Государственное регулирование демографических процессов в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    621,48 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное регулирование демографических процессов в России

Кафедра экономической теории










Курсовая работа

по дисциплине «Государственное регулирование национальной экономики»

на тему: «Государственное регулирование демографических процессов в России»











Владивосток 2013г.

Содержание

Введение

. Теоретические аспекты государственного регулирования демографических процессов

.1 Понятие объекта и предмета демографии

. Анализ реализации демографической политики на территории Российской Федерации

.1 Состояние и тенденции развития демографических процессов в России

.2 Анализ деятельности органов государственной власти в сфере реализации демографической политики на территории России

. Практические рекомендации по совершенствованию программных мероприятий в сфере реализации демографической политики

.1 Программные мероприятия по совершенствованию реализации демографических процессов

.2 Направления по совершенствованию демографической политики России

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Наша страна - одна из немногих, в которой нет ни одного учебного заведения, в котором готовили бы специалистов-демографов. Между тем, для преодоления демографической катастрофы, в которой мы уже находимся, потребуются в той или иной степени усилия всего общества.

Сегодня Россия остается самой населенной страной Европы. И сегодня же Россия лидирует по темпам депопуляции собственного населения, обгоняя в этом процессе все развитые и неразвитые страны.

Демографы уже несколько лет говорят о "русском кресте" - фактическом вымирании коренного населения страны. И если в странах Запада медленное сокращение населения ученые считают следствием роста уровня жизни, то в России - с точностью до наоборот.

В настоящее время демографическая ситуация в России стала одной из самых злободневных социально-экономических проблем нашего общества, затрагивающих интересы национальной безопасности.

Основной причиной такого положения дел, как нетрудно догадаться, являются высокий уровень смертности и низкая рождаемость, которая не только не способствует приросту населения, но даже не обеспечивает его воспроизводство.

Актуальность темы определяется необходимостью изменений функций государства по регулированию демографических процессов в новых экономических условиях. Реалии времени потребовали переосмысления многих проблем и задач государственного регулирования народного хозяйства, выработки новых методологических подходов к программированию и прогнозированию социально-экономических, в том числе демографических процессов, а также поиска масштабов и форм участия государства в регулировании этих процессов. Новые условия также требуют переосмысления стратегической цели, задач и национальных приоритетов в демографической политике государства.

Таким образом, актуализируется проблема разработки принципиально новых, адаптированных к национальным особенностям России механизмов государственного регулирования демографических процессов.

Цель курсовой работы - определить показатели демографических процессов в России, а также изучить регулирование демографических ситуации в стране.

Задачи курсовой работы:

рассмотреть теоретические аспекты демографической политики страны, дать экономическое определение термину «демографическая политика»;

рассмотреть состояние и перспективы демографической политики;

разобрать программные мероприятия по совершенствованию демографической политике;

выявить проблемы демографии в стране и найти пути решения проблемы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

1.1.   Понятие объекта и предмета демографии

На всех этапах развития человеческой цивилизации предпринимались более или менее осознанные и целенаправленные попытки регулирования динамики населения, процесса его воспроизводства. Исторически наиболее ранними следует считать нормативное регулирование брачно-семейных отношений и репродуктивного поведения (до брака, в браке, вне брака). Инструментами воздействия на поведение людей были обычаи, традиции, религиозные уложения, регламентирующие (поощряющие либо порицающие) определенные действия. Главной целью осуществляемого социального контроля над индивидуальными поведенческими актами была максимизация уровня рождаемости с целью обеспечения прироста населения или хотя бы сохранения его численности в условиях чрезвычайно высокой смертности. Развитие науки в целом и медицинских знаний, в частности, на фоне общего прогресса общества и постепенного улучшения качества жизни населения позволили последовательно наращивать социальный контроль над заболеваемостью и смертностью населения.

Конец Х1Х - начало ХХ веков можно считать периодом становления первых государственных программ развития здравоохранения и массовой медицинской помощи. К этому же времени относится и возобновление интереса к проблемам рождаемости, который был порожден началом депопуляции во Франции, а также - в Германии и Бельгии, понесших большие людские потери в результате войн последней четверти Х1Х века. Желание возместить возникшую убыль населения привело к новому этапу стимулирования рождаемости, но уже на уровне государственных программ, предполагавших ее массовое стимулирование, а также - ограничение возможностей ее внутрисемейного регулирования.

В настоящее время под демографической политикой можно понимать систему общепринятых на уровне государства и общества идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых предполагается достижение определенных количественных и качественных целей в области воспроизводства и динамики населения как в данный момент, так и на некоторую долгосрочную перспективу.

Из этого следует, что проведение демографической политики требует соблюдения ряда условий. Три из них неотделимы друг от друга:

во-первых, наличие собственно концепции, описывающей цели, задачи и сроки реализации политики;

во-вторых, ресурсов, которые могут и должны быть затрачены на финансирование всех мероприятий политики в рамках принятой концепции и, наконец;

в-третьих, соответствующее общественное мнение, которое поддерживало бы основные стратегические идеи проводимой политики.

Анализ мер демографической политики, прежде всего по стимулированию рождаемости, в контексте конкретной демографической ситуации, на отдельных временных интервалах в различных странах не позволяет говорить о наличии какой-либо концепции собственно демографической политики. В то же время эти зачастую противоречивые и хаотичные меры всегда подчинялись единой цели - не допустить сокращения численности населения страны, что позволяет говорить о наличии если не концепции демографического развития страны, то во всяком случае об устойчивых представлений о желаемом демографическом тренде.

В рамках любой стратегии демографической политики государство реализует свое право на управление социальными процессами, одновременно принимая на себя обязательство оплатить усилия той части населения, демографическое поведение которой находится в русле целей и задач этой политики. Такая политика должна быть максимально дифференцированной в соответствии с жизненными интересами и ценностями различных социально-демографических групп, региональных и этнических совокупностей. Это может существенно расширить круг тех, кто ощутит заинтересованность в тех или иных аспектах демографических программ, и, соответственно, повысить эффективность затрат на их осуществление.

В то же время, несмотря на выраженные негативные тенденции демографического развития, обусловленные прежде всего крайне низкой рождаемостью, в большинстве стран политики не выказывают желания принимать в известном смысле прямолинейные решения в отношении демографической политики, то есть ставить конкретные узко демографические цели. Предпочтение отдается интеграции демографической или семейной политики в более глобальные программы социального развития. Основными причинами, формирующими такое осторожное отношение к демографическим программам, являются следующие. Во-первых, индивидуализация сознания и поведения делает любые шаги государства в этом направлении не популярными. Во-вторых, демографические инвестиции не дают быстрого и, главное, обязательно позитивного эффекта и в силу этого не работают на политический имидж государственных деятелей. В-третьих, демографические программы затратны, причем для поддержания единожды достигнутого уровня рождаемости и смертности затраты со временем должны постоянно нарастать только для того, чтобы этот уровень хотя бы не снижался. В силу этого они вообще перестают восприниматься как приносящие какую-либо пользу обществу. Более того, население быстро адаптируется к уже предложенным и задействованным мерам и перестает реагировать на них.

В самом общем виде демографию можно определить как науку о населении. Демография - это наука о закономерностях развития и воспроизводства населения в тесной взаимосвязи с экономическими и социальными факторами в конкретных условиях места и времени.

Однако этого общего определения недостаточно для понимания того, что такое демография, каковы её собственные, отличительные от других наук объект и предмет.

