Тушение пожаров

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Безопасность жизнедеятельности
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,46 Кб
  • Опубликовано:
    2014-02-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Тушение пожаров

1. Силы и средства пожарной охраны

Силы и средства пожарной охраны - личный состав пожарной охраны, пожарная техника, средства связи и управления, огнетушащие вещества и иные технические средства, находящиеся на вооружении пожарной охраны.

Согласно Боевому уставу к силам пожарной охраны для выполнения боевых задач по тушению пожаров относятся:

личный состав аппаратов, подразделений, пожарно - технических учебных заведений и учебных центров пожарной охраны;

члены добровольных пожарных команд, дружин и иных формирований;

личный состав органов внутренних дел;

личный состав воинских подразделений;

организованное население.

При этом личный состав пожарных подразделений является главной и решающей силой в выполнении боевых задач по спасанию людей в случае угрозы их жизни и тушению пожаров.

Средствами, обеспечивающими боевые действия сил на пожаре, являются:

пожарная техника (машины, установки пожаротушения, пожарно - техническое оборудование и др.);

водоподающая и другая техника народного хозяйства, приспособленная и переоборудованная для целей пожаротушения;

огнетушащие средства (вода, пена, огнетушащие порошки, газы и т.п.);

средства связи и освещения;

транспортные средства.

Кроме того, по заранее согласованным планам, для совместного выполнения задач используется инженерно - технические средства объектов народного хозяйства.

Наибольший удельный вес из всех технических средств борьбы с огнем занимают пожарные автомобили. Пожарный автомобиль предназначен для доставки к месту пожара огнетушащих средств, пожарного оборудования и боевого расчета, а также для подачи огнетушащих веществ в очаг пожара.

В зависимости от назначения все пожарные машины подразделяются на основные, специальные и вспомогательные.

К основным пожарным машинам относятся машины, которые предназначены для подачи огнетушащих средств (воды, пены, углекислоты, порошков, газоводяных и др. составов) на пожар. Эта группа включает пожарные АЦ, АНР, ПНС, пожарные аэродромные автомобили, пожарные автомобили воздушно-пенного тушения (АВПТ, АВ), порошкового (АП), углекислотного, газоводяного тушения (АГВТ), пожарные самолеты и вертолеты, суда (пожарный катер), поезда (пожарный поезд), мотопомпы.

Наиболее распространенный тип основных пожарных автомобилей - пожарные автоцистерны, автонасосы, насосно - рукавные автомобили.

Пожарные автоцистерны представляют собой самостоятельную тактическую единицу и используются в 90% случаев при выезде подразделений по тревоге. Поэтому выпуск их составляет более 80% числа всех пожарных автомобилей.

В зависимости от грузоподъемности базового шасси и вместимости пожарные автоцистерны подразделяются на 3 группы:

легкие - (с вместимостью цистерн до 2 м3) используются в небольших населенных пунктах и на объектах народного хозяйства;

средние - (с вместимостью цистерн до 4 м3) являются основным типом пожарных автомобилей для большинства городов и крупных объектов;

тяжелые - (с вместимостью цистерн более 4 м3) предназначены главным образом для отдельных объектов и населенных пунктов с недостаточно развитым водоснабжением.

Специальные пожарные машины предназначены для выполнение специальных работ при тушении пожаров. Они служат для доставки к месту пожара боевого расчета, специального пожарно-технического вооружения и аппаратов, необходимых для обеспечения работ по тушению пожаров в различных условиях. К ним относятся автолестницы (АЛ-30, АЛ-50) и коленчатые автоподъемники (АКП), автопеноподъемники, автомобили связи и освещения (АСО), технические (Т) и рукавные (АР-2) автомобили, пожарные газодымозащитные и водозащитные (ВЗ) автомобили, автомобили дымососы, штабные (Ш) и оперативные автомобили, оборудованные сигналом сирены и радиостанцией. Пожарные подразделения, вооруженные специальными пожарными машинами, работают на пожарах во взаимодействии с основными пожарными подразделениями.

К вспомогательным пожарным машинам относятся: автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, автобусы, легковые и грузовые автомобили, тракторы и другие автомобили, которые вводятся на вооружение пожарных частей для выполнения вспомогательных работ на пожаре.

2. Тактические возможности отделений на основных и специальных пожарных машинах

Тактические возможности пожарного подразделения - это способность его выполнять максимальный объем (количество) работ на пожаре по спасанию людей, эвакуации имущества и тушению пожара за определенный промежуток времени. Эти возможности зависят от тактико-технической характеристики, укомплектованности техническим вооружением и характеристики пожарной машины, численности и тактической подготовки боевого расчета, от взаимодействия между подразделениями, оперативно-тактических особенностей объекта (района выезда) и других факторов.

В системе боевой подготовки личный состав боевых расчетов отделений совершенствует свои знания и навыки в работе с пожарно-техническим вооружением, отрабатывает и совершенствует взаимодействие между номерами боевого расчета. Это позволяет повышать тактические возможности пожарных подразделений, дает возможность быстро и эффективно использовать их при тушении любых пожаров.

Отделения на автоцистернах, имея запас воды и пенообразователя, не устанавливая автоцистерну на водоисточник, могут подъехать непосредственно к месту пожара и ввести водяные или пенные стволы для тушения, а также принять меры по обеспечению спасательных работ, предотвращению взрывов или обрушений конструкций и аппаратов или сдерживать распространение огня на решающем направлении до введения сил и средств других подразделений. Время, в течение которого отделение обеспечит подачу огнетушащих средств, зависит от объема воды и пенообразователя в заправочных емкостях автоцистерны, а также от числа и типа подаваемых водяных и пенных стволов и пеногенераторов.

