Политика оптимизации дохода предприятий

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    40,62 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Политика оптимизации дохода предприятий

Министерство науки и образования Украины

Крымский экономический институт

Киевский национальный экономический университет

им. В.Гетьмана






Контрольная работа

по дисциплине : «Ситуационный менеджмент в сфере курортных и туристических услуг»

Тема: Политика оптимизации дохода предприятий


Выполнил:

студентка 4-го курса ЗФО

группы МО-41-10

Умеров Эрвин






г.Симферополь, 2014г

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Прибыль и её роль в рыночной экономике

.1 Прибыль: понятие и функции

.2 Экономическая сущность прибыли и её виды

.3 Планирование и распределение прибыли

Глава 2. Оптимизация прибыли

.1 Минимизация налогов как способ оптимизации прибыли

.2 Причины и последствия нерациональной оптимизации прибыли

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время деятельность каждого предприятия, все зависимости от размера и форм собственности, является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и лиц), заинтересованных в результатах деятельности предприятия; обоснованности политики распределения и использования прибыли.

Основным инструментом для определения эффективности деятельности служит финансовый анализ, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, а затем по его результатам принять обоснованные решения.

Известно, что целью деятельности фирмы (предприятия) в современной экономике является получение прибыли. Именно при этом условии фирма может стабильно существовать и обеспечивать себе основу для роста. Стабильная прибыль фирмы проявляется в виде дивиденда на вложенный капитал, способствует привлечению новых инвесторов и, следовательно, увеличению собственного капитала фирмы. Поэтому становится ясным интерес к проблемам прибыльности деятельности фирмы.

Прибыль как категория экономики является чистым доходом, полученным в результате осуществления предпринимательской деятельности.

Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.

Прибыльное успешное предприятие возможно лишь в случае правильно спланированных расходов, верно распределенной прибыли, и «кристальной» репутации налогоплательщика.

Выбранная тема курсовой работы всегда остается актуальной, т.к. прибыль является главной целью любого хозяйствующего субъекта.

Цель курсовой работы: дать количественную оценку причин, вызывающих изменение прибыли, налоговых платежей из прибыли, выявить тенденции и пропорции, сложившиеся в распределении прибыли, а также выявить влияние использования прибыли на финансовое положение предприятия.

Оптимизация распределения прибыли, т.е. проводимая на предприятии финансовая политика распределения прибыли должна обеспечить рост оборота, увеличение собственного капитала, достижение оптимальной структуры капитала.

оптимизация доход прибыль

ГЛАВА 1. ПРИБЫЛЬ И ЕЁ РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

.1 Прибыль: понятие и функции

Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства. Значение прибыли состоит в том, что прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество производимой продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом к рыночной экономике.

Прибыль - это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности предприятия и выполняет воспроизводственную, стимулирующую и контрольную функции. Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Прибыль важный источник расширения производства и других внутрихозяйственных потребностей. Часть прибыли используется для материального стимулирования работающих и удовлетворения их социальных запросов.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции.

. Она отражает конечный финансовый результат, т.е. характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности организации. Получение прибыли в организации означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с ее деятельностью.

. Стимулирующая функция состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов организации. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении организации после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития организации.

. Прибыль служит одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

.2 Экономическая сущность прибыли и её виды

Основой рыночного механизма являются экономические показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях перехода к рыночной экономике главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.

Получение прибыли играет большую роль в стимулировании развития производства. Но в силу определенных обстоятельств или упущений в работе (невыполнение договорных обязательств, незнание нормативных документов, регулирующих финансовую деятельность предприятия) предприятие может понести убытки. Прибыль - это обобщающий показатель, наличие которого свидетельствует об эффективности производства, о благополучном финансовом состоянии.

Финансовое состояние предприятий - это характеристика его конкурентоспособности (т.е. платежеспособности, кредитоспособности), использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими организациями. Рост прибыли создает финансовую основу для осуществления расширенного воспроизводства предприятия и удовлетворения социальных и материальных потребностей учредителей и работников.

Базой порядка формирования прибыли служит принятая для всех предприятий, независимо от форм собственности, единая модель. (рис.1.)

Прибыль, которая учитывает все результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, называется балансовая прибыль. Она включает, - прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от прочей реализации, доходов по внереализационным операциям, уменьшенным на сумму расходов по этим операциям.

