Сущность федеративного устройства Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,69 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сущность федеративного устройства Российской Федерации

Содержание

Введение

. Особенности федеративного устройства РФ

.1 Сущность федеративного устройства России

.2 Особенности федеративного устройства Российской Федерации

. Конституционно- правовой статус субъектов РФ

.1 Организация государственной власти в республиках в составе РФ

.2 Организация государственной власти в иных субъектах РФ

Заключение

Библиографический список

Введение

Актуальность темы данной работы связана с тем, что развитие Конституционного права в России имеет почти столетнюю историю. Особенности Манифеста 1905 года и Основные государственные законы 1906 года в Российской империи уже тогда имели некоторые черты конституции. В истории Советской России насчитывается четыре Конституции: 1918, 1925, 1937, 1978 годов, они были советскими конституциями и развивались в соответствии с принципом преемственности.

С распадом СССР в 1991 году Конституция РСФСР переименована в Конституцию Российской Федерации - России, в 1992 году в Конституцию включён Федеративный договор. С 1990 года действовала Конституционная комиссия Верховного Совета, а в июне 1993 года Президент РФ созвал Конституционное Совещание, которое на основе президентского проекта и с учётом многих положений проекта конституционной комиссии за несколько месяцев выработало проект Конституции РФ, который был вынесен Президентом РФ на всенародное голосование. 12 декабря 1993 года Конституция РФ была принята всенародным голосованием, а 25 декабря официально опубликована и вступила в силу.

Конституция всегда действует в определенной правовой системе и социальной среде. Она может выступать как реальный фактор правового регулирования и социальных преобразований и как номинальный свод отвлеченных деклараций в виде конституционных норм и принципов, которые не применяются вообще, или применяются в незначительной степени при разрешении конкретных дел. Именно активное воздействие конституции на правовую систему и общество в целом, особенно если речь идет о динамичном переходном периоде преобразования государства и права, формирует запрос на конституционное толкование. Оно является ключевым условием мирного консенсуального разрешения конституционных конфликтов и стабильного преобразования правовой системы в соответствии с новыми конституционными принципами и конституционной идеологией.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации государственного управления статусов различных субъектов Российской Федерации.

Предметом исследования субъекты Российской Федерации.

Целью работы является анализ особенностей политической основы конституционного строя РФ в конституциях и уставах субъектов РФ.

Задачи исследования заключаются в рассмотрении следующих вопросов:

-сущность федеративного устройства России;

-особенности федеративного устройства Российской Федерации;

-организация государственной власти в республиках в составе РФ;

-организация государственной власти в иных субъектах РФ.

Структурно работа состоит из введения, двух глав и четырех параграфов, заключения и библиографического списка.

1. Особенности федеративного устройства РФ

.1 Сущность федеративного устройства России

Согласно ст. 1 Конституции РФ, гласящей, что Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, можно сделать вывод, что статья имеет основополагающее значение. В ней устанавливаются форма государственной власти в Российской Федерации и, соответственно, режим политической, экономической и иных свобод личности в обществе. Однако понять содержание этой статьи можно, лишь имея четкие представления о том, что такое государство, из каких компонентов оно состоит и в каких формах может проявлять и проявляет свою власть в настоящее время.

Согласно ч. 3. ст. 6 Конституции РФ - Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности. Каждый субъект Российской Федерации является частью Федерации, и поэтому принцип целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, установленный в ст. 4 Конституции, не может быть поставлен под сомнение в связи с федеративным устройством нашей страны.

Указание на то, что федеративное устройство Российской Федерации основано на единстве системы государственной власти и разграничении предметов ведения и полномочий, означает, что в Российской Федерации ее субъекты имеют право на принадлежащее им и за ними закрепленные предметы ведения и полномочия. Их определение зависит от ряда факторов.

Прежде всего, объем принадлежащих исключительно Российской Федерации предметов ведения и полномочий должен быть достаточным для обеспечения защиты интересов всего многонационального народа России. А они не могут быть защищены, если Федерация не обеспечит единого правового регулирования в сфере экономики, социального, культурного развития, если не будут гарантированы права и свободы человека и гражданина в рамках всего государства, не будет выработана единая политика в сфере межнациональных отношений. Необходимым условием для решения этих задач в масштабе всей Федерации является предоставление ей права устанавливать систему федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также обеспечивать их эффективную деятельность. В перечень предметов ведения, которыми не может не обладать Российская Федерация, ставящая перед собой задачу защиты интересов всего народа, в современных условиях развития науки и техники должны входить и управление федеральными энергетическими системами, и установление единой политики в ядерной энергетике, в производстве и порядке использования ядовитых веществ и наркотических средств.

