Позиция ФРГ по вопросу вступления Турции в ЕС

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,4 Кб
  • Опубликовано:
    2014-04-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Позиция ФРГ по вопросу вступления Турции в ЕС

Оглавление

Введение

1. Политико-экономические факторы

1.1 Претензия турции на лидирующую роль в ЕС

1.2 Несоответствие турции копенгагенским критериям

1.3 Экономическое положение турции

2. Факторы, связанные с культурной самобытностью турции

2.1 Миграционный вопрос. Проблема мультикультурализма

2.2 Конфессиональная составляющая

3. Внешнеполитические факторы

Заключение

Список использованной литературы и источников

Введение

Темой работы стала позиция Федеративной Республики Германия по вопросу вступления Турецкой Республики в Европейский Союз. Эта тема актуальна, поскольку именно Германия определяет позицию ЕС по этому вопросу.

Теме вступления посвящено сравнительно малое число работ. Больший интерес представляет непосредственно сам процесс интеграции Турции в состав ЕС. Ряд работ по этому направлению посвящен анализу позиций стран-участниц ЕС и проблемам переговорного процесса. Среди этих работ можно выделить следующие: "Турция и Европейский Союз: история, проблемы и перспективы взаимодействия" Ю. Кудряшовой, сборник "Расширение ЕС на восток: предпосылки, проблемы, последствия" и др. Работы, в которых проведено исследование влияния ФРГ на переговорный процесс с Турецкой Республикой: "Турция: путь в Европу через Германию" Губанова Н. , "Türkei-Beitritt: Pro und Contra". Тематика взаимоотношений ФРГ и Турции в рамках переговорного процесса широко освещена в немецкой прессе ("Der Spiegel", "Frankfurter Allgemeine", "Die Welt"). Турецкая же периодика больше специфицируется на интеграционном процессе ("Zaman", "Hürriyet", "Todays Zaman").

Объектами исследования служат:

)переговорный процесс между Турцией и ЕС по вопросу интеграции первой;

2)современные проблемы вступления Турции в ЕС.

Предмет данной работы представлен совокупностью аргументов "за" и "против", составляющих современную позицию политических элит ФРГ по заданному вопросу.

Исследовательская работа направлена на достижение следующих целей:

)определить роль ФРГ в переговорном процессе Европейского Союза с Турцией;

2)исследовать официальную позицию Берлина в соответствии с критериями и факторами, повлиявшими на нее;

)оценить перспективы дальнейшего переговорного процесса.

Решению вышеперечисленных целей служат задачи:

)изучение роли ФРГ на протяжении всего переговорного процесса;

2)выделение критериев, оказывающих влияние на отношение ФРГ;

)исследовать аргументы "за" и "против" относительно каждого выделенного критерия;

)анализ точек зрения, существующих в Германии по исследуемому вопросу; проследить развитие позиции политических элит ФРГ.

ФРГ играла значительную роль в переговорном процессе ЕС с Турцией, представляя собой рычаг давления на остальные страны для продвижения своей внешнеполитической инициативы. В 1959 Турция подала заявку на заключение Соглашения об ассоциации с ЕС. Германия в то время опасалась "советской угрозы" и по этой причине поддержала турецкую инициативу. Но уже в 1970-ые гг. Германия вводит визовый режим для граждан Турции из-за значительного числа турецких мигрантов.

К данному моменту, выделяются два противоположных направления среди политических элит ФРГ, разделенных не только отличными позициями, но и политической принадлежностью. Так, СДПГ поддерживает инициативу Турции по вступлению в ЕС, поскольку диалог с Турцией поможет наладить диалог Запада и Ислама, как двух политических сил, ранее противостоявших друг другу. Поэтому ЕС следует поддержать и поощрять поворот мусульманской страны к европейскому обществу и демократическим ценностям. Более того, членство Турции позволит воплотить в реальность идею европейской федерации в качестве ЕС. Немаловажна и экономическая сторона вопроса: Федеральный Союз Германской Промышленности поддерживает интеграцию Турции; также важны и финансовые трансферты между странами. Последним аргументом служит устоявшаяся практика взаимодействия Турции и Запада, например, в НАТО, которая представляет собой положительные последствия интеграции для объединения. Стоит отметить, что США активно поддерживают вступление Турции в ЕС.

Что же касается другого политического блока, ХСС высказывается против вступления Турции, предлагая взамен "политику привилегированного партнерства". Причины такой позиции будут рассмотрены в основной части работы. Примечательно, при наличии в ФРГ многочисленной турецкой общины (более 3 млн. человек), накануне выборов в Европейский Парламент ХСС смягчает свое категоричное отношение, ведь турецкое меньшинство поддерживает социал-демократов. Борьба за электорат - главная сила изменения мнений политических сил ФРГ.

1. Политико-экономические факторы

Политико-экономические факторы включают в себя те параметры, которые создают непосредственную угрозу структурам Европейского Союза при интеграции Турции в них. По этой причине Германия не может оставить их без внимания. Так, в этот пункт включены разделы, посвященные копенгагенским критериям, экономике Турции в сравнительном анализе с уровнем экономического развития стран-участниц ЕС. Кроме того, представлен раздел, не затрагивающий непосредственно ЕС, но оказывающий прямое влияние на роль ФРГ в ЕС.

.1 Претензия турции на лидирующую роль в ЕС

ФРГ является общепризнанным "локомотивом" ЕС. При вхождении Турции в состав ЕС, это положение Германии заметно пошатнется. Какие привилегии немецкого народа будут подлежать перераспределению и почему сейчас будет рассмотрено.

Во-первых, Турция обладает значительным населением, которое превышает население всех стран-участниц, при этом оно характеризуется и относительно высоким положительным естественным приростом. Естественный прирост населения в Турции составляет 1,12%, в Германии он принимает отрицательное значение - 0,18%. Что касается численности населения, Францию населяет 65,6 млн человек, ФРГ - 80,5 млн человек (что, к слову составляет 15% от общего населения ЕС) , в то время как турецкое население составляет 81,6 млн человек. Таким образом, в соответствии с институциональными нормами ЕС и законом о выборах в Европейский Парламент, турецкое представительство получит наибольшее количество мандатов,. Это повлечет за собой снижение влияния ФРГ на принятие решений в ЕС, и соответственно приведет к новому перераспределению центров власти, в число которых войдет Турция. Становление новоиспеченного турецкого игрока в качестве важного рычага управления не входит в планы немецких политических элит. Выходит, что посредством расширенного членства в Европарламенте Турция сможет лоббировать свои национальные интересы, удовлетворение которых отнюдь не волнует европейских политиков.

