Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,13 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения

Содержание

Введение

1. Понятие участников уголовного судопроизводства и их классификация

2. Понятие участников уголовного судопроизводства. Прокурор, его правовое положение и функции

3. Следователь, его правовое положение и функции

4. Руководитель следственного органа, правовое положение и функции

4. Потерпевший, его правовое положение и функции

5. Частный обвинитель, его правовое положение и функции

6. Гражданский истец, его правовое положение и функции

7. Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя

Заключение

Литература

Введение

Цель данной контрольной работы: определить полномочия, правовой статус участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, полностью охарактеризовать их, рассмотреть новые изменения, вступившие в силу касательно уголовного процесса.

В группу, представляющую сторону обвинения, входят государственные органы и должностные лица, осуществляющие от имени государства уголовное преследование по делам частно-публичного и публичного обвинения, а также поддерживающие обвинение в суде, а также частные лица, поддерживающие в суде обвинение по делам частного обвинения.

Эта группа состоит из двенадцати участников, которые так или иначе участвуют в осуществлении правосудия, помогают раскрытию преступлений, предотвращают их, всеми силами стараются соблюдать законы Российской Федерации и иные подзаконные акты.

У некоторых участников не так уж и много полномочий для осуществления целей, поэтому от одного лица, дела переходят к другому.

Все они действуют по одной схеме и цель ее: найти достаточно фактов, оснований чтобы утверждать о виновности или не виновности лица в совершенном преступлении.

В этой работе поставлены задачи, их необходимо выполнить, а для этого нужно использовать, опираться на источники, литературу, которая будет использована в данной контрольной работе.

участник уголовное судопроизводство обвинение

1. Понятие участников уголовного судопроизводства и их классификация

Участники уголовного судопроизводства - это государственные органы и должностные лица, которые осуществляют производство по уголовному делу, а также иные юридические, должностные и физические лица, вовлеченные в сферу уголовного судопроизводства, в связи, с чем они являются носителями определенных прав и должны исполнять определенные обязанности.

Правовой статус участника судопроизводства - это совокупность его прав и обязанностей, установленных нормами права и отвечающих выполняемой им процессуальной функции. Правовой статус не произволен, а определяется выполняемой участником функцией и не может выходить за ее границы. Так, например, неправомерно возлагать на суд обязанность возбуждать уголовные дела, так как это не согласуется с функцией правосудия, соответствуя функциональным задачам уголовного преследования; нельзя заставлять обвиняемого, подозреваемого или любое другое лицо давать показания против самого себя, ибо подобная обязанность есть принадлежность функции обвинения, а не защиты, и т.д.

Что же касается процессуальных функций участников уголовного судопроизводства, то это такие направления процессуальной деятельности, которые объединяют различных участников судопроизводства в отдельные группы, определяют содержание их правового статуса, разграничивают в процессуальной деятельности противоречивые интересы и направляют их на достижение общих целей и задач уголовного судопроизводства. Коротко можно сказать, что процессуальные функции представляют собой основные направления процессуальной деятельности, в которых выражается специальная роль и назначение участников судопроизводства.

Классификация участников уголовного судопроизводства возможна по различным основаниям. Разделение форм участия в зависимости от функций, основных направлений деятельности, обусловлено положениями принципа состязательности сторон, в соответствии с которым функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела отделены друг от друга и не могут быть возложены на один и тот же орган или на одно и тоже должностное лицо.

По данному основанию участники уголовного судопроизводства разделены на следующие группы.

.Суд, создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав.

2.Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения: прокурор, следователь, начальник следственного отдела, орган дознания, дознаватель, потерпевший, частный обвинитель, гражданский истец, представитель потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.

.Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты: подозреваемый, обвиняемый, законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого, защитник, гражданский ответчик, представитель гражданского ответчика.

.Иные участники уголовного судопроизводства: свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой. Выделение данных участников в самостоятельную группу обусловлено тем, что они не облают собственными интересами при производстве по уголовному делу.

. Понятие участников уголовного судопроизводства. Прокурор, его правовое положение и функции

Прокурор - наделенный властными полномочиями, участник уголовного судопроизводства, который может вступать в уголовно-процессуальные отношения во всех стадиях судопроизводства. УПК определяет прокурора как должностное лицо, уполномоченное в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

Самим термином "прокурор" УПК обозначает круг должностных лиц прокуратуры в лице Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и иных должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уголовном судопроизводстве.

