Экономико-географическая характеристика Северо-Западного района. Октябрьская железная дорога
Петербургский
Государственный Университет
Путей
Сообщения
Факультет:
«Экономика и социальное управление»
Кафедра
«Экономика транспорта»
Курсовая
работа
по дисциплине
«Экономическая география»
на тему:
«Экономико-географическая характеристика Северо-Западного района. Октябрьская
железная дорога».
Выполнил:
Студентка группы
Проверил:
Санкт-Петербург
2006г.
План
Введение
Раздел 1.Экономико-географическая характеристика
Северо-Западного экономического района (Октябрьская железная дорога
Раздел 2.Характеристика транспортной сети Северо-Западного
экономического района (Октябрьская железная дорога)
2.1 Автомобильный транспорт
2.2 Морской транспорт
2.3 Речной транспорт
2.4 Трубопроводный транспорт
2.5 Воздушный транспорт
2.6 Железнодорожный транспорт
2.7 Отправление и прибытие грузов
2.8 Транспортный
баланс и транспортно-экономические связи
2.9 Внешнеторговые перевозки
2.10 Железнодорожная сеть района и её грузонапряжённость
Раздел 3.Расчёт густоты железнодорожной сети по областям,
входящим в район тяготения и по району в целом
Список используемой литературы
Введение
Транспорт - важная
составляющая хозяйственного комплекса России. Его доля в общем числе занятых в
экономике страны равна примерно 7%, в производственных
фондах-20%.Функционально, как и везде, транспорт осуществляет здесь перевозки
населения и грузов, способствует формированию межотраслевых, внутрирайонных,
межрайонных и межгосударственных связей. Однако в России, в связи с огромной
пространственной протяжённостью страны, неравномерностью распределения
природных богатств, населения, производства по её территории, роль транспорта в
обеспечении нормального функционирования хозяйства неизмеримо возрастает.
Транспортная система
России включает железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской,
трубопроводный, воздушный транспорт. В условиях России для перевозки массовых
грузов на средние и дальние расстояния, а также пассажиров в пригородном
(местном) и дальнем (междугородном) сообщениях наиболее эффективен
железнодорожный транспорт. Он обеспечивает 1/3 грузооборота и 2/5
пассажирооборота страны. По грузообороту он уступает только трубопроводному
(более 52 %), но значительно превосходит морской (8,4%), автомобильный (4,2%), речной
(2,5%) и воздушный.
Ведущая роль
железнодорожного транспорта в транспортной системе России обусловлена не только
природными, экономическими и др. особенностями страны (протяжённость и
природно-климатические условия её территории, география природных ресурсов,
размещение хозяйства, городов и других населённых пунктов, направление и
характер исторически сложившихся территориально-экономических связей и т.п.),
но и рядом его технико-экономических преимуществ перед другими видами
транспорта (отличается надёжностью, ритмичностью движения вне зависимости от
времени года, от природно-климатических условий местности, универсальностью,
т.е. способностью перевозить практически все виды грузов, высокой провозной и
пропускной способностью, сравнительно большой скоростью и относительно низкой
себестоимостью перевозок и др.).
В транспортную сеть
России входит 162 тыс. км магистральных железнодорожных линий и подъездных
путей, 680 тыс. км внутренних водных путей, 214 тыс. км магистральных
трубопроводов.
Транспортно-дорожный
комплекс страны переживает, как и вся экономика, переходное состояние, все его
звенья приспосабливаются к новым формам функционирования в условиях рыночной
экономики. Этот процесс идёт сложно и не лишён противоречий, демонстрирует,
наряду с кризисными явлениями, новые, не имевшие места раньше, возможности.
Целью данной работы
является оценка уровня развития транспортной системы Северо-Западного района по
видам путей сообщения, рассмотрение географического положения, оценка природных
условий и ресурсов, особенности, энергетики района и возможных перспектив
развития данного района.
Раздел 1.
Экономико-географическая характеристика района тяготения железной дороги
(экономического района)
Северо-Западный
экономический район занимает северо-западную часть европейской территории
России и включает Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую области и город
Санкт-Петербург. Площадь-196,5 тыс.кв. км, что немного превышает 1% территории
Российской Федерации.
Северо-Западный
экономический район занимает удобное экономико-географическое положение, он
расположен между Финским заливом и Чудским озером - на западе, Ладожским и
Онежским озёрами - на севере и отрогами Валдайской возвышенности на
юго-востоке. Благодаря выходу к морю Санкт-Петербург является крупным
экспортно-импортным узлом России. Санкт-Петербург разделен на 13
административных районов. Кроме того, в его подчинении находятся 8 городов:
Колпино, Кронштадт, Ломоносов, Павловск, Петродворец, Пушкин, Сестрорецк и
Зеленогорск. На Карельском перешейке район граничит с Финляндией, на западе- с
Эстонией и Латвией, на юго-западе- с Белоруссией.
Население
Северо-Западного района-7,99 млн. чел., или 5,4% общей численности населения
России. За 1992-1997 гг. численность жителей, проживающих на его территории,
сократилась на 3,5%, при этом наибольшее снижение отмечается в
Санкт-Петербурге-5,2%. Сокращение численности населения вызвано неблагоприятной
демографической ситуацией во всех административно-территориальных единицах
района, характеризующейся отрицательными показателями естественного
прироста-8,7%, при средних по Российской Федерации-5,1%. При этом показатели
естественной убыли превышают средние по району в Новгородской и Псковской
областях.
