Особенности, тенденции и пути повышения эффективности государственной формы собственности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,2 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности, тенденции и пути повышения эффективности государственной формы собственности














КУРСОВАЯ РАБОТА

Особенности, тенденции и пути повышения эффективности государственной формы собственности

Введение

Актуальность. Собственность относится к числу наиболее важных и сложных проблем экономики и экономической теории.

Тема преобразования государственной собственности актуальна, прежде всего, тем, что в настоящей России необходимо определить значение государственной собственности в переходной экономике, определить что должна включать в себя категория «государственная собственность» и какую роль она должна играть. Важность этой темы обуславливается также тем, что государственная собственность является одной из характеристик общественно-экономического строя, ее рассмотрение позволит ответить на вопрос: каковы тенденции развития экономики нашей страны.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе использования и управления государственной собственностью.

Предметом исследования являются закономерности, особенности, нормативно-правовое обеспечение, тенденции и пути повышения эффективности государственной формы собственности.

Цель настоящей работы заключается: в изучении теоретических основ государственной формы собственности, в оценке состояния и тенденций развития государственной формы собственности в разработке проекта предложений по совершенствованию состояния и повышению эффективности управления государственной собственностью.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

.Изучить понятие собственности как экономической категории.

.Изучить сущность и назначение государственной формы собственности.

.Рассмотреть состав и структуру форм и объектов государственной собственности.

.Дать оценку состояния использования и эффективности управления государственной собственности.

.Дать оценку проблем преобразования и управления государственной собственностью, их причинно-следственный анализ.

.Разработать предложения по устранению проблем и совершенствованию управления государственной собственностью.

Методологией исследования является совокупность теорий, принципов и методов, используемых при анализе особенностей государственной формы собственности. В работе использованы следующие общенаучные методы: анализ, синтез, эмперико-теоретический, системного анализа, сравнения.

Теоретической основой изучения явились труды следующих авторов: А.Г. Грязнова, В.Д. Камаев, Е.Н. Лобачева, Н.Г. Кузнецов, Е.Ф. Борисов, Л.М. Куликов, А.В. Сидорович.

Источники исследования темы: Гражданский кодекс РФ. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2006 года. Федеральный закон от 23.06.1999 № 116-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ». Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства РФ от 09 сентября 1999 г. № 1024. Сайт Федеральной службы государственной статистики.

Структура работы. Курсовая работа состоит из: введения, в котором отражается актуальность темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, теоретическая основа, источники исследования темы и структура работы; трех глав: в первой главе изучаются теоретические основы государственной формы собственности, во второй главе - состояние и тенденции развития государственной формы собственности, в третьей главе - проект предложений по совершенствованию состояния и повышению эффективности управления государственной собственностью; заключения, в котором сделаны выводы по исследуемой теме.

1. теоретические основы государственной формы собственности

.1 Собственность как экономическая категория

государственный собственность экономический управление

Собственность - весьма сложное явление, которое с разных сторон изучается несколькими общественными науками.

Понятие «собственность» вошло в обиход задолго до возникновения экономической теории как науки.

Экономические отношения собственности, т.е. собственность как экономическая категория, представляет собой отношения между людьми по поводу присвоения, владения, пользования и распоряжения различными благами (объектами собственности).

С развитием цивилизации способы установления этих отношений изменились: от обычаев, нравов, традиций до норм права (законов), устанавливаемых государством Можно считать, что имущественные отношения стали применять форму собственности с возникновением государства, т.е. примерно 5000 лет назад.

В каждом отношении собственности имеются две стороны: субъект (собственник) и объект (имущество). Это отношение можно отобразить в формуле «субъект (собственник) - имущество (совокупность вещей и материальных ценностей) - иные субъекты (другие владельцы или несобственники)».

Что касается объектов собственности, то среди них выделяются (ст. 130, 138 Гражданского кодекса РФ):

-недвижимое имущество (земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения, здания, сооружения и т.п.);

-движимые вещи (деньги, ценные бумаги и т.п.);

-интеллектуальная собственность.

