Основы права

  • Вид работы:
    Ответы на вопросы
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,35 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы права

1. Предмет и значение общей теории государства и права

Предмет теории государства и права составляют явления и категории, сформировавшиеся и выработанные на основе понимания единства и глубокого взаимодействия государства и права. Данная особенность правоведения проявляется в теории государства и права. Это - единая наука, предмет которой составляют государство и право, государственные и правовые явления в их взаимосвязи, взаимопроникновении и взаимодействии. Такое содержание предмета теории государства и права, как и других юридических наук, отражает неразрывность государства и права в реальной жизни. Значение общей теории государства и права, которая включает в себя мировоззренческие аспекты государственно-правовой жизни вообще и юридической деятельности в частности. А мировоззрение это не замыкает юриста в мире частного и индивидуального или в мире юридических конструкций и фикций. Оно выводит его на путь служения общественному идеалу, на путь широкой преобразовательной деятельности во имя общегосударственных, групповых и индивидуальных интересов. Последние часто ставятся даже на первое место, поскольку их удовлетворение усиливает позиции правового государства и служит процветанию гражданского общества.

2. Право: понятие, сущность и происхождение

Признаки права. Признаки права характеризуют его как особый, государственный регулятор общественных отношений. Выделяют следующие признаки права: - право - это систематизированная совокупность правил поведения; - право выражает государственную волю; - право - это система общеобязательных правил поведения.

Право официально выражено в письменной форме.

Право - это совокупность норм права. Это система норм, установленных или санкционированных государством. Право всегда выражает государственную волю. Это система норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер.

Сущность права - это качественная его основа, которая отражает его природу и назначение в обществе.

Содержание права трактуется в юридической литературе по-разному: 1. Для тех, кто считает, что право может существовать в форме правоотношений, его содержание - это поведение субъектов правоотношений; 2. Для тех, кто отождествляет право и закон, - содержанием права считается государственная воля; 3. Кто приравнивает право к совокупности юридических норм, они, нормы, и образуют само содержание права.

С глубокой древности существует классификация права, согласно которой право подразделяется на публичное и частное. Римские юристы считали, что публичное право имеет в виду интересы государства как целого, тогда как частное право - интересы индивида Частное право охватывает частные, индивидуальные интересы, дела отдельных лиц. Основу частного право составляет гражданское право.

Публичное право охватывает сферу общегосударственных дел, общегосударственных интересов. К публичному праву относятся такие отрасли права как государственное право, конституционное право, уголовное и уголовно-процессуальное право, административное право.

3. Норма права

Структура правовой нормы. Виды нормативных правовых актов. Норма права. Право состоит из правовых норм.

правовая норма - это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное или санкционированное государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников. Структура правовой нормы. состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза - это структурный элемент нормы права, который указывает на условия ее действия. Диспозиция - это структурный элемент нормы права, который раскрывает содержание юридически значимого поведения субъекта права. Если гипотеза является предпосылкой применения правовой нормы, то диспозиция представляет собой ядро юридической нормы, так как указывает на само содержание действия (бездействия), непосредственно влекущего правовые последствия. Санкция - структурная часть нормы права, указывающая на возможные меры воздействия на нарушителя данной нормы.

Отсутствие хотя бы одного из названных элементов означает, что выдаваемая за норму права логическая конструкция не представляет собой юридическую норму. По своему внутреннему строению структурные элементы нормы права могут быть простыми, сложными или альтернативными.

По способу выражения поведения различают описательные, ссылочные и бланкетные диспозиции. Свои разновидности имеют и санкции.

Абсолютно-определенные санкции, которые имеют точно фиксированное выражение и не могут быть изменены в процессе применения права. Относительно-определенные санкции, в которых установлены верхняя и нижняя границы, в рамках которых правоприменяющий орган сам устанавливает ее точный размер. Альтернативные санкции, когда могут использоваться разные виды санкций, а право выбора одной из них принадлежит органу, который ее применяет. Виды норм права: обязательные, запрещающиеи управомочивающие.

4. Источники права Республики Беларусь

Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Источник права - это форма юридического закрепления и внешнего выражения правового предписания. В теории права выделяют правовой обычай, юридический (судебный, административный) прецедент, нормативный правовой акт, договор нормативного содержания, юридическую доктрину, религиозные писания и др. источники права.

Статья 66. Действие нормативного правового акта во времени Нормативный правовой акт действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное. Временный срок действия может быть установлен для всего нормативного правового акта или его частей. В этом случае в нормативном правовом акте (его части) должны быть указаны срок действия нормативного правового акта или событие, при наступлении которого нормативный правовой акт утрачивает силу. По истечении указанного срока или при наступлении указанного в нормативном правовом акте события нормативный правовой акт (его часть) автоматически утрачивает силу. До истечения установленного срока орган (должностное лицо), принявший (издавший) нормативный правовой акт, может принять решение о продлении действия нормативного правового акта (его части) на новый срок или о придании ему бессрочного характера.

Статья 67. Обратная сила нормативного правового акта Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта, либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу. Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан.

Придание обратной силы не допускается, если нормативный правовой акт предусматривает введение или усиление ответственности за действия, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность.

Статья 68. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц Нормативные правовые акты республиканских государственных органов имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления - на соответствующей территории Республики Беларусь.

