Целевой подход и целевой анализ в управлении. Понятие 'дерева целей' и правила его разработки

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,5 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Целевой подход и целевой анализ в управлении. Понятие 'дерева целей' и правила его разработки

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Центр ускоренного обучения

Факультет государственного и муниципального управления

Специальность: государственное и муниципальное управление

Кафедра местного самоуправления и территориального развития



КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Целевой подход и целевой анализ в управлении. Понятие «дерева целей» и правила его разработки


Автор работы: студент 5 курса

Ф.И.О. Алексеева Екатерина Анатольевна

Руководитель работы:

Семенова Олеся Сергеевна




Санкт-Петербург - 2013

Содержание

Введение

. Теоретическая часть

.1 Теория целевого подхода в управлении

.1.1 Преимущества и недостатки целевого подхода

.2 Понятие «Дерева целей»

.2.1 Основные этапы реализации метода

.2.2 Требования к постановке целей организации

.2.3 Преимущества модели «дерева целей»

. Практический пример применения модели «дерева целей» на предприятии ЗАО ТД «Оттава»

.1 Характеристика предприятия

.2 Сфера деятельности предприятия

.3Анализ внешней и внутренней среды ЗАО ТД «Оттава»

.3.3 Дерево целей ЗАО ТД «Оттава»

Заключение

Список литературы

 


Введение


«В современном мире нет бедных и богатых стран, а есть плохо или хорошо управляемые государства», - Питер Друкер. На сегодняшний день понятие «менеджмент» (теория управления) определяет наше настоящее и достойное будущее, достигнуть которого возможно при наличии эффективного управления [5].

В эпоху научно-технической революции лидирующие позиции занимают те организации, которые разрабатывают и реализуют эффективные стратегии, создают результативные управленческие решения, а также мотивируют и объединяют персонал, который является главным стратегическим ресурсом организации в условиях конкурентной борьбы.

Современный менеджмент включает в себя различные подходы к управлению. Одним из таких подходов является целеполагание или целевой анализ в управлении. Любое начинание всегда имеет какую-нибудь цель, будь то создание организации для достижения определенных целей или реформирование ранее созданного для достижения все тех же целей. При этом сами цели могут варьироваться в широких пределах, от простых к сложным, - от увеличения прибыли предприятия до завоевания лидирующих позиций в условиях жесткой конкуренции [12].

Технология на основе структуры дерева целей одна из популярных моделей при целевом подходе в управлении, используемых на этапе формирования миссии организации, что делает тему исследования актуальной. Кроме того актуальность целевого подхода одинаково важна, как для тех, кто только стоит у истоков создания предприятия, так и для тех, чьи предприятия функционируют на рынке уже много лет.

В данной работе будут раскрыты основные понятия, связанные с теорией управления и целевым подходом в управлении, также подробно рассмотрен метод “Дерева целей”. Кроме того, будет приведен практический пример применения данного метода на предприятии ЗАО «ТД «Оттава» при достижении генеральной цели организации в условиях жесткой конкурентной борьбы.

Основными понятиями исследования являются: управление, менеджмент, цель, анализ, процесс управления, внешняя среда, внутренняя среда, иерархия, миссия, организация, ресурсы, управленческие ресурсы, руководитель, management by objectives (MBO).

Управление - организация деятельности объекта управления субъектом управления для достижения поставленных целей. Осуществляется субъектом управления путем принятия и реализации управленческих решений относительно объекта управления с помощью управленческих технологий и ресурсов.

Менеджмент - управление социально-экономическими процессами в организации, учреждении, на предприятии, в структуре власти в условиях рыночной экономики.

Цель - положение объекта управления, к достижению которого стремится субъект управления.

Анализ - метод изучения ситуации, проблемы и т.д., состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части, выявлении и сопоставлении свойств и характеристик объектов.

Процесс управления - процесс формирования и осуществления управленческих воздействий.

Внешняя среда - это совокупность внешних субъектов и сил (факторов), активно влияющих на положение и перспективы фирмы, на эффективность деятельности ее субъектов менеджмента.

Внутренняя среда - это совокупность характеристик организации и ее внутренних субъектов (сил, слабостей), влияющих на положение и перспективы фирмы.

Иерархия - расположение частей или элементов системы в порядке от высшего к низшему; в теории и практике управления иерархические организационные структуры являются предметом пристального изучения и совершенствования.

Миссия - это управленческая конструкция, которая определяет то, ради чего создана организация, ее предназначение, позиционирование во внешнем мире, внутреннюю культуру.

Организация - это группа людей, деятельность которых координируется для достижения общих целей.

Ресурсы  основные факторы управления, которые используются для реализации принятых решений. Это не только сырье, материалы, энергия, персонал, финансы, но и все то, без чего не может быть достигнут ожидаемый результат: информация, деловые связи, имидж, реклама и т.д.

Ресурсы управленческие  ресурсы, с помощью которых реализуются управленческие технологии.

Руководитель  лицо в организации, официально наделенное правом принимать и реализовывать обязательные для исполнения управленческие решения.

MBO - один из методов управления и мотивации персонала (управление по целям).

Предметом исследования выступает модель целевого анализа в управлении на основе структуры «Дерева целей».

Объектом исследования является ЗАО «ТД «Оттава», занимающаяся розничной торговлей продовольственных и хозяйственных товаров.

