прибыли. Иными словами, функция прибыли (бюджетного ограничения) имеет перевернутую U-образную форму.

Собственник, максимизирующий полезность, будет работать меньше, а следовательно, отдыхать больше, чем если бы он максимизировал прибыль. Совпадение интересов максимизации полезности и максимизации прибыли возможно только при условии, что денежный доход представляет собой единственную ценность для индивида, предельная норма замещения досуга доходом равна нулю. Тогда кривые безразличия имеют вид горизонтальных линий, и точка касания линии бюджетного ограничения с кривой безразличия совпадает с точкой максимума функции прибыли: dП/dR=0.

2.2 Цели управляющих

Управляющие, так же как и акционеры, представляют собой разнородных экономических агентов, общей стратегией которых является удержание собственного положения в рамках данной фирмы. При этом могут использоваться различные методы, каждый их которых и представляет особую цель менеджеров. Во-первых, это максимизация общей выручки фирмы. Одним из методов укрепления собственного положения управляющего на фирме является расширение масштабов деятельности фирмы, поскольку именно на основе информации об увеличении или сокращении выпуска собственники фирмы, от которых зависит положение управляющего, делают вывод о качестве его работы. Основным показателем масштаба деятельности фирмы служит ее общая выручка. Сравним результаты, которые получает фирма при максимизации совокупной выручки и при максимизации прибыли.

Предельная выручка фирмы, максимизирующей прибыль, равна предельным издержкам (MR= МС > 0). Предельная выручка фирмы, максимизирующей общую выручку, равна нулю (MR= 0).

Так как функция предельной выручки является убывающей (dMR/dq< 0), и поскольку в первом случае предельная выручка больше, чем во втором, то q1<q2, где q1- выпуск при максимизации прибыли, q2- выпуск при максимизации совокупной выручки: объем производства при максимизации совокупной выручки всегда будет больше, чем при максимизации прибыли. Положение фирмы, максимизирующей выручку, достаточно устойчиво. Менеджеры фирмы не заинтересованы в сокращении выпуска, даже если это привело бы к росту прибыли. Снижение продаж ведет к ряду отрицательных для управляющего и для фирмы в целом последствий:- эффект снежного кома: сокращение (даже временное) объема продаж ведет к снижению популярности фирмы в целом у потребителей;- снижение привлекательности фирмы в глазах потенциальных инвесторов (акционеров) и кредиторов. Сокращение выпуска приводит к снижению доверия к фирме как благонадежному заемщику, что уменьшает возможности привлечения заемных финансовых ресурсов и может привести к падению курсовой стоимости акций;- потери дистрибьюторов и как следствие - сокращение каналов сбыта;- снижение рыночной власти из-за сокращения рыночной доли.

В итоге фирма становится более уязвимой по отношению к возможным колебаниям в экономике. Переход от максимизации продаж к какой- либо другой цели, требующей сокращения выпуска, наталкивается на очень большие препятствия, ставящие под угрозу положение фирмы в целом на рынке. Другая модель поведения менеджеров предполагает, что их полезность зависит от прибыли и суммы административных расходов.

Величина прибыли оказывает влияние на положение менеджеров косвенным образом, через выплаты премий и бонусов или через недовольство собственников и сокращение дополнительных денежных поступлений. Прямое влияние на полезность менеджера оказывают административные расходы. Поэтому для менеджеров величины прибыли и административных расходов будут служить в одинаковой степени нормальными благами. Следовательно, мы можем проанализировать проблему выбора менеджера между прибылью и величиной административных расходов.

Так как и прибыль и административные расходы представляют собой экономические блага, то кривые безразличия будут иметь «нормальный» вид, если U= f(р, Ехр) - функция полезности при р - величине прибыли и Ехр - величине административных расходов. Условия первого и второго порядков будут: dр/dE<0, d2U/dр2<0, d2U/dE2<0.В качестве бюджетного ограничения можно рассматривать зависимость прибыли от величины административных расходов, которая имеет перевернутую U-образную форму. Первоначально рост административных расходов стимулирует менеджеров работать лучше - прибыль увеличивается, - затем дополнительные административные расходы ведут к понижению прибыли из-за более быстрого роста затрат фирмы по сравнению с выручкой.

Оптимальная величина административных расходов при максимизации прибыли достигается в точке E1, а при максимизации полезности -в точке касания линии бюджетного ограничения и кривой безразличия Е2 на нисходящей ветви параболы. При максимизации прибыли условие первого порядка составляет: dn/dExp= 0, а для максимизации полезности: dn/dExp< 0.