Как известно, под объектом науки обычно понимают определенную область реальности (природой или социальной), на которую направлен процесс научного познания. Под предметом же понимают наиболее значимые свойства, стороны, характеристики, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению или познание которых особенно важно для решения той или иной проблемы (теоритической или практической). В отличие от объекта науки, содержание которого не зависит от исследователя и реальности, та её часть, которая выделяется субъектом познания с целью решения тех или иных конкретных научных или практических задач. Именно поэтому предмет науки носит исторический характер и может меняться в соответствии с теми задачами, которые ставит перед собой и решает наука, общество в целом.

Население как объект научного познания интересует многие науки - и естественные, и гуманитарные. Можно даже сказать, что население является всеобщим и универсальным объектом исследования для очень многих наук. Но каждая из них выделяет в этом, общем для них объекте те стороны, аспекты и отношения, которые интересуют именно данную науку и никакую другую.

Экономисты изучают экономические отношения людей, т. е. отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Юристы изучают правовые отношения, т. е. отношения, кодифицированные, закрепленные в правовых актах или в обычаях. Этнологи исследуют национальные и межэтнические отношения. Политологи - политические отношения. У социологов - свой собственный взгляд на население, свой собственный предмет исследования: человек в структурах институционального неравенства, поведение людей в разных сферах социальной жизни. Специалисты в области популяционной генетики изучают распространённость тех или иных генов в разных человеческих популяциях.

Этот перечень можно продолжать и продолжать. При этом каждая из названных и неназванных наук по-своему определит население как предмет своего собственного познавательного интереса. Население как всеобщий и универсальный объект оказывается как бы растворённым между конкретными предметами отдельных наук. Более того, каждая из этих наук имеет, по существу, своё собственное определение населения, хотя, разумеется, во всех этих определениях сохраняется некоторое общее, инвариантное содержание.

Корни демографической науки уходят вглубь тысячелетий. Ещё древние испытывали необходимость регистрировать население (табу, детоучёт). В Античном мире, Древнем Китае и во времена Средневековья знания и представления о народонаселении формировались бессистемно в общей массе недифференцированных научных знаний: кое-где проводились отдельные попытки регулировать семейное поведение, рождаемость. В тот же период мыслители обратили внимание на взаимосвязь численности населения и её общего развития (Конфуций, Платон, Аристотель).

Рождаются новые цели и задачи: определить динамику численности населения, её зависимость от рождаемости, смертности, структурных и территориальных перемещений. В XVIII веке были предприняты первые попытки наблюдать изменение числа умерших и родившихся и численности населения в отдельных странах.

Учёные, занимавшиеся изучением населения, долго искали слово, которое стало бы названием их науки. Слово «демография» появилось на свет примерно на двести лет позже науки, которую оно обозначает. До него предлагались другие термины. Первым, кто попытался дать имя новой науке, был швейцарский математик Христофор Бернулли (1782 - 1863). Он предложил назвать её «популяционистикой».

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1 Состояние и тенденции развития демографических процессов в России

В последнее десятилетие демографические процессы, происходящие в нашей стране, имеют ярко выраженный негативный характер. В настоящее время демографическая ситуация в России стала одной из самых злободневных социально-экономических проблем нашего общества.

Демографическая ситуация в России классифицируется как кризисная и кратко характеризуется одним словом - депопуляция. Этот процесс идет уже довольно давно, и его начало удивительным образом в точности совпадает с началом либеральных реформ в стране. Поскольку "реформы" продолжаются, соответственно продолжается и процесс депопуляции.

Жизнеспособность и развитие государства тесно связано с устойчивым демографическим развитием, гарантирующим обществу воспроизводство человеческих поколений. Эту очевидную истину в разное время настойчиво доказывали многие выдающиеся мыслители: А. Смит, Ш. Монтескье, М. В. Ломоносов, Д. И. Менделеев и многие другие ученые.

Однако в настоящий момент многие страны испытывает трудности с воспроизводством населения (заметнее всего этот процесс в европейских странах). В России на протяжении последних девятнадцати лет наблюдается тенденция депопуляции: население нашей страны стремительно сокращается.

Глубокий кризис института семьи, выступающий первопричиной демографического неблагополучия, обусловил развитие негативных демографических процессов в российском населении, выраженных тревожными тенденциями в области матримониального, репродуктивного и само охранительного поведения.

Депопуляция в России: 19 лет демографической трагедии

Известно, что население России перестало себя воспроизводить еще в 1964-1965 гг. С тех пор российское общество вступило в фазу так называемой латентной (скрытой) депопуляции.

Для последней, несмотря на снизившуюся ниже пороговых значений рождаемость, характерно временное отсутствие сокращения населения - своеобразная демографическая пауза. Благодаря потенциалу демографической структуры население какое-то время продолжает по инерции расти.

Подобная ситуация сегодня наблюдается в Алжире, Иране, Казахстане, Китае, Чили и почти во всех странах Европы.

Исключением из почти тридцатилетней тенденции латентной депопуляции в России стали несколько лет в конце восьмидесятых (1986-1988 гг.), которые были связанны с экономическими мерами поддержки семьи и материнства. Однако после непродолжительного возврата в 1989-1991 гг. к обозначенной тенденции, начался переход из латентной в более болезненную - открытую фазу депопуляции, продолжающуюся в данный момент.

Начиная с 1992 года российское население стало сокращаться.

За последние девятнадцать лет (1992-2010):

естественная убыль населения России - составила 13,1 млн. человек;

положительный миграционный обмен (т. е. компенсация естественной убыли за счет миграционного прироста) составил 6,4 млн. человек.

В результате за указанный период российское население сократилось на 6,7 млн. человек и продолжает сокращаться дальше.

Таблица 1

Годы

Численность населения на начало года

Изменения за год

Численность населения на конец года



Общий прирост

В том числе





естественный

миграционный


1992

148514,7

47,0

-219,2

266,2

148561,7

1993

148561,7

-205,8

-732,1

526,3

148355,9

1994

148355,9

104,0

-874,0

978,0

148459,9

1995

148459,9

-168,3

-822,0

653,7

148291,6

1996

148291,6

-263,0

-776,5

513,5

148028,6

1997

148028,6

-226,5

-740,6

514,1

147802,1

1998

147802,1

-262,7

-691,5

428,8

147539,4

1999

147539,4

-649,3

-918,8

269,5

146890,1

2000

146890,1

-586,5

-949,1

362,6

146303,6

2001

146303,6

-654,3

-932,8

278,5

145649,3

2002

145649,3

-916,5

230,8

144963,6

2003

144963,6

-795,4

-888,5

93,1

144168,2

2004

144168,2

-694,0

-792,9

98,9

143474,2

2005

143474,2

-720,7

-846,6

125,9

142753,5

2006

142753,5

-532,5

-687,0

154,5

142221,0

2007

142221,0

-212,8

-470,4

258,2

142008,2

2008

142008,2

-104,8

-362

257,2

141904,0

2009

141904,0

10,5

-248,9

259,4

141914,5

2010

141914,5

-81,6

-239,6

158,0

141832,9

1992-2010

148 514,7

6 682

13 109

6 427

141 832,9


Только за последний год депопуляция фактически «стерла» с карты России население такого города как, например, Новороссийск. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата), потери в численности населения за 2010 год составили 239,6 тыс.

Если принять во внимание искажающую и одновременно компенсирующую роль внешней миграции, то окажется, что итоговые демографические потери за 2010 год составили 81,6 тыс. человек, что сопоставимо, к примеру, с населением г. Ессентуки.

Рис. 1. Изменение численности населения России

В Центральном федеральном округе сокращение населения происходило в 15 субъектах из 18. В Сибирском федеральном округе аналогичная ситуация наблюдалась в 10 из 12 субъектов. В Уральском федеральном округе уменьшились в численности 3 из 6 субъектов. В Северо-Западном, Приволжском, Дальневосточном и Южном округах потери населения имели место во всех без исключения субъектах. И только в Северо-Кавказском федеральном округе в большинстве его субъектов наблюдался рост населения - в 4 из 7.

