Оценка качества жизни населения Новосибирской области

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    662,8 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка качества жизни населения Новосибирской области

Введение

Учебная практика была пройдена в отделе отраслевого планирования, программ развития социальной сферы и инфраструктуры Управления анализа и сводного планирования социально-экономического развития Министерства экономического развития Новосибирской области с 04.07. по 30.07.2011 г.

Руководителем практики являлась Колдомова Нина Валентиновна, руководитель отдела.

В ходе прохождения практики передо мной стояли следующие задачи:

.        Изучение системы ОИОГВ Новосибирской области, структуры и функций Минэкономразвития НСО;

.        Изучение мировой экономической литературы по качеству жизни населения;

.        Изучение новых нормативных правовых актов субъектов РФ по регулированию качества жизни населения;

.        Ознакомление с постановлениями Правительства РФ и аналитическими материалами федеральных министерств и ведомств по повышению качества жизни населения;

.        Анализ мер по повышению качества жизни населения Новосибирской области в 2010 году и в плане социально-экономического развития на 2011-2015 годы;

.        Уточнение статистических данных за 2009 г., сбор данных и расчёт предварительной оценки качества жизни населения Новосибирской области по Новосибирской методике за 2010 год;

.        Расчёт прогноза качества жизни населения Новосибирской области на 2011-2015 годы по Новосибирской методике;

.        Разработка рекомендаций и предложений по повышению качества жизни населения Новосибирской области.

Глава 1. Общие сведения о министерстве экономического развития и отделе отраслевого планирования, программ развития социальной сферы и инфраструктуры

экономический новосибирский статистика

Общая информация и структура министерства экономического развития НСО, цели и функции, выполняемые министерством.

Министерство экономического развития Новосибирской области является областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, осуществляющим государственное управление и нормативное правовое регулирование в сфере мониторинга, анализа и прогнозирования социально-экономических процессов, планирования и оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по социально-экономическому развитию, совершенствования системы государственного управления, обеспечивающей высокую эффективность осуществления управленческих функций, повышения качества и эффективности организации предоставления государственных услуг, создания условий для развития инвестиционной деятельности, формирования и проведения территориальной политики, обеспечивающей устойчивое комплексное социально-экономическое развитие территорий Новосибирской области в пределах установленных федеральным законодательством и законодательством Новосибирской области полномочий, а также координацию и контроль за деятельностью подведомственных ему государственных учреждений Новосибирской области.

Министерство экономического развития Новосибирской области создано 18 мая 2010 года, ему были переданы функции департамента стратегического управления и планирования Новосибирской области.

Оно является частью системы областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, структура которых представлена в Приложении 1.

Функции Минэкономразвития:

) организует мониторинг и анализ процессов экономического и социального развития Новосибирской области;

) разрабатывает прогнозы социально-экономического развития Новосибирской области; план социально-экономического развития;

) осуществляет меры по поддержке развития инвестиционной деятельности в Новосибирской области;

) формирует систему индикативных показателей, характеризующих состояние и процессы социально-экономического развития Новосибирской области; государственный заказ на сбор и подготовку статистической и социологической информации по направлениям деятельности и территориям,

) проводит анализ эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) региональных налоговых льгот и готовит предложения Губернатору Новосибирской области по их совершенствованию;

) участвует в информационно-аналитическом обеспечении деятельности Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области, исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по социально-экономическому развитию Новосибирской области.

) осуществляет мониторинг реализации долгосрочных, областных и ведомственных целевых программ и проектов развития Новосибирской области;

) разрабатывает программу и планы мероприятий по проведению административной реформы в Новосибирской области на среднесрочный период;

) разрабатывает систему мер по привлечению прямых инвестиций в экономику и социальный сектор Новосибирской области и повышению инвестиционной привлекательности Новосибирской области;

) готовит предложения по совершенствованию межбюджетных отношений.

1.1 Общая информация, цели и задачи, выполняемые отделом отраслевого планирования, программ развития социальной сферы и инфраструктуры

Отдел отраслевого планирования, программ развития социальной сферы и инфраструктуры является структурным подразделением Управления анализа и сводного планирования социально-экономического развития Министерства экономического развития Новосибирской области и обеспечивает исполнительно-распорядительную деятельность по вопросам отраслевого планирования, программ развития и оптимизации социальной сферы и инфраструктуры.

Отдел организует свою работу во взаимодействии с областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области, структурными подразделениями администрации Губернатора Новосибирской области и Правительства Новосибирской области, Законодательным собранием Новосибирской области, федеральными органами исполнительной власти РФ и их территориальными органами по Новосибирской области, органами местного самоуправления в Новосибирской области, субъектами экономической деятельности, общественными объединениями, экспертными и иными организациями.