селение неравномерно:
80,4% жителей района приходится на Санкт-Петербург и Ленинградскую область.
Район отличается высокой плотностью населения-40,6 человек на 1кв. км, что
почти в 5 раз превышает средние показатели по стране. Наибольшая плотность его
в Ленинградской области-74,4 чел. на 1 кв. км, в то же время в Псковской и
Новгородской составляет-14,9 и 13,3 чел. на 1 кв. км соответственно.
Основная часть населения
Санкт-Петербурга - русские (89,1%). Здесь живут также украинцы (1,9%), евреи
(2,1%), белорусы (1,9%), татары (0,9%) и др. На территории области проживает
(по переписи 1989 г.) население около 70 национальностей. Основная часть
населения - русские (90,9%). Здесь живут также украинцы (3%), белорусы (2%),
финны (0,7%), татары (0,5%), вепсы (0,3%), и др. Северо-Западный экономический
район отличается высоким уровнем урбанизации в Российской Федерации. 86,7%
населения его проживает в городских поселениях, при этом 80% сконцентрировано в
крупнейших в стране Санкт-Петербургской городской агломерации. Наименьшая часть
городского населения отмечается в Псковской области-65,3%, где в наибольшей
степени развито сельское хозяйство района. Уменьшение общей численности
населения района отразилось на показателях трудовых ресурсов. Экономически
активное население за последние 4 года уменьшилось на 200,6 тыс. чел., а
численность занятых в различных отраслях экономики снизилась на 6,7%, что
вызвано не только общим снижением численности, но и продолжающимся
экономическим кризисом, спадом промышленного производства и ростом безработных.
Уровень безработных здесь достиг 10% от общей численности экономически
активного населения, превысив на 0,7% показатель по России. В современных
условиях это способствует социальной напряжённости, особенно в Псковской и
Новгородской областях.1
Таблица 1. Расчёт
плотности населения по отдельным административным единицам
Административно-территориальная
единица
|
Территория
S тыс. кв. км
|
Численность населения
тыс. чел.
|
В том числе население
|
Плотность населения, Тыс. чел./кв.
км
|
Городское
|
Сельское
|
Санкт-Петербург
|
85,9
|
4715,7
|
4715,7
|
__
|
74,4
|
Ленинградская область
|
|
1674,2
|
1103,3
|
570,9
|
|
Новгородская область
|
55,3
|
736,9
|
522,5
|
214,4
|
13,3
|
Псковская область
|
55,3
|
537,1
|
282,0
|
14,9
|
Итого:
|
196,5
|
7945,9
|
6878,6
|
1067,3
|
40,6
|
В структуре занятого
населения по отрасли экономики повышается доля работающих в торговле,
общественном питании, бытовом обслуживании, здравоохранении, банковской системе
и системе кредитования и страхования. В то же время значительно сократился
удельный вес занятых в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве.
Рельеф Северо-Западного
района представляет всхолмленную низменную равнину со следами деятельности
ледника в пределах Валдайской возвышенности и многочисленными озёрами. Климат
формируется под влиянием морских воздушных масс Атлантики и отличается
повышенной влажностью, сравнительно тёплой зимой и прохладным летом. Средняя
температура января от -6гр. Цельсия на юго-западе до -10 гр. Цельсия на
северо-востоке; средние июльские - от 16,5 до 18 гр. Цельсия. Вегетационный
период не превышает 160 дней. Осадков выпадает от 500 до 650 мм в год, максимум
их приходится на Валдайскую возвышенность. Небольшое поступление тепла и слабая
испаряемость способствуют образованию большого числа болот, рек и озёр. Озёра
служат естественными водохранилищами, регуляторами более равномерного стока
рек. Единые озёрно-речные системы представляют собой важные водные транспортные
артерии. Здесь берут начало Волго-Балтийская и Беломорско-Балтийская водные
транспортные системы. На территории района находятся крупные озёра России:
Ладожское, Онежское, Ильмень. Протекают такие реки, как Нева, Волхов, Свирь,
Ловать, Мста. В гидроэнергетическом отношении наибольшее значение имеют Свирь,
Вуокса, Нарва и Волхов.
Распространенные по всей
территории района подзолистые почвы малоплодородны и требуют значительного
ухода и внесения органических и минеральных удобрений для повышения урожайности
сельскохозяйственных культур.
Леса занимают почти 1/3
всей территории района и представлены в северной части района хвойными - ель,
сосна, в южной - смешанными хвойно-широколиственными породами. Наибольшие
запасы лесных ресурсов приходятся на Ленинградскую область, где лесные массивы
занимают почти 40 % территории.