Основная цель курсовой работы - обработка методологических основ метода «Дерева целей» и исследование практического применения данного метода в процессе достижения генеральной цели предприятия в условиях жесткой конкуренции.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие частные задачи:

-       изучить сущность и содержание целевого подхода и целевого анализа в управлении;

-             раскрыть понятие «дерева целей» и изучить правила его разработки;

-             проследить алгоритм построения дерева целей на примере предприятия ЗАО «ТД «Оттава».

Структура курсовой включает в себя введение, 2 главы (теоретическая и практическая), заключение и библиография. Во введении раскрыта актуальность темы, сформулирована основная цель и частные задачи, определены объект и предмет исследования и раскрыты основные понятия исследования. В теоретической части работы изложены основы целевого подхода в управлении, а также понятие и правила разработки «дерева целей». Во второй главе приведена краткая характеристика предприятия ЗАО «ТД «Оттава», ее организационная структура, проанализированы внутренняя и внешняя среда предприятия и построено дерево целей для достижения миссии предприятия. В заключении подытожены результаты работы и сформулированы основные выводы.

В процессе подготовки курсовой работы использовались различные источники о деятельности предприятия, учебная литература, справочная литература, сайты в Интернете, посвященные данной тематике.

В теоретическую основу исследования положены две группы методов: общенаучные и частные методы. В качестве общенаучных методов были использованы анализ, синтез, дедукция и статистические методы. В качестве частных методов были использованы сбор данных, обработка и анализ данных и описание.

1. Теоретическая часть

 

.1 Теория целевого подхода в управлении


Управление, как правило, подразумевает под собой процесс выработки и реализации целенаправленных воздействий на объект в интересах достижения определенных результатов, то есть заранее сформулированной и осознанной цели на основе информации о внутренней и внешней среде объекта управления. Сущность метода целеполагания основывается на идее - для повышения эффективности функционирования организации необходимо согласованное по целям управление. Несогласованные целевые установки и последующие управленческие воздействия являются основным источником потерь [4].

Целевой подход является одним из популярных методов управления, объединяющий такие важные функции как планирование, внутреннюю организацию, мотивацию и контроль. Целевой подход является некой исходной точкой в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников, подразделений и предприятия в целом. Цели оказывают непосредственное влияние на все компоненты деятельности предприятия. Управление любым объектом предполагает постановку целей и их достижение. Создание любой организации ведет к достижению определенных целей. Таким образом, без постановки цели нет управления [9].

Впервые данный метод - управление по целям (УПЦ) или management by objectives (MBO) был предложен Питером Друкером для повышения эффективности организации. По его мнению, каждый руководитель в организации, от наивысшего до самого низшего уровня, должен иметь четкие цели и задачи, которые обеспечивают поддержку целей руководителей высшего уровня [6].

Для понимания важности целеполагания в управлении предприятием необходимо определить понятие цели и ее функции. Под целью в теории управления понимается управленческая конструкция, постановка и реализация которой является одной из составляющих процесса управления. Другими словами, цель - это положение объекта управления, к достижению которого стремится субъект управления. Все что может способствовать достижению цели, называется средствами. Соответствие цели средствам - наиболее благоприятные условия для эффективного управления. Цели могут быть простыми и сложными в зависимости от того, для удовлетворения каких потребностей предприятия они формировались. Также цели подразделяются на траекторные и точечные.

Траекторные задают общее направление, в котором должно измениться состояние управляемого объекта, а точечные направлены на решение конкретной проблемы, для достижения конкретного результата. Например, цель «увеличение прибыли предприятия» - это направляющая (траекторная) цель, а «достижение прибыли предприятия в размере 50 млн. долл. в текущем году» - это точечная цель [11].

Также цели можно поделить на две группы: стратегические и тактические. Стратегические отображают долговременную политику развития организации, а тактические в свою очередь используются при решении оперативных задач. Тактические цели формируются организацией для достижения ее стратегических задач.

По временному интервалу достижения цели их можно разделить на долго-, средне- и краткосрочные. Долгосрочные цели реализовываются в течение длительного промежутка, от пяти и более лет, среднесрочные - от года до пяти и краткосрочные - до года. Долгосрочные цели свойственны стратегическому управлению, краткосрочные тактическому управлению, в то время как среднесрочные могут применяться в случае, как стратегического управления, так и тактического.

По характеру выделяют нейтральные, кооперирующиеся и конкурирующие цели. Достижение нейтральных целей требуют, как правило, управленческих воздействий, которые не зависят друг от друга. В случае кооперирующихся целей воздействия взаимно дополняют друг друга и способствуют совместной реализации. Когда же перед руководителем стоят конкурирующие цели, ему предстоит отказаться от одной из них для достижения другой. Такая ситуация возникает, когда для реализации этих двух целей существует один и тот же ограниченный ресурс, например за счет одного и того же объема денежных средств [10].

За постановку целей и организацию их достижения отвечает субъект управления - руководитель предприятия. В качестве объекта управления могут выступать любые вещи, люди, а также определенные процессы. Кроме этого объектом управления могут быть определенные ресурсы (природные, материальные, трудовые, финансовые и иные), а также экономический, научно-технический и иной потенциал страны, отрасли или конкретной организации. Целевое управление начинается с постановки и доведения целей организации до сведения подчиненных. Затем создается документ, отражающий личные цели каждого работника, связанные с реализацией официальных целей. Далее составляется конкретный план действий и возможных путей достижения цели под каждую личную цель (с указанием сроков, ресурсов и т.п.), уточняются должностные инструкции, критерии оценки и определяется сфера ответственности. Процесс поиска возможных путей достижения цели является одним из ключевых моментов целеполагания, который  основывается на накопленном опыте и знаниям руководителя, учитывая при этом технологии и ресурсы, которыми располагает объект управления. От того, насколько верно управленцем выбрана цель, во многом зависит результат эффективного управления объектом. Цели руководителем ставятся на основании информации о внешней и внутренней среде объекта управления, их анализа и формирования собственного видения текущего и желательного положения организации. Недостоверная информация, неверно понятая управленческая ситуация и как результат неправильно поставленная цель может стать причиной принятия неэффективного управленческого решения. Также негативно на постановку цели может влиять наличие избыточной информации и отсутствие верного видения управленческой ситуации. Поэтому управленец должен уметь выделить из полученной информации достоверную и действительно важную [1,2].

