Занятость населения: настоящее и будущее

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    802,33 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Занятость населения: настоящее и будущее

Введение

социальный занятость рынок труд

Актуальность темы исследования заключается в следующем. Специалисты в области права справедливо замечают, что сегодня актуальны и требуют серьезного изучения и проработки практически все аспекты проблемы социальной защиты населения России. Среди них: экономические и правовые механизмы, организационные формы и практические методы. А также взаимосвязь различных областей социального обслуживания: государственной, религиозной, общественной и частной.

Одним из основных способов, с помощью которых гражданам предоставляются различные виды социального обеспечения, является деятельность соответствующих органов. В настоящее время в стране функционирует достаточно разветвленная система таких органов.

Целью исследования является рассмотреть финансовый механизм реализации государственной политики занятости населения, пути его совершенствования.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть социальные гарантии в сфере занятости населения;

охарактеризовать целевые программы содействия занятости.

- рассмотреть информацию о положении на рынке труда города Владивостока;

определить пути рационализации региональной инвестиционной политики;

Объектом исследования является социальная политика во Владивостокском городском округе в сфере занятости населения.

Предметом исследования является изучение процесса решения проблем с безработицей.

Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования в учебных целях, в работе государственных и муниципальных служащих.

1. Социальные гарантии и целевые программы

.1 Социальные гарантии в сфере занятости населения

Закрепление в ст. 37 Конституции РФ права каждого на защиту от безработицы возлагает на государство соответствующие обязанности, которые включают в себя установление социальных гарантий защиты и поддержки работников при наступлении безработицы.

Особенности социальных гарантий в сфере занятости населения обусловлены в первую очередь тем, что они тесным образом касаются сферы труда. С одной стороны, эти гарантии играют важную роль в функционировании рынка труда и в этом аспекте характеризуются как экономические, с другой - выступают проявлением заботы со стороны государства, выражающейся в оказании содействия гражданину в трудоустройстве, что, в свою очередь, отражает их социальную направленность [24, с. 12].

Гарантии, предусматривающие материальную поддержку граждан в период поиска ими работы, имеют ярко выраженный социальный характер. Это обстоятельство нашло отражение в нормах Закона РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости). Так, гл. III «Гарантии государства в области занятости» посвящена гарантиям государства в реализации права граждан на труд (ст. 12) и дополнительным гарантиям занятости для отдельных категорий населения (ст. 13). В частности, гражданам Российской Федерации гарантируются: свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защита от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда. Безработным гражданам гарантируются: социальная поддержка; осуществление мер активной политики занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости; бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение; финансирование в порядке, определяемом Правительством РФ, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения [12, с. 34].

В главу VI «Социальные гарантии и компенсации» законодатель включил только гарантии социальной поддержки безработных, к которым отнесены выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности, выплата стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, возможность участия в оплачиваемых общественных работах, а также возможность при исчислении трудового стажа для получения связанных с ним выплат не учитывать указанные в Законе о занятости периоды времени в качестве его перерывов (ст. 28).

Предусмотренные в указанном Законе гарантии в сфере занятости населения в целом направлены на защиту граждан от безработицы, и в этом аспекте выступают как социальные гарантии.

К числу гарантий, непосредственно обеспечивающих защиту от безработицы, следует отнести бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости, информирование о положении на рынке труда, социальную поддержку, осуществление мер активной политики занятости населения, бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение, финансирование материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения.

Возможность беспрепятственной реализации права на социальную защиту от безработицы обеспечивается комплексом мер: развитием экономики, ростом производственно-технического потенциала, нормальным функционированием рынка труда, проводимой государством политикой, направленной на содействие реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, разработкой и реализацией федеральных и региональных программ в сфере занятости населения, принятием федеральных законов и иных нормативных правовых актов в сфере труда и занятости населения, созданием и успешным функционированием государственной службы занятости населения, социальной поддержкой граждан в период безработицы, финансовым обеспечением мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных и др. Не менее важную роль играет деятельность органов службы занятости по оказанию содействия в трудоустройстве и осуществлению гарантированных Законом о занятости выплат, а также деятельность работодателей по предоставлению предусмотренных ТК РФ гарантий при приеме на работу, при вынужденном прекращении работы не по вине работника, при увольнении и в других случаях. Гарантированность права на защиту от безработицы ориентирует на его обеспечение государственные органы и иные субъекты, в обязанности которых вменены содействие в трудоустройстве и материальная поддержка безработных граждан.