Наиболее широкими полномочиями наделяет прокурора на досудебных этапах уголовного судопроизводства Федеральный закон "О прокуратуре РФ" в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. В сфере уголовного судопроизводства таким законом в первую очередь является Уголовно-процессуальный кодекс РФ, которым регламентирован порядок производства по уголовным делам на территории Российской Федерации, установлен правовой статус участников уголовного судопроизводства, в том числе и прокурора. В числе иных законов следует, прежде всего, указать Федеральные законы "О прокуратуре Российской Федерации", "Об оперативно-розыскной деятельности", "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", "О милиции", "О Федеральной службе безопасности", "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства".

При анализе нормативно-правовой базы, регламентирующей полномочия прокурора в уголовном судопроизводстве, следует рассмотреть вопрос о соотношении норм УПК РФ и других федеральных законов, в том числе и федерального закона о прокуратуре, регламентирующих надзорные полномочия прокурора.

Согласно Федеральному Закону "О прокуратуре РФ" прокурор осуществляет:

.надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие;

2.уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

.координацию правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью.

Формулируя предмет надзора прокурора на досудебных этапах уголовного судопроизводства Закон "О прокуратуре РФ" включает в него: соблюдение прав и свобод человека и гражданина; 2установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях: проведение расследования законность решений принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Прокуратура наделена функцией расследования преступлений. Согласно Закону "О прокуратуре РФ" она осуществляет уголовное преследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законом к ее компетенции (ч.1 ч.2 и п.2 ч.3 ст.151). Однако, осуществляя надзор за исполнением законов следователями других органов предварительного расследовании (ФСБ, МВД, ФСНП), прокурор обладает такими же полномочиями.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор наделен широкими полномочиями, включающими:

.проверку исполнения требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении;

2.принятие конкретных мер по осуществлению быстрого и качественного расследования уголовных дел;

.дачу согласия следователю, дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

.принятие в ходе расследования по конкретным делам решений: промежуточных (п.5-12) и заключительных (п.13-16);

.вынесение решений об отмене незаконных постановлений по делу, принятых нижестоящими прокурорами, следователями, дознавателями.

Для обеспечения своевременного надзора за исполнением закона при возбуждении уголовного дела постановление об этом следователя или дознавателя немедленно направляется прокурору, 2 который обязан незамедлительно дать согласие на возбуждение дела либо вынести постановление об отказе в этом, либо принять решение о возвращении материалов для дополнительной проверки.

На предварительном следствии и дознании прокурор вправе выносить постановления по делам, расследуемым следователем или дознавателем, давать указания, обязательные к исполнению названными лицами. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения за исключением случаев, указанных УПК. Уголовно-процессуальный закон наделяет прокурора правами: участвовать в производстве предварительного расследовании и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия по любому делу; возвращать дела для дополнительного расследования; передавать дело от одного органа предварительного расследовании другому с соблюдением правил подследственности, предусмотренных ст.151 УПК с обязательным указанием оснований передачи; прекращать уголовные дела (п.2 ч.1 ст.221); отменять постановления следователя о прекращении дела (ст.214 УПК) и т.д.1

Закончив расследование, следователь составляет обвинительное заключение, а дознаватель - обвинительный акт (утверждаемый начальником органа дознания) и направляют дело прокурору, который, проверив материалы и утвердив обвинительное заключение (обвинительный акт), передает дело в суд. При этом обвинение может быть изменено в сторону смягчения. Прокурор рассматривает жалобы на действия следователя и лица, производящего дознание.

Процессуальное положение прокурора в ходе судебного производства дано в ст.37 УПК лишь в самой общей форме, так как его правовой статус на этом этапе определяет положение стороны в состязательном судопроизводстве.2 На него, как представителя власти, возложено осуществление уголовного преследования в форме поддержания государственного обвинения.

3. Следователь, его правовое положение и функции

Следователь - должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом. Следователи правомочны также производить дознание по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

Предварительное расследование производится следователями органов внутренних дел, прокуратуры и федеральной службы безопасности. В указанных ведомствах имеются должности следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам и старших следователей по особо важным делам. Должностное положение следователя и его принадлежность к тому или иному ведомству не влияют на круг его процессуальных полномочий.