Рисунок 1 - Схема формирования прибыли хозяйствующего субъекта

Кроме того, различают прибыль, облагаемую налогом, и прибыль, не облагаемую налогом. После формирования прибыли предприятие производит уплату налогов, а оставшаяся часть прибыли в распоряжении предприятия, т.е. после уплаты налога на прибыль, называется чистой прибылью. Чистая прибыль, представляет собой разность между балансовой прибылью и налоговыми платежами за счет нее. Этой прибылью предприятие может распоряжаться по собственному усмотрению, на производственное развитие, социальное развитие, поощрение работников и дивиденды по акциям, остальная нераспределенная прибыль, оставаясь в распоряжении предприятия направляется на увеличение собственного капитала фирмы и может быть перераспределена в резервный фонд - фонд непредвиденных потерь, убытков, накопительный фонд - формирование средств для производственного развития, фонд потребления - средства для премирования сотрудников, оказание материальной помощи, фонд соц. развития - на различные праздничные мероприятия.

Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в отчете о прибылях и убытках.

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всего предприятия, то есть составляет основу экономического развития предприятия.

За счет нее выполняется часть обязательств перед бюджетом, банками и другими предприятиями. Таким образом, прибыль становится важнейшей для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия. Она характеризует сметы его деловой активности и финансовое благополучие.

За счет отчислений от прибыли в бюджет формируется основная часть финансовых ресурсов государства, региональных и местных органов власти, и от их увеличения в значительной мере зависят темпы экономического развития страны, отдельных регионов, приумножения общественного богатства и, в конечном счете, повышения жизненного уровня населения. Прибыль представляет собой разность между суммой доходов и убытков, полученных от разных хозяйственных операций. Именно поэтому она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятий.

Основным показателем прибыли, используемой для оценки производственно-хозяйственной деятельности, выступает: балансовая прибыль, прибыль от реализации выпускаемой продукции, валовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия или чистая прибыль.

Так как основную часть прибыли предприятия получают от реализации выпускаемой продукции, сумма прибыли находится под взаимодействием многочисленных факторов: изменения объема, ассортимента, качества, структуры произведенной и реализованной продукции, себестоимости отдельных изделий, уровня цен, эффективности использования производственных ресурсов.

Кроме того, на нее оказывают влияние соблюдение договорных обязательств, состояние расчетов между поставщиками и покупателями и др. Из прибыли производятся отчисления в бюджет, уплачиваются проценты по кредитам банка.

Главное предназначение прибыли в современных условиях хозяйствования - отражение эффективности производственно-сбытовой деятельности предприятия. Это обусловлено тем, что в величине прибыли должно находить отражение соответствие индивидуальных затрат предприятия, связанных с производством и реализацией своей продукции и выступающих в форме себестоимости, общественно необходимых затрат, косвенным выражением которых должна явиться цена изделия. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

В современных условиях повышается значение прибыли как объекта распределения, созданного в сфере материального производства чистого дохода между предприятиями и государством, различными отраслями народного хозяйства и предприятиями одной отрасли, между сферой материального производства и непроизводственной сферой, между предприятиями и его работниками.

Работа предприятия в условиях перехода к рыночной экономике связана с повышением стимулирующей роли прибыли. Использование прибыли в качестве основного оценочного показателя способствует росту объема производства и реализации продукции, повышению его качества, улучшению использования имеющихся производственных ресурсов. Усиление роли прибыли обусловлено также действующей системой ее распределения, в соответствии с которой повышается заинтересованность предприятий в увеличении не только общей суммы прибыли, но и особенно той ее части, которая остается в распоряжении предприятии и используется в качестве главного источника средств, направляемых на производственное и социальное развитие, а также на материальное поощрение работников в соответствии с качеством затраченного труда.

Таким образом, прибыль играет решающую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производства, усиления материальной заинтересованности работников в достижении высоких результатов деятельности своего предприятия. Дальнейшее усиление распределительной и стимулирующей роли прибыли связано с совершенствованием механизма ее распределения.

Однако, прибыль не может рассматриваться в качестве единственного и универсального показателя эффективности производства.

Если темпы роста стоимостных показателей превышают темпы роста производства конкретных видов продукции в натуральном выражении, имеет место снижение эффективности использования производственных ресурсов в расчете на единицу его полезного эффекта. Это находит выражение и в повышении материалоемкости, трудоемкости, зарплатоемкости, фондоемкости и, в конечном счете, себестоимости единицы конкретных видов продукции в натуральных измерениях. В величине и темпах роста прибыли недостаточно полно отражается изменение объема и эффективности использования основных фондов и оборотных средств.

