Планирование и прогнозирование прибыли организации ОАО 'Красноярский хлеб'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    257,52 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Планирование и прогнозирование прибыли организации ОАО 'Красноярский хлеб'















Планирование и прогнозирование прибыли организации ОАО "Красноярский хлеб"

прибыль финансовый прогнозирование

Введение

Одним из основных показателей финансовых результатов деятельности предприятия является прибыль. Реализуя свою продукцию, соизмеряя полученную выручку и с затратами на производство и реализацию продукции, предприятие получает прибыль, которая характеризует степень соответствия индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции, лежащих в основе цен.

Рыночная экономика определяет конкретные требования к системе управления предприятиями. Необходимо более быстрое реагирование на изменение хозяйственной ситуации с целью поддержания устойчивого финансового состояния и постоянного совершенствования производства в соответствии с изменением коньюктуры рынка.

Предприятие самостоятельно планирует (на основе договоров, заключенных с потребителями и поставщиками материальных ресурсов) свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимость обеспечения производственного и социального развития. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль. Однако, нельзя полагать, что планирование и формирование прибыли осталось исключительно в сфере интересов только предприятия. Не в меньшей мере в этом заинтересованы государство (бюджет), коммерческие банки, инвестиционные структуры, акционеры и другие держатели ценных бумаг.

В условиях рыночных отношений, характеризующихся своей динамичностью, хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности сами планируют свою деятельность и перспективы развития исходя из разработанных ими хозяйственных и социальных задач, спроса и предложения товаров и услуг. Незаменимым показателем при текущем планировании производства, а также при определении финансового положения предприятия является показатель рентабельности.

Долгие годы в марксистской экономической литературе прибыль рассматривали как часть стоимости прибавочного продукта, созданного в отраслях материального производства. В странах с развитой рыночной экономикой чаще всего прибыль рассматривают, во-первых, как «безусловный» доход от факторов производства; во-вторых, как вознаграждение за предпринимательскую деятельность; в-третьих, как монопольный доход.

Актуальность темы курсовой работы связана с тем, что с переходом от административно-командных методов управления экономикой к рыночным значительно изменилась роль прибыли в развитии экономики России.

Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов рыночной экономики. Поскольку финансы, кредит, цены, себестоимость и другие экономические рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью. От прибыли зависит финансовое положение предприятий, уровень удовлетворения личных и общественных потребностей работников. Кроме того, за счет платежей из прибыли в бюджет формируется основная часть ресурсов государства, региональных и местных органов власти.

Целью данной работы является анализ прибыли предприятия и ее планирования

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

рассмотреть теоретические аспекты планирования и прогнозирования прибыли,

произвести планирование прибыли избранного предприятия,

выявить факторы роста прибыли предприятия,

выявить резервы увеличения прибыли предприятия.

Поставленные цель и задачи обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из 3 глав, последовательно раскрывающих тему работы.

Объектом исследования выступило хлебопекарное предприятие города Красноярска ОАО «Красноярский хлеб»

Теоретической и методологической основой работы явились нормативно-правовые акты РФ, научные труды и учебные пособия по экономике, экономической теории, анализу хозяйственной деятельности.

1. Планирование и прогнозирование прибыли

.1 Технология планирования и ее значение для предприятия

Планирование представляет собой особую форму деятельности, направленную на разработку и обоснование программы экономического развития предприятия и его структурных звеньев на определенной период в соответствии с целью его функционирования и уровнем ресурсного обеспечения

Назначение планирования состоит в стремлении максимально учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие оптимальные условия для развития предприятия. Переход к рыночным условиям хозяйствования значительно сместил акценты в сфере планирования. Во-первых, реформы перенесли центр тяжести планирования с общегосударственного, глобального и отраслевого уровней на уровень основного хозяйствующего субъекта, то есть предприятия. Во-вторых, главным в планировании становится не директивность и обязательность установленных сверху заданий, а разработка плановой программы и способов ее выполнения непосредственно на предприятии. Практика показала, что кроме самого предприятия (в лице соответствующих служб), никто не сможет достичь высокой эффективности в планировании, поскольку предприятие не только формирует планы, но и обеспечивает реализацию намеченного варианта развития.

В-третьих, в условиях рыночных отношений и усиления конкуренции основное внимание в процессе планирования должно быть уделено изучению факторов внешней среды, конъюнктуры рынка, тенденций потребительского спроса, возможностей наиболее эффективного использования ресурсного потенциала, что вызывает необходимость постоянного взаимодействия планирования и маркетинга. В связи с этим на первый план выходят не столько задачи роста предприятия, сколько определение его развития в подвижной внешней среде.

1.2 Прибыль предприятия: понятие, виды и функции

Прибыль представляет собой часть вновь созданной стоимости и выступает одной из форм чистого дохода общества, образующегося в сфере материального производства. Предприятие получает прибыль после того, как воплощенная в созданном продукте стоимость, осуществив стадию обращения, принимает денежную форму. Она является частью выручки от реализации продукции (работ, услуг), которая остается после вычета налогов, уплачиваемых из выручки, и затрат на производство.

Прибыль как экономическая категория выступает :

• в качестве целевого ориентира деятельности предприятия;

• результативным оценочным показателем деятельности предприятия;

• источником развития предприятия и финансирования его деятельности.

Являясь оценочным показателем, прибыль характеризует совокупную эффективность использования всех ресурсов предприятия.

Наличие прибыли позволяет удовлетворить экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников.

Наличие прибыли для удовлетворения экономических интересов государства обеспечивается через уплату налогов, которые затем государство использует для решения социальных задач. Экономические интересы предприятия заключаются в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении и направляемой на его развитие. Интересы работников в увеличении прибыли связаны с созданием дополнительных возможностей для их материального стимулирования.

Собственники также заинтересованы в росте прибыли, так как рост прибыли означает увеличение ресурсов их собственности и увеличение получаемых ими дивидендов.