Основными задачами отдела являются:

1. Формирование совместно с ОИОГВ системы стратегических целей, приоритетов и задач социального развития области в разрезе отраслей.

. Методическое и организационное сопровождение разработки ОИОГВ докладов о результатах и основных направлениях деятельности.

. Разработка совместно с ОИОГВ разделов проекта плана социально-экономического развития Новосибирской области на 3-летний период, проектов долгосрочных и среднесрочных планово-прогнозных документов, программ и проектов отраслевого и межотраслевого развития социальной сферы области.

             4. Совершенствование информационно-аналитической работы по оценке социального развития и качества жизни населения области.

             5.Совершенствование систем оценки исполнения ведомственных целевых программ ОИОГВ, эффективности деятельности ОИОГВ и ОМСУ в разрезе отраслей социальной сферы, плана социально-экономического развития Новосибирской области.

. Модернизация механизмов отраслевого и межотраслевого планирования, управления процессами развития социальной сферы и инфраструктуры.

             7. Обновление и расширение нормативного, программно-проектного подходов в управлении социальным развитием области.

             8. Совершенствование взаимодействия с научным, экспертным и бизнес сообществами, общественными организациями в целях повышения эффективности отраслевого и межотраслевого планирования, прогнозирования и государственного управления в социальном развитии области.

Основные функции, выполняемые отделом:

Разрабатывает:

1) проекты законов, нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Новосибирской области, регулирующих деятельность ОИОГВ по вопросам отраслевого и межотраслевого планирования, программ развития социальной сферы и инфраструктуры;

             2) систему стратегических целей, приоритетов и задач, целевых индикаторов социального развития;

             3) систему индикативных показателей, характеризующих состояние и процессы социального развития, результативность деятельности ОИОГВ;

             4) систему оценки исполнения проектов и программ социального развития;

             5) основные параметры прогноза социального развития Новосибирской области на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы;

             6) совместно с ОИОГВ ДРОНД, разделы проекта плана социально-экономического развития Новосибирской области в части социального развития;

             7) планы действий и мероприятий отдела и Управления по решению задач в сферах отраслевого планирования, программ развития социальной сферы и инфраструктуры;

             8) методические материалы по оценке социального развития в разрезе отраслей;

) условия размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд по вопросам отраслевого планирования, программ развития социальной сферы и инфраструктуры;

) перспективный баланс денежных доходов и расходов населения области.

Готовит:

1) проекты правовых актов Минэкономразвития НСО по методическим вопросам отраслевого планирования, разработки программ развития социальной сферы и инфраструктуры;

2) материалы к ежегодному собранию представителей трудовых коллективов Новосибирской области: к докладу Губернатора Новосибирской области, для стендов и брошюры «Основные итоги социально-экономического развития Новосибирской области за период»;

3) совместно с ОИОГВ материалы о развитии социальной сферы и инфраструктуры для ежегодного доклада Губернатора Новосибирской области в Законодательном Собрании Новосибирской области о результатах деятельности ОИОГВ за прошедший год;

4) совместно с ОИОГВ материалы для ежегодного доклада о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности ОИОГВ Новосибирской области;

5) дополнительные материалы (нормативные, справочные, экспертные) по отраслям социальной сферы в ежегодный сводный доклад об оценке эффективности деятельности ОМСУ муниципальных районов и городских округов в Новосибирской области;

) материалы к ежегодному (декабрь т.г.) докладу Губернатора Новосибирской области о предварительных итогах социального развития области за текущий год;

7) материалы к заседаниям Правительства Новосибирской области и сессиям Законодательного Собрания Новосибирской области о планово-прогнозных документах по вопросам социального развития Новосибирской области;

) аналитические и информационные материалы по оценке социального развития области, качества жизни населения;

) оценки инвестиционных проектов, проектов ведомственных целевых программ ОИОГВ в части развития социальной сферы и инфраструктуры;

             10) информационно-аналитические материалы о развитии социальной сферы и инфраструктуры Новосибирской области по запросам федеральных министерств и ведомств, представительства Президента в СФО, других организаций;

             11) квартальные и годовые аналитические отчёты о ходе реализации планово-прогнозных документов Новосибирской области в части развития социальной сферы и инфраструктуры;

             12) конкурсную документацию, конкурсные заявки, проекты государственных контрактов, договоров и соглашений по вопросам совершенствования отраслевого планирования, разработки программ развития социальной сферы и инфраструктуры;

13) предложения по корректировке, продолжению или прекращению долгосрочных и ведомственных целевых программ;

14) информационные материалы для публикаций о социальном развитии области.

