Обязательно должен участвовать педагог или психолог в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, находящегося в возрасте от 14 до 16 лет, а также в случаях, когда несовершеннолетний страдает психическим расстройством или отставанием в психическом развитии. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля закон называет три случая участия педагога: если свидетель (потерпевший) не достиг возраста 14 лет (обязательный случай участия); если свидетель (потерпевший) не достиг возраста 18 лет и имеет физические или психические недостатки (обязательный случай участия); если свидетель (потерпевший) достиг возраста 14, но не достиг возраста 18 лет (по усмотрению следователя) .
С.П. Щерба отмечает, что под расстройством психики подразумевается, например врожденный дефект центральной нервной системы, органические поражения мозга или его остаточные явления, сенсорные дефекты зрения, слуха, речи, когда психические аномалии являются вторичными, производными от физических недостатков.
Независимо от того, кто заявил ходатайство об участии педагога или психолога в допросе, следователь обязан еще до начала допроса решить вопрос о привлечении педагога или психолога к проведению допроса. Закон не определяет, в каких случаях в допросе принимает участие педагог, а в каких - психолог, это решение принимает следователь.
Таким образом, процедура производства допроса несовершеннолетнего в основном подчиняется общим процессуальным положениям проведения рассматриваемого следственного действия, за исключением отдельных отличительных черт, касающихся организации и хода допроса. Что касается тактики проведения допроса несовершеннолетнего, то в данном случае необходимо использовать совсем другой комплекс тактических приемов и операций, так как несовершеннолетние - это особые участники уголовного судопроизводства, к которым необходим иной подход, чем ко взрослым лицам.
Глава II. Тактические особенности производства допроса несовершеннолетних
Допрос как следственное действие в криминалистической теории подразделяется на несколько этапов. Шурухнов Н.Г. предлагает следующие этапы: подготовка к допросу, установление психологического контакта с допрашиваемым, свободный рассказ допрашиваемого, постановка вопросов допрашиваемому, ознакомление допрашиваемого протоколом и (или) видеозаписью его показаний. В данной главе перед нами стоит задача охарактеризовать перечисленные этапы при допросе несовершеннолетнего и выявить характерные особенности и тактические приемы проведения данного следственного действия.
Подготовка к проведению допроса
Признав необходимым допросить несовершеннолетнего следователь должен надлежащим образом подготовиться к этому. Подготовка заключается: в тщательном изучении личности подлежащего допросу несовершеннолетнего и круга его близких и знакомых; в разрешении вопроса о том, кто, кроме следователя, будет участвовать в следственном действии; в выборе места для производства допроса; в подготовке и формулировании вопросов, которые следует задать допрашиваемому, и, наконец, в определении способа вызова несовершеннолетнего свидетеля или потерпевшего на допрос.
СВ. Матвеев предложил следующую систему наиболее значимых и необходимых элементов подготовки к допросу несовершеннолетних:
) тщательное изучение лицом, производящим допрос, материалов уголовного дела;
) изучение следователем личности допрашиваемого;
) определение места допроса;
) определение круга лиц, в нем участвующих;
) способы вызова на допрос;
) составление плана допроса.
При изучении личности несовершеннолетнего в первую очередь следователю требуется выяснить, способен ли несовершеннолетний дать достоверные показания по важным для дела обстоятельствам (особенно это касается малолетних) .