Следовательно, Exp1< Ехр2, где Exp1 - величина административных расходов при максимизации прибыли, Ехр2 - величина административных расходов при максимизации полезности от собственного положения.Как и в случае с индивидуальным собственником, совпадение интересов максимизации полезности и максимизации прибыли возможно при условии, что административные расходы являются нейтральным благом для менеджеров. Это возможно, например, в случае, когда управляющие являются одновременно и собственниками фирмы. Целью менеджеров может стать максимизация темпов роста фирмы.

Положение управляющих можно также оценить на основе данных о темпах изменения объема продаж, считая, что чем выше темп роста фирмы, тем лучше работа менеджеров. Именно поэтому стремление к увеличению темпов роста фирмы может рассматриваться в качестве самостоятельной цели управляющих. Будем считать, что рост фирмы финансируется за счет ее нераспределенной прибыли. Максимизация темпов роста фирмы означает тем самым максимизацию нераспределенной прибыли:

р(rе) = TR-TC- р(div),

где р(rе) - нераспределенная прибыль фирмы; - совокупная выручка от продажи товара;

ТС - совокупные издержки производства и сбыта данноготовара;

р(div) - распределенная часть прибыли (выплачиваемая в видедивидендов).

Предположим для простоты, что налоги не взимаются. Тогда получаем в качестве первого условия максимизации нераспределенной прибыли:

= MC + dр(div)/dq< 0.

Оптимальный объем выпуска фирмы зависит и от предельных издержек фирмы, и от ее дивидендной политики. Если величина дивидендов изменяется пропорционально объему выпуска: (d р(div)/dq> 0), то предельная выручка, обеспечивающая максимизацию прибыли (MR1,окажется ниже предельной выручки при максимизации темпов роста (MR2).Таким образом, если фирма максимизирует темпы роста, то она будет сокращать выпуск (и увеличивать цену) по сравнению с условиями максимизации прибыли, так как здесь максимизируется меньшая величина - не вся прибыль, а только ее нераспределенная часть. Если же дивидендная политика фирмы не зависит от объема выпуска: (dр(div)/dq = 0), то решение менеджеров, максимизирующих темпы роста, об объеме продаж и ценах совпадет с их решением в том случае, когда они максимизируют прибыль.

Различия поведения фирм, управляемых собственниками и менеджерами, проявляются и в области отношения к риску. Менеджеры, поскольку они распоряжаются чужим капиталом, в большей степени склонны к риску, чем собственники. Поэтому при выборе способов долгосрочного финансирования и долгосрочных инвестиционных проектов они выберут наиболее рискованные варианты. В результате колебания прибыли будут сильнее, а средняя ожидаемая прибыль меньше, чем для фирмы, максимизирующей прибыль.

2.3 Цели работников фирмы, модель самоуправляющегося предприятия

Для работников, владеющих фирмой, целью будет максимизация дохода на одного занятого. Если работники занимают доминирующее положение внутри фирмы (например, владея контрольным пакетом акций), политика фирмы также будет нацелена на максимизацию дохода, получаемого каждым работником фирмы.

Пусть производственная функция выпуска фирмы зависит от двух факторов - труда Lи капитала К. Рассмотрим решение фирмы в краткосрочном периоде, предполагая, что предельная производительность труда снижается с ростом его использования. Будем также считать, что фирма действует на рынке совершенной конкуренции и не влияет на цену товара. Доход одного работника составляет:

(Pq-rK)/ L,

где Р - цена товара; - объем выпуска;

К - объем использования капитала;

Второе условие максимума обеспечивается действием закона снижения предельной производительности. Рассмотрим, как фирма реагирует на изменение рыночной цены. Мы знаем, что повышение цены товара вызовет снижение занятости внутри самоуправляющейся фирмы, а следовательно, снижением объема предложения. Отсюда кривая предложения самоуправляющейся фирмы будет иметь отрицательный наклон.

Поведение самоуправляющейся фирмы резко отличается от поведения фирм, максимизирующих прибыль. Преобладание таких фирм в экономике могло бы дестабилизировать рыночное равновесие. Равновесие на рынке, где и объем предложения, и объем спроса снижаются с ростом цены, при определенных условиях может оказаться неустойчивым: при отклонении цены от равновесной на систему будут действовать силы, препятствующие возвращению рынка к равновесному состоянию.

Глава 3. Максимизация прибыли в условиях неопределенности

Отдельной проблемой принятия решений фирмой служит соотношение между краткосрочной и долгосрочной прибылью и учет неопределенности. Традиционная модель основана на предположении о том, что фирма максимизирует текущую прибыль при известных параметрах спроса. Однако более реалистично было бы предполагать, что фирма максимизирует текущую ценность ожидаемой будущей прибыли. В свою очередь, ожидаемая прибыль в период t зависит от вероятности ее получения. Предполагая для простоты два исхода (фирма получает положительную экономическую прибыль п1с вероятностью pt или получает нулевую прибыль), целевую функцию фирмы можно записать как:

(E(n)) = Ј пр/ (1+i)t-1,

где i - ставка дисконтирования.

Очевидно, что максимизация текущей прибыли и максимизация дисконтированной прибыли, тем более дисконтированной ожидаемой прибыли, дадут разные результаты как самой величины прибыли, так и цен и количеств выпускаемого товара в зависимости от прогнозов ожидаемых значений прибыли в долгосрочном периоде по сравнению с краткосрочным.

.1 Динамическая модель максимизации выручки

Учитывая ценность не только сегодняшней, но и будущей выручки и прибыли для менеджеров, мы можем проанализировать в качестве их цели максимизацию текущей ценности будущего потока выручки. Будем считать пока для простоты, что все параметры спроса, а следовательно, и объем выручки менеджерам известны заранее.

Пусть TR - текущая совокупная выручка фирмы; g- ежегодный темп прироста совокупной выручки. Тогда поток будущих доходов фирмы будет выглядеть: TR, TR(I+g), TR(I+g)2,..., TR(I+g)n.

И дисконтированная стоимость будущих продаж равна:

(TR) = ЈTR((1+g)/(1+i))t-1,

где t= l,2..,n- периоды времени существования фирмы; - ставка дисконтирования.

Фирма выбирает такую комбинацию общей выручки и темпов ее роста, чтобы максимизировать дисконтированную стоимость будущих продаж. Таким образом, фирма сталкивается с выбором между высокой сегодняшней выручкой и высокими темпами роста. Различные комбинации общей выручки TRи темпов ее роста gмогут дать одинаковую дисконтированную выручку. Оптимальный выбор фирмы будет достигнут в точке касания линии постоянной дисконтированной выручки и функции роста фирмы. Этот выбор дает значения выручки и, следовательно, прибыли, необходимых для финансирования выбранного темпа роста. Видно, что максимизируя текущую ценность будущего потока выручки, менеджеры фирмы будут выбирать более высокий объем продаж по сравнению не только с объемом продаж, максимизирующим прибыль, но даже по сравнению с объемом продаж, обеспечивающим максимальную общую выручку сегодня.

.2 Конкуренция фирмы

Конкуренция на рынке товаров и услуг, которые производит фирма, требует достижения максимально возможной прибыли, интенсифицируя тем самым работу управленческого персонала. Если прибыль фирмы, действующей на конкурентном рынке, оказывается ниже требуемой, фирма вытесняется с рынка и терпит банкротство, что обычно ведет к потере мест управляющими. Угроза банкротства и смены менеджмента может служить способом контроля за интенсивностью управленческого труда. Тем не менее, в условиях несовершенной конкуренции и наличии барьеров входа на рынок угроза банкротства не является серьезной для многих компаний. Угроза слияния или поглощения. Сокращение прибыли из-за недобросовестного или недостаточно эффективного управления фирмой ведет к понижению стоимости ее акций, что облегчает их скупку другой фирмой. Фирма-поглотитель, приобретя данную фирму, может сменить ее руководство. Однако практика менеджмента крупных компаний выработала немало способов обезопасить управляющих от поглощения или обеспечить сохранение их статуса после поглощения. Конкуренция на рабочем месте.

Создание конкуренции на рабочем месте управляющего предполагает заключение с управляющими контракта, согласно которому размер денежного вознаграждения устанавливается в зависимости от соотношения результатов его работы с результатами работы менеджеров других подразделений. Этот способ является относительно эффективным, если, во-первых, сами менеджеры рассматривают аналогичную должность в другом подразделении как равную их положению (в противном случае возникают жалобы на неадекватную базу сравнения) и, во-вторых, отсутствует сговор между конкурирующими управляющими. Если эти условия не выполняются, оценка управленческого труда через такое сопоставление конкурентных работ не будет служить объективным критерием.