Организует:

) исполнение законов Новосибирской области, постановлений и распоряжений Губернатора и Правительства Новосибирской области по вопросам межотраслевого планирования, развития социальной сферы и инфраструктуры;

2) разработку концепций решения комплексных задач социально-экономического развития Новосибирской области;

) проведение исследований важнейших проблем, обобщение опыта управленческих решений по вопросам отраслевого и межотраслевого планирования, развития социальной сферы и инфраструктуры Новосибирской области;

4) общественную экспертизу планово-прогнозных документов (комплексных планов и проектов социального развития Новосибирской области, инвестиционных программ и проектов, долгосрочных и ведомственных целевых программ по вопросам развития социальной сферы и инфраструктуры);

5) взаимодействие со структурами гражданского общества и государственной власти по вопросам отраслевого и межотраслевого планирования, управления развитием социальной сферы и инфраструктуры;

) работу координационных и совещательных органов (советов, комиссий, коллегий) по вопросам развития социальной сферы и инфраструктуры;

7) разработку совместно с ведущими экспертами и специалистами программ повышения квалификации государственных гражданских служащих, проведение семинаров и специализированных циклов занятий для государственных гражданских служащих областных исполнительных органов государственной власти и структурных подразделений администрации Губернатора и Правительства Новосибирской области, руководителей ОМСУ в Новосибирской области по вопросам освоения лучшей практики управления развитием социальной сферы и инфраструктуры;

8) апробацию новых управленческих технологий, информационное, аналитическое и методическое сопровождение внедрения их в практику государственного управления развитием социальной сферы и инфраструктуры Новосибирской области;

9) работу с запросами граждан и юридических лиц в сфере деятельности Управления и отдела в соответствии с законодательством.

Проводит:

1) анализ процессов развития социальной сферы и инфраструктуры;

) анализ эффективности/результативности реализации ведомственных целевых программ в отраслях социальной сферы;

3) оценку исполнения проектов и программ социального развития Новосибирской области, планов социально-экономического развития в разрезе отраслей социальной сферы.

Оказывает методическую помощь ОИОГВ, ОМСУ в Новосибирской области по вопросам отраслевого планирования, разработки программ развития социальной сферы и инфраструктуры.

Формирует:

) государственный заказ на сбор и подготовку отчетной статистической, ведомственной и социологической информации в сфере отраслевого планирования, оптимизации развития социальной сферы и инфраструктуры.

В ходе прохождения учебной практики я ознакомилась с функциями, выполняемыми отделом, а также с методикой оценки и анализа качества жизни населения.

Глава 2. Оценка качества жизни населения Новосибирской области в 2010 году, прогноз качества жизни в 2011-2015 гг.

Оценка качества жизни населения Новосибирской области проводится по методике, разработанной в 2004-2005 гг.

Данная методика предлагает расчет интегральной оценки качества жизни населения, вычисленной на основе индикаторов преимуществ по пяти критериям, каждый из которых отображается перечнем показателей для оценки качества жизни населения.

Расчет интегральной оценки качества жизни населения в областной методике осуществляется по следующему алгоритму:

.Расчет значений 38 единичных показателей и индикаторов преимуществ Новосибирской области в сопоставлении с РФ (Kij) по каждому показателю.

.Расчет значений критериев качества жизни населения Кi «свёртыванием» значений входящих в критерий показателей;

.Введение в расчет оценки качества жизни населения области коэффициентов весомости критериев КВi;

.Расчет интегральной объективной оценки качества жизни населения суммированием «взвешенных» значений критериев;

.Расчет индекса качества жизни населения области Iкж.

В ходе прохождения практики, были собраны данные, необходимые для расчета индекса качества жизни населения Новосибирской области за 2010 г., а также прогнозных значений индексов качества жизни в 2011 - 2015 гг., были рассчитаны соответствующие показатели, получены итоговые значения индексов качества жизни, а также проанализированы полученные результаты.

Качество жизни населения Новосибирской области в 2010 году

2010 год характеризуется концентрацией усилий областных исполнительных органов государственной власти на завершении вывода региональной экономики из кризиса 2008-2009 гг. В 2010 году удалось сохранить качество жизни населения области на уровне выше среднероссийского. Интегральная оценка составила 100,8%. Наибольший вклад в сохранение стабильности внесли качество социальной сферы (123,4%) и качество трудовой жизни (107,8%). Отставание от эталонного (среднего по России) уровня наблюдалось по критериям благосостояния населения (82,5%) и безопасности жизнедеятельности (98,1%) (табл. 1).

Значения показателей качества жизни населения Новосибирской области и РФ в 2009-2010 гг. представлены в Приложении 3.

