Особенности механизма реализации государственной власти в Великобритании

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,46 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности механизма реализации государственной власти в Великобритании

Содержание

Введение

. Сущность государственной власти и ее механизма в государстве

. Генезис механизма государственной власти Великобритании

. Особенности реализации власти государственными органами Великобритании

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

Актуальность темы исследования. Великобритания - одно из крупнейших государств Западной Европы, которое характеризуется особой спецификой и в некоторой мере даже закостенелостью в части реализации государственной власти. В первую очередь, Великобритания является страной общего права, которое сформировалось более тысячелетия назад. Ко времени создания английского парламента суды английского государства уже наработали значительную судебную практику и доктрину, основанную на принятых обычаях. Считается, что источниками общего права является прецедентное право - неписаное право, создаваемое судьями.

Прецедент является ведущей формой английского права. Судебный прецедент определяет тип правовой системы. Зависимо от него формируются и собственно вся судебная система государств английского права.

Кроме того, Великобритания прошла долгий период исторического развития, становления и формирования. Ей удалось сохранить все наработанные традиции и обычаи, и успешно объединить их законодательными нормами правового регулирования.

Еще одной особенностью государственной власти в Великобритании является отсутствие конституции (Основного закона) и ряда нормативных документов, которые успешно заменяются прецедентами, судебной практикой и доктриной.

Также в Великобритании система государственной власти настолько тесно взаимосвязана, что законодательная и исполнительная власть сегодня неотделимы друг от друга. Судебная власть - это, пожалуй, наиболее самостоятельная, автономная и почитаемая ветвь власть, но ее устройство настолько сложное и своеобразное, что для других стран даже не представляется возможным воспользоваться принципом заимствования опыта Великобритании.

В связи с этим, актуальность изучения и рассмотрения механизма государственной власти Великобритании только возрастает, поскольку в мире практически нет государств со столь сложным и одновременно действенным механизмом реализации государственной власти.

Степень изученности темы. Изучению, рассмотрению и детальному анализу государственной власти Великобритании отечественные и зарубежные ученые всегда уделяли много внимания. Особенно ценными в аспекте нашего исследования представляются работы Т.В. Апаровой, И.Ю. Богдановской, Г.А. Василевича, Н.Н. Вопленко, П.А. Гука, Т.В. Гуровой, В.В. Долинской, С.К. Загайновой, Р. Кросса, А.В. Наумова, Т.Н. Нешатаевой, Н.А. Подольской, М.Е. Труфанова, Е.В. Черкасовой и др.

Цель исследования - теоретическое рассмотрение особенностей механизма реализации государственной власти в Великобритании.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

проанализировать сущность государственной власти;

изучить исторические тенденции становления и развития государственной власти в Великобритании;

определить особенности реализации государственной власти в Великобритании.

Объектом исследования являются органы государственной власти Великобритании.

Предмет исследования - механизм государственной власти в Великобритании.

Методологическую базу работы составляет диалектический метод познания, общенаучные приемы (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.), системный анализ. В работе используются такие специально-юридические методы научного познания как формально-юридический, сравнительно-правовой, структурно-функциональный и историко-правовой.

Теоретической основой работы стали различные отечественные и зарубежные монографии, учебные пособия, материалы периодической печати.

Структура курсовой работы обусловлена актуальностью тематики, определенной целью исследования и поставленными на рассмотрение задачами. Курсовое исследование состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

1. Сущность государственной власти и ее механизма в государстве

Сегодня существует и разрабатывается немало определений понятия государства, которые отражают такие его аспекты как:

-государство как организация политической власти;

-государство как аппарат власти;

-государство как политическая организация всего общества.

Каждый из указанных аспектов заслуживает внимания. Действительно, понимание государства как организации политической власти подчеркивает, что среди других субъектов политической системы оно выделяется особыми качествами, является официальной формой организации власти, причем единоличной организацией политической власти, которая управляет всем обществом. Вместе с тем политическая власть - один из признаков государства. Поэтому нецелесообразно сводить к ней понятие государства.

Государство является особой политической реальностью. Раскрывая содержание понятия государства, следует подвести его под такое родовое понятие, как политическая организация. Если государство до середины XIX века можно было определять как политическую организацию господствующего класса, то позднее, и особенно современное, государство - это политическая организация всего общества. Государство становится не просто властью, опирающейся на принуждение, а целостной организацией общества, которая выражает и охраняет индивидуальные, групповые и общественные интересы, обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов, реализует главное, что дает людям цивилизация, - народовластие, экономическую свободу, свободу и автономию личности.

Определить общее понятие государства, которое бы отражало все без исключения признаки и свойства, характерные для каждого из периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Вместе с тем любое государство имеет набор таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. Такими признаками являются территория, население, власть.

Государство - суверенная политико-территориальная организация общества, обладающая властью, осуществляемой государственным аппаратом на основе юридических норм, обеспечивающих защиту и согласование общественных, групповых, индивидуальных интересов с использованием, в случае необходимости, легальное принуждение.

Государство - единственная политическая организация, которая:

-охватывает все население страны в пространственных пределах. Территория - материальная основа существования государства. Сама территория не порождает государства. Она лишь создает пространство, в пределах которого государство простирает свою власть на население, проживающего здесь. Территориальный признак порождает гражданство, юридическую связь лица с данным государством, которое выражается во взаимных правах и обязанностях.