Район относительно беден
полезными ископаемыми. Наибольшую ценность представляют промышленные запасы
бокситов Тихвинского месторождения (Ленинградская область) с высоким процентным
содержанием глинозёма (до 54-55%), в районе Кингисеппа залегают фосфориты с
невысоким процентным содержанием основного компонента (5-7%),но
легкообогатимые. Из топливных ресурсов наибольшее значение имеют запасы торфа и
горячих сланцев. Запасы торфа оцениваются в 1,8млрд. т., а горючих сланцев-5
млрд. т. Ресурсы торфа широко представлены во всех областях района, а горючие
сланцы залегают в Ленинградской области на границе с Эстонией. Строительные
материалы распространены повсеместно и представлены известняками, глинами, в
том числе огнеупорными, стекольными песками. На севере Ленинградской области
имеются залежи гранита. Геологические изыскания подтверждают наличие
промышленных запасов марганцевых руд вблизи Санкт-Петербурга в Финском заливе
на глубине, не превышающей 50 м, а также ресурсов нефти и алмазов.
Природный ландшафт в
сочетании с уникальными рекреационными ресурсами, выдающимися памятниками
архитектуры и истории благоприятствует созданию зон отдыха и организации
туризма, которые могут стать важной статьей доходов местных бюджетов.
Гидроэнергетические
ресурсы составляют 11,5 млрд. КВт/ч. Но вовлечение в промышленную эксплуатацию
гидроэнергетических ресурсов затруднено из-за равнинного и низменного характера
рельефа, преобладающего в бассейнах основных рек Северо-запада. От полного
запаса энергии рек вырабатывается 41, 2% энергии ежегодно. Значительная часть
экономически эффективных гидроэнергоресурсов уже освоена в настоящее время. Наряду с отраслями специализации в
районе получили развитие отрасли, дополняющие хозяйственный комплекс. Среди них
выделяется электроэнергетика, на долю которой приходится 15,8% объёмов
производимой продукции. Электроэнергетическое хозяйство представлено атомной,
тепловыми и гидроэлектростанциями малой и средней мощности. Наибольшее значение
имеет одна из крупнейших АЭС страны Ленинградская АЭC мощностью 4 млн. кВт. Крупные ТЭЦ и ГРЭС построены в
Санкт-Петербурге, Кириши и областных центрах. Гидроэлектростанции построены на
реках Волхов, Свирь, Вуокса. Все электростанции объединены в единую
энергетическую систему Северо-запада и связаны с ЕЭС европейской части страны.
Для укрепления энергетического баланса ведется строительство
гидроаккумулирующей электростанции в Ленинградской области.
К отраслям рыночной
специализации Северо-Западного района относится химическая промышленность. Её
удельный вес в структуре производства промышленной продукции района составляет
7,3%. Продукцией отрасли выступают удобрения, резинотехнические изделия,
синтетические смолы, пластмасса, лакокрасочные, фармацевтические препараты,
бытовая химия. Основные центры: Санкт-Петербург, Кириши. Предприятия по
производству минеральных удобрений, работающие как на местном, так и на
привозном сырье (фосфориты Кингисеппского месторождения и Кольские апатиты, а
также природный газ, поставляемый из месторождений европейского Севера и Западной
Сибири), выпускают фосфорные удобрения (Санкт-Петербург, Волхов), фосфоритную
муку-объединение «Фосфорит» г. Кингисепп, азотные удобрения - Новгородский
химический комбинат. Одним из старейших объединений отрасли является «Красный
треугольник», его продукция - резинотехнические изделия, шины, резиновая
область, пользуется широким способом на внутреннем рынке. Однако высокая
концентрация предприятий химической промышленности оказывает неблагоприятное
воздействие на окружающую среду. В связи с этим дальнейшее её развитие
целесообразно за счёт технического переоснащения и использования экологически
чистых технологий, обеспечивающих повышение производительности труда.
Среди отраслей топливной
промышленности выделяется сланцевая. В Ленинградской области работает комбинат
«Сланцы». Этот комплекс имеет внутрирайонное значение.
Металлургический комплекс
относится к отраслям, дополняющим хозяйственный комплекс. Чёрная металлургия
представлена отдельными цехами крупных машиностроительных производств и
ориентируется на выпуск сортового проката (Кировский и сталепрокатный заводы в
Санкт-Петербурге), а также труб и метизов в (Ижорский завод).
Цветная металлургия
выступает важным звеном хозяйственного комплекса Северо-запада и представлена
выплавкой алюминия на Волховском заводе, а также производством глинозёма на
базе Тихвинского месторождения бокситов (г. Бокситогорск) и глинозёма на
Пикалёвском заводе, работающем на нефелинах Кольского полуострова. Обработка
цветных металлов производится в Санкт-Петербурге, где выпускают прокат лёгких и
тяжелых металлов и фольгу.
Развитие цветной
металлургии в районе сдерживается напряжённостью топливно-энергетического
баланса и недостаточной сырьевой базой, а также сложной экологической
обстановкой в районе, связанной с достаточно высокой концентрацией предприятий
целлюлозно-бумажной и химической промышленности.
Лёгкая промышленность
представлена в основном - текстильной, кожевенно-обувной, фарфорофаянсовой.
Текстильная
промышленность выпускает хлопчатобумажные ткани льняные, шерстные и шелковые и
концентрируется преимущественно в Санкт-Петербурге; трикотажное производство
представлено в Великих Луках и Боровичах (Псковская область); кожевенно-обувная
промышленность - в Санкт-Петербурге, где работает крупнейшее АО «Скороход».
Фарфорофаянсовая промышленность развита в Ленинградской и Новгородской
областях.
