Содержание и правовые основы управления образованием и наукой

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    478,87 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Содержание и правовые основы управления образованием и наукой

Министерство образования и науки Российской федерации

ФГБОУ ВПО

Тюменский государственный университет

Институт дистанционного образования

Специальность «Государственное и муниципальное управление»





КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине:

Административное право РФ

Тема:

Содержание и правовые основы управления образованием и наукой



Выполнила: Ерихова Е.М.

Студентка 2 курса 4 семестра





Когалым, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

.1      Понятие, сущность и задачи государственного управления образованием

.2Органы государственного управления в сфере образования РФ

ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА ХМАО-ЮГРЫ И СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА РАБОТОЙ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

.1 Характеристика образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

.2 Институциональное и нормативно-правовое регулирование по контролю и надзору в сфере образования ХМАО - Югры

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Для любого современного общества, одной из самых актуальных проблем является проблема образования. Сейчас она становится все серьезней и острей. Сейчас наше государство уделяет огромное внимание системе образования, выделяет ежегодно на его развитие огромные деньги. «Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной» - гласит пункт 1 статьи 1 ФЗ «Об образовании». Закрепленное за каждым гражданином РФ право на получение образования является конституционным.

Образование, получаемое каждым гражданином, является своего рода следствием социального заказа государства и общества и служит целям укрепления национальной интеллектуальной мощи страны. Социальный заказ является стратегическим ориентиром государственной политики в области образования.

Переход к вариативному, личностно-ориентированному образованию, к образованию по выбору в условиях многонационального государства вызвал необходимость разработки государственных образовательных стандартов, призванных обеспечить единство образовательного пространства при вариативности форм получения образования и сети образовательных учреждений. За этим следят органы управления образованием, в Российской Федерации - это прерогатива Министерства Образования.

Существует мнение, что учебное заведение, развивающееся автономно (т.е. которое идет по пути демократического развития, что характерно для США) и устанавливающее свои стандарты качества образования, функционирует наиболее эффективно, что финансирование, получаемое от учащихся более реально и может непосредственно направляться на нужды конкретной отдельной образовательной единицы. Государственные органы управления образования в этих условиях все чаще выступают в качестве покупателей образовательных услуг учебных заведений, функции этих органов все больше перемещаются из сферы производства образовательных услуг в область защиты интересов потребителей услуг учебных заведений. Эффективно ли это, или же следует придерживаться централизованной схемы управления образованием, когда все стандарты (ориентированные на потребности страны и личности) устанавливаются государством?

Возможно, что именно органы управления образованием способны ответить на эти и другие вопросы. Современные органы управления национальной образовательной системой имеют большие полномочия и ответственны по многим пунктам.

В России проводится политика реформирования сферы образования. Предусматривается переход к 12-летнему среднему образованию, введение единого стандартизированного выпускного экзамена, позволяющего без вступительных экзаменов поступать в любой ВУЗ в случае набора нужного числа баллов. Эти изменения неоднозначно воспринимаются в обществе, но, тем не менее, Россия готовится к переходу на мировую систему образования. Интерес населения к образованию растет, что проявляется в первую очередь в увеличении конкурса в ВУЗы. Но параллельно с системой бесплатного образования развивается платное образование во всех звеньях - от детских садов до университетов. Этот процесс имеет ряд негативных последствий: бесплатное образование становится менее доступным, снижается его качество, нарастает процесс его коммерциализации, усиливающий неравенство граждан при его получении.

Реформа в сфере образования ведет к разрушению прежней единообразной системы учебных заведений, поэтому содержание образования с разноуровневым обучением дифференцируется. Старые формы управления образованием утрачивают эффективность, а новые только создаются. В результате возникает ряд сложных проблем: отсутствие четких требований к управленцам, нарушение системы материального снабжения, отсутствие контроля и прогноза количественных и качественных характеристик образовательных услуг и др. Все это негативно влияет на систему образования.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

.2      Понятие, сущность и задачи государственного управления образованием

Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных стандартов) Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

Также можно согласиться с мнением С.Ю. Дубровиной, что образование можно определить как - целенаправленную познавательную деятельность людей по получению считающихся надёжно установленных, истинных научных знаний или должных быть повсеместно применяемых знаний, пусть даже противоречащих истине, но установленных в качестве обязательной нормы писанными и неписанными законами и нормами общества; а также умений, либо по совершенствованию знаний и умений.

В техническом смысле образование - это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие - накопленное знание, ценности и навыки - от одного поколения другому (между поколениями)». В контексте социального прогресса образование помимо формата передачи социального культурного наследия позволило человеку разорвать связь с Природой, в которой объем познание и длительность жизни взаимосвязаны. В настоящее время человек посредством образования использует в своей жизнедеятельности опыт всех предыдущих поколений, чем и олицетворяет социальный прогресс.

Осознание возможностей использования обязательного образования как средства обезличивания человека вызвало в демократическом обществе развитие движения за негосударственное и даже семейное образование, за большую долю курсов по ответственному выбору учащегося (при участии родителей и педагогов) в программе средних общеобразовательных школ (то есть после окончания начальной школы), поддержку самообразования, непрерывного образования в течение всей деятельной жизни человека (по мере возникновения образовательной потребности), внешкольного, дистанционного и дополнительного образования и т. п.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность следующих элементов:

) образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

) сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

) органов управления в области образования и подведомственных им учреждений и организаций.

Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются образовательные программы, которые подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К общеобразовательным относятся программы: дошкольного образования; начального общего образования; основного общего образования и среднего (полного) общего образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы: начального профессионального образования; среднего профессионального образования; высшего профессионального образования, а также послевузовского профессионального образования.

В Российской Федерации установлено несколько уровней высшего профессионального образования - высшее профессиональное образование с присвоением квалификации «специалист», а также высшее профессиональное образование с присвоением квалификации «бакалавр» и «магистр».

На протяжении длительного периода сфера образования регулировалась методами административного права: в дореволюционной России образовательная деятельность рассматривалась как одна из составляющих полицейской деятельности Правительства, а в советские годы образовательное законодательство формировалось преимущественно как специальная часть административного законодательства, в центре которого стояли проблемы государственного управления сферой образования. Использование термина «услуга» в публично-правовых отношениях, в качестве которых всегда рассматривались административные правоотношения, не соответствовало принципам и методам правового регулирования отраслей публичного права. Предпосылкой для внедрения категории «услуга» в сферу регулирования образовательных отношений явились, следующие обстоятельства:

) комплексная природа образовательных отношений, требующая не только административно-правовых методов воздействия, но и использования методов регулирования иных отраслей права;

) признание комплексной природы образовательных отношений и выявление особенностей ее регулирования в юридической доктрине;

) усиление частноправовых начал в регулировании образовательных отношений;

) восприятие правотворческой практикой и юридической доктриной категории «публичные услуги» и др.

Сфера образования, призванная осуществлять передачу знаний от одного поколения к другому, социологами и учеными-педагогами традиционно признается основным социальным институтом, поскольку обладает всеми его признаками:

) устойчивая потребность общества государства и личности в образовании. Благодаря образованию обществу удается удовлетворять потребности в сохранении и передаче своей культуры от поколения к поколению. Через образование человек успешно приобщается к достижениям науки, техники, литературы и искусства, усваивает действующие в обществе социальные нормы, развивает свои способности и реализует их в какой-либо сфере социального бытия. В наличии этого принципа заинтересовано не только общество, но и государство, поскольку именно образование выступает эффективным средством подготовки профессиональных кадров сферы государственного управления;

) разработка средств, необходимых для реализации гражданином своего права. Таким средством в сфере образования является создание сети учебных учреждений, в которых осуществляется весь процесс обучения, направленный на получение обучающимися знаний, умений, навыков и осуществляемый под руководством преподавателя.

Государство в лице органов управления образованием осуществляет контроль за наличием у образовательных учреждений необходимых средств для ведения образовательной деятельности (например, для того чтобы осуществлять образовательную деятельность, необходимо иметь лицензию);

3) обеспечение социального института необходимыми ресурсами (финансовыми, материальными), которые общество должно постоянно пополнять. Согласно Закону <garantF1://10064235.0> РФ от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» Правительство ежегодно выделяет финансовые средства на образование, которые направляются для приобретения необходимого оборудования, учебников, на ремонт здания, на заработную плату преподавателям, на стипендии студентам, а также обеспечивает социальные льготы в сфере образования;

) наличие особой культурной среды, необходимой для обеспечения самопроизводства института, т. е. формируются определенные правила поведения, которые отличают людей, принадлежащих этому институту.

Задачи образования включают:

реализацию потребностей каждого человека в образовательной сфере, постоянное повышение образовательного уровня населения страны. Образование существенно расширяет границы использования способности человека к трудовой деятельности. Оно позволяет ему правильно оценить ситуацию, принять решение и реализовать его. Как правило, чем выше уровень образования населения, тем ниже доля безработных. Образование человека гарантирует его успешную трудовую деятельность. В современных условиях удовлетворение потребности населения в товарах и услугах все в большей мере обеспечивается в результате объединения знаний и информации;

приведение системы воспитания и обучения населения в соответствие с образовательными потребностями личности, общества и государства, нормами отечественного и международного права. Важнейшей целью федерального государственного образовательного стандарта общего образования в части согласования потребностей должна стать организация условий самосогласованияпотребностных запросов личности, общества и государства, нормами отечественного и международного права;

подготовку новых поколений граждан к жизнедеятельности в условиях современного демократического общества, его социокультурных, научных и технологических достижений. Так, цель высшего профессионального образования заключается в подготовке и переподготовке специалистов соответствующего уровня, удовлетворении потребностей личности в углублении и расширении образования (ст. 24 Закона об образовании);

социальную интеграцию различных групп общества независимо от их этнической принадлежности, психического и физического здоровья, доходов, религиозных и политических убеждений. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; также запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации ;

обеспечение равных стартовых возможностей россиян в сфере образования. Совершеннолетние граждане РФ имеют право на выбор образовательного учреждения и формы получения образования. Граждане, получившие образование в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право на аттестацию в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа. Граждане РФ имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов. Граждане РФ вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ и т.д. ;

формирование и развитие единого образовательного пространства России на федеральном и мировом уровнях. Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

Таким образом, можно сделать вывод, что образование находится в сфере первоочередных государственных интересов. От состояния образовательной системы во многом зависит будущее Российского государства, его экономическое развитие, уровень благосостояния в обществе. С образованием связываются надежды на модернизацию экономики и увеличение темпов экономического роста. Наконец, в связке с наукой образование представляет собой одну из наиболее существенных гарантий национальной, региональной и международной безопасности.

1.3    Органы государственного управления в сфере образования РФ

Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях: федеральном; региональном; муниципальном.

Первые два уровня являются уровнями государственного управления в сфере образования.

В соответствии со ст. 37 Закона «Об образовании» Российская Федерация самостоятельно формирует федеральную составляющую системы органов управления образованием, а именно:

федеральные (центральные) государственные органы управления образованием;

Федеральные органы РФ формируются на основании соответствующих актов Президента РФ о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти.

Государственное управление в области образования осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации.

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

К основным функциям Минобрнауки России относится принятие нормативных правовых актов в области образования и науки. Минобрнауки России утверждает, в частности:

перечень профессий (специальностей), по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;

положение и порядок создания филиалов федеральных государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования;

формы документов государственного образца об уровне образования и квалификации, порядок их выдачи, включая подтверждение, признание и установление эквивалентности этих документов за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при осуществлении образовательного процесса в образовательных учреждениях;

положение о порядке замещения должностей работников государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования;

положение об аспирантуре и докторантуре в высших учебных заведениях и научных организациях независимо от ведомственной принадлежности;

федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, федеральные требования к содержанию образования, общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, учебным планам;

положение об итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений;

положение о формах получения выпускниками образовательных учреждений золотой и серебряной медалей;

номенклатуру должностей научных работников;

порядок аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, а также установления образовательных цензов для педагогических работников;

порядок приема всех категорий обучающихся, порядок перевода обучающегося из одного учебного заведения в другое;

порядок развития многоуровневой непрерывной системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров;

порядок формирования федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений и работников органов управления образованием, а также ряд других нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.

Министерство также учреждает знаки отличия в сфере образования и науки и награждает ими работников в указанных областях.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки.

Основными функциями Рособрнадзор является осуществление надзора и контроля за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования, науки, научно-технической деятельности, аттестации научных и научно-педагогических кадров. Рособрнадзор осуществляет надзор за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования; за деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), а также ученых (научно-технических) советов образовательных учреждений, научных учреждений и организаций по вопросам присвоения ученых званий.

К функциям Рособнадзор относится организация государственной аттестации научных работников, т.е. оценки квалификации научных работников, присвоения им ученых степеней и ученых званий. Во исполнение этой функции Федеральная служба осуществляет организационное и техническое обеспечение работы Высшей аттестационной комиссии, а также рассматривает вопросы присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук и выдает соответствующие аттестаты и дипломы установленного образца, а также рассматривает вопросы лишения (восстановления) указанных ученых званий и степеней. Федеральная служба также выдает разрешения на создание советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), устанавливает их компетенцию и определяет перечни научных специальностей, по которым им предоставляется право приема к защите диссертаций.

Рособнадзор подтверждает, признает и устанавливает эквивалентность документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в Российской Федерации, и выдает соответствующие документы.

Полномочия - это право на осуществление тех или иных действий или проведение той или иной образовательной политики, зафиксированное законодательно. Полномочия могут быть делегированы, т.е. право на выполнение конкретных действий, проведение определенной образовательной политики может быть передано с одного уровня управления, обладающего этими полномочиями, на другой уровень управления, который пока такими полномочиями не обладает.

При этом очень важно понимать, что полномочия - это еще и право финансировать те или иные действия, следовательно, при делегировании полномочий с одного уровня управления на другой уровень управления первым второму передаются и финансовые ресурсы, необходимые и достаточные для исполнения вторым делегируемых ему полномочий.

Обладание определенными полномочиями означает и то, что вышестоящий уровень управления не может определять порядок и правила реализации указанных полномочий, а только рекомендовать их выполнение тем или иным образом, если иное не определено действующим законодательством.

Можно сделать вывод, что в сфере образования РФ основным направлением реформирования должно стать определение на законодательном уровне порядка и правил реорганизаций полномочий.

Таким образом, образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных стандартов).

Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.

В Российской Федерации установлено несколько уровней высшего профессионального образования - высшее профессиональное образование с присвоением квалификации «специалист», а также высшее профессиональное образование с присвоением квалификации «бакалавр» и «магистр»

Государство в лице органов управления образованием осуществляет контроль за наличием у образовательных учреждений необходимых средств для ведения образовательной деятельности.

От состояния образовательной системы во многом зависит будущее Российского государства, его экономическое развитие, уровень благосостояния в обществе. С образованием связываются надежды на модернизацию экономики и увеличение темпов экономического роста. Наконец, в связке с наукой образование представляет собой одну из наиболее существенных гарантий национальной, региональной и международной безопасности.

Управление системой образования в России осуществляется на трех уровнях: федеральном; региональном; муниципальном.

Первые два уровня являются уровнями государственного управления в сфере образования.

В соответствии со ст. 37 Закона «Об образовании» Российская Федерация самостоятельно формирует федеральную составляющую системы органов управления образованием, а именно :

федеральные (центральные) государственные органы управления образованием;

федеральные ведомственные органы управления образованием.

Государственное управление в области образования осуществляют Министерство образования и науки Российской Федерации.

Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования и науки.

Рособнадзор подтверждает, признает и устанавливает эквивалентность документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в Российской Федерации, и выдает соответствующие документы.

ГЛАВА 2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА ХМАО-ЮГРЫ И СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА РАБОТОЙ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

.1 Характеристика образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Стратегические цели и задачи деятельности системы образования округа определены в соответствии с действующим федеральным и окружным законодательством, приоритетами государственной образовательной политики, стратегическими целями развития Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Ведущий элемент политики Правительства Югры - превращение автономного округа из территории временного пребывания в территорию постоянного места жительства через улучшение качества и повышение уровня жизни населения. В этих условиях система образования рассматривается как ресурс развития территории, следовательно, миссия Департамента образования и молодежной политики заключается в организации системы непрерывного образования, способной формировать человеческий потенциал округа, адекватный задачам его социально-экономического развития.

При определении образовательной политики особое внимание уделено формированию территориальной системы образования как целостного объекта управления: от дошкольного до высшего и послевузовского профессионального образования.

Соответственно, определены стратегические цели развития этих элементов, достижение которых обеспечено путем решения системных задач.

Первая стратегическая цель: формирование ресурсной базы отрасли «Образование» для приведения в соответствие с нормами и стандартами образования.

Задачи:

.1 Оптимизация материально-технической базы образовательных учреждений.

.2 Формирование информационных ресурсов.

.3 Развитие кадрового потенциала.

Вторая стратегическая цель: обеспечение доступности качественных образовательных услуг, что реализуется через следующие задачи:

.1 Обеспечение доступности образования.

.2 Обеспечение актуальности результатов образования.

Третья стратегическая цель: социализация детей и молодежи через формирование условий для активного включения их в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь автономного округа, государственное участие в социальной поддержке и защите обучающихся реализуется посредством системы задач:

.1 Социализация детей, подростков и молодежи, развитие их индивидуальных способностей.

.2 Обеспечение прав детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на образование, воспитание и обучение.

Четвертая стратегическая цель: повышение эффективности управления в сфере образования. Мероприятия, проводимые в рамках реформы межбюджетных отношений и административной реформы, существенно изменяют механизмы планирования и принятия управленческих решений в образовании. В связи с этим выделяются две тактические задачи, способствующие повышению эффективности управления:

.1 Повышение эффективности использования ресурсов (финансовые, материально-технические, кадровые),

.2 Привлечение общественности к управлению образованием.

С целью определения основных направлений дальнейшего развития системы образования разработана и принята Стратегия развития образования автономного округа до 2020 года. На период 2010-2013 годы принята Правительством целевая программа «Новая школа Югры на 2010-2013 годы».

По состоянию на 1 января 2012 года в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре осуществляется деятельность в 884 учреждения, в том числе в 881 образовательное и 3 прочих учреждениях.

С 1 января 2012 года образовательные учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома) переданы в ведомственную принадлежность Департамента труда и социальной защиты автономного округа (распоряжение Правительства автономного округа от 18 августа 2009 г. №336-рп).

Распоряжением Правительства автономного округа от 29.01.2010 г. №48-рп Нефтеюганское профессиональное училище №5 объединено с Нефтеюганским профессиональным училищем №6.

Распоряжением Правительства автономного округа от 02.07.2010г. №223-рп путем присоединения Ханты-Мансийского колледжа сервиса и технологий к Ханты-Мансийского педагогическому колледжу образован Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж.

В рамках реорганизации Департамента образования и науки автономного округа и Комитета молодежной политики автономного округа в Департамент образования и молодежной политики автономного округа в ведомство переданы:

автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Центр «Альтернатива»;

автономное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Центр технических видов спорта».

Таблица 2.1.1


Типы (виды) учреждений

Количество учреждений

Контингент

1.

Дошкольные образовательные учреждения

391

71 409

2.

Школы (вкл. негосударственные учреждения)

380

178 308

3.

Учреждения начального профессионального образования, подведомственные Департаменту образования и молодежной политики

5

1 842

4.

Учреждения среднего профессионального образования, подведомственные Департаменту образования и молодежной политики

14

14 372

5.

Учреждения высшего профессионального образования, подведомственные Департаменту образования и молодежной политики

4

14 610

6.

Учреждения дополнительного образования детей различной направленности (ведомство "Образование")

84

82 910

7.

Учреждения дополнительного образования взрослых

2

7 710

8.

Прочие образовательные учреждения (Центр психолого-педагогической реабилитации)

1


9.

Прочие учреждения (АУ "Центр технических видов спорта", "Центр Альтернатива", "Обско-угорский институт")

3



ИТОГО:

884

371 161


В процентном отношении 73% из них находятся в городах округа и только 27% - в сельской местности.

В 2011 году в автономном округе функционировало:

60 негосударственных образовательных учреждений, включая 6 негосударственных общеобразовательных учреждений в гг. Сургуте (Сургутская православная гимназия; школа с углубленным изучением гуманитарных предметов), Мегионе (Мегионская православная начальная гимназия), Нижневартовске (Нижневартовская православная гимназия), Югорске (Югорская православная гимназия), Нефтеюганске (Нефтеюганская православная гимназия) и 3 негосударственных вуза;

12 негосударственных учреждений присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста;

32 автономных образовательных учреждения, в том числе 9 автономных муниципальных дошкольных образовательных учреждений (2010 г. - 5), 4 учреждения среднего профессионального образования, 5 учреждений дополнительного образования детей и 14 профессионального образования.

На конец 2010 года действовало 56 автономных некоммерческих и негосударственных образовательных учреждений.

По утвержденному распоряжением Правительства автономного округа от 24 июля 2008 г. №297-рп плану в автономные учреждения профессионального образования переведены:

2 учреждения дополнительного профессионального образования: «Институт развития образования», «Институт профессионального образования и исследования рынка труда»;

2 учреждения среднего профессионального образования автономного округа «Сургутский профессиональный колледж», «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж».

В рамках реорганизации Департамента образования и науки автономного округа и Комитета молодежной политики автономного округа в Департамент образования и молодежной политики автономного округа в ведомство переданы:

автономное учреждение Центр «Альтернатива»;

автономное учреждение «Центр технических видов спорта».

В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13.01.2006 г. №8-ОЗ О программе автономного округа «Развитие материально-технической базы социальной сферы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2006-2012 годы (в ред. Законов Югры от 30.11.2006 №124-оз, от 29.12.2007 №211-оз, от 21.07.2008 №71-оз, от 30.09.2008 №105-оз, от 31.03.2009г. №41-03, от 12.10.2009 №125-оз) по разделу «Образование» по итогам 2010 года введено в эксплуатацию:

2 общеобразовательных учреждения на 1 000 учащихся:

) Комплекс «Школа-детский сад» п. Ягодный Кондинского района мощностью на 100 учащихся и 40 мест, площадью 3 174 кв.м. (разрешение на ввод от 18.08.2010 №ru-86502000);

) Средняя школа мощностью на 900 учащихся, площадью 23 641,0 кв.м. г. Мегион (разрешение на ввод от 10.09.2010 №ru-86303000-18);

3 дошкольных образовательных учреждения на 150 мест:

) Комплекс «СДК-Библиотека-детский сад» на 200 мест/10000 экз./50 мест площадью 2 200 кв.м., в том числе 1 очередь: Детский сад мощностью на 50 мест, площадью 1 141 кв.м. в с.п. Сентябрьский Нефтеюганского района (разрешение на ввод от 23.12.2009 №ru-86503000-2) Открыт ДС с 01.01.2010;

) Детский сад на 60 мест, площадью 1 469,5 кв.м. сп. Куть-Ях Нефтеюганского района (разрешение на ввод от 19.08.2010 №ru-86503000-37);

из них 1 комплекс «Школа-детский сад» на 100 учащихся и 40 мест:

) Школа-детский сад п. Ягодный Кондинского района мощностью на 100уч./40 мест, площадью 4 490,4 кв.м., в том числе детский сад на 40 мест (разрешение на ввод от 18.08.2010 №ru-86502000);

. В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июля 2007 г. №110-оз О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2007-2010 годы (с изменениями, внесенными Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 октября 2007 №152-оз, 22 декабря 2008 №163-оз, 31 марта 2009 №32-оз, 12 октября 2009 №138-оз, 5 декабря 2009 №178-оз, 5 февраля 2010 №42-оз, 18 июля 2010 №124-оз) введено в эксплуатацию 9 дошкольных образовательных учреждений на 1 895 мест:

) Детский сад «Серебряное копытце» мощностью на 260 мест, площадью 5 574,4 кв.м. в микрорайоне 34 г. Сургут (разрешение на ввод от 28.06.2010г. №ru-86310000-86);

) Детский сад «Метелица» мощностью на 260 мест, площадью 5 185,4 кв.м. в микрорайоне 5 «А» г. Сургут (разрешение на ввод от 13.05.2010 №ru-86310000-57);

) Детский сад на 115 мест, площадью 3 010,5 кв.м. п. Верхнеказымский Белоярского района (разрешение на ввод от 18.08.2010 №ru-86509000-271);

) Детский сад на 220 мест, площадью 4 713,1 кв.м. г. Белоярский Белоярского района (разрешение на ввод от 23.08.2010 №ru-86509000-272);

) Детский сад на 100 мест, площадью 2 917,0 кв.м. г. Радужный (разрешение на ввод от 13.07.2010 №ru-863090002005001-28);

) Детский сад на 220 мест, площадью 6 400 кв.м. г. Советский Советского района (разрешение на ввод от 29.09.2010 №ru-6506000-30);

) Детский сад на 260 мест в 10В микрорайоне, площадью 6 184 кв.м. г. Нижневартовск (разрешение на ввод от 30.07.2010 №ru-863050002005004-89-10)

) Детский сад №20 «Югорка» на 200 мест в микрорайоне 31, площадью 4 568,9 кв.м. г. Сургут (разрешение на ввод от 16.11.2010 №ru-86310000-144)

институциональный правовой надзор образование

2.2 Институциональное и нормативно-правовое регулирование по контролю и надзору в сфере образования ХМАО - Югры

В процессе исполнения функций по государственному контролю (надзору) в сфере образования и региональному государственному контролю (надзору) на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Обрнадзором Югры осуществляется систематический текущий анализ действующих нормативных правовых актов Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, устанавливающих обязательные требования к осуществлению деятельности образовательных учреждений (организаций), расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования,расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и являющихся объектами контроля (надзора), соблюдение которых подлежит проверке в процессе осуществления государственного контроля (надзора).

На основе сложившейся в течение 2011 года практики исполнения Обрнадзором Югры функций по государственному контролю (надзору) в сфере образования и региональному государственному контролю (надзору) на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры данный анализ позволил установить, что образовательные учреждения (организации), расположенные на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, являющиеся объектами контроля (надзора), в ходе реализации своего образовательного процесса и управления образованием руководствуются действующими нормативными правовыми актами, соответствующими направлению деятельности, что подтверждает доступность, публичность и возможность исполнениядействующей нормативной правовой базы Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области образования.

Данная нормативная правовая база объективна, научно обоснована, достаточна по содержанию и не содержит признаков коррупциогенности как осуществления образовательного процесса и процесса управления образованием, так и процесса осуществления государственного контроля (надзора) на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

С целью обеспечения общедоступности действующих нормативных правовых актов Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, регламентирующих процессы в области образования, Обрнадзором Югры в течение 2011 года проводились семинары, совещания и практикумы по вопросам практического применения отдельных положений действующего законодательства Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области образования и предупреждения его нарушений. В течение 2011 года Обрнадзором Югры осуществлялось размещение в сети Интернет информации о наиболее значимых изменениях действующего законодательства Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области образования, а также проводилось адресное направление такой информации учредителям образовательных учреждений (организаций) и органам местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Учитывая внесение в 2011 году изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций в сфере образования, в том числе по вопросам переданных полномочий Российской Федерации в области образования, Обрнадзором Югры в целях приведения нормативных правовых актов автономного округа, регулирующих осуществлениепереданных полномочий Российской Федерации, в соответствие с действующим законодательством, внесены изменения и дополнения в 19 нормативных правовых актов, разработан 1 нормативный правовой акт (рис.2.1), что более чем в три раза превысило нормотворческую деятельность 2010 года (шесть нормативных правовых актов).

Рис. 2.1 Сравнительный анализ разработки, внесения изменений, дополнений в нормативные правовые акты по вопросам осуществления Обрнадзором Югры переданных полномочий Российской Федерации, в том числе по государственному контролю (надзору) за 2011 год (в сравнении с 2010 годом).

В том числе в 2011 году внесены изменения и дополнения в шесть нормативных правовых актов автономного округа, регулирующих деятельность Обрнадзора Югры по вопросам осуществления контроля (надзора), разработан 1 нормативный правовой акт по вопросам регионального государственного контроля (надзора), что на 57% больше по сравнению с 2010 годом (четыре нормативных правовых акта).

Анализ типологии принятых в автономном округе в 2011 году нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора) на территории автономного округа, показывает более широкий их спектр, нежели в 2010 году, как в качественном, так и в количественном выражении (рис. 2).

Рис. 2.2. Типология принятых в автономном округе в 2011 году нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора) на территории автономного округа, в сравнении с 2010 годом (Условные обозначения: АО - автономный округ)

В течение 2011 года в связи с совершенствованием законодательства Российской Федерации по вопросам осуществления контрольно-надзорных функций Обрнадзором Югры дважды вносились изменения в Положение о Службе по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденное постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 июля 2010 года №131 (далее - Положение о Службе).

В соответствии с Федеральными законами от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», от 8 ноября 2010 года №293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования», в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 года №689 «Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю» постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.01.211 №9 «О внесении изменений в постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 июля 2010 года №131 «О Службе по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» были внесены изменения в Положение о Службе в части:

корректировки содержания осуществляемых Обрнадзором Югры переданных полномочий Российской Федерации в области образования;

закрепления за Обрнадзором Югры полномочий по аккредитации граждан и организаций, привлекаемых в качестве экспертов, экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю при осуществлении проверок образовательных учреждений, организаций и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

расширения перечня мер, принимаемых Обрнадзором Югры при отсутствии действий по устранению выявленных нарушений, в части приостановления и возобновления действия лицензии на осуществление образовательной деятельности, свидетельства о государственной аккредитации и возбуждения дел об административных правонарушениях.

В целях приведения Положения о Службе в соответствие с Законом об образовании, в который были внесены изменения Федеральным законом от 18.07.2011 №242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в связи с введением понятий «государственный контроль (надзор) в области образования», «федеральный государственный надзор в области образования», «федеральный государственный контроль качества образования», постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.08.2011 №127 «О внесении изменений в постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 июля 2010 года №131 «О Службе по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», от 1 июля 2010 года №116 «О Департаменте образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» были внесены изменения в Положение о Службе.

В связи с оптимизацией исполнения государственных функций в сфере образования в течение 2011 года распоряжениями Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 21.01.2011 №12-рп, от 01.09.2011 №477-рп и постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22.08.2011 №121 внесены изменения в распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23 июля 2010 года №268-рп «Об утверждении штатного расписания Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры», в результате которых штатное расписание Обрнадзора Югры претерпело изменения и штатная численность Обрнадзора Югры на окончание отчетного года составила 31 штатную единицу.

Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 23.12.2011 №482-п «Об исполнительных органах государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора)» Обрнадзор Югры определен исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уполномоченным на осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области образования.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ дополнен статьей 19.20 «Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)», соответственно, в ранее действовавший приказ Обрнадзора Югры от 22.09.2010 №2-нп «Об утверждении Перечня должностных лиц Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях», а также в связи с изменениями штатного расписания Обрнадзора Югры, внесены необходимые дополнения, и издан приказ Обрнадзора Югры от 1.12.2011 №3-нп «Об утверждении Перечня должностных лиц Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях», в соответствии с которым должностные лица Обрнадзора Югры имеют право в пределах своей компетенции составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.57, 19.4, 19.5, 19.6, 19.7, 19.20, 19.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Приложением к приказу установлен перечень должностных лиц Обрнадзора Югры, уполномоченных на составление протоколов об административных правонарушениях. Данный нормативный правовой акт включен в Государственный реестр нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, а также в федеральный регистр нормативных правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Сведения об изданных за 2011 год нормативных правовых актах по вопросам осуществления государственного контроля (надзора), в рамках исполнения переданных полномочий в сравнении с 2010 годом представлены ниже в приложении 1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образование - это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных стандартов).

Задачи образования включают: реализацию потребностей каждого человека в образовательной сфере, постоянное повышение образовательного уровня населения страны; приведение системы воспитания и обучения населения в соответствие с образовательными потребностями личности, общества и государства, нормами отечественного и международного права; подготовку новых поколений граждан к жизнедеятельности в условиях современного демократического общества, его социокультурных, научных и технологических достижений; социальную интеграцию различных групп общества независимо от их этнической принадлежности, психического и физического здоровья, доходов, религиозных и политических убеждений; обеспечение равных стартовых возможностей россиян в сфере образования; формирование и развитие единого образовательного пространства России на федеральном и мировом уровнях.

В ходе работы было установлено, что управление образованием - это целенаправленная деятельность центральных и местных исполнительных органов власти по обеспечению организации, функционирования и развития системы образования. Управление образованием, как целостный процесс, включает: организацию и создание условий для функционирования образовательных учреждений, инспектирование их деятельности и контроль над результатами образования.

Правовой основой управления в сфере образования является Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования.

Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность следующих элементов:

) образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

) сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

) органов управления в области образования и подведомственных им учреждений и организаций.

Государственное управление в области образования осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации.

К элементам новой системы качества относятся лицензирование, государственная аккредитация и контроль качества. При этом данные элементы функционально могут быть использованы только специально созданной системой, имеющей необходимую структуру органов, обладающих целенаправленными задачами и необходимыми «инструментами» для их решения.

В целом предложенная законодателем «модель» оптимизации контроля и надзора над качеством образования является шагом вперед в дальнейшей реализации административной реформы и модернизации российской системы образования. Практической реализацией изменений в законодательство должно стать создание и эффективное формирование системы контроля и надзора, обеспечивающей высокое качество образования в Российской Федерации. Несмотря на такой оптимистический прогноз, основываясь на существующей практике в данной сфере, следует более четко определить некоторые технико-процедурные вопросы реализации положений законодательства. В связи, с чем предстоит разработать достаточно объемную нормативную «базу», которая будет служить мощным «рычагом» в деятельности специализированных государственных институтов, направленную на решение актуальных задач, стоящих перед современным образованием.

Анализ, проведенный в данном исследовании, позволяет сделать вывод о том, что по состоянию на 1 января 2012 года в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре осуществляется деятельность в 884 учреждения, в том числе в 881 образовательное и 3 прочих учреждениях.

В 2011 году в автономном округе функционировало:

60 негосударственных образовательных учреждений, включая 6 негосударственных общеобразовательных учреждений в гг. Сургуте (Сургутская православная гимназия; школа с углубленным изучением гуманитарных предметов), Мегионе (Мегионская православная начальная гимназия), Нижневартовске (Нижневартовская православная гимназия), Югорске (Югорская православная гимназия), Нефтеюганске (Нефтеюганская православная гимназия) и 3 негосударственных вуза;

12 негосударственных учреждений присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста;

32 автономных образовательных учреждения, в том числе 9 автономных муниципальных дошкольных образовательных учреждений (2010 г. - 5), 4 учреждения среднего профессионального образования, 5 учреждений дополнительного образования детей и 14 профессионального образования.

На конец 2010 года действовало 56 автономных некоммерческих и негосударственных образовательных учреждений.

Возросла доля проверенных в 2011 году образовательных учреждений от их общего числа по сравнению с результатами 2010 года с 16 до 23% вследствие увеличения общего количества проведенных в 2011 году проверок по сравнению с 2010 годом в 1,5 раза (на 45%).

Доля проверенных Обрнадзором Югры учреждений, расположенных на территории муниципальных образований, за три последние года составляет от 42 до 100%.

Государственный контроль (надзор) в области образования осуществлялся как форме документарных, так и форме выездных проверок.

Если в 2010 году документарные проверки составляли всего 1,6% от общего количества плановых и внеплановых проверок, то в 2011 году данный показатель увеличился до 32,4%.

Увеличение количества документарных проверок обусловлено проведением в 2011 году внеплановых документарных проверок по исполнению образовательными учреждениями и муниципальными органами управления образования выданных Обрнадзором Югры предписаний.

По итогам проведения внеплановых проверок Обрнадзором Югры приняты действенные меры по устранению объектами проверок выявленных нарушений законодательства в области образования.

В 2011 году специалисты Обрнадзора Югры были привлечены органами прокуратуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к семи проверкам высших учебных заведений автономного округа по вопросу соблюдения прав граждан при их поступлении в высшие учебные заведения автономного округа.

Исполнение Обрнадзором Югры контрольно-надзорных функций внепланового характера осуществлялось в 2011 году также в части рассмотрения обращений граждан, поступивших в Обрнадзор Югры.

В 2011 году Обрнадзором Югры зарегистрировано 116 обращений граждан (из них: 84 письменных и 32 устных обращения, поступивших при выездном приеме руководителя Обрнадзора Югры), или на 66,4% больше чем в 2010 году.

В ходе контрольно-надзорных действий Обрнадзором Югры выявлено 921 нарушение обязательных требований законодательства Российской Федерации в области образования.

Доля проверок, по итогам проведения которых выявлены правонарушения, составляет 57% от общего числа проведенных проверок.

Высокий процент проверок по вопросу соблюдения законодательства в области образования, по результатам которых выданы предписания, объясняется большим спектром (от 4 до 7 направлений) проверяемых в ходе проведения проверок направлений деятельности образовательных учреждений.

Доля проверок, по итогам, проведения которых выявлены правонарушения, составляет 57% от общего числа проведенных проверок.

Увеличение количества выявленных нарушений МОУО объясняется расширением спектра проверяемых вопросов в ходе проведения проверок и изменениями законодательства Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в части полномочий органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

В 2011 году Обрнадзором Югры привлекались эксперты к проведению 26 проверок, что составляет 10% от общего числа проведенных проверок.

В результате принятия своевременных предупредительных и профилактических мер по лицензированию образовательной деятельности в 2011 году количество образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность на территории автономного округа без лицензии, уменьшилось в 1,6 раза по сравнению с 2010 годом.

В связи с принятыми Обрнадзором Югры профилактическими мерами в образовательных учреждениях автономного округа усилен контроль за реализацией в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, что является одной из гарантий государства на образование. Выполнение в полном объеме образовательных программ образовательными учреждениями подтверждается при проведении контрольно-надзорных мероприятий.

Данное нарушение в 2010 году и в 1 полугодии 2011 года являлось типичным и фиксировалось при каждой проводимой Обрнадзором Югры плановой проверке.

Все проверки в 2011 году проведены Обрнадзором Югры с соблюдением требований законодательства о порядке их проведения, следовательно, доля проверок, проведенных с нарушением требований, по результатам выявления которых к должностным лицам, осуществившим такие проверки, применялись меры дисциплинарного и административного наказания, от общего числа проведенных проверок равнозначна данному показателю 2010 года и составляет 0 %.

Мероприятия по контролю, проведенные Обрнадзором Югры, а также принятые предупредительные меры, способствовали приведению деятельности образовательных учреждений и органов управления образованием в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.

В процессе проведения проверок совместно с привлекаемыми экспертами также выявились следующие проблемы:

сложность отбора экспертов, уровень квалификации которых соответствует предмету и задачам проводимой проверки;

низкий уровень надежности данных, полученных в ходе экспертизы привлеченным экспертом по причине недостаточности опыта;

отсутствие специальной подготовки, методических рекомендаций для экспертов по проведению проверок образовательных учреждений.

Показателями эффективности и результативности государственного контроля (надзора) в области образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в 2012 году будут являться:

выполнение утвержденного плана проведения Обрнадзором Югры плановых проверок в отношении образовательных учреждений на 2012 год - 100 %;

увеличение удельного веса плановых проверок, проведенных с привлечением экспертов, экспертных организаций;

количество проведенных проверок в год на 1 должностное лицо Обрнадзора Югры, выполняющее функции по контролю (надзору) - 21проверка;

отсутствие проверок, проведенных с грубыми нарушениями Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ.

отсутствие проверок, при проведении которых выявлены нарушения, но не приняты меры.

удельный вес предписаний, выполнение которых проверено в установленные сроки - 100%.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты

1.   Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 4.- Ст. 445.

2.      Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон: принят государственной думой 30 дек. 2001 г.: по состоянию на 8 декабря 2011 г.// Собрание законодательства РФ.- 2002. - №1 (ч. 1). - ст. 1.

3.      Об образовании: федеральный закон от 10 июля 1992 года №3266-1-ФЗ: по состоянию на 10 июля 2012 г.// Российская газета. - 1992. - 17 июля.  <#"708715.files/image003.gif">

Похожие работы на - Содержание и правовые основы управления образованием и наукой

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!