Повышение конкурентоспособности предприятия

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    94,8 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Повышение конкурентоспособности предприятия

Введение


В современных условиях развития экономических отношений, все более обостряется конкурентная борьба как на внутреннем, так и на мировом рынке. В то же время наблюдается четкая взаимозависимость между конкурентоспособностью предприятия и уровнем его экономического благополучия.

Понятие «конкурентоспособность» в процессе развития мировой экономики, затоваривания рынка и усиления конкуренции между производителями товаров и услуг, стало ключевым словом наряду с понятием «эффективность», а проблема достижения конкурентных преимуществ - одной из главных в деловой, управленческой, экономической и политической жизни.

В современных рыночных условиях необходимо уделять особое внимание конкурентоспособности предприятия. Конкуренция - одна из главных черт рыночного хозяйства, обеспечивающая творческую свободу личности, создающая условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.

С момента создания и в процессе функционирования каждый товаропроизводитель, промышленная компания, коммерческая фирма поставлены перед необходимостью решения проблемы обеспечения конкурентоспособности.

К важным конкурентным преимуществам относятся: рентабельность производства, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность стратегического планирования и управления фирмой, адаптивность (способность быстрого реагирования на меняющиеся требования и условия рынка) и др. Очевидно, что чем шире у компании набор конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем более благоприятные предпосылки она имеет для успешной деятельности на рынке, тем более устойчивые позиции она может занять на отдельных сегментах этого рынка.

В рыночной экономике конкурентоспособность является решающим фактором коммерческого успеха предприятия. Это многоаспектное понятие, означающее и соответствие товара условиям рынка, и требованиям потребителей, и различным условиям его реализации, и уровня затрат потребителя за период эксплуатации.

Потребность в оценке конкурентоспособности того или иного предприятия существует. Изучение конкурентов и условий конкуренции в отрасли требуется предприятию в первую очередь для того, чтобы определить, в чем его преимущества и недостатки перед конкурентами, и сделать выводы для выработки предприятием собственной успешной конкурентной стратегии и поддержания конкурентного преимущества. Определение конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что конечная цель любого предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности предприятия, т.е. от того, насколько оно лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других предприятии.

Тема данного курсового проекта является весьма актуальной пока на рынке товаров и услуг фигурируют различные фирмы-производители, борющиеся за внимание потребителя к своему товару, которое, по сути, является основой их успешности, роста и процветания. Как взаимосвязанное явление, развивающиеся, сильные компании становятся поставщиками лучших, более дешевых товаров и услуг, при отличающем их работу высоком уровне сервиса и внимания к желаниям и нуждам клиентов.

Целью данной работы является изучение управления конкурентоспособностью в организации ОАО «Бобруйский мясокомбинат», а также разработка мероприятий и рекомендаций по его улучшению.

Для достижения поставленной цели в курсовой работе необходимо решить ряд задач:

·        рассмотреть теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятии

·        рассмотреть научные подходы к управлению конкурентоспособностью;

·        изучить конкурентоспособность организации ОАО «Бобруйский мясокомбинат»

·        разработать предложения по улучшению управления конкурентоспособностью на данном предприятии.

Объектом исследования работы является открытое акционерное общество «Бобруйский мясокомбинат» - один из крупнейших производителей мяса и мясных продуктов в Республике Беларусь.

Предмет исследования - конкурентоспособность открытого акционерного общества «Бобруйский мясокомбинат» на внутреннем рынке.

1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью

.1      Сущность конкурентоспособности организации

конкурентоспособность управление экономический

Под конкурентоспособностью следует понимать характеристику продукции, которая отражает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Некоторые экономисты рассматривают конкурентоспособность по ценовым показателям, сравнительной стоимости и прибыльности. При таком подходе продукция считается конкурентоспособной, если ее продажная цена, дизайн и качество не уступают представленным на рынке аналогам.

Конкурентоспособность как многоплановая экономическая категория может рассматриваться в нескольких аспектах, между которыми существует тесная взаимосвязь - конкурентоспособность страны, конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность товара. Например, конкурентоспособность предприятия с одной стороны зависит от конкурентоспособности национальной экономики в целом, а с другой, определяет ее [6, с. 119].

Конкурентоспособность страны - это способность ее предприятий, организаций и отраслей опережать соперника в завоевании и укреплении позиций на зарубежных рынках и обусловливается экономическими, социальными, политическими и другими факторами в самой стране. Национальную конкурентоспособность определяют на основе изучения конкурентных преимуществ и слабостей той или иной страны [9, с. 23].

В экономической теории понятию конкурентоспособности предприятия дано множество определений, каждое из которых охватывает ту или иную его сторону, либо делает попытку его комплексной характеристики. Вот несколько таких определений: конкурентоспособность предприятия - комплексная сравнительная характеристика, отражающая степень преимуществ совокупности оценочных показателей деятельности предприятия, которые определяют его успех на определенном рынке за определенный промежуток времени относительно совокупности показателей конкурентов [11, с. 24]; конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает степень отличия развития данного предприятия от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей, характеризует возможности и динамику ее приспособления к условиям рыночной конкуренции [9, с. 29]; конкурентоспособность предприятия - это его способность производить конкурентоспособный товар или услугу [13, с. 184].

Понятие конкурентоспособность предприятия очень многогранно и распространяется на все составляющие деятельности предприятия, такие как товар и его основные характеристики, а также организационные, финансовые и производственные характеристики самого предприятия [1, c. 90].

Конкурентоспособность товара - это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение [9, с. 34].

Изучение потребителей и конкурентов, а также условий конкуренции позволяет предприятию определить его преимущества и недостатки перед конкурентами, выработать успешные конкурентные стратегии и поддержать конкурентные преимущества. Предприятие должно знать, в какой степени оно конкурентоспособно по отношению к другим субъектам данного рынка, так как высокая степень конкурентоспособности является гарантом получения высоких экономических показателей в рыночных условиях, и иметь стратегической целью достижения такого ее уровня, который помог бы ему выживать в условиях жесткой конкурентной борьбы.