Большая часть
потребностей в топливе (уголь, нефть, природный газ) удовлетворяется за счёт
поступления из других районов. Интенсивно используется и местное топливо (торф,
сланцы). В производстве электроэнергии велика роль тепловых (Ленинградская ТЭЦ,
Псковская, Северная ГРЭС и др.) и атомных (Ленинградская АЭС) электростанций.
Индустриально-строительный
комплекс имеет межрайонное значение. Предприятия его размещены в крупных и
средних городах, имеющих выход к транспортным магистралям. Здесь выпускают
железобетонные изделия и конструкции, другие строительные материалы, в
Новгородской области развита стекольная промышленность. Повышение эффективности
комплекса связано с расширением его сырьевой базы за счет комплексной
переработки бокситов Тихвинской группы месторождений.
Значительное развитие
получила лёгкая и пищевая промышленность, развивающаяся как на местном
сельскохозяйственном сырье (лён, мясо, молоко, картофель, овощи), так и на привозном
сырье.
Раздел 2. Характеристика
транспортной сети Северо-Западного экономического района (Октябрьская железная
дорога)
Транспорт - важная
составляющая хозяйственного комплекса России. Его доля в общем числе занятых в
экономике страны равна примерно 7 %, в производственных фондах-20%.
Функционально, как и везде, транспорт осуществляет здесь перевозки населения и
грузов, способствует формированию межотраслевых, внутрирайонных, межрайонных и
межгосударственных связей. Однако в России, в связи с огромной пространственной
протяжённостью страны, неравномерностью распределения природных богатств,
населения, производства по её территории, роль транспорта в обеспечении
нормального хозяйства неизмеримо возрастает.
Транспортная система
России включает железнодорожный, автомобильный, внутренний водный, морской,
трубопроводный, воздушный транспорт.
Северо-Западный
экономический район располагает развитой транспортной системой. Перевозочная
деятельность в Северо-Западном экономическом районе осуществляется всеми видами
транспорта.
2.1 Автомобильный
транспорт
Северо-Западный район
располагает разветвлённой сетью автомобильных дорог. От Санкт-Петербургского
транспортного узла отходят пять автомагистралей федерального значения: в
юго-восточном направлении - на Новгород – Москву, южном - на Псков- Невель -
Витебск-Киев, западном - на Ивангород – Нарву - Таллинн-Ригу-Калининград,
северном - на Выборг и в восточном направлении - на Новую Ладогу и алее
Петрозаводск-Мурманск; а также федеральные автодороги: вдоль побережья Финского
залива на запад до Ивангорода и северо-запад - на Приозерск (далее в Карелию) и
Светогорск.
Кроме того, от Новой
Ладоги отходят две автомобильные дороги федерального значения на Кириши и на
Тихвин – Пикалёво - Череповец-Вологду.
Протяжённость автомобильных
дорог района с твёрдым покрытием составляет 4,9% от этого показателя по России
в целом. В 1997 г. всеми владельцами грузового транспорта во всех отраслях
народного хозяйства (на государственной и коммерческой основе) магистральным
автомобильным транспортом было перевезено 10 млн. т грузов.
2.2 Морской
транспорт
Перевозки грузов морским
транспортом внутри района незначительны. Велика роль морского транспорта в
осуществлении внешнеторговых связей, как самого района, так и других районов
страны через торговые порты Санкт-Петербург и Выборг (с портопунктом Высоцк).
Морской порт
Санкт-Петербург - «морская столица России» - крупнейший транспортный узел на
северо-западе страны. Порт расположен в восточной части Финского залива на
островах в дельте р. Невы. Порт работает в круглогодичном режиме, с декабря по
март навигация поддерживается с помощью ледоколов.
Структурно
Санкт-Петербургский порт (или Большой порт Санкт-Петербург) состоит из ОАО
«Морской порт Санкт-Петербург», специализированного морского порта, а также
других причалов, переработку грузов на которых осуществляют другие компании.
ОАО «Морской порт
Санкт-Петербург» осуществляет основной объём перевалки грузов в этом
воднотранспортном узле. Порт располагает 53 причалами для обработки и отстоя
судов общим протяжением 8,4 км (7,2 км - для обработки судов). Глубины у
причалов составляют 8-11,5 м, что позволяет обслуживать суда дедвейтом до 40
тыс.т. Мощность порта рассчитана на перевалку более 13 млн.т. грузов в год.
Порт состоит из четырёх
районов. Первый район специализируется на перегрузке внешнеторговых генеральных
и навалочных грузов. На причалах второго района осуществляется перевалка
генеральных экспортно-импортных грузов, прежде всего, перевозимых на регулярных
линиях. Третий район ориентирован на перегрузку автотранспортной техники,
оборудования, лесоматериалов и навалочных зерновых грузов. Здесь же расположен
оснащенный современной техникой контейнерный терминал, обеспечивающий среди
прочих перевалку контейнеров транзитом по территории России между портами
Восточной Азии и Европы. Четвёртый район специализируется на перевалке угля.
Кроме того, на его причалах перегружаются металлы, оборудование, другие
генеральные грузы, зерно, сахар-сырец навалом. В этом же районе расположена
бункеровочная база.
Порт ежегодно посещает
более двух тысяч судов. Функционируют автомобильные паромные переправы на порт
Калининград, порты Германии и Швеции.
