Гражданство Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,68 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Гражданство Российской Федерации

Содержание

Введение

. Правовые основы гражданства

.1 Понятие и сущность гражданства

1. 2 Принципы гражданства

. Основные аспекты приобретения и прекращения гражданства

.1 Порядок приобретения гражданства

.2 Основания выхода из гражданства Российской Федерации

2.3 Особенности упрощенной формы получения гражданства РФ

. Проблемы развития института гражданства в современной России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что проблема гражданской идентичности в специфике развития современного мира приобретает особый смысл, оставаясь одной из важнейших тем в контексте дискурса о будущем России. В настоящее время, в условиях модернизации всех сфер жизни российского общества, одной из основных задач политического развития является формирование чувства социальной ответственности граждан, гражданской зрелости.

Гражданственность в настоящее время рассматривается как важная характеристика современного человека, предполагающая наличие чувства гражданского долга, ответственности за судьбы государства и гражданского общества, патриотизм. В странах нового и старого света быть гражданином - значит знать символы государства, участвовать в деятельности структур гражданского общества.

Одним из неотъемлемых признаков государства является объединение людей на основе гражданства.

По мнению В.С. Шевцова, гражданство - это правовая связь лица с определенным государством. При этом понятие «гражданство» самым непосредственным образом связано с правовым положением человека в обществе, то есть с его социально-экономическими, политическими и личными правами, с его обязанностями.

С точки зрения Ч.А. Сагова гражданство не только обозначает формальную принадлежность лица к государству, но и предполагает его активное участие в политической, общественной и хозяйственной жизни страны

Целью написания курсовой работы является исследование проблемы гражданства РФ.

Для достижения цели курсовой работы необходимо решить комплекс задач:

1.рассмотреть понятие, сущность и принципы гражданства;

2.определить основные аспекты приобретения и прекращения гражданства;

.исследовать особенности упрощенной формы получения гражданства РФ;

.выявить проблемы развития института гражданства в современной России.

Объектом исследования в курсовой работе является правовые аспекты гражданства.

В качестве предмета исследования в курсовой работе выступает проблема упрощенной формы получения гражданства Российской Федерации.

Исследование проводилось с применением методов научного познания: сравнение, абстракция, анализ и синтез. Для решения поставленных задач в работе применялся метод системного анализа.

При написании курсовой работы была использована информация из: ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 № 62-ФЗ в ред. от 02.11.2013, Виноградов О.В. «К вопросу о понятии и принципах гражданства Российской Федерации <#"justify">а)проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно;

б)обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в)имеют законный источник средств к существованию;

г)обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства;

д)владеют русским языком.

Вместе с тем Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» содержит норму о том, что указанный выше срок проживания на территории России сокращается до одного года в том случае, если гражданство Российской Федерации желает получить человек, имеющий высокие достижения в области науки, техники и культуры или обладающий профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации [1].

Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

Проживание гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации не прекращает его гражданства Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации не может быть лишен гражданства Российской Федерации или права изменить его.

Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан иностранному государству.

Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации.

Наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом

Таким образом, граждане исполняют определенные обязательства перед своим государством и в ответ вправе рассчитывать на защиту своих жизненно важных интересов.

Таким образом, институт гражданства задает основные «правила игры» во взаимоотношениях между человеком и государством, является звеном, скрепляющим лицо с государством, гражданином которого оно является. Исходя из этого, можно говорить об институте гражданства как об одном из главных общественных институтов в институциональной системе страны.

.2 Основные принципы гражданства

В Конституции РФ и Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» сформулированы принципы гражданства России, под которыми можно понимать фундаментальные начала, которые положены в основу правового регулирования отношений гражданства.

Принципы единого и равного гражданства. Согласно ч. 1 ст. 6 Конституции РФ и ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» гражданство России является единым и равным независимо от оснований его приобретения.

Принцип единого гражданства означает, что, исходя из федеративной природы российского государства, в котором в качестве субъектов Федерации признаётся 21 унитарное государство-республика в составе России (ч. 2 ст. 5 Конституции РФ), каждый гражданин России (в том числе и проживающий на территории республики) обладает единым российским гражданством.

Конституция закрепила суверенитет Российской Федерации, распространяющийся на всю ее территорию, в качестве одной из основ конституционного строя (ч. 1 ст. 4). Конституция РФ не допускает государственного суверенитета ни республик, ни иных субъектов Федерации.

