Основы земельного права

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,98 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основы земельного права

Задание 1. Охарактеризуйте и дайте оценку сложившейся системе прав на землю в РФ и спрогнозируйте перспективы их развития

право земля сельскохозяйственный

Начиная с 1991 г. земельные участки в Российской Федерации можно получить на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды или срочного (временного) пользования. Эти пять видов прав на землю отличаются: 1) формой выдаваемого документа, удостоверяющего конкретное право на землю; 2) условиями и размерами платежей за пользование землей; 3) полномочиями по распоряжению предоставленным земельным участком. В настоящее время, виды прав на землю, а также их содержание раскрываются в ГК РФ (глава 17) и ЗК РФ (глава III и IV). Земельный кодекс РФ говорит о следующих видах прав на землю: - собственность на землю (собственность на землю граждан и юридических лиц; государственная собственность; федеральная собственность; собственность субъектов РФ; муниципальная собственность); - постоянное бессрочное пользование земельными участками; - пожизненное наследуемое владение; - аренда земельных участков; - право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут); - безвозмездное срочное пользование земельным участком.

В соответствии с ЗК РФ (ст.25) права на земельные, предусмотренные главами III и IV настоящего кодекса… подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Более того, если имущество передается на основании договора (например, купли-продажи, мены, дарения), то право собственности возникает с момента государственной регистрации переданной вещи (ст. 223 ГК РФ). Моментом государственной регистрации в данном случае будет момент внесения соответствующей записи в государственный реестр. Порядок ведения такого реестра и порядок внесения записей в него устанавливается федеральным законом. Право собственности на землю является главенствующим в системе прав на земельные участки, поскольку только у собственника содержится полный набор правомочий по владению, пользованию и распоряжению землей. Однако наряду с правами собственности имеется ряд других правовых форм, составляющих титул прав на землю, которые легализированы в современном российском законодательстве в качестве вещных прав. Ими, в частности, являются право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования и сервитуты (ст. ст. 216, 265, 268, 274, 277 ГК РФ).

В целом, давая оценку системе прав, следует отметить что они довольно широко регулируются законодательством РФ, хотя отмечается значительное количество пробелов в законодательстве, ввиду этого необходимо дальнейшее совершенствование законодательной базы с учетом реалий происходящих в земельных отношениях в стране. Например, на сегодняшний день наличие долевой собственности, не прошедшей государственную регистрацию, тормозит развитие хозяйственной деятельности на землях сельскохозяйственного назначения. В частности, федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» надо дополнить рядом важных статей касающихся права собственности на земельную долю (о ее прекращении), об особенностях образования выделяемых земельных участков из земельного участка, находящегося в долевой собственности и др. Необходимо совершенствование и иных нормативных актов регулирующих земельные отношения.

Перспективы развития прав на землю. Считаем, что земельное законодательство в рассматриваемой сфере будет улучшаться в направлении совершенствования рыночных отношений. В земельно-правовом регулировании будет усиливаться дифференциация правового статуса субъектов земельных правоотношений, поскольку следствием развития рынка в сфере землепользования является появление многоукладной экономики. Поскольку в рыночных земельных отношениях ведущая роль принадлежит договорным отношениям, то возрастает и роль земельно-правового регулирования договоров.

Развитие рыночных отношений в сфере землепользования требует обеспечения необходимой свободы, а поэтому земельно-правовая регламентация будет очищаться от излишней детализации, при усилении четкой регламентации эколого-правовых нормативов поведения. Вместе с тем расширение правовой свободы субъектов земельных правоотношений неизбежно должно сопровождаться усилением ответственности за земельно-правовые нарушения, а в структуре этой ответственности наибольший удельный вес должны занимать меры финансового и имущественного воздействия.

Одновременно с указанными направлениями совершенствования земельного законодательства будет совершенствоваться и земельно-правовая регламентация по двум основным направлениям: а) совершенствование материальных норм права, регулирующих земельные отношения; б) совершенствование процессуальных норм права, регулирующих порядок реализации материальных земельно-правовых норм на практике. Все указанные направления совершенствования земельного законодательства будут реализовываться одновременно, но, возможно, с различной степенью интенсивности на каждом из этих направлений.