Также следователь выясняет следующие характеристики личности несовершеннолетнего:
в каких условиях живет и воспитывается ребенок (состав семьи, отношения между родителями, отношение родителей к ребенку, с кем ребенок проводит свободное время, посещает ли детские учреждения);
каковы уровень и особенности интеллектуального развития ребенка в отношении сверстников - степень овладения речью, умеет ли рассказывать о том, что слышал или видел; легко ли вступает в общение со сверстниками и взрослыми; легко ли запоминает сказки, стихи; каким практическим умениям обучается, легко ли он их усваивает;
наблюдателен ли ребенок, насколько он сообразителен, точен ли в рассказах и любит ли их дополнять вымышленными подробностями; какие игры предпочитает; в отношении детей школьного возраста, кроме названного, - как усваивает учебный материал, какие испытывает трудности в учении; адаптирован ли к школьному режиму; о чем предпочитает читать, чем увлекается;
насколько ребенок информирован об определенных сторонах жизни (в зависимости от содержания дела и цели предполагаемого допроса ребенка);
каковы основные черты характера ребенка (общителен он или замкнут, застенчив, легко ли вступает в контакт с незнакомыми людьми, пуглив или смел; находчив или склонен теряться в незнакомых ситуациях; активен или пассивен; уравновешен или легко возбудим; упрям или уступчив; насколько самолюбив и раним, часто ли плачет; скромен или любит быть в центре внимания; способен ли контролировать свое поведение; часто ли ссорится со сверстниками и что является причиной ссор; какое место занимает в своем коллективе; как к нему относятся сверстники; имеет ли дурные наклонности или вредные привычки и какие именно;
как развит физически; страдает ли хроническими заболеваниями; имеются ли дефекты органов чувств, в первую очередь зрения и слуха (эти сведения могут быть получены от медицинских работников школы или детского сада);
имеются ли у ребенка дефекты речи (заикание, плохое произношение) или другие физические недостатки, которых он стыдится, какие темы разговора неприятны ему или могут сильно взволновать;
в каком эмоциональном состоянии находился ребенок в момент восприятия интересующих правоохранительные органы событий (был ли, в частности, напуган, взволнован и т.п.); чем был занят в этот момент, принимал ли сам участие в событии или мог только наблюдать его, было ли это событие в центре его внимания;
чем занимался, как проводил время в период между воспринимавшимся событием и допросом (это важно для установления возможности "наслоения" последующих впечатлений);
рассказывал ли ребенок о событиях, о которых его предполагается допросить, и если рассказывал, то кому и что именно;
обсуждали ли взрослые эти события в присутствии ребенка.
Особое место в изучении личности несовершеннолетнего занимает определение особенностей его темперамента и характера, что значительно упрощает установление психологического контакта с допрашиваемым, позволяет правильнее понимать особенности его поведения, дает возможность варьировать нужным образом тактические приемы допроса.
Решая вопрос о приглашении педагога для участия в допросе несовершеннолетнего, необходимо учитывать целесообразность вызова того или иного конкретного лица. Естественно, предполагается незаинтересованность педагога, отсутствие неприязненных отношений, а отсюда и предвзятости, как со стороны педагога, так и допрашиваемого. В ряде случаев в связи с характером дела, ролью в нем несовершеннолетнего, его индивидуальными особенностями должно учитываться мнение самого допрашиваемого о вызове на допрос определенного педагога. При подготовке к рассматриваемому следственному действию необходимо продумать время и особенности вызова допрашиваемых.
С другой стороны, несовершеннолетние остро реагируют на эмоциональное воздействие. При восприятии событий, способных вызвать у допрашиваемого сильные переживания, может наступить психологическая заторможенность, затрудняющая правильное воспроизведение (особенно это касается потерпевших). В этих случаях необходимо отложить допрос, пока ребенок не успокоится.
Согласно ч.4 ст.188 УПК РФ лица, не достигшие возраста шестнадцати лет, вызываются на допрос через законных представителей либо через администрацию по месту работы или учебы допрашиваемых. Последний вариант предпочтительнее, когда допрос, во избежание нежелательного влияния на несовершеннолетнего, нужно произвести тайно от родителей и других родственников. Однако следователю необходимо осторожно подходить к реализации на практике данного положения, так как подростку может быть неприятно разглашение факта вызова в следственные органы, что может повлиять на отношение несовершеннолетнего к самому допросу.
Важным вопросом, подлежащим разрешению при подготовке к рассматриваемому следственному действию, является выбор места производства допроса. В каждом конкретном случае он должен определяться характером совершенного преступления, психологической атмосферой расследования и собранными сведениями о лице, которое предстоит допросить. Так, например, малолетних, а также застенчивых подростков целесообразно допрашивать в привычной для них обстановке, в условиях, наиболее приближенных к их повседневному окружению: в школе, дома или в детском саду. В помещении полиции или прокуратуры указанные лица теряются, начинают бояться, перестают доверять даже близким взрослым. Незнакомая обстановка может затормозить процессы мышления у малолетних, что будет препятствовать даче ими исчерпывающих показаний. Малолетних, легкомысленно относящихся к случившемуся, а также подростков с развязным, дерзким поведением, наоборот, целесообразно вызывать для дачи показаний в помещение полиции или прокуратуры и допрашивать в официальной обстановке, которая подчеркнет важность выполняемой ими функции. При этом необходимо убрать вещи, которые могут отвлечь внимание допрашиваемого, посадить его в стороне от окна, исключить присутствие посторонних лиц, телефонные разговоры и т.д., чтоб несовершеннолетний мог сосредоточиться на предмете допроса.