Порт является одним из
лучших по техническому оснащению в России. Он имеет развитые железнодорожные и
автомобильные подходы, а по р. Неве порт связан системой глубоководных
внутренних судоходных путей с важнейшими промышленными и сельскохозяйственными
регионами России, государствами ближнего и дальнего зарубежья.
Несмотря на снижение
общего объёма грузопереработки по системе морского флота РФ грузооборот ОАО
«Морской порт Санкт-Петербург» в 1997 г. Составил 9,0 млн.т.
Общий грузооборот
Большого порта Санкт-Петербург в 1997 г. составил почти 20,6 млн.т., в том
числе наливные грузы - более 5,7 млн. т, навалочные- 2,8 млн. т,
генеральные-10,2 млн. т, лесные-1,7 млн.т.2
Морские портовые порты
Выборг и Высоцк расположены в 60 милях северо-западнее Санкт-Петербурга.
Навигация круглогодичная, зимой-с ледокольным обеспечением. Суммарная мощность
портов по перевалке грузов- 3,9 млн.т. в год. Глубина у причалов в
Выборге-6,5-8,5 м (глубина подходного канала - не менее 6 м), в Высоцке- 9,4 м.
Грузооборот этих портов в
1997 г. составил более 2,4 млн.т., в том числе 2,0 млн. т навалочных грузов,
0,25 млн. т лесных и 0,19 млн. т генеральных грузов.
Порт Выборг из-за
стесненности территории и малых глубин на подходах имеет ограниченные
возможности для развития.
По Государственной
программе «Возрождение торгового флота России», утверждённой Постановлением
Правительства РФ №996 от 08.10.93 г., в Финском заливе намечается построить
новые порты. Эти порт будут важным звеном в транспортной инфраструктуре всего
Северо-Западного экономического района России и составляет конкуренцию портам
стран Балтии.
Новый порт Усть-Луга
проектной мощностью 35 млн. т расположен в Лужской Губе (Кингисеппский район
Ленинградской области), расположенный в 130 км от Санкт-Петербурга,
предназначен для экспорта сырой нефти, нефтепродуктов, жидких химических
грузов, сжиженных газов в объёме 45 млн.т. в год.
Порт в бухте Батарейная
(Ломоносовский район Ленинградской области) находится в 60 км от
Санкт-Петербурга и будет предназначен для экспорта нефтепродуктов в объёме до
15 млн.т.
Строительство портовых
комплексов должно осуществляться по этапам. Сроки введения в эксплуатацию
зависят от привлечения как российского, так и иностранного капитала
(2005-2010гг.).
Все эти объекты находятся
в зоне обслуживания Октябрьской железной дороги. Перспективы вышеназванного
строительства вплотную затрагивают и ее интересы. Необходимо рассматривать
вопрос в комплексе - не только строить сами порты и припортовые станции, но и
решать технико-эксплуатационные проблемы более отдалённых железнодорожных
подходов к портам.
2.3 Речной
транспорт
Район богат внутренними
судоходными водными путями. Основными судоходными реками являются: Нева,
Волхов, Свирь. Судоходные озёра: Ладожское, Онежское, Ильмень, Псковское и
Чудское. В 1997г. всеми владельцами речных судов (на государственной и
коммерческой основе) было перевезено 11,6 млн. т грузов. Реки Нева, Свирь и
Онежское озеро составляют часть Волго-Балтийской судоходной системы, по которой
в 1997 г. прошло 15 млн. т грузов. Однако эта важнейшая водная система в целом
находится в критическом положении из-за аварийного состояния шлюзов. Для её нормального
функционирования нужны инвестиции для проведения ремонтных работ.
В районе Выборга
функционирует водная система Саймаа. Водная система Саймаа - это канал,
открытый 29 лет назад, арендуемый Финляндией у России (срок аренды кончается в
2013 г.). Все 8 шлюзов от Выборгского залива до Саймаа обслуживаются финскими
властями и лишь на отрезке протяжённостью в 21 морскую милю от устья канала до
международных вод проводку осуществляет русский лоцман. Ежегодно по каналу
перевозится сырьё и продукция лесной промышленности, в среднем 1,5 млн.т.
2.4 Трубопроводный
транспорт
Большое развитие получил
трубопроводный транспорт. По территории Северо-Западного района проложены
нефтепроводы: Ярославль - Кириши и Ярославль – Торжок - Великие Луки и далее на
Беларусь; магистральный нефтепродуктопровод Кириши-Санкт-Петербург. Два
магистральных газопровода Белоусово - Санкт-Петербург и Ухта -
Вологда-Череповец-Санкт-Петербург обеспечивают подачу газа в Санкт-Петербург;
магистральный газопровод «Сияние Севера» (Ухта-Рыбинск-Торжок), соединённый с
газовыми месторождениями Ямало-Ненецкого АО, обеспечивает нужды промышленных
районов, а также передачу газа через Санкт-Петербург на Финляндию. Балтийская
трубопроводная система (БТС) в регионе должна предусмотреть прокладку новых
магистральных и реконструкцию действующих участков трубопроводов для
обеспечения подачи на экспорт сырой нефти и нефтепродуктов через новые порты в
Приморске и бухте Батарейная.