Конкурентоспособность предприятия определяют следующие показатели:

экономический потенциал и эффективность деятельности предприятия:

·        основной капитал;

·        собственный и заемный капитал;

·        объем продаж;

·        доля на рынке;

производственный и сбытовой потенциал:

·        производственные и сбытовые мощности;

·        наличие сырьевой базы;

научно-исследовательский потенциал:

·        число исследовательских центров;

·        ежегодные расходы на НИОКР;

финансовое положение:

·        платежеспособность;

·        кредитоспособность.

Конкурентоспособность предприятия можно охарактеризовать как его потенциальное качество, которое включает:

. Способность предприятия получать реальную оценку ожиданий целевой группы потребителей, а также прослеживать тенденции потребительского поведения. Другими словами, предприятие должно быть способно своевременно, объективно и точно оценивать потребительский спрос как в настоящее время, так и прогнозировать его динамику на будущее. Такая оценка возможна только на базе научной модели целевой потребительской группы, учитывающей её экономические, социально-культурные и психологические факторы, разработанной методами современной социологии и маркетинга.

. Способность организовывать производство, результаты которого будут соответствовать ожиданиям целевой группы потребителей как наиболее полезного товара по отношению цена-качество. Говоря о результатах, имеется в виду не только потребительские качества выпускаемого товара, но и его маркетинговые качества (цена, гарантии, послепродажное обслуживание и т.д.).

. Способность проводить эффективную текущую маркетинговую политику.

. Способность изыскивать и создавать условия для снижения затрат на обеспечение факторами производства-капиталом, рабочей силой, сырьем и материалами, энергией на единицу продаваемой продукции.

. Способность к созданию и удержанию технологического производства над другими членами отраслевого сообщества, что требует своевременного обновления применяемых технологий. Это может относиться к производству, сбыту, управлению.

. Способность планировать, организовывать и проводить эффективную стратегию в сферах производства и маркетинга на основе инноваций.

. Создание и развитие высокого кадрового потенциала, как на исполнительском, так и на управленческом уровнях. Качество исполнительского персонала проявляется в его способности эффективно использовать существующие на предприятии производственные технологии и готовности к освоению более перспективных технологий [12, стр. 112].

Качество специалистов проявляется в их способности ставить и решать функциональные задачи, увязывая их со стратегическими целями предприятия, способные обеспечить ему ключевые компетенции в технических, технологических, дизайнерских и др. областях для усиления рыночных позиций предприятия [3, с. 43]. Качество управленческого персонала проявляется в его способности обнаруживать и эффективно использовать рыночные возможности для защиты и развития конкурентных позиций предприятия на отраслевых рынках в тактическом и стратегическом планах.

Реализация перечисленных качеств на продолжительном временном интервале создаёт предприятию реальные преимущества над конкурентами в виде роста его рыночной стоимости, укрепления его торговых марок, наращивание дополнительной устойчивости по отношению к неблагоприятным воздействиям внешней среды, включая атаки конкурентов [5, с. 97].

Всё вместе это расширяет возможности предприятия и снижает его удельные затраты на финансовом, сырьевом других рынках, что отражается на цене продукции и приносимой ею прибыли.

Таким образом, отношение конкурентоспособности предприятия и конкуренции на рынке можно характеризовать как отношение «потенциал и его использование». При этом реализация условий 1-3 способствует повышению доходов предприятия за счёт лучшего, чем у конкурентов, понимания запросов потребителей и умения удовлетворять их [10, с. 87].

Свойство 4 способствует снижению удельных расходов на выпуск продукции, а все вместе свойства 1-4 обеспечивают текущую экономическую эффективность предприятия и характеризуют адаптивность его поведения, способность приспосабливаться к текущим требованиям внешней среды.

Свойства 1, 5, 6 позволяют планировать и реализовывать технологические, товарные и маркетинговые стратегии, создающие основу конкурентоспособности товаров предприятия в будущем. Эти свойства составляют инновационный потенциал предприятия, и позволяет выявлять тенденции и прогнозировать состояние внешней среды в будущем, создают стратегические условия для успешной адаптации к ним.

Свойство 7 является необходимым условием, чтобы создавать, удерживать и реализовывать потенциальные преимущества 1-6 на продолжительных временных интервалах, превращая конкурентоспособность в данный момент, на данном отраслевом рынке и с данным товаром в долговременную, стратегическую устойчивость компании.

Следует отметить связь между свойствами 1-4 и 5-6: хотя последние и не являются следствием свойств 1-4, но без успешной реализации 1-4 они не возникнуть, ни удержаться не могут. Причина этого вполне естественна - для того, чтобы создать преимущество над конкурентами в будущем, инвестировать в стратегические планы необходимо уже в настоящем, а для этого предприятие должно располагать инвестиционными возможностями [2, с. 103].

Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение его сильных и слабых сторон, а также тех факторов, которые в той или иной степени воздействуют на отношение покупателей. Факторы - это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально - экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности самого предприятия. Сталкиваясь с международной и внутренней конкуренцией, по мнению французских экономистов А. Олливье, А. Дайана и Р. Урсе [5, с. 99], оно должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам. Это:

·        концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;

·        качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;

·        цена товара с возможной наценкой;

·        финансы - как собственные, так и заемные;

·        торговля - с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности;

·        послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру;

·        внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;

·        предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.

Оценка возможностей предприятия по этим восьми факторам позволяет построить гипотетический «многоугольник конкурентоспособности»

Рисунок 1 - Многоугольник конкурентоспособности

Если подойти одинаково к оценке конкурентных возможностей ряда фирм, накладывая схемы друг на друга, то, по мнению авторов, можно увидеть слабые и сильные стороны одного предприятия по отношению к другому (на рисунке 1 - предприятия А и Б).

финансовое положение предприятия;

наличие передовой технологии;

обеспеченность высококвалифицированными кадрами;

способность к продуктовому (и ценовому) маневрированию;

наличие сбытовой сети и опытных кадров сбытовиков;

состояние технического обслуживания;

действенность рекламы и системы связей с общественностью;

кредитоспособность основных покупателей.

