Планирование финансовых показателей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    820,24 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Планирование финансовых показателей

Введение

Планирование финансовой деятельности предприятия тесно связано с конечными результатами производства, важнейшим из которых в условиях рыночных отношений является общая прибыль, или совокупный доход. Главная задача каждого предприятия в условиях рынка заключается в организации производственно-финансовой деятельности с целью удовлетворения потребностей людей в своей продукции и получения наибольшей прибыли. В свободных экономических отношениях любой субъект рынка может выступать в качестве потребителя и производителя. Производитель стремится реализовать свою продукцию или услугу, а потребитель - удовлетворить свой спрос на необходимый продукт. Развитие новых рыночных отношений требует усиления роли финансов в функционировании производственных предприятий и фирм.

План прибыли и рентабельности может рассматриваться как основной в цепи экономических интересов фирмы в силу значимости показателей прибыли и рентабельности в стимулировании труда, в укреплении конкурентоспособности и стабильности функционирования любого экономического объекта. План прибыли и рентабельности характеризует предполагаемые действия по достижению основной экономической цели предпринимательства. [2]

План прибыли составляется на несколько лет, на год, кварталы. Редко, но также составляется план прибыли на месяц, что позволяет фирме лучше контролировать результаты своей работы.

При разработке стратегии предприятия ориентируются на определенный уровень прибыли, достижение которого планируется как в стратегическом, так и в текущем планах. Планирование прибыли осуществляется на основе изучения факторов роста прибыли. Она зависит как от внешних, так и внутренних факторов, учет их воздействия способствует обоснованному планированию ее величины.

План прибыли и рентабельности взаимосвязан с планами производства, издержек и маркетинга и разрабатывается в совокупности с ними.

Каждое предприятие должно планировать размер прибыли и уровень рентабельности, так как это основные показатели, отражающие эффективность работы предприятия. Анализ данных показателей имеет большое производственное значение. [3]

В условиях постоянно меняющейся окружающей рыночной среды особую актуальность приобретают текущие планы, которые разрабатываются на 1-2 года.

Задачами данной работы являются изучение и расчет основных разделов текущего плана завода ЖБИ, а именно:

§  Расчет плана производства продукции в основных цехах завода

§  Составление плана производства и реализации продукции завода ЖБИ

§  Составление плана материально-технического обеспечения завода ЖБИ

§  Расчет плана по труду

§  Определение среднегодовой мощности завода

В задачи курсовой работы входит также составление прогноза производства и продаж продукции завода ЖБИ на 5 лет и проведение анализа программы безубыточности предприятия. Важной задачей является проведение анализа использования действующих мощностей завода и внесение предложений по более эффективному их использованию.

Таким образом, целью настоящей работы является изучение теоретических основ разработки планов предприятия и применение полученных знаний при разработке основных разделов текущего плана производственного предприятия.

1. Теоретические основы разработки плана прибыли и рентабельности производства

.1 Планирование прибыли

Процессы планирования и распределения прибыли, полученной от реализации произведенной продукции, тесно связаны и осуществляются в ходе текущей финансовой деятельности предприятия. Например, если организация не располагает на начало планируемого периода своими запасами сырья, материалов, полуфабрикатов и других ресурсов, то все закупки и расходы относятся на данный год, квартал или месяц. При этом предполагается, что выпущенные изделия и выполненные работы будут полностью реализованы и оплачены в предстоящий период. В этом случае годовая прибыль от реализации продукции определяется, как разница между объемом продаж и суммой производственных издержек и расходов на сбыт товаров и услуг. К их числу, помимо затрат на закупку сырья и материалов, следует отнести расходы на содержание персонала и транспортные перевозки, суммы амортизационных отчислений и налоговых выплат, а также затраты предприятия, связанные с управлением и финансовыми операциями. [2]

Балансовая, или общая, прибыль предприятия представляет собой сумму всех планируемых доходов и возможных убытков, возникающих в планируемом или отчетном году:

Пб = Пр. + Ппр + Пвр

планирование прибыль безубыточность рентабельность

где Пб - балансовая или общая годовая прибыль;

Пр - прибыль от реализации продукции;

Ппр - прибыль от прочей реализации;

Пвр - прибыль от внереализационной деятельности.

При планировании общей или балансовой прибыли на предстоящий период производственно-финансовой деятельности в ее состав включаются все предусмотренные доходы со знаком «плюс», а также возможные расходы или убытки со знаком «минус».

Определяющая роль прибыли требует правильного ее исчисления. От того, насколько обоснованно определена плановая прибыль, во многом будет зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Различают следующие основные методы прогнозирования и планирования прибыли:

§  использование формулы безубыточности;

§  экономико-статистический;

§  технико-экономический (нормативный), в том числе прямого счета;

§  определение оптимальной целевой прибыли;

§  определение прибыли на вложенный капитал;

§  метод маржинального дохода;

§  экономико-математические методы, в том числе метод оптимизационных моделей.

Современная практика планирования прибыли активно использует возможности формулы безубыточности. Согласно этим формулам прибыль будет определяться следующим образом:

= Q (1 - C - H) - F

Р - прибыль;- объем товарной продукции или товарооборот;- постоянные издержки;- уровень переменных издержек в цене;

Н - размер НДС.

Каждая фирма в условиях рыночной экономики придает большое значение использованию своего капитала: основного и оборотного. Поэтому возрастает значение обоснования прибыли посредством учета прибыли на вложенный капитал:

а) нормы прибыли на капитал;

б) лучшего достигнутого в фирме уровня прибыли на капитал. Следует заметить, что расчет рентабельности капитала ведется на основе балансовой прибыли, а рентабельности производства (продукции, торговли) - на основе прибыли основной деятельности. Поэтому использование прибыли на вложенный капитал в планировании будет определять балансовую прибыль фирмы, которую затем посредством любого из указанных выше методов необходимо определить по видам деятельности, т.е. направлениям ее образования.

Метод планирования прибыли, названный как определение оптимальной целевой прибыли, предусматривает специальные расчеты потребности фирмы в прибыли: во-первых, для уплаты налогов от прибыли; во-вторых, для прочих внефирменных отчислений из прибыли и, в-третьих, для внутрифирменных потребностей в прибыли, в том числе для развития.

