Международно-правовое регулирование информационной безопасности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,21 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Международно-правовое регулирование информационной безопасности

Содержание

Введение

1. Общая характеристика международно-правового регулирования информационной безопасности

1.1 Информационные аспекты безопасности

1.2 Источники нормативно-правового регулирования при международном информационном обмене. Концепция обеспечения информационной безопасности

2. Порядок международно-правового регулирования информационной безопасности

2.1 Классификация и определение источников опасности при международном информационном обмене

2.2 Меры по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена

3. Совершенствование международно-правового регулирования информационной безопасности

3.1 Направления совершенствования международно-правового регулирования информационной безопасности

3.2 Перспективы совершенствования международно-правового регулирования информационной безопасности

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Информация - это одна из самых важных ценностей в современной жизни. С массовым внедрением компьютеров во все сферы деятельности человека объем информации, который хранится в электронном виде, вырос в тысячи раз. Правовые проблемы регулирования информационных отношений в настоящее время нуждаются в тщательном исследовании, поскольку резко ускоряющиеся информационные процессы глобализации эволюционируют достаточно быстро. Возникающие в связи с этим новые общественные отношения нуждаются в адекватном правовом регулировании.

Актуальность настоящей работы определяется тем, что в современном мире нарастают информационные угрозы. Информационный ресурс в настоящее время выходит по степени значимости на первый план.

Объект настоящего исследования - международно-правовое регулирование информационной безопасности. Предмет исследования - особенности обеспечения информационной безопасности на международно-правовом уровне.

Цель настоящей работы - исследование процессов международно-правового регулирования информационной безопасности на основе международных соглашений и договоров. Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие задачи:

- рассмотреть информационные основы безопасности при международном информационном обмене;

- изучить источники международно-правового регулирования информационной безопасности;

- выявить меры по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена;

- определить направления совершенствования международно-правового регулирования информационной безопасности.

1. Общая характеристика международно-правового регулирования информационной безопасности

1.1 Информационные аспекты безопасности

В настоящее время особую актуальность приобрели вопросы обеспечения информационной безопасности на единой таможенной территории Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Участники Таможенного союза сотрудничают в вопросах применения современных информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле. В государствах - участниках Таможенного союза уже существуют и продолжают развиваться информационные обмены между автоматизированными информационными системами (АИС), входящими в состав автоматизированных информационных сетей таможенных органов, и информационными системами внешних организаций в рамках международных соглашений, поддержка электронного взаимодействия для новых бизнес-процессов с участием внешних организаций и перевод существующих бизнес-процессов на электронный способ взаимодействия (например, электронное представление сведений).

С вступлением России в ВТО появилась необходимость обеспечения нового уровня информатизации таможенной службы России. "С 1 января 2009 г. в Евросоюзе введено обязательное электронное предварительное информирование таможенных органов о перевозках товаров по процедуре МДП". Для совершенствования взаимодействия таможенных органов РФ и государств - членов ЕС необходима передача информации по товарам, перемещаемым из ЕС в Россию по процедуре МДП. Соответственно приграничные таможенные посты получают информацию от ГНИВЦ ФТС России о прибывающих товарах и транспортных средствах для таможенного оформления и контроля.

Уже в 1997 г. представители власти отмечали катастрофическое отставание нашей страны в формировании информационного общества: "Отставание России в подготовке к вхождению в информационное общество может привести к огромным экономическим и социальным потерям".

Информация - это ресурс, который имеет определенную ценность для организации и, следовательно, нуждается в соответствующей защите. По применению всю информацию, которой пользуется человек, можно разделить на следующие виды: математическая; текстовая; графическая; звуковая; видеоинформация.

Под информационной безопасностью (ИБ) подразумевается сохранение следующих характеристик:

конфиденциальность: предоставление доступа к информации только тем, у кого есть право на доступ к ней;

целостность: защита точности и полноты информации и методов обработки;

доступность: обеспечение доступа к информации и связанным с ней ресурсам авторизованным пользователям по мере необходимости и достигается путем внедрения совокупности необходимых средств защиты, в число которых могут входить политики, рекомендации, инструкции, организационные структуры и программные функции.

международный правовой информационная безопасность

Комплекс средств, направленных на обеспечение информационной безопасности:

.анализ защищенности корпоративной информационной системы, проверка уязвимости программного обеспечения;

2.безопасность аутентификации при доступе к корпоративным данным;

.обеспечение конфиденциальности информации;

.защита корпоративной информации от несанкционированного доступа - одной из главнейших проблем в деятельности современной организационной системе;

.развертывание системы централизованного управления антивирусной защитой;

.установка средств резервного копирования и восстановления данных.

Необходимо отметить, что в настоящее время электронное взаимодействие между приложениями в составе АИС и внешних информационных систем часто реализовано в виде отдельных, не связанных между собой программных комплексов, что не позволяет обеспечить единые решения, обеспечивающие информационную безопасность передаваемых данных, систем и сетей, эксплуатацию и администрирование таких решений, а также требования по производительности и масштабированию.

Наличие указанных видов электронного взаимодействия с использованием сети Интернет связано с появлением значительных угроз информационной безопасности таможенных органов государств - участников Таможенного союза, происходящих от потенциально враждебной среды, которую она собой представляет. Возрастающие угрозы связаны не только с попытками несанкционированного проникновения в сети (хакеры, конкуренты, преступные элементы, иностранные разведки), но и с повышающимися рисками утечек конфиденциальной информации.

Поэтому необходимо найти единое комплексное решение, обеспечивающее контролируемое взаимодействие приложений и пользователей таможенных органов Таможенного союза с внешними информационными ресурсами и системами, построенного на современных принципах и платформах, удовлетворяющих требованиям государственных положений и собственных нормативных документов государств - участников Таможенного союза.

Целями создания комплексного решения являются:

построение единого технического решения, обеспечивающего контролируемое информационное взаимодействие таможенных органов государств - участников Таможенного союза между собой и с внешними организациями;

построение единого технического решения, обеспечивающего доступ авторизованным мобильным пользователям к приложениям АИС таможенных органов;

построение типового решения для доступа пользователей таможенных органов государств - участников Таможенного союза в Интернет с реализацией семантического управления доступом к ресурсам;

обеспечение высокой отказоустойчивости, масштабируемости и производительности решений - за счет применения современных программных платформ и технических средств, обладающих соответствующими характеристиками;

обеспечение единого решения по защите информации - за счет применения сертифицированных средств, технологий аутентификации и авторизации пользователей, протоколирования, антивирусной защиты и т.п.