Сущность прибыли может рассматриваться с различных позиций. Наиболее распространенным является рассмотрение прибыли с функциональной точки зрения и с позиции происхождения.

Основоположником функционального подхода является американский экономист П. Самуэльсон. Он определял прибыль как безусловный доход от факторов производства; как вознаграждение за предпринимательскую деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности; как монополистический доход в определенных рыночных ситуациях; как этическую категорию

Сторонники немецкой экономической школы (Ф.Хайек, Д.Сахал) рассматривают прибыль с позиции ее происхождения, а именно как «награду», заработанную благодаря предпринимательской инициативе; прибыль «неожиданную», полученную при благоприятной рыночной ситуации и обстоятельствах, признанную органом государственной власти или соответствующим законодательством (легализованную).

В экономической практике различают множество видов прибыли - номинальная, минимальная, нормальная, целевая, максимальная, консолидированная, экономическая, бухгалтерская, чистая и т.д. Номинальная прибыль характеризует фактический размер полученной прибыли. Минимальная, нормальная, максимальная прибыли связаны с разными уровнями объема производства и указывают, в какой области находится предприятие (безубыточности, прибыльности, убыточности). Минимальной считается прибыль, которая обеспечивает предприятию минимальный уровень доходности на вложенный капитал. Величина минимального уровня доходности принимается равной среднему проценту ставки банка по депозитам, сложившейся за исследуемый период. Нормальная прибыль - минимальный доход или плата, необходимая для удержания предприятия в определенной отрасли. Максимальная прибыль определяет целевую установку при планировании деятельности предприятия. Ее достижение означает снижение издержек производства и реализации до минимума. Объем производства, обеспечивающий максимум прибыли, устанавливается в точке, в которой достигается равенство предельного дохода и предельных издержек.

Консолидированная прибыль - прибыль, свободная от бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах отдельно материнских и дочерних предприятий. Выгодность применения консолидированной прибыли определяется экономией на налоговых платежах и снижении отрицательных последствий от рисковых видов деятельности.

Экономическая прибыль представляет собой разность между выручкой (валовой доход) и экономическими издержками (сумма явных и неявных издержек). Экономическая эффективность производства - представляет собой отношение его конечного результата к затратам факторов производства.

На уровне предприятий обобщающими показателями эффективности являются:

Прибыль (валовая, от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль)

Рентабельность(производства, продукции, собственного капитала, основного капитала).

Показатели использования основных фондов и оборотных средств (фондоотдача, фондоёмкость, фондовооруженность, оборачиваемость оборотных средств)

Показатели использования трудовых ресурсов (производительность труда, экономия живого труда).

Показатели использования материальных ресурсов (материалоотдача, материалоемкость)

Предпринимательская деятельность представляет собой деятельность граждан направленную на получение прибыли. Это непосредственная цель предприятия. Но получить прибыль оно может только в том случае, если производит продукты и услуги, которые реализуются, т.е. удовлетворяют общие потребности. Производить продукцию, удовлетворяющую потребности, необходимо по цене, приемлемой как для производителя, так и для потребителя. Это важно лишь в том случае, когда предприятие выдерживает определенный уровень издержек, т.е. когда затраты на производственные ресурсы меньше, чем полученная выручка. Если предприятие не укладывается в такие рамки, не получает прибыли от своей деятельности, оно вынуждено признать себя банкротом.

1.3 Прогнозирование и планирование прибыли: Этапы, цель, задачи

Этапы планирования прибыли:

Этап 1 Определение целей и задач планирования

Основной целью планирования доходов предприятия является определение возможного их объема при определенных прогнозных значениях и в соответствии с выбранной стратегией деятельности предприятия на потребительском рынке.

В соответствии с поставленной целью определяются основные задачи планирования доходов:

¾      Максимизация доходов

¾      Экономическое обоснование размера доходов от обычной деятельности

¾      Расчет прочих поступлений доходов

¾      Определение тенденций развития доходов и путей повышения доходности работы предприятия.

Этап 2 Изучение экономических предпосылок планирования прибыли:

¾      Изучение изменений в будущем периоде в законодательных, нормативных документах по вопросам учета, формирования и налогообложения прибыли торгового предприятия

¾      Результаты анализа основных показателей деятельности торгового предприятия за ряд предшествующих лет, оказывающих прямое или косвенное влияние на прибыль (объем товарооборота, его структуры, состава и структуры доходов, объема и состава расходов предприятия, размера уплачиваемых налогов и т.п.)

¾      Анализ формирования, распределения и налогообложения доходов и прибыли предприятия за ряд предшествуюших лет

¾      Оценка рентабельности деятельности предприятия и эффективности использования его чистой прибыли в отчетном периоде

¾      Оценка предстоящих изменений во внешней и внутренней среде деятельности предприятия в планируемом периоде

¾      Прогноз основных показателей работы торгового предприятия, оказывающих влияние на различные виды прибыли (товарооборота, доходов от обычной деятельности и прочих поступлений доходов, расходов от обычной деятельности и прочих расходов, налогов и т. п.)

Этап 3 Выбор методов планирования

¾      Метод прямого счета

¾      Метод получения целевой прибыли

¾      Экономико-математический метод

¾      Метод экспертных оценок

Этап 4 Планирование различных видов прибыли выбранными методами

¾      Планирование прибыли от продаж

¾      Расчет прибыли до налогообложения

¾      Планирование чистой прибыли

Этап 5 Выбор проекта плана из альтернативных вариантов расчета

¾      Определение критериев выбора проектов плана

¾      Выбор оптимального проекта плана прибыли из альтернативных вариантов, исходя из выбранных критериев

¾      Корректировка проекта плана прибыли с учетом ошибки прогноза

Этап 6 Планирование показателей рентабельности деятельности предприятия

¾      Расчет показателей рентабельности продаж

¾      Планирование рентабельности использования ресурсов

¾      Расчет рентабельности текущих затрат и т. п.