Изменение экономических показателей за любой временной период происходит под влиянием множества разнообразных факторов. Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет важное значение для определения основных направлений, поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.

Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам. Так выделяют внешние и внутренние факторы. К внутренним относятся факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. К внешним факторам относятся факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства.

В свою очередь внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные. Внепроизводственные факторы связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами деятельности предприятия, а производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли - это средства труда, предметы труда и сам труд.

По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.

К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменения численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

Первичные факторы производства воздействуют на прибыль через систему обобщающих факторных показателей более высокого порядка. Эти показатели отражают, с одной стороны, объем и эффективность использования их потребленной части, участвующей в формировании себестоимости.

Таким образом, можно сделать вывод, что одни и те же элементы процесса производства, именно средства труда, предметы труда и труд, рассматриваются, с одной стороны, как основные первичные факторы увеличения объема промышленной продукции, а с другой - как основные первичные факторы, определяющие издержки производства.

Поскольку прибыль представляет собой разность между объемом произведенной продукции и ее себестоимостью, то ее величина и темпы роста зависят от тех же трех первичных факторов производства, которые воздействуют на прибыль через систему показателей объема промышленной продукции и издержек производства.

1.3 Распределение и использование прибыли на предприятии

Для налогообложения балансовая прибыль корректируется в соответствии с налоговым стандартами (Положением о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции, и другими.). Надо отметить, что понятие чистой прибыли в России не соответствует понятию чистой прибыли по международным стандартам, «наша» чистая прибыль по ситу не является чистой, а включает в себя значительные расходы (фонды потребления, социальной сферы и т.д.), что недопустимо по западным стандартам.

Из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли) в соответствии с законодательством и учредительными документами предприятие может создавать фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд и другие специальные фонды и резервы. Нормативы отчислений от прибыли в фонды специального назначения устанавливается самим предприятием по согласованию с учредителем. Отчисления от прибыли в специальные фонды производятся ежеквартально. На сумму произведенных отчислений от прибыли происходит перераспределение прибыли внутри предприятия: уменьшается сумма нераспределенной прибыли и увеличиваются образуемые из нее фонды и резервы.

Эта прибыль направляется на капитальные вложения и прирост основного и оборотного капитала; на покрытие убытков прошлых лет, на отчисления в резервный капитал, на расходы социального характера; а также на выплату дивидендов и доходов.

При этом под фондом накопления понимаются средства, направленные на производственное развитие предприятия, техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, освоение производства новой продукции, на строительство и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники и технологий в действующих организациях и иные аналогичные цели, предусмотренные учредительными документами предприятия (на создание нового имущества предприятия).

За счет средств фондов накопления финансируются главным образом капитальные вложения на производственное развитие. При этом осуществление капитальных вложений за счет собственной прибыли не уменьшает величину фонда накопления. Происходит преобразование финансовых средств в имущественные ценности. Фонд накопления уменьшается только при использовании его средств на погашение убытков отчетного года, а также в результате списания за счет накопительных фондов расходов, не включенных в первоначальную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов основных средств.

Под фондами потребления понимаются средства направляемые на осуществление мероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений), материальному поощрению коллектива предприятия, приобретение проездных билетов, путевок в санатории, единовременном премировании и иных аналогичных мероприятий и работ, не приводящих к образованию нового имущества предприятия.

Фонд потребления складывается из двух частей: фонд оплаты труда и выплаты из фонда социального развития. Фонд оплаты труда является источником оплаты по труду, любых видов вознаграждения и стимулирования работников предприятия. Выплаты из фонда социального развития расходуются на проведение оздоровительных мероприятий, частичное погашение кредитов за кооператив, индивидуальное жилищное строительство, беспроцентные ссуды молодым семьям и другие цели, предусмотренные мероприятиями по социальному развитию трудовых коллективов.

Резервный фонд предназначен для обеспечения финансовой устойчивости в период временного ухудшения производственно - финансовых показателей. Он также служит для компенсации ряда денежных затрат, возникающих в процессе производства и потребления продукции.

Для повышения эффективности производства очень важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в сумме отчислений.

Распределение чистой прибыли позволяет расширять деятельность организации за счет собственных, более дешевых источников финансирования. При этом снижаются финансовые расходы организации на привлечение дополнительных источников.