Система экономических отношений собственности включает следующие составные части:

а) присвоение факторов и результатов производства;

б) хозяйственное использование материальных и иных средств;

в) получение дохода от собственности.

Присвоение - связь между людьми, которая устанавливает их отношение к вещам как к своим. Такая связь составляет основу производственного процесса. Ведь всякое материальное производство означает присвоение людьми природного вещества и энергии в целях удовлетворения их потребностей. Оно всегда протекает в рамках определенной формы собственности.

Отчуждение - возникает, если какая-то часть общества захватывает все средства производства, а другая часть остается без всяких источников существования. Или когда продукты, созданные одними людьми, без всякого возмещения присваиваются другими.

Собственники средств производства не всегда сами занимаются созидательной деятельностью. Они дают другим лишь возможность употреблять их имущество в хозяйственных целях на определенных условиях. Тогда между собственником и предпринимателем возникают отношения хозяйственного использования имущества. Последний получает возможность временно владеть и пользоваться объектом чужой собственности.

Собственность экономически оправдывает себя, если приносит доход ее владельцу. Такой доход представляет собой весь вновь созданный продукт или его часть, которые получены благодаря применению труда и средств производства.

Система отношений собственности составляет сердцевину всех экономических связей по производству, распределению, обмену и потреблению благ и услуг.

Виды собственности можно различать по двум основным линиям:

а) по субъектам (кто владеет);

б) по объектам (чем владеет).

По субъектам собственности в экономической практике можно встретить самые разнообразные формы собственности. Однако все они, по существу, являются разновидностями двух основных её типов: частной и общественной (публичной) (рис. 2).

В свою очередь частная собственность охватывает две главные формы: собственность самих граждан и собственность созданных ими юридических лиц (предприятий, фирм, обществ, компаний, организаций, учреждений). Две основные формы и у общественной собственности. Так, к примеру, в России её представляют:

1)государственная собственность (включающая собственность РФ, или федеральную собственность, и собственность субъектов РФ - республик, краев, областей и др.);

2)муниципальная собственность - собственность городских, сельских и иных муниципальных образований.

В современном мире наблюдается не просто сосуществование разных форм и видов собственности, но и их взаимопроникновение и взаимодополнение. Так, внутри госпредприятия могут образовываться структуры частнопредпринимательского и кооперативного содержания; само госпредприятие может быть передано в доверительную собственность (траст) или в аренду и т.д.

1.2 Сущность и назначение государственной формы собственности

Государственная форма собственности существует в экономике практически любой страны.

Совсем недавно, когда экономика страны носила административно-командный характер, понятие сущности государственной собственности было иное, нежели чем сейчас.

Абсолютные права собственности находятся не у отдельных частных лиц и их объединений, а у государственного института публичной, политической и экономической власти. Государство является верховным распорядителем имущества (условиями производства). Управляют производством назначенные государством руководители (менеджеры).

Государственная собственность, прежде всего, существует в тех сферах хозяйства, где частный сектор не почет или не может принимать участие в силу разных причин: низкая прибыльность, значительные размеры инвестиций и сроки их окупаемости, большой риск и т.п. Это, например, угольная промышленность, авиация, космонавтика, атомная энергетика. Кроме того, государственная собственность охватывает отрасли инфраструктуры, способствующие решению общественных задач, таких как образование, наука, здравоохранение, транспорт, связь и т.п.

Государственная собственность возникает в результате национализации (возмездной - с полной или частичной компенсацией или безвозмездной - без компенсации, т.е. насильственной); строительства новых объектов за счет средств госбюджета; покупки государством контрольного пакета акций частных компаний и т.п.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Особенность собственности государственных предприятий состоит в том, что их имущество не делится на доли и не персонифицируется в отдельных участниках экономического процесса, и в том смысле она унитарна. Собственность на основные факторы (средства) производства получает здесь высшую форму анонимности, поскольку субъектом распоряжения имуществом предприятий выступают федеральные государственные органы.