Предоставление социальных гарантий в сфере занятости населения предполагает закрепление на уровне закона долговременных обязательств государства, направленных на обеспечение реализации гражданами конституционного права на защиту от безработицы, возложение на соответствующих субъектов обязанностей по созданию благоприятных условий для получения гражданином социального блага, опосредованного правом на защиту от безработицы. Таким социальным благом может быть получение бесплатного содействия в поиске подходящей работы, направления на общественные работы, на профессиональное обучение, получение пособия по безработице, стипендии и др.

Социальные гарантии определяют пределы возможностей граждан претендовать на получение от государства определенных услуг по оказанию бесплатного содействия в обеспечении их занятости и материальной поддержки по установленным законом нормам[21].

Таким образом, социальные гарантии в сфере занятости населения представляют собой совокупность предусмотренных законодательством социально-экономических прав и правомочий (возможностей) по реализации конституционного права на защиту от безработицы, которые в данный период государство, общество может обеспечить гражданам при потере ими работы и безработице.

Социальным гарантиям в сфере занятости, несмотря на их разнообразие, присуще внутреннее единство и целостность, которые обусловливаются наличием неразрывной связи права на труд с правом на защиту от безработицы. Но систему социальных гарантий в сфере занятости, как и любую систему универсального характера, отличает функциональная дифференциация гарантий на однотипные внутрисистемные совокупности.

Социальные гарантии в сфере занятости населения интегрированы в единую систему социальных гарантий различных уровней - федерального, регионального, местного, а также микроуровня (фирмы, предприятия, организации, учреждения). Эта система образована из социальных гарантий, содержащихся в законодательстве, иных нормативных актах, трудовых договорах, каждая из которых имеет свои цели, подчиненные общей цели, стоящей перед системой, и играет определенную функциональную роль в сфере занятости (обеспечение содействия в трудоустройстве или поддержка существовавшего до потери работы уровня жизни).

В последнее время наметилась тенденция пополнять систему социальных гарантий за счет включения в нее дополнительных гарантий, предоставляемых ищущим работу и безработным гражданам. Они находят закрепление в законодательстве субъектов РФ, актах органов местного самоуправления и органов социального партнерства [25, с. 100].

Таким образом, система социальных гарантий формируется не только государством, но и другими субъектами, которые могут предусматривать для своих работников дополнительные социальные гарантии. При этом следует отметить, что закрепленные в коллективных договорах и соглашениях дополнительные социальные права не всегда можно считать гарантированными, поскольку возможность их предоставления и осуществления обусловлена наличием финансовых средств.

Говоря о классификации социальных гарантий в сфере занятости, надо отметить, что у них множество признаков, а значит, может быть и несколько различных классификаций: по функциональной значимости, по кругу лиц, которым предоставлены гарантии, по их внутреннему содержанию и др.

В качестве главного критерия классификации гарантий необходимо использовать их основную функцию - обеспечение конституционного права на защиту от безработицы. Во-первых, этот критерий правильно отражает объективно существующую дифференциацию социальных гарантий на подсистемы гарантий реализации права на труд и гарантий реализации права на материальную поддержку. Во-вторых, он служит исходным базисом для последовательной (иерархической) классификации, которая в известной мере дает развернутую картину системы социальных гарантий, показывает ее структуру [20, с. 16].

В свою очередь, гарантии реализации права граждан на труд можно разделить по кругу лиц, которым они предоставлены, на общие и специальные.

Общие гарантии предоставляются всем или абсолютному большинству граждан. К таким гарантиям можно отнести свободу выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; гарантии реализации права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда; бесплатные консультацию и получение информации и услуг в органах службы занятости в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения, другие гарантии, направленные на оказание содействия в трудоустройстве.

Специальные гарантии предусмотрены для отдельных категорий граждан

признанных в установленном законом порядке безработными и не признанных безработными, но испытывающих трудности в поиске работы.

Гарантии, предоставленные безработным гражданам, по функциональному назначению можно разделить на две группы: основные, которые предоставляются всем гражданам, имеющим статус безработных, и дополнительные, которые предоставляются помимо основных отдельным категориям безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние; лица предпенсионного возраста; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые).

Гарантии, предоставленные ищущим работу гражданам, также можно разделить на несколько групп, используя разные дифференцирующие критерии (круг лиц, отраслевой и территориальный признаки): гарантии содействия трудоустройству многим категориям граждан, испытывающих трудности в поиске работы (женам, мужьям военнослужащих, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и т.п.); гарантии содействия трудоустройству для работников отдельных отраслей экономики (для работников культуры, оборонной промышленности, угольной отрасли и т.п.); гарантии ищущим работу гражданам, связанные с особенностями регулирования труда лиц, работавших в особых условиях либо проживающих в отдельных регионах страны (на Семипалатинском полигоне, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и т.п.) [15, с. 34].

Разнообразие дифференцирующих признаков позволяет гибко, с учетом интересов граждан и общества, особенностей отраслей экономики, регионов, профессий, работ устанавливать специальные гарантии, благоприятствующие трудоустройству и занятости населения.

Рассмотрим теперь классификацию гарантий реализации права на материальную поддержку граждан при потере работы и безработице, используя критерий «круг лиц». Указанные гарантии делятся на гарантии, предоставленные безработным гражданам, и гарантии, предусмотренные для граждан, ищущих работу.

По функциональному назначению гарантии, предоставленные безработным гражданам, можно разделить на основные и дополнительные. К основным гарантиям, которые предоставляются всем гражданам, имеющим статус безработных, относятся: выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности; выплата стипендии в период профессионального обучения по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; сохранение пособия по безработице в период участия в общественных работах; возможность не учитывать в качестве перерывов трудового стажа определенные промежутки времени, указанные в Законе о занятости [20, с. 18].

Дополнительные гарантии предоставляются, помимо основных, отдельным категориям граждан, признанных безработными и испытывающих трудности в поиске работы. В число этих гарантий входят: выплата пособия по безработице и увеличение продолжительности периода его выплаты; выплата стипендии в повышенном размере; предоставленные гражданам отдельных регионов в соответствии с законами о занятости субъектов РФ, доплаты к пособию по безработице и стипендии, компенсация расходов за пользование услугами городского общественного транспорта, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; другие выплаты [20, с. 23].

Гарантии реализации права на материальную поддержку ищущим работу гражданам включают: выплату сохраняемого на период трудоустройства среднего заработка уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников; дополнительную материальную поддержку, предоставленную отдельным категориям граждан законодательством о занятости субъектов РФ, и другие выплаты.

Система социальных гарантий в сфере занятости постоянно развивается.

В известной мере это объясняется тем, что законодательство о занятости в Российской Федерации существует сравнительно недавно.

Развитие подсистемы социальных гарантий реализации права граждан на труд, очевидно, должно осуществляться как за счет возвращения к ранее известным видам трудоустройства (студенческие отряды, организованный набор рабочей силы), так и посредством появления дополнительных видов трудоустройства, учитывающих новые формы занятости (дистанционную занятость, самозанятость).

Думается, что подсистема гарантий реализации права на материальную поддержку будет развиваться не только путем увеличения размеров уже гарантированных выплат, но и за счет расширения круга лиц, которым предоставляются выплаты, и установления новых видов выплат (например, для организации собственного дела). Таким образом, развитие данных подсистем вызовет качественные изменения их состава.

Суммируя сказанное, необходимо подчеркнуть, что дальнейшее совершенствование системы социальных гарантий в сфере занятости населения представляется крайне необходимым. Это, несомненно, будет способствовать повышению ее действенности в реализации права граждан на защиту от безработицы.

.2 Характеристика целевых программ содействия занятости

социальный занятость рынок труд

В краевом центре была разработана Целевая программа содействия занятости, профессиональной ориентации и социальной адаптации учащихся образовательных учреждений и молодежи Владивостока на 2008-2012 гг. О

Необходимость создания подобной программы назрела уже давно. Несмотря на различные мероприятия, проводимые администрацией города, учреждениями образования и предприятиями Владивостока, вопрос трудовой занятости населения - в том числе подрастающего населения - по-прежнему остается злободневным. Данные статистики говорят о том, что на территории краевой столицы зарегистрировано много безработных.

