Квалификация государственной измены по Уголовному кодексу Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,57 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Квалификация государственной измены по Уголовному кодексу Российской Федерации

Ульяновский Филиал











Курсовая работа

По дисциплине Уголовное право

№ 73. Квалификация государственной измены по Уголовному кодексу Российской Федерации


Енчуков Сергей Владимирович

Содержание

Введение

. Развитие института государственной измены

.1 Общественная опасность государственной измены

.2 Становление института государственной измены

. Правовая характеристика государственной измены

.1 Уголовно-правовой анализ государственной измены

.2 Ответственность за государственную измену

Заключение

Глоссарий

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Одним из свойств Уголовного кодекса как особого юридического документа является его непосредственное действие. Это значит лишь то, что, если та или иная его норма не имеет явно выраженного отсылочного или бланкетного характера, она должна применяться всеми субъектами уголовного права непосредственно, то есть. вне зависимости от наличия или отсутствия каких-либо конкретизирующих эту норму законодательных или подзаконных актов. Так например, для обоснования вынесенных решений суды могут использовать ссылки на нормы, содержащиеся в статье 1 Закона Российской Федерации «О безопасности», в которых к основным объектам безопасности относятся, в том числе, государство - его конституционный строй, суверенитет, территориальная целостность.

Актуальность темы заключается в том, что такое преступное деяние, как государственная измена отличается от других видов преступлений своей особой специфичностью и целым рядом других особенностей, которые в своей сущности могут нести судьбоносное значение как для сохранения суверенитета, территориальной неприкосновенности, а также и для обороноспособности России, как суверенного государства. Все перечисленные понятия составляют национальную безопасность России, они отражены в одном общем понятии - внешняя безопасность Российской Федерации.

Согласно современной трактовке внешняя безопасность Российской Федерации - состояние защищенности государственного и общественного строя России от угроз извне.

Под угрозами извне понимаются преступные посягательства лиц, враждебно настроенных по отношению к Российской Федерации, выражающееся в неких действиях посягающих на целостность конституционного строя и безопасности государства в целом.

Но согласно понятию государственной измены преподносимым нынешним уголовным законодательством, оно понимается как деяние выраженное в одной из трех форм преступного посягательства на внешнюю безопасность России. К ним относятся шпионаж, выдача государственной тайны, а также иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности государства, которые могут быть совершены только гражданином Российской Федерации.

То, что это преступление может быть совершено только гражданином России, а не каким-либо иным лицом, и послужило основанием для выбора именно данной темы.

Цель курсовой работы - охарактеризовать государственную измену с точки зрения современного уголовного законодательства, с учетом общепринятых идей относящихся к трактовке и законодательной регламентации этого термина.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

дать понятие государственной измене с точки зрения общественной опасности, в соответствии с мнениями ученых и трактовкой законодательства;

исследование исторического опыта закрепления государственной измены в уголовном законодательстве;

квалифицировать государственной измене по Уголовному кодексу РФ.

1. Развитие института государственной измены

.1 Общественная опасность государственной измены

Российские ученые определяют общее понятие государственного преступления следующим образом.

Ученый правовед С.В. Дьяков считает, что «преступлениями против основ конституционного строя и безопасности государства признаются предусмотренные уголовным кодексом общественно опасные деяния, посягающие на государственную безопасность Российской Федерации».

Несколько противоположно определяет понятие государственного преступления Р.Р. Галиакбаров: «Преступлениями против государства следует признавать умышленное или неосторожное действие или бездействие, направленное на подрыв или ослабление основ конституционного строя или безопасности государства. Повышенную общественную опасность этих преступлений предопределяет их направленность на основы государства, его конституционный строй и безопасность».

Статья 275 настоящего УК РФ «Государственная измена» дает следующее определение данного преступления:

«Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны, либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации».

