Государственное обеспечение по беременности и родам

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,06 Кб
  • Опубликовано:
    2014-05-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное обеспечение по беременности и родам

Введение

ребенок беременность пособие

Актуальность и значение темы. Положение семьи в Российской Федерации в современных условиях можно охарактеризовать как кризисное. С переходом на рыночные отношения в значительной степени снизился жизненный уровень населения России. Особенно ухудшилось материальное положение многодетных семей, одиноких матерей, семей с детьми-инвалидами, студенческих семей. Практически все денежные доходы указанных семей используются на покупку продуктов, питания. Поэтому помощь необходима сегодня, сейчас, когда всем так трудно.

В человеческом обществе семья является естественной первичной ячейкой, важнейшей социальной ценностью, фундаментальным институтом. Семья - своеобразная система поддержки прав каждого ее члена. Для выполнения этих функций большое значение имеют семейные и родственные связи, взаимодействие семейных групп. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи.

В настоящее время социальная защита семьи, в отличие от действующей прежде системы социального обеспечения, представляет собой многогранную деятельность, дифференцированную по отношению к различным группам населения и структурированную по разным министерствам и ведомствам, общественным организациям и учреждениям. Новые социально-экономические условия, продиктованные переходом к рыночной экономике, предопределяют трансформацию содержания, методов и форм социальной защиты населения.

Социальная защита семьи и детей сегодня приобрела особую актуальность в связи с динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения. Это проявляется в значительных масштабах обнищания семей с детьми, снижением уровня здоровья, повышения заболеваемости и смертности населения, Сегодня семьи, имеющие детей, как правило, находятся на самой низкой ступени по уровню реальных доходов, принадлежат к бедным слоям общества.

Сегодня семье, как никогда, требуется социальная помощь и защита государства - не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная, закрепленная законодательством. Поэтому исследование ныне действующего законодательства в отношении семей, имеющих детей представляется нам особо актуальной проблемой.

Целью работы является рассмотрение нормативно-правовых актов, регулирующих государственное социальное обеспечение семей, а также и анализ мер государственной социальной поддержки семей, имеющих детей.

Задачи курсовой работы:

исследовать причины ослабления социальных основ российской семьи;

охарактеризовать основные нормативно-правовые акты, регулирующие социальное обеспечение семей с детьми;

проанализировать основные меры государственной помощи семьям, имеющим детей;

раскрыть особенности регионального социального законодательства по социальной поддержке семей с детьми.

1. Социальные проблемы современной семьи в РФ. Социально здоровая семья - основа государства

Положение семьи в Российской Федерации в современных условиях можно охарактеризовать как кризисное. С переходом на рыночные отношения в значительной степени снизился жизненный уровень населения России. Особенно ухудшилось материальное положение многодетных семей, одиноких матерей, семей с детьми-инвалидами. Практически все денежные доходы указанных семей используются на покупку продуктов, питания. Поэтому помощь необходима сегодня, сейчас, когда всем так трудно. Трудно по разным причинам. Рассмотрим причины возникновения социальных проблем в различных типах семей.

Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьях является в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как; правило, покрывает не более половины стоимости их содержания.

Неполных семей, в которых отец один воспитывает детей, гораздо меньше, чем неполных семей, в которых детей воспитывает одна мать, им присущи те же проблемы.

Недавно стала распространенной новая категория неполных семей - неполные расширенные семьи, которые образуются, как правило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель родителей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство - чаще всего именно это вынуждает поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов; ряд сложностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их более слабыми адаптационными способностями, неумением приспособиться к реалиям современности.

Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (в начале XX века в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Причем зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности).

Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:

семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно-идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей;

семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже - отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;

неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3-7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.