Во-вторых, Турция сама по себе - страна со своими интересами, являющаяся дополнительно региональным гегемоном на Ближнем Востоке. В соответствии с этим статусом Турция в ЕС будет вести активную деятельность по выдвижению своих предложений на первый план и реализации своей национальной инициативы в первую очередь. Подобная активность значительно "подвинет" ведущую позицию ФРГ, которая на данный момент является страной-"локомотивом" ЕС.

В-третьих, Турция демонстрирует относительно высокие темпы роста экономики, которые позволяют причислить ее к странам с быстро развивающейся экономикой и ставить в один ряд со странами БРИКС. Это оказывает влияние и на ее политические притязания. К примеру, согласно данным агентства Trading Economics темп роста ВВП Турции составил 0,9%, для сравнения темпы роста ВВП ЕС - 0,3%, ФРГ - 0,4%.

1.2 Несоответствие турции копенгагенским критериям

Большинство экспертов расценивают Турцию как азиатскую страну, которой не близка европейская политическая культура и западные демократические ценности. Копенгагенские критерии были выработаны как универсальные критерии, оценивающие шансы страны-кандидата на вступление. Другая их цель - подвести политическую систему страны под стандарты ЕС, чтобы в случае вступления не возникло разногласий между нормативно-правовыми актами.

Копенгагенские критерии включают:

)в области политики: верховенство закона, демократии, защиту прав человека;

2)рыночную экономику;

)возможность выполнять обязанности, взятые в качестве члена.

Один из главных краеугольных камней - 301 статья УК Турции, по которой уголовному преследования подвергаются личности, оскорбившие турецкую нацию, турецкое государство или институты власти в Турции. По этой статье подверглись гонениям видные представители турецкой интеллигенции (часть из них скрывается в ФРГ). Другое нарекание - не предотвращенное убийство армяно-турецкого журналиста Гранта Динка, которое было совершенно по политическим мотивам. Известно, что полиция располагала данными о намеревавшемся правонарушении, но не предприняла мер по его предотвращению.

Кроме того, немаловажную роль в торможении процесса принятия Турции в ЕС сыграли и летние протесты в Турции по поводу реконструкции парка в Гези. По поводу разгона мирных демонстраций высказалась Ангела Меркель, которая в своей речи выразила сомнение в функционировании демократических институтов в Турции и призвала ЕС отложить переговоры с Турцией,.

В области соответствия копенгагенским критериям Турция реализует реформирование законодательных актов, административных органов, совершенствует рыночные механизмы, функционирующие в экономике. Результативность контролируется Европейской Комиссией, которая каждый год выпускает "Отчет о прогрессе", в котором расписаны итоги годовой политики по каждому направлению.

1.3 Экономическое положение турции

Экономический аспект интеграции Турции играет если и не определяющую, то важную роль. В силу нестабильного экономического положения Турции на фоне других стран ЕС Турция будет требовать большего финансирования, чем другие страны Евросоюза, поэтому ФРГ придется выделять больше траншей наряду с другими странами-донорами такими как Франция (где тоже сильны антитурецкие настроения) и Великобритания. Барбара Бетчер, немецкий политик, занимающийся анализом внешней политики ФРГ, отмечает: "Турция станет самым большим нетто-получателем средств в ЕС".

Несмотря на то, что в первом подпункте данной темы было сказано, что Турция обладает высокими темпами прироста ВВП, уровень ее экономического развития считается низким. Среди стран-претендентов на вступление в ЕС Турция обладает самой слабой экономикой. Это положение характеризует:

) низкие доходы на душу населения (22% от уровня среднеевропейских);

) высокая доля аграрного сектора в экономике (12,1% в сравнении с 2,1% по Европе;

) высокие темпы инфляции;

) дефицит бюджета. Вышеперечисленные факторы предполагают, что при условии вступления Турции в Союз общий экономический уровень заметно упадет. Финансовая помощь будет направляться в Турцию, что снизит благополучие таких стран, как Греция и Испания, и в целом отрицательно скажется на финансовой ситуации в ЕС.

Другим фактом, который выносит эту проблему в ряд главных, являются сомнения ЕС в рыночном характере экономической системы Турции. Турецкое государство играет большую роль в экономике, контролируя бизнес-структуры. Конечно, излишнее государственное регулирование преследует благие цели, пытаясь ликвидировать неравномерность развития в регионах. Тем не менее, ЕС относится к этому отрицательно, о чем ежегодно сообщается в Отчетах о прогрессе Турецкой Республики.

Анализируя непосредственно торговые отношения между ФРГ и Турцией, следует отметить их долгую историю, берущую начало еще во второй половине 19 века. Немецкий капитал до сих пор занимает важную позицию в торговом балансе Турецкой Республики, инвестируя в турецкое производство. Турецкие же фирмы сыграли важную роль в приватизационном процессе в ГДР. Германским бизнес элитам более предпочтительно вести торговлю с Турцией вне рамок интеграционного объединения, ведь импорт в Турцию превышает экспорт, учитывая тот факт, что ФРГ остается до сих пор главным экономическим партнером Турции.

Таким образом, экономические проблемы Турции, как и особенности германо-турецких торговых отношений определяют отрицательную позицию ФРГ по вопросу вступления Турции в ЕС. На это влияет экономическая отсталость Турецкой Республики и определенные ценностные ориентации национального бизнеса ФРГ.

турция европейский союз миграционный

2. Факторы, связанные с культурной самобытностью турции

В этом блоке факторов выделены параметры, связанные с культурной и духовной интеграцией Турции в страны ЕС, а в большей мере с интеграцией самого турецкого населения, процессом присвоения ему демократических западных ценностей. Включение в состав интеграционного объединения нового этноса всегда ведет к проблеме культурной самоидентификации нового общества, поиска нового коллективного "Я". Таким образом, встает проблема мультикультурализма современного общества. Вместе с ней идет рука об руку проблема мигрантов как элемента, не интегрированного в общество, и конфессиональные противоречия в большом "христианском клубе".

2.1 Миграционный вопрос. Проблема мультикультурализма

Объединение двух выделенных в заглавии вопросов оказалось возможным, поскольку проблема мультикультурализма обязана своим проявлением значительным миграционным потокам между Турцией и Германией. Следовательно, это взаимозависимые проблемы.