Полученная таким образом величина прибыли является исходной для определения необходимого объема деятельности, который позволил бы ее получить. Обоснование объема деятельности от прибыли, возможно, посредством использования формул безубыточности. [3]

Метод маржинального дохода в планировании прибыли, использует расчетные данные о переменных издержках по видам продукции. Разница между предполагаемым маржинальным доходом продукции фирмы и постоянными издержками определяет плановую прибыль:

М = Q - С - НДС, где


М - маржинальный доход;- товарная продукция;

С - переменные издержки;

Н - налог на добавленную стоимость.

В отечественной практике чаще применяются метод прямого счета и аналитический метод.

Метод прямого счета используют, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах с полной ее себестоимостью за вычетом НДС и акцизов:

П = (В х Ц) - (В х С),

где П - плановая прибыль;

В-выпуск товарной продукции в плановом периоде в натуральном выражении;

Ц - цена за единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);

С - полная себестоимость единицы продукции.

Расчету прибыли предшествует определение выпуска сравнимой и несравнимой продукции в планируемом периоде по полной себестоимости и в ценах, а также остатков готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало и конец планируемого периода.

Расчет прибыли методом прямого счета прост и доступен, но он не позволяет выявить влияние отдельных факторов на ее рост, и при большой номенклатуре продукции очень трудоемок.

Аналитический метод планирования прибыли применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также в качестве дополнительного к методу прямого счета в целях проверки и контроля последнего.

Преимущество метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль.

При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из следующих этапов:

§  определение базовой рентабельности, как частного от деления прибыли за отчетный период на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

§  исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного периода и определение прибыли, от реализации товарной продукции исходя из базовой рентабельности;

§  учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение (повышение) себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества, изменение ассортимента, цен.

При этом методе прибыль по несравнимой товарной продукции рассчитывается отдельно. Учитывается также прибыль, которая может быть получена от реализации остатков готовой продукции, находящихся на складах предприятия на начало и конец планируемого периода, и прибыль, воплощенная в товарах, отгруженных на начало и конец периода.

В ряде случаев применяется метод совмещенного расчета прибыли. При его использовании применяются элементы первого и второго методов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого периода и себестоимость отчетного года определяются методом прямого счета, а воздействие на прибыль отдельных факторов с помощью аналитического метода. [6]

При планировании прибыли указываются балансовая (или общая) и чистая (расчетная) прибыль. Величина балансовой прибыли определяется в плане как алгебраическая сумма прибыли и убытков.

Необходимо отметить, что в плане не предусматриваются убытки, связанные с возможными нарушениями плановых заданий (в том числе штрафы, пени, неустойки, списание долгов, убытки по аннулированным заказам и от стихийных бедствий). Они учитываются при определении фактической прибыли.

Балансовая прибыль (Пб) - это результат финансово-хозяйственной деятельности, рассчитывается по балансу доходов и расходов с вычетом убытков.

Чистая прибыль (Пч) представляет собой разность между балансовой прибылью и налогами на прибыль.

При планировании прибыли необходимо рассчитывать ожидаемую выручку от реализации продукции. По действующему законодательству выручка от реализации продукции (работ, услуг) определяется либо по мере ее оплаты (безналичным или наличным расчетом), либо по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю расчетных документов.

В процессе планирования (или составления бизнес-плана) ожидаемая прибыль определяется из расчета плановой выручки и плановой себестоимости продукции, которые, в свою очередь, определяются с учетом прогнозируемого воздействия внешних и внутренних факторов на эти величины в планируемый период.

Плановая величина прибыли не дает полного представления о финансовой устойчивости предприятия, так как отражает лишь количественный аспект доходности. Более полное отражение финансового положения фирмы в процессе планирования можно представить в виде финансовых пропорций и соотношений, отражающих качественный аспект деятельности предприятия.

К таким характеристикам относится, прежде всего, рентабельность предприятия. [1]

1.2 Планирование рентабельности

Рентабельность производства служит одним из важнейших показателей эффективности конечной деятельности предприятий и фирм, а также конкурентоспособности и доходности производства товаров и услуг. Сравнение эффективности финансовой деятельности предприятий разных масштабов, производственного назначения и форм собственности проводится обычно не в абсолютных, а в относительных показателях. Для экономической оценки конечных результатов деятельности отечественных и зарубежных производственных предприятий широко используются различные показатели рентабельности. Они характеризуют степень прибыльности предприятия, уровень его доходности, или соотношение доходов на единицу расходов. [4]

Показатель рентабельности представляет собой в общем виде отношение суммы прибыли к затратам на ее получение. На российских предприятиях рентабельность принято выражать в двух показателях: отдельных изделий и всего производства. Рентабельность изделий определяется в процентах как отношение совокупной прибыли, полученной от производства или реализации соответствующей продукции, к общим издержкам на ее выпуск и продажу. В реальных производственных условиях, например, рентабельность различных видов продукции может быть рассчитана по формуле:

Ри = (Ци - Си)/ Си * 100%, где

Ри - рентабельность изделия;

Ци - рыночная цена изделия;

Си - полная себестоимость изделия.

Рентабельность производства является относительным показателем эффективности использования основных фондов и оборотных средств предприятия. Она показывает степень общей прибыльности на 1 рубль затрат всех производственных ресурсов. Общая рентабельность производства определяется по следующей формуле:

Ро = П / (Фо + Ос) *100%, где

Ро - общая рентабельность производства;

П - совокупная прибыль предприятия;

Фо - среднегодовая стоимость основных производственных фондов предприятия;

Ос - среднегодовой норматив оборотных средств предприятия.

Показатель рентабельности производства более объективно отражает общий уровень эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия, чем рентабельность отдельных видов продукции, товаров и услуг. Рентабельность производства подразделяется на два вида: общая рентабельность, которая находится отношением балансовой прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств, и расчетная, определяемая соотношением чистой прибыли предприятия к этим затратам.

В рыночных отношениях значительно расширяется применение показателей рентабельности для оценки различных сфер деятельности предприятий и фирм.

В качестве основных показателей рентабельности в современных рыночных условиях на отечественных и зарубежных предприятиях могут быть использованы следующие коэффициенты.