Таблица 1 Динамика качества жизни населения Новосибирской области в 2001-2010 гг., %

Качество жизни населения, %

 


2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010*

К1

102,0

99,0

98,0

100,0

96,0

95,2

99,6

96,5

96,9

98,9

К2

78,7

79,7

83,4

78,9

84,5

82,6

93,5

81,3

90,6

82,5

К3

92,9

91,1

95,4

98,0

98,4

108,0

104,3

114,7

108,7

107,8

К4

101,7

99,6

111,9

122,4

123,2

119,1

116,6

122,5

124,8

123,4

К5

104,5

103,4

99,3

99,4

99,3

102,4

96,9

93,9

96,8

98,1

КЖН

94,4

93,8

97,2

99,2

100,0

100,7

102,1

101,2

102,2

100,8

Iкж

-

0,99

1,04

1,02

1,01

1,01

1,01

0,99

1,01

0,99

* за 2010 г. данные предварительные. Плановые сроки публикации значительной части официальной статистической информации - октябрь-ноябрь 2011 года

Принятые обозначения:

К1 - Качество населения

К2 - Благосостояние населения

К3 - Качество трудовой жизни

К4 - Качество социальной сферы

К5 - Безопасность жизнедеятельности

В 2001-2010 гг. качество жизни населения Новосибирской области не только выросло, но и приблизилось к общероссийскому. Если в 2001 г. наблюдалось его отставание от среднего по России на 5,6 п.п., то к 2005 г. область вышла на общероссийский уровень, и к 2009 г. превысила его почти на 2,2 п.п. Мировой финансовый кризис конца 2008 г. - 2009 г. оказал свое негативное влияние, ухудшив качество жизни населения области в 2008 г. на 2,4 п.п. Мобилизационными мерами в сфере социально-экономического развития к концу 2009 года области удалось преодолеть влияние кризиса и, по предварительной информации, в 2010 году сохранено незначительное превышение качества жизни над среднероссийским уровнем (Рис. 1).

Рис. 1 Динамика качества жизни населения Новосибирской области в 2001-2010 гг.

В 2009 г. 45,5% частных показателей качества жизни населения области (из 38 применённых) имели лучшие в сравнении с общероссийскими значения и составили группу факторов высокой оценки регионального качества жизни; 54,5% показателей имели отставание от эталонного уровня и явились понижающими факторами регионального качества жизни.

Основные преимущества Новосибирской области в 2010 г. выразилось в сокращении средней продолжительности поиска работы безработными, высоком уровне социального партнерства, росте охвата детей дополнительным образованием, росте среднего размера адресной помощи, повышении уровня благоустройства жилищного фонда, расширении охвата населения спортом, увеличении густоты дорог с твердым покрытием и повышении уровня безопасности дорожного движения. Превышение эталонного (среднего по России) значения по факторам высокой оценки составило от 1,2 до 3,1 раз.

Отставание региона от общероссийского уровня в 2010 г. сложилось по показателям социальной патологии (высокий уровень заболеваний алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией), низкой величины ВРП в расчете на душу населения, низкой покупательной способности среднедушевых денежных доходов населения и средней заработной платы, высоких значений коэффициента бедности и степени бедности, высокого уровня травматизма на производстве и уровня криминогенности, невысокой обеспеченности расходами консолидированного бюджета области. Отставание от эталонных уровней по названным показателям находилось в пределах 15-42%.

Значения остальных показателей (около половины) соответствовали в 2010 году общероссийским, либо находились на близком уровне.

Основные выводы:

. В Новосибирской области с 2006 г. имеет место устойчивое превышение интегрального показателя качества жизни населения над общероссийским.

. Кризис 2008-2009 гг. негативно отразился на качестве жизни населения области, однако региону удалось сохранить свое преимущественное положение и не дать опуститься интегральному показателю на уровень ниже среднего по России.

. В 2010 г. изменение большинства показателей Новосибирской области происходило на фоне изменений средних по стране показателей качества жизни.

. Наибольший вклад в прирост качества жизни населения области в 2010 г. внесли высокое качество трудовой жизни и улучшение социальной сферы. По критериям благосостояния населения и безопасности жизнедеятельности наблюдалось отставание от общероссийских показателей.

Прогноз качества жизни населения Новосибирской области до 2015 года

Прогноз качества жизни населения Новосибирской области до 2015 года составлен на основе предположения о восстановлении в 2011-2015 годах позитивных докризисных тенденций в динамике показателей качества жизни населения области с использованием целевых значений показателей социально-экономического развития Новосибирской области, представленных областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области до 2013 года - в Докладе Губернатора Новосибирской области о достигнутых в 2010 году значениях показателей для оценки эффективности деятельности ОИОГВ (представлен в апреле т.г. в Минрегионразвития России) и в параметрах прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2012 год и на период до 2014 года (представлен в июне т.г. в Минэкономразвития РФ по форме 2П).

