Формальные и реальные условия обеспечения экономической безопасности в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    158,15 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формальные и реальные условия обеспечения экономической безопасности в России

Содержание


Введение

1. Теоретические основы национальной экономической безопасности

1.1 Понятие экономической безопасности

1.2 Структура экономической безопасности

2. Анализ обеспечения экономической безопасности России на современной этапе

2.1 Сущность экономической безопасности с учетом российской действительности

2.2 Энергетический аспект экономической безопасности внешней торговли России в современных условиях

2.3 Экономическая безопасность России как условие обеспечения обороноспособности страны

3. Перспективы обеспечения экономической безопасности России

Заключение

Список используемой литературы

Введение


Экономическая безопасность государства представляет собой защищенность экономики страны от внешних и внутренних угроз, при которой обеспечивается возможность и способность создать достойные социально-экономические условия стабильного функционирования и развития личности, общества и государства.

Важно рассмотрение экономической составляющей и обеспечения региональной безопасности, поскольку экономические отношения и экономика в целом предопределяют развитие любого общества, любого государства.

Современное общество со всех сторон подвержено риску: развитие новых технологий, огромное влияние научно-технического прогресса на человека, изменение климата, рост числа новых заболеваний, появление геополитических центров экономического развития, техногенные катастрофы, дефицит энергоресурсов - всё это заставляет трансформировать роль государства в области экономической безопасности.

Можно без преувеличения утверждать, что, во-первых, все сферы жизнедеятельности человека в той или другой степени содержат своего рода индикаторы, сигнализирующие о возможных опасностях, которые нужно учесть при определении выдвигаемых обществом, корпорациями и личностью целей и при их осуществлении. Во-вторых, значение понятия "безопасность" усиливается из-за возрастания многовариантности и альтернативности целеполагания и методик осуществления целей. Нельзя отдавать предпочтение тем или другим вариантам прогнозирования развития экономики, осуществления инвестиций, формирования бюджета страны без оценки их социально-экономических последствий в виде критериев и индикаторов безопасности. В-третьих, ведущее значение безопасности в системе главных понятий человеческой деятельности, а не только в философском, экономическом, социологическом и политическом аспектах особенно четко проявляется в войнах, техногенных катастрофах, кризисах, террористических актах.

Цель работы: рассмотреть особенности экономической безопасности России.

Задачи работы:

. Рассмотреть теоретические основы национальной экономической безопасности.

. Провести анализ обеспечения экономической безопасности России на современной этапе.

. Рассмотреть перспективы обеспечения экономической безопасности.

Объект исследования - экономическая безопасность.

Предмет исследования - направления обеспечения экономической безопасности России.

1. Теоретические основы национальной экономической безопасности

 

.1 Понятие экономической безопасности


Буквально дословно безопасность означает отсутствие опасности. Подобное представление еще называют безопасностью в узком значении этого слова. В практическом плане такое значение имеет достаточно условный характер, поскольку в реальной жизни ситуации с полным отсутствием угроз встречаются довольно редко.

Более реалистичным является широкое значение безопасности, вытекающее из фактического взаимодействия индивидов и социальных объектов с многочисленными обстоятельствами и факторами, оказывающими на них негативное и деструктивное воздействие. Предотвращение, ослабление, нейтрализация этих воздействий, наносящих ущерб существованию, благополучию, нормальному функционированию людей, социальных объектов, а также поддержание их жизнедеятельности на уровне не ниже предельно допустимых (критических) значений и дает представление о безопасности в более широком плане. Вместе с тем существуют еще несколько смысловых значений безопасности как социального явления.

Становление и развитие человеческого общества всегда было связано с преодолением различных угроз, которые исходили от природы, врагов, технических объектов и пр. Поэтому важнейшим условием функционирования и развития человеческого общества является обеспечение безопасности.

Что же следует понимать под “экономической безопасностью”? Чтобы облегчить понимание данной категории необходимо дать характеристику термину “безопасность” и определить, в чем заключается его суть. Исходя из самого простого логического ряда, термин “безопасность” означает отсутствие опасности; применительно к экономике оно может быть доопределено как состояние защищенности жизненно важных интересов общества и государства от внутренних и внешних угроз. Не менее важной для индивида является адекватная личная оценка уровня безопасности, при этом оценка безопасности для субъекта может не совпадать с ее реальным уровнем; масштабы этого расхождения зависят от полноты и глубины информации о текущей ситуации, от степени влияния ее изменений на состояние безопасности… Но, в любом случае, потребность в защите от нежелательных внешних воздействий и радикальных внутренних изменений, иначе говоря, потребность в безопасности - это базовая, основополагающая потребность, как жизни отдельного человека, семьи, так и различных объединений людей, включая общество и государство.

Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Вообще, категория экономической безопасности по-разному трактуется в научной литературе. Так, например, по мнению В. Л. Тамбовцева, “...под экономической безопасностью той или иной системы нужно понимать совокупность свойств состояния ее производственной подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы”. Тогда как В. А. Савин считает, что “…экономическая безопасность представляет систему защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы страны, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности”.

Итак, в общем смысле слова, под экономической безопасностью следует понимать одну из важнейших качественных характеристик экономической системы, определяющую ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчиво обеспечивать ресурсами народное хозяйство в процессе его развития. Экономическая безопасность государства представляет собой сложную и многоплановую конструкцию. Будучи частью системы национальной безопасности, она одновременно составляет основу для формирования всех входящих в ее структуру элементов: военной, технологической, продовольственной и экологической безопасности.

