Несостоятельность (банкротство) юридического лица

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,63 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Несостоятельность (банкротство) юридического лица

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Российская академия народного хазяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Орловский филиал

Факультет "Юридический"

Кафедра "Кафедра конституционного и муниципального права <#"justify">Выполнила:

Студентка 22ЮОСП(б)

Бирюкова Ю.И.

Преподаватель: к.п.н., доцент

Ноздрина Т.В.




Орел - 2014

Содержание

несостоятельность банкротство неплатежеспособность кредиторский

Введение

. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) юридического лица

. Процедуры банкротства юридического лица

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Институт несостоятельности (банкротства) является неотъемлемой частью правовой системы любого государства с рыночной экономикой. Вопросы, связанные с невозможностью оплатить поставленные товары, оказанные услуги, вернуть деньги, взятые в долг у ростовщика, возникли практически одновременно с появлением товарно-денежных отношений.

На протяжении всей своей истории люди изучали рынок и все его возможные закономерности, учились строить различные его модели и всячески его совершенствовать. Однако, несмотря на все действия, направленные на прогнозирование рынка, проведение маркетинговых исследований, эта проблема преследует нас и сегодня.

Ни для кого не секрет, что на рынке постоянно возникают и исчезают всевозможные юридические лица, осуществляющие самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Субъекты рынка постоянно взаимодействуют, вступают во всевозможные отношения. Неотъемлемой частью всей системы взаимоотношений является неспособность одного или нескольких участников исполнить взятые на себя добровольно, а равно возложенные на них в принудительном порядке обязательства. Именно в этой неспособности исполнить обязательства и заключается весь предпринимательский риск.

Динамичное развитие законодательства о несостоятельности (банкротстве) создают потребность в дальнейшем проведении научно-исследовательской работы в этой области. Поэтому особая актуальность выбранной темы предопределена уже тем, что процесс реформирования института несостоятельности (банкротства) не завершен.

Многие известные юристы и экономисты в своих публикациях затрагивают тему банкротства: Витрянский В.В., Баренбой П., Лапач В., Зинченко С. Лившиц Н., Никитина О., Свит Ю. и другие. Это говорит о том, что тема банкротства заинтересовала достаточно большой круг участников хозяйственного оборота.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся при проведении процедур несостоятельности (банкротства) юридического лица.

Предметом исследования является институт несостоятельности (банкротства) юридического лица.

Целью исследования является комплексное изучение института несостоятельности (банкротства) юридического лица.

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

1.Раскрыть понятие и определить признаки несостоятельности (банкротства) юридического лица

2.Проанализировать процедуры несостоятельности (банкротства) юридического лица

1. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства) юридического лица

Слово "банкротство" пришло из средневековой Италии (bankarupta), видимо, образовавшись либо от bank broken, либо от bench broken (клиенты переворачивали стол, на котором неудачливый торговец менял деньги на площади либо просто торговал).

Реализация механизма банкротства в практике зарубежных стран началась еще с той эпохи, когда несостоятельные должники попадали в рабство к своим кредиторам. С течением времени такая потеря свободы уступила место наказаниям государственным. Начали учитывать степень вины несостоятельного должника в соответствии с уточнением качества признака или действий, приведших к этому результату.

Признаки банкротства:

. Банкротство есть неоплатность, то есть такое состояние должника, когда он не удовлетворяет предъявленных ему обязательственных требований;

. Банкротом является лишь лицо, производящее торговлю, в противоположность прочим лицам, которые, впав в неоплатность, называются несостоятельными должниками;

. Неоплатность происходит от вины должника. Вина может быть неосторожная или умышленная. Признаком вины должника банкротство отличается от несчастной торговой несостоятельности, при которой невозможность оплатить долги происходит от непредвиденных бедственных обстоятельств.

В российской правовой истории встречаются различные варианты смыслового использования определений несостоятельности и банкротства. Наибольший интерес представляет предреволюционный период, так как уровень российского права того времени оценивается достаточно высоко.