В Германии многочисленная турецкая община (по последним данным около 3,4 миллионов), история появления которой уходит корнями в далекие 1960-ые гг., когда были заключены соглашения между Турцией и ФРГ. Их целью было привлечение турецкой рабочей силы, поскольку количество рабочих мест в ФРГ превышало уровень естественной безработицы. С течением времени число "гастарбайтеров" увеличивалось, к ним переезжали их семьи, создавалась своя замкнутая национальная община. Для экономики, тем не менее, это было положительное явление с учетом трансфертных платежей на Родину. Стоит заметить, что турецкая община - это не только рабочая сила, завезенная из-за рубежа, но и беженцы, которые преследуются в Турции по политическим мотивам. К слову, беженцы из Турции составляют 10% от общего потока беженцев в ФРГ. Эта тема крайне остро стоит в двухсторонних отношениях этих стран.

В 2010 году канцлер ФРГ Ангела Меркель охарактеризовала положение с интеграцией мигрантов как "крах политики мультикультурализма". В стране существуют определенные проблемы, связанные с интеграцией гастарбайтеров и беженцев. Во-первых, появляются своеобразные турецкие "гетто", которые служат не только консервациями национальных меньшинств, но и рассадниками преступности. Они способствуют формированию "моногамной культуры", члены которой зачастую не знаю немецкого языка. Причем важным считается и то, что порядки в данных "гетто" не позволяют оказать помощь его жителям, к примеру, в случаях домашнего насилия. Во-вторых, стоит проблема двойного гражданства, которое на данный момент запрещено. Однако предпринимаются попытки урегулировать этот вопрос. Так, Реджеп Эрдоган на встречах с Ангелой Меркель поднимает вопрос о введении двойного гражданства для мигрантов. Немецкая сторона неохотно идет на уступки, считая, что это только усугубит проблему турецких консерваций.

Примечательно, что немецкие политики ссылаются также и на угрозу потери культурной самобытности для самой Турции. Так министр Маркус Седер отмечает: "Это культурно истощило бы не только Турцию, но и, прежде всего, сам Европейский Союз".М. Седер говорит и об угрозе Турции, о чем также заявлял и Р. Эрдоган, отмечая, что насильственная интеграция ведет к потере традиционных основ турецкого народа. Турецкая сторона видит основную причину задержки во вступлении непосредственно в том, что партия Христианских Демократов "оценивает традиционные, культурные и религиозные черты турецкого народа в качества неевропейских". Это говорит о скептицизме немецкой политической элиты по вопросу о культурной интеграции мигрантов.

С другой стороны, турецкая община в ФРГ вторая по численности после русской и составляет более 3 миллионов человек, число которых пополняется каждый год в среднем 80 тысячами турок. И поддержка этой общины крайне важна для немецкой политической элиты, поэтому риторика по вопросу вступления в ЕС зачастую меняется в соответствии с графиком выборов в политические институты ФРГ. В заключении, можно сказать, что этот вопрос является компромиссным, и может быть решен в скором времени.

2.2 Конфессиональная составляющая

Вопросы религии вынесены отдельно вне проблемы миграции по той причине, что они относятся не к проблеме интеграции мигрантов, а к религиозной нетерпимости, ущемлению прав религиозной свободы и стереотипам.

Турция - страна с подавляющим мусульманским населением (99,8%), в то время как ЕС часто называют "христианским клубом" потому, что туда входят только христианские страны. Этот фактор нередко используется как упрек европейскому сообществу турецкими политиками. На самом деле это не совсем так, если учитывать процент мусульманского населения в ЕС. Примечательно, что страны Евросоюза в целом не рассматривают религиозную причину в качестве помехи на пути в ЕС, напоминая о том, что религиозная свобода гарантирована законодательством. Более того в Конституции ЕС нет ограничений по условиям приема в Союз, имеющих какое-либо отношение с религией. Отмечается, однако, что этот вопрос необходимо рассматривать, но на национальном уровне путем референдумов. Это позволяет проанализировать отношение населения к такому исламскому "соседству" и лишь потом выносить вердикт.

Пользуясь подобной возможностью дебатов на национальном уровне, немецкие парламентарии акцентируют то, что Турция страна с подавляющим мусульманским населением. Ее прием в ЕС создаст угрозу единому европейскому пространству посредством того, что мусульманские и христианские ценности сильно отличаются друг от друга. Полагают, что ислам по определению далек от демократии и фундаментальных прав демократического общества, поскольку ислам в качестве государственной религии не предполагает светского государства. Поэтому принятие Турции несет угрозу единению стран европейского пространства, а также их культурной общности. А Турции грозит перспектива навсегда остаться на периферии развития ЕС по причине простого несоответствия политических систем.

3. Внешнеполитические факторы

Внешнеполитические факторы включают те критерии оценки возможного вступления Турции в ЕС, которые связаны с:

)нарушением международного права, международными конфликтами, в которых Турция является одной из сторон-участниц;

2)экономико-географическим положением Турции относительно остальных акторов международного процесса.

Часть вопросов не касается напрямую взаимоотношений Турции и ФРГ, но поскольку ФРГ считается гегемоном в ЕС, справедливо рассматривать эти вопросы в отношении к Германии. Для всех выделенных критериев характерно то, что эти вопросы существенны для решения во время переговорного процесса. Но с учетом их долгой историей их скорейшее решение представляется трудным. Именно этот блок факторов занимает наиболее весомую долю в аргументах "против".

КИПРСКИЙ ВОПРОС

Кипрский вопрос на данный момент является одним из самых важных параметров, определяющих вектор переговорного процесса. Примечательно, что такой остроты он не достигал до 2004 года, когда в состав ЕС был принят Кипр, не закончивший урегулирование конфликта с Турецкой Республикой Северного Кипра (ТРСК). Соответственно кипрский вопрос в данном контексте постановки проблемы означает следующее: Турция не признает Кипр, страну-участницу ЕС. Кипр и Греция в свою очередь блокируют решения в Евросоюзе относительно выделения денежных траншей Турции. Примечателен тот факт, что позже Ангела Меркель выступила с критикой решения, санкционировавшего вхождение Кипра в ЕС, также раскритиковал подобное решение и лидер СДПГ Г. Шредер.