Анализ же отобранных факторов, по мнению авторов, заключается в выявлении сильных и слабых сторон, как в своей деятельности, так и в работе конкурентов, что может позволить, с одной стороны, избежать наиболее острых форм конкуренции, а с другой - использовать свои преимущества и слабости конкурента [7, с. 362].

Факторы конкурентоспособности, по мнению М. Портер, напрямую связаны с факторами производства. Все факторы, определяющие конкурентные преимущества предприятия и фирмы отрасли, он представляет в виде нескольких больших групп:

. Людские ресурсы - количество, квалификация и стоимость рабочей силы.

. Физические ресурсы - количество, качество, доступность и стоимость участков, воды, полезных ископаемых, лесных ресурсов, источников гидроэлектроэнергии, рыболовных угодий; климатические условия и географическое положение страны базирования предприятия.

. Ресурс знаний - сумма научной, технической и рыночной информации, влияющей на конкурентоспособность товаров и услуг и сосредоточенной в академических университетах, государственных отраслевых НИИ, частных исследовательских лабораториях, банках данных об исследованиях рынка и других источниках.

. Денежные ресурсы - количество и стоимость капитала, который может быть использован на финансирование промышленности и отдельного предприятия. Естественно, капитал неоднороден. Он имеет такие формы, как необеспеченная задолженность, обеспеченный долг, акции, венчурный капитал, спекулятивные ценные бумаги и т.д. У каждой из этих форм свои условия функционирования. А с учетом различных условий их движения в разных странах, они будут в значительной степени определять специфику экономической деятельности субъектов в разных странах.

. Инфраструктура - тип, качество имеющейся инфраструктуры и плата за пользование ею, влияющие на характер конкуренции. Сюда относятся транспортная система страны, система связи, почтовые услуги, перевод платежей и средств из банка в банк внутри и за пределы страны, система здравоохранения и культуры, жилой фонд и его привлекательность с точки зрения проживания и работы [4, с. 341].

После перечисление нескольких подходов определения факторов конкурентоспособности, можно сделать вывод, что факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону уменьшения [11, с. 244]. Факторы - это то, что способствует превращению возможностей в действительность. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Но наличие самих факторов недостаточно для обеспечения конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются.

1.2    Научные подходы к управлению конкурентоспособностью

Управление конкурентоспособностью представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых в ходе разработки, производства, сбыта и послепродажного обслуживания продукции в целях обеспечения необходимого качества и уровня ее конкурентоспособности, а также предполагающих сбалансированное воздействие на основные показатели деятельности предприятия и их оценку.

Характеризуя процесс управления конкурентоспособностью, следует отметить, что его целью является достижение оптимального соотношения между качеством продукции и издержками производства. Однако для представления общего положения и перспектив рынка наряду с этими показателями надо также учитывать и другие (нетоварные) факторы - рекламную деятельность предприятия, ее престиж, уровень сервисного обслуживания и др.

Существует множество научных подходов к управлению конкурентоспособностью. В курсовой работе говорится о некоторых из них:

) Системный подход заключается в рассмотрении объектов как многокомпонентных систем, представляющих совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, вносящих свой вклад и влияющих на результат функционирования и использования объекта.

Необходимость применения системного подхода при изучении объектов, состоящих из разных взаимосвязанных частей, обусловлена тем обстоятельством, что в таких объектах проявляется принцип эмерджентности, в соответствии с которым, совокупный объект обладает качествами, не присущими каждому из составляющих его элементов, рассматриваемых в отдельности, изолированно друг от друга. Соединение этих элементов в единую систему приводит к появлению дополнительного, синергетического эффекта, порождаемого не отдельными частями системы, а их взаимосвязью и совместным действием [9, с. 11].

Преимуществом данной системы является рассмотрение внутреннего и внешнего окружения системы, а также рассмотрение не только отдельных элементов системы, но и связей между ними. Также можно добавить, что одним из главных преимуществ является рассмотрение системы как единого целого.

В недостатках можно выделить сложность внедрения и оссуществления мероприятий данного подхода, из-за особенностей систем, и изменчивость окружающей среды влияющая на внешнюю среду системы.

) Сущность инновационного подхода к управлению заключается в ориентации развития производства на активизацию инновационной деятельности, в области базовых наукоемких технологий, являющихся двигателями развития производственной системы. Факторы производства и инвестиции должны быть средствами научно-обоснованной инновационной деятельности, а не ее целью [13, с. 128].

Преимуществами являются развитие инновационных отраслей, повышение производительности труда, снижение сибестоимости продукции и повышение его качества, что способствует увеличению конкурентоспособности данной продукции.

Основным недостатком данного подхода является то, что не во весх сферах деятельности его можно внедрить. Также можно выделить, что использвание данного метода может привести к большим материальным затратам и сокращению персонала.

) При применении комплексного (междисциплинарного) подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические аспекты управления и их взаимосвязи. Если упустить один из аспектов управления, проблема не будет решена полностью [13, с. 130].

Преимуществом данного подхода можно назвать учет экологического и социального аспектов при решении проблемы. Данные аспекты не учитываются в большинстве подходов.

Недостатками данного подхода можно выделить: сложность применения из-за необходимости учитывать множество аспектов, а пропуск одного из них может привести к неправильному решени.

) Глобальный подход реализуется через развитие новых информационных технологий, что позволило значительно упростить международную интеграцию и кооперацию. В связи с этим, решение большинства управленческих проблем должно отвечать требованиям системности, логичности, комплексности в рамках мирового сообщества. Глобальный подход в настоящее время применяется при решении вопросов международной стандартизации, метрологии и сертификации [13, с. 134].

В преимуществах данного подхода можно выделить: сокращение времени заключения договоров и способствует созданию междунарорных корпораций и организаций.

Недостатком данного подхода является сложность обзора деятельности системы, так как он должен провадиться над глобальной системой, а не на уровне где находится анализируемый объект.

) Маркетинговый подход предусматривает ориентацию на потребителя управляющей подсистемы при решении любых задач. При применении маркетингового подхода приоритетами выбора критериев управления будут следующие: повышение качества объекта в соответствии с нуждами потребителей; экономия ресурсов потребителей за счет повышения качества продукции, сервиса и других факторов; экономия ресурсов в процессе производства за счет реализации эффекта масштаба, НТП и совершенствования системы менеджмента [13, с. 136].

