Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. СТРУКТУРА ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ЕГО РОЛЬ В
ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
. ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Топливно-энергетический комплекс является важнейшей структурной
составляющей народного хозяйства Республики Беларусь в обеспечении
функционирования экономики и повышения уровня жизни населения. Отрасли
топливно-энергетического комплекса занимают значительное место в народном
хозяйстве Республики Беларусь. Топливно-энергический комплекс включает системы
добычи, транспорта, хранения производства и распределения всех видов
энергоносителей: газа, нефти и продуктов нефтепереработки, твердых видов
топлива, электрической и тепловой энергии.
Республика Беларусь относится к странам, не обладающим запасами
собственных энергетических ресурсов. Основные энергоресурсы - природный газ,
нефть и уголь - импортируются и поэтому в процессе импорта и потребления
возникают проблемы по регулированию его деятельности.
Исходя из всего вышесказанного, можно говорить, что данная тема курсовой
работы имеет актуальность.
Объектом исследования данной курсовой работы является
топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь.
Предметом исследования являются проблемы регулирования деятельности
топливно-энергетического комплекса в Республике Беларусь.
Цель курсовой работы - характеристика топливно-энергетического комплекса
как структуры и анализ проблем, возникающих в ходе регулирования его
деятельности.
Основные задачи курсовой работы следующие:
характеристика структурных элементов топливно-энергетического комплекса;
описание проблем и перспектив развития топливной промышленности в
Республике Беларусь;
характеристика электроэнергетики Республики Беларусь;
выявление проблем регулирования деятельности топливно-энергетического
комплекса.
Источниками базы проводимого исследования служат научная и методическая
литература по исследуемой проблеме, нормативные акты.
1.
Структура топливно-энергетического
комплекса и его роль в экономике Республики Беларусь
Структуру отраслей в любой стране определяют следующие факторы:
способы производства, предопределенные общественными историческими
условиями;
экономическая политика;
наличие естественных природных ресурсов;
изменение структуры потребностей;
научно-технический прогресс и уровень образования;
развитие специализации, кооперации, концентрации, комбинирования;
темпы развития и роль в расширенном воспроизводстве;
место страны в мировом общественном разделении труда;
необходимость поддержания уровня внутренней и внешней безопасности страны
[12, с. 38].
Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь включает:
систему снабжения природным газом;
энергосистему, производящую электроэнергию и тепловую энергию;
нефтедобычу и нефтепереработку с системой нефте- продуктопроводов;
добычу торфа и производства торфобрикета;
другие отрасли.
Управление отраслями ТЭК РБ осуществляют Минэкономики, концерны
«Белэнерго», «Белтопгаз», «Белнефтехим», «Белтрансгаз» [7, с. 7-8].
Топливно-энергетический комплекс тесно связан с
другими межотраслевыми комплексами. Он использует продукцию машиностроения,
производит значительную часть сырья для химико-лесного комплекса, перевозку его
грузов обеспечивает транспортный комплекс, а строительный - модернизацию и
создание новых производственных фондов.
В ТЭК Беларуси выделяют:
) топливную промышленность (нефтяную, газовую,
торфяную);
) электроэнергетическую промышленность. ТЭК имеет
развитую производственную инфраструктуру, включая сеть нефтепроводов и
газопроводов, в том числе магистральных, а также высоковольтные линии
электропередач.
Управление развитием топливно-энергетического
комплекса осуществляют Министерство энергетики Республики Беларусь, концерны
«Белэнерго», «Белтопгаз», ОАО «Белтрансгаз», Комитет по энергоэффективности при
Совете Министров, концерн «Белнефтехим».
На рубеже XXI в. в топливно-энергетическом комплексе страны происходят существенные
структурные сдвиги, отражая не только степень использования тех или иных
энергоносителей, но и научно-технические, социальные, организационные и
производственные сдвиги в национальной экономике. Индустриальное развитие
Беларуси прежде всего сказалось на повышении удельного веса отраслей,
обеспечивающих преобразование отдельных видов топлива и энергии, что
соответственно ведет к уменьшению доли прямого сжигания топлива. Углубление
электрификации во всех сферах экономики, рационализация энергетического
хозяйства определили повышение удельного веса электроэнергетической
промышленности в валовой продукции ТЭК в 1990-1995 гг. Сказались также такие
процессы, как рост тарифов на электрическую и тепловую энергию, резкое
сокращение (почти в 3 раза) объемов переработки нефти. Доминирующими отраслями
ТЭК в перспективе по-прежнему останутся электроэнергетика и
нефтеперерабатывающая промышленность.
На всех этапах индустриального развития Беларуси одной
из важнейших проблем является укрепление топливно-энергетической базы.
Первоначально она решалась в значительной степени за счет использования местных
видов топлива, особенно торфа. Еще в 60-е гг. XX в. доля торфа в структуре топливно-энергетического баланса
республики составляла около 40 % . Расширение объемов производства, рост
энергоемкости продукции вызвали необходимость увеличения поставок в Беларусь
более экономичных и эффективных видов топлива. Нефть и природный газ в 80-90
гг. XX в. стали на две трети формировать
топливно-энергетический баланс республики, в отдельные годы значительное место
занимал уголь, а роль торфа постепенно снизилась до 3 %. Одновременно
усиливается зависимость экономики Беларуси от внешних поставок энергоносителей.
Природный газ и нефтетопливо (мазут) занимают
доминирующее положение, их доля в топливном балансе составила 88,7 % , особенно
велик удельный вес природного газа. Политика искусственного сдерживания цен на
газ, в отличие от цен на уголь, нефть и мазут, привела к тому, что в конце 90-х
гг. XX в. газ стал дешевле угля в среднем в
1,5-2 раза и мазута - в 3,5-4 раза. В итоге рост потребления газа как наиболее
дешевого вида топлива был экономически оправданным, и в топливном балансе
страны его доля составила около 75 %.