Одним из условий соглашений Турции с ЕС была отмена блокады ТРСК ЕС, что, однако, не было до сих пор выполнено. Также и Турция не открывает свои порты для Кипра. Кроме того, новое видение эта проблема получает вследствие того, что на кипрском шельфе была найдена нефть. Поэтому ЕС (а фактически ФРГ) держат твердую позицию по отношению к единому объединенному Кипру, Турция же продолжает оспаривать независимость ТРСК. По этой причине закрыты к обсуждению 8 глав: свободное перемещение товаров, принципы свободы учреждения и свободы предоставления услуг, финансовые услуги, развитие сельского хозяйства и регионов, рыбное хозяйство, транспортная политика, таможенный союз, международные отношения.

Председатель Независимой Ассоциации Промышленников Турции Йомер Вардан отмечает, что эта проблема - краеугольный камень переговорного процесса, так как признание Кипра считается обязательным условием для Турции в ЕС. Однако такое давление может привести к доминированию консервативных отношений среди турецкого народа, "аварии поезда". По мнению турецкого эксперта, Запад должен прекратить политику "двойных стандартов".

Решение проблемы Кипра выгодно обеим сторонам, но ни одна не готова идти на уступки. Тем не менее, начиная с 2009 года, Еврокомиссия начала призывать Турцию выстраивать отношения с Кипром. Решение этого вопроса оставляют в сфере дипломатии .

КУРДСКИЙ ВОПРОС

Курдский вопрос в основном касается проблемы ущемления прав национальных меньшинств. Для начала стоит отметить, что это проблема завязана на базисе, на котором было основано турецкое государство - на базисе национализма. Единственная нация, которая признавалась по Конституции, была турецкая: "каждый, кто связан узами гражданства с Турцией - турок". Поэтому систематически ущемлялись права национальных меньшинств, например право на образование на родном языке, да и вообще на язык, ведь долгое время курдский был запрещен. По 26 статье Конституции было запрещено выражение мыслей на любом языке кроме турецкого. Выходит, что этот вопрос в переговорном процессе тесно коррелирует с соответствием законодательства страны копенгагенским критериям, поскольку нарушение прав меньшинств относится к сфере реформирования законодательства. В этой работе этот пункт подлежит анализу в разделе внешнеполитических факторов по той причине, что решение этой проблемы завязано на международной обстановке и международном курдском движении. Поскольку урегулирование вопроса возможно лишь в связи с курдскими общинами в Ираке, Иране и Сирии проблема вынесена в этот раздел.

Под влиянием ЕС были проведены масштабные реформы, которые серьезно повлияли на развитие курдского национального меньшинства, однако многое еще нуждается в доработке. Так, уже разрешено преподавание в школах на курдском языке, на местном телевидение было выделено эфирное время для телепередач на курдском. Тем не менее, проблема сепаратизма так и осталась нерешенной. Дело в том, что курдские объединения борются за создания своего собственного государства, поощряя терроризм как средство борьбы. Продвижение в вопросе о предоставлении прав национальных меньшинств курдам, было расценено ими как сигнал к началу террористической деятельностью, которая свела на нет все стимулы ЕС для решения этой проблемы. На данный момент, Турция не предоставляет автономии курдскому населению, на текущий момент использование букв курдского алфавита Q, W, X карается уголовными санкциями. Но эта проблема вскоре будет решена благодаря пакету демократических реформ, принятому в сентябре 2013.

Особый интерес ЕС и ФРГ как "локомотива" интеграционного объединения также объясняется тем фактом, что в случае вхождения Турции в состав Союза, курды составят 3-4% населения ЕС. Поэтому конфликты, связанные с их самоопределением, должны быть улажены. Таким образом, курдский вопрос - важное препятствие на пути в ЕС, преодоление которого является обязательным условием для вступления Турции в ЕС.

АРМЯНО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Разрешение конфликта с Арменией является обязательным условием вступления: страна-кандидат должна выстраивать добрососедские отношения с государствами-соседями. Другой причиной пристального внимания ЕС можно считать его возросший интерес в этом регионе, ЕС стремится завоевать влияние, включив армянский рынок в свою экономику.

В отношениях Турции и Армении выделяют несколько составляющих:

Во-первых, Турция придерживается твердой позиции по Нагорно-карабахскому конфликту. Турция стоит на стороне Азербайджана в этом конфликте, что обусловлено историческими причинами, общей культурной связью, обширными экономическими связями. Такая линия отрицательным образом сказывается на дипломатических отношениях с Арменией. В связи с этим дипломатические миссии закрыты, транспортного сообщение между двумя странами также нет. Влияние на переговорный процесс с ЕС обусловлено тем, что данная ситуация создает предпосылки для конфликта. Любопытно, но именно дипломатические последствия играют определяющую роль и отрицательно влияют на экономическое развитие региона путем увеличения трансакционных издержек. На двусторонних переговорах Ангела Меркель призвала Реджепа Эрдогана открыть границы.

Во-вторых, одно из негласных требований ЕС - признание геноцида армян, что противоречит УК Турции. Сам ЕС неоднократно признавал геноцид, основываясь на определении, приведенном в Конвенции ООН о предупреждении преступления геноцида и наказания за него. Турецкие элиты выражают опасения, что признание приведет к дискриминации в отношении турецких "гастарбайтеров", в то время как армянская нация получит компенсационные платежи и базис для укрепления национального единства. Таким образом, турецкое правительство отказывается признавать геноцид: "Вы хотите заставить нас признать то, чего мы не совершали?". Корень же проблемы представляется турецкой элите следующим образом: Армения стремится поднять вопрос о геноциде на международной арене и актуализировать его.

Решение этой проблемы по большей части зависит от ЕС по той причине, что на данном этапе диалог двух сторон происходит при посредничестве и "напоре" ЕС. Главы обеих стран готовы идти на компромисс ради урегулирования конфликта, но влиятельные элиты играют тормозящую роль. Тем не менее, серьезные шаги по установлению добрососедских отношений уже предприняты в рамках программы Турции "Ноль проблем с соседями". О прогрессе в решении проблемы в виде "футбольной дипломатии" пишет министра иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу в статье "Внешняя политика Турции и России". В 2014 году в 99-летнюю годовщину геноцида премьер-министр Турции Р. Эрдоган сделал заявление, которое ознаменовало новый этап в отношении двух стран. Во-первых, премьер-министр выразил соболезнования армянам от всей турецкой нации в связи с насильственным переселением и гибелью. Но общий посыл состоял в том, что вина лежит на канувшей Османской империи, а современная Турция - такая же пострадавшая. Концепция "общей боли" использована Эрдоганом как фактор потепления отношения без ущерба официальной идеологии.

ПРОБЛЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

Включение Турции в зону ЕС приведет к приращению территории, соответственно перемещению границ дальше от центра и усложнению обеспечения безопасности, которой заведует "гегемон" ФРГ. Несмотря на то, что Турция состоит в НАТО и развивает программу безопасности на базе этого объединения, которая раньше была базисной для ЕС, проблема безопасности и границ остается важной для переговорного дискурса.

ЕС выйдет границами к неспокойному региону Ближнего Востока, если Турция войдет в состав европейского объединения, что увеличит риски ЕС завязнуть в региональных конфликтах. Среди отрицательных факторов этого соседства следующие положения:

)экспорт фундаментального ислама из государств, борющихся с международным терроризмом (границы с Сирией, Ираком и Ираном). Турция активно участвует в антитеррористических операциях НАТО против группировок "Аль-Каиды", "Талибана" и других организация радикального ислама. Тем не менее, джихадисты проникают и на территорию Турции, в том числе и в числе группировок радикально настроенных курдов, о чем свидетельствуют теракты в Стамбуле в 2008 году;

2)контрабанда наркотиков и оружия, так как по территории Турции проходят несколько значимых накромаршуртов;

)повышение затрат на охрану границ как следствие усиления их охраны (конфликтный регион) и их удлинения;

)экспорт "арабской весны", которая уже начала "пускать корни" в Турции. Примером этому служат демонстрации в защиту Парка Гези, которые переросли в вооруженные столкновения с полицией и вызвали жертвы среди протестантов;

)спекуляция оружием массового поражения в результате обострения конфликтов "арабской весны";

)незаконная миграция вследствие обострения конфликтов на Ближнем Востоке, а Турция - наиболее удобный перевалочный пункт для незаконных миграционных потоков беженцев.

Выходит, что присоединение Турции ведет за собой серьезную угрозу безопасности европейского мира. Европейский Союз ставит своей приоритетной целью сохранение безопасности, поэтому этот аспект создает серьезные трудности в переговорном процессе.

ГЕОГРАФИЯ ПОНЯТИЯ "ЕВРОПА"

Ни в одном документе ЕС строго не прописана географические границы, которыми ограничена потенциальная территория интеграционного объединения. Тем не менее, ЕС потому и "Европейский Союз", что его территория лежит на Европейской части света (за исключением Кипра и ряда островов Греции). По общепринятому мнению, термин "Европа" не включает в себя Анатолийский полуостров, на котором расположена Турция.

В ЕС бытует мнение, что включение Турции в состав ЕС нарушит географические границы, на основании которых было отказано в заключении договоров об ассоциации с ЕС Марокко. И вследствие такого расширения ЕС, границы интеграционного объединения станут более размытыми и неопределенными, ведь ничто не мешает вслед за Турцией принять в объединение и страны Магриба. Это скажется отрицательно на безопасности и системе управления и усугубит проблему мультикультурализма, которая уже была проанализирована. Ожидается, что при условии принятия Турции в интеграционное объединение начнется цепная реакция расширения ЕС на огромную территорию.

Примечателен тот факт, что эта проблема не возникала до распада коммунистического блока Восточной Европы. Вследствие этого на европейской территории образовались страны, которые разделяли с ЕС одинаковые ценности и одинаковое культурное наследие. Таким образом, в списке приоритетных направлений политики ЕС Турция ушла с доминирующей позиции, уступив место странам ЦВЕ. Также эта проблема выделена в политическом дискурсе политиков Германии и Франции, а именно Ангелы Меркель и Николя Саркози. Возможно, по той причине, что именно на плечах этих странах лежит управление Союзом.

Заключение

ФРГ играет значимую, если не сказать определяющую роль в вопросе принятия Турции в ЕС, поэтому в последнее время переговорный процесс в СМИ характеризуется посредством декларирования предложений Германии,. Таким образом, позиция ФРГ по данному вопросу определяет линию, проводимую в жизнь ЕС.

Как было проанализировано в работе, позиция ФРГ складывается из нескольких составляющих, каждая из которых не может быть опущена. Как правило, эти проблемы отличаются невозможностью компромисса между игрокам, поскольку затрагивают фундаментальные основы политики или культуры. Те разногласия, которые могут быть решены, находятся в процессе урегулирования. К ним относится, например, несоответствие Турции копенгагенским критериям.

В работе остались не затронутыми возможные перспективы развития настроений немецких элит к вступлению Турции в ЕС. С учетом того, что противоположные мнения представлены политическими силами разных идеологий, изменение официальной позиции Берлина возможно лишь при смене правящей элиты. Оснований для этого нет. И, как уже было отмечено, ряд вопросов еще долгое время будет оставаться под запретом для обсуждений, что также выступает в поддержку нынешней позиции Берлина.

Работа оставляет открытым вопрос, остается ли до сих пор во внешней политике Турции европейское направление приоритетным при условии того, что конечные перспективы вступления остаются туманными. После распада биполярной системы, Турция утратила свое ключевое значение для западного мира как ближневосточный оплот капитализма. В настоящее время в Турции все больше набирает оборот возврат к кемализму, который перерождается под знаком евразийского движения. Это направление популярно в среде интеллигенции и военных, которые традиционно составляют одну из важнейших политических сил Турции. Отходом в сторону евразийства можно расценить заявления Реждепа Эрдогана с 2013 года, в которых он всерьез рассматривает Шанхайскую Организацию Сотрудничества альтернативой Европейскому Союзу. На переговорах с Владимиром Путиным в ноябре 2013 премьер-министр Турции попросил предоставить Турции место в ШОС и "спасти ее от проблем переговорного процесса с ЕС". Исламизм также набирает силу, предлагая туркам возврат к традиционным мусульманским ценностям и роли региональной державы на Ближнем Востоке. Отношение ФРГ к подобным перспективам развития одного из самых главных внешнеэкономических партнеров еще только предстоит проанализировать.

