|
В сопоставимых ценах; в % к соответствующему периоду 2010
года
|
|
по прогнозу на 2011 г.
|
фактически за январь-сентябрь 2011 г.
|
Валовой внутренний продукт
|
109-110
|
107,0
|
Продукция промышленности
|
109-109,5
|
110,0
|
Продукция сельского хозяйства
|
107-108
|
106,1
|
Инвестиции в основной капитал
|
116-117
|
114,3
|
Экспорт товаров и услуг
|
116-116,4
|
159,9
|
Сальдо внешней торговли (млн. долларов США)
|
(-8,9) - (-9)
|
-4,3
|
Реальные располагаемые денежные доходы населения
|
108-109,5
|
104,8
|
Рис. 3.1 Основные показатели производства товаров и услуг
Проанализируем основные показатели, чтобы оценить экономический рост
Республики. Помним, что основной показатель экономического роста является ВВП.
Начнем с анализа этого показателя.
В январе-октябре 2011 г. объем валового внутреннего продукта составил в
текущих ценах 216,8 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем-октябрем
2010 г. в сопоставимых ценах на 7%. Прогнозом на 2011 год предусмотрен его рост
на 9-10%.
Рис. 3.2 Анализ ВВП за 2011 год
Сохраняется высокий уровень качественных параметров развития:
· рентабельность продаж в промышленности выросла до 12,2%;
· рентабельность продаж в сельском хозяйстве повысилась до 8,7%;
· энергоемкость ВВП снижена на 6,4%.
Основной вклад в рост ВВП по-прежнему вносят промышленность и торговля, в
то время как роль строительной отрасли снижается, что связано с сокращением
жилищного строительства (на 17,8% к уровню 10 месяцев прошлого года).
Рис. 3.3 Вклад основных видов экономической деятельности в формирование
темпа роста ВВП
По сравнению с январем-октябрем 2010 г. снизилось поступление чистых
налогов на продукты.
Рассмотрим теперь инвестиции.
Рис. 3.4
Инвестиции
В январе-октябре 2011 г. использовано 64,3 трлн. рублей инвестиций в
основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 114,3% к уровню
января-октября 2010 г. при прогнозе на 2011 год - 116-117%. Как видим, уровень
инвестиций в основной капитал Беларуси на протяжении 2011 года постоянно
снижается (исключением стал май месяц, когда наблюдается резкий рост
инвестиций). Тем не менее, в сравнении с предыдущим годом наблюдается рост.
Постепенно улучшается технологическая структура инвестиций. Удельный вес
инвестиций в активную часть основных средств в общем объеме составил 41,3%, что
значительно выше уровня десяти месяцев прошлого года (37,2%), и превышает
значение годового прогноза (41%). По сравнению с аналогичным периодом 2010 г.
объем направляемых инвестиций в машины и оборудование вырос на 16,9%, что
превышает прирост объема СМР (13,1%).
Рис. 3.5 Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования
В текущем году значительно сокращено финансирование инвестиций за счет
средств консолидированного бюджета (на 18,2% к 9 мес. п.г.), его удельный вес
снизился на 5,4 п.п. Кредиты банков, с учетом иностранных, выросли на 32,9%, а
удельный вес их увеличился на 4,9 п.п.
На потребительском рынке наблюдался ажиотаж. К октябрю месяцу принятые
Правительством меры позволили устранить всплески ажиотажного спроса и в целом,
стабилизировать ситуацию на потребительском рынке.
Начиная с июня, темпы роста розничного товарооборота торговли имеют
устойчивую тенденцию замедления, снизившись по итогам десяти месяцев до 109,6%.
Основными факторами стали существенный рост цен на потребительские товары
при относительно невысоком повышении реальных денежных доходов населения.
Следствие этих факторов - изменение структуры потребления товаров
населением в сторону увеличения доли покупок более дешевых продуктов.
Результаты внешнеэкономической деятельности в целом по республике в
январе-октябре 2011 г. характеризовались положительной динамикой и значительным
превышением показателей предыдущего года. По данным Национального банка
Республики Беларусь объем внешней торговли товарами и услугами за
январь-сентябрь 2011 г. составил 68,9 млрд. долларов США, в том числе экспорт -
33,5 млрд. долларов, импорт - 35,4 млрд. долларов. К уровню января-сентября
2010 г. из расчета в текущих ценах объем внешней торговли товарами и услугами
составил 148,9%, экспорт - 159,9%, импорт - 139,8%.
Значительно улучшилось отношение сальдо внешней торговли к ВВП, которое
составило минус 4,3% (при прогнозе на год (-8,9) - (-9)%). Продолжает
уменьшаться отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами, которое
за январь-сентябрь 2011 г. составило 1,9 млрд. долларов США и улучшилось по
сравнению с 9 месяцами 2010 г. на 2,5 млрд. долларов, при этом в сентябре оно
сложилось положительным, в размере 153,2 млн. долларов.