Таким образом, лишь в двенадцати из восьмидесяти трех субъектов РФ численные изменения в населении имели устойчивую положительную динамику: на Алтае, в Белгородской области, в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Москве, Московской области, Тюменской области, Тыве, ХМАО, ЯНАО, Чечне.

При этом в подавляющем большинстве указанных регионов население не уменьшилось лишь благодаря иммиграции и/или инерционному эффекту благоприятной половозрастной структуры.

Если бы не действие данных факторов, то низкая рождаемость (ниже уровня замещения поколений) не позволила бы данным регионам сохранить даже прежнее количество жителей.

Только в трех из указанных регионов наблюдается суммарный коэффициент рождаемости, обеспечивающий демографическое воспроизводство: на Алтае (2,36), в Тыве (2,8) и в Чечне (3,37).

Наглядной иллюстрацией демографической трагедии России являются данные по абсолютным числам родившихся и умерших.

За период с 1992 по 2010 гг. в России зафиксировано 27 564,1 тыс. родившихся, в то время как число умерших составило 40 674,5 тыс. человек.

Эти данные свидетельствуют, что смертность в нашей стране в отмеченные годы превышала рождаемость в 1,5 раза.


В результате вышеописанных неблагоприятных тенденций численность постоянного населения России сократилась со 148 514,7 тыс. человек (на начало 1992 г.) до 141 832,9 тыс. человек (на конец 2010 г.).

Иными словами, за последние 19 лет Россия безвозвратно потеряла 4,5% своего первоначального населения.

Подчеркнем, что в данном случае имеются в виду демографические потери с учетом «компенсирующей миграции».

Чистая же убыль российского населения, без учета миграционных вливаний, за тот же период составила 8,8%.

Важно отметить, что, несмотря на беспрецедентное по своим масштабам сокращение численности населения, разрушительная демографическая инерция только набирает силу. По наиболее вероятному варианту последнего прогноза ООН при дальнейшем развитии депопуляционных процессов население России к середине ХХI века может сократиться до 108,9 млн. или почти на 33 млн. человек.

Впрочем, прогнозы российских специалистов еще более пессимистичны. Согласно расчетам отечественных исследователей, численность населения к середине ХХI века может сократиться до 71,4 - 90,6 млн. или на 51 - 70,5 млн. человек.

Рождаемость и репродуктивное поведение

В результате отрицательных трансформаций в массовом репродуктивном поведении с 1992-1993 гг. в России началось сокращение численности населения. Почти сорокалетняя пауза между снижением рождаемости ниже критического уровня и наступлением депопуляции объясняется демографической инерцией, связанной с потенциалом благоприятной половозрастной структуры, сформировавшейся в прежние годы.

Рис. 3. Динамика суммарного коэффициента рождаемости в России

В 1999 г. СКР, опустившись до 1,17, достиг своего исторического минимума на территории России. С тех пор данный показатель слегка вырос, что связано в основном с благоприятной возрастной структурой населения, и в настоящий момент составляет около 1,5 ребенка, однако уровень рождаемости, по-прежнему, далек от отметки простого воспроизводства - 2,1-2,2 ребенка на одну женщину репродуктивного возраста.

Кроме того, в различные годы в ряде регионов данный показатель опускался ниже 1, преодолев тем самым символическую черту - 1 ребенок на одну женщину.

Усугубляющим фактором демографического кризиса является беспрецедентно высокая для России внебрачная рождаемость, которая выступает следствием массовой распространенности незарегистрированных сожительств. В настоящее время впервые за всю российскую историю число внебрачных рождений составляет почти треть от общего числа.

Основной рост числа родившихся вне зарегистрированного брака произошел между 1990-2000 гг.: с 14,6% до 28%. В 2004 г. показатель внебрачной рождаемости вырос до 29,8%, а в 2005 г. составил 30%. К 2009 г. этот показатель снизился до 26,1% (24,6% - у горожан и 29,5% - у сельских жителей).

Об изменении ценностных ориентаций на обзаведение семьей с детьми свидетельствует и сдвиг рождаемости к более поздним возрастам.

Средний возраст матери при рождении ребенка в 2009 г. достиг 27,4 лет. С 1995 г. этот показатель повысился на 2,4 года и, судя по наметившейся тенденции и опыту других стран, в ближайшей перспективе позднее материнство, может стать для России детородной нормой.

Однако, статистика российской депопуляции не ограничивается сверхнизкой рождаемостью. К ней следует добавить массовые аборты.

К сожалению, наша страна - лидер по прерыванию беременностей.

Только за период с 1992 по 2010 гг., не успев родиться, в России погибли 40,5 млн детей.

Стоит заметить, что речь идет о далеко неполных данных официальной статистики, в которую почти не входят аборты, совершаемые в частных клиниках и прерывания беременности с помощью фармакологических препаратов (т. н. медикаментозные аборты). Если учитывать все аборты, то их конечная цифра, по нашим оценкам, составит не менее 80 миллионов.

Смертность и продолжительность жизни

Акцентируя на определяющей роли снижения рождаемости в структуре российской депопуляции, стоит отметить и крайне неблагоприятную динамику в отношении смертности. Относительно высокий, по меркам развитых стран, уровень смертности в России ведет к усугублению разразившегося демографического кризиса.

В начале ХХI века Россия характеризуется низкой продолжительностью жизни не только в сравнении с экономически развитыми странами, но и на фоне государств с близкими к российскому уровнями экономического развития.

Отставание нашей страны по продолжительности жизни от десятки наиболее развитых стран мира (США, Бельгии, Канады, Норвегии, Японии и др.) составляет 12-17 лет: для мужчин - на 16-19 лет, для женщин - на 8-12,5 лет.

По сравнению с государствами, имеющими схожий с Россией среднедушевой ВВП по паритету покупательной способности (Белоруссия, Бразилия, Мексика, Турция и др.), это отставание составляло 5-10 лет: 5,5-14 лет для мужчин и 3-6 лет для женщин.

По продолжительности жизни Россия находится на 162 месте из 220 стран, по которым имеются соответствующие сведения. В этом списке нашу страну опережают такие развивающиеся государства как Марокко, Шри-Ланка, Тунис, Колумбия, Алжир, Узбекистан, Никарагуа, Киргизия и т. д.

Для России характерен один из самых больших разрывов в продолжительности жизни между мужчинами и женщинами (11,9 года в 2009 г.), что является следствием высокой смертности мужчин в трудоспособном возрасте.

Подобный гендерный разрыв является свидетельством не только демографического, но и социального неблагополучия. Среди всех умерших почти 30% приходится на лиц трудоспособных возрастов (более 560 тыс. человек в год), из них 80% - мужчины.

Укажем особо, что за вышеописанными усредненными цифрами скрывается значительная региональная дифференциация. Самые высокие показатели ожидаемой продолжительности жизни отмечены в республиках Северного Кавказа и Москве, где они превысили 69 лет для мужчин и 77 лет для женщин.

Наиболее низкие региональные показатели зафиксированы в Тыве и в Чукотском автономном округе: менее 55 лет для мужчин и 66 лет - для женщин.

Миграция

По абсолютному объему иммиграции Россия занимает второе место в мире, уступая лишь США - государству с давними традициями иммиграции и отработанной системой ассимиляции приезжих.

Масштабы миграции настораживают своей стихийностью: за период 1992-2010 гг. только в поле зрения официальной статистики попали 8,4 млн. иммигрантов.