Семьи инвалидов вынуждены преодолевать экономические трудности, вызванные распадом производственно-реабилитационной системы, основанной прежде на труде инвалидов, ограничением трудоспособности и адаптационной способности. Инвалиды вообще весьма ограничены в своей жизнедеятельности. Внедрению программ, направленных на приспособление общества к потребностям и возможностям инвалидов, препятствуют недостаток средств и организационные трудности.

Осуществление права инвалидов на труд, самообеспечение - одна из главных проблем их социальной реабилитации. Это не только способ улучшить их материальное положение, но и важнейший фактор самоутверждения и внутреннего развития.

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ограничения жизнедеятельности и т.д.), но зачастую выражают добровольное согласие заниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологией в специализированный интернат. Подобное решение, разумеется, заслуживает одобрения, но трудности, связанные с воспитанием такого ребенка, чрезвычайно велики: учреждений, оказывающих родителям помощь в такой деятельности, пока очень мало; уход за ребенком - инвалидом с детства нередко не совместим с другой деятельностью, поэтому мать, как правило, бывает вынуждена оставить работу или перейти на другую работу, более свободную по графику, расположенную ближе к дому, но нижеоплачиваемую. Количество разводов в таких семьях намного выше - отцы чаще не в состоянии выдерживать постоянные трудности и уходят из семьи. Дети-инвалиды, лишенные квалифицированной реабилитирующей и развивающей помощи, иногда ведут практически биологическое существование, не получая тех навыков и умений, которые помогут им хотя бы в самообслуживании, если не в трудовом самообеспечении.

Полная малодетная семья, находящаяся в состоянии социального или семейного неблагополучия, не относится официально к группе риска, но тоже может нуждаться в помощи. Невыплата заработной платы, банкротство предприятий, безработица влияют как на материальное положение, так и на социально-психологическое самочувствие работающих членов семьи. Разрушение стабильности социального статуса, потеря уверенности в защищенности и незыблемости семейного мира отрицательно действуют на взрослых и детей и иногда могут привести к асоциальным реакциям. Сравнительно небольшая помощь, оказанная в такой момент семье, не имеющей формальных признаков социального риска, может помочь ей сохранить стабильность - в противном случае семья может перейти в категорию неблагополучных.

Семьи военнослужащих. Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характерные для любых семей, однако у них есть и собственные трудности. Так, семья военнослужащего срочной службы лишается его заработка - нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выплачиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка. Ресурсы семьи военнослужащего-контрактника вовлечены в поддержание обороноспособности наряду с личностными ресурсами самого военнослужащего, обеспечивая в значительной степени его здоровье и работоспособность. Однако адекватного возмещения этих ресурсов семья не получает. Семья следует за военнослужащим к месту назначения, где очень часто возникают трудности с жильем, отсутствует возможность трудоустройства жены, а климат нередко неблагоприятен для детей. Неоднократные переезды семьи военнослужащего к новому месту его службы вынуждают детей каждый раз адаптироваться к новой школе и новому коллективу. Еще одна проблема семьи военнослужащего - малообеспеченность, так как его заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более от специфических потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом. Жены военнослужащих, даже несмотря на наличие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут устроиться на работу по причине ограниченности количества рабочих мест, а пособие по безработице выплачивается только незначительной их части. Все это нередко приводит к тому, что семьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедствия.

Семейные проблемы не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи и, обеспеченной, интеллигентной, и малообеспеченной или малообразованной семье.

Таким образом, социальное обеспечение в настоящее время должны обеспечивать дифференцированную помощь по отношению к различным типам семей. Это одна из важнейших задач государственного социального обеспечения стабильного общества.

2. Меры социальной поддержки в связи с рождением и воспитанием детей в РФ

Пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности - один из видов государственных пособий гражданам, имеющим детей, представляет собой денежную выплату единовременного характера, которая выплачивается дополнительно к пособию по беременности и родам.

Право на это пособие имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель).

Размер пособия при постановке на учет в ранние сроки беременности изначально составлял 300 рублей, однако в результате индексации в 2014 году пособие в ранние сроки беременности выплачивается в размере 515,33 рублей.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, назначается и выплачивается по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам.