В части автоматизированного информационного обмена с внешними организациями комплексное решение должно реализовывать следующие функции:

прием сообщений от приложений АИС и внешних организаций;

маршрутизация сообщений (определение приложения - получателя);

преобразование транспортных протоколов и форматов сообщений;

отправка сообщений приложениям АИС и внешних организаций;

аутентификация и авторизация приложений АИС и внешних организаций;

архивирование входящих и исходящих сообщений;

фильтрация сообщений;

антивирусный контроль маршрутизируемых сообщений.

Таким образом, указанное комплексное решение будет способствовать формированию общего контролируемого взаимодействия приложений АИС и пользователей с внешними информационными ресурсами и системами на современных принципах и платформах, удовлетворяющих требованиям государственных нормативных актов и собственных нормативных документов государств - участников Таможенного союза, в том числе и в сфере информационной безопасности.

1.2 Источники нормативно-правового регулирования при международном информационном обмене. Концепция обеспечения информационной безопасности

Источниками норм, касающихся содержания массовой информации, являются международно-правовые акты, такие как Декларация ООН о средствах массовой информации и правах человека, Декларация ЮНЕСКО "Об основных принципах, касающихся средств массовой информации в укреплении мира и международного взаимопонимания и в развитии прав человека", международные конвенции, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.

На универсальном уровне проблемы политики в области международных обменов массовой информацией обсуждаются в рамках учрежденного в 1978 году Комитета ООН по информации и специализированных комитетов ЮНЕСКО. Специалисты различных стран на регулярных научных форумах, проводимых по инициативе Международного союза электросвязи, предсказывают неизбежность радикальных изменений в области международно-правового регулирования электросвязи вследствие бурного развития информатики и предвидимого в обозримом будущем формирования единой мировой коммуникационной системы, которая соединит спутники связи, банки данных различных стран, теле - и радиовещание, телефонную связь. Формирование единого всемирного "информационного поля" потребует и адекватных международно-правовых решений.

Одним из наиболее заметных явлений глобализации является развитие сети Интернет. Развитие Интернета находится в поле внимания не только государств, но и международных организаций. Особое воздействие на "мировую паутину", без сомнения, оказывает ООН. В перечень глобальных задач повестки дня ООН входит развитие и глобальное распространение информационных технологий и, разумеется, Интернета как системы непрерывного обращения информационных потоков.

В рамках ООН происходит формирование международно-правового обеспечения регулирования сети в глобальных масштабах. Развивающаяся рекомендательная база является результатом деятельности ООН в данной сфере. Указанную базу составляют резолюции одного из главных органов ООН - Генеральной Ассамблеи, ее второго комитета. Немаловажную роль имеют и резолюции другого главного органа ООН - ЭКОСОС. Помимо этого, важнейшие инициативы исходят от Генерального секретаря ООН, который выступает с различными предложениями по вопросам управления и использования Интернета в глобальном масштабе.

В качестве международно-правовых оснований деятельности ООН в рассматриваемой сфере выступают положения Устава ООН, Международных пактов по правам человека, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, решения международных конференций, например Всемирной встречи на высоком уровне по вопросам информационного общества/ВВВУИО (женевский этап 2003 г., тунисский этап 2005 г.).

Координационным центром общесистемной деятельности, в частности деятельности по обзору и оценке прогресса в осуществлении решений ВВВУИО и реализации итоговых документов, выступает ЭКОСОС, содействие которому оказывает Комиссия по науке и технике в целях развития. ЭКОСОС призван осуществлять надзор за последующей деятельностью по выполнению решений женевского и тунисского этапов ВВУИО. Конечно, понятие "надзор" следует истолковывать как наблюдение, связанное с оценкой и обзором последующих шагов и инициатив.

ООН стремится к достижению целей многостороннего обсуждения многостороннего сотрудничества по развитию, управлению и использованию Интернета с помощью выработки не только рекомендательных источников международного права, но и различных организационных инструментов, которые содействуют реализации ее обязательств по развитию и использованию ICT в целях развития. Так, важное значение в политике ООН в сфере развития Интернет имеет международная Комиссия по развитию цифровых технологий, созданная по инициативе Генерального секретаря ЮНЕСКО и Генерального секретаря Международного союза электросвязи и включающая представителей частного бизнеса и гражданского общества из различных государств. При Генеральном секретаре ООН действует Специальный советник по вопросам управления Интернетом; вопросами управления использованием Интернета также занимается Департамент по экономическим и социальным вопросам.

Лидирующую роль в выработке глобального консенсуса по вопросам управления Интернетом играет Форум по вопросам управления Интернетом, ставший итогом встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества в 2005 г. Мандат Форума предусмотрен п. п.72 - 73 Тунисской программы. Организация проведения Форума возложена на Генерального секретаря ООН, который действует через Консультативную группу, являющуюся бюро Форума. Правовым основанием полномочий Генерального секретаря по созыву Форума стал п.67 Тунисской программы для информационного общества, где Генеральному секретарю было предложено создать новый форум (первоначально на пять лет) для проведения политического диалога с участием многих заинтересованных сторон. Генеральная Ассамблея в п.17 Резолюции 65/141 продлила мандат Форума еще на пять лет при одновременном признании необходимости его совершенствования и увязки с более широким диалогом по вопросам глобального управления Интернетом.

Информационно-коммуникационные технологии не способны изменить жизнь людей на планете в лучшую сторону, если не будет обеспечен широкий доступ к их использованию. Организация рекомендует правительствам и частному сектору развивать сектор мобильного Интернета с учетом того, что вложения в него окупаются достаточно быстро. Однако на пути достижения этих благих целей возникают проблемы самого различного характера.

Одним из таких препятствий выступает продолжающееся сохранение "цифрового разрыва".

Разработанный более 11 лет назад стандарт по управлению информационной безопасностью BS 7799 не только стал одним из государственных стандартов Великобритании, но и получил заслуженное признание в международном сообществе.