Задание 2. Дайте понятие, выделите и охарактеризуйте структурные элементы правового режима земель

Правовой режим земель - определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий. Правовой режим земель установленный законом порядок использования земель.

Таким образом, понятие "правовой режим земель" в земельном праве может быть использовано для характеристики: 1) всех земель в пределах границ России, 2) различных категорий земель, выделяемых в соответствии с их целевым назначением, 3) видов земель в рамках той или иной категории, 4) земельных участков, 5) частей земельных участков.

О.И. Крассов выделяет следующие основные элементы понятия "правовой режим земель": право собственности на земли; иные права на земли; управление использованием и охраной земель; правовую охрану земель; меры ответственности за нарушение земельного законодательства. Нетрудно заметить, что перечисленные элементы соответствуют системе основных институтов общей части отрасли земельного права, за исключением, пожалуй, института правового регулирования платы за землю (которую следует добавить к числу элементов понятия правового режима земель). В приведенном выше определении правового режима земель Н.И. Краснова также можно увидеть частичное отражение системы советского земельного права.

Включение права собственности на землю в элементы общего правового режима земель (земельного фонда РФ) обусловлено установлением презумпции государственной собственности на землю (ч. 2 ст. 214 ГК РФ, п. 1 ст. 16 ЗК РФ) безотносительно индивидуализации земельных участков. Производный от права собственности характер имеют иные виды прав на земельные участки. Иным видам прав на землю свойственно наличие как неких «частных» особенностей (например, установление законодательством в отдельных случаях предельных сроков договора аренды), так и специфической системы, что находит отражение в правовом режиме земель. Включая в правовой режим не только правовые нормы, но и иные юридические средства, выделим самостоятельный элемент правового режима земель: «управление в сфере использования и охраны земель».

Мероприятия по государственному земельному надзору, земельному контролю, государственному мониторингу земель и т.п. позволяют выявлять изменения в состоянии земель, которые чаще всего являются следствием негативных процессов, и своевременно принимать меры по устранению последствий выявленных нарушений. Целями охраны земель также являются предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности и обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности (см. ч. 2 ст. 12 ЗК РФ). В развитие конституционных положений земельное законодательство провозглашает приоритет охраны земель как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества (п. 2 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Самостоятельное значение имеет такой элемент правового режима земель, как юридическая ответственность за земельные правонарушения. Ст. 74, 75 ЗК РФ определяют, что за земельные правонарушения наступает административная, уголовная, дисциплинарная ответственность. Традиционно в науке земельного права выделяют и гражданско-правовую ответственность за земельные правонарушения. КоАП и УК РФ определяют составы соответственно правонарушения/преступления, но их появление в административном, уголовном законодательстве обусловлено исключительно существованием материальноправовых норм земельного законодательства, устанавливающих соответствующие обязанности по использованию, охране земель, управлению в сфере использования и охраны земель..

Для всех видов объектов принципиальны вопросы права собственности, других вещных и обязательственных прав на землю, вопросы управления землей и ее правовой охраны, а остальные элементы понятия правового режима земель производны от указанных. Более того, для одних категорий или вида земель больше специфики можно найти в рамках института управления землей, а для других в рамках института ее охраны. Так или иначе первостепенное значение при определении правового режима того или иного объекта представляется заключенным в изложении особенного в его правовом регулировании.

Задание 3. Выделите и охарактеризуйте различие в правовых режимах земель сельскохозяйственного назначения и земель сельскохозяйственного использования

Правовой режим земель сельскохозяйственного использования отличается от правового режима земель сельскохозяйственного назначения, хотя фактически они имеют аналогичное целевое использование. В отличие от земель сельскохозяйственного назначения земли сельскохозяйственного использования входят в состав земель населенных пунктов. Они расположены в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов. Эти земли являются резервными территориями для застройки населенных пунктов. В случае необходимости они могут изыматься у их собственников, владельцев, пользователей и арендаторов и соответственно предоставляться для нужд строительства и благоустройства населенного пункта. В отношении этих земель не действует принцип приоритета использования земель сельскохозяйственного назначения.