При установке автоцистерн на водоисточники тактические возможности отделений увеличиваются. Тактические возможности отделений на автоцистернах возрастают при наличии кислородно-изолирующих противогазов для работы в задымленной и отравленной среде.

Отделения, вооруженные насосно-рукавными автомобилями (АНР), в основном выполняют на пожарах те же боевые действия, что и отделения на автоцистернах. Однако объем работ, выполняемых отделением на насосно-рукавном автомобиле, значительно больше. Это обусловлено тем, что численность боевого расчета на насосно-рукавном автомобиле выше, чем на автоцистерне, у них больше пенообразователя, пожарных рукавов и другого пожарно-технического вооружения, необходимого для выполнения работ на пожарах.

Объем работ, выполняемых караулом, складывается из тактических возможностей отделений, входящих в его состав. При этом каждое отделение решает свою задачу, которая является частью общей задачи, стоящей перед караулом.

На каждую пожарную машину назначают боевой расчет, состоящий из командира, водителя и пожарных. Боевые расчеты на основных и специальных пожарных машинах называют отделениями.

Отделение, вооруженное автоцистерной, автонасосом или насосно-рукавным автомобилем, является первичным тактическим подразделением пожарной охраны. Последнее способно самостоятельно выполнять отдельные задачи по тушению пожара, спасанию людей, защите и эвакуации материальных ценностей.

Основным тактическим подразделением пожарной охраны является - караул, состоящий из двух или более отделений на основных пожарных автомобилях. В зависимости от специфики охраняемого района или объекта караулы могут быть усилены одним или несколькими отделениями на специальных или вспомогательных пожарных машинах.

Для того чтобы правильно использовать пожарные подразделения на пожарах, каждый командир должен твердо знать их тактические возможности.

В зависимости от характера объектов, расположенных в охраняемом пожарной частью районе (городе), караул может быть усилен одним или несколькими отделениями на специальных и вспомогательных автомобилях.

При этом время, в течение которого отделение может работать по подаче огнетушащих средств (без учета времени прокладки рукавной линии), зависит от количества вывозимых на автоцистерне средств, типа и числа подаваемых стволов. Некоторые основные тактические возможности отделения на автоцистерне приведены в таблице:

ПоказателиАЦ - 40 (130) модель 63БАЦ - 40 (131) модель 153АЦ - 40 (375) модель Ц1Время работы от заправочных емкостей автоцистерны, мин:одного ствола Б10,610,418,0двух стволов Б и одного А5,35,29,0одного ствола СВП - 46,96,88,4одного генератора ГПС - 6006,96,88,4Количество пены средней кратности (К= 100) м3250240300

При этом отделение может выполнять боевую работу без установки и с установкой автомобиля на водоисточник. Без установки автомобиля на водоисточник отделение выполняет боевую работу в следующих случаях:

  1. немедленного введения огнетушащих средств для обеспечения работ по спасанию людей;
  2. взрыва, аварии, обрушения конструкций из - за промедления с введением стволов или генераторов пены;
  3. достаточного запаса огнетушащих средств на автомобиле для ликвидации пожара;
  4. ограничения распространения огня на решающем направлении введения сил и средств до развертывания более мощных пожарных подразделений, а также при условии, когда состав разведки идет с рукавной линией и в других случаях.

Практикой установлено, если водоисточник удален от места пожара не далее 50 м, то АЦ устанавливают около него с тем, чтобы сократить время перебоя в подаче воды по окончании в цистерне.

При установке автоцистерн на водоисточник тактические возможности отделений значительно возрастают, и они способны обеспечить непрерывную работу двух стволов А, одного А и двух Б, четырех стволов Б или двух генераторов пены средней кратности (ГПС - 600) в течение длительного времени (при условии пополнения запаса пенообразователя). Кроме работы со стволами отделение на автоцистерне может установить выдвижную трехколенную лестницу, производить вскрытие и разборку конструкций на позиции одного ствола.

Тактические возможности отделения на автоцистерне увеличиваются при использовании боевым расчетом кислородных изолирующих противогазов.

Тактические возможности отделения на автонасосе, насосно - рукавном автомобиле значительно больше, чем отделения на автоцистерне. Это объясняется тем, что, во-первых, численность боевого расчета отделения на автонасосе, насосно - рукавном автомобиле составляет 8 - 9 чел.; во-вторых, на данных автомобилях вывозится большее количество пожарных рукавов для магистральных линий и пенообразователя. Однако отделению на автонасосе и насосно - рукавном автомобиле из - за необходимости установки автомобиля на водоисточник для подачи первого ствола требуется больше времени, чем отделению на автоцистерне. Некоторые основные тактические возможности отделений на автонасосе и насосно - рукавном автомобилях приведены в таблице:

ПоказателиАН -30 (130) модель 64 ААН -40 (130Е) модель 127АНР 40 (130) модель 127АВремя работы, мин:одного ствола СВП - 4231616двух стволов СВП - 411,588одного генератора ГПС - 600231616двух генераторов ГПС - 60011,588

Учитывая тактические возможности отделений на основных пожарных автомобилях, в состав караула вводят отделение на автоцистерне и отделение на автонасосе или насосно - рукавном автомобиле. Сочетание в карауле двух отделений на основных автомобилях позволяет наилучшим образом использовать их тактические возможности.

Так при боевом развертывании начальник караула, как правило, устанавливает автоцистерну как можно ближе к месту пожара (характерно для неразвившихся пожаров), от нее вводит первые стволы на тушение, в то время как отделение на автонасосе производит предварительное развертывание с установкой автомобиля на ближайший к месту пожара водоисточник для обеспечения работ по дальнейшему вводу сил и средств.

По израсходованию воды в цистерне рукавные линии от автоцистерны подсоединяются к разветвлению магистральной линии от автонасоса, что обеспечивает минимальный перерыв в работе первых стволов по подаче огнетушащего средства.

Тактические возможности караула расширяются при введении в его состав отделений на специальных пожарных автомобилях.

Отделения на автолестницах и коленчатых автоподъемниках обеспечивают проведение спасательных работ с верхних этажей зданий и подачу стволов для тушения от основных пожарных автомобилей. Подразделения на основных пожарных автомобилях обеспечивают безопасность работы автолестниц и при необходимости подают стволы для их защиты. Личный состав основных пожарных автомобилей устанавливает прожекторы в задымленных помещениях, развертывает средства связи, работает с электрифицированным инструментом от автомобиля связи и освещения.

Отделения на технических автомобилях, автомобилях газодымозащитной службы с помощью специального инструмента проводят работы по вскрытию конструкций на пожаре. При этом личный состав основных пожарных автомобилей вводит стволы к местам вскрытия конструкций, а также привлекается для работ с механизированным инструментом.

Личный состав подразделений на основных пожарных автомобилях подготавливает и обеспечивает работу стволов, которыми пользуются отделения и звенья на автомобилях газодымозащитной службы. При установке дымососов они оказывают помощь специальным подразделениям, обеспечивают безопасность работы, а в случае разборки завалов на месте пожара подают стволы для охлаждения нагретых конструкций, ликвидации горения и защиты пожарной техники.

Четкая и слаженная работа всех отделений в процессе тушения пожара позволяет им максимально использовать свои тактические возможности.

Объем работ и тактические возможности подразделений во многом зависят от запаса огнетушащих веществ и вида использования автомобилей с установкой на водоисточник или нет.

Время работы водяных и пенных стволов от автоцистерны без установки ее на водоисточник можно определить по формуле:

τ = W/(qст ∙ 60) (5.1.)

где τ - время работы водяных или пенных стволов (мин); W - объем огнетушащего вещества в цистерне, л; qст - расход огнетушащего вещества через стволы, л/сек.

Площадь пожара, которую может потушить данный объем огнетушащего вещества в цистерне, определяется по формуле:

Sп = W /(I∙ τ ∙ 60) (5.2.)

где Sn - площадь пожара, м2; W - объем огнетушащего вещества, л; I- интенсивность подачи огнетушащего вещества, л/(с∙м2); τ-время работы ствола от емкости цистерны, мин.

Например, если цистерна емкостью 2000 л наполнена водой, тогда время работы ствола Б составит:

τ = 2000/(3,5 ∙ 60) ≈ 10 мин

площадь пожара, которую можно потушить данным объемом воды в цистерне автомобиля:

Sп = 2000/(0,1∙ 10 ∙ 60) = 3,5 м2

Возможный объем тушения помещения, в котором можно тушить пожар воздушно механической пеной средней кратности, определяют по формуле:

Vт = Vп 3

где Vn - объем воздушно-механической пены, л, м3; К3 - коэффициент запаса пены, учитывающий ее разрушение вследствие воздействия высокой температуры. Он показывает, во сколько раз больше необходимо подать пены ней кратности в объем помещения для тушения пожара.

Vп = Vр-ра ∙ К (5.4.)


2. Выезд и следование к месту вызова (пожара)

Выезд и следование включают в себя сбор личного состава по сигналу «тревога» и его доставку на пожарных автомобилях и иных специальных транспортных средствах к месту вызова (пожара).

Выезд и следование к месту вызова (пожара) должны осуществляться в возможно короткое время, что достигается благодаря:

быстрому сбору и выезду личного состава караула (в течение времени, не превышающего нормативное);

движению пожарных автомобилей по кратчайшему маршруту с предельно возможной, но обеспечивающей безопасность скоростью, в том числе с использованием специальных сигналов и отступлением при необходимости и в установленном порядке от правая дорожного движения; - знанию особенностей района выезда.

Для сокращения времени следования пожарных автомобилей к месту пожара на маршрутах их следования в необходимых случаях и в установленном порядке может перекрываться дорожное движение.

Следование к месту вызова может быть приостановлено только по распоряжению диспетчера гарнизона.

При вынужденной остановке в пути следования головного пожарного автомобиля следующие за ним автомобили останавливаются и дальнейшее движение продолжают только по указанию начальника караула. При вынужденной остановке второго или следующих за ним пожарных автомобилей остальные, не останавливаясь, продолжают движение к месту вызова.

В случае вынужденной остановки, не позволяющей дальнейшее следование пожарного автомобиля к месту вызова, в том числе связанной с неисправностью (включая ДТП), начальник караула (старший начальник на пожарном автомобиле, прекратившем движение) обязан:

немедленно сообщить о случившемся диспетчеру;

оставить для устранения технической неисправности (ожидания сотрудников ГИБДД при ДТП) водителя пожарного автомобиля;

принять меры по доставке личного состава и пожарно-технического вооружения к месту вызова.

При следовании подразделений пожарной охраны к месту вызова по железной дороге, водным или воздушным транспортом старший начальник в пути следования обязан:

обеспечивать сохранность пожарной техники и оборудования;

организовывать размещение, питание и отдых личного состава.

3. Требование правил охраны труда к выезду и следованию к месту вызова (пожара)

Сбор и выезд по тревоге караула обеспечиваются в установленном порядке. По сигналу «Тревога» личный состав караула прибывает к пожарным автомобилям, при этом автоматически должно включаться освещение в караульном помещении и гараже. Запрещается оставлять на путях следования одежду, предметы обихода и т.п.