Стандарт был создан на основе документа PD 0003 "Практические правила управления информационной безопасностью", разработанного Министерством торговли и промышленности Великобритании при участии специалистов ряда ведущих компаний и организаций, таких как Shell UK, Unilever, British Telecommunications, Британского компьютерного общества, Ассоциации британских страховщиков и др.

Согласно замыслу, основной задачей стандарта является разработка инструмента для создания эффективных систем информационной безопасности государственных и коммерческих организаций на основе современных методов менеджмента. В этом нормативном документе содержится исчерпывающий набор подходов к управлению безопасностью, которые включают в себя самые совершенные процедуры обеспечения информационной безопасности, используемые в разных странах.

Стандарт состоит из двух частей - BS 7799-1 и BS 7799-2, которые были приняты в 2005 году Международной организацией по стандартизации (кстати, Британский институт стандартов является одним из основателей ISO) и Международной электротехнической комиссией как ISO/IEC 17799 и ISO/IEC 27001 соответственно.

В Концепции национальной безопасности Российской Федерации угрозы национальным интересам России в информационной сфере поставлены в один ряд с угрозами в экономической, внутриполитической, социальной, международной, военной, пограничной, экологической сферах. В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации информационное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных и телекоммуникационных технологий и их интенсивным использованием гражданами, бизнесом и органами государственной власти. Одной из основных задач определено противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России. Для решения поставленных задач сформулированы направления реализации стратегии, среди которых обеспечение безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем ключевых объектов инфраструктуры России. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации выделяются четыре вида угроз информационной безопасности, одним из которых являются угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных систем.

2. Порядок международно-правового регулирования информационной безопасности

2.1 Классификация и определение источников опасности при международном информационном обмене

Одним из важнейших принципов обеспечения национальной безопасности является соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства.

В условиях глобализации актуализируются проблемы национальной безопасности, обеспечения правосубъектности суверенных государств в международных отношениях в целях преодоления на основе правовых механизмов негативных тенденций в развитии мировой системы, глобальных экономических и политических отношений.

В современном мире правосубъектность государства в международных отношениях определяется надлежащей компетенцией согласно международным нормам, основывается на конститутивном и институциональном началах реализации государством своих функций. Однако современными критиками Вестфальской системы (1648 г.) ставятся под сомнение действующие международные нормы. Сегодня немало сторонников идеи превратить весь мир в зону свободной торговли. Их оппоненты обосновывают недопустимость прозрачности границ государств, что существенно обострило бы социально-экономические проблемы, положение слабо развитых стран. Тем не менее большинство экспертов из ведущих учреждений мировой экономики (ОЭСР, Всемирный банк, МВФ) призывают к интеграции. Под прикрытием идей эффективности, на деле - реализуется принцип дерегулирования.

Вопреки идеям унификации глобализованного мира, помимо всеобщего американского существуют всеобщий исламский, частный европейский, проект АТР, японский, китайский и различные антиглобалистские движения, которые предлагают собственные проекты глобализации.

В рамках парадигмы "Вашингтонского консенсуса" (1989 г.), реализуемой мировой экономической элитой, среди субъектов реформирования мира-экономики не рассматриваются суверенные государства. Предпринимаются попытки обосновать необходимость управления глобальной безопасностью.

Актуализирована уже не новая идея мирового правительства, которая в процессе своего зарождения связывалась с возможностями реализации потенциала государства "ночного сторожа" для сохранения внешнего и внутреннего мира либерального общества в XIX - начале XX в.Д. Белл характеризует либеральное общество как интегрированное целое, в котором культура, внутренняя структура и экономика были пронизаны единой системой ценностей в рамках капитализма. Все это было подорвано самим же капитализмом. В XX в. ослабление моральных норм превратилось в самоцель как выражение свобод личности. При этом политика усиления регулятивной функции государств, как следствие Великой депрессии, расширила базу государственного вмешательства в экономику и породила экономический национализм. В итоге пришло понимание, что идея мирового правительства не может быть решена только правовыми средствами. Необходим соответствующий уровень культуры мирового сообщества, диалог между экономическими интересами и культурными потребностями, когда экономика и культура признаются самостоятельными и равноценными системами. Ни модернистское пренебрежение культурой, ни постмодернистское доминирование культуры не могут дать решения этой проблемы, поскольку и глобальная система капиталистической экономики, и локальная система культуры вправе требовать друг от друга взаимного приспособления. С точки зрения здравого смысла с подобными рассуждениями можно согласиться. Тем более что "эволюционирующая система способна вбирать в себя больше внешних влияний, активнее реагировать на исторические ситуации и поэтому быстрее (но всегда - исключительно внутренним образом) эволюционировать".

Сегодня вновь востребованы идеи о "мягких суверенитетах". Идеологи глобализации предлагают признать, что суверенитет может быть благом, а может приносить и вред. Кроме того, суверенитет государства может быть привилегией, которую необходимо заслужить. Но риски и ограничения не дают оснований не признавать реальность глобализации. По-видимому, можно говорить о новой форме этатизма - глобального, который реализуется как "черный" PR главным образом через навязывание сильной стороной "правил игры".Ф. Фукуяма, к примеру, не исключает "отмирание государства", но допускает это в демократическом обществе с чрезвычайно высоким уровнем специализированности процветающей капиталистической экономики.Т. Фридман, автор одной из моделей глобализации, полагает, что дальнейшее развитие будет протекать по пути нивелировки потребностей и интересов граждан мира на основе колоссальных достижений, научных открытий, в связи с развитием информационных технологий. Он констатирует: мир стал "плоским". "Выравнивание мира", по Фридману, благодаря научным исследованиям, открывает перед человечеством большие перспективы. Однако препятствия и проблемы, опасности еще не все преодолены на этом пути, в поле зрения мирового сообщества должна быть прежде всего "не теряющая своей актуальности угроза глобального терроризма". Предстоит решить, как "внести в жизнь больше миролюбия и устремленности в будущее". Он предлагает возродить протестантскую этику.Д. Белл главную задачу современного постиндустриального общества также связывает с развитием науки, он подчеркивает, что "научные возможности страны стали решающим показателем ее потенциала. Характер и формы государственной поддержки науки, ее политизация, социологические проблемы организации научных исследований заняли центральное место среди политических проблем постиндустриального общества".