По результатам прогноза к 2015 году качество жизни населения Новосибирской области вырастет в сравнении с уровнем 2010 г. на 4,03 п.п. и превысит среднероссийский показатель почти на 5%. Прирост качества жизни в регионе произойдет, в основном, за счет дальнейшего улучшения качества социальной сферы и качества трудовой жизни. Прирост по показателям трудовой жизни составит 11,9 п.п. Качество населения повысится по сравнению с 2010 г. на 2 п.п. и сохранится на среднероссийском уровне (100,6%). Благосостояние населения улучшится, но еще не приблизится к общероссийскому уровню (89,3%). А безопасность жизнедеятельности повысится на 2,8 п.п. и составит 100,9%.

Таблица 2 Динамика качества жизни населения Новосибирской области в 2011-2015 гг., %

 

2011

2012

2013

2014

2015

К1

99,3

99,7

100,2

100,3

100,6

К2

85,6

87,3

88,8

90,1

89,3

К3

108,2

110,2

112,8

118,6

119,7

К4

123,2

123,3

123,3

123,4

123,3

К5

97,3

96,9

98,1

99,6

100,9

КЖН

101,4

102,1

103,1

104,5

104,8

Iкж

1,01

1,01

1,01

1,01

1,00


Рис. 2 Динамика качества жизни населения Новосибирской области в 2001-2015 гг.

Качество населения (К1)

Качество населения Новосибирской области к концу 2015 г. увеличится на 1,7 п.п. в сравнении с уровнем 2010 г. и составит 100,6%. Основными факторами роста выступят позитивная динамика физического здоровья (численность населения с первичной инвалидностью в расчете на 10 тыс. чел. населения уменьшится на 7%) и укрепление института семьи (показатель неустойчивости семьи - количество детей без попечения родителей и детей-сирот в возрасте до 18 лет в расчете на 10 тыс. населения - уменьшится на 8% по сравнению с 2010 г.). На общероссийском уровне останется ожидаемая продолжительность жизни населения области, которая в 2015г. составит 70,8 года. Доля работников с профессиональным образованием в составе занятого населения увеличится до 78,3%, что практически совпадает с общероссийским уровнем. Уровень социальной патологии (численность больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманиями, состоящих на учете в лечебных учреждениях, в расчете на 100 тыс. чел. населения) останется ниже среднероссийского на 17%.


Благосостояние населения (К2)

Благосостояние населения Новосибирской области к концу 2015 года. улучшится на 6,8 п.п.

Лучше эталонных (средних по РФ) к 2015 году будут коэффициент фондов (индекс преимуществ составит 1,05) и обеспеченность экономическими активами (количество автомобилей в личном пользовании населения в расчете на 1000 чел. составит по области 387 шт., что на 7% выше, чем в среднем по стране).

Увеличится покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения, однако разрыв с эталоном составит 14%. На 53% по сравнению с 2010 годом вырастет величина ВРП в расчете на душу населения. В 2015 году. ВРП составит 278,8 тыс. руб. на душу населения, но останется меньше среднероссийского показателя на 28%.


Качество трудовой жизни (К3)

Качество трудовой жизни в Новосибирской области продолжит расти и к концу прогнозного периода составит 119,7%, что выше уровня 2010 г. почти на 12 п.п. Изменение большинства показателей будет происходить на фоне аналогичных общероссийских тенденций. Прирост критерия произойдет за счет сокращения средней продолжительности поиска работы до 1,15 месяца и увеличения уровня социального партнерства до 96%. Неизменными останутся индикаторы преимуществ по следующим показателям: регулярность выплаты заработной платы (100,5%), уровень занятости экономически активного населения (100%), покупательная способность средней заработной платы (84%). По уровню травматизма на производстве (34%) будет иметь место опережающая позитивная тенденция по РФ.


Качество социальной сферы (К4)

Преимущество Новосибирской области по качеству социальной сферы при установившихся тенденциях к 2015 году останется примерно на уровне 2010 года. Ниже 2010 года будут индикаторы преимуществ по следующим показателям: величина расходов на душу населения из областного бюджета и ТФОМС по территориальной программе государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, охват детей дополнительным образованием, бюджетная обеспеченность расходами консолидированного бюджета области, что будет компенсировано ростом индикатора преимуществ по остальным показателям.


Безопасность жизнедеятельности (К5)

При сохранении тенденций, наметившихся к 2010 г., разрыв между областью и страной по общему показателю безопасности жизнедеятельности сократится и к 2015 году областной показатель превысит среднероссийский на 0,9%. Показателями роста будут уровень безопасности дорожного движения (он будет выше эталонного на 34%) и смертность от самоубийств (случаев суицида на 100 тыс. чел. населения в области будет на 34% меньше, чем в среднем по России). Остальные показатели безопасности жизнедеятельности области будут ниже эталонных.