Гражданин государства приобретает:

а) обязанность подчиняться государственно-властным велениям,

б) право на покровительство и защиту государства;

-имеет специальный аппарат управления - система государственных органов, состоящих из особого разряда лиц, профессиональных управленцев;

-располагает аппаратом легального принуждения: вооруженные силы, учреждения и заведения принудительного характера (армия, полиция, тюремные и исправительно-трудовые учреждения);

-в лице компетентных органов выдает общеобязательные юридические нормы, обеспечивает их реализацию, то есть государство организует общественную жизнь на правовых началах, выступая, таким образом, как арбитр, согласовывает индивидуальные, групповые и общественные интересы. Оно обеспечивает и защищает права своих граждан, а также других людей, находящихся на ее территории. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать осуществление принятых им решений;

-имеет единую денежную систему;

-имеет официальную систему налогообложения и финансового контроля;

-имеет суверенитет;

-имеет формальные реквизиты - официальные символы: флаг, герб, гимн.

Следует учесть, что государство может быть светским и теократическим. Большинство государств мира - светские, то есть такие, в которых разграничены сферы действия церкви и государства (церковь отделена от государства). В теократических государствах власть принадлежит церковной иерархии (Монголия до 1921 года, современный Ватикан). Чтобы раскрыть понятие государства, необходимо проникнуть в его сущность.

Сущность государства - это внутреннее содержание его деятельности, которое выражает единство общих социальных и узкоклассовых (групповых) интересов граждан. Любое государство, вместе с решением сугубо классовых задач, выполняет и общие, социальные задачи, без которых не может функционировать ни одно общество. Это - средства транспорта и связи, строительство дорог, ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью, меры по обеспечению мира и другие.

Два аспекта сущности государства определились с момента его возникновения:

-классовый аспект - защита интересов экономически господствующего класса, осуществление организованного принуждения;

-общественно-социальный аспект - защита интересов всего общества, обеспечение общественного блага, поддержание порядка, выполнение других общественно-социальных дел. Общественно-социальный аспект сущности государства особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом.

Основной проблемой является поиск оптимального соотношения частных интересов, выразителем которых являются институты гражданского общества, и публичных интересов, носителем которых выступает государство, их механизма взаимодействия в обеспечении надлежащего функционирования общества и государства.

Государство, осуществляя политическую власть в гражданском обществе, подчиняет свою деятельность служению этому обществу, обеспечивает равные возможности для всех людей во всех сферах их жизнедеятельности на принципах социальной справедливости, гуманизма и милосердия, не вмешивается в личную жизнь человека и гражданина, регулирует социальные отношения в рамках действующей конституции, законов и других нормативно-правовых актов. Между государством и обществом должна быть определенная дистанция - некий рубеж демократии, пересечение которого ведет к огосударствлению общества, что с позиции демократии и гуманизма недопустимо. В рамках данного рубежа государство необходимо гражданскому обществу, которое без него не сможет не только развиваться, но и существовать.

Формирование гражданского общества является задачей весьма тяжелой и длительной. Современное понимание соотношения правового государства и гражданского общества связано с осознанием условий их взаимосвязи. Именно ценностный подход к пониманию взаимосвязи и взаимодействия права и государства, правового государства и гражданского общества могут дать осознание места и роли правового государства в гражданском обществе. Соответственно, гражданское общество и правовое государство могут соотноситься как необходимые друг другу и взаимодополняющие системы. Правовое государство подчиняет свою деятельность гражданскому обществу и конкретному человеку, отвечает перед ними за свою деятельность.

Основные черты правового государства в контексте гражданского общества:

-превосходство и господство правового закона;

-постоянное утверждение суверенитета народа как единственного источника государственной власти;

-осуществление разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

-обеспечение прав, свобод, законных интересов человека и гражданина, выполнение ими своих обязанностей перед другими людьми, государством и гражданским обществом;

-урегулирование взаимоотношений между обществом и государством на основе дозволенности обществу делать все, что прямо не запрещено законом, а государственным органам - только то, что прямо разрешено законом;

-взаимная ответственность между обществом и государством, ответственность государства перед личностью и обществом за свою деятельность;

-эффективная организация контроля и надзора над осуществлением законов и режима законности.

Некоторые научные разработки позволяют сформулировать основные черты формирования гражданского общества:

-обеспечения свободы и инициативности человека, которые направлены на удовлетворение ее разумных потребностей и не вредят интересам;

-такое развитие общественных отношений, при котором человек рассматривается как цель, а не как средство;

-ликвидация отчужденности человека от социально-экономических структур и политических институтов и реальное обеспечение осуществления принципа равных для всех возможностей;

-обеспечение прав и свобод человека и гражданина государством, его органами и социальными структурами гражданского общества;

-многообразие различных форм собственности, среди которых частная собственность в ее различных формах занимает доминирующее место как основа инициативной, творческой предпринимательской деятельности;

-осуществления справедливого утверждения, что в одной и собственности лицо выступает как разум и только, обладая собственностью человек, может быть действительно свободным и инициативным во всех ее начинаниях;

-реализация многообразия духовной жизни общества, в основе которого - признание гуманистических и демократических по сути общечеловеческих ценностей;

-существование развитой социальной структуры, которая гарантирует удовлетворение интересов различных групп и слоев населения;

-активное участие в общественной жизни негосударственных самоуправляемых общностей людей;

-равный правовой статус в гражданских отношениях, сочетание интересов государственных, общественных структур и гражданина;

-детальное регулирование различных видов отношений в сфере предпринимательства, рыночного хозяйствования.