Государственная собственность в нашей стране существует на 3-х уровнях:

1.На уровне всей федерации - федеральная собственность.

2.На уровне субъектов федерации (их 89). Каждая из них имеет свою региональную собственность.

.Муниципальная собственность (собственность на уровне отдельного города, округа, села и т.д., кроме Санкт-Петербурга и Москвы, которые выступают как субъекты федерации).

Собственность как экономическая категория есть отношение между людьми по поводу материальной основы хозяйственной деятельности, т.е. средств производства. В этом плане собственность тесно связана с экономической властью, с управлением производством, с повседневными отношениями между людьми. Поскольку конечной целью всякой хозяйственной деятельности является достижение определенного эффекта при производстве и реализации товаров и услуг, распорядителем этого эффекта и его владельцем является собственник материальных факторов производства, т.е. земли и капитала. Поэтому отношения собственности составляют основу социально-экономических отношений между людьми, определяют характер этих отношений, поведение людей.

Экономические отношения собственности не только характеризуют социальную сторону экономической жизни, но и определяют формы ее организации.

Экономические отношения собственности в современном обществе реализуются в правовых формах, ими определяются отношения субъекта собственности к объекту собственности. Правовые нормы включают в себя права собственника, его имущественную ответственность и защищают его права, - право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в чем бы оно не заключалось (согласно п. 1 ст. 209 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Законы не создают отношений собственности (они объективны), а всего лишь закрепляют отношения, которые фактически сложились в обществе.

Отношения собственности порождают у людей экономические интересы. Главный среди них состоит в том, чтобы всемерно умножать находящийся в собственности блага в целях лучшего удовлетворения потребностей.

После того, как государство законодательно урегулирует имущественные отношения между указанными лицами, они наделяются правом собственности.

Владение - это фактическое обладание вещью. Данное правомочие собственника охраняется законом. Законное владение имуществом имеет правовое основание (закон, договор, административный акт).

Пользование представляет собой применение объекта собственности в соответствии с его назначением. Пользование, в отличие от владения, динамично, подразумевает воздействие на объект, причем не обязательно собственником, но в рамках поставленных им условий.

Распоряжение - способ реализации отношений собственности, дающий субъекту право поступать по отношению к объекту любым желаемым образом.

Государственная собственность реализуется еще в одном направлении. Обладая экономической (и политической) властью, она директивно присваивает часть доходов субъектов экономического процесса (через налоги, акцизы, пошлины и т.д.) и перераспределяет их.

Таким образом, собственность как экономическая категория, представляет собой отношения между людьми по поводу присвоения, владения, пользования и распоряжения различными благами (объектами собственности).

По субъектам, в экономической практике, формы собственности являются разновидностями двух основных её типов: частной и общественной.

В свою очередь частная собственность охватывает две главные формы: собственность самих граждан и собственность созданных ими юридических лиц. Две основные формы и у общественной собственности. Так, к примеру, в России её представляют: государственная и муниципальная собственность.

Государственная собственность возникает в результате национализации; строительства новых объектов за счет средств госбюджета; покупки государством контрольного пакета акций частных компаний и т.п.

Государственная собственность существует на 3-х уровнях:

1.На уровне всей федерации - федеральная собственность.

2.На уровне субъектов федерации.

.Муниципальная собственность.

После того, как государство законодательно урегулирует имущественные отношения между указанными лицами, они наделяются правом собственности (правом владения, пользования и распоряжения).

2. Состояние и тенденции развития государственной формы собственности

2.1 Состав и структура форм и объектов государственной собственности

Вся совокупность отношений собственности реализуется посредством форм собственности, которые определяют закрепление объектов собственности за тем или иным субъектом. Формой собственности называется её вид, характеризуемый по субъекту. Иными словами, форма собственности определяет принадлежность разнообразных объектов субъекту одной природы.

Объект собственности - организационно обособленная часть национального богатства, юридически закрепленная за конкретным собственником или группой собственников.

