Основы технического регулирования и защиты прав потребителей

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,31 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы технического регулирования и защиты прав потребителей

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГИИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ











КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Основы технического регулирования и защиты прав потребителей












Севастополь 2014г.

Введение

В последние годы международная интеграция превратилась в одну из наиболее существенных закономерностей развития современного мирового хозяйства . В современных условиях ни одно государство нельзя исключить из процесса всеобщего мирового экономического развития . интеграционные стремления и мероприятия государства должны осуществляться с целью достижения гармонизации взаимосвязи социальных интересов, повышение конкурентоспособности национальной экономики и благосостояния граждан.

При разработке тактических и экономических задач, касающихся интеграции в ЕС, Украина должна учитывать опыт других стран, но необходимо помнить, что экономика каждой страны имеет свои особенности, а интеграционные процессы характеризуются своей индивидуальностью и неповторимостью. Именно поэтому безоговорочным является принятие уже готовых, хотя и эффективных, интеграционных моделей. Украина должна быть их творцом, активно непосредственное участие в оптимизации тактических и стратегических целей и задач. Экономическая интеграция является сложным и длительным процессом, последовательными этапами которого является формирование зоны свободной торговли , таможенного союза, общего рынка , валютного союза и т.п. только последовательное прохождения указанных этапов позволит достичь желаемых результатов .

В контексте интеграции экономического пространства Украины в европейское необходимо приближения украинского законодательства, нормы и стандарты к законодательству Европейского Союза, которое закладывает прочную основу для дальнейшей экономической интеграции. Совместные усилия в направлении Зоны свободной торговли ЕС - Украина , принятие и реализация экономических и торговых норм и правил , которые будут способствовать усилению торговли , инвестирования иностранного капитала в эту сферу , обеспечат более быстрый вступление Украины в ВТО. Только усовершенствованная стойкая законодательная база, соответствовать международным нормативам и стандартам , создаст устойчивый плацдарм интеграции Украины в ЕС.

Интеграция Украины с ЕС будет происходить последовательно , взвешенно и стабильно только при наличии четко разработанной и внедренной в жизни внешнеэкономической политики . На сегодня наиболее актуальными задачами государства в проведении взвешенной внешнеэкономической политики являются:

Регулирование развития внешней торговли с безусловным соблюдением национальных экономических интересов Украины , повышение эффективности внешнеэкономической деятельности в условиях интеграции украинской экономики в мировое хозяйство;

Содействие развитию экспортного потенциала, за счет развития высокотехнологичных отраслей, проведения политики импортозамещения;

Проведение политики протекционизма в отношении отечественных производителей , которые не являются монополистами на внутреннем рынке

Внедрение высокоэффективной политики, касающейся соцально сферы;

Совершенствование законодательства в экономической сфере и приближения его к нормативных актов ЕС.

При интеграции страны в систему мирохозяйственных связей перед ней возникает проблема , заключающаяся в противоречии между необходимостью интегрироваться в мировую экономику , с одной стороны , и необходимостью обеспечение гармоничного развития национальной экономики , защиты национальных экономических интересов , внутреннего рынка и отечественного производителя с другой. Именно поэтому важным является определение основного круга экономических интересов украинского общества и возможности эффективного их сопоставление и сочетание с требованиями Европейского Союза .

Очевидно , что европейская интеграция и вступление в ЕС не является однообразным экономическим и политическим явлением.

С одной стороны, для развития Украины как правового экономически развитого государства, вступление в ЕС является необходимым и играет ключевую роль в дальнейшей судьбе страны, с другой - не должны игнорироваться интересы украинского народа, должны быть предусмотрены все последствия , которые появятся после вступления. И все же перспективы развития Украины зависят от дальнейшего ее экономической ориентации. На сегодняшний день, перспективой на будущее выбран путь, что ведет к вступлению в ЕС. Это длительный процесс, который требует мобилизации всего общества, кардинального изменения его сознания.

1. Рыночный надзор по европейскому образцу

Поскольку Украина стремится в Европу, и все нормы должны быть приведены к нормам ЕС, логичным становится сделать рыночный надзор за непищевой продукцией на основе европейской практики. Это позволит отечественным контролирующим органам не висеть над производителями как Дамоклов меч, осуществлять контроль за товарной продукцией непосредственно в момент продажи, что даст все основания для регуляторных и разрешительных функций на рынке. В то же время отечественные производители будут привыкать к общемировым нормам и стандартам производства с учетом безопасности и качества продукции

Государство не может и не должно контролировать каждый товар в процессе производства. Такой контроль становится средством бюрократического давления на добросовестный бизнес и прикрытием для недобросовестного. Введя систему рыночного надзора по европейским принципам, Украина сможет устранить недостатки «старой» системы государственного контроля, которая предусматривает проверки предприятий, но при этом не гарантирует безопасность продукции для жизни и здоровья населения Эксперт Минэкономразвития рассказал, теперь проверка характеристик продукции будет осуществляться у распространителей при ее реализации. У производителей будет проверяться только та продукция, которая по результатам проверки будет признана опасной. А значит, у добросовестного производителя или импортера проверок органами рыночного надзора не будет. Также для дальнейшего совершенствования системы государственного рыночного надзора в соответствии с европейскими практиками будет создана рабочая группа, которая займется разработкой процедуры осуществления мер рыночного надзора.

Рабочая группа из представителей органов рыночного надзора будет состоять из профильных специалистов. Задача группы - разработать процедуры осуществления мер рыночного надзора с учетом европейского опыта управления рисками и стандартов качества серии ISO 9000

Также повышению эффективности рыночного надзора будет способствовать предоставление информации надзорному органу о каждом несчастном случае, который произошел в результате потребления или использования непищевой продукции.

. Контроль над качеством продукции

В Украине ужесточается контроль над качеством пищевой и непищевой продукции. Эти меры позволят не допустить распространения некачественной продукции на отечественном рынке, которая часто угрожает здоровью и жизни потребителей. К тому же либерализация механизма торговли в государстве требует жесткого контроля за производителями и распространителями товаров

Кабинет Министров предлагает Верховной Раде штрафовать предпринимателей за создание препятствий для проведения государственных проверок непищевой продукции на сумму до 25,5 тыс. грн. Об этом говорится в законопроекте №3852 «О внесении изменений в Закон Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» по совершенствованию системы»

В пояснительной записке к документу авторы законопроекта отмечают, что по информации, полученной от органов государственного рыночного надзора, во время осуществления проверок характеристик продукции имеют место неединичные случаи недопущения к проведению проверок и невыполнение законных требований должностных лиц, осуществляющих государственный рыночный надзор со стороны субъектов хозяйствования - производителей и распространителей продукции.

«Такие действия субъектов хозяйствования обусловлены попыткой избежать ответственности за введение в обращение и/или распространение опасной продукции, продукции, которая представляет угрозу безопасности жизни, здоровью людей и окружающей среде», - говорится в пояснительной записке.

С целью установления ответственности субъектов хозяйствования за недопущение к проведению проверок характеристик продукции и невыполнение законных требований должностных лиц, осуществляющих государственный рыночный надзор, предлагается усовершенствовать систему государственного рыночного надзора путем установления ответственности субъектов хозяйствования и внесения соответствующих изменений в статью 44 Закона «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции»

Так, законопроект вносит дополнения в статью 44, в соответствии с которыми к субъектам хозяйствования применяются штрафные санкции в случае: «создания препятствий путем недопущения к проведению проверок характеристик продукции и невыполнения установленных настоящим законом требований должностных лиц, осуществляющих государственный рыночный надзор».

Такие действия влекут за собой наложение штрафа в размере 1500 необлагаемых минимумов доходов граждан (25,5 тыс. грн) для лиц, которые ввели продукцию в обращение, и в размере 500 (8,5 тыс. грн) необлагаемых минимумов для распространителей.

. Рыночный надзор и контроль над непищевой продукции

Украина имеет очень интенсивную динамику роста розничного рынка. Темпы объемов продаж постоянно растут, а торговля является едва ли не основным источником доходов в бюджет. Однако наряду с этим, в Украине достаточно высоки темпы оборота и продажи некачественных товаров, которые часто могут нести угрозу для жизни. В связи с этим правительство усиливает контроль над качеством бытовой продукции народного потребления и ужесточает наказания за продажу некачественных товаров. Это позволит, в первую очередь, обезопасить потребителей и приблизить стандарты качества и безопасности к европейским

Кабинет Министров на своем заседании одобрил проект изменений к Закону Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле над непищевой продукцией».

Как поясняют эксперты Министерства экономического развития и торговли, сейчас правовые и организационные основы осуществления государственного рыночного надзора и контроля над непищевой продукцией установлены Законом Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле над непищевой продукцией».

В соответствии с нормами этого Закона, целью рыночного надзора является осуществление ограничительных (корригирующих) мероприятий в отношении продукции, которая не соответствует установленным требованиям.

В то же время представители государственного рыночного надзора нередко сталкиваются с попытками субъектов хозяйствования (производителей или распространителей) воспрепятствовать проведению проверок характеристик реализуемой продукции или игнорируют законные требования должностных лиц.

Такие их действия, подчеркивают эксперты, как правило, связаны с попытками избежать ответственности за введение в оборот или распространение продукции, которая представляет угрозу для безопасности жизни, здоровья людей и окружающей среды. При этом нарушители пользуются пробелом в законодательстве. За невыполнение или неполное выполнение требований решения о принятии ограничительных (корригирующих) мер, а также за невыполнение предписания о немедленном устранении нарушений ответственность предусмотрена.

В то же время за препятствование проведению проверок характеристик непищевой продукции или неисполнение установленных законодательством требований должностных лиц ответственность не предусмотрена.

По мнению экспертов Государственной инспекции Украины по вопросам защиты прав потребителей (Госпотребинспекция), несмотря на усилия контролирующих органов, сейчас еще достаточно много случаев попадания к потребителям продукции, которая представляет угрозу для безопасности жизни, здоровья людей и окружающей среды. Введение штрафных санкций за препятствование проведению проверок характеристик непищевой продукции позволит наказывать лиц, пытающихся реализовывать непищевую продукцию, опасную для здоровья и жизни граждан.

По мнению экспертов, осуществление надлежащего контроля на потребительском рынке повышает уровень защиты прав потребителей на безопасность продукции, способствует уменьшению количества предприятий, которые допускают нарушение законодательства о защите прав потребителей, вводит мотивационные механизмы для осуществления субъектами ведения хозяйства самостоятельного контроля соответствия продукции установленным требованиям.

По результатам анализа сведений системы оперативного извещения об опасной продукции Европейского Союза «RАРЕХ», за 2013 год установлено, что среди наиболее распространенных видов продукции, которая представляет угрозу общественным интересам, есть: одежда детская - свыше 380 случаев; игрушки - 304; электрические приборы и оборудование 106; автомобили - 103; косметические изделия - 68; осветительная техника 91; химическая продукция - 33; машины - 9; газовое оборудование - 4.

За 2012 год Госпотребинспекция проверила товаров на сумму более 270 млн. грн., из которых забраковано и снято с реализации на сумму около 93 млн. грн. (34%). Основной вид нарушений - отсутствие информации о происхождении товара, его качественных характеристиках.

По результатам проверок, к административной ответственности привлечено около 16 тыс. лиц, административно-хозяйственных санкций применено на сумму 239 млн. грн. Выдано более 6 тыс. предписаний о прекращении нарушений прав потребителей. Для соответствующего реагирования около 1800 материалов направленно правоохранительным и другим государственным органам

. Введение системы контроля качества и безопасности отечественных продуктов питания

Стремясь, приблизится к европейским стандартам и достойно войти на рынок ЕС, украинская продукция совершенствует стандарты качества и безопасности отечественных продуктов. Что позволит не только наладить значительный экспорт украинской пищевой продукции на европейские рынки, но и значительно увеличить спрос на внутреннем .

В Украине более 550 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности уже ввели системы управления качеством и безопасностью продуктов питания. Подобные системы позволяют контролировать производство продуктов на каждом этапе. И свидетельством их качества является то, что их успешно покупают как внутри страны, так и на внешних рынках. Так, около 50% экспорта отечественной сельхозпродукции составляют именно продукты питания или товары с добавленной стоимостью.

Свидетельством высокого качества пищевой продукции украинского производства является растущий спрос на нее, как на внутреннем, так и на внешних рынках. Около 50% экспорта продукции агропромышленного комплекса − это продукция пищевой промышленной. При этом, внешнеторговое сальдо положительное. Например, качество продукции украинского производства позволяет экспортировать 85% подсолнечного масла, до 50% кондитерских изделий, 20% маргаринов и аналогичных продуктов и до 20% молочных изделий

Чтобы обеспечить качество и безопасность продукции, потребляемой украинцами и поставляемой за границу, на предприятиях устанавливается система управления качеством и безопасностью пищевых продуктов. Так, на сегодняшний день более чем на 500 производственных мощностях действуют такие системы, еще почти на 100 начали их вводить

Сегодня в Украине внедряется мировая система контроля качества и безопасности пищевой продукции НАССР, которая позволяет отследить цепь от того, чем кормили скот, к тому, что попало на прилавок. В случае, если обнаружены недостатки, система позволяет четко понять, на каком этапе было допущено нарушение и кто за это несет ответственность. Если мы говорим о мясной продукции, то надо, чтобы было известно, чем кормили скот, где он выращивался, какие антибиотики применялись. Что касается овощей и фруктов, то надо знать, какие средства защиты растений использовались, кто контролировал этот процесс

Уже разработана законодательная база в сфере контроля качества и безопасности пищевых продуктов. На сегодняшний день в Верховной Раде зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно безопасности пищевых продуктов».

Этот законопроект предусматривает перераспределение полномочий между органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор в сфере безопасности и качества пищевых продуктов. Принятие этого закона позволит сосредоточить эти полномочия в одном органе исполнительной власти − Госветфитослужбе, и обеспечит внедрение административной реформы, начатой Президентом Украины

В Украине все больше предприятий пищевой промышленности внедряют международные системы управления качеством <#"justify">5. Совершенствование собственной метрологической системы

Украина желает эффективно интегрироваться в торгово-экономическое пространство ЕС. Поэтому все технические и торговые регламенты должны пройти формирование на соответствие европейским, в том числе и государственный метрологический надзор, который нуждается в кардинальных изменениях

Министерство экономического развития и торговли Украины предлагает усовершенствовать государственный метрологический надзор. Соответствующий законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно осуществления государственного метрологического надзора»

Главная цель разработанного законопроекта - реализация единой технической политики в области метрологии и защиты граждан и национальной экономики от последствий недостоверных результатов измерений.

Проект закона регулирует вопросы организации и проведения государственного метрологического надзора путем внесения изменений в Кодекс Украины об административных правонарушениях и закон Украины «О метрологии и метрологической деятельности».

Как заявил заместитель директора департамента технического регулирования, начальник управления по вопросам метрологии Минэкономразвития Александр Гиленко, принятие этого закона будет способствовать обеспечению надлежащей точности результатов измерений

«Таким образом, удастся усилить защиту жизни и здоровья граждан, охрану окружающей природной среды, повысить доверие к безопасности продукции и ее качества», - сказал Гиленко.

Вывод

Разработка проекта Закона о государственном рыночном надзоре заключается в поиске сбалансированных решений, которые бы позволили повысить эффективность государственного надзора за безопасностью продукции, которая размещается на рынке, а также не допускали бы неоправданного вмешательства в деятельность субъектов хозяйствования и дублирования функций контроля и надзора за безопасностью продукции и услуг другими органами исполнительной власти.

Госпотребстандартом Украины предложена концепция, которая базируется на соответствующих директивах ЕС. Рыночный надзор является важным инструментом обеспечения выполнения директив Нового подхода, поэтому его целью является обеспечение соблюдения положений соответствующих Директив на всей территории Украины. Граждане имеют право на эквивалентный уровень защиты в рамках единого рынка, независимо от происхождения продукции. Рыночный надзор осуществляется в интересах субъектов хозяйственной деятельности, поскольку помогает устранить недобросовестную конкуренцию. Вопрос совершенствования предпринимательской деятельности является одним из стратегических заданий Госпотребстандарта Украины. Так, пути решения самых важных вопросов заложены в Стратегическом плане трансформации системы технического регулирования и защиты прав потребителей относительно требований Всемирной организации торговли и Европейского Союза на 2007 2010 годы Госпотребстандарта Украины, утвержденном Председателем Госпотребстандарта Украины и согласованным с Министерством экономики Украины и Кабинетом Министров Украины. Целью этого плана является дальнейшее повышение качества и безопасности продукции, конкурентоспособности отечественного производства и продвижения отечественной продукции на внешние рынки, защита жизни и здоровья человека.

Библиография

1.Законом Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» №2735-VI от 02.12.2010.

2.Законом Украины «Об общей безопасности непищевой продукции» №2736-VI 02.12.2010.

.Постановлением КМУ «Об утверждении перечня органов государственного рыночного надзора и сфер их ответственности» №573 от 01.06.2011 (далее - Постановление).

4.Ms. Liudmyla SHATOKHINA DSSU, Ukraine Presentation «Государственный контроль и надзор за безопасностью и качеством продовольственных и непродовольственных товаров»

Похожие работы на - Основы технического регулирования и защиты прав потребителей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!