Спрос на продукцию и услуги

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    96,44 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Спрос на продукцию и услуги













КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему : «Спрос на продукцию и услуги»



Оглавление

Введение

. Спрос и его особенности

.1 Спрос: понятие и сущность

.2 Факторы, определяющие спрос

.3 Методы анализа и прогнозирования спроса на товар

.4 Виды спроса на продукцию

. Анализ спроса на продукцию ЗАО "ОСТ-Аква"

.1 Краткая характеристика предприятия

.2 Оценка спроса на продукцию и формирование портфеля заказов

.3 Прогноз спроса на питьевую воду в ПЭТ булылках

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Изучение спроса на рынке становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения- все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия. Сейчас для любой фирмы важнее даже не произвести продукцию, а сбыть ее, найти конкретную нишу на рынке для своего товара. Поэтому-то на первые роли выходят в настоящее время многочисленные отделы маркетинга, непосредственно занимающиеся вопросами сбыта и реализации продукции. “Клиент всегда прав” - этот принцип, принятый на вооружение многими ведущими производителями, лишний раз доказывает первостепенное значение такого экономического понятия, как рыночный спрос.

Экономический анализ спроса является универсальным средством, которое может быть применено к широкому кругу разнообразных проблем. В их числе можно назвать: прогноз влияния меняющихся мировых экономических условий на рыночную цену и эффективность производства; оценка влияния правительственных мер по контролю цен, минимальная заработная плата и экономические стимулы, влияние налогов, субсидий, пошлин на импорт и квот потребителей и производителей.

Все это подтверждает актуальность темы курсовой работы.

Ещё несколько лет назад никто и представить себе не мог, что можно построить бизнес на том, что люди привыкли получать бесплатно. А сегодня продажа бутилированной воды - это реальность. Люди меньше используют воду из-под крана для питья и приготовления пищи. Они предпочитают покупать для этих целей очищенную и отфильтрованную воду в бутылках. И эта тенденция будет продолжаться. Следовательно, рынок продажи бутилированной воды будет только расти.

Целью курсовой работы является изучить теоретические аспекты анализа спроса на продукцию предприятия ЗАО "ОСТ-Аква", выявление проблемы и возможности повышения спроса для предприятий.

1. Спрос и его особенности

спрос продукция заказ

1.1 Спрос: понятие и сущность

Суть рыночного процесса - купля-продажа товаров. Главными действующими лицами здесь являются продавцы и покупатели. Поэтому понять закономерности работы рынка можно, только разобравшись в том, чем руководствуются на рынке покупатели и к чему стремятся продавцы. Каждый человек нуждается в тех или иных благах, то есть обладает потребностями. И если он не может произвести эти блага сам или ему выгоднее купить их, он приходит за ними на рынок. Естественно, он должен располагать деньгами для покупки, поскольку бесплатно на рынке ничего получить нельзя. А это значит, что на рынке мы сталкиваемся уже не с потребностями как таковыми, а со спросом.

Этот термин, а точнее, его полный вариант - «платёжеспособный спрос», ввел в научную лексику выдающийся английский экономист Томас Роберт Мальтус (1766 - 1834). И сделал он это для того, чтобы провести чёткую грань между мечтами людей о получении в своё распоряжении каких-то благ и их реальными возможностями эти блага приобрести. Выводы Мальтуса позволяют нам сформулировать одно из важнейших правил экономической жизни: «Для рыночных процессов значение имеют только те желания людей, которые могут быть подкреплены денежными суммами, реально достаточными для покупки некоторого количества товаров».

Информацию о возможных величинах спроса легко представить графически в виде кривой, которая называется кривой спроса. (см. рисунок 1.1).

Рисунок 1.1 - Кривая спроса

Спрос - это форма потребления потребителей, отражающая их готовность и способность платить за приобретаемые блага. Спрос на рынке выступает со стороны потребителя, вернее, покупателя и отражает потребности людей. Поэтому под спросом следует понимать представленную на рынке потребность в товарах. Но не всякая потребность, а лишь подлежащая удовлетворению и обеспеченная денежным эквивалентом, т. е. платёжеспособная, потребность. Потребность одного человека, обеспеченная деньгами и обязательно «вынесенная на рынок» и ориентированная всегда на покупку определённого товара или услуги, характеризует индивидуальный спрос, или спрос на микроуровне.

Удовлетворение потребностей любого экономического субъекта осуществляется при следующих важных условиях:

а) большинство товаров и услуг не бесплатны;

б) у любого товара есть заменители (субституты);

в) неизбежный выбор между субститутами требует сопоставления дополнительных затрат и выгод.