Нефтяная промышленность занимает ведущее место по
значению и объему выпускаемой продукции в составе ТЭК. Беларусь - одна из
немногих стран Европы, в экономике которых сочетаются нефтедобывающая и
нефтеперерабатывающая подотрасли (доминирует нефтепереработка).
Нефтедобывающая промышленность специализирована на
добыче нефти и первичной подготовке ее для транспортировки и переработки. В
1965 г. на Речицком месторождении была получена первая белорусская нефть. В
1966-1970 гг. введены в эксплуатацию Осташковичское, Вишанское и Давыдовское
месторождения, всего было разведано 18 месторождений. Объем добываемой нефти
возрастал и в 1975 г. достиг своего максимума - 8 млн т. В настоящее время
разведано 65 месторождений нефти, 39 из них разрабатываются. Нефть в них
залегает в средних и малых месторождениях площадью от 50 до 1-2 км2. Дебит
скважин небольшой, основной способ добычи - насосный. Более крупные
месторождения выработаны, и годовой объем добычи упал до 1,8 млн т.
Эффективность белорусских нефтепромыслов обусловлена
качеством нефти (высокое содержание светлых нефтепродуктов, низкое содержание
серы и тяжелых металлов), достаточной хозяйственной освоенностью территории. Из
всех месторождений нефть по нефтепроводам идет к Речицкому и Осташковичскому,
где проходит промышленную подготовку (обезвоживание, обессоливание, сепарацию),
затем подается в нефтепровод «Дружба» и на нефтеперерабатывающие заводы.
Происходит прогнозируемое снижение объемов добычи, так как разведанные крупные
месторождения находятся в заключительной стадии разработки, а вновь осваиваемые
характеризуются малыми размерами и небольшими запасами. Эти запасы относятся к
трудноизвлекаемым, поэтому для замедления темпов падения добычи нефти и ее
стабилизации предусматривается применение высокопроизводительного нефтедобывающего
оборудования, новых технологий воздействия на нефтяные пласты, увеличение
объемов разведочного и эксплуатационного бурения.
Нефтеперерабатывающая промышленность обеспечивает
потребности страны в моторном и котельно-печном топливе, маслах, продуктах для
нефтехимического производства. Суммарная мощность двух нефтеперерабатывающих
предприятий составляет около 40 млн. т в год в пересчете на сырую нефть.
Крупнейшим в Европе является Новополоцкий НПЗ (ПО «Нафтан»), установленная
мощность которого достигает 25 млн т в год, завод выпускает более 75
наименований продукции. Снижение объемов добычи, сокращение поставок нефти,
вызванные падением платежеспособного спроса на внутреннем рынке, послужили
причиной низкой (менее 30 %) загрузки мощностей по первичной переработке.
В Беларуси газовая отрасль ведет добычу попутного
газа, транспортировку, переработку природного и попутного газа, его
использование. В настоящее время значительно увеличилось потребление газа как
промышленного сырья на технологические нужды в промышленности, в
коммунально-бытовом хозяйстве. Велика роль газа в качестве химического сырья -
для производства пластмасс, минеральных удобрений и другой продукции.
Перспективы развития газовой промышленности Беларуси
определяются прежде всего строительством новой системы магистральных
газопроводов Ямал - Европа. Это позволит увеличить транзит природного газа в
страны Европы в 1,9 раза, а следовательно, и бюджетные поступления.
Одновременно повышается надежность поставок природного газа в Беларусь.
Торфяная отрасль производит добычу торфа на топливо,
для сельского хозяйства, химической переработки, занимается производством
торфобрикетов.
В настоящее время торфяная промышленность представлена
37 предприятиями, на которых ведется добыча и переработка торфа, он
используется прежде всего в коммунально-бытовом секторе. Основными видами
продукции являются: торфяные брикеты, торф кусковой и сфагновый.
Эксплуатационные запасы торфа на сырьевых базах предприятий составляют 142,5
млн. т., в том числе торфа, пригодного для брикетирования - 100 млн. т [13].
Сырьевые ресурсы позволяют поддерживать достигнутый
уровень производства торфяных брикетов, торфяная промышленность и далее будет
играть значительную роль в обеспечении населения твердыми видами топлива.
Повышение эффективности использования исходного сырья в торфяной промышленности
будет достигаться посредством применения новых технологий с улучшенными
экологическими характеристиками. Намечается освоение производства
торфолигниновых брикетов за счет полной утилизации лигнина - отхода
производства Речицкого и Бобруйского гидролизных заводов. Увеличение выпуска
торфяных брикетов требует обновления основных фондов действующих предприятий,
строительства новых торфобрикетных цехов взамен закрываемых в результате
выработки месторождений. Основным источником валютных поступлений
предполагается экспорт сфагнового торфа, объемы ежегодной добычи которого
планируется в ближайшее десятилетие увеличить более чем в 2 раза.
Для Республики Беларусь топливно-энергетический комплекс (ТЭК) имеет
особое значение. Во-первых, потому, что создает необходимые условия для
обеспечения жизнедеятельности во всех антропологических сферах. Во-вторых, ТЭК
составляет значительную часть богатства страны: удельный вес
производственных фондов ТЭК РБ оценивается в 25% основных фондов
промышленности.
Это вызвано, в том числе, и тем, что на энергообеспечение своей
деятельности и сам комплекс, и вся республика в целом расходует недопустимо
большую долю зарабатываемых средств вообще и валютных, прежде всего. Эти
затраты принято оценивать в долях от стоимости всего произведенного в стране,
получившего название валового внутреннего продукта (ВВП). Ежегодные затраты на
энергообеспечение РБ превышают 30% ВВП.
Основной задачей топливно-энергетического комплекса является надежное и
бесперебойное обеспечение потребителей республики топливом и энергией. ТЭК
является частью единой народно-хозяйственной системы, связан со всеми отраслями
народного хозяйства структурно, функционально и экономически [14].
Всемерное развитие местных видов топлива и нетрадиционных источников
энергии, а также повсеместное внедрение энергосберегающих технологий является
одним из важнейших направлений деятельности ТЭК. Система энергосбережения
предполагает рациональное энергоиспользование во всей цепи - от добычи,
транспорта, до конечного потребления подведенной энергии. Поэтому чрезвычайно
важно то, как организовано управление ТЭК. Цель управления заключается в
обеспечении бесперебойного и эффективного удовлетворения растущих потребностей
общества во всех видах энергии и топлива при минимальном отрицательном влиянии
на окружающую среду. Условие достижения этой цели - согласованное развитие и
функционирование всех подсистем топливно-энергетического комплекса и системы
энергосбережения [14].
Таким образом, развитие топливно-энергетического
комплекса на перспективный период направлено на удовлетворение потребностей
национальной экономики в топливно-энергетических ресурсах, обеспечение
рациональной структуры топливно-энергетического баланса страны, в том числе за
счет увеличения объемов использования местных видов топлива, дальнейшего
стимулирования энергосбережения.
Приоритетными направлениями дальнейшего развития
топливно-энергетического комплекса Республики Беларуси являются:
• формирование и расширение на территории республики
надежных, экономически эффективных и достаточных по мощности и охвату
транспортных газовых сетей;
• модернизация инфраструктуры топливной и
электроэнергетической сетей;
• наращивание объемов транзита природного газа и
поставок его потребителям республики, оказание услуг по хранению газа на
территории Беларуси;
• развитие интеграции белорусской и российской газовых
сетей с перспективой включения в единое европейское энергетическое пространство
на принципах конкурентности, взаимодополняемости и взаимной выгоды;
• строительство и реконструкция линий электропередач
для передачи электроэнергии собственного и российского производств в страны
Западной Европы;
• расширение с учетом мирового опыта использования
нетрадиционных источников энергии, возобновляемых видов топлива; сокращение на
этой основе зависимости от поставок энергоносителей из-за пределов страны;
• максимальное использование возможностей
нефтепроводного транспорта для увеличения поставок нефти на внутренний рынок и
обеспечение привлекательности транзита нефти для зарубежных нефтедобывающих
компаний.
2. Проблемы и перспективы развития
топливной промышленности Республики Беларусь
топливный
энергетический комплекс
Анализ ситуации топливной промышленности Беларуси показывает, что
основное промышленное производство в недостаточной мере ориентировано на
удовлетворение потребностей человека и перенасыщено энергозатратными отраслями
и технологиями.
Местные энергоресурсы (торф, дрова) занимают незначительную часть, а
некоторые (горючие сланцы) вообще не используются.
Рисунок 1 - Структура потребления ТЭР различными отраслями народного
хозяйства РБ
Примечание: [, с. 9].
Потенциал энергосбережения оценивается на уровне 50% от суммарного
энергопотребления страны. Наибольшие возможности для снижения потребления
первичных энергоресурсов сегодня находятся в коммунально-бытовом секторе, что
объясняется наиболее сильными экстенсивным и интенсивным факторами, имеющими
здесь место.
Проблема торфяной промышленности Республики Беларусь выходит далеко за
пределы использования торфа на топливо. Плановая система хозяйствования с
определенными трудностями регулировала добычу торфа. Рыночная система экономики
может в этой сфере нанести большой вред как Беларуси, так и всему Европейскому
континенту.
Запасы торфа оцениваются в 4,4 млрд. т. находятся они в 6500 торфяных
месторождениях, в том числе 1600 промышленных. Основные месторождения залегают
на землях, используемых в сельском хозяйстве.
Использование торфа на топливо нецелесообразно. На наш взгляд, торфяная
промышленность, торфяные месторождения должны оставаться под полным контролем
государства [13].
В 2015 году программой деятельности топливно-энергетического комплекса за
счет увеличения объемов использования местных видов топлива и возобновляемых
источников энергии доля собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного
топлива составит не менее 28 процентов, а в 2020 - не менее 32 процентов [2].
Обеспечение высокого роста доли местных топливно-энергетических ресурсов
(ТЭР) в общем их потреблении на производство энергии требует развития сырьевой
базы по каждому энергоносителю. В настоящее время и в прогнозируемый период
наиболее значимым в общем балансе местных ТЭР является древесное топливо (около
32 процентов). Добыча нефти и попутного газа из-за истощения имеющихся запасов
снижается. Для обеспечения необходимого баланса следует в основном
ориентироваться на увеличение добычи местных минерально-сырьевых ресурсов и
использование возобновляемых источников энергии.
Важным направлением развития топливно-энергетического комплекса
Республики Беларусь также является реализация стратегии максимального
использования белорусского сырья и создание новых производств.
3. Характеристика энергетики Республики Беларусь
Энергетика и, в частности, промышленная теплоэнергетика играет решающую
роль в развитии материального производства.
Энергосистема Республики Беларусь является основным производителем
электроэнергии и тепловой энергии. Установленная суммарная мощность
энергосистемы составляет 7,8 ГВт, в том числе: две конденсационные тепловые
электростанции (КЭС).