Цели руководителем ставятся исходя из потенциала, которым располагает организация, и ее целевых установок. Другими словами поставленная цель должна быть обеспечена наличием необходимых технологий ее реализации и ресурсов. Здесь стоит отметить, что знаменитое высказывание Н. Макиавелли «цель оправдывает средства» невозможно безоговорочно применять в процессе эффективного управления.

1.   Разработка долгосрочных целей (миссий) предприятия.

2.      Планирование управленческих действий.

.        Реализация целей.

.        Проверка и оценка достигнутых результатов.

.        Корректировка целей.

В системе управления организацией на цели возлагаются определенные функции:

1.  Цели отражают концепцию развития предприятия.

2.      Цели задают направление деятельности организации, составляя тем самым основу управленческой структуры.

.        Цели способствуют снижению неопределенности текущей ситуации, являясь для управленца ориентирами во внешней среде.

.        Концентрация на достижении поставленных перед организацией целей способствует действовать быстрее, эффективнее и с минимальными затратами.

.        Цели используют как критерии выделения проблем, выбора альтернатив решений, контроля и оценки полученных результатов, а также материального и морального поощрения сотрудников.

.        Цели способствуют сплочению коллектива, мотивируют брать на себя добровольно высокие обязательства и добиваться их выполнения [4].

К целям организации предъявляют определенные требования, которые описаны ниже в разделе 1.3.2. «Требования к постановке генеральной цели и задач организации».

В условиях жесткой конкурентной борьбы одной из приоритетных целей многих предприятий становится достижение лидирующих позиций или закрепление существующих позиций объектом управления. Для реализации этой миссии, последующие цели ставятся исходя из возможностей его развития. Согласно П. Друкеру для достижения таких целей приоритетом является не прибыль, а поиск новых благоприятных возможностей. Для того чтобы найти новые возможности и чтобы они были реализованы, необходимы высокие управленческие качества руководителя и верно выбранная технология целеполагания. Среди многообразия методов постановки целей особую нишу заняла технология «дерева целей» [5].

 

.1.1 Преимущества и недостатки целевого подхода

Как и любой подход в управлении целеполагание обладает преимуществами и недостатками. Среди преимуществ метода выделяют:

. Повышение эффективности управления. Сам метод изначально создавался для повышения эффективности работы организации, в частности аппарата управления. Этот подход представляет собой систематический и организованный подход, позволяющий руководителям сконцентрироваться на выполнимых целях и достигать наилучших возможных результатов, используя доступные ресурсы. УПЦ ориентировано на увеличение производительности организации с помощью согласования стратегических и тактических целей внутри всей организации.

. Благодаря целеполаганию совершенствуется планирование. Здесь ключевым моментом является концентрация сотрудников больше на результате, а не на действиях. Руководители высшего звена обозначают задачи перед подчиненными, не указывая пошаговых действий, а указывая лишь желаемый результат, оставляя, тем самым, возможность сотруднику строить собственные специфические цели и методы для достижения нужного результата.

. Целевой анализ позволяет эффективнее осуществлять контроль. УПЦ способствует самоконтролю и периодической проверке результатов, создает основы для более объективного контроля и поощрения.

. Как уже было сказано выше, данный метод способствует сплочению коллектива и улучшению взаимоотношению между подчиненными и руководителями. Этому благоприятствует целый ряд причин: снижается потребность в строгом контроле; подчиненные имеют больше возможностей участвовать в процессе планирования, а руководитель получает лучшую основу для обсуждения с подчиненными результатов их работы.

. Применяя УПЦ, управленцы уделяют больше внимания инструктированию и обучению управляющих нижних уровней, тем самым расширяя возможности подготовки руководителей.

. И наконец, с помощью этого метода создаются стандарты и критерии для оценки исполнения, а без стандартов нет руководства, как бы велики ни были трудности в определении этих стандартов [9, 10, 4, 5, 6].

К недостаткам метода управление по целям относят:

. Трудоемкая подготовительная работа, немалые затраты времени и средств.

2.  Преувеличение роли количественных, формальных показателей (это порождает путаницу при наличии их большого числа). Кроме того, существуют трудности в точном количественном определении целей.

.    Не все цели могут быть выражены количественно (например, взаимоотношения между людьми).

4.      Декларация (документ, реализации целей) непригодна для рабочих.

5.  Декларация недостаточно объективна, поскольку в нее стараются включить, прежде всего, престижные, а не важные цели; цели, связанные с преодолением помех, вместо ориентированных на поиск дополнительных возможностей; цели, направленные на поверхностных, а не глубинных проблем, которые могут иметь для организации первостепенное значение.

Кроме всего прочего менеджеры, применяющие данный метод отмечают чрезмерный объем бумажной работы и то, что начальник ставит перед ними новые цели, а спрашивает с них за старые [4].

Несмотря на все эти трудности, метод УПЦ занял свою нишу в процессах управления.