Следователь выполняет процессуальную функцию обвинения и входит в состав обвинительной власти. В какой бы форме следователь не проводил предварительное расследование по уголовному делу, основной его функцией является уголовное преследование.

Под уголовным преследованием понимается процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Однако поскольку в стадии предварительного расследования, доказывание по существу осталось односторонней деятельностью органов предварительного следствия, дознания и прокурора, постольку следователь не вправе ограничиться собиранием одних только обвинительных доказательств. Он является субъектом доказывания, для которого доказывание всех обстоятельств дела, входящих в предмет доказывания, является обязанностью. Он не может быть односторонним и тем более пристрастным (что не возбраняется защитнику.)

Следователь должен установить и обстоятельства, указанные в п.6, 7 ст.73 УПК, и все прочие обстоятельства. В обязанности следователя входит принятие мер процессуального принуждения к участникам процесса, чьи действия создали или могут создать препятствия для нормального производства по делу.

Следователь должен принять меры по возмещению вреда, причиненного преступлением, в, случае предъявления гражданского иска. Установление же характера и размера вреда, причиненного преступлением, является всегда его обязанностью.

Следователь обязан принять меры обеспечения предъявленного (или возможного в будущем) гражданского иска.

Полномочия следователя позволяют ему самостоятельно проводить предварительное следствие или дознание независимо от других органов, организаций и лиц, но под надзором прокурора и руководством начальника следственного отдела.

Следователь самостоятелен в принятии решений и совершении процессуальных действий, осуществляемых в пределах компетенции, предоставленной ему законом. Он несет личную ответственность за своевременность, законность и обоснованность совершаемых процессуальных действий и принимаемых решений.

Начальник следственного отдела вправе давать следователю указания, обязательные для исполнения. Возможность обжалования следователем любых указаний начальника следственного отдела предусмотрена в законе.

Поручения следователя являются обязательными для органа дознания и подлежат выполнению в срок, указанный в поручении. Обычно такой срок должен составлять 10 суток. Поручение дается следователем только в письменном виде на имя начальника органа дознания.

Следователь вправе давать органу дознания поручение о проведении конкретных оперативно-розыскных мероприятий; поддерживать государственное обвинение по уголовному делу, по которому предварительное расследование проводилось в форме дознания. Письменные указания прокурора следователю, данные в установленном УПК порядке, являются обязательными. Они могут быть обжалованы вышестоящему прокурору. Однако обжалование следователем полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения. Исключение составляют случаи, предусмотренные ч.3 ст.38 УПК.

Следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений в случае несогласия с решениями или указаниями прокурора, перечисленными в указанной норме.

4. Руководитель следственного органа, правовое положение и функции

Руководитель следственного органа - должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

Полномочия руководителя следственного органа, предусмотренные статьей, осуществляют Председатель Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководитель Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководители следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по районам, городам, их заместители, а также руководители следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), их территориальных органов по субъектам Российской Федерации, районам, городам, их заместители, иные руководители следственных органов и их заместители, объем процессуальных полномочий, которых устанавливается Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, руководителями следственных органов соответствующих федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти).1

Руководитель следственного органа наделен соответствующими процессуальными полномочиями для контроля и руководства предварительны следствием, а также для непосредственного участия в производстве предварительного расследования.

Если руководитель следственного органа принимает дело к своему производству, то он вправе пользоваться полномочиями следователя, вправе лично провести расследование по делу в полном объеме, как в форме предварительного следствия, так и дознания, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными УПК и несет полную ответственность за результаты расследования.

Когда руководитель следственного органа одновременно с возбуждением уголовного дела принимает решение о производстве предварительного следствия несколькими следователями, то фамилии последних указываются им в постановлении о возбуждении уголовного дела. Согласие прокурора на возбуждение уголовного дела означает в этом случае одновременно и принятие им процессуального решения о создании следственной группы, поэтому вынесения прокурором специального решения в порядке ч.2 ст.163 УПК не требуется.

Руководители следственных органов не вправе подменять следователя и вторгаться в его деятельность, если соответствующий процессуальный вопрос относится исключительно к его компетенции.

Руководитель следственного органа вправе давать указания следователю в письменном виде. Только в таком случае они имеют обязательный характер для следователя.

Полномочия уголовно-процессуального характера руководителю следственного органа предоставлены в целях осуществления контроля за своевременностью действий следователя по раскрытию преступления и изобличению лиц, виновных в его совершении, иными словами, для повышения эффективности уголовного преследования. Контроль осуществляется с помощью мер, для принятия которых достаточно решения самого руководителя следственного органа.