Список использованной литературы и источников

1.Торосян Т. Возвращение Турции [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. - 2009. - № 4. - Режим доступа: #"justify">2.Монбриаль Т. Поезд без машиниста [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. - 2009. - № 5. - Режим доступа: #"justify">.Давутоглу А. Внешняя политика Турции и России [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. - 2010. - № 1. - Режим доступа: #"justify">.Саймон Дж. Неужели демография - это судьба? [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. - 2010. - № 2. - Режим доступа: #"justify">.Паин Э. Мирное сосуществование ХХI века [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. - 2011. - № 2. - Режим доступа: #"justify">.Маркедонов С. Нелинейное примирение [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. - 2011. - № 3. - Режим доступа: #"justify">.Якоби Т. Иммиграционная дилемма Германии [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. - 2011. - № 5. - Режим доступа: #"justify">.Туран И. Турция на подъеме [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. - 2011. - № 5. - Режим доступа: #"justify">.Буторина О. Европа без Евросоюза [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. - 2011. - № 6. - Режим доступа: #"justify">.Лукьянов Ф. Турция мстит за Россию [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. - 2011. - № 5. - Режим доступа: #"justify">.Штельценмюллер К. Европа, предоставленная сама себе [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. - 2012. - № 4. - Режим доступа: #"justify">.Мирзаян Г. Цена одной ошибки [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. - 2013. - № 3. - Режим доступа: #"justify">.Бжезинский Зб. Зыбучие пески гегемонии [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. - 2004. - № 2. - Режим доступа: #"justify">.Монбриаль Т. Турецкий вопрос [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. - 2004. - № 4. - Режим доступа: #"justify">.Соколов А. ЕС - Турция: все ближе и ближе, но далеко [Электронный ресурс] // Вся Европа.ru. - 2006. - № 2. - Режим доступа: #"justify">.Антиевропейская лихорадка Турции [Электронный ресурс] // Вся Европа.ru. - 2006. - № 3. - Режим доступа: #"justify">.Фирсова Св. Турция - ЕС: варианты действий [Электронный ресурс] // Вся Европа.ru. - 2006. - № 4. - Режим доступа: #"justify">.Семиренко А. ЕС - Турция: пауза на размышление [Электронный ресурс] // Вся Европа.ru. - 2006. - № 5. - Режим доступа: #"justify">.Степанов А. Посол Кипра: "Наша цель - сохранять отношения на самом высоком уровне" [Электронный ресурс] // Вся Европа.ru. - 2006. - № 5. - Режим доступа: #"justify">.Михеев Вл. Брюссельский саммит: два шага вперед и один назад [Электронный ресурс] // Вся Европа.ru. - 2006. - № 6. - Режим доступа: #"justify">.Фирсова Св. Диалог с Турцией возобновлен [Электронный ресурс] // Вся Европа.ru. - 2007. - № 4. - Режим доступа: #"justify">.Семиренко А. Турецкий гамбит [Электронный ресурс] // Вся Европа.ru. - 2007. - № 5. - Режим доступа: #"justify">.Семиренко А. Средиземноморский союз: будущая реальность или обходной маневр? [Электронный ресурс] // Вся Европа.ru. - 2007. - № 6. - Режим доступа: #"justify">.Семиренко А. "Не нужен нам берег турецкий…" [Электронный ресурс] // Вся Европа.ru. - 2007. - № 7. - Режим доступа: #"justify">.Фирсова Св. "…а с Анкарой они идут медленнее, хотя и не свернуты" [Электронный ресурс] // Вся Европа.ru. - 2008. - № 1. - Режим доступа: #"justify">.Горяхин А. Турция не станет членом ЕС [Электронный ресурс] // Вся Европа.ru. - 2008. - № 1. - Режим доступа: #"justify">.Горяхин А. На улице Лидра все спокойно [Электронный ресурс] // Вся Европа.ru. - 2008. - № 4. - Режим доступа: #"justify">.Семиренко А. Новая турецкая задача [Электронный ресурс] // Вся Европа.ru. - 2008. - № 4. - Режим доступа: #"justify">.Фирсова Св. Турки хотят в Союз [Электронный ресурс] // Вся Европа.ru. - 2008. - № 6. - Режим доступа: #"justify">.Семиренко А. Диалог с ЕС: взгляд с берегов Босфора [Электронный ресурс] // Вся Европа.ru. - 2008. - № 11. - Режим доступа: #"justify">.Семиренко А. Опять Турция… [Электронный ресурс] // Вся Европа.ru. - 2009. - № 1. - Режим доступа: #"justify">.Горюхин А. Берлин становится городом "понаехавших" [Электронный ресурс] // Вся Европа.ru. - 2009. - № 1. - Режим доступа: #"justify">.Семиренко А. Есть ли место в ЕС для Турции? [Электронный ресурс] // Вся Европа.ru. - 2009. - № 5. - Режим доступа: #"justify">.Семиренко А. Опять турецкий вопрос [Электронный ресурс] // Вся Европа.ru. - 2009. - № 6. - Режим доступа: #"justify">.Василевский В. ЕС и Турция: партия продолжается [Электронный ресурс] // Вся Европа.ru. - 2009. - № 10. - Режим доступа: #"justify">.Семиренко А. Турция подтверждает курс на ЕС [Электронный ресурс] // Вся Европа.ru. - 2010. - № 9. - Режим доступа: #"justify">.Михеев Вл. Эрдоган загоняет генералитет в угол [Электронный ресурс] // Вся Европа.ru. - 2010. - № 9. - Режим доступа: #"justify">.Горюхин А. Мультикультурализм мертв. Как минимум - в Германии [Электронный ресурс] // Вся Европа.ru. - 2010. - № 10. - Режим доступа: #"justify">.Михеев Вл. Турция и Евросоюз: танго поодиночке [Электронный ресурс] // Вся Европа.ru. - 2010. - № 11. - Режим доступа: #"justify">.Михеев Вл. Учите немецкий, но только после турецкого [Электронный ресурс] // Вся Европа.ru. - 2011. - № 3. - Режим доступа: #"justify">.Фирсова Св. Турция и Кипр: противостояние обостряется [Электронный ресурс] // Вся Европа.ru. - 2011. - № 9. - Режим доступа: http://www.alleuropa.ru/turtsiya-i-kipr-protivostoyanie-obostryaetsya

42.Вихров В. Турция и ЕС готовятся к безвизовому режиму [Электронный ресурс] // Вся Европа.ru. - 2012. - № 7-8. - Режим доступа: <http://www.alleuropa.ru/turtsiya-i-es-gotovyatsya-k-bezvizovomu-rezhimu>

.Губанов Н. Современное состояние турецко-германских экономических отношений // "Востоковедный сборник". - М. - №7. - 2006. - 490 стр.

.Гаджиев А. Процесс вступления Турции в ЕС и Копенгагенские критерии // Современная Турция: проблемы и решения. - М. - 2006.