Распределение числа организаций по видам экономической деятельности на 1 января 2009 г. приведено в приложении 1.

Объект, находящийся в федеральной собственности, федеральной или собственности субъектов РФ - представляет собой объект собственности, принадлежащий в том числе: республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям и округам. На практике большинство данных объектов закреплено за конкретными собственниками или группой собственников.

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну РФ, казну республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Федеральная собственность включает предприятия трех организационно-правовых форм: казенные предприятия, государственные унитарные предприятия и акционерные общества с федеральной долей собственности.

Объект собственности - то, что находится во владении. С этой точки зрения, можно выделить собственность вещественную, интеллектуальную и на управление.

Объекты права собственности Российской Федерации (объекты управления):

1)недвижимое имущество (здания, сооружения, земельные участки, мосты, и др.);

2)движимое имущество (доли, паи, ценные бумаги, в т.ч. акции, облигации, и др.);

)денежные средства (валюта, и др.);

)долги иностранных государств;

)информация;

)интеллектуальная собственность и другие результаты интеллектуальной деятельности.

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Объекты собственности Российской Федерации могут принадлежать на праве:

-собственности - Российской Федерации, юридическим и физическим лицам;

-хозяйственного ведения - юридическим лицам, в т. ч. религиозным и другим организациям;

-оперативного управления - федеральным органам исполнительной власти, учреждениям и организациям.

Объекты собственности могут находиться под двойной юрисдикцией: Российской Федерации и иностранного государства.

2.2 Оценка состояния использования и эффективности управления государственной собственности

На современном этапе развития российской экономики все больше проявляется негативная тенденция снижения эффективности управления и использования государственной и муниципальной собственности по сравнению с частным сектором.

Особого рассмотрения заслуживают отношения между субъектами и объектами собственности, складывающиеся на федеральном уровне. Государство, в отличие от других собственников, не может решать проблемы управления находящимися в его собственности объектами на интуитивной основе, ориентируясь на использование метода проб и ошибок. Его особая роль в этом отношении связана с целым рядом важных обстоятельств.

Во-первых, результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности.

Во-вторых, федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами. Исключительной собственностью государства являются также объекты воздушного пространства, эфира и ресурсов космических систем в том понимании, в котором они включаются в национальное богатство. До принятия Земельного кодекса вся совокупность земельных, водных, лесных участков, а также все объекты, относящиеся к земным недрам, фактически рассматривается как часть федеральной собственности.

В-третьих, объекты федеральной собственности отличаются большим организационным и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального хозяйства и предназначены для использования в самых разнообразных направлениях: производство материальных благ, создание и обслуживание социальной инфраструктуры, федеральное управление и т. д.

Поэтому разработка системы управления госсобственностью должна основываться на предварительной ее структуризации с целью выделения однотипных групп объектов и описании задач, целей и методов управления ими.

В-четвертых, реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления федеральной собственностью.

Органы исполнительной власти на любом уровне имеют полномочия управлять только тем имуществом, которое передано им в их собственность. Каждый уровень управления может быть охарактеризован следующим образом:

. Федеральный (макроуровень) - уровень взаимодействия федеральных органов, включающий Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, субъекты Российской Федерации, владельцев федерального имущества, фискальные и иные министерства, ведомства, иностранные организации и фонды.

. Уровень субъектов Федерации или отраслей народного хозяйства (мезоуровень) - уровень взаимодействия элементов системы внутри Министерства государственного имущества, в том числе взаимодействия Аппарата Министерства со своими структурными подразделениями, выделенными в отдельные учреждения (например, вычислительный центр Министерства), и другими организациями.

. Муниципальный или отдельных предприятий и объединений (микроуровень) - уровень взаимодействия структурных подразделений Министерства с территориальными органами и объектами системы управления, а также структурных подразделений Министерства между собой.