Так, по мнению Г.Ф Шершеневича, под несостоятельностью следует понимать такое состояние имущества должника, установленное в судебном порядке, которое дает основание предполагать недостаточность его для равномерного удовлетворения всех кредиторов.

Это положение отражает российскую специфику и не полностью отвечает мировой практике, поскольку в законодательстве ряда других стран термин "банкротство" имеет более узкое значение, подразумевающее совершение должником уголовно наказуемого деяния, наносящего ущерб кредиторам. Термин же "несостоятельность" имеет более широкое значение и обозначает удостоверенную решением соответствующего судебного органа неспособность лица погасить свои долговые обязательства. По мнению некоторых ученых, таких как: С.А. Карелина, М.В. Телюкина, Л.Щенникова, Е.П. Губин и П.Г. Лахно, Е.А. Васильев, М.И. Кулагин, такой подход законодателя к употреблению данных терминов не совсем удачен.

В современном российском законодательстве понятия "несостоятельность" и "банкротство" равноценны (в данном случае не имеются в виду преднамеренное и фиктивное банкротство). По-видимому, это не совсем правильный подход, так как юридическая техника должна учитывать устоявшееся содержание фразеологических комплексов и традиции их правового использования. Даже если принять во внимание сформировавшееся восприятие слова "банкротство", целесообразнее было бы использовать американский вариант сочетания несостоятельности и банкротства.

К общим признакам банкротства в различных законодательных актах европейских стран относятся неплатежеспособность, увеличение кредиторской задолженности, нерентабельность сделок или использования имущества. Аналогичны и определения уголовно наказуемых деяний, когда "преступное" банкротство подразделяется на простое и злостное.

Как свидетельствует мировая практика, банкротство - неизбежное явление любого современного рынка, который использует несостоятельность в качестве рыночного инструмента перераспределения капитала и отражает объективные процессы структурной перестройки.

В истории современной России с момента начала рыночных реформ были приняты федеральные законы, регулирующие процедуру банкротства: Закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 19 октября 1992 г., Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г.

Необходимость совершенствования законодательства о банкротстве, приведения его в соответствие с действующим законодательством РФ обусловили принятие 26 октября 2002 г. нового Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".

Под несостоятельностью (банкротством) предприятий понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Закона).

Законом определен следующий признак банкротства юридического лица: неспособность удовлетворить требования кредиторов поденежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и(или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Гражданский кодекс Российской Федерации не установил конкретного срока неисполнения обязательства перед кредиторами, но четко указал то, что порядок признания судом юридического лица банкротом и ликвидации этого юридического лица устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве).

В ст. 307 ГК РФ установлено, что в силу обстоятельства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Если обязательство, как следует из ст. 314 ГК РФ, предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого времени,

В случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.

Обязательство, не исполненное в разумный срок, а равно обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник обязан исполнить в 7-дневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении, если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства.

Следовательно, п. 2 ст. 3 Закона №127-Ф3 определяет максимальный срок - 3 месяца с даты исполнения, после которого юридическое лицо, не обеспечившее выполнение требований кредиторов, объявляется банкротом.

Новый закон не определяет минимального размера денежных обязательств и обязательных платежей, необходимых для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании предприятия банкротом. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, необходимых для возбуждения процедуры банкротства, будет определяться арбитражным судом.

Несостоятельность (банкротство) предприятия может быть следствием не только добросовестных действий руководителей предприятия в отношении распоряжения имуществом в целях извлечения прибыли, но и быть следствием неправомерных действий. Проявлением такого рода действий могут быть неправомерные действия при банкротстве.

Неправомерными действиями при банкротстве являются действия руководителя, собственника организации-должника, направленные на сокрытие имущества или имущественных обязательств, сведений об имуществе, его размере, местонахождении либо иной информации об имуществе, передача имущества в иное владение, отчуждение или уничтожение имущества, сокрытие, уничтожение, фальсификация бухгалтерских и иных учетных документов, отражающих экономическую деятельность. В соответствии с Уголовным кодексом РФ (ст. 195) такие действия наказываются ограничением свободы на срок до трех лет либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев.

