Конституционный статус личности в зарубежных странах

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,18 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конституционный статус личности в зарубежных странах

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА I. Гражданство в зарубежных странах

ГЛАВА II. Конституционные права, обязанности, свободы и возможные их ограничения в зарубежных странах

ГЛАВА III. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина в различных странах

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ГЛАВА I. Гражданство в зарубежных странах

Гражданство - это устойчивая правовая связь отдельного лица с государством, которая основана на юридическом признании государством данного лица своим гражданином, и обуславливающая взаимные права и обязанности гражданина и государства. Например, на гражданина определенного государства распространяется суверенная власть государства вне зависимости от места его проживания или пребывания, т.е. как в пределах своей страны, так и за границей. Однако и государство обязано обеспечивать защиту интересов своих граждан, где бы они не находились.

В странах с монархической формой правления вместо гражданства обычно употребляется понятие «подданство», что отраженно и в ряде современных конституций таких стран (Бельгия, Дания, Люксембург), но во многих монархиях в настоящее время официально употребляется понятие «гражданство» (Великобритания, Испания, Нидерланды, Швеция).

Юридические нормы, регулирующие вопросы гражданства в зарубежных странах, содержатся не только в конституциях, но и в специальных законах о гражданстве, которые на основе конституции устанавливают порядок признания, приобретения и утраты гражданства (например, порядок выдачи свидетельства о гражданстве).

Законодательство большинства зарубежных стран по общему правилу закрепляет порядок предоставления гражданства отдельно для детей (по случаю рождения) и для взрослых (в порядке натурализации).

Порядок предоставления гражданства по случаю рождения ребенка реализуется либо по «праву крови», если ребенок рожден от граждан данного государства независимо от места его рождения.

Принцип «права почвы» означает, что гражданином государства является любой ребенок, родившийся на его территории, независимо от гражданства родителей. Этот принцип сочетается с «правом крови» и поскольку, по существу, они являются эмигрантскими странами и заинтересованы в притоке населения.

Иногда такое сочетание имеет место в европейских государствах. Так, согласно ст. 1 Акта о гражданстве Великобритании 1981 г., лицо, родившееся в Соединенном Королевстве, становится гражданином Великобритании, если в момент рождения его отец или мать являлись гражданами Великобритании или постоянно проживали в Соединенном Королевстве.

Предоставление гражданства для взрослых (натурализация) может иметь место по личной просьбе лица (индивидуальная натурализация) или в силу правопреемственности государств (коллективная натурализация).

Индивидуальная натурализация происходит по личному ходатайству лица.

Обычно гражданство определенного государства без затруднений предоставляется:

1.лицам, вступившим в брак с гражданином данного государства;

2.в случае усыновления этого лица гражданином данного государства;

.в случае установления над ним опеки со стороны гражданина данного государства, и в других подобных случаях.

При индивидуальной натурализации к желающим принять гражданство определенного государства могут быть предъявлены разнообразные требования: достижения совершеннолетия, знание языка страны, ценз оседлости и др.

Коллективная натурализация имеет место при образовании новых независимых государств. Право на гражданство приобретают:

1.лица, родившиеся на территории нового государства до определенного момента времени, их потомки;

2.лица, проживающие на территории нового государства к моменту принятия законодательства о гражданстве, и т. д.

Так, согласно закону о гражданстве бывшей британской колонии Бирмы, гражданство этого государства после обретения независимости получили граждане Великобритании, проживающие в Бирме до обретения независимости не менее 8 лет.

Ряд зарубежных стран признает двойное гражданство (бипатризм). Обычно такие вопросы регулируются договорами между соответствующими государствами, хотя иногда конституция зарубежных стран предоставляет широкую возможность для бипатризма. Так, в соответствии со ст. 11 Конституции Испании, «государство может заключить договоры о двойном гражданстве с иберо-американскими странами или же со странами, имевшими или имеющими особые связи с Испанией. В этих странах, даже если они не признают за своими гражданами такого права на взаимной основе, испанцы могут натурализоваться без потери испанского гражданства».