2.5 Воздушный
транспорт
Воздушный транспорт в
регионе используется в народном хозяйстве для перевозки срочных грузов, для
ремонта и строительства трубопроводов, мостов и т.п. В Санкт-Петербурге на
месте бывшего военного аэродрома «Вещево» возводится международный аэропорт
«Выборг», ориентированный на приём транспортных тяжёлых самолётов. Выгодное
географическое положение порта на трансполярном маршруте Северная Америка -
Северная Европа - Россия позволит привлечь дополнительные объёмы грузов для
транзита из северных районов США и Канады в страны Балтии и российские регионы
и будет являться как бы «опорой» воздушного моста России с Америкой.
2.6 Железнодорожный
транспорт
Основные перевозки грузов
в Северо-Западном районе осуществляются железнодорожным транспортом, которым в
1997 г. было перевезено 48,4 млн.т.
Важнейшим направлением
инвестиционного сотрудничества Росси в области транспорта должно стать её
участие в создании так называемых международных транспортных коридоров.
Согласно определению Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН транспортный
коридор представляет географическое пространство, через которое проходят
крупные транспортные потоки и которое охватывает инфраструктуру разных видов
транспорта. На Второй Общеевропейской конференции, состоявшейся на острове Крит
в 1994 г., были утверждены 9 основных транспортных коридоров.
Из девяти официально
утверждённых через Россию проходят три международных транспортных коридора. В
направлении Север-Юг-коридор № 9 от границы Финляндии к Санкт-Петербургу и
далее в направлении на Киев через Москву и Псков - Витебский.
Указанное направление по
территории Северо-Западного района включает следующие участки железных и
автомобильных дорог: границы Финляндии – Выборг - Санкт-Петербург-Москва;
Санкт-Петербург - Псков-Невель-граница с Беларусью. В состав российской части
транспортного коридора входят также морские порты Санкт-Петербург и Выборг,
аэропорт Пулково и сооружаемый в Санкт-Петербурге грузовой терминальный
комплекс.
На рынке международных
грузовых перевозок сильна конкуренция между различными видами транспорта, в
частности между железнодорожным и автомобильным транспортом. Октябрьская
железная дорога постоянно ищет новые пути для привлечения клиентов. Так
родилась идея контрейлерных перевозок. Октябрьская дорога проводит опытные
перевозки контрейлеров по маршруту Бусловская-Москва Товарная Октябрьской
железной дороги. Если серия опытных поездок окажется успешной, то из
контрейлерных платформ будет составлен поезд, который начнёт курсировать по
маршруту Хельсинки-Москва.
Потребности
промышленности, сельского хозяйства и населения Северо-Западного экономического
района обслуживает Октябрьская железная дорога, обеспечивающая регулярную связь
как внутрирайонную, так и с другими регионами страны.
Эксплуатационная длина
железнодорожных путей района составляет 5,1 тыс. км (5,9% от эксплуатационной
длины железнодорожной сети России) со средней плотностью на 10 тыс. кв. км
территории-257 км (средняя по РФ-51 км).
Транспортная сеть имеет
ярко выраженную радиальную структуру, почти все основные железнодорожные линии
расходятся из одного центра-Санкт-Петербурга. По разветвлённости в границах
Северо-Западного района Октябрьская дорога занимает на сети России второе место
(после Московской дороги).
2.7 Отправление
и прибытие грузов
Экономика района и его
географическое положение предопределяют объём перевозочной работы. В 1997 г.
отправление грузов составило 48,4 млн. т (5%от общего отправления по
железнодорожной сети России); прибытие-86,8 млн. т (9% от сетевого прибытия).
Прибытие грузов превышало отправление в 1,8 раза.
На
минерально-строительные материалы (преимущественно нерудные) приходится 35% от
общего отправления. На втором месте по объёму отправления (27%) находятся
нефтепродукты (автобензин, авиакеросин, дизельное топливо, мазут с НПЗ «КИНЕФ»,
работающего на нефти, доставляемой по нефтепроводу). На долю остальных грузов
приходится 23%. В их состав входят: продукция отраслей машиностроения и
металлообработки, лесохимической промышленности, сланцы, химические товары, а
также товары лёгкой и пищевой промышленности.
В составе лесных грузов
перевозятся: лес круглый и лес пиленный, шпалы и брус, древесностружечные и древесноволокнистые
плиты, фанера. Новгородское предприятие АО «Акрон» отгружает азотные и сложные
удобрения, а также разнообразную химическую продукцию.
В прибытии удельный вес
грузов в целом по Северо-Западному району составляет 84%; по субъектам Российской
Федерации, входящим в его состав, он колеблется от 94% по Псковской области до
76% по Ленинградской области. В прибытии преобладают нефтепродукты, прочие
грузы и минерально-строительные материалы, на долю которых приходится 65% от
общего прибытия по району.
К крупнейшим
железнодорожным станциям, обслуживающим промышленные комплексы района, в 1997
г. относились: узел Санкт-Петербург, имеющий в своём составе большое количество
станций, выполняющих грузовые операции; Кириши - Заводская, Кузнечное, Каменногорск,
Рудничная, Пикалёво-2, Сала (Ленинградская область), Скангали, Посинь
(Псковская область).