От индивидуального спроса следует отличать совокупный рыночный спрос. Последний представляет собой сумму индивидуальных спросов на рынке для каждой цены товара. Различают платёжеспособный спрос на факторы производства (спрос производства) и на предметы потребления (потребительский спрос). Последний во многом зависит от размеров денежных средств, находящихся на руках у населения, в банках, различных выплат и наследства, размеров рынка, цены, субъективных вкусов и предпочтений. Полезности и качества товаров. Различают экзогенный и эндогенный спрос. Экзогенный - это такой спрос, изменение которого вызывается вмешательством правительства или внедрением каких-либо сил извне системы свободного рынка. Эндогенный или внутренний спрос образуется внутри общества благодаря факторам, существующим в этом обществе. [21, с.251]

В экономике действует так называемый закон спроса, суть которого можно выразить следующим образом. При прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар. Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество этого товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились. Действие закона спроса ограничено в следующих случаях:

При ажиотажном спросе, вызванном ожиданием покупателей повышения цен;

Для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления (золото, серебро, драгоценные камни, антикварные изделия и т.п.);

При переключении спроса на более новые и качественные товары (например, с пишущих машинок - на домашние компьютеры; снижение цен на пишущие машинки не приведёт к повышению спроса на них).

Изменение количества товара, которые покупатели хотят и могут купить, в зависимости от изменения цены этого товара называют изменением величины спроса. [29, с.470]

Реакция спроса на динамику цены проявляется постоянно, однако степень этой зависимости может быть различной. Для количественного определения данной взаимосвязи используется категория эластичности. Эластичность - это понятие, характеризующее наличие взаимосвязи двух величин. Оно отражает степень реакции одной величины в ответ на изменение другой. По своей природе категория «эластичность спроса» отражает реакцию потребителя на изменение рыночной ситуации. Согласно подходу неоклассической теории, изменение рыночной ситуации рассматривается с позиции изменения двух ведущих факторов - цены продаваемого блага и дохода потребителя. В связи с этим используется два понятия: «эластичность спроса по цене» и «эластичность спроса по доходу». Оба понятия выражаются показателями степени чувствительности спроса по отношению к изменению цены и уровня получаемого дохода.

.2 Факторы, определяющие спрос

Факторы, влияющие на спрос принято делить условно на ценовые и неценовые. Ценовой фактор - это цена на данный товар. Действие ценового фактора приводит к изменению объёма спроса, передвигая его вдоль постоянной кривой спроса в разные точки. Среди неценовых факторов наиболее существенное воздействие на поведение покупателей оказывают:

Цены взаимосвязанных товаров. Товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), если увеличение цены одного из них влечёт за собой рост объёма спроса на другой товар при каждом значении цены. Взаимозаменяемыми они называются потому, что могут быть использованы для одних и тех же целей, т.е. удовлетворять одну потребность. Товары являются взаимодополняемыми (комплектарными), если увеличение цены одного из них снижает объём спроса и на другой. Эти товары сопутствуют друг другу в процессе потребления или использования. Здесь изменения в величине спроса на один товар вызывает такую же реакцию спроса и на другой.

Итак, повышение цены на один товар - субститут сдвигает кривую спроса на товар - заменитель вправо, увеличивая объём его спроса. А повышение цены на комплектарный товар сдвигает кривую спроса на товар, дополняющий первый, влево (уменьшая объём и его спроса).

Доходы потребителей. Как правило, по мере роста дохода потребителя увеличивается спрос на многие товары, особенно на более дорогие и высококачественные. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения дохода, называются нормальными товарами, или товарами высшей категории. Вместе с тем существуют товары, потребление которых с ростом доходов уменьшается. Такие товары называются благами низшей категории. К ним относятся блага, для которых существуют альтернативные товары более высокого качества или более удобные в потреблении. Спрос на них складывается следующим образом: при росте дохода происходит снижении покупок, а при уменьшении дохода их потребление увеличивается. При этом кривая сдвигается влево и вправо. Вследствие прироста доходов потребителей - потенциальных покупателей на рынке возрастает объём спроса при каждом значении цены, что графически изображается как сдвиг кривой спроса на нормальный товар вправо. Повышение доходов населения приводит к сдвигу кривой спроса на низшие блага влево, ибо величина спроса на них ниже при каждом значении цены.

Вкусы потребителей. Предпочтения или вкусы потребителей являются важнейшим фактором, определяющим объём спроса на любой товар. Формируются они под влиянием общества, обычаев, образования, рекламы и т.д. Обычаи, привычки, национальные особенности меняются довольно медленно, поэтому спрос не изменится или изменятся незначительно, если растёт цена на товар, являющийся предметом повседневного потребления данного населения. Но какой бы ни была причина изменения вкусов и предпочтений потребителей, кривая спроса на тот или иной товар сдвинется соответствующим образом - вправо, если спрос вырос, и влево, если он упал.