Решить ее и призвана программа, подготовленная в администрации

Владивостока. Она предусматривает выполнение работы по четырем направлениям. Это информирование подростков и молодежи о положении на рынке труда и рынке образовательных услуг; содействие трудоустройству несовершеннолетних граждан и молодежи; развитие системы профессиональной ориентации и социальной адаптации несовершеннолетних граждан и молодежи, а также содействие молодежному предпринимательству.

В рамках каждого из пунктов планируется реализация целого ряда мероприятий - по обеспечению временного трудоустройства, проведению ярмарок вакансий и дней открытых дверей, созданию образовательно-трудового профильного лагеря, оказанию консультационной и информационной помощи детям и их родителям, выявлению профессиональной ориентации подростков и многое другое.

Последнее направление специалисты считают одним из наиболее важных. Как было отмечено в ходе заседания, именно своевременное распознание профессиональных наклонностей ребенка позволяет в будущем обеспечить его качественное трудоустройство [30].

В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», Уставом Приморского края, постановлением Администрации Приморского края от 26 февраля 2008 года №46-па «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке краевых долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Приморском крае и Порядка проведения оценки эффективности реализации краевых долгосрочных целевых программ» Администрация Приморского края приняла программу «Содействие занятости населения Приморского края на 2012-2014 годы».

Государственным заказчиком и разработчиком целевой программы является Управление государственной службы занятости населения Приморского края.

В результате реализации Программы к концу 2014 года среднегодовой уровень регистрируемой безработицы (отношение численности безработных граждан к численности экономически активного населения) составит 2,09 процента, коэффициент напряженности на рынке труда по состоянию на 31 декабря текущего года не превысит 0,7 незанятых граждан на одно вакантное рабочее место.

Доля трудоустроенных граждан в общей численности граждан, обратившихся за содействием в государственные учреждения службы занятости населения с целью поиска подходящей работы, составит:

год - 63,0 процента;

год - 63,3 процента;

год - 63,5 процента.

Доля трудоустроенных граждан, относящихся к категории инвалидов, в общей численности граждан, относящихся к категории инвалидов, обратившихся за содействием в государственные учреждения службы занятости населения с целью поиска подходящей работы, составит:

год - 44,5 процента;

год - 44,5 процента;

год - 44,5 процента.

Доля безработных граждан, направленных на профессиональное обучение, в общей численности безработных граждан, состоящих на учете в государственных учреждениях службы занятости населения, составит:

год - 6,0 процента;

год - 6,0 процента;

год - 6,0 процента.

год - 25400 человек;

год - 23520 человек;

год - 21640 человек [30].

Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэконо-

мическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:

- выплата пособий по безработице;

создание служб занятости (бюро по трудоустройству).

Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:

усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах);

создание специальных служб для этих целей.

Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:

создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;

помощь частным службам такого типа.

Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:

проведение антициклической (стабилизационной) политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;

создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.

2. Мероприятия, направленные на стимулирование занятости населения г. Владивостока и роль в ней органов местного самоуправления

.1 Информация о положении на рынке труда города Владивостока

Основные экономические и социальные показатели развития характеризуют ситуацию на рынке труда города на конец апреля 2013 г. следующим образом:

экономически активного населения на рынке труда - 369,2 тыс. чел.

занятых в экономике - 367,4 тыс. чел.

безработных, зарегистрированных в службе занятости - 1,5 тыс. чел.

Удельный вес безработных граждан, зарегистрированных в службе

занятости по отношению к экономически активному населению составляет 0,4%.

Краевое государственное казенное учреждение «Центр занятости города

Владивостока» - это современная государственная структура, которая уже 20 лет оказывает эффективное содействие гражданам в поиске подходящей работы.

На 1 января 2013 г. численность граждан, состоящих на учете в КГКУ ЦЗН города Владивостока, составляла 1944 человек. В январе - мае 2013 г. в службу занятости за содействием в поиске работы обратилось 3401 человек, из них 1600 человек получили статус безработного.