Суммарная электрическая мощность ТЭЦ - 3,96 ГВт; 11 гидроэлектростанции,
суммарной мощностью 8,0 МВт; 12 промышленные электростанции, общей мощностью -
99,5 МВт. Установленная мощность достаточна для самообеспечения страны
электроэнергией. Установленная мощность наиболее крупных источников энергии
Республики Беларусь показана в таблице 1.
Таблица 1 - Наиболее крупные энергоисточники Республики Беларусь
Энергоисточник
|
Тип источника
|
Установленная мощность
|
Лукомльская
|
ГРЭС
|
2,4 ГВт
|
Минская
|
ТЭЦ-4
|
1,03 ГВт
|
Березовская
|
ГРЭС
|
0,93 ГВт
|
Гомельская
|
ТЭЦ-2
|
0,54 ГВт
|
Новополоцкая
|
ТЭЦ
|
0,5 ГВт
|
Примечание: Источник: [14].
Электроэнергетика осуществляет выработку, передачу и
распределение электрической и тепловой энергии. На ее долю приходится 7,3 %
валовой продукции промышленности, 15,9 % основных промышленно-производственных
фондов. Первые электростанции на территории Беларуси были построены в конце XIX в. (Добруш, Минск, Витебск). В 1913
г. работало 11 электростанций общей мощностью 5,3 тыс. кВт, в 1926 г. - 114
небольших электрических станций общей мощностью 9,7 тыс. кВт. Значительным
событием в развитии энергетики явилось строительство Белорусской
государственной районной электростанции (БелГРЭС) проектной мощностью 32 тыс.
кВт в г.п. Ореховск Оршанского района, в 1930 г. станция дала промышленный ток.
В довоенные годы построены электрические станции в Минске, Гомеле, Полоцке,
Мозыре, Могилеве, Кричеве, Борисове и других городах. Все станции Беларуси
вырабатывали в 1940 г. 508,4 млн кВт ч электрической энергии. Во время Великой
Отечественной войны электроэнергетике был нанесен большой ущерб, в результате
мощность электрических станций в 1944 г. составляла лишь 4,7 % довоенного
уровня.
Развитие нефтеперерабатывающей промышленности
обусловило строительство крупной Лукомльской ГРЭС (1969-1974 гг., проектная
мощность 2,4 млн кВт). Значительно увеличилась мощность ТЭЦ в Минске, Могилеве,
Бобруйске, Мозыре, Гродно. Основным топливом для большинства электростанций
стал топочный мазут. В 1976-1980 гг. осуществлялся постепенный перевод
электрических станций на природный газ.
Современная электроэнергетика Беларуси представляет
собой постоянно развивающийся высокоавтоматизированный комплекс, объединенный
общим режимом работы и единым централизованным диспетчерским управлением.
Производственный потенциал Белорусской энергосистемы представлен 22 крупными
электростанциями, 25 районными котельными, включает почти 7 тыс. км
системообразующих и около 250 тыс. км распределительных линий электропередачи
высокого напряжения и более 2 тыс. км тепловых сетей. Установленная мощность
электростанций составила 7,2 млн кВт (и возросла по сравнению с 1991 г. на 0,5
млн кВт). В период после 1991 г. развитие отрасли замедлилось, что обусловлено
общим экономическим спадом и снижением электропотребления. Так, в 1995 г.
электропотребление находилось на самом низком уровне - 32 млрд кВт-ч, или на
34,5 % ниже, чем в 1990 г.
Основу электроэнергетики Беларуси составляют тепловые
электростанции, они вырабатывают 99,9 % всей электроэнергии. Среди тепловых
электростанций различают конденсационные (ГРЭС) и теплоэлектроцентрали (ТЭЦ).
Их доля в общей установленной мощности составляет соответственно 43,7 % и 56,3
%.
Самая крупная электростанция Беларуси - Лукомльская
ГРЭС, мощностью 2560 МВт вырабатывает более 40 % всей электроэнергии, используя
природный газ и топочный мазут. К числу крупнейших электрических станций
следует отнести Березовскую ГРЭС (установленная мощность - 930 МВт). В начале
90-х гг. XX в. из-за низкой экономичности работы
производимая на станции электроэнергия стала неконкурентоспособной, что вызвало
резкое снижение ее выработки.
Среди теплоэлектроцентралей установленной мощностью по
выработке электрической энергии выделяются: Минские ТЭЦ-4 (1030 МВт), ТЭЦ-3
(420 МВт), ТЭЦ-5 (330 МВт), Гомельская ТЭЦ-2 (540 МВт), Могилевская ТЭЦ-2 (345
МВт), Новополоцкая ТЭЦ (505 МВт), Светлогорская ТЭЦ (260 МВт), Мозырская ТЭЦ
(195 МВт), Бобруйская ТЭЦ-2 (180 МВт). Теплоэлектроцентрали и районные
котельные вырабатывают около 60 % тепловой энергии. Действуют также несколько
тысяч малых энергоустановок, которые имеют низкие технико-экономические
характеристики, негативно воздействуют на окружающую среду, забирают
значительное количество трудовых ресурсов.
В различные периоды на территории Беларуси было
построено более 20 гидроэлектростанций небольшой мощности. Сейчас работают 11
станций, наиболее крупные - Осиповичская (2,2 тыс. кВт) на р. Свислочь и
Чигиринская (1,5 тыс. кВт) на р. Друть.
Белорусская электроэнергетическая система включает все
электростанции общего пользования, соединенные электросетями между собой и
потребителями электроэнергии. Объединение электростанций дает возможность
полнее использовать энергетические ресурсы, обеспечивать наиболее экономичные
режимы работы станций, повышать надежность и бесперебойность электроснабжения.