В январе-сентябре 2011 г. сложилось благоприятное для Республики Беларусь
соотношение цен во внешней торговле товарами. Индекс ценовых условий торговли
составил 108,6%. Это означает, что в январе-сентябре текущего года по сравнению
с аналогичным периодом прошлого года на сумму выручки от экспорта Республика
Беларусь могла импортировать товаров на 8,6% больше. С учетом роста физических
объемов поставок товаров за пределы Республики Беларусь покупательная
способность экспорта увеличилась на 44,8%.
Высокий уровень инфляции, который достиг по итогам десяти месяцев 88,7%,
продолжает оставаться наиболее острой проблемой экономики. В среднемесячном
выражении индекс потребительских цен увеличился до 6,6% (в январе-сентябре т.г.
6,4%). При этом индекс цен на продовольственные товары составил 203,6%, непродовольственные
- 197,5%, услуги - 140,3%.
Рис. 3.6 Структура прироста индекса потребительских цен
Наибольший прирост ИПЦ за десять месяцев 2011 г. получен за счет свободно
формируемых цен и, прежде всего, на импортируемые товары - 25,5 п.п.
Определяющее влияние на величину ИПЦ продолжают оказывать монетарные факторы.
.2 Проблемы
экономического роста Республики Беларусь
Стабильные макроэкономические условия являются обязательным условием
экономического развития страны. Основными индикаторами качества
макроэкономической политики выступают темпы инфляции, динамика обменного курса,
уровень госдолга и наличие дефицита консолидированного бюджета, состояние
платежного баланса, уровень золотовалютных резервов и совокупного внешнего
долга. В ситуации глобального экономического кризиса эти параметры приобретают
особенную значимость, так как позволяют оценить, насколько успешно страна
справляется с кризисом и насколько глубокими могут быть его последствия.
Главным индикатором макроэкономической стабильности является отсутствие
инфляции. Беларусь смогла достичь однозначной инфляции только в 2006 г.
(уровень инфляции в 2006 г. - рекордно низкий - 7%). На сегодняшний день
ситуация критична.
Стабильный номинальный обменный курс является целевым показателем
монетарной политики Беларуси. Девальвация национальной валюты, имевшая место в
90-е годы, была приостановлена в 2001 г., что позволило увеличить доверие
населения к национальной валюте и снизить уровень долларизации до 35%. Однако и
этот уровень является слишком высоким и существенно ограничивает возможности
монетарной политики.
В условиях глобального экономического кризиса валютный рынок стал
основным каналом влияния на финансовый сектор Беларуси. Дефицит валюты на
внутреннем рынке объяснялся выросшим чистым спросом на валюту со стороны
юридических лиц и физических.
Рост спроса со стороны юридических лиц был связан с политикой государства
в реальном секторе по сохранению докризисных объемов производства, что
одновременно предполагало сохранение объемов импорта. Реализация же
производимой продукции, в том числе на экспорт, значительно снизилась, означая
снижения предложения валюты. Физические лица увеличили спрос на валюту ввиду
большой неопределенности, которую несло начало кризиса, и неуверенности в такой
ситуации в национальной валюте. Экономический кризис также лишил возможности
компенсация дефицита за счет внешних кредитов коммерческих банков, которые были
основным источником чистого предложения валюты в 2007 - 2008 гг. В таких условиях
Национальный банк был вынужден начать интервенцию на валютном рынке. Однако
масштабы дефицита валюта и весьма ограниченные золотовалютные резервы позволили
сохранить стабильным обменный курс лишь до конца 2008 г. Последовавшая затем
20% девальвация и переход на таргетирования курса валютной корзины доллара США,
евро и российского рубля внесли ясность на рынок и снизили ажиотажный спрос на
валюту со стороны населения. Однако для решения проблемы дефицита валюты для
финансирования внешнеэкономических операций реального сектора Беларуси было
явно недостаточно, что вынудило прибегнуть к активному наращиванию внешнего
долга. Полученный займ от МВФ и других международных организаций, а также
снижение объемов производства во второй половине 2009 г. позволило сохранить
стабильным обменный курс на протяжении нескольких лет. Ситуация резко
изменилась в 2011 году. На протяжении года существовало три курса рубля: курс
Нацбанка, курс коммерческих банков, «черный» курс. И только к осени ситуация
нормализовалась. Вроде бы вернулась стабильность: курс, хоть и поднялся до
неимоверных рамок, зато един. Валюта стала доступна населению, ажиотаж спал.
Тем не менее, курс по-прежнему продолжает расти. Прогнозы Правительства
разнятся. Население с опаской ждет завтрашнего дня.
Проблемы на валютном рынке подчеркивают, что в последние годы основной
макроэкономической проблемой Беларуси был внешнеторговый дефицит.
Обсусловленный им дефицит текущего счета начал особенно быстро расти с 2006 г.