Такой термин как враждебная деятельность по своей сущности заключает в себе целый спектр компонентов - это и разведывательная деятельность, и диверсионная деятельность, и непосредственно подрывная по самым различным аспектам жизнестойкости страны в целом. Сама наука по проведению подобной деятельности, конечно, не стоит на месте. Совершенствуются способы проникновения в жизненно важные учреждения стран-противниц. Оттачиваются до совершенства виды и методы действенного осуществления любых планов против какой-либо страны. Эти методы становятся все более изощренными и крайне разносторонними. Степень же действенного влияния на уровень жизнестойкости объектов подобной деятельности может вырасти до катастрофических размеров и довести страну-объект до уровня жизни в ней, сравнительно с каменным веком.

Разумеется, бурные ростки данной деятельности произрастают особо рьяно там, где для них существует благотворная почва. Компонентами этой почвы служат, как правило, посредственный интеллект и нравственная упадочность.

Чтобы более объективно обозначить реальное опасное значение враждебной деятельности в обобщенном смысле, т.е. подразумевая все формы ее проявления, необходимо вначале привести один из исторических факторов, а именно - Россия на протяжении всей своей истории - была, есть и будет объектом агрессии, нападений, диверсий и провокаций извне по всему периметру своих границ и почти от всех своих соседей по географическому расположению. Только в двадцатом столетии Россия пережила такое количество агрессии, какое не пережила ни одна страна мира на протяжении нескольких столетий в целом.

Для того, чтобы более наглядно раскрыть понятие крайней опасности, или сущности враждебной деятельности, как таковой в целом, конкретно для России, можно вспомнить передачу международных новостей по «Радиомаяк», которая проходила в начале лета в 1992 году, где говорилось о том, что уже ушедший на пенсию бывший директор Центрального разведывательного управления США Ульям Колби позволил себе, как бывшему руководителю этого ведомства, похвастаться перед американской прессой о том, что ЦРУ под его талантливым руководством провело успешную тотальную операцию по нейтрализации СССР, как противника США, по всем аспектам без военной операции, использую самые передовые разработки в этой области. Он же пообещал перед прессой написать об этом книгу, которая, по его словам, будет шедевром мировой литературы в области военных операций за рубежом. Однако У. Колби так и не успел порадовать читателей своей книгой, так как утонул в озере, сразу же через пять дней после своего заявления американской прессе.

Для того, чтобы противостоять любой враждебной деятельности, в какой бы форме она не проявлялась, - необходимо иметь достаточный потенциал юридических знаний, чтобы правоприменительная практика не претерпевала нестабильность по приведению отечественного уголовного законодательства в части борьбы с государственной изменой, как с особо опасным преступлением.

1.2 Становление института государственной измены

Измена в России всегда понималась как сотрудничество с внешним врагом, оказание ему помощи во время военных действий, предательство интересов своей страны, своего народа.

В российском законодательстве о государственной измене впервые упоминается в Псковской судной грамоте (XIV-XV вв.). «Лишением живота» карали «перевет», то есть переход в бою на сторону врага, и поджог, в смысле поджога города с целью сдачи его неприятелю. Правда, со временем нравы несколько смягчились, и Уложение о наказаниях 1845 года за потворство врагу, выдачу государственных секретов предписывало лишь ссылку в «отдаленные места Сибири», да порку розгами, если провинился простолюдин.

В Российской империи до 1917 г. действовало Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 г. и Уголовное уложение 1903 г., введенное в действие частично.

Трактовка государственной измены по Уложению 1903 года дается в двух ракурсах:

а)с одной стороны, общую формулу этого преступления - «способствование или благоприятствование российским подданным неприятелю в его военных или иных враждебных против России действиях»;

б)с другой - общее положение о более тяжелых видах измены («если такое способствование или благоприятствование оказало существенное содействие неприятелю или было совершено с изменческой целью»).

После свержения монархии в России и создания советского социалистического государства были отменены царские законы и принимались отдельные уголовные законы, направленные на борьбу с «контрреволюционной деятельностью». Это были отдельные декреты.