Не имея статуса суверенного государства, республики не могут решить этот вопрос иначе в своих конституциях, а потому не вправе наделять себя свойствами суверенного государства, в частности устанавливать свое гражданство. Статья 71 (п. «в») Конституции РФ относит к исключительному ведению Федерации «гражданство в Российской Федерации», а не только вопросы «гражданства Российской Федерации». Именно федеральный законодатель правомочен регламентировать все отношения в данной сфере.

Принцип равного гражданства означает, что любой гражданин России обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ вне зависимости от способов приобретения гражданства Российской Федерации (по рождению, в результате приёма, выбора гражданства (оптации) или восстановления в гражданстве России) или длительности пребывания в гражданстве России.[4]

Принцип сохранения гражданства России лицами, проживающими за её пределами (принцип экстерриториальности гражданства) Названный принцип закреплён ч. 3 ст. 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и означает, что постоянное или временное проживание гражданина России на территории иностранного государства не влечёт прекращения гражданства России. Этот принцип обусловлен закреплённым ч. 2 ст. 27 Конституции РФ правом гражданина России свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию регулируется Конституцией РФ, международными договорами России, Федеральным законом от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Принцип запрета лишения гражданства или права изменить его. Следуя положениям п. 2 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. ч. 3 ст. 6 Конституции РФ и ч. 4 ст. 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» определяют: «Гражданин Российской Федерации не может быть лишён гражданства Российской Федерации или права изменить его». Приведённые конституционные и законодательные положения означают, что государство не вправе в одностороннем порядке принимать акты о лишении лица гражданства России. Только добровольное волеизъявление гражданина о выходе из гражданства в настоящее время является основанием прекращения гражданства Российской Федерации.

Следует отметить, что в современный период российское государство не вправе препятствовать возможности его гражданам выйти из гражданства, если нет закреплённых законом препятствий для выхода из гражданства. Основания отказа в выходе из гражданства России установлены ст. 20 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

Принцип запрета на высылку за пределы Российской Федерации или выдачу иностранному государству Согласно ч. 1 ст. 61 Конституции РФ и ч. 5 ст. 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» гражданин России не может быть выслан за пределы России или выдан другому государству.[4]

Помимо запрета на высылку Конституция РФ устанавливает запрет на выдачу российских граждан другому государству. Под выдачей (экстрадицией) понимается выдача государствами друг другу лиц, находящихся на их территориях для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение. При этом запрет установлен только на выдачу российских граждан, следовательно, он не препятствует удовлетворению запросов иностранных государств на выдачу других лиц, не являющихся гражданами России и находящимися на её территории.

В принципе государства могут допускать выдачу и собственных граждан. Так, Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-I «О гражданстве РСФСР» фактически допускал такую выдачу «на основании закона или международного договора» (ч. 3 ст. 1). Действующий Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» следуя положениям ч. 1 ст. 61 Конституции не содержит никаких условий возможной выдачи. Он просто запрещает ее (ч. 5 ст. 4). Однако отказ в выдаче гражданина РФ не означает, разумеется, освобождения его от ответственности, если он совершил за границей преступление, предусмотренное российским законодательством. В этом случае гражданин России может быть привлечён к юридической ответственности в соответствии с действующими в России законами.

Принцип защиты и покровительства гражданам России, находящимся за её пределами Часть 2 ст. 61 Конституции РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за её пределами. Норма аналогичного содержания закреплена ст. 7 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». Гарантии и покровительство распространяются на российских граждан, как постоянно проживающих на территории иностранного государства, так и находящихся на его территории временно.

Органы государственной власти России, дипломатические представительства и консульские учреждения России, находящиеся за рубежом, должностные лица этих органов обязаны содействовать российским гражданам, находящимся за пределами России, в обеспечении возможности пользоваться в полном объёме правами и свободами, установленными Конституцией РФ, законами и правилами государств проживания или пребывания граждан Российской Федерации, а также защищать их права и охраняемые законом интересы.

При выполнении своих функций дипломатические представительства и консульские учреждения руководствуются нормами внутригосударственного законодательства и международного права, в частности положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года. Функции консульских учреждений по защите прав и интересов граждан устанавливает Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года.