Рентабельность товарооборота или продаж, характеризующая отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и сбыт. Для расчета рентабельности продаж в числителе может быть величина общей или чистой прибыли от реализации товаров и услуг, а в знаменателе производственные издержки или себестоимость реализованной продукции:

Рт = Пр / Срп *100, где

Рт - рентабельность товарооборота;

Пр - общая прибыль от реализованной продукции;

Срп - производственная себестоимость реализованной продукции.

Применение показателя рентабельности продаж в процессе внутрифирменного планирования служит своего рода индикатором ценообразования на новые товары и услуги. [2]

Рентабельность собственных средств или капитала, определяющая соотношение чистой прибыли компании и акционерного капитала с резервами. Этот показатель выступает для всех акционеров и высшего руководства одним из главных критериев эффективности компании. Высокий коэффициент чистой рентабельности является важным стимулом для привлечения новых акционеров и расширения деятельности фирм и компаний. Рентабельность капитала можно представить формулой:

Рк = Пч / К * 100%, где

Рк - рентабельность собственного капитала;

Пч - чистая прибыль от продажи продукции;

К - стоимость собственного капитала.

Рентабельность основных производственных фондов, отражающая отношение общей прибыли предприятия к среднегодовой стоимости основного капитала. Этот показатель служит для сопоставления эффективности использования основного капитала или производственных фондов в отдельных корпорациях и отраслях промышленности. При определении рентабельности основного капитала предприятия можно использовать соотношение общей или чистой прибыли к стоимости производственных фондов с учетом затрат по долгосрочной задолженности, поскольку данный показатель находится по отношению ко всем основным фондам. В общем случае рентабельность основных фондов предприятия можно выразить формулой:

Рф = Пб / Фо * 100%, где

Рф - рентабельность основных производственных фондов;

Пб - балансовая прибыль предприятия;

Фо - среднегодовая стоимость основных фондов.

Все приведенные финансовые показатели, как видно, тесно связаны между собой коэффициентами соотношений «прибыль - затраты». Это означает, что улучшение финансового состояния каждого предприятия в современных рыночных условиях возможно лишь на основе совершенствования как стратегического, так и текущего планирования прибыли и рентабельности, непрерывного повышения результатов и сокращения затрат, постоянного роста доходов и снижения расходов, а также рационального использования других производственно-хозяйственных, организационно-управленческих и инвестиционно-финансовых факторов и ресурсов. [3]


2. Расчёт плана продаж производства и реализации продукции завода ЖБИ

 

Расчёт производится на основе следующих исходных данных.


Таблица 1

Изделие

Кол-во изделий, шт.

Цена за 1 шт. без НДС, руб. (Ц)

Условно-переменные затраты, руб. (СПИ)

Условно-постоянные затраты, тыс. руб. (ПОИ)


план

факт




Ф

1500

1510

4150

1946

1871

К

975

1000

2120

1255

609

А

1500

1570

1530

1170

253


Таблица 2

№ вар.

Ед. изм.

Исходные данные

Мощность входная

Мощность вводимая

Месяц, с которого вводится мощность

Мощность выбываемая

Месяц, с которого выбывает мощность

15

тыс. шт.

6

0,1

4

1,5

3


СПИ - условно переменные затраты на единицу продукции,

ПОИ - суммарные условно постоянные издержки.

ПОИ не изменяются в течение определенного промежутка времени на планируемый объем продукции, не взирая на изменение объема, но на единицу продукции каждого вида они изменяются.

 



Таблица 3. Удельная норма расхода ресурсов

Изделие

Оптовые цены

Трудоемкость изготовления, (чел.-час.) и разряд работ

Нормы расхода ресурсов на 1 изделие


Сравниваемые на 01.01.2000 г., руб.

Действующие (без НДС), руб.


Цемент, кг

Песок фракционированный, м3

Щебень известняковый (или гранитный), м3

Металл, кг

Вода, м3

Электроэнергия, КВт-час

Пар технологический, Гкал

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Ф

4050

4150

9; V

515

0,4

0,79

116

0,175

67

2,2

К

2000

2120

1,4; IV

310

0,54

0,77

334

0,2

32

1,25

А

1500

1530

0,61; III

250

0,54

0,77

49

0,2

17

0,4


2.1 Расчёт плана продаж и программы безубыточности

Составление плана реализации продукции по годам

Таблица 4. План продаж по годам

Годы

Изделие Ф

Изделие К

Изделие А


Цена за 1 продукт (за 1 шт.), руб.

ОР, шт.

ВР, тыс. руб.

Цена за 1 продукт (за 1 шт.), руб.

ОР, шт.

ВР, тыс. руб.

Цена за 1 продукт (за 1 шт.), руб.

ОР, шт.

ВР, тыс. руб.

1

4150

1500

6225

2120

975

2067

1530

1500

2295

2

4565

1620

7395,3

2332

1053

2455,6

1683

1620

2726,46

3

5021,5

1749,6

8785,62

2565,2

1137,24

2917,25

1851,3

1749,6

3239,03

4

5523,65

1889,6

10437,32

2821,72

1228,22

3465,69

2036,43

1889,57

3847,98

5

6076,02

2040,7

12399,52

3103,89

1326,48

4117,25

2240,07

2040,73

4571,38


ОР - объем реализации в натуральных показателях;

ВР - выручка (тыс. руб.)

Примечание 1

Цена за единицу продукции берется из исходных данных по табл. 1. В последующие годы учитываются темпы инфляции в размере 10% от цены предыдущего года.

Объем реализации в натуральных показателях берется из табл. 1 (плановое значение), в последующие годы объем реализации увеличивается ежегодно на 8% от величины предыдущего года.

Выручка от реализации (в тыс. руб.) определяется как приведение цены на единицу продукции каждого года (Ц) на объем реализации (ОР) соответствующего года.

Изделие Ф:

Ц1 = 4150 руб. Ц2 = 4150 руб. * 1,1 = 4565 руб. Ц3 = 4565 руб. * 1,1= 5021,5 руб. Ц4= 5021,5 руб. * 1,1= 5523,65 руб. Ц5= 5523,65 руб. * 1,1= 6076,02 руб.