Действующее законодательство исходит из того, что «земли сельскохозяйственного назначения» и «земли сельскохозяйственного использования» - не тождественные понятия. В одном случае специфическим объектом правового регулирования являются земли сельскохозяйственного назначения как составная часть земель России, выделенная в самостоятельную категорию по целевому назначению земель. Во втором случае объектом правового регулирования являются земли сельскохозяйственного использования как совокупность земельных участков из состава земель поселений, промышленности и других категорий, используемых в качестве сельскохозяйственных угодий по признаку основного хозяйственного назначения.

Несмотря на то, что эти земли можно отнести к сельскохозяйственным, т.е. используемым для сельского хозяйства, существуют различия в их правовом режиме. Не говоря обо всех различиях в правовом режиме этих земель, остановимся лишь на некоторых из них:

земельные участки территориальных зон сельскохозяйственного использования в составе земель населенных пунктов подчинены правовому режиму земель населенных пунктов как самостоятельной категории и имеют главную цель - предназначаются и используются для застройки и развития населенных пунктов. Следовательно, можно сделать вывод, что использование таких земель на территории населенных пунктов для сельскохозяйственных целей, как правило, является временным. При этом основное хозяйственное назначение территориальных зон сельскохозяйственного использования устанавливается генеральным планом населенного пункта, в соответствии со статьей 35 ГрК РФ и правилами землепользования и застройки населенного пункта, на основании пункта 11 ст. 85 ЗК РФ. Т.е. в зависимости от перспектив генерального плана и правилами застройки населенного пункта правовой режим земель сельскохозяйственного использования может быть изменен исходя из потребностей развития населенного пункта.

Таким образом, законодатель подчеркнул приоритетность использования земель населенных пунктов именно для застройки, закрепив на законодательном уровне механизм изменения вида использования земель сельскохозяйственного использования с сельскохозяйственного на иной способ использования, необходимый в целях развития населенного пункта в соответствии с правилами землепользования и застройки, а также требованиями генерального плана населенного пункта.

поскольку территориальные зоны сельскохозяйственного использования входят в состав земель населенных пунктов, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции вправе управлять и распоряжаться земельными участками, находящимися в собственности муниципальных образований. Кроме того органы местного самоуправления вправе распоряжаться и управлять земельными участками собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования.

земельные участки территориальных зон сельскохозяйственного использования находятся в границах населенных пунктов, в силу этого, все земли в пределах границы населенных пунктов относятся к землям населенных пунктов, подчиняясь правовому режиму этой категории земель. При этом к категории земель сельскохозяйственного назначения относятся земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, согласно пункта 1 статьи 77 ЗК РФ.

Задание 4. Выделите и охарактеризуйте особенности: правового режима земель специального назначения; правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов; права собственности на землю

Особенности правового режима земель специального назначения. Основным целевым назначением данной категории земель является специальное назначение их для целей, обусловленных располагаемыми на этих землях объектами. Землями специального назначения признаются земли, отведенные в установленном порядке предприятиям, учреждениям и организациям для выполнения соответствующих задач. В силу того, что дать исчерпывающую классификацию видов и форм использования земель данной категории не представляется возможным, законодатель оставляет их перечень открытым, заканчивая его расширительным термином земель иного назначения.