 

.2Понятие «Дерева целей»


Технология «дерево целей» впервые была предложена Ч. Черчменом и Р. Акоффом в 1957 году. Данный метод представляет собой модель упорядочения целей разного уровня управления в единую комплексную систему. Идея метода, предложенного Ч. Черчменом и Р. Акоффом, заключалась в попытке придания различным функциональным подсистемам количественного веса и коэффициентов с целью выявления комбинаций, обеспечивающих наилучшую отдачу.

В простом виде представляет собой построенную по иерархическому принципу: главную цель (вершина дерева); подчиненные ей подцели первого, второго и последующих уровней (ветви дерева) [4,9].

Чаще всего в вершину дерева менеджер ставит миссию организации, причину ее существования. Именно миссия задает стратегию и тактику предприятия, формируя подцели, стоящие перед организацией. Ярким примером этого может служить миссия Генри Форда обеспечить людей дешевым транспортом. Миссия определяет основные цели, которые преследует организация. А также включает задачи, решение которых берет на себя организация, занимая тем самым определенную нишу в обществе и определяя характер взаимодействия с внешней средой и внутренней структуры компании. Несомненно, миссия зависит и от вида деятельности и от формы собственности и от ценностной ориентации высшего руководства, и потому миссии различных компаний в обществе различны [11].

Как уже упоминалось выше, дерево решений строится по иерархическому принципу, отсюда и цели могут быть различных иерархических уровней: генеральная цель, цель 1-ого уровня, цель 2-ого уровня и так далее. Следует отметить, что не всегда удается выделить одну генеральную цель «миссию» - цель 0-го уровня.

Процесс создания дерева целей может проходить как по алгоритму «сверху вниз», так и, наоборот: от целей низших уровней к целям высших уровней - «снизу вверх». Использую второй подход целесообразно в конце формирования дерева, пройти путь от генеральной цели к целям низших уровней, исключая цели, не являющиеся необходимыми для достижения цели 0-го уровня или наоборот добавляя новые.

На сегодняшний день программно-целевой подход, в основе которого лежит использование деревьев целей, является одним из основных методов перспективного планирования. Применение данной технологии находит свое отражения в методах ПАТТЕРН, Поспелова, прогнозного графа Глушакова и др. [11].

Данный метод широко применяется для прогнозирования возможных направлений развития науки, техники и технологии.

Процесс формирования дерева целей включает в себя:

·   рассмотрение различных альтернативных вариантов целей;

·   исключение малоэффективных целей;

·   исключение маловажных целей;

·   исключение целей, неподкрепленных ресурсами и технологиями.

Если дерево целей построено, с учетом всех правил, то оно оказывается гораздо эффективнее набора мероприятий, построенного традиционными методами. управление дерево цель

Яркий пример дерева целей представлен в статье Александра Ивантера в журнале «Эксперт», где директор департамента экономики и финансов Правительства РФ Андрей Белоусов в своем интервью  предлагает решения по посткризисному восстановлению экономики России. В качестве стратегической цели им предложена диверсификация экономики России. На следующем уровне располагаются две взаимодополняющие друг друга цели - повышение бюджетной эффективности и технологическая модернизация и прорывные инновации.

Для повышения бюджетной эффективности интервьюер разбивает эту цель на следующие задачи: реструктуризация бюджетных расходов, большая концентрация в точках социального и экономического развития, реструктуризация бюджетной сети и изменение статуса бюджетных учреждений, повышение эффективности социальной поддержки, имея в виду повышение ее адресности, и уточнение разграничения полномочий между федеральным уровнем и уровнем субъектов федерации и последнее создание электронного правительства, «электронизация» услуг, оказываемых госструктурами гражданам.

Раскрывая вторую цель, директор департамента экономики и финансов Правительства РФ предлагает следующие подцели: создание эффективных менеджерских команд, постановка акцента на работе с госкорпорациями и крупнейшими частными компаниями, поддержание региональных технологических кластеров, реформирование системы технического регулирования, включая нормы в строительстве, модернизация науки и профессионального образования, завершение формирования инновационной инфраструктуры, создание системы массовой поддержки малых и средних предприятий, прежде в инновационной сфере и наконец, задействование налоговых стимулов, особенно в инновационных отраслях [7].

Создание выше описанного дерева целей, как и любого другого, требует выполнения последовательных шагов. Правила построения эффективных деревьев целей представлены в следующей главе.

 

1.2.1 Основные этапы реализации метода

Построение и анализ дерева целей включает выполнение следующих этапов. Первоначально производится определение генеральной цели (вершины дерева) и поиск альтернативных вариантов цели. Данный этап включает в себя: выявление проблемы при помощи анализа существующего состояния и желаемого состояния организации; анализ причин, вызвавших проблему; составление целей значимых для постановки проблемы; формирование подпроблем, входящих в проблему, и логической последовательности их разрешения, в зависимости от условий внешней среды.

Далее происходит разделение (декомпозиция) общей цели на подцели (подцели первого уровня), затем на подцели второго уровня и т.д. Этап формирования цели подразумевает определение содержания цели (что должно быть достигнуто?), масштаб цели (в каком объеме должна быть достигнута цель?) и срок выполнения цели (за какое время должна быть достигнута цель?). В итоге менеджером создается графическая модель дерева целей. Каждая «ветвь» дерева описывает не способ достижения цели, а конкретный результат, выраженный каким-либо показателем.