ОР1 = 1500 шт. ОР2 = 1500*1,08=1620 шт. ОР3 = 1620*1,08=1750 шт. ОР4 = 1750*1,08=1890 шт. ОР5 = 1890*1,08=2041 шт.


ВР1 = 4150 руб.*1500 шт. = 6225 тыс. руб.

ВР2 = 4565 руб.*1620 шт. = 7395,3 тыс. руб.

ВР3 = 5021,5 руб. *1750 шт. = 8785,62 тыс. руб.

ВР4 = 5523,65 руб.*1890 шт. = 10437,32 тыс. руб.

ВР5 = 6076,02 руб.*2041 шт. = 12399,52 тыс. руб.

Изделие К:

Ц1 = 2120 руб. Ц2 = 3056,20 руб. *1,1= 2332 руб. Ц3 = 3270,13 руб. *1,1= 2565,2 руб. Ц4 = 3499,04 руб. *1,1= 2821,72 руб. Ц5 = 3743,98 руб. *1,1= 3103,89 руб.

ОР1 = 975 шт. ОР2 =700*1,08= 1053 шт. ОР3 =735*1,08= 1137 шт. ОР4 =772*1,08= 1228 шт. ОР5 =810*1,08= 1326 шт.


ВР1 = 2120 руб.*975 шт. = 2067 тыс. руб.

ВР2 = 2332 руб.*1053 шт. = 2455,6 тыс. руб.

ВР3 = 2565,2 руб.*1137 шт. = 2917,25 тыс. руб.

ВР4 = 2821,72 руб.*1228 шт. = 3465,69 тыс. руб.

ВР5 = 3103,89 руб.*1326 шт. = 4117,25 тыс. руб.

Изделие А:

Ц1 = 1530 руб. Ц2 =2631,40 руб. *1,1= 1683 руб. Ц3 =2815,60 руб. *1,1= 1851,3 руб. Ц4 =3012,69 руб. *1,1= 2036,43 руб. Ц5 =3223,58 руб. *1,1= 2240,07 руб.

ОР1 = 1500 шт. ОР2 =1200*1,08= 1620 шт. ОР3 =1260*1,08= 1750 шт. ОР4 =1323*1,08= 1890 шт. ОР5 =1389*1,08= 2041 шт


ВР1 = 1530 руб.*1500 шт. = 2295 тыс. руб.

ВР2 = 1683 руб.*1620 шт. = 2726,46 тыс. руб.

ВР3 = 1851,3 руб.*1750 шт. = 3239,03 тыс. руб.

ВР4 = 2036,43 руб.*1890 шт. = 3847,98 тыс. руб.

ВР5 = 2240,07 руб.*2041 шт. = 4571,38 тыс. руб.

Проведённые расчёты показывают, что объём производства в натуральном выражении увеличился: для изделия Ф - на 541 шт., изделия К - на 351 шт., изделия А - на 541 шт. Также, учитывая и рост цен, который составил для изделия Ф - 1926,02 руб., для изделия К - 983,89 руб., для изделия А - 710,07 руб., и увеличение объема реализации с годами, наблюдается ежегодный рост выручки от реализации изделий, который составляет соответственно 6174,52 тыс. руб., -6174,52 тыс. руб. и 2276,38 тыс. руб. соответственно.

Теперь следует сделать расчет переменных издержек, который приведен в табл. 5.

СПИ - это средние условно переменные издержки на единицу продукции (руб.), которые включают в себя следующие пункты:

стоимость материалов, энергии, топлива всех видов;

основную заработную плату;

дополнительную заработную плату;

отчисления на социальное страхование производственных рабочих;

ПИ - переменные издержки, тыс. руб. Они изменяются в зависимости от изменения объема продукции на плановый объем, но на одну единицу продукции они остаются неизменными.

ПИi = СПИi * ОРi

Изделие Ф: ПИ1 = 1,946 тыс. руб.*1500 шт. = 2919 тыс. руб. ПИ2 =2,043 тыс. руб.*1620 шт. = 3310,15 тыс. руб. ПИ3 = 2,145 тыс. руб.*1750 шт. = 3753,71 тыс. руб. ПИ4= 2,253 тыс. руб.*1890 шт. = 4256,71 тыс. руб. ПИ5= 2,365 тыс. руб.*2041 шт. = 4827,1 тыс. руб.

Изделие К: ПИ1 = 1,255 тыс. руб.*975 шт. = 1223,63 тыс. руб. ПИ2 = 1,318 тыс. руб.*1053 шт. = 1387,59 тыс. руб. ПИ3 = 1,384 тыс. руб.*1137 шт. = 1573,53 тыс. руб. ПИ4 = 1,453 тыс. руб.*1228 шт. = 1784,38 тыс. руб. ПИ5 = 1,525 тыс. руб.*1326 шт. = 2023,49 тыс. руб.

Изделие А: ПИ1 = 1,17 тыс. руб.*1500 шт. = 1755 тыс. руб. ПИ2 = 1,229 тыс. руб.*1620 шт. = 1990,17 тыс. руб. ПИ3 = 1,290 тыс. руб.*1750 шт. = 2256,86 тыс. руб. ПИ4 = 1,354 тыс. руб.*1890 шт. = 2559,27 тыс. руб. ПИ5 = 1,422 тыс. руб.*2041 шт. = 2902,2 тыс. руб.


Таблица 5. Прогноз переменных издержек

Годы

Изделие Ф

Изделие К

Изделие А


СПИ, руб.

ПИ, тыс. руб.

СПИ, руб.

ПИ, тыс. руб.

СПИ, руб.

ПИ, тыс. руб.

1

1946

2919

1255

1223,63

1170

1755

2

2043,3

3310,15

1317,75

1387,59

1228,5

1990,17

3

2145,47

3753,71

1383,64

1573,53

1289,93

2256,86

4

4256,71

1452,82

1784,38

1354,42

2559,27

5

2365,38

4827,1

1525,46

2023,49

1422,14

2902,2


СПИ по первому году берутся из таблицы, в последующие периоды предусматривается рост затрат на 5% от величины предыдущего периода. Увеличение СПИ для изделия Ф составило 419,38 руб., для изделия К - 270,46 руб. и для изделия А - 252,14 руб. Что касается ПИ, то тут также по каждому изделию наблюдается увеличение, что обусловлено ежегодным увеличением объема производства (табл. 4), увеличение ПИ для изделия Ф составило 1908,1 тыс. руб., для изделия К - 799,86 тыс. руб. и для изделия А - 1147,2 тыс. руб.