Управление всеми составными частями Белорусской электроэнергетической системы
(электростанциями, электроподстанциями, распределительным оборудованием,
энергосетями разного напряжения) осуществляет концерн «Белэнерго».
Для транспортировки электроэнергии от производителей к
потребителям предназначены электросети, которые состоят из линий электропередач
напряжением 0,4-750 кВ протяженностью 260 тыс. км и трансформационных
подстанций 35-750 кВ. Линии электропередачи этого класса относятся к
системообразующим, обеспечивают межсистемные связи с энергосистемами России,
Украины, Литвы и Польши; их протяженность около 6,8 тыс. км.
Производство электроэнергии в 2003 г. составило 26,6
млрд кВт ч, потребление 33 млрд кВт ч, импорт - 10 млрд кВт ч. Рентабельность
реализованной продукции (электрической и тепловой энергии) ниже, чем по
промышленности в целом - 8,9 %. Основными потребителями электрической энергии
являются: промышленность и строительство - около 47 %, сельское хозяйство -
почти 10 %, электрический транспорт - 6-7 % , население - около 20 % , потери в
электросетях общего пользования - 10-11 %.
Главным потребителем тепловой энергии стал
жилищно-коммунальный сектор, который использует более 50 % всей теплоэнергии.
Объем потребления жилищным сектором характеризуется значительными колебаниями
по сезонам года. Так, в межотопительный период он составляет только 20 %
расчетного количества тепловой энергии (централизованно в год отпускается почти
40 млн Гкал).
Перспективное развитие электроэнергетики Беларуси
должно быть направлено на обеспечение возрастающего спроса на электрическую и
тепловую энергию. По прогнозам, составленным на 2020 г., потребности страны в
электроэнергии возрастут до 41 млрд. кВт ч. В то же время уже сейчас за счет
использования внутренних возможностей, снижения энергоемкости производства и
внедрения эффективной системы энергосбережения белорусская энергосистема в
состоянии обеспечить выработку около 45 млрд. кВт ч. Согласно же существующим
стандартам гармонично развитого, экономически стабильного общества, страна
должна иметь на 1 млн жителей минимум 1 млн кВт собственной тепловой энергии,
т.е. необходимо иметь 10-11 млн кВт установленной мощности.
Для устойчивого и надежного обеспечения страны
электрической и тепловой энергией осуществляется ввод в действие новых
генерирующих мощностей и техническое перевооружение действующих. В связи с этим
проводится модернизация Березовской и Лукомльской ГРЭС, Полоцкой, Бобруйской,
Пинской ТЭЦ, Минской ТЭЦ-3 (на обновленной ТЭЦ при выработке электроэнергии КПД
возрастет с 33-35 до 53-58 %), намечается значительно расширить мощности
Минской ТЭЦ-5, построить новую ТЭЦ в Бресте.
Дальнейшее повышение эффективности использования
органического топлива связано с внедрением парогазовых и турбинных технологий,
увеличением выработки электрической энергии по теплофикационному циклу,
преобразованием котельных в мини-ТЭЦ. Комбинированная выработка электрической и
тепловой энергии на мини-ТЭЦ позволяет вдвое эффективнее использовать топливо,
чем в котельных. Особое внимание уделяется реализации соглашения между
Российской Федерацией и Республикой Беларусь о создании объединенной
электроэнергетической системы, что позволит укрепить технический и
технологический потенциалы белорусской энергосистемы, повысить
энергобезопасность страны, а в дальнейшем расширить экспорт электроэнергии в
соседние государства.
Уменьшение зависимости от импортных энергоносителей
требует развития гидроэнергетики, ветроэнергетических установок, строительства
мини-ТЭЦ на древесных отходах с использованием современных технологий и
оборудования, а также солнечных, биоэнергетических агрегатов и установок по
переработке твердых бытовых отходов.
За счет собственных электрогенерирующих мощностей покрывается около 70%
потребности в электроэнергии. На выработку одного кВт-ч электроэнергии в
среднем по энергосистеме республики затрачивается около 270 грамм условного
топлива, что соответствует КПД равному 45 %. Технологический расход на
транспорт электроэнергии (так называемые потери) равен 11,9%. Столь высокие
показатели выработки одного кВт-ч электроэнергии объясняются двумя причинами:
большим удельным весом ТЭЦ в структуре электрогенерирующих мощностей, равным
54%; возможностью импортировать электроэнергию в количествах, позволяющих
отключать устаревшие генерирующие установки, характеризующиеся повышенным
расходом топлива на выработку единицы электроэнергии [7, с. 8].
Стратегической целью деятельности в области энергосбережения в период до
2015 г. должно стать снижение энергоемкости ВВП в сравнении с 1999 г. на 40 -
45% и в результате этого - снижение зависимости республики от импорта ТЭР, что
может быть достигнуто за счет:
структурной перестройки отраслей экономики и промышленности, повышения
коэффициента полезного использования энергоносителей в результате внедрения
новых энергосберегающих технологий, оборудования, приборов и материалов,
утилизации вторичных энергоресурсов;
увеличения в топливном балансе республики удельного веса местных видов
топлива и отходов производства, нетрадиционных и возобновляемых источников
энергии.
Организационно-экономической основой политики энергосбережения в
топливно-энергетическом комплексе Республики Беларусь в перспективе должно
стать развитие необходимых нормативных правовых актов и нормативно-технической
базы, в состав которой войдут ГОСТы, СНиПы, отраслевые нормы технологического
проектирования и ряд других документов нормативного характера, определяющих
требования в области энергосбережения.