Главный принцип построения дерева целей заключается в полноте редукции, т.е. каждая цель данного уровня должна быть представлена в виде подцелей следующего уровня таким образом, чтобы их совокупность полностью определяла понятие исходной цели. Исключение хотя бы одной подцели лишает полноты и меняет само понятие исходной цели. Второй принцип подразумевает независимость подцелей одного уровня между собой.

На иерархию целей прямое влияние оказывает организационная структура предприятия, чем сложнее структура предприятия, чем больше функций, которые оно выполняет, тем сложнее дерево целей. Цели, которые преследует любое предприятие можно разделить на следующие группы: экономическая, научно-техническая, социальная, производственная, маркетинг и финансы. Под экономической целью понимают получение прибыли от реализации продукции или услуг заданного объема и качества. Научно-технические цели направлены на обеспечение заданного научно-технического уровня продукции и услуг. За обеспечение выпуска планового объема продукции и оказания услуг заданного уровня качества отвечает производственная цель. Под социальной целью предполагается обеспечение предприятия кадрами, их эффективного использования, профессионального и социального развития. Маркетинг в свою очередь отвечает за реализацию исследований предпочтений клиентов в отношении товаров и услуг. И наконец, финансовая цель предполагает рациональное использование ресурсов и минимизацию издержек.

На следующем этапе осуществляется анализ дерева целей. Для реализации эффективного управления руководителю необходимо после формулирования целей и создания дерева целей, оценить степень их достижения. Это позволит руководителю контролировать и своевременно корректировать управленческие воздействия. Оценка степени достижения целей осуществляется с помощью соответствующего критерия. Критерий в свою очередь отвечает двум принципам: адекватность  адекватно отражает степень достижения цели и измеримость  критерий должен носить количественный характер.

Например, если целью банка является привлечение новых вкладчиков, то критерием будет число вновь привлеченных за истекшей полугодие вкладчиков. Для рационального использования дерева целей параллельно ему необходимо построить дерево критериев, с помощью которых оценивается степень достижения целей. Данная система критериев позволит более эффективно отслеживать ход реализации поставленных целей.

Заключительным этапом является контроль осуществления поставленных целей. Контроль может реализовываться с помощью плана-графика, где будут отражены фактическое выполнение работ [9, 10, 11, 4].

1.2.2 Требования к постановке целей организации

Для того чтобы цели, созданные при разработке стратегии или миссии предприятия, эффективно исполняли свое предназначение, они должны отвечать следующим параметрам:

1.   Комплексность, что подразумевает под собой понимание всех аспектов проблемной ситуации. Иначе тактика предприятия будет однонаправлена. Например, добиваясь увеличения качества предлагаемой продукции, можно упустить социальный фактор, такой как ценообразование, тем самым упустить из внимания наличие товаров для всех социальных групп и потерять значительную долю потребителей.

2.      Системность. Для эффективного достижения объектом поставленных целей необходимо предусматривать все составные элементы управления объектом.

.        Согласованность. Цели, которые ставит перед собой предприятие, не должны противоречить друг другу. При наличии у организации конкурирующих целей необходимо оптимально определить порядок их достижения.

.        Достижимость. Цели организации должны быть реальными при данной ситуации и существующих тенденциях ее изменения.

.        Конкретность исключает некой расплывчатости заданной цели, определяет четкие управленческие воздействия, последовательность конкретных мероприятий, обеспечивающих ее реализацию.

.        Гибкость. В случае изменения внешних или внутренних факторов необходима возможность корректировки цели организации.

.        Приемлемость. Сформулированный руководителем цели должны быть приемлемы как для тех, кто определяет деятельность объекта управления, так и для тех кому предстоит обеспечивать их достижение.

.        Измеримость. Цели должны иметь критерий степени их достижения. Только после оценки степени достижения поставленной цели, руководитель может принимать последующие управленческие решения.

.        Определенность во времени. Временной фактор в первую очередь используется при организации контроля выполнения принятых для достижения поставленных целей управленческих решений. [10].

Принцип формирования целей базируется на пяти из перечисленных требований: конкретность (Specific), измеримость (Measurable), согласованность (Agreeable, Accordant), достижимость (Realistic) и определенность во времени (Time bounded) и образуют так называемый принцип SMART.

Помимо выше перечисленных требований к постановке целей современный управленец должен уметь рационально распределить имеющиеся в распоряжении ресурсы организации и воспользоваться ими.

 

.2.3 Преимущества модели «дерева целей»

Прежде всего, стоит отметить, что данный метод является легко интерпретируемым, то есть он упрощает понимание решаемой задачи пользователем.

Вторым плюсом данной модели является ее наглядность, то есть руководитель может визуально оценить результаты достижения различных целей и выбрать наилучший их набор.

Высокая точность модели сопоставима с другими методами построения классификационных моделей, таких как статистические методы и нейронные сети.

Модель «дерево целей» позволяет извлекать правила из базы данных на естественном языке. Также данный метод дает возможность генерации правил в областях, где аналитику (эксперту) сложно формализовать знания. Следующим преимуществом является быстрый процесс обучения. Данный метод не требует подготовки данных. Прочие техники требуют нормализации данных, добавления дамми-переменных, а также удаления пропущенных данных.

Модель «дерево целей» является надежным методом. Метод хорошо работает даже в том случае, если были нарушены первоначальные предположения, включенные в модель.

 

2. Практический пример применения модели «дерева целей» на предприятии ЗАО «ТД» Оттава»

 

.1 Характеристика предприятия


Предприятие расположено в Приозерском районе Ленинградской области, поселке Сосново. Организация работает на основании Устава, по которому единственным владельцем акций является генеральный директор общества - Румянцева Татьяна Николаевна.