Однако глобальные деконструктивисты, усмотревшие в устойчивой системе государства-нации помеху для транснациональных экспансий, настойчивы в продвижении идей возврата к архаичным контурам "дополитической" карты мира, выступают как экспроприаторы накопленного символического капитала нации, оставляя ей участь манипулируемого извне сообщества". Конкуренция становится все более жесткой. Как считают ряд экспертов, "анархия или глобальный беспорядок прочно утвердились в качестве самой подходящей характеристики международной системы первой четверти XXI века". Государства стремятся наращивать свои совокупные возможности и становятся все более прагматичными. Не представляется возможным констатировать, что в этих условиях процесс реализации функций правосубъектного государства надлежаще обеспечен нормами международного права, особенно тех, которые отнесены мировой экономической элитой к разряду "государств-эмитентов" и "государств-реципиентов".

В целях формирования систематизированного перечня ИО при их обработке в ИСПДн и разработке на их основе частных моделей применительно к конкретному виду ИСПДн угрозы классифицируются в соответствии со следующими признаками:

.по виду защищаемой от ИО информации, содержащей ПДн;

2.по видам возможных источников ИО;

.по типу ИСПДн, на которые направлена реализация ИО;

.по способу реализации ИО;

.по виду нарушаемого свойства информации (виду несанкционированных действий, осуществляемых с ПДн);

.по используемой уязвимости;

.по объекту воздействия.

Первым официальным документом, регулирующим сферу информационной безопасности на законодательном уровне, явилась Доктрина Информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная в 09.09.2000 г. Именно эта Доктрина вобрала в себя всю совокупность официальных на тот момент взглядов на цели, выполняемые в рамках этих целей задачи, а также принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации. Все последующие законодательные акты, принимаемые в рамках вопросов, касающихся информационной безопасности, руководствовались теми положениями, которые были закреплены в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации.

Объектами нападения могут быть информационные системы, являющиеся "нервными" центрами административного и военного отправления. Однако возможны и другие объекты, на которых сосредоточена или в которых циркулирует информация, имеющая важное значение для нормального функционирования различных структур государства и общества. Но часто существует непонимание значения информации как наиболее ценного продукта цивилизации, являющегося базой для выработки и принятия всех важных решений. От целостности и доступности информации зависит качество этих решений.

Каждая из перечисленных областей представляет собой существенную часть жизнедеятельности личности, государства и общества. Их адекватное функционирование в решающей степени обеспечивает национальную безопасность той или иной страны. Следовательно, информационное оружие, способное кардинальным образом нарушить или даже прекратить деятельность в этих областях, представляет серьезную угрозу национальной безопасности.

Величина, характеризующая информацию, определяет величину информационной войны и её результат. Асимметричное информационное воздействие (оружие) незаметно, и на него нет реакции защиты симметричного порядка. Асимметричность дает возможность наносить серьезный вред сильнейшему противнику, так как она всегда находит слабые места в его защите.

Информационное противоборство использует различные методы достижения цели - разрушение структуры систем, на которые такое воздействие было направлено. К таким методам можно отнести: психологический, нейролингвистического программирования, дезинформационный, компьютерного моделирования.

Главной задачей информационной безопасности является обеспечение баланса интересов общества, государства и человека. Этот баланс должен быть адекватен целям безопасности страны в целом.

Информационная безопасность включает в себя три компонента:

информационная безопасность государства;

информационная безопасность общества;

информационная безопасность личности.

В соответствии с Доктриной информационной безопасности РФ источники угроз информационной безопасности РФ подразделяются на внешние и внутренние. К внешним источникам относятся:

) обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами;

) деятельность международных террористических организаций;

) деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических и иных средств разведки иностранных государств;

) разработка рядом государств концепций информационных войн и др.

К внутренним источникам угроз информационной безопасности относятся:

) критическое состояние отечественных отраслей промышленности;

) сращивание государственных и криминальных структур в информационной сфере (доступ к конфиденциальной информации);

) недостаточная разработанность нормативной правовой базы;

отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации и др.

2.2 Меры по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации в сфере международного информационного обмена

Государство должно сохранить за собой функции развития элементов производственной и социальной инфраструктуры, поддержки производства, поддержки научных исследований и разработок в этой сфере. Ситуация с регулированием внешнеинформационной деятельности была усугублена тем, что при этом изменялись и концептуальные подходы к данной проблеме: так, редакции Концепции национальной безопасности РФ 1996 г. и 2000 г. существенно отличались в отношении вопросов оценки места и роли России в мирохозяйственной сфере. Кроме того, в указанных ведущих нормативно - правовых актах, определяющих вектор развития регулирования внешнеинформационной деятельности, по-разному были определены и угрозы во внешнеинформационной сфере, и позиции в отношении возможностей применения различных инструментов регулирования внешнеинформационной деятельности.

Основным методологическим подходом к исследованию сложнейшего социально-политического явления национальной безопасности является системный подход, предложенный Законом Российской Федерации "О безопасности". Системность заключается не только в триаде "личность, общество, государство", но и в сочетании внешней и внутренней безопасности и в структуре ее видов. Закон "О безопасности" позволяет рассматривать национальную безопасность как сложную многоуровневую функциональную систему, в которой непрерывно происходят процессы взаимодействия интересов личности, общества, государства и угроз этим интересам, как внутренних, так и внешних. Система национальной безопасности включает в себя следующие элементы: национальные интересы, угрозы национальной безопасности, систему обеспечения национальной безопасности. В свою очередь, система обеспечения национальной безопасности состоит из органов (в том числе таможенных органов), сил, средств, общественных объединений и граждан, призванных решать задачи обеспечения национальной безопасности. Она развивается и функционирует под воздействием определенного набора факторов, большинство из которых взаимосвязано, обладает комплексным и системным характером воздействия.