Масштабы нашей страны и разнообразие условий в ней столь велики, что управление ею только из единого центра не представляется возможным. Она занимает более 17 млн. кв. км, расположена в нескольких природных зонах с различными климатическими условиями.

На ее территории проживает более 140 национальностей и народностей, находится более тысячи городов и несколько тысяч поселков. Поэтому важным фактором, оказывающим решающее воздействие на распределение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, является необходимость учета органами государственной власти и управления условий, в которых проживает население субъекта Федерации. В силу этого, например, именно субъектам Федерации принадлежит право устанавливать, причем самостоятельно, систему органов государственной власти. Эти органы должны лишь соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, устанавливаемым федеральным законом в интересах всего многонационального российского народа. Для того чтобы не допустить какого-либо нарушения законных прав и интересов Российской Федерации и ее многонационального народа, Конституция закрепила принцип, согласно которому законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с полномочиями Федерации, причем в случае противоречий между ними действует федеральный закон

Федеративное устройство Российской Федерации исходит из права народов на самоопределение. Данное право является одним из важнейших достижений современной демократии и относится к общепризнанным нормам международного права. Но, как и всякая юридическая норма, право на самоопределение может быть реализовано лишь при соблюдении определенных условий, закрепленных нормами международного права.

Право на самоопределение оправданно, когда конкретный народ или народы подвергаются угнетению или дискриминации по национальному признаку, вследствие чего граждане не имеют возможности реализовывать свои права и пользоваться свободами, принадлежащими им в соответствии с общепризнанными нормами международного права, в том числе если нарушается право каждого гражданина участвовать в ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно выбранных представителей.

Как известно, многие народы, проживающие на территории Российской Федерации, самоопределились, иногда и по своей инициативе, но всегда с согласия и при поддержке государственных органов Российской Федерации. Реализация права народов на самоопределение в составе Российской Федерации помогла становлению, как самоопределившихся народов, так и Российской Федерации как суверенного государства.

Именно историческое прошлое и настоящее Российской Федерации учитывается в ст. 5 Конституции, констатирующей, что федеративное устройство Российской Федерации основано, в частности, на «равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации».

.2 Особенности федеративного устройства Российской Федерации

Статья 77 Конституции РФ закрепляет подход к образованию системы органов государственной власти в субъектах Федерации. Федеральная Конституция передает решение вопросов в этой сфере на полное усмотрение самих субъектов, ограничивая их инициативу требованием соответствия системы их органов государственной власти основам конституционного строя Российской Федерации и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законодательством. Следовательно, такие основы конституционного строя, как республиканская форма правления, верховенство права и закона, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, имеют определяющее значение для организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

Ни один субъект Федерации не может сформировать систему государственных органов таким образом, чтобы какой-либо из основополагающих принципов конституционного строя был нарушен. Так, принцип федерализма применительно к системе органов исполнительной власти получает выражение в их соподчиненности; принцип верховенства права и закона - в безусловном соответствии всех издаваемых в субъектах Федерации нормативных правовых актов федеральной Конституции, федеральным конституционным законам, федеральным законам, актам Президента и Правительства Российской Федерации. В противном случае возможно опротестование этих фактов в Конституционном Суде Российской Федерации.

До принятия Федерального закона «Об общих принципах организации государственной власти в Российской Федерации» эти проблемы регулируются Указами Президента «Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации» от 22 октября 1993 г. и «О действии законодательства об органах государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации» от 22 декабря 1993 г.

Система представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяется федеральной Конституцией, конституциями республик, уставами (основными законами) краев, областей, городов федерального значения, автономных образований. Во всех республиканских конституциях, уставах краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов имеются главы или разделы, посвященные организации государственной власти.

Республиканские конституции, уставы краев, областей закрепляют и такие общие принципы, как выборность, учредительный характер представительных органов государственной власти, соподчиненность системы органов исполнительной власти, разделение властей.