Немаловажно отметить тот факт, что обеспечение экономической безопасности обусловлено провозглашенной экономической политикой и функционирующей системой общественных отношений, совокупностью материальных и духовных ценностей, разделяемых большей частью общества. Поэтому общество и индивидуум могут и должны требовать (или ожидать) от экономики следующее:

удовлетворение потребностей с учетом сложившихся представлений об уровне цивилизованных социальных норм;

защита перед природными и антропогенными катаклизмами;

обеспечение целостности экономического и территориального устройства для устойчивого развития.

Опыт показывает, что только надежная, эффективная система обеспечения экономической безопасности может служить гарантом суверенитета и независимости страны, ее стабильного и устойчивого социально-экономического развития. В свою очередь, любые изъяны в ней способны причинить ущерб не только экономическим интересам, но внутренней и внешней безопасности и привести к снижению авторитета государства, защищенности его населения. На основе национального опыта можно говорить о том, что в условиях формирования рыночной экономики сужение сферы безопасного существования российского общества способно оказать негативное воздействие на развитие и функционирование отдельных граждан, семей, организаций, государства и общества в целом, усугубляя кризисные элементы в экономике.

Отсюда в условиях экономики России все более очевидна необходимость квалифицированного государственного регулирования, при этом с течением времени споры об ее правомерности перешли из области “за или против регулирования как такового” в сферу выбора направлений и инструментов регулирования. Как показывает практика, усиление государственной активности наиболее актуально для финансовой, кредитно-денежной, инвестиционной и внешнеэкономической сферы.

Таким образом, в данной работе предполагается более детально рассмотреть аспект государственного регулирования экономической деятельности в рамках обеспечения экономической безопасности, особое внимание предполагается уделить таможенному регулированию.

 

1.2 Структура экономической безопасности


Важно подчеркнуть, что экономическая безопасность не есть некая абстрактная теоретическая конструкция. Защищенность национальных интересов обеспечивается готовностью и способностью институтов власти создавать механизмы реализации и защиты интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.

Виды экономической безопасности:

финансовая;

энергетическая;

оборонная;

оборонно-промышленная;

продовольственная.

Финансовая безопасность - это такое состояние финансово-банковской системы, при котором государство может в определенных пределах гарантировать общеэкономические условия функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов.

Основные структурные звенья финансовой безопасности для России - федеральный бюджет, бюджеты регионов, консолидированный бюджет, финансовый рынок, государственный долг (внутренний и внешний), платежный баланс, финансы корпораций и домашних хозяйств.

Энергетическая безопасность - состояние топливно-энергетических отраслей.

Энергетическая безопасность - важнейшая составная часть национальной безопасности, во многом зависящая от надежности энергоснабжения потребителей всех регионов страны.

Оборонная безопасность - состояние структуры армии, ее готовность к отражению внешних угроз.

Необходимы разработка системы геополитических интересов России, определение условий прочности ее геополитического статуса и на этой основе аналитическая оценка следующих составляющих частей оборонной безопасности под углом зрения современных угроз: количественного и качественного состава армии, ее структуры, боевой и моральной готовности, управляемости войск, взаимодействия различных родов войск и т.д.; состояния и качества оборонных сооружений, обустройства границ и т.д.; состояния и качественного состава всех видов вооружения.

Оборонно-промышленная безопасность - это состояние военно-промышленного комплекса, его способность к поддержанию военной (оборонной) безопасности при самом неблагоприятном развитии международной ситуации и угрозах понижения геополитического статуса России.

Аналитическая характеристика оборонно-промышленной безопасности с позиции структуры современных угроз содержит следующие оценки: состояние мощностей, способных производить вооружение, по количеству и качеству соответствующее требованиям военной доктрины; состояние квалифицированных кадров; состояние научно-исследовательских и конструкторских организаций, способных разрабатывать новые, современные виды вооружений.

Продовольственная безопасность - такое состояние экономики России, в том числе ее АПК, при котором население обеспечено соответствующими ресурсами, потенциалом и гарантиями и без уменьшения государственного продовольственного резерва независимо от внешних и внутренних условий удовлетворяются его потребности в продуктах питания в соответствии с физиологическими нормами.

Обеспечение продовольственной безопасности способствует устойчивому социальному климату в обществе. При отсутствии необходимых запасов и резервов в регионах может возникнуть недовольство населения, что позволяет считать продовольственную проблему важнейшим структурным элементом, обеспечивающим национальную безопасность страны. В основе обеспечения продовольственной безопасности лежит организация всего АПК - от выращивания растений и животных до его обеспечения средствами производства и реализации конечной продукции. Это проблемы трудовых ресурсов, сырья, материалов и т.п., охватывающие крупные межотраслевые, а по сути, национальные проблемы.

Структура системы экономической безопасности включает семь блоков, соответствующих основным ее категориям и понятиям:

. Концепция и Стратегия национальной безопасности (например, концепция национальных интересов России).

. Национальные интересы России в сфере экономики (например, конкурентоспособность государства, бизнеса, личности).

. Угрозы в сфере экономики (например, государственный долг, внутренний и внешний).

. Индикаторы экономической безопасности (150 показателей).

. Пороговые значения индикаторов экономической безопасности (например, объем ВВП или доля в ВВП расходов на оборону).

. Организационная структура экономической безопасности (например, Совет безопасности РФ, Управление экономической безопасности, Межведомственная комиссия по безопасности в области экономики).

2. Анализ обеспечения экономической безопасности России на современной этапе

 

.1 Сущность экономической безопасности с учетом российской действительности


Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, экспертов, самых широких слоев народонаселения. Такое интерес отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный ущерб, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают вышеназванные проблемы на авансцену общественной жизни.