Правило об обязательности исполнения указаний руководителя следственного органа ограничивает процессуальную самостоятельность следователя. Однако согласно УПК указания руководителя следственного органа об избрании меры пресечения, проведении следственных действий, требующих судебного решения, привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, а также решение об изъятии уголовного дела и передаче его другому следователю могут быть обжалованы следователем руководителю вышестоящего следственного органа и до рассмотрения им вопроса не исполняются. При этом руководителю вышестоящего следственного органа передаются материалы уголовного дела.

Отстранение следователя или дознавателя от дальнейшего участия в расследовании, если им нарушены нормы УПК, полномочия позволяют:

.разрешить отвод, заявленный следователю или дознавателю;

2.предотвратить возможные в будущем нарушения прав и свобод лиц, участвующих в деле, и создать условия для восстановления уже нарушенных прав и свобод.

Передача уголовного дела от одного следователя к другому, предусмотренная статьей 42 УПК РФ, в первую очередь должна рассматриваться как распорядительное полномочие руководителя следственного органа, используемое им, если следователь по объективным причинам не может продолжить расследование (в связи с болезнью, отпуском, необходимостью проводить значительные по объему уголовно-процессуальные мероприятия по другим уголовным делам). Кроме того, передача дела другому следователю может быть осуществлена вследствие отстранения прежнего следователя от расследования дела.

Право отмены решений органов расследования не распространяется на процессуальные акты, в которых содержится обращенное к суду ходатайство (ч.2 ст.29 УПК). Но руководитель следственного органа вправе не поддержать такое ходатайство.

Полномочие утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу может быть понято с учетом иных предписаний УПК. Когда решение может быть принято следователем самостоятельно, руководитель следственного органа вправе отменить его (ст.214 УПК).2

. Органы дознания, начальник органа дознания, дознаватель и их правовое положение и функции

В соответствии с УПК РФ, органами дознания являются государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. К таковым относятся органы внутренних дел, которые являются универсальными органами дознания, поскольку вправе проводить дознание фактически по всем делам о преступлениях небольшой и средней тяжести.

Функция производства дознания по определенному в уголовно-процессуальном законе кругу дел является также постоянной для органов пограничной службы РФ, органов службы судебных приставов, таможенных органов, органов Государственной противопожарной службы.

К органам дознания относятся:

.органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2.главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

.командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; 2

.органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Эти органы наделяются правом производства расследования в форме дознания, которое заканчивается составлением обвинительного акта, утверждаемого начальником органа дознания.

Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

.капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2.руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

.глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Начальник органа дознания - должностное лицо органа дознания, уполномоченное поручать производство дознания дознавателю и наделенное УПК отдельными процессуальными полномочиями. Процессуальными полномочиями начальника органа дознания при расследовании преступлений в форе дознания обладают начальники органа внутренних дел, органа ФСБ, органа службы судебных приставов, таможенного органа, органа Государственной противопожарной службы.

Начальник подразделения дознания по отношению к находящимся в его подчинении дознавателям уполномочен:

.поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения в порядке, установленном статьей 145 УПК, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания по уголовному делу. Он может продлить срок проверки сообщения о преступлении до 10 суток (ч.3 ст.144 УПК);

2.изымать уголовное дело у дознавателя и передавать его другому дознавателю с обязательным указанием оснований такой передачи;

.отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания по уголовному делу;

.вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.

Начальник подразделения дознания вправе возбудить уголовное дело, принять уголовное дело к своему производству и произвести дознание в полном объеме, обладая при этом полномочиями дознавателя. При этом следует отметить, что указанными полномочиями наряду с начальником органа дознания обладает и дознаватель.

При осуществлении полномочий, начальник подразделения дознания вправе:

.проверять материалы уголовного дела;

2.давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения.

Указания начальника подразделения дознания по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения дознавателем, но могут быть обжалованы им начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения. При этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания или прокурору материалы уголовного дела и письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.