Этап 7 Планирование использования чистой прибыли

¾      Обоснование распределения планируемой чистой прбыли по направлениям ее использования

¾      Планирование конкретных направлений использования фондов, формируемых за счет чистой прибыли

Этап 8 Разработка плана мероприятий по достижению запланированной величины прибыли и рентабельности

¾      Выявление резервов роста прибыли и рентабельности предприятия в плановом периоде

¾      Разработка плана мероприятий по достижению запланированных величин

1.4 Характеристика методов планирования прибыли предприятия

Рис.1. Виды методов планирования прибыли

.          Метод прямого счета заключается в планировании каждого вида прибыли, согласно действующему законодательству, исходя из запланированных доходов и расходов предприятия

Прибыль от продаж планируется следующим методом:

Прибыль от продаж = Валовая Прибыль-Издержки Обращения

Прибыль до налогообложения рассчитывается на основе спланированной прибыли от продаж и прочих расходов по следующей формуле:

Прибыль до налогообложения = Прибыль от Продаж + Проценты к получению - Проценты к уплате + Доходы от участия в других организациях + Прочие Доходы - Прочие расходы

Чистая прибыль торгового предприятия планируется исходя из плановой величины прибыли до налогообложения и текущего налога на прибыль:

Чистая Прибыль = Прибыль до налогообложения - Текущий налог на прибыль

Точка безубыточности в предприятии торговли представляет собой величину доходов в сумме, позволяющей предприятию покрывать все расходы на продажу(как постоянные, так и переменные), не получая при этом прибыль. При этом доходы от реализации товаров и услуг (валовая прибыль) в точке безубыточности в стоимостном выражении будет рассчитываться следующим образом:

Дт = ИОпост + ИОпер = ИОпост +(Ртб*Уио)/100, (1)

где ИОпост, ИОпер - сумма постоянных и переменных издержек обращения, тыс. руб;

Ртб - объем продаж по плану, обеспечивающий безубыточность деятельности предприятия, тыс.руб.;

Уио - уровень переменных издержек обращения, %.

Объем продаж, обеспечивающий безубыточность работы предприятия, рассчитывается по формуле:

Ртб = или Ртб = , (2)

где Ртб- Объем продаж, обеспечивающий безубыточность работы предприятия

Дт -доходы в точке безубыточности, тыс. руб;

ИОпост, ИОпер - сумма постоянных и переменных издержек обращения, тыс. руб;

Ртб - объем продаж по плану, обеспечивающий безубыточность деятельности предприятия, тыс.руб.;

Уио - уровень переменных издержек обращения, %.

Плановый объем продаж при установленном объеме необходимой прибыли рассчитывается:

Рпл = или Рпл = , (3)

где Рпл- плановый объем продаж при установленном объеме необходимой прибыли, тыс. руб;

П - прибыль от продаж, тыс. руб;

ВП - валовая прибыль, ты сруб;

ИОпост, ИОпер - сумма постоянных и переменных издержек обращения, тыс. руб;

Уио - уровень переменных издержек обращения, %.

Далее рассчитывается запас финансовой прочности, показывающий, на сколько процентов изменится прибыль при изменении объема продаж на 1%:

ЗФП = , (4)

где Рпл- плановый объем продаж

Ртб - объем продаж, при котором будет достигнута безубыточная деятельность предприятия

ФРпл - финансовый результат по плану, тыс. руб.

Данный метод расчета может быть использован и в упрощенном варианте. Используя следующую формулу определим плановую величину прибыли:

Ппл = , (5)

где Ппл - плановая величина прибыли, тыс. руб.;

Рпл - плановый объем товарооборота, тыс.руб.;

Rпл - планируемый уровень рентабельности продаж,%.

. Экономико-математический метод планирования прибыли основан на выявлении математической зависимости размера прибыли от основных факторов, определяющих ее размер, и построении на этой основе экономико-математической модели. На практике, при планировании используется многофакторная линейная модель:

Y= , (6)

где n - параметры модели

 - факторы, определяющие размер прибыли (объем товарооборота, уровень торговых надбавок, уровень издержек обращения, сумма операционных расходов и доходов и т. д.)

3. Методы экспертных оценок основаны на мнениях специалистов или группы специалистов, имеющих профессиональный, научный и практический опыт.

Экспертные методы используют в следующих ситуациях:

.        При отсутствии достаточного объема необходимой аналитической информации;

.        В условиях значительной неопределенности среды функционирования объекта;

.        В первоначальный этап работы предприятия, когда еще не наработано достаточно информации для осуществления планирования другими методами.

Экспертные методы подразделяются на коллективные ( метод «мозговой атаки», метод структурного планирования и др.), а также индивидуальные (методы интервью, составление аналитических докладных записок, метод эвристического прогнозировании прибыли).

Рассмотрим индивидуальные методы планирования прибыли предприятия более подробно:

Метод интервью используется наиболее часто. При этом осуществляется непосредственный контакт исследователя с экспертом, направленный на выявление мнения эксперта по поводу увеличения прибыли и рентабельности деятельности предприятия

Метод составления аналитических докладных записок заключается в самостоятельной работе экспертов над анализом тенденций изменения прибыли и факторов, ее определяющих. Результатом работы является докладная записка с обоснованием прибыли предприятия на предстоящий период.

Метод эвристического прогнозирования представляет собой получение и специальную обработку прогнозных оценок прибыли в результате проведенного опроса. Метод применяется при исследовании относительно узких, специфически показателей рентабельности деятельности.