Для назначения и выплаты этого пособия предоставляется справка из женской консультации либо другого медицинского учреждения, поставившего женщину на учет в ранние сроки беременности. Назначается и выплачивается пособие одновременно с пособием по беременности и родам, если справка о постановке на учет предоставляется одновременно с документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия по беременности и родам, либо в течение 10 дней после предоставления справки о постановке на учет в ранние сроки беременности, если указанная справка была предоставлена позже. Единовременное пособие выплачивается за счет средств Фонда социального страхования РФ, федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ в том же порядке, что и пособие по беременности и родам.

Пособие по беременности и родам

Пособие по беременности и родам введено в нашей стране одновременно с пособием по временной нетрудоспособности. Цель такого пособия - возместить утраченный заработок в связи с необходимостью прекращения женщиной трудовой деятельности в период беременности и родов, обеспечить охрану здоровья женщины-матери, восстановление ее здоровья после родов и материнский уход за ребенком в первые месяцы после его рождения. Данное пособие рассчитано на работающих женщин.

Право на пособие по беременности и родам имеют женщины, которые подлежат обязательному социальному страхованию, т.е. выполняют работу по найму и некоторую иную работу (к ним приравнены женщины, уволенные в связи с ликвидацией организацией в течение 12 месяцев, предшествующих дню признания их в установленном порядке безработными). Так же право на получение пособия по обязательному социальному страхованию имеют те женщины, которые:

1.обучаются с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, а также в учреждениях послевузовского профессионального образования;

2.проходят военную службу по контракту, службу в органах внутренних дел и некоторую иную службу;

3.принадлежат к гражданскому персоналу воинских формирований РФ, находящихся на территории иностранных государств в случаях, предусмотренных международным договором РФ.

Помимо женщин, уволенных в связи с ликвидацией организации в течение 12 месяцев, предшествующих дню признания их безработными, право на пособие имеют женщины, уволенные по ряду иных причин, если срок отпуска по беременности и родам наступил в течение месяца после уволь нения. К числу таких причин относится увольнение в связи с: переездом мужа на работу в другую местность или переездом к месту жительству мужа; болезнью, препятствующей продолжению работы или проживанию в дан ной местности (в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке); необходимостью ухода за больным членом семьи (при наличии медицинского заключения) или инвалидом I группы.

Пособие выплачивается за весь период полагающегося отпуска по беременности и родам.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью, независимо от числа дней, фактически использованных до родов. Так же выплачивается на практике и пособие за период отпуска.

Работникам, усыновившим ребенка, предоставляются отпуска по уходу за ребенком. Женщинам, усыновившим ребенка, по их желанию вместо отпуска по уходу за ребенком предоставляется отпуск по беременности и родам на период со дня усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней со дня рождения ребенка, а при одновременном усыновлении двух и более детей - 110 календарных дней со дня их рождения. Основанием для предоставления женщине, усыновившей ребенка (детей), отпуска по беременности и родам является листок нетрудоспособности, который выдается в установленном порядке лечебным учреждением.

Пособие исчисляется на основе заработка, а иногда определяется на уровне минимальной оплаты труда, который установлен федеральным законом. В нашей стране размер пособия по беременности и родам традиционно составлял 100% заработка и не дифференцировался в зависимости от каких-либо обстоятельств (в отличие от пособия по временной нетрудо способности). В других странах размер этого пособия, как правило, не до стигает полного заработка и соответствует обычно уровню пособия по вре менной нетрудоспособности.

Состав заработка, периоды, за которые он подсчитывается, правила определения среднедневного заработка и выплаты пособия по беременности и подам такие же, как для пособия по временной нетрудоспособности.

Женщинам, которые учатся в указанных выше учебных заведениях, пособие назначается и выплачивается в размере стипендии, установленной учебным заведением, но не ниже размера стипендии, предусмотренного федеральным законом.