На его объем значительно повлияли изменения условий торговли энергоресурсами в
2007 г. и глобальный экономический кризис 2008 г., но эти внешние факторы не
являются исходными причинами роста дефицита, а лишь его катализаторами. Дефицит
текущего счета в Беларуси носит структурный характер и связан с выбранной
моделью экономического развития. Меры экономической политики, такие как
девальвация, снижение государственных расходов, снижение инвестиционной
активности даже в случае их совместного применения не решают проблему дефицита
текущего счета. Положение может выражать только чрезмерная большая девальвация
или другие радикальные меры, которые приведут к резкому ухудшению социального
положения населения, макроэкономической нестабильности и подорвут основы
экономического срост а стране на долгий период времени.
Следовательно, проблема дефицита текущего счета Беларуси может быть
решена только с помощью структурных реформ, которые должны изменить структуру
экономики, уменьшив ее зависимость от импорта природных ресурсов и
диверсифицировав экспорт в сторону более наукоемких товаров и услуг. Такие
изменения возможны только в долгосрочном периоде, в кратко- и среднесрочной
перспективе основным вызовом останется привлечение средств для финансирования
дефицита текущего счета. Источниками данного финансирования выступают прямые
иностранные инвестиции и внешние займы. Роль первых остается достаточно
ограниченной, в то время как приоритет отдан различным инструментам
заимствования. Активное привлечение внешних кредитов вылилось в быстрый рост
совокупного внешнего долга Беларуси с 2007 г. Совокупный государственный долг
на 1 октября 2011 года достиг 44,97 % ВВП, внешний - 35,9 %. Это ниже порога
экономической безопасности. Но если прежние темпы роста задолженности
сохранятся, то мы вскоре выйдем за приемлемые границы.
На протяжении 2006-2008 гг. на фоне быстрого экономического роста бюджет
Беларуси выполнялся с незначительным профицитом. Высокие поступления доходов в
бюджет на уровне 50% от ВВП были обусловлены сложной налоговой системой, при
том, что ставки по центральным налогам не превышали среднемирового уровня.
Такая большая степень перераспределения доходов позволяла избегать роста
социального неравенства и обеспечивала снижение уровня бедности. Негативными
последствиями было замедленное развитие частного сектора и заниженная
активность иностранных инвесторов. Пик поступлений в бюджет пришелся на
2007-2008 гг. Это связано с изменением условий налогообложения
нефтеперерабатывающей промышленности, а именно ростом экспортных пошлин до
уровня российских. Эти же изменения обусловили и рост расходов бюджета, так как
часть доходов от пошлин возвращалась импортерам нефти для компенсации их потерь
от двойного налогообложения экспортными пошлинами: при ввозе в Беларусь нефти и
продаже нефтепродуктов за рубеж. Рост доходов бюджетов сопровождался некоторым
упрощением налоговой системы, включавшей в себя отмену ряда сборов с фонда
заработной платы (год), постепенное сокращение оборотных налогов.
Перелом в выполнении бюджета произошел в 2009 г. и был вызван глобальным
экономическим кризисом. За год доходы бюджета снизились примерно на 6% от ВВП,
что отразилось и на расходах бюджета. Их снижение было не столь значительно и
было осуществлено с учетом требования МВФ о бездифицитном республиканском
бюджете и предельном дефиците местных бюджетов в 1.5% от ВВП. Большая часть
падения доходов бюджета объясняется снижением доходов от экспортных пошлин, НДС
(по причине снижения импорта), налога на прибыль. Сокращение же расходов
коснулось в первую очередь экономическую политику. Помимо снижения субсидий
поставщикам нефти, правительство было вынуждено урезать часть государственных
программ или переложить бремя их финансирования на банковский сектор. Более
сдержанная чем в предыдущие годы экономическая политика государства позволила
сохранить бюджет сбалансированным и не допустить чрезмерного стимулирования
внутреннего спроса, который бы привел к разгону инфляции и еще большему
отрицательному сальдо торгового баланса.
Макроэкономическая ситуация в Беларуси, достигшая определенной
стабилизации в середине десятилетия, значительно ухудшилась к его концу.
Основными причинами этого являются структурный дефицит текущего счета и
глобальный экономический кризис, который обострил проблему платежного баланса.
Кризис снизил спрос на белорусские инвестиционные товары в России и обрушил
цены на сырьевых рынках, что в итоге привело к падению экспорта на 34.7 г/г.
Это вылилось в 30% девальвацию белорусского рубля, росту внешнего долга более
чем на 10% от ВВП, возникновению дефицита консолидированного бюджета, ухудшению
балансов государственных банков. При этом проблема структурного внешнеторгового
дефицита остается нерешенной, что создает значительную неопределенность
относительно экономической стабильности в Беларуси.
. Параметры факторов. Среди факторов производства, значимо повышающих
конкурентоспособность белорусских организаций, в первую очередь следует
отметить дешевые энергоресурсы и высокий уровень человеческого капитала. Но эти
относительные преимущества постепенно нивелируются. В случае энергоресурсов это
стало последствием политики России по постепенному повышению цен на газ для
Беларуси до мирового уровня по принципу равнодоходности от продаж газа, как в
Беларуси, так и в Западной Европе, а также самой России. Однако неготовность
правительства России пойти на повышение внутренних цен на газ несколько
сдерживает темпы роста цен на него и для Беларуси.