С позиции системного подхода обеспечение национальной безопасности представляется в качестве системы со специфическими структурными и функциональными компонентами, которая имеет свои внутренние связи и связи с окружающей средой и развивается под воздействием множества факторов (природных, политических, экономических, военных, социальных и др.), т.е. факторы влияют как на систему национальной безопасности в целом, так и на деятельность отдельных субъектов обеспечения национальной безопасности. Так, МВД России является субъектом обеспечения национальной безопасности, который обеспечивает личную безопасность граждан и общественную безопасность, охрану собственности и общественного порядка; осуществляет меры по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, раскрытию преступлений; оказывает помощь гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

В настоящее время преступность и сопряженные с ней иные формы противоправного поведения приобрели характер реальной угрозы национальной безопасности России, поэтому вопрос поиска оптимальных путей повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, и в первую очередь таможенных органов, приобретает большое значение.

Факторы, влияющие на деятельность Таможенных органов по обеспечению национальной безопасности, делятся на внешние и внутренние. К внешним факторам относятся компоненты, характеризующие правопорядок как объект воздействия Таможенных органов: географические, политические, социально-экономические и демографические характеристики обслуживаемой территории; установки концептуальной среды, определяющие общие социально-политические задачи, основные направления и характер деятельности МВД и других государственных и общественных организаций по поддержанию правопорядка, а также состояние и деятельность государственных органов и общественных организаций, взаимодействующих с МВД в поддержании правопорядка. При криминологическом подходе к перечисленным факторам добавляются социальные, социально-психологические и другие. К внутренним факторам относятся компоненты, отражающие состояние Таможенных органов (структуру, штатную численность и укомплектованность личным составом, расстановку сил и средств, техническую оснащенность и т.д.), а также деятельность по поддержанию правопорядка (раскрываемость преступлений, розыск преступников, выявление правонарушений, административная практика, качество расследования и пр.). Эти факторы концентрируют основные внутренние проблемы эффективности деятельности МВД.

На основе анализа научной литературы средовые факторы можно дифференцировать на политические, юридические, экономические, техногенные, социально-культурные, преступность и правонарушения. Система Таможенных органов чувствительна к действию политических факторов, поскольку идеологически и организационно непосредственно ориентировано на поддержание существующей политической системы. При неоднозначности оценок происходящих в России перемен можно практически безусловно констатировать определенную политическую стабильность как в сфере собственно политических институтов России, так и в отношении к ним общества. Перемены в правоохранительной сфере, новые политические и экономические реалии оказывают существенное влияние на состояние правопорядка и деятельность Таможенных органов по его обеспечению.

Кроме того, социально-экономическое положение в России, характеризуемое ежегодными статистическими данными, особенно влияет на уровень заработной платы сотрудников и оттока квалифицированных кадров, боеготовности и технической вооруженности, нехватку средств на приобретение криминалистической и специальной техники, средств связи, вычислительной техники и автотранспорта и пр. В свою очередь, теневая экономика как криминальное перераспределение ценностей непосредственно связана с несовершенством системы хозяйствования, неадекватностью существующих экономических отношений потребностям развития общества. Техногенные факторы характеризуют оперативную обстановку с точки зрения возможности возникновения стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф, эпидемий и т.п. В значительной степени влияют на деятельность МВД социально-культурные факторы, указывающие на социальные и национальные традиции и обычаи. В последние годы особое влияние оказывают этнические факторы, которые выступают как элемент геополитического фактора, оказывающего серьезное криминализирующее влияние на общество и государство. В таких условиях МВД должно не только контролировать националистические и этнопсихологические проявления в регионах, но и уметь их предупреждать, локализовывать и оперативно ликвидировать.

При этом увеличивается нагрузка на сотрудников МВД. Вместе с тем в течение последних лет принят ряд нормативных правовых актов, возложивших на МВД ряд дополнительных функций (противодействие терроризму, государственная защита судей, должностных лиц правоохранительных органов и контрольных органов, обеспечение безопасности авиаперевозок, обеспечение обязательной дактилоскопической регистрации и др.) без соответствующего ресурсного обеспечения. В результате осуществляется перераспределение штатной численности подразделений, реализующих основные задачи по борьбе с преступностью, что еще больше увеличивает нагрузку, а отдельные функции без дополнительных штатов остаются нереализованными.

Эффективное осуществление деятельности МВД диктует необходимость укрепления его кадрового потенциала. В настоящее время мерами по укреплению профессионального ядра МВД являются совершенствование работы с личным составом, укрепление морально-психологического климата в коллективах. При этом важным направлением в решении проблем противодействия преступности является не столько увеличение численности сотрудников МВД, сколько предупреждение правонарушений. Важнейшим фактором укрепления кадрового состава является повышение уровня социальной защищенности личного состава и пенсионеров МВД. Благодаря своевременным мерам в целом удалось сравнительно безболезненно реализовать требования Федерального закона № 122 в части замены льгот денежной компенсацией. Тем не менее, представляется целесообразным повышение размеров окладов денежного содержания с учетом уровня инфляции. Одной из наиболее важных социальных проблем таможенных органов по-прежнему остается обеспечение личного состава жильем.

Таким образом, основным средовым фактором, влияющим на функционирование Таможенных органов, является преступность, воздействующая прямым и косвенным образом. Прямое воздействие преступности связано с количеством регистрируемых преступлений, особенно тяжких; совершенствованием способов их совершения и сокрытия; организованным характером преступности. Это, в свою очередь, влечет за собой повышение интенсивности работы сотрудников, а также степени риска при пресечении преступлений и задержании преступников. Косвенное влияние преступности может выражаться в деморализации или коррупции среди сотрудников.

Указанная система в основе своей продолжает функционировать и в настоящее время. Между тем угрозы интересам и безопасности Российской Федерации носят в большинстве своем невоенный характер. Их эффективная нейтрализация в рамках существующей системы затруднена, так как войсковые формы и способы действий малоэффективны и не позволяют адекватно реагировать на имеющиеся угрозы безопасности Российской Федерации.

Включение Пограничной службы в состав ФСБ России и переход к построению охраны Государственной границы преимущественно оперативными силами, средствами и методами, направленными, прежде всего на борьбу с международным терроризмом и трансграничной преступностью, требуют новых подходов к организации деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности (далее - пограничные органы). Реализовать это в рамках существующей системы не представляется возможным.

Данная система не позволяет своевременно реагировать на изменения в геополитическом положении России, общественно-политической ситуации в стране и международных связях Российской Федерации. Это проявляется прежде всего в несоответствии предъявляемым требованиям системы пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, низком уровне развития пограничной инфраструктуры и несовершенстве структуры пограничных органов.