Неожиданный поворот произошел лишь однажды, с приходом в нашей стране к власти большевиков. Наряду с правами и свободами граждан, советское государство взяло под свой контроль и моральные ценности, уполномочив себя судить также об отношении людей к своей стране, отчему дому, родным и близким: в уголовном законе появилось понятие «измена Родине». В УК РСФСР были предусмотрены семь форм измены: переход на сторону врага, шпионаж, выдача государственной или военной тайны иностранному государству, бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы, оказание помощи иностранному государству в проведении враждебной деятельности против СССР, а равно заговор с целью захвата власти. Однако необходимо отметить, что термин «измена Родине» был не совсем удачен этимологически и весьма неточен юридически.

Родине нельзя изменить, поскольку место рождения человека не меняется. Можно изменить гражданство, место своего проживания, и только. Кроме того, если гражданин Российской Федерации родился в семье дипломатов в период их нахождения в иностранном государстве, то Родиной такого лица будет иностранное государство.

С конца 20-х гг. ХХ в. начинается период массовых политических репрессий, сопровождавшийся изданием законов, нарушавших основные правовые принципы цивилизованного государства.

ноября 1929 г. постановлением Президиума ЦИК СССР был принят так называемый Закон о невозвращенцах, который официально назывался «Об объявлении вне закона должностных лиц - граждан Союза ССР за границей, перебежавших в лагерь врагов рабочего класса и крестьянства и отказывающихся вернуться в Союз ССР.

В соответствии с этим Законом отказ должностных лиц, находящихся за границей, вернуться в СССР независимо от мотивов квалифицировался как измена, они объявлялись вне закона, что влекло конфискацию всего имущества осужденного и расстрел его через 24 часа после удостоверения личности.

Этот акт является ярким примером нарушения общепризнанного правового принципа: закон, устанавливающий или усиливающий ответственность, обратной силы не имеет, и свидетельством недемократического, негуманистического уголовного законодательства периода сталинизма. За измену Родине, совершенную военнослужащим, предусматривалась абсолютно определенная санкция - расстрел с конфискацией всего имущества.

В дальнейшем репрессии в отношении членов семей «врагов народа», т. е. лиц, объявленных политическими преступниками, применялись в самых широких масштабах.

Существенное изменение законодательства о государственных преступлениях произошло в связи с принятием 25 декабря 1958 г. Закона СССР «Об уголовной ответственности за государственные преступления».

Термин «контрреволюционные преступления» был заменен на «государственные преступления» и «иные государственные преступления».

Глава «иные государственные преступления» включала самые различные преступления против общественной безопасности, в области экономических отношений, деятельности основных видов транспорта и такие, как бандитизм, контрабанда, незаконные валютные операции, незаконный переход границы, нарушение правил безопасности движения на водном, воздушном и железнодорожном транспорте.

Особо опасные государственные преступления включали измену Родине, шпионаж, террористический акт, террористический акт против представителя иностранного государства, диверсию, вредительство, антисоветскую пропаганду или агитацию, пропаганду войны, организационную деятельность, направленную на совершение особо опасных государственных преступлений, а равно участие в антисоветской организации, особо опасные государственные преступления, совершенные против другого государства трудящихся.

Большую роль в усвоении общего понятия и признаков особо опасных государственных преступлений играла доктрина уголовного права. Так, было доказано, что такие преступления могут совершаться только с прямым умыслом. Привлечение к уголовной ответственности за измену Родине и шпионаж, за действия, совершенные с косвенным умыслом, было признано необоснованным и направленным на расширение политических репрессий.

Указанные изменения в уголовном законодательстве привели к существенному сокращению числа осужденных за особо опасные государственные преступления.

В период действия советского уголовного законодательства учеными разрабатывалось общее понятие преступления против государства.

Так, по мнению Е.А. Смирнова «государственными преступлениями признаются определяемые высшими органами государственной власти СССР преступления, направленные против коренных интересов СССР и характеризующиеся повышенной общественной опасностью».