Еще одним негативным событием стало взимание Россией пошлины на
нефтепродукты, поставляемые в Беларусь. Тем не менее, общий уровень цен на энергоресурсы
в Беларуси остается значительно ниже, чем в соседних странах ЕС и Украине (что,
однако, не отражается в уровне цен на электроэнергию, который сопоставим с
европейским).
Высокое качество человеческого капитала Беларуси обусловлено базой, заложенной
во времена советского союза, когда высокое внимание уделялось техническому,
инженерному образованию. Однако тревожным является уровень расходов государства
на образование. Динамика удельного веса расходов на образование от ВВП
изменялась следующим образом: 1990г. - 4,3%; 1995г. - 5,5%; 2000г. - 6,2%;
2003г. - 6,6%; 2007г. - 5,8% . Законом «Об образовании» предусмотрен объем
финансирования 10% от ВВП, что планируется достигнуть к 2020 году.
Низкие расходы на образование не позволяют школам и высшим учебным
заведениям в необходимом объеме обновлять учебные фонды, материальные базы,
привлекать молодых специалистов, что сказывается на качестве образования и его
постепенном устаревании. Среди негативных факторов следует отметить
ограниченный доступ к финансовым ресурсам. В мировой практике примерно половину
финансирования приходится на банковские кредиты, а вторая - на фондовые рынки.
В Беларуси фондовый рынок остается крайне неразвитым, и выход на фондовые рынки
компании из Беларуси могут эффективно осуществить только за рубежом, например
на площадках в Варшаве или Франкфурте, что является достаточно сложным
процессом (по причине отсутствия необходимого опыта в стране), занимающим
несколько лет и требующим определенных финансовых вложений. Банковские кредиты
являются широко доступными для государственных предприятий, финансируемых в
соответствии с различными государственными программами за счет государственных
банков.
Частный сектор также имеет возможности финансирования за счет кредитов,
но по более высоким процентным ставкам.
. Условия конкуренции фирм и видения стратегий. Условия ведения бизнеса в
Беларуси являются, возможно, ключевой проблемой конкурентоспособности
микроэкономической среды. Белорусское законодательство, во многом
целенаправленно, сдерживает развитие частного сектора через процедуры проверок,
регистраций, лицензирования, сложную систему налогообложения, которые в сумме
значительно усложняют ведение бизнеса в стране. Изменения начали наблюдаться с
2006-2007 гг. - ухудшение условий торговли энергоресурсами вынудило
правительство искать новые источники экономического роста. Изменения коснулись
в основном условий регистрации бизнеса, где все процедуры были упрощены до
заявительного принципа. Однако эти позитивные тенденции не оказывают достаточного
эффекта на развитие частного сектора в Беларуси, так как сохраняются такие
узкие места, как налогообложение и защита прав инвестора. Согласно оценкам,
приведенным в Doing Business 2010 в Беларуси самая сложная система
налогообложения в мире. В итоге, в Беларуси формально достаточно легко открыть
свой бизнес, но проблематично сохранить его. Правительством в последние
несколько лет были приняты определенные меры по упрощению налогообложения,
которые включают в себя отмену оборотных налогов, местного налога с продаж и
ряда других платежей, введение плоской шкалы подоходного налога, увеличение
налогового периода. Однако эти меры носят частичный характер (или были только
введены), что пока не позволило им оказать положительное влияние на восприятие
системы налогообложения в Беларуси.
Еще одной особенностью бизнес-среды в Беларуси является низкая степень
конкуренции. С одной стороны, государство не поощряет развитие новых фирм в
отраслях, в которых уже работают государственные предприятия. Так что
предпринимателям приходится рассчитывать в основном на пустые ниши или
ориентироваться на внешние рынки, что поощряется государством. С другой
стороны, сами государственные предприятия не конкурируют друг с другом по
причине жестких протекционистских мер на уровне отдельных районов Беларуси.
Наличие жестких планов по росту продаж для администраций районов
вынуждает их ограничивать доступ на свой рынок конкурентов с соседних областей
или районов, что негативно сказывается на конкурентоспособности отрасли в
целом.
. Параметры внутреннего спроса. Особенности внутреннего спроса в Беларуси
определяются достаточно низким уровнем социального неравенства в обществе.
Большая часть населения располагает доходами, превышающими черту бедности, но и
не достигающим мирового критерия для среднего класса. В структуре потребления
населения преобладают расходы на продукты питания (около 40% всех расходов).
Доля непродовольственных товаров длительного пользования постепенно
увеличивалась с ростом уровня благосостояния в обществе, но по-прежнему
сохраняется на достаточно низком уровне.
В 2011 г. в условиях экономического кризиса часть населения была
вынуждена перейти на потребление товаров более низкого качества и отказаться от
приобретения промышленных товаров.
. Родственные и поддерживающие отрасли. Промышленные предприятия,
основанные в советские времена, были завязаны на комплектующих, производимых в
других республиках и не требовали тогда наличия сопутствующих отраслей
непосредственно в Беларуси. С восстановлением независимости Беларуси местные
предприятия стали вынуждены импортировать комплектующие (в основном из России).