Так, Устав (Основной Закон) Ставропольского края закрепляет разделение государственной власти в Ставропольском крае на представительную (законодательную), исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Законодательную власть в Ставропольском крае осуществляет население Ставропольского края непосредственно путем референдума и Государственная Дума Ставропольского края; исполнительную власть - губернатор Ставропольского края и возглавляемое им Правительство; судебную власть - суды Ставропольского края, входящие в судебную систему Российской Федерации. Статья 8 Устава Ставропольского края устанавливает, что разграничение компетенции между Государственной Думой, губернатором и Правительством Ставропольского края производится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Ставропольского края.

Процессы реформирования системы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации отражают тенденцию усиления роли единоличной власти - главы государства (Президента) в республиках, губернатора (мэра) в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах при сохранении достаточно авторитетного представительного (законодательного) органа.

Пост Президента учрежден в Адыгее, Башкортостане, Ингушетии, Кабардино - Балкарской Республике, Калмыкии, Коми, Саха (Якутии), Северной Осетии - Алании, Татарстане, Тыве, Чувашской Республике и др. Если в Татарстане Президент является главой государства, то в Кабардино - Балкарской Республике и Республике Саха (Якутии) - высшим должностным лицом и главой исполнительной власти; в Калмыкии - главой государства, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти. Специфика системы исполнительной власти в Дагестане заключается в том, что здесь нет единоличного Президента. Функции главы государства выполняет коллегиальный орган - Государственный Совет, который возглавляет вертикаль исполнительной власти и обеспечивает взаимодействие органов государственной власти всех уровней. Государственный Совет Дагестана состоит из 14 человек и формируется не парламентом, а Конституционным Собранием Республики.

Президент - высшее должностное лицо в республиках - избирается, как правило, непосредственно народом всеобщими, прямыми выборами при тайном голосовании. В то же время глава Республики Коми избирается не гражданами, а представительным органом - Государственным Советом. Одно и то же лицо не может быть Президентом более двух сроков подряд. Кандидаты на должность Президента республики выдвигаются политическими партиями, общественными объединениями, массовыми движениями, трудовыми коллективами и группами избирателей. Число кандидатов на пост Президента не ограничивается. В поддержку выдвинутого кандидата должны быть собраны подписи избирателей. При этом подписи, собранные различными инициативными группами в поддержку одного кандидата, не суммируются.

К кандидату в Президенты предъявляются определенные требования. Он должен быть гражданином республики [в Саха (Якутии)] - гражданином по рождению; постоянно проживать в республике до начала выборов не менее 10 лет (Кабардино - Балкарская Республика, Коми), 15 лет [Саха (Якутия)]; в Карелии - не менее 7 лет до выборов или 10 лет после достижения совершеннолетия; быть в возрасте от 35 до 40 лет; свободно владеть государственными языками республики (в Карелии такой оговорки нет); обладать избирательным правом.

При вступлении в должность Президент приносит присягу в парламенте. Президент не может быть депутатом парламента и иных представительных органов в республике, занимать должности в государственных органах, общественных объединениях, коммерческих организациях. Он не имеет права одновременно заниматься предпринимательской деятельностью. На время выполнения своих полномочий Президент приостанавливает членство в политических партиях и иных общественно - политических организациях.

Республиканские конституции подробно регламентируют полномочия Президента.

Президент не подотчетен парламенту. Однако парламент большинством голосов от общего числа депутатского корпуса вправе потребовать от Президента внеочередного доклада на сессии.

Допускается досрочное прекращение полномочий Президента в случае добровольной отставки, отрешения от должности, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия.

Высшим должностным лицом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа является глава администрации. Он руководит органами исполнительной власти соответствующего региона.

В системе разделения властей законодательные (представительные) органы субъектов Федерации занимают особое место. Они выступают как выразители интересов народа, т.е. всей совокупности граждан, проживающих на территории субъекта Федерации. Народ уполномочивает выборный орган осуществлять от его имени законодательную власть через выборных представителей - депутатов.

Законодательными органами государственной власти республик в составе Российской Федерации являются парламенты. В разных республиках они называются по-разному.

Республиканские конституции предусматривают право Президента досрочно распускать парламент. В то же время в Карелии Председатель Правительства не вправе распускать либо приостанавливать деятельность Законодательного Собрания Республики. Он может назначить референдум по вопросу о роспуске парламента. Если референдум даст отрицательный результат, Председатель Правительства считается отрешенным от должности.