Соотношение узкоклассовых (групповых) интересов господствующей верхушки (элиты) и интересов всего общества в разные исторические времена не одинаково. Как правило, усиление одного из них приводит к ослаблению другой. Постепенно в ряде цивилизованных государств Запада в связи с развитием гражданского общества все большее значение приобретают общественно-социальные аспекты государственной деятельности, задача обеспечения общественного блага.

По итогам отметим, что такое государство и механизм его власти сегодня воспринимается как общность, которая представляет интересы всего населения с использованием основных предпосылок формирования демократического, правового, социального государства. «Сущность изучения государства как особой единицы существующего правового и гражданского общества заключается в том, что в нем заключен комплексный общетеоретический анализ понятия государства и его принципов», в основу которого положены различные подходы к правопониманию, а также исследован уровень реализации принципов правового государства в законодательной деятельности, сфере исполнительной власти и правосудия.

2. Генезис механизма государственной власти Великобритании

Британские острова были заселены кельтами-бриттами, которые жили в условиях первобытного строя. В середине I века Британия была завоевана римлянами. Однако римское владычество не оставило заметного следа в политической истории Британии. Начиная со второй половины III в., на Британию нападают германские племена англов, саксов, ютов. В жестокой борьбе местное население было частично уничтожено, а частично вытиснилось на запад и север острова. Итак, завоеватели не смешались с местным населением, а поселились сплошной массой.

Длительная борьба с местным населением способствовала усилению королевской власти.

В VI в. возникло несколько государств: Кент - королевство ютов на юго-востоке Англии, три королевства саксов - Суссекс на юге, Уэссекс на западе, Эссекс на востоке; три королевства англов - Восточная Англия и Нортумберленд на севере и Мерсия на западе. Шотландия и Уэльс были самостоятельными королевствами. Все они находились на стадии раннеклассового общества с пережитками родового строя. Король выступал больше как племенной вождь, чем как носитель государственности. Население жило общинами, что напоминали франков. Свободные равноправные крестьяне (керлы) имели общинную пашню, которая была в их совместном пользовании. Ее запрещалось передавать, завещать.

Керлы имели свое самоуправление, могли носить оружие, формировать ополчения. Они собирались сотнями и решали важные вопросы общины, поселения.

Во второй половине VI в. часть коренного населения - кельты - слились с германцами и потеряли свой язык и культуру.

К господствующему классу относились эрлы, которые имели большие земельные наделы и даже владели рабами и имели полузависимых людей - летов, которые, сидя на их земле, платили оброк.

Свободный человек мог стать рабом, продав себя в рабство, а также задолжав. Раб мог выкупить свою свободу.

В конце VII в. королям Уэссекса удалось объединить значительную часть Англии, завоевав Кент, Суссекс и Эссекс. Вначале IX в. государство окрепло.

При короле стала регулярно заседать совет знати - уиттенагемот (собрание мудрых). Уиттенагемот был высшим органом государственной власти. Без его согласия король не имел права принимать законы, а также осуществлять любые важные государственные мероприятия. В управлении возросла роль королевских чиновников. Предыдущих выборных олдерменов было заменено шерифами, которых назначал король. Шерифы, что возглавляли графства, собирали налоги, штрафы, ведали королевским имуществом в графстве, осуществляли судебную и административно-полицейскую власть. Дважды в год в графствах собирались собрание знатных лиц, которые рассматривали судебные дела, организацию обороны в графствах и другие важнейшие вопросы.

На протяжении VIII-X веков английские короли неоднократно пытались объединить английские королевства в единое государство, но только Эдгар Тихий (958-975 гг.), опираясь на церковь, сумел постепенно распространить королевскую власть на территории всей Англии.

Королевская власть предоставляла энергичную поддержку в захвате земель у свободных общинников и способствовала их порабощению. Одновременно государство передало крупным землевладельцам судебную, а затем и другую власть над крестьянами. Королевские жалования земель крестьянам приобретают все большее распространение. Именно тогда приобретают регулярный характер государственные повинности свободных крестьян.

На протяжении IX-XI вв. в Англии окончательно побеждают феодальные отношения. В одной из памяток права - Правде короля Ательтана (X в.), мы находим требования, чтобы каждый свободный человек имел лорда. Одновременно, лорд отвечает за поведение людей, которые находятся под его защитой.

Короля было признано верховным собственником земли, а землевладельцев - ее держателями или непосредственно от короля, или через других держателей.

Как отмечает Р. Уолкер, в отличие от порядков, сложившихся в континентальной части Западной Европы, военную службу королю должны были отбывать не только непосредственные вассалы, но и те, кто были держателями этих вассалов. Королевской власти удалось добиться того, чтобы жалобы на решение феодальных судов подавались не в высший суд феодалов, а в королевские суды.

В 1017 г. датский король Кнут (1017-1035 гг.) завладел всей Англией и стал королем. Как дальновидный политик, он сумел найти общий язык с местной знатью и даже обещал соблюдать законы короля Эдгара. Он провозгласил равенство английского и датского законов. Фактически Кнут был императором, поскольку был королем Франции, Дании, Норвегии.

Изгнав захватчиков-датчан, англичане провозгласили своим королем Эдуарда Исповедника (1042-1066 гг.). Однако избранный после его смерти король Гарольд оказался плохим полководцем и не сумел отбить нападения войск герцога Вильгельма Нормандского. Англичане снова оказались под властью захватчиков, на этот раз - французов.

Захватив Англию, Вильгельм Нормандский конфисковал владение местной знати. Среди крупных вассалов теперь не было ни одного англосакса. Часть конфискованных земель (более тысячи имений, почти все леса и прочее) вошла в королевский домен. Города были объявлены ленами короля.