Основные выводы:

. На основе предположения о сохранении докризисных тенденций изменения социально-экономических показателей к концу 2015 г. качество жизни населения области увеличится на 4,03 п.п. и превысит среднероссийский показатель почти на 5%.

. Положительную динамику сохранят большинство критериев качества жизни населения области. На высоком уровне сохранят значения критерии качества социальной сферы и трудовой жизни. Приблизятся к общероссийскому уровню качество населения области и безопасность жизнедеятельности. Ниже эталонного останется уровень благосостояния населения. 3. Большая часть показателей качества жизни населения области будут иметь положительную динамику, так же как и общероссийские. однако индикаторы преимуществ будут расти.

Глава 3. Проблемы, возникающие при составлении оценки качества жизни населения области и пути решения выявленных проблем

При применении методики оценки качества жизни были выявлены несколько проблем:

.        Некоторые показатели устарели, и требуется исключение их из методики либо замена на другие, более современные показатели.

.        Информация по некоторым показателям недоступна.

.        Трудоемкость процесса поиска информации для расчета некоторых показателей.

.        В последние годы методика не пользуется популярностью, прогноз оценки качества жизни предоставляется губернатору в виде короткой аналитической записки и больше нигде не публикуется.

Решение некоторых проблем было найдено совместными усилиями. Например, показатели охват населения телепрограммами региональных ТРК по сети телевещания (% населения, проживающего в районах, доступных для приема ТВ-программ региональных ТРК), а также Охват населения радиовещанием (% населения, имеющее возможность принимать государственную радиопрограмму "Маяк") не были использованы при расчете оценки, так как они, по нашему мнению, больше не отражают качество жизни населения и, следовательно, являются малоинформативными. Не брался в расчет также показатель текучести кадров на предприятиях (удельный вес уволенных по собственному желанию в среднесписочной численности работающих на крупных и средних предприятиях, %), так как в методике он берется как «негативный», хотя отражает уровень мобильности населения и является отчасти позитивным показателем.

Охват детей дополнительным образованием (% занимающихся от численности детей 6-18 лет) был заменен на процент занимающихся дополнительным образованием в числе учащихся в общеобразовательных учреждениях. Это было сделано с целью более точного отражения информации о детях, занятых дополнительным образованием, а также из-за трудности поиска исходного показателя.

Бюджетная обеспеченность расходами консолидированного бюджета области (величина расходов на национальную экономику, жилищно-коммунальное хозяйство и социально-культурные мероприятия в расчете на душу населения) руб. на чел. была заменена на величину всех расходов консолидированного бюджета в расчете на душу населения.

Некоторые проблемы так и остались нерешенными, например, некоторые показатели не были заменены, так как пока в статистике не нашлось показателей, которые отражали бы ту же сферу жизни, были бы полностью сопоставимы, и постоянно публиковались.

Последняя проблема может быть связана с первой, и решение проблемы о выборе соответствующих показателей может послужить причиной повышения значимости оценки качества жизни населения области. Также возможной трудностью является то, что при данной методике невозможно проследить динамику развития региона без учета среднероссийских показателей. Решением может стать принципиально новый способ оценивания, но данная методика все же является хорошим способом оценки качества жизни, и отказываться от нее на данном этапе, по нашему мнению, является нецелесообразным.

Заключение

За время прохождения учебной практики я познакомилась со структурой исполнительных органов власти нашего региона, узнала о функциях и задачах министерства экономического развития области, а также входящих в него управлений и отделов. Кроме того, за время практики я изучила различные нормативные документы, регулирующие деятельность органов власти.

Также я познакомилась с методикой оценки качества жизни населения, изучила опыт других регионов в сфере оценки качества жизни населения, смогла применить на практике полученные мной знания в области математики, эконометрики, экономики и статистики. Я получила практические навыки работы в органах государственной власти, познакомилась с ее особенностями.

В заключение можно сказать, что задачи, которые были поставлены, в ходе практики были выполнены.

Список использованных источников

1.      Аналитическая информация с официальных сайтов Федеральной службы государственной статистики, Министерства экономического развития Российской Федерации, Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, Госавтоинспекции России;

.        Доклад Министерства образования и науки Российской Федерации о результатах и основных направлениях деятельности на 2011-2013 годы;

.        Долгосрочная целевая программа «Профилактика алкоголизма, снижение тяжести медико-социальных последствий злоупотребления алкогольной продукцией среди населения Новосибирской области на период до 2015 года»;

.        Долгосрочная целевая программа «Развитие сети учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории Новосибирской области на 2011 - 2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 28.12.2010 №288-п.;

.        Закон об утверждении программы социально-экономического развития Новосибирской области на 2011 - 2015 Годы от 2 декабря 2010 года;

.        Оценка качества жизни населения Новосибирской области, муниципальных районов и городских округов: Методические рекомендации / Н.В. Колдомова, Т.Н. Дементьева, Ю.Д. Пахомова, Е.А. Стукаленко; Под ред. Н.В. Колдомовой, Г.П. Литвинцевой. - Новосибирск: НГТУ, 2007. - 39 с.