Республиканские конституции и специальные законы (например, Закон Республики Алтай "О Государственном Собрании - Эл Курултае Республики Алтай" от 2 февраля 1994 г.; Закон Карачаево - Черкесской Республики "О Народном Собрании Карачаево - Черкесской Республики" от 5 февраля 1994 г.) подробно регламентируют внутреннюю структуру, порядок деятельности и компетенцию республиканских парламентов.

Парламенты стали постоянно действующими органами государственной власти с четко определенной компетенцией. Большинство республиканских парламентов являются однопалатными органами. В то же время в ряде республик учреждена двухпалатная структура парламента. Это Государственное Собрание Башкортостана; Законодательное Собрание Карелии; Парламент Кабардино - Балкарской Республики; Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутии).

Регламенты республиканских парламентов определяют полномочия внутренних руководящих органов, постоянных комиссий (комитетов), депутатских фракций (групп), законодательную процедуру, порядок опубликования актов парламента. Система законодательных (представительных) органов в краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах строится в соответствии с уставами этих образований.

Законодательными органами государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов являются выборные представительные органы: Государственная Дума Ставропольского края, Ямало - Ненецкого автономного округа; Московская городская Дума; Воронежская, Костромская, Курская, Магаданская, Сахалинская областные думы; Городское Собрание Санкт - Петербурга; Законодательное Собрание Алтайского края, Владимирской, Нижегородской и Иркутской областей, Еврейской автономной области; Собрание депутатов Липецкой, Псковской областей; Законодательный Суглан Эвенкийского автономного округа.

Важное значение в формировании системы законодательных (представительных) органов регионального уровня имеют Положение об основных началах организации и деятельности органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 22 октября 1993 г. с изменениями и дополнениями; законодательные акты субъектов Федерации, определяющие статус их законодательных (представительных) органов государственной власти.

Для системы представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации общеобязательным принципом является признание верховенства федеральной Конституции и федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации.

В единой системе исполнительной власти важное значение имеют исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации - это республиканские правительства, министерства, ведомства, государственные комитеты; правительства и главы администраций (губернаторы, мэры) краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Это, например, Кабинет Министров Башкортостана, Татарстана; Кабинет Министров - Правительство Кабардино - Балкарской Республики; Правительство Адыгеи, Бурятии, Дагестана, Ингушетии, Саха (Якутии), Северной Осетии - Алании, Тывы; губернатор и возглавляемая им администрация Иркутской области; губернатор и правительство Ленинградской области; губернатор, правительство и иные органы исполнительной власти Свердловской области.

Правительство является исполнительным и распорядительным органом государственной власти. В Ингушетии, Башкортостане, Коми система исполнительной власти возглавляется Президентом; в Дагестане - Председателем Правительства. В Республике Коми высшим органом исполнительной власти являются глава Республики и возглавляемое им Правительство, в Саха (Якутии) - Президент. Специфика организации исполнительной власти в Дагестане заключается в том, что Правительство образуется коллегиальным главой государства - Государственным Советом с согласия парламента - Народного Собрания. В Калмыкии не предусмотрено создание правительства, структура органов исполнительной власти здесь устанавливается Президентом. Он же назначает и освобождает от должности министров, руководителей государственных комитетов и ведомств.

Республиканский парламент может выразить недоверие правительству и потребовать от Президента отставки правительства в целом или отдельных его членов. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом республики.

Согласно Указа Президента Российской Федерации "О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации" от 3 октября 1994 г. до принятия федеральных законов и законов субъектов Федерации, определяющих принципы и порядок формирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации, главы исполнительной власти либо избирались прямым голосованием избирателей, либо назначались Президентом по представлению Правительства России. В связи с новым порядком формирования Совета Федерации Федерального Собрания в соответствии с Законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" от 5 декабря 1995 г. должность главы исполнительной власти субъекта Федерации становится выборной.

Часть 2 ст. 77 Конституции РФ закрепляет единство системы федеральных исполнительных органов власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации и полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Высшие должностные лица республик и главы администраций других субъектов Федерации входят в единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Особенно тесное взаимодействие органов исполнительной власти всех уровней необходимо при осуществлении полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, а равно полномочий, переданных в порядке делегирования федеральным органам исполнительной власти органами исполнительной власти субъектов Федерации и наоборот.