Большинство же государств относится к двойному гражданству отрицательно. Наиболее оптимальным способом преодоления двойного гражданства является оптация - выбор определенного гражданства лицом, которое имеет право более чем на одно гражданство. Так, некоторым категориям французов, родившимся и продолжительное время проживавшим в бывшей французской колонии Алжире, по соглашению между Францией и Алжиром 1962 г. было предоставлено право оптации в течение 3-х лет, и в этот период они не утрачивали ни французского, ни алжирского гражданства.

Большинство конституций развитых зарубежных стран запрещают лишение гражданства, приобретенного по рождению. Например, ст. 11 Конституции Испании закрепляет, что «не один испанец по рождению не может быть лишен своего гражданства».1

В то же время некоторые зарубежные страны такое лишь допускают. Так, в соответствии со ст. 4 Конституции Греции, «лишение греческого гражданства допускается в случаях добровольного приобретения иного гражданства или поступления на службу, противоречащую национальным интересам, в зарубежной стране».

В то же время законодательство многих стран допускает лишение гражданства натурализованного лица (денатурализацию), но только в отношении лиц, совершивших преступление против данного государства и в течение определенного периода проживавших в стране (в Австрии, например, - 6 лет).

Не одно развитое государство не допускает запрещение выхода из своего гражданства.

Конституции некоторых государств расширяют круг прав, принадлежащих только их гражданам. Например, Конституция Испании 1978 года признает только за гражданами права на образование, на объединение в профсоюзы (ст. 27, 28), Конституция Польши 1997 года - право на социальное обеспечение (ст. 67), Конституция Болгарии 1991 года - право на объединение, свободу собраний, право на обращение в государственные органы, право на труд, право на социальное страхование (ст. 43, 44, 45, 48, 51).

Таким образом, юридическое значение гражданства заключается в том, что оно является правовое предпосылкой возникновения у человека целого комплекса прав, свобод и обязанностей, а также встречных обязанностей и притязаний по отношению к нему со стороны государства: всей полнотой прав и свобод, признаваемых в данном государстве, обладают только его граждане.

Экспатриация - это высылка лица за пределы государства, применяемая в качестве санкции за правонарушение, совершенное на территории данного государства. Экстрадиция - это выдача лица иностранному государству за правонарушение, совершенное на его территории. Недопустимость экспатриации и экстрадиции устанавливает, например, Конституция Болгарии 1991 года: «Гражданин Республики Болгарии не может быть выслан из нее или выдан другому государству» (ст. 25). Впрочем, конституции ряда стран содержат ограничения экспатриации и экстрадиции также в отношении иностранцев и лиц без гражданства. Так, ст. 19 Конституции Румынии 1991 года устанавливает, что «иностранные граждане и апатриды могут быть выданы иностранному государству только на основании международной конвенции или на условиях взаимности». Конституция Италии 1947 г. запрещает выдачу иностранцев за политические преступления (ст. 10). 1

ГЛАВА II. Конституционные права, обязанности, свободы и возможные их ограничения в зарубежных странах

гражданство зарубежный конституционный

Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина - это один из важнейших институтов конституционного права. Более того, его можно рассматривать как основу конституционализма, поскольку обеспечение свободы личности - это одна из основных целей принятия конституции в правовом демократическом государстве. Юридическим же выражением свободы человека в обществе и ее неизбежных пределов являются признаваемые за ним права и возлагаемые на него обязанности.

Конституционные права и обязанности человека и гражданина - это элемент всего комплекса прав и обязанностей физических лиц в целом. Последние являются весьма разнообразными и регламентируются практически всеми отраслями и источниками права. Наиболее же значимые из них получают закрепление в конституции соответствующего государства и именуются конституционными.

Таким образом, конституционные права и свободы в субъективном юридическом смысле - это признанные конституцией данной страны важнейшие возможности физических лиц по достижению своих интересов в пределах, установленных самой конституцией или законом.

Конституционные обязанности человека и гражданина - это зафиксированные в конституции данной страны важнейшие долженствования, подлежащие исполнению физическими лицами в пределах, установленных конституцией или законами.