Итогом подготовки к рассматриваемому следственному действию должно явиться составление письменного плана. Следователю необходимо точно сформулировать вопросы, продумав, насколько та или иная форма будет доступна для понимания допрашиваемого. Главное же требование, предъявляемое к вопросам, заключается в том, чтобы они не носили наводящего, внушающего характера. При этом необходимо отметить, что внушающими могут быть не только существо и форма вопроса, но и место его среди других вопросов.
Таким образом, перечисленные нами группы тактических приемов, последовательно реализуемых в ходе стадии подготовки к допросу, способствуют обеспечению и пополнению информационной базы допроса (в первую очередь, получении достаточных сведений о личности несовершеннолетнего), а также процессуальной и тактической организации следственного действия.
Тактика получения показаний от несовершеннолетнего
Тактика рассматриваемого следственного действия строится с учетом общих положений, относящихся к получению показаний. Однако это вовсе не означает, что при проведении допроса несовершеннолетних следователь должен использовать те же тактические приемы, что и при допросе взрослых. В каждом конкретном случае общие тактические приемы должны существенно дополняться и конкретизироваться применительно к возрастным и психологическим особенностям данной категории лиц. Специфика тактических приемов, реализуемых в ходе рассматриваемого следственного действия, отчетливо проявляется еще на стадии подготовки к допросу.
Итак, в начале допроса важно обратить особое внимание на разъяснения присутствующему на допросе педагогу его прав и обязанностей. В данном случае следователь должен заметить, что в ходе следственного действия недопустимы какие-либо оценки и нравоучения. Педагог, приглашенный для участия в допросе, не знает материалов дела, обстоятельств совершенного преступления, его мотивов, и поэтому его оценочные суждения относительно действий допрашиваемого, не имеющие под собой достаточных оснований, могут унизить достоинство несовершеннолетнего, привести к потере контакта с ним.
Одним из условий допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, обеспечивающих получение полных и достоверных показаний, служит установление психологического контакта между следователем и допрашиваемым. В отдельных случаях, когда контакт с ребенком не налаживается, можно прибегнуть к приему, основанному на многочисленных наблюдениях психологов и педагогов о том, что дети часто проявляют повышенный интерес к людям, не обращающим на них внимание, и, привыкнув к их присутствию, сами пытаются вступить в общение с ними. "В подобных случаях следователь может занять выжидательную позицию, сделать вид, что занимается своими делами, не имеющими к ребенку никакого отношения, в то время как с ребенком разговаривает педагог или сопровождающее лицо".
Затем общая беседа следователя с допрашиваемым плавно переходит к выяснению вопросов по анкетной части бланка протокола. На данном этапе оба собеседника намечают линию своего дальнейшего поведения по отношению друг к другу. Главная задача следователя - правильно диагностировать личность допрашиваемого.
Что касается малолетних, то здесь средства создания мотивации к даче показаний совсем иные. Так, в случае допроса ребенка младшего школьного возраста таким средством может служить разъяснение допрашиваемому, что от него ждут помощи в важном деле, причем эта помощь крайне необходима. Подобная позиция иногда порождает стремление к "уточнению" и "усилению" деталей, а иногда и к их искажению ради того, чтобы рассказ получился более внушительным.
После выяснения всех организационных вопросов необходимо плавно перейти к осуществлению самого допроса.
Допрос несовершеннолетних начинается с их свободного рассказа. Как известно, форма самостоятельного изложения показаний предпочтительнее по сравнению с вопросно-ответной, поскольку в большей степени обеспечивает достоверность получаемых сведений. В свободном рассказе любого из допрашиваемых меньше искажений, чем в ответах на воздействующие внушающе и порождающие определенную настороженность вопросы. Свободный рассказ несовершеннолетнего обычно фрагментарен и недостаточно конкретен. В процессе изложения допрашиваемый часто следует не ходу события, а возникшим ассоциациям. Тем не менее, несовершеннолетнего нельзя торопить, обрывать, досказывать за него. Особенно важно не задавать допрашиваемому вопросов и не делать замечаний, пока он не окончит свой свободный рассказ.