Вильгельм был коронован в Вестминстерском аббатстве. Желая получить поддержку населения, он обещал придерживаться хороших законов Эдуарда, которые уже мало кто знал и помнил. Грабеж и насилие, которые оказывали нормандские бароны и их солдаты, продолжались еще в течение нескольких лет. В 1069 году произошло народное восстание против захватчиков. После него Вильгельм стал рассматривать англосаксов как мятежников. Баронов - держателей земли, он лично обязал дать ему присягу на верность. Было официально провозглашено, что бароны Англии получили землю от Вильгельма. Условия наделения были такими же, как и в Нормандии: клятвы на верность; служба в ополчении в течение сорока дней в год, но в пределах страны; обязательное прибытия по вызову в королевскую курию для присутствия на совете и в суде; предоставление финансовой помощи в случае посвящения в рыцари старшего сына монарха и выдан замуж его старшей дочери, а также выкуп короля из плена.

Бароны потеряли право самостоятельно передавать свои титулы по наследству. Наследник получал землю только от короля, внося за допуск к наследию особый платеж - рельеф.

В 1088 году Вильгельм Завоеватель объявил себя верховным собственником земли в государстве. Его подданные могли получать от него земельные наделы только во владение. Все землевладельцы теперь были непосредственными (главными) или косвенным держателями короны и поэтому были обязаны выполнять в его пользу определенные повинности.

Поскольку феод давал только сам король и исключительно за военную службу, то этим Вильгельм смог прекратить частные войны между феодалами. В 1086 году он потребовал, чтобы все свободные жители присягнули ему на верность, независимо от того, каким был их статус: ленный, юрисдикционный или другой. Те, кто присягал, обещали быть верными королю против всех людей, в том числе и против своих непосредственных сеньоров. Итак, корона установила прямую связь с вассалами своих вассалов.

Вильгельм не отменил собрание сотен и графств из судебных дел. Он сохранил также англосаксонский форд - пешее ополчение свободных держателей, что платили налоги королю. Монарх правил самостоятельно. Для подготовки королевских указов при нем были канцлер и капелланы. Указы рассылали шерифам, которые были представителями власти короля в графствах. Церковь получила много земель, ей было предоставлено право иметь свой клерикальный суд. Однако претензии на главенство папы были отклонены. Вильгельм отказался составить вассальную присягу могущественному папе Григорию VII. Подданные короля без согласия не смели повиноваться папе и его буллам. В королевскую казну было передано денежные средства архиепископа Кентерберийского. В стране установилась сильная монархия.

Через 20 лет после завоевания в 1086 году в Англии была проведена перепись населения земли, скота, орудий труда.

Эта перепись получил название Книги Страшного суда. Назван перепись так потому, что никого не пощадили, как не помиловали и день Страшного суда. государственный власть парламент великобритания

Перепись преследовала две цели: получить данные, необходимые для сбора имущественного налога, и информировать короля о размере и распределении богатств, земель и прибылей его вассалов.

Этот документ дает точную картину социальной структуры Англии и свидетельствует о полной феодализации общества.

В настоящее время в стране проживало около 1,5 млн. человек. Лишь 12% крестьян были сокменами, то есть свободными людьми, которые находились под судебной юрисдикцией лордов; 70% населения составляли феодально-зависимые держатели: виланы, бордарии, коттэры и котсэты. Виланы находились в сельской общине, а остальные - нет. Сохранилась также небольшая прослойка рабов-сервов.

Таким образом, Нормандское завоевание имело особое значение для истории Англии, потому что оно способствовало окончательному завершению процесса феодализации; усилило королевскую власть и закрепило политическое единство государства; способствовало усилению связей Англии с континентом. В XII в. продолжается усиление королевской власти. Поддержку королю предоставляли все слои населения, заинтересованные, каждый по-своему, в укреплении его власти.

Долго так продолжаться не могло. Новые бароны, укрепив свое положение земельных собственников, начали проявлять склонность к самостоятельности. Первое баронское выступление против королевской власти состоялось при правлении Генриха I (1100-1135 гг.), который был вынужден дать баронам Хартию вольностей, которая положила начало конституционных изменений в английском феодальном государстве. Со стороны королевской власти были сделаны серьезные уступки, ценой которых был достигнут относительный покой в государстве. Согласно хартии, церкви и баронам предоставлялись привилегии. Повинности рыцарей ограничивались фиксированной военной службой. Король обещал защищать местное население от насилия нормандских графов и сотников.

Во времена Генриха I регулярно (раз в год) созывали Большой совет, на котором заседали высшие светские и духовные лорды. Но мнение совета не имело для короля обязательной силы. Текущие судебные и финансовые вопросы король решал в Малой курии, в состав которой входили его сторонники.

Нормандское завоевание существенно не повлияло на местное управление. Во главе связанного круговой порукой Десятка, как и раньше, стоял провост, подчинявшийся старости; во главе сотни - главный констебль, помощник шерифа, который подчинялся шерифу. Все они имели полномочия по поддержанию общественного порядка.

После смерти Генриха I в 1135 г. в Англии наступил длительный период кровавых междоусобиц. За короткое время в стране было построено тысячи укреплений. Власть в стране захватили бароны.

В начале XIII в. вследствие непоследовательной политики английского короля против него поднялся бунт феодальной верхушки, которая заставила монарха собственноручно ограничить свою власть путем расширения прав и «вольностей» его непосредственных вассалов. Для гарантирования неизменности положений Великой Хартии должен был образоваться выборный коллегиальный орган, с санкции которого «каждый должен всячески ограничивать и ущемлять короля в его правах». Новый институт постепенно приобретал название «парламент» от старофранцузского слова "parlеr" - говорить.

Сами британцы называют свой парламент пульсирующим сердцем политической жизни страны. Он имеет огромное влияние на политический климат и на развитие новых идей в обществе. Все министры являются членами одной из палат парламента и ответственны перед ним за свои поступки и за действия своих подчиненных. Любое правительство может оставаться у власти лишь до тех пор, пока ему обеспечена поддержка Палаты общин, которая обладает исключительным правом на рассмотрение всех законопроектов.

С конституционно-правовой точки зрения Англии как государства не существует, поскольку название это не входит в официальную титулатуру правителя страны. Монарх правит не Англией, а Соединенным Королевством Великой Британии и Северной Ирландии и другими владениями и территориями. Англия представляет собой одну из четырех частей Соединенного королевства, где проживает около 4/5 его населения.

Парламент в Англии в разные времена совершенно по-разному воспринимался как населением, так лицами королевской династии. Во времена Генриха VII он считался наиболее жестоким, но все же отошел на второй план из-за создания Звездной Палаты, которая выполняла практически все государственные дела и являлась органом законодательной и судебной власти, если, конечно, так можно утверждать. Ведь фактически тогда власть как таковая была сосредоточена в раках короля, который сумел воспользоваться ею настолько неумело, что это привело к началу тридцатилетней войны.

По итогам отметим, что становление механизма государственной власти в Великобритании прошло длительный этап, который не всегда имел удачные последствия для самой страны. На сегодняшний день Великобритания одна из наиболее интересных и в тоже время своеобразных государств целого мира.

3. Особенности реализации власти государственными органами Великобритании

Большие традиции и чисто британский менталитет во многом способствовали определению статуса члена парламента. Имея далеко не самую высокую зарплату (по состоянию на март 2013 года она составляла около 50 000 фунтов стерлингов в год), член палаты может заниматься по совместительству предпринимательской деятельностью при условии четкой отчетности и указании сферы своих деловых интересов. При нарушении нравственно-моральных норм палата может применить к нарушителю различные, даже самые жесткие меры, в том числе лишение мандата. Парламентарии наделены правом индемнитета и иммунитета от привлечения к гражданско-правовой ответственности, который, однако, не распространяется на уголовные дела против них.

Одной из нетипичных черт британского парламента является то, что организация и руководство им регулируются не парламентским регламентом, а прецедентным правом, нормы которого образовали обычных сборник «Постоянных правил Палаты общин». Последние, несмотря на неписаную форму, обладают юридической силой, а за их нарушение наступает юридическая ответственность. Они могут изменяться простым большинством голосов.

«Постоянные правила» требуют, чтобы члены парламента произносили свои речи при минимальном применении вспомогательных средств или запрещают парламентариям во время заседания палаты читать книги и газеты, с одним и тем же вопросом разрешается выступить только один раз и т.д. В общем, британские парламентские процедуры несут на себе значительную долю британского национального колорита и отражение многолетней истории своего развития.

Кроме рядовых членов Палаты общин, она также имеет свое высшее должностное лицо - спикера, который по своему правовому статусу выделяется среди всей депутатского общественности. Спикер палаты общин до сих пор носит парик и длинную мантию, является отзвуком средневековья: когда спикер в определенный момент встает на ноги во время горячих дебатов - в зале должна установиться тишина - это значит, что время для дебатов кончилось, а такая процедура называется «гильотина». Кроме этого, спикер также наделен другими важными полномочиями в сфере организации работы палаты. Он может на собственное усмотрение определять порядок выступлений членов палаты; следить за содержательностью речей последних; самостоятельно определять время начала и окончания слушаний путем выборочного рассмотрения предложенных депутатами поправок (процедура под названием «кенгуру»). Спикер также имеет право определять характер биллей («финансовые», «денежные»), что значительно влияет на процедуру их принятия и скорость прохождения через Палату лордов. Решение спикера, по Акту о парламенте 1911 года, является окончательным. Ему также назначается три заместителя из числа депутатов, учитывая его роль в организации работы палаты.

Кабинет представлен в Палате общин ее лидером. Он назначается лично премьер-министром из числа влиятельных членов партии. Его полномочия в значительной мере влияют на ход законодательного процесса, поскольку он также определяет повестку дня палаты и программу законодательных мер.

По партийной дисциплине в палате присматривают «кнуты» (whups), которые, кроме того, обеспечивают явку всех представителей фракции (парламентской партии) и наблюдают за единодушием голосования членов соответствующих партий. Они также ведут переговоры о достижении компромисса с «кнутами» других партий.

В британском парламенте функционирует разветвленная система комитетов, число которых не является постоянным. В Палате общин существует распределение рабочих подразделений на комитет всей палаты, специальные, постоянные, совместные комитеты, которые в свою очередь состоят из многочисленных профильных подразделений.

На заседаниях комитета всей палаты (т.е. всех членов Палаты общин) рассматриваются только вопросы первостепенного значения и те вопросы, которые не вызывают значительных различий в видениях партий и могут быть изучены без доработки в парламентских комитетах. Однако формально правила законотворчества требуют лишь обсуждения вопросов в комитете всей палаты, а сам билль должен приниматься в режиме обычного заседания.

Специальные комитеты самые многочисленные. Они могут функционировать на постоянной основе, создаваться на время легислатуры или даже сессии. В их полномочия входит контроль за деятельностью правительства, сбор сведений для парламента и проведении специальных парламентских расследований. С этой целью комитеты могут вызывать на свои заседания представителей исполнительной власти или отправить специальный запрос.