Л.Д. Ермакова считала, что «особо опасным государственным преступлением является предусмотренное общесоюзным уголовным законодательством общественно опасное деяние, умышленно направленное в ущерб общественному строю СССР».

Ученые, работавшие в системе КГБ СССР, определяли общее понятие государственного преступления следующим образом: «Особо опасными государственными преступлениями признаются предусмотренные общесоюзным уголовным законом общественно опасные деяния, направленные на подрыв или ослабление общественного строя СССР».

Распад СССР и образование на его территории независимых государств, отказ от советской политической и экономической системы потребовали коренного пересмотра всего законодательства, в том числе уголовного.

На первом этапе существования независимой Российской Федерации были внесены изменения в действующие уголовное законодательство (отмена отдельных норм, изменение редакции других, включение в УК РСФСР новых норм).

После принятия в 1993 г. новой Конституции РФ встал вопрос о необходимости создания и принятия нового уголовного кодекса, отражающего произошедшие политические, экономические и социальные изменения в стране.

УК РФ был принят в 1996 г. и вступил в силу с 1 января 1997 г.

На первое место в Особенной части УК вместо государственных преступлений, что характерно для тоталитарных стран, был поставлен раздел «Преступления против личности».

Раздел 10 «Преступления против государственной власти» оказался на четвертом месте в Особенной части УК, а вместо термина «государственные преступления» использовалось понятие «преступления против основ конституционного строя и безопасности государства» (гл. 29 УК).

Изменился и набор составов преступлений, помещенных в этой главе, в которую были включены: государственная измена (ст. 275), шпионаж (ст. 276), посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277), насильственный захват или удержание власти (ст. 278), вооруженный мятеж (ст. 279), публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280) и некоторые другие.

2. Правовая характеристика государственной измены

2.1 Уголовно-правовой анализ государственной измены

Согласно статье 275 УК РФ, государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без таковой.

Непосредственным объектом государственной измены выступает внешняя безопасность, под которой понимается состояние защищённости суверенитета, территориальной целостности и обороноспособности от внешнего враждебного воздействия.

Предметом преступления выступает государственная тайна, т.е. защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Потерпевший - Российская Федерация, как государство.

Объективная сторона государственной измены характеризуется совершением любого из следующих действий: шпионаж; выдача государственной тайны; иное оказание помощи иностранному государству, иностранная организация или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации.

Шпионаж может быть совершен как гражданином России, так и иностранцем и лицом без гражданства. В последнем случае он представляет собой самостоятельное преступление, предусмотренное статьей 276 УК.

Сведения, составляющие государственную тайну. Согласно Закону РФ «О государственной тайне», государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Такая формулировка четко определяет круг сведений, составляющих государственную тайну. Государственную тайну могут содержать материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения отражены в виде символов, образцов, сигналов, технических решений и процессов. Разумеется, сюда же относятся и соответствующие документы, в которых изложена суть данных, полученных от упомянутых носителей.

Выдача государственной тайны. Речь идет о случаях передачи сведений, составляющих государственную тайну, иностранному государству либо иностранной организации или ее представителям. Это действие по своему характеру аналогично шпионажу, но отличается тем, что сведения передают лица, которые уже располагают этой тайной. Причем не имеет значения, владеют ли субъекты преступления государственной тайной по должности, роду занятий либо деятельности или в силу случайных обстоятельств, например находки. Важно другое: субъект должен знать о секретном характере данных сведений. Кроме того, при шпионаже как виде государственной измены российский гражданин должен быть завербован иностранной агентурой: и действовать в качестве ее агента. Передача же сведений лицом, которое не входит в структуру иностранной шпионской агентуры, является самостоятельным видом государственной измены.

Выдача государственной тайны, как правило, носит разовый характер, однако не исключается и определенная система. Тем не менее между субъектом этого преступления и иностранным агентом нет (как при вербовке) отношений власти и подчинения.

