Советская экономика

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,97 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Советская экономика

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Красногорский филиал

Факультет Красногорский филиал

Направление подготовки 080100.62 «Экономика»

Кафедра экономики и финансов



РЕФЕРАТ

на тему:

«Советская экономика»

Автор работы:

студентка 2 курса

Ткаченко Е.А.

Руководитель:

Пятовский С.Е.






Красногорск 2013г.

Содержание

1. Развитие хозяйства

. СССР накануне реформ.

. Экономика развитого социализма. Поиски новых форм и методов управления. Реформы 1960 - 1970-х гг.: сущность, цели, методы и итоги

. Социально-экономический кризис в СССР

Список литературы

1. Развитие хозяйства

Военный период нанес большой урон экономики страны, ущерб достиг трети всего богатства СССР.

Ещё в 1943 году, после изгнания фашистов, в Советском союзе положило начало восстановление экономической структуры, которая была разрушена войной. Дополнительно необходимо было провести конверсию промышленности, потому, что в 1945 году почти половина объема производства промышленности приходилось на военную продукцию.

Большое внимание в период первых пятилеток, уделяли модернизации машиностроения, тяжелой промышленности и металлургии. В период 1946 - 1950, а именно в годы 4- ой пятилетки восстановлено и построено снова примерно 6 тысяч предприятий. Пищевую и легкую промышленность финансировали, так же как и ранее, а именно по остаточному принципу. К сожалению, производство потребительских товаров в конце 4-ой пятилетки не достигло уровня довоенных лет.

Послевоенный экономический рост в Советском Союзе имел несколько источников. Одним из важнейших считали, директивную экономику, она так оставалась мобилизационной, так же как в период пятилеток.

Политика распределения средств промышленности, это являлось одним из важнейших источников развития экономики СССР. Каждый год жители обязаны были подписываться на государственные займы примерно на 1,5 - 1 месячную зарплату.

Одним из основных источников средств тяжелой промышленности являлось сельское хозяйство, которое в послевоенный период было слабым. Если сравнить 1945 год с 1940 годом, то можно смело заявить, что произошло сокращение сельскохозяйственной продукции, примерно на 50%. В 1946 году была сильная засуха, которая в последствии снова приостановило экономическое развитие совхозов и колхозов.

Фермеры не получают почти ничего по рабочим дням, жили благодаря приусадебным участком. Но с 1946 года, правительства начали сокращать приусадебные участки и взимать большие налоги с хозяйства. Кроме того, каждое крестьянское хозяйство должно сдавать натуральный налог. В 1948 году, она была сильно "рекомендовано" колхоз "продать" государству мелкий скот. Вследствие данной рекомендации фермеры стали тайно резать скот. Фермерам стало труднее продавать продукцию на рынке, так как резко выросли налоги и сборы на доходы от продаж.

Правительство страны, будто не замечало глубокого кризиса в развитии сельского хозяйства, и предложения которые были направлены на уменьшение командного давления, на деревни и сёла, раз за разом получали отказ.

Уже в 1947 год в Советском Союзе, началась отмена карточной системы на продовольственные товары. Перед тем как произошла отмена карточной системы, правительство установило цены на товары, в связи с этим, цены на некоторые продовольственные товары выросли. СССР это первая страна, которая отказалась от карточной системы.

Жильё являлось одной из главных проблем страны. В данный период строительство шло в очень сжатых рамках. Однако, в столице выделяли большие средства на строительства высоток, которые до нашего времени символизируют сталинскую эпоху. Бюджет страны также был направлен на развитие тяжелой промышленности, военной промышленности и т.д.

Вопросы экономического характера решались лишь в центре, органы хозяйственной власти были ограничены в принятии какого либо решения. Денежные ресурсы, которые шли на возведения зданий, выдавали только через бюрократические инстанции.

В послевоенный период проводили административные реформы различных видов, но такие реформы не несли изменений.