Свой вклад в рассмотрение и изучение экономической безопасности в России внесли такие авторы как Авдийский В.И., Дадалка В.А.. Дрейшев Б.В., Кашурников С.Н. Коржов Г.В., Кудров В.М. , Самуэльсон Пол А., Нордхаус Вильям Д.

Современная научная литература содержит достаточно большое количество определений безопасности, в общем виде которые можно сформулировать как - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Термин «экономическая безопасность» появился сравнительно недавно.

Под экономической безопасностью понимается такое состояние хозяйства и институтов власти, при котором обеспечивается подлинная защита национальных общенародных интересов от потенциальных угроз в целях преодоления кризиса, сокращения главных цивилизационных ценностей, природных богатств и основных производственных ресурсов, создание условий для устойчивого и социально направленного развития, поддержания политической стабильности и оборонной достаточности страны в случае реализации даже критических сценариев развития внутренней и международной ситуации.

Понятие «экономическая безопасность» в литературе рассматривается очень широко. Сама экономическая безопасность имеет достаточно сложную внутреннюю структуру. Можно отметить три ее важных элемента:

экономическую самостоятельность, которая в критериях современного мирового хозяйства никак не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В данных критериях экономическая самостоятельность означает возможность контроля страны за государственными ресурсами, приобретение такого уровня производства, эффективности и свойства продукции, который гарантирует ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, обмене научно-техническими достижениями;

стабильность и устойчивость государственной экономики, предполагающие охрану собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать общественные потрясения, и т. д.;

способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в современном динамично развивающемся мире. Создание подходящего климата для инвестиций и инноваций, неизменная модернизация производства, повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня тружеников становятся важными и обязательными критериями устойчивости и самосохранения государственной экономики.

Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и причин, обеспечивающих независимость государственной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.

Содержание понятия " экономическая безопасность РФ " может быть рассмотрено в сравнительно статичном состоянии как комплекс таких важных для государственной экономики элементов, как человеческие ресурсы, технико-производственный, технологический, продовольственный, энергетический, административный и информационный элементы (рис.1).

Рисунок 1 - Содержание понятия "экономическая безопасность РФ"

Если теоретические размышления перевести на предмет нынешней реальной экономической безопасности, то отечественные специалисты отмечают, что современная российская экономика характеризуется двумя составляющими экономической безопасности: внешней и внутренней.

Внутренняя составляющая социально-экономической безопасности характеризуется низкой эффективностью экономики и динамикой негативных тенденций ее развития, связанных с отсутствием государственного планирования экономики и ее несбалансированной структурой в пользу сырьевого сектора, слабой конкурентоспособностью обрабатывающих отраслей и высокой зависимостью от экспорта сырьевых ресурсов, проблемами в социальной сфере.

Внешняя составляющая, включает такие позиции как сырьевая ориентация экспорта, зависимость от импорта продовольствие и фармацевтической продукции, внушительная внешняя задолженность.

Несомненно, главным элементом, обеспечивающим экономическую безопасность любой страны, являются человеческие ресурсы не только в количественном (катастрофически снижающемся), но и в качественном их выражении. К сожалению, здоровье народонаселения России существенно хуже, чем в индустриально развитых странах. В целом по интегральному показателю здоровья россияне находятся на 68-м месте в мире. Средняя трудоспособность русского рабочего, если оценивать по количеству лет работы, потерям рабочего времени в следствии заболеваний и несчастных случаев, энергичности на работе, в два раза ниже, чем рабочего США.

Значимой личностной характеристикой человеческих ресурсов является нравственность. В критериях технологической революции, постоянного усложнения производственных процессов профессионализм, компетентность и мораль человеческих ресурсов в значимой мере определяют экономическую сохранность общества.

Большое значение для обеспечения экономической безопасности страны имеет ее технико-производственная составляющая. В итоге значимого роста импорта машин и оборудования в Россию начала складываться все более ощутимая зависимость от западных поставок. Особенно высока она по металлообрабатывающему металлургическому и химическому оборудованию. В случае обострения экономического положения или развязывания прямого военного противоборства такая зависимость может привести к значимым экономическим затруднениям. Вот почему так необходимо отечественное создание машинно-технической продукции высочайшего качества и в достаточном количестве.

Технологическая составляющая экономической безопасности подразумевает такое положение научно-технического потенциала страны, которое гарантирует в минимально короткие сроки самостоятельную разработку новейших технологических решений, обеспечивающих прорыв в ведущих отраслях гражданского и оборонного производства. Массовое же внедрение многообещающих технологий станет содействовать ускоренному переводу экономики на интенсивную модель развития, существенному изменению экспортно-импортной структуры русской экономики, ликвидации ее экономической зависимости от зарубежных государств.

Индустриально развитые страны уделяют исключительное внимание развитию информационных технологий.

Развитие информационных сетей и спутниковой связи позволяет легко преодолевать национальные границы и придает жизни общества все более глобальный характер. Освоение комплекса новейших информационных технологий и Интернета сравнивают с изобретением и распространением книгопечатания.

Для нашей страны вызов глобализации означает необходимость постепенного перехода от энергосырьевого экспорта к наиболее сбалансированному участию методом интеграции российского технологического потенциала в мировую экономику, экспорту наукоемкой продукции и услуг.

Важным составляющей системы экономической безопасности является продовольственная составляющая, предполагающая способность сельскохозяйственного сектора экономики обеспечить народонаселение страны продовольствием, а индустрия - нужным сельскохозяйственным сырьем.

Сегодня угроза утраты продовольственной независимости страны становится весьма реальной. Архаичность сельского хозяйства и в целом продовольственного комплекса России резко ухудшилась в итоге избранного варианта проведения аграрной реформы.