Женщинам, проходящим военную службу, службу в органах внутренних дел и некоторую иную службу, пособие назначается и выплачивается в раз мере установленного им денежного довольствия.

Остальным женщинам, имеющим право на получение пособия, оно назначается и выплачивается в минимальном размере оплаты труда, установ ленном федеральным законом.

Пособие по беременности и родам назначается и выплачивается по последнему месту работы (службы), в том числе и в случаях, когда отпуск наступил после увольнения. Тем женщинам, которые уволены в связи с ликвидацией организации в течение 12 месяцев, предшествующих дню признания их безработными, назначение и выплата пособия производятся органом социальной защиты населения по месту жительства. Срок обращения за пособием - 6 месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам.

Основанием для назначения пособия по беременности и родам, как и пособия по временной нетрудоспособности, служит листок нетрудоспособности, а в некоторых случаях медицинская справка установленной формы (она выдается, например, женщинам, проходящим военную и приравненную к ней службу). Листок нетрудоспособности выдается, как правило, с 30 недель беременности единовременно на 140 календарных дней; при многоплодной беременности с 28 недель и на 194 дня. При осложненных родах он выдается дополнительно на 16 календарных дней.

Если роды наступили до 30 недель беременности и рожден живой ребенок, листок нетрудоспособности выдается на 156 календарных дней, а при рождении мертвого ребенка или его смерти в течение первых 7 дней после родов на 87 календарных дней.

При необходимости для назначения пособия представляются иные документы, подтверждающие соответствующие обстоятельства (выписка из трудовой книжки о последнем месте работы, справка из органов занятости о признании женщины безработной и т.д.).

Пособие выплачивается не позднее 10 дней после обращения за ним. Его выплата осуществляется за счет различных источников: женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию, - за счет средств Фонда социального страхования; другим женщинам - за счет бюджетных ассигнований, выделяемых в установленном порядке учреждениям начального, сред него и высшего профессионального образования и учреждениям после вузовского образования на выплату стипендии или органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и иная приравненная к ней служба.

Единовременное пособие при рождении ребенка

Единовременное пособие при рождении ребенка - это одно из со циальных пособий на каждого родившегося ребенка, независимо от каких-либо условий, касающихся социального положения родителей. Такое пособие вправе получать как работающие, так и неработающие граждане.

Право на получение единовременного пособия при рождении (усыновлении) ребенка в возрасте до трех месяцев имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее. При рождении двух или более детей пособие назначается и выплачивается на каждого ребенка (при рождении мертвого ребенка пособие не выдается).

Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в размере 13 741,99 руб.

Назначается и выплачивается пособие одному из родителей (либо лицу, его заменяющему) по месту работы (службы, учебы), а если родители не работают (не учатся), то органом социальной защиты населения по месту жительства ребенка. Срок обращения за пособием 6 месяцев со дня рождения ребенка.

Для назначения и выплаты пособия представляются следующие документы:

1.заявление о назначении пособия; если оба родителя работают (служат, учатся), то к заявлению прилагается справка с места работы другого родителя о том, что пособие ему не назначалось. При назначении пособия органом социальной защиты населения к заявлению прилагаются выписки из трудовых книжек либо из других документов о последнем месте работы (службы, учебы). Они заверяются этим органом. К заявлению гражданина, замещающего родителей (опекуна), прилагается выписка из решения органа местного самоуправления об установлении над ребенком опеки;

2.справка о рождении ребенка, выданная органом загса. Эта справка выдается одновременно со свидетельством о рождении ребенка и служит основанием для назначения и выплаты данного пособия.

Пособие выплачивается не позднее 10 дней со дня представления необходимых документов. Его выплата осуществляется за счет различных источников: работающим гражданам - за счет средств Фонда социального страхования РФ; гражданам, которые обучаются с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования, - также за счет средств указанного Фонда, которые выделяются этим учреждениям Фондом; гражданам, проходящим военную и некоторую иную службу, - за счет средств федерального бюджета, выделяемых в установленном порядке федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрены военная и некоторая иная служба.