Программа самоокупаемости (безубыточности) продукции

Программа самоокупаемости - это минимальный объем продукции, который необходимо изготовить и продать, чтобы покрыть все издержки (затраты = выручка).

Рассчитаем программу самоокупаемости с 1-го по5-й годы по каждому виду изделия по следующей формуле:


,

где ПОИ - суммарные условно постоянные издержки;

Цед - цена за единицу изделия;

СПИ - условно переменные затраты на единицу продукции.

Также рассчитаем себестоимость изготовления продукции по формуле:

С/с = ПОИ + СПИ,

где с/с - себестоимость.

Необходимо рассчитать запас финансовой прочности:

З.Ф.П. = ОР - Vб

 

Изделие Ф:

1-ый год:

С/с = 1871 тыс. руб. + 2919 тыс. руб. = 4790 тыс. руб.

З.Ф.П. = 1500 - 849 = 651 шт.

-й год:

С/с = 1871 тыс. руб. + 3310,15 тыс. руб. = 5181,15 тыс. руб.

З.Ф.П. = 1620 - 742 = 848 шт.

-й год:

С/с = 1871 тыс. руб. + 3753,71 тыс. руб. = 5624,71 тыс. руб.

З.Ф.П. = 1750 - 651 = 1099 шт.

-й год:

С/с = 1871 тыс. руб. + 4256,71 тыс. руб. = 6127,71 тыс. руб.

З.Ф.П. = 1890 - 572 = 1318 шт.

-ый год:

С/с = 1871 тыс. руб. + 4827,1 тыс. руб. = 6698,1 тыс. руб.

З.Ф.П. = 2041 - 504 = 1537 шт.

Рисунок 1. График самоокупаемости (безубыточности) изделия Ф

Из графика программы самоокупаемости видно, что для изделия Ф выручка на 5-ом году по сравнению с 1-ым увеличивается на 6174,52 тыс. руб., что свидетельствует об увеличении прибыли почти в 2 раза на пятом году по сравнению с 1 годом. Суммарные переменные издержки - на 419,38 тыс. руб., а программа самоокупаемости изменяется с 849 изделий на 1-ом году до 504 изделий на 5-ом.

Изделие К:

-ый год:

С/с = 609 тыс. руб. + 1223,65 тыс. руб. = 1832,63 тыс. руб.

З.Ф.П. = 975 - 704 = 271 шт.

-й год:

С/с = 609 тыс. руб. + 1387,59 тыс. руб. = 1996,59 тыс. руб.

З.Ф.П. = 1053 - 600 = 453 шт.

-й год:

С/с = 609 тыс. руб. + 1573,53 тыс. руб. = 2182,53 тыс. руб.

З.Ф.П. = 1137 - 515 = 622 шт.

-й год:

С/с = 609 тыс. руб. + 1784,38 тыс. руб. = 2393,38 тыс. руб.

З.Ф.П. = 1228 - 445 = 783 шт.

-ый год:

С/с = 609 тыс. руб. + 2023,49 тыс. руб. = 2632,49 тыс. руб.

З.Ф.П. = 1326 - 386 = 940 шт.

Рисунок 2. График самоокупаемости (безубыточности) изделия К

 

Из графика программы самоокупаемости видно, что для изделия К выручка на 5-ом году по сравнению с 1-ым увеличивается на 6174,52 тыс. руб., суммарные переменные издержки - на 270,46 тыс. руб., а программа самоокупаемости изменяется с 704 изделий на 1-ом году до 386 изделий на 5-ом.

Изделие А:

-ый год:

С/с = 253 тыс. руб. + 1755 тыс. руб. = 2008 тыс. руб.

З.Ф.П. = 1500 -703 = 797 шт.

-й год:

С/с = 253 тыс. руб. + 1990,17 тыс. руб. = 2243,17 тыс. руб.

З.Ф.П. = 1620 - 557 = 1063 шт.

-й год:

С/с = 253 тыс. руб. + 2256,86 тыс. руб. = 2509,86 тыс. руб.

З.Ф.П. = 1750 - 451 = 1299 шт.

-й год:

С/с = 253 тыс. руб. + 2559,27 тыс. руб. = 2812,27 тыс. руб.

З.Ф.П. = 1890 - 371 = 1519 шт.

-ый год:

С/с = 253 тыс. руб. + 2902,2 тыс. руб. = 3155,2 тыс. руб.

З.Ф.П. = 2041 - 309 = 1732 шт.



Рисунок 3. График самоокупаемости (безубыточности) изделия А

 

Из графика программы самоокупаемости видно, что для изделия А выручка на 5-ом году по сравнению с 1-ым увеличивается на 2276,38 тыс. руб., суммарные переменные издержки - на 252,14 тыс. руб., а программа самоокупаемости изменяется с 703 изделий на 1-ом году до 309 изделий на 5-ом.

.2 Определение среднегодовой мощности предприятия

Для расчёта плана производства и реализации продукции необходимо определить среднегодовую мощность завода. Её можно рассчитать по следующей формуле:


t для Мвводим - время работы мощности в течение года, без учета месяца ввода.

t для Мвыбыв - месяц выбытия мощности.

Из расчётов видно, что мощность имеющегося в наличии у завода оборудования позволяет ему выпускать 5025 изделий в год по всем трём видам изделий.

Анализ использования среднегодовой мощности предприятия

Анализ использования среднегодовой мощности предприятия проводится с помощью коэффициента резерва мощности, который рассчитывается по следующей формуле:

,

где Мср.год - среднегодовая мощность завода;

åПг - суммарная производственная программа по трём видам изделий.

Данный коэффициент показывает, есть ли избыток (резерв) или недостаток мощности. Если значение коэффициента положительно (Мср.год. > ∑Пг) - то есть наблюдается избыток мощности предприятия и следует задуматься над реализацией резервных мощностей, если значение отрицательно (Мср.год. < ∑Пг) - это означает нехватку мощностей предприятия. Рассчитанный коэффициент резерва мощности равен 20,9%.