Главы республиканских правительств и главы администраций областей, краев, городов федерального значения, автономной области, автономных округов подчиняются Президенту и Правительству Российской Федерации по предметам исключительного ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов. В то же время главы республиканских и региональных органов исполнительной власти действуют самостоятельно в пределах своей компетенции, если это не противоречит Конституции России, федеральным конституционным законам, федеральным законам и законам субъектов Федерации.

По вопросам ведения Федерации и в целях обеспечения государственного единства Правительство России координирует деятельность правительств республик и администраций других субъектов Федерации.

Центральные органы исполнительной власти Российской Федерации не вправе вмешиваться в оперативную деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации по предметам их исключительных полномочий.

В сфере совместного ведения Федерации и ее субъектов, а также при осуществлении делегированных полномочий главы органов исполнительной власти республик и других субъектов Федерации вправе вносить предложения по вопросам деятельности указанных органов на рассмотрение федерального Правительства. При принятии решений по предметам совместного ведения и по вопросам, затрагивающим интересы субъектов Федерации, должны приниматься согласованные меры, а проекты правительственных актов направляться исполнительным органам субъектов Федерации на предварительное заключение.

Для преодоления возникающих разногласий предусматривается механизм урегулирования коллизий. Президенту предоставлено право разрешать споры между центральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации.

По предварительному заключению Государственно - правового управления Администрации Президента Президент России может приостановить действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их Конституции, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения ими прав и свобод человека и гражданина - до принятия решения Конституционным Судом или Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Допускается взаимное делегирование полномочий органов исполнительной власти Федерации и ее субъектов. В соответствии со ст. 78 Конституции федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации могут передавать друг другу по взаимному согласию часть своих полномочий.

Федеральные органы исполнительной власти не вправе вмешиваться в исключительную компетенцию органов исполнительной власти субъектов Федерации. На рассмотрение федеральных органов исполнительной власти не могут быть внесены вопросы, отнесенные к ведению органов исполнительной власти субъектов Федерации, за исключением случаев, когда эти полномочия делегированы в установленном порядке.

Правительство Федерации информирует органы исполнительной власти субъектов о подготавливаемых проектах своих постановлений, распоряжений и привлекает представителей субъектов Федерации к подготовке конкретных решений, затрагивающих их интересы. Органы исполнительной власти субъектов Федерации вправе вносить в Правительство России встречные проекты решений. Представителям исполнительной власти субъектов Федерации предоставляется право знакомиться с подготовленными документами. При выработке актов по предметам совместного ведения Правительство Федерации учитывает предложения субъектов Федерации. Правительственные проекты направляются субъектам Федерации на ознакомление, поступившие от них предложения и замечания обобщаются. Окончательный вариант проекта постановления федерального Правительства снова направляется субъектам Федерации.

Одной из форм согласования интересов Федерации и ее субъектов можно считать приостановление актов законодательных органов республик и других субъектов Федерации органами государственной власти Федерации, а также актов Федерации ее субъектами в случае нарушения исключительных полномочий, как Федерации, так и ее субъектов, равно как и их полномочий в сфере совместного ведения. Споры между органами государственной власти Федерации и ее субъектов решаются в соответствии с согласительными процедурами урегулирования разногласий или в судебном порядке.

Законодательные и исполнительные органы государственной власти республик и соответствующие органы других субъектов Федерации могут обжаловать решения федерального Правительства Президенту России, в Высший Арбитражный Суд либо Конституционный Суд Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Правительству Российской Федерации предоставляется право в пределах его компетенции разрешать споры и разногласия между подведомственными ему центральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации и приостанавливать действия правовых актов органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Разногласия между Правительством России и субъектами Федерации по требованию конкретного субъекта разрешаются Президентом Российской Федерации.

Если коллизия остается, субъект Федерации может обратиться в Высший Арбитражный или Конституционный Суд Российской Федерации. До рассмотрения ходатайства о признании акта неконституционным в Конституционном Суде Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Федерации может приостановить на своей территории действие противоправного акта министерства, ведомства.

Вывод: Федеративное устройство России было установлено в январе 1918 года, вскоре после установления республиканской формы правления. Оно сменило собой унитарное государственное устройство Российской империи.

Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава. С 1 марта 2008 года таких субъектов федерации 83.

2. Конституционно- правовой статус субъектов РФ

.1 Организация государственной власти в республиках в составе РФ

В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов в настоящее время находится 21 республика: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия - Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чаваш республики (ст. 65 Конституции).

Республика в составе Российской Федерации - это демократическое правовое государство, созданное в рамках Российской Федерации.