До настоящего времени не установлено разграничение прав и обязанностей по отношению к государственной собственности между различными институтами федеральной власти. Практически все названные органы разрабатывают и утверждают в этой области нормативно-правовые документы, принимают решения в отношении конкретных объектов федеральной собственности.

Данные о приватизации имущественных комплексов государственных и муниципальных унитарных предприятий по формам собственности и способам приватизации в 2003 - 2008 гг. приведены в приложении 3.

Информация о поступлении средств от приватизации государственного и муниципального имущества и их распределение дана в приложении 4.

Таким образом, вся совокупность отношений собственности реализуется посредством форм собственности, которые определяют закрепление объектов собственности за тем или иным субъектом. Формой собственности называется её вид, характеризуемый по субъекту. Иными словами, форма собственности определяет принадлежность разнообразных объектов субъекту одной природы.

Объект собственности - это то, что находится во владении. С этой точки зрения, можно выделить собственность вещественную, интеллектуальную и на управление.

На современном этапе развития российской экономики все больше проявляется негативная тенденция снижения эффективности управления и использования государственной и муниципальной собственности по сравнению с частным сектором.

Государство, в отличие от других собственников, не может решать проблемы управления находящимися в его собственности объектами на интуитивной основе. Его особая роль в этом отношении связана с целым рядом важных обстоятельств.

Органы исполнительной власти на любом уровне имеют полномочия управлять только тем имуществом, которое передано им в их собственность.

Существует три уровня:

1.Макроуровень - федеральный.

2.Мезоуровень - уровень субъектов Федерации или отраслей народного хозяйства.

.Микроуровень - муниципальный или отдельных предприятий и объединений.

До настоящего времени не установлено разграничение прав и обязанностей по отношению к государственной собственности между различными институтами федеральной власти. Практически все названные органы разрабатывают и утверждают в этой области нормативно-правовые документы, принимают решения в отношении конкретных объектов федеральной собственности.

3. Проект предложений по совершенствованию состояния и повышению эффективности управления государственной собственностью

3.1 Оценка проблем преобразования и управления государственной собственностью, их причинно-следственный анализ

На современном этапе развития российской экономики все больше проявляется негативная тенденция снижения эффективности управления и использования государственной и муниципальной собственности по сравнению с частным сектором. В Российской Федерации многие предприятия и учреждения данных форм собственности являются в настоящее время практически единственными поставщиками товаров и услуг, как для населения, так и для самого государства, поэтому решение проблемы повышения уровня управления данными видами собственности приобретает принципиальное значение. Первостепенную роль в этом процессе должна играть нормативно-правовая база, обеспечивающая усиление государственного контроля и регулирование как в государственном секторе экономики, так и в других сферах, связанных с использованием государственной собственности.

В процессе формирования рыночных отношений доля государственной собственности постепенно сокращается, зато развиваются различные формы индивидуальной и коллективной собственности: индивидуальные предприятия, полные общества и общества с ограниченной ответственностью, закрытые и открытые акционерные общества, ассоциации и другое.

Стержнем преобразования государственной собственности стала приватизация.

Приватизация (от лат. privatus - частный, личный) представляет передачу общей (государственной) собственности (земли, предприятий и пр.) гражданам или создаваемым ими юридическим лицам (обычно путем её продажи на аукционах). При этом возврат собственности прежним владельцам называют реституцией.

В 90-х гг. ХХ в. в России встал вопрос о преобразовании государственной собственности в частную, т.е. о приватизации. Её цель - формирование широкого слоя частных собственников, повышение эффективности деятельности предприятий, создание конкурентной среды, демонополизация экономики и др. Первый этап проходил в форме ваучерной приватизации (бесплатной). В результате 70% промышленных предприятий перешли в частную собственность, стало развиваться малое предпринимательство. С 1994 года начался второй этап - платная приватизация, которая проходила путем выкупа объектов собственности. В настоящее время основная доля ВВП создается в негосударственном секторе экономики. Государство для получения необходимой ему продукции и услуг выступает в роли их покупателя у частного сектора через систему государственных заказов, которые распределяются на аукционах и тендерах.

В соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ» под приватизацией понимается «возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц» - оборудования, зданий, других материальных активов предприятий, долей государства и местных органов в капитале АО.

В современной России приватизация приняла широкий размах, механизм был определен Законом о приватизации, принятым в 1991 году.

В этом законе были заложены основы приватизации:

-Определены три формы приватизации: продажа предприятий с аукциона, по конкурсу, путем их акционирования.

-Созданы две государственные структуры: комитеты по управлению государственным (муниципальным) имуществом и фонда имущества. В функции первых входили подготовка планов приватизации и осуществление мероприятий, связанных с подготовкой предприятий к приватизации. Вторые осуществляют продажу предприятий на аукционах, продажу их акций.

-Были определены объекты приватизации и их денежная оценка. Особое значение придавалось стоимости имущества. Было принято решение оценивать предприятия по остаточной стоимости основных производственных фондов.

Анализ организации приватизационного процесса в российской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер.

Негативными основными чертами являются следующие:

-Игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в темпах и способах приватизации в регионах были обусловлены скорее действиями местных властей, выходящих за рамки своей компетентности.

-Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационная форма - введение системы приватизационных чеков на предъявителя.

-Административное установление высоких «заданий» по срокам и объемам приватизации.

Приватизация - чрезвычайно сложный процесс, затрагивающий практически все сферы экономической, политической и социальной жизни. В целом множество суждений можно свести к одному: итоги приватизации разочаровывают.

3.2 Предложения по устранению проблем и совершенствованию управления государственной собственностью

Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Набирающий обороты процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свергнута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.

Прежде всего, государственная собственность наиболее адекватна для использования неделимых, уникальных или всеобщих ресурсов, принадлежащих действительно народу. Примером могут служить невоспроизводимые природные ресурсы, в частности, земля и ее недра; те или иные объекты, использование которых связано с большим риском для всего населения. К последним объектам относится значительная часть энергетики, транспорта, вообще экономической инфраструктуры и той части экономической системы, которая работает на население непосредственно и создает творческий потенциал нации. Понятно, что нет необходимости передавать, например, в коллективную собственность АЭС, со средствами производства огромной стоимости. В этом случае, разумеется, сохраняется безусловная прерогатива государственной собственности.

Сюда также должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной. Определенная часть совхозов, доказавшая свою жизнеспособность, также может быть сохранена.

В рекомендациях различных авторов доля государственной собственности должна сократиться до 50 и даже 30% основных производственных фондов.

Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве России, и этот сектор требует адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены на две категории: одна - под прямым управлением государства, вторая - на полном коммерческом расчете.

Абсолютно очевидным и не подвергающимся сомнению является то, что наука, искусство, образование и т.п. требуют не огосударствления, а государственной поддержки этих сфер, при развитии государственной формы собственности лишь в масштабах, гарантирующих работнику указанных профессий возможность свободно использовать государственные средства для осуществления своей творческой деятельности, т.е. свободно формировать научные, художественные, педагогические коллективы, используя определенные государственные ресурсы.

Что касается развития государственной собственности, то здесь, безусловно, широкие возможности оставляют традиционные развитые индустриальные и постиндустриальные технологические системы. Скажем, крупные предприятия, работавшие ранее в рамках военно-промышленного комплекса, должны сохранить государственную форму собственности.

Принципиально важным для содержания государственной собственности в условиях российской экономики является вопрос о социально-экономическом влиянии государства, являющегося собственником.

В настоящее время, учитывая произошедшие изменения в структуре государственной собственности и последствия уже проделанных продвижений, следует особое внимание уделить развитию именно государственного сектора. Государственная собственность должна сохранить в перспективе весомую роль, при этом нельзя забывать о проблемах национальной безопасности, спешить избавляться от прибыльных предприятий.

