Разработка приложения на языке программирования C++
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО"
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: "Информационные
технологии и платформы разработки информационных систем"
на тему: "Разработка
приложения на языке программирования C++"
Выполнил: студент группы 123-1И
Петров Владислав Алексеевич
Проверил: Преподаватель
Майорова Ирина Владимировна
Н. Новгород, 2014 г.
Оглавление
Введение
Постановка задачи
Теоретическая часть
Практическая часть
Результат выполнения программы
Заключение
Список литературы
Введение
++ представляет собой объектно-ориентированный
низкоуровневый язык программирования, отвечающий стандартам ANSI и
Международной организации стандартов (International Standards Organization -
ISO). Объектная ориентированность C++ означает, что он поддерживает стиль
программирования, упрощающий кодирование крупномасштабных программ и
обеспечивающий их расширяемость. Будучи низкоуровневым языком, C++ может
генерировать весьма эффективные высокоскоростные программы. Сертификация ANSI и
ISO обеспечила переносимость C++: написанные на нем программы совместимы с
большинством современных сред программирования. Уже в самом названии
содержится намек на то, что C++ является следующим поколением языка
программирования C - результатом добавления новых веяний академической
компьютерной мысли к старому доброму C. На C++ можно делать все то же, что и на
C, и даже таким же образом. Но это нечто большее, чем просто C, наряженный в
новые одежды. Дополнительные возможности C++ весьма значительны и требуют не
только некоторых размышлений, но и привычки, однако результат того заслуживает.
Объектно-ориентированное программирование (ООП) -
подход
к программированию, при котором основными концепциями являются понятия объектов
и классов.
Постановка
задачи
1. Описать класс с именем COLLABORATE (сотрудник), содержащий
следующие члены-данные открытого типа (можно закрытого типа - более сложный
вариант):
· фамилия сотрудника;
· год рождения;
· пол.
2. Описать класс с именем FIRM (фирма), содержащий следующие
члены-данные закрытого типа:
· количество сотрудников;
· указатель на массив
сотрудников.
3. Класс FIRM должен содержать следующие члены-функции:
· конструктор без
параметров;
· конструктор с
параметрами;
· конструктор копирования;
· деструктор, выводящий
сообщение о своей работе;
· функцию ввода данных в
объект класса с клавиатуры (можно из файла);
· функцию вывода данных из
объекта класса на дисплей;
· функцию добавления
сотрудника в массив;
· функцию удаления
сотрудника из массива;
· функцию подсчета
количество женщин пенсионного возраста (возраст ≥ 55 лет);
· функцию подсчета
количество мужчин пенсионного возраста (возраст ≥ 60 лет);
· функцию, формирующую
массив сотрудников в зависимости от пола;
· другие функции, если они
необходимы.
4. Написать программу, демонстрирующую работу с этим классом.
Теоретическая
часть
класс конструктор деструктор программирование
Формат класса
Для хранения разнотипной информации о физическом объекте
нужна специальная структура. Эта структура называется классом.
class COLLABORATE
{:fio [15];dat;pol [15];
};
Объявление класса начинается с ключевого слова class, после которого идет имя
класса и пара фигурных скобок. После открывающейся скобки находится ключевое
слово public (public делает все находящиеся за ним члены класса открытыми; private (закрытый, внутренний
член класса) - обращение к члену допускается только из методов того класса, в
котором этот член определен). После ключевого слова идет описание полей класса.
Функции
void Get_FIRM () const; // Функцию вывода данных из объекта
класса на дисплей;Set_FIRM (); // Функцию ввvода данных в объект класса с
клавиатуры;
По историческим причинам функции-члены называются также
методами.
Полное имя функции пишется как void FIRM:: Set_FIRM (). Имя
класса в начале полного имени означает, что эта функция является членом класса NKI (:: - оператор
разрешения видимости).
Синтаксис вызова функции-члена такой же, как и синтаксис
обращения к переменной-члену класса.
a. Set_FIRM ();
Создание указателя на объект
Указатель - это переменная, которая содержит адрес другого
объекта. Этим объектом может быть некоторая переменная, динамический объект или
функция. Говорят, что указатель ссылается на соответствующий объект
COLLABORATE *pMas;
Между массивами и указателями существует тесная связь. Имя
массива без индекса эквивалентно указателю на его первый элемент. К указателю
можно прибавлять или отнимать от него целочисленные выражения, при этом
значение указателя изменяются в соответствии с размером объектов, на которые он
указывает.