Основные организационно-экономические направления деятельности в области
энергосбережения должны стать:
осуществление государственной экспертизы энергетической эффективности
проектных решений с целью их оценки на соответствие действующим нормативам и
стандартам в области энергосбережения и определения достаточности и
обоснованности предусматриваемых мер по энергосбережению;
переход к проведению регулярных аудитов хозяйствующих субъектов, а также
сертификации продукции;
пересмотр тарифной политики на тепловую, электрическую энергию и топливо
с целью поэтапной ликвидации перекрестного субсидирования, а также включение в
тариф затрат на производство и транспортировку соответствующих видов
энергоресурсов в пределах утвержденных норм расходов ТЭР для этих целей;
разработка новых и совершенствование существующих экономических
механизмов, стимулирующих повышение энергоэффективности производства продукции
и оказания услуг и определяющих меры ответственности за нерациональное
потребление ТЭР как для хозяйствующих субъектов в целом, так и для конкретных
руководителей и должностных лиц;
разработка и реализация республиканской, региональных и отраслевых
программ энергосбережения на пятилетний период с периодическим их пересмотром с
целью уточнения приоритетов в деятельности по энергосбережению.
Таким образом, к основным техническим приоритетам деятельности в области
энергосбережения должны стать:
повышение эффективности работы и изменение структуры генерирующих
источников за счет внедрения парогазовых и газотурбинных технологий, увеличения
выработки электрической энергии на тепловом потреблении, преобразования
котельных в мини-ТЭЦ, строительство ГЭС;
снижение расхода энергоресурсов на их транспорт путем технического
перевооружения систем транспорта энергоносителей, оптимизации режимов работы
энергоисточников, тепловых и электрических сетей, магистральных и распределительных
газо-, нефте- и продуктопроводов;
применение более современных систем теплоснабжения с переходом на
качественно-количественное регулирование;
внедрение котельного оборудования, работающего на горючих отходах
производства, сельского и лесного хозяйства, деревообработки, бытовых отходах;
разработка и внедрение биогазовых установок для производства горючего
газа из отходов животноводческих комплексов, отходов растениеводства,
специально выращиваемой биомассы;
максимально целесообразная утилизация высоко- и среднетемпературных
тепловых вторичных энергоресурсов с использованием их в схемах теплоснабжения
городов, использование избыточного давления природного газа на ГРС;
внедрение в системы теплоснабжения теплонасосных установок и других
способов утилизации вторичных энергоресурсов;
организация разработки и производства необходимых видов
энергосберегающего оборудования, приборов и материалов;
максимальное снижение энергозатрат в жилищно-коммунальном хозяйстве путем
внедрения эффективных систем освещения, отопления, вентиляции и горячего
водоснабжения с использованием гелиоподогревателей, рекуперации тепла уходящего
воздуха, утилизации тепла сточных вод, использования энергоэффективных
строительных материалов и конструкций и т.д.
Внедрение мероприятий по повышению эффективности использования ТЭР в
промышленности потребует определенных финансовых затрат, которые оцениваются в
1,5 - 1,8 млрд.долл. США на период до 2015 г., или ежегодно по 100 - 120
млн.долл. США. Финансирование внедрения энергосберегающих мероприятий должно
осуществляться в основном за счет собственных средств предприятий, частных
инвесторов, иностранного капитала. Государственная поддержка крупномасштабным
проектам по экономии энергии будет оказываться и в перспективе в виде долевого
участия в финансировании из государственного и местных бюджетов, средств
инновационных фондов и республиканского фонда «Энергосбережение».
4. Проблемы регулирования деятельности
топливно-энергетического комплекса Республики Беларусь
Развитие рыночных отношений и новых принципов
управления топливно-энергетическим комплексом в Республике Беларусь определяет
целесообразность перехода от методов с жесткой централизацией функций
управления к экономическим методам управления и наделением подведомственных
предприятий экономической (финансовой) самостоятельностью. В связи с этим
предлагается изменение структуры управления электроэнергетикой и топливной промышленностью
с выделением трех крупных блоков: генерации, передачи и распределения с четким
разграничением тарифов на энергию (на генерацию, передачу этой энергии и на ее
распределение). Вместе с тем в ходе акционирования отдельных объектов
необходимо сохранить белорусскую энергосистему как единую с централизованной
системой управления и контрольным пакетом акций у государства.
На государственном уровне проблемы энергосбережения регулируются восьмью
постановлениями Совета министров РБ, законом об энергосбережении и директивой
Президента РБ об энергетической безопасности.
Законом «Об энергосбережении» утверждается, что энергосбережение является
приоритетом государственной политики в решении энергетической проблемы в
Республике Беларусь, а также этим Законом регулируются отношения, возникающие в
процессе деятельности юридических и физических лиц в сфере энергосбережения в
целях повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, и
устанавливаются правовые основы этих отношений.
Весь объем добываемых, производимых, перерабатываемых, транспортируемых и
потребляемых топливно-энергетических ресурсов подлежит обязательному учету.
Порядок и условия оснащения пользователей и производителей
топливно-энергетических ресурсов приборами учета их расхода, а также порядок
разработки и утверждения правил пользования электрической и тепловой энергией,
природным и сжиженным газом, продуктами нефтепереработки устанавливаются
Правительством Республики Беларусь.
Нормирование расхода топлива и энергии обязано обеспечить установление
технически и экономически прогрессивных норм расхода топлива и энергии. Система
прогрессивных норм расхода топлива и энергии включает соответствующие текущие и
перспективные нормы для технологических процессов, установок, оборудования,
продукции, электробытовых приборов, некоторых видов работ и услуг.