Также начальник вправе лично произвести неотложные следственные действия по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия обязательно, после того как примет дело к своему производству (ч.1 ст.157 УПК). В соответствии с п.3 ст.149 и ч.3 ст.157 УПК он утверждает постановление дознавателя о направлении уголовного дела прокурору после выполнения неотложных следственных действий по уголовному делу, по которому обязательно производство предварительного следствия. Начальник органа дознания утверждает обвинительный акт.1

Указания прокурора по уголовным делам, данные в соответствии с ч.3 ст.37 УПК, обязательны для исполнения начальником органа дознания.

Дознаватель - это должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК. Расследование в форме дознания осуществляют дознаватели органов внутренних дел, ФСВ, службы судебных приставов, таможенные органы и органы Государственной противопожарной службы.

Только по решению начальника органа дознания (или его заместителя) на конкретного дознавателя могут быть возложены полномочия органа дознания, предусмотренные п.1 ч.2 ст.40 УПК, по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно. Правовое положение дознавателя во многом сходно с правовым статусом следователя. Особенно это касается повышения относительной процессуальной самостоятельности дознавателя.

Дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия, принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК на это требуются согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение. Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Согласия начальника органа дознания дознавателю на производство тех или иных процессуальных действий, как и принятия решений, не требуется. Исключение составляют обвинительный акт, который утверждается начальником органа дознания, а также постановление о передаче уголовного дела прокурору после проведения неотложных следственных действий. Дознаватель обязан получить согласие прокурора на возбуждение уголовного дела (ст.146 УПК), его прекращение по основаниям, возбуждение перед судом ходатайств о проведении следственных действий, указанных в УПК.

Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии УПК, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения.

4. Потерпевший, его правовое положение и функции

Потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда имуществу и деловой репутации, закон, в сущности, определяет материально-правовое понятие потерпевшего от преступления. Но потерпевший - это участник уголовного судопроизводства. Его становление в этом качестве обусловлено вынесением дознавателем, следователем и судом постановления (определения) о признании лица потерпевшим.

Потерпевшим может быть признано как физическое, так и юридическое лицо.

По делам о преступлениях, последствием которых явилась смерть потерпевшего, права потерпевшего, предусмотренные ст.42 УПК, переходят к одному из близких родственников.

Потерпевший имеет право: знать о предъявленном обвиняемому обвинении; давать показания; отказаться свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, представлять доказательства; заявлять ходатайства и отводы; давать показания на родном языке или языке, которым он владеет; пользоваться помощью переводчика бесплатно; иметь представителя; участвовать с разрешения следователя или дознавателя в следственных действиях, производимых по его ходатайству либо ходатайству его представителя; знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с его участием, и подавать на них замечания; знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы и заключением эксперта; 2 знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела, выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме, снимать копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств; получать копии постановлений о возбуждении уголовного дела, признании его потерпевшим или об отказе в этом, о прекращении уголовного дела, приостановлении производства по уголовному делу, а также копии приговора суда первой инстанции, решений судов апелляционной и кассационной инстанций; участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций; выступать в судебных прениях; поддерживать обвинение; знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания; приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда; обжаловать приговор, определение, постановление суда; знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения; ходатайствовать о применении мер безопасности.

УПК обеспечивает возмещение потерпевшему имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя. По его иску о возмещении морального вреда в денежном выражении размер возмещения определяется судом при рассмотрении уголовного дела или в порядке гражданского судопроизводства.

При неявке потерпевшего по вызову без уважительных причин он, может быть, подвергнут приводу, а за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний потерпевший несет ответственность.

За разглашение данных предварительного расследования потерпевший несет ответственность в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации.

5. Частный обвинитель, его правовое положение и функции

Частный обвинитель - это лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу частного обвинения в порядке, предусмотренном ст.318 УПК, и поддерживающее обвинение в суде.

Частным обвинителем можно считать потерпевшего или его законного представителя и представителя по делу частного обвинения. Становление частного обвинителя как участника уголовного судопроизводства ст.318 УПК увязывает с моментом принятия заявления судьей к своему производству.

Частный обвинитель, являясь стороной в судебном разбирательстве, вправе: представлять доказательства; участвовать в их исследовании; излагать суду свое мнение по существу обвинения; высказывать предложения о применении уголовного закона (квалификации деяний) и назначении подсудимому наказания; поставить вопрос о примирении с подсудимым и согласиться на соответствующее предложение последнего (представив письменные заявления). Он имеет право обжаловать приговор мирового судьи в апелляционном порядке и на кассационное обжалование приговора апелляционного суда.