Следует отметить, что в отечественной конституционно-правовой литературе для обозначения правового положения физических лиц в обществе и государстве, устанавливаемого конституцией, принято использовать термин «основы правового статуса человека и гражданина (личности)» или «конституционно-правовой статус человека и гражданина». В число элементов этого института включаются не только сами права, свободы и обязанности, но и иные институты: принципы прав и свобод, конституционная - правосубъективность физических лиц, гражданство, конституционные гарантии прав и свобод.

Принципы определяют главные черты системы и содержание прав и свобод, правоспособность и гражданство выступают их важнейшими юридическими предпосылками (при этом правоспособность создает юридические предпосылки возникновения любого права, а гражданство - только прав гражданина), гарантии же направлены на обеспечение их эффективной реализации.2

Считается, что впервые в мировой истории права и свободы человека и гражданина были официально закреплены в Великой Хартии Вольностей (далее ВХВ), подписанной в 1215 г. английским королем Иоанном Безземельным, который вынужден был пойти на уступки враждовавшим с ним баронам. Особое значение имеет статья 39 ВХВ: «Ни один свободный человек не будет арестован, заключен в тюрьму, или лишен владения, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него иначе, как по законному приговору равных его и по закону страны». В этой статье предусмотрено право на личную свободу и неприкосновенность, право на собственность. Однако в то время под «свободными» людьми понимались лишь феодалы, и только позднее, во время английской революции XVII в., это положение ВХВ стало толковаться как относящееся ко всем людям.

Права человека в сфере уголовного судопроизводства, в частности право обжалования в суд незаконного ареста, были закреплены в юридическом документе английской революции Habeas corpus ast 1679 г. Некоторые политические права граждан получили свое отражение в английском Билле о правах 1689 г. Эти три акта - ВХВ, Habeas corpus act и Билль о правах - считаются первоначальной составной частью английской неписанной конституции.

Права и свободы человека и гражданина были провозглашены и в главном юридическом документе Французской революции - Декларации прав человека и гражданина, принятой революционным национальным собранием 26 августа 1789 г. (далее - Французская Декларация 1789 г.). В ней, в частности, было записано, что:

1.люди рождаются и остаются свободными в правах;

2.цель государства - обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека на свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению;

.все, что не запрещено законом, то дозволено, и никто не может быть принужден к действию, не предписываемому законом;

.все имеют право на управление делами государства и занятие должностей;

.никто не может подвергнуться обвинению, задержанию или заключению иначе как в случаях, предусмотренных законом и т.д.

Конституции развитых зарубежных стран регулируют основные права и свободы, исходя из последних международно-правовых актов, вобравших в себя положения ВХВ, Habeas corpus act, Билля о правах, Французской Декларации 1789 г.

Определяющими являются положения ст. 1 Всеобщей Декларации прав и свобод человека и гражданина о том, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».1

Естественный и неотчуждаемый характер прав и свобод не означает полного отсутствия их ограничений, их абсолютного, беспредельного характера: вспомним, что субъективное право определяется не как абсолютная свобода, а как установленная законом мера свободы. Само это определение предполагает наличие определенных пределов прав и свобод. Действительно, интересы различных людей и социальных групп неизбежно приводит в большее или меньшее противоречие друг с другом. На предотвращение их столкновений и направлены ограничения прав и свобод.

Ограничения прав и свобод можно квалифицировать по нескольким основаниям. По источникам, в которых устанавливаются ограничения, они подразделяются на конституционные и законодательные. В большинстве случаев конституции не устанавливают конкретных ограничений прав и свобод. Они содержат оговорки о том, что права могут быть ограниченны законом. Поэтому большинство ограничений прав и свобод человека и гражданина установлено законами. При этом, конституции запрещают ограничение прав и свобод подзаконными актами, а также устанавливают рамки, которыми связан законодатель при установлении ограничений прав и свобод. Такие рамки создают, во-первых, общая конституционная концепция ограничений прав, во-вторых, условия и пределы ограничений, которые может ввести закон. Итак, ограничения прав и свобод подзаконными актами вообще запрещены, законодательные же ограничения прав допустимы лишь в тех случаях и в той мере, в которых это позволяет конституция.