От состояния предприятий-банкротов, идентифицированного отмеченными признаками, следует отличать:

  • Преднамеренное банкротство - это умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации в личных интересах или интересах иных лиц. Такие действия наказываются штрафом в размере от 500 до 800 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца либо без такового.
  • Фиктивное банкротство - это заведомо ложное объявление руководителем или собственником коммерческой организации о своей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, для неуплаты долгов. Лицо, допустившее такие действия, наказывается штрафом в размере от 100 тыс. до 300 тыс. руб., или в размере его заработной платы, или иного дохода за период от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб., или в размере его заработной платы, или иного дохода за период до шести месяцев либо без такового.

В этих случаях мера ответственности за допущение банкротства предприятия устанавливается в соответствии с Уголовным кодексом.

Не следует применять к временно неплатежеспособному предприятию, меры по возбуждению процедуры банкротства, потому что банкротство - исключительная мера по отношению к должнику, неспособному самостоятельно преодолеть затянувшийся кризис неплатежей.

На основании выше сказанного, можно сделать вывод, что банкротство предприятия - это строго определенное состояние его неплатежеспособности, при котором к его имуществу может быть предъявлено взыскание со стороны кредиторов. Под несостоятельностью (банкротством) предприятий понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Законом определен следующий признак банкротства юридического лица: неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. От состояния предприятий-банкротов, идентифицированного отмеченными признаками, следует отличать преднамеренное и фиктивное банкротство.

2. Процедуры банкротства юридического лица

В соответствии со ст. 1 Закона, его действие распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. Также действие Закона не распространяется на Государственную кооперацию по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта, Государственную корпорацию - фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, российскую корпорацию нанотехнологий и государственную корпорацию "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".

Пунктом 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что юридическим лицом в РФ признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

В настоящее время действуют три федеральных закона о несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" принят в развитие положений ст. 65 ГК РФ и содержит нормы, регулирующие порядок признания юридических и физических лиц несостоятельными (банкротами) и порядок проведения соответствующих процедур банкротства; Федеральный закон "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливо-энергетического комплекса"; Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

Закон вводит две категории лиц, привлекаемых к разбирательству дел о банкротстве. Первая - "лица, участвующие в деле о банкротстве". В соответствии со ст. 2, 34 Закона лицами, участвующими в деле о банкротстве, является: должник, конкурсные кредиторы, арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий), уполномоченные органы, федеральные органы исполнительной власти, лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

Вторая категория - "лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве". В настоящее время Законом предоставлена возможность участия в процессе банкротства следующим лицам (ст. 2, 35 Закона): представитель работников должника; представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия; представитель учредителей (участников) должника; представитель собрания кредиторов; представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности; иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

В основу классификации положены интересы и соответственно роль перечисленных лиц в рассмотрении дела о банкротстве. Лица первой категории, имея ярко выраженные самостоятельные интересы во всем деле, эти лица объективно более активны в нем, их полномочия подробно изложены в Федеральном законе. Что касается лиц второй категории, то их интересы производны от главного предмета разбирательства - банкротства и в значительной мере зависимы от лиц первой категории.

Правовой статус лиц, участвующих в конкурсном процессе, зависти от многих факторов. Во-первых, от характера правомочий, которыми законодатель наделяет данное лицо. Во-вторых, от процедуры несостоятельности (банкротства), в рамках которых действует данное лицо, и от целей, которые являются приоритетными на данном этапе банкротства. В-третьих, от особенностей несостоятельности (банкротства) отдельных категорий должников и т.д.

Процедуры несостоятельности (банкротства) представляют собой предусмотренную законодательством совокупность мер в отличии должника, направляемых на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.

Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрены для должников - юридических лиц следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение (ст. 27 Закона).