Иное оказание помощи иностранному государству в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России. Под этим понимаются самые разнообразные действия, совершенные по заданию иностранной разведки, иностранной организации или их представителей либо по собственной инициативе: разжигание национальной вражды, предоставление иностранным шпионам фальшивых документов, явочных квартир, жилища; публикация в российской или зарубежной печати, передачи по радио и телевидению различных фальшивок, которые направлены на ослабление внешней безопасности Российского государства, на подрыв его авторитета в международных отношениях; обвинение в мнимой агрессивности, в подготовке различных шагов к разжиганию вражды между Россией и другими странами и т. п.; оказание помощи в организации иностранными разведками или враждебными России иностранными организациями, либо отдельными гражданами диверсионных, террористических актов; действия, направленные на вмешательство в дипломатические отношения России с другими странами с целью их ухудшения или разрыва; нарушения международных договоров и соглашений; действия по вербовке шпионов из числа российских или иностранных граждан; создание различных организаций, занимающихся пропагандой войны, пропагандой откровенно расистских теорий и совершение других действий, направленных на вовлечение России в войну или вооруженные конфликты (повторим: если они совершаются по заданию, поручению или просьбе различных разведывательных органов, под каким бы прикрытием они ни функционировали).

Состав государственной измены является формальным. Момент окончания этого преступления определяется спецификой каждой формы изменнических действий. Выдача государственной тайны образует оконченный состав государственный измены с момента фактической передачи представителям иностранного государства или иностранной организации сведений, составляющих государственную тайну. Шпионаж признается оконченным преступлением с момента совершения любого из действий, образующих его объективную сторону. Что касается оказания помощи в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, то государственная измена в этой форме считается оконченным преступлением с момента совершения конкретного действия по оказанию реальной помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности России.

Субъектом государственной измены может быть только вменяемый гражданин России, достигший 16 лет. Соучастниками же преступления (кроме исполнителя) могут быть иностранные граждане и лица без гражданства.

Субъективная сторона государственной измены характеризуется прямым умыслом, т. е. виновный сознает общественно опасный характер своих действий и желает их осуществить. Подлежит установлению направленность умысла - нанести ущерб внешней безопасности России.

Мотивация преступных действий может быть самая разная - от корысти до ненависти к конституционному строю России, националистические или экстремистские убеждения. Мотив преступной деятельности, не влияя на квалификацию, должен учитываться при назначении меры наказания.

Субъектом выдачи государственной тайны может быть гражданин Российской Федерации, достигший 16 лет и обладающий сведениями, составляющими государственную тайну. Практически государственную измену в этой форме могут совершить лица более старшего возраста, как правило, занимающие должности, связанные с государственными секретами.

Субъективная сторона выдачи государственной тайны характеризуется виной в форме прямого умысла. В содержание умысла входит сознание, что сведения, передаваемые иностранному государству, составляют государственную тайну, что адресат является представителем иностранного государства, его спецслужб или иных официальных органов и что сведения могут быть использованы в ущерб внешней безопасности России. Субъект при этом желает, чтобы сведения, составляющие государственную тайну, стали достоянием иностранного государства.

2.2 Ответственность за государственную измену

государственный измена уголовный

Ответственность - возникшее в результате лично совершенного правонарушения и предусмотренное юридической нормой политико-правовое состояние, когда компетентный орган, должностное лицо или гражданин на основе закона или в специальной форме требует от правонарушителя отчет в совершенном деянии, возлагает на него определенную меру лишений, а правонарушитель претерпевает неблагоприятные последствия нарушения юридической нормы.

В Уголовном кодексе Российской Федерации диспозиция статьи 275 УК Российской Федерации «Государственная измена» включает такие формы государственной измены, как шпионаж, выдача государственной тайны, иное оказание помощи иностранному государству (иностранной организации, их представителям) в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации. Согласно части 3 статьи 4 Конституции Российской Федерации Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Это конституционное положение является правовой основой установления уголовной ответственности за государственную измену.