2. СССР накануне реформ

экономический кризис реформа социализм

Как всем известно, страна понесла большие потери во времена войны, и правительство страны решила в 1948 году распорядиться ещё более экономно использовать заключенных в системе ГУЛАГа, а то есть помешать массовой гибели народа от голода, трудной работы. Установили небольшие денежные выплаты.

Однако, данные меры не дали ожидаемого результата. И тогда решили принять процесс реабилитации осужденных по политическим мотивам. Это и стало первым шагом к миру между обществом, к переменам экономических реформ.


Важная проблема, которая, требовала немедленного разрешения - выведение промышленности из затяжного кризиса, а так же решение продовольственного вопроса. Руководство страны решила ослабить давление государства на работников аграрного комплекса, а так же выявить пути для того что бы увеличить доходность колхозов.

Новое правительство страны предприняло новые мероприятия, одним из основных это было списание недоимок по налогам за прошедшие годы, а также был понижен сельскохозяйственный налог. Так же были понижены поставки продукции животноводства, увеличились закупочные цены на продукты колхозов. В середине 50-х г. первый раз за долгий период времени, сельское хозяйство стало приносить доход.

С 1958 года руководители страны ликвидировали машинно-тракторное производство. Произошло слияние и укрупнение совхозов и колхозов. Хлеб, в больших количествах начали закупать за границей.

Учеными - экономистами и практическими работниками были представлены подходы в сфере прогнозирования и планирования. Но правительству нужны были результаты быстро, в связи с этим, много усилий вкладывалось на строение планов. Планы составлены на уровне предприятия, но они были на низком уровне.

В январе 1961 года «старые» деньги стали менять на «новые» в пропорции 10 : 1. Но, не смотря на это, покупательские деньги продолжали снижаться. Государство продолжает сокращать издержки производства, снижаются расценки приблизительно на 30%. Данная ситуация вызвала возмущение от рабочей силы. Оружие и танки применили против рабочего сектора, пострадали сотни человек, десятки были убиты и около девяти были приговорены к казни, многие люди получили тюремный срок. Информацию об этом происшествии опубликовали в газетах только к 1980-х годах.

4. Экономика развитого социализма. Поиски новых форм и методов управления. Реформы 1960 - 1970-х гг.: сущность, цели, методы и итоги

Партийный аппарат контролировал все. Он принимал решения, давать указания, а если это не удается встретиться с лидерами отрасли, предприятия или учреждения. В 1961 году, включены в пункт Устава группа по обязательной ротации: на каждых выборах должно было измениться одной трети членов партийных комитетов. Поскольку принцип был введен нестабильность партийных работников. Они это отвергали.

В 1965 году реформа экономики стала осуществляться. Это не затрагивало основ командной экономики, но при условии, материальной заинтересованности производителей в качество и результаты их работы, внутренние механизмы саморегуляции. Правители снова стали списывать долг, с совхозов и колхозов увеличились закупочные цены, был установлен бонус за продажи продукции государству сверх плана. Значительные финансы были направлены в сельскохозяйственный сектор экономики. За их счет начала мелиорации земель и использование химических веществ в почвах.

Но эффект был краткосрочным изменениям, как несоответствующие действия по реформированию механизма хозяйственной деятельности была неэффективной. Вторая причина заключается в снижении роста экономики- в степени директивный экономики была на пределе. Причина этого противоречия между огромными масштабами промышленного потенциала Советского Союза и преобладающим методам развития. В упадок пришло и сельское хозяйство, ресурсы, которых активно используется командная экономика.

В строительной отрасли во время девятой пятилетки, которая продолжалась, с 1971 по 1975 год создал десятки гигантских кластеров (TPC). Был заложен Байкало-Амурской магистрали (БАМ), а он был предназначен, чтобы построить сеть нового TPC, но средств для этого проекта почти не существовало. И даже сейчас, БАМ не приносит убытков.

Для того, чтобы избежать экономического краха Советского Союза увеличил поставки энергоресурсов на Запад, к тому же цена увеличивается там только в течение 1970 года примерно в 20 раз.