При использовании спускового столба личный состав обязан выдерживать необходимый интервал, следить за спускающимся впереди для исключения нанесения травмы. При спуске по столбу не следует касаться незащищенными частями рук его поверхности, а спустившись, освободить место для проведения следующего спуска.

Порядок посадки личного состава караула в пожарные автомобили (в гараже или вне его) устанавливается приказом начальника подразделения ГПС, исходя из условий обеспечения безопасности и местных особенностей. При посадке запрещается пробегать перед автомобилями, выезжающими по тревоге.

При посадке вне здания гаража выход личного состава караула на площадку допускается только после выезда пожарных автомобилей из гаража.

Движение пожарного автомобиля разрешается только при закрытых дверях кабин и дверцах кузова. Посадка считается законченной после занятия личным составом караула своих мест в кабине автомобиля и закрытии всех дверей.

При этом запрещается:

Подавать команду на движение пожарного автомобиля до окончания посадки личного состава караула;

нахождение в пожарных автомобилях посторонних лиц.

В пожарных автомобилях разрешается находиться лицам, указывающим направление движения к месту вызова (пожара).

Для предупреждения городского транспорта и граждан о выезде пожарных автомобилей из гаража зажигают специальные светофоры. В случае их отсутствия постовой у фасада обязан красным флажком, а в ночное время суток красным фонарем подавать сигналы.

При выезде из гаража и следовании к месту вызова водитель обязан включить специальные звуковую и световую сигнализации.

Воспользоваться приоритетом движения он может, только убедившись, что ему уступают дорогу.

Начальник караула или руководитель подразделения ГПС, выехавший во главе караула к месту вызова, обязан знать правила дорожного движения и обеспечивать их выполнение водителем.

Ответственность за безопасное движение пожарного автомобиля несет водитель.

Во время движения пожарных автомобилей личному составу подразделений ГПС запрещается открывать двери кабин, стоять на подножках, кроме случаев прокладки рукавной линии, высовываться из кабины, курить и применять открытый огонь.

Применение специальных сигналов на пожарных автомобилях регламентируется нормативными правовыми актами МВД России.

Запрещается пользование специальным звуковым сигналом при следовании автомобиля не на вызов (пожар) и при возвращении в подразделение ГПС.

Личный состав караула, прибывший к месту вызова, выходит из пожарного автомобиля только по распоряжению командира отделения или старшего должностного лица, прибывшего во главе караула.

4. Сбор и возвращение в подразделение

Сбор и возвращение в подразделение - действия личного состава по возвращению сил и средств пожарной охраны с места пожара к месту постоянной дислокации.

Сбор сил и средств на месте пожара предусматривает:

проверку наличия личного состава;

сбор и проверку комплектности оборудования и пожарно-технического вооружения согласно табелю положенности;

размещение и крепление оборудования и пожарно-технического вооружения на пожарных автомобилях;

принятие мер по приведению в безопасное состояние использующихся систем наружного противопожарного водопровода;

уборку (откачку) при необходимости использованных при тушении пожара огнетушащих веществ.

О завершении сбора сил и средств на месте пожара и их готовности к возвращению в подразделения начальник караула (командир отделения) докладывает РТП и (или) диспетчеру гарнизона Возвращение к месту постоянной дислокации проводится по кратчайшему маршруту при поддержании связи с диспетчером. При этом должна быть проведена заправка автоцистерн водой.

Разведка пожара ведется непрерывно с момента выезда подразделения на пожар и до его ликвидации. В пути следования источниками информации о пожаре могут быть внешние признаки пожара, дополнительные сведения с ЦППС, переданные по радиосвязи, карточка или план пожаротушения, личные сведения руководителя тушения пожара об оперативно-тактических особенностях объекта.

Разведка пожара - один из важнейших видов боевых действий пожарных подразделений.

Цель разведки - получить такие данные, на основе которых РТП может определить степень угрозы людям, правильно оценить обстановку на пожаре и принять соответствующие решения.

Основные задачи разведки пожара:

-установить местонахождение людей, определить существующую им угрозу, а также пути и способы спасания;

-определить место и размер пожара, объекты горения, а также пути и скорости распространения огня;

-выяснить опасность взрывов, отравлений, обрушений и других подобных обстоятельств, которые усложняют действия подразделений по тушению, например наличие в зоне огня легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, электроустановок V электросетей под напряжением и др.

-определить возможные пути и направления введения сил и средств позиции ствольщиков, разветвлений и т.д.

В процессе корректирующей разведки РТП выясняет места вскрытия и разборки конструкций для ликвидации горения, успешной борьбы с дымом, ограничения распространена пожара на каком-либо рубеже, определяет необходимость эвакуации материальных ценностей, способы защиты их от огня, воды и дыма, пути и способы эвакуации.

Хорошо поставленная разведка позволяет своевременно оказать помощь людям, вести силы и средства в нужном направлении, малыми силами потушить пожар.

Состав разведки определяется в зависимости от числа прибывших на пожар подразделений, особенностей горящего объекта и складывающейся обстановки. Если на пожар прибыло одно отделение, то в состав разведки входят РТП и связной, а по прибытии двух отделений - РТП, командир первого отделения и связной. Группа разведки в КИПах должна состоять не менее чем из трех человек.

Состав разведки увеличивают, если в ходе ее предполагается провести спасательные работы, а также если малочисленный ее состав может задержать принятие решения по введению сил и средств для спасания людей и тушения пожара. При необходимости вести разведку в нескольких направлениях создают несколько разведывательных групп.