Защиту и покровительство своим гражданам, находящимся за рубежом, Российская Федерация может оказывать путем консультаций, содействия в помещении в лечебное заведение, оказания в исключительных случаях материальной помощи и в других формах. Вместе с тем следует иметь в виду, что государство не обязано возмещать убытки, понесенные его гражданами за рубежом вследствие их действий. За эти действия оно ответственности не несет. Следует подчеркнуть, что защита гражданам должна оказываться соответствующими представительствами России независимо от того, просит ли ее оказать лицо, права которого нарушены, или нет Некоторые вопросы, связанные с рассматриваемой защитой, могут регламентироваться международными договорами РФ или консульскими конвенциями, в которых, например, рассматриваются вопросы о порядке допуска консула к арестованным российским гражданам и т.п.[4]

В отличие от защиты, которая связана с нарушением прав российских граждан, покровительство оказывается в случаях, когда гражданин оказался в сложной ситуации, не связанной с нарушением его прав. Защита и покровительство российским гражданам должны оказываться во всех случаях, когда они находятся за пределами Российской Федерации, включая и случаи пребывания не на территории иностранного государства (в открытом море и т.д.).

Принцип допустимости двойного гражданства. Советскому периоду развития законодательства о гражданстве всегда была свойственна традиция отказа от допустимости двойного гражданства. Лишь только с принятием Закона «О гражданстве РСФСР» 1991 г. была признана возможность наличия у граждан России двойного гражданства. Приобретение гражданства РФ иностранными гражданами допускалось этим Законом исключительно при условии их отказа от прежнего гражданства. Исключение, т.е. сохранение иностранным гражданином его иностранного гражданства при приобретении российского гражданства, было возможно лишь в том случае, когда международным договором РФ с государством, гражданином которого являлось приобретающее российское гражданство лицо, была предусмотрена возможность двойного гражданства. Наличие такого договора было обязательным условием приобретения гражданином России одновременно и гражданства другого государства.

Действующая Конституция РФ вслед за Законом о гражданстве 1991 г. также признала возможность граждан РФ иметь двойное гражданство. Признание института двойного гражданства на конституционном уровне, считавшегося одним из важных проявлений демократизма новой России, было обусловлено прежде всего необходимостью обеспечения со стороны России защиты прав, свобод и законных интересов этнических россиян, проживающих за рубежом.

Часть 1 ст. 62 Конституции РФ определяет, что гражданин России «может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Наличие у гражданина России гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 2 ст. 62 Конституции РФ).

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации» следуя конституционным положениям, также закрепляет право граждан России иметь двойное гражданство. Согласно ст. 3 приведённого Закона «двойное гражданство-наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства». Статья 6 названного Закона устанавливает, что гражданин России, имеющий также иное гражданство, рассматривается Россией только как гражданин России, за исключением случаев, предусмотренных международным договором России или федеральным законом (ч. 1 ст. 6). Приобретение гражданином России иного гражданства не влечёт за собой прекращения российского гражданства (ч. 2 ст. 6).

На данный момент не принят специальный федеральный закон, регулирующий порядок и условия приобретения гражданами России гражданства иностранных государств.

Принцип поощрения приобретения гражданства России лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации

Согласно ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» лицом без гражданства признаётся лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. В тоже время ч. 3 ст. 62 Конституции РФ определяет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации

2. Основные аспекты приобретения и прекращения гражданства

.1 Порядок приобретения гражданства

Гражданство Российской Федерации приобретается:

а) по рождению;

б) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:[1]

а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;

б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или настоящим Федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

. Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный пунктом "а" части первой настоящей статьи, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;

б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;

в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

. Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных частью первой настоящей статьи.

. Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой статьи 13, и без представления вида на жительство.

«Прекращение гражданства- прекращение устойчивой правовой связи лица с Российской Федерацией, вытекающих из нее прав и обязанностей» [6].

В науке конституционного права вопрос о понятийномаппарате приобретения и прекращения гражданства раскрывается через призму
теоретического обоснования понятия гражданствакаккомплексного многоаспектного правового явления
Власть государства распространяется на иностранцев лишь тогда, когда они проживают на его территории. В отношении граждан государственная власть распространяется и тогда, когда они находятся за границей. Граждане, находящиеся за границей, пользуются дипломатической защитой своего государства [10.].

Приобретение гражданства - получение гражданства Российской Федерации на основаниирешений и действий государственных органов и должностных лиц в соответствии российским законодательством [6.].

Гражданство как устойчивая правовая связь лица с государством обладает определенными признаками.

Устойчивость гражданства проявляется в пространстве и времени. В пространстве она проявляется в том, что гражданство сохраняется и при выезде обладающего им лица за границу. Ряд прав и обязанностей такого лица, входящих в содержание его гражданства на время его пребывания за границей прекращает свое действие, но лицо их не утрачивает, они по-прежнему продолжают входить в комплекс прав и обязанностей, составляющих содержание данного гражданства. Некоторые же права и обязанности, входящие в содержание гражданства, продолжают действовать и за границей. К ним относятся такие права и обязанности, осуществление которых не может причинить ущерб суверенитету государства пребывания.

