ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ ГРАНИЦ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Федерации в соответствии с требованиями федерального законодательства.
Изменение границ МО - объединение, разделение, изменение статуса городского поселения либо лишения его статуса.
Изменение границ муниципального образования осуществляется законом субъекта Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Инициатива населения об изменении границ муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти об изменении границ муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Закон субъекта Российской Федерации об изменении границ муниципального образования не должен вступать в силу в период избирательной кампании по выборам органа местного самоуправления данного муниципального образования, в период кампании местного референдума.
Границы муниципальных образований устанавливаются и изменяются в соответствии со следующими требованиями:
) территория субъекта Российской Федерации разграничивается между поселениями. Территории с низкой плотностью сельского населения могут не включаться в состав территорий поселений;
) территории всех поселений, за исключением территорий городских округов, а также возникающие на территориях с низкой плотностью населения межселенные территории входят в состав муниципальных районов;
) территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения;
) в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения;
) в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);
) в состав территории сельского поселения могут входить, как правило, один сельский населенный пункт или поселок с численностью населения более 1000 человек (для территории с высокой плотностью населения - более 3000 человек) и (или) объединенные общей территорией несколько сельских населенных пунктов с численностью населения менее 1000 человек каждый (для территории с высокой плотностью населения - менее 3000 человек каждый);
) административным центром муниципального района может считаться город (поселок), имеющий статус городского округа и расположенный в границах муниципального района;
) границы сельского поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, как правило, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в его состав, а границы муниципального района - с учетом транспортной доступности до его административного центра и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в его состав. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях;
) территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения;
) территория поселения не может входить в состав территории другого поселения;
) территория городского округа не входит в состав территории муниципального района;
) границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;
) территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.
Законы должны обязательно предусматривать мнение населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.
Процесс изменения границ МО:
) выдвижение инициативы
) выявление местного населения (референдум)
) принятие закона субъекта РФ об изменении границ МО
) внесение изменений в устав МО (регистрирует Министерство юстиции)
Результаты подлежат опубликованию.
Изменение границ муниципальных районов, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав поселений и (или) населенных пунктов к территориям других муниципальных районов, или изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных поселений или) населенных пунктов.
Изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного ФЗ № 131, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.
Уменьшение численности населения сельских населенных пунктов менее чем на 50 % относительно минимальной численности населения, после установления законами субъектов Российской Федерации границ поселений в соответствии с требованиями Федерального закона не является достаточным основанием для инициирования органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами государственной власти процедуры изменения границ поселений.
Преобразование муниципальных образований -- объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением либо лишением его статуса городского округа. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
С инициативой по преобразованию муниципального образования могут выступать население, органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральные органы государственной власти. Инициатива населения о преобразовании муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта РФ для выдвижения инициативы проведения местного референдума. Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти.
Особенности объединения МО:
)Если объединение двух и более поселений не влечет изменения границ иных муниципальных образований, то оно осуществляется с согласия населения каждого из поселений, которое выражается путем голосования либо на сходах граждан.
)Если объединение двух и более муниципальных районов не влечет изменения границ иных муниципальных образований, то оно осуществляется с учетом мнения населения, которое выражается опосредованно представительными органами каждого из объединяемых муниципальных районов.
Особенности разделения МО:
)Если разделение поселения влечет образование двух и более поселений, то оно осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, которое выражается путем голосования либо на сходах граждан.
)Разделение муниципального района осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом муниципального района.
Изменение статуса городского поселения в связи с наделением либо лишением его статуса городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации с согласия населения соответствующего городского поселения, а также с согласия населения муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) соответствующее городское поселение.
Мнение населения городского поселения и мнение населения муниципального района выявляются путем голосования, проводимого раздельно на территории городского поселения и на территории муниципального района, из состава которого выделяется (в состав которого включается) городское поселение. Изменение статуса городского поселения не допускается при отсутствии согласия на такое изменение населения городского поселения и (или) населения муниципального района.
. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНОГО СЛУЖАЩЕГО
Муниципальная служба - это служебная деятельность в органах местного самоуправления, осуществляется на основе замещения муниципальной должности.
4.1 Муниципальная должность и её структура
Служебная деятельность в органах местного самоуправления осуществляется на основе замещения муниципальной должности.
