Экономико-географическая характеристика города Кронштадт

  • Вид работы:
    Доклад
  • Предмет:
    География, экономическая география
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,08 Кб
  • Опубликовано:
    2014-03-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экономико-географическая характеристика города Кронштадт

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.П. ОГАРЁВА»

Факультет географический

Кафедра экономической и социальной географии








Доклад на тему «Экономико-географическая характеристика города Кронштадт»








Саранск

Содержание

История города

Географическое положение

Рельеф и геологическое строение

Почвы, растительность и животный мир

Экологическое состояние

Демография

Транспорт

Промышленность

Энергообеспечение Кронштадта

Достопримечательности

Список используемой литературы


Кроншта́дт (от нем. Krone - корона и Stadt - город) - город-порт в России, расположенный на острове Котлине и прилегающих к нему более мелких островах Финского залива и дамбе. Является единственным муниципальным образованием Кроншта́дтского райо́на города федерального значения Санкт-Петербурга.

Ко́тлин (фин. Retusaari, Ретусаари, швед. Reitskär, Рейтшер) - остров в Финском заливе Балтийского моря, в 30км западнее центра Санкт-Петербурга. Длина острова - около 12км, максимальная ширина менее 3 км, площадь около 16 кв. км. Остров соединён с материковой частью автодорогой, проходящей по комплексу защитных сооружений от наводнений. На острове располагается часть города Кронштадта. Возле Котлина проходят два судоходных фарватера из Финского залива в Невскую губу: южный и северный. Остров был частью великих торговых путей «из варяг в греки» и «из варяг в арабы», и в последующее время - прибывавшие купцы дожидались на острове лоцманов из Новгорода, которые проводили торговые караваны через Неву и Волхов до Ильменя. Существует легенда, согласно которой шведы при высадке на остров русских поспешно бежали, оставив на костре котелок. Этот легендарный котелок изображён на гербе Кронштадта. От слова «котёл», якобы, и происходит название Котлин. На самом же деле, Котлин назвали так, потому что даже на старых картах было видно, что горловина Финского залива восточнее острова похожа на котёл.

С 1323 года по Ореховскому мирному договору остров Котлин, на котором расположен Кронштадт, служил границей между Новгородской землёй, а затем Россией - с одной стороны и Швецией - с другой. 27 февраля (9 марта) 1617 года по Столбовскому мирному договору остров отошёл к шведам.

На островке, отсыпаном на отмели к югу от острова Котлин Петром I в 1703 был заложен форт Кроншлот, который перекрыл для потенциального противника главный фарватер, ведущий к устью Невы, где строилась новая столица империи - Санкт-Петербург. Первый форт был построен на насыпанном за одну зиму 1703-1704 года острове, на отмели, тянущейся от материка на север и оканчивающейся вблизи острова Котлин - на краю фарватера со стороны материка. Для возведения форта на льду из хвойных пород дерева сколачивались ряжи, вокруг них прорубались проруби (майны), после чего заполнявшиеся камнями ряжи опускались под своей тяжестью на дно, создавая основу для насыпи. Возведя затем на острове и на берегу по форту, Пётр создал надёжный заслон.

(18) мая 1704 года крепость была освящена и названа Кроншлот (нидерл. Kronslot - коронный замок). Этот день и считается датой основания города Кронштадта, а архитектором крепости является Доменико Трезини. Расположение Кроншлота оказалось настолько удачным, что за всю его историю (и Кронштадта впоследствии) мимо него не прошло ни одно неприятельское судно.

В 1706 году крепость дополнена Александр - Шанцем в западной оконечности острова. В Кронштадт на постоянное место жительство переселяли дворян, купцов с семьями и многочисленных работных людей. В это время были возведены трёхэтажный дворец Петра I (сгорел в конце XVIII века) и Итальянский дворец А.Д. Меньшикова.