.        Показатели эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.06.2007 № 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации";

.        Положение об отделе отраслевого планирования, программ развития социальной сферы и инфраструктуры Управления анализа и сводного планирования социально-экономического развития;

.        Постановление от 18.05.2010 № 156 «О министерстве экономического развития Новосибирской области»;

.        Постановление от 24 февраля 2011 г. № 38 «О Новосибирской областной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2011»;

.        Приложение 1 к «Положению о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования» (результаты и основные направления деятельности Министерства транспорта Российской Федерации на 2010-2011 гг.)

Приложения

Приложение 1

Структура исполнительных органов власти НСО.

Приложение 2

Структура министерства экономического развития Новосибирской области

Министр экономического развития

Струков Алексей Николаевич

210 33 52

Секретарь министра

Слепко Надежда Михайловна

210 33 52

Помощник министра

Вагин Эдуард Георгиевич

210 33 52

Заместитель министра

Шовтак Виталий Борисович

223 97 44

Отдел бухгалтерского учета

Главный бухгалтер

Тукмачева Надежда Валентиновна

223 63 20

Правовой отдел

Начальник отдела

Ловина Наталья Игоревна

223 88 27

Управление инвестиционной политики и территориального развития экономики

Заместитель министра - начальник управления

Жучков Павел Анатольевич

223 55 30

Отдел развития инвестиционной деятельности, проектов и программ

Заместитель начальника управления - начальник отдела

Муханова Наталия Викторовна

221 01 46

Заместитель начальника отдела

Разумков Николай Александрович

223 07 41

Отдел территориального развития

Начальник отдела

Храмцов Денис Дмитриевич

222 08 45

Управление отраслевого планирования и совершенствования государственного управления

Начальник управления

223 86 08

Отдел совершенствования государственного управления

Заместитель начальника управления - начальник отдела

Филиппов Дмитрий Викторович

218 05 92

Управление анализа и сводного планирования социально-экономического развития

Начальник управления

Мангалова Светлана Николаевна

223 95 64

Отдел отраслевого планирования, программ развития социальной сферы и инфраструктуры

Начальник отдела

Колдомова Нина Валентиновна

222 23 39

Отдел анализа, организации и совершенствования планирования

Заместитель начальника управления - начальник отдела

Ларина Елена Викторовна

223 57 38

Отдел целевых программ

Начальник отдела

Жучкова Эльвира Александровна

222 25 21



Приложение 3

Динамика качества жизни населения Новосибирской области в 2009 - 2010 гг.

Критерии и показатели

2009

2010


НСО

РФ

Значения индикатора преиму-ществ

НСО

РФ

Значения индикатора преиму-ществ


значения показателей


значения показателей


Качество населения

96,9%

98,9%

1.1. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет

68,90

68,67

1,00

69,4

69,40

1,00

1.2. Уровень профессионального образования занятых (доля лиц с профессиональным образованием в численности занятых), %

73,10

74,20

0,99

73,94

75,01

0,99

1.3. Неустойчивость семьи и сиротство (количество детей без попечения родителей и детей-сирот в возрасте до 18 лет в расчете на 10 тыс. населения), чел. на 10 тыс. чел. населения

59,82

52,84

0,88

53,13

52,84

0,99

1.4. Уровень социальной патологии (численность больных алкоголизмом, наркоманией, токсикоманиями, состоящих на учете в лечебных учреждениях, в расчете на 100 тыс. чел. населения), чел. на 100 тыс. чел. населения

1981,00

1670,00

0,84

1932,20

1607,50

0,83

1.5. Динамика физического здоровья (численность населения с первичной инвалидностью в расчете на 10 тыс. чел. населения), чел. на 10 тыс. чел. населения

69,40

80,60

1,16

68,50

79,47

1,16

Благосостояние населения

88,5%

90,6%

2.1. ВРП на душу населения, руб. на душу населения

160290,1

226007,5

0,71

182272,10

314479,7

0,58

2.2. Покупательная способность среднедушевых денежных доходов (соотношение среднедушевых денежных доходов с величиной прожиточного минимума на душу населения), %

280,21

326,80

0,86

271,34

326,20

0,83

2.3. Коэффициент бедности (доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума), %

16,40

13,20

0,80

17,10

13,10

0,77

2.4. Коэффициент фондов (соотношение величины доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения), разы

15,30

16,60

1,08

15,30

16,50

1,08

2.5. Степень бедности (доля расходов на продовольственные товары в общей величине потребительских расходов населения), %

30,70

30,50

0,99

40,30

30,50

0,76

2.6. Обеспеченность экономическими активами (количество автомобилей в личном пользовании населения в расчете на 1000 чел.), шт. на 1000 чел.