Существующая система обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере не позволяет осуществлять эффективную деятельность пограничных органов и других федеральных органов исполнительной власти по защите интересов Российской Федерации в ее морском пограничном пространстве.

Все эти характерные черты функционирующей системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере самым непосредственным образом оказали влияние на формирование облика Государственной границы, который не соответствует облику границы современного государства.

Целью формирования системы обеспечения интересов России в пограничной сфере является максимальное повышение возможностей государства по противодействию внешним и внутренним угрозам интересам и безопасности Российской Федерации, создание благоприятных условий для эффективной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере защиты и охраны Государственной границы, а также обеспечение свободы в законном пересечении Государственной границы лицами, грузами, товарами и животными с минимальными временными затратами на проведение необходимых контрольных функций.

Основные принципы формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере:

уважение суверенитета и территориальной целостности сопредельных государств, нерушимость государственных границ, мирное разрешение пограничных вопросов;

соблюдение законности, уважение прав и свобод человека и гражданина;

концентрация сил и средств, интеллектуальных, материально-технических и финансовых ресурсов на решении ключевых задач защиты и охраны Государственной границы;

комплексный подход к защите и реализации интересов Российской Федерации в пограничной сфере;

учет характера и степени проявления угроз интересам и безопасности России в пограничной сфере;

своевременное выявление, противодействие и нейтрализация угроз интересам и безопасности Российской Федерации в пограничной сфере;

сочетание гласных и негласных форм и методов пограничной деятельности в соответствии с действующим законодательством.

3. Совершенствование международно-правового регулирования информационной безопасности

3.1 Направления совершенствования международно-правового регулирования информационной безопасности

Следует отметить, что ни одна страна, какими бы ресурсами она не обладала, уже не может развиваться успешно в изоляции от остального мира. В работе Е.Ф. Герштейна отмечается: "Интеграция в экономике проявляется в развитии взаимодействий между ее элементами при производстве, распределении, обмене и потреблении, появлении новых форм взаимодействий, возрастании целостных свойств систем".

Применение информационно-коммуникационных технологий влияния на политическое сознание базируется на использовании следующих приемов: символизации, персонификации, создания образа врага, проведении исторических параллелей, расстановки информационных акцентов, фокусировки внимания на ритуалах, применении рациональных аргументов и лингвистических приемах, создании информационной перегрузки и визуализации информационных потоков.

Глобальные телеканалы стали мощным фактором в формировании информационного общества, где большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. Информационное общество также называют постиндустриальным. По сравнению с индустриальным обществом, где все силы направлены на производство и потребление товаров, в постиндустриальном "обществе информации" производятся и потребляются в основном интеллект и знания. В этих условиях роль глобального обмена информацией в рамках вещания транснациональных телеканалов приобретает ключевое значение.

Однако глобализация новостей является процессом, который невозможно рассматривать в отрыве от контекста геополитических интересов тех стран, где базируются глобальные телеканалы.

События последнего десятилетия наглядно показали, что в развитых странах могут быть успешно осуществлены практически любые сценарии внешнего управления их социальным и экономическим состоянием. Затраты на подготовку и проведение терактов несопоставимы с нанесенным уроном;

Террористический акт 11 сентября 2001 г. и последовавшие за ним террористические акции показали, что объектом террористического нападения может оказаться государство в целом. При этом демократия и свобода слова оказались теми факторами, которые способствовали успешности такого нападения;

Современный терроризм - это распределенная система сетевого типа. А такие системы невозможно уничтожить "точечными ударами": они способны к самовосстановлению. Возникает сложная дилемма, с одной стороны, государства ищут механизмы регулирования своих секторов Интернета, в частности путем подчинения их нормам национального законодательства. Аргументируется это тем, что нерегулируемое информационное пространство порождает серьезные угрозы для гражданского общества (распространение международных мафиозных и криминальных группировок, кибертерроризма). С другой стороны, граждане-пользователи, являющиеся участниками различных виртуальных сообществ (и верящие в саморегулируемость интернет-пространства) заинтересованы в минимальном государственном вмешательстве во всемирную паутину;

Произошли принципиальные изменения в составе перечня угроз национальной безопасности, а именно резкое снижения порога устойчивости общества к информационным воздействиям - как внешним, так и внутренним.

Быстро растущая опасность со стороны международного терроризма подрывает авторитет государства. В частности, видя неэффективно обороняющееся от международного терроризма государство, граждане перестают видеть в государстве главную и незаменимую форму общественной организации.

Методология информационного противоборства освоена террористическими организациями в мере, достаточной для внесения масштабных и долговременных корректив в параметры процесса общественного развития не только одного государства, но и всего международного сообщества.

Налицо умение использовать манипуляционный потенциал эмоционально насыщенной информации, выстраивать художественную композицию, сценарий, создавать условия мотивации представителей СМИ к крайне невыгодному для стабильности общества способу освещения событий.

Исходя из специфики сложившейся в США медиа-центрированной системы политической коммуникации, ориентированной на СМИ, апелляция к общественному мнению заменяет в стране переговорный процесс между властью и гражданами. Потому залог высокой общественной поддержки действий властей заключается в организации нужным образом внимания прессы к проблеме.

В демократическом обществе СМИ становятся одним из механизмов целостной системы государственной безопасности. Но в силу действия основополагающих законов, СМИ утрачивают экономическую самостоятельность, переходя в фактическую собственность тех или иных социальных и экономических групп.

При освещении терактов СМИ проявляется целый ряд негативных эффектов воздействия на аудиторию: дестабилизация общественного порядка, порождение паники, возвеличивание и рационализация поведения террористов и проявление сочувствия террористам, распространение террористической идеологии и формирование новых последователей и др.

Информационное поведение США во время международных кризисов представляет собой комбинацию стратегий "побуждения", "отвлечения" и "конструирования имиджа". Первая предполагает организацию максимально широкой поддержки обществом политических решений руководства страны при одновременной стимуляции граждан на их реализацию. Вторая стратегия предполагает переключение внимания общества от обсуждения непопулярных проблем. Третья нацелена на формирование благоприятного имиджа правящей партии и на критику оппозиции.