2.Планирование прибыли ОАО «Красноярский хлеб» на 2012 год

.1 Характеристика объекта исследования

Объект исследования: ОАО «Красноярский хлеб»

На сегодняшний день ОАО «Красноярский хлеб» одно из ведущих предприятий в городе Красноярске и на территории Красноярского края по производству хлебобулочных и кондитерских. Общая структура деятельности ОАО «Красноярский хлеб» составляет промышленное производство и торговлю. Промышленная структура включает в себя 4 крупных хлебозавода, 11 мини-пекарен, 21 отдел горячей выпечки, автоколонну правого и левого берега, ремонтную мастерскую, сервисные фирмы и осуществляет производство основных видов продукции:

¾      хлебобулочные (хлеб, булки, батоны, баранки, сушки, сухари);

¾      кондитерские изделия (торты, пирожные, рулеты, кексы, пряники, печенье, вафли).

Торговая структура ОАО «Красноярский хлеб» обеспечивает рекламу и реализацию произведённой продукции на рынки города Красноярска и Красноярского края. Собственная торговая сеть включает в себя:

¾      Агент «ТК Красноярский хлеб»;

¾      4 фирменных супермаркета;

¾      58 магазинов и павильонов в Красноярске, Ачинске, Уяре, Соленоозерном, Емельяново и Железногорске.

В течение последних 15 лет на предприятии непрерывно идет модернизация оборудования новейшими отечественными и западными технологиями, строятся современные цеха, мини-пекарни.

Имеющиеся сведения о конкурентах, производящих хлеб и хлебобулочные изделия позволяют нам судить о нашей доле на рынке в рамках от 28 до 30%.

Красноярский край по производству хлеба и хлебобулочных изделий по данным Росстата находится на 29 месте среди административных образований РФ (из 49) и занимает 1,29% от общего оборота по этим группам в РФ. По данным статистического управления численность населения в Красноярском крае падает с 1990г., и на 01.01.2011г. составляет 2829,1 тысяч человек. Численность постоянного населения в городе Красноярск на 1 января 2011 года - 979,6 тыс. человек. Потребление хлеба и хлебобулочных изделий на душу населения также падает с 2007г., прогноз потребления в 2012г. составляет 48 кг на душу человека.

Ассортимент продукции, выпускаемой ОАО КХ составляет около 450 активных позиций, которые по технологическим признакам разбиты на 54 ассортиментные группы. В 2009 году предприятие одно из первых производителей хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий сертифицировалось по стандарту ИСО 9001 и в начале этого года подтвердили свой статус. Это позволит предприятию более эффективно учувствовать в тендерах и удовлетворять требованиям качества, предъявляемых производителям пищевых продуктов.

ОАО "Красноярский хлеб" прошел Добровольную сертификацию на соответствие требованиям СанПин 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов", Р.2, п.2.18 (дополнение и изменение №5 к СанПиН 2.3.2.1078-01 - СанПиН 2.3.2.2227-07) по содержанию компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов (ГМО). Сертификаты соответствия № РОСС RU.АЯ08.Н.00001 - № РОСС RU.АЯ08.Н.00009, срок действия с 17.11.2009 г. по 16.11.2012 г.

По заключению ФГУ "Красноярский центр стандартизации, метрологии и сертификации" (протоколы испытаний №13990-13998 от 11.11.2009 г.) в продукции генетически модифицированные источники не обнаружены. На основании этого, продукция промаркирована знаком "Продукция Красноярского края" и надписью "Без применения ГМО (генно-инженерно-модифицированных организмов)".

Более четырех лет ОАО «Красноярский хлеб» через розничную сеть ТД «Красноярский хлеб» проводит акцию «Социальный хлеб», в рамках которой реализует хлеб фирменной пенсионерам и инвалидам по сниженной цене (от 10,50 руб./булку в январе 2008 года - до 14,8 руб./булку в настоящий период).

Общие объемы производства и реализации продукции составили 65,1 т/сут или 23172 т за 2011год. Выручка от реализации в 2011 году достигла 1 001 985 тыс.руб. с учетом НДС.

Численность ОАО «Красноярский хлеб» на 01 января 2012г. насчитывает 1233 человек. Средняя заработная плата за 2011 год составила 17 762 руб.

Таблица 1 - Организационная характеристика организации

Критерии

Характеристика

Наименование

Красноярский хлеб

Форма собственности

Частная

Организационно-правовая форма

ОАО

Тип предприятия в соответствии с видом деят.

Производственное предприятие

Режим налогообложения

Общая (традиционная) система налогообложения

Необходимость в обязательном аудите

Да

Размер предприятия

Крупное предприятие

Количество лет работы на рынке

77

Место расположения

Адрес: 660075, г . Красноярск, ул.Заводская, 18 Магазин N44 адрес: ул.Крупской, 1г

Ассортиментный профиль

Продовольственные товары

Основной контингент покупателей

физические, юридические лица

Режим работы организации

С 9:00 до 18:00

Тип структуры управления

Линейная


Таблица 2 - Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации

Показатели

Единицы измерения

Прошлый год

Отчетный год

Отклонение (+;-)

Темп изм., %

А

Б

1

2

3

4

Выручка от продажи

тыс. руб.

937058

1001985

64927

106,93

Себестоимость проданных товаров, работ, услуг

тыс. руб.

732036

799908

67872

109,27

Валовая прибыль

тыс. руб.

205022

202077

-2945

98,56

- уровень

%

21,88

20,17

-1,71

92,19

Коммерческие расходы

тыс. руб.

156697

170305

13608

108,68

- уровень

%

16,72

17

0,28

101,68

Управленческие расходы

тыс. руб.

63536

72011

8475

113,34

Прибыль (убыток) от продаж

тыс. руб.

(15211)

(40239)

25028

264,54

- рентабельность продаж

%

1,62

4,02

2,4

248,15

Доходы от участия в деятельности других предприятий

тыс. руб.

-

-

-

-

Проценты к получению

тыс. руб.

24

469

445

1945,17

Проценты к уплате

тыс. руб.

18341

25891

7550

141,16

Прочие доходы

тыс. руб.