Это до сих пор предопределяет большой удельный вес импорта в производимой
продукции и невозможность решить проблему торгового сальдо без структурных
реформ.
Новые предприятия, создаваемые в Беларуси и имеющие успех на внутреннем и
внешних рынках, во многом конкурентоспособны из-за наличия сопутствующих
отраслей. Например, производство упаковочных материалов эффективно благодаря
доступу к нефтехимической продукции, производимой из недорого сырья. То же
относится и к производству различных строительных материалов и комплектующих из
пластика.
. Степень сложности стратегий компаний и принципов работы
Основной стратегией предприятий в Беларуси, несмотря на экономический рост
и возможности проводить инновации, остается конкуренция по издержкам. В ее
основу ложатся дешевые энергоресурсы и эффект от масштаба при массовом
производстве, который находился в основе организации производства в советское
время. Такая стратегия обрекает белорусские товары на неконкурентоспособность
на рынках западных стран, где востребованы высококачественные уникальные товары
либо дешевая, но относительно качественная продукция из Китая и Юго-Восточной
Азии, с которой конкурировать по ценам белорусская продукция не способна.
Единственным рынком при такой стратегии остаются страны СНГ. До глобального
экономического кризиса в этом не было ничего страшного, так как данного рынка
вполне хватало, чтобы потребить белорусские товары. Быстрый рост российского рынка
позволял наращивать на него экспорт инвестиционных товаров в абсолютном
выражении. Единственным тревожным моментом было то, что при этом наблюдалось
постепенное снижении доли белорусской продукции: российские потребители
переключались на товары более высокого сегмента, что в долгосрочной перспективе
лишает белорусские товары значительной части спроса. Глобальный кризис
откладывает этот переход, но лишь ненадолго и не по всем товарам, что оставляет
крайне актуальной переход белорусского бизнеса на другие стратегии конкуренции.
Таким образом, основное конкурентное преимущество Беларуси в области
микроэкономической среды заключается в факторах производства, которые включают
дешевые природные ресурсы и качественные трудовые ресурсы, а также в сохранении
связей между предприятиями, возникших как в советские времена, так и после
восстановления независимости Беларуси. Среди негативных характеристик
микросреды следует отметить сложные правовые условия ведения бизнеса. Несмотря
на значительный прогресс в упрощении законодательства, регулирующего
предпринимательскую деятельность, сохраняются такие проблемы как регулирование
цен, заработных плат, высокий уровень налогообложения, что сдерживает развитие
частного сектора. Также негативно на уровне конкурентоспособности предприятий
сказывается ограничение конкуренции.
.3 Возможные
пути решения
Хотелось бы остановиться на тех возможностях, которыми обладает Беларусь
для обеспечения экономического роста.
. Возврат к прямым административным методам государственного регулирования
в условиях неразвитости (скорее отсутствия) институциональной среды рыночного
типа был оправдан. Однако сегодня такая система управления является
значительным тормозом социально-экономического развития, поскольку не позволяет
использовать в полном объеме предпринимательскую энергию. Более того, в
условиях отсутствия механизма ответственности и контроля в деятельности
чиновников создаются предпосылки для злоупотреблений, принятия решений не с
позиции соблюдения интересов страны в целом, а в угоду индивидуальной и
групповой корысти. Последнее обусловлено во многом низкой заработной платой
работников органов управления, что одновременно стимулирует отток наиболее
квалифицированных кадров в коммерческую сферу. В связи с этим первостепенной
является задача формирования системно полной законодательно правовой базы,
регулирующей экономические отношения рыночного типа и проведение
административной реформы, максимально исключающей оперативные
исполнительно-распорядительные функции государственного управления, которое
должно быть сосредоточено преимущественно на политических и регулятивных
функциях, основанных на использовании механизмов рыночной саморегуляции. Таким
образом, главная задача государства - создание институциональных основ
саморазвития.
. Сегодня в целях обеспечения экономического роста важно создать условия
для развития и увеличения поддержки малого и среднего бизнеса, что позволит:
·
аккумулировать
собственные и заемные средства населения для создания частных
предпринимательских структур;
·
продемонстрировать
другим странам и международным структурам приверженность Беларуси рыночным
принципам и свободам;
·
создать новые
рабочие места;
·
сформировать
предпосылки для образования среднего класса, являющегося основой социальной
стабильности в обществе;
·
повысить
устойчивость, гибкость и адаптивные возможности народнохозяйственного комплекса
страны.
В части институционального обеспечения процесса развития
предпринимательства необходимо упростить систему регистрации, сократить
количество лицензируемых видов деятельности. Развитие малого и среднего бизнеса
не означает разбиения крупных предприятий на ряд более мелких. Размер
предприятия должен определяться экономической целесообразностью. Для Беларуси
представляется целесообразным формирование крупных национальных корпораций (по
отраслевому, территориальному или другим признакам), включение в международные
корпорации (ТНК, ФПГ) при одновременной поддержке и развитии малого и среднего
бизнеса. Это позволит придать экономике Беларуси устойчивость и гибкость,
повысить ее структурную конкурентоспособность.