Согласно Конституции РФ (ст. 66) статус республики определяется федеральной Конституцией и конституцией республики. Таким образом, именно Конституция РФ устанавливает конституционно-правовой характер взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами - республиками в ее составе.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется, прежде всего, тем, что республика является государством в составе Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации далее характеризуется тем, что каждая республика имеет свою территорию.

Республика обладает территориальным верховенством. Ее территория является пространственным пределом ее власти. Органы государственной власти республики распространяют свою власть на всю ее территорию.

Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется и тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает в себя конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с Российской Федерацией, с другими субъектами РФ, а также с зарубежными странами, акты о делегировании полномочий.

Каждая республика принимает свою конституцию, которая закрепляет основы ее конституционного строя; права, свободы и обязанности человека и гражданина в республике; государственно-правовой статус республики; систему, принципы организации и деятельности, а также компетенцию законодательных, исполнительных и судебных органов республики и органов местного самоуправления.

Конституции республик устанавливаются ими самостоятельно. Конституции принимаются в порядке, определенном самой республикой, и не нуждаются в последующем их утверждении органами государственной власти Российской Федерации. Так, согласно Конституции (Основному закону) Республики Карелия (ст. 57) принятие Конституции Республики Карелия и внесение в нее изменений и дополнений относятся к ведению Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики.

Республика самостоятельно разрабатывает и принимает также другие республиканские нормативные правовые акты.

Законы республик, принятые в пределах их полномочий, на территории соответствующих республик обладают верховенством и обязательны к исполнению всеми юридическими и физическими лицами.

Являясь относительно самостоятельной, республиканская конституционно-правовая система входит в федеральную конституционно-правовую систему в качестве ее составной части. Поэтому конституции, законы и иные нормативные правовые акты республик не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам, принятым в пределах полномочий Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и актом, изданным в республике, действует федеральный закон.

Республика в составе РФ пользуется правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании РФ. Республика вправе участвовать в разработке федеральных нормативных правовых актов по предметам совместного ведения Федерации и республик.

В случае нарушения федеральными властями прерогатив республики в области нормотворческой деятельности она вправе обратиться за защитой своих интересов в Конституционный Суд РФ.

Республики в составе РФ самостоятельно определяют систему своих органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя, общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации и законодательством республики.

Каждая республика имеет свой законодательный (представительный) орган - парламент; главу исполнительной власти или главу республики (Президента); свое правительство; Верховный суд и Высший арбитражный суд. Многие республики имеют также свой Конституционный суд. Систему органов прокуратуры в республике возглавляет прокурор республики, подчиненный Генеральному прокурору Российской Федерации.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и республик федеральные органы исполнительной власти и республиканские органы исполнительной власти образуют в этих республиках единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

В Москве при Президенте РФ имеются постоянные представительства республик в составе Российской Федерации, главной задачей которых является координация взаимодействия республиканских правительств с администрацией Президента РФ.

Республики в составе РФ обладают международной правосубъектностью. Они вправе выступать в качестве участников международных отношений и внешнеэкономических связей, подписывать договоры и соглашения с иностранными государствами, открывать зарубежные представительства, участвовать в деятельности международных организаций. Так, Конституция Республики Коми устанавливает (ст. 62), что Республика является самостоятельным участником международных и внешнеэкономических отношений, соглашений с другими республиками, краями, областями, автономной областью, автономными округами Российской Федерации, если это не противоречит Конституции РФ.

Конституция Российской Федерации, Федеративный договор и конституции республик в составе Российской Федерации определяют предметы ведения этих республик. Часть из них составляют предметы совместного ведения Федерации и республик в ее составе. Эти вопросы решаются как федеральными, так и республиканскими государственными органами. Остальные - вопросы, относящиеся к ведению самих республик и, следовательно, находящиеся вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации, они решаются самими республиками.

Предметы совместного ведения Федерации и республик в ее составе можно разделить на три группы.

В области государственного строительства в совместном ведении Российской Федерации и республик в ее составе находятся, прежде всего, обеспечение соответствия конституций и законов республик Конституции РФ и федеральным законам. Обеспечение верховенства федерального закона в современной российской государственности играет особую роль, учитывая те центробежные тенденции, которые обнаружились в Российской Федерации в последние годы. Вот почему проведение в жизнь этого принципа - дело, как самой Федерации, так и всех ее субъектов, заинтересованных в сохранении Федерации и нормальном ее функционировании.