Такая необходимость возникает:

если есть сведения о людях, оставшихся в горящих или задымленных помещениях;

если отсутствуют внешние признаки пожара и никто не встретил прибывшее пожарное подразделение;

при пожарах в зданиях повышенной этажности, с массовым пребыванием людей, когда пожар принял большие размеры, имеется несколько очагов горения, этажи задымлены и необходимо осмотреть большое число помещений на разных этажах.

Разведывательной группой руководит командир отделения или старший начальник. Она должна состоять не менее чем из двух человек.

Число разведывательных групп, их состав и место действия определяет РТП. Он назначает командиров разведывательных групп, ставит перед ними задачи, устанавливает порядок передачи полученных данных и определяет для каждой группы вид пожарно-технического вооружения. На наиболее сложном и ответственном участке разведку возглавляет РТП. Пожарные должны иметь приборы освещения.

Основными способами получения разведывательных данных являются наблюдение (осмотр), опрос осведомленных лиц и изучение документации.

Наблюдение - один из важных и наиболее распространенных способов ведения разведки пожара. Оно начинается еще в пути следования, когда некоторое представление об обстановке на пожаре можно получить по внешним признакам - зареву или цвету дыма. При подъезде к горящему объекту по этим признакам иногда можно судить о месте и размере пожара.

По внешнему виду здания можно определить назначение (жилой дом, административное здание, магазин, склад), степень угрозы соседним объектам, места возможного подхода к пожару (двери, окна, стационарные лестницы и др.). Иногда по внешним признакам принимают решение о боевых действиях (установке лестниц, предварительном или полном боевом развертывании, спасании людей и т.д.).

Более полные данные об обстановке получают в ходе разведки внимательным осмотром горящих и смежных помещений. В частности, определяют подступы к очагам горения;

границы зон горения, теплового воздействия и задымления; преграды, способные задержать огонь, направление и пути распространения огня; места введения сил и средств для тушения.

Опрос лиц, имеющих сведения об обстановке на пожаре, знающих объект, также важный способ получения данных. Консультации по планировке помещений, степени огнестойкости конструкций, имеющимся пожароопасным материалам, особенностям систем вентиляции и энергоснабжения, а также по технологии производства являются нередко не только ценными, но и основными данными. Работники объекта, на котором произошел пожар, как правило, включаются в состав оперативного штаба, в отдельных случаях они могут принимать непосредственное участие в разведке пожара совместно с РТП.

Однако полностью полагаться на достоверность сведений, полученных при опросе лиц, нельзя. Их необходимо уточнять, в ряде случаев тщательно проверять.

Изучение документации как способ разведки применяют для уточнения отдельных данных об объекте пожара. В первую очередь используют оперативные документы, вывозимые дежурным караулом на пожар: планшеты и справочники водоисточников, планы и карточки пожаротушения. На объектах со сложной планировкой используют строительные чертежи, которые дают возможность быстрее разобраться в планировке помещений и наметить путь разведки. В некоторых случаях для разведки пожара в условиях сложного технологического процесса целесообразно использовать его схемы и технологические карты.

Обстановка на пожарах весьма разнообразна, так как различны условия, при которых происходят пожары (время года, погодные условия, условия газообмена и др.), и сами объекты различаются по планировке, пожарной нагрузке. В практике тушения пожаров для многих случаев выработан определенный порядок выявления данных в зависимости от обстановки.

Разыскивая людей в помещениях, необходимо окликать их. Взрослых надо искать у окон, дверей, в коридорах, т.е. на путях, ведущих к выходам из помещений, где они могут находиться в бессознательном состоянии. Детей надо искать на кроватях, в шкафах, за печками, в чуланах, санузлах, под столами и т.д., где они часто прячутся при пожарах.

В задымленных помещениях надо прислушиваться, нет ли стонов, так как по ним можно отыскать пострадавших. Если имеются сведения о местах нахождения людей, но пожарные их там не находят, необходимо тщательно осмотреть и проверить все помещения. Запрещается ограничиваться заявлениями граждан об отсутствии людей. Проверку помещений проводят во всех случаях и только после тщательного осмотра, убедившись в отсутствии людей, прекращают эту работу.

Если на пожаре угрозы людям нет, то все внимание разведки сосредоточивается на отыскании очагов горения. Открытые очаги горения обычно обнаруживаются легко. Для выявления границ открытого горения следует осмотреть место пожара со всех сторон. Значительно труднее определить скрытые очаги горения внутри конструкций, где пожар распространяется по пустотам стен, перегородок, утепленных покрытий, вентиляционным коробам и т.д. Еще труднее в этих случаях определить границы пожара.

Скрытые очаги горения в пустотах выявляются по температуре их поверхности, прогарам, изменению цвета штукатурки или краски, на слух, по выходу дыма через не плотности или трещины и его температуре. Но по месту выхода дыма из щелей не всегда удается точно определить очаг горения, так как иногда дым, распространяясь по пустотам, выходит на значительном расстоянии от места горения. Для уточнения места горения производят контрольную разборку конструкций. Границы горения внутри конструкций и пути его распространения определяют контрольными вскрытиями. Вскрытие конструкций для отыскания очага пожара производится после подготовки средств тушения.

В некоторых случаях место горения можно определить по запаху и цвету дыма.

При разведке пожара в зданиях с покрытиями больших площадей, где приходится преодолевать расстояния 200-300 м, целесообразно помещение, в котором произошел пожар, разбить на участки и на каждый направить разведывательную группу из 4-5 чел. При этом необходимо предварительно разработать маршрут их движения, избрав кратчайшее расстояние. Перед началом разведки обязательно выставляют посты безопасности, которые поддерживают постоянную связь с разведывательными группами.