Некоторые права и обязанности гражданина действуют только во время его Устойчивость гражданства во времени проявляется в его непрерывности.

2.2 Основания выхода из гражданства Российской Федерации

Гражданство Российской Федерации прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона.

Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона.

Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:

а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретении

Непрерывность гражданства означает сохранение гражданства с момента его приобретения в соответствии с условиями, определенными законодательством конкретного государства, вплоть до его утраты (опять-таки в соответствии с условиями, установленными законодательством данного государства). Непрерывность гражданства указывает на то, что оно - длящееся правовое состояние. Гражданство не может время от времени исчезать и затем вновь возобновляться.

В отличиеот гражданства, права и обязанности, составляющие его содержание, во времени менее устойчивы. Эта принадлежность автоматически распространяет на гражданина законы данной страны и одновременно его права и обязанности по отношению к государству [3].

Таким образом, ученый приходит к выводу, что «гражданство - это принадлежность лица к народу государства, порождающую устойчивую правовую связь лица с государством выражающуюся в совокупности взаимных прав и обязанностей» [4]. Итак, изучив различные точки зрения относительно понятийного аппарата гражданства, нетрудно заметить, что многие ученые-юристы склоняются к определению гражданства как «устойчивой правовой связи между лицом и государством, выражающейся во взаимных правах и обязанностях». Такой же подход к определению гражданства используется, как мы отмечали ранее, в Федеральном законе (ред. от 02.07.2013) "О гражданстве Российской Федерации" (в ред. от 02.07.2013 с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013)

Между тем невозможно себе представить действенную систему реализации прав и обязанностей, особенно во взаимоотношениях нескольких субъектов, при отсутствии взаимной ответственности. В этой связи считаем, что исключение из легального определения гражданства положения о взаимной ответственности гражданина и Российской Федерации не соответствует норме ст. 2 Конституции Российской Федерации. В ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» следует закрепить следующее определение: «Гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности».

Таким образом, принимая во внимание такое определение понятия гражданства, представляется возможным обосноватьпонятие приобретения гражданства Российской Федерации и понятие прекращения гражданства Российской Федерации.

Приобретение гражданства Российской Федерации - это создание устойчивой правовой связи лица с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей и ответственности. Прекращение же гражданства Российской Федерации - это утрата устойчивой правовой связи лица с Российской Федерацией

.3 Особенности упрощенной формы получения гражданства РФ

Рассмотрим современную систему форм упрощенного приема в гражданство Российской Федерации.

Первая форма предоставляет возможность приема иностранных граждан и лиц без гражданства в гражданство Российской Федерации без предоставления вида на жительство и постоянного проживания на территории РФ при следующих обстоятельствах:

наличие одного или двух родителей, состоящего (состоящих) к моменту обращения с вопросом о приеме в гражданство Российской Федерации в российском гражданстве, проживающего (проживающих) на территории РФ. Под проживанием согласно ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» следует понимать постоянное, преимущественное или временное проживание.

являющиеся к моменту обращения с вопросов о приеме в гражданство Российской Федерации лицами без гражданства с момента прекращения гражданства СССР, проживали и проживают в государствах СССР. В соответствии абз. 6 ч. 1 ст. 3 комментируемого федерального закона под лицом без гражданства понимается - лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. Государствами входящими в состав СССР являются: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Кыргызстан, Республика Казахстан, Латвия, Литва, Республика Молдавия, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина, Эстония. [10]

- являющиеся гражданами государств, входивших в состав СССР и получившие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 г. В соответствии с ч. 5 ст. 9 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» среднее профессиональное и высшее профессиональное образование - виды основных профессиональных образовательных программ, которые направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. На лиц обучающихся по иным профессиональным программам - начального профессионального образования и послевузовского образования действие настоящей нормы не распространяется. Следует обратить внимание на то, что по смыслу п. »в» ч. 1 комментируемой статьи упрощенный прием в гражданство Российской Федерации не связан напрямую с формой получения образования, видом образовательного учреждения. В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» образовательные программы в образовательных учреждениях осваиваются в очной, очно-заочной (вечерней) и заочной форме. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).

Вторая форма распространяется на отдельных иностранных граждан и лиц без гражданства, которые проживают к моменту обращения с вопросом о приеме в гражданство на территории РФ. Им предоставляется право приема в гражданство Российской Федерации без соблюдения условия о сроке постоянного проживания. В числе причисленных в норме иностранных граждан и лиц без гражданства лица, состоящие в браке с гражданином Российской Федерации не менее 3 лет, и нетрудоспособные лица. Комментируемый федеральный закон под состоянием в браке понимает брак, заключенный в органах записи гражданского состояния, в порядке установленном Семейным кодексом РФ и Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».