3. Как показал опыт стран Центральной и Восточной Европы, достигали
наибольших успехов в привлечении иностранных инвестиций и повышении
благосостояния те страны с переходной экономикой, которые активно осуществляли
приватизацию. Беларусь преобразование форм собственности проводит медленно и
отстает по темпам осуществления этого процесса от большинства стран,
находящихся на стадии рыночных преобразований.
Вместе с тем в настоящее время вопрос разгосударствления и приватизации
стоит все острее. Это обусловлено большими финансовыми затратами государства по
поддержанию хотя бы минимального уровня конкурентоспособности белорусских
государственных предприятий, однако проблема старения и необходимости модернизации
производства стремительно возрастает.
Несмотря на значительное отставание в процессах приватизации от других
стран, Беларусь в настоящее время сохраняет хорошие шансы на выгодную
приватизацию большей части государственных предприятий путем их полного или
долевого выкупа стратегическими инвесторами по приемлемой цене. При этом
следует иметь в виду, что фонды быстро стареют морально и физически, идет
потеря рынков. Поэтому процесс приватизации и структурных реформ требует
ускорения.
4. В последние годы доля инвестиций в основной капитал в Республике
Беларусь составляла 16-18%. Для развитых стран такая доля инвестиций в ВВП
является вполне достаточной: можно нормально обновлять производственный аппарат
на новой технической основе и увеличивать объемы производства. Однако, как
отмечалось, в Беларуси подобного процесса не наблюдается. Это происходит,
прежде всего, по причине несоразмерно малого ВВП по отношению к используемым
основным фондам, вследствие низкой производительности производственного аппарата,
а также невысокой загрузки производственных мощностей в связи с недостаточной
конкурентоспособностью производимых товаров по цене и качеству, которая без
реструктуризации производств и привлечения инвестиций не может быть увеличена.
Определенным источником инвестиций может быть увеличение доли валового
накопления и в его составе - доли инвестиций в ВВП. Этого можно достичь,
во-первых, на основе снижения доли конечного потребления, а во-вторых, путем
привлечения иностранных инвестиций. Первый путь затруднителен ввиду невысокого
уровня жизни и бедности населения и может осуществляться постепенно, на основе
опережающего роста валовых накоплений по отношению к росту конечного
потребления в условиях роста ВВП. Однако это значит, что проблему старения решить
в ближайшее время не удастся, так как для этого необходимо удвоить долю
инвестиций в ВВП. Более приемлемым представляется второй путь, поскольку он не
связан с уменьшением роста потребления населения страны. Кроме того,
иностранные инвестиции вызывают не только рост импорта инвестиционных товаров в
страну, но и увеличивают загрузки мощностей отечественных производителей
инвестиционных товаров, вследствие чего происходит рост ВВП и потребления
населения. Как показывает практика, иностранные инвестиции имеют более высокую
отдачу, так как основаны, как правило, на более прогрессивных технике и
технологиях с использованием более эффективного менеджмента и ориентированы на
освоение новых рынков.
Для привлечения иностранных инвестиций следует обеспечить последовательное
проведение реформ, направленных на совершенствование институциональной среды и
создание макроэкономических условий для инвестиций. Необходимо: создать
надежные гарантии по защите собственности иностранных и частных инвесторов;
значительно сократить административные барьеры на пути открытия и развития
бизнеса; повысить качество и обеспечить стабильность основных институтов,
регулирующих финансовые и экономические отношения; более активно продолжить
формирование рыночной инфраструктуры; повысить кредитные возможности и
надежность банковской системы, в том числе за счет разгосударствления банков и
продажи государственных долей участия в банках нерезидентам; снизить уровень
инфляции до умеренного и обеспечить стабильность и полную конвертируемость
национальной валюты, и т. д.
Также для привлечения инвестиций в отрасли и сферы, в подъеме которых
заинтересовано государство, сегодня широко используется таргетирование
экспортоориентированных инвестиций. Таргетирование - разработка и реализация
комплекса мер по укреплению конкурентоспособности промышленности на мировом и
внутренних рынках на основе создания условий для благоприятного развития
стратегических отраслей, исходя из требований конкретных потребителей.
Следует иметь в виду, что механизмы и инструменты инвестиционного
процесса должны быть интегрированы в мировой инвестиционный процесс.
5. С учетом ориентации экономики на повышение нормы накопления, рост
конечного потребления должен быть высоким, но несколько ниже темпов роста ВВП.
Вместе с тем представляется целесообразным продолжить политику на высокие темпы
роста долларового эквивалента заработной платы. Такой экономический курс
позволит: во-первых, создать более сильные стимулы к труду; во-вторых,
обеспечить более приемлемые условия воспроизводства основного его фактора -
человеческого капитала; в-третьих, сдержать отток наиболее квалифицированных
кадров за рубеж; в-четвертых, способствовать росту объемов совокупного спроса;
в-пятых, создать базу для роста валовых сбережений, которые при соответствующих
рыночных механизмах трансформируются в инвестиции в основной капитал.