К преимуществам данного метода можно отнести: учет потребностей потребителей; комплектное исследование и прогназироване стратегических потребностей, ценностей, параметров рынка, возможностей производителя и другие; контроль реализации данного подхода на всех этапах; экономия ресурсов за счет реализации факторов масштаба, научно-технического прогресса; экономия ресурсов потребителей за счет повышения качества объекта и качества сервиса.

В недостатках можно выделить сложность прогназирования потребностей потребителей из-за быстро изменяющейся экономической ситуации.

) Сущность эксклюзивного подхода к управлению конкурентоспособностью заключается в приобретении субъектом управления исключительного права на пользование по своему усмотрению новшеством в любой области деятельности или конкурентным преимуществом. Объектом для реализации эксклюзивного подхода являются: конкурентный персонал, патент, торговая марка, новые информационные технологии. Эксклюзивная ценность может быть сформирована за счет применения современных научных подходов, методов и технологий управления различными объектами [13, с. 139].

) Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные. В связи с этим, представляется необходимым рассмотреть наиболее значимые из них.

Планирование - функция управления по анализу ситуаций и факторов внешней среды, прогнозированию и оценке альтернативных вариантов достижения намеченных целей.

Организация процессов - функция управления, представляющая комплекс управленческих и производственных процессов по реализации планов, по установлению связей, организации взаимодействия и согласованности работы компонентов системы.

Учет и контроль - функция управления по фиксации ресурсов на разных этапах управления и обеспечение выполнения программ, реализующих управленческие решения.

Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей фирмы.

Регулирование - функция управления по изучению изменений факторов внешней среды, оказывающих влияние на эффективность менеджмента [13, с. 141].

Говоря о преимуществах процессного подхода, необходимо выделить следующие: результаты одного процесса будут способствовать улучшению результатов другого; с введением процессного подхода появляется единый язык описания деятельности, доступный и понятный всем участникам процесса, а также возможность простой и наглядной графической трактовки деятельности; происходит выделение рабочих зон, что облегчает формулирование требований к персоналу, привлеченному к конкретным работам, и составление более точного и прицельного штатного расписания организации; за счёт сокращения уровней организационной структуры упрощается обмен информацией между подразделениями и устраняется обособленность подразделений и должностных лиц.

К недостаткам процессного подхода относят следующие: сложность реализации процессного подхода, заключающаяся в том, что появляется необходимость документального оформления каждого процесса, а также регламентация управления, разработка стандартов; появляется необходимость в освоении сотрудниками компании новых навыков и знаний; сложность внедрения; требуется достаточно долгое время, чтобы руководство стало думать и работать по-новому.

) Структурный подход по отношению к проблеме управления конкурентоспособностью заключается в определении значимости приоритетов среди факторов конкурентоспособности с целью установления рациональности соотношения и повышения обоснованности распределения ресурсов. Прежде чем применить структурный подход, необходимо произвести структуризацию проблемы, выявить элементы, которые данную структуру образуют [13, с. 145].

) Ситуационный подход концентрируется на том, что применение различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку количество факторов, оказывающих влияние на организацию, велико, то не существует единого способа наилучшим образом управлять объектом. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, который, более всего, соответствует данной ситуации [13, с. 147].

Преимуществом данного метода является индивидуальный подход к любой сложившейся ситуации, что приводит к более эффективному решению.

Недостатком является сложность выработки постоянно новых способов решения сложившейся проблемы.

2. Управление конкурентоспособностью на предприятии ОАО «БОБРУЙский мясокомбинат»

.1      Общая характеристика ОАО «Бобруйский мясокомбинат»

Полное наименование исследуемого предприятия: Открытое акционерное общество (ОАО) «Бобруйский мясокомбинат».

Юридический адрес ОАО «Бобруйский мясокомбинат»: Республика Беларусь, 213823, Могилёвская область, город Бобруйск, ул. К. Маркса, 333.

В августе 2012 года ОАО «Бобруйский мясокомбинат» исполнится 81 год. Мясокомбинат был образован на базе бойни, принадлежащей городской управе и функционирующей с 1905 года и колбасной фабрики артели инвалидов.

Мясокомбинат был создан Бобруйским городским отделением (Белмясо) в соответствии с приказом Белорусской конторы Всесоюзного объединения мясной промышленности от 11 августа 1931 года [17].

После организации мясокомбината началось его строительство и техническое оснащение.

Главный корпус мясокомбината был построен в 1932 году; производственные площади, занимавшие все отделения по первичной переработке скота увеличились в 10 раз и составили более 620 квадратных метров. В 1935 году был построен пирожковый цех производительностью 10 тысяч пирожков в сутки, оборудовано помещение для засолки и созревания копчёностей, построены льдохранилище, предубойная база содержания скота.

В 1936 году реконструкция продолжалась. Была установлена шлямовочная машина в кишечном цеху, построены склад для хранения кишоболочки, жировой цех.

К 1941 году выработка мяса достигла 5 тысяч тонн в год, а колбасных изделий - 800 тонн. В годы войны была сожжена колбасная фабрика, разрушены цеха, уничтожено техническое оборудование. С первых дней после освобождения города коллектив мясокомбината приступил к восстановлению предприятия. Было приобретено и установлено необходимое оборудование. Жировой цех был переоборудован под колбасный, а склад для кишсырья под обвалочное отделение. Были построены три коптилки и склад для готовых колбасных изделий.

В связи с развитием промышленности в Бобруйске и ростом городского населения правительством было принято решение о строительстве нового мясокомбината, которое было начато в 1947 году. В 1952 году был введён в эксплуатацию холодильник, а в ноябре 1956 года был сдан в строй действующий вновь выстроенный мясокомбинат, производственной мощностью 20 тонн мяса и 2 тонны колбасных изделий в смену.