Перечень нетрудоспособных лиц определяет Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Третья форма предоставляется нетрудоспособным иностранным гражданам и лицам без гражданства, прибывшим в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированным по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года. Особенностью нормы является ее действие в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, которые были зарегистрированы по месту жительства. Факта одного лишь нахождения на территории РФ по правовому смыслу нормы недостаточно.

Четвертая форма распространяет свое действие в отношении лиц, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированных по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получивших разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство. Такие лица принимаются в российское гражданство без соблюдения условий о пятилетнем проживании на территории РФ, наличия законного источника средств к существованию и владения русского языка.

Настоящая форма носила временный характер. Первоначально ее действие ограничивалось 1 января 2006 г. и распространялось только на категорию временно проживающих, что как показала практика было не достаточным, а также исключало возможность ее применения к постоянно проживающим в Российской Федерации. В этой связи действие настоящей нормы продлевалось поэтапно до 1 июля 2009 г. и было распространено на лиц, имеющих вид на жительство.

Вместе с тем применение настоящей нормы вызвало ряд неопределенностей в понимании ее содержания. Связано это было в основном, что многие лица, желающие приобрести гражданство РФ по настоящему основанию доказывали в судебном порядке факт нахождения на территории РФ на 1 июля 2002 г. Однако органы, ведающие делами о гражданстве исходили при принятии решения о возможности приема в гражданство РФ не из фактического нахождения лица на территории РФ на 1 июля 2002 г., а регистрации по месту жительства на настоящую дату.

В силу неопределенности настоящей нормы комментируемого Закона Конституционным Судом РФ в 2005 году было дано соответствующее толкование (подробнее - см. определение Конституционного Суда РФ от 8 ноября 2005 г. № 402-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Фатуллаевой Галины Васильевны на нарушение ее конституционных прав частью четвертой статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации»). Конституционный Суд РФ отметил, что сам по себе установленный судом факт постоянного проживания лица на территории РФ на 1 июля 2002 г. не отнесен законодателем к правообразующим юридическим фактам, т.е. служащим основанием для принятия решения о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке, поскольку комментируемый Закон под проживанием понимает проживание на территории РФ на законном основании, а Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под законно находящимся на территории Российской Федерации иностранным гражданином признает лицо, имеющее действительный вид на жительство либо разрешение на временное проживание, либо визу или иные предусмотренные данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.[10]

Кроме того Конституционный Суд РФ в настоящем решении установил следующее:

при определении упрощенного порядка приема в гражданство РФ требование о наличии у иностранных граждан и лиц без гражданства, которые имели гражданство СССР и прибыли в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, регистрации по месту жительства на территории РФ по состоянию на 1 июля 2002 года или разрешения на временное проживание в Российской Федерации, во взаимосвязи с положениями законодательства РФ о порядке пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации не может рассматриваться как нарушающее права и свободы, вытекающие из ст. 6 (ч. 1), 17 (ч. 1), 18, 21 (ч. 1), 27 (ч. 1), 55 (ч. 2 и 3) и 62 (ч. 3) Конституции РФ (определения от 8 ноября 2005 года № 402-О и от 18 июля 2006 года № 341-О) (подробнее - см. также определения Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2007 г. № 814-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Устабаши Любови Андреевны и Устабаши Юлии Валентиновны на нарушение их конституционных прав Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, от 18 июля 2006 г. № 341-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Республики Узбекистан Барышевой Татьяны Васильевны на нарушение ее конституционных прав Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», а также иными нормативными правовыми актами по вопросам приобретения гражданства Российской Федерации и правового положения иностранных граждан в Российской Федерации»).

само по себе отсутствие регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 года не исключает заявителя после получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации возможность приема в гражданство РФ на основании ч. 4 ст. 14 комментируемого Закона или - как родившейся на территории РСФСР и имевшей гражданство бывшего СССР - на основании п. »а» ч. 2 комментируемой статьи.