Так же в Санкт - Петербурге существует еще один вид пособия как единовременная компенсация при рождении ребенка. По Закону Санкт-Петербурга от 09.11.2011 г. №728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» его размер составляет:

22750 руб. - на 1 ребенка

30334 руб. - на 2 ребенка

37917 руб. - на 3 и последующих детей

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. предусмотрел следующий круг лиц, имеющих право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком (рожденным, усыновленным, принятым под опеку) до достижения им возраста полутора лет.

Во-первых, это матери (отцы, усыновители, бабушки, дедушки, другие родственники или опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком), подлежащие обязательному социальному страхованию. К ним относятся все граждане, выполняющие работу по трудовому договору, а также некоторые другие категории работников, также подлежащие обязательному социальному страхованию (члены кооперативов и др.). Для ряда категорий работающих граждан предусматривается возможность добровольного социального страхования (частные нотариусы, аудиторы, частные детективы охранники). В случае уплаты ими соответствующих страховых взносов в Фонд социального страхования РФ они также имеют право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В данном случае допускается замена основного получателя пособия - матери другим лицом, фактически осуществляющим уход за ребенком (отцом, усыновителем, бабушкой, дедушкой, другим родственником или опекуном). Однако это лицо также должно подлежать обязательному социальному страхованию в период своей работы на момент предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет. Здесь происходит как бы делегирование права на получение пособия матерью ребенка, отказав шейся от использования данного отпуска, другому лицу. Ни в каких иных случаях такое делегирование не допускается.

Во-вторых, это матери, уволенные в период беременности, отпуска по временности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в связи с ликвидацией организации, в которой они трудились по трудовому договору, включая организации или воинские части, находящиеся за пределами Российской Федерации, а также уволенные в указанный период в связи с истечением срока их трудового договора (контракта) в воинских частях, находящихся за пределами России, или в связи с переводом мужа из таких воинских частей в Российскую Федерацию. Пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет назначается в этом случае матери, не получающей пособия по безработице.

В-третьих, это матери, обучающиеся с отрывом от производства в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, в учреждениях послевузовского профессионального образования.

В-четвертых, это матери, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, таможенных органах.

В-пятых, это матери из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территории иностранных государств; они обеспечиваются пособием в случаях, когда его выплата предусмотрена международными договорами России.

В-шестых, это матери из числа лиц, осужденных к лишению свободы и привлеченных к оплачиваемому труду (в случае отбывания наказания в колониях-поселениях).

Право на получение ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком сохраняется в случае работы лица, находящегося в таком отпуске, на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае получения стипендии при продолжении обучения.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в следующих размерах: 2576,63 руб. по уходу за первым ребенком и 5153,24 руб. по уходу за вторым ребенком и последующими детьми.

Пособие выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком по день исполнения ребенку возраста полутора лет. Гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на ЧАЭС, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком предоставляется до достижения ребенком трех лет с выплатой за время этого от пуска пособия на ребенка в двойном размере. Если отпуск предоставляется по частям, то сумма выплачиваемого пособия определяется пропорционально количеству календарных дней в месяцах, приходящихся на отпуск по уходу за ребенком. Ежемесячное пособие выплачивается в сроки, установленные для выплаты заработной платы, стипендии, выдачи денежного довольствия.

При наступлении отпуска по беременности и родам в период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком, женщине предоставлено право выбора одного из двух пособий, выплачиваемых в период соответствующих отпусков.

Особые правила выплаты пособия предусмотрены для тех, кто занят на сезонных работах: выплата пособия производится в этих случаях до окончания сезона, а затем возобновляется при заключении трудового договора о работе в следующем сезоне со дня, назначенного для явки на работу.