Даже, если согласиться с очень спорным предположением, будто большинство приехавших (около 2/3) - этнически русские, то, так или иначе, получается, что по официальным (далеко не полным) данным с начала девяностых к нам въехало 2,8 млн. человек с иной культурой и ментальностью.

В то же время, по некоторым оценкам, численность незаконных иммигрантов, пребывающих на территории России, доходит до 15-18 млн. человек, т. е. составляет примерно 10,5-12,7% населения.

Неблагоприятная ситуация сложилась и в эмиграционной сфере.

За период с 1992 г. по 2010 г. Россию покинуло более 3,6 млн чел.

В основном это были квалифицированные специалисты, пополнившие экономически активное население, а также интеллектуальный и репродуктивный потенциал других стран.

Только по официальным данным, из-за активной женской эмиграции, стимулируемой разного рода агентствами по трудоустройству за рубежом, за период с 1994 по 2009 г. из России выехали почти 900 тысяч женщин. Значительная часть из них преступным путем, под предлогом поиска хорошо оплачиваемой работы, оказалась вовлечена в секс-индустрию и другие нелегальные виды деятельности. Целесообразно предположить, что реальная цифра уехавших из России женщин является выше официальной в 1,5-2 раза.

По имеющимся косвенным оценкам, женская эмиграция привела к прямым репродуктивным потерям в виде не рождения 833 тысяч детей в ближайшем пятилетии.

Дальнейшее ухудшение демографической ситуации чревато многочисленными негативными последствиями, угрожающими существованию общества и безопасности государства.

К таким последствиям относятся:

·        рост числа неполных семей;

·              отсутствие замещения поколений;

·              сокращение численности населения;

·              старение общества, увеличение демографической нагрузки;

·              рост расходов на пенсионное обеспечение;

·              изменение этно-конфессионального состава;

·              угроза сохранению территориальной целостности;

·              снижение обороноспособности, ухудшение трудового потенциала страны;

·              дальнейшая деформация половозрастной структуры;

·              а также целый ряд морально- этических, генетических и медицинских последствий.

По мнению демографа В.М. Медкова, в демографическом плане депопуляция означает самоубийство населения, исчезновение нации и ее культуры.

Именно поэтому сегодняшняя Россия нуждается не просто в оздоровлении демографической ситуации, а в создании условий для стабилизации и роста её населения.

2.2.   Анализ деятельности органов государственной власти в сфере реализации демографической политики на территории России

В 1992 году уровень смертности в России превысил уровень рождаемости. Демографическая ситуация в стране такова, что наши людские потери сравнимы с потерями в ходе интенсивных боевых действий. Ежегодно мы теряем 0,5 млн человек. Параллельно ухудшается качество здоровья оставшегося населения, усугубляются процессы его старения. На двух работающих приходится один иждивенец (пенсионер, инвалид, ребенок). Это соотношение постоянно изменяется в сторону увеличения иждивенцев и в ближайшей перспективе составит 1:1.

Величина государственного долга, приходящегося на одного гражданина России, увеличивается пропорционально уменьшению населения. Традиционное тяготение иммигрантов, замещающих вымирающее население России, к своей исторической родине приводит к существенному оттоку капитала. Так, иммигранты из бывшего СССР пересылают домой суммы, сопоставимые с величиной внешнего долга России.

Через несколько десятилетий, когда население России сократится на несколько десятков миллионов человек, трудоспособного населения не хватит для обеспечения работы транспорта, оборонной и добывающей промышленности, здравоохранительных и правоохранительных учреждений и армии.

Граждане репродуктивного возраста чаще больны, чем здоровы; подвержены алкоголизму и наркомании, принявшим размеры национального бедствия.

Число молодых людей призывного возраста сокращается, и среди них в свою очередь уменьшается доля годных к строевой службе. А около 20 % женщин бесплодны.

Протяженность государственной границы, приходящейся на одного российского солдата, самая высокая в мире. В сочетании с необоснованными территориальными претензиями, которые многие страны имеют к России, и тем, что наши ближайшие соседи (Турция, Иран, Китай, Индия, Пакистан, Корея, Япония, среднеазиатские страны СНГ) имеют очень высокую плотность населения и высокие темпы экономического роста, но бедны минеральными, энергетическими и другими природными ресурсами, это не может не рассматриваться как потенциальная угроза России.

Наибольшей степени депопуляции подвергается государство образующий этнос страны - русские. Примечательно, что распад СССР произошел как раз в те годы, когда доля славян в численности населения сократилась и составила чуть больше половины населения страны. Та же перспектива в ближайшем времени ожидает и Российскую Федерацию.

Современная демографическая политика России во многом зависит от ряда иностранных организаций, специализирующихся на контроле над рождаемостью. Действуя под различными названиями и предлогами, они выполняют уставные задачи Фонда народонаселения ООН. В основном их деятельность осуществляется под маркой заботы о репродуктивном здоровье, борьбы с абортами, защиты от СПИДа.

Следуя своим обязательствам перед Фондом народонаселения ООН и Каирской конференцией по народонаселению, Россия проводит политику контроля над рождаемостью, из госбюджета дотируя аборты, стерилизацию, производство и распространение контрацептивов. Страну заполонили многочисленные иностранные организации и фонды, проводящие на ее территории свою демографическую политику. Это Международная федерация планирования семьи (МФСП), Российская ассоциация планирования семьи (РАПС), Российское общество по контрацепции, производители противозачаточных средств Шеринг, Проктер анд Гэмбл и др. Ими движет популярная на Западе идея, что для поддержания существующего уровня жизни необходимо добиться нулевого прироста населения. Причем богатые страны, финансирующие сокращение рождаемости в России, собственным гражданам выплачивают значительные пособия на детей.

Эти организации условно делятся на четыре группы:

. Фармацевтические компании, выпускающие контрацептивы, и зависящие от них в финансовом отношении фонды и общественные организации. Они рассматривают Россию как рынок сбыта противозачаточных средств и в рекламных целях культивируют идеи контроля над рождаемостью и расширения рынка за счет детей.

. Организации, занимающиеся так называемым «половым воспитанием» детей, которое во многом сводится к обучению пользованию противозачаточными средствами.

. Организации, занимающиеся непосредственно контролем над рождаемостью. В основном это различные службы так называемого «планирования семьи», как правило, существующие на иностранные, частично государственные средства.

. Организации, занимающиеся контролем над рождаемостью, но действующие под вывесками анти СПИДовских фондов, государственных, общественных и благотворительных структур (интересно, что, когда началась критика РАПС, мгновенно в российских школах появился предмет «валеология» с разделом, включающим «половое просвещение»).

Все они тесно связаны между собой. Декларируемая ими идея сводится к тому, что всемерное распространение контроля над рождаемостью в России якобы приведет к снижению числа абортов, что в свою очередь улучшит демографическую ситуацию. В то же время сами сторонники контроля над рождаемостью заявляют:

Современная демографическая ситуация в Российской Федерации в значительной степени обусловлена социально-экономическими процессами, происходившими в XX веке. Во второй половине прошлого века в Российской Федерации ежегодно рождались 2 - 2,5 млн. детей, умирали 1-1,5 млн. человек. Продолжительность жизни граждан постоянно увеличивалась и приближалась к показателям европейских стран. Средняя продолжительность жизни в 1990 - 1991 годах составляла 68 лет.

С 1992 года началось стабильное сокращение численности населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости (естественная убыль населения). В течение последних 15 лет в России ежегодно умирали более 2 млн. человек, что в расчете на 1000 человек в 2 раза больше, чем в европейских странах и США, в 1,5 раза больше, чем в среднем в мире, а ежегодно рождались в этот период 1,2 - 1,5 млн. человек.