5. Социально-экономический кризис в СССР

В 1980-х годах, научно-технический потенциал страны, созданный в послевоенный период, во многом исчерпал себя. Советский Союз переживал времена застоя. Условий для восстановления экономики страны присутствовали. В середине 1980 года. СССР развитая инфраструктура промышленной и сельскохозяйственной деятельности, это позволило ему иметь некоторый экономический успех, непосредственно в военной промышленности, поддерживают себя на минимальный уровень питания и потребительских товаров. В СССР были огромные природные богатства, которые нельзя было сравнить с другой страной во всем мире.

Экономисты настояли на интенсивном сельском хозяйстве. Ядром ускорения в сфере экономики было, внедрение научно-технического прогресса, введение самофинансирования, права предприятий стали более расширены, укрепился порядок и дисциплина на рабочем месте. Приоритет был отдан машиностроению. Он должен был остановить дорогостоящие капитальное строительство, а высвободившиеся средства на перевооружение и обновление предприятий для восстановления всего сельского хозяйства. Это, так предполагалось, чтобы люди получили заинтересованность в результатах работы экономическими стимулами.

Однако, реализовать это было невозможно, так как экономическая сущность "концепции ускорения" вступил в конфликт с существующей системой планирования и административного управления. В государственном аппарате не существовало для это денежных средств, и желания что бы изменить его. Учет затрат, на предприятиях осуществляется по частям, и, следовательно, не способствует появлению новых рыночных отношений. Цена на сырье и ресурсы по-прежнему фиксируется и существенно занижена. Таким образом, первые экономические меры в команде Горбачева (введение государственной приемочной, расширение возможностей, трудовые коллективы и т.п.), не дали эффекта. Ухудшилась экономическая ситуация: с января 1987 года происходит спад производства. Государственный бюджет был подорван антиалкогольной кампании, произошло резкое падение цены на нефть и Чернобыльской катастрофы. Полагаясь на успешные реформы и рост цен на нефть, Горбачев начал заимствовать с Запада. И такой подход привел к росту гос. долга. Под конец 1980 года он достиг 2/3 национального дохода, что привело к выводу всех социальных программ.

Своё начало кладёт борьба за распределение потоков финансов меж центрами и регионами. В заключение обвиняли центр несправедливое распределение средств. На политическом уровне, оно закладывает в себе идею о экономическом суверенитете союзников, которые постепенно проводятся в Балтии. В 1988 году в Эстонии озвучена Декларация о суверенитете, в котором содержатся статьи о верховенстве права над национальным всесоюзных, Республик собственности на землю. Хоть и Верховный Совет Советского Союза подтвердил недействительность документа, который начался «парад суверенитетов" не может быть остановлен. В начале 1989 года было движение в Литве "Саюдиса" Выступая от Советского Союза и создание независимой Литовской страны. В 1989 году имеет суверенитета Азербайджана. Существует опасность, что распад СССР. Это требует глубоких экономических реформ.

Лето 1990 года Рыжков, наконец, разработали пакет экономических стимулов. Она готовила рабочую группу, которой руководил Абалкин. Она была основана на идее постепенного входа в рынок ("сначала стабилизация, а затем на рынок»). Там по-прежнему остается сочетание государственного сектора и рыночных отношений. Попросили выйти на рынок поэтапно, начиная с 1991 года, но реальные рыночные отношения появилась в 1995 г.

В это же период программы государства, были и другие. Альтернативная программа перехода к рыночной экономике, известной как «пятьсот дней», был подготовлен группой ученых которую, возглавлял академик Шаталин и Явлинский. Он предусматривал в этот короткий период времени для проведения масштабной приватизации государственной собственности, введение свободного ценообразования рынка с параллельной индексации зарплаты. Ограничен центр Союза управлять экономикой страны. Были сделаны условия для формирования экономического союза республик, они смогли бы быть "фундаментом" что бы создать новую конфедеративную связь между ними. Данную программу поддержали оппозиционные силы, особенно руководству России (Ельцин и Силаев). Но данную программу не реализовали. Горбачёв выбрал программу экономических реформ, которая была разработана министром финансов Советского Союза Павлов, который стал премьер-министром Советского Союза в декабре 1990 года, выделенных на осуществление проекта Павлова жёсткого контроля правительства при переходе государства к рыночной экономики.