Всем землям (специального назначения) присущи общие и специальные цели использования. Общим признаком всех видов земель данной категории является то обстоятельство, что данные земли выступают в качестве территориального базиса и не являются сельскохозяйственными, т.е. средством производства в сельском хозяйстве. Правовой режим земель специального назначения распространяется и на земли других категорий. В зависимости от нахождения в той или иной категории земли специального назначения имеют определенный правовой статус. В правовом режиме большое значение имеет регулирование отношений соседства со смежными землепользователями, проявляемое, как правило, через установление особых «буферных» (охранных) зон и особого правового режима, обязательного для всех лиц. Так, в пределах охранных зон линий электропередач запрещается жечь костры, располагать полевые станы, содержать скот, складировать корма, материалы, удобрения и т.п.

Правовой режим данных охранных зон зависит от особенностей объекта, возводимого на землях несельскохозяйственного специального назначения. Так, если на трассах радиорелейных линий охранные зоны создаются с целью предупреждения их экранизирующего действия на распространение волн, то в охранной зоне автомобильных дорог эти зоны служат для препятствования нарушению растительного покрова способами, которые могут привести к образованию оползней, осыпей, селевых потоков, оврагов и т.п. Земли специального назначения имеют две основные формы - в виде компактных либо разрозненных земельных участков и «ленточную». К первым относятся земельные участки под предприятиями, учреждениями, организациями, станциями железных дорог и т.п.; ко вторым - земли под автомобильными, железными дорогами, под трубопроводным транспортом и т.п. На правовой режим земель специального назначения влияют следующие обстоятельства: объект, под который предоставлена земля специального назначения; правовой статус субъектов, использующих земельный участок специального назначения; особенности земель, на которые распространяется режим специального назначения; обстановка, которая сложилась в данной местности. Общий правовой режим земель специального назначения, присущий всем видам входящих в состав этих земель землепользовании, действует на каждом из этих видов землепользовании в преломлении к специальному режиму, установленному законом для земель промышленности, связи, транспорта и др.

К землям специального назначения относятся:

. Земли промышленности, энергетики и недропользования.

. Земли энергетики.

. Земли, предоставленные для разработки недр.

. Земли транспорта (ст. 90 ЗК РФ).

. Земли связи, радиовещания, телевидения и информатики.

. Земли обороны, безопасности и космической деятельности.

. Земли специального назначения.

Особенности правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов. Земли, имеющие особое назначение и нуждающиеся в связи с этим в особом режиме охраны, объединены в одну категорию - земли особо охраняемых территорий и объектов. Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и в муниципальной собственности. Земли особо охраняемых территорий, несмотря на их значительные различия, обладают единством правового режима; все они изъяты из активной хозяйственной деятельности в интересах настоящего и будущих поколений в установленном государством порядке. Правовой статус природных объектов, расположенных на указанных землях, подразделяется на общий (типовой) и специальный (индивидуальный).

Согласно ст. 94 ЗК РФ, к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

В состав земель особо охраняемых территорий относятся земли: 1. Государственные природные заповедники (ст. 6-9 ФЗ от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об особо охраняемых природных территориях" ).; 2. Национальные парки (ст. 12-17 ФЗ от "Об особо охраняемых природных территориях"). 3. Природные парки (ст. 18-21 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"). 4. Государственные природные заказники (ст. 22-24 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"). 5. Памятники природы (ст. 25-27 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"). 6. Дендрологические парки и ботанические сады (ст. 28-30 ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"). 7. Земли природоохранного назначения (ст. 97 ЗК РФ). 8. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 96 ЗК РФ). 9. Земли рекреационного назначения. (ст. 98 ЗК РФ). 10. Земли историко-культурного назначения. (ст. 99 ЗК РФ). 11. Особо ценные земли. (ст. 100 ЗК РФ).

Действующее законодательство позволяет назвать и другие особенности права собственности на земельные участки: 1) доминирующим субъектом отношений собственности выступают граждане 2) большая часть земельных участков, предоставленных в собственность, - это земли сельскохозяйственного назначения 3) при распоряжении земельными участками устанавливаются некоторые ограничения - существуют земли, изъятые из гражданского оборота; распоряжение земельным участком возможно лишь сохраняя его целевое назначение Права всех субъектов права собственности равны и защищаются способами, установленными законом. Право собственности имеет многозначное толкование и может пониматься как институт земельного права; как правоотношение; как правомочие собственника и как юридический факт, имеющий правообразующее, правоизменяющее и правопрекращающее значение. В практике и теории земельного права под «правом собственности на землю» понимается право в субъективном смысле, включающее в себя три правомочия - владение, пользование и распоряжение (п. 2 ст. 36 Конституции РФ).