С 1720-х Кронштадт стал главной военно-морской базой Балтийского флота. В 1722 году сооружен форт-остров «Цитадель». В 1723-1747 годах построена центральная крепость, окружающая Кронштадт с моря и суши.

октября 1723 - на острове Котлин Петром I заложена крепость КРОНШТАДТ, главная база Балтийского флота. Кроншта́дт - город-порт в России, расположенный на острове Котлине и прилегающих к нему более мелких островах Финского залива и дамбе.

В 1724г. под руководством капитан - командора Эдуарда Лейна в основном завершены работы по созданию Купеческой, Итальянской, Средней, Лесной, Военной гаваней, береговых стенок с укреплениями, орудиями, складами, мастерскими, жилыми домами. Россия впервые стала обладать первоклассным торговым и военным портом.

В октябре 1751г. под руководством инженер - генерал - майора И.Л. Любераса закончено окончательно строительство доковой системы «Док-канал, Док, Доковый овраг с кюветом для спуска воды из канала и дока, Доковый бассейн для приема доковых вод и последующей ее откачки насосами, приводимыми в действие ветряными мельницами. Длина всей системы 2,2 км.

После катастрофического пожара 23 июля 1764 года Кронштадт восстанавливался по генеральному плану, составленному архитектором С.И. Чевакинским. В 1783 году Екатерина II хотела перевести адмиралтейство из Санкт-Петербурга в Кронштадт; комплекс зданий Кронштадтского адмиралтейства был построен в 1780-1790-х годах по проектам архитекторов М.Н. Ветошникова, В.И. Баженова и Ч. Камерона. Павел I отменил этот проект. В 1786 году открылось Морское офицерское собрание, ставшее центром культурной жизни Кронштадта.

Значительная часть построек Кронштадта, порта и крепости была разрушена в результате наводнения 1824 года. Для руководства работами по восстановлению города был создан Комитет об устройстве Кронштадта. В результате деятельности Комитета были сооружены Гостиный двор (1833-1835), комплекс военно-морского госпиталя (1830-1840-е), арсенал (1832-1836) и другие. В 1858 году завершено строительство Пароходного завода (теперь Кронштадтский морской завод.

В 1869г. изобретатель, служащий Кронштадтского военного порта И.Ф.Александровский разработал и представил первый в мире проект самодвижущейся мины (торпеды), по которому были изготовлены два образца. Свои изобретения автор описал в трудах: «Краткий отчет об опытах подводной лодки» (1878) и «Подводное плавание и его применение к военным действиям» (1888) и др. В сентябре 1869г. Главный строитель Кронштадтской крепости инженер-генерал-майор Константин Яковлевич Зверев по разрешению инженер-генерала Эдуарда Ивановича Тотлебена распорядился покрыть природным асфальтом полы в жилых казематах и в помещениях для хранения снарядов и зарядов на 4-м и 6-м северных фортах. Это было первое удачное применение асфальта в России. После этого опыта в 1870г. инженер-капитан Жданович выполнил асфальтирование тротуаров на нескольких улицах Петербурга, а также во внутренних дворах и подвалах Зимнего дворца и в царских конюшнях. В 1861-1888 годах Кронштадтская крепость была перестроена по проекту военного инженера Э.И. Тотлебена. Крепость была перевооружена нарезной артиллерией. С момента своего возникновения город-крепость получил регулярный план, представленный сеткой пересекающихся под прямыми углами улиц. Современная топонимика в названиях многих улиц сохранила следы идеологии периода «строительства коммунизма», что нашло своё выражение в исчезновении ряда исторических названий. А некоторые новые названия не выдержали испытания на свою историческую значимость.