При увольнении с работы (за исключением случаев увольнения в связи с ликвидацией организации), а также окончании обучения с отрывом от производства выплата пособия прекращается со дня, следующего за днем увольнения с работы или окончания обучения.

Срок обращения за пособием - 6 месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет. При этом пособие выплачивается за весь период, в течение которого работник находился в отпуске. Пособие назначается с месяца рождения ребенка, если обращение последовало не позднее 6 месяцев с месяца рождения ребенка. При более позднем обращении пособие назначается и выплачивается за истекшее время, но не более чем за 6 месяцев до месяца, в котором подано заявление о назначении пособия.

Для назначения и выплаты ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет необходимо представить: заявление о назначении этого пособия и копию свидетельства о рождении ребенка. Кроме того, матери, уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в связи с ликвидацией организации, включая организацию или воинскую часть, находящуюся за пределами России, а также в связи с истечением срока трудового договора (контракта) в воинских частях, находящихся за пределами России, или в связи с переводом мужа из таких воинских частей в Российскую Федерацию, представляют: выписку из трудовой книжки (военного билета) о последнем месте работы (службы), заверенную в установленном порядке; копию приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком и справку из органов государственной службы занятости населения о том, что пособие по безработице не выплачивается.

При оформлении отпуска по уходу за ребенком вместо матери другому лицу, фактически осуществляющему за ним уход, представляется также справка с места работы (учебы, службы) матери ребенка о том, что она не использует указанный отпуск и не получает ежемесячного пособия за период такого отпуска.

Решение о назначении и выплате пособия принимает работодатель, предоставивший отпуск по уходу за ребенком матери (отцу, усыновителю, бабушке, дедушке, другому родственнику или опекуну, фактически осуществляющему уход за ребенком, если они подлежат обязательному социальному страхованию).

Основанием для назначения и выплаты пособия матерям, уволенным в связи с ликвидацией организации, включая организацию или воинскую часть, расположенную за пределами России, в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, является решение органа социальной защиты населения по месту жительства.

Ежемесячное пособие матерям, уволенным в период указанных выше отпусков или в период беременности в связи с истечением срока их трудового договора (контракта) в воинских частях, находящихся за пределами России, или в связи с переводом мужа из таких воинских частей в Россию, назначается решением воинских частей, а при расформировании (ликвидации) этих частей - решением их правопреемников.

Решение о назначении пособия принимается в 10-дневный подачи заявления со всеми необходимыми документами.

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается за счет тех же финансовых источников, что и пособие по беременности и родам.

Ежемесячное пособие на ребенка

Целевое назначение ежемесячного пособия на ребенка - оказание государственной помощи в содержании и воспитании детей, которые в силу возраста еще не могут в полной мере участвовать в общественном производстве.

Ежемесячное пособие на ребенка назначается и выплачивается одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) и проживающего совместно с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет) в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода, дающий право на получение этого пособия в соответствии с законодательством РФ.

Размер ежемесячного пособия на ребенка индексируется не реже одного раза в год в порядке.

Срок обращения за ежемесячным пособием на ребенка ограничен практически 6 месяцами после достижения ребенком возраста 16 лет. При этом пособие назначается и выплачивается с месяца рождения ребенка, если обращение последовало не позднее 6 месяцев со дня его рождения. При обращении по истечении 6 месяцев со дня рождения ребенка оно назначается и выплачивается за истекшее время, но не более чем за 6 месяцев до месяца, в котором подано заявление о назначении пособия со всеми необходимыми документами. В таких случаях пособие выплачивается за прошлое время до 1 января 2001 г. в размерах, определяемых исходя из минимальной оплаты труда, а после 1 января 2001 г. - исходя из 100 руб.

Порядок обращения за пособием, его назначения и выплаты, все другие правила устанавливаются с 1 января 2005 г. субъектами РФ.