(часть 1 статьи 68 в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2002 №81-З) Действие нормативных правовых актов, за исключением случаев, установленных законом и международными договорами Республики Беларусь, распространяется на граждан и юридических лиц Республики Беларусь, а также находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

5. Система нормативных правовых актов. Правотворчество

Правоотношение - разновидность общественных отношений. Его специфика в том, что это волевое общественное отношение, урегулированное нормами права. Правоотношение является средством перевода установлений правовых норм (объективное право) в конкретные (субъективные) права и обязанности участников общественных отношений. Нормативные правовые акты приводятся в единую систему путем их взаимного согласования, определения иерархии нормативных правовых актов, а также путем подготовки издания соответствующих сводов законов и законодательства Республики Беларусь, характеризующуюся внутренней согласованностью и обеспечивающую правовое регулирование общественных отношений.

6. Правоотнощение

Правоотношение - это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством.

Участники правоотношений наделяются взаимными правами и обязанностями.

Структура правового: субъекты, объекты, право и обязанность.

Субъекты правоотношений - это отдельные индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей. Эти права и обязанности и составляют основное содержание правоотношений.

Субъекты правоотношений делятся на две группы: 1) физические лица; 2) юридического лица.

Юридическое лицо - это такая организация, которая обладает обособленным имуществом, может приобретать права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде или арбитраже.

Юридические лица регистрируются государством.

Юридический факт - это конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого норма права связывает возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Для возникновения правоотношений необходим фактический состав.

Фактический состав - это совокупность нескольких юридических фактов, которые необходимы для наступления юридических последствий.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЮР ФАКТОВ События - это такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношений (истечение срока исковой давности). Действия - это такие юридические акты, которые зависят от сознания и воли участников правоотношений. Действия могут быть правомерными и неправомерными.

Правомерные действия - это действия людей, которые совершаются в соответствии с предписаниями юридических норм.

. Правонарушение и юридическая ответственность. По характеру общественной опасности и юридическим свойствам правонарушения делятся на преступления и проступки. Преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся признаками, предусмотренными Уголовным Кодексом, и запрещенное им под угрозой наказания (ст. 11 УК). К проступкам относятся все правонарушения, кроме преступлений. В зависимости от того, в какой сфере общественных отношений проступки были совершены, от вида нарушенных норм права, от характера общественного вреда и применяемых санкций выделяют следующие виды правонарушений: административные, дисциплинарные и гражданско-правовые. признаки, присущие всем административным правонарушениям. Ими являются: а) общественная опасность; б) противоправность; в) виновность; г) наказуемость деяния. Дисциплинарный проступок представляет собой деяние, нарушающее внутренний распорядок предприятий, организаций, учреждений, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание.

Санкции за совершение таких проступков содержатся в ведомственных (уставах, положениях, инструкциях), локальных (например, в приказах) и иных нормативных актах. Гражданско-правовой проступок представляет собой правонарушение (деликт), совершенное в сфере гражданского оборота, т.е. в сфере имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений, основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Санкцией при совершении гражданско-правового деликта является неустойка (штраф, пеня), то есть определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. В общей теории права нет вполне точного и общепризнанного понятия юридической ответственности. Юридическая ответственность - это предусмотренное нормами права госудаственное воздействие на субъектов правовых отношений, которое выражается в форме применения санкций за совершенное правонарушение, возмещения ущерба, морального или физического вреда, ограничения или лишения личных или имущественных прав.

Виды юридической ответственности. Уголовная ответственность. Дисциплинарная, Гражданско-правовая ответственность Административная.

7. Государство: понятие, сущность и происхождение. Признаки государства. Функции и формы государства

Государство - это политико-территориальная суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий осуществляющего на правовой основе все более широкие социальные функции характеристики любого государства (территория, население, власть) отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии: а) форма правления; б) форма государственного устройства; в) политический режим. Если власть осуществляется одним лицом, форма правления будет монархической. Если власть принадлежит выборному органу, форма правления - республиканская. Монархическая форма правления, при которой монарху принадлежит вся полнота власти, называется абсолютной монархией Республиканская форма правления характеризуется следующими признаками: - государственная власть осуществляется по поручению народа; - государственная власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную; - государство и все его органы ответственны перед личностью и личность перед государством. Политические режимы могут быть демократическими и недемократическими. Последние подразделяются на тоталитарные и авторитарные.

8. Основные концепции происхождения государства

Основные теории происхождения государства. Теократическая теория. Одной из самых старых теорий происхождения государства, согласно которой носитель власти или отождествляется с божеством, или рассматривается как посланник Бога, получающий непосредственно от него свои права. Критика теократической теории ведется по разным направлениям: несоответствия данной теории историческим фактам, недостаточной аргументированности ее основных положений, противоречивости отдельных суждений и т.д. Патриархальная теория. Данная теория рассматривает происхождение государства как естественное развитие первичных форм человеческого общения - семьи, рода. Патриархальная теория указывает на то, что ничто не возникает на пустом месте, что в организации древних государств можно найти следы родового строя, однако она не раскрывает общей причины их образования. Договорная теория относится к числу рационалистических объяснений происхождения государства. Образование государства рассматривается как результат свободной и сознательной воли человека, как некий воображаемый или действительный юридический акт заключения общественного договора Органическая теория. Эта теория появилась в конце XIX в. И представляет собой одну из самых крупных научных гипотез в учении о государстве и обществе. Органическая теория объясняет происхождение государства действием тех же сил и законов, которыми определяется жизнь природы. Государство возникает как результат естественного развития животного мира от низших форм к высшим. Теория насилия. Теория насилия опирается на исторические факты и ищет причины возникновения государства в материальных условиях жизни общества. Считается, что люди появились первоначально в виде отдельных, совершенно обособленных групп. Человечество, по его мнению, с самого начала было разделено на расово-этнические группы, которые постоянно враждуют между собой. В результате порабощения одних общественных групп другими возникает государство. Причины вражды между отдельными социальными группами объяснялись двумя факторами: расово-этическими различиями и стремлением людей к удовлетворению своих материальных потребностей и др.