Ответственность за государственную измену, установленная санкцией данной статьи, состоит в том, что лицо совершившее деяние в одной из форм государственной измены, предусмотренной диспозицией статьи, подлежит наказанию в виде лишения свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет.

А также проанализировав состав статьи 275 УК Российской Федерации, можно сделать вывод о том, чтобы уголовная ответственность за государственную измену могла считаться правомерной, необходимо, чтобы такие элементы диспозиции этой нормы, как «враждебная деятельность в ущерб внешней безопасности Российской Федерации», «внешняя безопасность Российской Федерации», имели определенное юридическое содержание и были установлены в уголовном законе. Также всегда существует, с одной стороны, известная проблема между необходимостью максимально обобщить суть некоего правила, что является неотъемлемым элементом любой нормы, с тем чтобы избежать излишней заурегулированности, и, с другой стороны, стремление к тому, чтобы в каждом конкретном случае норма имела определенное наполнение, позволяющее каждый конкретный случай тем или иным образом квалифицировать.

Однако там, где закон устанавливает ответственность, ограничения прав, регулирует действия государства, его органов и должностных лиц, его требования должны иметь максимально определенный характер, ибо в противном случае открывается возможность произвола. Примером подобного произвола могут являться нашумевшие «шпионские» дела о привлечении к уголовной ответственности за государственную измену военного журналиста Пасько, а так же игнорирование органов ФСБ заявления о проверке на предмет наличия признаков государственной измены в действиях Путина В.В., Медведева Д.А. и Сердюкова А.Э. Требования к уголовно-правовым нормам особенно жестки из-за тяжелейших последствий возможного произвола при их применении.

Однако, в статье 275 есть примечание, согласно которому лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления. Положения примечания свидетельствуют о том, что уголовным законодательством воспринята идея описанная в Конституции РФ, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

На сегодняшний день в Парламент страны вносятся изменения в уголовный и уголовно-процессуальный кодексы. Эти изменения затрагивают и структуру состава государственной измены, так согласно внесенной поправке под государственной изменой подразумевается «выдача государственной тайны либо оказание помощи иностранному государству либо иностранной организации в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ». Но эта «форма», как сказано в пояснительной записке к законопроекту, «является крайне сложной для доказывания» того, что деятельность была именно «враждебной», чем и пользуется защита, добиваясь «освобождения обвиняемых и подсудимых от уголовной ответственности».

Кроме того, в пояснительной записке сказано, что «отдельными международными организациями неоднократно предпринимались попытки получения сведений, составляющих государственную тайну». Поэтому суть государственной измены, по замыслу правительства, должна подразумевать не «враждебную деятельность», а «деяния», в частности выдачу государственной тайны «иностранному государству, международной либо иностранной организации».

Расширяют правительственные поправки и само понятие «государственная измена». Действующий Уголовный кодекс считает таким преступлением «враждебную деятельность, направленную в ущерб внешней безопасности Российской Федерации». Правительство же предлагает считать преступлением «деяние, направленное против безопасности Российской Федерации, в том числе ее конституционного строя, суверенитета, территориальной и государственной целостности».

Заключение

Государственная измена - особый вид преступления, заключающийся в предательстве своего Отечества. Во все времена оно считалось самым тяжким государственным преступлением, наиболее гнусным и непростительным пороком. До последнего времени оно именовалось в уголовном законодательстве СССР изменой Родине, все лишь, потому, что может быть совершено только гражданином Союза ССР. Но, с точки зрения юриспруденции, такое наименование не совсем корректно, так как Родина - понятие больше территориальное, не же ли государственное, а в обычном употреблении - это слово, означает место рождения. Но гражданином России может быть человек, который родился за ее пределами, и любой национальности, если он принял ее гражданство. В этом смысле возврат к общепринятому в мировой законодательной практике стандарту является вполне обоснованным, тем более что человек, родившийся в России, может быть гражданином другой страны.