Муниципальная должность - это должность, предусмотренная уставом муниципального образования, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Таким образом, все муниципальные должности на два вида:
) выборные муниципальные должности, которые замещаются во-первых в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления); во-вторых, на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов (председатель представительного органа местного самоуправления и др.);
) иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора, - муниципальные должности муниципальной службы.
Муниципальные должности Березовского района подразделяются также на: выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутат Думы района, глава района) и замещаемые на основании решений Думы района (председатель Думы района, заместитель председателя Думы района), и на иные муниципальные должности (муниципальные должности муниципальной службы), замещаемые путем заключения трудового договора.
Закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 2 марта 2007 года №25-ФЗ, определяя муниципальную должность, подразделяет их также на две группы:
) должности с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения;
) должности с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий органов местного самоуправления.
В соответствии с Уставом Березовского района к муниципальным должностям муниципальной службы, замещаемым на срок полномочий главы Березовского района относятся муниципальные должности муниципальной службы высшей группы категории «помощники (советники)»:
) помощник, советник, консультант главы района;
) пресс-секретарь главы района.
В первом случае речь идет о должностях выборных лиц местного самоуправления, то есть должностных лицах, избранных населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенных согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения.
Во втором случае имеется в виду должности муниципальной службы, т.е. должности в органах местного самоуправления. Лица, их замещающие - муниципальные служащие, - осуществляют профессиональную деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.
Муниципальные должности муниципальной службы устанавливаются нормативными правовыми актами органами местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы.
Согласно этому Реестру муниципальные должности подразделяются на:
) должности категории «А» (выборные муниципальные должности);
) должности муниципальной службы:
а) должности категории «Б»;
б) должности категории «В».
Должности категории «Б» - это должности муниципальной службы для обеспечения исполнения полномочий лиц, занимающих муниципальные должности категории «А» (глава муниципального образования, председатель представительного органа местного самоуправления муниципального образования, работающий на постоянной основе, заместитель председателя представительного органа местного самоуправления муниципального образования, работающий на постоянной основе, депутат, работающий на постоянной основе).
Должности категории «В» - это должности муниципальной службы для обеспечения полномочий органов местного самоуправления.
Все муниципальные должности муниципальной службы подразделяет на следующие группы:
) муниципальные должности категории «А» (глава муниципального образования, председатель представительного органа местного самоуправления муниципального образования, работающий на постоянной основе, заместитель председателя представительного органа местного самоуправления муниципального образования, работающий на постоянной основе);
высшие должности категории «Б» (первый заместитель, заместитель главы муниципального образования, управляющий делами администрации муниципального образования);
высшие должности категории «В» (председатель органа муниципального финансового контроля, созданного представительным органом местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования, работающий на постоянной основе, руководитель аппарата представительного органа местного самоуправления, директор департамента, председатель комитета, комиссии, начальник управления, глава администрации населенного пункта, пресс-секретарь представительного органа местного самоуправления);
) главные должности категории «Б» (помощник главы муниципального образования, помощник председателя представительного органа местного самоуправления, советник председателя представительного органа местного самоуправления, советник главы муниципального образования, консультант главы муниципального образования, консультант председателя представительного органа местного самоуправления, пресс-секретарь главы муниципального образования, заместитель управляющего делами главы муниципального образования, заместитель управляющего делами администрации муниципального образования);
главные должности категории «В» (помощник первого заместителя главы муниципального образования, помощник заместителя главы муниципального образования, главный бухгалтер представительного органа местного самоуправления, заместитель председателя органа муниципального финансового контроля, созданного представительным органом местного самоуправления, заместитель директора департамента, заместитель председателя комитета, комиссии, заместитель начальника управления, председатель комитета в составе департамента, начальник управления в составе департамента, комитета, начальник (заведующий) отдела, службы, заместитель руководителя территориального подразделения администрации муниципального образования, секретарь избирательной комиссии муниципального образования, работающий на постоянной основе);
) ведущие должности «Б» (помощник депутата представительного органа муниципального образования); ведущие должности «В» (заместители руководителей структурных подразделений администрации, консультанты, специалист-эксперт);
) младшие должности «В» (специалист 1 категории, специалист 2 категории, специалист).
4.2 Права и обязанности муниципального служащего
Муниципальные служащие, как граждане Российской Федерации, обладают всей полнотой прав, свобод, обязанностей, которые признаются международными правовыми актами, Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.
Правовой статус муниципального служащего - это, прежде всего, права, обязанности, ограничения, связанные с исполнением служебных обязанностей, гарантии и ответственность.