9. Соотношение Закона и Декрета

Конституция Республики Беларусь устанавливает, что Президент может издавать декреты двух типов: 1) декреты, полномочия на издание которых были предоставлены законом; 2) временные декреты - в силу особой необходимости. Оба типа декретов «имеют силу законов. По вопросу о соотношении указов и законов Г.А. Василевич считает, что «в принципе можно утверждать, что указы идут вслед за законами, хотя в некоторых случаях они могут базироваться не на законах, а на Конституции. В случае возникновения спора о верховенстве закона или указа, он должен разрешаться Конституционным судом в рамках дела о конституционности указанных нормативных актов» 29. Как видим, и в вопросе о соотношении указов и законов отсутствует однозначность. Еще более сложен вопрос соотношения указов и декретов. Далее, Конституцией установлено, что «в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом» 30. Эта конституционная норма была без изменений повторена в Гражданском кодексе. 1) закон, декрет и указ имеют равную юридическую силу - это значит, что более поздний по времени принятия акт имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому акту; 2) декрет и указ имеют высшую по сравнению с законом юридическую силу - независимо от времени принятия.

Соотношение закона и декретов президента весьма неоднозначно в различных странах мира. Делегирование президенту на издание нормативных актов имеет место в США, Франции и других странах. Делегированным правом издавать декреты, имеющие силу закона, обладает Президент Республики Беларусь. Абзац 3 ст. 137 Конституции Республики Беларусь гласит: «В случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом». При этом имеются и существенные различия в полномочиях президента. Например, в США Президент представляет исполнительную власть, в Республике Беларусь Президент - глава государства, он координирует три ветви власти (законодательную, исполнительную, судебную).

10. Формы правления и территориальное устройство государства

Важной характеристикой государства являются формы государственного правления и национально-территориального устройства государства. В них воплощаются организация, структура, методы и правила функционирования государственной власти, порядок взаимоотношений должностных лиц и граждан. Формы государственного правления по способу организации власти делятся на монархии и республики. Монархия - форма государственного правления, при которой государственная власть сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного главы государства и передается по наследству. Исторически сложилось несколько разновидностей монархической формы правления: абсолютная монархия - всевластие главы государства; конституционная монархия - государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией.

Республика - это такая форма государственного правления, при которой высшие органы государственной власти либо избираются народом, либо формируются общенациональными представительными учреждениями. Республики подразделяются на парламентские, президентские и полупрезидентские, или смешанные.

. Правовое государство и гражданское общество Правовое государство - это государство, обслуживающее потребности гражданского общества и правовой экономики, назначение которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконтрольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности обмениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спроса и предложения, ответственно за правопорядок, который гарантирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундаментом его является признание прав человека.

Гражданское о́бщество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Дэвида Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе. Развитое гражданское общество является важнейшей предпосылкой построения правового государства и его равноправным партнером[2]. Гражданское общество можно определить также как совокупность неполитических отношений, то есть общественных отношений вне рамок властно-государственных структур, но не вне рамок государства как такового.

12. Понятие конституционного права

Конституционное право - это самостоятельная отрасль права, представляющая совокупность правовых норм, регулирующих конституционно-правовые отношения.

Группы конституционно-правовых отношений: а) отношения по закреплению и охране основ конституционного строя; б) отношения в области конституционно-правового статуса человека и гражданина; в) отношения по организации и функционированию государственной власти.

Конституционное право в отличие от других отраслей регулирует общественные отношения, складывающиеся во всех сферах общества: политической, экономической, социальной, духовной и др. Нормы конституционного права определяют процесс формирования права, они закрепляют систему государственной власти (статус государственных органов, форму государства, форму государственного устройства, форму правления), предусматривают формы собственности, принципы хозяйственной деятельности, виды юридических актов и их соотношение.

13. Понятие и сущность Конституции, и ее социальное значение

Слово конституция» происходит от латинского cоnstitutio - установление, строение. Конституция - это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами (индивидуумами).

В чисто формальном значении конституцию можно определить как акт (совокупность актов), обладающий высшей юридической силой. определение Конституции РБ как Основного Закона содержится лишь в ее преамбуле.

Для определения конституции важна также значимость регулируемых общественных отношений, которые попадают в орбиту конституционного регулирования. Все современные конституции по меньшей мере закрепляют два важных аспекта: 1) провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина: 2) организацию государственной власти, а часто и определяют основы конституционного строя, форму государства (форму правления, государственного устройства) и др.

Современное общепринятое понимание сущности конституции состоит в том, что конституция - это ограничитель власти государства, т.е. ею устанавливаются пределы вторжения государства в область прав и свобод человека и гражданина. Демократическая сущность конституции будет тогда наиболее полной, когда в ней оптимально с учетом международных стандартов учтены интересы всех социальных слоев общества, интересы отдельного индивидуума и общества в целом.

На основе конституции, которая является главным, основным законом государства, формируется вся система текущего законодательства Конституция обладает верховенством по отношению ко всем иным нормативным правовым актам Следующим важнейшим юридическим свойством Конституции является ее стабильность, устойчивость.

В Беларуси действует пятая по счету Конституция.