Для всех форм собственности характерен единый набор правомочий, но содержание и объем их различны. 1. Владение - основанная на законе возможность фактического обладания земельным участком или определенной частью земельного фонда России. 2. Пользование - это допустимая законом возможность хозяйственной и иной эксплуатации земли, извлечения из нее полезных свойств и использования для иных целей удовлетворения потребностей общества. 3. Распоряжение - это допустимая законом возможность определять юридическую судьбу этого объекта (право продавать землю, обменивать ее, дарить и т.д.). У владельца-несобственника (арендатора) этого права либо вовсе нет, либо он обладает им в ограниченном виде и только с согласия собственника.

При рассмотрении понятия «право собственности на землю» в качестве земельного правоотношения выявляется следующая структура элементов. 1. Объект права собственности на землю - часть земли (земельный участок и земельная доля) как производственного базиса, которая в установленном порядке перешла к определенному субъекту или находится в его владении, пользовании и распоряжении. 2. Субъекты- это те лица, которые в установленном порядке признаны или являются собственниками конкретного земельного участка: -государство в лице РФ и субъектов РФ; -муниципальные образования; -предприятия, учреждения, организации (ст. 48 ГК РФ); -физические лица - граждане РФ, а также иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ. 3. Содержание права собственности на землю представляет собой совокупность правомочий субъектов по владению, пользованию и распоряжению находящимся в собственности земельным участком. Правомочия предполагают права и обязанности собственника, которые осуществляются исключительно по его воле. Государство, закрепляя в нормах варианты должного и возможного поведения субъектов собственности, осуществляет правовое регулирование отношений собственности на землю. В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209-217 ГК РФ в России устанавливаются частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), муниципальная и иные формы собственности. Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений являются юридические факты т.е. конкретные, объективные обстоятельства, с которыми закон прямо или косвенно связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Гражданин или юридическое лицо, получившие порядке земельный участок в собственность, обязаны юридически документально удостоверить свою земельную собственность (ст. 26 ЗК РФ). Права регистрируются в Едином государственном реестре прав с выдачей соответствующего документа.

Список использованной литературы

1.Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136ФЗ (ред. от 12.06.2013) // Собрание законодательства РФ", 29.10.2001, N 44, ст. 4147.

.Градостроительный кодекс РФ от 24 декабря 2004 года № 190-ФЗ (в ред. от 22.07.2013) // Собрание законодательства РФ, 03 января 2005 года, № 1 (ч.1), 16.

3.Федеральный Закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об особо охраняемых природных территориях"// Собрание законодательства РФ", 20.03.1995, N 12, ст. 1024.

.Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (отв. ред. С.Н. Волков, науч. ред. Ю.Г. Жариков). «Юстицинформ», 2011// СПС КонсультантПлюс, раздел «Комментарии законодательства».

5.Болтанова Е.С. Элементы правового режима земель// Право, №2. Вестник томского государственного университета. 2011. Электронный ресурс. Режим доступа: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/pravo/02/image/02-056.pdf

6.Гусев Р.К. Земельное право. Учебное пособие. - М.: ИНФРАМ, 2011. -236 с.

.Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник. - М.: ЮрайтИздат, 2010. - 654 с.

.Жариков Ю.Г. Земельное право России: учеб. - М.: КНОРУС, 2010. - 475 с.

.Земельное право. Улюкаев В.Х., Чуркин В.Э. и др. - Учебник - 2010 - 344 с.

.Земельное право России: учеб. для вузов. / Под ред. Г.В. Чубукова, Н.А. Волковой, В.В. Курочкиной -М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010.

Похожие работы на - Основы земельного права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!