Рассматривая с уголовно-правовой точки зрения государственную измену, как преступление мной были сделаны следующие выводы.

Высокая общественная опасность государственной измены кроется в том, что из владения государства уходят сведения, составляющие государственную тайну, которые, попадая в руки иностранных спецслужб и будучи использованными против интересов России, могут свести на нет многолетний труд больших коллективов по созданию оригинальных технологий, новых видов вооружений, разработке планов обороны страны в особый период и т.п. Действия изменника способны нанести сильнейший экономический ущерб государству, повлечь за собой срыв перспективных научных исследований, привести к замораживанию строительства особо важных объектов, вызвать осложнения в межгосударственных отношениях, вплоть до разрыва дипломатических отношений.

Суть государственной измены заключается в акте предательства, под этим термином понимается оказании гражданином России помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации .

Закон предусматривает ответственность за специальные формы оказания помощи - шпионаж, выдачу государственной тайны либо иное оказание помощи, если они направлены на нанесение ущерба внешней безопасности России.

Согласно содержанию статьи 275 УК РФ объектом преступления выступает внешняя безопасность, т.е. состояние защищенности государственного и общественного строя России от угроз извне. Действия виновного создают угрозу суверенитету, территориальной неприкосновенности, государственной безопасности и обороноспособности Российской Федерации(см. Приложение А).

Объективная сторона государственной измены выражается в трех формах:

Государственная измена в форме шпионажа означает передачу, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передачу или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, если они совершаются гражданином России.

Государственная измена в форме выдачи государственной тайны выражается в действиях, связанных с передачей иностранному государству, иностранной организации или их представителям указанных сведений лицом, которому они были доверены по службе или работе либо стали известны иным путем, за исключением их собирания либо похищения.

Предметом преступления относятся сведения, составляющие государственную тайну.

Иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против России выражается в совершении различных деяний, направленных на оказание им содействия в проведении разведывательной и иной подрывной деятельности против основ конституционного строя и безопасности Российской Федерации, если они не охватываются другими формами государственной измены.

Субъектом государственной измены может быть только гражданин России, достигший 16 лет. Соучастниками же преступления (кроме исполнителя) могут быть иностранные граждане и лица без гражданства.

Субъективная сторона государственной измены характеризуется прямым умыслом, так как виновный сознает общественно опасный характер действий, указанных в диспозиции данной статьи, и желает их осуществить.

Примечание к статье 275 УК предусматривает возможность освобождения от уголовной ответственности, если:

лицо добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации;

в его действиях не содержится иного состава преступлен.

Глоссарий

№ п/пПонятиеОпределение1Акт предательстваоказание гражданином России помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации.2Внешняя безопасность Российской Федерациисостояние защищенности государственного и общественного строя России от угроз извне; состояние защищённости суверенитета, территориальной целостности и обороноспособности от внешнего враждебного воздействия.3Враждебная деятельностьэто разведывательная деятельность, диверсионная деятельность, и непосредственно подрывная по самым различным аспектам жизнестойкости страны в целом.4Государственная изменадеяние выраженное в форме шпионажа, выдачи государственной тайны, либо ином оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенное гражданином Российской Федерации.5Государственная измена в форме шпионажапередача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, если они совершаются гражданином России.6Государственная измена в форме выдачи государственной тайныдействия, связанных с передачей иностранному государству, иностранной организации или их представителям указанных сведений лицом, которому они были доверены по службе или работе либо стали известны иным путем, за исключением их собирания либо похищения.7Государственная измена в форме иного оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельностисовершение различных деяний, направленных на оказание им содействия в проведении разведывательной и иной подрывной деятельности против основ конституционного строя и безопасности Российской Федерации, если они не охватываются другими формами государственной измены.8Государственное преступлениепредусмотренные общесоюзным уголовным законом общественно опасные деяния, направленные на подрыв или ослабление общественного строя СССР.9Государственная тайназащищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.10Общественная опасность государственной изменыуход» из владения государства сведений, составляющих государственную тайну, которые, попадая в руки иностранных спецслужб и будучи использованными против интересов России, могут свести на нет многолетний труд больших коллективов по созданию оригинальных технологий, новых видов вооружений, разработке планов обороны страны в особый период.11Угроза извнепреступные посягательства лиц, враждебно настроенных по отношению к Российской Федерации, выражающееся в неких действиях посягающих на целостность конституционного строя и безопасности государства в целом.12Формы государственной изменышпионаж, выдачу государственной тайны либо иное оказание помощи, если они направлены на нанесение ущерба внешней безопасности России.