Энергетическое обследование предприятий, учреждений, организаций,
расположенных на территории Республики Беларусь, проводится в целях оценки
эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и обеспечения их
экономии. Обязательному энергетическому обследованию подлежат предприятия,
учреждения, организации, если годовое потребление ими топливно-энергетических
ресурсов составляет более 1,5 тысячи тонн условного топлива.
При достаточно высокой оснащенности приборами учета энергии систем
энергоснабжения и энергопотребления существует ряд проблем.
К ним можно отнести недостаточность технологического учета и низкий
уровень оснащенности существующих систем учета. Недостаточность технологического
учета приводит к искажению значений коммерческих потерь, балансов
электроэнергии и отсутствию контроля за рациональным ее использованием. В
настоящее время эффективным методом учета, контроля и оптимизации использования
энергоресурсов у крупных потребителей является внедрение автоматизированных
систем контроля и учета энергоносителей (АСКУЭ).
Внедрение современных АСКУЭ, имеющих более высокий класс точности, в
системах энергоснабжения позволит снизить заявленную мощность в часы пик до
30%, потребление электрической энергии до 20%. Целесообразность применения
таких автоматизированных систем контроля и учета энергоносителей очевидна, при
массовом применении в масштабах страны использование АСКУЭ позволит снизить:
потребление электроэнергии
и электрической мощности; себестоимость (повысив конкурентоспособность);
загрузку оборудования и сетей (высвободив необходимые резервы для возможности
их использования).
Современные АСКУЭ необходимо использовать на всех энерговырабатывающих и
транспортирующих предприятиях страны (заменять АСКУЭ имеющиеся устаревшие узлы
учета), а также возможно их применение и в коммунальной инфраструктуре, что
позволит повысить точность взаиморасчетов и упростит учет и контроль
энергоресурсов.
На сегодняшний день единственным стимулом установки АСКУЭ является
снижение тарифа на электроэнергию сбытовыми компаниями при наличии такой
автоматизированной системы. В настоящее время обеспеченность приборами учета
тепловой энергии и теплоносителя в коммунальной инфраструктуре оценивается 15-20%
от требуемой.
В некоторых крупных городах оснащенность узлами учета систем
теплоснабжения и теплопотребления доходит до 90%. Узлами учета тепловой энергии
и теплоносителя оснащаются крупные и средние источники теплоснабжения, тепловые
пункты, многоквартирные жилые дома, здания и сооружения коммунальной
инфраструктуры, промышленные предприятия [11, с. 39-40].
Для реформирования энергетической отрасли Беларуси в
дальнейшем планируется разработать три законопроекта: «Об электроэнергетике»,
«О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию»,
«О теплоснабжении». Об этом говорится в Стратегии развития энергетического
потенциала Республики Беларусь, которая утверждена постановлением Совета
Министров №1180 и рассчитана на период до конца 2020 года.
В Законе «О государственном регулировании тарифов на
электрическую и тепловую энергию» также есть отдельные недостатки в разработке
тарифов на электроэнергию для разных групп населения.
В Стратегии развития энергетического потенциала
Республики Беларусь описывается необходимость особого правового регулирования
деятельности топливно-энергетического комплекса исходит из объективной
невозможности регулировать общеправовыми актами специфику отношений
производственно-хозяйственных субъектов энергетики с потребителями
топливно-энергетических ресурсов. Потребность в создании системы правового
регулирования энергетики возрастает с учетом процессов акционирования в
отраслях ТЭК, многообразия форм собственности и организационно-правовых видов
предпринимательской деятельности, обеспечения социальной защиты населения и
некоторых других факторов.
В области энергообеспечения будут урегулированы
правовые, экономические и социальные основы функционирования и развития
отраслей ТЭК, определена степень участия государства в управлении отраслями ТЭК
и регулирования цен и тарифов на энергоносители, регламентированы основные
принципы формирования и функционирования оптового и розничных рынков
электрической энергии (мощности), а также рынка других видов энергоносителей.
Также в законопроектах предполагается установить законодательные гарантии
инвесторам, разграничить функции республиканского и местных органов власти и
управления в области обеспечения ТЭР, создать стабильную правовую среду для
внешнеэкономической деятельности предприятий ТЭК, благоприятную для
отечественных и зарубежных инвесторов и приемлемую для республики.
В стратегии отмечается важность оперативной разработки
и утверждения правовых и технических нормативных актов, определяющих основные
условия и требования к безопасному развитию энергетики в Беларуси, обращению с
радиоактивными отходами и физической защите ядерно-опасных объектов. В их числе
акты, регламентирующие требования к проектированию АЭС, к проведению
физического и энергетического пуска ядерного объекта, определяющие условия
хранения и перевозки ядерных материалов и радиоактивных веществ.-
Причины, вызывающие необходимость проведения политики энергосбережения в
Республике Беларусь:
- недостаточная обеспеченность собственными
топливно-энергетическими ресурсами (10-15%);
- энергоемкость промышленных предприятий;
- старение основного оборудования предприятий энергетики.
Для снижения энергозависимости от других государств планируется, в
частности, использовать возможности и перспективы развития нетрадиционной
энергетики в Беларуси. Одним из перспективных направлений является
использование биомассы (древесное топливо, отходы растениеводства и отходы
переработки древесины, бытовые органические отходы, рапс), так как это
постоянно возобновляемые источники энергии [7, с. 28].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После написания данной курсовой работы можно сделать следующие выводы.
Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь является важнейшей
структурной составляющей национальной экономики, которая обеспечивает функционирование
всех ее звеньев и повышение уровня жизни населения. Топливно-энергетический
комплекс Республики Беларусь включает системы добычи, транспорта, хранения,
производства и распределения основных видов энергоносителей: природного газа,
нефти и продуктов ее переработки, твердых видов топлива, электрической и
тепловой энергии. Роль комплекса в экономике страны определяется следующими
параметрами: он производит 24 % промышленной продукции страны, осваивает
четвертую часть всех инвестиций в основной капитал промышленности, в нем
сосредоточено 22,8 % промышленно-производственных основных фондов, занято 5,3 %
промышленно-производственного персонала.
Топливно-энергетические ресурсы нерационально используются в
промышленности Беларуси в основном по причине эксплуатации морально и физически
устаревшего технологического оборудования, низкоэффективных ведомственных
котельных с протяженными тепловыми сетями, неэкономичных систем
электроосвещения, а также из-за наличия большого числа электродвигателей для
технологических установок, эксплуатируемых с минимальной загрузкой, и
значительных затрат тепловой и электрической энергии на поддержание в
производственных помещениях необходимого микроклимата.
Республика Беларусь относится к числу государств, которые недостаточно
обеспечены собственными энергетическими ресурсами. Это создает особые условия
функционирования экономики государства, делает ее уязвимой и зависимой от
внешних поставщиков. В то же время показатель энергоемкости валового
внутреннего продукта республики в 3-4 раза выше, чем в странах Европейского
союза.
В этих условиях правительством Республики Беларусь должна проводится
эффективная энергетическая политика, направленная на модернизацию и
трансформацию топливно-энергетического комплекса, снижение энергоемкости всех
видов продукции, разработку и внедрение в народном хозяйстве ресурсо- и
энергосберегающих технологий. Цель этой политики была определена Президентом
Республики Беларусь на республиканском совещании по вопросам стратегии развития
промышленного комплекса: снижение к 2015 г. энергозависимости республики от
внешних поставщиков как минимум наполовину. Но в процессе осуществления данной
стратегии возникают некоторые проблемы и для преодоления их необходимо
осуществлять активные мероприятия с участием новых инновационных технологий по
эффективному энергосбережению и переходу на альтернативные источники энергии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Об одобрении Основных
направлений энергетической политики Республики Беларусь на 2001 - 2005 годы и
на период до 2015 года: утв. Постановлением Совета Министров Республики
Беларусь от 27.10.2000 N 1667[Электронный
ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2000. - Режим
доступа: <http://pravo.levonevsky.org/bazaby11/republic44/text325.htm>. -
Дата доступа: 17.09.2013.
2. Об утверждении Программы
деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011-2015 годы: утв.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 18 февраля 2011 г. № 216
[Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск,
2011. - Режим доступа:
http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=C21100216&p2={NRPA}
<http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=C21100216&p2=%7bNRPA%7d>.
- Дата доступа: 16.09.2013.
. Аналитический обзор
«Экономика Беларуси в 2012-2013 годах: анализ и прогноз. - Минск, 2013. - 26 с.
. Басовский, Л.Е. Экономика
отрасли: Учеб. пособие / Л.Е. Бардовский. - Москва: ИНФРА-М, 2009. - 145 с.
5. Болдак,
А.К. Национальная экономика Беларуси: учебно - методический комплекс. / А.К.
Болдак, О.Н. Сухоцкая. - Гродно: ГГАУ, 2011. - 87 с.
. Возобновляемые
источники энергии / С.П. Кундас, С.С. Позняк, Л.В. Шенец. - Минск: МГЭУ им.
А.Д. Сахарова, 2009. - 315 с.
. Государственное
регулирование экономики в условиях Белорусской модели развития. - Брест: БрГТУ,
2010. - 59 с.
8. Для реформирования
энергетической отрасли Беларуси планируется разработать три законопроекта
[Электронный ресурс]. - Минск 2013. -Режим доступа: <http://n1.by/news/ekonomika/dlya-reformirovaniya-energeticheskoi-otrasli-belarusi-planiruetsya-razrabotat-tri-za>.
- Дата доступа: 16.09.2013.
9. Елисеев, А.С. Экономика:
Бизнес-курс МВА / А.С. Елисеев. - Москва: Издательско-торговая корпорация
«Дашков и К», 2008. - 498 с.
10. Мансуров,
В.А. Основы энергосбережения, учебно-метод. пособие / В.А. Мансуров. - Минск:
БГМУ, 2010. - 68 с.
. Основы
энергосбережения: Учебное пособие. - Минск: БГЭУ, 2011. - 44 с.
. Поздняков,
В.Я. Экономика отрасли: Учеб. пособие / В.Я. Поздняков, С.В. Казаков. - Москва:
ИНФРА-М, 2010. - 309 с.
13. Топливная промышленность
[Электронный ресурс]. - Минск, 2013. - Режим доступа:
<http://www.bredosaita.ru/ekonbel/topprom.htm>. - Дата доступа:
17.09.2013.
. Топливно-энергетический
комплекс [Электронный ресурс]. - Минск, 2013. - Режим доступа:
<http://www.newtemper.com/spravki/transport/toplivno-energeticheskiy_kompleks_respubliki_belarus_1684>.
- Дата доступа: 16.09.2013.
. Устойчивое развитие и
социально-экологические параметры качества жизни / А. И. Зеленков [и др.]; под
науч. ред. А. И. Зеленкова. - Минск: БГУ, 2011. - 292 с.
. Экономика: учебник / В.П.
Бардовский, О.В. Рудакова, Е.М. Самородова. - М.: ИД «ФОРУМ», ИНФРА-М, 2011. -
672 с.