В 1980 году предприятие вырабатывало 46,7 тонны мяса, 10,7 тонны колбасных изделий, 1,5 тонны сухих кормов, 6,6 тонны мяса птицы. Выпускалось более 130 видов продукции. Практически строительство, реконструкция и техническое перевооружение предприятия проводилось и проводится постоянно. Расширены и реконструированы колбасно-кулинарный участок, жировое отделение, произведена пристройка производственной площади для экспедиции колбасных изделий, часть этого помещения переоборудовано в кулинарный цех общепита, сданы в эксплуатацию новый холодильник, столовая, бытовой корпус, транспортный цех, новые складские помещения, котельная, овощехранилище [16].

За последние годы установлены десятки единиц нового высокопроизводительного оборудования, в том числе импортного, которые позволяют не только увеличить выпуск продукции, но и улучшить её качество. Это польские камеры «ПекМонт» и «Спомош», немецкие шприцы «Nagema» и «Konti», вакуумный массажёр «ПекМонт», которые позволили расширить ассортимент выпускаемой продукции, в том числе сырокопчёных и сыровяленых колбас, для выпуска которых оборудованы 7 камер. На всех линиях выпуска колбасы применяется микропроцессорная техника, которая позволяет довести качество выпускаемой продукции до современных требований.

Сегодняшний комбинат - это современное промышленное государственное предприятие, занимающее территорию более 16,6 гектаров площади. Мясокомбинат отвечает всем современным требованиям, и может удовлетворить потребности каждого покупателя. На сегодняшний день численность рабочих составляет 722 человека.

В 2002 году решением Могилёвского областного исполнительного комитета Бобруйское унитарное коммунальное производственное предприятие «Мясокомбинат» было преобразовано в открытое акционерное общество «Бобруйский мясокомбинат». Учредителями общества являются Могилёвский облисполком и физические лица [17].

Схема управления ОАО «Бобруйский мясокомбинат» представлена на следующем рисунке 2.1, в соответствии с которой, управление обществом осуществляется:

Общим собранием акционеров, являющимся высшим органом управления Общества;

Наблюдательным Советом, осуществляющим руководство деятельностью предприятия в период между собраниями акционеров;

Дирекцией;

Директором.


Рисунок 2 - Схема управления ОАО «Бобруйский мясокомбинат»

Компетенция органов управления ОАО «Бобруйский мясокомбинат» определена действующим Уставом Общества.

Органом контроля общества является Ревизионная комиссия.

Уставной фонд ОАО «Бобруйский мясокомбинат» составляет 5 830,143 миллионов рублей и разделён на простые именные акции номинальной стоимостью 3 000 (три тысячи) рублей в количестве 1 943 381 (один миллион девятьсот сорок три тысячи триста восемьдесят одна) штука простых именных акций в виде записей на счетах.

Таблица 1. Акционеры ОАО «Бобруйский мясокомбинат»

Акционеры

Размер уставного фонда, руб.

Кол-во акций, шт.

Доля в уставном фонде, %

1. Государство - Могилёвский облисполком

5 661 068 853

1 865 619

95,99

2. Физические лица

169 074 147

77 762

4,01

Всего

5 830 143 000

1 943 381

100,00


Организационная структура управления ОАО «Бобруйский мясокомбинат» приведена на следующем рисунке.

Она представляет собой линейно-функциональную структуру управления, которая обеспечивает проведение единоначалия и создаёт предпосылки для квалифицированно руководства соответствующими подразделениями.

При данной структуре линейный менеджмент предприятия (директор предприятия, коммерческий директор, главный инженер и др.) имеют в своём подчинении ряд функциональных органов, каждый из которых по своей функции на основе сбора и обработки информации разрабатывает проект соответствующего решения, который после утверждения линейным руководителем вступает в силу и передаётся соответствующим исполнителям.

Производственные мощности ОАО «Бобруйский мясокомбинат» позволяют вырабатывать широкий ассортимент колбасных изделий (варёные, сосиски, сардельки, варёно-копчёные, сырокопчёные, сыровяленые, полукопчёные, ливерные, кровяные, паштеты, зельцы), копчёностей из свинины и говядины, полуфабрикатов (пельмени, равиоли, вареники, биточки, бифштексы, клёцки, тефтели, фарши, мясокостные, крупнокусковые, мелкокусковые), технических полуфабрикатов (костная мука, мясокостная мука), а также пищевых и технических жиров.

Для представления динамики производства продукции в натуральном выражении, учитывая многообразие ассортимента и структуру выпускаемой продукции, традиционная номенклатура была укрупнена и сгруппирована.

Таблица 2 - Динамика производства продукции в натуральном выражении (тонн)

Наименование продукции

Годы


2008

2009

2010

2011

2012

Мясо и субпродукты

5743

4491

6545

7455

8675

Колбасные изделия

3974

3646

7502

8466

9687

Полуфабрикаты

1154

748

1522

1874

2341

ИТОГО:

10871

8885

15569

17795

20703



В сырьевую зону Бобруйского мясокомбината входят такие районы, как Бобруйский, Глусский, Горецкий, Кировский, Климовичский, Кличевский, Мстиславский, Осиповичский, Славгородский, Чериковский.

Кроме того, ОАО «Бобруйский мясокомбинат» закупает мясное сырьё в хозяйствах других областей:

Минская (Стародорожский район);

Гомельская (Рогачёвский, Светлогорский, Жлобинский, Октябрьский районы).

Также с разрешения Министерства сельского хозяйства производится закупка импортного сырья (свинина), поставляемого с Австрии.

Динамика поступления скота на комбинат за 2010-2012 годы приведена в следующей таблице 2.3.

Таблица 3 - Поступление скота на ОАО «Бобруйский мясокомбинат» (тонн)

Наименование

Годы


2010

2011

2012

6724

9968

9533

в т.ч. госсырьё

5636

8565

8184

давальческое сырьё

1088

1403

1349


Основными конкурентными преимуществами ОАО «Бобруйский мясокомбинат» являются: умеренный уровень цен, сертифицированное качество продукции, небольшое расстояние от основных потребителей, выгодные условия поставки и оплаты продукции.

Общую стратегию данного предприятия можно охарактеризовать как стратегию ограниченного роста с характерным установлением целей от достигнутого, скорректированных с учётом инфляционных процессов.