.Савельева М. Экономика Турции и ее соответствие критериям ЕС [Электронный ресурс] - 2007. - Режим доступа: http://www.perspectivy. info/print. php? ID=36106

.Средиземноморский союз: лучше синица в руках… [Электронный ресурс] // РИА Новости. - 2008. - Режим доступа: http://ria.ru/interview/20080325/102173459.html

.Бетчер Б. Турция на пути в Европейский Союз. Пер. с англ. / Б. Бетчер // Расширение Европейского Союза и Россия / под ред. О.В. Буториной, Ю.А. Борко - М.: Деловая литература, 2006. - С.266-278.

.Is the European Union a Christian club? <http://www.euronews.com/2011/10/06/is-the-european-union-a-christian-club/> [Электронный ресурс] // Euronews. - 2011. - Режим доступа: <http://www.euronews.com/2011/10/06/is-the-european-union-a-christian-club/>

.Нечитайло Д. О радикализации мусульманской молодежи в Западной Европе / А.О. Филоник // Ближний Восток и современность: сборник статей/ Ин-т Ближнего Востока. - М. - 2008. - С.188 - 228.

50.J. Head Quiet end to Turkey's college headscarf ban [Электронный ресурс] // BBC. - 2010. - Режим доступа: <http://www.bbc.com/news/world-europe-11880622>

.Варкенин А. Немцы спорят о роли ислама в Германии [Электронный ресурс] // Deutsche Welle. - Режим доступа: http://www.dw. de/%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D1%86%D1%8B-%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D1%82-%D0%BE-%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B8-%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D0%B0-%D0%B2-%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8/a-6102018

52.Europes reluctant hegemon // The Economist. - 2013. - № 24. - Special Report. - P.3

.Ali Usul. "From Euro-skepticism to euro-enthusiasm to euro-fatigue // Secular and Islamic Politics in Turkey/ed. U. Cizre. - N. Y. - 2008. - p.183.

.John Redmond. "Turkey and the European Union: troubled European or European Trouble? // International Affairs vol.83. - 2007. - p.316.

.Turkey 2013 Progress Report [Электронный ресурс] // European Commission. - 2013. - Режим доступа: http://ec. europa. eu/enlargement/pdf/key_documents/2013/package/brochures/turkey_2013. pdf <http://ec.europa.eu/enlargement/pdf/key_documents/2013/package/brochures/turkey_2013.pdf>.

56.Свистунова И. "Курдская инициатива" правительства Турции" [Электронный ресурс] // Институт изучения Израиля и Ближнего Востока / Режим доступа: http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/09-09-09b. htm <http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/09-09-09b.htm>

.Сочнева И. Преодолеет ли Турция курдский барьер на пути в ЕС? [Электронный ресурс] // Вестник международных организаций. - 2011. - №1. - Режим доступа: ecsocman. hse.ru/data/2011/05/06/1268031472/5. pdf

.Вертяев К. Вопросы демократизации и курдский вопрос в Турции в начале XXI века // Институт Ближнего Востока / Курдский вопрос в Западной Азии в начале XXI века. - М. - 2006. - С.160

.Турция должна посмотреть в лицо своей истории и открыть границу с Арменией - Меркель [Электронный ресурс] // 2014. - Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/polit/1764471.html

.Заявление Премьер-Министра Турецкой Республики Реджепа Тайипа Эрдогана в связи с событиями 1915 года [Электронный ресурс] // Tьrkiye Cumhuriyeti Baюbakanlэk <http://www.basbakanlik.gov.tr/Forms/pg_Main.aspx>. - Режим доступа: http://www.basbakanlik.gov. tr/Forms/_Article/pg_Article. aspx? Id=e11bde56-a0b7-4ea6-8a9a-954c68157df9

.Аватков В. Армянский вопрос во внешней политике Турции [Электронный ресурс] // Внешняя политика. - 2014. - Режим доступа: http://www.foreignpolicy.ru/analyses/armyanskiy-vopros-vo-vneshney-politike-turtsii/

.Черниченкина Н. "Проблемы вступления Турции в ЕС" А.О. Филоник // Ближний Восток и современность: сборник статей/ Ин-т Ближнего Востока. - М. - 2008. - С.374

63.Türkiye ile AB görüşmelerini durduralım [Электронный ресурс] // Hürriyet. - 2014. - Режим доступа: http://www.hurriyet.com. tr/dunya/26128880. asp

64.Yazısı Y. Türkiye - AB ilişkileri ve Almanyanın etkisi // Режим доступа: http://www.milliyet.com. tr/turkiye-ab-iliskileri-ve/gundem/ydetay/1812709/default. htm

.Дорохов В. Анкара готова поменять Евросоюз на ШОС [Электронный ресурс] // Deutsche Welle. - 2013. - Режим доступа: http://dw. de/p/17YDO <http://dw.de/p/17YDO>

66.Turkish PM Erdoğan to Putin: Take us to Shanghai [Электронный ресурс] // Hürriyet Daily News. - 2013. - Режим доступа: http://www.hurriyetdailynews.com/turkish-pm-erdogan-to-putin-take-us-to-shanghai. aspx? pageID=238&nID=58348&NewsCatID=359

67."Türkei-Beitritt: Pro und Contra" [Электронный ресурс] // Frankfurter Allgemeine. - 2004. - Режим доступа: <http://www.faz.net/aktuell/politik/europaeische-union-tuerkei-beitritt-pro-und-contra-1194259.html>

68.Ömer Cihad Vardan "Turkey-EU relations and democracy in Turkey: problems and prospects" [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.esiweb.org/pdf/esi_turkey_tpq_vol8_no1_omer_vardan. pdf. - С.52 <http://www.esiweb.org/pdf/esi_turkey_tpq_vol8_no1_omer_vardan.pdf.-%20С.%2052>.