Упрощенный порядок позволяет приобрести российское гражданство максимум за 6 месяцев. Между тем процедура приема в российское гражданство в обычном порядке занимает, как правило, более 6 лет и является практически «неподъемной» для многих бывших граждан СССР. Логика ограничения сроков действия упрощенного порядка строилась на той позиции, что большинство желавших этого бывших граждан СССР уже давно приобрели гражданство Российской Федерации. По нашему мнению, это предположение оказалось ошибочным. Желание, а порой и необходимость приобретения российского гражданства, по всей видимости, возникает у бывших граждан СССР не в какие-то определенные сроки, а в связи с особенностями развития некоторых национальных государств на постсоветском пространстве. С учетом этого установленный на постоянной основе упрощенный порядок приобретения российского гражданства подчеркнул бы особый правовой статус России как государства - продолжателя СССР, в полной мере осознающего свою ответственность за судьбу всех его бывших граждан.[1]

Благодаря Федеральному закону от 3 января 2006 г. № 5-ФЗ, который внес существенные изменения в положения ч. 4 ст. 14 Федерального закона «О гражданстве», тысячи наших соотечественников смогли беспрепятственно приобрести российское гражданство. Норма является своего рода продлением порядка действия приобретения гражданства в порядке регистрации, существовавшего в предыдущем законе о гражданстве. Многие наши соотечественники, прибывшие из стран бывшего СССР в 90-х годах прошлого века, в силу каких-либо причин, а некоторые в силу своей политической безграмотности, не успели приобрести российское гражданство в соответствии с Законом 1991 г. В результате этого они приобрели статус лиц без гражданства, а у кого были национальные паспорта стран СНГ, так и остались иностранными гражданами. Многие из них наивно считали, что, проживая на территории России, они автоматически стали гражданами РФ. В соответствии с внесенными изменениями иностранные граждане и лица без гражданства, ранее состоявшие в гражданстве СССР и прибывшие в РФ из государств, входивших в состав СССР, которые по состоянию на 1 июля 2002 г. были зарегистрированы по месту жительства либо получившие разрешение на временное проживание на территории России или вид на жительство, могут приобрести гражданство РФ в упрощенном порядке, т.е. без соблюдения так называемого ценза оседлости, без предоставления сведений об источнике существования, без сдачи экзаменов на знание русского языка. Положительно можно оценить принятую 22 июня 2006 г. Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Программа направлена на объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов, программой дополняется система мер по стимулированию рождаемости, снижению смертности и регулированию миграции, направленных на стабилизацию численности населения РФ.

Еще одна проблема получения гражданства связана с тем, что в настоящее время для получения гражданства Российской Федерации его соискатель из числа соотечественников должен, во-первых, переехать на жительство в Россию и встать там на регистрационный учет, а во-вторых, отказаться от имеющегося у него гражданства другого государства. Выполнение обоих этих условий нередко оказывается финансово обременительным, а то и просто невозможным для соотечественников.

Требование об обращении лица, желающего приобрести гражданство РФ в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства, направлено на предотвращение случаев множественного гражданства. С этой целью при приобретении гражданства РФ лицо должно выйти из гражданства иного государства. Исключением является лишь наличие международного договора РФ, освобождающим от выхода из гражданства. К таким международным договорам относятся Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашгабат, 23 декабря 1993 г.) и Договор между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.). Исключением также является прием в гражданство по ч. 3 ст. 13, ч. 5, 6 ст. 14 ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ, а также, если отказ лица от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин.

К особенности настоящего требования, исходя из конструкции нормы, его смысл заключается в предоставлении документа об обращении в орган с вопросом о выходе из иного гражданства, а не документа подтверждающего факт выхода из гражданства.[1]

Однако, для уже переселившихся в Россию соотечественников процедура выхода из прежнего гражданства нередко требует выезда в страну их гражданской принадлежности и почти всегда сопряжена с немалыми расходами. Кроме того, во многих случаях, отказываясь от гражданства другой страны, люди теряют и причитающиеся им по законам этой страны социальные выплаты и компенсации. Типична ситуация, в которой порой оказываются престарелые соотечественники, некогда покинувшие еще СССР и лишенные не по своей воле советского гражданства. Движимые патриотическими побуждениями эти люди желают обрести гражданство новой России, но объективно не в состоянии покинуть страну нынешнего проживания. По действующему российскому законодательству получение гражданства Российской Федерации практически невозможно.

гражданство иностранный упрощенный получение

3. Проблемы развития института гражданства в современной России

На практике гражданство воплощается во множестве взаимодействий между индивидами, их ассоциациями и конкретными агентами, выступающими от имени государства. Эти взаимодействия протекают в определенной социальной и культурной среде, которая накладывает на них отпечаток. Существует две основные перспективы, из которых принято рассматривать феномен гражданства: перспектива солидарности, когда упор делается на принадлежности индивидов некоей (политической) общности; основные понятия рассуждения на тему гражданства становятся «консолидация», «интеграция» (часто - с предикатом «национальная»), «принадлежность», «идентичность», «обязательства»; перспектива конфликта, когда происходит смещение акцента с солидарности на неравенство, на процедуры, в результате которых определенным группам отказывают в доступе к социальным благам (или ограничивают такой доступ). Социально ориентированная модель гражданства акцентируется на праве на безопасность и социальную поддержку. Политически ориентированная модель гражданства акцентируется на праве голоса и участия в принятии политических решений.