По показателю ожидаемой продолжительности жизни населения, особенно мужчин, Россия все больше отстает от экономически развитых стран: в 2006 году ожидаемая продолжительность жизни в Российской Федерации составила в среднем 66,7 года, в том числе мужчин - 60,6 года, женщин - 73,1 года.

Основной причиной низкой продолжительности жизни населения в Российской Федерации является высокая смертность граждан трудоспособного возраста.

Из общего числа умерших почти треть составляют граждане трудоспособного возраста, около 80 процентов из них - мужчины. Смертность от заболеваний сердечнососудистой системы, составляющая 55 процентов смертности от всех причин, в России в 3-4 раза выше, чем в европейских странах. Среди причин смерти в трудоспособном возрасте значительную долю (более 30 процентов) составляют внешние причины - случайные отравления, самоубийства, убийства, транспортные происшествия, прочие несчастные случаи.

Показатель младенческой смертности, рассчитанный по действующей в Российской Федерации системе, несмотря на его снижение с 18 на 1000 родившихся живыми в 1992 году до 10,2 в 2006 году, примерно в 2 раза выше, чем в развитых европейских странах, Канаде и США (по расчетам в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения).

Уровень смертности обусловлен также высоким уровнем заболеваемости населения, распространенностью алкоголизма, наркомании, табако -курения. Не созданы условия, побуждающие людей бережно относиться к собственному здоровью и здоровью своих детей. Недостаточно развиты формы досуга, способствующие ведению здорового образа жизни (физическая культура, спорт, туризм, активный отдых и другие).

Начиная с 2000 года, в Российской Федерации отмечается рост рождаемости. Вместе с тем уровень рождаемости пока еще недостаточен для обеспечения воспроизводства населения.

На рождаемость отрицательно влияют: низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, современная структура семьи (ориентация на малодетность, увеличение числа неполных семей), тяжелый физический труд значительной части работающих женщин (около 15 процентов), условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий уровень репродуктивного здоровья, высокое число прерываний беременности (абортов).

Низкий уровень рождаемости ведет к демографическому старению населения. Если в 1992 году численность женщин в возрасте старше 55 лет и мужчин в возрасте старше 60 лет составляла 19,3 процента всего населения, то в 2006 году - 20,4 процента.

Наряду с общими демографическими тенденциями, характерными для Российской Федерации в целом, имеются значительные различия между регионами.

В ряде субъектов Российской Федерации демографическая ситуация требует незамедлительного реагирования. За последние 15 лет более чем на 15 процентов сократилась численность населения в Республике Коми, Камчатском крае, Архангельской, Магаданской, Мурманской и Сахалинской областях. На 10-15 процентов сократилась численность населения в Республике Карелия, Республике Мордовия и Республике Саха (Якутия), Приморском и Хабаровском краях, Амурской, Владимирской, Ивановской, Кировской, Костромской, Курганской, Курской, Новгородской, Псковской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Читинской областях.

По пессимистическому варианту прогноза предположительной численности населения Российской Федерации, рассчитанному на основе динамики демографических процессов в 2000 - 2005 годах без учета программ по улучшению здоровья населения, сокращению уровня смертности и увеличению уровня рождаемости, население России сократится к 2015 году на 6,2 млн. человек (4,4 процента) и составит 136 млн. человек, а к 2025 году - 124,9 млн. человек. Ожидаемая продолжительность жизни уменьшится до 64,5 года, более чем на 18 процентов уменьшится численность женщин репродуктивного возраста, увеличится доля граждан старше трудоспособного возраста.

Развитие ситуации по данному сценарию, помимо демографических потерь, неблагоприятно скажется на основных показателях социально-экономического развития страны, прежде всего на темпе роста валового внутреннего продукта и обеспеченности трудовыми ресурсами, потребует структурных и качественных изменений в системе оказания медицинской и социальной помощи с учетом увеличения доли граждан старшего возраста.

Демографическая политика в России коренным образом отличается от демографической политики в Китае и направлена на увеличение миграции в Россию, увеличение рождаемости и снижение смертности. Основным субъектом демографической политики в России является партия власти, т.е. Единая Россия, Совет по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике при Президенте России, Комитет по социальной политике Совета Федерации, думский Комитет по делам женщин, семьи и молодежи (председатель-член КПРФ Апарина А.В.), президент и председатель совета министров. Именно Путин поставил вопрос о демографическом кризисе в качестве основной государственной проблемы. Демографическая политика в России реализуется в виде национального проекта Демография, включающего в себя в качестве основного компонента программу «материнского капитала», а также пособия и льготы по рождению ребенка. В демографической политике в России участвуют политические партии и общественные организации, выдвигающие собственные проекты улучшения демографической ситуации. В качестве примера можно привести фонд Русские, выдвинувший Концепцию демографического развития России, а также ЛДПР, устами своего лидера предложившая государству покупать детей у тех матерей, которые собираются сделать аборт, а также ввозить сирот из-за рубежа. Группой депутатов в Думу внесен законопроект о выплате родителям зарплаты за воспитание собственного ребенка. Российский совет предпринимателей и промышленников России также имеет Комитет по социальной и демографической политике, который возглавляет Д.М. Якобашвили и который пока, впрочем, ничем себя не проявил. Кроме того, имеется много инициативных групп и отдельных граждан, которые выдвигают собственные идеи по поводу путей решения демографической проблемы. Возможности всех этих организаций и инициативных групп проводить собственную, отличную от государственной, демографическую политику, крайне малы.

Государственная демографическая политика в России повторяет политику Западной Европы по преодолению демографического кризиса. Ее основой является материальная помощь матерям, имеющим детей, в виде пособий и льгот. Размер этих пособий не идет ни в какое сравнение с реальными расходами на рождение и воспитание детей и не может оказать влияния на решение семьи завести дополнительного ребенка. Концепция демографического развития РФ изложена в одноименном документе, подготовленном Минтрудом России, Минфедерации России, Минздравом России с участием других федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и утвержденном председателем правительства М.Касьяновым 24 сентября 2001 г. Сутью Концепции является политика замещения коренного населения России иностранными мигрантами. 9 октября 2007 года принята Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. Согласно этому документу, демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения (что никак не влияет на демографическую ситуацию), сокращение уровня смертности, стимулирование рождаемости путем государственной поддержки семей, уже имеющих детей, стимулирование опасной для самого существования русского народа миграции, сохранение и укрепление здоровья населения. Концепция не учитывает фундаментальные причины снижения рождаемости в индустриально развитых странах. Она не использует механизмы, которые обеспечивали высочайшие темпы прироста населения в России вплоть до 30-х годов прошлого века и обеспечивают такие же темпы роста населения во всех т.н. развивающихся странах. Там не было и нет никаких государственных мер по поддержки семей, имеющих детей, а население растет вопреки государственным мерам по сокращению рождаемости. Причиной этого была (и остается в странах с преимущественно нерыночной экономикой) материальная заинтересованность крестьян в детях-работниках единоличного хозяйства. Бесплатность людей для общества и работодателя при высокой их стоимости для родителей и является единственной причиной демографического кризиса (низкой рождаемости) в мире. Таким образом, само капиталистическое государство и является источником проблемы, которую пытается решить (или делает вид, что пытается решить).

Существует два пути кардинального улучшения демографической ситуации. Первый путь - это переход к индустриальным способам производства людей, найму работниц для рождения детей с конкурентоспособной зарплатой и с дальнейшим воспитанием детей в государственных воспитательных учреждениях (детских домах, домах ребенка, интернатах). Другими словами, полное упразднение семьи в качестве предприятия по воспроизводству человека и передача этой функции всецело в руки государства. Препятствием для этого является консерватизм морали, который, впрочем, не абсолютен. Второй путь состоит в возврате родителям прав на получение части дохода работодателей от эксплуатации выращенных ими детей. Без вмешательства государства, которое должно законодательно закрепить и гарантировать родителям это право в условиях, когда они сами перестали быть работодателями, это невозможно. Родительский доход должен отвечать единственному требованию - он должен быть не меньше дохода, который в среднем получает женщина на производстве за всю свою жизнь. Это не противоречит морали, так как огромный труд и денежные расходы родителя по воспроизводству общества безусловно должны быть возмещены.