При пожарах в подвалах определяют возможность распространения горения в вышерасположенные этажи, которые можно использовать для выпуска дыма и введения стволов, планировку и конструктивные особенности подвала. Разведку проводят в горящих отсеках подвала и в соседних с ним. Это необходимо не только для определения возможности распространения в них пожара, но и отыскания подступов к очагу горения.

Если здание разделено противопожарной стеной, то разведку проводят по обеим сторонам ее.

При пожарах в складах в ходе разведки «можно обнаружить вещества с неизвестными свойствами, для выяснения которых необходимо обращаться к специалистам, находящимся на объектах пожара. Если таковых нет, то РТП выясняет свойства веществ по документам или деловым обозначениям на упаковках и таре, а также по другим признакам. Это необходимо для выбора средства тушения и соблюдения мер предосторожности.

В задымленных помещениях место горения определяют по отблескам пламени, шуму горения (потрескиванию), степени нагретости дыма. По запаху дыма можно примерно определить, что горит.

В чердачном помещении, если оно сложно по планировке и сильно задымлено, границы горения определяют прощупыванием кровли сверху, по выбивающимся языкам пламени, местам наиболее интенсивного выхода дыма из-под карниза и слуховых окон; зимой - по местам таяния снега. В ходе разведки выясняют конструктивные особенности чердака, расположение вентиляционных камер, степень угрозы распространения пожара на этажи через перекрытия и противопожарные стены.

К очагам пожара в зданиях нужно добираться кратчайшими и наиболее удобными путями: через двери, лестничные клетки, коридоры. Если эти пути отрезаны огнем или задымлены, используют оконные проемы, пожарные лестницы, коленчатые подъемники. В отдельных случаях в помещения можно попасть через специально проделанные проемы в стенах и перегородках. В задымленных помещениях следует продвигаться вдоль стен ближе к окнам - во весь рост, если дым идет снизу, и пригнувшись или ползком, если дым вверху. Надо обязательно запомнить маршрут движения по характерным предметам, числу поворотов, планировке помещений, оборудованию и т.д. Путевой шпагат или спасательную веревку пропускают через карабин каждого пожарного, входящего в состав разведывательной группы. Пожарные в задымленном помещении или в темноте двигаются колонной по одному. При плохом самочувствии хотя бы одного разведчика группа немедленно прекращает работу и помогает выйти ему на свежий воздух, где оказывает ему помощь. Если разведка велась отделением ГДЗС, то одно звено оказывает помощь пострадавшему, а другое продолжает выполнение боевого задания.

При работе в СИЗОД группа разведки должна иметь переговорное устройство, групповой и индивидуальные электрические фонари. Перед входом в задымленное помещение выставляют пост безопасности. Постовой обязан поддерживать постоянную связь с разведывательной группой и немедленно передавать полученную информацию РТП, начальнику штаба или боевого участка. Постовой не имеет права оставлять свой пост.

Иногда на разведку затрачивается много времени, поэтому каждый работающий в СИЗОД должен следить за расходом воздуха.

5. Спасание людей на пожаре

Главной задачей пожарных подразделений на пожаре является спасание людей, жизни которых угрожают опасные факторы пожара. По прибытии на пожар РТП должен оценить обстановку и принять решение о необходимости спасания или эвакуации людей.

Спасание людей - это боевые действия по спасанию людей, которые не могут самостоятельно покинуть зону, где имеется вероятность воздействия на них опасных факторов пожара (огня, дыма, высокой температуры).

Эвакуация людей - вынужденный процесс самостоятельного движения людей в сопровождении пожарных из зоны опасных факторов пожара.

Порядок и способы спасания определяются РТП и лицами, проводящими спасательные работы, в зависимости от обстановки и состояния людей.

Наличие отравленной атмосферы наиболее вероятно при пожарах на объектах, связанных с применением, получением, переработкой и хранением вредных газов и жидкостей, а также веществ, способных образовывать их при нагревании или горении. Выяснить в процессе разведки пожара наличие их в воздухе можно по специфическому запаху, цвету, вкусу, действию на слизистые оболочки глаз, носа, дыхательных путей.

Путями спасания людей могут служить основные входы и выходы, оконные проемы и балконы, люки в перекрытиях, а также проемы в перегородках, перекрытиях и стенах, существующие в конструкциях или специально сделанные пожарными.

Для спасания людей в первую очередь выбирают кратчайшие и наиболее безопасные пути, так как это не только ускоряет работы, но и дает возможность быстрее приступить к тушению пожара.

Чаще всего пользуются основными выходами и лестничными клетками, поскольку при спасании по этим путям не требуется каких-либо специальных средств. Если все пути спасания плотно задымлены, принимают срочные меры к удалению из них дыма.

Оконные проемы и балконы используют для спасания людей в тех случаях, когда внутренние лестницы, коридоры и другие более удобные пути охвачены пламенем, плотно задымлены или температура воздуха и продуктов сгорания в них превышает допустимые пределы. В этих случаях для спасательных работ применяют специальные средства: ручные лестницы, спасательные устройства, автоподъемники, автолестницы и т.п.

В стенах, перегородках и перекрытиях, применяя механизированный инструмент, проделывают проемы, если все другие пути спасания отрезаны огнем.

Способы спасания людей определяют в зависимости от обстановки на пожаре и состояния людей, которые нуждаются в помощи.

Основные способы спасания людей: самостоятельный выход людей, вывод людей под надзором пожарных, вынос людей, спуск спасаемых с высоты. В большинстве случаев, заметив опасность, люди выходят из помещений еще до прибытия пожарных подразделений. Если в помещениях остались люди, но пути спасания сохранились и состояние спасаемых таково, что они могут без посторонней помощи выйти из опасной зоны, то организуют их самостоятельный выход, показывают или объявляют безопасное направление движения (незадымляемые лестничные клетки, открытые основные и запасные выходы и т.д.).