14. Основы конституционного строя в Республике Беларусь

В понятие конституционного строя вкладывается больший смысл, чем просто соблюдение конституции. Это означает, что государство и его органы воздерживаются от любых действий, нарушающих или ущемляющих права и свободы личности, а также создание условий для их реализации. Основу конституционного строя согласно Конституции РБ составляют: демократизм, правовое государство, признание государством человека, его прав и свобод высшей ценностью общества и государства, плюрализм политических мнений и др.

Демокра́тия (др.-греч. δημοκρατία - «власть народа», от δμος - «народ» и κράτος - «власть») - политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса[2] или на его существенные стадии[3]. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью. В этом случае определение демократии обычно сужают до одного из следующих признаков: Назначение лидеров управляемыми ими людьми происходит путём честных и состязательных выборов[4] [прим. 1] Народ является единственно легитимным источником власти[5] [6] Общество осуществляет самоуправление ради общего блага и удовлетворения общих интересов 15. История конституционного развития Республики Беларусь За всю историю развития Беларуси как самостоятельного независимого государства было принято пять Конституций (в 1919, 1927, 1937, 1978 и 1994 г.).В 90-е годы остро встала проблема принятия новой Конституции, базирующейся на общечеловеческих ценностях, опыте конституционного строительства стран с устойчивым развитием. История подготовки проекта новой Конституции интересна и весьма поучительна. 22 июня 1990 года Верховный Совет Республики Беларусь принял решение об образовании Конституционной комиссии. Ее полный состав был определен 20 июля 1990 г. В нее вошли 61 депутат и 13 специалистов в области права (ученые и практики). В рамках Конституционной комиссии сразу были образованы две рабочие группы, готовившие альтернативные проекты. После их подготовки на совместном заседании рабочих групп было решено предложить Верховному Совету единый текст проекта. Надо сказать, что по существу проект Конституции был уже готов к середине 1991 года. Впервые он был рассмотрен на седьмой сессии Верховного Совета в ноябре 1991 г. Проект был одобрен в первом чтении, было принято решение о его опубликовании в печати для народного обсуждения. Обсуждение проекта было достаточно острым. Всего выступило 18 депутатов, лишь один высказался против опубликования проекта для народного обсуждения, полагая, что это преждевременно.

Как на этой сессии, так и на последующих сессиях узловыми, спорными оставались вопросы: о форме правления - президентская или парламентская республика; о профессиональном статусе депутатов, т.е. работают ли они в Парламенте на постоянной основе или совмещают депутатскую деятельность с выполнением иных обязанностей; о государственности белорусского языка; об административно-территориальном устройстве. Сколько шла работа над текстом, столько же и витала идея вынесения на референдум спорных положений, а то и в целом Конституции с тем, чтобы правоту в споре определил народ.

Завершила работу над текстом Конституции тринадцатая сессия, начавшая свою работу в ноябре 1993 года. В целом Конституция была принята 15 марта 1994 г., опубликована 30 марта. С этого дня она вступила в силу.

Раздел I. Основы конституционного строя (ст. 1 - 20); Раздел II. Личность, общество, государство (ст. 21 - 63); Раздел III. Избирательная система. Референдум (ст. 64 - 78); Раздел IV. Президент, Парламент, Правительство, С уд (ст. 79 - 116); Раздел V. Местное управление и самоуправление (ст. 117 - 124); 1 Основы права: Учебник /В.Н. Артемова, С.А. Балашенко, А.В. Барков и др.; Под редакцией Г.Б. Шишко. - 3-е изд., стереотип. - Мн.: Книжный Дом, 2006. - с. 40-41.49 Раздел VI. Прокуратура. Комитет государственного контроля (ст. 125 - 131); Раздел VII. Финансово-кредитная система Республики Беларусь (ст. 132 - 136); Раздел VIII. Действие Конституции Республики Беларусь и порядок ее изменения (ст. 137 - 140); Раздел IX. Заключительные и переходные положения (ст. 141 - 146).

16. Основные права и свободы человека и гражданина, их реализация и защита

К личным правам и свободам гражданина относятся: презумпция невиновности, право на жизнь, право на защиту чести и достоинства, право на личную жизнь, неприкосновенность жилища, свобода передвижения и выбор места жительства, право на определение отношения к религии и др.

К социально-экономическим правам относятся: право иметь собственность, право на отдых, право заниматься предпринимательской деятельностью, право на охрану здоровья, право на образование, право на труд и др.

К политическим правам и свободам относятся: право направлять обращения в государственные органы, свободно избирать и быть избранным в государственные органы, право на свободу объединений, свободу собраний, свободу мнений и др.

Право граждан на обращение. Важнейшим конституционным правом является право граждан на обращение в государственные органы РБ В соответствии со ст. 40 Конституции каждый гражданин имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Правом на обращение обладает любой человек, независимо от возраста. Порядок обращения граждан с предложениями, заявлениями и жалобами к должностным лицам не только государственных органов, но и к должностным лицам общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий независимо от форм собственности, а также порядок рассмотрения предложений, заявлений и жалоб, установлен Законом «Об обращениях граждан» и др. нормативными правовыми актами Республики Беларусь.

17. Разделение и взаимодействие властей: законодательной, исполнительной и судебной

Гос-ая власть в РБ осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (статья 6 Конституции). Гос-ые органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Особое место в системе гос-ой власти занимает Президент РБ, который явл-ся Главой гос-ва. Он обеспечивает, в частности, преемственность и взаимодействие органов гос-ой власти, осуществляет посредничество между органами гос-ой власти (статья 79 Конституции). В настоящее время Президентом РБ явл-ся Александр Григорьевич Лукашенко.

Органом законодательной власти явл-ся Парламент - Нац-ое собрание РБ. Наряду с Парламентом законодательную деят-ть осуществляет и Президент РБ, который согласно Конституции имеет право издавать особый вид нормативных актов - декреты, занимающие тот же уровень, что и законы (статья 101 Конституции).

Правительство - Совет Министров РБ - явл-ся центральным органом гос-го управления.

Органы исполнительной власти по масштабу деят-ти можно классифицировать на республиканские и местные. К республиканским органам исполнительной власти можно отнести министерства, гос-ые комитеты РБ. К местным органам исполнительной власти относят исполнительные комитеты, местные администрации. Судебная власть в РБ принадлежит судам и осуществляется Конституционным Судом, 18. Избирательная система Республики Беларусь. Референдум.

Референдум (народное голосование). На основании ст. 73 Конституции РБ для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы. Президент РБ является единственным лицом в государстве, которое может назначить народное голосование - республиканский референдум.

В соответствии со ст. 74 Конституции РБ республиканские референдумы назначаются Президентом РБ как по собственной инициативе, так и по предложению Палаты представителей и Совета Республики, которые принимаются на их раздельных заседаниях большинством голосов каждой из палат.

Вместе с тем, на основании указанной статьи конституции, назначение республиканского референдума имеют право предложить не менее 450 тысяч граждан, обладающих избирательным правом, в том числе 30 тысяч граждан от каждой из областей и города Минска.

Президент после вынесения на его рассмотрение в соответствии с законом предложений Палаты представителей и Совета Республики, либо граждан о проведении референдума назначает республиканский референдум, который проводится не позднее трех месяцев со дня издания указа Президента РБо назначении референдума.

19. Президент Республики Беларусь: порядок избрания, права и обязанности

В соответствии со ст. ст. 79 Конституции РБ Президент Р Б является Главой государства, гарантом Конституции РБ, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет РБ в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета РБ, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Полномочия Президента РБ закреплены в Конституции РБ, в Законе РБ «О Президенте Р Б» и иных нормативных правовых актах.

20. Парламент, как высший законодательный орган

Порядок избрания, компетенция. Парламент РБ называется Национальное собрание РБ. В соответствии со ст. 90 Конституции РБ Национальное собрание является представительным и законодательным органом РБ. Парламент состоит из двух палат. Палаты Парламента РБ называются Совет Республики и Палата представителей. Нижняя палата Парламента РБ называется Палата представителей; верхняя палата Парламента РБ называется Совет Республики. Выборы нового состава палат Парламента назначаются не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва. Если же речь идет о внеочередных выборах палат Парламента, то они проводятся в 3-месячный срок со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента. (ст. 90 Конституции РБ) На основании ст. 93 Конституции РБ первая после выборов сессия палат Парламента созывается Центральной избирательной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов и начинает свою работу не позднее чем через 30 дней после выборов. Решение о роспуске палат Парламента Президент может принять не позднее чем в 2-месячный срок после официальных консультаций в председателями палат Парламента.

Совет Министров РБ (исполнительный орган). Правительство РБ называется Совет Министров РБ. Работой Правительства руководит Премьер-министр. Он подписывает постановления Правительства, информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства, всех его важнейших решениях и др. (ст. 106 Конституции Республики Беларусь).

21. Правительство Республики Беларусь, его формирование и компетенция. Порядок назначения Председателя Совета министров Республики Беларусь

Правительство РБ называется Совет Министров РБ. Работой Правительства руководит Премьер-министр. Он подписывает постановления Правительства, информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства, всех его важнейших решениях и др. (ст. 106 Конституции РБ).

Формирование Правительства начинается с назначения Президентом Премьер-министра, которое осуществляется с согласия Палаты представителей.

Если между Президентом и Палатой представителей по поводу назначения Премьер-министра возникают разногласия, они преодолеваются в соответствии с Конституцией. При двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент РБ вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы. (ст. 106 Конституции РБ).

22. Судебная власть Республики Беларусь. Система судов Республики Беларусь

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти. Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь: личные права и свободы; социально-экономические и политические права граждан; конституционный строй Республики Беларусь; государственные и общественные интересы; права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования. Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции Республики Беларусь.

Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из: Конституционного Суда; системы общих судов; системы хозяйственных судов.

Судоустройство в Республике Беларусь определяется: законом Республики Беларусь от 30 марта 1994 года «О Конституционном Суде Республики Беларусь»; «Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей».

Общие суды К общим судам относятся: Верховный Суд Республики Беларусь; областные суды; Минский городской суд; районные (городские) суды; Белорусский военный суд; межгарнизонные военные суды. Общим судам подведомственны уголовные дела и гражданские дела.

Хозяйственные суды К хозяйственным судам относятся: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь; хозяйственные суды областей; хозяйственный суд города Минска.

Хозяйственные суды осуществляют правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений.

23. Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь

Местное управление - форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Местное самоуправление в Республике Беларусь - форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно, или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения, исходя из интересов населения и особенностей развития административно - территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств (ст. 1,2 Закона Республики Беларусь от 20.02 1991 г. с изм. и доп. «О местном управлении и самоуправлении»).

24. Понятие административного права Республики Беларусь

Административное право представляет собой отрасль правовой системы Республики Беларусь, которая призвана регулировать особую группу общественных отношений. Эти отношения складываются главным образом в сфере государственного управления, исполнительной деятельности. В сферу регулирования административного права включается широкий круг общественных отношений, складывающихся в социально-политической, социально-культурной, экономической жизни страны.