При этом по степени важности в качестве отмеченных целей мясокомбината можно выделить:

обновление выпускаемой продукции, оптимизация её структуры;

расширение рынков сбыта не только в Республике Беларусь, но и в страны ближнего и дальнего зарубежья;

снижение издержек производства и реализации продукции;

обеспечение производства всеми видами высококачественного сырья и ресурсов.

Основные показатели деятельности предприятия представлены в соответствующей таблице в приложении 1 настоящей работы, анализируя данные которой можно констатировать некоторую нестабильность работы предприятия за анализируемый период. Это можно проследить по объёмам товарной продукции и численности работников предприятия.

Так, в 2010 году он составил 40450 млн. руб., а в 2011 году объём изменился и составил 45292 млн. руб. В 2012 году произошел рост объёма товарной продукции по сравнению с 2011 годом и составил 65940 млн. руб., в то время как численность работников увеличивается малыми темпами.

Одним из основных факторов формирования прибыли является себестоимость реализованной продукции. На ОАО «Бобруйский мясокомбинат» себестоимость реализованной продукции за анализируемый период повышается. В 2011 году прирост составил 108,21, а в отчётном 2012 году - 172,48.

Стоимость основных средств предприятия возрастает. Рост происходит с 2010 по 2012 год, что связано с введением нового оборудования. В 2012 году темп роста снизился на 1,71%.

Товарная продукция в действующих ценах за анализируемый период меньше чем реализованная продукция - это связанно с тем, что предприятие реализует свою продукцию в основном со складов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что финансово-экономическая деятельность ОАО «Бобруйский мясокомбинат» стабилизировалась с 2010 по 2012 года и показатели финансово-хозяйственной деятельности имеют положительные значения.

Сегодня предприятие живёт, работает, хотя и медленно, но продвигается вперёд и, думается слава мясокомбината, как надёжного партнёра и высококачественного производителя будет всё шире и шире распространятся на потребительском не только внутреннем, но и на внешнем рынке.

2.2    Анализ конкурентоспособности предприятия ОАО «Бобруйский мясокомбинат»

Предприятие обладает достаточно крепкими и надежными связями на национальном, региональном и местном уровнях, хорошие контакты налажены с работниками сельского хозяйства. Этому способствует своевременная оплата за сданный скот, изысканию для хозяйств горюче-смазочных материалов, комбикормов, зерна, предоплата на выплату заработной платы.

Бобруйский мясокомбинат изготавливает мелкокусковые полуфабрикаты, мясокостные полуфабрикаты, фарши, котлеты, пельмени и вареники. С учетом заявок торговли на сегодняшний день предприятием производится более 15 тонн пельменей в сутки. Ассортиментный перечень полуфабрикатов насчитывает более 100 наименований. Перечень продукции и цены на эту продукцию предоставленs в Приложении 2.

Предприятие также изготавливает мясо и субпродукты, различные виды колбасных изделий и копчености. В общей сумме на предприятии производится около 300 наименований мясной продукции. Говядина, свинина, субпродукты составляют до 70% в общем объеме выпуска продукции.

Вся продукция выпускается согласно НТД, СТБ и ГОСТов. Постоянному повышению качества продукции способствуют функционирующие на предприятии система менеджмента качества, соответствующая требованиям СТБ ISO 9001, система НАССР, соответствующая требованиям СТБ 1470.

Успешная ресертификация СМК на ОАО «Бобруйский мясокомбинат» и последующее получение предприятием сертификата соответствия требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 системы добровольной сертификации «Евро-Стандарт» документально подтвердило успешное функционирование системы, позволяющее максимально эффективно удовлетворять потребности и ожидания потребителей на европейском уровне.

В 2005 году на ОАО «Бобруйский мясокомбинат» была впервые разработана и внедрена система менеджмента качества, впоследствии успешно прошедшая сертификацию на соответствие требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Созданная тогда же на предприятии служба управления качеством и разработанная система внутреннего аудита, позволяют объективно и своевременно оценивать деятельность сотрудников, руководителей и состояние процессов в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001, а также требования к системе менеджмента качества, установленные самой организацией. Директором ОАО «Бобруйский мясокомбинат» А.И. Исайченко были определены основные бизнес-процессы, назначены владельцы процессов с соответствующими функциями и полномочиями, определены критерии и параметры оценки их результативности. Благодаря лидерским качествам, а также действительной заинтересованности Андрея Ивановича в бесперебойной и высокорентабельной работе предприятия, система менеджмента качества комбината постоянно поддерживается в рабочем состоянии и успешно развивается. Результативность и постоянное улучшение системы менеджмента качества предприятия было подтверждено в 2008 году ресертификацией, проведенной специалистами Экспертного центра сертификации систем менеджмента под руководством директора Центра - Артура Яковлевича Рачковского. Получение ОАО «Бобруйский мясокомбинат» сертификата соответствия требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2001 системы добровольной сертификации «Евро-Стандарт», подтвердило успешное функционирование системы, позволяющее максимально эффективно удовлетворять потребности и ожидания потребителей на высоком европейском уровне. Проводимое на комбинате техническое переоснащение, совпавшее с получением сертификата соответствия системы «Евро-Стандарт», позволяет увеличивать выпуск продукции при постоянном улучшении качества, обновлять и расширять ассортимент. ОАО «Бобруйский мясокомбинат» является постоянным участником выставок-ярмарок, республиканских конкурсов-дегустаций, международных выставок. За высокое стабильное качество, отличные вкусовые характеристики, качество дизайна упаковки, а также приверженность белорусским национальным традициям ОАО «Бобруйский мясокомбинат» неоднократно награждался в различных номинациях. Победы в конкурсах-дегустациях позволяют комбинату маркировать продукцию такими знаками, как «ГУСТ» и «Лучший продукт года». Наличие разрешений на подобные маркировки, как и разрешение на применение знака соответствия системы сертификации «Евро-Стандарт» являются существенным инструментом повышения имиджа предприятия и хорошей рекламой качества продукции комбината [16].