В системе экономической безопасности велика роль энергетической составляющей, которая подразумевает обеспечение стабильности поставок энергоносителей для нужд государственной экономики и оборонного комплекса.

2.2 Энергетический аспект экономической безопасности внешней торговли России в современных условиях


В настоящее время во внешней торговле параллельно протекают два процесса: интеграция и глобализация. С одной стороны, глобализация стала широко распространенным экономическим и социально-политическим явлением, характеризующим все стороны мирового хозяйства. С другой стороны, интеграционные процессы по региональному признаку составляют противоположно направленный процесс. В связи с этим противоречием наблюдается рост рисков для национальных экономик.

Усиление влияния глобальной экономики на социально-экономическое развитие России происходит на фоне ужесточения конкуренции, повышения роли транснациональных факторов развития. В этой связи существенно возрастает роль внешнеторговой политики как одного из важнейших инструментов социально-экономического развития России, инновационного обновления и повышения конкурентоспособности экономики, обеспечения защиты национального рынка товаров и услуг.

Внешнеторговый аспект экономической безопасности России на пути интеграции в глобальные процессы имеет важную особенность. Сложившаяся к настоящему времени модель глобализации российской экономики, основанная преимущественно на экспорте сырья, энергоносителей, полуфабрикатов и импорте машин, оборудования, узлов, компонентов, содержит в себе очевидные экономические и торгово-политические угрозы. Однако сегодня именно они определяют специфику российской внешнеторговой деятельности, ее приоритеты, преимущественные формы и меры государственного регулирования торговой деятельности.

При этом позиционирование России на мировом рынке как энергетической державы вызывает рост экономических рисков. Одним из потенциальных рисков является добыча сланцевого газа.

Сланцевый газ - природный газ, добываемый из сланца, состоящий преимущественно из метана. Благодаря резкому росту его добычи, названному "газовой революцией", в 2009 г. США стали мировым лидером по добыче газа (745,3 млрд. куб. м). В первом полугодии 2010 г. крупнейшие мировые топливные компании потратили $21 млрд. на активы, которые связаны с добычей сланцевого газа. Ресурсы сланцевого газа в мире составляют 200 трлн. куб. м.

Про сланцевый газ в Америке знали давно, но только 5 лет назад начались серьезные инвестиции в эту сферу, и уже в 2008 г. его добыча стала заметной: больше половины американского газа стало добываться из всех трех нетрадиционных источников (газ из плотных песчаников, метан из угольных шахт и сланцевый газ). При этом именно сланцевый газ обеспечил взрывной рост добычи, изменил правила игры на рынке, стал, по определению министерства энергетики США (DOE), game changer. С 2010 г. DOE использует уже "политкорректное" название для газа из нетрадиционных источников (unconventionals) - газ из коллекторов с низкой проницаемостью (low permeability reservoirs). И это понятно: распространение активности на все новые сланцевые залежи привело к тому, что добыча сланцевого газа в США выросла с 1 трлн. куб. футов (28,3 млрд. куб. м) в 2006 г. до 4,8 трлн. куб. футов (136 млрд. куб. м) в 2010-м, что составило 23% общей добычи газа в стране.

В июле 2011 г. Институт Бейкера Университета Райс (Хьюстон, Техас) опубликовал доклад "Сланцевый газ и национальная безопасность США", подготовленный по заказу министерства энергетики США. Главный вывод доклада: развитие технологий освоения залежей сланцевого газа в Северной Америке существенно меняет расстановку сил в мировой энергетике и может заметно укрепить экономическое положение и геополитические позиции США. За последнее десятилетие произошло изменение парадигмы: США из крупного импортера природного газа превращаются в экспортера этого сырья.

Геополитические последствия этой "смены парадигмы" видятся авторам доклада следующим образом. Будет снижена зависимость США от импорта дорогого СПГ, сократится дефицит внешнеторгового баланса. Кроме того, более широкое использование природного газа снизит американские выбросы парниковых газов, а поставки американского газа на экспорт усилят конкуренцию производителей энергоресурсов на глобальных рынках, что положительно отразится на ценах. Увеличение поставок американского газа на мировой рынок сократит потенциальную угрозу со стороны формируемой "газовой ОПЕК" (форума стран - экспортеров газа, ФСЭГ) и ослабит энергетическое влияние в мире таких стран, как Россия, Венесуэла и Иран. Эти страны будут ограничены в возможностях применять "энергетическое оружие" и использовать "энергетическую дипломатию" в противовес интересам США на мировой арене. В частности, роль сланцевого газа на мировых рынках проявится в том, что ослабнут рычаги влияния России на Европу - поставки российского газа на европейские рынки упадут до 13% (на пике в 2007 г. они составляли 26%).

Рисунок 2 - Поставки газа на рынок США

Для обеспечения интересов энергетической безопасности как составной части экономической безопасности России весьма актуален поиск новых стратегических ориентиров экономического развития, выбор современной модели международной специализации, учитывающей национальные интересы в условиях дальнейшей глобализации мирового рынка. Одним из таких ориентиров может выступить развитие химической промышленности России за счет переориентации с внешнего рынка на внутренний: строительство новых заводов по производству СПГ, строительство нефтеперерабатывающих заводов, развитие отраслей химической промышленности.

Но кроме угроз на внешнем рынке есть ряд проблем на внутреннем, устранение которых позволит выйти на мировой уровень развития энергетического сектора внешней торговли: высокая степень износа основных фондов ТЭК (в электроэнергетике и газовой промышленности - почти 60%; в нефтеперерабатывающей промышленности - 80%); несоответствие производственного потенциала ТЭК мировому научно-техническому уровню, включая экологические стандарты; слабое развитие энергетической инфраструктуры в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке; зависимость российской экономики и энергетики от экспорта природного газа и нефти.