Иные пособия на детей

Ежемесячная выплата на содержание детей в государственных детских дошкольных учреждениях производится военнослужащим, сотрудникам милиции на содержание их детей (лиц, находящихся на их иждивении), посещающих государственные (а для сотрудников милиции и муниципальные), дошкольные детские учреждения производятся выплаты (для сотрудников милиции - пособия) по решению министра (руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба). Выплата производится в размере разницы между платой, взимаемой с родителей за содержание детей в государственных дошкольных детских учреждениях, и 20% затрат на содержание ребенка в этом учреждении, а для военнослужащих с тремя и более несовершеннолетними детьми - в размере разницы между платой и 10% затрат на содержание ребенка.

С 1 января 2005 г. выплата военнослужащим на содержание одного или двух детей, посещающих детские дошкольные учреждения, в размере 80% платы, взимаемой с родителей (кроме платы за дополнительные образовательные услуги), а имеющим трех и более детей - 90% от этой платы. Военнослужащим, имеющим детей с недостатками в физическом или психическом развитии, а также детей, находящихся в туберкулезных детских дошкольных учреждениях, - 100% платы, взимаемой с родителей. Если оба родителя военнослужащие, то плата производится только одному из них.

Ежемесячное пособие предусмотрено на детей погибших (пропавших без вести) сотрудников и военнослужащих федеральных органов исполнительной власти, участвовавших в контртеррористических операциях и обеспечивавших правопорядок и общественную безопасность на территории Северо - Кавказского региона Российской Федерации. Данное пособие выплачивается до достижения детьми 18 лет (инвалидам с детства - независимо от возраста), а обучающимся в образовательных учреждениях по очной форме обучения - до окончания обучения.

Ежегодное пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха детей. Пособие выплачивается на детей погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта. Данное пособие выплачивается ежегодно на детей школьного возраста (до 15 лет включительно) перед проведением летнего оздоровительного отдыха по месту получения пенсии по случаю потери кормильца или по месту получения пенсии родителем, ставшим инвалидом, независимо от предоставления путевок в детские оздоровительные учреждения.

3. Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей (материнский капитал)

Под дополнительными мерами государственной поддержки семей, имеющих детей понимают меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования или повышения уровня пенсионного обеспечения.

Реализация этих мер осуществляется за счет средств федерального бюджета в виде материнского (семейного) капитала, который перечисляется в бюджет ПФР. Право на материнский (семейный) капитал оформляется путем выдачи именного сертификата. Порядок выдачи сертификата установлен постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 г. №873. По достижении ребенком (детьми) совершеннолетия либо по приобретении им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия законные представители обязаны передать сертификат ребенку (детям).

Право на материнский (семейный) капитал возникает с 01.01.2007 г. в случае рождения или усыновлении второго, третьего или последующих детей.

Материнский (семейный) капитал установлен в размере 250000 руб. и должен ежегодно пересматриваться с учетом темпов инфляции. После индексации в 2014 г. его размер составляет 429 408 руб.

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

улучшение жилищных условий;

оплата услуг в сфере образования ребенка (детьми);

повышение накопительной части пенсии мамы.

Заявление о распоряжении средствами может быть подано в территориальный орган ПФР по истечении 2 лет и 6 месяцев со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей:

не позднее 1 мая текущего года - для распоряжения средствами материнского капитала во втором полугодии текущего года;

не позднее 1 октября текущего года - для распоряжения средствами материнского капитала в первом полугодии следующего года.

Заявление о распоряжении материнского (семейного) капитала подлежит рассмотрению территориальным органом ПФР в месячный срок. О принятом решении ПФР должен известить заявителя в течение 5 дней. Кроме того, ежегодно не позднее 1 сентября ПФР должен информировать лиц, получивших сертификат, о его размере.

Приобретаемое с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала жилое помещение должно находиться на территории Российской Федерации. Это жилое помещение оформляется в общую собственность родителей, детей и иных совместно проживающих с ними членов семьи с определением размера долей по соглашению.