Муниципальный служащий имеет право на:
) закрепление в письменной форме функций и полномочий по занимаемой должности муниципальной службы и на необходимые условия для ее существования; ознакомление с документами, определяющими его правами и обязанности по занимаемой должности муниципальной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе;
) продвижение по службе, увеличение денежного содержания за служебные заслуги; замещение вакантной должности муниципальной службы или государственной должности государственной службы с учетом его квалификационного разряда; участие по собственной инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы или государственной должности государственной службы;
) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения им должностных обязанностей;
) посещение в установленном порядке для исполнения им должностных обязанностей предприятия, учреждений и организаций независимо от организационно-правовой формы и форм собственности;
) принятие решений и участие в их подготовке в пределах своей компетенции в соответствии с должностными обязанностями;
) денежное содержание не ниже установленного федеральным законом минимального размера; увеличение размера денежного содержания с учетом результатов работы, отношения к исполнению служебных обязанностей и уровня квалификации, стажа работы;
) обращение в органы местного самоуправления, органы государственной власти, а также суды для разрешения споров, связанных с муниципальной службой;
) объединение в профессиональные союзы;
) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
) знакомство по первому требованию со всеми материалами своего дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, а также приобщение к личному делу своих объяснений;
) внесение предложений по совершенствованию муниципальной службы;
) повышение квалификации за счет средств местного бюджета.
Вместе с тем уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты могут наделять муниципальных служащих дополнительными правами и устанавливать дополнительные обязанности.
Муниципальный служащий в соответствии со своими должностными обязанностями обязан:
) обеспечивать соблюдение норм муниципального права, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, Уставом автономного округа и законами автономного округа, уставом муниципального образования;
) исполнять федеральные законы;
) обеспечивать реализацию решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, а также правовых актов органов местного самоуправления, в том числе регулирующих сферу его полномочий;
) исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, изданные в пределах их должностных полномочий;
) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов членов соответствующего местного сообщества, иных граждан;
) своевременно и в пределах своих должностных полномочий рассматривать непосредственные обращения членов местного сообщества, иных граждан, юридических лиц, а также поручения руководителя или иного уполномоченного вышестоящего должностного лица муниципального органа в связи с обращениями граждан, юридических лиц, разрешая их в порядке, установленном федеральными законами, законами автономного округа и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;
) обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, а также возможность получения гражданами другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, необходимой гражданину для защиты его нарушенных прав, если иное не предусмотрено законом; основанием для отказа в предоставлении указанных документов и материалов является отнесение сведений, содержащихся в них, к государственной, служебной или иной охраняемой законодательством Российской Федерации тайне;
) сохранять государственную и иную охраняемую законом тайну, а также ставшие ему известными в связи с исполнением служебных обязанностей сведений, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство членов соответствующего местного сообщества и иных граждан, их политические убеждения и вероисповедание, в том числе после прекращения муниципальной службы;
) поддержать свою квалификацию на уровне, необходимом для исполнения должностных обязанностей;
) соблюдая нормы служебной этики, установленный служебный распорядок, должностные инструкции, порядок обращения со служебной информацией, не совершать действий, затрудняющих работу муниципальных органов, а также приводящих к подрыву авторитета муниципальной службы.
Заключение
Современная государственная и муниципальная служба РФ представляет собой правовую материю, которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идет поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения. Перечисление проблем государственной и муниципальной службы в России свидетельствует о том, что в этой области в будущем должны произойти важнейшие изменения, именно это делает данную тему актуальной на сегодняшний день.
Современное развитие законодательства позволяет утверждать, что Россия находится на пути возрождения института профессионального чиновничества. Этот институт, основываясь на профессионализме, способностях, политическом нейтралитете служащих и качественном исполнении служебных обязанностей, во многих странах обеспечивает стабильное государственное управление и является важнейшим фактором сохранения и развития государственности.
Реформирование государственной и муниципальной службы обусловлено многими факторами, главными из которых являются:
. повышение качества и доступности государственных услуг;
. ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования;
. повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти.
Список использованных источников
1. Административное право. В.Я. Насонов, В.А. Коньшин, К.С. Петров, В.М. Редкоус. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.
. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая. М.: - «Дашков и КО». - 2009. - С 130
. Конституция Российской Федерации.
. Кодекс об административных правонарушениях. - М.: «Экзамен». - 2009. - 224 с. С 236
. Муниципальное право Российской Федерации. О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев.