Полиция в системе правоохранительных органов
Содержание
Введение
. Место полиции в обществе:
историческая ретроспектива
2. Образование полиции и её роль в
Российской Федерации
Заключение
Приложение А Система милиции (до
принятия закона о полиции)
Введение
Я, Тема моей преддипломной практики: «Полиция в
системе правоохранительных органов».
Основными задачи в процессе прохождения практики
стали:
). Рассмотреть и изучить правовые основы
деятельности правоохранительных органов;
). Выявить специфику и особенности
правоохранительных органов;
). Проанализировать роль полиции в
правоохранительной деятельности.
В соответствии с общей концепцией соотношения
государства и гражданского общества государство регулирует лишь наиболее важные
отношения. Как правило такие отношения регламентированы правовыми нормами и
охраняются от нарушений различными средствами воздействия.
Для охраны и защиты личности, общества и
государства создана система органов, обеспечивающих надежную правоохрану и
осуществляющих меры реагирования в каждом случае нарушения или неправильного применения
закона.
Особенностью современного этапа развития
российской государственности является принятие весьма большого количества
законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих порядок создания,
структуру и систему правоохранительных органов. В частности в России проводится
административная реформа, которая направлена на повышение эффективности
деятельности органов внутренних дел.
1. Место полиции в обществе:
историческая ретроспектива
полиция правоохранительный общество
«Полицейские государства», возникшие в XVII ст.
и достигшие расцвета в XVIII ст., назывались так не потому, что имели
полицейские органы, а потому, что администрация в силу свойственных ей
полицейских функций позволяла себе все, не зная никаких правовых границ. Органы
государственного управления могли предъявлять любые требования и осуществлять
путем принуждения все, что по их мнению было необходимо для общественного блага
и общественной пользы. Из курса истории государства известно, что изначально
слово «police» (полиция) совпадало по своему значению с государственной
деятельностью («policing») и в ряде документов являлось синонимом хорошего
состояния, общественного благополучия. Так, например, в ранних германских
документах «gute Polizei» означало порядок (Нюрнбергский указ 1492 года).
Развитая в рамках политической экономии XVIII в.
«наука полиции» включала в термин «полиция» всю деятельность по управлению
государством и общественным порядком с помощью экономической, социальной и
культурной политики. Понимание полиции как «совокупности государственных
учреждений и действий, имеющих целью (посредством применения государственной
силы) удалить внешние препятствия, заграждающие путь всестороннему развитию
общества, которые не в состоянии удалить отдельные лица либо дозволенный союз
этих лиц» безоговорочно разделялось и поддерживалось всеми ведущими
политическими экономистами того времени - от А. Смита до Бентама. Функция же
полиции в прусском общем земском праве, например, определялась как создание
необходимых учреждений для сохранения публичного спокойствия, безопасности и
порядка, а также устранения опасности, угрожающей публике или отдельным ее
членам. При этом подразумевалось, что защиту от правонарушений обязаны
предоставлять учреждения правосудия и юстиции, предоставление же всякой иной
помощи выпадало на долю отрядов полиции, являвшихся всего лишь малой частью
полицейских проектов.
Сегодня термин «policing» предлагается к
пониманию не как сугубо полицейская активность, но как форма социального
контроля, специфическая государственная деятельность по поддержанию
общественного порядка. И если европейское сообщество все еще склонно
фетишизировать роль полиции, видя в ней неотъемлемую часть общественного
порядка, «…тонкую голубую линию, защищающую мир от хаоса», то такое понимание
полиции - скорее дело стереотипов общественного сознания, нежели результат
рационального познания.
В ходе длительной исторической трансформации
полиция европейского континента к середине ХХ в. была сформирована как
государственное агентство, чьи представители в униформе патрулировали
общественные места, наделенные при этом широкими полномочиями по контролю над
преступностью, поддержанием общественного порядка и оказанию помощи населению.
Вторая часть полиции, не облаченная в униформу, выполняла функции расследования
уголовных преступлений и административного руководства служебной деятельностью.
При этом полиция являлась специальным органом, имеющим прерогативу на законное
применение силы в целях обеспечения общественной безопасности и правопорядка.
Отправной точкой для нового пересмотра роли
полиции в обществе явились глобальные процессы 60-х годов прошлого столетия:
случаи коррупции и злоупотреблений властью среди полицейских чинов; волна
обвинений против полиции по фактам расизма и дискриминации; участившиеся случаи
массовых беспорядков и милитаризация полицейской тактики; рост преступности и
неверие общества в возможности полиции; уменьшение общественной подотчетности и
самоизоляция полиции от общества. Осознание европейским сообществом того факта,
что «закон в действии» может сильно разниться от «закона в книгах», впервые
поставило деятельность правоохранительных органов в круг непосредственно
криминологических проблем. Отправной точкой новых подходов явилось рассмотрение
проблем, структуры и функционирования системы уголовной юстиции, равно как и
изучение индивидов, помеченных клеймом преступников. В рамках данного подхода
поведение и деятельность сотрудников уголовной юстиции впервые стали
рассматриваться не как автоматический профессиональный ответ на патологические
девиации, а как процесс взаимодействия с правонарушителями, носящий явно
индивидуальную и политическую окраску. Новое направление определило также
проведение многочисленных исследований о влиянии организационных и
культурологических детерминант на формирование тех стереотипов полицейского
поведения, которые впоследствии приводят к совершению ими правонарушений.
Именно с этого момента деятельность полиции
стала одной из тем криминологических исследований, основные направления которых
можно разделить на следующие:
сущность системы социального управления и место
полиции в ней;
осмысление феномена дискреции, т.е. ситуаций,
когда полицейский действует по собственному усмотрению на основании личного
профессиональногоопыта. Это означает, прежде всего, что закон не переносится
автоматически в полицейскую практику, а зависит от личности того, кто применяет
этот закон на практике;
изучение того, какие образцы берутся
полицейскими в качестве стандарта в ситуации, когда полиция действует по своему
усмотрению и каковы социальные последствия таких действий полиции.
.
Образование полиции и её роль в Российской Федерации
Суверенитет государства, охрана прав и свобод
граждан, защита основ конституционного строя и обеспечение правопорядка
являются важными факторами нормального существования общества и функциональной
обязанностью государства. Государственная правоохранительная функция
реализуется системой правоохранительных органов, важное место в которой
занимает полиция. В ходе проведения административной реформы с целью
обеспечения доверия граждан, создания условий для защиты их прав и свобод,
создания эффективных механизмов противодействия преступности, охраны
общественного порядка, собственности и общественной безопасности в 2011 году
прошло реформирование органов внутренних дел и преобразование милиции в
полицию.
Процесс реформирование милиции в полицию
предусматривал изменение законодательных и организационно-правовых основ
функционирования полиции, изменение статуса ее органов и служащих, освобождение
полиции от несвойственных ей функций и расширения полномочий направленных на
решение стоящих задач по охране правопорядка. Реформирование милиции и создание
полиции были нацелены на решение сложной социальной задачи преодолеть кризис
доверия общества, выработать новые организационно правовые формы взаимодействия
полиции и общества, обеспечить учет общественного мнения при оценке
деятельности органов и служащих полиции, изменить систему отчетности и
разработать современные показатели эффективности работы правоохранительных
органов.
Реформирование полиции повлекло изменение ее
места и роли в системе правоохранительных органов Российской Федерации, внесло
коррективы в организационно-правовые формы ее деятельности и взаимодействия с
правоохранительными органами и гражданским обществом. Отчасти в создании
современного правоохранительного института - полиции нашли отражение процессы
интеграции сил правопорядка России в мировое полицейское сообщество.
Современный этап становления Российской
Федерации, как демократического государства связан с многогранными процессами в
сферах социально-экономической и политической жизнедеятельности общества и
государства. В условиях радикального реформирования осуществляется ломка
привычных стереотипов, взглядов на понимание различных проблем общественной
жизни. Изменения затрагивают все сферы жизнедеятельности граждан, в том числе и
правоохранительную деятельность. В данных условиях особенно остро встают
вопросы, касающиеся обеспечения общественной безопасности. При этом наиболее
широкий спектр их решений в силу функциональных обязанностей возлагается на
органы полиции, так как именно полиция, является той составной частью единой
централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере
внутренних дел. Вместе с тем, следует отметить, что данными органами
исполнительной власти не всегда в полном объеме, получается, осуществлять
эффективный контроль за всеми сферами социальной жизнедеятельности, в рамках
которых формируются значимые угрозы общественной безопасности. Исходя, из этого
следует, что ее достойное обеспечение возможно только в условиях тесного
взаимодействия полиции и общественности, в том числе и той ее части, которая
объединена в формирования (структуры) правоохранительной направленности.
Непростым для Министерства внутренних дел
Российской Федерации оказался период реформирования системы. Процесс
реформирования повлек за собой значительное сокращение численности личного
состава органов внутренних дел. В связи с этим фактом, реальным и существенным
подспорьем обновленной полиции, в деле борьбы с преступностью могли бы стать
граждане Российской Федерации, объединенные для этого в различные общественные
формирования правоохранительной направленности. Понимание и согласие в данном
вопросе порождает доверие между гражданами и государством и способствует
возрождению общественных формирований правоохранительной направленности, а
также повышению эффективности борьбы с преступностью. При этом, происходит
совпадение личных и государственных интересов в деле укрепления правопорядка, а
совпадение интересов, на практике, является хорошим стимулом для осуществления
качественного взаимодействия.
Основной предпосылкой партнерства между полицией
и обществом является настоятельная необходимость повышения уровня вовлеченности
общества в процесс обеспечения безопасности и общественного порядка на улицах,
площадях, стадионах, в скверах, парках, на вокзалах и других общественных
местах, а также решения проблемы преступности в местах проживания граждан,
поскольку эта задача не может быть решена силами одной лишь полиции. Для
достижения подобных партнерских отношений, полиции необходимо:
· взаимодействовать с обществом;
· укреплять свою легитимность
посредствам осуществления полицейской деятельности на основе согласованных
действий и улучшения качества услуг, оказываемых обществу.
Таким образом, полиция должна:
· быть узнаваемой и доступной для
населения;
· знать население на подведомственной
территории и быть известной ему;
· отзываться на нужды населения;
· прислушиваться к проблемам граждан;
· отчитываться в своих действиях и
достигнутых результатах перед населением.
Следует признать тот факт, что современной
России не хватает взаимосвязи между обществом и правоохранительными структурами
и это, неудивительно, поскольку связь между полицией и обществом в нашей стране
всегда была односторонней. Задача полиции состояла и состоит в том, чтобы
выполнять установленные законом обязанности, осуществлять свою деятельность на
основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, а задача
общества - в том, чтобы выполнять законы Российской Федерации и с уважением
относиться к полиции, как к стражу закона. Но, как известно из практики, без
взаимного уважения сторон - хорошего результата достичь нелегко.
К сожалению, Российская Федерация по-прежнему
далека от развитого гражданского общества. В соответствии с определением,
гражданское общество - это совокупность общественных отношений, формальных и
неформальных структур, обеспечивающих условия политической деятельности
человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов
личности и социальных групп и объединений.
Развитое гражданское общество является важнейшей
предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером.
Именно в таком государстве все члены общества активно участвуют в обеспечении
правопорядка и не считают что:
· забытая на остановке сумка к ним не
имеет никакого отношения;
· лежащий на обочине человек просто
пьян;
· из квартиры соседа бытовую технику
выносят потому, что он решил переехать.
Нашей полиции необходимо изменить сознание и
понимание граждан, сделать так, чтобы общество захотело взаимодействовать с
ОВД. В соответствии с законом полиции для выполнения возложенных на нее
обязанностей предоставлены следующие права:
· привлекать граждан с их согласия к
внештатному сотрудничеству;
· объявлять о назначении
вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их
совершивших, и выплачивать его гражданам;
· поощрять граждан, оказавших помощь
полиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей;
· устанавливать негласное
сотрудничество с гражданами, изъявившими желание конфиденциально оказывать
содействие <#"724022.files/image001.jpg">