82732

63490

-19242

76,74

Прочие расходы

тыс. руб.

61318

76872

15554

125,37

Прибыль (убыток) до налогообложения

тыс. руб.

(12114)

(79043)

66929

652,49

Налог на прибыль и иные аналогичные обязат. платежи

тыс. руб.

-

-

-

-

Чистая прибыль, убыток отчетного года

тыс. руб.

(12563)

(70059)

57496

557,66

- рентабельность конечной деятельности

%

1,34

6,99

5,65

521,64

Численность работников

чел.

1330

1233

-97

92,70

Среднемесячная заработная плата одного работника

тыс. руб.

15 948

17 762

1814

111,37

Среднегодовая стоимость имущества

тыс. руб.

897

1311

414

146,15

Величина уставного капитала на конец периода

тыс. руб.

237

237

-

100

Нераспределенная прибыль на конец периода

тыс. руб.

(22990)

(93049)

70059

404,74

Чистые активы

тыс. руб.

322757

472071

149314

146,26

Коэффициент соот. собственных и заемных средств

ед.






Таблица 3 - Динамика показателей производства

Показатели

Ед. изм.

2010 год

Темп роста %

Выпуск продукции в натуральном выражении, всего:

тонн

24 876,400

23 171,743

93,15%

в т.ч. хлеб и хлебобулочные изделия

тонн

20 113,560

17 952,148

89,25%

из них хлеб 1 сорта

тонн

10 775,960

9 502,248

88,18%

Объем товарной продукции

тыс.руб.

922 237,880

1 111 052,400

120,47%

Отпускная цена 1 кг хлеба 1 сорта

руб.

25,897

29,692

114,65%

Цена 1 тонны муки 1 сорта (без учета НДС)

руб.

8 344,167

9 370,000

112,29%

Объем отгруж. продукции конд изделий

тыс.руб.

282 761,240

323 387,657

114,37%

Выпуск кондитерских изделий

тонн

3 388,530

3 567,000

105,27%

Фонд оплаты труда

тыс.руб.

18 103,573

20 875,929

115,31%



Достигнутые показатели работы предприятия в 2011 году сложились несколько ниже ожидаемых плановых. Общие показатели темпов роста производства продукции и реализации 93,15% по сравнению с 2010 годом в натуральных показателях, и 120,47% в денежном выражении. Рост в денежном выражении объясняется повышением цен на всю продукцию в начале 2011 года.

2.2 Планирование прибыли ОАО «Красноярский хлеб» на 2012 год методом прямого счета

1.      Валовая Прибыль Плановая = Планируемая выручка - Планируемая себестоимость 1262482,5 тыс. руб. - 896131,3 тыс. руб. = 366297 тыс. руб.

2.      Прибыль от продаж Плановая = Валовая Прибыль Плановая - Издержки обращения Плановые 366297 - 184123 = 182174 тыс. руб.

3.      Прибыль до налогообложения Плановая = Прибыль от продаж Плановая - Совокупный результат от прочей деятельности 182174 - 25422 =156752 тыс. руб.

.        Чистая прибыль Плановая = Прибыль до налогообложения - Налог на прибыль 156752 - 31350 = 125402 тыс. руб.

Доходная часть бюджета сформирована исходя из целей в области продаж для каждой группы продукции с учетом оптимизации ассортимента. В расчетах использована усредненная среднедневная выручка за 2011 год в разрезе номенклатурных групп. Объем продаж 2012 года на каждый месяц рассчитан с учетом помесячного цепного Тр фактических отгрузок 2011 года.

Уровень инфляции цен заложен в соответствии с прогнозом 8-10%

В 2012 году планируется выпустить 24 651,1т. продукции на сумму 1 262 428,5 тыс.руб. без учета НДС.

Средняя цена продукции по обществу составляла 26,15 руб. в 2006 году, 26,67 рублей в 2007 году, и 31,08 руб. в 2008 году, 36,89 руб. - в 2009 году, 42,06 руб. - в 2010 году, 45,74 руб. - в 2011 Тр 2011/2010 =8,75% .

Расходы, необходимые для обеспечения производственной программы, поддержания вспомогательного производства, содержания административного персонала, и всех расходов, связанных с продвижением и реализацией ГП в городе и регионах в 2012 году планируются в размере 1 080 254 тыс. руб. без учета НДС, что меньше плановых расходов 2011 года. Это связано с изменениями ставки страховых взносов в 2012 году с 34% до 30%, а также сменой поставок муки в 2012 году от ООО «Форпост-Агро». При расчете расходов учитывалось изменение тарифов на естественные монополии в 2012 году: электроэнергия - в среднем по году на 5,4%, вода - в среднем по году на 12%, теплоснабжение - в среднем по году на 4,9%.

.3 Поассортиментное планирование прибыли ОАО «Красноярский хлеб» на 2012 год

Таблица 4 - . Поассортиментное планирование прибыли ОАО «Красноярский хлеб»

Товарные группы

Прибыль 2011год, тыс. руб.

Планируемый рост,%

Прибыль 2012 год, тыс. руб.

Комментарии

Бараночные изделия

2838

3%

2923

Стратегия защиты позиций

Булочные и сдобные

12723

3%

13806

Стратегия защиты позиций

Изделия крупяные

9,4

1%

10,2

Стратегия защиты позиций

Конд. бисквитно-кремовая прод.

6077,1

5%

6594

Инвестирование в рост, увеличение реализации за счет расширение

Конд. вафли

2768,3

5%

2795

Инвестирование в рост, увеличение реализации за счет расширение ассортимента

Конд. пряники

6101

5%

6490

Инвестирование в рост, увеличение реализации за счет расширение ассортимента

Конд.печенье вост.слад.