Общая нормативная база управления государственной собственностью достаточно полна. В то же время ощущается явная нехватка нормативных правовых актов, регулирующих конкретный порядок управления собственностью. Основной проблемой управления государственным имуществом и собственностью является низкая эффективность по каждому виду объектов управления (государственным унитарным предприятиям, учреждениям, акциям, долям в уставных капиталах, федеральной недвижимости). Назрела потребность законодательного оформления принципов, приоритетов и механизмов управления и распоряжения государственным имуществом, которые были сформулированы в 1999 году в «Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации».

К основными задачами законодательного обеспечения эффективного управления государственной собственностью можно отнести:

-структурную и количественную оптимизацию организаций и предприятий государственной формы собственности;

-обеспечение полного и своевременного учета государственной собственности и всех проводимых с ней операций;

-создание единой системы контроля за сохранностью государственной собственности и использованием её по назначению;

-выработку критериев оптимальных решений по распоряжению государственной собственностью;

-повышение инвестиционной привлекательности государственной собственности.

Большинство из перечисленных задач можно решить посредством разработки Федерального закона «Об управлении государственной собственностью в Российской Федерации» (рабочее название). Данный закон должен содержать:

-цели, задачи и принципы управления государственной собственностью (по основным видам объектов собственности);

-правила разграничения федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, собственности муниципальных образований;

-особенности владения, пользования, распоряжения имуществом;

-правила и порядок отнесения имущества к каждому из видов собственников;

-правила и организационные основы учета имущества; классификации объектов учета; ведения реестров государственного и муниципального имущества;

-принципы организации системы управления собственностью,

-сферы компетенции органов государственной власти в отношении собственности;

-общие принципы управления собственностью на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые должны стать для них основой разработки собственной нормативно-правовой базы;

-правила и порядок приобретения и прекращения прав собственности;

-критерии и параметры оценки эффективности деятельности хозяйствующих субъектов с точки зрения эффективности использования бюджетных средств (например, обязательность ведения и представления на все уровни бюджетной системы балансовой отчетности по собственности, пассивам и активам собственника);

-критерии и правила сохранения объектов собственности в качестве субъектов хозяйствования (принципы и условия реорганизации).

В соответствии с новыми подходами к объему и механизмам управления государственным имуществом необходимо определиться с приблизительным (типичным) перечнем административно-властных и иных распорядительных функций и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляемых такими органами в сегодняшних условиях.

Отдельно необходимо остановиться на сложившейся практике назначения представителей государства в органы управления и контроля хозяйственных обществ с государственным участием. Во всем мире институт профессиональных управляющих стимулируется государством. У нас же он пока находится в зачаточной стадии развития. Привлечение профессиональных менеджеров к управлению государственными пакетами акций носит единичный характер. В основном институт представителей Российской Федерации состоит из государственных служащих.

Ключевым элементом системы взаимоотношений с управляющими должен стать принцип приоритетности привлечения в качестве доверительных управляющих не государственных служащих, а профессиональных управленцев. Причем назначение и смещение их следует поставить в строгую зависимость от достижения определенных финансовых результатов деятельности организации. Назначение государственных служащих представителями в хозяйственные общества нужно производить лишь при наличии аргументированной его обоснованности. При этом одним из стимулов деятельности профессиональных менеджеров может стать предоставление опционов на акции управляемых ими предприятий.

Таким образом, стержнем преобразования государственной собственности стала приватизация.

Приватизация (от лат. privatus - частный, личный) представляет передачу общей (государственной) собственности (земли, предприятий и пр.) гражданам или создаваемым ими юридическим лицам (обычно путем её продажи на аукционах). При этом возврат собственности прежним владельцам называют реституцией. Приватизация государственной собственности явилась фундаментом для становления частной собственности и рыночной системы управления.

Приватизация - чрезвычайно сложный процесс, затрагивающий практически все сферы экономической, политической и социальной жизни.

Анализ организации приватизационного процесса в российской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер.

Набирающий обороты процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свергнута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.

В рекомендациях различных авторов доля государственной собственности должна сократиться до 50 и даже 30% основных производственных фондов.

