Особенности реализации программно-целевого механизма государственного управления на примере ПНП 'Доступное жилье' в Пензенской области
Введение
Программно-целевой механизм решения существующих
отдельных проблем в настоящее время в РФ считается одним из самых эффективных.
Применение программно-целевого механизма является оправданным и обоснованным,
т.к. современное состояние России характеризуется наличием в
социально-экономической системе страны и отдельных регионов неоднородностей,
асимметрий и диспропорций различного рода, в частности, экономических,
демографических, инфраструктурных, климатических, социальных, этнических,
религиозных и др., что, несомненно, создает большие сложности для управления и
социально-экономического развития регионов. Необходимость использования данного
механизма государственного регулирования экономики возрастает при решении
комплексных и крупномасштабных задач социально-экономического развития, которые
не могут быть решены на базе исключительно рыночных механизмов.
В последние годы появляется все больше
публикаций, связанных с обсуждением возможностей применения программно-целевых
методов для прогнозирования, планирования и программирования
социально-экономического развития страны в целом и отдельных территориальных
комплексов.
Учеными часто освещается тема методических и
организационных механизмов формирования и реализации федеральных, региональных
и ведомственных целевых программ (В. Зимин, Е.Г. Коваленко, А.М. Митерев, А.
Махмудов, А. Швецов), в связи с чем, данная тема является весьма проработанной.
Также довольно проработанной является тема
эффективности программно-целевого метода в управлении регионом. Рассмотрению
данной темы уделяет внимание также достаточно большое количество ученых,
например, А.М. Митерев, Е.Г. Коваленко, А. Махмудов, А. Швецов.
Довольно часто встречаются работы ученых на тему
достоинств и недостатков программно-целевых методов управления (Е.Г. Коваленко,
А. Махмудов, А.М. Митерев).
Среди всей изученной нами литературы проблеме
пробелов правового регулирования в процессе реализации приоритетных
национальных проектов уделяет внимание лишь В.Н. Назаров, и, хотя данная тема в
современных условиях является одной из самых важных и актуальных в области
программно-целевого механизма государственного управления, она является мало
изученной.
Совсем редко в литературе встречается упоминание
о совершенствовании метода прогнозирования финансовых ресурсов при создании
инновационной продукции в рамках федеральных целевых программ. В данной области
нам лишь встретилась научно-публицистическая статья Джамай Е.В. и Демина С.С.
Перспективам программного подхода в региональной
экономике больше внимание уделяют А. Швецов и А. Махмудов, данная тема также
является очень важной, хотя довольно редко освещается учеными.
Таким образом, мы видим, что в контексте
изучаемой темы понятие методических и организационных механизмов формирования и
реализации федеральных, региональных и ведомственных целевых программ, тема
эффективности программно-целевого метода в управлении регионом, тема достоинств
и недостатков программно-целевых методов управления хорошо освещены и
достаточно изучены. А вот проблеме правовых пробелов в законодательстве о
программно-целевом регулировании и проблеме совершенствования уделяется
недостаточно внимания.
Объектом исследования данной курсовой работы
является программно-целевой механизм государственного управления. Предметом же
исследования является описание программно-целевого механизма с точки зрения
понятия, истории развития, структуры и его реализации в РФ на примере ПНП
«Доступное и комфортное жилье - гражданам России».
Целью данной курсовой работы является раскрытие
смысла и содержания программно-целевого механизма государственного управления в
Российской Федерации.
В связи с поставленной целью задачами данной
курсовой работы являются:
Изучить понятие, историю и структуру
программно-целевого механизма государственного управления;
Выделить особенности, достоинства и проблемы
реализации программно-целевого механизма государственного управления в
Российской Федерации;
Ознакомиться с целями, задачами и основными
положениями ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Пензенской
области;
Ознакомиться с итогами реализации ПНП «Доступное
и комфортное жилье - гражданам России» в Пензенской области.
В ходе исследования использованы следующие
методы:
Сбор и систематизация данных по настоящей теме.
Анализ источников (нормативно-правовых актов,
научных журналов и статей, учебников, а также электронного ресурса).
Курсовая работа соответствует всем требованиям,
предъявляемым к ее оформлению, и состоит из введения, 2 глав, заключения,
списка использованных источников информации и приложений.