Общая конституционная концепция, обосновывающая существование и пределы ограничений прав, состоит в том, что использование прав и свобод любым человеком не должно нарушать права других людей; права могут ограничиваться только в целях, установленных конституцией (обеспечение безопасности и здоровья населения, а также общественной нравственности); ограничения прав и свобод могут устанавливаться только законом; они должны иметь общий характер и не вести к полному прекращению соответствующего права. Вот как формулирует соответствующие требования ст. 19 Основного закона ФРГ 1949 года:

1.«Поскольку согласно настоящему Основному закону основное право может быть ограниченно законом или на основе закона, такой закон должен иметь общее действие, а не распространятся на отдельный случай. Кроме того, закон должен назвать основное право с указанием статьи.

2.Ни в коем случае не может затрагиваться существенное содержание основного права».

Конституция Швейцарии 1999 года устанавливает концепцию ограничений прав и свобод в ст. 36. В соответствии с ней любое ограничение любого основного права может быть оправданно только соображениями публичного интереса, или защиты какого - либо основного права других лиц.1

Конституции и другие нормы конституционного права провозглашают права и свободы самого различного характера и содержания, поэтому немаловажное значение имеет их классификация и систематизация. В науке отсутствует единая классификация прав свобод. Например, некоторые американские авторы предлагают деление прав и свобод на первостепенные (существенные) и второстепенные (менее существенные). В первую категорию включается право на свободу, право на равенство, свобода передвижения, свобода выражения мнений, свобода совести, гражданство и право голоса, право на справедливое уголовное правосудие. Все остальные права и свободы относятся, следовательно, к категории «менее существенных».

Немецкий ученый Маунц предлагает делить права и свободы на две группы: основные права гражданина и основные права человека. Отличие второй группы от первой состоит в том, что включаемые в нее права и свободы носят не позитивный, а естественный характер, поэтому они в совокупности своей рассматриваются как некое надгосударственное установление, дарованное человеку свыше, помимо государства и права.

Т. Маунц пишет: «…основные права не создаются государством, не нуждаются в его признании, не могут быть ограниченны или вовсе ликвидированы им. Они присущи индивидууму как таковому. Они охраняют свободу не только от незаконного, но и от законного государственного принуждения».

Основные права и свободы можно подразделить на три группы в зависимости от характера отношений, возникающих между индивидуумом и государством, а так же между самими индивидуумами. Во-первых, личность как член гражданского общества наделяется определенными социально-экономическими правами и свободами; во-вторых, личность как член политической общности наделяется определенными политическими правами и свободами. И, наконец, в-третьих, как физическое лицо личность наделяется определенными личными правами и свободами.

1.Социально-экономические права и свободы определяют правовое положение личности как члена гражданского общества. Важнейшим из этих прав является право на владение и распоряжение частной собственностью. Это фундаментальнейшее право обеспеченно всеми средствами юридической защиты от посягательства, как со стороны отдельных лиц, так и органов самого государства. В ранних конституциях принцип неприкосновенности частной собственности был доведен до логического конца, что нашло свое выражение в запрещении каких-либо конфискаций или реквизиций иначе как в строго установленных законом случаях (как правило, по приговору суда или в военных целях). 4

Типичной в этом отношении является статья 11 Бельгийской Конституции 1831 г., которая гласит: «Никто не может быть лишен своей собственности иначе как для общественной пользы, в случаях и порядке, установленных законом, и при условии справедливого предварительного возмещения».

В новых конституциях закреплена возможность отчуждения частной собственности в интересах общества.

После второй мировой войны конституциями Италии, Дании, Индии, Японии, Гватемалы, Коста-Рики, Габона, Бангладеш, Марокко, ряда других государств было провозглашено право на труд. В статье 56 Политической Конституции Коста-Рики говорится: «Труд является правом человека и его обязанностью в отношении общества. Государство должно стремиться к тому, чтобы все люди были заняты честным и полезным трудом, надлежаще вознаграждаемым, и не допускать условий, в какой-либо форме нарушающих свободу или достоинство человека или низводящих труд до положения предмета простой торговли. Государство гарантирует право свободного выбора работы».