Недостаточно мощности для произведения планового объёма. Сокращаем объём реализации изделия А на 250 шт.

Кр = (5,025 т.р. - 3,725 т.р) / 5,025 т.р. = 1,300 т.р./5,025 т.р. * 100% = 25,9%

Вследствие этого Кр увеличился на 5% и стал = 25,9% - нормальный коэффициент резерва.

2.3 Составление плана производства продукции в основных цехах завода (в натуральных показателях)

 

Таблица 8. Расчёт плана производства продукции в основных цехах завода ЖБИ

Наименование продукции

Ед. изм.

Кол-во плановой продукции с учётом Кр, шт.

Норма расходов, включая плановые отходы, на 1 шт.

План производства в основных цехах




Бетонной смеси, м3 (табл. 7)

Арматурной стали, кг (табл. 7)

БСЦ, тыс. м3

Арматурный цех (АЦ), т

Формовочный цех, шт. (табл. 1)

1

2

3

4

5

6

7

8

Ф

шт.

1500

4,58

116

6,87

174

1500

К

шт.

975

1,71

334

1,67

325,65

975

А

шт.

1250

0,75

49

0,94

61,25

1250


План производства в БСЦ = Кол-во плановой продукции * Норма расхода бетонной смеси (Гр. 3*Гр. 4)

План производства в арматурном цехе = Кол-во плановой продукции * Норма расхода арматурной стали (Гр. 3*Гр. 5)

План производства формовочного цеха - данные из графы 3.

Ф

К

А

БСЦ=1500 шт.*4,58м3/1000=6,87 тыс. м3

БСЦ=975 шт.*1,71м3/1000=1,67 тыс. м3

БСЦ=1250 шт.*0,75м3/1000=0,94 тыс. м3

АЦ=1500 шт.*116м3/1000=174 т.

АЦ=975 шт.*334м3/1000=325,65 т.

АЦ=1250 шт.*49м3/1000=61,25 т.

 

Расчёт плана производства продукции в основных цехах завода ЖБИ показал, что для выполнения производственной программы потребуется - для изделия Ф: бетона - 6870 м3, арматуры - 174 т; для изделия К: бетона - 1670 м3, арматуры - 325,65 т; для изделия А: бетона - 940 м3, арматуры - 61,25 т.


2.4 Составление плана производства и реализации продукции завода ЖБИ

 

Таблица 9. План производства и реализации продукции завода ЖБИ на 2012 год        

Наименование продукции

Ед. измерения

Количество продукции, шт.

Оптовая цена за 1 единицу продукции, руб.

Валовая продукция в сравниваемых ценах, т. руб.

Товарная продукция по плану в действующих ценах, тыс. руб. (Ст) (п. 3 * п. 6)

Стоимость реализованной продукции в действующих ценах, тыс. руб. (по плану) (Ср) (Сртн.н-Сн.к)

Процент изменения объема продукции, % q=(Срвал ф*100%)

Резерв мощности Кр, %



По плану

Факт-ки за предыдущий год

Сравниваемая цена (на 2000 г.)

Действующая (текущая)

по плану (п. 3 * п. 5)

факт. за пред. год (п. 4 * п. 5)

Ф

шт.

1500

1500

4050

4150

6075

6075

6225

6287,25

103,5

25,9

К

шт.

975

975

2000

2120

1950

1950

2067

2087,67

107,06

25,9

А

шт.

1250

1500

1500

1530

1875

2250

1912,5

1931,62

85,8

25,9

Итого:

3725

3975



9900

10275

10204,5




Примечание: Сн.н. - стоимость остатков на начало года = 4% Ст Сн.к. - стоимость остатков на конец года = 3% Ст Впл, Вотч - валовая продукция в сравнимых ценах по плану и факту соответственно

Изделие Ф: Ср = 6225 тыс. руб. + 249 т.р. - 186,75 тыс. руб. = 6287,25 тыс. руб. Изделие К: Ср = 2067 тыс. руб. + 82,68 т.р. - 62,01 т.р. = 2087,67 тыс. руб. Изделие А: Ср = 1912,5 тыс. руб. + 76,5 - 57,38 т.р. = 1931,62 тыс. руб.





План производства и реализации продукции завода ЖБИ на 2012 год по всем трем изделиям составляет 3725 шт. - по плану, при этом валовая продукция по плану - 9900 тыс. рублей; товарная продукция по плану составила 10204,5 тыс. рублей. Коэффициент q сравнивается со 100%. Если q > 100%, то идёт превышение плановых плановой реализованной продукции над фактической (это перспективное развитие). Если q < 100% - нерациональная деятельность, показатели отстают от прошлогодних. Цены фактические были наиболее оптимальны, чем действующие, так как дали бы нам нужный объём производства. По изделиям Ф и К q превышает 100% (на 3,5% и на 7,06%), а по изделию А коэффициент q составляет 85,9% - нерациональная деятельность.

3. Составление плана материально-технического обеспечения завода ЖБИ

 

Таблица 7. План материально-технического обеспечения (план МТС)

№ п/п

Наименование материалов



Потребность в ресурсах на 2012 год



Единица измерения

Цена материала за ед., руб.