Когда пути спасания задымлены или мало известны, а состояние и возраст спасаемых таковы, что самостоятельный выход их из опасной зоны весьма сомнителен, организуют вывод спасаемых. Для их сопровождения выделяют пожарных. На объектах и в учреждениях это делается совместно с администрацией. Выносят людей из опасной зоны, если они не могут самостоятельно передвигаться (лежачие больные, малолетние дети, инвалиды и т.д.).

В некоторых случаях способы спасания комбинируют. Например, выводят людей на крышу или балкон и спускают их с высоты по автолестницам или используют другие средства.

По прибытии к месту вызова РТП немедленно устанавливает связь с обслуживающим персоналом объекта и получает сведения о присутствии людей в горящих и смежных с ними помещениях, после чего проходит тщательную разведку задымленных помещений.

В зависимости от обстановки разведка может проводиться в нескольких направлениях. Для этого организуют поисковые группы, которые направляют в различные помещения.

На основании данных, полученных в ходе разведки пожара, РТП принимает решение и отдает распоряжения по спасанию людей. При этом возможны различные варианты действий подразделений:

если на пожар прибыло достаточное количество сил и средств, РТП обязан немедленно организовать спасание людей и лично возглавить спасательные работы; одновременно по его указанию производят боевое развертывание сил и средств для тушения пожара.

если людям угрожает огонь и пути спасания отрезаны или могут быть отрезаны огнем, подача стволов для спасания людей обязательна.

если на пожар прибыло достаточное количество сил и средств и прямой угрозы для жизни людей нет, а РТП уверен, что пожар может быть быстро потушен введенными на ПУТЯХ распространения огня силами и средствами, действия подразделений направляются на предупреждение паники и одновременное тушение пожара.

если сил и средств для одновременного проведения работ по тушению пожара и спасанию людей недостаточно, весь личный состав прибывших пожарных подразделений должен быть направлен на спасательные работы с последующим тушением пожара; подача стволов в этом случае обязательна как в местах. где людям непосредственно угрожает огонь, так и на путях спасания, где возможно распространение пожара

В зависимости от обстановки на пожаре могут быть применены и другие варианты действий по спасанию людей.

Очередность спасания определяется степенью опасности для жизни людей. В первую очередь спасают людей из наиболее опасных мест. При одинаковой степени опасности сначала спасают детей, больных и престарелых. Если люди охвачены паникой, то РТП немедленно применяет меры к устранению и лично руководит работами по спасанию. В момент, когда люди теряются, они легко поддаются сильной воле и выполняют приказания, не задумываясь, поэтому надо спокойным, уверенным, громким голосом подчинить своему влиянию растерявшихся людей. Сохранивших самообладание людей надо привлечь к выполнению общей задачи по эвакуации, быстро и резко подавлять всякую попытку поднять возбуждение.

Если воспользоваться основными путями эвакуации невозможно, используют наружные пожарные лестницы, выдвижные штурмовые лестницы и спасательные веревки. Лестницы устанавливают так, чтобы одна половина окна (балкона) была свободной для перехода на лестницу. Людей, спускающихся по лестнице, страхуют веревкой, которую держит спасающий.

Иногда путь спасания людей проходит через зону задымления, теплового воздействия или горения. В этом случае, если у спасающего нет запасного противогаза, перед преодолением опасной зоны укрывают спасаемого одеялом, покрывалом или накидкой, а его голову обертывают плотной тканью, смоченной водой. Часто люди, особенно дети, боятся спускаться вниз по приставной лестнице, веревке, подъемнику и стремятся спастись через зону, охваченную пламенем, задымленную или с высокой температурой. Чтобы успокоить людей, выделяют одного командира, который руководит действиями людей и одновременно корректирует очередность спасательных работ.

При пожарах в кинотеатрах, клубах, концертных залах, цирках и т.д., где находится много людей, не знакомых с планировкой, путями спасания, выходами, самое важное - предотвратить панику. Если зрители не обнаружили, что в здании возник пожар, им лучше не говорить об этом, а предложить освободить зал по какой-нибудь другой причине. Это должен сделать кто-нибудь из администрации, так как появление пожарного может вызвать панику. Если зрители видят или догадываются, что в здании пожар, и скрывать это невозможно, к зрителям должен обратиться представитель пожарной охраны, который сообщает зрителям, что пожар незначителен, опасности не существует и предлагает выйти из зала, сохраняя спокойствие. Вслед за объявлением обслуживающий персонал и личный состав пожарной охраны должны открыть все двери, ведущие к безопасным путям эвакуации, равномерно направить потоки людей во все выходы и наблюдать за ними, воздействуя на тех, кто ведет себя беспокойно. Прежде всего необходимо быстро вывести людей с галерей, балконов и бельэтажа, где скапливаются продукты сгорания и быстро повышается температура. Обслуживающий персонал действует согласованно по плану эвакуации.

Действия подразделений при пожарах в лечебных учреждениях с людьми, находящимися на излечении, должны быть очень осторожными. Уже при подъезде к зданиям больниц надо действовать так, чтобы не вызвать волнения людей: не подавать сигналы, пожарные машины расставлять вне зоны наблюдения больных, при боевом развертывании громко не командовать.

По прибытии на пожар РТП немедленно устанавливает связь с обслуживающим персоналом и выясняет, какие меры приняты для спасания больных из помещений, число больных, подлежащих спасанию, и их транспортабельность, какой медицинский персонал можно привлечь к работе и куда размещать спасаемых.

Разведку пожара ведут сразу в нескольких направлениях, но без необходимости не заходят в помещения, где находятся больные.