Следует, прежде всего, наметить круг наиболее типичных отношений управленческого характера, подпадающих под административно-правовое регулирование. Лучшим вариантом их характеристики является классификационный.

25. Государственное управление: понятие, принципы, функции и система

Государственное управление - это управление делами государства, которое осуществляется всеми органами государства и ветвями власти (законодательной, исполнительной и судебной).

Государственное управление базируется на основных положениях - принципах. Принципы государственного управления - основополагающие начала, наиболее общие идеи, отражающие его сущность.

Приоритет прав личности, демократизм, объективность, научность, конкретность, оперативность, гласность, эффективность; - отраслевые, линейные, территориальные, функциональные, двойного подчинения, сочетания единоначалия и коллегиальности.

Функции государства реализуют все государственные органы. Все они осуществляют единую государственную власть.

Существуют следующие виды государственной деятельности: - осуществление законодательной деятельности; - государственное управление; - правосудие; - контроль и надзор.

Государственная власть должна строиться на определенной специализации, не нарушающей принципиального единства.

Государственные органы - это ветви единого «дерева», требующие разделения властных функций между ними. Поэтому и появились три ветви государственной власти, отличающиеся самостоятельностью.

Исполнительная власть представляет собой самостоятельную ветвь государственной власти, взаимодействующую с законодательной и судебной ветвями власти.

Для государственного управления характерно то, что исполнительная деятельность, являющаяся его основным назначением и составляющая важную сторону его содержания, органически связана с осуществлением непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством.

26. Понятие государственной службы, ее правовое регулирование

Государственные служащие: их права и обязанности.

Поступление, прохождение и прекращение государственной службы.

Государственная служба - это вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе в целях выполнения задач и функций государства. Отрасль административного права рассматривает государственную службу как важный правовой институт.

Совокупность правовых норм, регулирующих государственную службу, включает в себя правовые нормы административного, трудового, финансового, гражданского и других отраслей права, которыми регулируются государственно-служебные отношения.

В соответствии Законом РБ «О государственной службе в РБ» государственная служба - профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функции государственных органов.

Под государственным служащим понимается гражданин РБ, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

К служащим государственного аппарата относятся лица, которые в установленном законодательством порядке занимают государственные должности в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь и их секретариатах; Правительстве и его Аппарате; Конституционном Суде и его Секретариате, Верховном Суде, Высшем Хозяйственном Суде, иных общих и хозяйственных судах; Администрации Президента, Государственном секретариате Совета Безопасности, Управлении делами Президента, иных государственных органах, непосредственно обеспечивающих деятельность Президента; органах Комитета государственного контроля, органах прокуратуры, Национальном банке, Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов и ее аппарате; министерствах, иных республиканских органах государственного управления, их территориальных подразделениях; дипломатических представительствах, консульских учреждениях и миссиях Республики Беларусь; местных Советах депутатов и их аппаратах, исполнительных и распорядительных органах и их аппаратах; государственных нотариальных конторах; 58 таможенных органах; иных государственных органах и приравненных к ним в соответствии с законодательством государственных организациях.

Учитывая разнообразность органов, в которых государственные служащие занимают определенные должности, административно - правовой статус этих служащих определяется многочисленными нормативными актами: Конституцией Республики Беларусь, Трудовым кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» и др.

Государственный служащий обязан: - поддерживать конституционный строй Республики Беларусь, обеспечивать неукоснительное соблюдение норм Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства; - исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством; - соблюдать ограничения, связанные с государственной службой, - обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц; - не разглашать полученные при исполнении служебных обязанностей сведения, и т.д. Государственный служащий не вправе: - заниматься предпринимательской - занимать другие государственные должности, - принимать участие в забастовках; - заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой - использовать служебное положение в интересах политических Партий. И т.д.

Таким образом, должностными лицами называются государственные служащие, имеющие право совершать, в пределах своей компетенции, властные действия влекущие юридические последствия. К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномоченные предъявлять к ним требования.

Отставка принимается государственным органом или должностным лицом, назначившим государственного служащего на эту должность.

Решение о принятии отставки принимается в месячный срок со дня подачи письменного заявления.

27. Понятие административного правонарушения и его признаки

Понятие административного правонарушения содержит общие социально - правовые признаки, присущие всем без исключения административным проступкам. Так, и мелкое хулиганство, и мелкое хищение являются деяниями общественно опасными, противоправными, виновными и административно наказуемыми.

Вид административного правонарушения имеет свои специфические признаки. Их совокупность в юриспруденции получила название состава административного правонарушения. Именно в составах административных проступков конкретизируются общие признаки понятия административного правонарушения.

Основным законодательным актом, содержащим нормы с описанием составов административных проступков, является Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Описание признаков состава того или иного административного правонарушения содержится в диспозициях статей Особенной части КоАП Выделяют объективные и субъективные признаки (элементы) состава административного правонарушения.

Объективные признаки характеризуют объект противоправного посягательства и внешнее выражение такого деяния.

В субъективных признаках отражаются юридическая характеристика личности и психическое отношение лица к содеянному и его последствиям Среди объективных и субъективных признаков состава административного правонарушения имеются как обязательные, так и факультативные признаки.

Обязательные признаки присущи всем без исключения составам.

Отсутствие в фактически совершенном деянии одного из обязательных признаков, означает отсутствие состава административного правонарушения.

Факультативные признаки характерны лишь для некоторых составов административных правонарушений и не имеют юридического значения для правовой оценки (квалификации) других правонарушений.