Естественно, чем меньше возраст допрашиваемого, тем труднее получить от него свободный рассказ. Это практически неисполнимо для детей 6-7 лет, если их специально не готовили к допросу. Связность, последовательность, легкость рассказа о сложных событиях нередко указывают на несамостоятельность его построения, вмешательство взрослых в процесс формирования показаний. Дети не способны связно передать свои впечатления о случившемся и могут рассказать об этом, лишь отвечая на вопросы, что повышает требования к их постановке.
По мнению М.М. Коченова и Н.Р. Осиповой, во время допроса психологические возможности ребенка будут использованы наиболее полно при условии постановки перед ним вопросов постепенно возрастающей сложности. Вначале ребенку следует предложить перечислить, кто участвовал в наблюдавшемся им событии, какие предметы заметил ребенок, после этого рассказать, кто и какие действия совершал, и, наконец, выяснить, как ребенок понимает сущность события и его внутреннее содержание.
Ориентировка в последовательности явлений прошлого у несовершеннолетних также имеет свои особенности: точность временной локализации зависит от точности воспроизведения содержания прошлых событий; правильная ориентировка в последовательности прошлого зависит в значительной степени от связи локализуемого момента с предшествующим и последующим моментом; воспроизведение последовательности прошлого зависит от яркости, живости, эмоциональности представлений, отображающих локализуемое и связанные с ними представления.
Также важно отметить, что при допросе несовершеннолетних свидетелей (потерпевших особенно) вопросы, затрагивающие сформировавшийся у них эмоциональный комплекс, следует чередовать с нейтральными либо вопросами, вызывающими у них положительные эмоции, проявляя при этом особый такт и внимание по отношению к допрашиваемому. Об этом следует помнить, прежде всего, при допросе детей, подвергшихся различного рода сексуальным посягательствам или наблюдавшим противоправные, насильственного характера действия своих родителей.
Используя метод аналогии, сравнения, метод постановки контрольных и напоминающих вопросов, метод освещения события с различных его сторон, следователь может получить от несовершеннолетнего свидетеля (потерпевшего) ценные сведения о событиях, слабо закрепленных в его памяти вследствие непроизвольного запоминания.
Если в результате детализации и конкретизации показаний допрашиваемого становится очевидной их ложность, следователь должен сосредоточить внимание на выяснении возможных причин, мешающих несовершеннолетнему сказать правду. Для этого даже может быть прерван допрос, если необходимые данные не были собраны при его подготовке.
Для разоблачения лжи при допросе несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого возможно применение следующих тактических приемов:
)допущение легенды - следователь, зная, что допрашиваемый дает ложные показания, дает ему возможность высказаться, чтобы он сам вошел в противоречия со своими же прежними утверждениями или с собранными доказательствами;
2)внезапность - придаче допрашиваемым ложных показаний ему, вне связи с темой показаний, внезапно задается вопрос или предъявляется доказательство, о наличии которого допрашиваемый не знал. Данный прием часто сочетается с "допущением легенды";
)создание представления об осведомленности в обстоятельствах совершенного преступления - следователь по ходу допроса преднамеренно сообщает допрашиваемому совокупность фактов, раскрывающих обстоятельства и отдельные детали совершения противоправного деяния. Поразившись знанию подробностей, допрашиваемый может прийти к выводу о том, что следователю известно все, и дача ложных показаний в этой ситуации бесполезны;
)отвлечения внимания - для получения правдивых показаний следователь "усыпляет" бдительность несовершеннолетнего. В этих целях, не акцентируя внимания на главном вопросе, по поводу которого ему важно получить правдивые показания, растворяет его в числе других вопросов, не имеющих в данном случае существенного значения, и таким образом пытается получить разрозненные правдивые показания;
)инерция - следователь, беседуя с несовершеннолетним, незаметно переводит разговор на отвлеченные темы, но в сферу, связанную с выясняемым фактом. Допрашиваемый, увлеченный рассказом как бы о постороннем, при умелом направлении разговора, "по инерции" проговаривается о том, что собирался утаить от следователя;
)повторный допрос - несовершеннолетний дав ложные показания, старается придерживаться их и в дальнейшем. Однако он неизбежно забывает какие то подробности первоначальных ложных показаний, не может повторить их с такой же точностью на втором допросе.