Список использованных источников

1.Алексеев, А.В. Развитие уголовного законодательства [Текст] / А.В. Алексеев, А.И. Рарог - М.: Зерцало-М, 2005. - 798с. - ISBN 5-125-00458-5

.Вус, М.А. Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации [Текст] / М.А. Вус, А.В. Федоров. - СПб.: Юридический центр пресс, 2003. - 324 с. - ISBN 5-432-000003-7

.Дьяков, С.А. Государственные преступления и государственная преступность [Текст] / С.А.Дьяков. - М.: ТК Велби, 2001. - 422 с. - ISBN 5-482-01515-5

.Дьяков, С.В. Ответственность за государственные преступления [Текст] / С.В. Дьяков, А.А Игнатьев., М.П Карпушин. - М.: Юристъ, 2003. - 569 с. - ISBN 5-456-00123-7

.Заключение комитета Государственной думы по безопасности от 15.03.2011 №61/7.12 по проекту федер. закона № 162063-4 «О внесении изменений в статью 275 Уголовного кодекса Российской Федерации» [Текст] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Послед. обновление 21.12.2010

.Игнатов, А.Н. Уголовное право России [Текст] / А.Н. Игнатов, Ю.А. Красиков. - М.: Норма, 2007. - 925с. - ISBN 5-236-15387-8

.Лебедева, В.М. Комментарии к постановлениям пленума Верховного Суда РФ по уголовным делам [Текст] / В.М. Лебедева, Б.Н. Топорина. - М.: Юристъ, 2007. - 925с. - ISBN 5-025-15878-7

.Кудрявцев, В.И. Политическая юстиция в СССР [Текст] / В.И. Кудрявцев, А.И. Трусов - М.: НОРМА, 2001. - 278 с. - ISBN 5-459-659862-1

.Наумов, А.В. Российское уголовное право [Текст]: учебник для ВУЗов // А.В. Наумов. - М.: Юрид. лит., 2007. - 658с. - ISBN 5-789-00589-4

.Российская Федерация. Законы. О безопасности [Текст]: федер. закон от 05.03.1992 г. № 2446-1 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Послед. обновление 21.12.2010.

.Российская Федерация. Законы. О государственной тайне [Текст]: федер. закон от 21.07.1993 г. № 5485-1 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Послед. обновление 21.12.2010.

.Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. - М.: Прогресс, 2010. - 39 с. - ISBN 5-94662-025-0.

.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 №63-ФЗ [Текст] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Послед. обновление 21.05.2011.

.Уголовное право. Особенная часть [Текст]: Учебник для вузов / Козаченко И.Я., Незнамова З.А., Новоселов Г.П. - М.: НОРМА, 2001. - 960 с. - ISBN 5-89123-511-0

.Указ Президента РФ от 30.11.1995. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» (в ред. от 24.12.2007) [Текст] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Послед. обновление 21.12.2010

.Чекалина, А.А. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) [Текст] / А.А. Чекалина, В.Т. Томина, В.В. Сверчкова - М.: Аспект Пресс, 2010. - 798с. - ISBN 5-7567-0021-8

Приложения

Приложение А

Похожие работы на - Квалификация государственной измены по Уголовному кодексу Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!