Права частного обвинителя в суде могут быть реализованы лично или через своего представителя либо законного представления, которые имеют те же процессуальные права, что и представляемый. При этом личное участие частного обвинителя не лишает его права иметь представителя при производстве по этому делу.

6. Гражданский истец, его правовое положение и функции

Гражданским истцом в уголовном судопроизводстве является физическое или юридическое лицо, предъявившее требование о возмещении имущественного вреда, при наличии оснований полагать, что данный вред причинен ему непосредственно преступлением. Решение о признании гражданским истцом оформляется определением суда или постановлением судьи, следователя, дознавателя. Гражданский истец может предъявить гражданский иск и для имущественной компенсации морального вреда.1

Гражданский иск в уголовном процессе может быть предъявлен после возбуждения уголовного дела, но до окончания предварительного следствия. При этом суд, прокурор, следователь, дознаватель, усмотрев из материалов дела, что преступлением каким-то лицам причинен ущерб (вред), обязан разъяснить им или их представителям право предъявить гражданский иск, фиксируя этот факт в протоколе или путем направления уведомления.

О состоявшемся постановлении по поводу признания гражданским истцом необходимо сообщать соответствующему лицу или его представителю, а постановление об отказе в этом объявлять заявителю. Отказ в признании гражданским истцом может быть обжалован. О правах и обязанностях указанным лицам должно быть своевременно разъяснено.2

Если названные лица в силу различных причин не могут сами защитить свои интересы (например, несовершеннолетние), а также в интересах государства иск в уголовном деле может быть предъявлен их законными представителями или прокурором, а в защиту интересов государства - прокурором.

УПК представляет гражданскому истцу достаточно широкий объем прав для отстаивания своих интересов (ч.4 ст.44). В обобщенном виде они заключаются в праве: представлять доказательства; заявлять ходатайства; участвовать в судебном разбирательстве; просить орган дознания, следователя и суд о принятии мер обеспечения, заявленного ими иска; поддерживать гражданский иск; знакомиться с материалами дела с момента окончания предварительного следствия; заявлять отводы; приносить жалобы на действия дознавателя, следователя, прокурора и суда, а также приносить жалобы на приговор, определение суда и постановление судьи в части, касающейся гражданского иска.

При причинении имущественного вреда совместными действиями ряда лиц гражданский истец вправе предъявить к ним свои требования о возмещении материального ущерба. Однако эти исковые требования могут быть разрешены в уголовном деле лишь при условии, что все эти лица привлечены к уголовной ответственности по данному делу.

Доказывание гражданского иска в уголовном деле производится по правилам, установленным УПК.

Гражданский истец вправе реализовать свои права лично, через представителя или совместно с представителем.

Отказ от гражданского иска может быть заявлен гражданским истцом в любой момент производства по уголовному делу, но до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора. Отказ от гражданского иска влечет за собой прекращение производства по нему.

Гражданский истец не вправе разглашать данные предварительного расследования, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном УПК.1

За разглашение данных предварительного расследования гражданский истец несет ответственность в соответствии со статьей 310 Уголовного кодекса Российской Федерации.2

7. Представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя

По постановлению мирового судьи в качестве представителя потерпевшего или гражданского истца может быть допущен также один из его близких родственников или иное лицо, о допуске которого он (потерпевший, гражданский истец) ходатайствует.

Если гражданским истцом являются предприятия, учреждения, организации, в качестве их представителей могут выступать их руководители, на основании доверенности другие лица, а также иные лица, правомочные в соответствии с ГК РФ представлять его интересы.

Права представителя производны от прав предоставляемого. Поэтому представители могут иметь полномочия в пределах прав представляемого, но в принципе объем правомочий представителя зависит от воли представляемого.

Потерпевший, гражданский истец, частный обвинитель вправе реализовать свои права через представителя или, активно участвуя в производстве по уголовному делу, осуществлять их вместе с представителем.

Документами, подтверждающими право адвоката на выполнение обязанностей по представительству интересов потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя, являются свидетельство адвоката и ордер. Допуск в уголовное судопроизводство родителей и других родственников осуществляется на основании документов, подтверждающих родственные отношения представителя и представляемого.

Заключение

Участник уголовного судопроизводства - это лицо, наделенное процессуальными правами и несущее процессуальные обязанности, вступающее в уголовно-процессуальные отношения с другими субъектами при реализации своих прав и исполнении обязанностей.