ЗАО «Торговый Дом «Оттава» было основано в 1993 году. Первоначально было образовано ИЧП «Оттава» во главе с директором - Румянцевой Т.Н. Предприятие занимается розничной продажей продуктов питания. История ЗАО «ТД Оттава» начиналась с торгового киоска, расположенного на территории привокзальной площади ж/д. «Сосново».

В 1995 году был приобретен участок земли в центре п. Сосново и расположенное на нем здание, требующее капитального ремонта. В том же году был открыт магазин, реализующий продовольственные товары, а так же проведена реорганизация ИЧП в Закрытое Акционерное Общество. В 1996 году возникла идея расширения. Началось строительство на базе основного здания, в результате чего были открыты два специализированных отдела-мясной и гастрономический (1997 г. и 1998 г. соответственно). Освободившееся помещение было отремонтировано и в канун 2000 года в нем был размещен вино-водочный отдел. В 2001 году фирма была переименована в «Торговый дом «Оттава». В 2003 году был открыт специализированный отдел «Фрукты-овощи». Кроме того, фирме принадлежит киоск «Хлебобулочные изделия», расположенный близ магазина.

В 2000 году ЗАО «ТД Оттава» был заключен договор с ООО «Санкт-Петербургская компания (ОРС) ОЖД МПС» об аренде участка земли, расположенного по адресу: ж/д ст. Сосново. До 2006 года на данной территории был расположен торговый комплекс по обслуживанию пассажиров. В 2006 г. в результате пожара здание торгового комплекса подверглось существенным разрушением и последующему демонтажу. В 2007 г. на этом месте началось строительство универсама.

марта 2009 г. в п. Сосново была торжественно открыта вторая торговая точка ЗАО «ТД Оттава» - универсам. На открытии присутствовали руководители поселения и ряд почетных гостей, произнесших официальные поздравления. Принципиально новая для волости форма обслуживания покупателей - самообслуживание, новейшее современное оборудование, фирменная форма обслуживающего персонала, широчайший ассортимент товаров на любой вкус и кошелёк - всё это стало достойным продолжением фирмы и новой ступенью развития. На площади 240 кв. метра покупателям предложено более 9000 наименований товаров (продукты питания и сопутствующие товары). Нельзя не отметить социальную значимость данного события - новое предприятие обеспечило трудоустройством 28 человек, а на сегодняшний день имеются ещё вакансии. При нестабильной финансово-экономической ситуации, в условиях кризиса, этот проект потребовал намного больше инвестиций, чем планировалось ранее. В целом в строительство и оснащение магазина было вложено более 12 млн рублей. Немало затрат потребовало благоустройство прилегающей территории, работы над которым на данный момент ещё ведутся. Уже существующее здание универсама является только частью торгового комплекса, строительство которого планируется в будущем.

В данный момент в центре поселка Сосново планируется дальнейшее строительство ещё одного торгового объекта - универсама с системой самообслуживания, которое было приостановлено в 2007 году.

Фирма хорошо зарекомендовала себя как у потребителей, так и поставщиков, включая крупные компании Санкт-Петербурга; пользуется их доверием и уважением. Ассортимент предлагаемой продукции является одним из достоинств магазина. При этом учитывается не только количество наименований товаров, но и их ценовая категория: здесь можно найти продукты как элитные, так и пользующие спросом у людей среднего достатка и ниже. Главный постулат торговли «покупатель всегда прав» и качество реализуемой продукции являются для фирмы важнейшими показателями, которым уделяется особое внимание. Вежливость продавцов, готовность порекомендовать продукцию или рассказать о ней, быстрое обслуживание, сглаживание или решение конфликтных ситуаций - все это является одним из достоинств и сильных сторон предприятия, выгодно отличающим его от конкурентов.

Торговый Дом стал «законодателем мод» и положительным примером в области торговли. Предприятие не только обеспечивает покупателей качественными товарами, но и создает некий очаг культуры в центре поселка, исполняя как социальную, так и культурную миссию. Фасад магазина и его внешнее оформление значительно выделяется на фоне других зданий поселка, привлекая внимание. В 2001 году появилась своя эмблема: орел, парящий на фоне солнца и сосен. Оформление торговых залов и доброжелательное отношение к каждому клиенту являются частью культуры фирмы. Сложившаяся корпоративная и организационная культура (требования соблюдения трудовой дисциплины, своевременное выполнение всех заданий, доброжелательные отношения между сотрудниками) помогают созданию благоприятного имиджа организации.

 

2.2 Сфера деятельности предприятия и ее организационная структура


ЗАО «Торговый Дом Оттава» занимается розничной продажей продовольственных товаров. Согласно уставу Общества (П. 3.3) осуществляются следующие виды деятельности:

·   розничная торговля хлебом, хлебобулочными и кондитерскими изделиями;

·   розничная и оптовая торговля фруктами, овощами и картофелем;

·   розничная торговля мясом, мясом птицы, рыбой, ракообразными и моллюсками, консервами из мяса и мяса птицы;

·   розничная торговля алкогольными и другими напитками  и табачными изделиями;

·   прочая розничная торговля пищевыми продуктами в специализированных магазинах.

В настоящее время ЗАО «ТД Оттава» имеет две торговые точки, одна из которых расположена в центре п. Сосново - магазин, вторая - универсам с системой самообслуживания, расположенный около ж/д «Сосново».

