Влияние татар на Кыргызстан в начале XX века
Влияние татар на Кыргызстан в начале XX века
Сабирджан Бадретдин
Цивилизующая
(просветительская) роль татарской диаспоры в регионе, ранее известном как
Туркестан, широко известна. Татарские муллы, учителя и торговцы сделали большой
вклад в образование и просвещение своих этнических братьев в Средней Азии. К
сожалению, эта тема изучена недостаточно. Все, что мы знаем о влиянии татар в
Средней Азии, происходит в большинстве своем из источников, которые
фокусируются только на одном из аспектов этого явления или только на одном
регионе Средней Азии. Одним из таких типичных источников является книга
"Татары и башкиры в Киргизстане", опубликованная в Бишкеке,
Киргизстан, в 19146 году. Автор, А.П. Ярков (этнический русский), несмотря на
изобилие фактического материала в своем распоряжении, не представляет связного
анализа татарской культуры, социального и религиозного влияния в Киргизстане.
Тем не менее, книга содержит много интересных фактов, которые заслуживают
нашего внимания. Вот некоторые из них.
В
последней четверти XIX века татары в Киргизстане были в основном торговцами,
ремесленниками, рабочими, религиозными просветителями и учителями, так же, как
и их семьи.
Религиозные
просветители сыграли сыграли важную роль в просвещении киргизов, особенно путем
укрепления ислама среди них. Согласно очевидцам, религиозные убеждения киргизов
на рубеже веков были не очень сильны. Очень часто они проводили похороны,
свадьбы и другие религиозные церемонии согласно своим старым шаманским
традициям. Но часто они приглашали татарского муллу или просто грамотного
человека (который чаще всего был татарином) читать молитвы.
Многие
татарские муллы в Киргизстане были дервишами (путешествующие, или бродячие
муллы), чью роль в распространении ислама трудно переоценить. Часто, эти люди
становились муллами из-за неблагоприятных обстоятельств: татары, которые бежали
от армии или судебного преследования в России, часто оседали в Киргизстане. По
причине их грамотности и знакомства с арабским алфавитом, их часто просили
проводить ритуалы и церемонии. Постепенно они становились широко известными и
становились настоящими муллами.
Религиозная
литература, издаваемая татарами, нашла свой путь в Среднюю Азию, даже до того,
как татарские муллы обрели устойчивое положение в Киргизстане. В начале 20-го
века в Туркестане не было ни одной типографии. "Мусульманские" книги
печатались только в 13 типографиях царской империи, восемь из которых были
расположены на Средней Волге, а остальные в других местах. Книги, написанные на
татарском языке арабским алфавитом, могли читать и понимать другие тюркские
народы. Первые книги на местных языках (диалектах) также печатались в Казани и
других центрах татарского издательства, таких, как Оренбург. Например, первая
книга на киргизском языке была опубликована в 1913 году в татарском
издательстве "Каримов, Хусаинов и Ко".
Кроме
печатных книг, было много рукописных книг, большинство из которых приходили
тоже из Среднего Поволжья. В отличие от местных учеников немусульманских школ,
татарских учеников в медресе учили каллиграфии и черчению - навыкам, которые
необходимы для производства рукописей.
Татарские
учителя также сыграли большую роль в распространении знаний среди киргизов.
Татары непропорционально много были представлены среди учителей в Киргизстане.
Эта ситуация долго продолжалась даже после того, как Средняя Азия была
присоединена к Советскому Союзу. Например, в первые годы Советской власти,
почти все учителя в школах для девочек были татарами.
Это
происходило из-за более высокого уровня грамотности среди местных татар. В
18146 году грамотность среди татар Пржевальского уезда Киргизстана была 35,6
процента среди мужчин и 24,2 процента среди женщин. Для сравнения, среди
местных русских грамотность была 29,9 процента среди мужчин и соответственно
9,2 процента среди женщин. (На самом деле дореволюционная статистика отражала
только успехи татар в чтении и письме на русском языке. Если учитывать знание
арабской грамотности, то оно было практически всеобщим среди татар. Профессор
Абрар Каримуллин написал в своем монументальном труде "Татарские книги в
начале двадцатого века", что тиражи опубликованных книг и количество их
наименований являются наиболее точным показателем грамотности, ведь никто не
купит книгу, если не сможет прочесть ее. Согласно Каримуллину, татары в
1905-1913 годах опубликовали больше наименований книг, чем любая другая
этническая группа в Российской империи, кроме латышей. Доступность татарских
книг, которые были очень дешевы, часто достигалась путем использования
низкокачественной бумаги, путем экономии места уменьшением полей, малого
количество иллюстраций и т.д. - С.Б.)
Второй
важной группой татар в Киргизстане были торговцы. Их роль, как посредников в
торговле между Россией и Азией (включая Среднюю Азию) хорошо задокументирована.
Например, в городе Пржевальске из 102 торговцев 78 были татарами. Часто они
выступали как меценаты искусств и литературы. Первые театральные труппы в
Киргизстане были основаны и финансированы татарами. Мать знаменитого советского
киргизского писателя Чингиза Айтматова, Нагима Хазиевна (татарка) прославилась
в местной общине как актриса. Для местных мусульман было неслыханно, чтобы
женщина играла на сцене. Вот почему актрис можно было увидеть только во время
выступлений татарских бродячих театров, таких, как "Сайар" с их
знаменитыми женщинами-звездами, известными под их по-русски звучащими
театральными псевдонимами: Болгарская, Ильская, Таждарова, Арапова, Камалова.
(Кстати, фамилия известного татарского шахматиста Гаты Камского происходит от
театрального псевдонима его бабушки, которая была актрисой в татарской
театральной группе. - С.Б.)
Третья
важная группа татар в Киргизстане состояла из ремесленников и рабочих. Первая
забастовка в истории Киргизстана была организована татарами, которые работали в
Сулюктинских шахтах. Вместе с экономическими требованиями (8-часовой рабочий
день, повышение зарплаты и т.д.) они выставили также и некоторые политические
требования (свободу речи, собраний и демонстраций). Такая борьба могла внести
большой вклад в более высокий уровень материальной культуры среди местных
татар.
В.И.
Вышпольский, русский доктор, который работал в госпитале в Караколе, писал:
"По сравнению с русскими и людьми других национальностей, татары менее
подвержены инфекционным заболеваниям благодаря более высокому уровню личной
гигиены в их домах..."
Список литературы
"Татары
и башкиры в Киргизстане", А.П. Ярков, Бишкек, Киргизстан, 1946 г.