Как показал проведенный анализ, источниками и факторами роста долларового
эквивалента заработной платы в прогнозном периоде могут быть:
·
рост ВВП на душу
населения;
·
сокращение
избыточной численности занятых в народном хозяйстве;
·
ликвидация
субсидирования цен;
·
сокращение льгот;
·
сокращение
налогового бремени и рост доли заработной платы в ВВП;
·
укрепление
белорусского рубля (рост реального курса);
·
легализация
теневых выплат заработной платы.
6. Приоритетным направлением экономической политики Беларуси является
снижение налоговой нагрузки, поскольку призвано повысить конкурентоспособность
белорусских товаров на внешнем и внутреннем рынках, приблизить уровень налоговых
изъятий к показателям наших ближайших соседей.
Снижение налоговой нагрузки должно сопровождаться отменой индивидуальных
льгот и преференций, сокращением числа и совершенствованием структуры налоговых
и неналоговых платежей. Темпы уменьшения уровня налоговой и неналоговой
нагрузки не должны быть очень высокими, поскольку неумеренно резкие подвижки в
этой сфере чреваты бюджетными проблемами, связанными с конкретными сферами
финансирования.
. Жесткая кредитно-денежная политика в условиях либеральной системы
экономических отношений - это основа, которая позволяет максимально
задействовать рыночные стимулы воспроизводства и не допустить анархии в
экономике страны. Вместе с тем необходимо учитывать, что инструменты
кредитно-денежной политики являются наиболее тонкими и их применение требует
наибольшей осторожности.
Денежно-кредитную политику целесообразно основывать на прямом
инфляционном таргетировании. При этом снижение уровня инфляции должно быть
подчинено необходимости максимизации экономического роста, что, как показывает
международный опыт, требует плавного ее снижения, поскольку резкое ограничение
инфляции на основе быстрого перехода к излишне жесткой денежно-кредитной
политике чревато стагнацией производства.
Постепенное снижение инфляции позволит достаточно, хотя и сдержанно,
поддерживать перспективные производства, имеющие транзитивные трудности, и
осуществить структурные изменения преимущественно не путем закрытия
предприятий, а на основе их преобразования и развития конкретных производств.
. В июле 2010 года начал действовать Таможенный союз Белоруссии,
Казахстана и России. Вхождение в Таможенный союз и предоставление Россией 6,3
миллиона тонн беспошлинной нефти для внутреннего потребления должны были
привести к снижению стоимости бензина и дизтоплива на 30 %. Однако внутренние
цены на бензин и топливо увеличились, доходы населения и предприятий в
последнее время заморожены или вообще упали.
По некоторым оценкам, создание Таможенного союза позволит стимулировать
экономическое развитие и может дать дополнительно 15 % к ВВП стран-участниц к
2015 году.
Глобальный финансово-экономический кризис, проявляющийся в течение всего
2011 года, который выразился в резком снижении деловой активности,
внешнеторговых обменов и ужесточении условий доступа к кредитным ресурсам
большинства стран мирового сообщества привел к негативным тенденциям в
экономике Беларуси. К наиболее значимым, с точки зрения последствий, следует
отнести: падение промышленного производства; резкое сокращение объемов внешней
торговли, в том числе экспорта; существенное замедление динамики повышения
уровня жизни населения, ухудшение финансовых результатов работы организаций
реального сектора экономики. Как мы видим из таблицы 3.1, многие показатели
ниже прогнозируемых, но, тем не менее, выше, чем в предыдущем году.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении хотелось бы подвести итоги всему вышесказанному и сделать
выводы.
Итак, экономический рост - стабильное и длительное наращивание потенциала
национальной экономики. Главными его целями являются удовлетворение
всевозрастающих потребностей людей, повышение качества продукции и,
соответственно, уровня жизни. Существует множество факторов экономического
роста, которые можно классифицировать по-разному. Бывают внутренние и внешние,
объективные и субъективные, прямые и косвенные факторы. В работе подробно
рассмотрены внутренние факторы роста: природные ресурсы, трудовые ресурсы,
предпринимательские способности, совокупный спрос, и, пожалуй, главный фактор -
научно-технический прогресс.
Ускорение экономического роста может быть достигнуто, прежде всего, за
счет увеличения масштабов использования ресурсов производства. Это называется
экстенсивным ростом. Особенно большие возможности для ускорения роста открывает
использование таких факторов, как повышение капиталовооруженности труда;
совершенствование технологии производства на основе достижений науки и техники;
улучшение экономических механизмов, способствующих распределению ограниченных
ресурсов; повышение уровня образованности работников и т. п. Эти факторы обеспечивают
интенсивный рост, значение которого со временем все повышается. Именно
благодаря интенсивному росту можно избежать угрозы голода, порождаемой ростом
численности населения и убывающей предельной производительностью факторов
производства.