Влияние американских ценностей на российское общество небезосновательно оценивается отдельными исследователями как "внешняя угроза национальной и экономической безопасности Российской Федерации, которая проявляется в реализации США имперской политики с целью противодействовать укреплению России как одного из центров влияния в многополярном мире, ослабить ее позиции в Европе, на Ближнем Востоке, в Закавказье, Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе". США - стратегический партнер России в экономике, но с точки зрения геополитических интересов являются врагом номер один.

Действие законов рыночной экономики, основанной на жесткой конкуренции, ведет к ускорению темпов жизненного цикла информации.

Однако процесс анализа информации так и не подвергся автоматизации. Как следствие, новости, минуя этап осмысления журналистом, поступают на информационный конвейер.

Современная модель оперативных СМИ ориентирована на подачу факта. В качестве основного преимущества этой модели рассматривается ее идеологическая нейтральность. Наиболее распространенным представлением о нейтральности и является отсутствие аналитического сопровождения факта.

Подобная модель полностью согласуется с рыночным механизмом функционирования СМИ и базируется на ряде приемов, обладающим и побочным психологическим воздействием на потребителя новостей:

придание мозаичности ряду новостей с внедрением блоков рекламы, создание ощущения спонтанности подбора новостей, иллюзии естественного потока событий;

изъятие аналитического сопровождения: сокращение времени на подготовку сообщения за счет отказа от предварительной аналитической обработки;

констатация факта вне контекста, без формирования целостной композиции;

стимуляция ложной познавательной активности потребителя сообщений с изъятием логики анализа и ориентацией на эмоциональное восприятие новостей;

передача частных подробностей, создание эффекта "погружения" в ситуацию.

Подобная модель лишь имитирует нейтральность и переориентирует потребителя на преимущественно эмоциональное восприятие сообщений.

Аналитическая работа стала уделом тех видов СМИ, где оперативность - не главный козырь. В эту категорию попали солидные журналы, категория читателей которых немногочисленна, а реакция на горячие новости - просто отсутствует.

При этом следует обратить внимание на специфическую роль СМИ, выполняемую ими в любом обществе - роль средства социальной адаптации и социальной идентификации личности. Если ранее - в период, предшествовавший возникновению СМИ - эту функцию выполняли религиозные институты, эпос и фольклор, то с появлением СМИ и ростом массовости их аудитории эти функции надежно закрепились за ними. Безусловно, основы норм социально одобряемого поведения закладываются образовательными учреждениями, но впоследствии индивид полностью переходит под "юрисдикцию" СМИ.

Сходная ситуация (но с несколько иными акцентами) имеет сейчас место и в наиболее развитых государствах мира, в первую очередь США. Представления о расстановке мировых сил у подавляющего большинства граждан искажено пропагандистскими акциями последних лет. Благодаря мощному эмоциональному воздействию аудио - и видео - ряда, информация о неоспоримом превосходстве США закладывалась в сознание населения, минуя этап логического осмысления.

"Информационные кампании в целом ряде зарубежных масс-медиа, направленные на формирование отрицательного восприятия руководства, отдельных политических деятелей, граждан страны и всех сторон ее жизни, привели не только к созданию столь негативного образа". В их ходе были вновь воспроизведены те отрицательные стереотипы о России, которые были созданы и апробированы еще в прошлые века и, как казалось, забыты после окончания "холодной войны". Они, представляющие нашу страну как объект для презрения и ненависти европейских государств и одновременно как угрозу безопасности Европе и США, были вновь использованы в антироссийской риторике.

"В связи с этим можно увидеть двойственную природу глобализации: с одной стороны, - это процесс объективный, связанный со стремлением информационных групп увеличить свою прибыль; с другой - развитые страны проводят глобализацию мировой экономики в своих интересах и с непосредственным участием в продвижении своих ТНК на мировых рынках".

Информационный потенциал играет существенную роль в обеспечении безопасности общества и государства. Серьёзной проблемой, возникающей в связи с использованием информационных технологий разведывательными и военными учреждениями, является несовершенство международного права, которое практически не регулирует использование информационных технологий в военной сфере, хотя информационный потенциал - один из определяющих элементов военной мощи. Наиболее развитые государства используют его для достижения военных, политических и экономических целей. Инструментами информационного воздействия, таким образом, становятся информационные ресурсы - информация и технологии.

Возникновение новых сфер межгосударственного сотрудничества приводит к "трансформации структуры и форм деятельности уже существующих организаций, а также к созданию новых, призванных решать актуальные проблемы международных отношений".

Преимущества интеграционной формы взаимодействия в рассматриваемом союзе очевидны как с момента образования союза, так и на перспективу.

3.2 Перспективы совершенствования международно-правового регулирования информационной безопасности

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года определены приоритеты по обеспечению механизма реализации усилий государства и общества в области государственного управления, обеспечения национальной безопасности. Определено, что проблемы международной безопасности больше не могут решаться и рассматриваться в терминах равновесия военных сил. Современные международные отношения дают все меньше оснований рассматривать их как межгосударственные взаимодействия. Определены функции системы национальной безопасности. "Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года - официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу" (ч.3 разд. I Указа Президента РФ № 537) . Стратегия является официальным документом, может рассматриваться как источник права по следующим основаниям. Право создается в результате целенаправленной деятельности. Если учесть, что право - это не только совокупность норм, выраженных в статьях нормативно-правовых актов, право рассматривается и как совокупность устойчиво повторяющихся правоотношений, образующих правопорядок. "Механизм правообразования начинается с экстернализации - внешнего проявления активности человека, имеющей юридическое значение". Правовая экстернализация значительно отличается от норм права. Активность субъекта может лишь предполагать новый результат. Если этот результат оценивается как положительный, желательный, то такая инновация приобретает официальное признание, повышается эффективность социального регулирования. С деятельностью государства связывается и реализация норм международного права, в частности касающихся обеспечения коллективной безопасности.

Необходимость повышения эффективности механизма социального регулирования в области национальной безопасности предполагает формирование законодательных норм в развитие положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. как источника права.

Таким образом, в настоящее время союз трех государств представляет собой перспективное и полноценно закреплено нормативно-правовыми актами объединение, развитие интеграционных связей которого в перспективе обеспечивает оптимизацию внешнеинформационной деятельности России.