Важнейшим завоеванием трудящихся является право на забастовку, которое провозглашается либо признается конституционным правом всех демократических стран. В то же время зарубежное трудовое законодательство предусматривает различные способы и методы ограничения этого права. Широко применяется принудительный арбитраж, арест забастовочных фондов, запрещение или прекращение забастовок судебными приказами и многое другое.

В числе экономических завоеваний трудящихся можно назвать так же страхование по безработице, пенсионирование престарелых и инвалидов, охрану женского и детского труда.

В некоторых странах существует фактическое неравенство женщин, которое особенно наглядно проявляется в сфере социально-экономической. Так, женщины, как правило, получают меньшую заработную плату за тот же труд, что и мужчины.

2.Политическими правами и свободами гражданин государства наделяется как член политической общности. Они определяют его положение в системе общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственной власти. Современные конституции признают за всеми гражданами равный политический статус, что нашло свое выражение в принципе «равенство всех перед законом». Граждане наделяются широким кругом прав и свобод. Важнейшим политическим правом является избирательная правоспособность гражданина, состоящая из активного и пассивного избирательного права, открывающая для граждан не только возможность участвовать в формировании представительных учреждений, но и проводить в них своих представителей.4

Особое значение имеют права, обеспечивающие свободу выражения мнений, - свобода слова, печати, право на получение информации, а так же свобода распространения информации. Многие теоретики утверждают, что каждый человек вправе высказывать любые мнения и суждения по любому вопросу и что в подлинно демократической стране должен существовать «свободный рынок идей». Так, К. Маркс писал, что любое вмешательство государства в сферу духовной деятельности человека есть произвол и беззаконие: «Законы, которые делают главным критерием не действия как таковые, а образ мыслей действующего лица, - это не что иное, как позитивные санкции беззакония».

В число духовных свобод, провозглашаемых конституциями, входит свобода совести, которая исторически возникла как веротерпимость, т.е. признаваемое государством за каждым гражданином право исповедовать любую религию. Свобода совести предполагает отделение церкви от государства и школы от церкви.

В некоторых старых конституциях устанавливалось провозглашение государственной церкви (Англия, Норвегия, Колумбия). Многие послевоенные конституции также провозглашают государственную религию. Так, в статье 3 Конституции Исламской Республики Пакистан 1973 г. записано: «Ислам является государственной религией Пакистана». Это положение конкретизируется в статье 31 (1): «Будут предприняты шаги для того, чтобы мусульмане, индивидуально и коллективно, строили свою жизнь в соответствии с фундаментальными принципами и основными концепциями Ислама, а также для предоставления средств, посредством которых они могли бы понять значение жизни в соответствии с Святым Кораном и Сунной».

3.Личные права и свободы предоставляются человеку как физическому лицу вне зависимости от того, является он гражданином данной страны или нет. Западная теория часто рассматривает эту категорию прав и свобод как естественную, дарованную человеку не государством, а природой или Богом. На практике эти права и свободы также носят позитивный характер, так как они имеют юридическую силу только тогда, когда порядок их применения устанавливается законом. Довольно многочисленные личные права и свободы можно условно поделить на две основные группы: права и свободы, защищающие человека от произвола со стороны других лиц, и права и свободы, защищающие человека от произвола со стороны государства.

Согласно идеям «правового государства» и «правления права» государство обязано соблюдать не только свои собственные законы, но, и не может допускать каких-либо актов произвола в отношении своих граждан. Эти воззрения нашли свое выражение в том, что конституционное право устанавливает многочисленные юридические гарантии, защищающие личность от произвола со стороны государства и его органов. Эти гарантии находят свое выражение в провозглашении таких прав и свобод, как неприкосновенность жилища, тайна переписки, свобода передвижения и выбора места жительства и некоторых других.

Среди других личных прав и свобод, предоставляемых законодательством человеку как физическому лицу, можно назвать следующие: свобода от произвола ареста и необоснованной уголовной репрессии, право на свободное заключение брака, запрещение пыток и необычайных наказаний.

Конституционно-правовой институт обязанностей граждан начал оформляться и приобретать юридическое выражение лишь после второй мировой войны.