В совместном ведении Российской Федерации и республик находятся также защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режима пограничных зон.

К совместному ведению Российской Федерации и республик в ее составе отнесен большой круг вопросов законодательного регулирования. Это административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Вопросами совместного ведения Российской Федерации и республик в ее составе являются также кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура и нотариат; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Особую область совместного ведения Российской Федерации и республик в ее составе составляют внешние сношения, где общей заботой РФ и находящихся в ее составе республик являются координация международных и внешнеэкономических связей республик, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Конституция РФ предусматривает (ч. 2 ст. 76), что по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Правда, согласно Федеративному договору по вопросам совместного ведения федеральные органы государственной власти Российской Федерации издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы власти республики в составе РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных правовых актов. Однако в этой части Федеративный договор не действует, поскольку в п. 1 Раздела второго Конституции РФ установлено, что в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ.

Наряду с предметами совместного ведения Российской Федерации и республик в ее составе имеется ряд предметов, относящихся к исключительному ведению республик. Исключительные полномочия республик в составе РФ определены их конституциями на основе федеральной Конституции и Федеративного договора. Эти полномочия осуществляются республиканскими органами законодательной, исполнительной и судебной власти.

Республика устанавливает и регулирует внешнеэкономические, а также научные и культурные связи с зарубежными странами, представительство в международных организациях.

В ведение Республики входят заключение Федеративного договора, межпарламентских и межправительственных договоров и соглашений, а также другие вопросы, отнесенные Конституцией Республики к ведению ее государственных органов.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти республики в составе Российской Федерации могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий. В свою очередь органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

В Российской Федерации действует Положение о порядке работы по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и о взаимной передаче осуществления части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 12 марта 1996 г.

.2 Организация государственной власти в иных субъектах РФ

В составе Российской Федерации 6 краев, 49 областей и два города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург. Они являются государственно-территориальными образованиями в составе Федерации, которым в соответствии с Конституцией РФ (ст. 65) придан статус ее субъектов.

Статус краев, областей и приравненных к ним городов федерального значения определяется Конституцией РФ (гл. 3), Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим в себя Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации; другими федеральными актами.

Являясь субъектами Российской Федерации, края, области и города федерального значения обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Устав закрепляет конституционно-правовой статус края, области, города федерального значения; организацию государственной власти; порядок нормотворческой деятельности; административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления. Так, в Уставе Краснодарского края содержатся: преамбула; разделы о Краснодарском крае в составе РФ, об организации государственной власти, о законодательстве, о собственности и основах экономической деятельности, о местном самоуправлении, заключительные положения.

Каждый край, каждая область, Москва и Санкт-Петербург образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, а также уставов края, области, города федерального значения.

Следует отметить, что если прежде органы власти краев, областей, городов республиканского значения относились законодательством к местным органам власти, то в настоящее время они к таковым не относятся, а являются органами государственной власти субъектов Федерации.

Края, области, Москва и Санкт-Петербург являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации. Координация международных и внешнеполитических связей краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации совместно с органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Статус края, области, города федерального значения может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего края, области, города федерального значения, согласно федеральному конституционному закону. В некоторых уставах краев и областей устанавливается порядок изменения их статуса. Так, по Уставу Краснодарского края (ст. 1) лишение края статуса субъекта Российской Федерации или придание ему иного статуса возможны только на основе Конституции РФ и федеральных конституционных законов при условии одобрения соответствующего решения на краевом референдуме.

Конституция РФ обеспечивает участие представителей краев, областей, городов федерального значения в решении вопросов, отнесенных к компетенции РФ. Для этого от краев, областей и городов федерального значения избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации. Представительные органы власти краев, областей и городов федерального значения обладают правом законодательной инициативы в федеральном парламенте. Кроме того, представительные органы и администрация края, области, города федерального значения вправе вносить на рассмотрение Президента и Правительства РФ проекты актов, принятие которых относится к компетенции Президента и Правительства РФ.

Конституция РФ, Федеративный договор и уставы краев, областей и городов федерального значения определяют предметы ведения краев, областей и городов федерального значения. Предметы ведения подразделяются на предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов - краев, областей и городов федерального значения - и предметы, находящиеся в исключительном ведении краев, областей и городов федерального значения.