Ожидания потребителей. Потребительские ожидания связаны, во - первых, с изменением цен на товары и услуги и, во - вторых, с изменением доходов населения. Ожидание высоких цен в будущем заставляет больше покупать товаров сегодня, и наоборот, ожидание падения цен может сократить текущие траты. То же можно сказать относительно будущих доходов: если ожидается их рост, то люди не экономят, а больше тратят на текущие потребности, увеличивая те самым спрос, и наоборот.

Число покупателей. Спрос находится в прямой зависимости от числа покупателей на рынке. Чем их больше, тем больше спрос. С уменьшением количества потребителей сокращается спрос. При этом наблюдается сдвиг кривой вправо и влево.

Размер рынка (размер предложения). Как правило, чем больше предлагается товара, тем ниже цена (сказывается конкуренция производителей) и, следовательно, тем выше спрос. Кривая спроса сдвигается вправо.

Реклама. Данный фактор нередко формирует спрос, особенно это касается новых товаров, с которыми потребитель пока плохо знаком. Как показывает опыт, удачно организованная реклама способствует расширению спроса на определённые товары, что сдвигает кривую спроса вправо.

Так же для предприятия не мало важно разработка ПОРТФЕЛЯ ЗАКАЗОВ - совокупность внешних заказов, которыми располагает предприятие, фирма, организация в данное время или на определенный период времени. От портфеля заказов зависят производственная мощность предприятия и степень ее использования в процессе дальнейшей деятельности. Если спрос на продукцию падает по каким-либо причинам, то соответственно уменьшается портфель заказов, идет спад производства, растут себестоимость продукции, убытки и предприятие может стать банкротом. Поэтому анализ спроса на профильную продукцию предприятия имеет большое значение. Это один из наиболее важных и ответственных этапов исследования рынка.

.3 Методы анализа и прогнозирования спроса на товар

Произвести анализ спроса теоретически очень сложно, так как любое изучение статистики, привлечение социологических исследований и печатных материалов дает весьма приблизительный результат. Личные контакты с возможными покупателями дают возможность определить их предпочтение, вкусы и требования, но это требует больших затрат времени и денег. Нужно учитывать, что спрос на традиционные товары практически постоянен, а при выпуске принципиально новых товаров спрос только зарождается и может опережать предложение, то есть объем производства данного товара. Но наступает момент, когда спрос на товар насыщается, потребности покупателей удовлетворяются, объем производства начинает превышать спрос. Изучение спроса на товары и услуги должно стать основой для организации и текущего управления хозяйственной деятельности предприятия, планирования объема продаж, обеспечения процесса закупки товаров, повышения организации и уровня обслуживания покупателей, а также для изучения эффективной ценовой политики. Поэтому изучения спроса является не самоцелью, а объективной необходимостью, предполагающий совершенствование всех сторон хозяйственной деятельности предприятия, повышение его конкурентоспособности и роли на рынке конкретных товаров и услуг. Предложить товар, отвечающий особенностям спроса покупателей, возможно только на основе подробного изучения спроса на конкретном предприятии. При изучении спроса на уровне предприятия необходимо учитывать следующие особенности:

спрос должен изучаться не только в целом, но и в разрезе отдельных товарных групп и ассортиментных позиций и даже отдельных товаров;

спрос должен изучаться относительно не только совокупного усредненного покупателя, но и каждой конкретной группы покупателей, разделенных по различным признакам (пол, возраст, семейное и социальное положение);

определение и конкретизация объекта изучения спроса. Объектом изучения спроса может являться, с одной стороны, ассортиментная структура товаров и услуг или определенный товар, а с другой стороны, контингент потребителей конкретного торгового предприятия;

четко наметить организационный уровень изучения спроса, что предполагает выделение функций и задач.

Эффективным методом изучения спроса являются выставки и выставки-продажи. Наряду с демонстрацией товаров могут быть проведены показ работы технически сложных товаров, консультации по товарам; организована продажа товаров со скидкой или предоставлением более длительного, чем обычно, гарантийного срока; показаны рекламные ролики и фильмы, слайды, распространена печатная продукция, проведены лотереи, аукционы по продаже отдельных товаров, дегустации.

Наиболее эффективным методом изучения спроса считается анкетный опрос. Его осуществление состоит из нескольких этапов:

) Определение проблемы исследования, т.е. целей, задач, объема и характера опроса.

) Разработка целевых и программных опросов.

) Выбор способа проведения опроса и опрашиваемых лиц.

) Разработка пробной анкеты, ее испытание и окончательная редакция вопросов.