Анализ энергетической стратегии России позволил выделить факторы снижения угроз экономической безопасности: развитие и территориальная диверсификация энерготранспортной инфраструктуры; формирование нефтегазовых комплексов в восточных регионах страны; освоение углеводородного потенциала шельфа арктических морей и северных территорий России; развитие нетопливной энергетики; развитие энергосбережения; развитие химической промышленности.

 

2.3 Экономическая безопасность России как условие обеспечения обороноспособности страны


Анализ современной экономической ситуации в России свидетельствует о наличии большого числа рискообразующих факторов как внутри национального хозяйства, так и во внешней среде. Рискообразующие факторы - это процессы или явления, способствующие возникновению того или иного вида риска (угрозы, опасности) и определяющие его характер. В экономике действует большое количество рыночных рисков, порожденных разными рискообразующими факторами, которые можно разбить на несколько классификационных групп. По источнику возникновения рискообразующие факторы подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние факторы продуцируются эндогенно, самой национальной экономикой, в то время как внешние - экзогенны и являются результатом функционирования внешней среды. Поскольку рискообразующие факторы возникают в различных сферах социально-экономической системы, логично определить их функциональную структуру. В соответствии с этим рискообразующие факторы могут возникать в сфере общественного производства и финансов, социальной и институциональной сферах и др.

Сопоставление внутренних и внешних угроз экономической безопасности России показывает, что наибольшую опасность для нашей страны представляют внутренние угрозы. Рискообразующие факторы ряда внешних угроз обусловлены в немалой степени внутренними проблемами российской экономики.

Проблема конкурентоспособности российской экономики не теряла своей актуальности ни во времена командно-административной экономики, ни в настоящее время. В бывшем СССР оторванность науки от производства, невосприимчивость государственных предприятий к нововведениям привели к серьезному отставанию на мировых рынках. Хотя, следует отметить, что существовавшая в прошлом экономическая система, хотя и не ставила перед собой цель быть конкурентоспособной по международным стандартам, но позволяла концентрировать огромные ресурсы на отдельных отраслях экономики и в определенных областях конкурировать и даже временно превосходить основных мировых конкурентов (США, страны Западной Европы и Японию). Конкурентоспособные отрасли до сих пор на слуху: ВПК. космос, фундаментальная наука, спорт, искусство. Но сегодня, несмотря на революционный переворот в политике и экономике, переход на рыночную систему хозяйствования, приватизацию крупнейших предприятий и открытие экономических границ страны, даже в выше перечисленных областях Россия потеряла прочные позиции (за исключением, пожалуй, вооружений) и стремительно теряет запас конкурентоспособности.

По своей сути конкурентоспособность - это синтез сравнительных и конкурентных преимуществ страны. Сравнительными национальными преимуществами экономики России являются дешевый труд, богатые природные ресурсы (35 % мировых запасов сырья), благоприятные географические и климатические факторы. Конкурентные преимущества -это научно-технический и образовательный потенциал, новые технологии и инновации на всех стадиях - от дизайна нового продукта до его продвижения к потребителю. Россия располагает уникальными возможностями создания глобальных транспортных коридоров и иных коммуникаций, связывающих через её территорию Север Европы и Южную Азию, Запад Европы и Юго-Восточную Азию с помощью международных железнодорожных, автомобильных и авиационных сетей. В перспективе это может привести к снижению издержек производства, повышению объёмов производства и жизненного уровня населения.

По данным докладов, готовящихся для ежегодных международных экономических форумов в Давосе. Россия по своей конкурентоспособности находится на одном из последних мест из числа 59 стран, взятых для сопоставления. Сравнительно сильными сторонами российских фирм эксперты этих форумов считают инновационный потенциал, товарный дизайн, наличие технологических цепочек, объединяющих разные предприятия в одном производственном комплексе. Сравнительно слабыми сторонами они считают плохую ориентацию на потребителя (включая маркетинг) и низкое качество производственного процесса. К сильным сторонам российской предпринимательской среды эксперты форумов относят высокий уровень научно-исследовательских институтов, качество инженеров, конструкторов и учёных, разветвлённую сеть железных дорог. Слабые стороны, по их мнению - низкое качество телефонной и факсимильной связи, вялая конкуренция на региональном уровне и неэффективность антимонопольной политики.

Россия все же обладает внушительным научно-техническим потенциалом. Общее количество ее ученых составляет 850 тыс. человек. В стране действует около 4 тыс. научно-исследовательских институтов. Огромным научным потенциалом располагает весьма развитая система высшего образования. Тем не менее, результативность этого потенциала явно недостаточна.

Главными проблемами, снижающими эту результативность и влияющими на устойчивость системы экономической безопасности, являются:

отставание России по технологическим параметрам от современных мировых научно-технологических лидеров, ведущие позиции которых определяют не военная сила и не экономическая мощь, а наука, знания, образованность населения, квалификация работников, заинтересованных в постоянном наращивании масштабов инновационного процесса. Следует отметить, что если у этих лидеров сегодня функционирует постиндустриальная экономика, экономика, базирующаяся на инновациях и прогрессирующих знаниях, то в России преобладает по существу начальный этап развития индустриальной экономики;

неучастие России в широкомасштабном процессе создания инновационных сетей, которые включают в себя научно-технические ресурсы многих стран и являются важной опорой глобализации мировой экономики и неучастие в совместном научно-техническом творчестве разных стран и их корпораций в интересах не только бизнеса, но и экономического и научно-технического развития всего мира:

низкая инновационная активность российских предприятий и слаборазвитое производственно-технологическое воплощение HИOKP в принципиально новых продуктах и продуктах повышенного качества. Так, лишь 5,2 % российских промышленных предприятий могут быть отнесены к инновационно активным (против 33% в США). В результате США контролируют 40 % мирового рынка высокотехнологичных товаров, а Россия - лишь менее 0,5 %;

отсутствие стратегии формирования конкурентной среды, которая бы позволяла проводить жёсткий отбор производителей по уровню их конкурентоспособности;

сохранение непрозрачности отношений государства и бизнеса, науки и производства;

отсутствие законодательной базы, гарантирующей нормальное функционирование здоровой конкурентной среды.