ОАО «Бобруйский мясокомбинат» можно выделить по высокому качеству продукции. Об этом свидетельствуют его награды: за стабильное высокое качество, внедрение новых технологий и широкий ассортимент выпускаемой продукции стал 9-ти кратным победителем конкурса-дегустации «ГУСТ» 2011 года [14].

ОАО «Бобруйский мясокомбинат» завоевал диплом «Золотой ГУСТ» за следующие виды продукции:

·        Колбаса вареная «Молочная новая первый сорт»

·        Колбаса сыровяленая салями «Новинка» высший сорт

·        Колбаса сыровяленая салями «Свиная люкс» высший сорт

·        Колбаса сырокопченая салями «Испанская» высший сорт

·        Изделие из свинины сырокопченое «Беловежский пачастунак»

·        Продукт из свинины мясной цельнокусковой мякотный сырокопченый «Окорочок Саксонский»

·        Продукт из говядины сыровяленый по-домашнему «Говядина по-белорусски»

·        Полуфабрикат из свинины быстрого приготовления мелкокусковой мясокостный «Ребрышки в маринаде»

·        Полуфабрикат мясной рубленый Котлета «Здравушка».

А так же завоеваны дипломы победителя общественного конкурса «Лучшая продукция года - 2011» в номинациях:

·        Продукт мясной в желе «Рулька с морковью»

·        Колбаса сырая «Обеденная»

·        Колбаса вареная «Сметанная» в/с

·        Колбаса с/к салями «Кремлевская» в/с [16].

В производственно-хозяйственной деятельности предприятия имеются сильные и слабые стороны:

Сильные стороны:

·        Выпуск продукции, отвечающей современным требованиям по качеству и упаковке;

·        Большой ассортимент выпускаемой продукции и постоянная работа над новыми видами;

·        Гарантия обмена или возврата недоброкачественной продукции;

·        Многолетний опыт работы;

·        Гибкое реагирование производственного процесса;

·        Применение прогрессивных технологий;

·        Расположение клиентов;

·        Близость транспортных магистралей;

·        Широкая рекламная деятельность;

·        Производство на мясокомбинате является безотходным;

·        Достаточно стабильная позиция на рынках Республики Беларусь.

Слабые стороны:

·        Навязывание полного ассортимента потребителю;

·        Зависимость от поставщиков сырья;

·        Рост затрат на производство в связи с ростом цен на основное сырьёи приближением цен на топливно-энергетические ресурсы к мировым;

·        Сезонность спроса на продукцию обусловленная субъективными факторами потребительского рынка;

·        Не ведется прогназирование спроса на продукцию;

·        Нет плана обновления ассортимента продукции.

В соответствии с этими данными можно сказать, что предприятие имеет постоянных покупателей, поставщиков сырья и сеть своих фирменных магазинов, что повышает уровень их конкурентоспособности. Так же имеет широкий ассортимент продукции разной ценновой категории, что способствует развитию предприятия и увеличению числа потребителей.

Изучив все данные можно сделать вывод, что данное предприятие имеет ряд преимуществ, которые позволяют этой организации обладать хорошим уровнем конкурентоспособности. Но нужно сказать, что так же имеются и недостатки, такие как сезонность потребления продукции, то есть повышение спроса продукции в предпраздничное время и снижение спроса в осталные периоды времени, или повышение стоимости сырья, которое приводит к резкому поднятию цен и, следовательно, снижению спроса на продукцию.


Прежде чем выдвинуть предложения по улучшению конкурентоспособности на рынке ОАО «Бобруйский мясокомбинат», необходимо отметить тот факт, что предприятием сделано уже достаточно для обеспечения высокой степени эффективности конкурентной деятельности предприятия: продукция предприятия занимает устойчивое положение на рынке Минской области, знакома на прочих рынках, к ней сложилось у покупателей и партнеров устойчивое благоприятное отношение, а так же к самой организации в целом. Однако применение только одной рекламы не может служить достаточным способом для эффективной конкурентной борьбы.

По моему мнению, наиболее эффективным подходом управления конкурентоспособностью для данной организации является маркетинговый подход который предусматривает ориентацию на потребителя управляющей подсистемы при решении любых задач. И ставит перед предприятием следующие задачи: повышение качества объекта в соответствии с нуждами потребителей; экономия ресурсов потребителей за счет повышения качества продукции, сервиса и других факторов; экономия ресурсов в процессе производства за счет реализации эффекта масштаба, НТП и совершенствования системы менеджмента.

Поэтому для улучшения деятельности ОАО «Бобруйский мясокомбинат» необходимо на современном этапе предпринять определенные действия, связанные с улучшением благоприятного отношения к самой фирме и к ее продукции среди населения Республики Беларусь, как основных потребителей продукции предприятия. Предлагаемые мероприятия в этом направлении основываются на развитии маркетинговой службы.

Таким образом, для повышения конкурентоспособности ОАО «Бобруйский мясокомбинат», необходимо улучшить качество работы отдела маркетинга по изучению рынка, который осуществляет следующие функции:

·        разработка методов и средств изучения рынка;

·        сбор данных;

·        обработка данных, их классификация;

·        разработка ценовой политики предприятия;

·        проведение сегментации рынка, выделение целевой группы потребителей;

·        контроль за осуществлением маркетинговой деятельности;

·        оценка эффективности маркетинговой деятельности.

Цель развития отдела маркетинга ОАО «Бобруйский мясокомбинат» состоит в том, чтобы добиться эффективности маркетинговой деятельности, которая напрямую зависит от уровня ее организации. На сегодняшний день в ОАО «Бобруйский мясокомбинат» хотя уже и много сделано для повышения эффективности маркетинговой деятельности, однако она организована недостаточно эффективно.

Для формирования своего благоприятного конкурентного имиджа предприятию необходимо представить на рынок товарный ассортимент не менее чем у конкурентов, а в идеале и значительно шире, чем у них, предоставление потребителям продукции, которой нет у конкурентов. Для этого необходимо заниматься созданием портфеля ассортимента продукции. Внедрение этого портфеля требует следующие действия:

·        Планирование ассортимента - это процесс определения программы действий по формированию ассортимента, основанной на анализе рынка и всех видов ресурсов организации.