Наряду с государственной демографической политикой по увеличению населения России, в стране проводится эффективная иностранная политика по сокращению населения нашей страны. Меры по сокращению населения путем распространения контрацепции, абортов, стерилизации имеют государственную поддержку едва ли не большую, чем меры по стимулированию рождаемости. Эти меры поводятся в соответствии с международными обязательствами России в области планировании семьи (например, в соответствии с Каирской декларацией). Желательность сокращения коренного населения России всячески пропагандируется в средствах массовой информации Академией наук, Госдумой принимаются законы, способствующие уменьшению рождаемости.

орган демографический политика власть

ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

3.1.   Программные мероприятия по совершенствованию реализации демографических процессов

Проблемы демографического развития России и сложность их решения требуют значительного расширения и углубления социально-демографических исследований как теоретического, концептуального, так и прикладного характера. Особое значение приобретают исследования и научные разработки механизма воздействия на демографические процессы, их регулирование в соответствии с интересами общества, а также исследование всего комплекса последствий кризисных тенденций демографического развития России.

Законодательные и административные меры, осуществляемые для улучшения демографической ситуации в РФ.

Демографическая ситуация в России требует целенаправленного вмешательства законодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне в процессы воспроизводства населения, обеспечения его здоровья, снижения смертности.

Ряд федеральных законов, принятых в последнее время и направленных на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи и детей, нацелены на увеличение воспроизводства населения.

Так, например, федеральными законами, принятыми в 1996-1999 гг., были внесены изменения и дополнения в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" которыми предусматривается увеличение размера ежемесячного пособия на ребенка на детей одиноких матерей; введение дополнительного пособия к началу учебного годам детям, проживающим в малообеспеченных семьях; усиление адресности социальной защиты путем предоставления гражданам, имеющим детей, ежемесячного пособия в зависимости от среднедушевого дохода семьи.

Важным шагом на пути улучшения положения учащихся детей стало принятие Федерального закона "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования".

С целью расширения возможностей для лечения и отдыха детей приняты два федеральных закона: "О льготах на проезд на междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении" и "О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях".

Важное значение имеет рассматриваемый в настоящее время Государственной Думой проект федерального закона О государственной поддержке многодетных семей . Он предполагает целенаправленную и адресную систему мер по государственной поддержке многодетных семей в целях улучшения демографической ситуации в Российской Федерации и обеспечения условий для полноценного воспитания, развития и образования детей из многодетных семей. Устанавливается, что уход за детьми и их воспитание в многодетных семьях относятся к общественно-полезной деятельности. Многодетным семьям предусматривается ряд льгот по оплате за пользование отоплением, водой, газом и электроэнергией, бесплатное обеспечение лекарствами детей до шести лет; бесплатный проезд детей из многодетных семей на всех видах городского транспорта, бесплатное обеспечение школьной формой и ряд других мер.

Ряд принятых законов направлен на защиту детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В частности, федеральные законы: "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , "О внесении изменений и дополнений в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ориентированы на более точное и полное определение категории детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их прав и интересов, в том числе, в части обеспечения их жилой площадью и получения образования.

На решение важнейшей проблемы, стоящей перед обществом в настоящее время, - борьбы с угрожающими масштабами бедности в стране, усугубляющей демографический кризис, направлен ряд законов, предусматривающих оказание адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам.

Так, Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума и его использования при установлении минимальных государственных гарантий денежных доходов граждан и осуществления мер по социальной защите населения Российской Федерации.

В целях реализации закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" были приняты два федеральных закона. Первый из них - "О государственной социальной помощи" определяет порядок оказания государственной социальной помощи малообеспеченным слоям населения. Второй - О потребительской корзине в целом по Российской Федерации - утверждает натуральные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимые для расчета величины прожиточного минимума в 2000 году.

На улучшение важнейших демографических показателей - здоровья населения, снижения смертности, увеличения продолжительности жизни также направлены федеральные законы: "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" и О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Находятся на рассмотрении в Государственной Думе проекты федеральных законов "О здравоохранении в Российской Федерации", "О качестве и безопасности пищевых продуктов" "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации".

Кроме нормативно-правовых актов законодательных органов власти в Российской Федерации действует целых ряд федеральных целевых программ, призванных улучшить демографическую ситуацию. В частности, следует назвать федеральные программы Дети России , Безопасное материнство , План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998 - 2000 гг. Только в 1999 году Правительством Российской Федерации было приняты два постановления, направленные на улучшение медицинского обслуживания населения, обеспечения лекарствами: о мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства (март) и о программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью (октябрь).

В ряде субъектов Федерации также принимаются определенные меры, направленные на улучшение демографической ситуации. В Московской области, например, действует государственная программа Дети Подмосковья, утвержденная решением Московской областной Думы. В Ханты - Мансийском автономном округе подготовлен законопроект, в соответствии с которым все дети, рожденные после 2000 года, к своему совершеннолетию получат на руки сберегательную книжку с достаточно внушительной суммой. Для этого в автономном округе будут открыты счета, на которых будет аккумулироваться часть средств от продажи нефти. В г. Смоленске, в соответствии с решением городского Совета начиная с апреля 2000 года 206 многодетных семей получают бесплатные продовольственные наборы.

Подводя общие итоги, необходимо отметить, что эти и другие меры несмотря на свое определенное положительное воздействие, не могут в корне изменить демографическую ситуацию в стране, которая требует проведения целого ряда последовательных, комплексных и целенаправленных мероприятий законодательной и исполнительной властями как на федеральном, так и на региональном уровне.

Очевидно, что основой улучшения воспроизводства населения может служить обеспечение достойного уровня и качества жизни людей. Также не вызывает сомнения то, что создавшаяся демографическая ситуация требует незамедлительного вмешательства как государственных, так и всех гражданских институтов российского общества.

С целью определения стратегии государственной социально - демографической политики необходима комплексная оценка и мониторинг тенденций, факторов и последствий социально - демографических процессов на федеральном и региональном уровнях.

Кроме того, по нашему мнению, требуется разработка Правительством Российской Федерации совместно с Федеральным Собранием Российской Федерации и с субъектами Российской Федерации общегосударственной Комплексной программы по выводу страны из демографического кризиса. В программе целесообразно предусмотреть мероприятия, направленные на улучшение воспроизводства населения. Повышение уровня здоровья и качества жизни россиян, обеспечение государственных гарантий гражданам на бесплатную медицинскую помощь, объемы и условия его получения; формирование в обществе идеологии и практики жизнесохранительного поведения, здоровой и продолжительной жизни, всемерное укрепление института семьи, другие меры, способствующие коренному улучшению демографической ситуации в России.

Существует Концепция демографической политики Российской федерации на период до 2025 года. Утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351.

В общем положении концепции говорится о том что:

демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.

настоящей Концепцией, разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области народонаселения и с учетом отечественного и зарубежного опыта, определяются цели, принципы, задачи и основные направления политики Российской Федерации в области народонаселения на период до 2025 года.