Арбитражный суд для осуществления функций наблюдения назначает временного управляющего. Наблюдение устанавливает в отношении должника ряд дополнительных обязанностей и ограничений. Так, органы управления предприятия-должника могут совершать только с письменного согласия временного управляющего сделки:

-если они связаны с приобретением или отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;

-если они связаны с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, учреждением доверительного управления имуществом должника.

Кроме того, органы управления предприятия-должника не вправе принимать управленческие решения: о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации предприятия; создании юридических лиц или об участии предприятия-должника в иных юридических лицах; создании филиалов и представительств и другие.

Задачами наблюдения являются: обеспечение сохранности имущества должника, проведение анализа финансового состояния должника, выявление кредиторов должника, проведение первого собрания кредиторов и определение на нем перспектив ведения банкротного дела должника.

Выполняя названные задачи, временный управляющий устанавливает размер требований кредиторов, определяет конкурсных кредиторов и уполномоченные органы, а также количество голосов, принадлежащих каждому из них на собрании кредиторов. Временный управляющий созывает и проводит первое собрание кредиторов. Он докладывает собранию результаты финансового анализа положения должника и делает предложения по дальнейшей судьбе должника. Принятые собранием кредиторов решения временный управляющий докладывает арбитражному суду. В момент вынесения соответствующего решения арбитражного суда по существу рассматриваемого дела заканчивается наблюдение.

Ведение процедуры наблюдения влечет за собой возникновение определенных правовых последствий, таких как:

-имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, предусмотренного законом (Постановление Президиума ВАС РФ №6824/02 от 24.12.2002 г.)

-по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (Постановление Президиума ВАС РФ №6003/02 от 22.10.2002 г.); запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам и прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования.

.Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Основное назначение данной процедуры сводится к созданию условий для восстановления финансовой устойчивости предприятия-должника за счет средств, представляемых его учредителями, акционерами, участниками, а также заинтересованными третьими лицами. Финансовое оздоровление вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов на срок не более двух лет.

Инициаторами введения в отношении предприятия-должника процедуры финансового оздоровления могут быть: предприятие-должник на основании решения своих учредителей (участников) или органа, уполномоченного собственником имущества должника, если должником является государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения.

Ходатайство о введении финансового оздоровления адресуется первому собранию кредиторов. К ходатайству должен прилагаться ряд документов: план финансового оздоровления, график погашения задолженности, протокол общего собрания учредителей (участников) предприятия-должника или решение органа, уполномоченного собственником имущества должника - унитарного предприятия. Аналогичные требования установлены и в отношении ходатайства третьего лица о введении финансового оздоровления.

В период финансового оздоровления органы управления предприятия-должника не вправе без согласия собрания кредиторов совершать сделки, в совершении которых у него имеется заинтересованность или которые:

  • связаны с приобретением или отчуждением имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки;
  • влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника.
  • Кроме того, без согласия собрания кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение для исполнения должником обязательств перед кредиторами, предприятие-должник не вправе принимать решение о своей реорганизации. Ряд действий органы управления предприятия-должника должны согласовывать с административным управляющим.
  • Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления предприятие-должник обязано представить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления.
  • Арбитражный суд по итогам рассмотрения результатов проведения финансового оздоровления вправе вынести определение о введении внешнего управления в случае:
  • установления реальной возможности восстановления платежеспособности должника;
  • подачи в арбитражный суд ходатайства собрания кредиторов о переходе к внешнему управлению;
  • проведения собрания кредиторов, на котором было принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года. В случае, если с даты введения финансового оздоровления до даты рассмотрения арбитражным судом вопроса о введении внешнего управления прошло более чем 18 месяцев арбитражный суд не может вынести определение о введении внешнего управления.

С момента введения финансового оздоровления законодатель связывает наступление определенных правовых последствий, в частности:

-отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; аресты и иные ограничения имущества могут быть наложены в рамках процесса о банкротстве;

-запрещается удовлетворение требований по выплатам учредителям (участникам) должника;

-не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления (ст. 813).

.Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

Данная процедура вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов (Постановление ФАС Центрального округа от 15.01.2003 по делу №А 35-3728/022).