Объектом административного правонарушения являются охраняемые правом общественные отношения, на которые посягает правонарушение. Деяние может быть признано административным проступком лишь в том случае, если оно причиняет ущерб или содержит угрозу причинения вреда охраняемым общественным отношениям.

В качестве объекта административного проступка могут выступать отношения, урегулированные нормами различных отраслей права: административного, финансового, гражданского, трудового и т.д. обязательным признаком (элементом) объективной стороны состава административного правонарушения является деяние человека, которое может выражаться в действии либо бездействии.

В зависимости от конструкции состава административного проступка его объективная сторона может выражаться в совершении однократного (простого) действия (например, срыв пломб или печати) или в совершении нескольких действий (сложное действие).

Бездействие выражается в пассивном поведении лица, в невыполнении возложенных на него обязанностей. Причем бездействие (как объективная сторона состава административного правонарушения) не тождественно физическому бездействию человека. Уклоняясь от выполнения обязанностей, лицо может вести себя весьма активно.

Субъективная сторона правонарушения характеризует внутреннее, психическое отношение правонарушителя к противоправному деянию и его последствиям. Обязательный признак субъективной стороны административного проступка - вина. Вина - это психическое отношение лица к своим деяниям и их последствиям, которое может проявляться в формах умысла или неосторожности. Умысел характеризуется осознанием характера совершенного деяния, предвидением его вредных последствий и желанием их наступления (прямой умысел) или сознательным допущением этих последствий (косвенный умысел). Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Субъект правонарушения - субъектом административного права является лицо, достигшие к моменту совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста. Для субъекта любого административного правонарушения присущи возраст и вменяемость лица. Если лицо, которое во время совершения противоправного деяния находилось в состоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности. Невменяемость как юридическое понятие характеризуется медицинским и юридическим критериями. Медицинский критерий предполагает наличие у лица душевной болезни, временного расстройствадушевной деятельности, слабоумия или иного психического заболевания.

29. Понятие и сущность административной ответственности

Административное правонарушение как основание административной ответственности.

Понятие административной ответственности. Под административной ответственностью понимается вид юридической ответственности, который выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность является активным элементом исполнительно-распорядительной деятельности. Она обеспечивает регламентацию и осуществление управленческой воли государства. Поскольку объектом и субъектом управления являются люди, их воля, сознание, чувства и привычки способны активно формировать ответственное поведение личности. Субъекты административно-правовых отношений связаны между собой взаимными правами и обязанностями, следовательно, они ответственны друг перед другом. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий (прямой умысел) или сознательно их допускало либо относилась к ним безразлично 1. Административное правонарушений признается по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий (самонадеянность) либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность).

При отсутствии вины отсутствует состав правонарушения. То есть это обязательный признак субъективной стороны. Наряду с ним могут быть факультативные признаки. К ним относятся: мотив и цель. То есть они необходимы для наступления административной ответственности только в отдельных случаях, а не для всех административных правонарушениях.

30. Понятие и виды мер административной ответственности

Освобождение от административной ответственности Основания для освобождения от административной ответственности. При малозначительности совершенного административного правонарушения суд, может освободить лицо от административной ответственности. Лицо, совершившее административное правонарушение, может быть освобождено от ответственности: - при предотвращении вредных последствий административного правонарушения; - добровольном возмещении причиненного вреда; - совершении административного правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, либо в силу материальной или иной зависимости.

Юридическое лицо подлежит освобождению от административной ответственности в случае освобождения от такой ответственности должностного лица или иного работника этого юридического лица, совершившего его административное правонарушение.

Освобождение лица от административного взыскания или замена административного взыскания более мягким может быть осуществлена в случае заболевания лица психической или иной тяжелой болезнью после наложения на него взыскания.

31. Общие положения о финансовом праве

Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения в области планомерного образования, распределения и использования денежных фондов государства и органов местного самоуправления в целях осуществления их функций.

В связи с существованием финансового права как самостоятельной отрасли права существует и соответствующая наука. Наука финансового права изучает общественные процессы, происходящие в области финансов. Занимается вопросами совершенствования финансовой деятельности государства. В связи с этим исследует налоговые, бюджетные, расчетно-кредитные, валютные отношения, принципы, методы и формы осуществления финансового контроля. Анализирует, систематизирует и унифицирует финансово-правовые нормы, исследует основные тенденции изменения правоотношений в области финансов.

К финансовому праву принято относить бюджетное право, налоговое право, государственные расходы, финансы административно - территориальных единиц, государственный долг, некоторые элементы банковского права, обязательного страхования и валютных отношений.

Предметом финансового права являются общественные отношения по планомерному образованию и распределению государством или территориальными единицами централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях осуществления ими своих функций политического, управленческого и оборонительного характера.

Методом регулирования финансового права является метод государственно-властных предписаний и рекомендательный метод.

32. Финансово-кредитная система Республики Беларусь

Основным направлением кредитно-денежной политики является регулирование денежного обращения в государстве в соответствии с Банковским кодексом Республики Беларусь, который вступил в силу с 1 января 2001 г. Исходя из своих экономических интересов, Республика Беларусь проводит валютную политику. Одним из средств реализации государственной валютной политики является валютное регулирование, под которым понимается регулирование международных расчетов и порядка проведения валютных операций. Финансово-кредитная система Республики Беларусь включает: бюджетную систему; банковскую систему; финансовые средства: внебюджетных фондов; предприятий; учреждений; организаций; граждан.

На территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.

Бюджетная система Республики Беларусь включает: республиканский бюджет; местные бюджеты.

Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений.

. Понятие и назначение бюджета. Бюджетный процесс. Стадии бюджетного процесса. Государственные доходы и их источники Бюджет - это экономико-правовая категория. Он играет важную роль в социальном и экономическом развитии любого государства. Внутреннее содержание любой категории раскрывается через функции. Две функции бюджета - распределительную и контрольную.

Доходы бюджета состоят из платежей, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Доходы бюджетов различных уровней принято классифицировать по трем признакам: - социально-экономическому; - порядку и условиям зачисления; - юридическим формам.

По юридическим формам доходы бюджетной системы подразделяются на налоговые и неналоговые. Налоговые доходы - это поступление в виде установленных законодательством налогов.

Неналоговые - имеют различную природу, но в основном это плата за оказанные государством услуги и доходы от продажи государственной собственности.

Основным назначением расходов бюджета является использование бюджетных средств государственными органами в их деятельности по управлению экономикой. Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь.

Бюджетный процесс - это регламентированная Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь и другими нормативными актами деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Бюджетный процесс состоит из четырех стадий: 1. стадия составления бюджета; 2. стадия рассмотрения и утверждения бюджета; 3. стадия исполнения бюджета; 4. стадия утверждения отчета об исполнении бюджета.

34. Система финансового контроля в Республике Беларусь

Система финансового контроля в РБ включает общегосударственный или вневедомственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудит) и общественный контроль.

Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и государственного управления. Национальное собрание и местные Советы осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении бюджетов, заслушивании отчетов Государственный контроль осуществляют Комитет государственного контроля (далее КГК), финансовые и налоговые органы, Национальный банк. Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и учреждений, входящих в систему данного органа управления.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется администрацией, работниками финансовых служб и бухгалтерией. Независимый финансовый контроль - это новый вид финансового контроля. Его осуществляют аудиторы при наличии лицензии.

Общественный финансовый контроль в нынешних условиях осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии, создаваемые в трудовых коллективах. К общественному относятся так же письма и сигналы граждан Ст. 2 Закона Республики Беларусь от 19.07.2000 «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных незаконным путем» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., №75, 2/201)) подергаются особому финансовому.

35. Налоговый кодекс Республики Беларусь (общие положения)

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Кодексом 1. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в республиканский и (или) местные бюджеты, основные принципы налогообложения в Республике Беларусь, регулирует властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливает права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.

. Институты, понятия и термины гражданского и других отраслей права, используемые в настоящем Кодексе, применяются в тех значениях, в каких они используются в этих отраслях права, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Статья 2. Основные принципы налогообложения в Республике Беларусь Статья 3. Налоговое законодательство Республики Беларусь Статья 4. Участники отношений, регулируемых настоящим Кодексом и иными актами налогового законодательства Статья 5. Действие положений международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения Статья 6. Налоги, сборы (пошлины) Статья 7. Виды налогов, сборов (пошлин) Статья 8. Республиканские налоги, сборы (пошлины) Статья 9. Местные налоги и сборы Статья 10. Особые режимы налогообложения Статья 11. Порядок установления, введения, изменения и прекращения действия республиканских налогов, сборов (пошлин) Статья 12. Порядок установления, введения, изменения и прекращения действия местных налогов и сборов.

36. Налоги и неналоговые платежи (сборы, пошлины)

Основным источником доходов государства являются налоги. Налоги - это обязательные платежи, которые взимаются с предприятий и граждан и не имеют индивидуально возмездного характера для налогоплательщиков.

К неналоговым доходам относятся: - доходы от использования имущества; - доходы от предпринимательской и иной деятельности; - доходы от сдачи в аренду иного имущества; - административные сборы и платежи; - доходы от оказания платных услуг; - доходы от реализации имущества, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности; - штрафы и экономические санкции; - прочие неналоговые доходы.

37. Государственные займы. Основные направления расходования государственных финансовых ресурсов

Основным назначением расходов бюджета является использование бюджетных средств государственными органами в их деятельности по управлению экономикой. Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического развития Республики Беларусь.

Структура расходов любого государства зависит от его экономического, политического и социального положения.

38. Правовые основы денежного обращения и валютных операций в Республике Беларусь

Нормативное правовое регулирование денежного обращения в Республике Беларусь осуществляется на основе Конституции, Банковского кодекса, законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, нормативно-правовых актов Национального банка Республики Беларусь.

Главная роль в обеспечении функционирования денежного обращения принадлежит НБРБ, обладающему исключительным правом на эмиссию денег.

Национальный банк устанавливает порядок ведения кассовых операций, правила осуществления эмиссионно-кассовых операций, правила, формы, сроки, стандарты при проведении наличных и безналичных расчетов.

Государственное регулирование осуществления валютных операций заключается в установленном порядке открытия, ведения и режима счетов всем резидентам и нерезидентам в банках и небанковских кредитно - финансовых организациях в иностранной валюте, а для нерезидентов - и в белорусских рублях.

Все валютные операции подразделяются на: - текущие; - операции, связанные с движением капитала.

Они регулируются специальными нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь. Нормы обязательной продажи иностранной валюты, полученной белорусскими экспортерами, устанавливаются указами Президента Республики Беларусь. Все физические лица, резиденты и нерезиденты могут иметь в собственности иностранную валюту, совершать с ней операции через банки, в том числе размещать ее во вклады, открывать валютные счета. Все эти вопросы регулируются указами Президента Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Национального банка Республики Беларусь.

государство правление конституция право

Похожие работы на - Основы права

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!