Важно учитывать фактор продолжительности допроса. Продолжительность допроса не может быть одинаковой для всех детей, она определяется с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка. В большинстве случаев продуктивно давать показания дети 3-5 лет могут около 15-20 мин.; дети 5-7 лет - около 20-25 мин.; дети 7-10 лет - от 25 до 35 мин. Если за это время следователь не успел выяснить интересующие его вопросы, то желательно сделать перерыв (после двух периодов допроса продуктивность интеллекта детей заметно снижается). Психологическая характеристика, описанная выше, обеспечивает и эффективность допроса несовершеннолетних более старшего возраста.
Использование рассмотренных выше тактических приемов значительно повышает эффективность допросов несовершеннолетних на предварительном следствии, способствует получению от них в течение одного допроса достоверной и исчерпывающей информации и делает излишними их повторные допросы.
Фиксация хода и результатов допроса несовершеннолетних
Фактические данные, содержащиеся в свидетельских показаниях несовершеннолетних, становятся доказательствами по уголовным делам только после их фиксации в установленной законом форме. Процессуальное оформление хода и результатов допроса свидетелей и потерпевших, не достигших 18 лет, имеет свои особенности, причем, в большей степени это касается фиксации показаний малолетних. При составлении протоколов их допроса значение требования ч.2 ст. 190 УПК РФ о полноте и точности фиксации свидетельских показаний (они "записываются от первого лица и по возможности дословно") особенно велико.
Показания детей нередко своеобразны по форме: они отрывочны, расплывчаты, ответы даются не всегда в плане поставленных вопросов, отдельные слова употребляются не в их общепринятом значении, некоторая часть информации передается ребенком не в речевой форме, а посредством жестов, мимики, интонации. Все это создает предпосылки для многозначного толкования высказываний детей. Истинный смысл сообщения ребенка иногда открывается только после тщательного обдумывания и анализа его показаний.
С учетом того, что внимание несовершеннолетних легко рассеивается, к протоколированию допроса, по мнению Г.М. Миньковского, следует приступить после окончания определенного его этапа либо составлять протокол после окончания следственного действия. Это целесообразно потому, что несовершеннолетнего может испугать или насторожить факт фиксации его показаний.
Письменная фиксация показаний несовершеннолетнего производится на специальном бланке протокола допроса, где обязательно указывается время начала и окончания следственного действия, продолжительность перерывов, если они делались.
При оформлении показаний малолетнего заполнение анкетной части протокола должно быть направлено на выяснение лишь некоторых вопросов, связанных с несложной биографией ребенка (применительно к возрасту допрашиваемого). Главное - получить сведения, необходимые для правильной оценки даваемых им показаний.
В протокол рассматриваемого следственного действия следователю необходимо включить подробное описание обстановки допроса (место, присутствующие лица, особенности установления контакта с несовершеннолетним). Целесообразной представляется запись точной формулировки задаваемых вопросов и участников допроса, от которых они исходили.
При фиксации непосредственно показаний нужно стремиться как можно полнее сохранить обороты речи несовершеннолетнего, его небогатый, но своеобразный лексикон, характеризующий уровень развития допрашиваемого, окружающую его среду и привычки. Следователь не должен употреблять не свойственные несовершеннолетнему выражения и термины, поскольку это снижает значение его показаний, вызывая сомнение в объективности проведенного допроса.
Допрошенным подросткам, как правило, протокол дается на подпись. Вопрос с малолетними решается в зависимости от степени их развития: либо протокол дается им на подпись, либо подписывается только взрослыми участниками допроса. Если малолетний не умеет читать или читает плохо, следователь медленно прочитывает ему все записанное, и, убедившись со слов допрашиваемого в том, что запись показаний произведена правильно, делает соответствующую отметку в протоколе.
Все заявления, поступившие перед началом, в ходе либо по окончании допроса от участвующих в следственном действии лиц обязательно фиксируются в протоколе, также как и замечания к нему.
Звукозапись показаний несовершеннолетних способствует совершенствованию процесса проверки и оценки доказательств, включающего не только исследование фактов, о которых сообщил допрашиваемый, но и анализ условий, методов, средств получения от него сведений. Прослушивание фонограммы предоставляет возможность проверить, что говорил несовершеннолетний допрашиваемый, как он говорил, в ответ на какой по содержанию и форме вопрос последовало то или иное высказывание. Аудиозапись допроса малолетних позволяет осуществлять контроль за правильностью истолкования следователем детских высказываний с их характерными особенностями.