Географическое положение

Кронштадт расположен на острове Котлин, отстоящем в 15 милях от Петербурга к западу, и лежит под 59° 5924 северной широты и 29° 470 восточной долготы от Гринвича. К югу от него, в расстоянии 2,75 мили, тянется глинистый Ораниенбаумский берег, а к северу (в 11 милях по меридиану) - отлогий, покрытый песчаными дюнами Финляндский берег. остров имеет вид узкой полосы земли, расположенной с востока на запад, и по плану 1897 года занимает площадь около 15,4 кв. верст. Вдоль северного берега острова идет широкой полосой отмель, едва прикрытая водой и поросшая камышами. Высота острова относительно ординара моря весьма незначительна: самое возвышенное место по нивелировочному плану Кронштадта, сделанному в 1897 г., находится на 18, 4 фут. Над уровнем моря (Галкина улица против церкви Богоявления), самая низкая точка для города - 6,3 фут. (Кронштадтская улица против крепостных казарм). За крепостным валом поверхность острова становится еще ниже, так что в некоторых местах встречаются только 2-х футовые возвышения над уровнем моря (цифра взята из нивелировочного плана 1879 года, так как позднейшей нивелировки не было за городом). Вышеупомянутая 18 футовая возвышенность находится в северо-восточной части острова, и от нее идет покатость к западной оконечности его; к южной, северной и восточной сторонам острова также идут небольшие уклоны к морю.

Рельеф и геологическое строение

В палеозое 300-400 миллионов лет назад вся эта территория была покрыта морем. Осадочные отложения того времени - пески, супеси, глины с линзами ила или торфа - покрывают мощной толщей (свыше 200 метров) кристаллический фундамент, состоящий из гранитов, гнейсов и диабазов. Современный рельеф образовался в результате деятельности ледникового покрова (последнее Валдайское оледенение было 12 тысяч лет назад). После отступания ледника образовалось Литориновое море, уровень которого был на 7-9 м выше современного. 4 тысячи лет назад море отступило и мели Финского залива превратились в острова. Остров Котлин представляет собой размытую ледниковую морену. Длина острова 11 км, ширина около 2 км. Западная оконечность затопляется во время наводнений, восточная часть приподнята за счёт подсыпки грунта. Вокруг Котлина свыше 30 островов, в том числе 23 искусственных (основания молов и бывших фортов).

Климат

Климат Кронштадта умеренный и влажный, переходный от морского к континентальному. Для города характерна частая смена воздушных масс. Летом преобладают западные и северо-западные ветры, зимой западные и юго-западные. Климат Кронштадта аналогичен климату расположенного рядом Санкт-Петербурга. Финский залив, несмотря на мелководность, оказывает некоторое влияние на температурный режим города. Летом, особенно в августе-сентябре, средняя температура воздуха здесь немного ниже, чем в Санкт-Петербурге (на 0,5-0,8°), а зимой - выше (на 0,5-0,6°). Несколько сильнее на побережье и ветры.

Почвы, растительность и животный мир


Экологическое состояние

Экологическая обстановка в Кронштадте оценивается специалистами как благоприятная. Продуваемый с Балтики воздух здесь заметно чище, чем в Петербурге, застойных зон, в которых скапливались бы выбросы, в городе нет. Радиационный фон постоянно находится на контроле, превышений допустимого уровня не отмечается. Городской пляж летом открыт для купания, однако в 2013 году Купание было запрещено.

Демография

По данным Всероссийской переписи населения 2002 года в Кронштадте проживало 43 385 человек, из них мужчин - 47,1 %, женщин - 52,9.

По статистическим данным по состоянию на 01.01.2010г. в Кронштадте проживает 42700 человек. В общей структуре жителей города детское население составляет 13,67 %, граждане трудоспособного возраста - 65,03%, пожилые граждане - 21,3%. Инвалидами из числа лиц трудоспособного возраста являются 4% жителей района. Количество детей-инвалидов ежегодно остается приблизительно на одинаковом уровне и составляет на 01.01.2010 года 135 человек. Доля обслуженного населения района учреждениями социальной защиты составляет: пенсионеров - 75%, инвалидов - 50%, семей с детьми - 47%.