Рассмотрев выше изложенные проблемы, мы приходим к выводу, что
экстенсивный путь давно исчерпал себя. В условиях новых, еще развивающихся,
экономические отношениях он ведет только в тупик, не давая ни каких шансов на
экономическое возрождение. Поэтому объективно необходимо менять тип
экономического роста и переводить народное хозяйство на путь интенсивного
развития.
Мы выяснили положительные и отрицательные последствия экономического
роста для страны. Безусловно, государство должно бороться с негативными
явлениями и предотвращать их по мере возможности, ведь отказываться от
экономического роста из-за некоторых негативных последствий никак нельзя.
Экономический рост необходим не ради темпов, структурных сдвигов или
удовлетворения политических амбиций. Рост нужен для улучшения жизни граждан. В
основе современного экономического роста лежит творческая инициатива, развитие
знаний, научно-технический прогресс.
Экономическое развитие идет через подъемы и спады, которые происходят не
одновременно во всех странах. Какие-то страны и регионы развиваются
опережающими темпами, потом начинают отставать и наоборот, ранее отстававшие
ускоряют движение.
Социальные показатели Республики Беларусь, свидетельствуют, что для
Беларуси экономический рост характерен. Тем не менее, это весьма спорный
момент. Да, безусловно, растет показатель ВВП. Однако, можно ли говорить об
экономическом росте, когда уровень инфляции «зашкаливает», а сумма
государственного долга выросла до тех цифр, что даже третье поколение уже не
сможет рассчитаться? Покупательский спрос не соответствует реальным доходам
населения. Уровень заработных плат в долларовом эквиваленте ставит Беларусь в
ряд бедных стран. Социальная стабильность, присущая Беларуси столь длительное
время, канула в лету. Население живет сегодняшним днем.
Можно выделить основные проблемы, препятствующие стабильному и
долгосрочному экономическому росту:
ü низкая эффективность госуправления;
ü отсутствие условий и стимулов для развития человеческого
капитала;
ü низкий уровень интеграции белорусской экономики в
международные экономические отношения;
ü инфраструктурные ограничения экономического роста.
В связи с этим, рассмотрены те возможности, которыми обладает Беларусь
для обеспечения экономического роста:
ü поддержка малого и среднего бизнеса;
ü повышение оплаты труда;
ü снижение ставок налогов;
ü привлечение иностранных инвестиций;
ü постепенное снижение инфляции.
Безусловно, разрабатываются мероприятия, чтобы выйти из сложившейся
ситуации. Но это весьма длительный процесс. И неизвестно, когда в страну вернется
та стабильность, которой мы так гордились.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Книги:
1. Лемешевский И.М. Макроэкономика. Экономическая теория.
Часть 3: учебное пособие для студентов экономических специальностей высших
учебных заведений. - Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. - 576 с.
. Макроэкономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, Э.И.
Лобкович, М.Г. Муталимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. - М.: Новое знание,
2002. - 462 с.
. Макроэкономика: Учеб. пособие / Н.И. Базылев, М.Н.
Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. - Мн.: БГЭУ,
1998. - 216 с.
. Макроэкономика: Учеб. пособие / Т.С. Алексеенко, Н.Ю.
Дмитриева, Л.П. Зенькова и др.; Под ред. Л.П. Зеньковой. - Мн.: Новое знание,
2002. - 244 с.
. Макроэкономика: Учебн. пособие / П.Г. Никитенко, Э.А.
Лутохина, В.В. Козловский и др.; Под общ. ред. Э.А. Лутохиной. - Мн.: ОДО
«Равноденствие», 2004, - 296 с.
Статьи:
7. Вице-президент ВБ рекомендует другим странам изучать
экономическую модель Беларуси // Интерфакс, 18 марта 2010.
8. Новикова И.В. Экономический рост в Беларуси в контексте
мировой инвестиционной динамики // Директор. - 2004. - № 4, с. 20-22;
9. Основные положения Программы социально-экономического
развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы. Мн., 2010.
. Пинигин В.В. О некоторых источниках и факторах
экономического роста в Беларуси // Белорусская экономика: анализ, прогноз,
регулирование. - 2003. - № 8, с. 25-29;
. Страновой экономический меморандум для Республики
Беларусь. Беларусь: окно возможностей для повышения конкурентоспособности и
обеспечения устойчивых темпов экономического роста. Основной доклад. Мн., 2005.
12. Тур А. Н., доктор экономических наук, профессор, зам.
Министра экономики Республики Беларусь «Развитие малых и средних городов -
важнейший фактор экономического роста»//«Белорусский экономический журнал» №
2-2007
13. Шимов В.Н. Беларусь: от экономического кризиса к
устойчивому росту. // Белорусский экономический журнал. - 2006. - № 2 - с.
18-27;
Нормативно-правовые акты:
. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и
дополнениями, принятыми на республиканском референдумах 24 ноября 1996 г. и 17
октября 2004г.) - 132-136 ст.
15. Гражданский кодекс Республики Беларусь - 4 гл.