Средства материнского (семейного) капитала могут быть использованы на оплату обучения как родных, так и усыновленных детей независимо от очередности рождения в образовательных учреждениях любой формы собственности, имеющих лицензию и прошедших аккредитацию. Возраст ребенка на дату начала обучения не должен превышать 25 лет.

Заключение

Денежные выплаты в связи с материнством, отцовством и детством - это одна из форм материального обеспечения граждан в Российской Федерации.

Единая система денежных выплат в связи с материнством, отцовством и детством, установленная Федеральным законом о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, испытав влияние старой советской системы, во многом реформирована, приняты новые законодательные акты, во исполнение Конституции РФ 1993 года, созданы новые институты, но во многом, созданная система неэффективна, должна дополняться другими средствами поощрения и стимулирования стабилизации демографической ситуации в Российской Федерации.

На основе изучения трудов ученых по исследуемой проблеме следует сделать выводы:

·во-первых, существуют некоторые причины, которые мешают молодым семьям, женщинам свободно и ответственно принимать решения, особенно если речь идет о втором или третьем ребенке: низкие доходы, отсутствие нормальных жилищных условий, сомнение в собственных возможностях обеспечить будущему ребенку достойный уровень медицинских услуг, качественное образование, а иногда и сомнение в том, сможет ли она его прокормить;

·во-вторых, надо стимулировать рождаемость и принимать целый комплекс мер административной, финансовой, социальной поддержки молодой семьи;

·в-третьих, для того, чтобы стимулировать матерей использовать отпуск до 1,5 лет полностью целесообразно, ввести небольшую дополнительную выплату (бонус) тем, кто использует отпуск до достижения ребенком 1 года и существенный бонус тем, кто не прервет отпуск до его окончания, т.е. до 1,5 лет.

Переход к новому уровню финансирования государственной поддержки семей с детьми потребует серьезного научного обоснования стандартов минимальной поддержки на государственном уровне семей разного типа, в том числе с разным числом детей, а также разработки и принятия закона «О государственных гарантиях поддержки семей с детьми».

Таким образом, все более остро осознается необходимость согласования, координации мер в поддержку семьи, разработки законодательной базы государственной семейной политики, адекватной требованиям современности и задачам обеспечения социального развития нашей страны.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ) // ://www.consultant.ru/popular/cons/ 1992-2014.

. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей [Текст]: федер. закон от 19.05.1995 г. №81-ФЗ // Собрание законодательств РФ. -2014.

. Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию [Текст]: федер. закон от 29.12.2006 г. №255-ФЗ // Собрание законодательств РФ. - 2014

. Об обеспечении пособиями обязательному государственному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные на логовые режимы, и некоторых других категорий граждан [Текст]: федер. закон от 31.12.2002 г. №190-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2014

. Постановление Правительства РФ от 12.12.2007 №862 (ред. от 26.03.2014) «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»

. Постановление Правительства РФ от 24.12.2007 №926 (ред. от 23.04.2012) «Об утверждении Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов»

. Закон Санкт-Петербурга от 06.12.2011 №810-151 (ред. от 27.12.2013) «О материнском (семейном) капитале в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 30.11.2011)

. Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 №1012н (ред. от 21.10.2013) «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2009 №15909)

9. Закону Санкт-Петербурга от 09.11.2011 г. №728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»

. Сидоров В.Е. Право социального обеспечения[Текст]: учебное пособие // - М: «Инфра-М, РИОР» 2014

. Галганов В.П. Право социального обеспечения. [Текст]: Учебник. // - М: «Академия» 2014

. Ланина И.Б. Больничные, декретные, пособия на детей и выплаты при несчастных случаях на производстве. [Текст] // «АйСи групп» - 2014

. http://www.consultant.ru/ // КонсультантПлюс, 1992-2014

Похожие работы на - Государственное обеспечение по беременности и родам

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!