Векторы развития института гражданства и связанных с ними практик в современной России достаточно красноречиво свидетельствует о противоречивости и «разнонаправленности» модернизационных процессов. Стратегическая задача современного этапа политического развития - расширить границы пространства граждански ориентированной модели гражданства.

На протяжении тысячелетий люди обсуждают идею гражданства, но и по сей день не существует полного единодушия в том, что же оно в точности означает. Понятие юридического гражданства представляется относительно простым: оно обычно связано с национальным государством и определяется положениями законов данной страны. Возможно, поэтому для многих людей понятие гражданства непосредственно связано с идеей патриотизма: «хороший гражданин» часто сочетается с «хорошим патриотом». Однако понятие гражданства является намного более сложным, чем просто «патриотизм». Если в традиционном смысле гражданство связано с пользованием правами, а также с выполнением обязанностей, то можно сказать, что в определенном смысле граждане не рождаются, а создаются. Например, преданность и ответственность - это качества, которые надо воспитывать и культивировать.

Таким образом, если эти качества существенно необходимы для того, чтобы быть гражданином в полном значении этого понятия, то «настоящих» граждан надо воспитывать - в самом широком смысле этого слова. Эта задача актуальна для современного российского общества.

Становление новой российской государственности формирует объективную потребность в стабилизирующих элементах, как на общесоциальном, так и на групповом и индивидуальном уровнях. Не случайно в политической риторике, в прессе участилось употребление (хотя и с различным смыслом) понятий «согласие», «национальные интересы», «устойчивое развитие», «национальная идея». В этих условиях особенно ощутимой становится потребность в гражданственности, как интегрирующей основе, придающей государству и обществу устойчивость и долговечность.

Понятие «россияне» в качестве идентификационного термина в целом получило общественное признание и перешло в разряд актуализированных, работающих понятий. Уверенность индивида в позитивности и ценности реалий окружающей его жизни, его гражданские убеждения способствуют формированию его позитивной идентичности. Применительно к современному российскому обществу можно говорить о наличии переходного типа гражданской идентичности, с одной стороны, совмещающей черты современного типа и традиционалистские ценности и установки, а с другой - амбивалентную идентичность: «советский человек» и «россиянин».

Гражданская идентичность служит социальной интеграции на базе общих ценностей (в том числе через такие ценностные комплексы, как Родина, государство, страна), объективируется через отождествление индивидов с определенными позициями в социокультурном пространстве и фиксируется через социальные практики в конкретных полях идентификации. Базовыми полями для формирования гражданской идентичности выступают культурное, экономическое и политическое поля. В политическом поле гражданская идентичность реализуется через отношение к политической структуре общества, институтам власти, политическим организациям и лидерам, а также через политическое поведение и идеологические ориентации.[12]

Гражданская идентичность современного российского общества несет в себе вероятность социальной дисфункции и деструкции, поскольку во многом строится на негативных проекциях во всех базовых полях идентификации. Продолжается процесс внутренней эмиграции человека в пространство частной жизни, субкультурные анклавы. Иерархия идентификаций в определенной мере переворачивается, и доминирующими выступают не глобальные (Родина, страна, государство), а локальные уровни идентичности (малая группа, субкультура, религия, национальность). Современная российская идентичность (в цивилизационных координатах) расщепляется на несколько: общегосударственная, локально-региональная и этнонациональная [4].

В настоящее время можно уже считать, что понятие «россияне» в качестве идентификационного термина в целом получило общественное признание, причем не только на экспертном, но и на массовом уровне.

Становление российской идентичности происходит в поликультурной и мультиэтнической среде, с интенсификацией потоков миграции, тотальным этническим самоопределением. Эти факторы остро ставят вопрос о выработке оптимальной модели гражданской идентичности человека в современной России. В связи с этим возникает проблема возрастания значимости макросоциальной идентичности. Кризисный характер макроидентичности предполагает, что, наряду с негативными социальными процессами, характеризующими современное состояние российского идентификационного пространства, в обществе складываются тенденции, свидетельствующие об определенном развитии этого пространства, обогащении его новыми содержательными основаниями, то есть происходит не только трансформация общества, но и реконструкция гражданской идентичности. Как социологические опросы, так и электоральное поведение свидетельствуют об изживании раскола общества. По мере закрепления складывающегося консенсуса будет оформляться и концепция гражданской идентичности.[12]

Советская модель идентичности была структурирована вокруг религиозного переживания идеологии. Новая идентичность не может быть идеологически или этнически центрированной в силу полицивилизационного и поликонфессионального характера российского общества, включения страны в глобальный контекст. Она может структурироваться вокруг ценностей секулярного государства. Эти ценности выражаются в понятии гражданской нации.