230,90

220,80

1,05

251,68

240,67

1,05

Качество трудовой жизни

108,7%

107,8%

3.1. Регулярность выплаты заработной платы (отношение суммарной задолженности по заработной плате к месячному фонду заработной платы организаций, имеющих просроченную задолженность), разы

2,29

2,48

1,08

2,12

2,22

1,05

3.2. Уровень занятости экономически активного населения (отношение численности экономически активного населения за вычетом численности безработных к численности экономически активного населения), доля

0,90

0,92

0,98

0,90

0,92

0,98

3.3. Средняя продолжительность поиска работы безработными (отношение суммы периодов безработицы зарегистрированных безработных граждан к общей численности зарегистрированных безработных), мес.

6,90

7,90

1,14

5,75

7,65

1,33

3.4. Уровень травматизма на производстве (численность пострадавших при несчастных случаях на производстве с потерей трудоспособности на один рабочий день и более в расчете на 1000 чел. среднесписочной численности работающих), чел. на 1000 чел.

2,30

2,10

0,91

2,27

1,80

0,79

3.5. Уровень социального партнерства (охват работающих на крупных и средних предприятиях коллективными договорами, доля в среднесписочной численности работающих), доля

0,87

0,52

1,68

0,90

0,54

1,67

3.6.Покупательная способность средней заработной платы (соотношение средней зар. платы с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения), %

293,83

334,00

0,88

300,33

345,00

0,87

Качество социальной сферы

124,8%

123,4%

4.1. Развитость профилактической медицины (охват работающего населения профилактическими осмотрами), %

96,60

94,22

1,03

97,57

95,16

1,03

4.2. Размер подушевого финансирования по ТПГГБМП (величина расходов на душу населения из областного бюджета и ТФОМС по территориальной программе государственных гарантий бесплатной медицинской помощи), руб. на чел.

5783,00

5295,00

1,09

6531,10

6549,91

1,00

4.3. Охват детей дошкольными учреждениями (доля от численности детей 1- 6 лет), %

53,80

58,40

0,92

57,00

61,00

0,93

4.4. Охват детей дополнительным образованием (доля занимающихся от численности детей 6-18 лет), доля

84,16

59,63

1,41

90,13

70,00

1,29

4.6. Средний размер адресной помощи (на одного получателя), руб. на чел.

1249,87

900,90

1,39

1437,35

1009,01

1,42

4.7. Уровень благоустройства жилищного фонда (доля жилищного фонда, оборудованного напольными электроплитами), %

57,10

18,50

3,09

58,17

18,77

3,10

4.8. Охват населения клубными формированиями, участников в расчете на 1000 чел. населения

49,86

52,12

0,96

49,00

53,68

0,91

4.9. Охват спортсекциями, клубами и физкультурно-оздоровительными группами, численность занимающихся в расчете на 1000 чел. населения

173,06

114,97

1,51

182,29

121,87

1,50

4.10. Густота дорог с твердым покрытием (отношение протяженности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием к территории области в кв. км), км/км2

6,10

3,80

1,61

6,10

3,80

1,61

4.13. Телефонная плотность, количество квартирных телефонных аппаратов сети общего пользования или имеющих на нее выход в расчете на 1000 чел населения

330,90

326,00

1,02

331,00

323,72

1,02

4.14. Бюджетная обеспеченность расходами консолидированного бюджета области (величина расходов на национальную экономику, жилищно-коммунальное хозяйство и социально-культурные мероприятия в расчете на душу населения), руб. на чел.

34337,40

44070,02

0,78

38514,18

46444,37

0,83

Безопасность жизнедеятельности

96,8%

98,1%

5.1. Уровень криминогенности, количество зарегистрированных преступлений в расчете на 100 тыс. чел. населения

32,20

29,13

0,90

27,60

27,38

0,99

5.2. Уровень безопасности дорожного движения, количество пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в расчете на 10 тыс. чел. населения

20,90

23,00

0,91

23,00

23,58

0,98

5.3. Смертность от самоубийств, случаев суицида на 100 тыс. чел. населения

420,97

422,36

1,00

437,81

418,14

0,96

5.4. Обеспеченность стационарными учреждениями социального обслуживания, количество мест на 10 тыс. чел населения

32,20

29,13

0,90

27,60

27,38

0,99

5.5. Загрязнение атмосферы выбросами от стационарных источников, кг. выбросов в расчете на 1 жителя

20,90

23,00

0,91

23,00

23,58

0,98

Оценка качества жизни населения

102,2%

100,77%


Похожие работы на - Оценка качества жизни населения Новосибирской области

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!