Сразу же по окончании допроса необходимо предоставить возможность малолетнему свидетелю (потерпевшему), конечно, если он не слишком утомлен допросом, прослушать фонограмму. Иногда это способствует оживлению в памяти дополнительных деталей события, о которых ребенок забыл упомянуть, выявлению самим допрашиваемым ошибочных высказываний, неудачных формулировок, искажающих смысл сообщения, и, соответственно, своевременному их исправлению.
Что касается видеозаписи допроса несовершеннолетних, то это, на наш взгляд, наиболее оптимальный вариант фиксации следственного действия (в дополнение к протоколу). Видеофиксация их допросов дает возможность запечатлеть не только смысловую, но также интонационную, эмоциональную, образную информацию.
Таким образом, фиксация хода и результатов проведения допроса несовершеннолетнего имеет важные отличительные особенности, которые необходимо учитывать следователю при составлении протокола с целью более полного, объективного и результативного отражения показаний несовершеннолетнего и дальнейшего их использования при производстве по делу. Применение аудио - и видеозаписи для фиксации допроса несовершеннолетних не только полно и точно отражает их речевые особенности, но и сводит на нет вымышленные заявления заинтересованных лиц о якобы применявшихся к допрашиваемым в ходе следствия незаконных приемах. Также наличие аудио - и видеозаписи позволяет на любом этапе расследования проверить правильность тактики проведения рассматриваемого следственного действия, а также предоставляет суду возможность объективно оценить полученные от несовершеннолетних показания.
Глава III. Психологические особенности при проведении допроса несовершеннолетних
Следователь должен хорошо знать психологические особенности несовершеннолетних и учитывать их при выборе тактических приемов при проведении допроса. Данные особенности прежде всего связаны с возрастом несовершеннолетнего.
В.В. Романов считает, что в отечественной психологической науке на базе огромного педагогического опыта определился следующий подход к возрастной периодизации не достигших совершеннолетия: младенческий возраст (от рождения до 1 года); раннее детство (от года до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет); младший школьный возраст (от 6-7 до 11-12 лет); подростковый возраст (от 11-12 до 14-15 лет); старший школьный или ранний юношеский возраст (от 14-15 до 17-18 лет) . Охарактеризуем психологические особенности несовершеннолетних перечисленных возрастных групп, которые являются криминалистически значимыми при производстве допроса.
Первая группа, относящаяся к младенческому возрасту от момента рождения до одного года, нами рассматриваться не будет в силу её незначимости.
Следственной практике известны крайне редкие случаи допроса детей второй возрастной группы (от 1 года до 3 лет). Допросы таких детей, как уже упоминалось, целесообразно заменить игрой, беседой или опросом.
Допрос несовершеннолетних третьей группы, представляющих дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) составляет особую сложность. Следует учитывать, что эти дети при восприятии действительности плохо разбираются в причинных связях, сложное событие воспринимают не целиком, а фрагментально. При воспроизведении наблюдающегося события дети этой группы более подробно описывают второстепенные его стороны, дополняют фантазией увиденное, легко поддаются влиянию старших, в силу большой внушаемости.
Обычно дети дошкольного возраста выделяют в ситуации центральное действие, которое в их памяти мало связывается с другими воспринятыми действиями и их последовательностью.
На практике не является редкостью допрос детей о действиях людей и совершавшихся при этом движениях, подменного значения которых дети не понимают, например, показания относительно сексуальных (гомосексуальных) посягательств.
В результате проведенного М.М. Коченовым и Н.Р. Осиповым исследования было установлено, что содержание показаний малолетних свидетелей чаще всего составляют:
)описание происходивших на глазах ребенка ссор, драк, убийств и иных действий людей в остроконфликтных ситуациях;
2)описание действий сексуального характера, направленных на самого ребенка или иных лиц, зачастую других детей;
)описание внешности людей (с указанием на черты лица, возраст, рост, детали одежды, цвет, форму и т.п.);
)описание различных материальных объектов (с указанием их размеров, формы, цвета, положения в пространстве и т.п.);
Значительно реже содержание показаний детей составляют:
)описание и оценка характеров, привычек, склонностей людей;
2)описание взаимоотношений между людьми до события, составляющего содержание уголовного дела;
)истолкование причин конфликтов, ссор, тех или иных отношений между людьми;
)истолкование намерений и побуждений людей, мотивов их поступков.