Сохранение гражданской идентичности является важнейшей целью государства при решении задач обеспечения безопасности Российской Федерации в условиях глобализации, характеризующейся резким ускорением темпов интернационализации всех сфер общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной. Утрата суверенитета в этих сферах неизбежно приведет к утрате государственного суверенитета в целом.

Гражданская идентичность как осознание причастности к сообществу граждан того или иного государства представляет собой основу гражданского общества и выполняет интегрирующую роль в государстве. Гражданское самосознание - важнейшая часть общественного сознания, в которой сконцентрировано представление общества, отдельных его членов о самих себе, о своих социальных идеалах, о смысле, целях, ориентирах на будущее и т.п. Содержательно гражданская идентичность представляет собой общую лояльность населения государству, которая достигается через оформление отношений прав и обязательств между властью и гражданином, эмоциональную привязанность к стране, и включает в себя идентификацию с гражданами страны, подкрепленную соответствующими моделями поведения.

Задачу обеспечения гуманитарной безопасности и формирования установок на формирование гражданских качеств невозможно эффективно решить без восстановления единого информационного и культурно-образовательного пространства.[12]

Таким образом, наблюдается противоречивый характер развития института гражданства и связанных с ними практик в современной России. Стратегическая задача современного этапа политического развития - расширить границы пространства граждански ориентированной модели гражданства. Не вызывает сомнения, что в «настоящих» граждан надо воспитывать - в самом широком смысле этого слова, образовывать.

Заключение

На основании проведенного исследования мы пришли к выводам:

Гражданство - важнейший и первый по месту в системе элементом комплексного института правового положения личности в обществе и государстве. Не случайно различные аспекты института гражданства стали объектами международно-правового регулирования.

Гражданство - это принадлежность лица к народу государства, порождающую устойчивую правовую связь лица с государством и выражающуюся в совокупности взаимных прав и обязанностей» принимая во внимание такое определение понятия гражданства, представляется возможным обосновать понятие приобретения гражданства Российской Федерации и понятие прекращения гражданства РФ.

Приобретение гражданства Российской Федерации - это создание устойчивой правовой связи лица с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей и ответственности.

Прекращение же гражданства Российской Федерации - это утрата устойчивой правовой связи лица с РФ

Право на гражданство относится к основным правам человека и закреплено следующими международными актами: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. (п. 1 ст.15), Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. (п. 3 ст. 24), Конвенция о правах ребёнка от 20 ноября 1989 г. (п. 2 ст. 7), Европейская конвенция о гражданстве от 6 ноября 1997 г. (п. «а» ст. 4).

Государство распространяет свою власть на определённую территорию, на которой живёт население. Под населением в международном праве понимается совокупность всех физических лиц, проживающих на территории государства. Правовое положение этих лиц, подпадающих под юрисдикцию (законодательную, исполнительную, судебную) государства, на территории которого они проживают, различно, выделяют следующие категории населения: гражданине данного государства, иностранные граждане и лица без гражданства. Среди населения могут быть лица с двойным или множественным гражданством

Для эффективной реализации модернизационного проекта в современной России необходимо новое осмысление категории «модернизация» в аспекте определения субъектов модернизации, а именно - граждан страны

Список использованной литературы

1.О гражданстве Российской Федерации [Текст] : федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 02.11.2013) //Российская газета, 3 100, 05.06.2002

2.Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации [Текст] : указ Президента РФ от 14.11.2002 № 1325 (ред. от 29.12.2012) //Российская газета", 3 219, 19.11.2002.

.Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 08.07.1997 N 828 (ред. от 07.10.2013) // опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации #"justify">9.Сагов, Ч.А. Институт гражданства в Российской Федерации: вопросы теории и практики: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М.: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, - 2011. - 23 с.

10.Сизов, И.Ю. Упрощенная форма получения гражданства российской федерации <#"justify">13.Чехоев, Г.А. Институт гражданства в системе конституционно-правового регулирования миграционных отношений: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М.: Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2007. - 23 с.

Похожие работы на - Гражданство Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!