В рамках внешнего управления предусматриваются следующие меры по восстановлению платежеспособности предприятия-должника: 1) увеличение уставного капитала предприятия за счет взносов участников и третьих лиц; 2) размещение дополнительных обыкновенных акций предприятия; 3) замещение активов предприятия.

Предельный срок внешнего управления не может превышать полутора лет. В некоторых случаях срок внешнего управления может быть продлен еще на шесть месяцев.

С даты введения внешнего управления: прекращаются полномочия руководителя предприятия-должника, управление делами предприятия возлагается на внешнего управляющего; внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя предприятия-должника или предложить ему перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством; отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов; аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве; вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей (за исключением случаев, предусмотренных законом).

Не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения.

Если в ходе внешнего управления удовлетворены все требования кредиторов, включенные в реестр их требований, внешний управляющий не позднее чем через месяц с даты удовлетворения всех требований кредиторов представляет на утверждение арбитражного суда свой отчет.

В отчете внешнего управляющего должно содержаться одно из предложений:

  • о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности предприятия-должника и переходе к расчетам с кредиторами;
  • продлении установленного срока внешнего управления;
  • прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестромих требований;
  • прекращении внешнего управления, обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротами открытии конкурсного производства.

С момента введения внешнего управления связан ряд правовых последствий:

-руководитель должника отстраняется от занимаемой должности и прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия;

-отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

-вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

.Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Наличие у должника признаков несостоятельности и установление невозможности восстановления его платежеспособности является основанием для принятия арбитражным судом решения об открытии в отношении должника конкурсного производства (Постановление ФАС Центрального округа от 04.12.2002 г. по делу №А14-1949/02/70/16б).

Предусмотрен срок проведения конкурсного производства, который составляет один год, но он может быть продлен по ходатайству лица, участвующего в деле, на шесть месяцев. Арбитражный суд при принятии решения о признании должника банкротом утверждает конкурсного управляющего.

Законом предусмотрена возможность перехода от конкурсного производства к внешнему управлению. Конкурсный управляющий обязан опубликовать сведения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства не позднее чем через 10 дней с даты своего утверждения. В ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника. Для осуществления оценки конкурсный управляющий привлекает независимых оценщиков. Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в его ходе, составляет конкурсную массу. Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются следующие текущие обязательства: судебные расходы должника; расходы, связанные с выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, реестродержателю; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, необходимые для осуществления деятельности должника и другие.

Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми предприятие-должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также компенсация морального вреда; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам; в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства, к которому прилагаются:

а)документы, подтверждающие продажу имущества должника;

б)реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов;

в) документы, подтверждающие погашение требований кредиторов. После рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства.

Конкурсный управляющий в течение пяти дней с даты получения определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства должен представить указанное определение, которое является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц, в орган, осуществляющий регистрацию. Соответствующая запись должна быть внесена в этот реестр не позднее чем через пять дней с даты представления указанного определения арбитражного суда в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, С даты внесения записи о ликвидации предприятия-должника в единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

Конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства). В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица.

Основанием открытия конкурсного производства является признание должника банкротом по решению арбитражного суда (Постановление ФАС Центрального округа от 04.12.2002 г. по делу №А14-1949/02/70/16б).

Правовые последствия:

-срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;

-прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;

-сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;

-прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

-исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат передаче судебными приставами - исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом;

-снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника.

Конкурсное производство считается завершенным с момента внесения указанной записи в единый государственный реестр юридических лиц.

. Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Должник, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве, будь то стадия наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления или конкурсного производства. Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов.

Мировое соглашение вступает в силу с даты его утверждения арбитражным судом и является обязательным для должника, конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении. Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается. Мировое соглашение может быть утверждено арбитражным судом только после погашения задолженности по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Дополнительными основаниями для отказа арбитражным судом в утверждении мирового соглашения являются: а) нарушение установленного законом порядка заключения мирового соглашения; б) несоблюдение формы мирового соглашения; в) нарушение прав третьих лиц. Утверждение мирового соглашения арбитражным судом в ходе процедуры банкротства является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.