1156

5%

1230

Инвестирование в рост, увеличение реализации за счет расширение ассортимента

Крекер и соломка

390

3%

415

Инвестирование в рост, стратегия защиты позиций

Прочие

4752

3%

51561

Инвестирование в рост, стратегия защиты позиций

Слоеные изделия

3026

5%

3220

Инвестирование в рост, стратегия защиты позиций, увеличение реализации за счет расширение ассортимента

Сухарные изделия

1847

3%

1965

Стратегия защиты позиций

Хлеба

73978

2%

78700

Инвестирование в рост, стратегия защиты позиций

Общий итог

115591

3%

122970



Инвестирование в рост. Даная стратегия заключается в инвестировании ресурсов в расширение рынка или увеличение доли (позиции продукта) на существующем рынке. В рамках этой стратегии делаются значительные инвестиции в маркетинг и рекламу с целью значительного увеличения доли или расширении самого рынка. Основная цель - рост на существующем рынке. Здесь выделяются следующие стратегические инициативы: Рост доли рынка, Рост выручки на одного потребителя, Выход на новый сегмент существующего рынка, Расширение рыночного спроса.

Улучшение позиции. Инвестирование ресурсов в усиление конкурентной позиции в привлекательных сегментах. Анализ ресурсов и способностей, стратегических групп и конкурентных факторов на рассматриваемом рынке позволяют выделить те конкурентные позиции, в которые необходимо инвестировать для их усиления в существующих или новых сегментах. Основная цель данной стратегии - улучшение маржинальности. Основные стратегические инициативы: Улучшение лояльности и удержания покупателей, Улучшение дифференцирующего преимущества, Повышение эффективности маркетинговых затрат, Создание маркетингового преимущества.

Защита позиции. Данная стратегия заключается в инвестировании в защиту конкурентных позиций и доли на привлекательном рынке, где компания доминирует - занимает лидирующую или значительную долю рынка. Основная цель - обеспечение получения прибыли. Стратегические инициативы: Защита доли рынка, Удержание клиентов.

Оптимизация позиции. Эта оборонительная стратегия, обычно, применяется на стадии зрелости или спада жизненного цикла продукта, когда потенциал роста ограничен и конкурентная позиция стабильна. Эта тот момент, когда объем продаж ограничен, но маржинальность все еще остается привлекательной. Реализация данной стратегии заключается в планомерном уменьшении клиентской базы для увеличения общей прибыльности бизнеса. При правильном выборе стратегии ценообразования продукт на поздних стадиях своего жизненного цикла может приносить максимальную прибыль. Основная цель - максимизация прибыли. Стратегические инициативы: Максимизация Net Marketing Contribution, Снижение рыночного фокуса для уменьшения затрат и повышения прибыльности.

Для хлебобулочных групп рост в денежном выражении в 2011 году к 2010 году составил 106,3%, в натуральных показателях по данной группе наблюдается снижение в объемах на 9,1%. По группе новых хлебов наблюдается рост на 10% в натуральном и денежном выражении. По группе хлебов пшеничных из муки 1 сорта наблюдается снижение объемов реализации как в натуральных показателях на 13,6%, так и в денежном выражении на 1,3%. Это обусловлено общероссийской тенденцией к снижению потребления данных хлебов и перераспределением продуктовой корзины в сторону здоровых, низкокалорийных продуктов питания.

Кондитерские группы продемонстрировали также снижение к 2010 году на уровне 5,1% в натуральном и рост на 10,5% в денежном выражении. Снижение объемов в натуральном выражении обусловлено, прежде всего, за счет группы кексы, бисквиты, рулеты. Уровень объемов реализации тортов и пирожных остался на уровне 2010 года. Наблюдается снижение продаж в группе вафель и печенья на 16% и 13% соответственно.

3. Пути повышения прибыли организации ОАО «Красноярский хлеб»

В целях повышения прибыли в 2012 году организацией ОАО «Красноярский хлеб» был проведен ряд следующих мероприятий:

В течение 2011 года были проведены мероприятия по реконструкции здания Хлебозавода №1, на которую израсходовано 9 247 134 рублей.

.        Головной Хлебозавод

В 2011 году произведена замена Турецкой ротационной печи на печь фирмы «Восход», что привело к улучшению качества продукции и снижению производственного брака.

.        Хлебозавод №1

В Булочном цехе произведена замена турецкой тестомесильной машины на двухскоростную машину с автоматической разгрузкой теста «Восход», что улучшило условия труда и сократило время разгрузки теста.

В цехе Пита установлен упаковочный аппарат «CRIMA». Данное внедрение позволило улучшить качество упаковки и увеличить производительность труда. Хлебозавод №2

В Вафельном цехе на линии Радемакер установлены и запущены в работу эструдер и дозатор. Это привело к улучшению качества пряника фирменного с начинками и увеличило производительность труда.

В Кондитерском цехе запущен дозатор гастрономических начинок для слоеных изделий Рондо Филер. Это привело к улучшению качества продукции, оптимизации производственного персонала, к увеличению объемов производства выпускаемой продукции на 2.2т/месяц .

Приобретена и установлена тестораскаточная машина Рондо Дож взамен старой. Увеличилась производительность и качество прокатки слоеных тестов. Установлена вертикально-резательная машина для нарезки тортов и пирожных. Это позволило улучшить качество нарезки тортов, улучшить условия труда производственного пресонала, увеличить производительность труда.

.        Энергослужба

Предприятие уже несколько лет проводит политику сокращения затрат на тонну выпускаемой продукции. В связи с этим был разработан целый комплекс мероприятий по сокращению энергозатрат.

Взлет тарифов на электроэнергию в 2011 году очень сильно ударило по финансовым возможностям предприятия. Платежи за электроэнергию ОАО «Красноярский хлеб» в январе 2011 года увеличились на сумму около 2млн. рублей по сравнению с декабрем 2010 года. Из-за резкого скачка тарифа и возникшего дефицита бюджета, финансирование программ энергосбережения и других направлений были частично сорваны.