При допросе детей четвертой возрастной группы, младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет) - отмечаются навыки осознанного восприятия, логического суждения и повествования, формирование системы взаимосвязанных понятий, а также появляется практический опыт общественного общения и морального поведения. Тем не менее дети этой группы при описании сложных явлений не всегда в состоянии отличить главное от второстепенного, а отсутствие жизненного опыта склонны дополнять воображением. Эти дети хорошо воспринимают предметы и события, которые им близки и их интересуют. Об этих наблюдениях они могут дать объективную информацию в случае хорошего психологического контакта с ними при умелом допросе.
У детей пятой возрастной группы - подростковой (с 11 до 15 лет) при допросе отмечаются широкие познавательные процессы, рост самосознания, стремления общаться с людьми, самостоятельность в работе, проявления чувства долга и ответственности. Все эти качества способствуют запечатлению и воспроизведению информации. Однако для этого возраста характерны излишняя самоуверенность и самолюбие, неуравновешенность поведения, некоторая склонность к фантазии. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания со стороны товарищей подросток готов на многое: он может поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Также дети этой группы могут дать неправильные показания под влиянием взрослых.
При допросе несовершеннолетних шестой возрастной группы (15-18 лет) - в целом уже действуют психические закономерности взрослого человека, однако у некоторых юношей и девушек этого возраста могут отмечаться неправильные нравственные оценки наряду с повышенным стремлением к независимости. В этой связи юноша лихачество пьяного шофера воспринимает как проявление смелости. К 16 годам у молодых людей в целом формируется правосознание, завершается процесс социализации личности. Вот почему с этого возраста, согласно действующему законодательству, установлена уголовная ответственность. В этой связи признается, что допросы лиц, достигших 16-17 лет, целесообразно проводить в основном с применением тех же тактических приемов, которые рекомендуются при допросе взрослых.
Таким образом, каждому возрастному периоду развития подростка присущи разный круг общения, ценностные ориентации, уровни социального интеллекта и развития. Все эти факторы существенно влияют на его поведение, отношение к происходящему, в том числе к самой процедуре судопроизводства, что безусловно необходимо учитывать следователю, независимо от того в какой процессуальной роле выступает несовершеннолетний. Необходимо иметь в виду, кем бы он ни проходил по делу, его поведение во время допроса во многом будет определяться прежде всего возрастными, интеллектуальными, психическими особенностями развития.
Заключение
Таким образом, в результате решения задач курсовой работы была достигнута поставленная мною цель. Можно сделать следующие выводы:
Процедура допроса несовершеннолетних основывается на общих положениях производства допроса как следственного действия, урегулированных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Однако при анализе отдельных статей УПК РФ можно выделить существенные процессуальные особенности, касающиеся процедуры допроса несовершеннолетних, как специальных субъектов уголовного судопроизводства (ч.4 ст.187, ст. 191, ст.425 УПК РФ). Также допрос несовершеннолетних подчиняется общим тактическим положениям и принципам обозначенным в криминалистической теории (активность, целеустремленность, объективность, полнота).
Тактика допроса несовершеннолетних имеет специфические особенности, обуславливаемые их индивидуальными свойствами и уровнем развития, и определяются в зависимости от особенностей психики детей и подростков различного возраста. Исходя из особенностей детской психологии вытекают и требования, предъявляемые к тактике их допроса. В каждом случае она определяется с учетом возраста, пола и уровня развития ребенка. В этой связи основополагающим началом допроса является тактический прием. Таким образом, нами были обозначены тактические приемы в зависимости от стадии допроса: тактические приемы, направленные на подготовку к допросу; тактические приемы, направленные на получение показаний от несовершеннолетнего. В зависимости от типичных следственных ситуаций: тактические приемы, направленные на установления психологического контакта; тактические приемы, направленные на детализацию показаний и устранение ошибок; тактические приемы, направленные на преодоление ложных показаний и умолчания об обстоятельствах дела.
Также нами были рассмотрены основные психологические черты несовершеннолетних по возрастным группам. Знание данных факторов необходимо следователю для правильной, объективной оценки и интерпретации полученных от несовершеннолетнего показаний. Также для умения направлять и формировать тактические приемы в зависимости от психического состояния и развития несовершеннолетнего. Таким образом, результативность допроса несовершеннолетнего напрямую зависит от знания следователем как основных психологических характеристик той возрастной группы, к которой принадлежит допрашиваемый, так и его личностных качеств. И если изучение последних происходит, в основном, на стадии подготовки к допросу, то получение базовых знаний относительно возрастной периодизации несовершеннолетних - элемент профессиональной подготовки работников следствия.