Заключенное мировое соглашение является обязательным для всех конкурсных кредиторов, в том числе и тех из них, кто не изъявляя волю по поводу его заключения (голосовал против либо не участвовал в голосовании). Конституционный суд РФ определил, что указанное положение, как направленные на признание и защиту прав и институтов всех кредиторов, не могут рассматриваться на нарушающие права заявителя в сфере экономической деятельности, включая право собственности и принципы равенства и способы договора (Определение Конституционного суда РФ №228 -0 от 01.10 2002 г.).

Утверждение мирового соглашения арбитражным судом является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.

Цели каждой из процедур различны. Основная цель наблюдения - обеспечение мер, направленных на сохранность имущества и анализ финансового состояния должника; финансовое оздоровление - восстановление платежеспособности должника и погашение задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности; внешнего управления - восстановление платежеспособности предприятия; конкурсного производства - соразмерное удовлетворение требований кредиторов; мирового соглашения - прекращение производства по делу о банкротстве на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Сведения по делам о банкротстве публикуются в официальном издании, определенном Правительством РФ, а также в электронных средствах массовой информации

Законом предусмотрены упрошенные процедуры банкротства ликвидируемого и отсутствующего должника, когда наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление не применяются.

. Банкротство ликвидируемого должника. По общему правилу юридическое лицо может быть ликвидировано в соответствии с положениями, закрепленными в ГК РФ (ст. 61). Вместе с тем, если в процессе ликвидации ликвидационная комиссия (ликвидатор) обнаруживает, что стоимость имущества данного юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то оно может быть ликвидировано только в соответствии с законодательством о банкротстве (п. 2 ст. 224. Закона).

. Банкротство отсутствующего должника. К отсутствующим должникам законодатель относит юридических лиц, которые фактически прекратили свою деятельность, не находятся по адресу, указанному в учредительных документах, и установить их местонахождение не предоставляется возможным.

Помимо этого полномочия, касающиеся управляемых процедур банкротства, применяется в том случае, когда имущество должника - юридического лица заведомо не позволяет покрыть судебные расходы по делу о банкротстве или когда в течение последних 12 месяцев не проводились операции по счетам должника (ст. 230 Закона).

Рассмотрение дел о банкротстве ликвидируемого или отсутствующего должника, оценка и реализация имущества, удовлетворение требований кредиторов осуществляются в обычном порядке, после чего конкурсным управляющим составляется ликвидационный баланс и вместе с отчетом представляется в суд.

Законом определены особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц. Речь идет о градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организациях, стратегических предприятиях, а также субъектах естественных монополий.

Из выше сказанного можно сделать следующий вывод: процедуры несостоятельности (банкротства) представляют собой предусмотренную законодательством совокупность мер в отличии должника, направляемых на восстановление его платежеспособности или ликвидацию. Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрены для должников - юридических лиц следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. Законом также предусмотрены упрошенные процедуры банкротства ликвидируемого и отсутствующего должника, когда наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление не применяются.

Заключение

Исследование вопросов несостоятельности (банкротства) юридических лиц позволяет сделать следующие выводы:

1. В российской правовой истории встречаются различные варианты смыслового использования определений несостоятельности и банкротства. Наибольший интерес представляет предреволюционный период, так как уровень российского права того времени оценивается достаточно высоко. Так, по мнению Г.Ф. Шершеневича, под несостоятельностью следует понимать такое состояние имущества должника, установленное в судебном порядке, которое дает основание предполагать недостаточность его для равномерного удовлетворения всех кредиторов. В настоящее время действуют три федеральных закона о несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее по тексту - Закон) принят в развитие положений ст. 65 ГК РФ и содержит нормы, регулирующие порядок признания юридических и физических лиц несостоятельными (банкротами) и порядок проведения соответствующих процедур банкротства; Федеральный закон "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливо-энергетического комплекса"; Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций". В соответствии со ст. 2 Закона под несостоятельностью (банкротством) предприятий понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Законом определен следующий признак банкротства юридического лица: неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и(или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены. От состояния предприятий-банкротов, идентифицированного отмеченными признаками, следует отличать преднамеренное и фиктивное банкротство.