Покупателям ЗАО «ТД Оттава» представлен широкий ассортимент продуктов питания. При этом учитывается не только количество наименований товаров, но и их ценовая категория: здесь можно найти продукты как элитные, так и пользующие спросом у людей среднего достатка и ниже. «У нас должно быть все!» - один из неформальных девизов организации. Если перефразировать девиз автомобильной корпорации «Дженерал моторс», то для ЗАО «ТД Оттава» он прозвучит так: «Продукты для любых кошельков и любых лиц».

Магазин в центре поселка Сосново состоит из четырёх специализированных отделов: гастрономия, вино-водочный, овощи-фрукты, мясной. В гастрономическом отделе представлены следующая продукция: молочные продукция, колбасные и деликатесные изделия, кондитерские изделия, бакалея, сыры, крупы, мясные полуфабрикаты, замороженные овощи и другое. В вино-водочном отделе представлен широчайший ассортимент алкогольной продукции, табачные изделия, торты, безалкогольные напитки. Овощной отдел реализует фрукты, овощи, овощную консервацию, соки, сухофрукты. Одной из достопримечательностей магазина является аквариум, расположенный в мясном отделе. Здесь всегда можно приобрести живую рыбу (форель, осётр, карп). Кроме того представлена свежемороженая, охлаждённая и копчёная рыба, свежемороженое и охлажденное мясо, мясная и рыбная консервация. Так же ЗАО «ТД Оттава» принадлежит киоск, расположенный рядом с магазином, реализующий хлебобулочные изделия.

В открытом в 2009году универсаме была применена принципиально новая для волости форма обслуживания покупателей - самообслуживание. На площади 240 кв. метра покупателям предложено более 9000 наименований товаров (продукты питания и сопутствующие товары).

Штат сотрудников торгового дома состоит из 50 человек: директор, 4 заместителя директора, бухгалтер, 2 администратора торгового зала и обслуживающий персонал: продавцы, продавцы-контроллеры, фасовщики и другие.

ЗАО «ТД « Оттава» имеет линейную структуру управления, т.е. каждый сотрудник компании подчинен только одному руководителю и связан с вышестоящим органом через него.

 

.3 Анализ внешней и внутренней среды ЗАО «ТД «Оттава»


Любая организация находится и функционирует в рамках внешней и внутренней среды. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Внешняя среда организации бывает косвенного и прямого воздействия. Факторы косвенного воздействия - это политические факторы, факторы демографического, природного, научно-технического характера, социокультурные факторы, состояние экономики, международные события и другие факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них. Рассмотрим состояние экономики на текущий момент.

Состояние экономики: 2012-2013 годы охарактеризованы замедлением роста основных экономических показателей. Кризисные явления в мировой экономике и прежде всего в еврозоне нарастают, что влечет за собой падение спроса на российские энергоносители и сырье; бюджет перегружен неснижаемого характера бюджетными обязательствами, что сделало невозможным финансировать в должном объеме мероприятия по стимулированию внутреннего спроса; резко растет с начала 2013 года налоговая нагрузка на бизнес; региональные и муниципальные бюджеты «трещат по швам». Все эти факторы влияют на снижение покупательской способности потребителей, на рост производственных затрат и как результат на снижение прибыли торговых сетей.

Факторы прямого воздействия - это такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации: поставщики ресурсов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы; государственные органы; потребители; конкуренты; трудовые ресурсы.

Остановимся на главной проблеме сегодняшнего дня для предприятия ЗАО ТД «Оттава» на проникновении на рынок все большего числа конкурентов. До середины 2012 года, данное предприятие занимало лидирующие позиции в предоставлении продовольственных товаров потребителям Сосновской волости. Но ситуация резко изменилась, когда в регионе стали появляться один за одним супермаркеты таких торговых сетей, как Пятерочка, Полушка, Дикси, ориентированных на средний класс потребителя. Все это повлекло за собой потерю потребителей, как раз среди среднего и низшего класса. И с каждым днем становится труднее привлечь новых покупателей, а главное удержать старых. Все магазины, построены в непосредственной близости к центру волости и к магазину ЗАО ТД «Оттава», что также негативно влияет на распределение потребителей.

Трудовые ресурсы - это часть населения страны, располагающая совокупностью физических возможностей, знаний и практического опыта, необходимых для участия в процессе труда. Стоит заметить, что с трудовыми ресурсами в Сосновской волости тоже проблема. В основном сотрудники розничной торговли люди любой национальности (так как часто берут приезжих) и любого образования и даже без него. Следовательно, сотрудники приходят в компанию совсем без опыта и учатся всему на месте. Также присутствует фактор непонимания личной ответственности каждого сотрудника за достижение главной цели предприятия. Чаще всего работа сотрудника сводится к автоматической работе - «пришел, отстоял за кассой свои часы, и счастливый пошел домой», а уже о качестве самого обслуживания никто и не думает. Возможно, корень этой проблемы кроется в отсутствие строгой системы мотивации, так сказать системы поощрений и штрафов.

К показателям внутренней среды можно относят: производство; маркетинг и материально-техническое снабжение (МТС); финансовое управление, бухучет и отчетность; анализ персонала.

Маркетингу на предприятии ЗАО ТД «Оттава» уделяют значительное внимание. Торговый дом обладает своим узнаваемым среди потребителей логотипом, который расположен как на фасаде двух зданий магазинов, так и на фирменных пакетах. Но и здесь есть упущение, - отсутствие маркетинговых ходов, направленных на привлечение покупателей, например акции на социальные продукты, также необходимо прикладывать больше усилий по повышению информированности населения об услугах и проводимых акциях. В этой сфере необходима тщательная проработка, поскольку маркетинг одна из сильных сторон, появившихся на рынке конкурентов.