Рисунок - 1 Качественный состав основных категорий обратившихся граждан в профессионально-квалификационном разрезе за январь - май 2013 г., чел.

Рисунок 2 - Распределение обратившихся в службу занятости граждан  за январь - май 2013 г. по отдельным категориям, чел.

Рисунок 3 - Структурный состав обратившихся граждан по уровню образования в январе - мае 2013 г., %

Рисунок 4 - Трудоустройство граждан, обратившихся в службу занятости в январе - мае 2013 года, чел.

Таблица 1 - Структура регистрируемой безработицы


на 01.01.2013 год

На 01.06.2013


чел.

%

чел.

%

Численность безработных граждан, состоящих на регистрационном учете

1552


1471


Женщины

1007

64,9

892

60,6

Молодежь в возрасте 16-29 лет

336

21,6

287

19,5

Граждане предпенсионного возраста

159

10,2

159

10,8

Выпускники профессиональных учебных заведений

42

2,7

14

1,0

Граждане, имеющие длительный перерыв в работе

296

19,1

272

18,5

109

7

100

6,8

Граждане, уволившиеся по собственному желанию

516

33,2

506

34,4

Граждане, высвобожденные с предприятий и организаций

460

29,6

384

26,1

Имеющие высшее профессиональное образование

647

41,7

554

37,7

Имеющие среднее профессиональное образование

282

18,2

281

19,1

Имеющие начальное профессиональное образование

185

11,9

177

12,0

Имеющие среднее (полное) общее образование

347

22,4

326

22,2

Имеющие основное общее образование

106

6,8

99

6,7

Не имеющие основного общего образования

4

0,3

3

0,2

Не имеющие профессии (специальности)

47

3

49

3,3

Освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы

14

0,9

13

0,9

Родители, воспитывающие несовершеннолетних детей

448

28,9

425

28,9




Рисунок 5 - Количество предполагаемых к высвобождению граждан

Рисунок 6 - Категории обратившихся в центр занятости высвобожденных граждан

Рисунок 7 - Численность обратившихся граждан в январе - мае 2012-2013 гг., чел.


Рисунок 8 - Численность трудоустроенных граждан 2012-2013 гг., чел.

Таблица 2 - Информация о рынке труда города Владивостока в январе - мае 2013 года

Наименование показателя

Уровень показателя

3401

Численность граждан, обратившихся в центр занятости за содействием в поиске подходящей работы на 01.06.2013 г.

2227

Признано безработными в январе - мае 2013 г.

1600

Численность официально зарегистрированных безработных на 01.06 2013 г.

1471

Уровень безработицы

0,4

Нашли работу (доходное занятие)

2103

Приняли участие в общественных работах

195

Направлено на профобучение

313

Трудоустроено несовершеннолетних граждан, желающих работать в свободное от учебы время

139

Оказано профориентационных услуг

3141

Назначена трудовая пенсия безработным гражданам досрочно по предложению службы занятости

19

Количество ярмарок вакансий

10

Заявлено вакансий за январь - май 2013 г.

16884

Количество вакансий на 01.06.2013 г.

18091

Заявленная потребность в работниках по рабочим профессиям (на 01.06.2013 г.)

14533

Заявленная потребность в работниках с оплатой труда выше прожиточного минимума (на 01.06.2013 г.)

14420

Заявленная потребность в работниках по профессиям, на которые работодатель предполагает привлекать иностранную рабочую силу (на 01.06.2013 г.)

10079

Уровень напряженности на рынке труда

0.1

Средний уровень заработной платы по рабочим профессиям, заявленным в службу занятости

17626


Рисунок 9 - Соотношение спроса и предложения на рабочую силу 2012 год

Рисунок 10 - Соотношение спроса и предложения на рабочую силу 2013 год

2.2 Пути рационализации региональной инвестиционной политики

Эффективная реализация политики, ориентированной на динамичный и устойчивый экономический рост, невозможна без решения комплекса взаимосвязанных и нередко противоречивых проблем, таких как интенсивное и экстенсивное использование ресурсов, инновационная основа развития экономики, повышение уровня технологичности и научности, решение социальных проблем (с точки зрения стимулирования занятости), соблюдение оптимальных пропорций между накоплением финансовых ресурсов и их потреблением [20, с. 37].