2. Процедуры несостоятельности (банкротства) представляют собой предусмотренную законодательством совокупность мер в отличии должника, направляемых на восстановление его платежеспособности или ликвидацию. Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" предусмотрены для должников - юридических лиц следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение:

)Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

)Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

4)Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

)Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Законом также предусмотрены упрошенные процедуры банкротства ликвидируемого и отсутствующего должника, когда наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление не применяются.

Список используемой литературы

Нормативные акты

. Конституция Российской Федерации. М.: Норма 1999.

. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 (ред. от 13.05.2008)

. Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2008)

. Федеральный закон от 24.06.1999 №122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливо-энергетического комплекса" (принят ГД ФС РФ 04.06.1999)

. Федеральный закон от 25.02.1999 №40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008)

. Постановление Президиума ВАС РФ №6824/02 от 24 декабря 2002г.

. Постановление Президиума ВАС РФ №6003/02 от 22.10.2002 г.

. Постановление ФАС Центрального округа от 15.01.2003 по делу №А 35-3728/022

. Постановление ФАС Центрального округа от 04.12.2002 г. по делу № А14-1949/02/70/16б

. Постановление Президиума ВАС РФ №7358/02 от 22 октября 2002 г.

. Определение Конституционного суда РФ №228 -0 от 01.10 2002 г.

Специальная литература

. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. - М.: Рус. яз. 1998. - С. 15.

. Словарь иностранных слов. - М.: Цитадель, 1998. - С. 9.

. Брокгауз Ф.А. Энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - С. 6.

. Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства). Учебно-практическое пособие. М., 2006. С. 147

. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - 21-е изд., перераб. и доп. - М.: Русский язык, 1989. - С. 7.

. Правоведение: Учебник / Отв. Ред. Пугинский Б.И. - М.: Юрайт, 2007. - 462 с.

. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник - М.: ИНФРА-М, 2008. - 512 с.

. СкляренкоВ.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник - М.: ИНФРА-М, 2008. - 528 с.

. Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) в Российской Федерации. Правовое регулирование конкурсных отношений.:Монография - М.: Книжный мир, 2006. - 362 с.

. Удовикова А.А., Виноходова А.Ф., Найденова Р.И. Финансы предприятия: Учебное пособие - Старый Оскол: ТНТ, 2008. - 740 с.

. Шершеневич Г.Ф. Конкурсный процесс. М., 2000. С. 88

. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. В.Я. Горфинкеля, В.А. Швандара - м.: ЮНИТИ-ДАНА,2007.-670 с.

Публикации периодической печати

. Говорухина М.А. О полномочиях органов управления должника в процедуре внешнего управления// Юрист 2007. №11. С. 45-48

. Заболоцкая И.В. Применение законодательства о банкротстве в процессе процедуры наблюдения. // Юрист 2008. №3. С. 50-52

. Зинченко С., Лапач В., Газарьян Б. Банкротство: законодательство и правоприменительная практика // Хозяйство и право, 2005. №5. С. 29-42

. Карелина С.А. Несостоятельность (банкротство) как юридический состав.// Российская юстиция 2008. №4 с. 5-11

. Кораев К.Б. Правовой статус конкурсных кредиторов при проведении внешнего управления// Юрист 2008. №5. С. 44-48.

. Марков П.А. Прекращение производства по делу о банкротстве в процедуре внешнего управления.// Российская юстиция 2007. №10. С. 40-42

. Ращевский Е. Зачем нам процедура наблюдения?. // Хозяйство и право 2007. №5. С. 95-113

. Телюкина М.В. Соотношение понятий "несостоятельность" и "банкротство" в дореволюционном и современном праве // Юрист, 2005. №6. С. 42

Похожие работы на - Несостоятельность (банкротство) юридического лица

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!