Транспорт

До 1983 года попасть на остров можно было только водным путём. В настоящее время остров Котлин соединён кольцевой автодорогой (КАД), проходящей по комплексу защитных сооружений Петербурга от наводнений (КЗС), с северным и южным берегом Финского залива. 12 августа 2011 года был открыт двухкилометровый тоннель под Финским заливом, строительство которого осуществлялось в рамках возведения КЗС, включающего в себя два судопропускных сооружения, шесть водопропускных сооружений с 64 гидротехническими затворами и мостами и 11 защитными дамбами, 25-километровый участок автомобильной дорогой (частью КАД).

Промышленность

В настоящее время в Кронштадте базируются:

а) предприятия, связанные с традиционными отраслями промышленности и экономики: Морской завод, грузовой терминал ОАО «Моби Дик» и ФГУП «18 Арсенал»;

б) предприятия, ориентированные на потребительский рынок как Кронштадта (бытовое обслуживание, общественное питание), так и Санкт-Петербурга (Кронштадтский мясоперерабатывающий завод, ООО «КРОФ»).

Кронштадтский Морской завод

После открытия Кронштадта в 1996 году ключевое предприятие города - Морской судоремонтный завод - фактически существовало в внерыночной логике, будучи включенным в систему государственного заказа. Параметры деятельности Морского завода во многом определяются технологическим, кадровым и рыночным заделом (контрактной базой, включенностью в технологические цепочки и т.п.), созданным на базе достижений 1970-80-х годов. Шесть лет назад Кронштадтский Морской завод, некогда градообразующее предприятие района, было признано банкротом. Благодаря целенаправленной, слаженной работе Правительства Санкт-Петербурга, руководства предприятия, администрации района, профсоюзной организации, Объединенной судостроительной корпорации удалось прекратить процедуру банкротства и вновь запустить производство. Сегодня завод имеет на 2012 год миллиардный заказ. Общее число занятых на предприятии составляет 450 человек, к 2012 году оно может вырасти до 600 человек.

ООО « МОБИ ДИК»

ООО «Моби Дик» является собственностью крупного российского портового оператора Global Ports и финской корпорации Container Finance Group. Global Ports объединяет портовые активы группы Н-Транс, специализирующиеся на перевалке контейнеров и нефтепродуктов.

Терминал «Моби Дик» был введен в эксплуатацию в 2002 году, в 2010 году завершено строительство третьей очереди. На терминале оборудован пункт пропуска через государственную границу «База Литке, остров Котлин», таможенный пост Балтийской таможни. В настоящий момент основной грузопоток терминала обеспечивает финская компания Containerships.

Предприятия пищевой промышленности

В Кронштадте действуют несколько предприятий пищевой промышленности, созданные еще в советский период для обеспечения города продуктами питания. Отдельно следует отметить, что после «открытия» Кронштадта указанные предприятия переориентировались на рынок Санкт-Петербурга, нарастив объемы производства.

Крупнейшим предприятием пищевой промышленности, базирующимся в Кронштадте, является Кронштадтский мясоперерабатывающий завод (КМЗ; численность занятых - около 500 человек). Основными активами КМЗ являются ООО «Концерн «Пять звезд» (собственник завода и брендов), ООО «Принцип» и ООО «Скайн». Во время кризиса предприятие испытывало значительные затруднения (в 2008 году задолженность компании перед поставщиками составляла несколько миллионов долларов; управляющая компания проходила процедуру банкротства). В 2010 году 51% акций трех указанных предприятий был приобретен «Эго-холдингом», при этом ООО «Эверест» (управляющая компания завода, находящаяся под внешним управлением) осталось в собственности КМЗ.

Несмотря на значительные финансовые затруднения, КМЗ являлся и является одним из крупнейших поставщиков мясной продукции на рынок Санкт-Петербурга. Объем выпуска составляет до 80 тонн продукции в день. Заметными игроками на рынке пищевых продуктов Санкт-Петербурга также являются ОАО «Заря» (Кронштадтский хлебокомбинат, 100 занятых) и ООО «Кроф» (Кронштадтская рыбная фабрика, 45 занятых). Окончание экономического кризиса и восстановление потребительского спроса делают дальнейшие перспективы кронштадтских пищевых предприятий достаточно оптимистичными: общая тенденция на рост потребления продуктов сегментов «эконом-плюс» и выше (рыба и морепродукты, кондитерские изделия) благоприятна для развития соответствующих производств.