ГЛАВА 2 ОПТИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ

.1 Минимизация налогов как способ оптимизации прибыли

Сегодня минимизация налогов во многих случаях ассоциируется с незаконным уклонением от их уплаты. Однако существуют и легальные способы снизить налоговую нагрузку. Жизнеспособность каждого из них подтверждается возможностью обосновать деловую цель сделки - непременное условие для того, чтобы снижение налоговой нагрузки было признано правомерным.

Использование бренда. Суть метода. Компания, продающая товары по лицензионному соглашению, приобретает у «упрощенца» (уплачивающего единый налог по ставке 5%) право использовать бренд при продаже товара. А компания-организатор учитывает затраты на бренд в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией в соответствии с подпунктом 37 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Если стоимость товарного знака будет высокой, то часть прибыли от реализации оседает на «упрощенце» и вместо 20 процентов налога на прибыль в бюджет выплачивается только 6 процентов единого налога.

Использование бренда должно способствовать увеличению продаж. Для этого компания должна регулярно проводить рекламные акции с использованием лицензионных товарных знаков. При проверке инспекторы обязательно спросят, каким образом и зачем приобретенное право используется непосредственно в деятельности компании. В ответ можно продемонстрировать планы рекламных акций, результаты использования бренда, например повышение продаж.

Налоговые риски, возникающие при заключении лицензионных соглашений на приобретение прав использования товарных знаков, во многом обусловлены неопределенностью понятия «использование товарного знака» в гражданском законодательстве. Так, в соответствии со статьей 22 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. №3520-1 «использованием товарного знака считается применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и (или) их упаковке правообладателем или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора». Поэтому если товарный знак приобретается исключительно для его использования при продаже товаров, то экономическая обоснованность лицензионных платежей может ставиться налоговыми органами под сомнение.

Присоединение убыточной фирмы. Суть метода. Компания, имеющая стабильную прибыль, присоединяет к себе убыточную фирму. В результате присоединения все убытки в полном размере переходят к правопреемнику и уменьшают его налогооблагаемую прибыль. Причем в соответствии с пунктом 5 статьи 283 НК РФ эти убытки могут быть перенесены и на последующие налоговые периоды. Этот метод особенно актуален, учитывая борьбу ФНС с убыточными фирмами.

Деловая цель. Как и любая другая реорганизация, присоединение должно иметь под собой сугубо деловые основания: получение новых рынков сбыта или сырьевых ресурсов, создание нового направления деятельности или даже устранение неудобного конкурента. Версию деловой цели следует обосновать в специальном бизнес-плане. Кроме того, цели и задачи реорганизации можно упомянуть в протоколах учредителей, составляемых при принятии решения о реорганизации и последующей регистрации изменений в учредительные документы.

Это законный метод снижения прибыли. Глава 25 НК РФ действительно не содержит серьезных ограничений в части возможности присоединения убыточной фирмы, ее финансовых результатов, активов и т.д. Если у присоединяемой фирмы есть убытки, то компания-правопреемник уменьшает свою прибыль в соответствии со статьей 283 НК РФ. Реорганизация компаний, в том числе и присоединение к себе других организаций, - это абсолютно нормальный процесс, предполагающий развитие бизнеса. Поэтому, как правило, решение принимается исходя из деловых соображений, а уменьшение прибыли - своеобразный «дополнительный» бонус. Правда, налоговые органы обязательно проверят достоверность сформированных убытков присоединяемых компаний.

Вывод автотранспорта в самостоятельную структуру. Суть метода. Автотранспортное подразделение выводится в отдельную самостоятельную фирму, которая сразу же переводится на упрощенную систему налогообложения. При этом выбор ставки единого налога зависит от того, какое соотношение расходов и доходов предполагается в новой фирме. Если расходы составляют меньше 70 процентов от доходов, выгоднее применять ставку 5 процентов от доходов. Если же удельный вес расходов больше - 15 процентов от базы «доходы минус расходы». Поэтому минимальная экономия налога на прибыль составит 5 процентов (20-15) от увеличения расходов на транспорт.

Если же на территории деятельности новой фирмы введен ЕНВД (единый налог на временный доход) на оказание транспортных услуг, то экономия на налоге должна быть еще больше. Ведь единый налог в этом случае будет «зафиксирован» на каждую автомашину независимо от реальных доходов фирмы. Поэтому компания заинтересована в увеличении расходов по получаемым от новой фирмы транспортным услугам, поскольку налогооблагаемая прибыль при этом уменьшится, а сумма ЕНВД остается неизменной.

Деловая цель. Выделение автотранспортного подразделения в самостоятельную фирму можно обосновать производственными целями: улучшением эффективности использования автопарка, повышением производительности труда. Хорошо, если достижение поставленных при реорганизации целей подтверждается фактическими показателями; среди них можно особо выделить те, которые изменились в лучшую сторону. Кроме того, можно показать налоговикам, что в результате реструктуризации появились новые клиенты транспортных услуг.

Действительно, автономность деятельности в области оказания транспортных услуг может стать более эффективной с точки зрения не только применения специального режима налогообложения, но и с точки зрения принятия управленческих решений.

Консультационные услуги «упрощенца». Суть метода. Заключается договор на консультационные услуги с фирмой, работающей на упрощенном режиме и уплачивающей единый налог по ставке 5 процентов. В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 264 НК РФ консультационные услуги относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Экономию налога на прибыль определяет разница в ставках налога на прибыль (20%) и «упрощенного» налога (5%), что составляет 15 процентов от стоимости услуг.

Деловая цель. Тематика консультаций должна быть тесно связана с основной деятельностью компании. Меньше всего проблем с консультациями по технологическим вопросам производства. Чтобы подтвердить реальность консультационных расходов, результаты консультаций желательно оформить в письменном виде и достаточно подробно.

Возможность учесть расходы на консультационные услуги при определении налоговой базы по налогу на прибыль предусмотрена подпунктом 15 пункта 1 статьи 264 НК РФ. При проверке обоснованности таких затрат инспектор должен убедиться, что отчет об оказании консультационных услуг, с одной стороны, достоверен, а с другой - применим в хозяйственной деятельности налогоплательщика, то есть предполагает проведение весьма серьезного изучения предмета исследования. Обратите внимание: инспекторами достаточно легко устанавливается факт проведения фиктивного исследования, например, если отчет об оказании консультационных услуг подготовлен на основе материалов, размещенных в Интернете и правовых базах. Выявить подобные заимствования в настоящее время не вызывает особых затруднений.

Посредничество с «упрощенцами». Суть метода. Компания заключает с фирмой, находящейся на упрощенной системе, договор комиссии, по которому обязуется продавать товар комитента-»упрощенца» от своего имени, но за его счет. Таким образом, компания, как и раньше, будет продавать те же самые товары тем же покупателям, но в реализацию будет попадать не вся выручка от продажи, а только ее небольшая часть в виде комиссионного вознаграждения. Остальная часть выручки будет облагаться налогом у комитента-»упрощенца». Экономия налога на прибыль достигается за счет разницы налоговых ставок. В торговле «упрощенцы», как правило, применяют ставку 15 процентов от базы «доходы минус расходы». Экономия в этом случае составит 5 процентов (20-15).

Деловая цель. Заключение договора комиссии является обычной практикой компаний. Вопросы у налоговиков могут возникнуть, если они обнаружат аффилированность между компанией и «упрощенцем». При этом наибольшее внимание проверяющие уделяют составлению отчетов комиссионера и других документов, предусмотренных договором3.

Любой вариант использования «упрощенцев» влечет неуплату НДС с операций, которые осуществляют «упрощенцы». С одной стороны, это налоговая экономия, с другой - налоговые потери в случае, когда через «упрощенца» проходят товары, которые ранее приобретались организацией с НДС. Ведь имея входящий НДС и осуществляя облагаемую НДС деятельность, организация принимает НДС к вычету, а в случае «упрощенки» принимать к вычету нечего, поэтому экономия по налогу на прибыль может быть перечеркнута потерями по НДС. В рассматриваемом случае налогоплательщик может столкнуться с проблемой сбыта товара, поскольку покупатели, скорее всего не захотят покупать товар без НДС или будут требовать скидку, которая уменьшит налоговые преимущества. Поэтому подобная схема удобна в случае, когда покупатели не заинтересованы во входящем НДС, например, когда товары реализуются напрямую населению.

Маркетинговые услуги «упрощенца». Суть метода. Заключается договор на маркетинговые услуги с «упрощенцем». Экономия налога на прибыль, как и в случае с консультационными услугами, составляет 15 процентов от их стоимости. Маркетинговые расходы напрямую не поименованы в главе 25 НК РФ, однако по своей сути они могут быть отнесены к консультационным или информационным услугам, расходы на которые учитывают в составе прочих расходов на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Кроме того, подпунктом 27 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим относятся также расходы на текущее изучение (исследование) конъюнктуры рынка, сбор информации, непосредственно связанной с производством и реализацией товаров, работ или услуг.

Деловая цель. Маркетинговые услуги привязываются к планам компании на освоение новой продукции или выхода на новые рынки сбыта. Все результаты маркетинговых исследований оформляются с учетом требований налоговиков.

Приобретение основных средств на «упрощенца». Суть метода. Этот метод применяют компании, которые собираются приобрести дорогостоящее основное средство с длительным сроком полезного использования. Для этого регистрируется новая фирма, которая сразу переводится на упрощенный режим. Далее фирме выдается долгосрочный заем в размере стоимости необходимого основного средства. Если предполагалось приобретение оборудования за счет банковского кредита, то компания может выступить гарантом по этому кредиту, который получит «упрощенец». Новая фирма покупает основное средство, приходует к себе на баланс и передает компании по договору аренды. Поскольку арендная плата значительно выше амортизации, то стоимость основного средства будет перенесена на расходы в виде арендной платы значительно быстрее, чем это происходило бы через амортизацию.

Если компания давала фирме заем, то арендная плата засчитывается в счет его погашения. После того как задолженность будет погашена, компания начинает перечислять арендную плату реальными деньгами. Снижение прибыли достигается за счет разницы между величиной арендной платы, отнесенной на расходы, и амортизационными отчислениями, которые компания относила бы на расходы, если оприходовала основное средство на свой баланс. Экономия налога на прибыль зависит от ставки налога «упрощенца». Если его расходы, включая амортизацию, меньше 70 процентов от доходов, то целесообразно применять ставку 5 процентов от доходов, если же удельный вес расходов выше, то выгоднее использовать ставку 15 процентов от доходов за минусом расходов.

Деловая цель. Создание такой фирмы можно обосновать уникальностью оборудования, спецификой его обслуживания, отсутствием в компании необходимых специалистов. При этом в новую фирму надо принять хотя бы небольшой обслуживающий персонал. Обоснование аренды оборудования заранее излагается в письменном виде, чтобы при проверке этот документ был всегда под рукой. Это можно сделать в виде бизнес-плана или служебной записки на имя руководителя.

Перевод обособленных подразделений на упрощенную систему. Суть метода. Производится реорганизация компании, в результате которой одно или несколько обособленных подразделений становятся самостоятельными юридическими лицами. Эти новые фирмы сразу же переводятся на упрощенную систему налогообложения. Экономия налога на прибыль достигается за счет разницы в ставках налогов. Обычно в таких случаях «упрощенцы» применяют ставку налога 15 процентов от базы «доходы минус расходы». Причем экономию можно увеличить, сознательно завысив стоимость покупаемых товаров, работ и услуг.

Деловая цель. Необходимость реорганизации можно подтвердить повышением производительности труда, улучшением экономических показателей, созданием здоровой конкуренции между подразделениями, более эффективным использованием производственного потенциала. Для подтверждения последнего необходимо, чтобы помимо самой компании у новых фирм были и другие клиенты. Необходимость реорганизации обосновывается, как правило, в бизнес-плане.

Комиссионная торговля товарами из оффшора. Суть метода. Этот метод применяется компаниями, торгующими в России товарами иностранного производства. Товар в этом случае закупается не российской компанией, а ее родственной фирмой, зарегистрированной в оффшоре. С этой фирмой заключается договор комиссии, по которому компания и продает товар в России. Российская компания оставляет себе только комиссионное вознаграждение, а всю остальную выручку от продажи товаров перечисляет за рубеж. Экономию налога на прибыль составит разница между ставкой налога на прибыль в России и ставкой аналогичного налога в оффшоре.

Деловая цель. Заключение комиссионного договора может вызвать вопросы налоговиков только в том случае, если до его заключения компания сама закупала тот же или аналогичный товар этого же производителя. Поэтому данную методику компании применяют в отношении нового производителя или иного товара. Меньше всего вопросов возникнет у налоговиков, если компания работает по комиссионному договору с самого начала своей деятельности. Необходимо также обратить внимание на точное исполнение договора комиссии и своевременное составление отчета комиссионера. При наличии аффилированности с комитентом финансовые службы готовят данные о рыночной цене комиссионного вознаграждения - собирают сведения о размере вознаграждения у фирм-комиссионеров, торгующих в России аналогичным товаром иностранного производства.

При использовании такого метода компаниям придется столкнуться с тремя сложностями. Во-первых, с таможней. Ведь на момент ввоза товара затруднительно определить его продажную стоимость и на этом основании - таможенную стоимость. А таможенники не любят неопределенностей, им проще не пустить товар в РФ. Так что до применения данного метода целесообразно утрясти с ними все вопросы. Во-вторых, реализуя товар в РФ, комиссионер или покупатель обязан удержать НДС и в полной сумме заплатить его в бюджет в качестве налогового агента. НДС, уплаченный комиссионером на таможне, не может быть принят к вычету, поскольку комиссионер не приобретает товар. Следовательно, этот метод больше подходит для освобожденного от НДС товара. В-третьих, инспекторы могут посчитать такую сделку торговлей через постоянное представительство иностранной компании в РФ, а это представительство уплачивает всю совокупность российских налогов. Чтобы этого не произошло, комиссионер должен быть агентом с независимым статусом, то есть комиссионная торговля должна быть для него обычным видом деятельности и он должен оказывать подобные услуги также и другим комитентам.

Завышенные штрафные санкции в договорах поставки. Суть метода. Компания, поставляющая товар розничным магазинам, работающим на ЕНВД, включает в договор поставки завышенные санкции за нарушение его положений. Нарушив условие договора, компания перечисляет покупателю штраф в соответствии с договором. «Вмененщик» относит этот внереализационный доход к деятельности по ЕНВД и никакими дополнительными налогами не облагает. Поставщик же сумму штрафа включает в состав внереализационных расходов, согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ, и уменьшает свою налогооблагаемую прибыль.

Деловая цель. Включение в договор штрафов за его невыполнение является обычной практикой договорных отношений между компаниями. Кроме того, чтобы не было лишних вопросов, в договорах предусматривают симметричную ответственность и покупателя. На это и обращают внимание налоговиков при проверках: санкции симметричные и применяются одинаково ко всем договорам.

2.2 Причины и последствия нерациональной оптимизации прибыли

Недостаточный объем получаемой прибыли как причина ухудшения финансового состояния организации. Рычаги оптимизации прибыли.

Потенциальная возможность предприятия сохранять (достигать) приемлемое финансовое состояние определяется объемом получаемой прибыли. Основные составляющие, от которых зависит объем прибыли предприятия, - это цены и объемы реализации продукции, уровень производственных издержек и доходы от прочих видов деятельности.

Анализ доходов и затрат от основной и прочих видов деятельности проводится с использованием отчета о финансовых результатах, показателей прибыльности, величины накопленного капитала. Для оценки уровня переменных и постоянных затрат, а также соотношения цен на потребляемые ресурсы и реализуемую продукцию проводится маржинальный анализ.

Безусловно, оценка объемов реализации осуществляется в первую очередь. При снижении объемов реализации необходимо выяснить причину сложившейся ситуации. Нередко в качестве объяснения предлагается следующее: «Нет спроса, нашу продукцию не берут». Однако нередко на предприятиях наблюдается другая причина - недостаточные усилия по продвижению своей продукции. Речь идет не об отсутствии рекламы на телевидении, а о банальной пассивности отдела маркетинга (либо отдела с любым иным названием, отвечающего за привлечение заказов). Вместо поиска клиентов, участия в выставках, рассылок информации отдел маркетинга дублирует функции отдела сбыта - просто фиксирует полученные и выполненные заказы.

Если рыночная ситуация такова, что спрос на продукцию предприятия ограничен и расширение рынка сбыта в ближайшее время не прогнозируется, можно говорить о необходимости выпуска новых видов продукции. Выпуск нового вида продукции, пользующегося спросом на рынке, позволит увеличить объемы реализации, но потребует средств на приобретение нового оборудования, know-how (в этом случае необходимо определить объем капитальных затрат, который не приведет к ухудшению состояния компании).

Возможно, что продвижение продукции организовано на должном уровне и предприятие заняло максимально возможную долю рынка, но прибыль все равно невысока. Причиной данной ситуации могут быть высокие затраты. Одной из возможных причин высоких затрат - высокие цены на сырье, материалы, комплектующие, услуги, устанавливаемые поставщиками. В этом случае вариант снижения затрат - поиск поставщиков, устанавливающих более низкие цены. В большинстве случаев альтернативные поставщики существуют; ведение, оперативное пополнение базы возможных поставщиков сырья, материалов, комплектующих, услуг и использование данной информации - реальная мера по сокращению затрат предприятия.