.EU becoming Cristian Club. Turkish minister says at Davos forum. [Электронный ресурс] // Hürriyet Daily News. - 2011. - Режим доступа: http://www.hurriyetdailynews.com/default. aspx? pageid=438&n=turkey-says-eu-becoming-christian-club-2011-01-29

70.Martin Schrader. Merkel erklärt "Multikulti" für gescheitert [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.dw. de/merkel-erkl%C3%A4rt-multikulti-f%C3%BCr-gescheitert/a-6118143-1

.Mekel reiterates doubts on Turkeys EU membership [Электронный ресурс] // Todays Zaman. - 2014. - Режим доступа: <http://www.todayszaman.com/news-338454-merkel-reiterates-germany-reluctant-on-turkeys-eu-membership.html>

.Merkel: Turkish response to protests much too harsh [Электронный ресурс] // Hürriyet Daily News. - 2013. - Режим доступа: http://www.hurriyetdailynews.com/merkel-turkish-response-to-protests-much-too-harsh. aspx? pageID=238&nID=48947&NewsCatID=351

.Boland V. EU without Turkey "will be just a Christian club" [Electronic resource] / V. Boland // The Financial Times. - 2005. - October 3. - Mode of access: http://www.ft.com/intl/cms/s/0/ca926e4e-33a9-11da-bd49-00000e2511c8.html

.Turkey questions its EU future as Brussels looks to Balkans [Electronic resource] // Hürriyet Daily News. - 2013. - October 3. - Mode of access: http://www.hurriyetdailynews.com/turkey-questions-its-eu-future-as-brussels-looks-to-balkans. aspx? PageID=238&NID=55596&NewsCatID=351 <http://www.hurriyetdailynews.com/turkey-questions-its-eu-future-as-brussels-looks-to-balkans.aspx?PageID=238&NID=55596&NewsCatID=351>

.The World Factbook [Электронный ресурс] // Режим доступа: https: // www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/

77.Living in the EU. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://europa. eu/about-eu/facts-figures/living/index_en. htm

78.European Neighbourhood Watch. Issue 22 [Electronic resource] // CEPS. - 2006. - Mode of access: www.ceps. eu/files/old/NW/NWatch22. pdfý

79.Губанов Н. Турция: путь в Европу через Германию // Азия и Африка сегодня. 2006. - № 9. - С.23 - 28.

.Кудряшова Ю.С. Турция и Европейский Союз: история, проблемы и перспективы взаимодействия / Институт Ближнего Востока. - М., 2010. - 344с.

.Павлов Н.В. История внешней политики Германии: от Бисмарка до Меркель / МГИМО (У) МИД России. - М.: Междунар. отношения, 2012. - С.842

.Расширение ЕС на восток: предпосылки, проблемы, последствия / Институт мировой экономики и международных отношений. - М.: Наука, 2003. - 344с.

.Турция в условиях новых внутренних и внешних реалий / Отв. ред.Н.Ю. Ульченко, Е.И. Уразова. - М.: Институт востоковедения РАН; Институт Ближнего Востока, 2010.

.Рязанцев С. Миграционные тренды и международная безопасность / С. Рязанцев // Международные процессы. 2003. - Т.1, № 3. - С.30-43.

.Захарченко А. Исламские общества внутри Евросоюза? /А. Захарченко // Международные процессы. - 2007. - Т.5, № 2 - С.74-85.

.Глущенко Г. Транснационализм мигрантов и перспективы глобального развития / Г. Глущенко // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. № 12. - С.50-57

.Тэвдой-Бурмули А. Расширение ЕС и эволюция этнополитической ситуации в Европе / А. Тэвдой-Бурмули // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - № 10. - С.33-44

.Стрельцова Я. Франция и проблемы интеграции мигрантов / Я. Стрельцова // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - № 9. - С.67-75.

.Павлов Н. Внешняя политика Берлинской республики: новый "германский путь" / Н. Павлов // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - № 2. - С.63-75.

.Темпы роста ВВП (ежеквартальный) - по странам [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ru. tradingeconomics.com/country-list/gdp-growth-rate

.Орлов Б. "Европа с человеческим лицом": (социокультурные аспекты европейской цивилизации) / Б. Орлов // Мировая экономика и международные отношения. - 2005. - № 12. - С.67-75.

.Беблер А. НАТО и транснациональный терроризм / А. Беблер // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - № 10. - С.48-57.

.Семененко И. Интеграция инокультурных сообществ в развитых странах / И. Семененко // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - № 10. - С.58-68; № 11. - С.57-71.

.Сапего Г. Иммигранты в Западной Европе / Г. Сапего // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - № 9. - С.50-58.

.Андреева Т. Военно-технический фактор политической интеграции ЕС / Т. Андреева // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - № 8. - С.32-41.

.Мютцених Р. Германия: первые шаги "большой коалиции" / Р. Мютцених // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - № 5. - С. 19-27.

.Филис К. Дилемма греции сквозь улучшения российско-турецких отношений / К. Филис // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - № 12. - С.76-80.

.Стрежнева М. Условия партнерства с Европейским Союзом / М. Стрежнева // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - № 6. - С.3-13.

.Цапенко И. развитие страны: интеграционная политика в отношении иммигрантов / И. Цапенко // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - № 4. - С.59-69.

.Добаев И. исламизация Европы: миф или реальная угроза / И. Добаев // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - № 4. - С.50-56.

.Карачурина Л. Иммиграционная политика Германии: успешный и неуспешный опыт / Л. Карачурина // Мировая экономика и международные отношения. - 2008. - № 7. - С.50-60.

.Агапов А. Союз для Средиземноморья: проблемы и противоречия / А. Агапов // Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - № 9. - С.66-71.

.Кокеев А. О соотношении атлантизма и европеизма во внешней политике ФРГ / А. Кокеев // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 7. - С.21-27.

.Трофимова О. Мусульмане и ислам в Западной Европе / О. Трофимова // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 10. - С.52-62.

.Малышева Д. "Южный" и "восточный" фланги европейской политики / Д. Малышева // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 9. - С.40-48.

.Злоказова Н. Расширение ЕС: за и против с позиции его членов / Н. Злоказова // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - № 1. - С.62-69.

.Иорданская Э. Расширение ЕС на Восток: позиция Германии / Э. Иорданская // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - № 2. - С.67-74.

.Бредихин О. Кипрский конфликт в системе международных отношений / О. Бредихин // Мировая экономика и международные отношения. - 2003. - № 4. - С.54-62.

.Бредихин О. Кипрский конфликт: попытка "отложенного урегулирования" / О. Бредихин // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - № 10. - С.58-63.

.Трофимова О. Средиземноморская политика ЕС в свете интеграционных процессов / О. Трофимова // Мировая экономика и международные отношения. - 2012. - № 2. - С.70-80.

.Клуп М. Страны Запада: будущее мультикультурализма в зеркале занятости / М. Клупт // Мировая экономика и международные отношения. - 2012. - № 7. - С.16-25.

.Надеин-Раевский В. Внешняя политика Турции: ветры перемен / Надеин-Раевский В. // Мировая экономика и международные отношения. - 2013. - № 2. - С.84-92.

Похожие работы на - Позиция ФРГ по вопросу вступления Турции в ЕС

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!