Заключение

Информационная безопасность является необъемлемой частью национальной безопасности, в свою очередь, национальная безопасность - это определенная гарантия для жителей государства в сфере обеспечения интересов граждан, национальных приоритетов и образа жизни от всевозможного негативного влияния широкого спектра внутренних и внешних угроз, носящих различных характер (информационной, политический, экологический и проч.).

Информационные и коммуникационные технологии стали рассматриваться в виде самостоятельного объекта системы информационной безопасности сравнительно недавно, что повлекло за собой появление новых и существенной редакции уже существующих норм правового регулирования в указанной сфере. Так, в частности, раннее регулирование деятельности, связанной с использованием интернет-технологий, начало формироваться в начале 1990-х гг. в Соединенных Штатах Америки. В то время Секретная служба США пыталась предотвратить распространение так называемого документа "E911". Последний был незаконно скопированным документом, который содержал сведения о работе системы "911" (действия спецслужб в чрезвычайных ситуациях). Секретная служба выдала ордер против компании "Steve Jackson Games" (Игры Стива Джаксона), подозреваемой в получении документа E911, и изъяла, в частности, все компьютерное оборудование компании. Дело "Steve Jackson Games" явилось значимым для современной правовой доктрины, т.к. впервые суд постановил, что "электронная почта заслуживает, по крайней мере, такой же защиты, как и телефонные переговоры".

Позднее в США и ряде европейских стран были приняты специальные нормативные акты, направленные не только на регулирование ИКТ и обеспечение безопасности в информационно-технологической сфере, но и в целом на усиление роли государства как основного субъекта воздействия на все сферы социально-экономической жизни.

Весь анализируемый обмен (входящие и выходящие потоки информации) подвергается таможенному регулированию, поэтому проблема создания действующей структуры таможенного регулирования является важнейшей при разработке темы регулирования внешнеинформационной деятельности России на современном этапе.

Вследствие этого перед нашей страной встает острая необходимость выработки научно обоснованной стратегии, предусматривающей совершенствование пропорций, форм и направлений участия страны в международном информационном обмене. Применительно к России, с учетом ее огромного технического, информационного и военного потенциала и возможностью полностью обеспечить себя всеми видами основных ресурсов, проблемы интеграции становятся исключительными в мировой практике. Исходя из своего положения, Россия сама может выбирать любой путь интеграции. Россия, очевидно, нуждается в информационной интеграции в мировую информационную систему, но в этом заинтересованы и все остальные страны мира.

Список используемой литературы

1.Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.

2.Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21 сентября 2010 г. "О применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза" // Документ опубликован не был

.Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" // Собрание законодательства РФ, 10.04.1995, № 15, ст.1269

.Федеральный закон от 07.08.2000 № 122-ФЗ (ред. от 17.12.2009, с изм. от 08.11.2011)"О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" // Российская газета, № 155, 11.08.2000

.Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895) // Российская газета, № 187, 28.09.2000

.Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // Российская газета. 2009.19 мая. № 88

.Указ Президента РФ от 15.06.1996 № 909 "Об утверждении Концепции государственной национальной политики Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст.3010

.Указ Президента РФ от 10.01.2000 № 24 "О Концепции национальной безопасности Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 10.01.2000, № 2, ст.170. Документ утратил силу с 12 мая 2009 года в связи с изданием Указа <http://www.consultant.ru/document/cons_s_99C1ED49D6984F5E5C1DCFC86F1E709C2797ED21B176AC9151E36AF062FCB980/> Президента РФ от 12.05.2009 № 537

.Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Пер. с англ. Изд.2-е, испр. и доп. М.: Academia, 2009

.Бордачев Т. Новый стратегический союз. Россия и Европа перед вызовами XXI века: возможности "большой сделки". М.: Изд-во "Европа", 2009

.Герштейн Е.Ф. Дифференциация и интеграция в промышленности: теория и практика развития: Дис…д. э. н.08.00.05. - Минск, 2007

.Закомлистов А.Ф. Юридическая философия. СПб., 2011

.Засурский Я.Н., Вартанова Е.Л., Засурский И.И. Средства массовой информации постсоветской России // Учебное пособие. Аспект Пресс. М.: 2011

.Ильин Ю.Д. Право человека и государства на безопасность в современном мире. М., 2013

.Информационные технологии управления: Учебно-практическое пособие для студентов заочного обучения всех специальностей/Под ред. проф. Ю.М. Черкасова. - М.: ГУУ, 2011

.Луман Н. Эволюция / Пер. с нем. М.: ЛОГОС, 2009

.Мартин Г. - П. Западная глобализация: атака на процветающую демократию / Пер. с нем. М., 2011

.Минаев А.В. Безопасность Российской Федерации на Государственной границе // Миграционное право. 2009. № 3

.Моосмюллер А. Межкультурная коммуникация и глобальная экономика: риски и шансы культурных различий XX века: Реф. сборник ИНИОН РАН. М., 2009

.Ноде Ж. - И. Глобализация и этика обмена // Глобализация и столкновение идентичностей: Сб. материалов. М., 2011

.Панарин А.С. Элиты и массы перед лицом глобализации: конфликт интерпретаций // Глобализация и столкновение идентичностей: Сб. материалов / Под ред.А. Журавского, К. Костюка. М., 2011

.Погодина И.В. Информационные технологии в таможенном деле и информационная безопасность ФТС России // Таможенное дело. 2011. № 1

.Полякова Т.М. Правосубъектность государства как фактор обеспечения национальной безопасности // История государства и права. 2009. № 19

.Семенов С.А. Интеграционные связи современных государств. - М.: ПРИОР,

.Скиба В.Ю., Рыжов Ю.Н. Основы организации информационного взаимодействия таможенных органов Таможенного союза с таможенными администрациями иностранных государств и другими организациями // Таможенное дело. 2009. № 3

.Теория управления: Учебник / Под общ. ред.А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. М., 2010

.Фридман Т. Плоский мир: краткая история XXI века / Пер. с англ. М.: АСТ: АСТ МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2010

.Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию / Пер. с англ. М.: АСТ, 2011

.Честнов И.Л. Современные типы правопонимания: феноменология, герменевтика, антропология и синергетика права. СПб., 2011

Похожие работы на - Международно-правовое регулирование информационной безопасности

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!