На сегодняшний день прокурор не имеет достаточных полномочий для осуществления эффективного надзора за процессуальной деятельностью следствия.

С момента совершения преступления до рассмотрения уголовного дела в суде, т.е. время, в течение которого проводится предварительное следствие, фактически отдано только под ведомственный процессуальный контроль самих же следственных органов (срок следствия руководители следственных органов могут продлевать фактически без ограничения, а содержание под стражей на досудебной стадии по судебному решению - до 18 месяцев). Такая форма контроля вряд ли является эффективной и объективной.

Суд как самостоятельный участник уголовного судопроизводства, участники уголовного процесса со стороны обвинения. Функцией суда является разрешение дела.

К участникам со стороны обвинения относятся: прокурор, следователь, руководитель следственного органа, орган дознания, начальник отдела дознания, дознаватель, а также потерпевший, гражданский истец, частный обвинитель, представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя. Их главная функция - функция обвинения.

Для прокурора, следователя, руководителя следственного органа, дознавателя и начальника отдела дознания она заключается в осуществлении уголовного преследования.

Уголовное преследование - это процессуальная деятельность, направленная на доказывание виновности определенного лица, состоящая в формулировании и обосновании вывода о совершении определенным лицом преступления.

Литература

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации. Текст с изм. от 30 декабря 2008 г. - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во. - 2008 г. - 172 с.

2.Уголовно-Процессуальный Кодекс Российской Федерации (по состоянию на 15 ноября 2009 г.). - Новосибирск: Сиб. Унив. изд-во. - 2009г. - 222 с.

.О внесении изменений в Уголовно-процессуальный Кодекс РФ и Федеральный Закон Российской Федерации от 17.01.1992г. N 2202-1: "О прокуратуре Российской Федерации" [Принят Гос. Думой 11 мая 2007 года. № 87] // Консультант Плюс СПС.

.О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних: Постановление Пленума Верховного Суда РФ [от 14.02.2000г. №7] // Консультант Плюс СПС.

.О внесении изменений в Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса РФ" от 05.03.2004 № 1: Постановление Пленума Верховного Суда РФ [от 30.06.2009г. № 12] // Консультант Плюс СПС.

6.Безлепкин Б.Т., Настольная книга следователя и дознавателя. - Изд-во: "Проспект". - 2009г. - 159с.

.Печников Н.П., Уголовный процесс, Особенная часть: Конспект лекций. - Изд-во: Тамб. гос. техн. ун-та. - 2006г. - 140с.

.Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник. / Отв. ред. П.А. Лупинская. - М.: Юристъ. - 2006г. - 797с.

.Уголовный процесс: конспект лекций. / Под ред. Мановой Н. С, Францифорова Ю.В. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт-Издат. - 2007г. - 176 с.

.Уголовный процесс: Учебник для вузов. / Под общей редакцией В.И. Радченко, Айвара Л.К., Ахтырской Н.Н., Бордиловского Э.И., 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Юристъ. - 2007г.

.Уголовный процесс: Учебник. /Под общ. ред. Александрова А.С., Ковтунова Н.Н., Полякова М.П., Серебровой С. А.; науч. ред.В.Т. Томин. - М.: Юрайт-издат. - 2007г. - 821с.

.Уголовный процесс: Учебник / под общ. ред. проф. А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС. - 2008г. - 704с.

.Уголовно-процессуальное право / Под ред. Г.П. Химичевой, О.В. Химичевой.3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана. - Закон и право. - 2004г. - 527с.

Комментарии

14.Комментарий к Уголовно-Процессуальному Кодексу Российской Федерации (постатейный) / Безлепкин Б.Т. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС. - 2009г. - 672с.

15.Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РФ (постатейный) / Под ред. И.П. Петрухина, Башкатова Л.Н., Безлепкина Б.Т., Бородина С.В. и др. // - Изд. шестое, перераб. и дополн. М.: Юрайт. - 2008г. - 754с.

Журналы

16.Антонов И.А., В.А. Горленко Функции прокуратуры в сфере уголовного судопроизводства: понятие, содержание, "тенденции к сокращению" // Журнал: Российский следователь. - 2008г. - № 20.

17.Ткачев И.В., О правовом регулировании полномочий прокурора // Журнал: Российский следователь. 2008г. - № 4.

Похожие работы на - Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!