В данной курсовой работе проработаны
теоретические основы программно-целевого механизма управления, а именно,
понятие, история развития, структура. Большое внимание в данной работе уделено
особенностям, достоинствам и проблемам реализации программно-целевого механизма
в России. В практической части работы освещены цели, задачи и основные
положения ПНП «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» в Пензенской
области, а также проанализированы итоги реализации проекта.
Данная тема будет интересна и полезна как
специалистам в области государственного и муниципального управления,
задействованным в области реализации приоритетных национальных проектов и
целевых программ, так и студентам, обучающимся по специальностям, связанным с
изучением менеджмента, государственного управления и экономики.
1. Теоретико-методологические основы
понятия программно-целевого механизма государственного управления
.1 Программно-целевое управление:
понятие, история и структура
Программно-целевые методы
планирования и управления [program- objective methods in planning and control]
- методы, при которых цели плана
<#"708360.files/image001.gif">
Рис. 1
Приложение Б
Требования к содержанию
государственной программы
Государственная программа содержит: а) паспорт
государственной программы по форме согласно приложению; б) характеристику
текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития
Российской Федерации, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических
и прочих рисков реализации государственной программы; в) приоритеты и цели
государственной политики в соответствующей сфере социально-экономического
развития, описание основных целей и задач государственной программы, прогноз
развития соответствующей сферы социально-экономического развития и планируемые
макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы;
г) прогноз конечных результатов государственной программы, характеризующих
целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения,
социальной сферы, экономики, общественной безопасности, государственных
институтов, степени реализации других общественно значимых интересов и
потребностей в соответствующей сфере; д) сроки реализации государственной программы
в целом, контрольные этапы и сроки их реализации с указанием промежуточных
показателей; е) перечень основных мероприятий государственной программы с
указанием сроков их реализации и ожидаемых результатов, а также иных сведений в
соответствии с методическими указаниями по разработке и реализации
государственных программ, которые утверждаются Министерством экономического
развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов
Российской Федерации (далее - методические указания); ж) основные меры
правового регулирования в соответствующей сфере, направленные на достижение
цели и (или) конечных результатов государственной программы, с обоснованием
основных положений и сроков принятия необходимых нормативных правовых актов; з)
перечень и краткое описание федеральных целевых программ и подпрограмм; и)
перечень целевых индикаторов и показателей государственной программы с
расшифровкой плановых значений по годам ее реализации, а также сведения о
взаимосвязи мероприятий и результатов их выполнения с обобщенными целевыми
индикаторами государственной программы; к) обоснование состава и значений
соответствующих целевых индикаторов и показателей государственной программы по
этапам ее реализации и оценка влияния внешних факторов и условий на их достижение;
л) информацию по ресурсному обеспечению за счет средств федерального бюджета
государственной программы (с расшифровкой по главным распорядителям средств
федерального бюджета, федеральным целевым программам, основным мероприятиям
подпрограмм, а также по годам реализации государственной программы); м)
описание мер государственного регулирования и управления рисками с целью
минимизации их влияния на достижение целей государственной программы; н)
методику оценки эффективности государственной программы [1].
Приложение В
Дополнительные требования к
содержанию государственной программы
Государственная программа может содержать: а) в
случае оказания федеральными государственными учреждениями государственных
услуг юридическим и (или) физическим лицам - прогноз сводных показателей
государственных заданий по этапам реализации государственной программы; б) в
случае использования налоговых, таможенных, тарифных, кредитных и иных
инструментов - обоснование необходимости их применения для достижения цели и
(или) конечных результатов государственной программы с финансовой оценкой по
этапам ее реализации; в) в случае участия в разработке и реализации
государственной программы субъектов Российской Федерации - информацию о
прогнозных расходах субъектов Российской Федерации, а также перечень
реализуемых ими мероприятий; г) в случае участия в реализации государственной
программы государственных корпораций, акционерных обществ с государственным
участием, общественных, научных и иных организаций, а также внебюджетных фондов
- соответствующую информацию, включая данные о прогнозных расходах указанных
организаций на реализацию государственной программы. [1].