В основу демографической политики Российской Федерации положены следующие принципы:

·    комплексность решения демографических задач - мероприятия в этой сфере должны охватывать направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи; концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения;

·              своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период;

·              учет региональных особенностей демографического развития и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных демографических программ;

·              взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества;

·              координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Основными задачами демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года являются:

·    сокращение уровня смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте от внешних причин;

·              сокращение уровня материнской и младенческой смертности не менее чем в 2 раза, укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;

·              повышение уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости в 1,5 раза) за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;

·              укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

·              привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

Реализацию демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года предполагается осуществлять путем:

·    дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере семейного, налогового и жилищного права, здравоохранения, образования, социального обеспечения, трудовых отношений, миграционной политики с учетом мер по реализации демографической политики, общепризнанных норм международного права и международных обязательств Российской Федерации, направленных на создание системы экономических стимулов для населения в сфере демографического развития;

·              включения задач и мероприятий, призванных улучшить демографическую ситуацию, в федеральные и региональные программы социально-экономического развития;

·              учета задач демографической политики при формировании федерального и региональных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации основных задач демографической политики, привлечения дополнительных внебюджетных средств на эти цели;

·              методического обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований, направленной на управление демографическими процессами;

·              постоянного мониторинга и анализа демографических процессов и корректировки на их основе конкретных мер демографической политики;

·              развития научных исследований в сфере народонаселения.

Реализация демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года будет осуществляться в три этапа.

На первом этапе (2007 - 2010 годы) будут реализованы меры, направленные на преодоление сложившихся негативных тенденций демографического развития, в том числе осуществлена основная часть мероприятий по снижению уровня смертности населения в результате дорожно-транспортных происшествий и от сердечнососудистых заболеваний, по повышению качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, по развитию перинатальных технологий, уменьшающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, по оказанию государственной адресной материальной поддержки семьям, имеющим детей, включая проведение индексации пособий с учетом темпов роста потребительских цен, по подготовке к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению и материальной поддержке замещающих семей.

На втором этапе (2011 - 2015 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации. Основной акцент будет сделан на внедрении программы здорового образа жизни, реализации специальных мер по содействию занятости женщин, имеющих детей, проведении мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, осуществлении программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда.

К 2015 году предусматривается существенно улучшить здоровье населения, создать условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей.

По итогам реализации второго этапа предполагается к 2016 году:

стабилизировать численность населения на уровне 142 - 143 млн. человек;

увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 70 лет;

уменьшить отток квалифицированных специалистов, увеличить объемы привлечения на постоянное место жительства в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов и молодежи, обеспечить на этой основе миграционный прирост на уровне не менее 200 тыс. человек ежегодно.

На третьем этапе (2016 - 2025 годы) предусматривается на основе оценки влияния реализуемых проектов и программ на демографическую ситуацию проводить мероприятия по упреждающему реагированию на возможное ухудшение демографической ситуации в стране.

К 2025 году предполагается:

обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции) до 145 млн. человек;

увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 75 лет;

увеличить в 1,5 раза по сравнению с 2006 годом суммарный коэффициент рождаемости, снизить уровень смертности в 1,6 раза;

обеспечить миграционный прирост на уровне более 300 тыс. человек ежегодно.

3.2.   Направления по совершенствованию демографической политики России

Считается, что решение демографической проблемы возможно лишь при осуществлении перехода к мощной политике укрепления института семьи с детьми по всем направлениям и сферам жизнедеятельности.

На протяжении нескольких лет численность населения России ежегодно уменьшается примерно на 750 тысяч человек. По мнению специалистов в ближайшее время прогнозируется, что эта цифра будет только увеличиваться. Демографическая политика Российской Федерации направлена на постепенную стабилизацию численности населения, а также создание предпосылок для демографического роста.

Демографическая проблема - глобальная проблема человечества, связанная с продолжающимся значительным приростом населения Земли, опережающим рост экономического благосостояния, в результате чего обостряются продовольственная и другие проблемы, угрожающие жизни населения в этих странах.

По моему мнению демографической сверхзадачей страны должны стать остановка снижения численности населения и обеспечение перехода к положительному и естественному, основанному на собственном населении, демографическому росту.

С 2000 г. наблюдается небольшое увеличение рождаемости в стране - с 1,4 до 1,5 млн. детей в год, что обусловлено, скорее, не пресловутым «ростом экономики» и реальных денежных доходов граждан, а вступлением в активный детородный возраст женщин, рождённых в начале-середине 1980-х гг. - во время пика рождаемости на излёте СССР. Однако для дальнейшего простого воспроизводства требуется дополнительно еще минимум 800 тыс. новорождённых в год. Для расширенного воспроизводства необходимо стремиться к тому, чтобы в Российской Федерации ежегодно рождалось не менее 2,4-3 млн. детей.

Необходимо добиться того, чтобы особый вклад в повышение рождаемости был внесён теми женщинами, которые хотят, но в данное время не могут иметь детей или вынашивать детей полный срок. В этих целях организуется национальный проект «Здоровое материнство», в рамках которого реализуется весь спектр мер по обеспечению здоровья женщин-матерей в целом.

Реализация демографической сверхзадачи требует разработки проекта и теории демографического «взрыва» или демографической «волны» - т.е. системы мер по прекращению вымирания страны и перехода к ускоренному положительному демографическому росту. В основу проекта и теории можно положить гипотезу о существовании в истории демографических циклов Вильгельма Абеля и Майкла Постана, которые не только описали на примере истории Европы и Китая парадоксальное увеличение численности населения в отдельные эпохи, но и выдвинули идею о том, что внешне неожиданный и поразительно быстрый рост населения связан с культурой и определяется так называемыми великими или фундаментальными открытиями.

Фундаментальными являются открытия, которые приводят к цивилизационному сдвигу, к появлению принципиально новых методов и систем деятельности, позволяющих, как это формулируют историки, «расширять экологическую нишу этноса». Это могут быть открытия в области производства пищи - например, доместикация растений или одомашнивание животных, или иные технические, организационно-управленческие открытия, позволяющие увеличить плотность населения в десятки раз. Эффект фундаментальных открытий таков, что они дают народу-первооткрывателю абсолютное преимущество перед другими народами и государствами мира.

Приоритетом демографической политики Российской Федерации необходимо сделать трехдетную семью. Начиная с рождения третьего ребёнка, каждая семья должна быть выделена в особую категорию лиц стратегического государственного значения, и каждому члену многодетной семьи должно быть назначено персональное пособие в размере средней заработной платы, а матери - просторный дом или иное оптимальное жилище и персональный государственный оклад в размере, увязанном с количеством детей (например, трое детей - 30 тыс. рублей, четверо детей - 40 тыс. рублей и т.д.).

При этом государство должно осуществлять тактичный контроль за качеством ухода за детьми в этих семьях и, в случае безответственных действий, применять к родителям определённые законом меры воздействия.

Типичная семья в Российской Федерации является малодетной - до двух детей - и неустойчивой, подверженной распаду. Малодетность связана и с отсутствием традиции или «моды» на число детей более двух, откладыванием рождения первого ребёнка, и значительным числом внебрачной рождаемости. Неустойчивость семьи (на тысячу браков только официально в среднем регистрируется 700 разводов) связана с резким падением ценности семьи, с отсутствием устойчивых социально-культурных укладов, что даёт возможность молодым парам достаточно легко отказываться от официальной регистрации брачных отношений и выбора совместной жизни с молодости до старости, до смерти.

Объявление трёхдетной семьи национальным приоритетом позволит сделать семью с тремя детьми (и вообще многодетные семьи) модными и интересными с точки зрения жизненных схем молодых людей.

Одним из важных факторов, определяющих низкую рождаемость, является отсутствие у молодёжи и молодых семей достойных жилищных условий и перспективы их улучшения по мере рождения детей.