На постоянной основе действуют следующие специальные комитеты, как Комитет по отбору (занимается вопросами организации рассмотрения законопроектов и распределением членов парламента по комитетам). Комитет по аудиту (функции счетной палаты); надзорные комитеты Scrutuny Comuttees - осуществляют надзор за деятельностью правительственных департаментов, их количество и наименование соответствуют правительственным; Комитет по возмещению, занимающийся проблемами возмещения лицам ущерба, нанесенного деятельностью правительства. Есть также такие специфические, как Комитет «по нахождению причин» (по опротестованию поправок, предложенных верхней палатой), Комитет по частным биллям или неофициальные комитеты.

Постоянные комитеты в форме, копирует схему парламентских слушаний, детально рассматривают внесенные на парламентское рассмотрение законопроекты: Комитет по рассмотрению публичных биллей, Комитет по делегированному законодательству, Комитет по европейским делам. Существуют также комитеты (Grand Commuttees) по делам Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии и другие. Названные постоянные комитеты состоят из профильных подкомитетов, которые обозначаются латинскими буквами, например - Комитет "А" в европейских делах.

Совместные комитеты, которые формируются обеими палатами на паритетных началах, действуют временно или на постоянной основе. Они образуются из членов обеих палат при наличии недоразумений или споров компетенций между палатами по поводу законотворческой деятельности.

Официально все законы в Британии распределяются по сфере регулирования. Те билли, которые призваны упорядочивать сферу общенациональных интересов и устанавливать общие нормативные предписания, называются публичными (public bulls) и преобладают сегодня среди актов, принятых британским парламентом. Те билли, действие которых распространяется на местные территории, отдельных физических и юридических лиц, носят название частных (private bulls). В наше время их роль несколько уменьшилась из-за общей унификации отношений и за счет делегирования правительству законодательных полномочий. Правоустанавливающие предписания отдельным лицам, но каким-то образом касающихся национальных интересов, называются гибридными (hybrid bulls). Последние встречаются довольно редко в сегодняшней британской парламентской практике.

Кроме указанных оснований, законопроекты различаются по субъектам законодательной инициативы. По традиции рассмотрение финансовых, собственно всех публичных биллей, инициируется правительством, членами Палаты общин. Члены Палаты лордов обладают правом подачи частных биллей, которые зачастую рассматривают они сами. Однако в вопросах, касающихся делегированного законодательства, преимущество имеет нижняя палата при условии обязательного участия в процессе рассмотрения представителей верхней палаты.

Практика показывает, что наличие в парламенте проправительственного большинства, обязательная принадлежность к ней всех министров приводят к полному доминированию правительственных биллей в палате. Они составляют более 95 процентов от общего количества нормативных актов. Соответствующим образом распределено время для законодательной инициативы различных субъектов: с пяти дней в неделю, в которые проходит заседание, четыре принадлежат правительственным биллям и только один день посвящен принятию к рассмотрению биллей отдельных парламентариев. Каждый законопроект, пройдя через правительственные институты, экспертные группы парламентских партий и лоббистских структур, попадает на рассмотрение палаты. Чтобы билль стал законом (актом, уставом), он должен пройти процедуру трех чтений.

Первое чтение имеет чисто формальный характер. На нем к парламентариям приходится ориентировочное название билля и возможная сфера его регулирования. Также определяется комитет (чаще постоянный), который будет заниматься его доработкой.

Настоящая законотворческая работа происходит во время второго чтения, когда законопроект поступает в профильный комитет. Из истории известны случаи, когда обсуждение биллей в комитетах приводили к дракам и даже дуэлям между его членами. Ведь именно на этой стадии документ подвергается детальному анализу. На этой стадии проводятся широкие консультации членов комитета с экспертами (в том числе юристами), членами правительства или инициатором проекта.

На успешное прохождение законопроекта в значительной мере влияют и консультации правительственных структур, так называемых групп интересов (interest groups). К ним относятся тысячи организаций: как профессиональных, так и благотворительных структур. Сотрудничество с ними полезное, учитывая наличие в таких институтах как специалистов в соответствующих отраслях, так и широкой базы профессиональных исследований. При Кабинете созданы специальные комитеты, для связей с группами интересов.

По окончании рассмотрения документа комитет готовит специальный доклад, в котором перед палатой обосновывается необходимость изменений и дополнений предыдущего текста документа. Если законопроект проходит вторую стадию, его ожидает еще третье чтение - голосование всей палаты по поводу окончательного принятия или непринятия закона. На этом этапе в закон могут вноситься лишь незначительные изменения технического характера. Сама же процедура голосования определяется лично спикером и имеет различные формы, ведущие свою родословную еще с далеких времен британской истории. Голосование обычно происходит непосредственно: члены палаты путем поднятия рук или т.н. акламации, т.е. возгласов, выражают свое отношение к законопроекту. После этого спикер палаты определяет результаты голосования. Если же у него возникают сомнения по этому поводу, то вопрос голосуется путем «разделения»: поклонникам и противникам законопроекта предлагается выйти к различным специально предназначенным для этого помещениям. Когда они возвращаются в зал заседаний, их считает специальное устройство.

Этот метод получил название «голосования ногами».

После утверждения нижней палатой проект должен получить одобрение верхней палаты. При наличии определенных жалоб лордов предложенные ими поправки могут быть либо приняты нижней палатой, или отклонены большинством голосов на следующей сессии (для финансовых биллей эта процедура сокращается до одного месяца). Однако, как показывает практика, конфликты лордов и членов Палаты общин на законотворческой ниве возникают довольно редко.