Традиционными обязанностями, которые государство молчаливо или открыто, возлагало на своих граждан, являлись: подчинение законам и иным нормативным актам, уплата налогов и воинская повинность. В новейших конституциях появляется не только сам термин «обязанности граждан», но даже соответствующие главы и разделы (в Итальянской Конституции часть 1 «Права и обязанности граждан», в Конституции Венесуэлы часть 3 «Личные и общественные права и обязанности», в Конституции Панамы раздел 3 «Личные и социальные права и обязанности», в Конституции Испании секция 2 Главы 1 «О правах и обязанностях граждан»).

Довольно широкое распространение получило провозглашение такой обязанности, как забота о детях. Так, в статье 30 Конституции Итальянской Республики провозглашается: «Родители вправе и обязаны содержать, обучать и воспитывать детей, даже если они рождены вне брака».4

ГЛАВА III. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина в различных странах

Гарантии прав и свобод человека и гражданина - это средства, обеспечивающее их реализацию и защиту. По территории действия гарантий прав и свобод подразделяются на международно-правовые и внутригосударственные. Первые закреплены в комплексе глобальных и региональных международных конвенций и рекомендаций и обеспечиваются деятельностью целого ряда международных объединений и их органов.

Внутригосударственные гарантии прав и свобод - это средства обеспечения реализации прав и свобод, предоставляемые данным государством.

Внутригосударственные гарантии можно квалифицировать по нескольким основаниям. По объему различают общие и специальные гарантии прав и свобод. Общие гарантии предназначены для обеспечения всех или многих прав и свобод, а специальные - для защиты лишь отдельных из них. Например, важнейшей общей гарантией является возможность судебной защиты любого нарушенного права. В качестве специальных гарантий права на охрану здоровья Конституция Итальянской Республики 1947 года предусматривает бесплатное лечение для неимущих, запрет подвергать, кого бы то ни было медицинским мерам вопреки предписаниям закона (ст. 32).

По сферам общественных отношений гарантии прав и свобод подразделяются на экономические и математические (предполагающие обеспечение финансовых возможностей реализации того или иного права, например финансирование выборов, в том числе государственное); политические (означающие существование в стране всех атрибутов демократического политического режима); организационные (характеризующиеся наличием правил, ограничивающих произвол и возможность нарушения всеми органами, учреждениями и должностными лицами государства прав человека, например это принцип разделения властей). Все эти виды гарантий прав и свобод для придания им большей эффективности закрепляются в правовых нормах и соответственно становятся правовыми или юридическими. Вместе с тем существуют специфические юридические средства обеспечения прав и свобод. По источникам закрепления и юридической силе они подразделяются на конституционные, законодательные и подзаконные. Разумеется, наиболее важными являются конституционные гарантии. К их числу относятся само закрепление прав и свобод в конституции; установление их важнейших принципов (неотменяемости прав и свобод, равноправия, недопустимости ограничения прав, кроме законодательно установленных естественных или абсолютно необходимых их ограничений); установление указаний об ответственности за нарушение прав и свобод; институциональные гарантии, заключающиеся в деятельности органов государства по охране прав человека.1

Статья 13 гласит:

1.Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства.

2.Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну. 2

Права и свободы обеспечиваются конституционными и судебными гарантиями.

Конституционные гарантии обеспеченны авторитетом самого Основного закона. Подобного рода гарантии закреплены, например, в пункте 3 статьи 40 Конституции Ирландии:

1.Государство гарантирует в своих законах соблюдение и в пределах общепринятого - защиту и поддержание личных прав граждан.

2.Государство всеми силами охраняет посредством законов жизнь, личность, доброе имя и имущественные права каждого гражданина от несправедливых нападений, а в случае совершения несправедливости оказывает ему должную защиту.

Нетрудно заметить, что в этой статье не содержится практически ничего, кроме общих пожеланий, которые сами по себе большого юридического значения не имеют. Конституционная гарантия может стать реальной лишь в том случае, если содержащиеся в ней положения будут конкретизированы и детализированы в соответствующем законе, устанавливающем механизм применения данной гарантии.