При спасательных работах используют весь медицинский персонал, особенно в родильных домах, нервно-психиатрических и инфекционных лечебницах. Способы и приемы спасания определяет РТП с учетом рекомендаций медицинского персонала.

При спасании лежачих и инфекционных больных решающая роль принадлежит медицинскому персоналу, а действия пожарных сводятся к оказанию помощи при переносе больных, защите путей спасания, удалению дыма из помещений, спасанию по другим путям, недоступным медицинскому персоналу.

Больные, которые могут самостоятельно передвигаться, выходят по обычным путям под надзором медицинского персонала и лиц, выделенных РТП.

Из помещений плотно задымленных и с высокой температурой больных спасают только пожарные подразделения. Пожарные должны быть в СИЗОД и иметь при себе средства освещения и связи.

При спасательных работах по нескольким направлениям РТП на каждое из них назначает ответственного, а сам наряду с руководством тушением пожара возглавляет спасательные работы на наиболее ответственном участке. После окончания спасания тщательно проверяют помещения, а также пути, по которым проводилось оно, чтобы убедиться, все ли больные спасены.

Спасенные больные в течение всего периода тушения пожара находятся под постоянным наблюдением обслуживающего персонала, который проверяет их по спискам.

После спасательных работ в инфекционном помещении личный состав проходит санитарную обработку, руководствуясь указаниями медицинского персонала.

В детских учреждениях РТП тщательно проверяет, не остались ли дети в спальных и игровых комнатах, в подсобных помещениях, шкафах и за ними, на кроватях и под ними, за занавесками и т.д. РТП обязан помочь педагогам быстро вывери детей (в первую очередь младшего возраста) из опасной зоны. На каждый путь эвакуации РТП выделяет командиров и пожарных для руководства спасательными работами.

Спасенных детей размещают в безопасном и теплом помещении под наблюдением обслуживающего персонала. После спасения руководители учреждения делают перекличку детей.

Особенно трудно спасать людей при пожарах в метрополитене, так как сооружения расположены на большой глубине: ограничено число путей спасания: туннели имеют большую протяженность и много ответвлений; в метрополитене скапливается большое число людей. Для взаимодействия пожарных подразделений с администрацией метрополитена разрабатывают специальные инструкции, в которых предусматривают порядок спасания людей.

По прибытии на пожар РТП руководствуется данными, полученными от дежурного по станции или по объекту метрополитена.

Спасательную службу используют для разведки и спасания людей. Разведку для отыскания людей проводят только силами личного состава отделений и звеньев ГДЗС, оснащенными средствами освещения, связи и тушения пожара. При необходимости разведку и поиск людей ведут несколькими разведывательными группами.

При пожарах на железнодорожном транспорте создается угроза жизни людей, находящихся в вагонах горящего поезда и соседних с ним эшелонов. Обстановка осложняется ограниченным числом подъездов и подступов к горящим вагонам, что затрудняет спасательные работы.

По прибытии на пожар РТП налаживает постоянную связь с поездным диспетчером отделения дороги; выясняет у него обстановку; устанавливает степень угрозы людям; при необходимости организует вывод вагонов с людьми из опасной зоны. При тушении и спасательных работах тщательно проверяет все купе и отсеки вагонов.

При пожарах в самолетах и вертолетах, на аэродромах спасания людей затрудняется в результате заклинивания дверей и люков запасных выходов самолетов (вертолетов). РТП в первую очередь ликвидирует горение топлива под фюзеляжем самолета, в районе дверей и люков, предназначенных для спасания людей, вскрывает основные и аварийные люки, а в необходимых случаях - обшивку корпуса и через проделанные проемы выводит или выносит людей в безопасную зону.

На судах морского и речного флота находится большое число пассажиров и обслуживающего персонала в необычных условиях - на воде. Это усложняет спасательные работы. РТП все действия в данном случае согласует с капитаном судна и сразу устанавливает, есть ли на судне пассажиры и надо ли их спасать.

Пути спасания людей из помещений судна - основные и вспомогательные трапы, окна, иллюминаторы, лазы, а также отверстия, проделываемые в палубе, бортах и переборках судна. Способы спасания определяют в зависимости от обстановки, но в основном применяют два: вывод людей в безопасную зону судна и высадку на мотоботы, шлюпки, плоты и спасательные суда.

Спасательные работы на пожарах объектов с массовым пребыванием людей всегда сопряжены с большими трудностями и сложностями, требующими значительных сил и средств. Поэтому на такие объекты расписанием выезда пожарных подразделений предусматривается по первому сообщению о пожаре высылка сил и средств по повышенному номеру вызова.

Личный состав пожарных частей должен хорошо знать особенности зданий и сооружений, расположенных в районе выезда части, чтобы быстро и четко принять меры по эвакуации людей из опасных мест. Поэтому при оперативно-тактическом изучении объектов наряду с решением других задач тщательно отрабатывают тактику спасательных работ.

На все здания и сооружения, где возможно массовое пребывание людей, разрабатывают планы пожаротушения, а на наиболее крупные - планы или карточки.

Во всех случаях, когда проводятся спасательные работы, РТП одновременно с развертыванием сил и средств вызывает скорую медицинскую помощь.

Литература

пожар спасательный охрана тактический

1. И.Ф. Кимстач, П.П. Девлишев, Н.М. Евтюшкин «Пожарная тактика» М. Стройиздат, 1984 г.

. В.М. Соколов «Пожарная тактика» ч. 1, М. Стройиздат, 1976 г.

. Правила охраны труда в подразделениях ГПС МВД РФ, 1995 г.


Похожие работы на - Тушение пожаров

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!