Согласно классической экономической теории основным фактором, влияющим на уровень потребления и поведение потребителя, является его доход, и при оценке потенциального спроса на товар доход всегда выступает в качестве основного ограничения. [1, с. 473]

В работе Пьера Паоло Савиотти «Разнообразие, рост и спрос» представлена модель формирования спроса на товар. Согласно Савиотти, спрос на товары или услуги, созданные инновациями, начинает формироваться, только если преодолены три барьера.

. Критический человеческий капитал - спрос на товар начинает формироваться с того момента, когда о товаре узнает достаточное число потребителей. Минимальное необходимое число информированных потребителей называется критическим человеческим капиталом. Действительно, пока продажи вашего товара имеют случайный разовый характер, о спросе говорить не приходится. Спрос начинается с того момента, когда продажи вашего товара начинают принимать более - менее устойчивый характер, подчиняющийся определённым закономерностям, а для этого необходимо, чтобы о вашем товаре знало хотя бы минимальное число потребителей, способных обеспечить эту устойчивость.

. Критическая пригодность - товар должен обладать минимальным допустимым набором необходимых потребителю характеристик. Данный критерий также является неоспоримым, поскольку потребитель начнёт интересоваться товаром только при том условии, что он сможет от его покупки получить хоть какую-то дополнительную пользу по сравнению со старой модификацией. В противном случае менять предпочтения и состав потребительской корзины будет нецелесообразно. В случае же, если товар будет обладать преимуществом только по одному типу показателей, массовых продаж она скорее всего не достигнет.

. Критический минимальный уровень дохода - потребитель только тогда станет покупать товар, когда его дохода будет хватать для удовлетворения всех предшествующих потребностей и ещё останутся средства для удовлетворения потребности, насыщаемой данным товаром. Это является выражением общепринятого ограничения по доходу, используемого в классической экономической теории.

Скорость совокупного преодоления всех пяти барьеров: критического уровня человеческого капитала, критического уровня дохода, критической пригодности, критического уровня риска и свободного времени - будет характеризовать время, необходимое для внедрения товара на рынок и начала формирования роста продаж. Следовательно, эти барьеры характеризуют временной промежуток с момента поступления товара в продажу до начала роста продаж.

.4 Виды спроса на продукцию

Различают общественные, коллективные и личные потребности. Последние делятся на два вида: общие и частные. Общие потребности - это потребности людей в пище, одежде, жилье. Они рождаются вместе с человеком и существуют вечно. Частные потребности людей, например в обуви определенной модели, определенного цвета и т.п. - недолговечны. Вместо отмирающих каких-либо частных потребностей развивающееся производство дает человеку широкую гамму новых продуктов, расширяя круг его потребностей. Этот процесс принято называть законом возвышения потребностей.

Частные потребности, взятые вне зависимости от современных возможностей производства, не имеют каких-либо рамок, т.е. они безграничны. Так возникает и существует вечное противоречие между безграничными потребностями людей и ограниченными в каждый момент ресурсами и технологическими возможностями их удовлетворения. Такое противоречие разрешается с помощью спроса, поскольку спрос - это потребности, вынесенные на рынок, за которым стоит соответствующий денежный эквивалент. Спрос ограничивает удовлетворение потребностей размерами имеющихся у потребителей денежных средств. Следовательно, спрос - это не деньги потребителей, а их потребности в товарах и услугах, ограниченные имеющимися у них денежными средствами. Спрос характеризует зависимость между возможной величиной покупки товаров и величиной затрат на такую покупку.

В зависимости от степени удовлетворения различают реализованный (удовлетворенный) и неудовлетворенный спрос. Реализованный спрос характеризуется суммой денежных средств потребителей, израсходованных на покупку товаров. Показателем удовлетворенного спроса населения в товарах служит розничный товарооборот. Прямых показателей неудовлетворенного спроса не существует. Косвенными его показателями могут быть: прирост сбережений и остатка денежных средств на руках у населения, заметное повышение цен на указанные товары, резкое снижение запасов указанных товаров в торговой сети и на складах производителей.

В зависимости от дефференциации ассортимента товаров или агрегированности представителей спроса различают макроспрос и микроспрос.

Макроспрос - это спрос на укрупненные группы товаров, например на продовольственные или непродовольственные товары, одежду, обувь, хлебобулочные и другие товары (с точки зрения классификации товаров), а также спрос крупных социально-экономических групп населения, например городского или сельского, спрос в масштабах страны, области или города (с точки зрения объекта - территориальный признак). Макроспрос также имеет структуру, которая представляет собой объем спроса на отдельные группы товаров (услуг), входящих в объединенные группы, например, одежда для женщин, одежда для мужчин, одежда для детей, спортивная одежда и т.д. Микроспрос - это спрос на конкретный вид товара (с точки зрения классиффикации товара), спрос отдельных групп потребителей, а также предприятий и небольших территориальных единиц (с точки зрения объекта). Объем и структуру микроспроса определяет состав и характер потребителей. Микроспрос, предъявляемый покупателями на предприятиях, имеет множество разновидностей. Он может быть сгруппирован в отдельные группы по различным признакам. Он может быть сгруппирован в отдельные группы по различным признакам:

периодичность возникновения спроса:

повседневный

периодический

эпизодический

импульсивный

степень удовлетворения спроса:

действительный (потенциальный)

реализованный

неудовлетворенный

степень подвижности спроса:

базовый

мобильный

намерения покупателей:

четко сформулированный спрос (твердо сформулированный)

альтернативный спрос

характер спроса:

первичный (начальный)

на замену

дополнительный

степень интенсивности спроса:

формирующийся

интенсивный

стабилизировавшийся

угасающий

отрицательный

месторасположение предприятия:

зона проявления максимального микроспроса на товары и услуги

зона проявления повышенного микроспроса

зона проявления среднего микроспроса

зона проявления пониженного микроспроса

В современной экономической литературе и на практике применяется также и другая классификация спроса: индивидуальный спрос отдельного потребителя и рыночный спрос, т.е. совокупный спрос потребителей на данном рынке, совокупный спрос на всех рынках данного товара или на все производимые или продаваемые товары. Следующая группировка видов спроса характеризует состояние рынка анализируемого товара. В этом случае выделяют:

. Отрицательный спрос: он отражает факт недолюбливания товара потенциальными потребителями, которые стараются избежать его покупки. Важно проанализировать причины такого отношения и постараться изменить его с помощью изменения товара, цены, упаковки, применения методов регулирования спроса.

. Отсутствие спроса. Эта ситуация наблюдается в двух случаях: когда потребители, на которых ориентировано производство данной продукции и (или) ее реализация, не заинтересованы в ней или не знают о ней. Отсутствие заинтересованности может быть связано не столько с продукцией как таковой, сколько, например, с местом ее реализации. В частности, покупатели магазина «Эльдорадо» приходят туда, как правило, для покупки сложной бытовой техники и не заинтересованы в покупке детских игрушек, хозяйственных товаров и многих других новых товаров, производимых предприятиями отечественной электронной промышленности. В то же время отсутствие информации у потенциального покупателя о товаре, его производителе и месте продажи лишает производителя новой продукции увеличить ее изготовление и сбыт.

. Скрытый спрос. Отражает невозможность удовлетворения потребителей за счет имеющихся на рынке товаров и услуг. Это наиболее благоприятная рыночная ситуация для производителя новой и особенно научно-технической продукции. Как правило, такая ситуация возникает в следующих случаях:

· предприятия-производители не имеют информации о возникшем спросе. Это достаточно легко восполнить с помощью специально организованных обследований, позволяющих более точно прогнозировать потребность в конкретных видах продукции и объем этой потребности;

· предприятие-производитель знает о возникшем спросе на продукцию, но не торопится удовлетворить его. Если причиной этого является низкая деловая активность специалистов, то следует пересмотреть кадровую политику, систему стимулирования труда. Если же причина заключается в отсутствии финансовых возможностей, свободных производственных мощностей, материальных или трудовых ресурсов, то это наиболее сложная ситуация. Следует просчитать возможные варианты загрузки мощностей, затрат и замены материалов; проанализировать сравнительную выгодность собственного производства или приобретения комплектующих, привлечения и стимулирования работников, цену кредита, вязав этот анализ с величиной объема продаж, позволяющего реализовать новую продукцию, покрыть затраты на ее производство и реализацию и получить желаемую прибыль.

. Нерегулярный спрос. Он характеризуется возникновением колебаний спроса в течение определенных промежутков времени - в течение дня, недели, месяца, года. Суточные колебания наиболее характерные для предприятий пищевой промышленности. Прочие могут возникать в любой отрасли.

Зная временные колебания спроса необходимо предлагать потребителю нововведения во время пика спроса на продукцию аналогичного назначения, что позволит ускорить их выведение на рынок и вызовет спрос на соответствующие товары.

. Полноценный спрос на нововведения означает их адекватность желаниям потребителя, соответствие спроса и предложения и переход нововведения в стадию зрелости, т.е. наиболее предпочтительную ситуацию для производителя продукции.

. Чрезмерный спрос возникает, когда величина спроса больше величины предложения. Это весьма благоприятная ситуация для разработчиков и производителей новой продукции, способствующая ее выведению на рынок, формированию спроса на ее конкретные виды и позволяющая опередить конкурентов.

Если же ценовая стратегия производителя-монополиста направлена в сторону повышения цен, то приток новых, заинтересованных в прибыли, производителей позволит быстро насытить рынок и спрос будет удовлетворен.

Следовательно, очевидно, что производителю новой продукции выгоднее избрать стратегию опережения и предложить более дешевое нововведение аналогичного назначения.

. Нерациональный спрос. К нему относят спрос на товары, вредные для здоровья. Поскольку большая часть нововведений характеризуется неопределенностью в этой области, необходимо во избежание возникновения данной категории и одновременно затухания спроса рекламировать отличительные положительные качества новой продукции. В противном случае, продукция не перейдет в стадию зрелости, производитель не возместит затрат на разработку, а конкуренты используют его просчеты.

Анализ спроса по потребителям позволит не только определить степень его удовлетворения в этом разряде, но и учесть их желание при создании новой продукции.

Анализ спроса по месту приобретения, позволяет оценить эффективность и целесообразность используемого канала товародвижения, что особенно актуально при реализации новой продукции для населения.

Интересен анализ спроса по намерениям покупателей. Он дает возможность учесть их требования еще на стадии разработки продукции, что позволяет избежать ее технической неопределенности.

Все это позволит избежать ошибок при проектировании новой продукции и планировании производственной программы и не включать в нее те виды нововведений, которые не будут пользоваться спросом.

2. Анализ спроса на продукцию ЗАО "ОСТ-Аква"

.1 Краткая характеристика предприятия

Производственное частное унитарное предприятие « ОСТ-Аква » основано 27 октября 1992г.

« ОСТ-Аква » - завод минеральных вод.

Юридический адрес ЗАО "ОСТ-Аква": 400121, Россия, Волгоградская область, г. Волгоград, Нефтяников проезд, 14. Основными видами деятельности предприятия до 1997г. являлись оптовая торговля и грузоперевозки. В 1997г. в связи с необходимостью диверсификации ЗАО "ОСТ-Аква" было организовано производство по разливу минеральных вод и безалкогольных напитков. С этого времени предприятие вышло на ведущие позиции на соответствующем секторе деятельности. Продукция под торговой маркой ЗАО "ОСТ-Аква" имеет неизменно высокое качество, пользуется повышенным спросом не только в России, но и за её пределами (Республика Белоруссия, Украина).

ЗАО "ОСТ-Аква" является предприятием с частной формой собственности. Учреди-ель - Делендик Владимир Викторович. В настоящее время предприятиями ЗАО "ОСТ-Аква" выпускает следующие виды продукции:

• безалкогольные напитки;

• минеральная вода;

• слабоалкогольные напитки;

• питьевая вода.

Выпускаемая продукция соответствует требованиям СТБ 539-94 «Напитки безалкогольные национальные. Общие технические условия», СТБ 1122-98 «Напитки слабоалкогольные. Общие технические условия», ТУ РБ 14566219.002-97 «Вода минеральная лечебно-столовая ЗАО "ОСТ-Аква". Технические условия», ТУ РБ 100162220.129-2001 «Вода питьевая газированная «Аква », обогащенная селеном. Технические условия», ТУ РБ 00966671.164-95 «Вода питьевая газированная и негазированная. Технические условия», ТУ РБ 100162220.123-2000 «Вода питьевая газированная «Йодная ЗАО "ОСТ-Аква". Технические условия», ТУ РБ 1001622220.142-2002 «Вода газированная искусственно минерализован-ная «Аква содовая» Технические условия», ТУ РБ 100162220.094-2001 «Вода питьевая газированная ароматизированная ЗАО "ОСТ-Аква". Технические условия».

Безалкогольные напитки должны быть изготовлены в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рецептурам и технологическим инструкциям с соблюдением санитарных правил, утвержденных в установленном порядке.

.2 Оценка спроса на продукцию и формирование портфеля заказов

Каждому предприятию перед тем, как планировать объем производства, формировать производственную мощность, необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, где, когда и по каким ценам она будет продаваться. Для этого нужно изучить спрос на продукцию, рынки ее сбыта, потенциальных покупателей. От этого зависят конечные финансовые результаты, воспроизводство капитала, его структура и, как следствие, финансовая устойчивость предприятия. От портфеля заказов зависят производственная мощность предприятия и степень ее использования в процессе дальнейшей деятельности. [19, с.409].

В январе 2012 года компанией ЗАО "ОСТ-Аква" был проведён опрос, посвящённый изучению потребления минеральной воды жителями г. Минска. В ходе исследования были опрошены 1500 человек. Опрашивались люди старше 18 лет. Выборка была случайной, опрос проводился методом личного интервью. Согласно результатам этого исследования, около 40% взрослого населения вообще не употребляют минеральную воду. Почти треть - пьет минеральную воду изредка, не чаще чем 1 - 2 раза в месяц. 15% - употребляют этот напиток время от времени (раз в 1 - 2 недели). 15% наших горожан являются регулярными потребителями минеральной воды, они пьют ее раз в неделю и чаще. (см. диаграмма 2.1)


Наиболее популярным типом употребляемой воды в г. Москва является обычная питьевая вода «Аква Минерале». Ее пьют чаще всего 70% потребителей. На долю лечебно-столовой минеральной воды приходится около 10% предпочтений, на долю безалкогольных напитков - 11%, на долю минеральной воды с пониженным содержанием газов (негазированной)- 7%. (см. диаграмма 2.2). При этом безалкогольные напитки одинаково употребляют и мужчины и женщины. Вопреки распространенному мнению о том, что сладкие напитки больше любят женщины, спрос показывает, что такая вода одинаково популярно среди представителей обоих полов.

Диаграмма 2.2 - Предпочтение воды различных видов

Производством минеральных питьевых вод в России занимаются 86 производителей. Основные игроки на отечественном рынке минеральной воды хорошо известны и популярны среди потребителей: "Святой источник", "Кристалин", "Аква Минерале", "БонАква". Конкурируя на магазинных полках и витринах киосков между собой, эти бренды-лидеры параллельно теснят на рынке менее раскрученные торговые марки, в первую очередь отечественные. Доля же импортной минеральной воды ничтожна, потому три основных «минеральных» бренда отбирают потребительскую аудиторию у менее крупных и удачливых производителей, продукция которых уже сегодня представлена довольно фрагментарно.

Первенство в этой сфере принадлежит ПУЧП ЗАО "ОСТ-Аква", которое производит 35,37% всего объема белорусской минералки; на пятки ей наступает Группа компаний "Святой источник" с 31,65%, призовое третье место принадлежит СП «Фрост и Ко» - 14,76%.

На долю отечественных компаний совокупно приходится порядка 70% всех продаж в нижнем ценовом сегменте (несмотря на более чем доступную стоимость, по качеству наш продукт находится на уровне самых дорогих из присутствующих в стране марок) и около 70% рынка. В среднем сегменте (15-20%) между собой спорят «БонАква» и «АкваМинерале». Верхний отдан на откуп дорогим импортным брэндам - «Реrriеr», «Vittеl», «Соntrех» (не более 25%).

Понять механизм формирования потребительских симпатий и предпочтений во многом помогают данные исследований Института социологии НАН, проведенных в конце 2005г. для республиканского конкурса «Продукт года». Выясняется, например, что большинство потребителей считают лучшей водой «Святой Источник», но, вероятно, из-за капризов дистрибуции («везде продается») приобретать предпочитают «Аква Минерале». В основе потребительского поведения по отношению к «Святому источнику» особенно важную роль играет вкус (43,3%), симпатии к «Аква Минерале» не в последнюю очередь обусловлены тем же вкусом (37,3%), ценой (19%) и дистрибуцией («везде продается», 15,5%), к «Фросту» - вкусом (39,1%), натуральным происхождением (16,7%) и репутацией производителя (7,9%).

Интересно, что BonAqua, также вошедшая в пятерку, большую, чем другие бренды, долю потребителей удерживает за счет традиции потребления (2,9%), а также дизайна упаковки (5,9%). Сравнительно экзотическая на отечественном рынке «Боржоми» имеет стойкую репутацию натуральной и полезной для здоровья минеральной воды (40%) и широко представленного в розничной торговой сети продукта (20%). Так что параллели с недавней историей изгнания грузинской минводы с российского рынка в белорусских условиях вряд ли выглядят уместными: у каждого своя ниша, причем небольшая.

В целом для потребителя наибольшее значение имеют такие качества минеральной воды, как вкус, приемлемая цена, натуральное происхождение и польза для здоровья, репутация производителя, представленность в розничной торговой сети, во многом обеспечивающая игроку N1 («Аква Минерале») его первенство относительно игрока N2. Действительно, если устроить импровизированный аудит розницы, то выяснится, что из трех лидирующих марок обычно в торговой сети представлены две, и «Аква Минерале» оказывается в их числе чаще, чем «Минская». Нельзя не отметить и сбалансированную, точно просчитанную стратегию игрока N3 - «Фроста», демонстрирующего прочность уже завоеванных позиций.

Данные по оценке потребителем пользы той или иной минеральной воды свидетельствуют, что целевая группа действительно ожидает от минералки пользы для здоровья, но более или менее подробно об этой пользе не осведомлена. Опыт ЗАО "ОСТ-Аква", успешно продвинувшей на отечественном рынке новую продукцию с содержанием востребованных в Беларуси микроэлементов, показывает, что будущее - за более детальным информированием потребителя о пользе отдельных веществ, входящих в состав минеральной воды.