Специальные элементы-функции класса
Специальными функциями класса называют функции, которые могут
вызываться компилятором неявно. Это может происходить при создании и удалении
представителей класса, при их копировании и преобразовании в другие типы. К
таким функциям относятся:
· Конструктор. Инициализирует
представителей класса.
· Конструктор копии. Инициализирует новый
представитель, используя значения существующего объекта.
· Операция присваивания. Присваивает содержимое
одного представителя класса другому.
· Деструктор. Производит очистку уничтожаемого
объекта.
· Оператор new. Выделяет память для
динамически создаваемого объекта.
Конструктор
Конструктор имеет тоже имя, что и класс. Он вызывается
компилятором всегда, когда создается новый представитель класса.
// Конструктор:: FIRM ()
{= 0;= NULL;
}
// Конструктор с параметром:: FIRM (int n)
{i;>n = n;= new COLLABORATE [n];(i = 0; i < n; i++)
{[i]. fio [0] = 0;[i]. dat = 0;[i]. pol [0] = 0;
}
}
Относительно конструкторов имеют место такие правила:
· Для него не объявляется тип возвращаемого
значения
· Он не может возвращать значений оператором
return
Конструктор копирования
Конструктор копии является конструктором специального вида,
который принимает в качестве параметра ссылку или константную ссылку на объект
данного класса. Он автоматически вызывается компилятором, когда вновь
создаваемый объект инициализируется значениями существующего объекта.
// Конструктор копирования:: FIRM (const FIRM& b)
{= b. n;= new COLLABORATE [n];(int i = 0; i < n; i++)[i] =
b. pMas [i];
}
Деструктор
Деструктор является противоположностью конструктора. Он
вызывается при уничтожении объектов и должен производить необходимую очистку
объекта перед освобождением занимаемой им памяти. Именем деструктора должно
быть имя класса, которому предшествует тильда (~).
// Деструктор:: ~FIRM ()
{(pMas)[] pMas;<< "dectructor" << endl;
}
Операции класса new и delete
Класс может определить свои собственные операции new и delete (new [] и delete [] для массива объектов).
New - оператор языка
программирования C++, обеспечивающий выделение динамической памяти. Оператор delete возвращает память
выделенный оператором new, чтобы избежать утечки памяти.
pMas = new COLLABORATE [n];[] pMas;
Практическая
часть
Файл COLLABORATE. h
#ifndef COLLABORATE_H
#define COLLABORATE_H
#include <iostream>
#include <stdlib. h>
#include <conio. h>namespace std;COLLABORATE
{:fio [15];dat;pol [15];
};FIRM
{:n;*pMas;:(); // Конструктор(int n); // Конструктор с
параметром(const FIRM& b); // Конструктор копирования
~FIRM (); // Деструкторoperator = (const FIRM & coll); //
перегрузка оператора =Get_FIRM () const; // Функцию вывода данных из объекта
класса на дисплей;Set_FIRM (); // Функцию ввvода данных в объект класса с
клавиатуры (можно из файла);ADD_FIRM (); // функцию добавления сотрудника в
массив;DEL_FIRM (); // функцию удаления сотрудника из массива;Get_FIRM_W (char
*pol); // функцию подсчета количество женщин пенсионного возраста (возраст ≥
55 лет);Get_FIRM_M (char *pol); // функцию подсчета количество мужчин
пенсионного возраста (возраст ≥ 60 лет);Get_FIRM_POL (); // функцию,
формирующую массив сотрудников в зависимости от пола;
};
#endif
Файл COLLABORATE. cpp
#include "COLLABORATE. h"
// Конструктор:: FIRM ()
{= 0;= NULL;
}
// Конструктор с параметром:: FIRM (int n)
{i;>n = n;= new COLLABORATE [n];(i = 0; i <
n; i++)
{[i]. fio [0] = 0;[i]. dat = 0;[i]. pol [0] = 0;
}
}
// Конструктор копирования:: FIRM (const
FIRM& b)
{= b. n;= new COLLABORATE [n];(int i = 0; i <
n; i++)[i] = b. pMas [i];
}
// Деструктор:: ~FIRM ()
{(pMas)[] pMas;<< "dectructor"
<< endl;
}
// перегрузка оператора =FIRM:: operator = (const
FIRM & coll)
{(pMas)[] pMas;= new COLLABORATE [n = coll.