Павлова программа была начата в январе 1991 года, когда вдруг стала проводиться реформа денежная (24 января). В соответствии с реформой в течение трех дней было обменено пятидесяти и сто - рублевые купюры в 1961 году из Сбербанка по вкладам было выдано не менее пятьсот рублей. Перестали иметь место быть в большинстве сбережения трудящихся. Инициаторы реформы хотели поставить " удар в теневой экономике", реформаторы пострадали меньше всего. Это непродуманные действия еще более озлобили людей против центрального правительства и ускорили распад Советского Союза. Опасаясь взрыва народного гнева,1 февраля, управлению страны необходимо было ввести совместное патрулирование полицейскими и военными улицы крупных городов.

Начиная с 1 апреля 1991 года, правительство страны и Павлов пошел на то что бы повысить розничные цены в 3-6 раз почти на все продукты первой необходимости, продукты питания, промышленных товаров народного потребления, надеясь, что это остановит высокого спроса на них. В этом случае заработная плата выросла почти на 30-20%, был издан в качестве единовременной выплаты в размере шестьдесят рублей. Высокие цены привели к усилению социальной напряженности. Весной 1991года увеличилось забастовочное движение. К шахтерам, которые бастовали, присоединились трудовые коллективы других отраслей. Число бастующих превысило 1 миллион человек. Они требовали, восстановления частной собственности, многопартийной системы и т.д.

Заключение

Военная экономика СССР основана на верховенстве социалистической собственности на бюджет производства. Концентрация в руках советских товаров капитала государство предоставило ловкости национальной экономики на рельсы войны.

В 1940 г., продукция крупнейшей промышленности было 129500 000 000 рублей. В 1943 году объем промышленного производства только восточные районы СССР было (в сопоставимых ценах) 83000000000 руб., т. е. выше, чем уровень промышленного производства всех областях России до революции в 7,5 раза.

Функция расширенного воспроизводства во время войны экономика является изменение соотношения и размеры сбережений и частного потребления в пользу конкретного военного потребления. Значительная доля общественного продукта производства военных технологий, которые не воспроизводят основные фонды страны. Тем не менее, конкретные военные потребления, который является жизненно важным для защиты отечества, является предпосылкой для самого существования и развития расширенного социалистического воспроизводства.

Во время войны экономика изменились отношения между накоплением и потреблением временно, на первом этапе военной экономики, снижение их абсолютных размеров. По сравнению с довоенным 1940 годом общий объем производства общественного продукта СССР в 1942 году сократилось из за немецкой оккупацией ряда промышленных районов. Абсолютный размер промышленного потребления также снизился, хотя доля осталась неизменной. Фонд личного потребления населения несколько снизились. Конкретные экономии веса и размера временно снизился, хотя накопление продолжалось в период военных действий.

Таким образом, экономические основы военной экономики СССР является преобладание социалистическая собственность на средства производства, что обеспечило концентрации всех материальных сил национальной экономики для ведения победоносной мировой войны. Структурная перестройка экономики на военный лад, движение производительных сил и реставрации восточного регионов подготовили общий подъем военной экономики СССР.

Список литературы

1.Государственная история и права России: Учебное пособие / Под ред. Ю.П. Титова. М., 1999.

2.История России. Личман Б.В. <#"justify">.История России. Учебник, Кириллов В.В., 2 <#"justify">.www.aleng.ru/d/hst/hist131.htm>07

.История России: учебное пособие / А.С. Орловак, В.А. Георгиева, Н.Г. Георгиевой, Т.А. Сивохиной. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2005.

.Михайлова Н.В. История Отечества: Учебник/ Н. В. Михайлова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.

.Козлов В.А. Крамола: инакомыслие в СССР при Брежневе и Хрущеве. 1952-1983 гг. По рассекреченным документам Верховного суда и Прокуратуры Советского Союза // История отечества. - 2003

Похожие работы на - Советская экономика

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!