Одним из наиболее важных показателей развития потребительских рынков является численность и качество предприятий торговли. В Кронштадте указанный показатель поступательно повышается - так, по данным Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли, обеспеченность населения площадями торговых залов на 1 тыс. человек составляет 504,1 кв.м, что на 39,8 кв.м больше чем в 2009 году.

кронштадт рельеф промышленность демография

Энергообеспечение Кронштадта

Электроснабжение:

Практически завершено строительство распределительной подстанции Дамба 2, где установлены 2 трансформатора мощностью 63 МВа. Завершается прокладка кабельных сетей с юга в теле дамбы. Это позволит обеспечить перспективное развитие территорий района до 2015 года.

Водоснабжение:

В 2012 году завершается строительство дюкера водовода. Прокладывается 2 нитки диаметром 700мм вместо диаметра 500 мм. Запас надежности сегодня составляет 40%. С вводом нового дюкера будет обеспечена не только надежность, но и резервная мощность увеличится более чем в 2 раза от существующей.

Водоотведение:

В 2012 году планируется реконструкция очистных сооружений.

Это позволит увеличить проектную мощность более чем на 30%. С учетом имеющегося резерва, который составляет 40% будет обеспечена надежность водоотведения района на перспективу до 2025 года.

Газоснабжение:

В 2012 году завершается прокладка дюкера газопровода и начинается реконструкция ГРП. Имеющихся мощностей достаточно для перспективного развития района.

Теплоснабжение:

В соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2007 N 1661 (ред. от 20.04.2011) "Об Отраслевой схеме теплоснабжения Санкт-Петербурга на период до 2015 года с учетом перспективы до 2025 года"). В период до 2015 года планируется расширение Западной котельной двумя водогрейными котлами ПТВМ-50М; реконструкция Цитадельской котельной с увеличением установленной тепловой мощности.

В период 2016-2025 годов расширение Цитадельской котельной одним паровым котлом ДЕ-25-14 или водогрейным котлом ПТВМ-50М.

Достопримечательности

Морской собор святителя Николая Чудотворца - православный собор. Находится в Кронштадте, построен в 1913 году архитектором Василием Косяковым.

Вопрос о строительстве вместительного собора в Кронштадте поднимался ещё с 1830-х годов, тем не менее только ходатайство вице-адмирала Н. И. Казнаковa получило в 1897 году высочайшее разрешение открыть подписку добровольных пожертвований на постройку храма.

Возведение храма было решено вести на Якорной площади, на которой ранее лежали старые якоря, представлявшей свободное пространство, позволявшее устроить также парк вокруг собора и площадь для крестных ходов. Условием для составления проекта было то, чтобы высота купола позволила собору служить ориентиром с моря, а крест морского храма был первым, что бросалось в глаза мореплавателю. В апреле 1901 года был принят проект архитектора В.А. Косякова, высочайше утверждённый 21 мая (3 июня) 1901 года. В проектировании собора также участвовали гражданский инженер Владимир Шаверновский и гражданский инженер Виксель Александр Иванович.

1 (14) сентября 1902 года началась постройка собора, которую предварил молебен, совершённый протоиереем Иоанном Кронштадтским в присутствии вице-адмирала С. О. Макарова <#"justify">Список используемой литературы

2.Шелов А.В. «Исторический очерк крепости Кронштадт». - СПб., 1904.

.Георги И.Г. «Описание российско-императорского столичного города САНКТ-ПЕТЕРБУРГ и достопримечательностей в окрестностях оного, с планом» - СПб.: Лига, 1996.

Похожие работы на - Экономико-географическая характеристика города Кронштадт

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!