n];(int i = 0; i < n; i++)[i] = coll. pMas [i];*this;
}
// Вывод массива на экранFIRM:: Get_FIRM () const
{<< "Вывод массива с клавиатуры:
" << endl;<< "---------------------------" <<
endl;(int i = 0; i < n; i++)
{<< pMas [i]. fio << "
";<< pMas [i]. dat <<" ";<< pMas [i]. pol
<< " " << endl;
}<< endl << endl << endl;
}
// Ввод массива с клавиатурыFIRM:: Set_FIRM ()
{<< "Ввод массива с клавиатуры: "
<< endl;<< "--------------------------" <<
endl;(int i = 0; i < n; i++)
{<< "Фамилия: "<<
endl;>> pMas [i]. fio;<< "Год рождения: "<<
endl;>> pMas [i]. dat;<< "Пол сотрудника: "<<
endl;>> pMas [i]. pol;<< endl;
}
}
// функцию добавления сотрудника;FIRM:: ADD_FIRM
()
{<< "Добавление сотрудника: "
<< endl;<< "-----------------------" << endl;c
(*this);(pMas)[] pMas;= n + 1;= new COLLABORATE [n];(int i = 0; i < n-1;
i++)[i] = c. pMas [i];<< "Фамилия: ";>> pMas [n-1].
fio;<< "Год рождения: ";>> pMas [n-1]. dat;<<
"Пол сотрудника: ";>> pMas [n-1]. pol;*this;
// Функцию удаления сотрудника;FIRM:: DEL_FIRM ()
{i,p = - 1;kon [10];<< "Удаление
сотрудника" << endl;>> kon;(i = 0; i < n; i++)
{(strcmp (pMas [i]. fio,kon) == 0)=i;
}(p == - 1)*this;
{q (*this);(pMas)[] pMas;= n - 1;= new
COLLABORATE [n];(i = 0; i < p; i++)[i] = q. pMas [i];(i = p; i < n;
i++)[i] = q. pMas [i+1];*this;
}
}FIRM:: Get_FIRM_POL ()
{pol [15];<< "Vvedite pol sotrudnika:
\n";>> pol;i, k, n1=0;(i =0; i < n; i++)(strcmp (pMas [i].
pol,pol) ==0) n1++;c (n1);=0;(i =0; i < n; i++)(strcmp (pMas [i]. pol,pol)
==0). pMas [k++] =pMas [i];c;
}
// функцию подсчета количество женщин пенсионного
возраста (возраст ≥ 55 лет);FIRM:: Get_FIRM_W (char *pol)
{i;kol=0;(i =0; i < n; i++)
{(strcmp (pMas [i]. pol,pol) ==0)(2014-pMas [i].
dat>=55)++;
}kol;
}
// функцию подсчета количество мужчин пенсионного
возраста (возраст ≥ 60 лет);FIRM:: Get_FIRM_M (char *pol)
{i;kol=0;(i =0; i < n; i++)
{(strcmp (pMas [i]. pol,pol) ==0)(2014-pMas [i].
dat>=60)++;
}kol;
}
Файл Main. cpp
#include "COLLABORATE. h"main ()
{(LC_ALL,"RUS");a (5);. Set_FIRM ();. Get_FIRM ();. ADD_FIRM ();.
Get_FIRM ();. DEL_FIRM ();. Get_FIRM ();b = a. Get_FIRM_POL ();. Get_FIRM ();.
Get_FIRM ();<<"Колличество женщин пенсионного возраста:
"<<a. Get_FIRM_W ("W")
<<endl;<<"Колличество мужчин пенсионного возраста:
"<<a. Get_FIRM_M ("M") <<endl;
_getch ();0;
}
Результат
выполнения программы
Заключение
Класс представляет собой главное инструментальное средство C++ для
объектно-ориентированного программирования.
Объектно-ориентированное программирование (ООП) - это способ
организации кода в программе путем его группировки в виде объектов, то есть
отдельных элементов, которые включают информацию (значения данных) и функции.
Объектно-ориентированный подход к организации программы позволяет группировать
определенные фрагменты информации вместе с часто используемыми функциями или
действиями, связанными с этой информацией.
В ходе выполнения курсовой работы мной были закреплены знания
по созданию, разработке и оформлению классов в C++.
Список
литературы
1. Язык
программирования C++. Базовый курс, 5-е издание, Стенли Б. Липпман
2. С++
Программирование на языке высокого уровня. Учебник для вузов. Павловская Т.А.