Согласно Конституции РФ и Федеративному договору в совместном ведении Федерации и краев, областей и городов федерального значения в сфере государственного строительства находятся обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов края, области, города федерального значения Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон.

К совместному ведению РФ и краев, областей и городов федерального значения относится широкий круг вопросов законодательного регулирования, включающий административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

К совместному ведению РФ и краев, областей и городов федерального значения отнесены также кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура и нотариат; установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Вывод: Согласно Конституции РФ (ст. 76) по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы, в соответствии с которыми органы государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая свои нормативные правовые акты.

Законопроекты по предметам совместного ведения направляются краям, областям, городам Москве и Санкт-Петербургу для обсуждения и представления предложений.

Все полномочия, не относящиеся к ведению федеральных органов государственной власти и к совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти краев, областей и городов федерального значения, осуществляются органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга самостоятельно в соответствии с Конституцией РФ.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации. И наоборот, органы исполнительной власти края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Вывод: Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации. В таблице приводятся особенности конституционно-правового статуса каждого из типов субъектов Российской Федерации. В скобках указаны статьи Конституции России, содержащие соответствующие положения.

Республика в составе РФ:

-охарактеризована в Конституции России как «государство» (часть 2 статьи 5);

-статус определяется Конституцией России и своей конституцией (часть 2 статьи 5, часть 1 статьи 66);

-вправе устанавливать свои государственные языки (часть 2 статьи 68).

конституционный власть республика федеративный

Заключение

Конституция РФ устанавливает не только принципы федеративного устройства России, но и более конкретно закрепляет важнейшие черты статуса, как федерации, так и ее субъектов, разграничение компетенции между ними.

Конституционный статус Российской федерации включает наряду с рассмотренными выше фундаментальными положениями и некоторые другие главнейшие черты российской федеративной государственности.

Это, прежде всего, имеющиеся у Российской Федерации государственно-правовые признаки, характерные для федеративного государства:

-суверенитет Российской Федерации, распространяющийся на всю ее территорию и проявляющийся в верховенстве федеральных Конституции и законов;

-федеральная Конституция и федеральные законы;

федеральные органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные), чьи полномочия распространяются на всю территорию РФ;

государственная территория, целостная и неприкосновенная, включающая в себя территории всех субъектов федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств);

единое гражданство РФ;

государственный язык;

единые Вооруженные Силы;

единая денежная единица - рубль (введение и эмиссия других денег в России не допускается, денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ);

государственные символы: государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации;

столица РФ.

Оставаясь суверенным государством, Российская Федерация в то же время может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.

Библиографический список

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года.

2.Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации», от 31 декабря 2009 г № 228 ФЗ.

3.Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2009 года N 131-ФЗ.

Специализированная литература

4.Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. - М.: Юридическая литература, 2011.

5.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Издательская группа ИНФРА - М.: НОРМА, 2011.

6.Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. - М.: ИНФРА-М, 2009.

7.Бачило И.Л. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. - М.: Юристъ, 2010.

8.Елисеев Б.П. Конституционное право Российской Федерации. - СП-б.: Проспект. 2010.

9.Козлова Е.И. , Кутафин О.Е. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2010.

.Комментарии к Конституции РФ. / Под ред. Мирошникова В.А. - М.: Экмос, 2009.

.Конституционное право. Учебник под ред. А.Е. Козлова - М.: БЕК, 2009.

.Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. - М.: Юрист, 2009.

.Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. Пособие для вузов. - М.: Закон и Право, 2010.

Периодическая печать

14.Авакьян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник Московского университета. Сер. П. Право. 2010. № 1.

15.Дагуев А.В. "К вопросу о рассмотрении Конституционным судом РФ дел о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума Российской Федерации"// "Конституционное и муниципальное право", 2008, N 8

16.Карпушкин А.В."Конституционное право граждан на объединения как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов //"Адвокат", 2008, N 8

17.Котенков А.А. Президент - Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе // Государство и право. 2010. № 9.

18.Осин В.В. "Порядок реабилитации не соответствует положениям Конституции РФ и международному законодательству" //"Адвокат", 2008, N 5

.Статычнюк И. "О некоторых противоречиях Российской Конституции"//"Конституционное и муниципальное право", 2008, N 1

.Тихомиров Ю.А. Власть в обществе: единство и разделение. - М.: Государство и право, 2010, №2.

Похожие работы на - Сущность федеративного устройства Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!