Созданный неблагоприятный климат для повышения конкурентоспособности российских предприятий требует принятия следующих срочных мер по обеспечению выживаемости российской экономики в условиях все обостряющейся конкуренции но мировом рынке в процессе его глобализации:

) разработка государственной научной политики с увязкой с инновационной и промышленной политикой, политикой нового этапа приватизации и политикой в отношении малого бизнеса;

) ускорение научно-технического прогресса и повышение конкурентоспособности, ключ к которым лежит в свободном предпринимательстве, рыночных механизмах;

) последовательное проведение политики по укреплению российской науки на базе укрепления фундамента реального сектора российской экономики, прежде всего в части сельского хозяйства и промышленных отраслей, производящих предметы народного потребления;

) перевод российского производства на инновационный путь развития;

создание мощного комплекса инновационных производств, работающих в условиях зрелой рыночной инфраструктуры;

последовательное проведение политики постоянной поддержки и расширения новых конкурентных преимуществ тех предприятий, которые ориентируются на выпуск новой технологичной продукции и создание собственных брэндов, при этом освобождаясь от неконкурентоспособных предприятий-банкротов:

проведение антимонопольной политики с запрещением любой искусственной поддержки и лоббирования интересов отдельных, особенно неэффективных производителей;

завершение реформы естественных монополий, направленной на формирование конкурентоспособных блоков внутренних производителей;

разработка национальной программы повышения производительности труда и конкурентоспособности производства в целях стимулирования отечественного инновационного бизнеса, усиления связей между академическими институтами и вузами, отраслевыми НИИ и лабораториями и промышленными предприятиями;

изменение налогового режима для инновационных фирм и подразделений;

разработка надёжного законодательства по защите интеллектуальной собственности. Факторами и условиями обеспечения вышеперечисленных мер, направленных на создание интеллектуальной экономики, основанной на знаниях, могут являться следующие:

. Реформирование российской науки, включающее следующие этапы:

коммерциализация сферы НИОКР: встраивание в рыночный механизм учёных, прикладное использование их достижений:

ориентация исследований (в том числе и фундаментальных) на конкретные целевые программы, на конкретное финансирование научно-технических проектов, связанных с развитием инновационного бизнеса:

выстраивание сетей «наука - эксперимент - производство» и увеличение в результате этого доли частного финансирования НИОКР при снижении доли государственного финансирования.

. Обеспечение достаточного объема финансирования научно-технической сферы. К сожалению, затраты на НИОКР в стране составляют порядка 12 млрд. долл., в то время как в США - 264. в Евросоюзе - 150 и в Японии - 130 млрд.долл. К тому же. необходимо учесть, что значительная часть наших затрат на НИОКР по прежнему идет в военно-промышленный комплекс и почти не касается выпуска массовой отечественной продукции гражданского назначения.

. Формирование тесной связи между сферой НИОКР и промышленностью:

создание государственной системы поощрения предпринимателей за использование в производстве новейших достижений отечественной науки и техники:

целевое финансирование особо важных и перспективных проектов:

снижение налогов, предоставление специальных кредитов, лизинг новейших видов машин и оборудования под государственные гарантии.

. Открытое признание государством приоритетности научно-технического прогресса и инновационного развития перед ростом производства. Государство должно иметь специальные программы по ускорению научно-технического прогресса и инновационному развитию российской промышленности. Такие программы имеются практически во всех развитых странах мира.

. Расширение международного научно-технического сотрудничества, изучение полезного зарубежного опыта.

3. Перспективы обеспечения экономической безопасности России


февраля 2010 г. Президентом России подписан новый федеральный закон «О безопасности». В этом законе определены следующие виды деятельности по обеспечению безопасности, непосредственно касающиеся проблем экономической безопасности: прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз безопасности; определение основных направлений государственной политики и стратегического планирования в области обеспечения безопасности; применение социально-экономических мер в целях обеспечения безопасности.

Определение в федеральном законе указанных видов государственной деятельности по обеспечению безопасности предъявляет к проекту бюджета и к прогнозу социально-экономического развития страны требования по глубокому анализу наиболее вероятных угроз национальным интересам России, прежде всего, в области экономики.

В целях обеспечения системного анализа всех угроз экономической безопасности России осуществлено их структурирование и ранжирование по следующим блокам: угрозы первого уровня опасности, угрозы, им сопутствующие, и угрозы второго уровня опасности.

Угрозы первого уровня опасности затрагивают реальный сектор экономики. Опасность этих угроз состоит прежде всего в том, что они воздействуют на масштабы российской экономики, определяющей ресурсную обеспеченность страны, способность отечественного производства обеспечить себя и население необходимыми мощностями и качественными конкурентоспособными товарами и услугами.

К ним относятся: Угроза продолжающегося отставания России от развитых стран по масштабам экономики и конкурентоспособности. Несбалансированная структура экономики и товарных рынков. Отсутствие развитого машиностроительного и потребительского комплексов. Медленная диверсификация производства. Слабая активизация инновационных процессов. Неустойчивость роста добычи нефти и газа. Отсутствие мер, стимулирующих рост мелиорации земель, производства комбикормов, обеспеченности сельских товаропроизводителей современной техникой и т.д. Низкая инвестиционная активность предпринимателей, в том числе государства.