Данная ситуация имеет свои причины. В советский период семья обеспечивалась жилищем преимущественно в среднем возрасте, поскольку предоставление жилья рассматривалось в качестве своего рода вознаграждения за трудовой вклад семьи. В постсоветский период молодая семья также оказывается необеспеченной жильём, поскольку ипотечные схемы предусматривают в качестве обязательного условия фактически невозможные для молодой семьи ситуации: наличие значительных денежных средств для первого взноса и стабильное высокооплачиваемое место работы.

Преодоление демографической катастрофы требует кардинального изменения данных схем в пользу обязательного и гарантированного государственного обеспечения каждой молодой семьи полноценными для воспитания детей жилищными условиями.

Как примеры решения демографической проблемы в России можно привести следующие возможные методы:

) Разработка всех новых и изменение старых нормативно-правовых актов сквозь призму демографии. Например, недавно была исключена отсрочка от службы в армии при наличии ребёнка или даже факта беременности жены потенциального призывника. Многие создавали семьи именно потому, что была возможность избежать службы в армии. Замена призывника пособием в несколько тысяч рублей не может компенсировать отсутствие кормильца семьи целый год.

) Обеспечение жильём именно молодых семей, которые имеют от двух детей на крайне льготных условиях, отличных от всех других ипотечных программ.

) Увеличение материального поощрения при рождении второго ребёнка и последующих.

) Анализ деятельности организаций по планированию семьи, пересмотр программы по половому воспитанию школьников.

) Возрождение традиционных семейных ценностей.

) Увеличение средней продолжительности населения

) Более взвешенная миграционная политика, направленная в сторону привлечения именно русскоязычного населения.

Главное условие выхода России из демографического кризиса большинство россиян (60%) видят в повышении рождаемости коренного населения страны. Пятая часть опрошенных (20%) возлагает надежды на сокращение смертности, десятая часть (10%) - на прекращение утечки русского населения за рубеж. И лишь 4% респондентов высказываются за привлечение квалифицированных работников из других стран как за способ решения демографической проблемы. Респонденты 60 лет и старше чаще опрошенных молодого и среднего возраста фиксируют внимание на важности сократить смертность в России (для сравнения: 16% в группе 18-24 лет и 24% в группе "60+"). Молодежь 18-24 лет чаще респондентов старшего возраста делает акцент на эмиграции русского населения (16% в молодёжной группе против 7-11% в других возрастных группах).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Россия в своей истории впервые столкнулась с абсолютным уменьшением численности населения, причем этому предшествовало системное изменение рождаемости и смертности на рубеже 80-90-х годов 20 в. Смертность скачкообразно превысила рождаемость, причем долгосрочные тренды не предвещали скачка. Ранее в истории подобные превышения имели место только в годы революций, Гражданской войны, Великой Отечественной войны, массового голода. Значит, необходимо предположить, что «русский крест», возникший в 1990-е годы, имеет сопоставимые по масштабам социально-экономическую и социально-политическую причины. Именно отрыв явления от долгосрочного тренда доказывает социально-политическую («рукотворную») природу этой причины.

Во всяком случае, исходя хотя бы из существенной разницы характерных скоростей процессов, объяснение через фатальное затухание рождаемости, происходящее в постиндустриальных странах, явно не проходит.

Не найдя и не познав природы этой причины (причин), всех существенных факторов демографического развития, невозможно будет остановить тенденцию депопуляции населения.

Потенциальная опасность современной демографической ситуации заключается в том, что в предстоящие два десятилетия население земного шара увеличится почти в 1,5 раза. По расчетам на земле к 2075г. Будут жить 9 млрд. человек. Причем рост населения (демографический взрыв) наблюдается в странах с мало развитой экономикой, где ощущается недостаток образования и квалификации. А в странах, где принимают меры для подавления резкого увеличения численности, наблюдается иная проблема - старение населения (например, Китай).

В России же демографическая ситуация обратная мировой. Происходит убыль населения. Теперь Россия стала ежегодно терять по 1 млн. человек.

Эти цифры говорят, при учете существенного сокращения продолжительности жизни, о вымирании россиян. В нашей стране прирост населения по статистике выходит с минусом, т.е. убыль населения. Выход видится в повышении уровня жизни россиян и обращении государства к демографической проблеме.

Исключительная сложность решения проблем народонаселения в современном мире состоит в том, что из-за инерции демографических процессов, чем дольше откладывается решение этих проблем, тем больший масштаб они приобретают.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.     Антонов А. И., Медков В. М., Архангельский В. Н. Демографические процессы в России ХХI века. / Под ред. проф. А. И. Антонова - М.: «Грааль», 2002. С. 93-142;

2.      Борисов В. «Демографическая ситуация в современной России» // В. Борисов Демографические исследования. - 2006. - №1;

3.      Вишневский А.Г. Демографическая модернизация России: Учебник для вузов/ А.Г. Вишневский - М.: Новое издательство, 2006. - 443 с.

.        Гундаров И. А. Демографическая катастрофа в России: причины, механизм, пути преодоления. М., 2001. С. 39.

.        Данишевский К. Демографический кризис в России: оптимальные пути преодоления // К. Данишевский Отечественные записки : журнал. - 2006. - № 2.

.        Елисеева И.И. Демография и статистика населения./И. И. Елисеева - М.: Финансы и статистика, 2006.

.        Ермаков С. П., Захарова О. Д. Демографическое развитие России в первой половине ХХI века (методические подходы и предварительные результаты прогноза). ИСПИ РАН. М., 2000. С. 70;

.        Исупов А.А. Всероссийская перепись населения // Вопросы статистики. 1999 - № 12. - С. 77-78.

.        Курашева Т.А., Тарлецкая Л.В Основы социально-экономической статистики./ Т. А. Курашева, Л. В. Тарлецкая - М., 2010.

.        Медков В. М. Демография: Учебное пособие/ В. М. Медков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.;

.        Медков В. М. Демография: Учебник. 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2007. С. 558;

12.    Рязанцев С. В. Эмиграция женщин из России <http://www.demographia.ru/articles_N/index.html?idR=20&idArt=1785>. Доклад на круглом столе «Семья и будущее цивилизаций» Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» (7-11 октября 2010 г., о. Родос, Греция);

.        Рыбаковский, Л. Л. Демография / Л. Л. Рыбаковский - М., 2003.;

.        Анализ демографической ситуации: тенденции и последствия // Материалы круглого стола ««Технологии демографического роста как основа демографического развития России». Государственная Дума РФ. - 14 марта 2006 г.;

.        Демографический ежегодник России. 2010: Стат. cб. / Росстат - М., 2010, С. 102 - 107.;

.        Демографическое развитие России: история и теория // Вопросы статистики, 2009, № 3.;

.        Рассчитано по: Демографический ежегодник России. 2010: Стат. Сб. / Росстат. - М., 2010. С. 402

18.    The World Population Prospects: The 2010 Revision. [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://esa.un.org/unpd/wpp>;

19.    World Factbook. [Электронный ресурс] - Режим доступа:

<https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/index.html>;

.        Информационно - аналитические материалы Государственной Думы. [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://pda.iam.duma.gov.ru/node/2/4537/15446>;

.        Халкечев М.Н. Демографическая дифференциация регионов России: динамика и развитие: Монография/ М.Н. Халкечев - М.: ЦСП, 2006.- 224с.

.        Медков В.М. Демография Учебное пособие / В.М. Медков - М.: Инфра, 2006. - 683 с.;

.        Харченко Л.П.Демография: Учебное пособие 3-е изд. / Л.П. Харченко - М.: Омега-Л, 2009. - 350 с.;

Похожие работы на - Государственное регулирование демографических процессов в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!