2.8 Транспортный
баланс и транспортно-экономические связи
Район имеет развитую
систему внутрирайонных связей. На доли местного сообщения приходится 27,5% от объёма
перевозок с преобладанием характерных для Северо-Западного района грузов:
нефтепродуктов-10,7 млн. т (37% от местного сообщения), минерально-строительных
материалов-9,1 млн. т (31%) и грузов «прочих» грузов -5,0 млн. т (17%).
Удельный вес местного сообщения в отправлении указанных грузов составляет: по
нефтепродуктам-80,5%, минерально-строительным материалам-53% и прочим
грузам-45,5%.1
Как пример наиболее
крупных внутрирайонных связей по отдельным грузам, можно выделить следующие:
по нефтепродуктам: Ленинградская
область (НПЗ «КИНЕФ») отправляет 5,2 млн. т нефтепродуктов на станции,
расположенные на её территории (преимущественно на границе с государством
Балтии)-3 млн. т;
по
минерально-строительным материалам: Ленинградская область (в основном с крупных
карьеров) отправляет нерудные материалы для потребления в области-4,4 млн. т и
в г. Санкт-Петербург-2,9 млн. т;
по прочим грузам:
предприятие «Ленинградсланец» отправляет сланцы на ТЭЦ Ленинградской
области-1,6 млн.т.
Наряду с внутрирайонными
связями Северо-Западный район характеризуется разветвлённой системой
межрайонных связей. Около 55% (от общего объёма перевозок) потребляемого в
районе сырья и экспортируемых из России различных грузов ввозятся из других
экономических районов и 18 % готовой продукции и импортных товаров вывозятся за
его пределы.
Северо-Западный район
имеет отрицательный транспортный баланс: в 1997 г. ввоз превышал вывоз на 38,4
млн. т или в 3 раза.
Основные транспортно –
экономические связи рассматриваемого района в другие регионы по вывозу
осуществлялись с Северным и Центральным экономическими районами. На их долю
приходилось 67% общего вывоза Северо-Западного района.
Из района вывозятся
минерально-строительные материалы (42% от общего вывоза), главным образом в
Центральный экономический район; прочие грузы, включающие широкую номенклатуру
производимых в районе товаров, (31%)-преимущественно в Центральный район;
нефтепродукты (13,5%) для нужд народного хозяйства и частично на экспорт с
преобладанием связей с Северным и Центральным районами.
Значительные
экономические связи с Северо-Западного района по завозу грузов осуществляются с
Северным и Поволжским районами (43% от общего ввоза), а также с Уралом и
Сибирью (36%).
Основной объём ввоза (75
%) приходится на: нефтепродукты (бензин, керосин, дизельное топливо),
поступающие в Северо-Западный район преимущественно с нефтеперерабатывающих
заводов Поволжского и Уральского экономических районов; чёрные металлы,
отгружаемые, главным образом, металлургическими комбинатами Северного и Уральского
районов; химические и минеральные удобрения, завозящиеся в основном из
Северного (апатиты) и Уральского (калийные соли) районов, и широкую
номенклатуру прочих грузов, поставляемых в рассматриваемый район из всех
регионов России с преобладанием поставок из Поволжского и Уральского районов.
Доля транзита в
перевозочной работе Северо-Западного экономического района незначительна. Она
включает в себя объёмы перевозок грузов в транспортно-экономических связях
большинства регионов России с Республикой Карелия и Мурманской областью.
2.9 Внешнеторговые
перевозки
Приморско - приграничное
положение Северо-Западного экономического района обусловливает широкие
транспортно-экономические связи России с государствами дальнего зарубежья и
Балтии через морские торговые порты Санкт-Петербург и Выборг (с портопунктом
Высоцк) и сухопутные пересадочные пункты на границе России с Финляндией
(Бусловская, Светогорск), государствами Балтии (Ивангород - Нарвский, Печоры -
Псковские, Скангали, Посинь) и Беларусью (Завережье, Клястица).
В 1997 г. Объём перевозок
внешнеторговых грузов по району составлял 66,1 млн. т (24,2% от перевозок
грузов внешней торговли России железнодорожным транспортом), из них 58,1 млн.
т- экспорт (сдача) и 8,0 млн. т-импорт (приём).
В общем объёме экспорта более
45% приходится на нефтяные грузы, в импорте - более 50% на прочие грузы (это в
основном промышленные и продовольственные товары, машины, оборудование).
Экспортные поставки России, осуществляемые через порты и пограничные станции
Северо-Западного района, формируются, главным образом, в Северном и Уральском
экономических районах, а также в субъектах РФ, входящих в состав
рассматриваемого района. Импортные грузы потребляются преимущественно в
Северо-Западном и Центральном районах.
В 1997 г. из 58,4 млн. т
российского экспорта 10,3 млн. т (18%) подвозились к границе с Финляндией и
24,3 млн. т (42%)- с государствами Балтии принималось 2,6 млн. т (36%) и
Финляндии-1,0 млн. т (14%).
Кроме собственных
перевозок, железнодорожный транспорт России осуществляет транспортировку
внешнеторговых грузов в связях с дальним зарубежьем бывших союзных республик, а
также в связях третьих стран с третьими странами - международный транзит. В
1997 г. практически весь объём международного транзита (0,3 млн. т) через
территорию России в сообщении восток-запад был освоен на западе станцией
Бусловская, на востоке - портом Восточный (предпортовая станция Находка -
Восточная) Дальневосточного экономического района (Приморский край).