В последние годы энергоемкость нашего производства повысилась с 3,5 % до 7,3%. Несмотря на то, что хлеб - продукт первой необходимости, хлебобулочная промышленность по-прежнему остается одной из нерентабельных отраслей, и рост тарифов услуг естественных монополий еще более ухудшил ситуацию.

Предприятие вынуждено было отреагировать на возникшую ситуацию повышением цен на продукцию, что сделало нашу продукцию менее конкурентоспособной. Реакция покупателей незамедлительна - снижение объемов продаж от 5 до 10 % от месяца к месяцу по группе хлеба, рост возвратов продукции на 50% по сравнению с летне-осенним периодом, который считается наименее благоприятным по продукции с коротким периодом реализации.

ОАО «Красноярский Хлеб» установил систему АСКУЭ и получил следующие результаты:

¾      Отсутствие штрафов при недоиспользовании электроэнергии и в случае превышения (теперь месячные заявки подаются с небольшим запасом).

¾      Энергосбыт автоматически получает показания счетчиком через интернет, что и является основанием для выдачи квитанции на оплату.

¾      Самое важное помимо точных измерений количества потребленной энергии, это возможность анализа учета потребленной энергии и мощности, оптимизация режима работы предприятия и переход на систему зонной оплаты за электроэнергию.

В целях предприятия - добиться с помощью данных мероприятий экономии общепроизводственных затрат на 10%

В структуре себестоимости за 2011 год произошли следующие изменения:

¾      Возросла доля основного сырья с 11,8% в 2010 году до 12,5% в 2011году, это в первую очередь связано с ростом цен.

¾      Рост доли отчислений с ФОТ с 4,6% в 2010 году до 4,8% в 2011г. связан с изменением законодательства и увеличением тарифов на налоги с ФОТ. Доля фонда оплаты труда осталась на уровне 2010г.

¾      Незначительный рост доли административных затрат на 0,2% по сравнению с 2010г. также объясняется увеличением тарифов на налоги с ФОТ

¾      Доля коммунальных расходов и расходов на услуги естественных монополий остались на уровне 2010 года.

¾      Значительное увеличение доли операционных расходов на 2,8% произошло из-за проведения в бухгалтерии начисления резервов по сомнительным долгам.

Рисунок 1 - Структура себестоимости 2011 год, %

Доля переменных затрат на производство продукции, напрямую зависящих от объемов производства, имеет тенденцию увеличения от квартала к кварталу на 1-2% в связи с ростом цен. Условно-постоянные затраты (общепроизводственные) практически на одном уровне 39-41 млн. в квартал. В 2011 году не наблюдается резкого роста зарплатоёмкости продукции, материалоемкость осталась на уровне 2010г. Доля энергозатрат в производственной себестоимости осталась на уровне 2010 года.

В плане 2012 года закреплен текущий размер тарифов на налоги с ФОТ, повышения в будущем периоде по предварительным прогнозам не ожидается. Рост переменных и условно-постоянных затрат на производство продукции определен в пределах прошлого года

Анализ предприятия показал, что у предприятия есть остаются проблемы, решение которых требует вложений и проведения следующего комплекса мероприятий в целях повышения прибыли:

)        В связи с ростом цен на сырьё, увеличением транспортных тарифов, тарифов на энергоносители, тарифов на ГСМ цены на продукцию будут повышаться, поэтому необходимо акцентировать внимание на систематических исследованиях политики ценообразования конкурентов и реакцию потребителей на повышение цен.

Кроме того, остается ряд продукции, рентабельность которой в связи с ростом цен на сырье отрицательна. Необходимо вести постоянный ассортиментный анализ и разрабатывать мероприятия по оптимизации ассортимента и прекращению перекрестного субсидирования продукции, что в рамках кризиса и сложившейся ситуации недопустимо.

)        Отрицательным фактором для предприятия в 2011 году стало нестабильность качества продукции и качественной ее упаковки, которые возможно усилить контроль качества путём повышения мотивации сотрудников, а также внедрения новых технологий упаковки и упаковочного оборудования и автоматизированных технологических линий производства, что поможет уменьшить долю ручного труда в производстве и упаковки продукции, повысить качество продукции, стоит обратить внимание также на своевременность и качество их проведения дабы уменьшить процент невыполнения заявок производством из-за вынужденных остановок оборудования.

Возвраты готовой продукции в течение 2011 года возросли, темп роста к 2010 году 107,3% в натуральных показателях и 120,8% - в денежном выражении. Доля возврата в продажах в среднем от 2,53 в летний период до 2,19 в зимний период. Экспедиционный брак наоборот снижается, темпы роста от 85% до 98%

В рамках борьбы за снижение этих показателей необходимо предпринять комплекс мер, начиная с борьбы за качество продукции, оптимизацию логистической цепочки, своевременность доставки продукции покупателям, усиление контроля готовой продукции.

)        Влияние угроз внешней среды со стороны имеющихся и возможных конкурентов (агрессивная политика конкурентов, усиление конкуренции со стороны сетевой розницы, невысокие барьеры для появления новых игроков) ослабляется такими сильными сторонами предприятия как известность и хорошая репутация компании, широкий охват каналов сбыта. Для удержания позиций компании необходимо поддержание политики продвижения компании: реклама в СМИ, акции в местах продаж, участие в ярмарках, дегустации, имиджевые мероприятия. В 2009 году предприятие одно из первых производителей хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий сертифицировалось по стандарту ИСО 9001. Это позволит предприятию более эффективно учувствовать в тендерах и удовлетворять требованиям качества, предъявляемых производителям пищевых продуктов.

)        В связи с положительной динамикой роста демографических показателей, среднедушевых денежных доходов населения края, ВВП, а также замедлением роста уровня инфляции возможен рост продаж более дорогостоящей продукции. Исходя из снижения спроса на массовые хлеба, изменений структуры потребления в сторону натуральных продуктов и тенденций к стремлению общественности к здоровому образу жизни следует включить в маркетинговый план расширение ассортимента «здоровой» продукции.