Организационная структура в торговом доме в неудовлетворительном состоянии. Очень большая текучесть кадров. Постоянными остаются только директор и зам директора. Хотя основную работу делают именно обслуживающий персонал. Персонал приходит необученным и вынужден учиться на месте. Проведение семинаров для сотрудников лишняя статья расходов и немалая, поэтому, как правило, они отсутствуют. Поэтому и возникают проблемы с качеством обслуживания, быстротой и вежливостью продавцов. В последнее время руководство старается набирать персонал с опытом, но слаженного коллектива не получается. Сотрудники долго не задерживаются.

2.3.3 Дерево целей ЗАО ТД «Оттава»

Исходя из анализа внешней и внутренне среды, формируются цели, которые необходимо достичь предприятию ЗАО ТД «Оттава». За генеральную цель (миссию) выбрано - «Удержание лидирующих позиций в условиях жесткой конкуренции», что обусловлено проникновением на рынок Сосновской волости большого количества торговых супермаркетов за последний год. Далее формируются цели следующих подуровней. Для реализации миссии предприятия выделено несколько ключевых пространств, в рамках которых определяются цели: маркетинг, ценовая политика, ассортимент и персонал.

Далее на рисунке (Рисунок 1.1) представлено сформированное для данного предприятия дерево целей.

Рисунок 1.1 - Дерево целей ЗАО ТД «Оттава»

Заключение


век динамично развивающейся среды и все большего воздействия ее на отдельные организации, определение цели (стратегической миссии) предприятия является важным элементом управления. Неверно выбранная цель снижает эффективность работу, как аппарата управления, так и всего предприятия в целом. Каждой цели должна соответствовать разработанная стратегия и система средств ее достижения. В процессе изменения условий внешней среды, которые анализируются и прогнозируются менеджерами, цели подвергаются корректировке, и выбираются соответственно новой отформатированной цели стратегия и ресурсы. Таким образом, любые изменения среды не являются неожиданными для организации, оно встречает их "вооруженное" адекватной стратегией. Все это заложено в основу целевого подхода в управлении.

Целевой подход в управлении - один из наиболее используемых подходов, он позволяет управленцу сконцентрироваться на достижимых целях и получить наилучшие при данных ресурсах результаты. УПЦ создает связь между стратегическим мышлением руководителей высшего звена и реализацией стратегии на более низких уровнях.

Несмотря на все явные преимущества, эта технология управления имеет много недостатков и препятствий при реализации. Также такой подход можно использовать не во всех организациях, что связано либо с характером их работы, либо не подходит данный этап в развитии организации, либо сотрудники не попадают под категорию тех людей, кто может правильно ставить цели. Но, если следовать рекомендациям по основным стадиям процесса постановки целей, можно преодолеть большее количество возникающих препятствий.

Не для всех организаций метод управления по целям будет одинаково успешен. Как и любой другой метод управления УПЦ обладает некоторым набором свойств, который в определенной мере гарантирует успешность его применения. И поэтому прежде чем применять метод целеполагания управления, необходимо сначала определить его эффективность на предполагаемом объекте и  затраты на реализацию этого подхода. Возможно, получится ситуация, когда целесообразнее будет применить другой подход или оставить прежнюю систему.

В заключении стоит отметить, что исследование выполнено автором в полном объеме. Работа отвечает основной цели, которую автор ставил перед собой во введении работы. В работе раскрыты основные понятия модели «дерева целей», обработаны методологические основы методы «дерева целей». В процессе исследования проведен анализ правил реализации модели, функций модели; описана сущность и содержание модели, принципы и методы оценки эффективности метода и приведен практический пример использования данной модели на предприятии ЗАО «ТД «Оттава».

Исходя из проделанной работы и практического примера, можно сделать вывод, что как минимум 50% успеха деятельности предприятия зависит от правильно сформулированных целей. Эффективная работа предприятия невозможна без целевых ориентиров.

Список литературы:


1. Батурин В.К. Общая теория управления: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Меджемент» / В.К. Батурин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 487 с.

2.      Васильев Ю.В. Теория управления: учебник. / Ю.В. Васильев, В.Н. Парахина, Л.И. Ушвицкий. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 608 с.

.        Гапоненко А.Л. Теория управления: учебник. / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. - М.: Изд-во РАГС, 2011. - 560 с.

.        Гусаков В.А. Ясная стратегия бизнеса / В.А. Гусаков. - М.: Вершина, 2009. - 360 с.

.        Друкер П. Эффективный руководитель / П. Друкер. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 240 с.

.        Друкер П. Эффективное управление / П. Друкер. - М.: Вильямс, 2008. - 224с.

.        Ивантер А. Дерево целей и дефицит средств. - Эксперт №7, 22-28 февраля 2010, - 46-53 с.

.        Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления: учебник / В.И. Кнорринг. - М.: Норма, 2009. - 544 с.

.        Коробко В.И. Теория управления: учебное пособие для студентов вузов, обучающих по специальности «Государственное и муниципальное управление» и «Менеджмент организации» / В.И. Коробко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 383 с.

.        Литвак Б.Г. Наука управления: теория и практика / Б.Г. Литвак. - М.: Дело, 2012. - 423 с.

.        Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения / Б.Г. Литвак. - М.: Дело, 2008. - 415 с.

.        Пригожин А.И. Современная социология предприятий / А.И. Пригожин. - М.: Интерпракс, 2008. - 372 с.

Похожие работы на - Целевой подход и целевой анализ в управлении. Понятие 'дерева целей' и правила его разработки

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!