Судебные гарантии прав и свобод, первоначально возникшие в англосаксонских странах, в настоящее время получили весьма широкое распространение. В принципе содержание судебных гарантий сводится к двум основным пожеланиям. Во-первых, гражданину предоставляется право прибегать к судебной защите всякий раз, когда его права и свободы подвергаются посягательству, как со стороны государственных органов, так и отдельных лиц. Во-вторых, гражданин наделяется правом обращения к суду с требованием принудительного обеспечения установленных законом прав и свобод, т.е. в данном случае речь идет об осуществлении субъективного права.

Для осуществления подобных полномочий суду предоставляется право издания актов, принуждающих к осуществлению соответствующих норм права или обеспечивающих их защиту от посягательства. Так, если какому-либо лицу отказано министерством иностранных дел или другим компетентным органом в выдаче заграничного паспорта, то это лицо может обратиться в надлежащий суд с требование издать приказ, обязывающий орган выдать ему заграничный паспорт. В этом же порядке можно оспорить запрещение на проведение митинга, арест газеты, незаконное увольнение с работы и т.д.

Судебные гарантии, если они должным образом применяются, являются действенным средством защиты и обеспечения прав и свобод.

Так, Верховный суд США выступил хранителем академической свободы, когда в 50-е гг. двадцатого столетия преподавателям пытались предписывать, определенны стандарты, особенно в сфере общественных наук. В решении по делу Свизи против Нью-Хемпшира Председатель суда Уоррен написал: «Значение свободы американских университетов совершенно очевидно. В условиях демократии нельзя недооценивать существенную роль, которую играют те, кто направляет и воспитывает нашу молодежь. Облачение в смирительные рубашки ведущих ученых наших колледжей и университетов подвергло бы опасности будущее страны. Ни одна область знаний не исследована настолько, чтобы нельзя было сделать новых открытий. Это особенно справедливо в отношении общественных наук, где лишь очень мало принципов (если не сказать, что их вообще нет) приняты как абсолютные истины. Дело образования не может процветать в атмосфере подозрения и недоверия. Учители и учащиеся должны всегда пользоваться свободой, исследовать, изучать, оценивать, приобретать новый опыт и понимание явлений. Иначе наша цивилизация зачахнет и умрет».4

В рамках существующего во многих странах конституционного принципа разделения властей обеспечивается независимость судебной власти. Это, в свою очередь, становится фундаментом юридических гарантий прав человека. Суды даже по формальным признакам не пропускают дела, если имеются только процедурные нарушения. Так, в США по инициативе судебной власти введено так называемое «правило Миранды», в соответствии с которым полицейский в момент задержания (а не позже!) обязан сообщить задержанному лицу перечень его прав. Этот перечень заслуживает цитирования:

1.Вы имеете право не давать показания.

2.Все, что Вы скажете, может быть и будет, использовано против Вас в суде.

.Вы имеете право консультироваться с адвокатом, и он может присутствовать на Ваших допросах.

.Если у Вас нет средств на оплату труда адвоката, он, если Вы пожелаете, будет назначен до начала допросов.

.Вы можете пользоваться этими правами в любое время, и не отвечать ни на какие вопросы и не делать никаких заявлений».

В случае если полицейский не сообщит хотя бы одно из этих прав, это будет считаться грубейшим процессуальным нарушением, которое само по себе может привести к оправданию в суде.

В статье 17 Конституции Испании, сказано: «Каждый задержанный должен быть немедленно и в понятной ему форме проинформирован о его правах и основаниях его задержания».4

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Григонис Э.П.,. Григонис В.П. Конституционное право зарубежных стран. Курс лекций - СПб.: Питер, 2002. - 416 с.: ил. - (Серия «Учебники для вузов»).

2.Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. Пособие. - М.: Юрайт - М, 2001. - 640 с.

.Конституции зарубежных государств: Учебное пособие. /Сост. Проф. В.В. Маклаков - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 2000 - 592 с.

.А.А. Мишин Конституционное право зарубежных стран: Учебник / 6-е изд. Перераб. и дополн. - М.: Белые альвы, 1998. - 456 с.

.Приложение: Всеобщая декларация прав человека. 10 декабря 1948 г. Преамбула.

Похожие работы на - Конституционный статус личности в зарубежных странах

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!