Заключением процедуры допроса несовершеннолетнего является фиксация хода и результатов допроса. Эффективное решение проблемы повышения качества фиксации хода и результатов допроса несовершеннолетних является использование аудио - и видеозаписи (в дополнение к протоколу), которое не только обеспечивает полное и точное отражение речевых особенностей несовершеннолетних, но и сводит на нет вымышленные заявления заинтересованных лиц о якобы применявшихся к допрашиваемым в ходе следствия незаконных приемах. Наличие аудио - и видеозаписи позволяет на любом этапе расследования проверить правильность тактики проведения рассматриваемого следственного действия, а также предоставляет суду возможность объективно оценить полученные от несовершеннолетних показания.
Таким образом, в результате написания курсовой работы нами были получены теоретические и практические навыки производства такого следственного действия как допрос несовершеннолетнего.
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты:
1.Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (УПК РФ) (с изменениями и дополнениями).
2.Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 16 июня 1978 г. N 5 "О практике применения судами законов, обеспечивающих обвиняемому право на защиту".
Учебная и научная литература:
3.Васильев А.Н. Тактика отдельных следственных действий / А.Н. Васильев. - М.: Юридическая литература. - 2009 г. - 327 с.
4.Васильев А.Н., Карнеева Л.М. Тактика допроса при расследовании преступлений / А.Н. васильев, Л.М. Карнеева. - М.: Юридическая литература. - 2009 г. - 342 с.
.Гуев А.Н. Постатейный комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / А.Н. Гуев. - 2011 г. [Электронный ресурс]. - . - режим доступа: информационно-правовая база ГАРАНТ, 2011
.Коченов М.М., Осипова Н.Р. Психология допроса малолетних свидетелей: Методическое пособие / М.М. Коченов, Н.Р. Осипова - М. Юристинформ. - 2009 г. - 263 с.
.Кузнецова С.В., Кобцова Т.С. Тактика допроса несовершеннолетних / С.В. Кузнецова, Т.С. Кобцова. - М.: Экзамен, 2010. - 268 с.
.Матвеев С.В. Получение информации от несовершеннолетних, ее оценка и использование в уголовно-процессуальном доказывании: Автореф. дис. канд. юрид. наук. / С.В. Матвеев. - М., 2003. - 52 с.
.Миньковский Г.М. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних / Г.М. Миньковский. - М.: Юридическая литература. - 2009 г. - 346 с.
10.Обухова Л.Ф. Детская психология при допросе: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - М.: Тривола. - 2007 г. - 286 с.
11.Пантелеев И.Ф. Следственная тактика: Учебное пособие / И.Ф. Пантелеев. - М. Юристъ. - 2008 г. - 243 с.
12.Попов, А.Н. Особенности предварительного расследования по делам о преступлениях несовершеннолетних: автореф. дис. канд. юрид. Наук / Нопов А.Н. - Красноярск, 2007. - 43 с.
13.Порубов Н.И. Тактика допроса на предварительном следствии / Н.И. Порубов. - М.: БЕК. - 2009. - 347 с.
.Приходько К.И. Когда перед следователем несовершеннолетний / К.И. Прихотько. - М.: Юридическая литература. - 2010г. - с.63-65
.Романов В.В. Юридическая психология: учебник / В.В. Романов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ. - 2005. - 508 с.
.Романов В.В. Юридическая психология: Учебник / В.В. Романов. - М.: Юристъ. - 2009 г. - 365 с.
.Томин В.Т., Поляков М.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / В.Т. Томин, М.П. Поляков. - 3-е изд., перераб. и доп. - "Издательство Юрайт". - 2011 г. - 392 с.
.Черных Э.А. Психологические основы допроса несовершеннолетних на предварительном следствии: Автореф. дис. канд. юрид. Наук / Э.А. Черных. - М., 2004 г. - 296 с.
.Шавер Б.М. Методика расследования преступлений несовершеннолетних / Б.М. Шавер. - М.: Юрлитинформ. - 2010 г. - 265 с.
.Шурухнов Н.Г. Криминалистика: учебное пособие / Н.Г. Шурухнов. - М.: Юристъ, 2006. - 639 с.
.Щерба С.П. Расследование и судебное разбирательство по делам лиц, страдающих физическими или психическими недостатками / С.П. Щерба. - М.: Юридическая литература. - 2005 г. - 291с.