Последней стадией законотворчества является чисто формальная санкция монарха (Royal Assent), после которой проект получает силу закона.

В тесной взаимосвязи находится Парламент Великобритании с Правительством (Кабинетом Министров Великобритании).

В политической структуре Великобритании Кабинет (Cabinet of the United Kingdom) состоит из правительственных официальных лиц, выбранных Премьер-министром (Prime Minister of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland), большинство из них являются министрами правительства, в основном главами департаментов в должности «государственного секретаря». Формально члены Кабинета выбираются исключительно из одной из палат Парламента.

Номинально Кабинет министров является составной частью Тайного совета, поэтому все его члены считаются Тайными советниками. Все решения Правительства Великобритании принимаются от имени монарха на специальных заседаниях. Обязательно присутствие Лорда-Председателя и его советников. Все принятые решения именуются указами в совете (Order-in-Council).

Механизм государственной власти Великобритании интересен тем, что законодательная и исполнительная власть в государстве неотделимы друг от друга. Кабинет Министров формируется из числа британского парламента. При этом в некоторых случаях исполнительная власть является доминирующей по отношению к законодательной власти.

Отдельное внимание в контексте механизма государственной власти Великобритании необходимо уделить органам судебной власти. На современном этапе судебная система представлена тремя автономными судебными системами - общая для Англии и Уэльса, для Шотландии и для Северной Ирландии.

В Англии и Уэльсе имеются система общих судов и система административных судов. Иерархию общих судов образуют:

Низшие суды - магистратские суды и суды графств;

Высшие суды - Верховный суд и Палата лордов.

Магистратские суды - фактически это мировые судьи - их около 20 тыс. по стране, причем большинство из них - не юристы по профессии, выполняющие свои функции на общественных началах. Эти суды рассматривают незначительные гражданские и уголовные дела.

Суды графств (их около 350 по стране) рассматривают гражданские и уголовные дела средней тяжести.

Магистратские суды (мировые судьи) и суды графств рассматривают около 90% всех дел, остальные (особо сложные) - рассматриваются высшие суды, главным образом Верховный суд, и незначительную часть (30-40 дел в год) - Палата лордов.

Особенностью Верховного суда Англии и Уэльса является то, что он состоит из трех судов:

Высокого суда;

Суда Корона;

Апелляционного суда.

Высокий суд имеет гражданско-правовую направленность, Суд Короны - уголовно-правовую, а Апелляционный суд рассматривает жалобы на их решения.

В составе Высокого суда имеется три отделения:

Отделение королевской скамьи;

Канцелярское отделение;

Семейное отделение.

Отделение королевской скамьи рассматривает сложные гражданские дела, в том числе связанные с морскими перевозками (их решает входящий в состав отделения Суд Адмиралтейства) и торговлей (подсудны Коммерческому суду в составе отделения).

Канцлерское отделение решает дела, касающиеся интеллектуальной собственности (патентного и авторского права), а также о доверительном управлении и банкротстве. Помимо этого отделения решает дела, не урегулированные правом (то есть те, аналогов которых еще не было, - заполняет пробелы в праве).

Семейное отделение рассматривает сложные семейные споры.

Суд Короны имеет уголовно-правовую направленность (в отличие от гражданско-правовой направленности Высокого суда). Суд Короны создан сравнительно недавно (в 1971 г.) взамен судов присяжных. Если ранее, до 1971 г. сложные уголовные дела рассматривались судами присяжных (судами ассизов), разбросанными по всей стране, то теперь суды присяжных "собраны" при одном высшем судебном органе - Суде Короны. Дела рассматриваются судьей-профессионалом и 10 или 12 присяжными.

Для обвинительного приговора необходимы голоса 9 из 10 либо 10 из 12 присяжных. Апелляционный суд рассматривает жалобы на решения Высокого суда и Суда Короны.

Судьи в Англии и Уэльсе назначаются пожизненно до достижения пенсионного возраста (65, 70, 72 и 75 лет в зависимости от уровня суда).

Судебная система Северной Ирландии копирует судебную систему Англии и Уэльса.

Уникальную, не похожую на английскую и североирландскую, судебную систему, имеет Шотландия. В иерархию шотландских судов входят:

Районные суды, которые рассматривают незначительные гражданские и уголовные дела в составе либо профессиональных судей, либо 2 и более мировых судей;

Шерифские суды - рассматривают основную массу гражданских дел и уголовные дела средней тяжести;

Сессионный суд в Эдинбурге - высшая судебная инстанция для рассмотрения гражданских дел;

Высокий суд юстициариев - высшая судебная инстанция для рассмотрения уголовных дел (ее решения окончательны).

Острова Пролива и остров Мэн имеют собственные судебные системы.

Высшей судебной инстанцией для всей Великобритании является Палата лордов во главе с лорд-канцлером.

Дела в Палате лордов рассматриваются не всеми лордами, а лишь небольшой коллегией лордов-юристов. Палата лордов может пересмотреть решение (но прибегает к этому крайне редко) любого суда Великобритании, кроме Высокого суда юстициариев Шотландии.

Решения высших судов островов Пролива и острова Мэн могут быть пересмотрены Судебным комитетом Тайного совета при королеве.