На гоовую производственную программу, тыс. руб. (гр. 4*Куд(табл. 7)*План. программу)

На изготовление технической оснастки, тыс. руб. (3% отSгр. 5)

На ремонтно-эксплуатационные нужды, тыс. руб. (5% отSгр. 5)

На внедрение новой техники, тыс. руб. (8% отSгр. 5)

Итого на производственно-эксплуатационные нужды, тыс. руб. (Sгр. 5,6,7,8)

На капитальное строительство, тыс. руб.(7% отSгр. 9)

На переходящий остаток на конец планового года, тыс. руб. (10% отSгр. 5)

Общая потребность в денежном выражении (Sгр. 9,10,11)

Изделие Ф

1

Цемент

т

5000

2575








2

Металл

т

30000

3480








3

Щебень

м3

600

474








4

Песок

м3

260

104








5

Вода

м3

14

2,45








6

Электроэнергия

КВат-час

4,8

321,6








7

Тепловая энергия (пар)

Гкал

460

1012









Итого



7969,05

239,07

398,45

637,52

9244,09

647,09

796,91

10688,09

Изделие К

1

Цемент

т

5000

1550








2

Металл

т

30000

10020








3

Щебень

м3

600

462








4

Песок

м3

260

140,4








5

Вода

м3

14

2,8








6

Электроэнергия

КВат-час

4,8

153,6








7

Тепловая энергия (пар)

Гкал

460

575









Итого



12903,8

387,1

645,19

1032,3

14968,4

1047,8

1290,4

17306,6

Изделие А

1

Цемент

т

5000

1250








2

Металл

т

30000

1470








3

Щебень

м3

600

282








4

Песок

м3

260

140,4








5

Вода

м3

14

2,8








6

Электроэнергия

4,8

81,6








7

Тепловая энергия (пар)

Гкал

460

184









Итого



3410,8

102,3

170,54

272,86

3956,5

276,96

341,1

4574,56





24283,65

728,47

1214,18

1942,68

28168,99

1971,85

2428,41

32569,25


Потребность в ресурсах на годовую производственную программу для изделия Ф:

Цемент = 5000 руб.*0,515т*1500 шт./1000 = 2575 тыс. руб.

Металл = 30000 руб.*0,116т*1500 шт./1000 = 3480 тыс. руб.

Щебень = 600 руб.*0,79м3*1500 шт./1000 = 474 тыс. руб.

Песок = 260 руб.*0,4м3*1500 шт./1000 = 104 тыс. руб.

Вода = 14 руб.*0,175м3*1500 шт./1000 = 2,45 тыс. руб.

Электроэнергия = 4,8 руб.*67кВт ч*1500 шт./1000 = 321,6 тыс. руб.

Тепловая энергия (пар) = 460 руб.*2,2Гкал*1500 шт./1000 = 1012 тыс. руб.

Потребность в ресурсах на годовую производственную программу для изделия К:

Цемент = 5000 руб.*0,31т*975 шт./1000 = 1550 тыс. руб.

Металл = 30000 руб.*0,334т*975 шт./1000 = 10020 тыс. руб.

Щебень = 600 руб.*0,77м3*975 шт./1000 = 462 тыс. руб.

Песок = 260 руб.*0,54м3*975 шт./1000 = 104,4 тыс. руб.

Вода = 14 руб.*0,2м3*975 шт./1000 = 2,8 тыс. руб.

Электроэнергия = 4,8 руб.*32кВт ч*975 шт./1000 = 153,6 тыс. руб.

Тепловая энергия (пар) = 460 руб.*1,25Гкал*975 шт./1000 = 575 тыс. руб.

Потребность в ресурсах на годовую производственную программу для изделия А:

Цемент = 5000 руб.*0,25т*1250 шт./1000 = 1250 тыс. руб.

Металл = 30000 руб.*0,049т*1250 шт./1000 = 1470 тыс. руб.

Щебень = 600 руб.*0,47м3*1250 шт./1000 = 282 тыс. руб.

Песок = 260 руб.*0,54м3*1250 шт./1000 = 140,4 тыс. руб.

Вода = 14 руб.*0,2м3*1250 шт./1000 = 2,8 тыс. руб.

Электроэнергия = 4,8 руб.*17кВт ч*1250 шт./1000 = 81,6 тыс. руб.

Тепловая энергия (пар) = 460 руб.*0,4Гкал*1250 шт./1000 = 184 тыс. руб.

4. Расчёт плана по труду

.1 Определение плановой трудоёмкости производства продукции

Таблица 8. Плановая трудоёмкость изготовления продукции

№ п/п

Наименование изделий

Производственная программа шт./год

Норматив на единицу продукции

Плановая трудоемкость изготовления годового объема изделий, чел. - час (гр. 3 * гр. 4)




Трудоемкость, чел. - час

Разряд работы


1

2

3

4

5

6

1

Ф

1500

9

V

13500

2

К

975

1,4

IV

1365

3

А

1250

0,61

III

762,5


Трудоёмкость - затраты труда в единицу рабочего времени, необходимые для производства 1 единицы продукции при определённых организационно-экономических условиях производства.

Расчёт баланса рабочего времени 1-го среднесписочного рабочего


Показатели

Значение показателя при 5-дневной рабочей неделе по плану

1

Календарные дни в году

365

2

Выходные и праздничные дни в году, всего: - праздничные - выходные

111 13 104 (6 рабочих суббот)

3

Число рабочих дней в году

254

4

Невыходы на работу: - очередные отпуска - отпуск с разрешения администратора - выполнение государственных обязанностей

 24 1 1

5

Среднее число рабочих дней в году

228

6

Средняя продолжительность рабочей смены (ч.)

8

7

Среднее число часов работы 1-го рабочего за год (полезный фонд рабочего времени)

1824


4.2 Расчёт среднесписочной численности производственных работников предприятия

Для основных производственных рабочих

Ч ср.спис. = Тр пл/ Б*Нвыр

Тр пл - трудоёмкость по плану за год суммарно по 3-м изделиям.

Б - баланс рабочего времени 1-го среднесписочного работника, часы за год.

Нвыр - принятый по плану процент перевыполнения норм выработки в долях единиц, от 1 до 5%.

Ч ср.спис. = 15627,5 / 1824*0,03 = 286 человек.

Численность вспомогательных рабочих завода:

% от Ч ср.спис. = 58 человек.

Численность обслуживающих рабочих завода:

% от Ч ср.спис. = 29 человек.

Определение общей численности рабочих завода:

Численность основных + вспомогательных + обслуживающих = 373 человека.

Для расчёта численности административно-управленческого персонала принимаются нормы 1:10 - 37 управленцев.

Расчёт суммарной численности всех работников завода:

чел. + 373 чел. = 410 человек.

.3 Определение выработки работников предприятия

Производительность труда - отношение V производимой продукции, выполненных работ или оказанных услуг в натуральных или стоимостных единицах измерения к среднесписочной численности работников.

В нашем случае выработка определяется как отношение валовой (товарной) продукции, взятой по плану либо фактически к среднесписочной численности рабочих или работников.