·        Организация ассортимента - это распределение задач между отдельными подразделениями или работниками предприятия по формированию ассортимента и установление взаимодействия между ними.

·        Координация ассортимента - это обеспечение согласования принципов управления ассортиментом со стратегическими целями предприятия.

·        Контроль ассортимента - это вид управленческой деятельности, связанный с формированием информации о состоянии и функционировании ассортимента (учет), изучением данных об ассортименте (его анализ), работой по диагностике и оценке процессов разработки и достижения целей, эффективности ассортиментных стратегий, успехов и просчетов в использовании средств и методов управления ассортиментом.

Процесс формирования ассортимента товаров в магазине осуществляется по следующим этапам:

. Определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазинах.

. Осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.

. Определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов.

. Разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента покупателей.

Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса, предъявляемого избранными для обслуживания контингентами покупателей. Так как успешное проникновение и закрепление торгового предприятия на потребительском рынке связано с поиском и полнотой освоения той или иной ниши, формированию конкретного ассортимента товаров, соответствующему параметрам этой ниши, отводится первостепенная роль. В связи с этим в планировании ассортимента важную роль играет прогнозирование структуры спроса и маркетинговые исследования рынка.

Представленная на рынок продукция должна быть расфасована в объемах удобных для покупателя, что не всегда отличает продукцию ОАО «Бобруйский мясокомбинат». Для исправления данной ситуации необходимо провести опросы и статистические наблюдения по поводу потребления продукции предприятия по объему расфасовки, в магазинах и среди населения.

Изменение упаковки производимой продукции обусловлено теми же факторами, что и предыдущая ситуация, и для решения этой задачи предприятию необходимо применять те же методы.

Потребителю необходимо удобство для приобретения товара предприятия, поэтому ему необходимо улучшить каналы распространения производимой продукции. Для исправления данной ситуации необходимо провести опросы и статистические наблюдения по поводу структуры потребления продукции предприятия по регионам рынков и торговым точкам.

Одной из важных проблем данной организации является наличие большого числа конкурентов, расположенных на всей территории Республики Беларусь. Но ОАО «Бобруйский мясокомбинат» имеет фирменные магазины и контактные лица только в нескольких городах Беларуси. Из этого можно сделать вывод, что открытие открытие новых фирменных магазинов в других городах страны могло бы привлечь новых потребителей.

Так же из-за большого числа конкурентов нужно постоянно регулировать уровнем цены. Контролирование этой проблемы является одной из важнейших задач организации, так как за частую не организаци влияет на цену, а поставщики сырья и госсударство. Для решения данной проблемы также подходит маркетинговый подход к управлению конкурентоспособностью, то есть внедрение более нового оборудования и за счет этого уменьшения себестоимости продукции и, следовательно, цены.

Торговый знак предприятия, рекламный бренд его продукции, позволяет сделать эту продукцию более узнаваемой на рынке, выделить се из числа однотипных прочих продуктов. Данное предприятие имеет две товарные марки. Развитие действующих товарных марок и создание позволит более широко представить покупателям продукцию предприятия, расширить степень эффективности психологического воздействия имиджа продукции и организации, охват потребителей, что сформирует ситуацию предпочтения продукции предприятия у покупателей.

Так же можно предложить следующие пути повышения конкурентоспособности:

Улучшить вкусовые качества продукта, что напрямую связано с качеством ингредиентов.

Повысить рекламную стратегию. Для привлечения внимания массовых покупателей наиболее эффективны следующие каналы:

. пресса (наиболее читаемые газеты, журналы, бюллетени и другие средства массовой информации, доступные всем слоям населения);

. аудиовизуальные средства (радио, телевидение, кино, специальные видеоустановки на ярмарках и выставках, слайд фильмы и др.);

. рекламные щиты, плакаты (различные изобразительные и текстовые послания, помещаемые в местах скопления людей, вдоль шоссейных дорог и т.п.);

. реклама на транспорте.

Заключение

В настоящее время конкурентоспособность является одной из важнейших интегральных характеристик, используемых для анализа экономической ситуации отдельного предприятия. Как правило, её применяют в качестве критерия оценки и эффективности экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Конкурентоспособность предприятия - это интегральная характеристика, представляющая собой степень организации и выполнения торговых функций предприятием сферы услуг, характеризующееся уровнем реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке

Конкурентоспособность товара следует определять с точки зрения, как потребителя, так и производителя. Различие здесь в том, что для потребителя эффект использования потребительских свойств товара должен превышать затраты на его приобретение и эксплуатацию, а для производителя выгоды должны перекрывать затраты, связанные с технологией и организацией производства товара.

Рынок товаров и услуг оказывает мощное влияние на экономику как отдельно взятой страны, так и на мировую экономику в целом, и фигурирующие на нем фирмы-производители - как составляющая рынка, неизменно будут оставаться в центре внимания экономистов. Производимые ими товары (услуги) также имеют немаловажное значение для формирования явных и скрытых течений и тенденций рынка, а предоставление конечному пользователю достоверной информации о них - залог честной конкурентной борьбы фирм, и, как следствие, выживание сильнейших из них, обладающих лучшей стратегией и тактикой, поставляющих лучшие товары по параметрам: качество, цена, сервис.

Управление конкурентоспособностью - стратегическая задача любого предприятия, решение которой возможно на основе проведения глубокого маркетингового исследования конкурентоспособности, а также разработки и внедрения комплексной концепции управления конкурентоспособностью, обладающей: возможностями формирования и корректировки целей и стратегий развития предприятия в соответствии с достигнутым уровнем конкурентоспособности.

Конечная цель любого предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности предприятия, т.е. от того, насколько оно лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других предприятии.

Работа выполнена на материалах открытого акционерного общества «Бобруйский мясокомбинат».

На основе целей в ходе работы были решены следующие задачи:

•        проанализированы теоретические сведенья по заданной проблеме;

•        проанализирована конкурентоспособность предприятия;

•        предложены рекомендации по использованию научных подходов к управлению конкурентоспособностью в организации.

Похожие работы на - Повышение конкурентоспособности предприятия

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!