Сформированный в экономической теории подход функционально определяет зависимость между результатом (экономическим ростом) и факторами как зависимость прироста объема производства от трех основных факторов - труда, капитала и научно-технического прогресса. Одним из определяющих факторов динамического экономического роста является эффективное использование рабочей силы. В свою очередь, эффективное использование рабочей силы может быть обеспечено при вовлечении трудовых ресурсов в производственный процесс. Будущие затраты труда на макроуровне, выраженные объемом общественного произведенного продукта, который пользуется спросом, в перспективном периоде будут определяться и зависеть не только от уровня платежеспособного спроса населения и расходов на потребление, но и от прогнозируемого объема инвестиционных ресурсов. Рост доходов населения влияет на увеличение потребительского спроса и тем самым индуцирует развитие производства. Согласно теории мультипликатора инвестиции обеспечивают прирост величины национального дохода. Таким образом, активизация и стимулирование инвестиционных процессов, повышение объема инвестиций - одно из определяющих условий, гарантирующих устойчивую динамику экономического роста.

В настоящее время все большую актуальность приобретают вопросы, касающиеся построения социально ориентированной экономики. При этом важно обеспечить единство интересов предпринимателей, собственников бизнеса, государства и населения. Если предприниматели и государство в первую очередь заинтересованы в получении доходов от вложения средств и развития производства, то население заинтересовано в наличии работы, обеспечивающей ему так называемое нормальное существование. То есть требуются рабочие места с достойной оплатой труда и условиями работы, обеспечивающие необходимый уровень благосостояния. Один из подходов при рассмотрении влияния инвестиционных процессов на динамику экономического роста предполагает активное участие государства в обеспечении активизации инвестиционных процессов. Роль государства, в первую очередь, определяется обшей макроэкономической политикой, реализуемой в виде различного рода стратегических планов, программ развития (как отраслевых, так и региональных), формируемых и разрабатываемых на уровне федеральной, региональной и местной власти. Кроме того, важным элементом является политика финансирования той ил и иной отрасли, инвестиционных проектов, которая определяется при формировании расходной части бюджета. Нельзя обойти вниманием роль государства в воздействии на инвестиционные процессы, которая заключается в формировании благоприятного инвестиционного климата, способствующего использованию привлеченных средств из различных источников (средства частных инвесторов, сбережений граждан, иностранные инвестиции). Государственная политика должна быть подкреплена соответствующей законодательной базой, эффективными административными ресурсами.

Являясь важнейшим рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику в целом, инвестиционная политика государства призвана способствовать активизации инвестиционной деятельности в стране, направленной на рост экономики, увеличена темпов и объемов производства, повышение эффективности общественного производства и изменен его структуры, ускорение научно-технического прогресса, реализацию задач социального развития. Цель инвестиционной политики и особенности конкретно сложившейся экономической ситуации в стране определяют ее задачи: выбор и поддержка развития отдельных регионов и отраслей экономики; поддержка развития малого и среднего бизнеса; обеспечение сбалансированности развития всех отраслей хозяйства; стимулирование развития экспортного производства; обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции; реализация про¬граммы жилищного строительства в стране и др.

Механизм реализации инвестиционной политики государства должен включать в себя выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций; определение сроков и органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики; создание необходимой нормативно - правовой базы для функционирования рынка инвестиций; создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Кроме государственной инвестиционной политики различают региональную, отраслевую и инвестиционную политику субъектов хозяйствования. Они тесно взаимосвязаны между собой, но доминирующей является инвестиционная политика государства.

Создание и развитие объектов рыбной промышленности Приморского края, как основы рабочих мест, требуют существенных затрат. Отсюда встает вопрос финансирования проектов по созданию рабочих мест, т.е. вопрос обеспечения проектов инвестиционными ресурсами.