В заключение стоит отметить, что механизм государственной власти Великобритании и его территориальная реализация отличается особой сложностью и спецификой, которая вызвана не только государственным устройством Соединенного Королевства, но и историческими особенностями развития и становления Великобритании. Использовать или заимствовать опыт реализации государственной власти Великобритании достаточно сложно, по той причине, что все органы государственной власти были сформированы еще после Норманнского завоевания, а последние несколько сот лет вообще не подвергались кардинальным изменениям.

Следовательно, механизм государственной власти Великобритании - это показатель совокупности особенностей исторического развития, проявления традиций и обычаев и применения норм общего права.

Заключение

Некоторые специалисты-конституционалисты подчеркивают, что в последнее время влияние парламента на общественно-политическую жизнь Великобритании значительно уменьшилось. В частности, ставится под сомнение факт его доминирования над органами исполнительной власти через органическую связь правительства с парламентским большинством.

Некоторые исследователи склоняются к тому, что Британия сегодня находится на этапе министериализма, т.е. фактического подчинения законодательной ветви власти исполнительной. Однако известно, что в Британии функционирует четкая система отчетности правительства перед Палатой общин. Это предполагает специально отведенное время для вопросов парламентариев к членам Кабинета.

В палате также образовано парламентские комитеты «по надзору». Они контролируют как деятельность каждого отдельного министерства, так и правительства в целом. Осуществление правительством делегированных полномочий также является предметом парламентского контроля. Характерно, что парламентский контроль имеет публичный характер и сочетается с общественным контролем и институтом политической ответственности правящей партии на очередных выборах.

Кроме того, в Великобритании функционирует судебная система, которая характеризуется некоторыми особенностями, которые позволяют выделить ее их других национальных судебных систем. Эти особенности и основном сводятся к двум важнейшим характеристикам. Первая из них просто не может не броситься в глаза тем, кто начинает знакомиться с правовой системой Великобритании. Она состоит фактически в отсутствии единой судебной системы. Суды Великобритании - это скорее несколько судебных систем, чем единая система. Вторая особенность системы английских судов касается функционирования этих органов и их юрисдикции. Она состоит в том, что подавляющее большинство гражданских дел рассматривается не в судах, а, главным образом, в досудебных, альтернативных процедурах и учреждениях, в том числе с участием судей.

Право Великобритании является особым, специфическим феноменом, который успешно дополняет существующую систему органов государственной власти.

Отметим, что сегодня в Палате общин созданы специальные комитеты «по надзору», которые осуществляют парламентский контроль над деятельностью каждого министерства и всего правительства в целом.

Следовательно, вряд ли можно говорить о реальности угрозы установления в Британии авторитарного режима и однопартийности. Надежными гарантиями сохранения парламентской формы правления в Великобритании является выборность общего представительного органа, формирование последним правительства, подконтрольность исполнительной ветви власти законодательной, а также высокий уровень политической и правовой культуры британского общества.

Список использованных источников и литературы

Нормативные акты

1.Акт о парламенте для определения отношений между полномочиями Палаты лордов и Палаты общин и для ограничения срока полномочий парламента, или Акт о парламенте 1911 г. // Конституции зарубежных государств. М.: БЕК, 2000.

2.Акт о Палате общин (управление делами) 1978 г. // Конституции зарубежных государств. М.: БЕК, 2000.

.Акт о палате лордов 1999 г. // Конституции зарубежных государств: учебное пособие / сост. проф. В.В. Маклаков. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2003

4.The Public General Acts and General Synod Measures. 1993. Part II. L., 1994.

Литература

1.Абрамов А.И. Понятие функции права // Журнал российского права. 2006. № 2. С. 21-29.

2.Богдановская И.Ю. Категория «правовая норма» в правовой доктрине стран общего права // Журнал российского права. 2006. № 11. С. 22-32.

.Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2008. 755 с.

.Грудцына Л.Ю. Политические партии, гражданское общество и государство // Законодательство и экономика. 2007. №10. С. 46-51.

.Ивашевский С.Л. Идеальная сущность права: постановка проблемы // Журнал российского права. 2007. №1. С. 56-66.

.Идрисова М.А. Политическая система общества: трансформация в эпоху глобализации: теоретико-правовое исследование. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 2009. 220 с.

.Марченко М.Н. Сравнительное правоведение: Учебник для вузов. Общая часть. М.: Зерцало, 2006. 400 с.

.Матвеев В.Ю., Шаклеин Н.И. Политическая система современного российского общества: конституционно-правовые вопросы реформирования // Новое в российском и международном праве. 2010. Вып. XI. С. 132-135.

.Матюхина Т.В. Правовое регулирование проблем деволюции в деятельности региональных представительных органов законодательной власти Великобритании // Вестник Калининградского юридического института МВД России. 2012. №1 (19). С. 126-129.

.Пресняков М.В. Правовая определенность как системное качество российского законодательства // Журнал российского права. 2009. №5. С. 72-77.

.Редько А.А. Политическая система общества и правовая политика // Философия права. 2009. №2. С. 54-65.

.Романов А.К. Правовая система Англии: учебное пособие. М.: Дело, 2000. 320 с.

.Саидов А.Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М.: ИГПРАН, 1993. 480 с.

.Саркисова Н.А. Государство в политической системе общества переходного периода // История государства и права. 2009. №4. С. 5-10.

.Уолкер Р. Английская судебная система / пер. с англ. Т.В. Апаровой; предисл. Ф.М. Решетникова. М.: Юрид. лит., 1980. 550 с.

16.Beatson J. and Friedmann D (eds.). Good Faith and Fault in Contract Law. Oxford: Clarendon Press, 1995. P. 29-30.

Похожие работы на - Особенности механизма реализации государственной власти в Великобритании

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!