Еще долгое время государственному сектору будут принадлежать значительные позиции в народном хозяйстве России, и этот сектор требует адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены на две категории: одна - под прямым управлением государства, вторая - на полном коммерческом расчете.

Принципиально важным для содержания государственной собственности в условиях российской экономики является вопрос о социально-экономическом влиянии государства, являющегося собственником.

Ощущается явная нехватка нормативных правовых актов, регулирующих конкретный порядок управления собственностью. Основной проблемой управления государственным имуществом и собственностью является низкая эффективность по каждому виду объектов управления. Назрела потребность законодательного оформления принципов, приоритетов и механизмов управления и распоряжения государственным имуществом, которые были сформулированы в 1999 году в «Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации».

Большинство задач можно решить посредством разработки Федерального закона «Об управлении государственной собственностью в Российской Федерации» (рабочее название).

Ключевым элементом системы взаимоотношений с управляющими должен стать принцип приоритетности привлечения в качестве доверительных управляющих не государственных служащих, а профессиональных управленцев.

Заключение

Собственность как экономическая категория, представляет собой отношения между людьми по поводу присвоения, владения, пользования и распоряжения различными благами (объектами собственности).

В каждом отношении собственности имеются две стороны: субъект (собственник) и объект (имущество).

По субъектам, в экономической практике, формы собственности являются разновидностями двух основных её типов: частной и общественной.

Государственная собственность возникает в результате национализации; строительства новых объектов за счет средств госбюджета; покупки государством контрольного пакета акций частных компаний и т.п.

Вся совокупность отношений собственности реализуется посредством форм собственности, которые определяют закрепление объектов собственности за тем или иным субъектом. Формой собственности называется её вид, характеризуемый по субъекту. Иными словами, форма собственности определяет принадлежность разнообразных объектов субъекту одной природы.

Объект собственности - это то, что находится во владении. С этой точки зрения, можно выделить собственность вещественную, интеллектуальную и на управление.

На современном этапе развития российской экономики все больше проявляется негативная тенденция снижения эффективности управления и использования государственной и муниципальной собственности по сравнению с частным сектором.

Приватизация (от лат. privatus - частный, личный) представляет передачу общей (государственной) собственности (земли, предприятий и пр.) гражданам или создаваемым ими юридическим лицам (обычно путем её продажи на аукционах). При этом возврат собственности прежним владельцам называют реституцией. Приватизация государственной собственности явилась фундаментом для становления частной собственности и рыночной системы управления.

Анализ организации приватизационного процесса в российской экономике показывает ряд присущих ей черт, носящих как позитивный, так и негативный характер.

В рекомендациях различных авторов доля государственной собственности должна сократиться до 50 и даже 30% основных производственных фондов.

Принципиально важным для содержания государственной собственности в условиях российской экономики является вопрос о социально-экономическом влиянии государства, являющегося собственником.

Ощущается явная нехватка нормативных правовых актов, регулирующих конкретный порядок управления собственностью.

Большинство задач можно решить посредством разработки Федерального закона «Об управлении государственной собственностью в Российской Федерации» (рабочее название).

Ключевым элементом системы взаимоотношений с управляющими должен стать принцип приоритетности привлечения в качестве доверительных управляющих не государственных служащих, а профессиональных управленцев.

Литература

1.Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2004. - 399 с.

2.Куликов Л.М. Экономическая теория: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 432 с.

.Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В, Ломоносова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. - 832 с.

.Современные макроэкономические проблемы России: учебное пособие / кол. авторов; под ред. С.С. Носовой. - М.: КНОРУС, 2010. - 488 с.

.Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru

.Экономическая теория. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. - 528 с.

.Экономическая теория. Краткий курс: учебник / В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская. - 4-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2010. - 384 с.

.Экономическая теория: учебное пособие / В.Н. Соколинский, В.Е. Корольков [и др.]; под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. - 4-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2008. - 464 с.

Похожие работы на - Особенности, тенденции и пути повышения эффективности государственной формы собственности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!