Современное состояние в области инвестирования рыбной отрасли Приморского края можно охарактеризовать следующим образом. Доля инвестиций, направляемых на развитие рыбной промышленности Приморья, в 2006 г. оставалась незначительной и составляла около 2% от общего объема направляемых инвестиционных ресурсов в экономику региона. Для сравнения, в 1995 г. данный показатель составлял около 12%. При этом в целом по краю инвестиции в основной капитал в 2006 г. но отношению к 2000 г. увеличились на 5556, тогда как в рыбную промышленность снизились в 2,5 раза. Таким образом, существенное сокращение финансирования отрасли во многом определяет имеющиеся отраслевые проблемы и сложившиеся негативные тенденции.

Оценивая ситуацию в области инвестировании рыбной промышленности Приморского края и влияния происходящего на процесс создания рабочих мест и на повышение уровня занятости населения региона, можно отметить, что практически половина рыбохозяйственных предприятий не обладает существенной возможностью инвестировать в проекты развития собственные средства. В этой связи доля собственных средств в финансировании инвестиционных программ составляет в среднем 51.5% общего объема инвестиций в основной капитал по итогам 2000-2007 гг. и прогнозных значений 2008, 2009 гг.

В противовес использованию собственных ресурсов предприятия начали повышать уровень внешних заимствований на рынке капиталов.

Заключение

Социальная защита населения является неотъемлемой частью социальной политики и важнейшей технологией государственного управления, ориентированного на исполнение конституционных социальных обязательств. Социальная защита, как государственно-общественный институт представляет собой комплекс экономических, социальных и правовых гарантий и мер, предназначенных для различных категорий населения, с целью профилактики социальных рисков и компенсации ущерба вследствие их реализации. Он основан на солидарной ответственности членов общества.

Основными организационно-правовыми формами социальной защиты являются: социальное обеспечение, государственная социальная помощь, социальная поддержка населения, социальное обслуживание, социальное страхование, пенсионное обеспечение, социальная работа в рамках деятельности социальных служб.

Следует отметить, что социальная защита граждан в РФ сейчас все более активно реализует свои функции через целевые социальные программы, которые направлены на решение проблем отдельных категорий населения. Например, принята и частично реализована программа «Старшее поколение», активно реализуется программа «Молодежь России». Социальные программы разрабатываются и реализуются как на федеральном, так и на региональном уровне. Это одно из приоритетных направлений социальной защиты.

Но хотя ведется огромная работа по развитию системы социальной защиты, она пока остается все еще малоэффективной.

Эффективность социальной защиты можно определить по степени социальной защищенности граждан, т.е. их возможности в полном объеме реализовывать свои права, а также по уровню жизни. В Конституции РФ государство приняло на себя обязанность обеспечить достойный уровень жизни, но на сегодняшний день критериев оценки такого уровня не существует. Необходимо более тщательно исследовать и анализировать социально-экономическое положение отдельных категорий граждан, выявлять таким образом самые острые проблемы. Социальные программы должны предусматривать решение этих проблем, а также их профилактику. Не следует забывать, что социальные права человека - это совокупность прав человека, дающих ему возможность претендовать на получение от государства при определенных условиях определенных материальных благ. Они призваны обеспечивать человеку достойный жизненный уровень, право на труд и свободный выбор работы, право на образование, право на защиту материнства и детства, право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом. Следует обратить внимание на недопустимость хаотичного развития и совершенствования социальных норм.

Таким образом, нормы социального законодательства чрезвычайно многообразны, а социальная политика государства направлена на создание различных форм и видов социальной защиты населения. Система социальной защиты в РФ направлена на решение проблем населения, а также на оказание помощи нуждающегося в этом человека. Он реализует свои функции через организационно-правовые формы (закрепленные в правовых нормах способы организации и порядок осуществления социально зашиты) - такие как социальное страхование, пенсионное обеспечение, социально обслуживание и государственная социальная помощь.

При разработке основных направлений социальной политики организациям, осуществляющим социальную защиту малообеспеченных граждан, необходимо больше внимания уделять социальной диагностике, прогнозированию и проектированию. Необходимо уделить серьезное вынимание правовому регулированию социальной защиты, созданию условий для развития социального партнерства и сотрудничества в социальной сфере и сфере трудовых отношений.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Изд-во Эксмо, 2009. - 64 с.

2. Об утверждении краевой целевой программы «Социальная поддержка инвалидов в Приморском крае на 2012-2015 годы»: постановление Администрации Приморского края от 16 янв. 2012 N3-па. - М.: Изд-во «Лаинс», 2007. - 528 с.

. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: коммент. к федер. закону от 24 нояб. 1995 №181-ФЗ. - М.: Изд-во ИНФРА. - 2006. - 360 с.

4. Кирбитова, С.В. Социальное обслуживание и права населения: Монография / С.В. Кирбитова, В.А. Останин - Владивосток: ДВГУ, 2009. - 178 с.

5. Бубан, Р.В. Организация местного самоуправления: Монография / Р.В. Бубан. - М.: КНОРУС, 2010. - 224 с.

. Ветров, Г.Ю. Участие общественности в разработке и реализации

муниципальных программ социально-экономического развития: Монография/

Г.Ю. Ветров. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2009. - 80 с.

. Васильева, Г.В., Ярошенко, Г.Н. Правовые и организационные основы местного самоуправления и муниципальной службы: учебное пособие / Г.В. Васильева, Г.Н. Ярошенко. - Владивосток: ПИГМУ, 2009. - 60 с.

. Гуслова, М.Н. Организация и содержание социальной работы с населением: учебное пособие / М.Н. Гуслова. - М.: Академия, 2009. -255 с.

10. Дроздов, И.Н. Управление профессиональным развитием муниципальных служащих: учебное пособие / И.Н. Дроздов. - Владивосток: ПИГМУ, 2009. -96 с.

11. Ершов, А.Н. Уроки реформы местного самоуправления в России: учеб. для студ. экон. вузов /

А.Н. Ершов. - М.: ЦИТ, 2009. - 280 с.

12. Кошелев, Н.С. Социальное обслуживание и права населения: учеб. для студ. экон. вузов / Н.С. Кошелев. - М.: Омега-Л, 2010. - 82 с.

. Лада, А.С. Право социального обеспечения: учебное пособие/ А.С. Лада, С.С. Козлов. - Хабаровск: ДВАГС, 2009. - 349 с.

. Магомедов, О.А. Экономическая безопасность в сфере социальной защиты малообеспеченного населения: учеб. для студ. экон. вузов / О.А. Магомедов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 240 с.

. Меньшикова, Е.А. Социальное развитие регионов: учебное пособие / Е.А. Меньшикова. - Хабаровск: ТОГУ, 2009. - 410 с.

16. Мухаев, Р.Т. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие/ Р.Т. Мухаев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. -575 с.

17. Организация работы органов социальной защиты: учебное пособие/ Под ред. А.Н. Савинова. - М.: Академия, 2011. - 224 с.

18. Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебное пособие / П.В. Плеханова. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 128 с.

. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России. Проблемы развития конституционно-правовой модели: учебное пособие / Н.Л. Пешин. - М.: Статут, 2009. - 454 с.

. Социальная защита отдельных категорий населения: учебное пособие/ Под ред. А.Н. Аверина. - М.: РАГС, 2011. - 116 с.

. Ткаченко, В.С. Организационно-административная работа в системе социальных служб: учеб. для студ. экон. вузов / В.С. Ткаченко. - М.: Изд-во «Дашков и Ко», 2010. - 262 с.

22. Управление государством: проблемы и тенденции развития: учеб. для студ. экон. вузов / Под ред. А.И. Соловьева. - М.: РОССПЭН, 2008. - 510 с.

. Хачатурян, Б.Г. Правовое регулирование муниципальной службы РФ: учебное пособие/ Б.Г. Хачатурян. - Хабаровск: ДЦМП, 2008. - 152 с.

. Хижный, Э. Государственная система социальной защиты граждан в странах западной Европы: учебное пособие / Э. Хижный. - М.: Инион РАН, 2009. - 272 с.

. Экономика учеб. для студ. экон. вузов: / Под ред. Ю.П. Кокина, П.Э. Шлендера. - М.: Магистр,

. - 686 с.

26. Экономическая и социальная политика: учебное пособие / Под ред. Н.А. Волгина, В.И. Кушлина. - М.: РАГС, 2010. - 560 с.

. Якушев, А.В. Социальная защита. Социальная работа: учебное пособие / А.В. Якушев. - М.: А-Приор, 2010. - 144 с.

Похожие работы на - Занятость населения: настоящее и будущее

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!