В пл = Ст пл / Чсп рабочих

В пл = Ст пл / Чсп работников

В ф = Свал ф / Чсп рабочих

В ф = Свал ф / Чсп работников

С т, вал - значение стоимости валовой или товарной продукции, взятой для 3-х изделий.

В пл = 10204,5 / 286 чел. = 35,7 т.р. на 1 чел. в год

В пл = 10204,5 / 410 чел. = 24,9 т.р. на 1 чел. в год

В ф = 10275 / 286 чел. = 35,9 т.р. на 1 чел. в год

В ф = 10275 / 410 чел. = 25,1 т.р. на 1 чел. в год

Для эффективной деятельности предприятия плановые показатели выработки должны превышать фактические показатели, достигнутые в предыдущем периоде. В данном случае наблюдается негативная ситуация - недовыполнение плана. Это связано с тем, что стоимость товарной продукции фактическая, взятая по 3-м изделиям, превышает плановую стоимость при неизменном количестве основных производственных рабочих.

.4 Расчёт темпов снижения выработки на 1-го производственного рабочего

Тр в = Впланфакт*100%


Тр в = 35,7 / 35,9 * 100% = 99,4%

Тпр в = Тр в - 100% = 99,44% - 100% = - 0,56%

Работники:

Тр в = 24,9 / 25,1 * 100% = 99,2%

Тпр в = Тр в - 100% = 99,2% - 100% = - 0,8%

Таким образом, наблюдается незначительное снижение показателей выработки как на 1-го рабочего, так и на 1-го работника. Необходимо увеличить плановую стоимость товарной продукции путём увеличения действующей оптовой цены за единицу продукции. Увеличить количество продукции по плану не будет целесообразным, поскольку не хватит мощности для производства большего объёма.

Выводы и предложения

В современных рыночных условиях практически вся система хозяйственного управления и регулирования производства основана на применении планирования, заключающегося в разработке и корректировке плана, включающих предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности предприятия на ближайшую и отдалённую перспективу.

В данной курсовой работе приведён пример расчёта части текущего плана завода ЖБИ.

В первом разделе приведены теоретические основы разработки планов на предприятии.

Во втором разделе работы проведён прогноз производства по видам продукции, посчитана программа безубыточности и определена среднегодовая мощность предприятия.

Прогноз производства показал: по изделию Ф: объём выпуска продукции за анализируемый период увеличится с 1500 до 2041 изделий в год, возрастёт величина переменных издержек с 2919 до 4827,1 тыс. руб. на весь объем производства, соответственно возрастёт цена продукции с 4150 руб. в 1-ом году до 6076,02 руб. в 5-ом; по изделию К: объём выпуска продукции за анализируемый период увеличится с 975 до 1326 изделий в год, возрастёт величина переменных издержек с 1223,63 тыс. руб. до 2023,49 тыс. руб. на весь выпуск, соответственно возрастёт цена продукции с 2120 руб. в 1-ом году до 3103,89 руб. в 5-ом; по изделию А: объём выпуска продукции за анализируемый период увеличится с 1500 до 2040,73 изделий в год, возрастёт величина переменных издержек с 1755 до 2902,2 тыс. руб. на весь выпуск производства, соответственно возрастёт цена продукции с 1530 руб. в 1-ом году до 2240,07 руб. в 5-ом.

В работе были просчитаны программы безубыточности (математическим и графическим методами) для каждого вида изделий на пятилетний период, в результате чего были определены убыточная и рентабельная зоны производства, а также точка безубыточности, которая определяет оптимальный объем производства при условии точного покрытия затрат и отсутствия прибыли. Таким образом, лучшим вариантом является наименьшее значение программы безубыточности, так как в связи с этим возрастает возможность работать безубыточно.

Анализируя программу самоокупаемости, можно заметить тенденцию снижения величины объёма производства, необходимого для самоокупаемости продукции: по изделию Ф - на 345 шт.; по изделию К - 318 шт.; по изделию А - на 394 шт.

Если сравнивать значения безубыточного объема по трем видам изделия за пятилетний период, то наиболее эффективным является значение точки безубыточности для изделия «А» в 5-ом году, когда выручка от реализации продукции составляет 4571,38 тыс. руб., при соответствующем значении себестоимости 3155,2 тыс. руб. Объем реализации является минимальным по отношению к другим изделиям (504 и 386 шт.) и составляет 309 шт.

Расчёт среднегодовой мощности завода и анализ её использования показали, что у предприятия недостаточно мощности для производства запланированного объема продукции. В результате сокращения объёма производства коэффициент резерва Кр стал равен 25,9%, что является достаточным для произведения планового объёма.

В третьем разделе рассмотрено составление плана материально-технического обеспечения завода ЖБИ. Согласно проведённым расчётам, общая потребность в денежном выражении составит 32569,25 тыс. рублей.

В четвертом разделе курсовой работы представлен расчёт плана по труду. Исходя из этого плана, для изготовления продукции на заводе ЖБИ потребуется 410 человек, из которых:

-        производственных рабочих 286 человек;

-        обслуживающих и вспомогательных рабочих 87 человек;

-        управленческий персонал 37 человек.

Выработка, приходящаяся на одного среднесписочного рабочего, составит: в плановом году в стоимостном выражении - 35,7 тыс. руб./чел. в год; за предыдущий период в стоимостном выражении - 35,9 шт./чел. в год. в год. Таким образом, наблюдается сокращение выработки на 1-го производственного рабочего на 0,56%. Это обусловлено большей стоимостью товарной продукции в фактическом периоде по сравнению с плановым. На одного производственного работника наблюдается сокращение выработки на 0,8%.

Проведённый расчёт текущего плана позволит предприятию тщательно спланировать перспективу развития собственного производства.

Литература

1.   Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 248 с.

2.      Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 528 с.

3.      Экономика: учебник для вузов/И.В. Липсиц. - М.: Омега-Л, 2006. - 656 с.

4.      Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. Н.А. Сафронова. - М.: «Юристъ», 1998. - 584 с.

5.      Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 1998. - 416 с.

6.      Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 718 с.

Похожие работы на - Планирование финансовых показателей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!