5)     Организация полноценной службы маркетинга на предприятии. Маркетинг - неотъемлемая часть рыночной экономики и в условиях постоянно меняющейся конъюнктуры рынка стал жизненно необходимым элементом управления такого субъекта хозяйствования как производство. На данном этапе существования предприятия ОАО «Красноярский Хлеб» один сбытовой отдел не в состоянии решать весь комплекс проблем связанных с позиционированием, продвижением собственного товара на местный рынок. Эти и другие задачи решает служба маркетинга. Таким образом рекомендуется предприятию проведение следующих мероприятий, которые позволят ему укрепиться на местном рынке и нарастить объемы производства, что в конечном итоге приведет к росту прибыли и повышению рентабельности:

а) Реклама. Так как продукция производителя является довольно высококачественной и ее реклама, по всем средствам массовой информации, включая Интернет, позволит создать или укрепить имидж хлеба предприятия «Красноярский Хлеб» как высококачественного продукта.

б) Сбытовая сеть. Расширение сети фирменных магазинов позволит увеличить долю предприятия на рынке хлеба и хлебобулочных изделий и таким образом увеличить объемы реализации продукции.

в) Поиск новых поставщиков. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Качественно новый метод поиска партнеров может обеспечить Интернет как передовая система всемирной связи. Любое современное предприятие размещает информацию о себе и своем продукте на созданном специально для этих целей сайте и связь с этим производителем возможна в течение нескольких секунд.

Заключение

Являясь оценочным показателем, прибыль характеризует совокупную эффективность использования всех ресурсов предприятия.

Наличие прибыли позволяет удовлетворить экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников.

Планирование представляет собой особую форму деятельности, направленную на разработку и обоснование программы экономического развития предприятия и его структурных звеньев на определенной период в соответствии с целью его функционирования и уровнем ресурсного обеспечения

В условиях формирования рыночной экономической системы в нашей стране происходит значительное изменение в отношении к показателю прибыли в пользу возрастания его роли в хозяйственном механизме, поскольку в рыночных условиях прибыль выступает не только основным источником развития хозяйственной деятельности любого предприятия, но и является стимулом практически любой хозяйственной деятельности.

В обобщенном виде прибыль отражает конечные результаты работы предприятий и фирм, характеризует экономическую эффективность их хозяйственной деятельности.

Планирование прибыли - составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на предприятии . Планирование прибыли производится раздельно по всем видам деятельности предприятия. Это не только облегчает планирование , но и имеет значение для предполагаемой величины налога на прибыль , так как некоторые виды деятельности не облагается налогом на прибыль, а другие - облагаются по повышенным ставкам.

В процессе разработки планов по прибыли важно не только учесть все факторы, влияющие на величину возможных финансовых результатов, но и, обеспечивающий максимальную прибыль.

Объектом планирования являются планируемые элементы балансовой прибыли, главным образом, прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг. Основой для расчета является объем производственной программы, который базируется на заказах потребителей и хозяйственных договорах.

Объектом исследования выступает ОАО «Красноярский хлеб» - одно из ведущих предприятий в городе Красноярске и на территории Красноярского края по производству хлебобулочных и кондитерских. Общая структура деятельности ОАО «Красноярский хлеб» составляет промышленное производство и торговлю.

Прибыль ОАО «Красноярский Хлеб» на 2012 год планировалась методом прямого счета

В процессе планирования прибыли на 2012 год были определены следующие виды плановой прибыли: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль, размер которой составил 125402 тыс. руб.

Метод поассортиментного планирования, который также является одним из методов прямого счета, дал следующие результаты: плановая прибыль 2012 года ОАО «Красноярский Хлеб» составила 122970 тыс. руб.

По итогам работы целях повышения прибыли предприятию рекомендуется провести ряд мероприятий:

)       Необходимо вести постоянный ассортиментный анализ и разрабатывать мероприятия по оптимизации ассортимента

2)      Усилить контроль качества путём повышения мотивации сотрудников, а также внедрения новых технологий упаковки и упаковочного оборудования и автоматизированных технологических линий производства

)        Поддержание политики продвижения компании: реклама в СМИ, акции в местах продаж, участие в ярмарках, дегустации, имиджевые мероприятия.

)        Следует включить в маркетинговый план расширение ассортимента «здоровой» продукции.

5)     Организация полноценной службы маркетинга на предприятии.

Список использованной литературы

1.  Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: Учебник для вузов. / Под ред. А. Н. Соломатина. -СПб.: Питер, 2010

2.      Терещенко Н. Н. Планирование на предприятии торговли: учеб. Пособие / Н. Н. Терещенко; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. 2010.

.        Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент: теория и практика. -М.: Перспектива, 2011.

.        Финансовый менеджмент: Уч-к для вузов. / Под ред. Г.Б. Поляка. М., 2012.

.        Маркарян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ. М.: ПРИОР, 2011. 160с.

.        Мелентьева В. В., Экономика торгового предприятия. практикум - М.: Дело и Сервис, 2012 - 268 с.

.        Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для ВУЗов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 389с.

.        Практикум по финансовому менеджменту. / Под ред. Е.С. Стояновой. М., 2011.

.        Ионова А. Ф. Финансовый анализ - М.: Проспект, 2011 - 623 с.

.        Калинина А. П., Комплексный экономический анализ предприятия. - Санкт-Петербург - Москва - Нижний Новгород - Воронеж : Питер: Лидер, 2012 - 569 с.

.        Ковалев В. В., Финансы организаций (предприятий). Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет и аудит", "Мировая экономика", "Налоги и налогообложение" - М.: Проспект, 2012 - 352 с.

12.   

Похожие работы на - Планирование и прогнозирование прибыли организации ОАО 'Красноярский хлеб'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!