Причиной возникновения высоких затрат могут быть не только поставщики, но и само предприятие. В частности, высокие затраты на освещение, отопление, потребление воды могут возникать по причине отсутствия контроля за расходованием ресурсов. Это особенно характерно для крупных предприятий: освещение помещений не только в рабочее время, не отремонтированные теплосети, обогревающие помимо помещений «уличный воздух».

Для небольших компаний существенными могут быть телефонные счета, командировочные расходы и.т.п. В этом случае снижения затрат можно добиться простой процедурой «контроля за выключателями» (при этом эффект наблюдается ощутимый). Телефонные переговоры нередко могут быть заменены электронными сообщениями (без ущерба для работы). Помимо экономии, электронные сообщения способствуют усилению процедуры контроля: документально изложенные задания и отчеты приоритетны перед устными.

В некоторых случаях снижение затрат требует более радикальных мер - сокращения производственных фондов предприятия или, как иногда говорят, сокращения масштабов компании. К таким мерам нередко приходится прибегать предприятиям, которые были созданы достаточно давно и рассчитаны на объемы производства, в десятки раз большие, чем объемы, производимые в настоящее время.

Недозагруженные производственные фонды становятся «слишком дорогими» для предприятия - требуют слишком больших (по сравнению с выручкой) затрат на ремонт и обслуживание. Возникает решение отказаться от части фондов и тем самым сократить постоянные затраты (в настоящее время нередко встречаются случаи продажи вспомогательных производств, которые инициируются именно с целью сокращения затрат). Сокращение масштабов производственных фондов позволит увеличить прибыль за счет сокращения постоянных затрат - сокращения затрат на содержание и ремонт оборудования, зданий, сооружений.

Прибыль, заработанная предприятием, остается в его распоряжении не в полном объеме. Часть заработанной прибыли может уйти на погашение штрафов, пеней за просроченные задолженности или срывы контрактов, часть - на расходы непроизводственного характера. Сокращение непроизводственных расходов из прибыли также может стать путем оптимизации прибыли, и, следовательно, финансового положения компании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конечный итог многосторонней деятельности каждого хозяйствующего субъекта - это его финансовые результаты: прибыль или убытки. В редких случаях прибыль и убытки одновременно равняются нулю, что следует считать отрицательным результатом, поскольку общая деятельность предприятия не принесла положительных эффектов.

В условиях рыночной экономики и переходного к ней периода целевой функцией предприятия становится прибыль. Она - двигатель всех его действий, отражает их эффективность. Прибыль является важным источником финансирования развития и совершенствования производства, удовлетворения хозяйственных нужд, социальных потребностей работников и собственников используемого капитала.

По своему содержанию прибыль весьма сложная категория, общий результат всех действий хозяйствующего субъекта, затрагивающий экономические интересы участников производственного процесса. Как известно, общая сумма прибыли представляет собой разницу между доходами от разных видов деятельности (производственной, торговой, закупочной, коммерческой, финансовых операций и т.д.) и осуществленными затратами на их достижение. На ее размеры влияют также внереализационные доходы и убытки.

Максимизация прибыли является доминирующей проблемой любого субъекта хозяйствования. Получение максимальной прибыли, возможно, при определенном сочетании объема производства, цены продукта и издержек на его производство и реализацию. Максимизация прибыли заключается в выборе такого объема производства (реализации) продукции, при котором предельные издержки на производство и реализацию продукции равны предельному доходу.

Литература:

1. Александров С., Фадеев П. Рейтинг-анализ. Учебное пособие; Мн.: Технология, 1997

. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука,  1991

. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия; СПб.: Питер Ком, 1999

. Базаров Т.Ю., Еремин Б.Л. Управление персоналом: Учебник. - М., Юнити, 2000

. Бовыкин В.И. Новый менеджмент. - М.,1996

. Валовой Д.В. Эволюция менеджмента: опыт зарубежных стран. - М., 1996

. Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.,1998

. Виханский О.С. Российский менеджмент: Кн.1: Ситуационное обучение менеджменту: Учебное пособие для вузов Государственная академия управления имени Серго Орджоникидзе, 1997

. Виханский О.С. Менеджмент: Учебник. - М., Гардарика, 2001

. Винер Н. Человек управляющий; СПб.: Питер, 2001

. Вачугов Д.Д. Основы менеджмента. - М., «Высшая школа», 2001

Похожие работы на - Политика оптимизации дохода предприятий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!