Денежные поощрения управляющих. Денежные поощрения управляющих возможны в виде денежных выплат (премий, бонусов) за достижение менеджером поставленных собственником целей или в виде пакетов акций с целью превращения собственника-распорядителя в собственника- владельца. Последний метод (выдача пакетов акций менеджерам за хорошую работу) получил особое распространение в мировой практике. Видимо, оказалось наиболее целесообразным открыто делиться собственностью в соответствии с ее функциями, чем допускать развитие конфликта и потери эффективности фирмы в целом.

Репутация менеджера. Увольнение недобросовестного менеджера, если такое происходит, сказывается на его репутации, что снижает его оценку на рынке управляющих и возможности получения хорошей должности в другой компании. Однако здесь проблема заключается в том, что не во всех случаях оппортунистическое поведение управленческого состава становится известным собственнику. Следовательно, этот метод способствует разрешению конфликтов только на короткий срок: никто не может гарантировать, что другой менеджер, который приходит на место уволенного, окажется более добросовестным, ибо причина проблемы кроется не в особенностях отдельного человека, а в наличии двух конфликтующих аспектов собственности внутри фирмы.

Заключение

Мы рассмотрели разные варианты поведения фирмы на рынке в зависимости от того, какие цели возникают у пользующегося преобладающим влиянием экономического агента, действующего в рамках фирмы; а также проанализировали возможные конфликты целей, которые присущи современной фирме. Эти цели скорее следует рассматривать в качестве факторов, ограничивающих основную цель фирмы - максимизацию прибыли, чем как самостоятельные мотивы поведения фирмы. Если интересы какой-либо группы лиц (экономических агентов) внутри фирмы окажутся преобладающими в силу тех или иных причин, фирма будет вести себя соответствующим образом. Однако с точки зрения экономической системы в целом, такое поведение производящего агента не является оптимальным, поскольку только максимизация прибыли обеспечивает одновременно и минимизацию издержек (при условии, конечно, свободной конкуренции на рынке). Поэтому фирмы, не преследующие цель максимизации прибыли, оказываются потенциальными кандидатами на вытеснение с рынка - в них зреют конфликты, которые способны их погубить.

Вместе с тем, максимизация прибыли представляет собой объективно нейтральную цель, которая стоит выше интересов отдельных экономических агентов на фирме. Ее достижение уравнивает в правах всех действующих лиц - экономических агентов. Эта цель подобна стремлению к росту пирога. Каковы бы ни были индивидуальные интересы, в любом случае всем участникам экономического процесса выгодна большая совокупная величина пирога, чем меньшая. Проблема раздела пирога при этом, безусловно, сохраняется, но даже при наихудшем раскладе маленькая относительная доля экономического субъекта при большом абсолютном размере делимого выражается солидной величиной, которая способна и удовлетворить его. Максимизация прибыли сглаживает противоречивые интересы внутри фирмы, что позволяет ей нормально существовать.

Таким образом, мы видим, что фирма представляет собой сложное экономическое образование с большим разнообразием целей, вызванных усложнением субъектов собственности, которые могут порождать конфликты внутри фирмы. Каждая из моделей фирмы и каждый подход к определению сущности фирмы помогают понять значимые стороны функционирования современной фирмы, те ее стороны, которые не в состоянии объяснить традиционная микроэкономическая теория.

управляющий работник прибыль конкуренция

Список используемой литературы

1. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Учебное пособие. Петрозаводск: ПетрГУ, 2006.

. Гончаров В.В. Важнейшие понятия и концепции в современном управлении. - М.: МНИИПУ, 1998. -176 с.

. Дафт Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов / Науч. ред. Л. Свенцицкий. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 480 с.

. Менар К. Экономика организаций / Пер. с фр.; под ред. А.Г. Худокормова. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 160 с.

. Мильнер Б.З. Теория организаций / Б.З. Мильнер. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 558 с.

6. Лафта Дж.К. Теория организации: Учебное пособие / Дж.К. Лафта. - М.: Проспект Велби, 2003. - 416 с.

. Коренченко Р.А. Общая теория организации: Учебник для вузов / Р.А. Коренченко. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 286 с.

8. Теория организации: Учебник для вузов / Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко. - СПб.: Питер, 2003. - 400 с.

. Холл Р.Х. Организации: структуры, процессы, результаты / Под общ. ред. И.В. Андреевой. - СПб.: Питер, 2001. - 512 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!