Государство, если оно всерьез озабочено модернизацией экономики, должно стать главным генератором активизации модернизационно- инновационных процессов.

Угрозы, сопутствующие угрозам первого уровня опасности:

Следует подчеркнуть, что блок угроз экономической безопасности, названных сопутствующими может быть преодолен только в результате достижения достаточно высоких темпов экономического роста и диверсификации производства на инновационной основе, в том числе и за счет крупных бюджетных инвестиций.

Угрозы экономической безопасности второго уровня.

В этот блок угроз экономической безопасности внесены угрозы, возникающие в финансовой сфере. Их возникновение связано с особенностями бюджетной политики 2012-2014 гг. ориентированной на максимальное сдерживание бюджетных расходов и необоснованное снижение дефицита бюджета, что замедляет темпы экономического роста и инновационного развития экономики.

Среди угроз второго уровня в настоящее время наиболее значимыми являются: Дефицит бюджета. Монетизация экономии. Инфляция. Низкая кредитная активность банков, высокая волатильность валютного и финансового рынков, внешний и внутренний долг, бегство капитала.

Принятие в декабре 2010 г. федерального закона «О безопасности» предъявляет особые требования к государственной деятельности по прогнозированию, выявлению, анализу и оценке угроз безопасности, применению социально-экономических мер в целях обеспечения безопасности, осуществлению стратегического планирования в области обеспечения безопасности и др.

В качестве наиболее востребованных мер по обеспечению экономической безопасности представляется целесообразным: закрепить за каждым министерством экономического блока правительства круг вопросов и показателей, по которым оно осуществляет прогнозирование, анализ, выявление и оценку угроз и стратегическое планирование в области обеспечения экономической безопасности; установить, что головным в области организации и координации государственной деятельности в области обеспечения экономической безопасности является Минэкономразвития РФ, что должно быть отражено в его Положении; восстановить разработку в составе ежегодных докладов о прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации специального раздела об изменении уровня экономической безопасности; разработать и принять новую редакцию Стратегии или Доктрины экономической безопасности с включением в нее количественных параметров пороговых значений экономической безопасности. экономическая безопасность угроза

Разработка пороговых значений экономической безопасности России, включая финансовые индикаторы, индикаторы развития реального сектора экономики и социальной сферы, позволят давать более качественную оценку состояния российской экономики, а значит, и вырабатывать более действенные пути и меры по ее улучшению и модернизации.

Период 2012-2014 гг. знаменует собой вхождение российской экономики в посткризисный этап социально-экономического развития. Главной задачей бюджетного планирования в этот период и главной трудностью в этих условиях станет достижение оптимального баланса между финансовым обеспечением стоящих перед российской экономикой задач и снижением дефицита бюджета.

Федеральный бюджет и прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2014 г. характеризуется некоторыми позитивными чертами. Однако эти позитивные сдвиги совершенно недостаточны, чтобы придать российской экономике новый облик. Прогнозируется плавно-инерционное развитие российской экономики, без заметных усилий государства по прорывному ускорению модернизационно-инновационных процессов.

В Федеральном бюджете продолжает использоваться ничем не обоснованный подход, ориентированный преимущественно на минимизацию бюджетных расходов и дефицита бюджета, а не на финансовое обеспечение насущных социально-экономических проблем, что снижает возможность активно влиять на темпы экономического роста и модернизационно-инновационные процессы. Предусматривается последовательное уменьшение бюджетного содействия решению социально- экономических проблем. Поэтому такой низкий рост в реальном выражении бюджетных расходов представляется преждевременным, не отвечающим современным задачам социально-экономического развития России, противоречащим курсу на ускорение экономического роста и модернизационно-инновационных процессов.

Представляются недостаточными предусмотренные прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации инерционные темпы экономического роста. Эти темпы экономического роста делают проблематичным решение задачи выхода России даже к 2020 г. в пятерку наиболее экономически развитых стран мира.

Следует отметить, что приведенные в бюджете данные о диверсификации производства на инновационной основе не раскрыты должным образом, хотя именно это должно быть в центре внимания при разработке и рассмотрении перспективных направлений бюджетной политики. Необходимо существенно пересмотреть в будущем состав приложений к бюджету и прогнозу социально-экономического развития страны, дополнив их детальными данными о расходах на модернизационно-инновационные нужды и результатах этих расходов. В главных экономических документах страны, бюджет, прогноз необходимо четкое выделение модернизационно-инновационной составляющей.

Продолжает оставаться острой проблема недостаточно быстрого роста доходов населения. Упорное продолжение подсчета уровня бедности путем сравнения с величиной прожиточного минимума, который давно перестал отражать современные жизненные стандарты, затушевывает массу проблем, создает ложное, обманчивое представление о возможности ее решения в обозримом периоде обычными инерционными мерами.

Сильным социальным раздражителем продолжает оставаться состояние отраслей социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства. В то же время, весьма позитивными следует признать направления бюджетных расходов на развитие здравоохранения и образования.

Необходимо признать, что решение жилищной проблемы на минимально необходимом уровне, т.е. при доведении жилищной обеспеченности к 2020 г. хотя бы до 30-35 кв.м. на человека например, как в странах Восточной Европы, расселение коммуналок, ликвидация ветхого и аварийного жилья возможно только за счет бюджетных инвестиций в жилищное строительство. Необходимо дать принципиальную оценку управленческим решениям направленным на получение сиюминутной экономии в жилищной сфере, без учета будущих последствий.