2.10 Железнодорожная
сеть района и её грузонапряжённость
На конфигурации
железнодорожной сети Северо-Западного района отразилось, прежде всего,
положение Санкт-Петербургского промышленного узла на берегу Финского залива в
устье р. Невы. От Санкт-Петербургского транспортного узла веером расходятся
восемь магистральных направлений: Санкт-Петербург-Москва;
Санкт-Петербург-Волховстрой (с выходом на Мурманск и Вологду); Санкт –
Петербург – Кириши - Сонково (с выходом через Савелово на Москву);
Санкт-Петербург-Дно-Невель (выход к границе с Беларусью) с ответвлением на
Новгород; Санкт-Петербург-Псков (выход к границе с государствами Балтии); Санкт
– Петербург – Ивангород - Нарвский (с выходом на Таллинн);
Санкт-Петербург-Выборг (с ответвлениями на Бусловскую и Светогорск);
Санкт-Петербург – Кузнечное - Хиитола. Последние два направления примыкают к
железнодорожной сети с Финляндией.
Для обхода
Санкт-Петербургского узла, имеющего густую сеть железнодорожных линий,
построена спрямляющая линия Волховстрой - Чудово-Новгород-Луга, дающая выход с
Мурманского направления на все направления, подходящие к Санкт-Петербургу с
юга.
В состав железнодорожной
сети района входят также широтные линии: Сонково - Бологое-Дно-Псков; Ржев -
Великие Луки - Завережье и далее выход на границу с Балтией через Посинь;
Лихославль - Великие Луки - Невель.
Одна из ведущих
магистралей Москва-Санкт-Петербург, соединяющая два самых крупных в стране
экономических, политических и культурных центра - Москву и Санкт-Петербург,
является звеном международного Критского транспортного коридора №9 Александруполис
- Дмитроград-Бухарест - Кишинёв- Раздельная - Киев – Брянск – Москва –
Санкт-Петербург - Бусловская - Хельсинки, к которому примыкает линия Киев
(Нежин) – Жлобин – Могилёв – Витебск – Новосокольники - Дно-Санкт-Петербург.
Наиболее
грузонапряжёнными участками (в грузовом направлении) на железнодорожной сети
района в 1997 г. были: Волховстрой-Мга (Ленинградская область)- 31,6 млн. т (в
грузовом направлении), что превышало среднюю грузонапряжённость сети России
(12,7 млн. т) в 2,5 раза; Каннельярви - Выборг (Ленинградская область)-13,6
млн. т, превышающая среднюю по сети в 1,1 раза.
На остальных участках
грузонапряжённость была примерно равна среднесетевой (Лодейное
поле-Волховстрой) или ниже.
Раздел 3. Расчет
густоты железнодорожной сети по областям, входящим в район тяготения
Таблица
2. Расчет густоты железных дорог
Административно-территриальная
единица
|
Территория S,
тыс. км2
|
Население
N,
тыс. чел.
|
Эксплуатационная длина железных
дорог, L, км
|
Густота железных дорог,
D
|
Dt
|
DN
|
DtN
|
г. Санкт-Петербург и
Ленинградская обл.
|
86,34
|
6329,3
|
2780
|
32,20
|
0,44
|
3,76
|
Псковская обл.
|
55,30
|
800,30
|
1100
|
19,89
|
1,37
|
5,23
|
Новгородская обл.
|
55,30
|
727,10
|
1200
|
21,70
|
1,65
|
5,98
|
Итого:
|
196,94
|
7856,7
|
5080
|
25,79
|
0,65
|
Dt - показатель, характеризующий
густоту железнодорожной сети как отношение ее протяженности L к площади территории района S:
Dt =L/S
Dн – показатель, характеризующий густоту сети Dн как отношение ее протяженности L к численности населения N:
Dн =L/N
Dtн – показатель характеризующий относительную густоту
сети Dtн, определяемую исходя из размеров территории района S и численности её населения N:
Dtн= Dt*Dн ;
Dtн=L / S*N
Примеры расчетов:
Dt=L/S Dt=5080 км / 196, 94 км/км2
=25, 79 км2
DN=L/N DN=5080 км / 7856, 7 тыс. чел. =0,65 км /тыс. чел.
DtN= Dt
* DN = L/S * L/N /196,94 * 7856, 7=4, 08= L/S * N =5080 км
Список
используемой литературы
1.
В. И. Видяпин
«Экономическая география России». - М.:Инфа - М; 2005г.
2.
Н. Н.Казанский
«Экономическая география России». - М.: «Транспорт»; 1991 г.
3.
В. П. Желтиков
«Экономическая география». - Ростов -на- Дону: «Феникс»; 2006 г.
4.
В. Е. Гребцова
«Экономическая и социальная география России» Ростов – на - Дону: «Феникс»;
2000 г.
5.
М.В. Степанова
«Региональная экономика». - М.:Инфа-М; 2000 г.
6.
Б. М. Лапидус, Ф.
С. Пехтерев, Н. П. Терешина «Регионалистика»;2001 г.
7.
Т. Г. Морозова
«Экономическая география России».- М.:«Юнити»; 1999г.