.3 Прогноз спроса на питьевую воду в ПЭТ булылках

Безусловно, кризис сказался на темпах роста рынка бутилированной воды. По данным статистики, снижение темпов роста белорусского рынка бутилированной воды за первую половину 2011 года составило примерно 4%. Что касается нашей компании, направление доставки воды для кулеров (для дома и офиса) пострадало более всего за счет оттока корпоративных клиентов. Одни прекратили деятельность, у других произошло существенное сокращение затрат на воду. Однако в целом падения не наблюдается, рост объема продаж с начала года к прошлому году составляет 5-7 % ежемесячно, поскольку приток новых покупателей замещает отток клиентов, хотя замедление роста наблюдается по сравнению с темпами 2010 года, когда прирост составлял не менее 20-30%.

Вместе с тем, несмотря на кризис, на рынке доставки кулерной воды появляются новые компании, что также приводит к частичному перераспределению объема продаж между игроками.

Предприятием на рынок были выведены вода «Йодная», обогащенная йодом в бутылках разной ёмкостью. Направление вод, обогащенных дополнительными микронутриентами (с добавленной пользой), считается перспективным и уже выпускается несколько лет. Обогащенная вода позволила расширить круг потребителей, так как стала доступна для них в торговых сетях.

Что касается поставщиков, то можно констатировать, что, несмотря на кризис, снижения цен не произошло. Наоборот, они повысились, например, на этикетку. Сегодня, как и раньше, предприятие выбирает поставщиков исходя из принципа адекватного соотношения цены и качества.

В 2013-2014 годах не ожидается как существенного падения, так и роста рынка. Скорее всего, можно прогнозировать незначительный рост сегмента питьевой бутилированной воды, поскольку, по данным социологических исследований, которые проводятся ежегодно, большинство потребителей бутилированной воды использовали раньше для питья водопроводную воду, а поскольку качество ее не улучшается, все больше потребителей будет продолжать отказываться от нее в пользу бутилированной.

Существенно повлияет на динамику рынка сокращение или прекращение финансирования поставок воды из бюджетных средств по различным программам (например, для школ, детских садов, больниц), поскольку уже сейчас сказывается недополучение налогов местными бюджетами.

Заключение

Выпуск питьевой воды - дело перспективное. Ежегодно количество потребителей питьевой воды в России увеличивается. За 2013 г. рост составил около 20%. По мнению аналитиков, в мире возникнет дефицит качественной воды, что повлечет рост цен в течение 10 лет приблизительно в 5-6 раз.

Рыночный процесс состоит из множества актов обмена товарами и услугами. В каждом таком акте участвует продавец, на стороне которого выступает предложение товара, и покупатель, представляемый спросом на товары. Спрос и предложение являются тесно связанными и непрерывно взаимодействующими категориями и служат связующим механизмом между производством и потреблением. На величину спроса, как индивидуального, так и совокупного, влияют ценовые и неценовые факторы, которые должны четко отслеживаться на постоянной основе специальными отделами.

Результатом взаимодействия спроса и предложения выступает рыночная цена, которая также называется равновесной ценой. Она характеризует состояние рынка, при котором величина спроса равна предложению. Для измерения величины изменения спроса и предложения используется понятие эластичности как меры реагирования одной переменной на изменение другой.

Также мы познакомились с великим экономическим законом - законом спроса. Мера действия данного закона объективно свидетельствует о мере становления рыночной экономики - ведь этот закон может функционировать только при стабильном превышении величины предложения по сравнению с величиной спроса. Закон спроса - и великий регулятор рыночной экономики: обратная зависимость величины спроса от уровня цены умеряет алчность продавца. Вот почему закон спроса следует считать и самым могучим защитником покупателя в рыночной экономике.

Надо также отметить, что спрос выступает одним из самых важнейших факторов при формировании экономической стратегии предприятия, так как только производство “нужных”, пользующихся спросом у покупателей товаров целесообразно и выгодно с экономической точки зрения.


Список использованной литературы

1) Акулич, И.Л., Герчиков, И.З. Современный маркетинг. - : Мисанта, 2010.

) Бабук И.М.Технико-экономическое обоснование производства нового изделия - Мн., 2009

) Бабук И.М., Гринцевич Л.В., Демидов В.И., Пыко В.Т.Экономика предприятия - , 2008

) Байкалова А.И. Бизнес-планирование: Учебное пособие. Томск, 2010.

) Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. Бизнес-план. Методика разработки. - М.: Ось-89, 2008.

) Зигель Эрик С.. Пособие по составлению бизнес-плана. М.: МТ-Пресс, Сирин, 2009.

) Сафонов Н.А. Экономика организации (предприятия): учеб. для ср. спец. учеб. Заведений. - М.: Экономистъ, 2010 г.

) Документация предприятия ЗАО "ОСТ-Аква".

Похожие работы на - Спрос на продукцию и услуги

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!