Другим социальным раздражителем здесь является рост тарифов на услуги ЖКХ. Темпы их прироста сегодня в 2 раза выше инфляции. При этом качество этих услуг не улучшается, а порой ухудшается. Реформы, проводимые в ЖКХ, не удались. Потеряна управляемость отрасли и ответственность управленческих структур за стоимость, и качество предоставляемых в сфере ЖКХ услуг.

Заключение


Подводя итоги, можно сказать, что перед Россией стоит, во-первых, задача реформирования науки, иначе без этого увеличение ее финансирования не даст необходимого эффекта, во-вторых, перевод российского промышленного производства на инновационный путь развития на базе экономики, основанной на знаниях и. в-третьих, расширение научно-технических связей и партнерства с мировыми научно-технологическими лидерами. При этом инновационная способность является важнейшим фактором конкурентоспособности. Если страна обладает такой способностью, то она имеет стратегическое преимущество. Следовательно, необходимо сформировать современные механизмы связи науки и бизнеса, обеспечить конкретный выбор приоритетов и «точек роста» на инновационной основе.

Россия может и должна интегрироваться в мировое научно-техническое пространство, стать достойным партнером мировых научно-технических лидеров в области инноваций и торговли высокотехнологичными продуктами. Ведь, несмотря на уход из науки и конструкторских бюро многих ученых и изобретателей. Россия все же сохранила свой внушительный научно-технический потенциал. В нашей стране работает 12 % всех ученых планеты (четвертое место после США. Японии и Китая), однако главная проблема заключается в том. что слабо развито инновационное предпринимательство. Мы включены в процесс глобализации и являемся частью этой целостной системы. Но это включение относится, прежде всего, к сырьевым отраслям, что позволяет характеризовать нас. как «сырьевой придаток экономики западных стран». Но, во-первых, Россия продает сырье не только на Запад, но и странам СНГ и Китаю. Во-вторых, масштабный экспорт сырья ещё не снимает перспектив индустриального и постиндустриального развития для страны.

Будущее место России в мире в целом и в евро-атлантическом регионе в частности, зависит, прежде всего, от политики, мер и действий российского руководства, общества и государства, от масштаба и интенсивности экономических реформ, от степени интеграции в мировое хозяйство в условиях грамотного сочетания рыночной среды, расширяют и углубляют которую научно-технический прогресс с инновационной экономикой и государственного регулирования.

Таким образом, главным фактором обеспечения экономической безопасности России является повышение конкурентоспособности российской экономики при активизации инвестиционного процесса, а также сохранении науки и перевода ее на приоритетное финансирование.

Список используемой литературы


1.     Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. - 1994. - №12. - С.3.

2.      Авдийский В.И. Национальная экономическая безопасность в условиях глобализации // Международное публичное и частное право. 2012. N 2. С. 9 - 10.

.        Баранов В.Д. Экономическая безопасность внешнеторговой сферы в условиях глобализации экономики: Автореф. дис. ... докт. эконом. наук. М., 2011.

.        Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник. - М.: Юрайт-М, 2002. - 384с.

.        Борисов К.Г. Международное таможенное право. М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 2010.

.        Боташева Л.Э. О некоторых вопросах обеспечения экономической безопасности на муниципальном уровне // Общество и право. 2010. N 4. С. 77 - 79.

.        Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. М.: Финансы и статистика, 2009.

.        Вардуль Н. Когда перестанут покупать газ // Новая газета. 2010. 17 ноября.

.        Глазьев С. Основа обеспечения экономической безопасности страны - альтернативный реформационный курс. РЭЖ, 1997, №2. - С. 16-17.

.        Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природных ресурсов. М.: Аспент Пресс, 2006. - 319 с.

.        Данилов Р.В. Экономическая безопасность внешней торговли России в современных условиях (энергетический аспект) // Таможенное дело. 2012. N 2. С. 15 - 17.

.        Иванов Н. Сланцевый газ и медный таз // Новая газета. 2011. 6 октября.

.        Кудров В.М. Перспективы развития российской науки до 2015 года // Экономика 21 века. 2008. № 7. С.137-156.

.        Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: учебное пособие для студентов вузов / Рук. авт. коллектива и науч. ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2007. - 1040с.

.        Курс экономической теории: учебник / Под общей редакцией Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: «АСА», 2007. - 848с.

.        Основы таможенного дела. Учебник для слушателей таможенной академии и студентов вузов / Под редакцией В.Г. Драганова -М.: Экономика, 2008. -С.687.

.        Официальный сайт издательства «Российская газета» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.rg.ru/

.        Официальный сайт Министерства экономического развития РФ - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru

.        Петров В.И. Таможенный контроль товаров, подлежащих нетарифным мерам регулирования ВЭД. - Ростов - на - Дону, Рост. Филиал РТА, 2009.

.        Промышленность России. 2008. Стат.сб. / Госкомстат «Hоссии». М., 2008. 381 с.

.        Ромащенко Т.Д. Экономическая безопасность национального хозяйства: Теория, методология, формирование в России: монография / Т.Д. Ромащенко, Воронеж: Изд-во Воронежский государственный университет, 2009. 216 с.

.        Россия и страны мира : сб. стат. // Госкомстат России. М., 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b08_39/Main.htm/

23.    Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика. М.: Вильямс, 18-е изд., 2008. - 214 с.

.        Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика: Учебник. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 6-е изд., 2006. - 378 с.

.        Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности".

.        Экономическая безопасность / Под ред. В.К. Сенчагова. - М.: Дело, 2008. - 859 с.

.        Экономическая и национальная безопасность / Под ред. Гончаренко Л.П. - Из-во: Экономика, 2008. - 543 с.

Похожие работы на - Формальные и реальные условия обеспечения экономической безопасности в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!